Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Халида бегичева биография семья


Бигичева Халида Аббясовна

Бигичева Халида Аббясовна (Р.Ф.Ибрагимов,Нижегородские татары.Биографический словарь,2008г)

популярная татарская певица.

родилась в 1954 г. в с. Чембилей Краснооктябрьского района,Нижегородской области в семье механизатора В детские годы-постоянная участница школьной художественной самодеятельности. На проходившем в Горьком(Нижнем Новгороде) конкурсе «Алло,мы ищем таланты» заняла вместе с родным братом Хайдаром Бигичевым первое место.

После школы поступила в Горьковское училище производственного комбината,

решив выбрать профессию швеи.

Проработав год в родном селе,уехала в Москву .

В 1990г.стала солисткой татарского музыкального ансамбля «Алтын Ай»,ныне популярная татарская группа «Изге Ай» .

Ансамбль,руководимый ее мужем Равилем Кузнецовым ,

уроженцем села Камка(Камкино), за годы своего существования завоевал общее признание и любовь любителей татарской музыки и песни.

Закладка Постоянная ссылка.

(16 оценок, среднее: 5,00 из 5)

tatobzor.ru

Халида Бигичева покидает сцену: «Видимо, время данного мне таланта истекло»

Халида Бигичева – обладательница уникального для татарской эстрады голоса – сильного, по-настоящему народного, богато окрашенного, запоминающегося. Стоит однажды услышать «Су буйлап», «Еллар бураны», «Дустыма» - эти песни начинают звучать в памяти, хочется им подпевать. Но Халида Бигичева сообщила грустную новость – она уходит из эстрады. Грядущие гастроли станут последними.

«НЕ ХОТЕЛА БЫ СОВМЕЩАТЬ СЦЕНУ И РЕЛИГИЮ»

- Халида апа, в последнее время вас на сцене не видно. Куда вы пропали?

- Не могу сказать, что на сцену не выхожу совсем, я не пропала. Пока остаюсь в творчестве, готовлю новую программу, записываю новые песни. Но уже не получается работать в полную силу, как раньше. Думаю, что следующие гастроли станут последними. Назову их прощальным туром. У всего есть свое время. Все равно сцену когда-нибудь придется оставить. Как получится дальше – увидим. Пока были силы и возможность, пела с удовольствием, не разлучалась со своим любимым зрителем.

- Почему решили уйти?

- Во-первых, в последнее время со здоровьем начались проблемы. Давление очень беспокоит. Высокое давление ударило по сердцу, случился приступ. Очень долго лежала в больнице, полгода пила лекарства, потом перенесла операцию на сердце. Поэтому и на сцену не могла выходить, больших планов не строила.

Во-вторых, я посвятила себя религии. Это главная причина моего решения. Внутри меня произошли сильные изменения, они идут и сейчас. Сейчас смотрю на мир другими глазами. Это очень радует меня. Все дела начинаю именем Всевышнего Аллаха. К своей религии я всегда относилась с почтением, это у нас с детсва, в крови. Вера должна быть в сердце. Считаю, что человеку, совершающему пятикратный намаз, уже не следует ездить с гастролями, это мешает. Нельзя без уважительной причины оставлять или переносить намаз, его надо делать в положенное время. Не хотела бы совмещать сцену и религию.

Многие не совершают пятикратный намаз, считая, что на это у них нет времени, собираются начать на пенсии. Те же люди почему-то всегда находят время посидеть перед телевизором и с телефоном. На намаз времени жалко, его они воспринимают как тяжкий груз. Я сейчас жалею, что не пришла к религии еще раньше. Прошу у Всевышнего прощения за годы, когда не читала намаза.

В этом году также горю желанием поехать в хадж. Слава Аллаху, я еще в состоянии ходить и работать, в твердом сознании. Поэтому с благодарностью ко Всевышнему хочу пройти этот путь хаджа.

И в-третьих, мне кажется, что время, отведенное на мой талант, уже истекло. Все бежим куда-то, работаем, не помня себя – и времени не остается, чтобы подумать о душе. Жизнь пролетает в мгновение ока. Человек сегодня есть – завтра его нет.

- Кто вас поддерживал во время болезни?

- Это стало большим испытанием. Самая главная моя опора – моя семья, мой сын. Баянисты, гитаристы из моего коллектива звонят, справляются о здоровье. Но в то же время многие из тех, кого считала другом, перестали появляться. Но ни на кого я не держу обиды.

- Как восприняли зрители ваше решение уйти со сцены?

