Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Хамдуна тимергалиева биография


Хамдуна Тимергалиева

Хамдуна Тимергалиева является знаменитой и талантливой татарской народной исполнительницей. Родилась она 24 мая (по гороскопу близнецы) 1949 году в башкирском селе под названием Котлыяр.

Воспитывалась Хамдуна в довольно обычной семье со средним достатком. Все свое детство провела в башкирском селе. О карьере певицы она мечтала не сразу, так как помимо собственных мечтаний, надо было начинать самостоятельную жизнь, а на одних песенках, по ее мнению заработать можно было немного. Таким образом, после окончания школы Хамдуна устраивается на работу монтера четвертого разряда на телефонной станции. Далее следует ее поступление в музыкальное училище, которое она окончила в 1971 году.

Начало творческого пути

Сразу же после выпуска Хамдуна Тимергалиева становится частью татарской филармонии в Казани. Свою самую первую песню под названием «Гармун моннары» она смогла спеть в одном музыкальном коллективе под руководством Эмиля Залялетдинова. Далее следует работа в театре «Салават», где Хамдуна провела небольшой промежуток времени в качестве главной певицы.

Спустя какой-то период, а точнее в 1987 году Хамдуна Тимергалиева становится заслуженной артисткой Татарстана. А уже в 1991 году народной артисткой.

Дальнейшие успехи

Далее следует плодотворная работа Хамдуны, которая за всю свою карьеру смогла спеть около 1000 песен. Кроме того, она смогла сотрудничать с самыми талантливыми и известными композиторами и исполнителями. Также Хамдуна Тимергалиева получила немало различных премий за всю свою многолетнюю работу. В 2013 году она даже смогла стать двукратным обладателем премии «Татар Жыры-2013».

Можно сказать, что Хамдуна приложила немало усилий, чтобы стать одной из самых знаменитых народных певцов. Она внесла большой вклад в татарское искусство. На данный момент Хамдуна старается идти в ногу со временем и даже запустила свой собственный блог под названием «Хәмдүблог». Можно сказать, что видеоролики по большей части имеют развлекательный характер, поэтому за этим очень забавно следить.

Отношения

Первый муж певица погиб, а во втором браке супруг был настоящим тираном, поэтому личная жизнь Хамдуны не складывалась с самого начала. На данный момент она одинока, но не особо жалеет об этом, так как считает настоящим чудом уход от второго мужа. Тот период она называет адом, так как она не могла петь и находилась в глубокой депрессии.

Ссылки

  • instagram.com/hamdouna_timergalieva_official
Оценка (2 оценок, среднее 2,50 из 5) Загрузка...

9slim.com

Хамдуна Тимергалиева

Хамдуна Тимергалиева – это известная татарская исполнительница, заслуженная артистка Татарстана. С недавнего времени певица ведет свой собственный блог.

  • Деятельность. Артистка, певица, музыкант.
  • Дата и место рождения. Родилась 24 мая 1949 года в селе Котлыяр.
  • Рост – 168 см.
  • Вес – 75 кг.
  • instagram.com/hamdouna_timergalieva_official
  • Ранние годы
  • Творчество
  • Личная жизнь
  • Заключение

Ранние годы

Все свое детство будущая певица провела в родном селе. Воспитывалась она в самой обычной семье со средним достатком. Она мечтала о карьере певицы, но жизненные реалии были таковы, что ей нужно было искать серьезную и стабильную работу. В те времена считалось, что музыка – это нечто несерьезное.

После школы Хамдуна работала монтером на телефонной станции. Однако, мысли о музыке ее не оставляли. Она решила попробовать свои силы в этом направлении и поступила в музыкальное училище, которое она успешно закончила в 1971 году.

Сразу же после выпуска Хамдуну приняли в татарскую филармонию. Свои первые песни она спела вместе со своим творческим руководителем, а далее смогла выступать как самостоятельная певица.

После филармонии певица некоторое время проработала в музыкальном театре «Салават», где выступала в качестве ведущей певицы.

Певицу знал и любил народ, ей очень хотелось выступать на большой сцене. Однако, Хамдуна отказывалась петь те песни, которые приказывали исполнять чиновники и члены партийной верхушки. Она гордится тем, что всегда сохраняла внутреннее достоинство и никогда не опускалась до чинопочитания. Удержаться на сцене певице помогло ее исключительное трудолюбие.

В 1987 году певица получила звание заслуженной артистки Татарстана, а уже в 1991 году – звание народной артистки.

Творчество

За свою творческую карьеру певица написала и спела около тысячи песен, сотрудничала с талантливыми и известными композиторами, авторами и исполнителями.

Хамдуна Тамергалиева приложила максимум усилий, чтобы стать одной из самых почитаемых и великих певиц Татарстана. Критики отмечают, что она внесла огромный вклад в татарское искусство и культуру.

Хамдуна хочет и по сей день оставаться современной и востребованной. Вооружившись примером многих молодых артистов, она начала вести свой собственный блог. Видео носят юмористический и развлекательный характер, поэтому приходятся по вкусу зрителям. Они отмечают, что им интересно видеть любимую артистку в амплуа видеоблогера.

Личная жизнь

Певица была замужем дважды. Первый ее брак состоялся по взаимной любви и согласию, супруги прожили вместе несколько счастливых лет, после чего муж Хамдуны Тимергалиевой трагически погиб. У женщины хватило внутренних сил не замкнуться в себе и пережить эту страшную трагедию. Во многом ей помогало творчество.

Второй муж певицы в самом начале их отношений казался ей серьезным, заботливым и ответственным человеком. Как вспоминает сама Хамдуна, после свадьбы он открылся для нее с совершенно иной стороны. Она поняла, что ее супруг – самый настоящий тиран и деспот. Певица вспоминает эти годы как самые страшные в своей жизни. Она находилась в бесконечной депрессии, постоянно болела, сил на творчество совершенно не оставалось. На некоторое время она даже прекратила петь. Из этого состояния ее вывел один из коллег по сцене, который убедил певицу, что нельзя так жить.

