Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Художник аристарх лентулов биография


Лентулов Аристарх Васильевич, картины и биография художника

Все выставки художника Без этого человека русский авангардТермином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше канул бы в лету – на чердаках и в сараях, в чуланах и на заброшенных дачах. Влюбившись однажды в яркие краски и смелые формы, Георгий Костаки, ведомый интуицией и азартом, сделал коллекционирование произведений авангарда смыслом своей жизни. 6 Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья Обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы. Вся лента Посмотреть 56 работ художника

artchive.ru

Лентулов: картины, биография

Обычно мы говорим о «ярком таланте» художника в метафорическом смысле, но в применении к Лентулову это определение приобретает свой подлинный, буквальный смысл. «Русский Ярило» — так называл художника критик Л. Варшавский. Александра Бенуа пленял в нем «прекрасный красочный дар».

Лентулов воспринимал окружающую действительность через цвет, тон, насыщенный свет. Этот восторг перед красками мира художник с особой яркостью воплотил в своих полотнах, посвященных Москве. Но круг его тем не был замкнут, столь же увлеченно он писал и среднерусскую природу, и юг, и индустриальные пейзажи, которые были характерны для советской живописи 1930-х годов; его натюрморты всегда отмечены большой композиционной и цветовой выразительностью, не раз обращался Лентулов и к портрету. Аристарх Васильевич Лентулов родился в семье сельского священника в одном из сел Пензенской губернии. Специальное художественное образование он получил сначала в Пензенском, а затем в Киевском художественном училище (1897—1907). В течение следующих двух лет он занимался в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге, потом в студии Ле Фоконье в Париже.

В 1910 году художник обосновался в Москве. Десятые годы в творчестве Лентулова связаны с «Бубновым валетом». Он был одним из организаторов этого художественного общества, участником всех его выставок. Этот период в творчестве Лентулова отмечен прежде всего увлечением большими декоративными панно, где художник дает полную свободу своей любви к открытому цвету и буйной фантазии. В. Маяковский писал о Лентулове и его единомышленниках: «Плеяда молодых русских художников уже начала воскрешать настоящую русскую живопись, простую красоту дуг, вывесок, древнюю русскую иконопись безвестных художников». Лентулова в эти годы влекло и к московской архитектуре, образ которой он воплощал с помощью причудливо-сложных цветовых и фактурных построений («Василий Блаженный», 1914; «Звон», 1915; «У Иверской», 1916). «Василий Блаженный» — это живописное воплощение удивительного восхищения художника перед «каменным нагромождением предков». Художнику хотелось, по свидетельству М. А. Лентуловой, воплотить собор «как бы сразу отовсюду, со всех сторон». Он улавливал в русских храмах и колокольнях какие-то особые черты — чудесную сказочность, стремление русских зодчих во­плотить в камне и дереве неземную, дивную красоту. Ведь и возводи­лись эти храмы когда-то «на удивление», «на диво». Лентуловская энергия «смотрения» в чем-то сближалась со зрительным гиперболизмом Маяковского. На смену открыто фольклорным устремлениям в творчестве художника первой половины десятых годов приходит тяготение к сфере театральной. Лентулов оформляет постановку «Виндзорских проказниц» в Камерном театре (1915), делает макет постановки «Демона» Рубинштейна в Экспериментальном театре (режиссер А. Таиров, 1918). И не случайно уже после Октябрьской социалистической революции, когда действительность позвала живопись на улицу, увлекла идеалом всенародного зрелища, среди первых, кто откликнулся на этот зов, был Лентулов, создавший праздничное оформление Театральной площади и Большого театра к первой годовщине Октября.