- Многие говорят – не пропадай, не лишай людей своего творчества. Когда поняла, что зритель ждет моих концертов, решила, что надо работать над сольной программой. Выступать перед зрителем – это для меня огромное наслаждение. Поэтому к 65-летнему юбилею готовлю большой концерт-шоу. Хочу на достойном уровне попрощаться с верным мне народом, любимым зрителем. Чтобы они успели услышать мои новые песни. Пусть мне будет суждено уходить со сцены красиво, высказав все мои слова благодарности, поклонившись моему зрителю. Если бы не он, разве мы могли бы творить с таким воодушевлением? Поэтому огромное спасибо моему народу. Только теплые слова, отзывы людей в многих случаях утешали мою душу, давали силы жить.

«СОВРЕМЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ ПЕРЕДАЮТ ГЛУБОКИХ ЧУВСТВ, А ТОЛЬКО РАЗВЛЕКАЮТ»

- Слушатели больше узнают вас по вашим мелодичным, печальным песням.

- Моему сердцу более близки ретро и народные песни, в них затрагивающая душу грусть и тоска, это по-настоящему наше, татарское. В репертуаре довольно много народных песен, которые уже почти забыты. Я сама по жизни не привыкла плакать, но бывают песни – разрывают душу, или почитаю стихи с глубоким смыслом - могу и заплакать. Некоторые свои песни разучиваю сквозь слезы, пропуская через сердце. От народных песен на душе хорошо. На гастролях в отдаленных регионах всегда стараюсь исполнять народные песни. Раньше часто давали концерты в Москве. Зрители слушали народные песни с любовью, они приносили им настоящее удовольствие. А сейчас все эти наши старания куда-то уходят, исчезают.

- Почему народные песни исчезают?

- Сейчас нет исполнителей, передающих эти чувства, наш татарский «моң». Есть артисты с красивым голосом. Но они, вместо того, чтобы своим голосом погружать слушателя в чувства, передавать весь глубокий смысл - делают обратное. Я переживаю, что «моң» теряется. Мы не должны расставаться с татарскими народными песнями. Самые проникновенные, близкие и понятные народу песни сейчас уже не в почете. На нашей сцене господствует самодеятельность. Все ищут легкие пути. Но петь, выступать на сцене – огромный труд. Мы сейчас относимся к песням и музыке только как к увеселительному жанру. Молодежь, пытаясь следовать за временем, ищет новые стили, поет совершенные никчемные песни. Поэтому исчезает «моң». Какого артиста не возьми – хочет петь что-нибудь легкое, чтобы не “напрягаться”. Такие “дешевые” песни просто наводнили татарскую эстраду. Как ни странно, и народу они нравятся. Вот это меня удивляет. Почему так? Почему от артистов ждут только то, от чего можно попрыгать и повеселиться?

- Вы думаете, эту проблему можно решить?

- К сожалению, молодое поколение лишено возможности слышать наше музыкальное наследие – ведь это по-настоящему качественные, благородные произведения, золотой фонд нашей культуры. Если ребенок не ознакомился с ним в детстве, то воспитать в нем любовь к настоящей татарской музыке будет очень сложно. Молодым нравятся энергичные, дискотечные песни. Надо постараться найти способы доносить народные песни так, чтобы ими заинтересовалась молодежь. Хотелось бы, чтобы руководители Министерства культуры Татарстана взяли на себя решение этой проблемы. Мы росли, слушая по радио выступления Альфии Авзаловой, Ильгама Шакирова. Сейчас в эфирах - другие песни.

sntat.ru

«Вагапов и Бигичев – оба из одного района, центром которого является Уразовка...»

В Нижегородской области появились бюсты основоположнику татарской эстрады и знаменитому оперному певцу

В селе Уразовка Краснооктябрьского района Нижегородской области в минувший уик-энд прошли праздничные мероприятия, посвященные открытию памятника выдающимся певцам Рашиту Вагапову и Хайдару Бигичеву. За тем, как Валерий Шанцев говорил на татарском, а Рустам Минниханов призывал нижегородских татар к сохранению языка и традиций, наблюдала корреспондент «БИЗНЕС Оnline».

В селе Уразовка Нижегородской области открыли памятники певцам Рашиту Вагапову и Хайдару Бигичеву

«ПОБОЛЬШЕ БЫ ТАКИХ ПРАЗДНИКОВ, БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ ОТРЕМОНТИРОВАЛИ АЛЛЕЮ, ДОМ КУЛЬТУРЫ И ДОРОГИ»

Необходимо сразу же сделать небольшое отступление и отметить, что татары Нижнего Новгорода компактно проживают на юго-востоке области. Выходцы из этой местности представляют весьма значительную часть — больше 40% — современного татарского населения Москвы и Московской области, также они образуют небольшие, но довольно активные и самобытные общины в Санкт-Петербурге, Эстонии и Финляндии, куда эмигрировали в начале ХХ века. Несмотря на то, что Нижний Новгород находится ровно на полпути из Казани в Москву, взоры татар нижегородчины или сергачских мишар, как они себя называют, обращены на Москву, а не на Казань. И Рашит Вагапов с Хайдаром Бигичевым — это редкое исключение из общего правила.

