Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Гульназ радмиловна шафикова биография


Шафикова Гульназ Радмиловна биография, семья, образование

  • Имя: Шафикова Гульназ
  • Отчество: Радмиловна
  • Дата рождения: 19 июля 1975
  • Место рождения: Республика Башкортостан, г. Сибай
  • Должность: ̶М̶и̶н̶и̶с̶т̶р̶ ̶о̶б̶р̶а̶з̶о̶в̶а̶н̶и̶я̶ ̶Р̶е̶с̶п̶у̶б̶л̶и̶к̶и̶ ̶Б̶а̶ш̶к̶о̶р̶т̶о̶с̶т̶а̶н̶ ̶
  • Организация: ̶М̶и̶н̶и̶с̶т̶е̶р̶с̶т̶в̶о̶ ̶о̶б̶р̶а̶з̶о̶в̶а̶н̶и̶я̶ ̶Р̶е̶с̶п̶у̶б̶л̶и̶к̶и̶ ̶Б̶а̶ш̶к̶о̶р̶т̶о̶с̶т̶а̶н̶

  • 1990 — 1996 Воспитатель детского сада-яслей «Белочка» молочно-консервного комбината Сибая
  • 1996 — 1999 Психолог ясли-сада «Акбузат», педагог-психолог средней общеобразовательной школы №126 Кировского района Уфы
  • 1999 — 2002 Заместитель директора по научно-методической работе башкирской гимназии №144 Кировского района Уфы, преподаватель кафедры педагогики и психологии Сибайского института Башкирского государственного университета
  • 2002 — 2011 Преподаватель кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
  • 2011 — 2014 Заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • 2014 — 2015 Проректор по научной работе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
  • 2015 — по н.в. Министр образования Республики Башкортостан

С 1996 по 1999 гг. Г.Р. Шафикова обучалась в очной аспирантуре ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический институт» по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. В 2000 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности – 19.00.07 – педагогическая психология по теме «Взаимосвязь креативного и нравственного развития личности подростков» в диссертационном Совете при Казанском государственном техническом университете им А.Н. Туполева. В 2006 году Г.Р. Шафиковой присвоено ученое звание доцента по кафедре психологии. По теме диссертации Г.Р. Шафикова имеет 79 научных публикаций, в том числе девятнадцать, в журналах включённых в перечень ведущих рецензируемых научных изданий; 2 монографии; учебное пособие, главы в учебном пособии. По итогам предзащиты на кафедре психологии Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы работа Г.Р. Шафиковой рекомендована к защите. Основные результаты диссертационного исследования неоднократно доложены на научных форумах различного уровня: на одиннадцати международных

и тринадцати всероссийских конференциях.

Семья

Г.Р. Шафикова замужем, воспитывает двух сыновей 16 и 5 лет.

Интервью — Гульназ Шафикова

Коллектив ИРО Башкирии выступил против назначения ректором Гульназ Шафиковой

В Башкирии чиновницу, писавшую с ошибками в Instagram, назначат ректором

В Уфе вокруг БИРО повесили листовки против назначения ректором Гульназ Шафиковой

Министр образования Башкирии Гульназ Шафикова покидает свой пост. Одной из самых популярных версий, куда может уйти Шафикова с кресла министра, является ее возможное назначение на пост ректора БГПУ, который она сама когда-то закончила.

Отметим, что имя Гульназ Шафиковой этой осенью многократно муссировалось в СМИ. Сначала чиновница оскандалилась на всю страну своими постами в инстаграме, где в одном предложении было сделано сразу три ошибки, затем на ее странице «В контакте» появились тексты по психологии без указания авторства, о чем сообщила общественности автор текстов уфимская журналистка Елена Садыкова. Свою безграмотность Гульназ Радмиловна назвала «экспериментом», что вызвало еще большее возмущение пользователей. Позже, она удалилась из всех соцсетей без комментариев.

В пресс-службе министерства информацию об отставке Гульназ Шафиковой не подтвердили.

«Принципиальное решение по уходу министра принято, но заявление она пока не написала», — сказал собеседник, близкий к администрации главы изданию «Ъ-Уфа»

Напомним, в начале сентября Шафикова получила выговор и от тогда еще главы республики Рустэма Хамитова. Официальная причина которого, увы, так и осталась неизвестной. Однако с формулировкой «…за ненадлежащее выполнение возложенных на нее должностных обязанностей» главу республиканского ведомства могли наказать за скандал, связанный с изучением башкирского языка в школах, который не утихает до сих пор, а также за бесконечные переносы Дня знаний, о чем ранее сообщала «Наша Версия». На этом фоне абсолютно не понятно — кто, куда, а главное, зачем трудоустроит отставную министрессу?

Список опубликованных работ

Монографии, учебные пособия

1. Шафикова, Г.Р. Периодизации психического развития человека: учебное пособие [Текст] / Г.Р. Шафикова – Уфа: Вагант, 2004. — 197 с. (12,3 п.л.)

2. Шафикова, Г.Р. История психологии нравственности: монография [Текст]/ Г.Р. Ша-фикова, Г.В.Бондаренко — Уфа, Полиграфдизайн, 2007. 326с. (20,7 п.л.), (авторский вклад 75%).

3. Шафикова, Г.Р. Подготовка воспитанников детского дома к переходу в замещающую семью: научно-методическое пособие [Текст] / Д.С. Занин, Е.В. Трофимова, О.Н. Хах-лова, Г.Р. Шафикова – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. 306с. (19,13 п.л.), (авторский вклад 25%).

4. Шафикова, Г.Р. Развитие нравственных отношений школьников: монография [Текст]/ Г.Р. Шафикова – Уфа, Изд-во БГПУ, 2013. – 290с. (18,2 п.л.).

Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК МОиН РФ:

5. Шафикова, Г.Р. Развитие нравственности современных школьников/ Г.Р. Шафикова // Акмеология образования. – Кострома, Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А.Некрасова, 2006 — №3. С.22-26 (0,25 п.л.).

6. Шафикова, Г.Р. Развитие нравственности учащихся / Г.Р. Шафикова // Новосибирск, Медицина и образование в Сибири, 2007 — №1. С. 9-14 (0,3 п.л.).

7. Шафикова, Г.Р. Становление нравственной мотивационно-смысловой сферы личности школьников / Г.Р. Шафикова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. № 11 (62): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный ж-л. – СПб., 2008. – С. 317-326 (0,56п.л.).

8. Шафикова, Г.Р. Нравственное становление современных подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Г.Р. Шафикова // Сибирский психологический журнал. – Томск. 2008. — № 28. С. 89-93 (0.25 п.л.).

9. Шафикова, Г.Р. Из опыта работы в сфере гражданского воспитания в детском саду / Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — № 10. С. 54-56 (0,187 п.л.) (авторский вклад 50%).

10. Шафикова, Г.Р. Психологические особенности развития нравственных отношений у современных подростков/ Г.Р. Шафикова // Челябинск, Вестник ЧГПУ. Научный журнал. – 2009 – №6. – С.185 – 192 (0, 44 п.л.).

11. Шафикова, Г.Р. Становление нравственных отношений личности в ранней юности / Г.Р. Шафикова // Челябинск, Вестник ЧГПУ. Научный журнал. – 2009 — №12. — С.213-221 (0,5 п.л.).

12. Шафикова, Г.Р. Возможности образовательной среды для развития нравственных отношений у подростков/ Г.Р. Шафикова // Начальная школа плюс до и после. – 2010 -№ 12. — С. 23-25 (0, 13п.л.).

13. Шафикова, Г.Р. Развитие нравственных отношений у подростков различного личностного типа/ Г.Р. Шафикова, Е.А.Плеханова // Уфа, Педагогический журнал Башкортостана. – 2011 — №2, С.36–44 (0,5 п.л.) (авторский вклад 50%).

14. Шафикова, Г.Р. Мотивация нравственного поведения: психосемантическое исследование / Г.Р. Шафикова //Москва, Психологическая наука и образование. Электронный журнал. — 2011. — №4, (0,6 п.л.).