  Лентулов развивался вместе со временем. Он искренне и ото всей души хотел быть художником, отражающим современность. В 1926 году Лентулов становится членом АХРР, а затем, в 1928 году, вместе с И. Грабарем, А. Осмеркиным, С. Герасимовым и другими орга­низует Общество московских художников (ОМХ). Живописный язык Лентулова в эти годы меня­ется, становится более ясным и простым. Он много работает в об­ласти пейзажа. В 20-е годы им были написаны известные полотна «Ай-Петри» (1926), «Закат на Волге» (1928). С начала 30-х го­дов Лентулов интенсивно работает в области индустриального пейза­жа. Темперамент художника, ост­рое вйдение позволяют ему соз­дать интересные монументальные пейзажные образы («Крекинг нефтеперегонного завода», 1931). В портретных произведениях Лен­тулова психологическая характе­ристика стала преобладать над чисто живописной, свойственной его ранним работам в этом жанре (портреты Е. С. Карензиной, 1923; В. Г. Дуловой, 1940). В течение всего творческого пути Лентулов оставался выдающимся мастером натюрморта. Его работы «Перец и капуста» (1933), «В эвакуации» (1942) отмечены волшебным даром живописного перевоплоще­ния простых вещей в удивитель­ные и невиданные. Вся творческая жизнь Лентулова связана с работой в театре. В 1923 году им была создана цве­товая партитура к исполнению «Прометея» Скрябина в Большом театре.       Музыкально-цветовое единство в декоративных решениях театральных постановок «Испанского священника» Флетчера, «Сказок Гофмана» Оффенбаха принесли Лентулову заслуженную известность.

Много сил отдано было Лентуло­вым педагогической работе. Он преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, а с 1937 года и до конца жизни был профессором Москов­ского художественного института.

Картины Лентулова

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

  • Facebook
Download SocComments v1.3

Tags:

  • аристарх лентулов
  • ахрр
  • бубновый валет
  • советская живопись
  • театральные постановки

Последние материалы в этом разделе:

  • Карл Гун: картины, биография художника

    Творчество Карла Гуна (1830—1877) Крамской Иван Николаевич. Портрет К.Ф.Гуна. 1878 В 1863 году в русской ху...

    2019-06-24

  • Ян Сиберехтс: картины, биография

    Ян Сиберехтс (1627—1700) Во второй половине XVII века, когда большинства крупных мастеров, составивших...

    2019-06-17

  • Ван Донген: картины, биография художника фовиста

    Кес  Ван Донген (1877—1968) Кес (Корнелис) Ван Донген, сын голландского пивовара, приехал в Париж в 1...

    2019-02-10

  • Клод Лоррен: картины, биография

    Творчество Клода Лоррена (1600—1682) «В Дрездене, в галерее есть картина Клода Лоррена, по каталогу �...

    2018-11-21

  • Ян Ливенс: картины, биография

    Творчество Яна Ливенса (1607—1674) Автопортрет «Двое юношей (Рембрандт и Ливенс), уроженцы Лейдена, �...

    2018-11-02

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

ЛЕНТУЛОВ Аристарх Васильевич

Родился в семье сельского священника. Учился в пензенском Духовном училище и семинарии (1889–1896). В 1898 поступил в ПХУ, где в то время преподавали К.А.Савицкий, Н.К.Грандковский, скульптор К.А.Клодт. В 1900 ушёл из училища вместе с товарищами, не согласными с темами по классу композиции. 16 сентября 1901 зачислен вольнослушателем в головной класс КХУ, где проучился до 1905: 13 мая был исключён из числа учеников «по причине непосещения уроков». Тогда же вернулся в ПХУ в старший натурный класс, под начало А.Ф.Афанасьева, известного иллюстратора русских сказок. В училище познакомился с В.Д.Бурлюком.

В 1906 не выдержал вступительный экзамен в петербургскую АХ – на экзамене написал зелёную тень на носу натурщицы, за что был удалён, но замечен, однако, преподавателем АХ Д.Н.Кардовским и по его приглашению около года посещал его мастерскую. В это время Лентулова захватила выставочная и полемическая деятельность, которой способствовала не только дружба с братьями Бурлюками, но и знакомство с Н.И.Кульбиным (1907). Вместе с мирискусниками, московской и петербургской художественной молодёжью принимает участие в выставках «Венок» (1907–1908. Москва), «Звено» (1908. Киев), «Современные течения в искусстве» (1908. Петербург), «Венок–Стефанос» (1909. Петербург). В этом же году началась многолетняя дружба Лентулова с поэтом В.В.Каменским. В конце 1908 переезжает в Москву.

