Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Игумен силуан туманов биография


Игумен Силуан (Туманов) - личный блог

Последние записи

  • Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами слышим в Святом Евангелии наказ не судить других людей, чтобы и мы с Вами не были судимы (Мф. VII, 1-8). Но это […]

  • Дорогие братья и сестры, поздравляю всех с престольным праздником нашего храма, с памятью святителя и чудотворца Луки, архиепископа Крымского. Когда мы говорим о Церкви, мы подразумеваем одновременно и видимое здание […]

  • Сегодня – неделя святых праотцев. В узком значении этого слова это родственники Христа по плоти в роде Давидовом. В широком смысле слова это все ветхозаветные праведники, которые жили надеждой на […]

  • И еще одна радость, последняя такого рода в уходящем году. Сегодня получил сегодня запись третьей части своего триптиха — полного собрания херувимских для однородного хора моего сочинения. Разные стили, разная […]

  • О событиях, положенных в основу праздника введения Богородицы во храм, мы узнаем не из канонических евангелий, а из апокрифического протоевангелия Иакова – одного из почитавшихся в древности, но не признанных […]

  • Мы специально молимся перед тем, как вслушаться в Священное Писание, читаемое за богослужением, чтобы лично к себе применить те слова, которые Господь наш Иисус Христос обратил к своим современникам. В […]

  • Сегодня мы слышим в Евангелии слова, одновременно очень простые, и очень сложные для понимания. Христос призывает нас «в Бога богатеть» и показывает пример иного богатства в хорошо известной притче (Лк. […]

  • В храме святителя Луки Крымского

osiluan.ru

Еретик ли Осипов? Игумен Силуан Туманов

Пост – это время обретения смыслов. Поэтому одна из задач диавола в пост, как мы видим из истории человечества, – […]

Пост – это время обретения смыслов. Поэтому одна из задач диавола в пост, как мы видим из истории человечества, – ввергнуть христиан в бессмысленные споры и вражду. И чем святее, чем чище повод, тем лучше.

Лишь бы добиться результата: заморочить православному голову, наполнить её ядом ненависти, не дать даже заподозрить, что по самым благочестивым поводам можно стать игрушкой сатаны.

А какой повод чище, чем защита Бога и чистоты нашей веры? Ведь от неё зависит наше спасение!

***

Вера наша – это не выдумки людей, а Откровение Бога через Священное Писание и Предание Церкви.

Поэтому то, что Бог открыл нам о Себе и нашем спасении, мы с любовью и молитвой систематизируем и изучаем, называя богословием.

Богословие – это наука, и наука довольно точная. Но богословы – люди, а люди иногда ошибаются. И самая главная ошибка – отобрать из всего бескрайнего многообразия смыслов и свидетельств о Боге только то, что придаст вес уже заранее сложившейся в голове парадигме. То есть, по сути, подменить учение Церкви своими симпатиями и антипатиями, прикрыв их соответствующими цитатами.

Поэтому кто-то из всего многообразия опыта Церкви выбирает одни цитаты, а кто-то другие. И остановиться бы на этом. Сказать: ну, верь, как можешь, но оставайся в пределах учения отцов и вселенских соборов (убедившись, что и их ты понял как положено). Но не заставляй остальных тебе следовать, не проклинай их, не обзывай страшным, тяжелым словом «еретик». Старайся все недоразумения решать любовью. Не бойся очищающих слов «прости меня».

Но увы, человеку так поступать трудно.

***

Недавно сети Интернета содрогнулись от неслыханного «улова»: 48 мирян обвинили старого и уважаемого профессора МДА А.И. Осипова, бывшего педагогом сотен священнослужителей всех рангов, в… ереси.

На основании чего? А на основании высказываемых им мнений по некоторым спорным моментам православной догматики.

Мнения, надо прямо сказать, действительно спорные. Особенно в том виде, в каком они сформулированы обвинителями. Там и рассуждения о вечных муках, которые не вечны, и о правильных словах, описывающих суть Евхаристии, и о крещении младенцев, которых профессор предлагает крестить после их взросления, но не настаивает на этом. И ещё пара вопросов.

«Как же верить правильно? Какие слова можно произносить, а какие нет?» – обеспокоено интересуются благочестивые прихожанки? «Я попоститься хотел, а теперь надо сжигать книги и крушить диски? Нельзя быть равнодушным в таких вопросах!» – вторят им солидные бородатые миряне. «Вера порушена! Ересь осуждена!» – без всякого страха, с каким-то поразительным ликованием пишут в сети.

