Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Ирина аскольдовна хованская биография


Ирина Хованская, старший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ, преподаватель отделения «Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ»

Кандидатуру предлагают Константин Сонин, проректор, профессор факультета экономики и отделения «Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ», Олег Замулин, заместитель проректора, декан факультета экономики, Дмитрий Дагаев, заместитель проректора, доцент общеуниверситетской кафедры высшей математики и Владлен Тиморин, заместитель декана факультета математики. Выдвигается за прекрасные лекции, разработку программ по математике для факультетов политологии, журналистики, социологии, Совместного бакалавриата ВШЭ−РЭШ и за выпускников, которые составляют славу нашего университета, недавних и будущих.

Ирина Хованская
Кандидатуру предлагают Константин Сонин, проректор, профессор факультета экономики и отделения «Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ», Олег Замулин, заместитель проректора, декан факультета экономики, Дмитрий Дагаев, заместитель проректора, доцент общеуниверситетской кафедры высшей математики и Владлен Тиморин, заместитель декана факультета математики. Выдвигается за прекрасные лекции, разработку программ по математике для факультетов политологии, журналистики, социологии, Совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ и за выпускников, которые составляют славу нашего университета, недавних и будущих:

«Ирина Аскольдовна Хованская — автор основных математических курсов для факультетов политологии, социологии, журналистики и других «неэкономических» специальностей. Для многих студентов этих факультетов курсы Ирины Аскольдовны по высшей математике, дискретной математики и теории риска стали лучшим из того, что они узнали из математики в жизни. До появления «прекалкулюса» или «вводного курса математики», по существу,  «курса математического мышления», курс высшей математики, а затем и математической статистики были для студентов этих факультетов испытанием воли, а не полезным занятием. То, что вырабатывали эти курсы — так это ощущение, что можно получать «зачёт», не понимая практически ничего из услышанного на лекции. Поменяв программы и научив ассистентов преподавать эти курсы, И.А. сделала шаг по малоизученной в наше стране территории — качественному преподаванию математики студентам гуманитарных и общественно-научных специальностей.

Для Совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, отделению факультета экономики, на котором учатся много победителей и призёров всероссийских олимпиад, Ирина Аскольдовна разработала самые современные версии классических курсов по математическому анализу и линейной алгебре. В каких ещё курсах по этим предметам студенты получают индивидуальные домашние задания? (программа, написанная Ильей Щуровым, ассистентом по этим курсам, генерирует индивидуальные задания и ответы, чтобы облегчить преподавателям проверку). Где ещё по курсу линейной алгебры пишут такие интересные курсовые (в этой работе объясняется алгоритм поиска, используемый Google – он опирается на теорему Фробениуса)? Где, в конце концов, студенты с первых дней обучаются пользоваться софтом для расчётов и построения графиков (например, WolframAlfa) и сразу начинают сдавать домашние задания по математике в электронном виде?

Среди прочего, И.А. — автор идеи «учебных ассистентов», которая позволяет сейчас сотням студентов получать преподавательский опыт ежегодно. Она была первым, кто использовал учебных ассистентов — сразу 10! — в курсе на факультете журналистики. В 2011 году она получила приз «Лучший преподаватель ВШЭ». И всякий раз, когда кто-то работает с Ириной Аскольдовной, он может быть уверен, что многому научится и захочет преподавать сам.

