Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Иван петрович кулибин биография


Кулибин Иван Петрович 1735 - 1818: биография кратко, годы жизни, деятельность

Выдающийся русский механик, инженер и изобретатель, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций.

Иван Кулибин родился в Нижнем Новгороде 10 (21) апреля 1735 года в семье мелкого торговца мукой. Поскольку отец его был старообрядцем, воспитание отличалось строгостью. С малых лет мальчика приучали к труду. Рано освоив грамоту, Иван встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Тем не менее самым интересным для него было чтение книг и создание различных игрушек. Отец благосклонно принял увлечения сына и позволил ему заниматься слесарным и токарным делом.

В 1758 году отец умер, и Иван открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Слава о чудесном мастере разнеслась по всему городу, после того как он починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток» самого губернатора. После этого отбоя от клиентов у Кулибина не было.

В 1767 году он был представлен императрице Екатерине II, совершавшей поездку по волжским городам. Мастер продемонстрировал царице свои изобретения, а также рассказал о часах, которые он хочет изготовить в ее честь.

И уже через два года он представил императрице телескоп, микроскоп, электрическую машинку и удивительные часы размером с гусиное яйцо. Особенно государыню поразил театр-автомат, в котором разыгрывались библейские сцены.

Подарки мастера произвели на Екатерину II неизгладимое впечатление. Она предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии наук, и он принял предложение. Это был самый яркий этап в жизни нижегородского мастера. Основным творческим направлением «главного механикуса Отечества» оставались часы. Они были самых различных размеров: от совсем маленьких «часов в перстне» до гигантских.

Кроме часов, Ивана Петровича интересовали и другие направления техники и механики.

В Петербурге по понятным причинам остро стояла проблема возведения мостов, и Кулибин занялся мостостроительством. В 70-е годы он спроектировал первый однопролетный деревянный мост через Неву, а уже в конце 1776 года успешно прошли испытания его модели.

Без Ивана Кулибина не проходило ни одно оформление карнавалов, торжественных мероприятий, празднеств и балов. Именно он устраивал всевозможные аттракционы, оптические забавы, «световые шутихи». Изобретенный им фонарь-прожектор даже при слабом источнике света давал сильное освещение. Система зеркал, используемая мастером, смогла осветить самые темные переходы Царскосельского дворца.

Именно Кулибину принадлежит первенство в изобретении массы механизмов, без которых невозможно представить современную жизнь. В 1791 году появился прототип современного велосипеда и легкового автомобиля. Кулибин сделал первый ножной протез, который предназначался для офицера Непейцина, героя Очаковской битвы. Первый лифт, или, как его называли в конце XVIII века, «подъемное кресло», тоже заслуга мастера. Эти изобретения можно перечислять долго. Среди них – оптический телеграф, «водоход», машины для добычи соли, мельницы, водяные колеса, геодезические и акустические приборы, подзорные трубы, солнечные и иные часы, точные весы и даже фортепиано и многое-многое другое.

Екатерина II по достоинству оценила заслуги мастера и наградила его медалью на Андреевской ленте с надписью: «Достойному. Академия наук – механику Ивану Кулибину».

В 1801 году Иван Петрович вернулся в Нижний Новгород и приступил к работе по совершенствованию самоходных судов. В это время мастер столкнулся с финансовыми проблемами. Катастрофически не хватало денег – крупные проекты были не дешевы. Для работы над самоходными судами Кулибин взял ссуду, которую погашал за счет своей пенсии.

Такова славная биография выдающегося русского изобретателя Ивана Кулибина. Он ушел из жизни 30 июля (11 августа) 1818 года в Нижнем Новгороде. 

histrf.ru

Иван Петрович Кулибин — механик, инженер, изобретатель. — Сообщество «Кулибин Club» на DRIVE2

Иван Петрович Кулибин

Выдающийся русский механик, инженер и изобретатель, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций.«Кулибин» — так до сих пор называют талантливых мастеров-самоучек. И это не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в российскую и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие. Он был многогранно талантлив, оставил в наследие потомкам множество изобретений, полезных в разных сферах жизни.

Иван Петрович Кулибин родился 10 апреля 1735 года по старому стилю в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. Его отец был старообрядцем и воспитывал сына в строгости, с ранних лет приучая к труду. Иван освоил грамоту и счет у дьячка, а затем встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Однако больше всего юношу увлекало чтение книг и создание разных игрушек — «флюгеров, толчей, меленок». Убедившись в исключительных способностях сына, Кулибин-старший позволил ему заниматься слесарным и токарным делом.

После смерти отца 23-летний Иван Кулибин открывает в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. И с тех пор, как он починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток» губернатору Аршеневскому, пошла народная молва о необыкновенном умельце. Нижегородская знать, дворяне, помещики, купцы стали постоянными клиентами Кулибина.

В 1767 году, во время поездки Екатерины II по волжским городам, представленный губернатором Иван Кулибин продемонстрировал государыне свои изобретения, а также рассказал о часах, которые замыслил смастерить в ее честь.Часы.

Часы подаренные императрице.

