Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Кажаров артур гусманович биография


Проректор КБГУ Артур Кажаров – доктор исторических наук

Проректор по довузовской подготовке и дополнительному профессиональному образованию Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова Артур Кажаров успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук.

Диссертация «Становление национальной автономии Кабардино-Балкарии: предпосылки, альтернативы, итоги (1917–1920-е гг.)» была защищена в диссертационном совете на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет».

8 февраля члены диссертационного совета СКФУ приняли единогласное решение присудить Артуру Кажарову ученую степень доктора исторических наук.

Поздравляем Артура Гусмановича с высоким достижением и желаем ему крепкого здоровья, дальнейших успехов в научной деятельности, реализации идей и новых творческих замыслов!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

kbsu.ru

История успеха

Емузова Нина Гузеровна

Заместитель Председателя Правительства-министр образования, науки и по делам молодежи КБР

Год окончания: 1980

Факультет: Историко-филологический

Специальность: Русский язык и литература

Ученая степень: Доктор педагогических наук, профессор

Кунижев Вячеслав Хаждалович

 Министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР

Год окончания: 1985

Факультет: Промышленное и гражданское строительство

Специальность: Инженер-строитель

Ученая степень: Кандидат технических наук

Ошхунов Тимур Хусенович

Министр земельных и имущественных отношений  КБР

Год окончания: 2001

Факультет: Юридический 

Специальность: Юриспруденция

Награжден медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» II степени; Присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Кабардино-Балкарской Республики»