15. Шафикова, Г.Р. Личностные типы подростков и динамика их нравственных отношений / Г.Р. Шафикова, Е.А.Плеханова //Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. – Владимир, 2011, № 9 (28). – С. 185-192 (0,5 п.л.) (авторский вклад 50%).

16. Шафикова, Г.Р. Диагностика нравственных отношений у подростков различных личностных типов/ Г.Р.Шафикова, Е.А.Плеханова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011 – №4. — С. 168–172 (0,25 п.л.) (авторский вклад 50%).

17. Шафикова, Г.Р. Проектирование образовательной среды развития нравственных отношений у подростков / Г.Р. Шафикова // Уфа, Человеческий капитал – 2011. — №10. С. 144 – 147 (0,25 п.л.).

18. Шафикова, Г.Р. Психологическая подготовка воспитанников интернатных учреждений к проживанию в семье/ Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова, Г.Р. Шафикова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011 — №6, С. 136-142 (0,5 п.л.) (авторский вклад 40%).

19. Шафикова, Г.Р. Психологическое сопровождение развития нравственного отношения у подростков/ Г.Р. Шафикова // Уфа, Вестник ВЭГУ – 2012. — №2. С.70-75 (0,31 п.л.).

20. Шафикова, Г.Р. Диагностика психологической готовности детей, оставшихся без попечения родителей, к переходу в замещающую семью/ О.Н. Хахлова, Г.Р. Шафикова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – Март 2012, ART 1767. – CПб., 2012г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1767.htm. – Гос.рег. 0421200031. ISSN 1997-8588. – Объем 0.5 п.л. [дата обращения 05.06.2012] (авторский вклад 50%).

21. Шафикова, Г.Р. Модель развития нравственных отношений личности / Г.Р. Шафикова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2012 — №5. — С. 40-44 (0,25 п.л.).

22. Шафикова, Г.Р. Модель образовательной среды, способствующая развитию нравственных отношений у детей/ Г.Р. Шафикова // Москва, Инновации в образовании. – 2013 — №3 — С. 132-141 (0,56 п.л.).

23. Шафикова, Г.Р. Моделирование образовательной среды нравственного развития детей/ Г.Р. Шафикова // г. Улан-Удэ, Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. — №1(1). – С.62-67. (0,31 п.л.).

Учебно-методические разработки:

24. Шафикова, Г.Р. Психология человека. Социальная психология: учебно-методическое пособие к курсам «Психология человека» и «Социальная психология» для студентов заочного отделения вузов [Текст] /З.Х.Каримова, Г.Р. Шафикова. – Сибай: Изд-е Сиб.БГУ – 2001. 60с. (3,75 п.л.) (авторский вклад 50%).

25. Шафикова, Г.Р. Возрастная психология. Педагогическая психология: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения вузов [Текст] / Г.Р. Шафико-ва, З.К. Давлетбаева. – Сибай: Изд-е Сиб.БГУ – 2002, 58с. (3, 6 п.л.) (авторский вклад 50%).

26. Шафикова, Г.Р. Общая психология: программа и методические рекомендации [Текст] / Г.Р. Шафикова, А.А. Янгирова, И.Ш. Шавалиева, И.Ю. Гаранькова – Уфа: БГПУ – 2004, 80с (5 п.л.) (авторский вклад 40%).

27. Шафикова, Г.Р. История психологии: программа и методические рекомендации [Текст] / Г.Р. Шафикова – Уфа: БГПУ – 2004, 60с (3,8п.л.)

28. Шафикова, Г.Р. Дисциплины предметной подготовки по специальности 031300 «Социальная педагогика»: История психологии. Социальная педагогика. Социальная психология: Учебные программы и методические рекомендации для студентов заочной и дистанционной форм обучения [Текст] / под ред. Г.И. Гайсиной. – Уфа: БГПУ, 2005. – 80с. (5 п.л.) (авторский вклад 25%).

29. Шафикова, Г.Р. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами фелициологи-ческого воспитания. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности городской экспериментальной площадки ГОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» [Текст] / Е.В. Трофимова, Г.Р. Шафикова — Уфа: Вагант, 2010. — 97 с. (6,7 п.л.) (авторский вклад 50%).

30. Шафикова, Г.Р. Я – личность: программа и методические рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова, Г.М. Зиангирова — Уфа, Китап, 2011, 132с. (8, 25 п.л.) (авторский вклад 30%)

31. Шафикова, Г.Р. Развиваемся, играя. Учебное издание [Текст] / Ф.Г. Азнабаева, З.А. Агзамова, Г.Р. Шафикова – Уфа: Китап, 2011, 256с (16 п.л.) (авторский вклад 30%)

32. Шафикова, Г.Р. Программа по подготовке воспитанников интернатных учреждений к жизни в замещающей семье: методическое пособие для специалистов. В 2-х частях. [Текст] / Е.В.Трофимова, О.Н. Хахлова, Г.Р. Шафикова – Уфа: Инеш, 2011., 236с., 144с. (23,75 п.л.) (авторский вклад 30%)

33. Шафикова, Г.Р. Природа и человек: учебно-методическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова – Уфа, Китап, 2012, 324с. (20,25 п.л.) (авторский вклад 50%).

Статьи в сборниках конференций и научно-популярных изданиях:

34. Шафикова, Г.Р. Основы нравственного воспитания школьника / Г.Р. Шафикова // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Тезисы докладов молодых исследователей-педагогов, аспирантов, соискателей. БГПИ., Вып. 8 – Уфа, 1997. с.30-31 (0,125 п.л.).

35. Шафикова, Г.Р. Основы воспитания чувства долга / Г.Р. Шафикова // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Тезисы докладов молодых исследователей. БГПИ., Вып. 8 – Уфа, 1997. с.71(0,1 п.л.).

36. Шафикова, Г.Р. Нравственные ценности – компонент развития творчества / Г.Р. Ша-фикова // Ценностные ориентации в подготовке специалистов. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: БГПИ, 1997. с.102-103 (0,125 п.л.).

37. Шафикова, Г.Р. Личностно-ориентированные механизмы формирования нравственности / Г.Р. Шафикова // Проблемы творчества: опыт и перспективы: Мужвузовская научно-практическая конференция. – Уфа: БГПИ, 1997. с.77-80 (0,4 п.л.).

38. Шафикова, Г.Р. Оценка нравственности / Г.Р. Шафикова // Психодидактика и акмео-логия. Сборник статей. – Уфа: Изд-во «Творчество», 1998. с.19-20 (0,125 п.л.).

39. Шафикова, Г.Р. Психодидактика воспитания / Г.Р. Шафикова // Психодидактика высшего и среднего образования. Тез. 2 всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 1998, с.21-22 (0,125 п.л.).

40. Шафикова, Г.Р. Подготовка специалистов для работы с одаренными детьми в школе / Г.Р. Шафикова // Система непрерывного образования: школа-училище-вуз. Сборник статей. – Уфа: БГПИ, 1998. с.291-293 (0,4 п.л.).

41. Шафикова, Г.Р. Элементы творчества в формировании личности / Г.Р. Шафикова // Проблемы развития специальной психологии. Мат-лы Башкирской республик. научно-практической конференции 1-2 октября 1999г. – Уфа: БашГПИ, 1999. с.127-129 (0,185 п.л.).

42. Шафикова, Г.Р. Психосберегающая технология обучения на примере городской экспериментальной площадки № 1 «Школа гармонии» / Г.Р.Шафикова // Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы, перспективы. Мат-лы Уфимской городской научно-практ. конф-ции. – Уфа: Изд-во БашГУ, 1999. – с.31-34 (0,4 п.л.).

43. Шафикова, Г.Р. Идет эксперимент! / Г.Р. Шафикова // Служба инновационного консалтинга. Бюллетень №5 (занятие девятое постоянно действующего семинара для заместителей директоров школ по научно-методической работе) – Уфа, НИМЦ, 1997, 57с. – С.12-17 (0,32 п.л.).