Татары в Нижегородском крае известны еще с XIV века. И село Уразовка, где и открылись памятники, является не только районным центром Краснооктябрьского района, но и центром всех татар Нижегородской области. Татарское население в нем составляет подавляющее большинство. Здесь есть кафе «Туган як», татарское радио, а въезжающего в деревню встречают татарским приветствием «Рәхим итегез».

Праздник, посвященный открытию памятника, растянулся на два дня. Если в первый день на центральной площади села прошел праздничный концерт международного фестиваля татарской песни имени Вагапова, то ранним утром следующего дня состоялась сама церемония открытия памятника с участием президента РТ и губернатора Нижегородской области.

Композиция памятника состоит из двух бюстов, отлитых из бронзы, установленных на отдельных постаментах и объединенных стилобатом. На территории также размещены две стелы с информацией о татарских певцах.

Что касается самих героев, то если Вагапова можно по праву назвать основоположником татарской эстрады — он на протяжении 20 лет оставался одним из самых популярных татарских исполнителей, то Бигичев, в свою очередь, 20 лет прослужил в татарском театре оперы и балета в Казани. Он обладал редким по красоте и насыщенности драматическим тенором.

На фестивале им. Вагапова

Несмотря на палящий зной, народу собралась полная площадь, все пришли поглазеть на артистов из телевизора. Отметил это и министр строительства Нижегородской области, депутат заксобрания Валерий Антипов. «Судя по количеству людей, праздник удался, — подчеркнул он и добавил. Побольше бы таких праздников, благодаря которым отремонтировали аллею, дом культуры и дороги».

Центральная площадь Уразовки напоминала майдан Сабантуя: для детей здесь были организованы отдельные площадки, шла активная торговля сувенирами и колбасой казы — самым известным мясным татарским деликатесом, всюду слышалась татарская речь, неспешно прогуливались бабаи в тюбетейках и бабушки в белых платках. О том, что это все-таки Нижегородская область, а не Татарстан, напоминал разве что маленький уголок-экспозиция Болдинского пушкинского музея-заповедника. Местные жители окружили сцену плотным кольцом, высматривая артистов из телевизора. «А Халида приехала? А это не Зухра? А это кто, не узнаю. Сфотографируется ли она со мной? Наверное, она очень крутая, сфотографируется ли?» — то и дело слышалось из толпы.

Сам концерт украсили лауреаты конкурса им. Вагапова разных лет, среди которых был и солист Екатеринбургской оперы Ильгам Валиев, который специально приехал на мероприятие из Уфы. По словам Валиева, которого по праву называют продолжателем творчества Бигичева, благословение на исполнение его песен дала ему супруга Хайдара Зухра Сахабиева-Бигичева. В Уразовке она также порадовала собравшихся своим вокалом.

Халида Бигичева

Выступила и младшая сестра оперного певца, эстрадная певица из Москвы Халида Бигичева. «Мы еще до конца не поняли значимость этого события. Теперь есть куда приводить внуков, — поделилась она своей радостью после выступления с корреспондентом «БИЗНЕС Оnline». — Из 8 человек нас осталось шестеро, двоих братьев уже нет среди нас. В детстве мы с Хайдаром раздвигали шторы и объявляли друг друга «Народный артист Татарстана Хайдар Бигичев», «Заслуженная артистка Татарстана Халида Бигичева» и пели, пели… У него была феноменальная память, ему стоило только раз услышать песню, он тут же мог ее спеть. Хайдара сложно было уговорить петь, но если он начинал, то невозможно было остановить. Недавно мы построили новый дом, хотим сохранить старый и сделать из него музей Хайдара Бигичева».

«Удивительно, но Вагапов с Бигичевым и в Казани пересеклись, — поделилась она своими наблюдениями с нашей газетой. — Улицы Вагапова и Бигичева находятся на пересечении друг с другом».

«В КАЗАНИ ВСЕ ПАМЯТНИКИ В ОСНОВНОМ УЧЕНЫМ. ПЕВЦАМ ВСЕГО ОДИН — ФЕДОРУ ШАЛЯПИНУ»

«Мы все — и фестиваль, и открытие памятника — хотели провести в один день, послали приглашение президенту на 15 июля, но он поставил визу — 16 июля в 8 утра, — рассказал «БИЗНЕС Online» инициатор проекта, президент фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов. — Как у нас, у татар, говорят: человек предполагает, а президент располагает. Вагапов и Бигичев — оба из одного района, центром которого является Уразовка. Уже на протяжении 15 лет мы проводим вечера памяти Вагапова, но последние годы начали объединять вечера, посвященные и Бигичеву, и Вагапову. Это наши земляки, гордость нашего края, выдающиеся певцы. В прошлом году появилась идея увековечить их память более масштабно, через памятник. Нашу идею поддержал конгресс татар Нижегородской области, администрация района и власти. Первым нашу идею поддержал президент Татарстана Рустам Минниханов».