Тюбеев Альберт Исхакович

Министр труда, занятости и социальной защиты КБР

Год окончания: 1986

Факультет: Историко-филологический

Специальность: История

Ученая степень: Кандидат социологических наук

Тимижев Хусен Хамишевич

Заместитель министра экономического развития КБР

Год окончания: 2004

Факультет: Экономический

Специальность: Прикладная информатика в экономике

Кажаров Артур Гусманович

Заместитель министра образования, науки и по делам молодежи КБР

Год окончания: 1995

Факультет: Исторический

Специальность: История

Ученая степень: Кандидат исторических наук, доцент

Геккиев Султан Заурович

Заместитель министра образования, науки и по делам молодежи КБР

Год окончания: 2006

Факультет: Юридический

Специальность: Юриспруденция

Асанов Алим Орусбиевич

Заместитель министра здравоохранения КБР

Год окончания: 1998

Факультет: Медицинский 

Специальность: Лечебное дело

Ученая степень: Кандидат медицинских наук 

Хачетлова Елена Руслановна

Заместитель министра здравоохранения КБР

Год окончания: 1988

Факультет: Медицинский 

Специальность: Лечебное дело

Шонтукова Ирина Васильевна

Заместитель министра образования, науки и по делам молодежи КБР

Год окончания: 1991

Факультет: Филологический

Специальность: Русский язык и литература

Ученая степень: Кандидат педагогических наук, доцент

Кяров Эльдар Хасанович

Заместитель министра промышленности и торговли КБР

Год окончания: 2001

Факультет: Экономический

Специальность: Бухгалтерский учет и аудит

Этезов Руслан Сослакович

Заместитель министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР

Год окончания: 1981

Факультет: Промышленное и гражданское строительство

Специальность: Инженер-строитель 

Ацканов Ратмир Русланович

Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты КБР

Год окончания: 1995

Факультет: Учетно-экономический

Специальность: Бухгалтерский учет

Ученая степень: Кандидат экономических наук 

Романова Елена Владимировна

Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты КБР

Год окончания: 1986

Факультет: Медицинский

Специальность: Лечебное дело

Ученая степень: Кандидат медицинских наук 

Сохроков Мурат Хаутиевич

Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты КБР

Год окончания: 2000/2001

Факультет: Экономический/Юридический

Специальность: Бухгалтерский учет и аудит/Юриспруденция

Ученая степень: Кандидат экономических наук 

Афаунов Владимир Юрьевич

Заместитель министра курортов и туризма КБР

Год окончания: 1999

Факультет: Юридический

Специальность: Юриспруденция гражданско-правовая

Гятов Руслан Хашимович

 Глава местной администрации Зольского муниципального района

Год окончания: 1975

Факультет: Экономический

Специальность: Бухгалтерский учет, квалификация – экономист 

Инжижоков Сафарби Мухамедович

лава местной администрации Лескенского муниципального района

Год окончания: 1998/2003

Факультет: Медицинский/Экономический

Специальность: Лечебное дело/Бухгалтерский учет и аудит 

Заставский Александр Дмитриевич

лава местной администрации Прохладненского муниципального района

Год окончания: 1985

Факультет: Инженерно-технический

Специальность: Промышленное государственное строительство 

Муртазов Борис Суфьянович

Глава местной администрации Черекского муниципального района

Год окончания: 1998

Факультет: Математический

Специальность: Математика 

Залиханов Каншаубий Хажи-Омарович

Глава местной администрации Эльбрусского муниципального района

Год окончания: 1983/1998

Факультет: Физическая культура и спорт/Юридический

Специальность: Физическое воспитание/Юриспруденция 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

kbsu.ru

Магистратура в современном российском вузе: региональное измерение

МАГИСТРАТУРА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ВУЗЕ: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

КАЖАРОВ Артур Гусманович - канд. истор. наук, доцент. E-mail: [email protected] ТХАГАПСОЕВ Хажисмель Гисович - д-р филос. наук, проф. E-mail: [email protected] ЯХУТЛОВ Мартин Мухамедович - д-р техн. наук, проф. E-mail: [email protected] Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Россия Адрес: 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

Аннотация. На примере КБГУ анализируются особенности организации магистратуры. б региональном бузе. Отмечается, что при реализации магистерской подготовки наиболее чётко проявляются проблемы регионального буза б современной России. Ставится вопрос о необходимости корректировки стратегии разбития отечественного образования, б частности о расширении полномочий регионального вуза по реализации моделей подготовки магистров и об эффективной языковой политике б сфере образования.

Ключевые слова: магистратура, региональный вуз, ресурс магистерской подготовки, модель подготовки магистра, языковая политика, стратегия развития образования

Для цитирования: Кажароб А.Г, Тхагапсоеб Х.Г, Яхутлоб М.М. Магистратура в современном российском вузе: региональное измерение // Высшее образование в России. 2017. № 3 ( 210). С. 101-108.

Даже беглое ознакомление с тематикой рубрики «Из жизни вуза» за последние годы показывает, что особое место здесь занимает идея «вуз как генератор регионального развития» [1]. Это можно объяснить тем обстоятельством, что сегодня в силу сложности социального бытия региона (его экономики, культуры, управления) трудно рассчитывать на успешное решение задач его повседневной жизни без опоры на науку. Между тем в абсолютном большинстве регионов страны наука, как известно, представлена лишь в её вузовских формах. По этой причине столь же часто заявляет о себе и идея «взаимодействия вуза и региона» [2; 3]. Однако надо понимать, что реализация этих идей, а также способы и механизмы взаимодействия региона и вуза зависят не только от желания вуза, но и от того, насколько эта проблема осознаётся и учитывается в политике Минобрнауки. Здесь, увы, не всё благополучно: региональный вуз пока так и не стал субъектом стратегии развития образования в РФ, каковым он, по идее, должен быть, короче говоря, он

«выпадает из стратегии отечественного образования» - со всеми вытекающими отсюда последствиями [4; 5].

Начиная с 1990-х гг. процессы реформирования российского образования велись на политическом фоне становле-

ния глобального образовательного пространства. Главные заботы его основных акторов, на наш взгляд, обращены на экономику, а по сути - на взращивание «homo economicus» - человека, ориентированного на глобальную коммуникацию и глобальное потребление. В таком мире универсальным регулятором социальных отношений является рынок, а образование выступает как один из секторов рынка и, соответственно, ему надлежит строиться в рамках следующих идей и принципов:

• образование не несёт политических и идеологических функций, это лишь сектор экономики по производству услуг;

• главная цель российского образования - стать частью мирового образовательного рынка, следовать его принципам, концепциям и технологиям;

• наилучшие стратегические инструменты развития образования в нашем отечестве - это Болонский процесс, государственный образовательный стандарт, ЕГЭ и административно-избирательная иерар-хизация учебных заведений;

• абсолютная мера качества образования - компетенции, компетентности.

