Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Хитяева людмила ивановна биография


Людмила Ивановна Хитяева

Людмила Ивановна Хитяева: биография, личная жизнь, детиОцените личность:

Разрешите представить вам Народную артистку РСФСР, актрису театра и кино Людмилу Хитяеву. Раз уж вы заскочили на эту страничку, вы уже знакомы с творчеством этой гениальной творческой женщины. Скорей всего, вы заметили ее потрясающую игру в картинах “Екатерина Воронина”, “Тихий Дон” или “Вечера на хуторе блих Диканьки”…

Мы постараемся для вас максимально полно раскрыть все факты биографии Людмилы Хитяевой и важные моменты ее личной жизни. Поехали!

Биография Людмилы Хитяевой

Родилась Людмила 15 августа в далеком 1930 году, в селе Большое Широкое возле Нижнего Новгорода. Она появилась на свет в семье Ивана Яковлевича (инженера) и Веры Ивановны (военного врача).

Как Людмила Хитяева стала актрисой?

После окончания учебы в школе Людмила решила подать документы в Нижегородское театрального училище. Хотя тогда она еще не планировала связывать свою жизнь с театральными подмостками — но вмешалась судьба. Ее близкая подруга была записана на прослушивание, а Людмила решали пойти поддержать товарища.

И случилось следующее: настроение, которое царило в училище так пришлось по душе Хитяевой, что она решила тоже попробовать свои силы. И совсем без подготовки, она поразила комиссию своим исполнением монолога “Отчего люди не читают, как птицы” из пьесы “Гроза” Островского.

Стоит ли рассказывать, что подруга кастинг не прошла, в отличие от нашей героини?

Завершив учебу, юная актриса попала в труппу Драмтеатра, где дебютировала в спектакле под названием “Учитель танцев”. На сцене этого театра Людмила и попала на карандаш к писателю Анатолию Рыбакову, который не упустил возможность рекомендовать ее Исидору Анненскому — режиссеру, который помог Хитяевой сделать первые шаги в кинематографе.

Фильмы Людмилы Ивановны Хитяевой

Тогда Анненский подбирал команду актеров для экранизации “Екатерина Воронина” по роману Рыбакова. Людмила попала на пробы вместе с Нонной Мордюковой, но смогла доказать отборочной комиссии, что отлично будет смотреть в роли волевой руководительницы, которая сражается с бюрократией. Этот фильм принес ей первую большую славу, так как даже среди всех советских патриотических клише она смогла выглядеть оригинально и ярко.

После этого было еще несколько ролей в амплуа волевых женщин. Заметив ее умение показать своенравность женщины, ее пригласил в картину “Тихий Дон” режиссер Сергей Герасимов. К слову, Сергей и Людмила работали и в другой картине — “Поднятая целина”.

Еще популярность Людмиле принесли работы в следующих лентах:

  • “Евдокия”, где она сыграла Евдокию Чернышеву. К слову, это — любимая роль актрисы за всю жизнь.
  • “Вечера на хуторе близ Диканьки”, где Людмила исполнила роль своенравной селянки Солохи.
  • “Финист — Ясный Сокол”
  • “Василий Буслаев”
  • “Цыган”
  • “Стряпуха”

Секс-символ советского кино

Сама актриса подтвердила эту мысль. Хотя в СССР не было такого понятия, но сейчас можно с уверенностью оценить образы юной Хитяевой в кино словом “секси”. Примечательно, что роль Евдокии (любимая роль самой актрисы) была совсем наоборот — ей делали искусственные морщины и проседь.

Также она восторгалась своей ролью в ленте “Вечера на хуторе близ Диканьки”, в которой она носила накладную пышную фигуру и специально прижимала голову к шее, чтобы появлялся второй подбородок.

В конец 80-х интерес к Хитяевой ослаб. Ее приглашали в ленты малого масштаба, и она решила покончить с кинематографом. Целое десятилетие она не снималась в кино! Но уже в 21 веке вернулась на экраны, порадовав телезрителей ролями в мелодраме “Покаянная любовь” и “Хлеб той зимы”.

Личная жизнь Людмилы Хитяевой

Впервые под венец Людмила Ивановна Хитяева пошла на третьем курсе ВУЗа, вместе с Александром Белокринкиным. От этого брака у пары остался сын Павел, который решил не идти в кинематограф — он закончил Институт восточных языков и получил образование экономиста. Отношения Людмилы и Александра начали давать трещину, когда актриса стала часто отлучаться для съемок.

Вторая попытка создать семейное счастье также, увы, не увенчалась успехом. Ее избранником стал врач-уролог Борис, но он покинул этот мир всего через 5 лет после женитьбы.

Третьим партнером Людмилы оказался Валерий — спортсмен и постановщик трюков. Пара решила не регистрировать свои отношения, но продержались гражданским браком более 20 лет. Однако, и эту связь оборвала сама актриса, решив, что отношения уже не те…

Людмила Хитяева сегодня — о своей личной жизни

Сама актриса в интервью говорит, что не испытывает одиночества. Она открывает каждый день с благодарственной молитвы. Ведь у нее есть кров над головой, и имя ее навсегда вписано в “золотой век” советского кинематографа. Кроме того, отсутствие мужа и работы позволяет ей проводить достаточно времени с детьми и внуками, что очень важно для Людмилы.