А.В.Лентулов. Пейзаж. Скалы. 1913. Холст, масло. 60,5×64,5. СГХМ

А.В.Лентулов. Небозвон (Декоративная Москва). Холст, масло. 1915. 97×129. ЯХМ

А.В.Лентулов. Василий Блаженный. 1913. Холст, масло, наклейки из фольги. 170,5×163,5. ГТГ

А.В.Лентулов. Нижний Новгород. 1915.Холст, масло, бронза. 107,7×125. ГТГ

А.В.Лентулов. Морской берег. 1912. Холст, масло. 87×95. НГХМ

А.В.Лентулов. Автопортрет. Grand Peintre. 1915. Холст, масло, наклейки из цветной бумаги. 142×104,5. ГТГ

А.В.Лентулов. Астры. 1913. Холст, масло.101×100. ГТГ

0 / 0

В 1909 из летней поездки в Крым Лентулов привёз цикл работ, благодаря протекции А.Н.Бенуа показанных на 7-й выставке СРХ (1910. Москва). По приглашению В.А.Издебского участвовал в его интернациональных «Салонах» вместе с русскими, французскими и немецкими художниками (1909–1910).

В целом «предбубновалетский» период творчества Лентулова (1907–1910) представляет собой картину стремительного, хотя и не всегда последовательного роста. Через увлечения различными направлениями, в основном немецким экспрессионизмом, он постепенно обретает индивидуальный стиль («Апостол (Грек)». 1910. Частная коллекция).

В сентябре 1910 знакомится с П.П.Кончаловским и И.И.Машковым в связи с идеей устройства первой выставки «Бубнового валета» (1910. Москва). Участие в её организации явилось поворотным событием в жизни Лентулова. Отныне его творческая судьба оказалась тесно связанной с содружеством художников, сознательно утверждающих свои цели и задачи.

В январе 1911 участвовал в выставке «Мир искусства» в Петербурге, а осенью уехал в Париж (сентябрь–октябрь 1911), поступил в академию Ла Палет (см.: академии парижские), где работал под руководством Анри Ле Фоконье и Жана Метценже. В 1912 посетил Милан, Падую, Флоренцию и Рим.

Заочно становится членом правления «Бубнового валета» и принимает участие в первых шести выставках общества (1911–1916). Работы, написанные во Франции, экспонированы на второй выставке «Бубнового валета» (1912. Москва). Произведения 1911–1912 отличаются кубизированной трактовкой форм (так называемое «раскубливание»), соединённой с приёмами орфизма в духе Робера Делоне («Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года» (1912. Частная коллекция).

В 1913 Лентулов достигает определённого синтеза в освоении разнообразных художественных форм – два больших панно «Москва» и «Василий Блаженный» (оба – 1913. ГТГ) свидетельствуют о расцвете его таланта. Художник находит баланс между предметностью формы и свободной живописностью. Он использует наклеенные на холст кусочки разноцветной фольги и декларирует изобретение нового собственного стиля – «орнеизма». В серии кисловодских пейзажей (1913) достигает почти полной абстрагированности от натуры, но эти тенденции в его творчестве развития не находят – слишком сильна связь с натурой (эту серию художник назвал «неореалистическими этюдами»). Эти работы он демонстрирует на четвёртой и пятой выставках «Бубнового валета» (1913–1914).

В 1914–1915 работал над декорациями к постановке трагедии В.В.Маяковского «Владимир Маяковский» по приглашению автора (театр Б.В.Евелинова, Москва), над серией лубков на военные темы для издательства «Сегодняшний лубок» вместе с Машковым, К.С.Малевичем, В.Ф.Чекрыгиным, участвовал в выставках «Художники Москвы – жертвам войны» (1914 или 1915), «Выставке картин левых течений» (1915. Петроград), «1915 год» (1915. Москва).