На этой идейной основе, которая хороша разве что для корпоративных университетов, функционирующих в развитой рыночной среде, но явно игнорирует реалии российских регионов, система образования в нашей стране с завидным упорством строилась многие годы. Однако время и факты показали, что глобализация вовсе не является творцом «общего пространства прогресса и равных условий развития» - она лишь создаёт глобальные потоки природных ресурсов, труда и информации, которые выгодны прежде всего творцам «правил игры». В такой ситуации в мире всё чаще и активнее заявляет о себе «борьба за идентичность » (национально-государственную, культурно-идеологическую, ценностно-ориентационную) как форма противодействия нынешнему варианту глобализации мира, что относится едва ли не в первую

очередь к нашей стране и к стратегиям отечественного образования,в особенности -регионального вузовского образования. Неудивительно, что Россия после десятилетий поисков и ошибок в последние годы начинает ориентироваться на социально-консервативный политический курс, который держится реальной почвы реальной действительности во всех её проявлениях.

В этом контексте вновь вернёмся к вопросу о роли регионального вуза. Ведь именно в его деятельности пересекаются главные проблемы и противоречия социокультурного бытия современной России. Их суть в следующем: с одной стороны, регионам необходимо добиваться технологической успешности (Россия, как известно, «прирастает регионами»), с другой - работать на сохранение и укрепление своей культурной идентичности и историко-культурных корней и устоев (российская культура сохраняется и приумножается провинцией). Позволяет ли повседневность региональных вузов решать эту ключевую двуединую задачу? В лучшем случае - отчасти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ситуация сегодня такова. В условиях налаженной общественно-экономической жизни вуз в регионе представляет собой обычный элемент социально-культурной инфраструктуры, который занят рутинным делом воспроизводства и развития кадрового потенциала территории, а также содействием научному и культурно-технологическому росту. Так было и в советское время, когда каждый вуз был «на вес золота» и работали механизмы планового управления всеми аспектами взаимоотношений вуза и региона. В 1990-х мы отошли от этой модели, перешли на рыночные отношения. Проблема, однако, в том, что в нынешних регионах (большей частью дотационных) рынок так и не стал эффективным регулятором отношений вуза и местного сообщества, т.е. заменой плановому управлению. В итоге для регионального вуза сложилась ситуация «неприкаянности».

Особенно явно это положение вуза проявляет себя, когда речь идёт о магистратуре. Ведь магистратура - это не просто высокий уровень профессионального образования, а прежде всего - необходимость создания исследовательских форм обучения, т.е. путей реального синтеза НИР и образования. А с этим, прямо скажем, беда: экономика большей части наших регионов, включая и нашу республику, интереса к науке и высоким технологиям, увы, не испытывает, поскольку пребывает в стагнации. В итоге получается так, что пока нас выручают «старые заделы».

Поговорим о них. Дело в том, что Кабардино-Балкарская Республика в 1990-е годы по счастливому стечению обстоятельств относилась к числу российских регионов, которые отличались «продвинутой структурой промышленности». В данном конкретном случае она включала: металлургию вольфрама и молибдена; станкостроение; производство алмазных инструментов; электротехническое и электронное машиностроение, в том числе производство приборов ночного видения. Не без влияния за-

просов этих отраслей промышленности в КБГУ сложились серьёзные научные школы по физике (твёрдого тела, поверхности и поверхностных явлений), химии (вольфрама, молибдена, высокомолекулярных соединений), по физикохимии и ряду направлений технологии машиностроения. Именно относительная сохранность указанных научных школ и направлений, а также их научных и технологических наработок ныне составляет реальную ресурсную базу по большинству направлений магистерской подготовки в КБГУ. Принципиально важно то, что эти наработки не только сохранились и пополняются - на их основе созданы конкретные структуры, структурные институции (лаборатории, учебно-исследовательские центры и т.д.). Вот наиболее значимые из них.

Научно-образовательный центр «Полимеры и композиты», действующий в следующих направлениях: проведение научных исследований по фундаментальным и прикладным направлениям в области химии и технологии высокомолекулярных

соединений; решение прикладных проблем, ведение проектно-конструкторских работ; внедрение результатов научных исследований в практику и учебный процесс.