«У нас есть общецерковный признак единства веры, который мы произносим каждый день. А остальное оставьте богословам»

Рано волнуетесь, братья и сестры. У нас есть общецерковный признак единства веры, который мы произносим каждый день, дома или в храме – это Символ веры.

А мнения помимо Символа оставьте богословам. Если миряне произнесут не те слова или о чем-то не так будут думать (что и происходит веками в Церкви), небеса не разверзнутся. Но споры из-за слов легко «украшаются» словами, которые уже требуют покаяния на исповеди.

Экспертное мнение

Войны богословов – печальное для верующего зрелище, радующее диавола.

Надо сказать, что в православии не существует «папизма»: никто из богословов не обладает лицензией на истину в последней инстанции.

Но уважаемые обвинители почтенного профессора об этом позабыли, считая только себя выразителями истинного учения.

Обвинители послали письмо в Синодальную богословскую комиссию и получили ответ: да, вот в таких-то пунктах мнение профессора Осипова так, как оно изложено в обвинении, действительно спорно. И об этом надо уважаемому профессору в лекциях указывать. Но высказывания Осипова не ересь, и сам он не еретик, как бы кому этого не хотелось. А так – признаем многолетние заслуги и труды Алексея Ильича.

То есть сдержанная христианская позиция, называющая вещи своими именами.

***

«Как обстоит дело с моим спасением?»

Что полезного тут можно для себя вынести? Простым мирянам не стоит искушаться и ввязываться в богословские споры, не стоит становиться заложниками чьих-то мнений. Наша убежденность в чем-то совсем не означает, что любовь и уважение к ближним, тем более старшим, надо вешать на полку.

«Мы читали, мы знаем», – возражают прочитавшие три книги ревнители. А я вот знаю, что Христос говорил, что не всякий, зовущий «Господи, Господи…», войдёт в Царство Небесное.

Прав или не прав тот или иной богослов – решит Церковь. Она, слава Богу, жива и реагирует на опасности. А меня лично реально может волновать только один вопрос: как обстоит дело именно с моим спасением.

***

Вообще, надо вспомнить, что есть две традиции толкования канонов и отношения к религиозной жизни вообще: акривия – строгость в толковании церковных законов и постановлений, и икономия – стремление из человеколюбия максимально смягчить строгость законов.

Что-то подобное есть и в мире богословия: одни изучают цитаты, чтобы как оружием поражать ими несогласных, другие вчитываются в священные строки, пытаясь понять промысл Божий о себе и своей жизни.

Плохо не то, что человек строго чего-то придерживается или предпочитает «пограничные», частные мнения отцов церкви. Плохо, когда это приводит к ненависти и ригоризму: моё и только моё мнение правильное, а остальные еретики и точно пойдут в ад!

Плохо, когда Евангелие сужается до цитаты «обличи ближнего перед всеми в Церкви и да будет тебе как язычник и мытарь», но совсем не вспоминается и про «пусть первый бросит в неё камень», и про «надлежит быть в вас разномыслию».

Нет. «Я вчера прочитал десять цитат, я изучал богословие, поэтому прости, милый, но тебе в ад!»

Мы вообще любим всех вокруг посылать в ад и с улыбкой сообщать им, что они не спасутся. Содрогается ли наше сердце от ужаса такой участи наших единоверцев? Если да, то почему мы так беспечны?

***

«Ад и рай начинаются на земле»

Есть такая притча про ад и рай.

Однажды один праведник попросил Бога показать ему рай и ад.

Господь взял человека за руку и подвел к двум дверям. Открыв одну, они увидели большой круглый стол с огромной чашей в центре. Чаша была наполнена пищей, которая пахла настолько аппетитно, что заставляла рот наполняться слюной.

Вокруг стола сидели люди – казалось, что они были обессилены, больны или умирали от голода. У каждого к руке была прикреплена ложка с длинной-предлинной ручкой. Они легко могли достать еду, но не могли поднести ложку ко рту. Вид их несчастья просто поражал.

– Только что ты видел Ад, – сказал Господь.

Они подошли ко второй двери. Открыв её, они увидели такой же круглый огромный стол, такую же большую чашу, наполненную вкусной едой. И даже у людей вокруг стола были точно такие же ложки. Но все выглядели довольными, сытыми и счастливыми.

– Я не понимаю, – сказал человек.

– Это просто, – ответил Господь. – Эти научились кормить друг друга. Те же думают только о себе.

Ад и рай начинаются здесь, на земле. И разница между ними пока ещё внутри нас.

Игумен Силуан (Туманов) – священник Русской Православной Церкви, председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии, настоятель Петропавловского храма в Шуваловском парке.