Что бы вы еще хотели узнать о биографии и личной жизни Людмилы Хитяевой?

famed.info

Людмила Хитяева

Людмила Ивановна Хитяева родилась 15 августа 1930 года в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Детство будущей актрисы пришлось на суровые военные годы. Ее отец, Хитяев Иван Яковлевич, по образование инженер-экономист, во время Великой Отечественной работал на военном заводе, а мама, Хитяева Вера Ивановна, служила военврачом 1-го ранга.

После войны, в 1946 году, Людмила Хитяева поступила в Горьковское театральное училище. Произошло это совершенно спонтанно. На экзамены она пришла с подругой: посмотреть, как та поступает. Понаблюдав, Людмила вдруг попросила комиссию прослушать и ее, после чего прочитала монолог Катерины из «Грозы» Островского. Прочитала так вдохновенно, что покорила экзаменаторов…

Будучи студенткой Людмила Хитяева вышла замуж. Она вспоминает: «Мой муж, когда мы познакомились, не был богатым человеком. Оба - студенты, мне - 18, ему - 23. Он за мной год красиво ухаживал, присматривался. Любую мою промашку воспринимал снисходительно. Был немногословен, а если говорил, то произнесенное было весомо. В нем была мужественность и основательность. На него можно было положиться, спрятаться за его спиной. С ним было не страшно пойти куда угодно. Помню, я была беременна, мы садились в троллейбус, и какой-то мужичок меня толкнул. Муж очень спокойно подошел и поднял его за шкирку, как котенка. И отставил от меня».

В этом браке у Людмилы Ивановны родился сын Павел. Казалось, все прекрасно – умный, талантливый муж, сын… Однако брак просуществовал недолго. Сама актриса признается: «Я ушла от него, хотя сильно его любила. Мне тогда что-то показалось... Потом я поняла: это было ошибкой... В молодости кажется, что много еще таких мужчин и такой любви встретишь...»

В 1952 году Хитяева окончила учебу и была зачислена в труппу Горьковского драмтеатра. Здесь молодая актриса очень скоро добилась успеха. Режиссеры часто доверяли ей главные роли, используя, как правило, в амплуа лирической героини (впрочем, бывали и исключения). Людмиле довелось сыграть в спектаклях: «Учитель танцев» (Лисена), «В добрый час!» (Галя), «Егор Булычев и другие» (Шурка), «Не называя фамилий» (Галя), «Все остается людям» (Румянцева). В общем, своим положение в театре актриса была довольна. Что же до кинематографа… О кино Людмила Хитяева как-то и не помышляла…

Своему дебюту на киноэкране Людмила Хитяева обязана известному писателю Анатолию Рыбакову. Это он, побывав на спектаклях Горьковского драмтеатра, обратил внимание на талантливую молодую актрису и порекомендовал ее режиссеру Киностудии имени М. Горького Исидору Марковичу Анненскому. Тот, как раз, искал исполнительницу на главную роль в своем фильме «Екатерина Воронина». Людмила успешно прошла пробы и была утверждена.

Хитяевой предстояло создать образ сильной, целеустремленной женщины, инженера порта, настоящего профессионала своего дела, борющегося за прогрессивные методы производства. Действие картины охватывало и военное время, и послевоенное возрождение. В таких рамках и опытной актрисе легко было скатиться до штампов, Хитяева же сумела их избежать. При всех перечисленных качествах Екатерина Воронина осталась настоящей женщиной, красивой, любящей, душевной, самоотверженной. Потому-то ее героиня запомнилась и полюбилась зрителям. Да и критики оценили положительно работу молодой актрисы.

В период съемок «Екатерины Ворониной» Людмила Хитяева познакомилась с режиссером Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Их встреча произошла в коридоре Студии имени М. Горького. Герасимов с ходу предложил молодой актрисе роль Дарьи в экранизации романа Шолохова «Тихий Дон». Людмила Ивановна впоследствии рассказывала: «Я опешила. Дарья... Буйная, непокорная, как будто сотканная из противоречий... Могла ли я подумать, что Дарья так близка моему сердцу? Ведь у меня и в мыслях не было, что это моя роль...»

От такого подарка судьбы отказаться было нельзя, и сразу после «Екатерины Ворониной» Людмила Хитяева отправилась на съемочную площадку «Тихого Дона». Съемки проходили на Дону, в настоящем казачьем хуторе. Герасимов вообще тщательно относился к реалистичности, не упуская ни малейшей подробности казачьего быта. То же самое касалось и актерской игры: чтобы создать живые, полнокровные образы, актерам предстояло вжиться в этот самый быт, стать казаками по духу.