«Лаборатория прогрессивных полимеров». Целью этой лаборатории, действующей совместно с Фондом перспективных исследований, является создание специализированных суперконструкционных полимеров для 3D-печати, а также разработка аддитивных машин и технологических режимов печати.

Медико-биологический центр, который располагает комплексом современного оборудования для выполнения молекуляр-но-генетических исследований, подготовки образцов для полимеразной цепной реакции (ПЦР), амплификации, электрофореза и интерпретации полученных результатов, секвенирования и фрагментного анализа. Основными направлениями научно-исследовательской деятельности центра являются:

1) изучение этногеномики коренных народов Кабардино-Балкарской республики с целью исследования генетических факторов риска ряда мультифакториальных и моногенных заболеваний;

2) исследования генов предрасположенности к онкологическим заболеваниям и анализ генетической структуры популяций КБР;

3) исследования генетической природы долголетия и болезней старения;

4) молекулярно-генетические исследования аллергических заболеваний;

5) геномный анализ, разработка мор-фофизиологических критериев к выживанию редких и эндемичных видов растений и животных;

6) идентификация генов, определяющих хозяйственно ценные признаки культурных растений.

Инновационные научно-образовательные центры. «Высокие технологии в машиностроении» и «Мехатроника и робототехника». Оснащены современным производственным оборудованием (метал-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лорежущие станки с числовым программным управлением, промышленные роботы, 3D-принтеры, контрольно-измерительная техника и пр.) и располагают программным обеспечением для реализации автоматизированного конструкторского и технологического проектирования на уровне ведущих мировых фирм. Центры предназначены для обучения студентов, аспирантов, преподавателей вузов, инженеров и техников предприятий машиностроения региона. Кроме того, сотрудники центров заняты исследованиями и разработками технологий и оборудования для современного автоматизированного машиностроения.

И ещё одна структура КБГУ, подпитывающая процессы реализации магистерских программ по целому ряду естественнонаучных и инженерных направлений, - Центр коллективного пользования «Рентгеновская диагностика материалов», который располагает современным научным оборудованием (рентгеновский дифрактометр ДРОН-6; рентгенофлюоресцентный элементный анализатор Спектроскан МАКС-GV; атомно-абсорбционный спектрометр АА6800; ИК-Фурье спектрометр Ш-Ргез1:1§е21; волновой рентгенофлуоресцентный спектрометр ARL ADVANT'X и др.).

Таким образом, магистерская подготовка по направлениям «Физика», «Химия», «Биология», «География», а также по ряду инженерных направлений в КБГУ базируется не только на ресурсах профильных кафедр, но и на возможностях перечисленных выше общеуниверситетских структур. Но и при всех этих обстоятельствах на некоторых направлениях ощущается нехватка современной базы магистерской подготовки. В связи с этим мы ищем инновационные инструменты решения этой проблемы, в том числе с использованием сетевой формы организации образовательного процесса на основе взаимодействия с вузами и иными организациями.

Немного статистики. Что нам удалось сделать в области магистерской подго-

товки в очерченных выше обстоятельствах? Первый набор в магистратуру был осуществлён в 1997 г. по двум направлениям, соответственно, первый выпуск из магистратуры состоялся через два года, в 1999 г., общей численностью 11 выпускников: четыре - по направлению «Физика» и семь - по направлению «Электроника и микроэлектроника». В дальнейшем масштабы магистерской подготовки в КБГУ неуклонно нарастали, и к 2016 г. годовой приём на магистерские программы составил более 600 чел., а выпуск за весь предыдущий период - около 3000.

В настоящее время КБГУ осуществляет подготовку магистров по 32 направлениям. При этом общий контингент обучающихся в магистратуре насчитывает около 1300 студентов очной формы обучения, что составляет 19,24% от общего количества обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры очной формы обучения. В КБГУ реализуются направления подготовки магистров, относящиеся к 20 из 50 укрупнённых групп и к пяти из восьми областей образования, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061. По указанным направлениям подготовки разработано 65 магистерских программ.