44. Шафикова, Г.Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка в учебно-познавательной деятельности / Г.Р. Шафикова // Актуальные вопросы преподавания при реформировании образовательного процесса: Сб. научно-метод. статей – Казань, 2001, 179с. С.131-135 (0,4 п.л.).

45. Шафикова, Г.Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка / Г.Р. Шафикова // СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. – 2003 (Ежегодник Российского психологического общества: Материалы III Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. -Т.8). (0,4 п.л.).

46. Шафикова, Г.Р. Формирование нравственности в учебной деятельности школьников / Г.Р. Шафикова // Труды Сибайского института БГУ: Сборник статей – Сибай, СИ БГУ, 2001, 152с. – С.58-62(0,4 п.л.).

47. Шафикова, Г.Р. Профилактика и коррекция нарушений поведения у подростков / Г.Р. Шафикова // Материалы региональной научно-практической конференции «Актуальные психологические проблемы образования», 28 – 29 марта 2001г. – Сибай, СИ БГУ, 2001, 177с. – С.15-22 (0,5 п.л.).

48. Шафикова, Г.Р. Вдохновение как «ворота в жизнь» / Ф.Г. Азнабаева, Г.Ф. Ергизова, Г.Р. Шафикова // Педагогика и психология: вопросы и ответы: Сборник научных статей /под ред. Ф.А. Сайфуллина, У.Ш. Атангулова – Уфа, РИО БашГУ, 2003, 153с. – С.6-10 (0,4 п.л.) (авторский вклад 50%).

49. Шафикова, Г.Р. Технология формирования креативного психолога / Г.Р.Шафикова // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Развитие и современное состояние психологических исследований в свете модернизации образования, 21-22 марта 2003г. – Иваново, Изд-во «Ивановский гос.ун-т», 2003, 240с. – С.235-237(0,4 п.л.).

50. Шафикова, Г.Р. Психологический портрет башкирской девушки / Г.Р.Шафикова // Взаимодействие этнических культур в образовательном пространстве Урала: Материалы регионал. научно-практической конференции – Уфа, Изд-во БГПУ, 2003, С.133-136(0,4 п.л.) (авторский вклад 50%).

51. Шафикова, Г.Р. Проблема нравственности в системе преподавания психолого-педагогических дисциплин в вузе / Г.Р. Шафикова // Материалы всероссийской совещания – семинара заведующих кафедрами педагогики и психологии педагогических вузов РФ (30 сентября – 3 октября 2003г.) – Уфа: БГПУ, 2003., 328с. – С.306-310(0,4 п.л.).

52. Шафикова, Г.Р. Развитие креативности как путь к нравственности / Г.Р.Шафикова // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании», 22–23 апреля 2004, Челябинск, Изд-во «Образование», В 3 ч. Ч.2., 2004, 300с., С.100 – 104 (0,4 п.л.).

53. Шафикова, Г.Р. Психолого-педагогическая технология формирования креативного психолога / Г.Р. Шафикова // Теория и технологии качества образования в XXI веке Мат-лы международного симпозиума, Кострома, 18-19 марта 2004 года. Т.2. С. 157-158 (0,125 п.л.).

54. Шафикова, Г.Р. Особенности эмоциональной сферы современных младших школьников / В.А. Михайлова, Г.Р. Шафикова // Мат-лы международной научно-практ. конференции «Актуальные проблемы интеллектуального и личностного развития». В 2 ч. Ч.2. – Москва, МПГУ им. М.Шолохова, 2004. 157с. – С.150-152 (0,325 п.л.) (авторский вклад 50%).

55. Шафикова, Г.Р. Проблемы нравственности в психологии / Г.Р. Шафикова // Материалы всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 26-27 ноября 2004г. «Развитие и современное состояние теоретических и прикладных социально-психологических и психолого-педагогических исследований в системе образования». – Иваново, Иван.гос.ун-т. – 2004, 372с. – С.171-174 (0,325 п.л.).

56. Шафикова, Г.Р. Основы диагностики нравственности подростков / Г.Р. Шафикова // Мат-лы всерос. научно-практ. конф-ции, Кемерово, 4-9 октября 2004г. «Проблемы морально- нравственного развития личности и общества», Кемерово: КемГУ. – 2004, 334с., 135-140с (0,375 п.л.).

57. Шафикова, Г.Р. Воспитательный потенциал технологии творческого развития / Г.Р. Шафикова // Мат-лы 5 всеросс. научно-практ. конференции «Психодидактика высшего и среднего образования», Барнаул – 2004, 318с., С.299-302 (0,4 п.л.).

58. Шафикова, Г.Р. Формирование нравственной культуры студентов / Г.Р. Шафикова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической культуры будущих педагогов в условиях модернизации образования», Уфа: БГПУ. – 2005, С.32-37 (0,375 п.л.).

59. Шафикова, Г.Р. Становление нравственности личности студента /Н.С. Пичнограева, Г.Р. Шафикова // Материалы Всероссийской научно-практ. конференции «Актуальные проблемы психологической культуры будущих педагогов в условиях модернизации образования», Уфа: БГПУ. – 2005, 287с. С. 147-149 (0,325 п.л.) (авторский вклад 50%).

60. Шафикова, Г.Р. Подготовка будущих социальных педагогов к комплексной коррекци-онной работе / Г.Р. Шафикова // Материалы всероссийской заочной электронной научно-практической конференции «Пути повышения качества профессиональной подготовки социально-педагогических кадров, Уфа: БГПУ – 2005, 82с, С.79-81 (0,325 п.л.).

61. Шафикова, Г.Р. Проблема развития нравственности учащихся / Г.Р. Шафикова // Материалы V международной научно-практической конференции «Национальные и этнические приоритеты в решении социально- экономических проблем мировой культуры и цивилизации», Новосибирск: НФ РГТЭУ – 2006. С. 135–141 (0,44 п.л.).

62. Шафикова, Г.Р. Нравственный мир дошкольника в полиэтничной среде /Г.Р. Шафико-ва //Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, «Проблемы двуязычия в дошкольном образовательном учреждении и перспективы его развития в условиях модернизации образования», Сибай: БГУ – 2006, С.80 – 85 (0,44 п.л.).

63. Шафикова, Г.Р. Нравственность как показатель психологического здоровья и ее развитие у студентов – психологов /Г.Р. Шафикова //Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, Изд-во БГПУ, 2006, 243с. – С.75-79 (0,32 п.л.).

64. Шафикова, Г.Р. Нравственность будущего профессионала психолога /Г.Р. Шафикова // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: коллективная монография [Текст] /под ред. К.М. Гайдар — Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006, 541с. – С. 37-45 (0,56 п.л.).

65. Шафикова, Г.Р. Психологические особенности лудоманов /Э.Р. Максютова, Г.Р. Ша-фикова // Материалы международной научно-практической конференции «Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути их решения», Часть 2. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – 340с., С. 287-291 (0,31 п.л.) (авторский вклад 50%).

66. Шафикова, Г.Р. Психологические особенности нравственного становления школьников /Г.Р. Шафикова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы», Уфа, 2008, – С.253-260 (0,5 п.л.).

67. Шафикова, Г.Р. Технология формирования нравственного отношения у школьников / Г.Р. Шафикова //Материалы международной научно-практической конференции «VI психологические чтения. Деятельностная парадигма как условие развития личности в образовательном процессе». – Уфа. 2009. С.115-121 (0,44 п.л.).

68. Шафикова, Г.Р. Психолого-педагогическое сопровождение развития нравственных отношений у подростков / Г.Р. Шафикова //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь столицы. Проблемы, опыт, перспективы», 8-9 декабря 2009 г.– Уфа, 2009., С. 203-206 (0,4 п.л.).

69. Шафикова, Г.Р. Нравственное отношение к другому как условие выхода из кризиса / Г.Р. Шафикова //Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблема психического здоровья в условиях кризиса» (25-26 февраля 2010 г.), Уфа: РИЦ БашГУ, 2010, 179с. – С.30-33 (0,4 п.л.).