Ирина Аскольдовна — мать двух выпускников Вышки, Александры Пушкарь (Матфак’12, сейчас аспирантка Университета Мэриленда) и Петра Пушкаря (Матфак’13, сейчас аспирант Колумбийского университета) и ещё троих детей, которые, надо надеяться, станут выпускниками в 2026, 2027 и 2033 годах».

www.hse.ru

«Я садофоб, никто из моих шестерых детей не ходил в детсад». Правила воспитания математика Ирины Хованской

Математик и преподаватель ВШЭ Ирина Хованская окончила 57-ю московскую школу, а последние 2,5 года работала в ней заместителем директора. Её пятеро детей (у шестого — пятилетнего Алёши — всё впереди) тоже учились или учатся в знаменитой 57-й. Семейные традиции вообще много значат для Ирины — именно на них и строятся её правила воспитания.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Самое смешное, что я слышала от других родителей: «Ты уже, наверное, всё знаешь!» А я знаю, что ничего не знаю. Каждый новый ребёнок — это новый опыт, плюс у тебя появляется больше открытых фронтов. Дети же — самое дорогое, что у тебя есть, а чем их больше, тем ты, с одной стороны, богаче, а с другой — уязвимее. В какой-то момент они вырастают, отдаляются, потом вообще переезжают и появляется то, что по-английски называют «синдром опустевшего гнезда». Когда старшие дети разъехались, мы родили Алёшу — очень правильное оказалось решение! Хотя, конечно, одни не заменяют других.

Дети Ирины: Петя (26 лет), Митя (15), Саня (28), Лена (14), Таня (8), Алёша (5)

2. Никогда не могла представить, что у меня будет всего один ребёнок. Сама я выросла в небольшой семье, нас с сестрой было двое. Но с нами много лет жила двоюродная сестра, мы много общались и с другими кузенами, троюродными братьями и сёстрами. У нас с родственниками очень близкие, тёплые отношения. Мы на протяжении всей жизни стараемся держаться друг друга, так что для меня большая семья — это огромное счастье. Вне семьи я себя не представляю.

3. Я не занималась с детьми по каким-либо методикам раннего развития. Дети просто росли рядом с нами, слушали, о чём мы говорим. Мы читаем с ними книги, разговариваем о том, что для нас важно. Отлично помню, как мой сын, сейчас уже почти взрослый математик, в пять лет говорил: «Срубил Иван-царевич чудищу о двенадцати головах пять голов, семь голов осталось». А Танечке, например, сейчас восемь, и в первый класс она пошла в англоязычную школу в Израиле. Немного поучилась там, потом мы вернулись. Базовый английский у неё оттуда, а не из карточек и методик. Вот это всё — среду, в которой воспитывается ребёнок, разговоры с родителями — я и считаю главным развитием.

4. Важно чаще звать своих друзей домой, потому что так мы дарим этих людей детям. Такая мысль попалась мне в книге Ольги Муравьёвой «Как воспитывали русского дворянина», и я задумалась. Ведь действительно, сегодня, если мы хотим встретиться с кем-то, поболтать, то всё чаще пересекаемся в кафе. Мы всё реже встречаемся с друзьями дома. Но окружение родителей очень много может значить для детей. Мы ведь дружим только с теми, кто нам самим интересен, приятен, кто нас вдохновляет. Причём совсем не обязательно созывать детей к столу, когда ваши друзья приходят в гости. Они могут под ним катать машинки. Или подросток может выйти из комнаты, прислушаться к разговору и остаться. Главное, чтобы дети видели, как родители дружат, общаются, обсуждают новости, слушали взрослые, не всегда понятные разговоры — и обязательно имели право голоса в этих беседах.

5. Я садофоб, никто из моих детей никогда не ходил в детский сад. У меня самой о нём воспоминания неприятные, хотя это был отличный московский академический сад. На мой взгляд, ребёнок до школы — это всё-таки пуп земли, ему нужно много внимания, качественного индивидуального общения. А в большом коллективе этого не получить. Что касается социализации, то у наших детей проблем с этим нет просто потому, что семья большая, дома всегда много людей, приходят друзья детей, дети друзей, иногда мои бывшие студенты, наши друзья. Ну и, конечно, мы ходим на кружки, секции по интересам — там дети учатся не только какому-то делу, но и общению, отношениям «учитель — ученик».

