Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Иоанна хмелевская биография


Авторы

  Иоанна Хмелевская родилась в 1932 году, в семействе безалаберном и экстравагантном.

Экстравагантность и непоследовательность в ее роду наследственные – еще прабабка пани Иоанны сбежала из отчего дома, чтобы выйти замуж за мелкопоместного шляхтича, но, увидев его владения, смертельно обиделась и объявила, что домашним хозяйством заниматься не будет. С тех пор так и повелось – в роду Шпиталевских-Хмелевских занимались чем угодно, только не рутиной. Практиковали революционное дело, спиритизм, путешествовали и писали книги.

   Младенчество Хмелевской было счастливым. Любимые тетки младенцем брезговали, мать пребывала в постоянном стрессе от дитяти, которое трижды ударялось головой и бесчисленные разы предпринимало попытки покинуть родную люльку. Время шло, девочка росла, училась говорить, читать и даже писать (кто бы знал, что из этого в конце концов выйдет). Писать, правда, сначала получалось не очень – все больше каракули.

   Занималась юная Иоанна и сельским хозяйством – в семейном поместье рвала лебеду и крапиву для пропитания полчищ прожорливой домашней птицы.

  Писать Хмелевская начала очень рано – под влиянием своих теток, которые сменили брезгливость на пылкую привязанность к племяннице (за что потом и поплатились, будучи изображенными в книгах «Колодцы предков» и «Проселочные дороги»). Начала Иоанна, как и полагается, со сказок, но сказки почему-то шли туго, и она переключилась на роман, который, как и всякий серьезный литератор, отстукивала на отцовской пишущей машинке.

   Идиллическое детство, увы, длилось недолго – грянула Вторая мировая. Бомбы рвались в нескольких метрах от дома Хмелевских, на варшавских улицах царили паника, а будущая писательница тряслась от страха в погребе, на мешках с картошкой. В 1943 году родители отдали дочь в интернат при монастыре – подальше от опасной Варшавы. Именно в монастыре юная Иоанна впервые почувствовала силу своего воображения – вдали от реальных событий ничего не оставалось, как давать волю фантазии. Вернулась она в Варшаву вместе с приходом советских войск. Бабушка Хмелевской к приходу русских отнеслась с сомнением: в былые времена она лично знала самого Дзержинского и называла его не иначе как «кровавым палачом». Но страхи оказались напрасными.

   Война закончилась, и началась новая, социалистическая, жизнь. Семейство Хмелевских переехало из Варшавы в провинциальную Силезию – поднимать польскую культуру, а заодно и польскую бухгалтерию. К этому периоду относится начало трудовой жизни Хмелевской. Работала она в магазине, где ей вменялось в обязанность приторговывать водкой из-под прилавка. Не ведая, что занимается криминальной деятельностью, Иоанна зарабатывала деньги на свое первое путешествие.

   В Силезии столичные жители Хмелевские не задержались и вскоре вернулись в разрушенную Варшаву, где поселились в крошечной комнатушке при больнице. Юной Хмелевской там подавали завтрак в постель – другого места в комнате просто не было. К тому времени у пани Иоанны вошло в дурную привычку зарабатывать деньги. Обладая талантом к рисованию, вечерами она подрабатывала, малюя вывески и рекламные буклеты. А днем, после уроков, расчищала с остальными школьниками уличные завалы, оставшиеся от военного времени.

   В возрасте 14–15 лет пани Иоанна была девочкой впечатлительной, даже экзальтированной, вечно конфликтовала с матерью, хоть и любила ее до беспамятства. Просто чудом она пережила трудный подростковый период, поскольку бунтовала и восставала буквально против всего. И если бы не суровая действительность, закончиться это могло печально.

   Родные дружно пророчили будущей писательнице славную медицинскую карьеру, но после первой же попытки вылечить чье-то колено Иоанна осознала, что от медицины ее тошнит в буквальном смысле и надо подыскать не столь экстремальную профессию. Вспомнив, что всю жизнь недурно рисовала, она поступила в Академию архитектуры. Но и великим зодчим Хмелевская тоже не стала – помешала бурная личная жизнь, вылившаяся в раннее замужество, рождение двух детей и развод.

  Но главная помеха архитектурной карьере была, конечно же, в другом – Иоанну Хмелевскую по-прежнему одолевал писательский зуд.

  После окончания Академии архитектуры будущую знаменитую писательницу распределили в контору под названием «Энергопроект». То были очень трудные годы для Хмелевской. Безденежью, постоянным сверхурочным, детским выкрутасам, жилищным проблемам, казалось, не будет конца. Работа тоже не радовала творческими успехами – расчет бетонированных перекрытий почему-то не вдохновлял. Как-то скрашивал жизнь лишь мотоцикл, приобретенный на трудовые накопления. В годы своего первого брака любимым занятием Хмелевской были путешествия по Польше на мотоцикле. В дальнейшем она пересела на более серьезный вид транспорта, но тяга к путешествиям осталась при ней навсегда. Тот период жизни был разделен у Хмелевской на кусочки летними отпусками. И как-то летом она принялась писать свою первую повесть. И уже тогда проявился творческий почерк Хмелевской – она умело соединяла выдумку с реальностью, а всех своих персонажей списывала со знакомых и друзей. Повесть так и осталась неоконченной, но начало писательской карьере она положила.

  После 11 лет счастливой, хоть и не самой простой, супружеской жизни Хмелевская развелась с мужем, сохранив с ним благородную дружбу на долгие годы. Бракоразводный процесс оказался весьма примечательным. Кто-то из супругов должен был взять на себя вину за распад ячейки социалистического общества, и Хмелевская, не желая портить мужу карьеру, вызвала огонь на себя: на суде она с таким увлечением живописала себя как чудовище во плоти, что до смерти напугала судьиху, и та без промедления оформила развод.

   Новая жизнь – так новая жизнь. После развода Хмелевская покинула ненавистные бетонные перекрытия и перешла в архитектурную мастерскую, сотрудники которой и населили впоследствии многие из ее детективов. В книге «Подозреваются все!», ставшей в Польше настоящим хитом, правдиво описаны нравы творческих работников. Хмелевская настолько погрузилась в новую работу, что полностью забросила домашнее хозяйство, к которому и прежде относилась с прохладцей. Единственная обязанность, которую она строго выполняла – набеги в семь утра на окрестные продуктовые магазины с целью добыть пропитание для потомства. Потомство же, в лице двух сыновей, росло самостоятельным и весьма изобретательным по части разных каверз.

  — Кухня — это не моя стихия! — заявляет пани Иоанна. — К счастью, я не из гурманов, и эпикурейство в духе греческой утонченности, римского роскошества или галльской изысканности мне чуждо. Но вообще-то я люблю вкусно поесть и, если бы давала себе волю, давно бы уже не пролезла ни в какую дверь.

  Кулинарными талантами пани Иоанна кое-как владеет, но зато сам процесс стряпни считает непростительной тратой времени, чем, возможно, возмутится всякий, кто знает, что Иоанна Хмелевская — мать двоих сыновей.

  — Я была плохой матерью! — откровенничает писательница. — Ежи и Роберт уже взрослые люди, но с матерью им в детстве была мука Господня. Я готовила им дважды в неделю, а когда они жаловались, что хотят есть, отсылала их к холодильнику: «Там все есть, возьмите сами и разогрейте!» Со стиркой было еще хуже, стирать я вообще терпеть не могу. Сначала носки для ребят стирал папа, а когда он ушел, эту обязанность унаследовал старший сын, но он очень скоро взбунтовался, и пришлось младшему стирать себе самому — со своей парой носков он, бывало, по часу просиживал в ванной. Он изобрел собственный способ стирки: засовывал мыло в носок и держал его под горячей водой до тех пор, пока мыло не раскисало…

  Избавившись от роли жены, Хмелевская возобновила некоторые знакомства институтских лет. И первая же вечеринка, которую она закатила, дала толчок работе над первой книгой – «Клин клином». Хмелевская влюбилась по уши, бегала за объектом своих воздыханий по всему городу и всячески переживала. Именно эти переживания и несостоявшаяся любовная история и выплеснулись на страницы первой книги, в которой Хмелевская вволю посмеялась над собой и своими страстями, искусно обрамив их детективной интригой. Написав первую часть, она дала почитать ее друзьям и знакомым. Друзья и знакомые отреагировали единодушно: «Оставь нас в покое!» и «Издай немедленно!» Оставить в покое их Хмелевская не могла, как издать – не знала. Единственное место, куда ей пришло в голову обратиться, – журнал «Пшекруй».