Хитяевой пришлось особенно трудно: влиться в съемочный процесс ей предстояло с одного из самых сложных эпизодов - плача над телом убитого мужа Петра. Эта сцена поначалу никак не давалась актрисе, но Герасимов нашел выход. Узнав, что в соседнем хуторе умер старый казак, он повез Хитяеву на отпевание. Актрису усадили вместе с причитающими у гроба старушками и указали: «Присоединяйся…» Через пару дней Хитяева уже вовсю голосила на съемочной площадке…

Образ озорной, игривой, веселой казачки с трагической судьбой запал в душу миллионам зрителей. Особенно сильной получилась финальная сцена, где героиня Хитяевой прощается с жизнью, медленно погружаясь в воды спокойного Дона. Она спокойна, и только в глазах застыла тоска человека, влюбленного в родные просторы, в ясное солнце и голубое небо…

Вскоре после триумфа «Тихого Дона» Людмила Хитяева была приглашена на роль Лушки в экранизацию еще одного шолоховского произведения – «Поднятую целину». Образ – абсолютно иной, отличный от Дарьи из «Тихого Дона». Потому-то у многих еще во время съемок закрались сомнения в кандидатуре Хитяевой. Актриса посрамила всех скептиков.

В одном из интервью режиссер А. Иванов рассказывал: «На роль Лушки пробовали шесть актрис. Все они слишком старательно «играли» развязность, разгульность героини. Хитяева оказалась той естественной, занозистой и привлекательной Лушкой, которую, наверное, и имел в виду Шолохов». За внешней разгульностью героини Хитяева отразила ее сложный духовный мир, настоящую драму несостоявшейся души.

Евгений Матвеев, сыгравший «Поднятой целине» Нагульнова, впоследствии писал: «Глядя на экран, нельзя не согласиться, что это - шолоховская казачка. Сколько достоверности, обаяния, до мельчайших подробностей все в ней донское, все станичное... Так просто и легко это сыграно и вместе с тем так глубоко драматично!»

Умение создавать глубоко народные образы Людмила Хитяева продемонстрировала и в следующей своей картине – мелодраме режиссера Татьяны Лиозновой «Евдокия» (1961). Сама режиссер охарактеризовала главную героиню фильма, как «душу и сердце России». Все это удалось воплотить на экране Людмиле Хитяевой. Скупыми, неброскими красками она создала образ Евдокии Чернышевой, немолодой, много пережившей русской женщины. Евдокию отличает внутреннее спокойствие, достоинство, душевное целомудрие, она усыновила пятерых детей и в этом нашла свое материнское счастье.

60-е годы – расцвет творчества Людмилы Хитяевой. Многогранный талант актрисы позволял ей создавать на экране разноплановые образы. В социальной драме «Все начинается с дороги» - это простая работница, бетонщица, строитель Куйбышевской ГЭС Аннушка, в сказке «Вечера на хуторе близ Диканьки» - украинская крестьянка Солоха, в исторической ленте «Москва – Генуя» - решительная и немного грубоватая командир красного взвода Глаша, в мелодраме «Цыган» (по одноименной повести донского писателя А. Калинина) - умудренная опытом, пережившая войну деревенская женщина Клавдия Пухлякова, в комедии «Стряпуха» (экранизации пьесы А. Софронова) – бригадир Галина Сахно.

С возрастом актриса перешла на роли второго плана. В 70-е годы она снялась в фильмах: «Русское поле» (Надёнка, вторая жена Авдея Угрюмова), «Приваловские миллионы» (Антонида Ивановна Половодова), «За рекой – граница» (Кира, жена капитана Александра Долгова), «Человек в штатском» (эсэсовка Дорис Шерер), «Финист - Ясный сокол» (Анфиса), «Шла собака по роялю» (Фрося Громова, жена командира аэродрома). В 1982 году Людмила Хитяева сыграла в картине «Василий Буслаев» Мамелфу Тимофеевну - мать былинного героя. А в следующем, 1983 году, Людмиле Ивановне за ее многолетний труд было присвоено почетное звание народной артистки РСФСР.

После неудачного первого брака Людмила Хитяева долгое время жила одна. Недостатка в поклонниках она не испытывала, но обзаводиться новой семьей не спешила. Людмила Ивановна воспитывала сына Павла, который, кстати, не пошел по ее стопам - Хитяева была категорически против его артистического будущего. Павел окончил Институт восточных языков, получил экономическое образование.

В 60-е годы Людмила Ивановна вышла замуж во второй раз. Ее избранник по профессии был врач-уролог. Вместе они прожили недолго – их семейную жизнь оборвала смерть мужа в начале 70-х.

В 1975 году в жизни актрисы появился новый мужчина. Свои отношения они не стали регистрировать. Как признавалась Людмила Ивановна: «Я два раза была расписана, в третий не захотела». В гражданском браке они прожили 20 лет и расстались в 1996 году. «В одно прекрасное утро я взяла и ушла. Что-то стало не складываться в наших отношениях. После 15 16 лет супружества стало все в муже раздражать. Я поняла: впереди у нас с ним тупик. Ведь я перестала его любить», - говорит Людмила Ивановна.

В перестроечное и постперестроечное время Людмила Хитяева, как и многие звезды нашего кино, осталась фактически вне кинематографа. В эти годы актриса активно занялась концертной деятельностью, ездила по всей стране.

Возвращение на киноэкран состоялось уже в новом веке. В 2003 году Людмила Ивановна снялась в фильме режиссера Василия Панина «Покаянная любовь» (по повести Льва Толстого «Дьявол») в роли Варвары Алексеевны Анненской, а пять лет спустя сыграла бабу Лизу в картине Тимура Золоева «Хлеб той зимы».