70. Шафикова, Г.Р. Ценностные ориентации современных девиантных подростков / З.А. Умурзакова, Г.Р. Шафикова //Сборник мат-лов международной научно-практической конференции 21-22 октября 2010 года «Инновационные технологии в формировании молодежного потенциала современного общества», В 2 частях. Часть II. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2010, 391с. – С. 286-287 (0,125 п.л.) (авторский вклад 50%).

71. Шафикова, Г.Р. Развитие нравственных отношений у подростков в образовательной среде / Г.Р. Шафикова //Сб. мат-лов научно-практической конференции с международным участием 2-4 декабря 2010 года «Духовно-нравственное развитие молодежи в условиях трансформации российского общества», Изд-во БГПУ, 2010, 300с. – С. 22-25 (0,4 п.л.).

72. Шафикова, Г.Р. Психологические механизмы развития нравственного отношения у школьников / Г.Р. Шафикова //Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием 2-4 декабря 2010 года «Духовно-нравственное развитие молодежи в условиях трансформации российского общества», Изд-во БГПУ, 2010, 300с. – С. 87-93 (0,312 п.л.).

73. Шафикова, Г.Р. Проблемы ценностных ориентации подростков-воспитанников детских домов / Г.Р. Шафикова //Сборник мат-лов научно-практической конференции с международным участием 2-4 декабря 2010 года «Духовно-нравственное развитие молодежи в условиях трансформации российского общества», Изд-во БГПУ, 2010, 300с. – С. 131-132 (0,125 п.л.).

74. Шафикова, Г.Р. Педагогическое наследие просветителей в нравственном развитии современных детей / Г.Р. Шафикова, Ф.Г. Азнабаева //Материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 180-летию со дня рождения М. Ак-муллы «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании», 16 декабря 2011. – Уфа, Изд-во БГПУ, 2011, С. 188-191 (0,4 п.л.) (авторский вклад 50%).

75. Шафикова Г.Р. Формирование семейной идентичности как аспект социально-личностного развития детей дошкольного возраста / Г.Р. Шафикова // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в дошкольном образовании», 3-5 октября 2012 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012, 486с., с.294-300 (0,4 п.л.).

76. Шафикова, Г.Р. К проблеме использования фольклора в развитии нравственных отношений детей/ Г.Р. Шафикова //Материалы международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании», 16 декабря 2012. – Уфа, Изд-во БГПУ, 2012, С. 188-191 (0,4 п.л.).

77. Шафикова, Г.Р. Развитие нравственности учащихся /Г.Р. Шафикова// Современные научные исследования – Кисловодск: Кисловодский ин-т экономики и права, 2012, № 9 (6).

78. Шафикова, Г.Р. Совершенствование образовательной среды вуза для развития профессиональных компетенций будущего педагога психолога / Г.Р. Шафикова// Психолого-педагогическое образование: развитие профессиональных, общекультурных и социально-личностных компетенций. Х психологические чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы; Изд-во ООО «Владиаль», 2013. – 248с. – С. 89 – 93 (0,4п.л.)

79. Шафикова, Г.Р. Особенности образовательной среды детского сада/ Г.Р. Шафикова// Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: Сборник научных статей. (По материалам международной научно-практической конференции «Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования» 6-8 ноября 2013 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013, 512с., с.285-291 (0,4 п.л.)

ufatoday.ru

Новый министр образования Башкирии: Личной жизни у педагога нет!

В полку женщин в правительстве Башкирии прибыло. Глава республики освободил от должности Альфиса Гаязова, возглавлявшего министерство образования с 2011 года. Новым министром стала Гульназ Шафикова (теперь у министра культуры Амины Шафиковой в правительстве появилась однофамилица). Последние годы она занимала пост проректора по научной работе БГПУ им. Акмуллы.

Напомним, что отставка министра была ожидаема после августовского совещания, где Рустэм Хамитов серьезно раскритиковал работу ведомства. Без работы Гаязов долго не сидел. В тот же день его назначили и.о. президента Академии наук республики.

Мы дозвонились до Гульназ Шафиковой, чтобы поздравить с изменениями в жизни.

- Гульназ Радмиловна, с назначением вас! Как прошел первый рабочий день в новой должности? Что в первую очередь сделали?

- Спасибо, пока вхожу в курс дел. Что же я вчера делала… Вы бы вчера и позвонили, уже не вспомню. А! Провела совещание по госзаказу на строительство новых детских садов.

- Вопрос положительно решился?

- Конечно.

- Работа министром - это ненормированный рабочий день. Готовы к тому, что будете близких видеть редко?

- Если служить делу образования, никогда нет времени на личную жизнь. Это у других рабочий день с 8 до 17 часов, а педагогом надо быть всегда. Так что у меня ничего в жизни пока не изменилось.

СПРАВКА «КП»

Гульназ Шафикова, 40 лет. Родилась в Сибае. Окончила БГПУ по специальности «Педагогика и психология», аспирантуру. Доктор психологических наук. В разные годы работала воспитателем в детском саду «Белочка», психологом и заместителем директора в школе, преподавателем и завкафедрой дошкольной педагогики и психологии педагогического университета им. Акмуллы.

www.ufa.kp.ru

Экс-министра образования Башкирии Гульназ Шафикову все-таки назначили руководителем БИРО

Сегодня, как оказалось впустую возмущавшемуся и, похоже, исчерпавшему все способы борьбы с назначением экс-министра образования Башкирии Гульназ Шафиковой ректором, коллективу Института развития образования республики представили Гульназ Радмиловну в качестве нового босса. Чем и показали, что руководству наплевать на общественное мнение и уровень назначаемых ими руководителей.

Сегодня утром коллективу Института развития образования Башкирии в рабочей обстановке представили нового исполняющего обязанности ректора учебного заведения – бывшего министра образования республики Гульназ Шафикову.

Сказать, что преподавательский состав был в шоке, не сказать ничего. Ведь еще недавно, после громких лозунгов коллектива института о безграмотности, непрофессионализме, склочности характера, неуважения к людям, презрения к институту и т.п. бывшей руководительницы минобра, а главное, встречи с врио министра образования Айбулатом Хажиным, затеплилась надежда, что в республике найдется другой кандидат на должность ректора БИРО. И ведь Хажин, как утверждали тогда участники встречи с чиновником, пообещал коллективу республиканского института подумать и отметил, что изучит ситуацию и учтет мнение протестующей стороны при вынесении решения. Но последняя надежда быть услышанными высоким руководством сегодня рухнула окончательно.

Не помогла и петиция в Сети от имени коллектива БИРО в знак протеста против назначения на пост ректора института экс-министра образования республики Гульназ Шафиковой, которую меньше чем за неделю подписали почти 500 человек.

Принцип - собака лает, а караван идет, и что чиновникам абсолютно наплевать на мнение людей, потому что чаще всего в своих решениях руководствуются какими-то своими интересами, снова сработал – сегодня протестующая профессура и ненавистный ректор встретились, как говориться глаза в глаза. Знакомство прошло в гробовом молчании.

«Мы все были шокированы. Ее все-равно нам прислали! Говорят, что она злопамятная, так что теперь даже и не знаем, что дальше будет. Если начнутся репрессии со стороны Гульназ Радмиловны в адрес тех, кто особенно активно протестовал против ее назначения, будем снова обращаться в СМИ», - рассказала одна из участников событий «Медиакорсети».

Как ранее сообщала доцент БИРО Юлия Жукова, с бывшим министром образования республики у трудового коллектива учебного заведения не сложились отношения. Министерство образования в лице Шафиковой, по мнению Жуковой, не было настроено налаживать контакт с институтом. Также сотрудники считают, что неграмотный человек не может управлять институтом, связанным со сферой образования.

По словам доцента, более 120 человек подписали резолюцию, которая была направлена в министерство образования, профсоюз, правительство республики и лично Радию Хабирову. В обращении говорится, что назначение Шафиковой может разрушить институт. А вокруг здания института еще до сих пор можно заметить останки листовок с громкими лозунгами против назначения экс-министра на ректорство.