В середине 1910-х приходит к одной из центральных идей своего творчества – старой русской архитектуре, истолкованной в динамичных ритмах и кубофутуристических сдвигах, соединив стилистику кубофутуризма с традициями древнерусской живописи. Основываясь на значении архитектуры как образа мироздания, Лентулов трактует её как прототип своего понимания картины. Одновременно он находит поэтически-иносказательный образ, в котором воплощается его понимание национального идеала и выражается сопричастность старого и нового миров («Небо­звон (Декоративная Москва)». 1915. ЯХМ; «Звон (Колокольня Ивана Великого)». 1915. ГТГ).

«Эротическая» тема также получает в творчестве Лентулова особое толкование – полнокровно-жизнерадостное, но и пародийное, словно проникнутое полемикой с салонной эротикой мирискусников. В панно «У моря» (1915–1916. Частная коллекция) художник обильно вводит различные коллажные наклейки: кружева, стеклярус, шёлк и пр.

В 1915–1916 оформляет различные издания (журнал «Московские мастера», нотные обложки произведений Н.А.Рославца). На рубеже 1916 и 1917 участвует в «Выставке современной русской живописи» (Петроград).

В 1917 создаёт серию пейзажей с видами Новоиерусалимского монастыря (ГРМ, ГТГ, частная коллекция), а также картину «Тверской бульвар. Страстной монастырь» (ГТГ), знаменующих изменения пространственно-живописной концепции и переход от декоративных панно к станковой картине. Этот процесс достигает кульминации в 1918–1920, когда Лентулов переживает ещё один период творческого подъёма. Он создаёт серию пейзажей, в которых элементы сезаннизма постепенно вытесняют кубофутуристические («Красный мост». 1918. Частная коллекция; «Кремль». 1919–1920. ДРМИИ; «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами (Пейзаж с Лаврой)». 1920. ГРМ). В портретах происходят аналогичные изменения («Автопортрет со скрипкой»; «Портрет актрисы А.С.Хохловой». Оба – 1919. ГТГ).

Сразу после Февральской революции активно включается в формирование новых органов управления искусством, работает в многочисленных комиссиях. Принят в члены «Мира искусства», участвовал в последней выставке общества (1917. Москва). В конце 1917 в числе других художников занимался оформлением московского «Кафе поэтов». Член Профсоюза художников-живописцев Москвы и участник его первой выставки (1918). Осенью 1918 вместе с А.В.Куприным, Машковым и П.В.Кузнецовым декорировал Театральную площадь в Москве к празднованию годовщины революции. Стоял у истоков образования МЖК (конец 1918).

С октября 1918 начинается преподавательская деятельность Лентулова, сначала в I и II ГСХМ, а с 1920 – во Вхутемасе (в 1925 покинул Вхутемас из-за несогласия с программой обучения). Работал в составе Инхука с момента его учреждения (1920).

Живописная эволюция в 1920–1922 развивается под девизом «Назад к Сезанну», что означало для художника победу классического начала в его творчестве. Приближение к реальному восприятию мира сопровождалось «декубизацией» форм и одновременно отказом от академических методов работы. Если пейзажи, написанные в Троице-Сергиевой лавре в 1920–1922, ещё сохраняют кое-какие элементы кубофутуризма (выраженные в основном в «скашивании формы») и сезаннизма (цветовое разнообразие), то пейзажи 1923 словно написаны другой кистью. В них – поиски новой, уже реалистической манеры живописи, связанные с общей для многих бывших бубновалетцев тенденцией возрождения реалистической живописи. Эту тенденцию подтвердила «Выставка картин» (1923. Москва), программно утверждавшая значение станковой картины (в ней Лентулов участвовал в числе других бубновалетцев), а в 1924 – членство в обществе «Московские живописцы».

В попытке остаться «на плаву» в новой ситуации, Лентулов в 1926 становится членом АХРР, но уже в 1927 покидает ассоциацию из-за несовместимости художественных задач. Вместе с товарищами по «Бубновому валету» организует юбилейную выставку общества (1927), а в 1928 участвует в создании ОМХ и становится его председателем.