Последние лучшие фильмы

kino-expert.info

Трагедия семьи знаменитой актрисы

15 августа звезде фильмов «Тихий Дон», «Евдокия», «Вечера на хуторе близ Диканьки» исполнится 82 года. Репортер дозвонилась актрисе, чтобы узнать, как она встретит свой день рождения. Оказалось, что Хитяева сидит на чемоданах в ожидании, когда сын заберет ее в Таиланд. Единственное, что омрачает праздник – годовщина смерти мамы и отца.

Людмила Ивановна сейчас живет одна в своей московской квартире. К сожалению, единственный сын Павел от нее далеко, он работает в Таиланде, а внук учится в Америке.

– У меня завтра большая радость, они оба прилетают ко мне! – сообщила нам актриса. – После этого мы все вместе поедем в Таиланд и отметим там мой день рождения. Правда, я зарекалась ездить в эту страну летом, в жару, но очень уж хочется побыть с родными.

Павел – единственный сын актрисы от студенческого брака с актером Александром Белокринкиным. Актриса познакомилась с ним, когда училась в Горьковском театральном училище. Среди ее однокурсников, кстати, был Евгений Евстигнеев, который не пользовался успехом у девчонок.

– Старше всех нас, абсолютный провинциал, не умевший одеваться, – вспоминает Людмила Хитяева. – Никому и в голову не приходило называть Женю секс-символом!

К тому же у него тогда был совсем другой голос… А за мной ухаживал Саша, и пока он приходил домой как товарищ, родители его принимали. А когда я решила так рано выйти замуж, в 18 лет, мама была категорически против! Даже когда Саша уже жил у нас, она очень сурово с ним обращалась. Между тем, вы знаете, это был настоящий мужчина. Который после нашего развода еще очень долго меня любил и не создавал семью.

Когда у нас родился Павел, меня здорово выручили родители. Если бы не они, не знаю, как бы я снималась! Именно благодаря моему папе с дворянскими корнями, воспитывавшемуся с гувернантками и знавшему французский, сын сейчас такой умный и образованный. Он ведь даже тайский язык выучил!

Если о первом муже Хитяева вспоминает с сожалением и даже признает, что не оценила его по молодости, о следующих двух предпочитает не рассказывать. Один из них был врачом и умер в семидесятых, а от третьего супруга актриса ушла в солидном возрасте, когда ей было уже 65. Много лет она никому не рассказывала, почему это сделала. А сейчас призналась…

– Это тяжелая для меня тема, но я скажу! В том году один за другим умерли мои отец и мать, и все во мне сломалось, я никого не хотела видеть, – говорит актриса. – Не передать словами, какой счастливой была наша семья, какой гармоничной! И к тому же небедной. Папа, крупный экономист, получал паек, у нас всегда была хорошая квартира. В то время как в одну комнату селили четыре семьи, у меня – своя, отдельная! И даже имелась домработница. А когда  отец стал ездить за границу, я благодаря ему была самой модной. Первая среди наших актрис надела джинсы, у меня даже шубы имелись, и не одна! Взаимопонимание между нами было такое, что даже взрослой девушкой я прибегала в их спальню и плюхалась к ним в постель!

Несмотря на многочисленные замужества и материнство, актриса всегда жила с родителями. Когда они начали болеть, она не отходила от их постели и ее мир замкнулся на их проблемах.

– Они оба умерли на моих руках, я закрыла глаза сначала маме, а через два года – папе, это для меня огромная трагедия, самая большая потеря в жизни, – со слезами в голосе говорит актриса. – Я не знала, как мне жить после их ухода. И до сих пор плачу! Потеряв их, я вдруг поняла, что только они, кроме детей, и были для меня родными.

Она поняла, что муж, увы, не из их числа и она не может с ним жить.

Похоронив отца рядом с матерью, Людмила Ивановна пять лет жила затворницей, отказываясь от съемок. Прийти в себя ей помогла забота сына, но глухая боль не покидает ее ни днем, ни ночью.

Молодой поклонник сделал предложение

Хоть Людмила Ивановна и не замужем, она не скрывает – у нее до сих пор есть поклонники, и среди них немало тех, кто на десятки лет ее моложе. Так, недавно за Хитяевой стал настойчиво ухаживать 30-летний бизнесмен, который каждый день присылал ей по корзине роз, а потом приехал в Москву и сделал предложение.

– Я не скрою, мне было очень приятно получать цветы и внимание… – говорит Людмила Хитяева. – Я вполне могу позволить себе дружбу с молодым человеком. Но замуж не пойду! И дело тут не в возрасте, а просто мне никто не нужен. Я счастлива сама по себе и, видимо, всегда стремилась к этой независимости. Поэтому ни один из моих браков не сохранился.

sobesednik.ru

Молодость её души. Счастливая жизнь Людмилы Хитяевой

Людмила Хитяева попала в Горьковское театральное училище сразу после окончания Великой Отечественной войны. Причём произошло это совершенно случайно. Она пошла за компанию с подругой, поддержать её. Посмотрела, как студенты один за другим выходят к приёмной комиссии и читают отрывки из известных произведений, и подумала: «А я тоже так могу!». Вышла, прочла монолог Катерины из «Грозы» Островского и поступила. В студенческие годы Людмила вышла замуж.