   Главный редактор журнала, прочитав первые страницы рукописи, немедля подарил автору пишущую машинку. То была минута, перевернувшая жизнь Хмелевской. Она стала Писателем. С подачи того же редактора «Пшекруя» Хмелевская отправилась в издательство «Чительник».

  «Только нарядись поплоше! – посоветовал редактор. – Иначе там решат, что я покровительствую не книге, а молоденькой девушке…»

  На следующий день Иоанна — в куцем пальтишке, зажав под мышкой чертежные принадлежности, — выскочила из своего бюро в магазин, чтобы вскоре, нагрузившись сеткой с картошкой и зеленью, предстать в кабинете главного редактора издательства. А уже через неделю весь коллектив «Чительника» знал о том, что эта невысокая девушка не только талантливая писательница, но и замечательная юмористка. В 1964 году вышел «Клин».

   А через несколько лет по книге сняли фильм «Лекарство от любви», который с большим успехом шел и в Советском Союзе.

  – Уже тогда, – вспоминает Хмелевская, – я решила писать под фамилией моей прабабки Хмелевской и заняться этим всерьез, наивно рассчитывая, что детективы очень скоро дадут мне финансовую независимость. Мне пришлось этого ждать, — вздыхает пани Иоанна, — целых двадцать лет!

  Над каждой книгой она работает от 6 месяцев до 6 лет, иногда у нее в работе одновременно три книги, что не мешает ей вынашивать замысел четвертой…

  — Я пишу урывками, — объясняет она. — Идеи приходят в голову в самые неожиданные моменты, в зависимости от этого и сажусь за рукопись: утром, вечером, посреди ночи. Определенный режим? Нет, это не для меня! Я ведь человек непредсказуемый, склонный ко всяким фанабериям.

   Творчество творчеством, но служебные обязанности никуда не делись, как и семейные. Никуда не делись и любовные приключения. Хмелевская познакомилась с человеком, которому суждено было сыграть немалую роль как в ее жизни, так и в ее книгах. Звали его Дьявол. Точнее, звали его иначе, но был он Дьяволом. Выходить замуж Хмелевская не собиралась, а потому предпочла сожительство. Дьявол поселился у нее, и началось светопреставление, а не жизнь, ибо новый избранник Хмелевской оказался человеком неординарным – редкий лгун, игрок, предприимчивый бабник и обаятельный прохвост. Ко всему прочему, был он еще и прокурором. А Хмелевской только того и требовалось – Дьявола она эксплуатировала нещадно, вытягивая из него для своих детективов всевозможные криминальные подробности.

   Вообще в свадебное турне Иоанна Хмелевская отправлялась не единожды. Но несмотря на то, что каждый из ее мужей был личностью сложной и неординарной, больше всего на свете она любила свободу. Правда, несколько лет тому назад она таки нашла блондина своей мечты, но идиллия длилась недолго: в одной из последних книг она уже отомстила ему.

   — Характер у меня ужасный, — улыбается пани Иоанна и с пристрастием перечисляет свои недостатки: — Я всегда была, есть и буду безалаберной. Ну и плевать! Пусть я разгильдяйка, но что поделать, если педантизма я на дух не выношу. Ко мне хоть целый полк домработниц приставляй, все равно не справятся.

   Совместная жизнь с Дьяволом закончилась бегством Хмелевской в Данию – на заработки. В Данию позвала ее любимейшая подруга Алиция, столь ярко описанная во многих книгах. Хмелевская устроилась в архитектурное бюро, зарабатывала небольшие деньги и отправляла их в Польшу. К тому времени она уже вовсю писала, но писательство пока не приносило никаких доходов. Приходилось изворачиваться. Хмелевская попыталась освоить профессию международной контрабандистки: покупала в Дании всякие разности, бывшие в Польше жутким дефицитом, и отправляла на родину. Подразумевалось, что в Варшаве дефицит будет продаваться за бешеные деньги, но он оседал в родительской квартире. Выяснилось, что Хмелевская и ее родственники отлично умеют покупать и совершенно не умеют продавать. Контрабандная карьера сошла на нет.

   Поиски дополнительных источниках доходов привели Хмелевскую на ипподром. И в Копенгагене случилось ее нравственное падение – азарт, доселе мирно дремавший в душе писательницы, вырвался на волю. С тех пор и поныне Иоанна Хмелевская является законченным игроком. Ипподромом она не ограничилась, опробовала и рулетку, и игровые автоматы, и всевозможные карточные игры, – и все доставляло воистину райское наслаждение. Сколько денег Хмелевская просадила, а сколько выиграла, неизвестно, но в трудные минуты безденежья она с последней ассигнацией мчалась в ближайшее игорное заведение, чтобы поправить свое материальное положение. И поправляла.

   В Дании она начала писать свой юмористически-детективный шедевр «Что сказал покойник». Реальные события, происшедшие с Хмелевской и ее друзьями в один из ее очередных приездов в Копенгаген, легли в основу и другого шедевра – «Всё красное».

   Хмелевская не только заядлый игрок, но и заядлая автомобилистка. Машин за свою жизнь она сменила немало, в молодости предпочитала путешествовать по Европе на автомобиле. И часто – с сумасбродными своими родственниками. Одно из таких путешествий в красках описано в книге «Проселочные дороги».

   Объездив всю Европу, описав в книгах поездки в Вену, Париж, Рим и другие центры цивилизации, Хмелевская решила, что настала пора посетить и Советский Союз. В маршруте значились Киев и Крым. В путь Хмелевская отправилась, разумеется, на своем автомобиле и с новым спутником жизни. Знакомство с украинско-советской действительностью началось в чайной. Оголодавшие путешественники завернули в чайную и были поражены цветом чая, который подавали в заведении. Пили там действительно стаканами и действительно из самовара – только не чай, а самогон. Второе потрясение – дороги. Хмелевская, конечно же, была наслышана о русских дорогах, но реальность превзошла самые страшные ее ожидания. Третье потрясение – советские рыбные консервы и крымские фрукты. Скумбрия в масле – поэзия!.. Вишня, сливы и груши – амброзия! Но главное впечатление, навсегда засевшее в памяти Хмелевской, – советские уборные. Поэзия в квадрате! Не обошла вниманием писательница ненавязчивый советский сервис и советскую шпиономанию – за шпионку на крымских дорогах и азовских пляжах ее принимали не раз. Словом, впечатлений от поездки по западной оконечности Советского Союза хватило Хмелевской надолго.

   Тем не менее именно в Советском Союзе, точнее, в России Хмелевская приобрела статус классика иронического детектива. Первая книга появилась в середине семидесятых и пользовалась большим успехом. А после перестройки произошел настоящий прорыв. Как-то раз в Варшаву приехала большая поклонница детективов пани Иоанны и заявила, что хотела бы издавать ее книги в России. Так начался русский период в творчестве Хмелевской и вместе с ним началась история издательства «Фантом Пресс», которым руководит Алла Штейнман, та самая поклонница. На русском языке изданы все без исключения книги Хмелевской (а их без малого 50), общий тираж русских изданий перевалил за 10 миллионов. В России получила продолжение и кинематографическая история книг Хмелевской. Многосерийный фильм по роману «Что сказал покойник» со временем грозит стать своего рода ироническим преемником «Семнадцати мгновений весны» – так часто крутят его по российским телеканалам. Скорее всего, та же успешная судьба ждет и фильм по другому бестселлеру Хмелевской – «Всё красное»; фильм должен выйти в 2003 году.

