Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Галина макарова биография личная жизнь фото дочерей и внуков


Галина Макарова

Наверное, не было в Советском Союзе семьи, в которой актрису Галину Макарову не считали бы родным человеком. Ее называли «всесоюзной бабушкой» за силу духа и щедрость сердца, за мудрые мысли, которые она доносила с экрана до зрителей. И в кино, и в жизни артистка оставалась искренней и честной.

Детство и юность

Актриса прославилась под именем, взятым по совету подруги, и фамилией, которую оставила от первого мужа. Галина Макарова – урожденная Агата Чехович, дочь офицера царской армии. Когда отца арестовали и посадили на 5 лет в тюрьму, уже при советской власти, родственники со страху уничтожили документы. Потому и дата рождения – декабрь 1919-го – тоже придумка артистки. Галина вообще считала, что она старше на 3 года, но документальных подтверждений не нашлось.

Галина Макарова в молодости

Агата – вторая из 4 сестер. Фёкла работала в шахте, Александра - воспитателем в детском саду, Янина – гримером на киностудии.

В 16 лет Агата уехала из родного села Старобин в Минск, работала прислугой в состоятельных семьях, санитаркой. С детства девочка отличалась заводным, задиристым характером. В городе увлеклась верховой ездой, метала копье на стадионе и даже освоила мотоцикл – в 1937-м стала чемпионкой Белоруссии по мотокроссу.

По протекции отца подруги, чиновника со связями, Чехович взяли в студию при Первом Белорусском драмтеатре. Там она и стала Галиной, поскольку Агата, по мнению будущей коллеги Валентины Семенюк, было простовато для актрисы. Заодно девушка поменяла и фамилию на девичью мамину Апанащик.

Галина Макарова - чемпионка Беларуси по мотокроссу 1937 года

По воспоминаниям дочери и внуков, Галина Климентьевна обожала детей, и своих, и чужих. В молодости как-то купила мороженое целому классу, который встретила на улице, просто потому, что захотела порадовать малышей. Могла привести в дом совсем незнакомых людей, если видела, что они нуждаются в помощи.

В театре Макарову задействовали в разноплановых ролях – от кикимор до шекспировской классики, и к каждой актриса подходила с выдумкой, чтобы зрители запомнили ее игру. Специально для Галины драматург Андрей Макаёнок написал пьесу «Лявониха на орбите» и в ультимативной форме потребовал, чтобы главного персонажа отдали именно Макаровой. В противном случае спектакль не поставят. И режиссёр уступил.

Фильмы

По-настоящему серьезную кинематографическую биографию Макарова начала поздно, на 6-м десятке лет, хотя дебютировала еще в 1958 году в мелодраме «Счастье надо беречь». В дальнейшем к Галине обращались режиссеры в поисках той, кто воплотит на экране добрую и душевную женщину, умудренную жизненным опытом. Или наоборот – принципиальную и прямую, которая за словом в карман не лезет.

Галина Макарова в фильме «Счастье надо беречь»

Такими стал режиссерский проект Елены Цыплаковой «На тебя уповаю» (нянечка в детском доме), драма Александра Итыгилова «Свидание» (мать персонажа Ольги Матешко), картина Леонида Менакера «Молодая жена» (бабушка героини Анны Каменковой).

Всесоюзная слава пришла к актрисе с драмой Сергея Микаэляна «Вдовы», в которой Макарова сыграла главную роль вместе с Галиной Скоробогатовой. По сценарию героини, потерявшие на войне мужей, ухаживали за могилами неизвестных бойцов. Когда в селе торжественно установили памятный монумент, о бабушках в пылу празднования позабыли.

Галина Скоробогатова и Галина Макарова в фильме «Вдовы»

Фильм 2 года не выпускали в прокат – слишком уж реалистичным оказался. Добро дал сам генеральный секретарь Леонид Брежнев. После премьеры и слов лидера страны о том, что о вдовах войны надо лучше заботиться, в СССР увеличили пенсии.

Персонаж актрисы по прозвищу Гоголиха в киноповести «Родное дело» помог герою в исполнении Геннадия Егорова понять, в чем ценность малой родины и живущих там людей, проявить незаурядный характер и перестать обманывать самого себя.

В драме «Штормовое предупреждение» героиня Макаровой – одна из немногих, кто не теряет головы в опасной ситуации. Не уступили в личном мужестве и персонажи Валентины Талызиной, Алексея Жаркова и Натальи Егоровой.

Галина Макарова в фильме «Штормовое предупреждение»

Лента «Дело для настоящих мужчин» рассказывала об опасном наследии Второй мировой: в городе обнаружен склад боеприпасов, и население надлежит эвакуировать. Персонаж Галины – пожилая женщина, отказывающаяся покидать дом даже под страхом гибели.

Лирическая картина «Белые росы» подарила Макаровой еще один материнский образ, на этот раз экранной дочерью артистки стала Наталья Хорохорина, сыгравшая бойкую почтальоншу. Девушку в качестве невесты для сына присмотрел герой Всеволода Санаева.

Галина Макарова в фильме «Белые росы»

С Натальей Галина снимется еще в приключенческом фильме «Неизвестный солдат» по повести Анатолия Рыбакова. У актрис будет одна роль на двоих, только по сюжету между ними пройдет полвека. Героиня Хорохориной живет в 1942 году, Макаровой приходится вновь вспоминать о войне, рассказывая о пережитом молодому поисковику.

В психологической ленте «Кафедра» актриса перевоплотилась в немногословную хранительницу покоя старого профессора, много лет проработавшего в научном институте. Забавные персонажи достались Галине и Стефании Станюте в комедии «Не ходите, девки, замуж». В фильме задействованы звезды советского кино Вячеслав Невинный и Татьяна Догилева, Юрий Назаров и Нина Русланова. Камео исполнил Валерий Леонтьев.

Галина Макарова в фильме «Не ходите, девки, замуж»

В 1985-м Галина снялась в психологической драме «Противостояние» о военном преступнике, на след которого милиция выходит благодаря случайному стечению обстоятельств. Макарова сыграла родственницу одной из его жертв.

От предложений играть мам и бабушек Галина Макарова не отказывалась, но такая однотипность актрису огорчала. Увидев однажды Римму Маркову в характерном образе игуменьи в историческом фильме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!», призналась, что тоже мечтает о подобном материале.

Личная жизнь

С первым мужем Иваном Макаровым Галина познакомилась в 1939 году в театре. Кадровый офицер был поклонником молодой актрисы. Супруги переехали в Москву. В апреле 1941-го родился сын Эдуард. С началом войны Иван ушел на фронт, а Галина отправилась в эвакуацию.

Галина Макарова и ее первый муж Иван Макаров

В 1944 году артистка вернулась в столицу, к родителям мужа, получила место в театре имени Вахтангова. Но личная жизнь дала трещину – Макаров приехал с фронта не один, а с той, кого в армии называли «полевая походная жена», и сразу подал на развод. К тому же мужчина не поверил, что Галину пригласили играть на московской сцене. Обидевшись, актриса уехала в Минск, устроилась в родном театре. Тем не менее, с семьей Ивана она общалась всю жизнь, сын жил то с матерью, то с отцом.