Валерий Шанцев, Рустам Минниханов и Рифат Фаттахов

К слову, скульптуры, отлитые из бронзы, обошлись бюджету Татарстана в 3,4 млн. рублей. Еще 7 млн. рублей добавил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. На эти средства было произведено благоустройство территории, ремонт библиотеки, РОНО, реконструкция местного дома культуры, асфальтирование дороги и т. д. «Это совместный проект двух регионов», — подчеркнул Фаттахов.

«Невозможно передать все чувства. Открылся памятник на родине Хайдара, где он вырос, бегал босиком, и Рашиту, на песнях которого мы учились с детства... Я очень ждала этот день, очень переживала, как получится, будет ли похож на Хайдара. Мы ходили с сыном в мастерскую, подсказывали скульптору: какие у него были повадки, какой взгляд. Наш народ зачастую не знает своих выдающихся деятелей. Они оба со всех сторон — и с воспитательной стороны, и с профессиональной — заслуживают подражания и примера. То, что памятник установили здесь, я считаю правильным. Потому что это районный центр, здесь людей больше, проходимость больше, администрация района здесь. Его здесь знают меньше, чем в Казани. И в Казани нужен памятник Бигичеву. В Казани все памятники в основном ученым, а певцам всего один — Федору Шаляпину. А татарским певцам и вовсе ни одного нет. Народ тоже так говорит. Он ведь работал в театре оперы и балета в Казани до последних своих дней. Его личные вещи хранятся в школьном музее, но вечно они там храниться не могут — нужен специальный музей», — поделилась за день до открытия памятника своими переживаниями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» народная артистка Татарстана, супруга певца Сахабиева-Бигичева.

Зухра Сахабиева-Бигичева

А в день открытия именно Сахабиева удостоилась чести торжественно открыть бюст своего знаменитого супруга в присутствии президента и губернатора. «Настоящий певец!» — не скрывала своего удовлетворения вдова после того, как скинули белую ткань с бюста певца.

На церемонию открытия памятника собрались татары не только из близлежащих татарских сел, но и из Казани, Москвы, Нижнего Новгорода и даже из Финляндии. Так, председатель татарской общины Финляндии Атик Али отметил: «Мы были друзьями с Хайдаром, он был очень душевным человеком, а с Вагаповым нас вообще связывают родственные узы».

ВАЛЕРИЙ ШАНЦЕВ: «ИСӘНМЕСЕЗ, КАДЕРЛЕ ДУСЛАР!»

Несмотря на раннее утро, народу на площади в день открытия памятника собралось не меньше, чем накануне на концерт. Посмотреть вживую на президента Татарстана было так же любопытно, как и на артистов из телевизора.

Первым слово на правах хозяина дали губернатору области. Шанцев, в свою очередь, поприветствовал публику на татарском языке словами «Исәнмесез, кадерле дуслар!», сорвал шквал аплодисментов. «Нижегородская земля взрастила немало славных сынов, но в их ряду особое место занимают эти два великих исполнителя. Открывая памятник, мы не только отдаем дань памяти этим выдающимся личностям, которые прославили нижегородскую землю, но и приобщаемся к уникальной татарской культуре.

Рустам Минниханов, в свою очередь, выразил благодарность губернатору Шанцеву за то, что отметил этих личностей, которые «вознесли нашу татарскую нацию, сделали узнаваемой и оставили огромный след». Обращаясь к татарам области уже на татарском, президент призвал их к единству и сохранению языка, традиций и религии.

Родные Бигичева

Сама церемония открытия была очень короткой. Перед президентом и губернатором выступили молодые вокалисты, которые исполнили песни из репертуара Вагапова и Бигичева. Потом родные и близкие сняли белые материи с бюстов и возложили цветы. После совместного фото на память президент Татарстана и губернатор Нижегородской области отправились на XVI федеральный Сабантуй, который прошел двумя часами позже в Нижнем Новгороде. Местные жители и гости праздника еще долго возмущались тем, что было мало концертных номеров. Народ еще долго не расходился — люди фотографировались, общались.

То ли от того, что близкие родственники Бигичева еще живы или память о нем свежее, но внимание к его бюсту было больше. Шутка ли, Вагапов умер в то время, когда многие нынешние деятели еще только родились. Однако корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось найти человека, который еще помнит Вагапова, был знаком с ним лично

Уммагульсум Фаизханова

Так, отец 80-летней Уммагульсум Фаизхановой работал вместе с Вагаповым в школе, когда тот еще был простым сельским учителем. Своими воспоминаниями она поделилась с читателями нашей газеты: «В 1935 году вот в этом самом клубе проходило традиционное августовское собрание учителей, а Вагапов тогда преподавал в начальных классах. Ведущий собрания, не назвая конкретных имен, сказал: «Пока из зала не выйдет сын муллы, конференцию мы не начнем». Рашид все понял, ведь его отец был муллой, молча встал и вышел из зала. И прямиком направился в Казань, без единой копейки денег. Так и стал певцом».