6. Как говорила моя мама: «До 12 лет ты ребёнку всё уже сказала, теперь только сохранять отношения». Она имела в виду, что все родительские взгляды, позиции по каким-то вопросам к 12 годам дети отлично усваивают. И наверное, не нужно дальше надоедать им с нравоучениями об одном и том же. Лучше слушать их самих: все они в какой-то момент влюбляются, решают бесконечно важные для них вопросы. Здорово, если у них будет возможность поговорить об этом с вами. Не стоит тратить энергию на очевидные вещи — например, из года в год твердить, как важно хорошо учиться. Если талдычить с утра до вечера банальности, то как потом говорить об алкоголе, презервативах, да мало ли ещё о чем?

7. Подростки — чемпионы по противному поведению. И это нормально. Я читала очень интересную книгу «Непослушное дитя биосферы» Виктора Дольника — учёный-биолог в ней анализировал поведение человека с точки зрения животных инстинктов. Помимо прочего, в книге было рассказано, что не только подростки неспроста ведут себя противно. Мы, родители, сами раздражаемся на них не только в ответ на их поведение. Это часть естественного механизма сепарации: если мы всегда будем любить ребёнка так, как любили его в условные пять лет, и будем с ним настолько же близки, мы никогда его от себя не отпустим. Для этого и нужно то самое отчуждение, в котором на самом деле нет ничего плохого, — это естественно. Ребёнок перестаёт опираться на нас, родителей, и ищет опору в себе самом, а мы вместо слияния с ним начинаем в итоге уважать его отдельность.

8. По-моему, нельзя насильно выводить подростка на чистую воду, даже если видишь, что он врёт. Как и прижимать ребёнка к стенке, вести себя как следователь. Нужно всегда давать достойный путь к отступлению. С одним из наших детей такое было, не буду говорить, с которым. Он даже не врал, а просто очень сильно ошибся и по этому поводу переживал — наделал глупостей, понимал, что поступил неправильно, но не знал, как теперь с этим быть. И вот мы шаг за шагом восстанавливали обстоятельства дела, обсуждали, что и когда он совершил, — это была ужасная сцена, очень тяжёлый момент. В целом же я придерживаюсь такого правила — если на вопрос «Что-то случилось?» ребёнок отвечает: «Ничего», — то я просто говорю, что так не смогу ему помочь. Если ребёнок верит, что родители — это помощь, если знает, что примут и помогут, — это очень много. Другое дело, что мы никогда не знаем, правда ли он верит.

9. Набивание собственных шишек — важный этап взросления. У нас на эту тему даже есть одна семейная байка. Моя мама окончила школу в Ульяновске, а потом они с приятелем поехали в Москву — поступать в МГУ на мехмат. У нас в семье много поколений там учились. Родители дали им с собой из дома пирожки, а они их на вокзале выбросили — мы же, мол, взрослые, не комильфо ходить по Москве с кульком от мамы. Уже вечером, в общежитии, серьёзно пожалели об этом и потом все пять лет учёбы вспоминали несчастные выброшенные пирожки. Наверное, каждый подросток должен в какой-то момент «выбросить свои пирожки». Иначе потом ему в жизни будет гораздо труднее.

10. Ни один школьный учитель не воплотится в идеального педагога из вашей мечты. Не потому, что хороших учителей нет, — наоборот. Просто у родителей всегда будут вопросы и претензии, ведь учитель — живой человек. Он тоже где-то родился, рос, учился, у него тоже есть семья и жизненный опыт. И требовать от живого человека стать кем-то из ваших личных фантазий по меньшей мере странно. Поэтому главные мои требования к школе сосредоточены не вокруг подробностей поведения конкретного учителя.