Хамдуна пришла в себя только через год усиленной работы над собой и возобновления творческой карьеры.

На сегодняшний день певица одинока, но это ее ничуть не смущает. Уход от второго мужа она по-прежнему считает чудом.

Заключение

Таким образом, Хамдуна Тимергалиева – это настоящая гордость Татарстана и его культуры. Ее музыкальная карьера складывалась отнюдь не гладко, зато сейчас она – любимица народа практически всех возрастов.

biogrf.com

Хамдуна Тимергалиева: Нужно подать в суд на женщину, оклеветавшую Ханию Фархи, – пусть это будет уроком сплетницам!

Автор материала: Алсу Исмагилова (перевод, www.intertat.tatar)

Народная артистка Татарстана Хамдуна Тимергалиева, услышав лживую информацию, которую распространили о певице Хание Фархи, решила обратиться к народу. Через электронную газету «Интертат» она призывает привлечь к ответственности тех, кто распространяет сплетни.

В WhatsApp была распространена аудиозапись, в которой говорится о покойной певице Хание Фархи. Неизвестная женщина открывает «всю правду» об исполнительнице, с позиции человека, якобы знакомого с ситуацией, рассказывает о том, как певица умерла, как себя вели супруг и дочери артистки. К этой аудиозаписи присоединились еще несколько женщин – каждая из них в аудиозаписи распространяет лживые сплетни о выдающейся певице. Дочь Фархи Алия Гараева уже высказала свое мнение по этому поводу. Народной артистке Татарстана Хамдуне Тимергалиевой тоже есть что сказать.  –  Услышав эту новость, стала болеть душа, неужели можно настолько?.. Пишут о том, чего вообще не было и не могло быть, прямо душа болит, –   с яростью начала рассказывать Хамдуна апа. 

–  Хамдуна апа, к этой сплетнице сейчас присоединились и другие. «Это было не только так, но еще и так…» – в таком духе в WhatsApp делают рассылки.

–  Весть о том, что Хания повесилась, – ложь! В больнице в этот день дежурила сестренка моих друзей. Хания вышла из машины, на своих ногах зашла в больницу, ее уложили на кушетку, и за 15-20 минут она ушла из жизни. 

Напоминаем, что корреспондент электронной газеты «Интертат» брала интервью у Хании Фархи по телефону 27 июля, в 12 часов 14 минут. А через несколько часов стало известно о смерти выдающейся звезды эстрады. Информацию о том, что Хания ханум умерла в больнице, подтвердила и ее дочка Алия Гараева. 

–  Хамдуна апа, что вы можете сказать распространителям этих сплетен? 

–  Нет большего греха, чем собраться на меджлис чтения Корана и обсуждать смерть Хании, ведь она как ангел, посланный небесами на Землю. Человек, настоящий человек никогда не будет заниматься распространением сплетен.  Есть люди, которые просто так ненавидят другого человека. Распускают сплетни лишь те, кто неумен, в чьем сердце нет места ничему светлому, святому. 

–  Популярные люди всегда у всех на слуху… 

–  У меня заболела душа, когда я узнала эти лживые новости. Человек, которого хоть маслом помажь – даже собака не полижет, распространяет о Хание такое вранье! Вот как я говорю, так и пиши, хорошо?! Пиши: человек, которого хоть маслом помажь – даже собака не полижет! Хания отдавала детям свою душевную теплоту. Она отдавала душу ради семьи, детей. А Габдельхай во время концерта подавал Хание костюмы-платья, надевал на ноги туфли. Они жили настолько хорошо, они очень любили друг друга. Ее дети выросли настолько воспитанными, послушными, благочестивыми. Я ведь общалась с ними. Хания была мне как родная сестренка. Когда нам не удавалось встретиться, мы могли часами говорить по телефону.  Надо еще стать как Хания! Надо еще дорасти до Габдельхая!  Ханию очень любил и народ. Куда бы она ни приехала, везде ее встречали как родную. Она одна заполняла всю сцену. Порой и тридцать артистов не могут заполнить сцену, а она заполняла.  «В какую только грязь меня не окунали»

–  Хамдуна апа, это пример того, что популярные люди обречены на жизнь среди сплетен и пересудов, и после смерти им нет покоя от этой напасти. 

–  Вот я никогда в жизни не делала никому ничего плохого. Я пела на сцене, а меня окунали в грязные сплетни. Чего только про меня не выдумывали, а ведь ничего из этого не соответствует действительности. У меня какое-то время жил братишка Ильгам Шариф. Тогда обо мне говорили, что «Хамдуна живет с молодым парнем». Не могу же я везде отчитываться, что это мой братишка. 

– Вы отвечали этим сплетницам?

– Тогда ведь не было интернета, как сейчас. Я отвечала народу своим пением. Скоро мне будет 70, слава Всевышнему. Никого из тех, кто пытался меня втоптать в грязь, говорил обо мне сплетни, сегодня ни одного из этих людей нет на сцене. А «плохая» Хамдуна, с головы покрытая сплетнями, слава Аллаху, и сегодня служит зрителю, поет!

– Хамдуна апа, что нужно делать артистам, чтобы избежать сплетен?

– Пусть прикусит язык та женщина! Что делать? Нужно найти эту сплетницу и привлечь к ответственности, чтоб другим неповадно было! Всем журналистам и артистам нужно подать на нее в суд.  Среди артистов никто не мог сказать про Ханию ничего плохого. Потому что на устах самой Хании никогда не было сплетен, ни разу от нее нельзя было услышать ничего дурного ни об артистах, ни о друзьях. Среди артистов она была такая единственная.  Певцы всегда на виду, в центре внимания. Других не видят, потому что неизвестны.  