Через два года он привез царице телескоп, микроскоп, электрическую машину и уникальные часы размером с гусиное яйцо, которые в полдень исполняли музыку, сочиненную Кулибиным в честь приезда императрицы Екатерины II в Нижний Новгород. Государыню поразил встроенный механизм театра-автомата: «В нем ежечасно растворялись маленькие царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень, по сторонам двери стояли два воина с копьями. Отворялись двери златого чертога, и появлялся ангел. Камень, приваленный к двери, отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, стража падала ниц. Через полминуты появлялись жены-мироносицы, куранты играли три раза молитву «Христос Воскресе», и двери затворялись».

Поднесенный императрице дар произвел на нее столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру возглавить механические мастерские Академии наук. Кулибин принял предложение. Так начался новый, самый яркий, этап в жизни и творчестве «нижегородского посадского, вельми прилежного до всякого сотворения премудростей диковинных».

Однако часы оставались самой большой страстью «главного механикуса отечества», он создавал проекты разнообразных часовых механизмов от «часов в перстне» до башенных гигантов. Карманные «планетные» часы Кулибина, кроме указания на время, показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны.

Изобретательство к этому времени стало неотъемлемой частью жизни Ивана Петровича. Одним из первых он обратил внимание на необходимость мостостроительства. В 70-х годах XVIII века Кулибин спроектировал первый однопролетный деревянный мост через реку Неву, а в конце 1776 года успешно прошли испытания 14-саженной модели этого моста.

Часы.

Прожектор.

Прожектор Кулибина, дающий мощный световой поток от одной свечи.

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты — это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Также Кулибин создал карманные электрофоры. С тех пор, как при помощи обыкновенных зеркал Кулибин осветил темные переходы Царскосельского дворца, он неизменно участвовал в оформлении различных карнавалов, празднеств, торжественных ассамблей, балов, устраивая всевозможные фейерверки, «световые шутихи», оптические забавы, аттракционы.

Самобеглая коляска и другие истории.

Самокатка Кулибина.

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи. Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков.

Протез ноги.

Протез ноги разработанный Кулибиным.

На рубеже XVIII—XIX вв.еков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» — весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын — на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Подъемное кресло —

Подъёмное кресло (прообраз лифта) Кулибина.

первый в мире лифт — стало одним из любимейших развлечений высших сановников и дворцовой челяди.

МостыВ 1770-х годах Иван Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через реку Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору). В 1766 он построил модель этого моста в 1/10 натуральной величины. Она была испытана специальной академической комиссией. Проект получил высокую оценку математика Л. Эйлера, по модели Кулибина проверившего правильность своих теоретических формул. Однако проект не был осуществлен, хотя мост облегчил бы жизнь петербуржцев в периоды наводнений. С 1891 года Кулибин работал над вариантами металлического моста, но проект, несмотря на полную техническую обоснованность, был отклонен правительством.

Мост

Мост через Неву.

Оптический телеграф, «водоход», машины для добычи соли, мельницы, водяное колесо, даже фортепиано и многое другое — вот многообразное наследие Ивана Петровича, который был награжден Екатериной II специальной именной золотой медалью на Андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук — механику Ивану Кулибину».

Гениальный изобретатель, конструктор и ученый не только вызывал восхищение современников, но и оставил потомкам удивительные приборы и оригинальные научные догадки, не вполне еще оцененные. Как сказал великий математик Эйлер Ивану Кулибину: «Теперь Вам остается построить нам лестницу на небо».

Геодезические, гидродинамические и акустические приборы, готовальни, астролябии, электрические банки, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, солнечные и иные часы, барометры, термометры, ватерпасы, точные весы — таков далеко не полный перечень сделанного в мастерских под руководством Кулибина. Поле деятельности его необозримо. Особенно удивляет обилие оставленных им чертежей — около 2000 штук, от чертежей оптических и физико-химических приборов до грандиозных проектов мостов, машин, судов и зданий

Черты личности Кулибина

Неутомимый новатор, Иван Петрович был консервативен в привычках и домашнем быту. Никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Иван Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике

Семейная жизньКулибин был трижды женат, третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена принесла ему трех дочерей. Всего у него было 12 детей самого разного возраста: и бородатые мужчины и малолетние девочки. Всем своим сыновьям он дал образование.

Последний период жизни.

Последние десять лет своей жизни Кулибин провел в большой нужде, и в день его смерти в доме не было ни копейки. В свое время он легко мог бы разбогатеть, например, на изобретенном им протезе — каждая война увеличивала число инвалидов. Но, оказывается, Кулибин «в секрете» давно уже работал над вечным двигателем. Эта работа отнимала у него большую часть времени и средств и была любимой. «Более 40 лет времени занимался я во изыскивании самодвижущейся машины, упражнялся в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются» (1817).

www.drive2.ru

Биография Ивана Петровича Кулибина

Кулибин, Иван Петрович. Гравюра. I половина XIX в.

Иван Петрович Кулибин

Иван Петрович Кулибин родился в семье мелкого торговца мукой из Нижнего Новгорода. Произошло это 21 апреля 1735 года, 275 лет тому назад.