   Нет числа ее увлечениям. Как-то, отдыхая у моря, она чуть не уморила голодом внучку: с утра до захода солнца ловила сачком янтарь, не замечая голодных умоляющих взглядов девочки, с которой к тому же, несмотря на все ее просьбы, не сыграла вечером в карты. «Что? В «Черного Петруся» играть? Да лучше камни в ступе толочь!»

   Ее мечта: чтобы в сутках было 48 часов. На все не хватает времени. Как всякой неорганизованной особе. А ведь ее каждодневно подстерегают еще и филателистические искушения. Приходится отдавать дань и ковроткачеству — ковры она ткет затейливым способом, смирненским узлом плюс оригинальная колористика.

   — Композиции из сухих трав — тоже мой «конек», я их уже столько насобирала, что двум коровам на всю зиму хватило бы на прокорм, я в этом сене уже тону — квартирка-то у меня тесная, неудобная. 80% стен уставлено книгами. Тут главным образом классика XIX века — романы, мемуары. — Пани Иоанна обожает Диккенса, Бальзака и… исторические детективы. Современные же детективы читает только из профессионального интереса. – Сам по себе детективный жанр не хуже других, в литературе нет плохих жанров, есть только плохие и хорошие книги. Детектив оперирует прежде всего таким развлекательным элементом, как тайна, — в сущности, речь ведь идет не о трупе, а о загадке, — и поэтому многие их авторы не придают особого значения языку, стилю, качеству и форме. Мои книги тоже написаны неровно, зато они веселые… так же, как и мой нрав. Я не смогла бы писать кровавых драм и трагедий.

   Все книги Хмелевской — да и сама она — привлекательны прежде всего своим юмором и фарсовостью. Писательница способна прозреть гротескность даже в таких ситуациях, где любой другой никакого гротеска не увидит.

   — Однажды я шла пустынным балтийским пляжем, и какая-то мысль меня страшно насмешила. Я стала хохотать так громко, что от шведских берегов даже эхо докатилось. Отсюда вывод: раз я могу сама себя рассмешить, значит, у меня есть чувство юмора. Правда, на этом все мои достоинства и кончаются…

   Самое большое для нее счастье — это очутиться одной с 50-килограммовым багажом, без знания языка, в совершенно незнакомой стране, где все вывески и информация написаны «червячками». Она испытала такое счастье в Алжире и хотела бы пережить его снова.

   – Я не знаю ни одного языка, — не без гордости признается пани Иоанна, — но общаться могу на любом.

   Иоанна Хмелевская, конечно же, давно уже оставила позади и материальные неурядицы, и жуткую лестницу, по которой не одно десятилетие ей приходилось карабкаться к собственной квартире. Теперь она звезда польской беллетристики и писатель номер один в Польше. Но ни звездный статус, ни миллионные тиражи не лишили Хмелевскую ее яркого, фирменного остроумия, умения иронизировать над всем и вся, в том числе и над собой, а каждая новая книга становится настоящим событием в детективном жанре. В России Хмелевская породила целую плеяду подражательниц, но ни одна из них так и не дотянула до уровня пани Иоанны. Лучшие детективы Хмелевской (которых не меньше двух десятков) стали настоящей классикой жанра, и, без всякого сомнения, ими будет зачитываться еще не одно поколение читателей.

phantom-press.ru

Иоанна Хмелевская

Иоанна Хмелевская родилась 2 апреля 1932 года в Варшаве в семье директора банка. Воспитанием Иоанны занимались женщины — мать, бабка и две тётушки, Тереса и Люцина. Особенно сильное влияние на Иоанну оказала её тётка Люцина, журналистка. Она передала племяннице массу полезных знаний, в частности, занималась с ней французским.

Из-за оккупации Иоанне пришлось бросить школу. Сначала школьными предметами с ней занималась всё та же тётка Люцина, а потом, в 1943 году, Хмелевскую отдали в интернат при монастыре Воскресения Господня в Варшаве. По окончании гимназии, уже в послевоенной Польше, Хмелевская поступила в Архитектурную академию. Великим архитектором она себя никогда не считала. Однажды, будучи во Франции, она увидела небольшую часовню в Орли и поняла: такого ей никогда не создать. Хмелевская оставила свою профессию и с тех пор зарабатывает писательским трудом: первый роман «Клин клином» вышел в 1964 году, а на сегодняшний день у писательницы за плечами 60 книг — детективных романов и книг публицистического характера, включая «Автобиографию» в семи частях.

Иоанна Хмелевская — обладательница множества литературных премий, в том числе Премии Председателя Совета Министров за творчество для детей и юношества (1989), двукратный лауреат премии «АО ЭМПиК» (крупнейшая в Польше сеть продажи медиа-носителей) (2000, 2001).

Хмелевская прекрасно играет в карты: она утверждает, что научилась играть в карты раньше, чем говорить. Её хобби — бридж, бега, коллекционирование янтаря и марок, изготовление бус из ракушек, гадание на картах, составление композиций из сухих трав. Пани Иоанна умеет также стрелять, вышивать и водить машину. Обожает кошек.

Личная жизнь

Замуж Хмелевская вышла первый раз в 18 лет за парня по имени Станислав, который был старше её на три года. В этом браке у неё родилось два сына — Ежи (род. в 1951) и Роберт (род. в 1956). Ежи отучился в универститете радио и электроники в Варшаве, после уехал в Алжир на заработки. Вернувшись в Польшу — одно время занимался разведением шампиньонов в теплицах, в чём ему охотно помогала пани Иоанна (начиная от подбора строителя теплиц до сборов продукции). После многих лет брака он развелся и женился снова на девушке, которая была значительно моложе его. От первого брака имеет дочь Каролину.

Второй сын пани Иоанны, Роберт, тоже уезжал на заработки в Алжир. Два раза был женат, после чего вместе со второй женой и дочерью уехал в Канаду и остался там жить. Дочь Моника родилась во втором браке. Моника имеет образование в сфере IT, недавно вышла замуж за сокурсника, живёт в Торонто. Часто вместе с бабушкой (пани Иоанной) путешествует по Франции или гостит в её доме в Польше.

Пани Иоанна очень любит отдыхать во Франции — на побережье Бретани в водолечебницах.

Библиография

Экранизации

  • Лекарство от любви / Lekarstwo na mi?o?? (по книге «Клин клином»), 1966, Польша. Ч/б
  • Украденная коллекция / Skradziona kolekcja (по книге «Проклятое наследство»), 1979, Польша
  • Kim jeste? kochanie (по книге «Роман века»), телеспектакль, 1978, Польша
  • Встреча с дьяволом / Randka z diab?em (по книге «Подозреваются все»), 1999, Польша, телеспектакль
  • Что сказал покойник, Россия, 1999, телесериал. В ролях: Марта Клубович, Олег Табаков, Олег Басилашвили, Александр Домогаров. Писательница очень расстраивалась из-за двух вещей: что Домогаров играл не Дьявола и его убили в фильме, а так же из-за плохого польского перевода фильма.
  • Samo niebo, 2001, Польша (по книге «Корова царя небесного»), 2001 год, сценарий совместный пани Хмелевской и её подруги с краковского телевиденья — Марты Вегиль. Сама Хмелевская очень ругала режиссёра этого сериала и вообще постановку.
  • Пан или пропал (по книге «Всё красное»), телесериал (12 серий), 2003, Россия. В роли Иоанны Елена Сафонова, в роли Алиции Лариса Удовиченко, также — Валентин Смирнитский и др. Последняя роль Виталия Соломина.

people-archive.ru

Хмелевская, Иоанна - это... Что такое Хмелевская, Иоанна?