«В 1938 году его отца Вагапа муллу расстреляли. Здесь осталась его жена с сыном, в Казани он женился вновь. От второй жены Зайтуны у него родились еще два сына. Но вот их организаторы всегда обходят стороной. Это несправедливо, — продолжает она. — Потом он к нам с концертами приезжал. Если первый день проходил концерт по билетам, то во второй день он обязательно пел бесплатно для своих односельчан». К слову сказать, прямых потомков Вагапова на церемонии открытия замечено не было, чести открыть памятник удостоился внучатый племянник певца — главный редактор местной газеты.

«ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ»

«И в Казани очень хотим поставить памятник Вагапову. Еще 10 лет назад вышло постановление, подписанное Миннихановым в бытность его премьер-министром. Но вы же знаете, как сложно в Казани с памятниками. Возможно, после этого события дело сдвинется с мертвой точки», — рассказал нам Фаттахов.

С этим вопросом корреспондент «БИЗНЕС Оnline» обратилась к заместителю министра культуры Татарстана Светлане Персовой, которая также присутствовала на церемонии открытия композиции. «А вы уверены, что такое постановление было? — ответила вопросом на вопрос она. — Эту информацию нужно перепроверить. Если бы такое постановление было, я бы знала, даже если это было 10 лет назад. Я считаю, что есть намного лучшие варианты увековечивания памяти — название улиц, мемориальные доски и т. д. В Казани и так много памятников. Невозможно придумать ничего лучшего, чем увековечить его память названием фестиваля. Он же был певцом! Это куда лучше, чем увековечивание в камне».

Ильгам Валиев

«А по поводу музея Бигичева, мы готовы рассмотреть этот вопрос», — заверила замминистра культуры РТ.

Присутствовали на церемонии открытия памятника и скульптор с архитектором. Скульптором композиции выступил Махмуд Гасымов — сибирский татарин, выросший в Узбекистане. В Татарстане он известен как автор памятников Салиху Сайдашеву, Баки Урманче и др. в тандеме с Германом Бакулиным.

«Композиция была создана в суперсжатые сроки — всего за месяц. Сначала был задействован московский скульптор, но ни к чему не пришли. В данном случае они попали на такой спаянный коллектив, которому посильны любые задачи, — указал он на архитектора Бакулина. — Мы осуществили все, что задумали».

«Для меня как архитектора работа была интересной. Они стоят рядом, но есть различия в благоустройстве. Один стоит ближе к дороге, другой — чуть дальше. И цветник мы сделали в разных пропорциях, чтобы показать их разность. Объединяющая платформа — крышка фортепиано, они же оба музыканты. Хотя это разные по возрасту люди. Они не смотрят друг на друга, но они смотрят вдаль, но в одну точку. Хотелось закрепить еще национальные мотивы — на аванплощади мы нарисовали тюльпаны», — рассказал Бакулин.

Я доволен тем, как все прошло. Если Черномырдин говорил «Хотели как лучше, получилось как всегда», то татары говорят «Хотели как лучше, получилось еще лучше!». Так и вышло. «Памятник — совместный проект двух регионов, двух лидеров, двух народов», — подчеркнул Фаттахов.

Рашит Вагапов (1908 - 1962) — татарский певец, народный артист Татарской АССР, родился 7 мая 1908 года в селе Актуково Сергачского уезда Нижегородской губернии. В 1926 году окончил Нижегородский педагогический техникум. В 1936 - 1939 годах учился в татарской оперной студии при Московской консерватории. В 1938 - 1940 годах активно участвовал в музыкальных спектаклях и концертах в центральном доме татарской культуры. С 1941 года — солист татарской филармонии, выступает с концертами по всему Татарстану. В послевоенные годы становится одним из самых популярных исполнителей татарских песен. Награжден знаком министерства культуры СССР «За отличную работу». Заслуженный артист ТАССР (1950), народный артист ТАССР (1968). В течение 20 лет Вагапов оставался одним из популярнейших татарских певцов. Он был прекрасным интерпретатором татарских народных песен и вокальной музыки татарских композиторов. Обладал сильным голосом красивого тембра, умением доносить до слушателя всю глубину произведений, вошедших в золотой фонд национального музыкального наследия. Концерты Вагапова становились событием для татар, проживающих как в Татарской АССР, так и за ее пределами. Скончался 14 декабря 1962 года на 55-м году жизни. Похоронен на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.