О своём первом муже Хитяева до сих пор вспоминает с любовью. «Я была за ним как за каменной стеной», — признавалась актриса. Как-то уже беременная сыном Павлом Людмила вместе с супругом заходила в трамвай. Внезапно какой-то хам её толкнул и протиснулся вперёд. Муж молча подошёл к нему и взял за воротник. Хам тут же затих и виновато опустил голову.

Людмила Хитяева обожала мужа, но они всё-таки развелись. О причинах развода она всегда умалчивала. Но во всех интервью о первом муже вспоминала с теплотой.

После учёбы Людмила Хитяева устроилась в Горьковский драматический театр, а вскоре стала блистать на советских киноэкранах. Как-то писатель Анатолий Рыбаков пришёл на один из спектаклей Горьковского театра. На сцене он сразу приметил молодую обворожительную актрису. Рыбаков отправил на киностудию Горького рекомендацию на Хитяеву. Через некоторое время Людмиле пришло предложение пройти пробы для картины «Екатерина Воронина», и уже вскоре Хитяева получила главную роль.

 

Во время съёмок Людмила случайно столкнулась с Сергеем Герасимовым — на тот момент одним из самых востребованных советских режиссёров. Мэтр похвалил молодую артистку и неожиданно для неё предложил сыграть у него в «Тихом Доне» казачку Дарью, своенравную, сильную, пожившую на этой земле женщину. Хитяева засомневалась, справится ли, но всё-таки согласилась. На съёмках действительно пришлось нелегко. Первым же эпизодом снимали сцену похорон мужа Дарьи Петра. Хитяевой долго не удавалось изобразить казачью скорбь, и тогда актрису отвезли на настоящие похороны. Зашли в дом. Посреди комнаты стоит гроб. В гробу — старый казак. Вокруг стоят пожилые родственники. Хитяева подошла к усопшему, посмотрела на него и внезапно заголосила и заплакала. Родственники её поддержали. На следующий день Хитяева сыграла великолепно.

А вот со сценой самоубийства Дарьи так быстро всё не получалось. По сюжету Дарья доплывала до середины Дона и шла ко дну. Когда к съёмке уже всё было готово, Хитяева виновато призналась Герасимову: «Сергей Аполлинариевич, я плавать не умею». Герасимова это не смутило: «А мы тебя научим». В тот же день каскадёр начал обучать актрису основам плавания. Она усвоила всё за несколько дней. Во время съёмок без труда доплывала до середины Дона. Но дублей было слишком много, и во время последнего она так устала, что действительно начала тонуть. Каскадёры тут же бросились в воду — её вытащили на берег совершенно обессилевшей.

 

Но душевные и физические затраты на съёмках окупились затем сторицей. Людмила Хитяева стала любимицей публики. После «Тихого Дона» она была нарасхват. Ещё раз снялась у Герасимова — в «Поднятой целине», затем в «Евдокии» у Татьяны Лиозновой. Кстати, в «Евдокии» она играла в возрастном гриме. Хитяева вспоминала, как в этом гриме пошла в актёрскую столовую. Встала в очередь за коллегами, а те даже не обратили внимания на пожилую женщину. Лучшей похвалы для актрисы и гримёров было не придумать.

В следующем своём фильме, «Вечера на хуторе близ Диканьки», Людмила Хитяева играла Солоху. Актриса всегда следила за своей фигурой, была стройной, а Солоха виделась режиссёру дородной женщиной. И тут пришлось постараться гримёрам — Хитяевой «добавили объёма» по всей фигуре.

Кстати, вспоминая о «Вечерах на хуторе близ Диканьки», Людмила Ивановна потом рассказывала, что некоторые актёры, игравшие нечисть, боялись мистической расплаты. В итоге небольшой несчастный случай произошёл и с самой Хитяевой. Сразу после окончания съёмок она отправилась кататься на лыжах и на полной скорости врезалась в дерево. К счастью, серьёзных травм удалось избежать, но залечивать синяки пришлось долго.

 

После перестройки, когда российский кинематограф пришёл в упадок, Хитяева почти перестала сниматься. О некоторых картинах, в которых всё-таки работала в то время, она сожалеет. Вспоминает, что в одном фильме именитым актёрам пришлось работать... за ящики фруктов и овощей. Всенародная любимица быстро отказалась от такой деятельности. Она начала ездить по России с концертами и творческими вечерами.

Людмила Хитяева считает себя счастливым человеком: она работала с лучшими актёрами и режиссёрами и сама стала такой, лучшей и любимой. Хотя личная жизнь у актрисы так и не сложилась — со вторым мужем она прожила вместе совсем недолго. Третий гражданский брак продлился 20 лет, но распался в один день. Людмила Ивановна ушла от мужа, когда поняла, что любви больше нет. Она всегда была честна с собой, со своими близкими, со своим зрителем. Она ни от кого не скрывает свой возраст и гордится своими прожитыми годами и молодостью души.

Смотрите также:

aif.ru

Хитяева Людмила Ивановна - Актриса Театра и Кино

Актриса театра и кино. Телеведущая. Народная и Заслуженная артистка России.

Людмила Хитяева родилась 15 августа 1930 года в селе Большое Широкое, Нижегородская область. Отец девочки, Иван Яковлевич являлся инженером, а во время войны работал на секретном заводе. Мама, Вера Ивановна служила военным врачом первого ранга. После школы девушка поступила в Нижегородское театральное училище, хотя раньше не планировала стать актрисой. Все вышло случайно: ее лучшая подруга пошла на прослушивание, а Хитяева отправилась с ней в качестве группы поддержки.