– Но такую судьбу вы выбрали сами, Хамдуна апа. Вы на сцене, перед народом, значит, вы должны быть готовы к такому. 

– Да, судьбу выбрали сами, поэтому мы и были готовы, дорогая моя. Я сильный человек, и физически, и морально. Если все плохое, что вываливали на меня, взвалить на человека с более тонкой натурой, этот человек может сойти с ума.  Я научилась игнорировать. Потом у меня еще есть такая привычка: даже если мне в лицо что-то высказывают, я не отвечаю ему сию же минуту. Я не бык, чтобы сразу бодать. У меня есть тактика «думать об этом завтра». 

«Завидуют Элвину Грею, о нем столько сплетничают»

– Хамдуна апа, что бы вы могли посоветовать молодым артистам, о которых много сплетничают?

– Молодым необходимо не обращать на все это внимания. Вот появился Элвин Грей, он не сделал никому ничего плохого, хорошо работает в своем направлении, с 12 лет начал петь. Много трудится, собирает аудиторию, и вот начали на него наговаривать. Тут собрал 7 тысяч зрителей, там собрал 8 тысяч, билеты в «Пирамиду», Дворец спорта вмиг разлетаются – вот и завидуют, и в последнее время чего только о нем не говорят. А он настолько чистый, культурный мальчик.  Молодым – певцам, работникам сферы культуры, науки, медицины – любой сферы, хочу сказать одно: у татар есть пословица: «Собаки лают, волки ходят». Пусть живут как волки! Не слушая ничего, нужно быть выше сплетен. 

«Артисты, попавшие на сцену случайно, распускают о себе слухи»

– Хамдуна апа, сейчас есть такое явление, когда молодые артисты сами распускают о себе слухи, желая таким образом стать известными. Вы знаете такие случаи?

– Знаю. Знаю таких артистов, которым во время первого отделения концерта приносят цветы, во время антракта они раздают эти букеты своим знакомым, и те во втором отделении опять носят их на сцену – вот таких артистов я знавала. Так делают артисты без таланта, случайно попавшие на сцену. Артисты, наделенные талантом, умом от бога, никогда так не поступают. Действительно талантливые люди отдают искусству всего себя. Изучают авторов, историю появления песен, они думают, как сшить костюмы, как выйти к зрителю. У них не остается времени на сплетни и пересуды. 

– Здесь речь идет не только об искусстве. Здесь речь о цели завоевания популярности, о зарабатывании денег. Можно добиться популярности через слухи и сплетни?

– Люди без таланта, если на сцене их не принимает зритель, начинают искать другие пути. Распускают о себе слухи, это называют пиаром. Талантливый артист этого не сделает – все тот же неумеха, временные люди на сцене так делают.  Сейчас исполнителя двух песен называют «звездой». Что это за звезда?! Звезды падают и угасают. Я пою 49 лет, и если про меня говорят «звезда», мне обидно. Я говорю, что я не звезда, я всего лишь певица.  Порой время от времени просматриваю интернет. Наши артисты каждый день рассказывают о себе что-нибудь. От всего этого начинает тошнить! Если ты стал певцом, завоюй известность пением, будь с народом. 

«Наш народ умный, таланты признает сразу»

– Хамдуна апа, доверяя этим сплетням, народ обманывается, сам себе сотворяет  звезд. Что вы можете сказать зрителю? Каких артистов они должны выбирать в кумиры?

– Вот та же Хания, отделавшаяся от сплетен. Ханию признал народ. Наш народ не дурак, хоть и прост, а настоящее искусство, таланты признает. Вы подумайте: за все время, пока я работала,  в меня кидали столько грязи, чего только не было. Но я преклоняю голову перед народом и благодарю – они меня признали и выбрали. Сегодня я выхожу на сцену, как только я появляюсь, народ бурно встречает меня.  Но я одного не понимаю – эти бездари почему-то создают атмосферу перед нашими руководителями. Вот это явление я до сих пор не могу понять. Люди, бывает, проходят огонь и воду, видят трудности жизни, поднимаются до высоких постов. Рядом с нашими руководителями, как бы странно это ни было, создают атмосферу именно такие дешевые, бездарные, бесталанные люди. Есть и такие артисты, кто считает, что на сцене есть место только ему, а всем другим там места нет.  – Хамдуна апа, вы как-то сказали, что напишете книгу о правдивой жизни сцены.  – Знаешь, у меня был самый высокий доход. В общежитии была койка, заработную плату не поднимали, я работала за 5 рублей 50 копеек. В 1987 году из Москвы приехала комиссия, провели худсовет. Я спела перед ними, и мне подняли ставку, до этого я 20 лет не могла получить заработанное. За время работы мне не выплачивали зарплату, и я очень обижалась за это. Татарскому народу хочу сказать спасибо: на гастролях хозяева любили, как я пою, и давали мне и мясо, и картошку, и все, что есть. Вот на что я жила. 

– Хамдуна апа, спасибо большое. Мы это напишем. 

– Написать надо. Человек, сказавший о Хание такое, – подлец. Как земля носит таких... Его надо разыскать и поставить перед судом. Пусть ответит. Это станет ударом по всем сплетникам. 

sntat.ru

Хамдуна Тимергалиева: «Пока энергия кипит, не хочу дома сидеть в образе старухи»

Народная артистка РТ о своей борьбе с артистами, поющими под фанеру, завистниках «эксклюзив малая» Элвина Грея и перспективах замужества

«Есть те, кто меня ругает за это, есть те, кто безумно хвалит», — 68-летняя Хамдуна Тимергалиева, живой классик татарской эстрады, теперь выпускает и видеоблоги. Зачем ей это? И почему артистка, ярко поддерживающая все новое, категорически против пирсинга и коротких юбок молодых певиц и кого она считает самыми яркими продолжателями традиций национальной эстрады? «БИЗНЕС Online» побеседовал об этом и не только с творческой наследницей Альфии Авзаловой.