Второй супруг Макаровой – коллега по Белорусскому драматическому театру Павел Пекур. В 1951 году появился общий ребенок – дочь Татьяна. Будучи замужем, Галина так и не забыла первую большую любовь. По словам Татьяны, ее отца актриса уважала и ценила, но по-настоящему искренние и глубокие чувства испытывала только к Ивану, о чем позднее и сказала дочери.

Галина Макарова со вторым мужем Павлом Пекуром и дочерью Татьяной

Макарова к собственной известности относилась совершенно спокойно. Павла также нисколько не смущало, что он находится как бы в тени жены. Несмотря на занятость, оба старались вложить как можно больше в детей. Татьяна ходила в музыкальную школу, занималась фигурным катанием, стала чемпионкой республики по легкой атлетике. Окончила институт иностранных языков и режиссерские курсы, 30 лет посвятила телевидению.

Эдуард после университета имени Баумана продвинулся по партийной линии, работал помощником Михаила Горбачева.

Смерть

Свободное время Галина Макарова проводила на любимой даче, в 30 км от Минска. Там актриса разбила огород, в невероятных объемах выращивала цветы. Шутила, что, если бы не творческая профессия, стала бы председателем колхоза, настолько нравилось копаться в земле и следить за всходами.

Могила Галины Макаровой

В сентябре 1993 года Макарова, отметив день рождения внука Егора, вновь уехала на дачу, где и умерла. О причинах смерти родные не сообщали. Похоронили актрису в Минске, на Восточном кладбище, ставшем местом упокоения выдающихся представителей белорусского народа.

Фильмография

  • 1965 – «Альпийская баллада»
  • 1976 – «Вдовы»
  • 1978 – «Молодая жена»
  • 1979 – «Родное дело»
  • 1981 – «Штормовое предупреждение»
  • 1982 – «Кафедра»
  • 1983 – «Белые росы»
  • 1984 – «Неизвестный солдат»
  • 1985 – «Берега в тумане»
  • 1985 – «Не ходите, девки, замуж»
  • 1985 – «Противостояние»
  • 1987 – «К расследованию приступить»
  • 1991 – «Выживший»
  • 1992 – «Белые одежды»
  • 1992 – «На тебя уповаю»
Page 2

24smi.org

Галина Климентьевна Макарова

Галина Макарова носила звание «всесоюзной бабушки» и очень гордилась им. Она была мудрой, сильной духом и щедрой душой. Вместе со своими экранными персонажами она приходила в каждый дом, и оставляла там частичку своей искренности и честности.

Настоящая слава и всесоюзная любовь пришли к актрисе Галине Макаровой после выхода картины «Вдовы». На тот момент ей уже исполнилось 57 лет.

Детство и юность

Родилась Галина Макарова 27 декабря 1919 года в белорусском поселке Старобин. На момент рождения ее звали Агата Чехович, имя она сменила сама, а фамилия Макарова ей досталась от первого супруга. Отец Климентий Чехович был офицером в царской армии, во время Первой мировой войны проходил службу в ставке царя. В 30-х годах его арестовали, а семья уничтожила все документы, доказывающие их родство. Год рождения Галины тоже не соответствует действительности, предположительно, она родилась в 1916-м.

На фото Галина Макарова в молодости

Кроме нее в семье подрастали еще три дочери – Фёкла, Саша и Янина. В возрасте шестнадцати лет Агата переехала в Минск и нашла работу прислуги, а потом санитарки. У нее был веселый, заводной характер, любое дело спорилось в руках. Девушка с удовольствием постигала все новое и недоступное ранее – метание копья, конный спорт, вышивку, мотокросс. В 1937 году она победила в чемпионате Белоруссии по этому виду спорта.

У одной из ее подруг отец занимал достаточно высокий пост, и именно он похлопотал, чтобы Агату взяли в театральную студию, которую организовал Первый Белорусский драмтеатр. По совету коллег она изменила имя на Галина, и записалась под маминой фамилией Апанащик.

Ей доверяли самые разные роли – от сказочных героинь до классических, и в каждой из них она выкладывалась на полную силу. Однажды известный драматург Андрей Макаёнок принес в театр пьесу под названием «Лявониха на орбите», и сказал, что в роли главной героини видит только Макарову, иначе вообще не даст согласие на ее постановку. Пришлось уступить, и Галина вышла на сцену в образе, написанном специально для нее.

Фильмы

Кинематографическая биография актрисы началась в 1976 году, когда она разменяла шестой десяток. Хотя впервые ее пригласили на съемочную площадку еще в 1958-м, в картину «Счастье надо беречь». В глазах режиссеров она стала той актрисой, которая легко перевоплощается в добрых и мудрых женщин, или прямых и принципиальных, привыкших отстаивать свою правоту. Именно в таких образах она появилась в лентах «Свидание», «На тебя уповаю», «Молодая жена».

Галина Макарова в фильме «Вдовы»

Настоящая слава и любовь настигли актрису после проката картины «Вдовы», снятой режиссером Сергеем Микаэляном в 1976 году. Партнершей Макаровой по этому проекту стала Галина Скоробогатова.

Целых два года картина пылилась на полке, власти решили, что такие реалии лучше не показывать зрителям. Ее пустили в прокат по личному распоряжению Брежнева, который сказал, что вдовы заслуживают лучшей участи. После этого пенсионеры даже стали получать повышенную пенсию.

Затем она сыграла умудренную жизненным опытом Гоголиху в ленте «Родное дело», в картине «Штормовое предупреждение» ее героиня не растерялась в трудный момент и нашла выход из создавшейся ситуации.

В фильме «Дело для настоящих мужчин» актриса сыграла пожилую женщину, которая не хочет бросать свой дом, даже несмотря на угрозу ее жизни.

Галина Макарова в фильме «Белые росы»

В ленте «Белые росы» Макарова сыграла маму девушки-почтальона, которую воплотила на экране актриса Наталья Хорохорина. Главную роль в этой ленте сыграл Всеволод Санаев.

Немного погодя они снова пересеклись с Хорохориной, на этот раз в картине «Неизвестный солдат». Они сыграли одну и ту же героиню, только в разницей пятьдесят лет.

Затем ее фильмография пополнилась картиной «Кафедра», где актриса сыграла молчаливую домработницу пожилого профессора, отдавшего всю свою жизнь научному институту. Потом в копилке ее работ появилась комедия «Не ходите, девки, замуж», где ей довелось встретиться на съемочной площадке с Татьяной Догилевой, Вячеславом Невинным, Ниной Руслановой, Юрием Назаровым.

В 1985 году Галину Макарову пригласили на съемки фильма «Противостояние». Милиция долго разыскивала военного преступника, пока случайно не вышла на его след. Галине досталась роль родственницы одной из пострадавших от рук преступника.

Галина Макарова в фильме «Противостояние»

Почти в каждом проекте актриса играла если не маму, то бабушку, и даже не думала отказываться, хотя постепенно сложившееся амплуа начало ее немного огорчать. Когда она посмотрела картину «Гардемарины, вперед!», где образ игуменьи воплотила на экране ее ровесница Римма Маркова, то сказала, что всегда хотела бы сыграть характерную героиню.