Иоа́нна Хмеле́вская (польск. Joanna Chmielewska), это псевдоним, настоящая фамилия писательницы Ирена Барбара Кюн (Irena Barbara Kuhn) урождённая Ирэна Барбара Иоанна Беккер[1] (польск. Irena Barbara Joanna Becker) (род. 2 апреля 1932) — известная польская писательница, автор женских иронических детективов и основоположник этого жанра для русских читателей.

Биография

Иоанна Хмелевская родилась 2 апреля 1932 года в Варшаве в семье директора банка. Воспитанием Иоанны занимались женщины — мать, бабушка и две тётушки, Тереса и Люцина. Особенно сильное влияние на Иоанну оказала её тётка Люцина, журналистка. Она передала племяннице массу полезных знаний, в частности, занималась с ней французским.

Из-за оккупации Иоанне пришлось бросить школу. Сначала школьными предметами с ней занималась всё та же Люцина, а потом, в 1943 году, Хмелевскую отдали в интернат при монастыре Воскресения Господня в Варшаве. По окончании гимназии, уже в послевоенной Польше, Хмелевская поступила в Архитектурную академию. Великим архитектором она себя никогда не считала. Однажды, будучи во Франции, она увидела небольшую часовню в Орли и поняла: такого ей никогда не создать. Хмелевская оставила свою профессию и с тех пор зарабатывает писательским трудом: первый роман «Клин клином» вышел в 1964 году, а на сегодняшний день у писательницы за плечами 60 книг — детективных романов и книг публицистического характера, включая «Автобиографию» в семи частях.

Иоанна Хмелевская — обладательница множества литературных премий, в том числе Премии Председателя Совета Министров за творчество для детей и юношества (1989), двукратный лауреат премии «АО ЭМПиК» (крупнейшая в Польше сеть продажи медиа-носителей) (2000, 2001).

Хмелевская прекрасно играет в карты: она утверждает, что научилась играть в карты раньше, чем говорить. Её хобби — бридж, бега, коллекционирование янтаря и марок, изготовление бус из ракушек, гадание на картах, составление композиций из сухих трав. Пани Иоанна умеет также стрелять, вышивать и водить машину. Обожает кошек.

Личная жизнь

Замуж Хмелевская вышла первый раз в 18 лет за парня по имени Станислав, который был старше её на три года. В этом браке у неё родилось два сына — Ежи (род. в 1951) и Роберт (род. в 1956). Ежи отучился в универститете радио и электроники в Варшаве, после уехал в Алжир на заработки. Вернувшись в Польшу — одно время занимался разведением шампиньонов в теплицах, в чём ему охотно помогала пани Иоанна (начиная от подбора строителя теплиц до сборов продукции). После многих лет брака он развелся и женился снова на девушке, которая была значительно моложе его. От первого брака имеет дочь Каролину.

Второй сын пани Иоанны, Роберт, тоже уезжал на заработки в Алжир. Два раза был женат, после чего вместе со второй женой и дочерью уехал в Канаду и остался там жить. Дочь Моника родилась во втором браке. Моника имеет образование в сфере IT, недавно вышла замуж за сокурсника, живёт в Торонто. Часто вместе с бабушкой (пани Иоанной) путешествует по Франции или гостит в её доме в Польше.

Пани Иоанна очень любит отдыхать во Франции — на побережье Бретани в водолечебницах.