Я хочу, чтобы школа взяла на себя важную образовательную рутину; хочу, чтобы в ней было ценное для ребёнка общение и среди детей, и среди взрослых. И обязательно, чтобы дети чувствовали себя в школе комфортно, примерно на одном уровне со всеми: быть сильно умнее остальных так же сложно, как и быть двоечником среди отличников.

mel.fm

«Кроме того, у меня недавно родился пятый ребенок»

Ирина Хованская работает на общеуниверситетской кафедре высшей математики, а лучшим преподавателем Высшей школы экономики 2011 года ее считают студенты факультета прикладной политологии ВШЭ.

― Ирина Аскольдовна, как вы думаете, зачем нужен подобный конкурс?

― Интересно знать, как студенты оценивают наше преподавание и разработанные нами курсы. Тем более, в Вышке большой разброс по уровню преподавания — есть, у кого учиться, есть, куда тянуться и к чему стремиться.

Я стала победителем конкурса как преподаватель семинаров. Наверное, вышла какая-то путаница, потому что я в прошлом году читала только лекции. Поэтому считаю, что премию мы делим с преподавателями, работавшими со мной в прошлом году: с Ильей Щуровым и Дмитрием Дагаевым. И Илья, и Дмитрий недавно работают на нашей кафедре. Я считаю обоих прекрасным приобретением для кафедры, для наших студентов.

Мне бы еще хотелось сказать, что мы всегда внимательно читаем результаты опросов студентов. Очень жалко, что они не всегда делаются аккуратно, да и результаты доступными становятся поздно.

― Вы работаете на кафедре высшей математики, а лучшим преподавателем стали на факультете прикладной политологии. Насколько сложно преподавать высшую математику политологам, вообще гуманитариям?

― Наша работа заключается в том, чтобы преподавать именно тем студентам, которые есть, а не студентам вообще. Под любую аудиторию нужно подстраиваться, материал должен быть адекватным, уровень и способ изложения должны соответствовать. Где-то нужно жертвовать объемом, где-то строгостью. Студентов на факультет политологии не отбирают по уровню знаний математики, но это совсем не значит, что все они слабо подготовлены. Это значит, что все они очень разные: есть сильные ребята, а есть те, для кого целью было сдать ЕГЭ по математике выше порога отсечения, то есть не получить неудовлетворительную отметку. Важно, чтобы стержень курса, основные понятия и навыки были доступны таким студентам. Не менее важно, чтобы более продвинутые в математике ребята не заскучали, узнали что-то новое и полезное. Мы стараемся готовить много дополнительных заданий, и более сложных, и более простых. Первые нужны, чтобы подготовленные студенты не скучали, двигались дальше, вторые помогают тем, кому трудно. Конечно, проверяя такое множество разнообразных дополнительных заданий, мы бы просто не выжили. Здесь нам очень помогли наши учебные ассистенты, студенты математического факультета Нина Сахарова и Павел Соломатин. Сотрудничать с ребятами было интересно и приятно, я думаю, наш курс стал от их участия лучше.

― Какие дисциплины вы преподаете?

― В прошедшем году у политологов было два математических курса: обязательный «Высшая математика в политологии» и необязательный по алгебре и началам анализа для первого курса бакалавриата. В магистратуре я читала специальный курс по теории риска.

― А вы еще на каких-то факультетах преподаете?

― В прошлом году я преподавала только на факультете политологии, а до этого был опыт работы со студентами факультетов социологии, менеджмента, отделения логистики. В начавшемся учебном году я преподаю математический анализ первокурсникам совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ.

― Нужны ли какие-то специальные методические приемы, чтобы преподавать математику студентам другого направления?

― Я недавно читала интервью моего школьного учителя Рафаила Калмановича Гордина. Его спрашивали о методах преподавания. Он сказал: «Ничего нового в преподавании со времен сократовских бесед не придумали. Нужно каждый день готовиться к урокам, всегда быть в тонусе и искренне хотеть, чтобы тебя поняли». Есть почти универсальная формула, одинаковая для всех: не важно, кому и что преподаешь, работа в принципе одна и та же. Нужно поставить достижимую цель, разбить путь к ней на этапы и пройти этот путь вместе со студентами, помогая им преодолевать трудности и не забывая оглядываться по сторонам, смотреть назад и вперед.