Своего первого мужа Ивана Макарова Галина встретила в родном театре. Он был кадровым офицером, и девушка влюбилась в него с первого знакомства. Они поженились в 1939 году, уехали в Москву. В 1941 году супруги стали родителями сына Эдуарда. С первых дней войны муж ушел воевать, а Макарова эвакуировалась.

Галина Макарова с первым мужем Иваном Макаровым

В Москву она вернулась в 1944-м, и поселилась у родителей супруга. Ее взяли на службу в театр им.Вахтангова. И тут в ее личной жизни наступили кардинальные перемены. Иван вернулся с войны, и привез с собой новую жену. Именно он стал инициатором развода, к тому же обидел Галину своим недоверием по поводу ее новой работы в московском театре. Макарова недолго думала, забрала сына, и уехала обратно в Минск. Там ее снова взяли на работу в родной театр. Однако женщине хватило мудрости сохранить с мужем и его семьей нормальные отношения, и часто сын Эдуард жил у него.

Второй раз Макарова вышла замуж за Павла Пекура, коллегу по театру в Минске. В 1951-м актриса снова стала мамой, у них родилась дочка Татьяна. Галина с большим уважением относилась к своему второму супругу, но любовь к Ивану она пронесла через всю свою жизнь.

Галина Макарова с Павлом Пекурой и ребенком

У Галины абсолютно отсутствовала звездная болезнь, да и супруг не особо переживал, что жена добилась больших результатов, чем он. Они старались дать своим детям все, чего сами были лишены в детстве. Таня занималась в музыкальной школе, ходила на фигурное катание и легкую атлетику. Девушка победила в чемпионате Белоруссии по этому виду спорта. После школы училась в инязе и на режиссерских курсах. На протяжении тридцати лет работала на телевидении.

Эдуард окончил университет им.Баумана, занялся политикой и был одним из помощников Михаила Горбачева.

Смерть

Макарова очень любила возиться на своей даче под Минском. У нее был огород и невероятное количество цветов. Ей очень нравилось это занятие, и при любой возможности актриса «сбегала» на дачу.

Могила Галины Макаровой

Там же она и умерла 28 сентября 1993 года. Что послужило причиной смерти, так никто и не узнал, родственники не разглашали эту информацию. Местом ее упокоения стало Восточное кладбище в Минске, где белорусы хоронят самых знаменитых своих земляков.

Избранная фильмография

  • 1958 — Счастье надо беречь
  • 1965 — Альпийская баллада
  • 1972 — После ярмарки
  • 1976 — Вдовы
  • 1980 — Атланты и кариатиды
  • 1981 — Фруза
  • 1981 — Штормовое предупреждение
  • 1985 — Берега в тумане
  • 1985 — Мама, я жив
  • 1985 — Противостояние
  • 1992 — Белые одежды
  • 1992 — На тебя уповаю
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Макаровский клан

Для нескольких поколений белорусов актриса Галина Макарова стала воплощением простой белорусской женщины — подруги, мамы, бабушки.

Она была народной не только по званию, но и по сути, настолько органичными, естественными, родными представали героини в ее исполнении на сцене и на экране. В фильме «Мама», снятом к 90-летию народной артистки БССР и СССР Галины Макаровой, есть кадры, где она ничего не произносит, просто молчит. Но ее лицо, ее глаза такой выразительности, что, кажется, можно смотреть бесконечно.

Как Агата Чехович становится Галиной Макаровой

Вообще-то родители назвали ее не Галиной, а Агатой. И в Минск из родного Старобина в 16 лет она приехала именно под этим именем. Отец Агаты — офицер царской армии Климентий Чехович — в первую мировую войну служил в ставке царя. Он не принял советскую власть, воевал в армии Деникина, дошел до Крыма, но не эмигрировал, потому что в Старобине остались жена и четыре дочери. В 1921 году Климентия Владимировича осудили, и 5 лет он провел в тюрьме. Спасло вмешательство заступников из числа тех, кому Чехович в свое время спас жизнь и кто уже занимал солидные партийные посты. Его освободили. Но клеймо «лишенца» осталось: это означало для него и членов семьи отказ в праве на работу, поступление в институт, получение продуктовых карточек.

Отец Галины Макаровой — Климентий Чехович

Жили очень бедно. И в 16 лет Агата подается в Минск. Устраивается домработницей, позже санитаркой. Голосистая, музыкальная девушка участвует в самодеятельности и пробует поступить в студию Первого белорусского драматического театра (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы). Однако ее не принимают. Неизвестно, как сложилась бы судьба Агаты Чехович, если бы не участие влиятельного отца ее приятельницы, который сказал студийному начальству: «Проморгаете такой талант, сами потом пожалеете». И со второй попытки уже под фамилией матери — Апанащик — Агата добивается своего. В студии девушка меняет и свое имя — становится Галиной.

— Мама была спортивной, азартной, отважной, — говорит ее дочь Татьяна Пекур-Костюнина. — В молодости занималась легкой атлетикой, конным спортом, метала копье, была чемпионкой республики по мотокроссу 1937 года. Всегда со смехом вспоминала, как однажды на мотоцикле въехала в витрину магазина. Потом жестко экономила на всем, чтобы компенсировать нанесенный ущерб.

Галина Макарова чемпионка республики по мотокроссу 1937 года.

В 1939 году Галина влюбляется в офицера Ивана Макарова и выходит за него замуж. Так появляется Галина Макарова. Она оставляет театр (к этому времени ее уже принимают в труппу) и уезжает с супругом в Москву. В апреле 1941-го у Макаровых рождается сын Эдуард. Когда начинается война, Иван Семенович уходит на фронт, а Галина отправляется с малышом в эвакуацию.

Слева направо — Галина Макарова, первый муж Иван Макаров, его родная сестра

В 1943 году Галина Климентьевна с сыном уже опять в Москве, у родителей мужа, и они вместе с нетерпением ждут Ивана Семеновича. И супруг возвращается с фронта живой и здоровый, но… с новой женой. После развода Галина Макарова могла бы остаться в Москве: ее готовы были взять в театр имени Е. Вахтангова. Но случайно столкнувшись на Тверской со скульптором Заиром Азгуром, она узнает, что Купаловский театр уже вернулся из эвакуации в Минск. И она отправляется в Белоруссию.

Галина Макарова с сыном Эдуардом

Запомните ее такой

С бывшим супругом Галина Макарова продолжала общаться всю жизнь. И близкие утверждают, что именно Ивушка (так ласково называла Ивана Макарова Галина Климентьевна) оставался самой большой любовью в ее жизни. Сын Эдуард жил на два города — то с мамой в Минске, то у бабушки и дедушки по отцовской линии в Москве. Своего второго мужа, актера Павла Пекура, Галина Макарова встретила в театре. В 1951 году у них родилась дочь Татьяна.

Галина Макарова с мужем Павлом Пекуром и дочерью Татьяной

Невзирая на занятость, Галина Климентьевна всегда находила время для детей, старалась дать им то, чем была обделена в детстве.