Последнее живописное достижение Лентулова – несколько пейзажей, в которых вновь возрождается яркий живописный талант художника («Солнце над крышами. Восход». 1928. ГММ; «Страстная площадь ночью. Москва»; «Солнце над крышами. Закат». Обе – 1928. ГРМ). В попытках ответить на «социальный заказ» пишет в 1929–1931 ряд стандартных индустриальных пейзажей.

В 1933 в Москве прошла персональная выставка Лентулова в связи с 25-летием творческой деятельности, в 1940 – совместная выставка Лентулова, Б.А.Зенкевича, Н.М.Чернышёва.

Театральная деятельность Лентулова началась в 1915–1916 со спектакля Камерного театра «Виндзорские проказницы» по пьесе Шекспира, после чего содружество с А.Я.Таировым и А.Г.Коонен переросло в дружбу. Не будучи новатором в театрально-декорационном искусстве, Лентулов с его живописным даром, буйной фантазией и артистичностью подходил Таирову. Был приглашён Таировым к участию в постановке оперы А.Г.Рубинштейна «Демон» в Московском театре Совета рабочих депутатов (1918–1919), за эту работу в 1925 на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже получил золотую медаль.

Работал над декорациями к симфонической поэме А.Н.Скрябина «Прометей» (первое исполнение прошло в Большом театре 8 ноября 1918). Тогда же исполнил декорации и костюмы к спектаклю Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» (1918. Бывший театр В.Ф.Комиссаржевской, Петроград), ставшими классикой лентуловского театрального искусства. Работал над декорациями к «Незнакомке» А.А.Блока (премьера состоялась в марте 1918 в кафе «Питтореск»).

В 1919 вместе с Г.Б.Якуловым и Ф.Ф.Федоровским руководил театрально-декорационными мастерскими при I ГСХМ, а в 1920 возглавлял театрально-декорационное отделение на живописном отделении Вхутемаса. В 1920-е продолжал сотрудничество с театром. Постановки, оформленные Лентуловым в 1930-е, отражали общую эволюцию советского театрально-декорационного искусства в сторону живописности.

rusavangard.ru

Аристарх Васильевич Лентулов

Родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Его отец был сельским священником. Отец Аристарха умер, когда мальчику исполнилось только два года. Аристарх получал образование в духовном училище, а затем в семинарии. Но становится священником, как отец, Лентулов не захотел. Его больше интересовало искусство. Чтобы получить знания в этом ремесле, Лентулов поступает в Пензенское художественное училище. Продолжать образование он будет в Киевском художественном училище. Тяжелое материальное положение вынуждало начинающего художника постоянно искать подработку: уроки, заказы.

Еще во время обучения Лентулов активно принимал участие в выставках «Венок» и «Стефанос». В это время его особенно увлекала творческая манера Малявина и Врубеля. Однако дерзкое поведение вынудило Аристарха вернуться в Пензу. После этого он пытается поступить в Академию художеств в Петербурге, но сдать экзамены ему не удается.

С 1907 года Лентулов поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В это время художник изучает работы классиков живописи, принимает участие в различных выставках. В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». Также художник работает над пейзажами. В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.

Обучение художественному мастерству Лентулов продолжит в Париже, где в 1910 году художник поступит в Академию живописи Ла Палетт. Здесь он знакомится с Ж. Метсенже, А. Глезом, которые развивали идеи кубизма. В это время полотна Лентулова представляют собой несколько плоскостей, отличающихся яркой окраской («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»). В 20-е годы Лентулов обращается к более натурным работам. Он становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»). Лентулов уделяет много внимания работе над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам, в том числе портретам и пейзажам.

Творческую деятельность Лентулов всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине.

Художник умер в Москве 15 апреля 1943 года.

Картины художника Лентулова А.В.

Пред. стр.: Художник Михаил Ле-Дантю. Биография и картины След. стр.: Художник Эль Лисицкий. Биографии. Картины

www.avangardism.ru

Живописец Аристарх Васильевич Лентулов

?