Хамдуна Тимергалиева: «Разве «Үзгәреш җиле» должен быть таким? Что это за «Ветер перемен»? Портить наши песни, уходить от оригинала — это не перемены»

«В СТРАНЕ И ТАК ПОЛНО РАЗНЫХ ТРУДНОСТЕЙ, А ТУТ ЕЩЕ АРТИСТЫ СО СЦЕНЫ ОБМАНЫВАЮТ ЗРИТЕЛЕЙ»

— Хамдуна апа, общественности некоторое время назад был представлен новый проект — «Хәмдүблог», где вы выступили в необычном образе — продвинутого блогера Хамднюши, объявившего бой артистам, поющим под фонограмму. Зачем вам это?

— Посмотрев с начала до конца, мне это очень понравилось: отвечает требованием времени, а главное, затронута важная тема. Вот уже лет 20 наши люди стали выезжать за границу, привозить оттуда качественную аппаратуру для сцены, раньше ведь ее не было... Это привело к тому, что молодежь стала использовать фонограмму, просто выходить на сцену и открывать рот. Поют не своим голосом, а записанным на студии. Главная тема блога — это вызов «открывающим рот». Говоря по правде, наш народ, заплатив последние деньги, идет посмотреть на любимого артиста, а не на поющих под фонограмму «певцов», это же можно и по телевидению увидеть, по радио услышать. Люди приходят увидеть живого артиста. Поэтому я и записала свой блог в такой вызывающей форме. Кстати, вам понравилось?

— Ну действительно, получилось необычно...

— Повторяю, это вызов недобросовестным артистам. В стране и так полно разных трудностей, а тут еще артисты со сцены обманывают зрителей... Люди приходят на концерт отдохнуть, забыть трудности, им же показывают такую недобросовестную программу. Из-за этого зрители перестают ходить, говорят, что такое можно и по телевизору посмотреть, по интернету.

— А всякие словечки, которые использует Хамднюша, — спиннер, лайк — это вы сами придумали?

— Это все режиссеры, которые придумывали и записывали видеоблог. Есть те, кто меня ругает за это, есть те, кто безумно хвалит, мол, Хамдуна апа идет в ногу со временем. Мне же не хочется стареть, сейчас пошел 69-й год, 24 мая 2018 года исполнится 69 лет. Пока энергия кипит, не хочу дома сидеть в образе старухи. Я ведь не постарела — ни душа, ни голос... Куда бы ни поехала, везде хорошо встречают, всегда говорят, что счастливы от того, что увидели меня. Вот давно уже не была в Новосибирске, наверное, лет 10, а приехали туда, так люди даже не верят, что это я. Так что пока еще востребована по всей России.

— Вы, насколько я знаю, стараетесь не пропускать концерты молодых исполнителей...

— Хожу, почему бы и нет? Я не хочу отставать от времени, когда делаю свою программу. Слушаю, что нравится народу, прислушиваюсь к разговаривающим между собой зрителям. Сами молодые исполнители меня приглашают на свои концерты. Ришат Тухватуллин, например, такой воспитанный — программа очень культурная у него, интеллигентный концерт.

— Вы где-то сказаали, что сейчас на татарской эстраде 80 процентов исполнителей безголосые. Но талантливые-то среди молодежи есть?

— Есть, народные песни очень хорошо поет Сирина Зайнетдинова, например. Такие у нее сильные обороты. Есть одна девочка, родившаяся в Узбекистане, а потом переехавшая в Башкортостан, — это Малика. Она талантливейшая девчонка. Если бы еще у нее был тот, кто продвигает.... Но, кроме мамы, никого нет. Если бы был покровитель, то Малика давно уже вышла бы на мировую сцену. Изумительной голос. 

— Кстати, сами вы можете выступать в каком-нибудь молодежном формате? Рэп прочитать сможете, например?

— Спокойно могу, джаз, например, свободно пою. В форме рэпа, можно сказать, у меня есть песня «Галия», могу скороговоркой говорить. Но нашему татарскому зрителю рэп или рок не нужен....

   «ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ», ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ, ПРОСТЫЕ ПАРНИ, ВЫХОДЦЫ ИЗ ДЕРЕВНИ, А ТАКОЕ ВЫТВОРЯЮТ»

— Давайте вернемся немного назад. Начинали свою творческую жизнь вы еще во времена СССР. Про советский период сейчас вспоминают с ностальгией. Так когда же было певцу легче — до или после 1991 года?

— У каждого времени свои сложности. Я уже 49 лет на эстраде. Тогда что было тяжело — одно телевидение, одно радио, если ты попала в немилость, тебя никуда не пускали. Зарплата всегда была маленькая, условия работы ужасные, ездили по неотапливаемым клубам, аппаратура была несовершенной, передвигались на санях, тракторах, бортовых машинах. У филармонии не было своего транспорта, может, и был бы транспорт, но не было хозяина. Я работала с большой прибылью, зашла как-то к директору Марату Абдрахмановичу, сказала, что на те деньги, которые я заработала для филармонии, можно купить 11 автобусов «КАВЗ», но его жизнь артистов ничуть не интересовала. Тазетдинову было все равно, поют и поют, кто любит искусство, тот на любые условия согласен. Сама я с детства любила петь, на условия не обращала внимания, лишь бы участвовать в концертах. Раньше все артисты фанатично работали.

— Про нынешних такого не скажешь?