— Мама помогала ставить спектакли в школе № 50, где я училась, — рассказывает Татьяна Павловна. — В одной из постановок она даже играла кикимору. Помимо обычной школы я занималась в музыкальной по классу фортепиано. К слову, сольфеджио мне преподавал композитор Евгений Тикоцкий, наш сосед по дому. Никогда не забуду, как домой принесли шикарное пианино. Этот трофейный инструмент из Германии привез отец актрисы Маргариты Гладунко, и мама для меня его купила. От переполнявшего меня счастья я бросилась на пол и каталась по нему.

В гости порой приходили известные люди, играли в карты, общались, смеялись. У Галины Макаровой сложились теплые отношения со Стефанией Станютой, актрисой Малого театра Галиной Скоробогатовой (с ней она снималась в кинофильме «Вдовы»), Любовью Соколовой. Но очень близких подруг у нее не было. Хотя если у кого-то из коллег случались неприятности, они всегда могли рассчитывать на ее поддержку. Иногда она приводила домой даже незнакомых людей: выслушивала, кормила, помогала, если они в чем-то нуждались. Чужих проблем, как и людей, для нее не было. Однажды артисты Купаловского театра возвращались с выездного спектакля и по дороге увидели перевернутый военный автомобиль. Оказалось, произошла авария. Серьезно пострадал офицер. Кровоточащую рану сильно забила грязь. Как бывшая санитарка, Галина Макарова сразу оценила степень опасности: если рану немедленно не продезинфицировать, может начаться гангрена. Аптечки ни у кого с собой не оказалось. И тогда Галина Макарова стала ртом вытягивать грязь и выплевывать ее…

Народная артистка БССР и СССР, она была напрочь лишена ощущения собственной исключительности, отличалась редкой скромностью, страшно не любила ходить по высоким кабинетам и что-то просить.

— Только дважды мама согласилась на это, и то потому, что я и брат ее очень просили, — признается Татьяна Павловна. — Первый раз, когда я вышла замуж, у меня уже родилась старшая дочь. Впятером стало тесновато в двухкомнатной квартире. Тогда она походатайствовала о дополнительной жилплощади, и нам с мужем дали отдельную квартиру. А второй раз для Эдуарда мама попросила разрешение на приобретение машины.

— Она отдавала себя полностью театру, семье, людям, — продолжает Татьяна Павловна. — Не умела любить себя. Я часто ей повторяла: «Мама, ты известный человек. Тебя узнают на улице. Надо больше уделять внимания внешности». Иногда она уступала моему давлению: приобретала какие-то статусные добротные вещи. Но было видно: это совсем не то, что доставляет ей настоящую радость.

Когда очень уставала, Галина Климентьевна любила уединение и тишину. С удовольствием вышивала. А еще обожала трудиться на даче, высаживать цветы, смотреть, как они распускаются. Одних пионов у нее росло кустов 100. В Минске во дворе своего дома Галина Климентьевна посадила клены, разбила клумбу. Ставила летом на балконе раскладушку и ночевала там — караулила, чтобы никто не срезал ее тюльпаны.

Павел Пекур: поддержка и опора

Заслуженный артист БССР Павел Пекур, исполнявший преимущественно роли второго плана, был очень интересным, глубоким актером. Он мог бы сделать в искусстве гораздо больше. Но однажды на съемках картины о войне после взрыва толовой шашки его засыпало землей. Это привело к проблемам со слухом. Пришлось преждевременно уйти из театра.

Находясь несколько в тени своей знаменитой супруги, Павел Алексеевич искренне радовался ее успехам, гордился ею. Лидерство Галины Климентьевны не вызывало у мужа раздражения.

Галина Макарова и Павел Пекур в спектакле «Молодая гвардия»

Как-то Андрей Макаёнак признался, что из всех актрис Купаловского театра мог бы жениться только на Галине Макаровой и только потому не делает попыток за ней приударить, что очень уважает Павла Пекура.

— Мама была импульсивной, эмоциональной, а папа отличался спокойным характером, — вспоминает Татьяна Павловна. — Я родилась, когда ему было 42 года, и он не чаял во мне души; иначе, как Танюшкой, не называл. Помню, как читал мне на ночь сказки, покупал кукол. Потом так же баловал внучку, мою старшую дочь Настю. Только когда по телевизору начиналась трансляция футбольных или хоккейных матчей, папа просил его не отвлекать. Еще он любил рисовать. Все вышивки мама выполняла по его рисункам.

Незадолго до смерти Павел Алексеевич стал рассказывать дочери о своей семье. И тогда Татьяна Павловна впервые услышала, что ее прадед по отцу — немец Карл Эльсберг, фабрикант из Вильнюса. Его жена — урожденная Кондэ Марквот Ренгартен. Их дочь Мария Карловна вышла замуж за адвоката Алексея Пекура, но умерла молодой.

Родители Павла Пекура

Тогда Алексей Данилович с детьми — Аркадием, Георгием, Павлом и Татьяной — уехал в Нижний Новгород. Когда Алексея Пекура репрессировали, его троих сыновей и дочь забрала в Одессу тетя Люба. Но вскоре она умирает. Ее муж Кирилл остается один со своими двумя дочерьми и детьми Пекур. Мужчина вынужден определить братьев и сестру Пекур в специальный интернат для немецких детей, не предполагая, что их ждет. В 1937 году Аркадий и Татьяна подвергаются репрессиям.

(слева направо): Аркадий, Георгий, Татьяна, Павел

Георгию, который в то время работал в Минске инженером, удалось избежать ареста. Он уезжает в Казахстан. А Павел Пекур за несколько лет до этих событий оказывается в Минске у своего дяди Николая, который устраивает его кочегаром на ликеро-водочный завод. В свободное время Павел посещает актерские курсы. В 1932 году его берут в труппу Первого белорусского драматического театра.

— Сегодня я занимаюсь генеалогией семьи и нахожу новые интересные сведения и о маминых, и о папиных предках, — делится Татьяна Павловна. — Храню родительскую переписку. Читаю их письма и не перестаю восхищаться. Люди прошли через такие испытания, но остались трогательными, чистыми, добрыми. Я никогда не слышала в доме сплетен, осуждений. Главное, чему они меня научили, — это терпимость к людям, умение прощать, не таить злобу и ненависть в сердце.

В лучах славы

Первый заметный успех в театре к Галине Макаровой пришел в 1954 году после исполнения роли Марии Кирилловны в спектакле «Извините, пожалуйста!» по пьесе Андрея Макаёнка. Драматургу так понравилась актриса Макарова, что свою Лужку в пьесе «Лявониха на орбите» он писал специально для нее. Когда роль захотели отдать другой актрисе, Макаёнак пригрозил увезти пьесу в Москву и поставить там. Лужка стала звездной ролью Галины Макаровой. Последующие постановки театра по произведениям Андрея Егоровича редко обходились без участия Галины Макаровой: она играла в «Святой простоте», «Таблетке под язык», «Трибунале».