Сама Гульназ Радмиловна по-прежнему отказывается от общения с назойливыми журналистами. Единственный прорвавшийся к ней звонок регионального СМИ получил тождественный ответ - никаких комментариев по поводу своей деятельности Шафикова не дает.

Остается только поздравить экс-министра с новым местом работы, посочувствовать всем участникам протеста и выразить надежду, что никто из преподавательского состава БИРО не будет уволен из-за мести, а Гульназ Радмиловна, как ранее говорил о ней советник при ректорате РГСУ Рустем Ахмадинуров, вставший на ее защиту, «действительно компетентный руководитель». Отметим, что его слова о том, что «уж не работникам данного Института выбирать директора», уже подтвердились. Занавес.

rb.versia.ru

Гульназ ШАФИКОВА, министр образования Республики Башкортостан:

- Не бывает обычных учителей. Каждый из них по-своему уникален. Правда, не всем удается раскрыть свою уникальность. Что же касается качеств, то они базовые, они нужны каждому человеку независимо от того, где и кем он работает, - человечность и ответственность. Но я не мыслю себе учителя, который не любил бы детей. Об этом хорошо написано в учебниках по педагогике, изданных в семидесятых годах прошлого века. Хотя время изменилось, страна изменилась, мы поменялись, но этого качества, этого требования, этого фундамента учительской профессии никто не отменял. - Когда друзья, знакомые, родственники вас спрашивают, к какому педагогу лучше отдать ребенка, что вы советуете?- Я обычно отвечаю: все зависит от вашего ребенка. Кому-то подходит очень строгий педагог, а кому-то, наоборот, нужен добрый. Эта простая истина связана с модным ныне понятием «эмоциональный интеллект». Потому что самое важное - это чтобы они, ученик и учитель, чувствовали друг друга. Если учитель понимает ученика, он может стать на его ступень восприятия мира. Будучи профессором, я давно отказалась от того, чтобы разговаривать со студентами мудрено, слишком по-научному. Мне важно не себя им продемонстрировать, не свой уровень показать, а донести до них то, что я им рассказываю, чтобы оно их зацепило, заинтересовало. А уже потом можно переходить к более сложному языку общения.

- Во взаимоотношениях учителя и ученика важен характер педагога?

 - Не только характер, но и темперамент. Мы же приходим в мир каждый со своим темпераментом. Но когда смотришь на человека после двадцати лет работы, то, боюсь, уже трудно определить, какой теперь у него темперамент, потому что человек все время подстраивается под ситуацию, под свою социальную роль. Хороший учитель, будучи холериком, никогда не позволит себе повысить голос на коллег, а тем более на ребенка. Это ведь не улица! Но на улице, где все орут друг на друга, человек с таким темпераментом тоже начнет орать. Легко было сказать Льву Николаевичу: ударили в одну щеку - подставь другую...

- Вы сказали про главное базовое качество учителя - любовь к детям. А можно ли научить любви?

 - Нет. Это чувство должно жить внутри тебя. Если оно присутствует, его можно развить. Но именно оно та платформа, база, на которую будущий учитель наращивает свой потенциал, изучая педагогические методики и практики. Именно оно помогает учителю, пришедшему в школу, реализовать себя.  

- При поступлении в педагогические вузы мы нигде и никогда не проверяем, не тестируем абитуриентов на любовь к детям. Да и можно ли как-то выявить отсутствие этой любви у человека, чтобы он, проучившись пять лет и отработав один месяц, не сказал: «Не мое, не хочу и не буду учителем»?

- Как вы говорите, пока тестов на измерение любви нет, да и вряд ли они когда-нибудь появятся, но профессионал-психолог в живой беседе с абитуриентом может увидеть определенные признаки того, как человек относится к детям, притом не на словах, а на деле. Уважающие  себя вузы, дорожащие своей профессиональной репутацией, как раз и проводят такие неформальные собеседования. Наши Башкирский государственный и педагогический университеты тоже такое делают. Для меня высокая эффективность вуза, от уровня которой зависит и его финансирование,  заключается не в том, что в этот вуз поступают выпускники с очень высокими баллами, а в том, насколько его выпускники востребованы, как легко они трудоустраиваются, притом по специальности.

- Худо-бедно, но в последние годы в школу пошло молодое пополнение. Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы молодой учитель не ушел из школы после первого месяца, первой четверти, первого года работы?

- В первую очередь останется ли молодой учитель в школе, зависит от мудрости и управленческого опыта директора, сплоченного коллектива и наличия в нем опытных педагогов. Ничего нового не надо придумывать. Были потрясающие школы  наставничества по всей стране. Сейчас повсеместно взялись за их возрождение.  Мы тоже этим занимаемся. Ведь институт педагогических наставников - это эффективный инструмент сопровождения молодого учителя. Второе условие, необходимое для того, чтобы он не ушел из школы, - видимая и понятная перспектива. Молодежь амбициозна, ей хочется ясно видеть, куда она дальше пойдет, как будет расти. Показать ее молодому коллеге как раз и может тот самый мудрый директор, о котором я уже говорила.

-  Вы подчеркнули, что особую роль играет сопровождение молодого педагога. Какого рода сопровождение?

- Сопровождение, включающее передачу своего научно-методического и психологического опыта. Начиная с рассказа о том, как принято в этой школе вести занятия,  и заканчивая демонстрацией того, какие техники и практики наиболее эффективны в работе с группами детей или отдельными ребятишками. Человека, и не только молодого, нужно все время  подбадривать, хвалить, иногда журить. Это и есть психологическое взаимодействие. Человек формируется только рядом  с другим человеком. Поэтому всегда должен быть рядом тот, кто подскажет в необходимую минуту, как решить внезапно возникшую задачу, поддержит в трудной ситуации, поможет найти выход из спонтанно сложившейся острой ситуации.

- Гульназ Радмиловна, вы, когда приезжаете в школу, на что в первую очередь обращаете внимание?

- Мне важно почувствовать, насколько в школе комфортно детям и учителям, конечно. Мне не важно количество интерактивных досок в школе, сколько у них компьютеров, мне нужно видеть, что детям здесь нравится, они любят школу, в которой учатся. Я оцениваю чистоту и порядок. Потом смотрю в глаза учителей, разговариваю с ними, пытаясь понять, насколько их желание работать именно в этом учебном заведении, как они говорят, искренне, не испытывают ли они страха перед директором сказать что-нибудь лишнее, рассказать, как они в самом деле живут и с какими проблемами сталкиваются. Каждая проблема - боль. Но если ты поделишься этой проблемой, этой болью, тебе станет легче, может быть, с этого разговора начнется путь к ее решению, который у каждой проблемы свой и по времени, и по расстоянию. А дальше начинаю общаться с каждым педагогом в отдельности. Зашла в кабинет биологии, спрашиваю, в каком году последний раз покупали расходные материалы, а уже только потом дохожу до вопроса, как часто учитель пользуется интерактивной доской, инновационными  (какими именно)  методиками, куда в последний раз он ездил на повышение квалификации.

- А учителя о чем вас спрашивают?

- Самый типичный вопрос в любой образовательной организации: когда станет меньше бумаг и отчетов? И второй вопрос: что делать с современными родителями?

- Так что делать с отчетностью? Как от нее избавиться?

- Мы, чтобы избежать дублирования, составили для себя полный список тех отчетов, что запрашиваем. Мы, кажется, не привыкли еще к тому, что многое можно найти на сайтах школ. Они отличный источник информации для нас и для муниципальных органов управления образованием. Появление информационных систем помогает тоже снизить отчетность. Но кроме нас есть другие ведомства. В среднем в школу в месяц приходят представители около девяти различных надзорных инстанций. Сейчас мы все чаще говорим им: если вам что-то нужно от школы, спросите у нас. Мы с удовольствием поделимся с вами информацией, которая у нас уже есть. Не надо лишний раз школу мучить. А вот с родителями сложнее. В последнее время есть часть родителей, которые рассматривают себя не участниками образовательных отношений, а их противниками. Они смотрят на все, что мы делаем, деструктивно, как в том мультфильме: «А Баба-яга против», против всего.