Хайдар Бигичев (1949 - 1998) — певец (драматический тенор), солист Татарского театра оперы и балета им. Джалиля, народный артист Татарской АССР, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Татарской АССР им. Тукая. Родился 16 июня 1949 года в селе Чембилей Краснооктябрьского района Нижегородской области. Бигичев — обладатель редкого по красоте и насыщенности драматического тенора. В полной мере талант певца раскрылся в исполняемых им оперных партиях, таких как Джик в «Алтынчеч» (Жиганов), Батыржан в «Наемщик» (Сайдашев), Самозванец в опере «Борис Годунов» (Мусоргского), Хозе в «Кармен» (Бизе ), Отелло в «Отелло» (Верди) и др.

Page 2

ONLINE-Новости

«Тимер Банк» ликвидирует филиал в Санкт-Петербурге +1 комментарии 13:59 Еще новости
Фоторепортаж
Афиша
Горячая линия

по поддержке малого и среднего бизнеса в РТ

Задать вопрос

Это интересно

Ищешь выгоду?Рестораны со скидкой тут, кликай!

Поможем детям

  • В Америку за новым ушком
ещё публикации

www.business-gazeta.ru

Анонс №9, 2019

Халидә Бигичеваның тавышын башка артистларныкы белән бутау мөмкин түгел, ул – халыкчан, моңлы.

“Су буйлап”, “Еллар бураны”, “Дустыма”ны тыңлаганнар, үзләре дә сизмәстән, әлеге җырларны көйләп йөри башлый. Әмма Халидә Бигичева күңелсез яңалык җиткерде — ул эстрададан китә. Киләсе гастрольләре соңгысы булачак.

— Халидә апа, кайда югалдыгыз? Соңгы арада сәхнәдә күренмисез.

— Сәхнәдә бөтенләй күренмим, югалдым дип әйтә алмыйм. Әле әзме-күпме иҗат дөньясында кайныйм. Яңа программа әзерлим, җырлар яздырам. Тик элеккечә җиң сызганып, көн-төн эшләп булмый. Киләсе гастрольләр соңгысы булыр дип уйлыйм. Аны саубуллашу туры дип атармын. Һәр нәрсәнең үз вакыты бар. Барыбер кайчан да булса сәхнәне дә калдырырга туры киләчәк. Киләчәкне тормыш үзен күрсәтер. Хәлдән килгәндә, рәхәтләнеп җырладым, яраткан тамашачым белән бергә булдым.

— Сәхнәдән китү сәбәпләре нидә?

— Беренчедән, соңгы арада сәламәтлегем нык какшый башлады. Кан басымы бик борчый. Югары кан басымы йөрәккә “бәреп”, өянәк булды. Бик озак хастаханәдә яттым, алты ай дарулар эчтем, ә аннары йөрәккә операция ясадылар. Шуңа күрә сәхнәгә чыга алмадым, зур планнар кормадым.

Икенчедән, дин юлына бастым. Шул сәбәпле, сәхнәдән китәргә телим. Эчке дөньямда күп үзгәрешләр булды, алар әлегә кадәр бара. Хәзер тормышка бүтән күзлектән карыйм. Моның өчен мин бик шат. Барлык эшләремне дә Аллаһы Тәгаләне телгә алудан башлыйм. Динне һәрвакыт олыладым. Ул бәләкәй чактан ук канга сеңгән. Иман күңелдә булырга тиеш. Гастрольләрдә йөрү намазга баскан кешегә килешми, комачаулый дип саныйм. Вакытында укымыйча намазны сәбәпсез калдырырга ярамый. Сәхнә белән динне бергә бәйләргә теләмәс идем.

Күпләр намаз эшне калдыра, дип, лаеклы ялга чыккач кына укырга тели. Шушы сүзне әйтүче кешеләр нигәдер телевизор карарга, телефон каршында утырырга вакыт таба, бу аларның нигәдер эшен калдырмый, ә намазга килгәндә аларның вакытлары юк. Ул булдыра алмаслык авыр бер йөк булып санала. Хәзер ни өчен дингә иртәрәк килмәдем икән дип уйланам. Укымаган елларым өчен Аллаһы Тәгаләдән гафу сорыйм.

Быел хаҗга бару теләге белән дә янам. Аллага Шөкер, аякларым йөри, кулларым эшли, зиһенем камил. Шуңа күрә Аллаһы Тәгаләгә рәхмәтләремне әйтеп хаҗ юлын үтәсем килә.

Өченчедән, бирелгән талантның вакыты чыккандыр. Чаба-чаба эшләп, җаннарыбыз хакында уйларга вакыт калмый. Гомер күз ачып йомганчы уза да китә. Кеше бүген бар, иртәгә юк.

— Авырган вакытта янәшәгездә кемнәр булды?

— Зур сынау булды ул. Иң төп терәгем гаиләм, улым булды. Баянчыларым, гитарачыларым хәл-әһвәлемне белеп, шалтыратып тора. Ләкин күп кенә дус дип йөргән кешеләр юкка чыктылар. Тик берсенә дә үпкәм юк.