Отец Кулибина не дал сыну школьного образования. Он учил его торговать. Но сын томился за нелюбимым делом, и как только выпадала свободная минута, предавался нелюбимому занятию: мастерил разные диковины- игрушки, флюгера, шестеренки. Отец сетовал на сына, часто повторял «Наказал меня господь, из мальчонки не будет проку». Кулибин рос замкнутым мечтателем, одержимым идеей изобрести что-нибудь необычное. Всё, что касалось техники, сильно его волновало, особенно интересовали юношу часовые механизмы Но образования, полученного Кулибиным у дьячка, было недостаточно, для того, чтобы разобраться в этих сложных механизмах. На помощь пришли книги. Знания, полученные из книг, юноша проверял опытами.

Поездка Кулибина в Москву по делам городской ратуши дала ему возможность ознакомиться с часовым делом, приобрести инструменты, лучковый товарный станок и резальную машину. По возвращении из Москвы он открыл часовую мастерскую и стал значительно преуспевать в часовом деле. Постоянно изучая физику и математику, изобретатель усовершенствовал свое мастерство и вскоре убедился, что у него достаточно сил, знаний и уменья, чтобы создать часы собственной конструкции с многочисленными математическими устройствами.

В этом деле ему помог купец Костромин, взявший на себя все расходы по содержанию семьи Кулибина и по приобретению материалов и инструментов

Изготовление таких сложных часов, какими являлись часы «яичной фигуры», было исключительно трудным делом. Детали были настолько мелки, что окончательную обработку их приходилось вести под лупой. К тому же Кулибин был не только часовщиком, но одновременно слесарем, инструментальщиком, токарем по металлу и дереву, столяром-модельщиком и, кроме того, конструктором и технологом. Он был даже композитором, так как часы играли мелодию, им сочиненную.

Когда изготовление часов «яичной фигуры» подходило к концу, Кулибину удалось ознакомиться с микроскопом, электрической машиной, телескопом и подзорной трубой, привезенными из Москвы купцом Извольским. Эти приборы чрезвычайно заинтересовали Кулибина, и он собственноручно изготовил такие же. 20 мая 1767 года в Нижний Новгород приехала императрица Екатерина. Губернатор Аршеневский и купец Костромин, покровительствовавшие Кулибину, представили его царице. Она осмотрела электрическую машину, телескоп, микроскоп и чудесные часы, на изготовление которых механик потратил больше двух лет.

Часы эти были величиной с гусиное яйцо. Они состояли из тысячи мельчайших деталей, заводились раз в сутки и отбивали положенное время, даже половину и четверти. Царица похвалила талант изобретателя и пообещала вызвать Кулибина в Петербург.

Екатерина II сдержала слово. В марте 1769 года Иван Петрович был вызван в Петербург и определен заведующим механической мастерской Академии наук со званием механика. Поднесенные им Екатерине часы, электрическая машина, микроскоп и телескоп были переданы в кунсткамеру- учрежденный Петром Первым своеобразный музей. В котором хранились разнообразные диковинки.

Для пользы государства и общества

Петербургский период жизни И.П.Кулибина (1761-1801 гг.) был периодом расцвета его таланта смелых дерзаний. Провинциальный изобретатель-часовщик приблизился к источнику высшей научной мысли страны, из которого мог теперь черпать знания путем непосредственного общения с крупными учёными. Он получил в свое распоряжение мастерские с многочисленными отделениями (инструментальным, токарным, столярным, барометрическим, оптическим, пуансониым), со штатом квалифицированных мастеров

Вместе с тем Кулибину, одному из замечательных изобретателей XVIII века, всеми своими помыслами уходившему в решение крупнейших технических вопросов, приходилось жить на побегушках у академического начальства и значительную часть времени тратить на работу, весьма далекую от грандиозных изобретательских планов.

И все же Иван Петрович находил время для разработки своих изобретений. Он спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву. Столица крайне нуждалась в постоянном мосте. Но постройка такого моста при тогдашней мостостроительной технике представлял исключительные трудности. Нева широка и глубока. В этих условиях трудно было соорудить опоры(быки) для установки пролетов. Кулибин сумел сделать мост однопролетным, из одной арки. На средства, исходатайствованные ему князем Потемкиным, он приступил к постройке модели. Создание такой модели было крупным событием в строительной технике и привлекло внимание академика Л. Эйлера. Ученый с мировым именем не только ознакомился c чертежами моста, но и проверил расчеты Кулибина по определению грузоподъемности моста и нашел их правильными. 27 декабря 1776 года модель одноарочного деревянного моста была испытана в присутствии специальной академической комиссии. На мост было положено три тысячи триста пудов груза. Модель выдержала эту нагрузку, считавшуюся по расчету предельной. Кулибин велел увеличить тяжесть до 3800 пудов. После этого он взошел модель и пригласил не только комиссию Академии наук, но и рабочих, участвовавших в испытании. Все вместе прошлись несколько раз по мосту. Комиссии ничего не оставалось, как поздравить изобретателя с успехом. Комиссия признала, что по его проекту можно построить мост через Неву длиною 298 метров. Царица, «с крайним удовольствием» принявшая донесение о столь важном изобретении отечественного механика, и приказала наградить его деньгами и золотой медалью. А мост? Строить мост никто не собирался. Модель его приказано было «сделать приятным зрелищем публики, которая ежедневно во множестве стекалась удивляться оной». Вскоре интерес к модели и у правительства, и у публики остыл. В 1793 году был издан указ перенести её в сад Таврического Дворца и там перебросить через канал. Такова была судьба модели деревянного одноарочного моста, о которой знаменитый мостостроитель Д.Н. Жураховский сказал «На ней лежит печать гения».