- И какой выход?

- В начале июня мы провели большой республиканский форум. Собрали представителей различных общественных родительских организаций и объединений. Их у нас около двадцати, даже есть Совет отцов, но все эти советы существуют разрозненно, каждый сам по себе. Нам бы хотелось объединить их в одно мощное движение, чтобы они работали вместе с нами, чтобы они, рассматривая то, что мы делаем, критически подсказывали нам, предлагали конструктивные идеи и вместе с нами искали пути решения проблем.  

- Гульназ Радмиловна, вы часто вспоминаете свою школу?

- Конечно.

- Что больше всего запомнилось из школьных лет? Что вы оттуда вынесли?

- Умение находить выход из безвыходных ситуаций. Нам ставили задачки с неопределенными решениями и предлагали пойти туда, не знаю куда, найти то, не знаю что. Я научилась верить в себя. Поняла еще тогда, что твое решение тоже что-то значит в этой жизни, что оно может не совпадать с решениями других людей, и в этом его ценность.

-  А как это практически в школе реализовывалось?

- У нас был очень хороший работающий актив. Мы были для директора опорой.   Он предлагал нам какое-то дело. Если мы соглашались взяться за него, то дальше уже была наша забота, как с ним справиться. Самое главное, что нас никто не заставлял делать то, что мы не хотели делать.

- Почему вы выбрали психологию в качестве своей будущей профессии?

- Наверное, потому что, пока училась, поменяла много школ и...

- А почему меняли?

- Отца часто переводили из одного места работы в другое, вот мы и переезжали. Я чувствовала, что педагоги не всегда могут до меня достучаться. Мне хотелось им подсказать, что со мной не так надо, но не хватало смелости, да я и не знала, как со мной надо. Ребенок не может сказать педагогу: «Вы неправильно со мной поступаете», потому что у нас властвует в отношениях субъектно-объектный подход, при котором ребенок всегда неправ. Я еще в школе поняла, что педагог не может и не должен вести себя со всеми детьми одинаково. Я ходила в кружок танцев. Нас было 80 детей, наш педагог умудрялась к каждому из нас найти подход. Когда она говорила, что не поставит кого-то на этот танец, никто не обижался. Потому что она всегда объясняла, почему, и тут же предлагала другую партию.

- Она просто видела каждого из вас.

- Для меня это было секретом: а как она это видит? Мне хотелось это выяснить, поэтому я и решила посвятить себя психологии.

- Когда учитель заходит в класс, обычно он видит класс как нечто целое. Но в этом целом у каждого свои потребности, свои возможности, свой характер. Как распознать в каждом ребенке заложенные природой возможности, как - и это главное - помочь им развиться? Мы с гордостью рапортуем, что обеспечиваем каждому ребенку индивидуальную образовательную траекторию. Но как за 45 минут поработать с каждым из двадцати пяти?

- Я согласна с такой постановкой вопроса, но посмотрите: многие педагоги, которые показывают высокие достижения, этим умением владеют, у них это получается. Притом кто-то делает это строго по науке, кто-то интуитивно. Я недавно в Краснодаре разговаривала со своей коллегой - начальником управления образования. Она делилась со мной, как ее учили: учительница математики, бывало, говорила ей: «Не вижу в твоих глазах понимания. Давай-ка начнем рассматривать эту теорему сначала. Вася, помоги Кате разобраться, она не поняла». Как она по глазам ученицы могла понять, что та не поняла тему?

- Но как научиться этому?

- Я вспоминаю, как наш учитель математики поехал в Белорецк к нашему знаменитому Роману Григорьевичу Хазанкину. Вернулся и попытался ту же самую технику применить. Стал бегать по классу, вдохновлять нас, а мы смотрели на него и думали: что это с ним происходит, что он от нас хочет? Позже я поняла, что он перенял лишь внешнюю манеру поведения. А сущность методики, ее внутренний смысл так и остались непонятыми, остались для него непаханым пластом.

- Какая тема для вас остается главной в психологии? Вы же и кандидатскую, и докторскую диссертации по психологии защищали...

- Я исследовала и продолжаю исследовать механизмы и этапы развития нравственных отношений в человеке, начиная с дошкольного периода и заканчивая подростковым возрастом. В зоне моего внимания и любовь. Хотя нет научного определения любви как эмоционального состояния. Может, и не надо этого определения. Но мне интересно, все ли могут достичь высокого уровня нравственного развития, что на это влияет и что такое сам этот высокий уровень? Поверьте, педагогическая психология - увлекательнейшая наука.

- Мы часто ругаем педагогическую науку. Критикуем ее за оторванность от жизни, «теория, мой друг, суха, а древо жизни вечно зеленеет», за то, что тона не замечает этого зеленеющего дерева. На каком уровне, на ваш взгляд, находится сегодня педагогическая наука?

- Я перед встречей с вами спрашивала своего сотрудника, что такое модель в педагогике. «Это такая визуализация проблемы, где стрелки, квадратики», - ответил он. «Извините, - сказала я ему, -   вообще-то это проверенная опытом какая-то система взаимодействия между участниками образовательных отношений». Педагогика стала - я этому очень радуюсь - носить прикладной характер, она вначале проверяет какую-то технику, технологию, практику, а уже потом предлагает это применять. Когда пишешь диссертацию, там есть такой индикатор - могут ли быть результаты твоего исследования масштабированы на другие образовательные организации или нет. На сегодняшний день таких легко масштабируемых технологий недостаточно. Возьмите развивающую систему Эльконина - Давыдова. Ее можно в любой школе внедрить, были бы желание и знания, и это будет работать.

- Кто ваш кумир в психологии?

-Давыдов Василий Васильевич.

- Почему?

- Потому что система обучения, которую он предложил, элегантна, прогностична, уникальна и легка для внедрения. И она очень хорошо подходит нашей ментальности. Как психологу мне особенно нравится в ней то, что она срабатывает везде, будь дошкольное образование или старшая школа.  

- Мне кажется, специалистам, которые занимаются у вас в министерстве воспитанием, приходится несладко. Вы же смотрите на их предложения, решения, проекты не только как управленец, но и как квалифицированный эксперт в этом деле. Что стало  краеугольным камнем вашей системы воспитания?

- Для нас главное в системе воспитания - люди. Время требует, чтобы мы готовили педагогов совсем по-другому, чем раньше. Они должны владеть новыми техниками и технологиями, быть своими в социальных сетях, не пугаться новых гаджетов и разбираться в постоянно меняющейся палитре молодежной субкультуры. Педагоги должны принять тезис: «Если я чего-то не понимаю, то это не значит, что это неправильно, что оно не должно существовать».  Только тогда дети будут прислушиваться к их мнению, ценить его. Ведь что главное в воспитании - не громкие слова, заявления, а межличностное общение, искреннее и доверительное.

- А что самое тяжелое в должности министра?

- Самое тяжелое?

- Давайте переформулируем вопрос: что вас раздражает на этом посту?

- Меня раздражает, что любое задание нужно от начала и до конца вести самому. Раньше, если ты дал задание, то понимаешь, что у тебя есть люди, которые разложат его на инструменты, другие с помощью этих инструментов это задание выполнят. При проектном управлении распределение обязанностей уже не вертикальное, а горизонтальное. Таких проектов становится все больше. Для их реализации не хватает человеческих ресурсов. И времени.

- Придя полтора года назад в этот кабинет, вы поменяли команду?

- Я не сторонник революций. Поэтому я делала это потихоньку, на сегодняшний день поменяла всего треть штатных сотрудников министерства. Новых людей команды нужно выращивать, постепенно вводя в управленческий  процесс. Я никого не заставляла, не вынуждала уходить, я просто представила новые задачи и четко обозначила целевые индикаторы. Некоторые сотрудники поняли, что не справятся, и сами ушли.

- Вы сказали: людей команды надо выращивать.  Значит ли это, что вы считаете министерство командой?