Библиография

Год Русский перевод Оригинальное название Синопсис Серия
1964 Клин клином Klin В телефонный разговор героини случайно встревает незнакомый мужчина. «Иоанна»
1966 Подозреваются все Wszyscy jesteśmy podejrzani Происходит убийство в архитектурной конторе, где работает Иоанна. Под подозрением милиции находятся все её коллеги, в том числе и она сама. Иоанна начинает собственное расследование. «Иоанна»
1969 Крокодил из страны Шарлотты Krokodyl z kraju Karoliny Убивают Алицию и Иоанна отправляется в Данию. «Иоанна»
1972 Что сказал покойник Całe zdanie nieboszczyka Иоанну, узнавшую таинственный шифр, похищает мафия, героиня неоднократно сбегает и снова попадается в их сети. «Иоанна»
1973 Лесь Lesio Сатира. Роман о Лесе, коллеге автора. Лесь
1974 Жизнь как жизнь (Проза жизни) Zwyczajne życie Про Тереску и её подругу Шпульку (прототипом Терески стала сама Иоанна). Тереска Кемпиньска № 1
1974 Всё красное Wszystko czerwone Необъяснимая серия убийств в датском доме Алиции. Причём почти все убийства неоконченные — всем жертвам, кроме одной, чудом удаётся выжить. Иоанна начинает собственное расследование и выясняет, что жертвы были случайными, а основной удар был направлен на Алицию. «Иоанна»
1975 Роман века Romans wszechczasów Иоанну нанимают исполнять роль другой женщины. «Иоанна»
1976 Большой кусок мира Większy kawałek świata Тереска вместе с подругой проводит каникулы на Мазурских озёрах. Тереска Кемпиньска № 2
1976 Просёлочные дороги Boczne drogi Иоанна ездит по Польше вместе с родственниками, которых время от времени похищают. Родственники Иоанны
1977 Проклятое наследство (Упрямый кляссер) Upiorny legat Детектив о свертке с марками и филателистах. «Иоанна»
1979 Колодцы предков Studnie przodków Родственники Иоанны раскапывают колодцы в поисках клада предков. Родственники Иоанны
1979 Дом с привидениями Nawiedzony dom Герои — дети брат и сестра Павлик и Яночка Хабровичи. Их семье достаётся в наследство загадочный дом, в котором заперт чердак и к нему нет ключа. Яночка и Павлик № 1
1981 Особые заслуги Wielkie zasługi Яночка, Павлик и их пёс Василёк (по-польски — Хабр)становятся свидетелями странных событий на старом кладбище на море, куда едут отдыхать… Яночка и Павлик № 2
1988 Сокровища Skarby Дети попадают в Алжир и приступают к поиску клада. Яночка и Павлик № 3
1990 Бесконечная шайка Szajka bez końca Иоанна ищет расхитителей имущества, награбленного немцами во время Второй мировой войны. «Иоанна»
1991 2/3 успеха 2/3 sukcesu Яночка и Павлик разыскивают потерянную коллекцию марок. Яночка и Павлик № 4
1992 Дикий белок Dzikie białko Сатира. Сотрудники архитектурного бюро кардинально решают проблемы современной им Польши: дефицит еды на прилавках, бюрократию в области строительства и обмеров. Лесь
1992 Бега Wyścigi Иоанна на ипподроме находит труп жокея. «Иоанна»
1992 Слепое счастье Ślepe szczęście Книга включает три части: 1. Река сокровищ, в которой находят сокровища древних скифов; 2. Переезд; 3. Привидение (Дух) где речь идет о духе в старинном замке (третья часть ранее издавалась отдельно) Тереска Кемпиньска № 3
1993 Тайна Tajemnica Иоанна пытается раскрыть тайну странного поведения подозрительных людей, ведущих крупную игру в казино. «Иоанна»
1993 На всякий случай Wszelki wypadek Дети ищут угонщиков иномарок в Польше Яночка и Павлик № 5
1993 Версия про запас (Дело с двойным дном) Drugi wątek Девушка разгребает запущенную квартиру безумной тетки «Иоанна»
1993 Флоренция, дочь Дьявола Florencja, córca Diabła Про лошадь Флоренцию, которая отказалась участвовать в ипподромных махиняциях вместе со своим владельцем и несколькими друзьями пани Иоанны. «Иоанна»
1993 Стечение обстоятельств Zbieg okoliczności Путаница между Иоанной и её тёзкой — невесткой Две Иоанны
1994 Одностороннее движение Jeden kierunek ruchu Письма влюбленного автомобиля к своему владельцу, кончившиеся катастрофой.
1994 Автобиография (кн. 1-5) Autobiografia 1) Детство (Dzieciństwo); 2) Первая молодость (Pierwsza młodość); 3) Вторая молодость (Druga młodość); 4) Третья молодость (Trzecia młodość); 5) Вечная молодость (Wieczna młodość)
1994 Пафнутий Pafnucy Приключения медвежонка Пафнутия в лесу. Охрана леса. Для детей
1995 Инопланетяне в Гарволине Lądowanie w Garwolinie Попытка имитировать высадку пришельцев силами одной редакции газеты. Сатира на реальность. Беллетризированный сценарий кинофильма.
1995 Свистопляска Duża polka Загадочные события на морском курорте: брильянты, наркотики, азартная игра среди обывателей и отдыхающих. «Иоанна»
1996 Две головы и одна нога Dwie głowy i jedna noga В багажнике собственной машины Иоанна находит голову девушки. Действие происходит в Польше и Франции «Иоанна»
1996 Алмазная история Wielki diament Исторический детектив, действие начинается в XIX веке и продолжается в наши дни
1996 Как выжить с мужчиной Jak wytrzymać z mężczyzną Юмор. Самоучитель по отношениям с мужчиной.
1996 Как выжить с женщиной Jak wytrzymać ze współczesną kobietą Юмор. Самоучитель по отношениям с женщиной.
1997 Азарт Hazard Документальное. О различных видах азарта с примерами из жизни пани Иоанны и её друзей.
1997 Корова царя небесного Krowa niebiańska Элюня, художница по рекламе, увлекается игрой в казино и влюбляется в шефа мафии.
1998 Гарпии Harpie Приезд богатой американской родственницы и неожиданная её смерть, в которой подозреваются все живущие с ней в доме наследницы.
1998 Золотая муха Złota mucha Иоанна ищет янтарь на балтийском побережье, а находит мужчину и аферу, связанную с продажей редких видов янтаря иностранцам. «Иоанна»
1999 За семью печатями (Миллион в портфеле) Depozyt О поисках забытого в одном доме портфеля с большой суммой денег.
1999 Старшая правнучка Najstarsza prawnuczka Исторический детектив, действие начинается в XIX веке и продолжается в наши дни.
2000 По ту сторону барьера Przeklęta bariera Катажина неожиданно попадает из XIX-го века в конец XX-го и привыкает к современным реалиям.
2000 Кулинарная книга (Книга про еду, Моя поваренная книга) Książka poniekąd kucharska Пани Иоанна делится кулинарными секретами.
2001 ТТ, или Трудный Труп (Покойник в прямом эфире) Trudny trup Иоанна, работая над сценарием сериала, случайно находит труп в номере отеля. Афера на телевидении. «Иоанна»
2001 Как выжить друг с другом Jak wytrzymać ze sobą nawzajem Юмор. Самоучитель по отношениям в браке.
2002 Убийственное меню (P.S. Любимый, завтра я тебя убью) (Nie)boszczyk mąż Неудачные попытки жены убить своего богатого мужа, который решил с ней развестись. Рецепты восстановления отношений в браке.
2002 Невезуха Pech К Изе Брант приезжают родственники из Австралии
2003 Бабский мотив (Киллер в сиреневой юбке) Babski motyw Рядом с новым домом пани Иоанны находят тело девушки, которая пыталась разрушить жизнь другой. «Иоанна»
2003 Роковые марки Bułgarski bloczek Снова о марках и убийствах. «Иоанна»
2003 Новые приключения Пафнутия Las Pafnucego Приключения медвежонка Пафнутия и его друзей. Для детей
2004 Коты в мешках Kocie worki Иоанна приезжает в гости в Данию к своей подруге Алиции, которая, похоже, купила на аукционе какую-то очень дорогую вещь. Правда, никто не знает что именно, так как продавали все в больших запечатанных мешках. (50-я книга) «Иоанна»
2005 Убить меня Mnie zabić Иоанна встречает на автостоянке убийцу, который начинает её преследовать. Действие происходит в Голландии, Франции и Польше. «Иоанна»
2005 Против баб Przeciwko babom! Юмор. Самоучитель.
2005 Зажигалка Zapalniczka Загадочные события в новом доме Иоанны. «Иоанна»
2006 Бледная холера (Поганка бледная, ядовитая) Krętka blada После обнаружения трупа, пани Иоанна берется за расследование. Теми более, что под подозрение попадает её давний знакомый «Иоанна»
2006 Автобиография (кн. 6) Autobiografia 6) Старая перечница (Stare próchno)
2007 Трактат о похудении Traktat o odchudzaniu Юмор. Самоучитель по диетическим блюдам.
2007 Смерть пиявкам! (Смерть беспозвоночным) Rzeź bezkręgowców В телецентре происходят загадочные убийства режиссёров, подозрения падают на Иоанну. «Иоанна»
2008 Автобиография (кн. 7) Autobiografia   7) Чудище ужасное (Ужасти день за днём) (Okropności)
2009 Похищение на бис Porwanie На виллу к Иоанне врываются люди с автоматами, которым сообщили, что писательницу похитили. Кто-то из присутствующих в доме явно знает больше о танственных похищениях людей по всей Польше. «Иоанна»
2010 Бычки в томате Byczki w pomidorach Иоанна гостит в Дании у своей подруги Алиции. «Иоанна»
2011 Девица с выкрутасами Gwałt Стася Руцкая подает в суд на своего парня за изнасилование.
2012 Кровавая месть Krwawa zemsta

Экранизации

  • Лекарство от любви / Lekarstwo na miłość (по книге «Клин клином»), 1966, Польша. Ч/б
  • Украденная коллекция / Skradziona kolekcja (по книге «Проклятое наследство»), 1979, Польша
  • Kim jesteś kochanie (по книге «Роман века»), телеспектакль, 1978, Польша
  • Встреча с дьяволом / Randka z diabłem (по книге «Подозреваются все»), 1999, Польша, телеспектакль
  • Что сказал покойник, Россия, 1999, телесериал. В ролях: Марта Клубович, Олег Табаков, Олег Басилашвили, Александр Домогаров. Писательница очень расстраивалась из-за двух вещей: что Домогаров играл не Дьявола и его убили в фильме, а также из-за плохого польского перевода фильма.[2]
  • Samo niebo, 2001, Польша (по книге «Корова царя небесного»), 2001 год, сценарий совместный пани Хмелевской и её подруги с краковского телевиденья — Марты Вегиль. Сама Хмелевская очень ругала режиссёра этого сериала и вообще постановку.[3]
  • Пан или пропал (по книге «Всё красное»), телесериал (12 серий), 2003, Россия. В роли Иоанны Елена Сафонова, в роли Алиции Лариса Удовиченко, также — Валентин Смирнитский и др. Последняя роль Виталия Соломина.

Примечания

dic.academic.ru

Информация о Хмелевская Иоанна. Биография. Список книг | Библиотека ВВМ

Дата рождения: 2 апреля 1932 года. Дата смерти: 7 октября 2013 года.

Иоа́нна Хмеле́вская (польск. Joanna Chmielewska), настоящее имя писательницы — Ирена Барбара Кун (Irena Barbara Kuhn), урождённая Ирена Барбара Иоанна Беккер[1] (польск. Irena Barbara Joanna Becker; 2 апреля 1932, Варшава — 7 октября 2013, Варшава[2]) — польская писательница, автор иронических детективов и основоположник этого жанра для русских читателей.

Иоанна Хмелевская родилась 2 апреля 1932 года в Варшаве в семье директора банка Яна Бекера (1906 — 11 марта 1983) и Янины Конопацкой (умерла в 1993). Воспитанием Иоанны занимались женщины — мать, бабушка и две тётушки, Тереса и Люцина. Особенно сильное влияние на Иоанну оказала её тётка Люцина, журналистка. Она передала племяннице массу полезных знаний, в частности, занималась с ней французским.