Не был воплощен в жизнь и проект трехарочного железного моста, созданный Кулибиным через несколько лет.

Кулибин изобрел также оригинальный светильник, который можно считать прототипом современного прожектора. Для этого светильника он применил вогнутое зеркало, состоящее из огромного количества отдельных кусочков зеркальных стекол. В фокусе зеркала был помещен источник света, силу которого зеркало увеличивало в 500 раз.

Кулибин предназначал свой прожектор прежде всего для практических целей. Он изобрел фонари разной величины и силы: одни были удобны для освещения коридоров, больших мастерских, кораблей, были незаменимы для моряков, а другие- меньших размеров- годились для карет. Но петербургскую знать меньше всего интересовала возможность использовать этот фонарь, являвшийся в то время чудом техники, для нужд русского флота, для мануфактур или городского благоустройства. Кулибинские фонари были применены для декоративных и увеселительных целей.

Но Иван Петрович не опускал рук. Обреченный на должность придворного пиротехника, устроителя иллюминаций и бутафора, он продолжал и в этой сфере создавать изобретения, которые могли иметь огромное значение в народном хозяйстве и в военном деле, если бы только его «покровители» этому не препятствовали. Таким изобретением было, например, его машинное водоходное судно.

По замыслу Кулибина, Устройство «водоходного судна» было следующим. Один конец каната привязывается к неподвижному предмету на берегу (или якорю, заносимому вперед), другой обвивается вокруг гребного вала на судне. Течение давит на лопасти колес, они приходят во вращение, и канат наматывается на гребной вал. Судно начинает двигаться против течения.

Испытания проводились на Неве особой правительственной комиссией. «Множество народа собралось на берегах Невы, желая посмотреть, как пойдет судно без парусов и весел, против ветра и течения, единой силой той же текущей воды». Когда оно пошло так быстро, что двухвесельный ялик едва мог держаться с ним наравне, громкое «ура» грянуло в привет русскому самоучке, который, стоя на своем судне, сам управлял машиной.

За построенное судно Кулибин был награжден пятью тысячами рублей, но в действие его судно так и не было введено. В социально-экономических условиях того времени суда с бурлацкой тягой были выгоднее машинных судов. 28 сентября 2004 года исполнилось 200 лет испытаниям «водохода»

Но и это не обескуражило изобретателя. Он по–прежнему устремляет «все свои мысли на изобретение казне и обществу полезных машин». В 1791 году Кулибин создал самокатку- трехколесный экипаж, приводившийся в движение педалями, связанными остроумным передаточным механизмом с ведущими колесами машины. «Слуга становился на запятки в приделанные туфли, подымал и опускал ноги попеременно без всякого почти усилия, и одноколка катилась довольно быстро». Она могла везти «одного или двух праздных людей».

В том же году Кулибин сконструировал механические ноги (протез). Первый протез он сделал артиллерийскому офицеру Непейцину. Результат изумил самого Кулибина. Когда изготовленный протез был привязан к ноге Непейцина, то он, обувшись в сапог, «на первый случай с тростью пошел, садился и вставал, не прикасаясь до неё руками и без всякой посторонней помощи».

Военные хирурги признали изобретенный Кулибиным протез самым совершенным из всех тогда существовавших и вполне пригодным к употреблению. Но и это изобретение не принесло Кулибину ничего. Кроме расхода. Пока судили да рядили, собираясь испытать протез на опыте. Применяя его к раненым, некий пронырливый француз выкрал это изобретение и, Как утверждают, продал его потом Наполеону, получив изрядный куш.

Разработка указанных изобретений требовало от Кулибина не только времени. но и денег, нужных на приобретение материалов. Оплату вольнонаемных мастеров. Не имея собственных средств и не получая никаких сумм из казны, Кулибин был вынужден занимать деньги. Путь профессионального изобретателя с каждым годом становился всё более тернистым. Отказавшись от руководства мастерскими, Иван Петрович стал получать всего 300 рублей в год. А им владела уже новая идея о создании модели оптического телеграфа. Кулибин разработал и телеграф оригинальной конструкции, и секретный телеграфный код. Но государственное и общественное значение этого изобретения. Не было оценено теми. От кого зависела возможность сооружения телеграфа. Первый телеграф в России был установлен в 1835 году французом Шато, которому русское правительство уплатило 120 тысяч рублей только за «секрет» устройства его оптического телеграфа, хотя в России задолго до этого был разработан Кулибиным более совершенный телеграф.

Проект отклонен

Уже с 1791 года Кулибин добивался у правительства средств: для внедрения в волжское судоходство машинных судов. Канцелярская, волокита с рассмотрением его прошений тянулась много лет. Скончавшуюся Екатерину сменил на престоле Павел, после Павла стал царствовать Александр I. Он познакомился с предложением Кулибина, «каким образом удобнее и без отягощения казны ввести во употребление на реке Волге машинные суда, для пользы государства». Кулибин просил немного: выдать ему вперед за два года его жалованье на постройку судна. В случае неудачи все расходы он принимал на себя. Царь удовлетворил просьбу изобретателя. В 1891 году Кулибин с семьей выехал из Петербурга в Нижний Новгород, чтобы приступить к постройке водоходного судна.