- Я себе поставила цель, что  должна создать команду в течение двух лет с момента назначения министром. Пока я вижу твердый костяк команды, которому еще предстоит  обрасти мускулами. Просто у нас есть люди, которые работают меньше года и еще не прошли один полный  круг, поэтому до конца не понимают весь  процесс.

- Что вы цените больше всего в членах вашей команды?

- Открытость. Когда человек, не согласный  с моим решением, не идет молча выполнять его,  а говорит мне, что есть другой вариант и он готов доказать это.

- Такое бывает?

- Конечно. Они ведь тоже профессионалы в своем деле. Начиная с финансистов и заканчивая организаторами.

- Мне кажется, в сегодняшней ситуации министру образования надо разбираться в строительстве не хуже, чем в стандартах, оценочных процедурах и системе учительского роста...

- Когда я первого сентября пошла в первый класс, папа после обеда вывез меня в поле, посадил за руль машины и сказал: «Я не знаю, как ты будешь читать и писать, но машину ты должна водить хорошо. Точно так же ты должна хорошо разбираться в стройке, в домашнем хозяйстве и в мужчинах». Мне было семь лет.

- Научились?

- Думаю, да. Я всегда помнила его слова о том, что эти умения - главные для жизни. А мне хотелось интересной, насыщенной жизни, моей жизни, не похожей ни на чью другую.

- Какое главное качество нужно, на ваш взгляд, прежде всего человеку? Любому...

- Я же писала диссертацию про нравственные отношения, поэтому для вас не будет открытием, если я скажу, что превыше всего в любом человеке умение любить, умение быть преданным.

- Может ли образование помочь укреплению семьи?

- Может.

- А каким образом?

- Механизмов тут много, начиная от информационной работы и заканчивая модульными курсами в средней школе. В свое время у нас был курс психологии и этики семейной жизни. Не совершенный, но сделавший много для укрепления семейных ценностей. Жизнь вокруг нас утверждала, что мужчина - это мужчина, а женщина - это женщина. У каждого своя роль в семье. В школе часто собирались семьями, рассказывали, как живут, как готовят,  как строят отношения со старшими в семье. Родители с удовольствием ходили с детьми в многодневные походы под руководством учителей.

- С этим теперь стало трудно.

- После ряда трагедий пойти в поход с детьми  - это очень большая головная боль для всей школы. Вся деятельность в этом направлении жестко зарегламентирована.  Не так-то просто и домашнюю еду принести в школу, а вдруг она не соответствует санитарным нормам? Кто будет в конечном счете отвечать, если что-то случится: директор, классный руководитель, который разрешил эти посиделки, или родитель, желавший только блага? Конечно же, директор. А кому хочется лишних неприятностей?..

- Сейчас много говорят о том, что наши дети разучились работать. Хотя мне кажется, что учеба тоже труд, такой же, как любой другой. Пока они учатся в школе, они трудятся. Каким должно быть трудовое воспитание в школе - это вопрос, по которому общество еще не договорилось. Мыть коридоры, подметать территорию, расчищать дорожки от снега зимой или сделать содержание предмета технология совсем другим?

- Я считаю, что необходимость элементарного самообслуживания должна быть привита каждому ребенку. И воспитывать это чувство надо с младых ногтей. Но, конечно же, не в той форме, о которой вы говорили, - мытье полов, уборка территории. Но мы знаем истории, когда ребенок ленится стульчик поднять, доску за собой могут не вытирать, если учитель не напомнит. Часто в этом мы, взрослые, виноваты, оберегая  наших детей от любого домашнего труда, сами за них все делаем.

- Кто сам, а у кого-то домработница этим занята...

- Вы правы. Это тоже сказывается на отношении детей к физическому труду. Бывают высказывания, где это рассматривается как что-то постыдное. Хотя должна вам сказать, что в городе и деревне разное отношение к трудовому воспитанию, разное представление о том, в каких формах оно должно существовать. Это связано, думаю, с разными формами труда. В большинстве сельских школ остались пришкольные участки, и дети там с удовольствием - их никто не заставляет - работают. И трудовые отряды, и объединения старшеклассников остались. Надо всему этому какой-то новый импульс придать, облечь эту деятельность в новые, более привлекательные для подростков, формы. У нас в республике живет и работает замечательный педагог Камиль Архияров, создавший в свое время концепцию трудовых отрядов. Сколько лет прошло, а система работает. В школьной столовой стоимость питания намного ниже, чем во всех окрестных школах, потому что они сами выращивают овощи и фрукты и заготавливают продукты на зиму. Родители тоже довольны, что дети учатся трудиться. Их время заполнено. Они не бездельничают. Если же говорить про город, то, мне кажется,  мы должны вернуться к коллективным формам труда. Из таких коллективных форм остались, скажем, субботники, но они не системны.  Раньше, помнится,  мы ходили, собирали макулатуру, металлолом  - каждый раз это было настоящее путешествие. Я помню, однажды я сдала наш мангал. Не понимала, зачем он стоит. Отец заставил принести обратно.

- Я перед поездкой к вам спросил у своих друзей, с чем у них ассоциируется Башкортостан.  Ответ был без вариантов - Салават Юлаев, нефть и мед.

- У нас в республике пчеловодству уделяется очень большое внимание. Есть 14 школ, где преподают пчеловодство. Общественные объединения подарили этим школам ульи. Они же их и консультируют. Туда проложены детские туристические маршруты.

- Говорят, что у каждого второго жителя республики своя пасека.

- А как без этого? В детстве мне папа говорил: «Любая девушка должна играть на кубызе, любой мужчина должен играть на курае». Этот инструмент просто лежит на кухне, ты садишься, делаешь вдох, и мелодия сама начинает литься из твоего сердца. Играть на кубызе и курае для башкир традиция, как и разведение пчел. Говорят, что русского нельзя представить без дачи, так и башкира нельзя представить без пасеки. У вас тоже есть дача?

- Есть, хоть я не русский, а украинец. А у вас есть пасека?

- Есть.

- Представим себе систему образования Башкортостана как целостный организм. Где в этой системе самое больное место, что не срастается, над чем надо работать?

- Ничего нового не скажу. Мы уходим от разбросанности, переходим к спецификации. Мы стали практиковать кластерный подход. Вы сказали, республика ассоциируется с нефтью. Значит, у нас должен был появиться нефтехимический кластер. Он и появился. В детском саду дети играют в добычу нефти. Дальше в школе знакомятся с этим делом, но не по учебникам, а приходят на буровую и видят, как в реальности выглядят нефтяные фонтаны, какие сложные приборы там работают. А дальше ссузы и вузы. Все плавно и стабильно. Если ребенок захочет быть нефтяником, он будет знать,  что этот комбинат, эта буровая, где он побывал не раз, будут ждать его. И он продолжит то, что делал его дед, а теперь делает отец.

- Ну сводили класс, двадцать пять детей, на буровую. Значит ли это, что все двадцать пять после окончания школы и вуза станут нефтяниками?

- Конечно, нет. Да мы так и не ставим вопрос. Если из этих двадцати пяти придут  в нефтехимическую промышленность хотя бы десять - это уже очень хороший результат. А остальные пятнадцать будут их обслуживать - в сервисе, образовании, культуре, здравоохранении.

- У вас в республике 70 муниципальных образований. Органы управления от вас как-то зависят?

- (Смеется.) Они зависят от нас в том плане, что мы определяем государственную политику в сфере образования. Они нам напрямую не подчиняются, но получают информацию, в каком направлении надо двигаться, мы определяем вектор развития, какие механизмы надо использовать, чтобы добиться поставленных целей.

- Но вы можете как-то на них все-таки влиять?

- Через главу района могу, сказав ему: «У вас такая-то школа «горит» красным, мы работаем в системе светофора, давайте подумаем вместе, что надо сделать, чтобы изменить ситуацию. Если нужна помощь, то собираем мобильную группу и выезжаем к вам».

- Главы согласовывают с вами назначение руководителей муниципальных органов управления образованием?