Из-за оккупации Польши Третьим Рейхом Иоанне пришлось бросить школу. Сначала школьными предметами с ней занималась всё та же Люцина, а потом, в 1943 году, Хмелевскую отдали в интернат при монастыре Воскресения Господня в Варшаве. По окончании гимназии, уже в послевоенной Польше, Хмелевская поступила в Архитектурную академию. Великим архитектором она себя никогда не считала. Однажды, будучи во Франции, она увидела небольшую часовню в Орли и поняла: такого ей никогда не создать. Хмелевская оставила свою профессию и с тех пор зарабатывала писательским трудом. В 1964 году из-под её пера вышел роман «Клин клином», всего же за свою жизнь она написала порядка 60 книг — детективных романов и книг публицистического характера, включая «Автобиографию» в семи частях.

Иоанна Хмелевская — обладательница множества литературных премий, в том числе Премии Председателя Совета Министров за творчество для детей и юношества (1989), двукратный лауреат премии «АО ЭМПиК» (крупнейшая в Польше сеть продажи медиа-носителей) (2000, 2001).

Хмелевская прекрасно играла в карты и азартные игры: она утверждала, что научилась играть в карты раньше, чем говорить. Её хобби были бридж, бега, коллекционирование янтаря и марок, изготовление бус из ракушек, гадание на картах, составление композиций из сухих трав. Пани Иоанна умела также стрелять, вышивать и водить машину.

Скончалась утром 7 октября 2013 года в Варшаве на 82-м году жизни[3][4]. Похоронена на кладбище Старые Повонзки.

Официально Хмелевская выходила замуж один раз — в 18 лет за молодого человека по имени Станислав, который был старше её на три года. В этом браке у неё родилось два сына — Ежи (род. в 1951) и Роберт (род. в 1956).

Ежи отучился в университете радио и электроники в Варшаве, после уехал в Алжир на заработки. Вернувшись в Польшу — одно время занимался разведением шампиньонов в теплицах, в чём ему охотно помогала Иоанна (начиная от подбора строителя теплиц до сборов продукции). После многих лет брака он развелся и женился снова на девушке, которая была значительно моложе его. От первого брака имеет дочь Каролину.

Второй сын Иоанны, Роберт, тоже уезжал на заработки в Алжир. Два раза был женат, после чего вместе со второй женой и дочерью уехал в Канаду и остался там жить. Дочь Моника родилась во втором браке. Моника имеет образование в сфере IT, недавно вышла замуж за сокурсника, живёт в Торонто. Часто вместе с бабушкой (Иоанной) путешествовала по Франции или гостила в её доме в Польше.

Иоанна очень любила отдыхать во Франции — на побережье Бретани в водолечебницах.

По её собственному признанию, обожала кошек.