Кстати, мне очень приятно, что среди победителей конкурса не только я училась у Рафаила Калмановича.

― В двух словах — зачем политологу высшая математика?

― В политологии есть много разделов, в которых применяются математические методы, причем довольно сложные. Если вы возьмете современный учебник по политологии, то там будут не только формулы и вычисления, но и довольно-таки сложные математические конструкции. А в научных статьях бывают по-настоящему сложные модели. Задача же нашего курса, который читается всему первому курсу политологов — не только научить решать конкретные задачи и доказывать теоремы. Мы стараемся показать те области политологии, где применяется математика. Дело в том, что к январю первого года обучения студенты должны выбрать специализацию. Специализация «Политические исследования» предполагает занятия более математизированной политологией, они будут учить математическую статистику, теорию игр, другие дисциплины. Как сделать выбор, не зная ничего о предмете? Чем меньше сведений, тем более слепой выбор. Мы читаем и обзорные лекции, у нас бывают «гостевые» лекции приглашенных профессоров. Так, в прошлом году у нас были лекции Рубена Ениколопова и Константина Сонина, у которого есть публикации в ведущих политологических журналах мира. Они, разумеется, не делают упражнений со студентами, не решают задач, они показывают перспективу для применения математических знаний в разных сферах, связанных с политологией, рассказывают о своей работе. И студенты видят, нужно ли им это, нравится ли. Если «цепляет», то они идут на ту специализацию, где будут разбирать работы своих «гостевых лекторов».

― В данном случае математика является для политологов инструментом?

― Да, конечно.

― В ВШЭ много внимания уделяется связи образовательной и исследовательской работы. Как на вашей кафедре осуществляется такая работа, как активно участвуют в ней студенты?

― Наша кафедра по количеству публикаций и по занятиям наукой — далеко не последняя в Вышке, у нас работают действующие математики. В последние годы к нам пришло несколько активных молодых преподавателей и исследователей.

С другой стороны, математика — серьезная наука. Студенты-политологи не занимаются математическими исследованиями, это невозможно, для этого им нужно еще одно образование. Но курсовые, использующие статистические методы или теоретико-игровые модели студенты выполняют под руководством преподавателей нашей кафедры. В прошлом году под моим руководством писала диплом студентка отделения прикладной математики, и получилось, по-моему, удачно. Сейчас на новом факультете филологии ВШЭ по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика» преподаватель нашей кафедры Юрий Кудряшов будет одним из руководителей научно-исследовательского семинара. Современные лингвисты используют довольно много математики, вот и будет общий семинар лингвистов и математиков. Студенты аналогичного отделения МГУ вообще половину времени на мехмате проводят, там много математики. Кстати, на это направление пошли абитуриенты с хорошей математической подготовкой, среди них есть призеры всероссийской олимпиады по математике и обычные, «лингвистические» ребята. И учить их всех вместе — интересная и сложная задача.

― Преподавание и исследование — это интересно и отнимает много времени. На что еще остается время?

― Еще бы добавить часов восемь в сутки — и время бы оставалось! Такая работа, как наука и преподавание, занимают много времени, здесь не бывает так — рабочий день кончился и про работу можно забыть до завтра. Кроме того, у меня недавно родился пятый ребенок. Так что речи о свободном времени не идет.

Я работаю не только преподавателем, главное место моей работы в Вышке — это Лаборатория институционального анализа экономических реформ. Здесь все так, как когда-нибудь, хочется надеяться, будет во всей Вышке — у каждого сотрудника есть свое рабочее место, а то и своя комната, здесь много семинаров, не учебных, а исследовательских, в общем, работая здесь, успевать очень многое — реально.

― Вы окончили МГУ, а как попали в Вышку?