Кинематограф полюбил Макарову поздно. Широкую известность она получила, сыграв Александру Громову в фильме ленинградского режиссера Сергея Микаэляна «Вдовы» в 1976 году. Актрисе уже было 57 лет. С тех пор она не переставала сниматься. Запомнились ее работы в картинах «Сад желаний», «Осенние сны», «Белые росы», «Альпийская баллада», «Прощание славянки», «Молодая жена», «Время выбрало нас», «Последний побег», «Не ходите, девки, замуж», «Противостояние».

Она удостоилась звания народной артистки БССР, а потом и народной артистки СССР. На второе звание никак не рассчитывала, поскольку была беспартийной.

— Помню, папа выходит из дома, в руках держит газету «Известия» и кричит: «Галка, тебе присвоили звание народной СССР», — говорит Татьяна Пекур.

Славу Галина Макарова восприняла спокойно. Казалось, в ее жизни ничего не изменилось. Она так же ходила за продуктами в магазины и на рынок, ездила в общественном транспорте и мечтала о новых ролях.

— Мама огорчалась тому, что ее «заштамповали»; она устала от ролей простых женщин, — признается Татьяна. — Ведь в молодости играла в пьесах Шекспира, в русской классике. Она хотела для себя масштабной исторической роли. Глядя фильм «Гардемарины, вперед!», где игуменью Леонидию исполняет Римма Маркова, вздыхала: «Ну почему мне не предлагают такой материал?»

Макаровский клан

Галина Климентьевна никогда не прерывала отношений со своими сестрами. Старшая Фёкла обос­новалась в Украине и работала на шахте. Александра трудилась воспитательницей в детском саду в Уральске. Янина устроилась гримером на киностудию «Беларусьфильм». Янина Климентьевна, к слову, жива, но тяжело болеет. А поскольку детей у нее с мужем не было, то сегодня она на попечении Татьяны Павловны.

Слева направо: сестра Александра, дочь Татьяна, племянница Татьяна (дочь Александры), Павел Пекур, Галина Макарова

Сама Татьяна Павловна помимо занятий музыкой со школьных лет занималась плаванием, фигурным катанием. Серьезных успехов достигла в легкой атлетике — была чемпионкой БССР по легкоатлетическому многоборью. Окончила иняз (МГПИИЯ, ныне МГЛУ), режиссерские курсы. Более 30 лет работала на БТ.

Старший сын Галины Макаровой Эдуард живет в Москве. Окончив МВТУ (сегодня МГТУ) имени Н. Баумана, связал жизнь с партийной работой. Был референтом у Михаила Горбачева. Уйдя на пенсию, Эдуард Макаров организовал небольшую мастерскую по изготовлению дачного инвентаря. А еще он прекрасно готовит. Когда родственники встречаются в Москве или Минске, то стол накрывает обычно Эдуард Иванович. У него трое детей и трое внуков. Один из сыновей Эдуарда Макарова, Иван, стал звукорежиссером. Вообще творческое начало отличает всех внуков и правнуков Галины Климентьевны. Продолжить актерскую династию хотела старшая дочь Татьяны — Анастасия.

— В детстве бабушка часто брала меня в театр (я отлично знала весь репертуар Купаловского) и на съемки, — рассказывает Анастасия. — Я снималась в эпизодах в фильмах «Деревья на асфальте», «Время выбрало нас», «Лучше быть красивой и богатой». После школы поступала в Белорусский театрально-художественный институт, но провалилась. Было обидно, но бабушка, узнав о моей неудаче, совершенно не расстроилась.

В результате Анастасия, как и ее мама, окончила МГЛУ; работала в туристическом агентстве. Сегодня живет на две страны — Беларусь и Израиль, воспитывает детей — Надежду и Павла. Обожает выращивать цветы, как и бабушка.

Галина Макарова с внучкой Настей

Сын Татьяны Егор уехал в Москву и трудится там в качестве актера, продюсера, режиссера. За месяц до смерти Галины Климентьевны (умерла на даче 28 сентября 1993 года) у Татьяны родилась младшая дочь, которую назвали Агатой. Сегодня Агата живет в Нью-Йорке. Она окончила Восточный Мичиганский Университет по специальности «электронные масс-медиа», а теперь поступила на актерские курсы.

— Бабушка навсегда осталась особенным человеком, — отмечает Анастасия. — Для меня главным качеством в ней оставалась ее подлинность. Она была настоящей! И все мы училась у нее не фальшивить; не казаться, не во­ображать себя кем-то, а быть собой.

Среди наследников Галины Макаровой нет тех, за кого пришлось бы краснеть. Все они и сегодня чувствуют порой в своей жизни незримое присутствие этой удивительной женщины. И, несмотря на разные фамилии, называют себя макаровским кланом.

Фото Тамары Хамицевич и из архива Татьяны Пекур-Костюниной

Еще материалы проекта:

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Четыре поколения хореографов

minsknews.by

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Круг любви Галины Макаровой

В театре она стала примой благодаря пьесам Андрея Макаёнка. В кино получила известность на весь СССР после выхода на экраны фильма «Вдовы». Казалось, ей очень везет. Но и драм в ее жизни тоже хватало. О возвышенной и земной любви легендарной Галины Макаровой в беседе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» вспоминает ее дочь Татьяна Костюнина.

С внуком Егором

27 декабря 2019-го исполнится 100 лет со дня рождения народной артистки БССР и СССР Галины Макаровой. Сама Галина Климентьевна признавалась: записанная в документах дата неточна, она старше. Поэтому, не дожидаясь официального юбилея, решили вспомнить об этой замечательной женщине в начале года.

Агата Чехович по прозвищу Бубен

— Известно, что ваша мама родилась в Старобине и звали ее Агатой Чехович. Что она вспоминала о своем детстве?

— Любила рассказывать о своем первом наставнике Хаиме Ицковиче, который научил ее играть на аккордеоне и говорить на идише: «Да здравствует Октябрьская революция!» Мама участвовала в местной художественной самодеятельности. У нее было прозвище Бубен из-за неугомонности, голосистости, энергичности.

— Это и побудило стать актрисой?

— В Минск она поехала в 16 лет, чтобы поступить в студию Первого Белорусского драматического театра (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы). Но из-за семейного клейма ее туда не приняли: отец мамы — офицер царской армии Климентий Чехович — во время Первой мировой войны служил в ставке царя. Он не принял советскую власть, воевал в армии Деникина, дошел до Крыма, но не эмигрировал: не мог оставить жену и четырех дочерей, которые дожидались его в Старобине. В 1921 году Климентия Владимировича осудили, и пять лет он провел в тюрьме. Освободили деда только благодаря вмешательству солидных партийцев из числа тех, кому он в свое время спас жизнь. Тем не менее, клеймо лишенца осталось: это означало для него и членов семьи отказ в праве работать, поступать в институт, получать продуктовые карточки.

Татьяна Костюнина. Фото Тамары ХАМИЦЕВИЧ

— Что же все-таки открыло перед Агатой Чехович двери в театр?