Еще до приезда в Нижний Новгород он наметил программу, и методы производства своих опытов и тотчас начал проектировать и строить пробное судно. По словам сына Ивана Петровича «...в сем упражнении он провел 1802 — 1803 — 1804 годы, трудился, не жалея ни сил, ни здоровья, претерпевая жестокие ветры, сырость и морозы, усердствуя ускорить исполнение пламенного желания своего». Ивану Петровичу было уже 70 лет, и он «едва мог превозмочь сне не малотрудное дело».

Официальное испытание правительственной комиссией пробного машинного судна состоялось 28 сентября. Результаты его были вполне благоприятны. С грузом в восемь тысяч пятьсот пудов судно шло против течения со скоростью 409 сажень в час. Нижегородский губернатор А.М.Руновский, отметив «oтличное усердие и рвение И.П.Кулибина», сообщил правительству, что применение этого судна на Волге «было бы для навигации не бесполезно». Но охотников применить машинное судно. Кулибин так и не нашел. Оно стояло у берега и гнило, а на Волге, как и встарь, бечевою тянули суда и раздавалась бурлацкая песня, «подобная стону».

В 1807 году по распоряжению губернатора Кулибин передал судно на хранение городской думе под расписку, а чертежи послал в министерство внутренних дел. Но не в интересах господствующего тогда класса было поддерживать мероприятия по сокращению рабочей силы путем механизации труда. Проект Кулибина отклонен, а судно за 200 рублей продано на дрова.

Кулибин – символ русского изобретательства – в конце жизни увлекся созданием вечного двигателя и, потратив все свои сбережения на несбыточную мечту, умер в бедности,

окруженный чертежами, работая до последнего вздоха.

И. П. Кулибин, начав своё творчество с изобретения невиданных часов, пошёл по одной из больших дорог технической мысли того времени и занял место в ряду пионеров, разрабатывавших на практике точную механику.

Источники: Пипуныров, В.Н. Иван Петрович Кулибин, 1735 - 1818 / В. Н. Пипуныров, Н. М. Раскин. — Л. : Наука, 1986 .— 300,[1] с. : ил;

Кочин, Н.И. Кулибин, [1735-1818] / Николай Иванович Кочин; ил. Б. Лебедева.- М.: Советская Россия, 1972. - 93, [1] с. : портр.

Памятник И.П. Кулибину в Нижнем Новгороде

libryansk.ru

Что изобрел Кулибин И. П.: самые известные творения талантливого мастера

Большинство идей великого инженера-самоучки Ивана Петровича Кулибина не нашли поддержки властей того времени. Из всех творений мастера сегодня можно увидеть только самоходную коляску и диковинные часы, подаренные императрице. Однако имя гениального человека не только дошло до наших дней, но и стало нарицательным.

Имя этого человека стало нарицательным и произносится с восхищением, когда нам посчастливится наблюдать за работой мастера — автора полезного изобретения, открытия или удивительного механизма.

Кто такой Кулибин: краткая биография

Кулибин Иван Петрович родился в Нижегородской губернии в апреле 1735 г. Его отец был мелким купцом, семья проживала в усадьбе в слободе Подновье. Сегодня на этом месте в Нижнем Новгороде стоит памятный знак, сама же усадьба не сохранилась.

О детстве и юности Кулибина известно, что мальчик много читал и увлекался техникой, насколько это было возможно в то время. Профессия торговца не прельщала его. Он выучился на слесаря, токаря и часовщика. Образования помимо этого не получил.

Благодаря своему упорному труду он сумел произвести впечатление на императрицу. Кулибин преподнес ей в подарок удивительные часы с боем, музыкой и крошечными фигурками, которые двигались под действием часового механизма.

За этот исторический подарок Иван Петрович был назначен в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Так началась работа знаменитого мастера, инженера и изобретателя в столице России.

Лопастной водяной двигатель

Среди изобретений Кулибина выделяется водоход, принцип работы которого был похож на коноводное судно. Такие грузовые суда использовали на Руси наряду с бурлацкими. Якорь груженого судна бросали далеко впереди, завезя его на шлюпке, а затем с помощью лошадей подтягивали к нему судно. Механизм представлял собой водяные колеса, приводимые в движение потоком речной воды. Через зубчатую передачу вращение передавалось на другую ось, на которую была намотана якорная цепь. Пока судно подтягивало себя к первому якорю, далеко впереди бросали второй, и судно шло дальше.

Всего Кулибин создал три проекта водохода, последний только на бумаге. Испытание первой модели прошло не настолько успешно, чтобы впечатлить чиновников из водного департамента. Они сочли проект слишком дорогим и неэффективным, бурлаки способны протащить груз на большее расстояние за одни сутки. Хотя изобретатель внес в первый проект значительные усовершенствования, он был отклонен.

Лифт для Ее императорского величества

Сама Екатерина II была заказчицей изобретателя. С годами ей становилось все труднее передвигаться по своему огромному дворцу, а лифт с канатами, прикрепленными под крышей здания, ее величество категорически не устраивал.

Находчивый инженер предложил механизм, не нуждавшийся ни в каких канатах. «Подъемное кресло» двигалось вниз и вверх по вертикальным винтам, было простым и безопасным устройством. Привести его в действие было под силу одному крепкому мужчине. После смерти императрицы подъемный механизм перестал быть нужен во дворце, и его шахту заложили кирпичом.