― Когда я закончила диссертацию, то начала искать преподавательскую работу. Я поняла, что хочу именно преподавать, мне казалось, что преподавание математики не-математикам должно быть интересно. С одной стороны, в России есть активная математическая жизнь, а с другой, — преподавание математики не-математикам превращается в какое-то неизбежное зло. Раньше в технических вузах курс математического анализа использовался как дополнительный инструмент проверки способности к освоению материала: если человек может два года изучать математический анализ и сдавать все экзамены и зачеты, значит, он способен учиться, и тогда государство может тратить на его образование деньги.

Сейчас, конечно, ситуация иная. Попробуйте сказать какому-нибудь постороннему человеку: «Я — математик», — это воспринимается если не с ужасом, то с каким-то трепетом уж точно. Хочется надеяться, что у наших студентов не будет ужаса в глазах, что им будет интересно. Математика абстрактна, нам хочется отмести лишние подробности. Математикам именно это нравится, а обычному человеку это кажется какой-то дикостью. Студенты часто спрашивают, будем ли мы решать «содержательные» задачи. Как будто в основном на уроках математики люди решают «бессодержательные» задачи. К сожалению, для огромной массы людей математика — это просто подстановка чисел в формулы. Мы пытаемся сделать наши курсы более осмысленными, более интересными.

― Что должен и чего не должен делать преподаватель в своей работе?

― Должен как следует готовиться, продумывать занятия для своих студентов, он должен уважать студентов, относиться к ним со вниманием. И, соответственно, не должен — все прямо противоположное.

― У вас есть жизненный девиз?

― У меня дома на холодильнике висит магнит с фразой Уинстона Черчилля: «Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь!». Девиза нет, но эту фразу я читаю каждое утро.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

www.hse.ru

Математико-экономические классы в 57-й школе в Москве | Экономика для школьников

Традиционно в Пятьдесят седьмой школе особое внимание уделяется изучению математики. С 2017 года мы решили кроме «традиционных» математических классов также открыть отдельный профиль для учеников, интересующихся экономикой.

По ряду причин решение о создании данного профиля было принято только в конце апреля 2017 года, поэтому первый (экспериментальный) набор в этот класс был проведен в самом конце мая – начале июня 2017 года. Учитывая экспериментальный характер класса было принято решение набирать физматэконом-класс, состоящий из двух внутренних профилей: физика+математика и экономика+математика. В экономической группе физматэконом-класс на сегодня 13 учеников.

За немногое время, прошедшее с начала учебного года, юные экономисты 8 класса 57 школы успели:

  • немного узнать, что такое экономика;
  • повстречаться с выпускниками Совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, магистратуры Bocconi University (Милан) и университета Майами;
  • послушать гостевые лекции про блокчейн, криптовалюту, инвестбанкинг
  • в Германии и интернет-маркетинг в Китае;
  • послушать гостевую лекцию Андрея Сергеевича Бремзена про то, что такое теория игр;
  • послушать гостевую лекцию Ирины Аскольдовны Хованской на ту же тему;
  • в количестве восьми человек стать победителями и призерами муниципального этапа ВОШ по экономике (среди учеников 9 класса) и поучаствовать в региональном этапе ВОШ;
  • в количестве двух человек стать победителями и призерами регионального этапа ВОШ и начать усердную подготовку к Заключительному этапу;
  • организовать и провести экономическую секцию на «Фестивале науки» в 57 школе и начать просить разрешения организовать то же самое для всех московских школьников в Центре педагогического мастерства.

Что мы предлагаем нынешним восьмиклассникам (добор в 9 экономический математико-экономико-физический класс)

Поскольку (из-за спешного, хотя и вполне успешного) набора на данный момент в экономической группе класса всего 13 учеников (на данный момент в классе 22 ученика), Пятьдесят седьмая школа 57 проводит дополнительный набор в экономическую группу 9 физматэконом-класса.