— Современным же артистом очень легко попасть на сцену — несколько теле- и радиоканалов, если просто так туда не пускают, можно заплатить и пройти. Мы в свое время трудились на государство, а современные артисты все заработанное кладут себе в карман, поэтому и атмосфера в артистической среде немного изменилась. Есть зажравшиеся, которые не считаются с другими, у них такое дешевое высокомерие. «Из грязи в князи», что называется, простые парни, выходцы из деревни, а такое вытворяют. У них грубое отношение, у них нет чувства меры. А я такая, какая есть. Никогда плохо о коллегах не отзываюсь, когда про меня сплетничают, стараюсь этого не слышать. Не секрет, в артистической среде есть такое — зависть, сплетни... Вначале было тяжело, а сейчас я им благодарна даже. Они популяризировали меня, возбудили у людей живой интерес. Если раньше это злило, то сейчас в моем возрасте, наоборот, хочется, чтобы судачили обо мне.

Я благодарна Аллаху: куда бы ни поехала, везде встречают как родную. Хорошо все-таки пела. Иногда слушаю старые записи и диву даюсь — неужели это я пела? Ну такие обороты! Хотя надо сказать, что и сейчас маха не даю. Если в таком возрасте сохранила голос, значит, слава Аллаху.

«СЕЙЧАС ВСЕ МОЛОДЫЕ СТАРАЮТСЯ ПОХОДИТЬ НА РАДИКА-ЭЛВИНА»

— Пренебрежительно относящиеся, как вы сказали, к народу артисты и к молодым исполнителям относятся так же, иногда даже агрессивно. Дескать, и петь они не могут, и «моң» у будущего поколения отсутствует.

— Не понимаю своих коллег, которые так относятся к по настоящему талантливой молодежи. Вон Элвина Грея обливают грязью. Я знаю его с тех пор, когда он был еще ребенком. Это «эксклюзив малай», собирает вокруг себя молодых, дает концерты... Зачем его с кем-то сравнивать, мы же не сравниваем его с тем же Хворостовским, он по-своему эксклюзивен. Сейчас все молодые стараются походить на Радика-Элвина, делают такие же прически, так же одеваются. Он несет за собой что-то положительное. Но Радик Юльякшин не станет Паваротти, Марией Биешу или Монсеррат Кабалье. Я тоже не Уитни Хьюстон, а Хамдуна. На лугу очень много цветов, каждый прекрасен по-своему. С певцами то же самое.

— А чем же все-таки Элвин Грей не угодил некоторым своим коллегам по цеху?

— Элементарная зависть: он продает билеты по 2 тысячи рублей, их расхватывают. Кто на татаро-башкирской сцене продает за такую сумму? Никто. Он собирает полные стадионы, нужно за него радоваться — это драгоценный камень нашей нации. Выбирается ведь птенец из яйца, так и Элвин клювом разбивает скорлупу. Он эксклюзивен, притянул к себе ребят, которые валялись возле клуба. Молодежь стала ходить к нему на дискотеки, избавляется от вредных привычек, те, кто не разговаривал по-башкирски, по-татарски, стали учить его песни.

— Но не все коллеги относятся к Элвину Грею, скажем так, прохладно — мне довелось видеть на его концертах в качестве зрителя заслуженных, даже народных артистов...

— Да я и сама ходила на его концерт. Он пригласил в «Пирамиду», думал, наверное, не приду, но я не хочу отставать от времени, у меня мышление современное. Многие вон Хамднюшу не принимают, но это не я, это образ. Я — это я, а это образ, через который бросаю вызов халтурщикам. Почему их этим словом называю? Так ведь сейчас опять-таки есть такая аппаратура, благодаря которой поднимают голос, многие это используют. Если объявить конкурс, на котором нужно петь без микрофона, то из поющих на современной сцене, как я уже говорила, 80 процентов исполнителей не смогут спеть. 

— К тому же татарского часто не знают...

— Не знают татарского, а считают себя суперзвездами. Ну какая это звезда?! Меня как-то одна журналистка назвала звездой. Ну не звезда я, себя никак светилом не считаю, звезды — они на небе, ярко вспыхивают и гаснут. А я гаснуть не собираюсь, ведь пою лишь 49 лет.

«ҮЗГӘРЕШ ҖИЛЕ» — ЭТО РАЗДАЧА ДЕНЕГ МОСКВИЧАМ, ГАСТАРБАЙТЕРАМ ОТ ИСКУССТВА»

— В начале декабря в Казани прошел во уже во второй сезон музыкального фестиваля «Үзгәреш җиле». Можно услышать вашу оценку этого формата?

— Разве «Үзгәреш җиле» должен быть таким? Что это за «Ветер перемен»? Портить наши песни, уходить от оригинала — это не перемены. Аранжировку они хорошо делают, но я одного не понимаю: у нас в республике есть сильные музыканты, почему бы им не доверить изготовление аранжировок? Зачем это делать в Москве? У нас есть шикарные музыканты, отличное оборудование. Приглашать москвичей — это унижение для наших музыкантов, я так считаю.

Да и зачем портить народные песни? Есть, например, «Эскадрон» — это песня, написанная солдатами, кавалеристами, которые гнали Наполеона в Альпах. За 300 лет кто только ее не спел. Или песня «Җомга», которую я пою: ее исполнял Тимергали — отец моего отца Саитгали — от него Хамдуне перешло. Три поколения ее исполняло. «Үзгәреш җиле» — это раздача денег москвичам, гастарбайтерам от искусства, чтобы наши голодными сидели.

— Кстати, «Үзгәреш җиле» начался с критики президентом Татарстана нашей эстрады. Мол, поют не так, одеваются не знаю во что и так далее...  