Первая идея моста через Неву

Столица нуждалась в стабильной переправе через Неву. Существовавшие тогда наплавные мосты приходилось разводить во время ледохода. Конструкция одноарочного моста, предложенного Кулибиным, решала эту проблему.

Спроектировав 300-метровый однопролетный мост, инженер создал его модель в одну десятую оригинала. Она была установлена и успешно испытана в Таврическом саду на глазах скептиков и сомневающихся. Однако мост через Неву по проекту Кулибина так и не был построен.

Рис. 1. Проект однопролетного моста через Неву

Его конструкция была передовой для своего времени и отвечала требованиям, заявленным в конкурсе на мост через Темзу. Этот конкурс укрепил русского изобретателя в мысли, что его идеи отвечают духу времени и отражают реальные запросы города.

Самоходная коляска — прообраз первого автомобиля

Самоходка Кулибина развивала скорость до шестнадцати километров в час — невиданную по тем временам для такого новаторского средства передвижения. Фактически она представляла собой велосипед со сложной коробкой передач, тормозным и рулевым механизмами. Ради снижения веса коляски Кулибин разработал ее трехколесной.

Человек, приводивший коляску в движение, нажимая на педали, имел возможность отдыхать — коляска могла некоторое время ехать самостоятельно. «Самобеглая коляска» имела маховое колесо и подшипники качения. Отмечали, что у коляски был очень мягкий ход, несмотря на высокую скорость.

Действующая модель самоходной коляски существует, она была воспроизведена по чертежам Кулибина. Изобретение не было введено в производство, как и многие другие детища мастера. Среди знати, только развлекавшейся новыми механизмами, не нашлось человека с коммерческой жилкой и пониманием перспектив техники.

Рис. 2. Модель самобеглой коляски Ивана Кулибина

Первый протез

Поручику, потерявшему ногу при штурме Очакова, удалось продолжить военную карьеру и дослужиться до чина генерал-майора благодаря протезу ноги, сконструированному Иваном Кулибиным. Это была не просто «деревянная нога», заменявшая конечность.

Протез был выполнен из металла и состоял из нескольких частей. Голень, полая внутри (для легкости конструкции), соединялась шарниром со стопой на пружине, которая при ходьбе сгибалась и выпрямлялась, а при надевании одежды фиксировалась в нужном положении.

Было тщательно продумано и крепление протеза к телу. Система шин и ремней надежно и удобно крепила искусственную ногу к туловищу. Изобретатель предусмотрел специальные опорные перекладинки для правильного распределения тяжести при ходьбе.

Серийное производство «механических ног» не было налажено военным ведомством в России, но позднее подобные протезы стали выпускать во Франции.

Что еще изобрел инженер-самоучка

Вклад Ивана Кулибина в теорию и практику строительства мостов, судов, подъемных механизмов и других машин не ограничивался перечисленным. Иван Петрович создавал точные инструменты для навигации, астрономических и других научных исследований. Например, он сделал микроскоп без хроматических аберраций по проекту Эйлера, мощный прожектор с параболическим зеркалом, довел до совершенства технику шлифовки оптических стекол.

Императрица высоко оценила «дальнеизвещающую машину», семафор с проектом специальной башни. Код для шифровки сообщений Кулибин тоже придумал сам. Машина передавала информацию на расстояние прямой видимости, затем по цепочке таких башен — дальше.

Но признанием и восхищением знати пользовались в основном изобретения Кулибина для развлечения публики: хитроумные автоматы, сложные фейерверки, предметы роскоши.

Музыкальные золотые часы, заключенные в корпус в форме пасхального яйца, украшенного богатой чеканкой, уцелели до наших дней. Сложный механизм часов состоит из четырехсот деталей, часть которых приводит в движение множество фигурок механического театра.

Увлечение идеей создания вечного двигателя

Идея вечного движения занимала долгие годы ум и время знаменитого изобретателя. Иван Петрович не получил фундаментального образования, он был талантливый инженер-практик и самоучка.

Идея вечного двигателя издавна привлекала людей, но теоретическое обоснование возможности построить такую машину не было получено. Во второй половине XVIII века Парижская академия наук и Лондонское королевское общество официально объявили о том, что не принимают больше проекты подобного рода.

Тем более странно, что великий математик Эйлер поддерживал в Иване Петровиче веру в реальность вечного двигателя. Кулибин интересовался новостями науки и техники и старался, насколько это было возможно в то время, получать информацию обо всем, что изобретали другие в этих областях. Однако точно не известно, прочел ли Кулибин статью Петербургской академии наук с критикой всех проектов «непрерывного движения» и указанием на теоретическую невозможность его создания.

В статье прямо говорилось, что многие искусные в механике мастера разорились, преследуя недостижимую цель. Действительно, Кулибин тратил личные средства на разработку своей идеи, работал упорно до самой кончины, а критику отвергал, ссылаясь на авторитет великого математика.

В мечту Кулибина верил также его биограф, журналист и литератор Павел Свиньин. Его книга «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения» вышла в свет в 1819 году.