Библиография

    Год | Русский перевод | Оригинальное название | Синопсис | Серия

  • 1964 Клин клином Klin В телефонный разговор героини случайно встревает незнакомый мужчина. «Иоанна»
  • 1966 Подозреваются все Wszyscy jesteśmy podejrzani Происходит убийство в архитектурной конторе, где работает Иоанна. Под подозрением милиции находятся все её коллеги, в том числе и она сама. Иоанна начинает собственное расследование. «Иоанна»
  • 1969 Крокодил из страны Шарлотты Krokodyl z kraju Karoliny Убивают Алицию и Иоанна отправляется в Данию. «Иоанна»
  • 1972 Что сказал покойник (Шифр «X») Całe zdanie nieboszczyka Иоанну, узнавшую таинственный шифр, похищает мафия, героиня неоднократно сбегает и снова попадается в их сети. «Иоанна»
  • 1973 Лесь Lesio Сатира. Роман о Лесе, коллеге автора. Лесь
  • 1974 Жизнь как жизнь (Проза жизни) Zwyczajne życie Про Тереску и её подругу Шпульку (прототипом Терески стала сама Иоанна). Тереска Кемпиньска № 1
  • 1974 Всё красное Wszystko czerwone Необъяснимая серия убийств в датском доме Алиции. Причём почти все убийства неоконченные — всем жертвам, кроме одной, чудом удаётся выжить. Иоанна начинает собственное расследование и выясняет, что жертвы были случайными, а основной удар был направлен на Алицию. «Иоанна»
  • 1975 Роман века Romans wszechczasów Иоанну нанимают исполнять роль другой женщины. «Иоанна»
  • 1976 Большой кусок мира Większy kawałek świata Тереска вместе с подругой проводит каникулы на Мазурских озёрах. Тереска Кемпиньска № 2
  • 1976 Просёлочные дороги Boczne drogi Иоанна ездит по Польше вместе с родственниками, которых время от времени похищают. Родственники Иоанны
  • 1977 Проклятое наследство (Упрямый кляссер) Upiorny legat Детектив о свертке с марками и филателистах. «Иоанна»
  • 1979 Колодцы предков Studnie przodków Родственники Иоанны раскапывают колодцы в поисках клада предков. Родственники Иоанны
  • 1979 Дом с привидениями Nawiedzony dom Герои — дети брат и сестра Павлик и Яночка Хабровичи. Их семье достаётся в наследство загадочный дом, в котором заперт чердак и к нему нет ключа. Яночка и Павлик № 1
  • 1981 Особые заслуги Wielkie zasługi Яночка, Павлик и их пёс Василёк (по-польски — Хабр) становятся свидетелями странных событий на старом кладбище на море, куда едут отдыхать… Яночка и Павлик № 2
  • 1988 Сокровища Skarby Дети попадают в Алжир и приступают к поиску клада. Яночка и Павлик № 3
  • 1990 Бесконечная шайка Szajka bez końca Иоанна ищет расхитителей имущества, награбленного немцами во время Второй мировой войны. «Иоанна»
  • 1991 2/3 успеха 2/3 sukcesu Яночка и Павлик разыскивают потерянную коллекцию марок. Яночка и Павлик № 4
  • 1992 Дикий белок Dzikie białko Сатира. Сотрудники архитектурного бюро кардинально решают проблемы современной им Польши: дефицит еды на прилавках, бюрократию в области строительства и обмеров. Лесь
  • 1992 Бега Wyścigi Иоанна на ипподроме находит труп жокея. «Иоанна»
  • 1992 Слепое счастье Ślepe szczęście Книга включает три части: 1. Река сокровищ, в которой находят сокровища древних скифов; 2. Переезд; 3. Привидение (Дух) где речь идет о духе в старинном замке (третья часть ранее издавалась отдельно) Тереска Кемпиньска № 3
  • 1993 Тайна Tajemnica Иоанна пытается раскрыть тайну странного поведения подозрительных людей, ведущих крупную игру в казино. «Иоанна»
  • 1993 На всякий случай Wszelki wypadek Дети ищут угонщиков иномарок в Польше Яночка и Павлик № 5
  • 1993 Версия про запас (Дело с двойным дном) Drugi wątek Девушка разгребает запущенную квартиру безумной тетки «Иоанна»
  • 1993 Флоренция, дочь Дьявола Florencja, córka Diabła Про лошадь Флоренцию, которая отказалась участвовать в ипподромных махинациях вместе со своим владельцем и несколькими друзьями пани Иоанны. «Иоанна»
  • 1993 Стечение обстоятельств Zbieg okoliczności Путаница между Иоанной и её тёзкой — невесткой Две Иоанны
  • 1994 Одностороннее движение Jeden kierunek ruchu Письма влюбленного автомобиля к своему владельцу, кончившиеся катастрофой.
  • 1994 Автобиография (кн. 1-5) Autobiografia 1) Детство (Dzieciństwo); 2) Первая молодость (Pierwsza młodość); 3) Вторая молодость (Druga młodość); 4) Третья молодость (Trzecia młodość); 5) Вечная молодость (Wieczna młodość) Автобиография
  • 1994 Пафнутий Pafnucy Приключения медвежонка Пафнутия в лесу. Охрана леса. Для детей
  • 1995 Инопланетяне в Гарволине Lądowanie w Garwolinie Попытка имитировать высадку пришельцев силами одной редакции газеты. Сатира на реальность. Беллетризированный сценарий кинофильма.
  • 1995 Свистопляска Duża polka Загадочные события на морском курорте: брильянты, наркотики, азартная игра среди обывателей и отдыхающих. «Иоанна»
  • 1996 Две головы и одна нога Dwie głowy i jedna noga В багажнике собственной машины Иоанна находит голову девушки. Действие происходит в Польше и Франции «Иоанна»
  • 1996 Алмазная история Wielki diament Исторический детектив, действие начинается в XIX веке и продолжается в наши дни
  • 1996 Как выжить с мужчиной Jak wytrzymać z mężczyzną Юмор. Самоучитель по отношениям с мужчиной. Самоучитель
  • 1996 Как выжить с женщиной Jak wytrzymać ze współczesną kobietą Юмор. Самоучитель по отношениям с женщиной. Самоучитель
  • 1997 Азарт Hazard Документальное. О различных видах азарта с примерами из жизни пани Иоанны и её друзей. Самоучитель
  • 1997 Корова царя небесного Krowa niebiańska Элюня, художница по рекламе, увлекается игрой в казино и влюбляется в шефа мафии.
  • 1998 Гарпии Harpie Приезд богатой американской родственницы и неожиданная её смерть, в которой подозреваются все живущие с ней в доме наследницы.
  • 1998 Золотая муха Złota mucha Иоанна ищет янтарь на балтийском побережье, а находит мужчину и аферу, связанную с продажей редких видов янтаря иностранцам. «Иоанна»
  • 1999 За семью печатями (Миллион в портфеле) Depozyt О поисках забытого в одном доме портфеля с большой суммой денег.
  • 1999 Старшая правнучка Najstarsza prawnuczka Исторический детектив, действие начинается в XIX веке и продолжается в наши дни.
  • 2000 По ту сторону барьера Przeklęta bariera Катажина неожиданно попадает из XIX века в конец XX и привыкает к современным реалиям.
  • 2000 Кулинарная книга (Книга про еду, Моя поваренная книга) Książka poniekąd kucharska Пани Иоанна делится кулинарными секретами. Самоучитель
  • 2001 ТТ, или Трудный Труп (Покойник в прямом эфире) Trudny trup Иоанна, работая над сценарием сериала, случайно находит труп в номере отеля. Афера на телевидении. «Иоанна»
  • 2001 Как выжить друг с другом Jak wytrzymać ze sobą nawzajem Юмор. Самоучитель по отношениям в браке. Самоучитель
  • 2002 Убийственное меню (P.S. Любимый, завтра я тебя убью) (Nie)boszczyk mąż Неудачные попытки жены убить своего богатого мужа, который решил с ней развестись. Рецепты восстановления отношений в браке.
  • 2002 Невезуха (Закон постоянного невезения) Pech К Изе Брант приезжают родственники из Австралии
  • 2003 Бабский мотив (Киллер в сиреневой юбке) Babski motyw Рядом с новым домом пани Иоанны находят тело девушки, которая пыталась разрушить жизнь другой. «Иоанна»
  • 2003 Роковые марки Bułgarski bloczek Снова о марках и убийствах. «Иоанна»
  • 2003 Новые приключения Пафнутия Las Pafnucego Приключения медвежонка Пафнутия и его друзей. Для детей
  • 2004 Коты в мешках Kocie worki Иоанна приезжает в гости в Данию к своей подруге Алиции, которая, похоже, купила на аукционе какую-то очень дорогую вещь. Правда, никто не знает что именно, так как продавали все в больших запечатанных мешках. (50-я книга) «Иоанна»
  • 2005 Убить меня Mnie zabić Иоанна встречает на автостоянке убийцу, который начинает её преследовать. Действие происходит в Голландии, Франции и Польше. «Иоанна»
  • 2005 Против баб Przeciwko babom! Юмор. Самоучитель. Самоучитель
  • 2005 Зажигалка Zapalniczka Загадочные события в новом доме Иоанны. «Иоанна»
  • 2006 Бледная холера (Поганка бледная, ядовитая) Krętka blada После обнаружения трупа, пани Иоанна берется за расследование. Теми более, что под подозрение попадает её давний знакомый «Иоанна»
  • 2006 Автобиография (кн. 6) Autobiografia 6) Старая перечница (Stare próchno) Автобиография
  • 2007 Трактат о похудении Traktat o odchudzaniu Юмор. Самоучитель по диетическим блюдам. Самоучитель
  • 2007 Смерть пиявкам! (Смерть беспозвоночным) Rzeź bezkręgowców В телецентре происходят загадочные убийства режиссёров, подозрения падают на Иоанну. «Иоанна»
  • 2008 Автобиография (кн. 7) Autobiografia 7) Чудище ужасное (Ужасти день за днём) (Okropności) Автобиография
  • 2009 Похищение на бис Porwanie На виллу к Иоанне врываются люди с автоматами, которым сообщили, что писательницу похитили. Кто-то из присутствующих в доме явно знает больше о таинственных похищениях людей по всей Польше. «Иоанна»
  • 2010 Бычки в томате Byczki w pomidorach Иоанна гостит в Дании у своей подруги Алиции. «Иоанна»
  • 2011 Девица с выкрутасами Gwałt Стася Руцкая подает в суд на своего парня за изнасилование.
  • 2012 Кровавая месть Krwawa zemsta В некогда дружном коллективе появилась сотрудница, вскружившая голову почти всем мужчинам без исключения. Страсти разгорелись нешуточные - дело запахло криминалом, брошенные подружки задумали жестоко отомстить негодяйке. И тут в лесу находят труп девушки, которую явно перепутали с подлой обольстительницей.
  • 2013 Скелет в саду (Чисто конкретное убийство) Zbrodnia w efekcie Марленка — студентка-биологичка, с отличием окончив тре­тий курс, решила заняться практикой на приусадебном участке. С жаром взявшись за дело, она посадила неизвестное ей растение, которое через два года вымахало под три метра. Обеспокоенные соседи опознали в неизвестном гиганте зловреднейший бамбук, готовый заполонить всё жизненное пространство, и попросили Марленку уничтожить опасное растение. Стараясь выкопать бам­бук с корнем, Марленка неожиданно наткнулась на человеческий скелет без головы... «Иоанна»

На сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.

velib.com

Иоанна Хмелевская - Автобиография. Старая перечница

Иоанна Хмелевская

Автобиография. Старая перечница

В печенках у меня сидят все эти молодости, вот я и решила состариться. К сожалению, абсолютно не считаясь с моим решением, Высшая Сила — или, в обиходе, «жизнь» — упорно продолжает подсовывать мне совершенно невероятные происшествия и впечатления, более подходящие для особы помоложе и поэнергичнее. Да такие, что о них просто невозможно умолчать! Кое-что из этих происшествий и впечатлений я использую в своих книгах, но все в них запихнуть решительно невозможно. Жаль, если эта вакханалия идиотских событий, застрявших в голове воспоминаний и дурацких мыслей пропадет зря, вот я и придумала — отправлю-ка я все это безобразие в свою автобиографию, которая, по счастью, не завершена, а предыдущие части главной своей задачи не выполнили.

В начале первой части «Автобиографии» я упоминала, почему надумала обратиться к жанру жизнеописания, — прежде всего из-за вопросов, которыми одолевали меня читатели. Вот тогда-то я и решила раз и навсегда покончить с вопросами — ответить на них одним махом, а не талдычить одно и то же тысячу раз. Думаете, что-то изменилось?

В сентябре 2002 года от Рождества Христова, во время очередной встречи с читателями, они, перебивая друг друга, выкрикивали:

— Откуда вы черпаете сюжеты своих книг?

— Герои ваших книг — вымышленные персонажи или настоящие, живые люди?

— Они потом выражают свои претензии за то, что вы сделали из них героев своих произведений?

— Существует ли на самом деле Лесь?

— Сколько из всего описанного вы пережили лично?

— Главная героиня — это вы собственной персоной целиком и полностью или лишь отчасти? И чем именно вы на нее похожи?

— Как случилось, что вы начали писать? Сами по себе, ни с того ни с сего, или что-то произошло?