     Атмосфера училища девушке понравилась и когда ей предложили тоже выступить, Людмила без подготовки, но зато с энтузиазмом, прочитала знаменитый монолог «Отчего люди не летают как птицы…» из пьесы Островского «Гроза». В итоге классический случай: Хитяеву в вуз зачислили, а подружку - нет.

     После училища молодая актриса вошла в труппу Драматического театра в Нижнем Новгороде. Дебютировала в спектакле «Учитель танцев», а впоследствии сыграла не один десяток интересных ролей. Когда Людмилу увидел Анатолий Рыбаков, автор таких великолепных книг, как «Кортик», «Дети Арбата», «Тяжелый песок», то настоял, чтобы ее посмотрели на главную роль в картине «Екатерина Воронина», которую ставили по его же роману.

     Актриса проходила пробы вместе с Нонной Мордюковой и сумела доказать, что способна сыграть волевую женщину-руководителя, борющуюся с бюрократической системой. Более того, уже во время съемок Хитяева умудрялась даже в обязательных советских патриотических клише выглядеть нешаблонно, что моментально привлекло к ней зрителя.

     Увидев, что молодая актриса способна создавать на экране уникальный образ своенравной женщины, режиссер Сергей Герасимов тут же позвал ее на роль казачки Дарьи Мелеховой в экранизацию романа «Тихий Дон». С этим режиссером Людмила работала и в другой картине по книге Шолохова «Поднятая целина».

     Другими знаменитыми ролями Хитяевой считаются Евдокия Чернышева из мелодрамы «Евдокия» и своенравная селянка Солоха в фильме-сказке «Вечера на хуторе близ Диканьки». Также из ранней кинокарьеры выделяются сказки «Финист - Ясный Сокол» и «Василий Буслаев», мелодрама «Цыган» и романтическая комедия «Стряпуха».

     Основную часть карьеры актриса посвятила кино, но в конце 1980-х годов приглашения стали иссякать. Хитяева сосредоточилась на концертной деятельности и как артистка эстрады объездила всю страну. Пробовала себя и в роли телеведущей. Вместе с Ангелиной Вовк и Зинаидой Кириенко, вела программу «Дело ваше» на Первом канале, где в формате ток-шоу, ориентированного, в первую очередь, на женскую аудиторию, обсуждала семейные проблемы.

     В начале 1990-х годов актрису стали меньше приглашать в кино, а если звали, то роли являлись не ее масштаба: женщина на кладбище в исторической драме «Умирать не страшно», жена майора в комедии «Бравые парни». Поэтому женщина приняла решение расстаться с кинематографом. Однако через десять лет вновь появилась на экране снявшись в кинолентах: мелодрамах «Покаянная любовь» и «Хлеб той зимы», а также детективном сериале «Сыщики районного масштаба».

     Более всего актрисе нравится проводить время рядом со своими близкими и эти отношения, по ее словам, она не променяет ни на какие звездные роли.

Заслуженная артистка России (27 марта 1965 года) - за заслуги в области советского киноискусства

Народная артистка России (23 ноября 1983 года) - за заслуги в развитии советского киноискусства

Орден Почета (31 января 2002 года) - за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Роли в театре

Нижегородский театр драмы

Учитель танцев - ЛисенаНе называя фамилий - ГаляЕгор Булычев и другие - ШуркаВсе остается людям - Румянцева

В добрый час! - Галя

ruspekh.ru

ХИТЯЕВА Людмила Ивановна

Фото альбом

Фильмография:

1957-1958 Тихий Дон 1958 Кочубей 1959 Всё начинается с дороги 1959-61 Поднятая целина 1961 Евдокия 1961 Вечера на хуторе близ Диканьки 1963 Секретарь обкома 1963 Понедельник - день тяжелый 1964 Москва - Генуя 1965 Стряпуха 1965 Путешественник с багажом 1966 Два года над пропастью 1967 Цыган 1968 Сыны отечества 1968 Карантин 1970 Счастливый человек 1970 Когда расходится туман 1971 Русское поле 1971 Подвиг на шоссе - короткометражный 1971 За рекой - граница 1972 Ураган в долине 1972 Приваловские миллионы 1973 Человек в штатском 1975 Финист - Ясный сокол 1975 Горожане 1976 Пока бьют часы 1978 Шла собака по роялю 1979 Следствие ведут Знатоки 1979 Отец и сын 1980 У матросов нет вопросов 1982 Василий Буслаев 1983 Хроника одного лета 1987 Суд в Ершовке 1990 Войди в каждый дом 1991 Умирать не страшно 1991 Влюбленный манекен 1992 Берёзовый край 1993 Бравые парни (Украина) 2003 Покаянная любовь 2008 Хлеб той зимы

Родилась 15.08.1930, Горький (ныне Нижний Новгород)

Народная артистка РСФСР (1983)

Начало

Людмила Ивановна Хитяева родилась 15 августа 1930 года в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Детство будущей актрисы пришлось на суровые военные годы. Ее отец, Хитяев Иван Яковлевич, по образование инженер-экономист, во время Великой Отечественной работал на военном заводе, а мама, Хитяева Вера Ивановна, служила военврачом 1-го ранга.