Публицист, композитор, автор-составитель учебников по катихизису, литургике и эортологии, многочисленных статей и публикаций, автор нотного сборника “Сочинения и переложения для однородного хора” в 11-ти частях, содержащих, среди прочего, впервые положенные на музыку тексты богослужения на эрзянском и мокшанском мордовских языках.

С августа 2012 года член союза журналистов России.

ОПРОС:

 Загрузка ... Вы можете поаплодировать автору0

pravoslavie.fm

Статьи, пособия Archives - Игумен Силуан (Туманов)

Задача составителя данных Хрестоматий и учебных пособий — дать учащимся Саранского Духовного училища по возможности более полное знание об основах Православной веры, базирующееся на сочинениях как древних Отцов Церкви, так и современных богословов.

Необходимость данной работы возрастает также в связи с тем, что ряд пособий, используемых для её составления, недоступен для большинства студентов нашего училища как очного, так и заочного сектора. Приобретение же этих работ невозможно или за редкостью изданий, или в связи с их высокой стоимостью.

Большая часть материала должна помочь студенту понять ту среду, в которой живут православные догматы, взглянуть на основы нашей веры глазами не сухого исследователя, но любящего сына Церкви.

Cтатьи, предложенные Вашему вниманию, написаны по разным поводам и в разное время.

  • И еще одна радость, последняя такого рода в уходящем году. Сегодня получил сегодня запись третьей части своего триптиха — полного собрания херувимских для однородного хора моего сочинения. Разные стили, разная […]

  • (Когда-то это был экзаменационный минимум для 1 курса Саранского духовного училища)   Тема 1. Основные понятия о Катихизисе «Помни завет Всевышнего, и презирай невежество» (Книга Премудрости 28, 8) Этимология слова […]

  • БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ ПО ЧИНУ СВЯТАГО АПОСТОЛА ПЕТРА Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды […]

  • Христиане всегда с благоговением хранили тайну Евхаристии от непосвященных. Считалось, что никто из некрещенных или отступивших от веры в гонения не может не только причащаться или присутствовать на таинстве, но […]

  • Из всего многообразия вещей, существующих на земле, для жертвы Богу Самим Христом нам заповедано использовать хлеб и вино. Это не просто символ пищи и питья, необходимых для жизни человека. Это […]

  • Главная цель второй части литургии — литургии Слова или литургии оглашенных – т.е. готовящихся к принятию Таинства Крещения – это, конечно, слово. Слово Божие – то есть чтение Священного Писания, […]

  • В древности в Константинополе, всегда бывшем образцом для провинциальных приходов, в дни крупных церковных праздников люди не сразу собирались в центральном храме святой Софии на литургию, а сначала обходили с […]

  • В наши дни поют редко. Уходит такая традиция. Напевают многие, но не поют. Всерьез так, чтобы от души. Причин тут может быть много. Может, из жизни уходит искренность, непосредственность. Может, […]

  • Во время богослужения мы часто произносим благословения. Это не просто благие, т.е. добрые слова вообще. Это наши добрые слова, обращенные к Богу. Вы можете спросить: «а зачем столько слов? Разве […]

  • Статья для журнала «Невский Богослов» Что значит – быть благодарным? Почему так устроен человек, что в признательность за что-то, сделанное для себя, он готов дарить другому человеку благо? И что […]

osiluan.ru

О нашем спасении - Игумен Силуан (Туманов)

Когда-то Илия пророк считал, что он один в Израиле остался верен Богу. Он сказал: «возревновал о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее». Но сказал ему Господь: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19, 14,15,18).

Многим из нас сегодня тоже часто кажется, что лишь мы одни угодны Богу, и одиноки в своей праведности и верности Ему. «Счастье, что мы родились в православной стране», — повторяем мы прекрасные слова старца Николая Гурьянова. Но стали ли мы сами от этого хоть чуть-чуть православнее? В чем наша верность?

Да, мы читаем правильный Символ веры. Но это не освящает все наши поступки. Особенно те, которые далеки от Евангельских идеалов.

Зачастую не зная толком ничего ни о своей вере, ни о своей богослужебной практике, мы уже высоко задираем нос, сообщая всему миру, что все погибнут, а лишь мы спасемся, и у нас всё правильно, и ни о чем нам больше думать не надо. Бездуховная Европа, дескать, давно выродилась, потому что у нас храмы полны, не протолкнуться, а там в храмах пустота.

Но сами-то мы стали ли от этого лучше? Соответствует ли наша жизнь Евангельскому Слову? Ведь чего хочет от нас Христос? Чтобы мы знали катехизис и православный молитвослов назубок, или чтобы относились друг к другу по-человечески, видели в людях образ Божий, даже если мы с ближними в чем-то не согласны?