— Правильно он сказал, одеты не знаю как, пупок показывают, короткие юбки. Ну разве можно нам, мусульманам, так одеваться? Я всю жизнь надевала длинные платья, никто ведь со сцены не изгонял. Бывает, что мужчины исполнители поют от имени женщин, это ни в какие ворота не лезет! Поют как роботы. Некоторые цепляют на пупок серги, пирсинг, разве татарские-мусульманские женщины должны так делать? Вы видели, чтобы грузинские певицы, например, выпячивали свои органы? Возьмем ту же Нани Брегвадзе, какая скромная.

Пусть в ночные клубы идут, но на сцене это недопустимо. Среди зрителей есть ведь и дети, невестки со свекровями приходят...

— Как это искоренить?

— Зрители должны писать про эти безобразия, мол, мы пришли не смотреть на твои бедра, а песни слушать. Нужно это в интернете распространять.

«Если объявить конкурс, на котором нужно петь без микрофона, то из поющих на современной сцене 80 процентов исполнителей не смогут спеть»

«БЫЛИ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ РАЗРУГАЛИСЬ И УШЛИ ОТ «БАРС МЕДИА», И ГДЕ ТЕПЕРЬ ОНИ?»

— Говорят, вы были первой татарской певицей из Башкортостана, которая переселилась в Казань.

— Да, я была первой, после меня это стали делать другие. Сейчас много исполнителей оттуда. Там был один период, когда татарским певцам не давали расти, не давали званий, квартир. В Татарстане же условия получше. Здесь и раскрутиться легче. Например, «Барс Медиа» помогает молодым артистам. Я с ними на гастроли выезжала — там атмосфера очень хорошая, общение между собой очень культурное, все согласовано. Концерты очень хорошо организуют что в Москве, что в Казани, творческая атмосфера. Приглашают молодых исполнителей, выпускают их на большую сцену. Условия такие: мы вас продвигаем, а вы за это должны столько-то лет отработать. Если это нравится артисту, тот потом продлевает договор.

— Но ведь говорят, что они этим самым чуть ли не в «рабство» попадают, договоры кабальные...

— Ну какое рабство? Не хотят работать, могут уйти. Никто силком не держит. Многие певцы оттуда вышли, если бы не «Барс Медиа», никто бы их не знал. Какое это рабство? Я сама с ними работаю как приглашенная, за полгода вперед спрашивают, буду ли я выступать на том или ином концерте. Были люди, которые разругались и ушли от «Барс Медиа», и где теперь они? Исчезли.

— Вас часто доводится видеть на крупных концертах, что-то вроде «Татар җыры» или так называемых солянках. Но почему нет сольных программ? Принципиально этого не делаете?

— Нет, делаю, просто в Казани не выступаю, так как здесь очень дорогая арендная плата. На серьезных площадках это не менее 80–120 тысяч рублей. Поэтому большинство артистов стараются не давать в Казани концерты. Я, чтобы не тратить деньги и нервы, езжу по тем точкам, где не надо платить так много. Было бы 50 тысяч — и то нормально, приемлемая цена. А так с нас, как с московских артистов, берут большие деньги — хоть в филармонии, хоть в «УНИКСе». Но мы ведь малый народ — исполнители, работающие для татар. К нам на концерты приходят лишь татары. Московские же артисты поют для всего народа, с них можно брать деньги: к ним и русские, и татары, и чуваши, и мордва, и другие приходят. Там есть артисты, которые могут заполнить стадионы, у нас же такого нет. Единственный — Элвин Грей, который это спокойно делает. 

— В корпоративах участвуете?

— Если приглашают, то не отказываюсь. Если народ приглашает, почему бы не пойти? Хожу к солидным людям, на 60–70-летние юбилеи, свадьбы молодых.

«ЧТОБЫ ПОСЛУШАТЬ МЕНЯ, ЛЮДИ В ДОМЕ АКТЕРА ОКНА РАЗБИВАЛИ, ТАКАЯ БЫЛА ПОПУЛЯРНОСТЬ»

— Альфия Авзалова говорила, что ее наследницами являются Хамдуна Тимергалиева и Хания Фархи. Последняя уже ушла из жизни. Получается, сейчас вы одна остались...

— Альфия апа называла меня алиhә-богиней. Эти ее слова есть и на телевидении, в моем личном архиве. Я первая, кто провел бенефис, до меня из татарских артистов никто такого не делал. Это было в Камаловском театре. Туда из Челнов был поставлен директором Шамиль Закиров — он сказал, мол, Хамдуна, ты самая популярная певица, давай сделаем бенефис, нужно приучить народ сюда ходить. Это было в 1990 году. Туда пришла Альфия апа и сказала эти слова. Тогда ни Хании, ни Салавата и в помине не было. Естественно, поначалу Авзалова не встретила меня с распростертыми объятиями, наверное, все равно задевало, что народ меня, малоизвестную исполнительницу, встречал как ее, но она дала такую высокую оценку. Ильгам Шакиров тоже хорошо ко мне относился. Он сказал на моем дне рождения: «На берегу реки лежит много камней, среди которых лишь один ярко блестит... И это Хамдуна». Я с Ильхамом абыем работала в группе Рахимкулова три года. С Зиннуром Нурмухаметовым мы весь Кавказ объездили. Мои завистники очень хотели меня выбросить из эстрады, из-за этого я вынуждена была уйти в ансамбль песни и танца. Когда там работала, выиграла в конкурсе молодых исполнителей.... Чтобы послушать меня, люди в Доме актера окна разбивали, такая была популярность.

Был такой человек — Фаридун Ибрагимов, его, как и меня, уволили из эстрадного отдела. Он стал вести мои концерты. Бывало, спрашиваешь его, есть ли народ в зале, он отвечает: «Не дрейфь, Хамдюш, разве что на люстрах не висят». Мне больших дворцов не давали — только ДК Меховщиков и Дом актера, остальные точки дали артистам, которые считались хорошими. Это Дворец Химиков, Дворец Строителей, в результате все работали в убыток, народ к ним не шел. Ко мне же все ломились, поэтому в 1983 году дали собственную группу.