- Согласовывают. Я первым делом, пригласив кандидата, прошу у него программу развития образования муниципального образования.

- А, распределяя субсидии,  вы разве на них не влияете?

- Конечно, влияем, отбирая лучших исполнителей на конкурсной основе. У нас ежегодно выделяются гранты на образование до 100 миллионов. В прошлом году на 8 грантов по электронному образованию было подано 108 заявок. С одной стороны, такая активность - это отличный знак, но с другой - мы хорошо понимали, что реальных игроков там намного меньше, чем тех, кто действительно хорошо справится с проектом.

- Вы преподаете?

- Да, в педагогическом университете, на кафедре дошкольной педагогики и психологии.

- Студенты такие же, как десять лет назад, или поменялись?

- Поменялись в способе получения материала. Очень изменилась скорость обработки информации. Они стали более креативными, более уверенными в себе. У меня вообще поменялась техника взаимодействия с ними. Раньше, когда ты был единственным доступным носителем информации, приходилось сначала много давать им, чтобы потом на этой базе что-то обсуждать. Сейчас одним кликом можно получить не только сам материал, но и очень много комментариев к нему. Это привело к тому, что мы поменялись местами. Они приходят с готовой информацией, я им готовлю проблемный вопрос, и потом мы его вместе обсуждаем в поисках решения. Общение с ними стало носить более прикладной характер.

- У вас бывает свободное время?

- Бывает.

- Что вы обычно делаете, когда оно появляется?

- Я человек спортивный. Поэтому сразу вспоминаю, что нужно заняться физической формой. Второе: я человек земли, и поэтому, конечно же, летом дача - такой охотничий домик  (четыре на шесть метров). У нас там кроты, которые ничего не боятся. Из всего, что посадите, будут только вершки, но не корешки. Поэтому малина, вишня  - варенье, пастила. Я люблю собирать урожай, я ведь человек результата. А третье мое удовольствие - это машина. И дорога...

Досье «УГ»

Гульназ Радмиловна  Шафикова  родилась 19 июля 1975 года в Сибае. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «педагогика и психология (дошкольная)», аспирантуру Башкирского государственного педагогического университета. Доктор психологических наук.Трудовую деятельность начала в 1990 году воспитателем яслей-сада №21 «Белочка» в Сибае. Работала педагогом-психологом средней школы, заместителем директора по научно-методической работе гимназии №144  Уфы, преподавателем кафедры педагогики и психологии Сибайского института Башкирского государственного университета.С 2002 года - преподаватель кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, в  2011 году стала заведующей кафедрой дошкольной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.В 2014-2015 годах - проректор по научной работе Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. 9 сентября 2015 года Гульназ Шафикова была назначена министром образования Республики Башкортостан.

Москва - Уфа - Москва

www.ug.ru

Казнить нельзя помиловать: что думают о Гульназ Шафиковой ее коллеги

07.12.2018 13:17:53

Экс-министр образования Башкирии Гульназ Шафикова может возглавить Институт развития образования республики. Эта информация мгновенно облетела интернет и вызвала волну возмущения. И вот уже неделю в социальных сетях бурно обсуждают возможное назначение Шафиковой на пост ректора этого учреждения. Протестные настроения появились и в самом институте. Возмущенные сотрудники развесили рядом со зданием учреждения листовки следующего содержания: «Нельзя молчать, когда назначают безграмотных руководителей!» Напомним, что недавно Гульназ Шафикова попала под «обстрел» в социальных сетях в связи с грамматическими ошибками в посте об открытии всероссийского конкурса «Учитель года — 2018» в Санкт-Петербурге.

Свое мнение о назначении Шафиковой на должность ректора высказали ее коллеги, общественные деятели, люди, с которыми она общалась бок о бок во время работы в министерстве.

— Назначение ректором ИРО Гульназ Шафиковой я считаю вполне логичным решением, — прокомментировала член центрального штаба Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», сопредседатель регионального штаба в РБ Эльвира Аиткулова. — За годы работы министром ею наработаны необходимые практики, есть доскональное знание проблем отрасли, среди которых переподготовка кадров и методическое сопровождение образовательного процесса.

Кроме того, министр любого субъекта имеет обширные связи, как на федеральном, так и на межрегиональном уровнях. Думаю, что этот багаж будет полезен для развития института.

Работая с депутатами, она демонстрировала знание как нормативно-правовой базы, так и ситуации на местах. Совместно мы реализовали проекты по поддержке одаренных детей, сельской школы, по формированию профессионального родительского сообщества. Провели первый в стране Родительский форум, и теперь ежегодно родители являются участниками августовских педсоветов, как муниципального, так и регионального уровней.

Перед Институтом развития образования стоят большие задачи, ведь президент страны ставит цель вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования. Конечно, без научного и методического сопровождения сделать это будет сложно. Шафикова не только понимает масштаб поставленных задач, но и знает, как их решить. Именно поэтому руководство региона доверяет ей такой важный сегмент в системе образования, и, думаю, что она оправдает это доверие.

А какое впечатление оставила экс-министр Гульназ Шафикова у рядовых учителей? Удавалось ли ей находить общий язык с представителями педагогического сообщества республики? Слово Заслуженному учителю РБ, Народному учителю РФ Лизе Агадуллиной:

— На моем веку это не единственный министр образования. Я ведь в этой сфере работаю уже более 60 лет. Ничего плохого о Гульназ Радмиловне сказать не могу. Молодая, энергичная, внимательная к людям. Мне не раз приходилось встречаться и общаться с ней. Из ее рук неоднократно получала грамоты. Она достаточно открытая, коммуникабельная. Именно таким и должен быть руководитель, тем более в сфере образования, потому что с нами, учителями, бывает довольно непросто выстраивать отношения.

Как видим, Гульназ Шафикова пользуется авторитетом среди коллег. Так можно ли перечеркнуть всю ее многолетнюю работу в сфере образования всего одним небрежно написанным постом?

— Есть такая информация, что Гульназ Шафикова не сама вела свой аккаунт, — говорит блогер Раис Габитов. — Профиль в социальных сетях был заведен ее пресс-службой, записи делала пресс-служба и ошибки в постах, соответственно, допустила тоже она. Я не знаю, насколько это достоверно, но в связи с этим напрашивается вывод: любой публичный человек, тем более человек, облеченный властью, должен следить за информацией, которая появляется на его личных страницах. Ни в коем случае нельзя допускать некорректных заявлений. Это очень важно, потому что всего одна, даже небольшая, ошибка может стоить карьеры. Сейчас пользователи социальных сетей внимательно следят за «творчеством» чиновников в интернете. Поэтому хотелось бы пожелать им, чтобы они либо сами вели свои страницы в соцсетях, либо четко отслеживали то, что пишут их пресс-секретари.

i-gazeta.com

Министром образования Башкирии назначена Гульназ Шафикова

Сегодня, 29 сентября, глава Республики Башкирии Рустэм Хамитов своим указом назначил министром образования Гульназ Шафикову. Она сменила на этом посту Альфиса Гаязова. Другим указом Альфис Гаязов освобожден от должности министра в связи с переходом на другую работу.

Гульназ Радмиловна Шафикова родилась 19 июля 1975 года в Сибае. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «педагогика и психология (дошкольная)», аспирантуру Башкирского государственного педагогического университета. Доктор психологических наук.

Трудовую деятельность начала в 1990 году воспитателем яслей-сада 21 «Белочка» молочно-консервного комбината Сибая. Затем работала психологом в яслях-саду «Акбузат», педагогом-психологом СОШ №126 Уфы.

В 1999-2002 годах – заместитель директора по научно-методической работе башкирской гимназии №144, преподаватель кафедры педагогики и психологии Сибайского института Башкирского государственного университета.

В 2002-2011 годах – преподаватель кафедры психологии БГПУ. В 2011-2014 гг – заведующий кафедры дошкольной педагогики психологии БГПУ. В 2014-2015 годах – проректор по научной работе БГПУ.

ufa1.ru


Смотрите также