Православная страна – это когда много церквей, наполненных плохо представляющими во что они верят людьми, или когда люди не делают другому то, чего не хотели бы для себя (см. Евангелие от Луки, глава 6, стих 31)? Как получилось, что до 1917 года мы жили в Святой Руси, а потом вдруг немалая часть народа-богоносца порушила храмы и постреляла священников? Значит, не было в людях подлинной веры.

Как получается, что истовая посетительница храма, приходя в семью, становится тираном, или на работе принимает решения, несовместимые даже с языческой, не то, что христианской моралью? Значит, что-то другое ищут люди в своей жизни, а не Христа и Правды Божией.

Сегодня часто можно услышать про спасение и погибель души, но редко мы напоминаем себе, что оно невозможно без любви к Богу, а любовь к Богу невозможна без любви к людям. А тут, какая любовь? Даже вежливости маловато. Иногда кажется, что людей совершенно не беспокоит, к Кому они попадут, лишь бы там место было хорошее и без мучений. Такой Рай без Христа. А святые нужны лишь для того, чтобы безболезненно и не тратясь на специалистов прожить земную жизнь здесь.

Конечно, прозвучит неожиданно, но, думаю, что надо христианину больше искать не спасения, а… Самого Бога. Искать через осмысление Евангелия и бесценного опыта Отцов. Искать через любовь к храму – посольству на Земле Царства Небесного. Искать через осмысленное Причащение. Искать через изменение своей жизни. Через принятие решений, которые приносят не выгоду, а спокойствие совести. Через внимание к нуждам ближних. Через поиск любви. Искать, чтобы быть не рабом, боящимся наказания и лишь поэтому ограничивающим себя в земных желаниях, а другом Божиим. Грешным, увы! Но стремящимся к Богу и кающимся.

Лучше всего об этом сказано у преподобного Силуана Афонского:

«Много лет болит душа моя от мысли, что вот мы, монахи, отреклись от мира, покинули и родных, и родину, оставили все, что составляет обычно жизнь людей; дали обеты пред Богом, и святыми ангелами, и людьми жить по закону Христа; отказались от своей воли и проводим, в сущности, мучительную жизнь, и все же не преуспеваем в добре. Много ли из нас спасающихся? Я первый погибаю. Вижу и других, что страсти обладают ими. А когда встречаю мирских, то вижу, что живут они в великом невежестве, нерадиво и не каются.

И вот понемногу, незаметно для себя, я втянулся в молитву за мир. Я много плакал от мысли, что если мы — монахи, отрекшиеся от мира, не спасаемся, то что же вообще творится в мире? Так постепенно скорбь моя росла, и я стал плакать уже слезами отчаяния. И вот, в прошлом году, когда я так в отчаянии, усталый от плача, ночью лежал на полу, явился Господь и спросил меня: «Ты почему так плачешь?»… Я молчу… «Разве ты не знаешь, что Я буду судить мир?»… Я опять молчу… Господь говорит: «Я помилую всякого человека, который хотя бы однажды в жизни призвал Бога»… Во мне пробежала мысль: «Тогда зачем мы так мучаемся на всякий день?» Господь на движение моей мысли отвечает: «Те, что страдают за заповедь Мою, в Царствии Небесном будут Моими друзьями, а остальных я только помилую» И отошел Господь».

osiluan.ru

Игумен Силуан (Туманов) - Страница 6 из 40 - личный блог

Последние записи

  • 14 августа 2015 года. Многолетия, напутственное слово и поклонение Кресту в престольный праздник на подворье Новодевичьего монастыря в Лисином корпусе (СПб)

  • 26 июля 2015 года. Проповедь на воскресной литургии

  • Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня Неде́ля святы́х отцо́в шести́ Вселе́нских собо́ров, то есть воскресный праздничный день в календаре Русской Православной Церкви, когда совершается память отцов шести Вселенских соборов. Согласно […]

  • Еще один мужской квартет Санкт-Петербурга записал диск с моими запричастными концертами. Мужской квартет Сампсониевского собора Духовные произведения игумена Силуана (Туманова) 1. Причастен преподобному (обработка старо-болгарского напева) 1:45 2. Молитва утренняя […]

  • Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Христос воскресе! Дорогие братья и сестры! Нам, избалованным обилием художественной литературы, иной раз кажется удивительной лаконичность Священного Писания. Слово Божие крайне редко […]

  • (Когда-то это был экзаменационный минимум для 1 курса Саранского духовного училища)   Тема 1. Основные понятия о Катихизисе «Помни завет Всевышнего, и презирай невежество» (Книга Премудрости 28, 8) Этимология слова […]

  • Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение в очередной раз ставит перед нами довольно важные для нашей духовной жизни вопросы: кто […]

  • 13 июля 2015 года. 12 апостолов. Проповедь на литургии в Феодоровском соборе

  • Сегодня прославление светлого Христова Воскресения, совершаемое каждый воскресный день во всех христианских храмах мира, украшается памятью небесных покровителей нашего храма — святых апостолов Петра и Павла. Вспоминая о них, людям, […]

  • Чтение Евангелия — диакон Богдан Абрашков: Проповедь — игумен Силуан:

osiluan.ru

Литургии - Игумен Силуан (Туманов)

В последнее время в церковной среде все чаще раздается мнение, что наше время — время евхаристического возрождения. В этом залог правильного самосознания Церкви не как определенной земной структуры, но как общества соучастников Тайной Вечери, общества состраждущих и совоскресающих со Христом (1 Фес. 4, 14).

Однако, такое возрождение возможно лишь при правильном осмыслении места Евхаристии в жизни Церкви и каждого её члена.

Среди прочего, для этого необходимо, чтобы Литургия стала доступной: ее тексты и обряды стали ясными и в достаточной степени понятными для христианина. И здесь, помимо чтения немногочисленной соответствующей литературы, где объясняется смысл и символика литургии, появившейся в последнее время, представляется необходимым изучение исторической литургики, и именно изучение развития литургических текстов и обряда.

Как один из немаловажных аспектов такого изучения мы можем указать работу с последованиями древних литургий, потому что литургическое разнообразие помогает нам за множеством изменяющихся элементов богослужения четче увидеть его стержень — Бога, ставшего плотию, для того, чтобы человек стал богом по благодати.

У этих последований, вышедших много веков назад из практического употребления по разным причинам, есть, конечно, и свои достоинства, и свои недостатки. Но для нас важно, что они были составлены во времена, очень схожие с современными. Гонения начала ХХ века дали Церкви множество мучеников, а последовавшее после 1000-летнего юбилея Крещения Руси легализация Церкви привела в нее множество номинальных христиан. Вновь, как и в древности, Церковь столкнулась с проблемами катихизации огромного количества народа, для которого богослужение стало неясным, утомительным и сложным. Здесь и могут быть полезными древние тексты, простые и четкие, назидательные и умеренно насыщенные догматикой, лишенные византийской поэтики и богатства риторики, но изложенные скупым и благоговейным стилем.

Однако простое рассматривание древних текстов не дает максимальной пользы, потому что не учитывает современных литургических реалий и не позволяет древним текстам, рожденным разными народами в разные периоды развития Церкви, «ожить» в стенах храмов нашего времени, стать наглядным и от этого более действенным пособием.

С этой целью вниманию христолюбивого исследователя и предлагаются чинопоследования, которые, как мне представляется, с помощью литургической реконструкции становятся ближе современному читателю и позволяют лучше уяснить евхаристическое богатство Церкви.

Придирчивому знатоку исторической литургики эта работа может показаться слишком вольной в обращении с первоисточниками, но «вживить» богослужение, появившееся в византийском храме IV — VI вв. в пространство храма века XXI (с жертвенником, горним местом, иконостасом, аналоями и пр.) дело нелегкое и требует заметной доли литургического творчества. В большей степени это касается чина западных литургий, созданных до отпадения от Православной Церкви католического Запада, где помимо преодоления обрядовых сложностей пришлось заменять множество изменяющихся молитв текстами, адаптированными практически к каждому дню церковного года.

Несмотря на практический характер издания, эти последования публикуются лишь как теоретический материал, а не как руководство к действию, потому что общеизвестно, что всякое изменение церковного обряда, как параллельное, так и замещающее, возможно лишь с благословения Священноначалия Церкви.

Составитель надеется, что внимательное изучение древнего богослужения позволит любому христианину, желающему молиться Богу разумно (см. Рим. 12, 1), лучше уяснить смысл и значение совершающейся сегодня Евхаристии и принести немалую пользу своей жаждущей Бога душе, достигнув на земле предначинания Царства Небесного.

Галликанская Божественная литургия

Медиоланская Божественная литургия

Мозарабская Божественная литургия

Божественная литургия Св. ап. Петра

Божественная литургия Св. ап. Иакова

Божественная литургия Преждеосвященных даров св. ап. Иакова

Божественная литургия Св. ап. Иакова (сирийский вариант)

Божественная литургия Св. ап. Марка

Божественная литургия Свт. Григория Богослова

Божественная литургия Свт. Василия Великого

Божественная литургия Свт. Иоанна Златоустого

osiluan.ru


Смотрите также