— На каждом концерте вы просите зрителя: «Как говорила Альфия апа, не забывайте меня». Боитесь забвения?

— Почему я на сцене разговариваю с народом по-народному? Так ведь люди любят это. Татары — они и простые, и жесткие, и требовательные, это настоящие люди, мусульмане, совершающие намаз. Очень покорный, благопристойный народ, и я стараюсь говорить с ними на их языке. У нас же есть некоторые артисты, которые относятся к народу пренебрежительно...

— Напоследок вопрос о личной жизни. Помнится, ваше имя раньше часто полоскали на эту тему. Еще недавно со страниц одной из газет вы даже заявили, что не прочь в третий раз выйти замуж...

— Я в этом возрасте даже не думаю за кого-то выйти замуж, ухаживать за ним. Это все журналисты придумали. Ну зачем мне это? У меня есть племянник Ильхам, он помогает, у других людей родные дети так не ухаживают. Так что я всем довольна.

Page 2

ONLINE-Новости

Еще новости
Фоторепортаж
Афиша
Горячая линия

по поддержке малого и среднего бизнеса в РТ

Задать вопрос

Поможем детям

  • В Америку за новым ушком
ещё публикации

www.business-gazeta.ru

Хәмдүнә Тимергалиева монтер булып эшләгән

Язмалар исемлегенә күчү

3 Апрель 2013 1644

Каршымда легендар җырчы Хәмдүнә Тимергалиева пәйда булды...

– Хәмдүнә ханым, ничә тапкыр кияүгә чыктыгыз? – Яраткан кешем берәү булды. Кияүгә чыгуым ике тапкыр булды.

– Яраткан кешегез – беренче мәхәббәтегез, Буа егете исән-саумы?

– Исән түгел инде...

– Сезгә еш гашыйк булганнардыр ул?

– Җырлагач, гашыйк булдылар инде. Бик каты үземне карый идем бит. Костюмнарым бик матур, үзем нечкә, озын идем.

– Урлап китүчеләр булмадымы?

– Урларга теләүчеләр булса да, гел җырлап йөргәч, мине таба алмаганнардыр.

– Сигез ай буе бик матур гына яшәгәннән соң ирегез сезне кыйный башлаган. Ирдән кыйналуыгыз турында сөйләргә оялмыйсызмы? Бу хәлне яшереп калдырып булмадымы?

– Яшерерлек түгел иде, халык алдында булган хәл. Имансыз кешегә юлыксаң, яшереп бетереп булмый, урамга да чыга. Миңа хәтле торган хатыннарын да җәберләп яшәгән ул. Мин аның кем икәнен белмичә барып эләктем.

– Бәлки гаеп сездә булгандыр?

– Миңа кадәрге хатыны хәзер Себердә яши, быел миңа кунакка кайтты. Искиткеч акыллы, эшчән, матур ханым. Ярый, минем белән шушылай килеп чыккан икән, биш хатынының кайсы да булса берсе әйбәт булырга тиеш иде бит инде... Ә ул барысы белән дә аерылышкан.

– Ике-өч тапкыр аерылып кайтып, кире баргансыз, нишләп шунда ук араны өзмәдегез?

– “Бүтән алай булмам, карчык, кайт инде”, – дип артымнан йөрде. Күңел ышана бит, бәлки чынлап та кызулык белән эшләп ташлагандыр дип уйлыйсың. Алдап-йолдап кире кайтартты ул мине. Хәзер инде ул миңа үлгәндә дә, каберемә дә килә алмый.

– Ник алай?

– Үзәгемә үтте...

– Кайбер кеше матур тормышта үсми. Сез әтиегез белән әниегезнең матур итеп яшәвен күреп үстегезме соң?

– Әлбәттә! Әткәй белән әнкәй шулхәтле эшчән кешеләр булды. Әткәй безгә әйтә иде: “Балакайларым, идән юып, урам себереп булса да тамагыгызны туйдырыгыз, урлаша гына күрмәгез. Тормышыгызга кеше хакы килеп кермәсен”, – ди иде. Әткәй гомер буе ат белән йөрде. Төннәрен өйгә җырлап кайтыр иде. Әткәй җырлаган “Җомга”, “Иске Герман көй”ләрен сәхнәгә алып мендем. Ул сугыштан контузия белән кайтты. Әткәй 1973 елда, әнкәй 1998дә үлде. Әнкәй үлгән көнне концерт куя идем. Концерт алдыннан әнкәйнең үлгәнен әйттеләр. Зал тулы халык. Йөрәгемне учыма салдым да, сәхнәгә чыгып киттем. Ничек җырлап чыкканмындыр, хәтерләмим.

– Әтиегез репрессия елларында атылуга хөкем ителеп, шуннан исән калган икән...

– Ул революциягә хәтле Борай мәдрәсәсендә укыган, гуманитар фәннәрне дә өйрәнгән, бик алдынгы карашлы кеше булган. Мин кечкенә вакытта әткәйне юкка чыгарырга теләгән кешеләр исән иде әле. Аларны күреп беләм. Берсе рус-япон сугышында катнашып, 14 ел әсирлектә булып кайткан кеше иде. Менә шул әсирлектә булып кайткан кеше ике мәртәбә әткәйне судка алып барган. Әткәйнең колхоз рәисе булып эшләгән вакыты. Әткәйгә җирне сай сөрдерә, дип бәйләнгән.

– Илһам Шакиров әтисен төрмәгә җибәрттергән авылдашларын гафу итмәгән. Сез гафу иттегезме?