Несмотря на заблуждение о природе энергии, несмотря на то, что мало изобретений были внедрены в практику, имя и дух Ивана Кулибина остались примером упорства и изобретательности.

udiwis.ru

Кулибин Иван Петрович: изобретения

В русском языке есть много выражений, имеющих двузначный смысл. Например, прозвучало выражение: «Ай да кулибинец, придумал такое»! Чтобы понять смысл произнесенного, надо хотя бы знать, - кто такой Кулибин, и воспринимать относительно себя правильный смысл этих похвальных слов! Изобретения Кулибина Ивана Петровича поражают глубиной и широтой мысли русского изобретателя того времени. Он пытался познать все точные науки, постоянно совершенствовал не только свои творения, но и другие сложные технические механизмы.

Иван Петрович Кулибин: краткая биография

Жизнь русского изобретателя охватывает период с конца 18 века до начала 19 века. Будущий ученый родился в Нижнем Новгороде в семье мещанина, отец его торговал мукой, и это занятие было предначертано сыну. Юному мальчику не хотелось всю жизнь провести на базаре, с ранних лет его тянуло к занятиям механикой, практическому применению ее в жизни. Он не посещал школу, а самостоятельно выучился грамоте у дьячка. Тяга к знаниям была велика у Ивана, поэтому он самостоятельно выучил такие науки, как физика и химия.

Кроме того, он выучился игре на фортепиано, писал оды и хорошо пел.

Таланты будущего великого механика стали проявляться еще в раннем возрасте. Иван Кулибин своим изобретением убедил отца, что должен выбрать другую профессию, а не торговать мукой.

Чуть позже И. П. Кулибин сконструировал и представил императрице Екатерине ІІ удивительные на то время часы. Она оценила изобретение, и по ее распоряжению он был переведен в Петербург. На протяжении долгого времени Иван Петрович служил при Императорской Академии наук, состоял членом Вольного экономического общества и долгое время возглавлял работу Инструментальной палаты при Академии наук.

За выдающиеся заслуги И. П. Кулибин был жалован со стороны Екатерины ІІ и Александра І денежными премиями и удостоен особой золотой медали.

На протяжении жизни Иван Петрович был женат три раза, последний брак состоялся, когда ему исполнилось 70 лет. От всех браков у И.П. Кулибина появилось 11 детей: четыре сына и семь дочерей.

Всю свою жизнь Иван Петрович Кулибин неутомимо работал, тратя на свои проекты собственные средства, поэтому и умер в бедности. Могила с величайшим русским изобретателем находится в Нижнем Новгороде на Всехсвятском кладбище, где установлен памятник величайшему человеку.

Изобретения великого русского механика

Кулибин Иван Петрович и его изобретения поражают широтой своей мысли и неординарностью. Так, великий русский механик сконструировал и модернизировал следующие проекты.

Гидравлическое устройство перекачки воды.

В 13 лет И. Кулибин создал гидравлическое устройство для налива воды в пруд и перекачки лишней жидкости из источника. Внедрение этого аппарата помогло нормализовать процесс размножения рыбы в пруду.

Часы с кукушкой.

На то время придумал совмещение механики часов со звуком.

Новые функциональные часы.

В период с 1764 г. по 1769 г. придумал и воплотил свои рационализаторские идеи при создании нового часового механизма. Оригинальной была форма часов в виде гусиного яйца. Самое уникальное – это их устройство. Часы показывали не только секунды и часы, но также времена года и фазы Луны, при этом они каждый час открывались, а в полдень играла музыка. На циферблате был изображен храм Воскресения.

Зрительные трубы, телескоп, микроскоп и электрическая машина.

Неполный перечень достаточно сложных технических устройств, которые Иван Петрович сделал по образцам.

Проект мостов через реки Нева и Волга.

Спроектировал мост в один пролет через реку Нева, при этом длина моста предполагалась в 298,704 метра (140 саженей, 1 сажень - 2,1336 метра). Знаменитый академик Леонард Эйлер проверил все вычисления И. П. Кулибина, отметив точность и правильность всех математических расчетов. После этого он напечатал об этом в Академию Наук. Практические испытания модели, которая была уменьшена в 10 раз, были проведены 27 декабря 1776 года во дворе Академии Наук Российской империи. И они были успешны.

Проект железного моста в три проема через Волгу был совершенен.

И в наше время многие выдающиеся инженеры отзываются о конструкциях И. П. Кулибина как наиболее рациональных, поскольку мост поддерживается аркой, а раскосная система предотвращает его изгиб.

Фонарь с отражающими стеклами.

И. П. Кулибин усовершенствовал фонарь за счет установки отражающих стекол, что усилило силу света до 25,5 км. Данное изобретение стало использоваться для света маяков, освещения длинных галерей и т.д.

Прототипы будущих протезов.

Иван Петрович первый в мире разработал и стал делать механические руки и ноги для ампутированных частей тела. Данная идея протезирования на практике в полном масштабе начала реализовываться во Франции после войны с Россией (1812-1813 гг.).

Устройство для открывания форточек на окнах.

Современный способ открывания и закрывания окон с помощью веревок первым придумал И. П. Кулибин. Он предложил открывать форточки в Царскосельском дворце, которые располагались высоко от земли, с помощью шнурков.

Освещение помещений с помощью зеркал.

Иван Петрович придумал освещать темные помещения и коридоры во дворце императрицы с помощью зеркал, которые усиливают дневной свет.