Желающие поступить в экономическую группу 9ФЭ класса проходят письменное испытание по математике. Абитуриенты, успешно сдавшие его, допускаются к собеседованиям по экономический математике (на собеседовании учащимся будет предложено решить задачи по математике с экономическим содержанием, в том числе оптимизационные задачи).

От письменных испытаний по математике освобождаются учащиеся, являющиеся победителями и призерами олимпиад по математике (список олимпиад и необходимый уровень достижений будет объявлен дополнительно).

От собеседования по экономике освобождаются учащиеся, являющиеся победителями Московской олимпиады школьников по экономике (за 8 класс) и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике (за 9 класс).

Конкурсные испытания будут проводиться в апреле 2018 года.

Успешно прошедшие испытания будут приглашены для посещения интенсивного курса экономики, который позволит успешно осваивать программу экономики в экономической группе 9 физматэконом-класса.

В мае 2018 года, после завершения интенсивного курса экономики, будет проведена зачетная работа. По результатам работы будет принято окончательное решение о зачислении в 9 класс. К работе будут допущены все успешно прошедшие предыдущие испытания (в том числе, не посещавшие интенсив).

Ведущий учитель предметов экономического блока: победитель конкурса «Учитель года Москвы», многократный лауреат грантов Правительства Москвы в сфере образования за подготовку школьников – победителей и призеров олимпиад, председатель оргкомитета Московской олимпиады школьников Дмитрий Леонидович Блидман.

Ответственный за дополнительный набор в экономическую группуфизматэконом-класса : кандидат физико-математических наук Хованская Ирина Аскольдовна.

С вопросами о наборе можно обращаться по электронной почте: [email protected]

Что мы предлагаем нынешним семиклассникам (информация про набор в 8 класс)

С 2018 года администрацией школы принято решение об открытии отдельного 8 математико-экономического класса. Весной 2018 года Школа 57 совместно с Центром Педагогического Мастерства проводит набор в этот класс. Мы ждем учеников, живо интересующихся экономикой и математикой.

На протяжении всех лет учебы в классе глубокое изучение экономической теории с использованием экономико-математических моделей, основ экономической статистики и эконометрики будет сочетаться с изучением того, как теория применяется в практической жизни. Значительное внимание в учебном курсе будет уделено современным направлениям экономической науки: основам поведенческой экономики и теории игр.

Важной частью учебного процесса в классе явится проектно-исследовательская деятельность. За время обучения школьники смогут выполнить несколько исследований разного уровня сложности, работу над которыми будут курировать преподаватели и старшекурсники ведущих московских программ по экономике, экономисты, работающие в различных государственных органах и бизнес-структурах.

В математико-экономическом классе будет вестись углублённое изучение математики, традиционное для 57 школы, особое внимание будет уделяться анализу решения прикладных задач, статистике, работе с данными.

Мы ждем от учеников активного и результативного участия в олимпиадах и конкурсах разного уровня. При этом участие в олимпиадах будет являться не только целью обучения, но и средством формирования и развития предметных и общеучебных компетенций.

Предметы экономического блока будет преподавать победитель конкурса «Учитель года Москвы», многократный лауреат грантов Правительства Москвы в сфере образования за подготовку школьников – победителей и призеров олимпиад, председатель оргкомитета Московской олимпиады школьников Дмитрий Леонидович Блидман.

Учебная программа реализуется с участием преподавателей и студентов Российской экономической школы, НИУ ВШЭ, экономического факультета МГУ.

Набор в класс происходит по результатам письменного испытания по математике и собеседования. На собеседовании абитуриентам будет предложено решить математические задачи с экономическим содержанием и ответить на вопросы, не выходящие за рамки школьного курса математики.

Конкурсные испытания будут проводиться в апреле 2018 года.

Материалы, полезные для подготовки к испытаниям, будут опубликованы на соответствующем разделе сайта в ближайшее время.