– Ничек гафу итәргә мөмкин, аларның балалары бүгенге көндә һаман да шул традицияне, алар эшләгән начарлыкны дәвам итә.

– Ничек?

– Үткән елны шушыларның оныгы минем сеңлемнең ирен төрмәгә утыртырга йөргән. Мин шуның буенча кайтып килдем.

– Гаепләре бармы?

– Бер гаепсезгә. Аның сәбәпләре бар инде, вакланып сөйләп тормыйм.

– Төрмәдән саклап кала алдыгызмы соң?

– Әлбәттә. Сеңлемнең иренең гаебе юк дип әйттеләр инде. Аларның нәселе шундый, авылда өч кенә нәсел ул. Бу хәлне туктатырга кирәк. Хәмдүнә Тимергалиеваның абыйсы һәм сеңлесе искиткеч матур җырлый. Хәмдүнә ханым 1949 елның 24 маенда Башкортстанның Борай районы Котлыяр авылында туган. Зиннур Нурмөхәммәтов, Габдулла Рәхимкулов, Илһам Шакиров бригадаларында эшләгән.

– Хәмдүнә ханым, сез Җыр һәм бию ансамблендә дә эшләгәнсез. Ничек анда барып кердегез?

– Декабрист булып. Минем өс­темнән жалоба яздылар, Филар­мониядән мәҗбүри рәвештә ки­тәргә туры килде. Әмма анда ба­рып эшләвемә дошманнарыма мең рәхмәтләр әйтәм, шуннан үз төркемемне төзеп чыгып киттем, тын алып эшли башладым.

– Ни өчен сезне 1987 елда сәхнәдән куарга теләделәр?

– Ул чакта Мәскәүдән тарификация килде, ул биш ел саен үткәрелә иде. Директорыбыз белән безнең бөтенләй уртак тел юк иде. Мин бер җитәкчегә дә буйсынмадым, чөнки мине халык яратканын беләм. Баш иеп яшәгәнче, урам себереп булса да тамагымны туйдырырмын дигән уйлар белән яши идем. Комиссиядә директор мине дисквалифицировать итәргә уйлады. Сәбәбе бар – мин аңа буйсынмадым.

– Буйсынуга нәрсәләр керә соң?

– Бу сөйләнә торган әйбер түгел, барысы да керә. Җырчы никадәр популяр булса да, фатир алу бәхетенә 1990 елда гына ирешә. Аңа хәтле тулай торакта яши. Квартал саен 51-52 концерт биргән чак­лары була. Бала чагында сугыш фильм­нарын карап, очучы хатын-кызларны күргәч – очучы, балериналарны күргәч – балерина булырга хыяллана. Кеше хакыннан курка. Урамда акча тапса, алмый. Читтән бер тиен килеп керсә, меңе белән чыгып китә икән.

-Хәмдүнә ханым, белемегез буенча сез дирижер. Ни өчен әлеге белгечлекне сайладыгыз?

– Музыкаль уку йортының нәрсә икәнен белмичә барып кердем. Бертуган апам Эстәрлетамактагы училищега алып барды, укырга кертте. Укый торгач кына хор-дирижерлык бүлеге икәнен аңладым, авыл баласы каян белсен?

– Сез дүртенче разрядлы монтер да бит әле, ни өчен шушы һөнәрне сайладыгыз?

– Апам шунда эшләгәнгә. Авто­мат телефоннар төзү станциялә­рен­дә телефоннар монтировать итә идем. Апаның кул астында эшләдем. Башкортстанның Учалы, Эстәрлетамак, Бугуруслан шәһәрләрендә абонент телефон станциясе монтажлауда катнаштым. Багана башына менә торган монтер дип уйламасыннар тагын... Хәмдүнә Тимергалиеваның абыйсы гомер буе урман хуҗалыгында директор булып эшләгән. Заводта оператор булып эшләгән өлкән апасы Сания гүр иясе булган. Ида апасы автомат телефон станциясе төзү эшендә эшләгән. Лилия апасы Уфа янындагы Нюренгерн шәһәрендә тора. Благовещенский шәһәрендә сеңлесе яши. Алар биш кыз, бер малай үскәннәр. Сигез бала булганнар, ике абыйсы кечкенә вакытта үлгән.

– Хәмдүнә ханым, сез Җиңү Прос­пектындагы “Дельфин” мунчасына йөрисез икән?

– Кыш көне шунда мунча керәм. Үзем шикелле борынгы заман кызлары җыела анда. Сөйләшеп, аркалар юышып кайтабыз. Кеше кунакка баргач рәхәт, ди. Минем өчен мунчага бару – кунакка бару кебек рәхәт эш. Иртәнге якта барырга тырышам.

– Соңгы вакытта “Беркем юк хә­лемне аңларга”, – дип җырлый башлагансыз, тормыш корырлык ир кеше булса кияүгә чыгар идегезме?

– Әүхәд кебек кеше булса (җыр­чы Чулпан Йосыпованың әтисе), әлбәттә, чыгар идем. Хәмдүнә Тимергалиеваның бер тиенгә тилмереп яткан чаклары булган. Хәзер ул 7900 сум пенсия ала. Бүгенге көндә минималь пенсия күләме 4870 сум.

ГАБДЕРӘХИМ

Рубрика: ШОУ-БИЗНЕС Автор: ГАБДЕРӘХИМ

akcharlak.com

Хамдуна Тимергалиева: фотографии из личного архива

Хамдуна в татарском национальном костюме. Родилась в деревне Котлыяр Бураевского района республики Башкортостан. Закончив школу, работала на Уфимской телефонной станции. Проработала некоторое время в театре песне «Салават», сейчас артистка татарской филармонии, народная артистка Татарстана.

Показать ещё фото ↓ Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

kaef.ru


Смотрите также