Ну и многое другое в том же духе.

К счастью, самый могучий водопад вопросов обрушился на меня в России. Там выручил переводчик, которого нашла для меня моя московская издательница Алла Штейнман. Все мои ответы он знал наизусть и вопросы бесчисленных читателей щелкал как семечки, я же получила возможность помалкивать и отделываться улыбками.

Есть, конечно, опасения, что и очередной том «Автобиографии» не спасет меня. Так что же, не писать ее и лучше сразу под трамвай броситься?

Ну уж нет! Напишу и издам — вдруг поможет?

Богом клянусь! После того как выйдет этот том, а я еще буду жива, никому, никогда, ни на один вопрос не отвечу! Пусть все любопытные сначала прочтут все, что уже написано, а потом, глядишь, у них и пропадет охота задавать вопросы.

В последние годы мою жизнь все более облегчает электроника.

Ясное дело, я пускаю в ход все когти и зубы, защищаюсь как могу от непосредственного контакта с этой областью жизни, громкими воплями призываю на помощь. Вначале меня спасал Тадик, сын Мачека, верного моего друга еще со времен молодости. Потом нашлись и другие помощники.

И все-таки электроника меня настигла. Ужасы начались, когда стало очевидно, что мне совершенно необходим сотовый телефон, да не один, а два. И тут же выяснилось, что я не вправе купить ни одного, поскольку не могу предоставить справку о постоянном месте работы. В это трудно поверить, но еще совсем недавно дело так и обстояло — телефонные операторы сомневались в платежеспособности покупателей. Масса людей молодых и предприимчивых умудрялись пользоваться мобильниками бесплатно.

Тогда Тадик оформил оба телефона на себя, и мы за моим кухонным столом приступили к их изучению. Я сидела смирно, вся внимание. Тадик взял телефон и набрал номер. Тут же отозвался в кармане его сотовый. Парень схватил его — никто не отвечал. Когда такая штука повторилась еще раз, и другой, Тадик взвился:

— Что за кретин звонит и тут же отключается?

— Тадик, а может, ты звонишь от меня себе? — шутливо предположила я.

Парень глянул на мой мобильник и схватился за голову.

— Ну конечно же! Я ведь думаю, что звоню отцу, а звоню самому себе! В моем-то телефоне номер отца был записан четвертым по счету, а в вашем четвертый — я… А я все набираю четвертый номер, не глядя. И выходит, кретин — я сам.

В сотовом у меня были записаны номера телефонов в такой последовательности: дети (две штуки); тетка Тереса; Тадик; мой литературный агент Тадеуш; Юстина; Мария… В результате я очень быстро забыла номера телефонов, помнила лишь, кто на какой позиции записан в моей трубке. К сожалению, премудрое устройство не вместило в себя все необходимые номера. Что же касается номера домашнего телефона Мачека, то он единственный, который я почему-то запомнила на всю жизнь. Видимо, зацепился в каком-то дальнем уголке моей памяти да так там и остался. Ведь столько лет прошло… К тому же по всем телефонным неурядицам — будь то поломка телефона, проверка действия нового аппарата — я всегда звонила Мачеку.

Теперь стала звонить ему и по поводу проблем с сотовым прибором, который иногда откалывал очень странные номера. Как-то, вернувшись от Мачека, я обнаружила, что мобильник мой блокирован. По счастью, к этому времени я уже малость разбиралась в таких вещах и знала — надо, чтобы кто-нибудь позвонил мне, тогда блокировка снимется. Вот только не выпытывайте у меня технические подробности!

Звоню Мачеку и говорю ему таинственно:

— Слушай, если ты сейчас мне позвонишь на сотовый, я скажу, что увидела в твоем доме, когда выходила.

Ясное дело, Мачек тут же мне перезвонил:

— Что ты видела?!

— Большую крысу, ну прямо с поросенка. Карабкалась вверх по канализационной трубе.

— Ты шутишь?

— Провались я на этом месте. Надо что-то предпринять…

— О господи! — простонал Мачек и отключился.

Или вот еще случай. Находясь за пределами родной страны, я позвонила Мачеку:

— Пожалуйста, позвони Тадику, пусть он позвонит Марии, она даст ему телефон Юстины, пусть Тадик затем позвонит Юстине, чтобы та зашла ко мне домой, у нее есть ключи, нашла большую зеленую записную книжку и немедленно перезвонила мне. Забыла я эту книжку, а без нее как без рук…

Мачек осторожно поинтересовался:

— А как же быть с номером телефона Марии?

— Тадик знает, он недавно ставил ей дверь. И мой телефон должен знать. Погоди, на всякий случай продиктую. Есть чем записать?

Так что моя память измывалась исключительно над Мачеком.

Сотовые — это было всего лишь невинное начало. Цветочки, можно сказать. Потом достижения технического прогресса повалили одно за другим. Скажем, компьютер. Думаю, решение завести его спровоцировали ошибки наборщика.

libking.ru

Иоанна Хмелевская - Жизнь и творчество

Иоанна Хмелевская (литературный псевдоним) родилась в 1932 году в Варшаве. Писательница, сценаристка. Как романистка дебютировала в 1964 году. По образованию была архитектором. Ее произведения переводились на русский, чешский, словацкий, шведский языки. Писательница скончалась 7 октября 2013 года.

Автор «Леся» часто и с удовольствием путешествовала по миру, хотя принципиально не летала самолетами. Она любила лошадей, увлеченно делала ставки на скачках, с азартом играла в казино по всей Европе, хорошо разбиралась в янтаре. Ее любили за неординарность и индивидуальность. В Польше она принадлежала к тем публичным персонам, которых больше всего осаждает пресса, радио и телевидение. Поклонники ее творчества создали интернет-сайт, посвященный любимой писательнице: www.chmielewska.art.pl.

Хмелевская писала в основном детективы, хотя это обозначение не до конца отражает специфический характер ее прозы. Россияне, например, называют ее произведения «ироническими детективами». Криминальная интрига, хоть и важна и неотделима от сюжета, в ее произведениях является только основой, на которой разворачивается насыщенное событиями действие, а господствует над всем юмор. Хмелевская не сторонится гротескных эффектов. Рассказчицей чаще всего выступает героиня по имени Иоанна, архитектор и писательница, очень напоминающая автора. Комизм романов Хмелевской возникает из необычных ситуаций, в которых участвует рассеянная Иоанна и ее подруги, в частности Алиция, живущая в Дании.

Читатели и литературные критики лучшими романами Хмелевской называют «Что сказал покойник» и «Все красное». Их героиня, Иоанна, работающая в проектной мастерской архитектором, невольно оказывается втянутой в невероятные криминальные интриги международного масштаба. Благодаря нестандартным методам частного расследования Иоанна раскрывает многочисленные убийства и кражи. Специфический «женский» способ мышления на первый взгляд рассеянной Иоанны позволяет ей действовать нестандартно, изобретательно и, главное, результативно. 

«Она пишет книги уже больше тридцати лет. Исключительно бестселлеры. Всегда на пике популярности. Видимо, она зарабатывает больше, чем кто-либо из польских писателей. Известно, что ее книги спасли от банкротства два издательства и одну типографию»,  — писала о Хмелевской журналистка Эва Япал.

Несомненно, Иоанна Хмелевская и сегодня остается одной из самых популярных польских писательниц. Всего она написала 42 тома прозы для взрослых и молодежи. Каждая ее новая книга автоматически попадала в список польских бестселлеров и оставалась там долгое время. Общий тираж произведений Хмелевской в Польше превысил 5 миллионов экземпляров, а в России, где она считается одной из самых популярных заграничных авторов, — 8 миллионов.

Все романы Хмелевской неоднократно переиздавались, а некоторые были адаптированы для кино и телевидения.

Последние романы Хмелевской — «Девица с выкрутасами» (2011), «Кровавая месть» (2012) и «Скелет в саду» (2013).

culture.pl


Смотрите также