Призёры и победители олимпиады «Математический праздник» освобождаются от испытания по математике, победители МОШ по экономике (за 7 класс) освобождаются от собеседования.

Во время вступительных испытаний можно встретиться с преподавателями профильных предметов и задать интересующие вопросы.

Набор курирует заместитель директора кандидат физико-математических наук Ирина Аскольдовна Хованская.

С 19 февраля 2018 года начнет работу вечерняя экономическая школа (ВЭШ57), которая позволит семиклассникам познакомиться с основами экономической науки и представлять себе принципы преподавания в математико-экономическом классе. Занятия школы проходят по понедельникам в третьем здании школы (Хамовнический вал, 26). Регистрация на вечернюю экономическую школу по ссылке https://goo.gl/forms/kwTcFDvLp9jUAJPy2. Занятия бесплатные. Пропустившие первые занятия в ВЭШ могут начать посещение с 26 февраля.

Регистрация семиклассников, желающих поступить в восьмые профильные классы нашей школы, откроется на сайте http://www.sch57.ru в начале марта 2018 года. Вступительные испытания, встречи с преподавателями и администрацией будут проходить в третьем здании школы (Хамовнический вал, д. 26).

С вопросами о наборе можно обращаться по электронной почте: [email protected]

iloveeconomics.ru

Открытое образование: Онлайн-курс "Линейная алгебра"

  • 11 недель
  • от 2 до 3 часов в неделю
  • 2 зачётных единицы

Курс линейной алгебры для нематематических факультетов

Стандартный курс линейный алгебры, содержащий все необходимые для статистки и многомерного анализа приложения и алгоритмы, но не всегда содержащий подробные доказательства. Мы введём понятие линейности и линейного пространства, конечномерного пространства, линейного функционала, линейного оператора. Научимся оперировать матрицами, находить удачные базисы для линейных операторов (диагонализировать матрицу, если это возможно, найти жорданов базис в случае пространств небольшой размерности). Мы обсудим теорему Перрона-Фробениуса и ее приложение к индексированию страниц в интернете. Мы будем изучать квадратичные формы и их приведение к главным осям.

Формат

Каждая лекция состоит из нескольких видеофрагментов, продолжительности примерно 10 минут, между ними короткие упражнения. К каждой лекции предполагается домашняя работа. Курс предполагает две контрольных работы – промежуточную и финальный экзамен.

Гельфанд. Лекции по линейной алгебре Кострикин, Манин. Линейная алгебра и геометрия

Винберг. Курс алгебры

Требования

Владение базовыми математическими понятиями, знание школьной программы по математике, анализ решения систем линейных уравнений с двумя неизвестными, базовое знакомство с многочленами степени больше 3.

Программа курса

1. Линейное пространство, линейный функционал 2. Базис и размерность 3. Метод Гаусса. Решение систем линейных уравнений 4. Линейные отображения. Переход к другому базису 5. Определитель матрицы. Линейный оператор 6. Замена базиса линейного оператора. Собственные векторы, собственные значения, собственный базис 7. Жорданова нормальная форма. Сжимающие отображения. Теорема Фробениуса 8. Билинейные формы. Квадратичные формы 9. Ортогонализация. Приведение формы к главным осям 10. Метод наименьших квадратов

11. Итоговый экзамен в виде теста

Результаты обучения

- усвоение и корректное использование абстрактных понятий таких как: вектор, матрица, определитель матрицы, собственные значения матрицы, собственные вектора матрицы, линейный оператор, базис, линейные пространства, квадратичные формы, линейная независимость, жорданова форма - умение на основе анализа методами линейной алгебры увидеть и корректно сформулировать результат - умение самостоятельно увидеть следствия сформулированного результата - знание корректных постановок классических задач линейной алгебры

- умение самостоятельно построить алгоритм и проанализировать его

Направления подготовки

Для всех направлений, кроме 01.00.00 «Математика и механика».

openedu.ru


Смотрите также