Уникальные фейерверки.

Создал оригинальные на то время комнатные фейерверки, огненные фонтаны, ракеты. При их запуске в помещении не оставалось следов пороха и дыма.

Проект судна, которое двигалось против течения.

Передовой на то время проект судна, которое за счет движения встречной воды двигалось без парусов против течения. Такое изобретение успешно прошло все испытания в 1806 году, и Иван Петрович ходатайствовал о постройке данного типа кораблей в России.

И это не полный перечень изобретений И. П. Кулибина.

Наш соотечественник не только придумывал сложные механические устройства, но и успешно решал другие проблемы, связанные с механикой. Причем другие ученые не могли справиться с такими задачами. Так он с легкостью решил следующие задачи:

  • починил сложный механизм машины, которая демонстрировала движение планет в Академии Наук;
  • создал автомат, который играл в шашки и давал посетителям различные советы;
  • сконструировал устройство для безопасного передвижения емкостей с расплавленным стеклом на заводе;
  • придумал и сделал подъемную машину по винтовой лестнице для императрицы, причем кресло двигалась без каких-либо канатов и цепей;
  • решил задачу по спуску корабля «Благодать» с 130 пушками на борту, который застрял на эллинге, и строители «опустили руки».

Сам Кулибин Иван Петрович и его изобретения были уникальными для того времени. Проекты их основывались на глубоких знаниях законов механики и физики. К сожалению, многие идеи не были воплощены в жизнь.

Читайте также:

Иоганн Бесслер и его вечный двигатель: миф или правда?

Интересные факты про Пушкина

vseonauke.com

Кулибин Иван Петрович - Русский Изобретатель

Русский изобретатель. Заведующий механической мастерской в Академии наук Петербурга.

Иван Кулибин родился 21 апреля 1735 года в селе Подновье, Нижегородская область. С ранних лет мальчик проявил себя как очень смышленый и способный к обучению. Особенно удивлял окружающих своими механическими поделками и умением разобраться в сложных механизмах, которые видел впервые. Отметив талант сына, отец отдал его на обучение слесарному, токарному и часовому ремеслу, в которых юноша быстро достиг большого мастерства. Талантливого парня заметили и пригласили в Нижний Новгород. Там у него имелась часовая мастерская. Иван Петрович посвящал свободные часы изобретению различных устройств.

     Узнав о том, что город должна посетить императрица, Кулибин решил удивить ее своими часами, которые в то время носили только богатые люди и стоили очень дорого. Заручившись поддержкой друга отца, купца Михаила Костромина, помогавшего его семье и всячески поддерживая, начал работу над часами для императрицы. Поскольку подарок создавался для августейшей персоны, то и часы предполагали уникальное исполнение достойное императрицы.

     Работа над часами велась с 1764 по 1767 год. Корпус изделия выполнен из серебра с позолотой и имеет форму гусиного яйца, внутри которого находится уникальный механизм, состоящий из 427 деталей. Часы заводятся один раз в сутки. Циферблат изделия расположен снизу яйца. Для удобства пользования, гениальный мастер для этих часов сконструировал специальную подставку, которая позволяла видеть стрелки часов не переворачивая корпуса. Часы не только показывали время, но и отбивали часы, половину и четверть часа. Также, в них заключен крохотный театр-автомат с подвижными фигурками, воспроизводивший несколько мелодий. Свои уникальные часы Кулибин преподнес императрице Екатерине II, которая назначила его в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук.

    В течение следующих тридцати лет, Кулибин возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей. В 1772 году изготовил и провел испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве. Кулибиным изобретен фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом.

     В середине 1790-х годов стареющая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Императрица непременно хотела лифт-кресло, и перед изобретателем встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь через шестьдесят лет.

     После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма. Дважды, в 1792 и в 1799 году, Кулибин монтировал знаменитые часы «Павлин» работы английского механика Джеймса Кокса, которые постоянно экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа.

     В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование. В итоге водоходы так и не получили распространение. Далее построил механический экипаж с педальным приводом, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Вместе с оптиком Иваном Беляевым сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера - Фусса. Изготовил самокатную повозку, в которой применил маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения. Повозка приводилась в движение человеком через педальный механизм.

    Иван Петрович Кулибин скончался 11 августа 1818 года в Нижнем Новгороде.

В советское время Кулибин пропагандировался в патриотических целях как пример гения из народа. Его фамилия стала в русском языке нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле.

Именем Кулибина названы улицы во многих городах России. Бывшее Петропавловское кладбище в Нижнем Новгороде, где сохранился его надгробный памятник, с 1940 года называется парком имени Кулибина.

На 2017 год теплоход проекта 646 с названием «Механик Кулибин» 1955 года выпуска (рег. № РРР-142559) выполняет регулярные пассажирские перевозки по реке Лена в северные районы Республики Саха (Якутия).

Трижды был женат.

В третий раз женился в возрасте 70 лет.

Третья жена родила ему трех дочерей.

Всего имел 12 детей: пять сыновей и семь дочерей. Всем своим сыновьям дал образование.Известны его сыновья: Александр Кулибин (1798-1837; русский горный инженер, краевед, поэт, историк Алтайских заводов), Петр Кулибин, Семен Кулибин.

ruspekh.ru


Смотрите также