После войны, в 1946 году, Людмила Хитяева поступила в Горьковское театральное училище. Произошло это совершенно спонтанно. На экзамены она пришла с подругой: посмотреть, как та поступает. Понаблюдав, Людмила вдруг попросила комиссию прослушать и ее, после чего прочитала монолог Катерины из «Грозы» Островского. Прочитала так вдохновенно, что покорила экзаменаторов…

Первый брак

Будучи студенткой Людмила Хитяева вышла замуж. Она вспоминает: «Мой муж, когда мы познакомились, не был богатым человеком. Оба - студенты, мне - 18, ему - 23. Он за мной год красиво ухаживал, присматривался. Любую мою промашку воспринимал снисходительно. Был немногословен, а если говорил, то произнесенное было весомо. В нем была мужественность и основательность. На него можно было положиться, спрятаться за его спиной. С ним было не страшно пойти куда угодно. Помню, я была беременна, мы садились в троллейбус, и какой-то мужичок меня толкнул. Муж очень спокойно подошел и поднял его за шкирку, как котенка. И отставил от меня».

В этом браке у Людмилы Ивановны родился сын Павел. Казалось, все прекрасно – умный, талантливый муж, сын… Однако брак просуществовал недолго. Сама актриса признается: «Я ушла от него, хотя сильно его любила. Мне тогда что-то показалось... Потом я поняла: это было ошибкой... В молодости кажется, что много еще таких мужчин и такой любви встретишь...»

Горьковский драмтеатр

В 1952 году Хитяева окончила учебу и была зачислена в труппу Горьковского драмтеатра. Здесь молодая актриса очень скоро добилась успеха. Режиссеры часто доверяли ей главные роли, используя, как правило, в амплуа лирической героини (впрочем, бывали и исключения). Людмиле довелось сыграть в спектаклях: «Учитель танцев» (Лисена), «В добрый час!» (Галя), «Егор Булычев и другие» (Шурка), «Не называя фамилий» (Галя), «Все остается людям» (Румянцева). В общем, своим положение в театре актриса была довольна. Что же до кинематографа… О кино Людмила Хитяева как-то и не помышляла…

Дебют на киноэкране

Своему дебюту на киноэкране Людмила Хитяева обязана известному писателю Анатолию Рыбакову. Это он, побывав на спектаклях Горьковского драмтеатра, обратил внимание на талантливую молодую актрису и порекомендовал ее режиссеру Киностудии имени М. Горького Исидору Марковичу Анненскому. Тот, как раз, искал исполнительницу на главную роль в своем фильме «Екатерина Воронина». Людмила успешно прошла пробы и была утверждена.

Хитяевой предстояло создать образ сильной, целеустремленной женщины, инженера порта, настоящего профессионала своего дела, борющегося за прогрессивные методы производства. Действие картины охватывало и военное время, и послевоенное возрождение. В таких рамках и опытной актрисе легко было скатиться до штампов, Хитяева же сумела их избежать. При всех перечисленных качествах Екатерина Воронина осталась настоящей женщиной, красивой, любящей, душевной, самоотверженной. Потому-то ее героиня запомнилась и полюбилась зрителям. Да и критики оценили положительно работу молодой актрисы.

Дарья

В период съемок «Екатерины Ворониной» Людмила Хитяева познакомилась с режиссером Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Их встреча произошла в коридоре Студии имени М. Горького. Герасимов с ходу предложил молодой актрисе роль Дарьи в экранизации романа Шолохова «Тихий Дон». Людмила Ивановна впоследствии рассказывала: «Я опешила. Дарья... Буйная, непокорная, как будто сотканная из противоречий... Могла ли я подумать, что Дарья так близка моему сердцу? Ведь у меня и в мыслях не было, что это моя роль...»

От такого подарка судьбы отказаться было нельзя, и сразу после «Екатерины Ворониной» Людмила Хитяева отправилась на съемочную площадку «Тихого Дона». Съемки проходили на Дону, в настоящем казачьем хуторе. Герасимов вообще тщательно относился к реалистичности, не упуская ни малейшей подробности казачьего быта. То же самое касалось и актерской игры: чтобы создать живые, полнокровные образы, актерам предстояло вжиться в этот самый быт, стать казаками по духу.

Хитяевой пришлось особенно трудно: влиться в съемочный процесс ей предстояло с одного из самых сложных эпизодов - плача над телом убитого мужа Петра. Эта сцена поначалу никак не давалась актрисе, но Герасимов нашел выход. Узнав, что в соседнем хуторе умер старый казак, он повез Хитяеву на отпевание. Актрису усадили вместе с причитающими у гроба старушками и указали: «Присоединяйся…» Через пару дней Хитяева уже вовсю голосила на съемочной площадке…

Образ озорной, игривой, веселой казачки с трагической судьбой запал в душу миллионам зрителей. Особенно сильной получилась финальная сцена, где героиня Хитяевой прощается с жизнью, медленно погружаясь в воды спокойного Дона. Она спокойна, и только в глазах застыла тоска человека, влюбленного в родные просторы, в ясное солнце и голубое небо…

Лушка

Вскоре после триумфа «Тихого Дона» Людмила Хитяева была приглашена на роль Лушки в экранизацию еще одного шолоховского произведения – «Поднятую целину». Образ – абсолютно иной, отличный от Дарьи из «Тихого Дона». Потому-то у многих еще во время съемок закрались сомнения в кандидатуре Хитяевой. Актриса посрамила всех скептиков.