— Счастливый случай. Не поступив в студию, мама устроилась в Минске домработницей, позже — санитаркой в больницу. Помогала семье материально, свободное время посвящала самодеятельности и спорту. У нее появились в столице друзья. Влиятельный отец одной приятельницы обратил внимание на одаренность Агаты и замолвил за нее слово студийному начальству, убеждая: нельзя проморгать такой самородок. Со второй попытки, уже под фамилией матери Апанащик, Агату приняли в студию Первого Белорусского драматического театра, а после ее окончания зачислили в труппу. Коллега посоветовала ей изменить «деревенское» имя Агата на более артистичное. Так появилась Галина Апанащик.

Галина Макарова и Павел Пекур в спектакле «Молодая гвардия», 1947 год

— Ваша мама, наверное, родилась под очень счастливой звездой…

— На самом деле ей все давалось трудно. Успех в жизни складывался не благодаря, а вопреки. Но ей везло на хороших людей, которые помогали, замечали, продвигали. В театре ее заметил Андрей Макаёнок: мама понравилась ему в эпизодической роли в спектакле «Выбачайце, калi ласка». Он решил написать под нее «Лявонiху на арбiце». Режиссер не хотел давать ей роль Лушки, но Макаёнок настоял. С легкой руки Андрея Егоровича взошла мамина звезда. В кино ее крестным отцом стал ленинградский режиссер Сергей Микаэлян, пригласивший в картину «Вдовы». Маме было 57 лет. С тех пор она не переставала сниматься. Ее очень удивило присуждение звания народной артистки СССР: его в те годы давали только членам партии, а мама из-за семейной истории не вступила в ряды КПСС.

Два мужа — две любви

— Фамилия Макарова досталась вашей маме от первого мужа. Что вам известно об этом браке?

— Иван Семенович Макаров увидел маму на сцене в театре и пришел после спектакля за кулисы с цветами. Оказывал знаки внимания, ухаживал — и мама влюбилась в обаятельного офицера. В 1939 году они поженились и уехали в Москву. В апреле 1941-го родился сын Эдуард. Когда началась война, Иван Макаров ушел на фронт, а мама отправилась с малышом в эвакуацию. В 1943-м вернулась в Москву, где вместе с сыном и родителями мужа с нетерпением ждала Ивана Семеновича. Тот вернулся, но… с новой фронтовой женой. После развода мама возвратилась в Минск, в Купаловский театр.

— И там встретила вашего отца, артиста Павла Пекура?

— Папа работал в театре с 1932-го. В этом году у него тоже юбилей: 13 февраля будем отмечать 110-летие со дня рождения Павла Пекура. Ко времени возвращения Галины Макаровой в родной коллектив его считали закоренелым холостяком. Но под напором маминого обаяния он не устоял и пересмотрел свои взгляды. Какое-то время жили, не расписываясь. Только когда в 1951 году на свет появилась я, мама довела-таки папу до загса. Квартиру в доме на площади Победы (на нем сейчас есть мемориальная доска в память о Галине Макаровой. — Прим. авт.) получил отец, который к тому времени уже был заслуженным артистом БССР. Первое время жили здесь вчетвером вместе с Эдиком.

Первый муж Иван Макаров

— Почему Эдуард уехал в Москву? Как складывались отношения с ним?

— На том, чтобы Эдик жил в Подмосковье у его родителей, настоял Иван Семенович. Он считал: сыну там лучше, поскольку мои родители часто в разъездах. Мама уступила бывшему супругу, но Эдик регулярно наведывался к нам, у нас сложились отличные отношения. Он трепетно относился к маме, не забывал ее похвалить, помогал по дому и на даче. Был таким же рукастым, мастеровитым, как мама. Брата не стало год назад.

— С самим Иваном Семеновичем Галина Климентьевна после расставания общалась?

— Конечно. Помню, как во время гастролей Купаловского театра в Москве в 1972-м Эдуард пригласил маму, папу и меня в гости. Там мы встретились с Иваном Семеновичем, его женой и младшим сыном. Бывая с театром в Москве, мама всегда приглашала Ивана Макарова на спектакли. Яна, старшая дочь Эдика, вспоминала, как она с Иваном Семеновичем ходила в театр на Малой Бронной смотреть «Трибунал», где главные роли исполняли Геннадий Овсянников и Галина Макарова. По словам племянницы, во время оваций она заметила на лице дедушки некоторое недоумение и даже ревность к успеху бывшей жены. Он не ожидал, что мама добьется такого признания.

— Галина Климентьевна не держала обиды на первого мужа за измену?

— Она его очень любила. Мама об этом не говорила напрямую, но однажды призналась: «Всегда любила дождь, потому что мне казалось, что в такую погоду мой Ивушка (так она называла первого мужа) никуда из дома не уйдет». Когда узнала о смерти Ивана Семеновича, у нее случился гипертонический криз.

— Ваш папа был глубоким и интересным актером. Как коллега по цеху он не ревновал свою жену к стремительному взлету, популярности? Не наблюдали конкуренции между ними?

— Отец всегда радовался успехам мамы. Сегодня понимаю: ей очень повезло с папой. Родители отличались темпераментом: импульсивная, эмоциональная Галина Макарова и спокойный, уравновешенный Павел Пекур. Но их многое объединяло. Оба были надежными, порядочными, скромными, никогда не жаловались на судьбу, не злословили. Если кто-то им не нравился, родители просто избегали говорить об этом человеке, сторонились его. Оба любили проводить свободное время за чтением. Папа к тому же хорошо рисовал, мама по его рисункам вышивала гладью.

В спектакле «Лявонiха на арбiце» Галина Макарова (Лявониха) и Здислав Стомма (Лявон)

— Кто занимался бытом?

— В основном мама. Папа мог сходить в магазин, сварить вкусный борщ. Но в основном готовила мама. Она же делала ремонт, обожала возиться на даче. Папе это было чуждо. Однажды мама отправила его на дачу собирать клубнику. Возвратился тот домой с авоськой, из которой капал ягодный сок. Мама, увидев это, схватилась за голову. С тех пор не пыталась приобщить мужа к грядкам. Машины не было, и мама все для обустройства дома таскала на себе. Ее часто обманывали. Однажды, обнаружив свои стройматериалы на чужом участке, расстроилась до слез. «Таня, как так можно?» — возмущалась она, рассказывая мне о случившемся.

Лучшая на свете

— Галина Климентьевна была строгой мамой?

— Нет. Ругала только за то, что мало внимания уделяю занятиям музыкой. Мама мечтала о том, чтобы я стала пианисткой. Поначалу, когда купили немецкий инструмент, я была счастлива. Первый педагог оказалась замечательной женщиной, а вот со следующими не повезло — и я потеряла интерес к занятиям. К тому же росла очень непоседливой, увлеклась спортом, стала показывать хорошие результаты в легкой атлетике. Мама, бывшая чемпионка Беларуси 1937 года по мотокроссу, не одобряла мой выбор в пользу спорта. На мои соревнования приходил только папа. Зато когда пришло время оставить легкую атлетику и я решила работать на телевидении, мама меня горячо поддержала.

— Какое качество в характере мамы было доминирующим? 