Вадим Алешин (vakin) wrote, 2013-11-22 14:24:00 Вадим Алешин vakin 2013-11-22 14:24:00 Category: Аристарх Васильевич Лентулов (16 января 1882 — 15 апреля 1943) — русский и советский авангардист, театральный художник и педагог.

Деревянная церковь. 1918Аристарх Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии (ныне Пензенской области), в семье сельского священника. Учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д. Н. Кардовского в Петербурге. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет».Ещё с предреволюционных времен Лентулов также активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре («Прометей» Скрябина, 1919) и других.В 1925 году принимает участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, на которой получает диплом за декорации к спектаклю «Демон».В 1928 году Лентулов входит в состав Общества московских художников и становится его председателем (общество объединило многих участников группы «Бубновый валет»).Помимо занятий собственно живописью Лентулов много преподает. С 1919 года он — профессор Вхутемаса-Вхутеина, с 1937 — профессор Московского художественного института имени В. И. Сурикова.Лентулов скончался 15 апреля 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Зонтики. 1910

Война. 1812

Портрет Марины Петровны Лентуловой. 1913

Астры. 1913

Кисловодский пейзаж со створками дверей (Пейзаж с воротами). 1913

Натюрморт. Самовар. 1913

Василий Блаженный. 1913

Москва 1913

Автопортрет. 1913

Звон (Колокольня Ивана Великого). 1915

Портрет Анны Сведомской. 1915

Портрет жены и дочери. 1915

Небосвод (Декоративная Москва). 1915

Нижний Новгород. 1915

Автопортрет. La Grand Peintre. 1915

У Иверской. 1916

Общество за столом. Правая часть диптиха. Женщины и фрукты. 1916

Пейзаж с красным домом 1917

Молочница. 1918

Женский портрет (Портрет актрисы О.В.Гзовской). 1918

Дети в саду. 1918

Автопортрет со скрипкой. 1919

Две женщины. 1919

Портрет А. Я. Таирова. 1919-20

Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами. (Пейзаж с лаврой). 1920

Пейзаж с белым домом и желтыми воротами. 1920-1922

Сергиев посад (Ереван ГКГ)/ 1922

В студии художника. 1923

Московские художники. 1927

Ночь на Патриарших прудах. 1928

Страстная площадь ночью. 1928

Ванна. Начало 1930-х

Морской причал. 1932

Источник - Википедия

Полностью fotki.com

Tags: 1910-е, 1920-30-е, Авангард, Арт, Россия, СССР

vakin.livejournal.com

Аристарх Лентулов: жизнь и творчество художника

Аристарх Лентулов (16 января 1882 — 15 апреля 1943) — русский и советский живописец, художник театра.

Содержание

Биография Аристарха Лентулова

Творчество Лентулова

Работы художника

Картины Аристарха Лентулова

Библиография

Родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Его отец был сельским священником. Отец Аристарха умер, когда мальчику исполнилось только два года.

Аристарх получал образование в духовном училище, а затем в семинарии. Но становится священником, как отец, Лентулов не захотел. Его больше интересовало искусство. Чтобы получить знания в этом ремесле, Лентулов поступает в Пензенское художественное училище. Продолжать образование он будет в Киевском художественном училище. Тяжелое материальное положение вынуждало начинающего художника постоянно искать подработку: уроки, заказы.

Еще во время обучения Лентулов активно принимал участие в выставках «Венок» и «Стефанос». В это время его особенно увлекала творческая манера Малявина и Врубеля. Однако дерзкое поведение вынудило Аристарха вернуться в Пензу. После этого он пытается поступить в Академию художеств в Петербурге, но сдать экзамены ему не удается.

Обучение художественному мастерству Лентулов продолжит в Париже, где в 1910 году художник поступит в Академию живописи Ла Палетт. Здесь он знакомится с Ж. Метсенже, А. Глезом, которые развивали идеи кубизма. В это время полотна Лентулова представляют собой несколько плоскостей, отличающихся яркой окраской («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»).