— Тамашачы сәхнәдән китүегезне ничек кабул итте?

— Югалма, үзеңнен иҗатыңнан мәхрүм итмә диючеләр шактый. Тамашачы сәхнәгә чыгуымны көткәч, сольный программа өстендә эшләргә кирәк икәнен аңладым. Тамашачы каршына чыгу миңа зур ләззәт бирә. Шуңа күрә 65 яшьлек туган көнемә зур концерт-тамаша әзерлим. Тугры халкым, яраткан тамашачым белән тиешле дәрәҗәдә саубуллашырга телим. Яңа җырларымны ишеттереп каласым килә. Сәхнәдән матур итеп, рәхмәт әйтеп, баш иеп китәргә язсын. Тамашачы булмаса, без шулай илһамланып иҗат итә алыр идек микән? Шуңа күрә халкыма зур рәхмәт. Бары тик аларның җылы сүзләре күп вакытта күңелемне юатты, яшәргә көч бирде.

— Тыңлаучылар сезне күбрәк моңлы җырларыгыз аша таный. — Күңелемә моңлы ретро, халык җырлары бик якын. Репертуарда онытыла барган халык җырлары байтак. Тормышта елак кеше булмасам да, үзәк өзгеч моңлы җырлар тыңласам, мәгънәле шигырьләр укысам, күңелем тулырга мөмкин. Кайбер җырларымны елый-елый, йөрәгем аша уздырып өйрәнәм. Халык җырлары күңелгә рәхәтлек бирә. Чит җирләргә гастроль белән чык­канда, гел халык җырларын башкарырга тырышам. Элек Мәскәүдә бик еш концертлар бирә идек. Тамашачылар татар җырларын бик яратып һәм хозурланып тыңлыйлар иде. Хәзер безнең тырышып эшләгән хезмәтләр каядыр китә, югала.

— Ни өчен халык җырлары югала дип саныйсыз?

— Хәзер моңлы җырчылар юк. Бик матур тавышлы артистлар бар. Әмма алар үзләренең тавышы белән моң тарату урынына аның капма-каршысын эшли. Моңның югала баруына борчылам. Без мәгънәле, татар халык җырларыннан аерылырга тиеш түгел. Халыкка иң үтемле, иң якын, иң аңлаешлы җырларның дәрәҗәсе төшә бара. Эстрада сәхнәләребездә күп очракта үзешчәнлек хакимлек итә. Барысы да җиңел юл эзли. Ләкин җырлау, сәхнәдә чыгыш ясау зур хезмәт. Без хәзер җыр-музыкага күңел ачу чарасы итеп кенә карыйбыз. Яшьләр заманага ияреп яңа стиль, тузга-язмаган җырлар эзлиләр. Шуңа күрә моң, ретро җырлар югала бара. Кайсы гына артистны алма, җиңел җырлана торган җырга өстенлек бирә. Татар эстрадасы “дешевый” җырлар белән тулды. Әле бит халык шуны яратып кабул итә. Менә шуңа гәҗәпләнәм. Ни өчен халык гел сикерә торган җырларны гына көтә?

— Бу мәсьәләне ничек хәл итәргә мөмкин?

— Кызганыч, яшьләр затлы җырлар тыңламыйча үсә, димәк, аларда моңлы, мәгънәле татар җырына карата мәхәббәт тәрбияләү авыр булачак. Чөнки дәртле, дискотека җырлары аларга якынрак. Халык җырларын үсеп килүче буын кызыксынырлык итеп җиткерергә тырышырга кирәк. ТР Мәдәният Министрлыгы җитәкчеләре бу мәсьәләне үз өстенә алсыннар, чишү юлларын эзләсеннәр иде. Без үскән чакта радио һәм телевизордан гел Әлфия Афзалова, Илһам Шакиров чыгышларын тыңлый идек. Хәзер бүтән җырлар яңгыраталар.

Автор: Ләйлә ХӘКИМОВА http://intertat.tatar/

maydan.tatar

МОСКОВСКИЕ ТАТАРЫ В ЧЕЛНАХ

В понедельник, 22 апреля, в ДК «Энергетик» выступали московские татары — группа «Изге ай». Руководитель этого коллектива — Равиль Кузнецов. Он написал тексты и музыку многих песен из репертуара группы. А исполняет их его жена Халида Бигичева, родная сестра рано ушедшего из жизни знаменитого певца Хайдара Бигичева. Наш корреспондент встретился со звездной семейной парой и задал несколько вопросов.