— Ее вечная готовность всех спасать, самоотверженность, бесстрашие. Если кто-то дрался, она бросалась в гущу событий и всех разнимала, приводила пострадавших домой, промывала раны, бинтовала. Мама легко одалживала деньги, давала приют. У нас часто кто-то из артистов временно останавливался, приходил ночевать. Если я возвращалась с соревнований или сборов ночью или под утро, мама всегда встречала меня на вокзале. Вспоминаю такой случай. Однажды поезд прибыл в Минск около 2 часов ночи. Я уже училась в инязе, и было неловко, что меня в таком возрасте «пасет» мама. Не стала ее дожидаться и отправилась домой пешком. Мама нагнала меня возле Главпочтамта. «Я уже взрослая, сколько можно ходить за мной по пятам?» — возмутилась я и вырвалась вперед. И вот на мосту в парке имени М. Горького ко мне пристали двое мужчин. Тут, как орлица, на них налетела мама: одного огрела зонтиком, другого. Те, оправдываясь: «Да мы просто пошутили, что вы, женщина, деретесь?», бросились наутек. А мама всю дорогу повторяла: «Что было бы, не окажись я рядом?»

Галина Макарова, дочь Татьяна и внучка Настя, 1982 год

— Какой Галина Климентьевна оказалась бабушкой?

— Такой же сумасшедшей. Баловала внуков, просто растворялась в них. Эдуард привез к нам дочь Яночку, когда той не исполнилось еще и года, и оставил на месяц. Мама безропотно возилась с малышкой. Потом Яна регулярно приезжала к нам на каникулы. Мои старшие дети, Настя и Егор (его мама прозвала Мотыльком), также купались в бабушкиной любви. На даче дети не успевали глаза открыть, как мама несла им с грядки свежую клубнику, поила морсом, пекла розанчики. Моя младшая дочь, Агата, родилась за месяц до смерти мамы. Но она успела погулять со своей тезкой в коляске.

Народная артистка в роли Деда Мороза

— Как ваша мама воспринимала свою популярность? Что изменилось в ее жизни, когда на нее обрушилась слава?

— Маму тяготила известность. Она самоотверженно служила искусству, но как скромный человек испытывала неловкость от повышенного внимания к себе. Совершенно не умела холить себя, не занималась внешностью. Сколько раз говорила ей: «Ты известный человек, тебя узнают на улицах, надо одеваться лучше». Иногда прислушивалась, мы с братом помогали выбирать ей красивые вещи, она их выгуливала. Но мы понимали: это уступка. Настоящей радости ей это не приносило. После оваций в театре торопилась уехать на дачу к своим пионам и тюльпанам, чтобы отдохнуть в тишине и одиночестве. Ей нравилось отдавать, дарить праздник другим. Накануне Нового года мама наряжалась Дедом Морозом и ходила по соседям, поздравляла детей. И никто ее не узнавал! Уже став народной артисткой СССР, выступала в этом же качестве на утреннике у моей дочери Насти в детском саду. Маме исполнился 61 год, а она бегала, танцевала, прыгала с ребятишками.

Галина Макарова, 1933 год

— Какие чувства испытываете, когда пересматриваете фильмы с участием Галины Климентьевны? Оцениваете ли ее сегодня как актрису или она для вас только мама?

— При жизни мамы я оценивала ее актерское исполнение. А сейчас уже нет. Всматриваюсь на экране в родные черты, и она для меня прежде всего мама. Благодарю Бога, что кинематограф дарит возможность видеть ее: это воскрешает столько разных воспоминаний.

Фото из архива собеседницы

minsknews.by

Галина Макарова, актриса: биография, личная жизнь, фильмы :

Галина Макарова – актриса театра и кино, появилась на свет в советской Белоруссии (по официальным данным – 27 декабря 1919 г.). За три года до начала войны она окончила студию Академического театра имени Янки Купалы (на то время – Первый Белорусский драмтеатр). В этом театре она прослужила всю свою жизнь, играя часто второстепенные и маленькие роли. В кино актриса дебютировала почти в сорок лет.

Детство и юношеские годы

Галина Макарова является уроженкой небольшого белорусского поселка Старобин, что находится в Солигорском районе. Настоящее имя актрисы – Агата. В связи с развивающимися событиями и сменой власти, документы о рождении были утеряны, по подсчетам самой артистки, годом ее рождения является 1916-17-й.

Климентий Чехович, отец Галины, служил в царской армии (прошел Первую мировую войну). Он даже был награжден памятным подарком государя, серебряным чайным сервизом. После прихода власти Советов он перешел на сторону Деникина, но вскоре был арестован и долгое время просидел в тюрьме.

Чтобы снять с себя клеймо врага народа, мать Агаты уничтожила документы, после чего девушка стала Галиной и взяла фамилию Апанщик (по матери). В шестнадцатилетнем возрасте переехала в Минск. Там она поначалу работала санитаркой, уборщицей, но вскоре поступила в студию Белорусского драматического театра. По молодости Галина Макарова имела много увлечений. Наряду с вышиванием она занималась конным спортом и метанием копья, а в 1937 году выиграла чемпионат страны по кроссовым гонкам на мотоцикле.

Жизнь на личном фронте

Однажды в театр, где работала Апанщик, пришел видный молодой человек, который быстро влюбился в Галину. По профессии он был военным, актрисе пришлось бросить театр и уехать с ним в 1939 году на Кольский полуостров, о чем она ничуть не жалела. Там Галя стала Макаровой, и у семейной пары родился сын Эдик.

После начала войны муж артистки ушел на фронт, а Галина Макарова с ребенком переехали сначала в Яранск, затем в Москву. В столице актриса успешно прошла пробы в театр Вахтангова. На фронте супруг Иван нашел другую женщину, что стало для актрисы непосильным ударом. После развода в 1944 году она переехала в столицу Белоруссии и добилась на сцене немалых успехов.

Бывший муж очень удивился, узнав о достижениях жены. Впоследствии он часто обижался, когда знаменитая артистка, бывая в Москве, не звонила ему. В принципе, они периодически общались, и после смерти Ивана у актрисы случился сердечный приступ. Вторым браком Галина сочеталась с актером Павлом Пекуром, который работал в театре Купаловского. У пары родилась дочь Татьяна. Несмотря на то, что второго супруга очень ценила и уважала Галина Макарова, актриса по-настоящему любила только первого мужа.

Подробнее о театральной деятельности

После окончания студии при ПБДТ в 1938 году артистка стала играть в этом же театре. В военное время она побывала в Карелии на эвакуации, потом в Москве, в итоге вернулась в Белоруссию и работала в драмтеатре имени Купалы.

Настоящий успех на подмостках Макаровой принесла роль Марии Кирилловны в постановке «Извините, пожалуйста!» (1954 г.). В дальнейшем актриса участвовала в большинстве спектаклей Андрея Макаенка («Святая простота», «Таблетку под язык», «Трибунал» и другие). Кроме того, среди ее работ в Центральном драмтеатре Белоруссии можно выделить постановки:

  • «Русские люди».
  • «На дне».
  • «Гроза».
  • «Ромео и Джульетта».
  • «Платон Кречет» и еще множество спектаклей.