В одном из интервью режиссер А. Иванов рассказывал: «На роль Лушки пробовали шесть актрис. Все они слишком старательно «играли» развязность, разгульность героини. Хитяева оказалась той естественной, занозистой и привлекательной Лушкой, которую, наверное, и имел в виду Шолохов». За внешней разгульностью героини Хитяева отразила ее сложный духовный мир, настоящую драму несостоявшейся души.

Евгений Матвеев, сыгравший «Поднятой целине» Нагульнова, впоследствии писал: «Глядя на экран, нельзя не согласиться, что это - шолоховская казачка. Сколько достоверности, обаяния, до мельчайших подробностей все в ней донское, все станичное... Так просто и легко это сыграно и вместе с тем так глубоко драматично!»

Разноплановые героини

Умение создавать глубоко народные образы Людмила Хитяева продемонстрировала и в следующей своей картине – мелодраме режиссера Татьяны Лиозновой «Евдокия» (1961). Сама режиссер охарактеризовала главную героиню фильма, как «душу и сердце России». Все это удалось воплотить на экране Людмиле Хитяевой. Скупыми, неброскими красками она создала образ Евдокии Чернышевой, немолодой, много пережившей русской женщины. Евдокию отличает внутреннее спокойствие, достоинство, душевное целомудрие, она усыновила пятерых детей и в этом нашла свое материнское счастье.

60-е годы – расцвет творчества Людмилы Хитяевой. Многогранный талант актрисы позволял ей создавать на экране разноплановые образы. В социальной драме «Все начинается с дороги» - это простая работница, бетонщица, строитель Куйбышевской ГЭС Аннушка, в сказке «Вечера на хуторе близ Диканьки» - украинская крестьянка Солоха, в исторической ленте «Москва – Генуя» - решительная и немного грубоватая командир красного взвода Глаша, в мелодраме «Цыган» (по одноименной повести донского писателя А. Калинина) - умудренная опытом, пережившая войну деревенская женщина Клавдия Пухлякова, в комедии «Стряпуха» (экранизации пьесы А. Софронова) – бригадир Галина Сахно.

С возрастом актриса перешла на роли второго плана. В 70-е годы она снялась в фильмах: «Русское поле» (Надёнка, вторая жена Авдея Угрюмова), «Приваловские миллионы» (Антонида Ивановна Половодова), «За рекой – граница» (Кира, жена капитана Александра Долгова), «Человек в штатском» (эсэсовка Дорис Шерер), «Финист - Ясный сокол» (Анфиса), «Шла собака по роялю» (Фрося Громова, жена командира аэродрома). В 1982 году Людмила Хитяева сыграла в картине «Василий Буслаев» Мамелфу Тимофеевну - мать былинного героя. А в следующем, 1983 году, Людмиле Ивановне за ее многолетний труд было присвоено почетное звание народной артистки РСФСР.

Личная жизнь

После неудачного первого брака Людмила Хитяева долгое время жила одна. Недостатка в поклонниках она не испытывала, но обзаводиться новой семьей не спешила. Людмила Ивановна воспитывала сына Павла, который, кстати, не пошел по ее стопам - Хитяева была категорически против его артистического будущего. Павел окончил Институт восточных языков, получил экономическое образование.

В 60-е годы Людмила Ивановна вышла замуж во второй раз. Ее избранник по профессии был врач-уролог. Вместе они прожили недолго – их семейную жизнь оборвала смерть мужа в начале 70-х.

В 1975 году в жизни актрисы появился новый мужчина. Свои отношения они не стали регистрировать. Как признавалась Людмила Ивановна: «Я два раза была расписана, в третий не захотела». В гражданском браке они прожили 20 лет и расстались в 1996 году. «В одно прекрасное утро я взяла и ушла. Что-то стало не складываться в наших отношениях. После 15 16 лет супружества стало все в муже раздражать. Я поняла: впереди у нас с ним тупик. Ведь я перестала его любить», - говорит Людмила Ивановна.

Дальнейшая карьера

В перестроечное и постперестроечное время Людмила Хитяева, как и многие звезды нашего кино, осталась фактически вне кинематографа. В эти годы актриса активно занялась концертной деятельностью, ездила по всей стране.

Возвращение на киноэкран состоялось уже в новом веке. В 2003 году Людмила Ивановна снялась в фильме режиссера Василия Панина «Покаянная любовь» (по повести Льва Толстого «Дьявол») в роли Варвары Алексеевны Анненской, а пять лет спустя сыграла бабу Лизу в картине Тимура Золоева «Хлеб той зимы».

Игорь BIN

Использованные материалы: Михаил Семенов, «Людмила Хитяева. Творческая биография», http://www.russkoekino.ru; Людмила Хитяева. Биография, http://www.biograph.ru; Федор Раззаков, «Людмила Хитяева», «Эксмо», 2009 год

rusactors.ru


Смотрите также