— Первый вопрос, возможно, покажется вам несколько неожиданным: кроме того что вы из Москвы, чем отличается группа «Изге ай» от других коллективов и певцов? Халида: Все — и зрители, и пресса, и сами певцы отмечают, что у нас особенная, отличная от татарстанских аранжировка и стиль исполнения песен. Равиль: Здесь, в Татарстане, все песни и певцы одинаковые, за исключением единиц. Возьмут какую-нибудь популярную песню и давай штамповать похожую. У нас же свой почерк. — А зритель, допустим, московский от челнинского отличается? Халида: Конечно! Меня, например, если даже с черной повязкой на глазах привезли бы в какой-нибудь город и выпустили на сцену, смогла бы определить, где я выступаю. Как-никак 13 лет работаю на профессиональной сцене. Челнинский зритель очень благодарный, высококультурный. Здесь очень много молодежи бывает на концертах. Нам нравится у вас выступать. Равиль: У московского зрителя свои особенности, у казанского — свои, а вот в регионах России, особенно в Сибири, у зрителя особое восприятие — поострее. Видимо, потому что они не избалованы татарскими концертами. Некоторые даже и язык забыли, но помнят, что ту или иную песню пели когда-то их родители, и слушают ее со слезами на глазах. — Телеканал ТНВ часто крутит клипы татарских исполнителей. Ваши я почему-то не видел. Равиль: Казанские звукозаписывающие фирмы привыкли ездить на шее у артистов, потому что их сейчас много, и большинство соглашается на выпуск аудио- и видеокассет без оплаты исполнителю. На Западе ведь такого нет! Там певцы только за счет этого и живут, поэтому мы не заключаем договоры с такими фирмами. Халида:На несколько наших песен в Казани были отсняты клипы, но из-за финансовых проблем они не то что до зрителя не дошли, мы их и сами-то не увидели. Одним словом, испортились у нас отношения с фирмами. Они даже сказали нам: записывайтесь в своей Москве. Как будто мы не те же самые татары?! Попробовали бы они в Москве поработать. Словами трудно описать, насколько сложно там приходится нерусским творческим коллективам. — Так, может, вам в Казань перебраться? Халида: Мы подумываем над этим. Сразу стало бы легче. Да и друзей, и родственников в Казани много. Кстати, нас приглашают и уфимские власти. Говорят, брата Хайдара звали — не переехал. Давай хоть ты. Между прочим, я заметила, что в Башкортостане отношение к работникам культуры намного теплее, чем в Татарстане. — Халида, скажите, трудно быть сестрой Хайдара Бигичева? Халида: Трудность в том, что рядом нет моего брата. Был бы он жив, все было бы совсем по-другому, намного лучше. Но мне ведь нужно высоко нести эту фамилию. В нашей программе есть песни, посвященные брату: «Калды синен моннарын», «Сабыр итик, Хайдар». Когда я их пою, ощущение, что у меня на мгновение сердце останавливается. Трудно описать словами, насколько тяжело даются мне эти песни. Но не петь нельзя. Выслушав их, зрители аплодируют стоя, после концерта заходят в гримерную. Кому-то Хайдар-абый дал автограф, у другого был в гостях… Все они помнят это и рассказывают мне. С одной стороны, слушать их очень тяжело, с другой, кажется, что снова на миг встретилась с братом. Если я смогу передать зрителю хотя бы одну миллионную часть того, что мог бы дать ему Хайдар-абый, буду считать, что прожила свою жизнь не зря.

Равиль САБИРОВ.

v-chelny.ru

Хайдар Бигичев

На Первом канале – премьера сериала «Отчаянные».Автор и режиссер анимационного фильма «Эверест» о творческом пути, любви к животным и работе в коллективеМолодой и талантливый нейрохирург Даниил Страхов после несчастного случая теряет память, но не способность помогать людям.Мероприятие состоится 3 октября.Выиграй билеты на премьеру в МосквеИстория создания известного шедевра, «непокорного и шумливого дитя» Арама Ильича Хачатуряна «Танец с саблями».Погрязшая в долгах семья получает шанс открыть свой бизнес.А также о нежелании вмешиваться в политические процессы РоссииЗахаров подарил ей уверенность в себеАлёна Михайлова любит всех мужчин, которые встречаются на её пути.

Page 2

На Первом канале – премьера сериала «Отчаянные».Автор и режиссер анимационного фильма «Эверест» о творческом пути, любви к животным и работе в коллективеМолодой и талантливый нейрохирург Даниил Страхов после несчастного случая теряет память, но не способность помогать людям.Мероприятие состоится 3 октября.Выиграй билеты на премьеру в МосквеИстория создания известного шедевра, «непокорного и шумливого дитя» Арама Ильича Хачатуряна «Танец с саблями».Погрязшая в долгах семья получает шанс открыть свой бизнес.А также о нежелании вмешиваться в политические процессы РоссииЗахаров подарил ей уверенность в себеАлёна Михайлова любит всех мужчин, которые встречаются на её пути.

www.kino-teatr.ru


Смотрите также