Галина Макарова: фильмы

В кино актриса дебютировала в 39 лет (картина «Счастье надо беречь»). За свою карьеру она сыграла более шестидесяти ролей. Многие из них были эпизодическими или второстепенными. Несмотря на это, Галина Макарова выдерживала образ максимально реалистично и душевно, благодаря чему и заслужила любовь и признание зрителей.

Запоминающейся и судьбоносной картиной для актрисы стал фильм «Вдовы» (роль А. Громовой, режиссер – С. Микаелян, 1976 г.). Другие известные киноработы с ее участием:

  • Лирическая комедия «Белые росы», где ее коллегами по сцене были Караченцов, Кокшенов, Новиков.
  • Военная кинолента по повести В. Быкова «Альпийская баллада» (год выпуска – 1965).
  • «Последний побег» – драма, снятая на «Ленфильме» в 1980 году.
  • Небольшой детективный сериал «Противостояние» (в ролях: О. Басилашвили, А. Болтнев). Вышел фильм в 1985 г.

Галина Макарова, фильмы с участием которой запомнились миллионам, также участвовала в документальных съемках («Королев, я не играла» – 1983, «Мама» – 2009, посмертная история о жизни и деятельности).

Награды и почести

Актрисе было присуждено звание народной артистки БССР (1967 г.). В 1980 г. она получила аналогичное звание всесоюзного масштаба. Кроме того, она была награждена Орденом Ленина, Серебряной медалью им. Попова. В память об артистке к ее девяностой годовщине в Белоруссии была выпущена почтовая марка.

Кратко о самом значимом фильме

Пик популярности Макаровой приходится на середину семидесятых. Режиссер Сергей Микаелян пригласил ее и Галину Скоробогатову на главные роли в свою драму «Вдовы». Это история о двух старухах из глухой деревни, которые стали друг для дружки родными. Лента настолько пронизана человеческими эмоциями, душевной щедростью и переживаниями, что остается любимой картиной у многих до сих пор.

Душевные пристрастия

Галина Макарова, биография которой тесно связана с искусством, прожила непростую жизнь, при этом не утратив доброты и душевной теплоты. Она всегда мечтала усыновить ребенка из детдома, так как очень жалела сирот.

Основные три аспекта, которыми жила актриса – это семья, работа, природа. Она много времени проводила на своей небольшой даче под Минском, ухаживая за прекрасным цветником. Галина могла даже после спектакля сесть на электричку и поехать на свой любимый участок и ухаживать за садом до позднего вечера. Именно там и прошли последние дни ее жизни.

Завершение

Галина Климентьевна Макарова заслужила любовь не одного поколения своим настоящим блистательным талантом. Последняя роль актрисы в кино – роль бабки Шумилки в трагической комедии «Пустельга» (режиссер Сергей Русаков). Скончалась народная артистка СССР в 1993 году, 28 сентября. Погребение прошло на Восточном минском кладбище.

www.syl.ru

Татьяна Пекур, Яна Макарова, Егор Климович. Ее души на всех хватало стр.10 - 7Дней.ру

Дочь Галины Макаровой Татьяна Пекур Фото: из архива Т. Пекур

В детстве я больше всего любила постановку «Аленький цветочек», где мама играла Кикимору. Она сама придумала грим, каждый раз сооружая из мягкого пластика (гумоза) огромный нос. По ее же задумке к колосникам привязывали толстый канат, по которому мама взбиралась метра на три и с гомерическим хохотом пролетала из одной кулисы в другую. В ту пору ей было за сорок, но она с радостью бралась даже за самые маленькие роли, если в них могла разгуляться ее безудержная фантазия.

Я и другие актерские дети любили смотреть спектакли из-за кулис. Случалось, и на сцену вылезали, думая, что нас не видно. Галдели, что-то с грохотом роняли, потом родителей собирал директор и хорошенько пропесочивал. Чаще других доставалось моим и Николаю Николаевичу Еременко с Галиной Александровной Орловой — их сын Коля, будущий народный артист России и секс-символ восьмидесятых, был моим верным товарищем в играх и проделках. Летом мы вообще почти не расставались — наши дачи стояли по соседству.

Яна: Помню, как Коля приехал на летние каникулы после съемок в фильме Сергея Герасимова «У озера» — высокий, стройный, с роскошными кудрями... Изображая глубокую задумчивость, прохаживался по деревне — и было видно, что очень себе нравится. Однажды вечером пошли с Таней в магазин и встретили Колю. Он вызвался нас проводить. По пути поднял палку и опираясь на нее как на трость, стал изображать то ли Байрона, то ли Пушкина. В магазине, чтобы все слышали, сокрушенно вздохнул: «Боже, как же здесь скуш-ш-ш-но! В Москве не бывает вечера, который я не провел бы в компании интереснейших людей...»

Татьяна: А уж когда вышла на экраны картина «Красное и черное», Коля просто купался в лучах славы. Выбрав Еременко-младшего на роль Жюльена Сореля, Герасимов попал в самую точку — Николай играл самого себя. Таким же попаданием «в яблочко» стал граф Орлов в «Царской охоте». Там есть постельная сцена, где Коля и Анна Самохина, сыгравшая княжну Тараканову, предстают обнаженными, и я помню, как Галина Александровна, возводя к небу глаза, упрекала сына: «Ну разве так можно?!»

Николай успел жениться и развестись, произвел на свет двух дочерей — одну в браке, другую нет — и не уставал менять подруг. Летом на даче Еременко и Пекуры — Макаровы частенько приглашали друг друга на ужин, и однажды мама оказалась за столом рядом с Колей, приехавшим навестить отца с матерью. Стала ему внушать:

— Ты посмотри на родителей — столько лет вместе! А ты? С одной бабой пожил, с другой, с третьей, с десятой! Когда уже создашь семью — настоящую, крепкую и чтобы никаких походов налево?

Коля развел руками:

— Галина Климентьевна, ну что я могу поделать, если они все сами ко мне лезут!

Сейчас у нас на даче другие соседи: вскоре после смерти мужа и сына Галина Александровна продала участок. Ей скоро восемьдесят девять, но до сих пор изредка выходит на сцену. Говорит, играла бы чаще, если б не проблемы со слухом.

Егор: Давайте все-таки о бабушке... Ее звездный час в кино пробил в 1975 году, когда Сергей Микаэлян позвал на одну из главных ролей в фильм «Вдовы», а в партнерши пригласил замечательную актрису Малого театра Галину Константиновну Скоробогатову. Дуэт получился потрясающий!

Односельчанки Александра Матвеевна и Елизавета Егоровна, у которых война отняла всех близких, ухаживают за могилой двух неизвестных солдат, похороненных ими в 1941 году. При погибших не было документов — только залитый кровью обрывок фотографии. Готовясь к очередной годовщине Победы, начальство решает перенести останки воинов в райцентр, где будет поставлен обелиск. Сначала старушки противятся: «Не отдадим солдатиков — они наши!» — но не в силах выдержать напора, отступают. Обрывок фотографии попадает на полосу одной из центральных газет, после чего бабушкам начинают приходить письма со словами благодарности — каждый из авторов уверен, что именно его близкий человек, числившийся пропавшим без вести, лежит у деревенской околицы.

7days.ru


Смотрите также