Художник умер в Москве 15 апреля 1943 года.

Творчество Лентулова

С 1907 года Лентулов поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В это время художник изучает работы классиков живописи, принимает участие в различных выставках.

В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». Также художник работает над пейзажами.

В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.

В 20-е годы Лентулов обращается к более натурным работам. Он становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»).

Лентулов уделяет много внимания работе над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам, в том числе портретам и пейзажам.

Творческую деятельность Лентулов всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине.

При всей своей известности живописец оказался вне заслуженного внимания – о нем написана лишь одна научно-популярная книга, а последняя ретроспектива работ прошла более 20 лет назад.

Работы Аристарха Лентулова – мозаика из всех самых важных направлений начала XX века. Такие разные картины объединяет неуловимое родство колорита, «лентуловская интонация».

Аристарх Лентулов – один из самых значимых, и в то же время недооцененных российских художников 20 века.

Полного каталога работ Лентулова не существует, а книга воспоминаний, выпущенная недавно при участии потомков художника, станет всего лишь вторым изданием, посвященным его творчеству.

Несмотря на несомненный талант, художник, не признававший запретных тем в творчестве, невольно оказывался неудобным для любой власти.

Полотно «Распятие» Лентулов написал в 1910 году. При жизни художника полотно не выставлялось. Сначала его запрещала церковь «за богохульство», потом, после революции – советская власть «за пропаганду религии».

Работы художника

«Купальщицы на Суре», 1909, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;«Автопортрет в красном», 1908, ГРМ;«Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года», 1912, Собрание П. О. Авена;«Синий кувшин и фрукты», 1913, ГТГ;«Самовар. Натюрморт», 1913, ГРМ;«Василий Блаженный», 1913, ГТГ;«Астры», 1913, ГТГ;«Кисловодский пейзаж со створками дверей в центре (Пейзаж с воротами)», 1913, ГТГ;«Церковь в Кисловодске», 1913, Пермская государственная художественная галерея;«Звон», 1913, ГТГ;«Москва», 1913, ГТГ;«Победный бой (военное панно)», 1914, Собрание П. О. Авена;«Нижний Новгород», 1915, ГТГ;«Автопортрет», 1915, ГТГ;«У Иверской», 1916, ГТГ;Портрет неизвестной в голубом платье, 1916;«Кипарисы (Замок в Алупке)», 1916, ГТГ;«Пейзаж с красным домом», 1917;«Башни Ново-Иерусалимского монастыря (Церкви Нового Иерусалима)», 1917, ГРМ;«Монастырь. Архиерейский дворик в Новом Иерусалиме», 1917, ГРМ;«Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917, ГТГ;«Тверской бульвар. Страстной монастырь», 1917, ГТГ;«Женщины и фрукты», 1917, Рязанский областной художественный музей;«Женский портрет (Портрет актрисы О. В. Гзовской)», 1918, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;«Пейзаж с красным домом», 1918, ГРМ;«Автопортрет со скрипкой»;«У Черниговской», 1919—1920, ПЗИАХМЗ;Портрет А. Я. Таирова. 1920;«Крекинг нефтеперегонного завода», 1931, ГТГ;«Ночь на Патриарших прудах», 1928, ГТГ;«Страстная площадь ночью», 1928, ГРМ«Закат на Волге», 1928;«Солнце над крышами. Восход», 1928;«Овощи», 1933, ГТГ

«Строительство метро на Лубянской площади», 1936, ГТГ;

Библиография

  • Лентулова М. Художник А. Лентулов. Воспоминания. — М.: 1969.
  • Аристарх Лентулов. Каталог выставки, М., 1968
  • Мурина Е. Б., Джафарова С. Г. Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время: [Альбом]. — М.: Советский художник, 1990. — 268 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: avangardism.ru, tvkultura.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Аристарх Лентулов: картины художника

Аристарх Лентулов - все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Аристарх Лентулов: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru


Смотрите также