Общий контингент обучающихся в магистратуре КБГУ по всем формам обучения на данный момент насчитывает более 1500 чел., в том числе около 250 - на договорной основе (16,7%). Удельный вес магистрантов в общей структуре приведённого контингента обучающихся по образовательным программам высшего образования составляет 14,2%, а по образовательным программам бакалавриата и магистратуры очной формы обучения - 26,5%. По нашим сведениям, эти показатели существенно выше среднестатистических по вузам СКФО. Остаётся добавить, что основные профессиональные образовательные программы высшего образования в КБГУ разрабатываются с учётом соответ-

ствующих профессиональных стандартов, утверждённых Минтруда России. К тому же в целях повышения практикоориентирован-ности магистерских программ формируются механизмы раннего «погружения» обучающихся в профессиональную деятельность, создаются базовые кафедры в организациях-партнёрах КБГУ, а также обеспечивается участие представителей работодателей в разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ. И, конечно же, в центре внимания всех участников магистерской подготовки остаётся постоянное совершенствование электронной информационно-образовательной среды вуза, наполнение её учебно-методическими разработками как базы самостоятельной работы магистрантов.

Надо признать, что и при всех этих усилиях академическая мобильность магистров остаётся невысокой, а их трудоустройство после окончания подготовки далеко от 100%. Да и качество рабочих мест оставляет желать лучшего, что уже само по себе свидетельствует о наличии серьёзных проблем в процессах магистерской подготовки в условиях регионального вуза. Конечно, можно привычно требовать сверху от вуза, чтобы «всё у него росло и развивалось», в том числе магистерский уровень образования. Но если называть вещи своими именами, существующие сегодня нормативы организации и управления вузовскими процессами сковывают вуз, не оставляют ему простора для самостоятельных действий, в том числе по развитию магистратуры. Так, вуз лишен возможности маневрировать уровневой структурой образования и продолжительностью (сроками) реализации образовательных программ. Он не может разрабатывать и реализовывать различные модели подготовки специалистов. Как в подобных условиях заинтересовать регионального партнёра, подвигнуть его к участию в развитии вузовской деятельности и ресурсной базы вуза?

И ещё. До недавнего времени очевидные огрехи стратегии образования в стране прикрывались известной идеологией «образование - это услуга». Мол, отправляйтесь на рынок и решайте проблемы своего развития. Казалось бы, сегодня образование в России вновь обретает статус политического инструмента развития общества, страны, регионов. Означает ли это, в свою очередь, что масштабы и механизмы доступа региона к этому инструменту становятся принципиально иными? Увы, пока ничего подобного не происходит, хотя порой ситуация приобретает абсурдный характер. Так, в нашей республике (как и в любой другой), в нашем университете готовят филологов, обслуживающих местные этнические языки - кабардинский и балкарский. Понятно, что число носителей этих языков невелико и рынок труда для этих филологов мизерный - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако ситуация может стать принципиально иной, если готовить двух-профильных специалистов («кабардинская филология - русская филология», «балкарская филология - русская филология»). Это особенно важно, если учитывать, что ранний билингвизм, т.е. овладение русским и этническими языками с раннего детства (в домашних условиях, в детском саду, в начальной школе), становится коммуникативной нормой в современной России и залогом достижения высокой культуры владения русским языком в наших национальных регионах. Казалось бы, вот здесь и можно задействовать магистерские программы двухпрофильной филологической подготовки в интересах региона и страны. Однако сложившаяся практика управления вузовским процессом не позволяет вузу решить этот актуальный для региона вопрос.

Или другой пример. Мы считаем, что компетентностный подход не должен сводиться к калькуляции неких компетенций, а должен быть ориентирован на формирование определённой профессиональной идентичности [6]. Даже в инженерии, где

компетенции, казалось бы, довольно однозначны, можно говорить об инженерах типа «Эдисон» или «Тесла». Очевидно, что тип «Эдисон» - это инженер с установкой на усовершенствование техники и технологии в пределах существующей парадигмы, в то время как тип «Тесла» предполагает специалиста совсем иного склада - способного воплотить научные открытия (передний фронт науки) в новые парадигмы техники и технологии. Особенно проблематична подборка и компоновка компетенций, когда речь идёт о гуманитарных специалистах. Например, для школьного преподавателя годится целый спектр типов профессионально-ролевой идентичности: «модератор», «навигатор», «интерлокер», «старший друг», «третейский судья», «философ», «эстет», «эрудит», «стилист», «блогер-предметник», «душа компании», а точнее - их сочетания, поскольку это отвечает запросам креативного общества. Однако у вуза нет полномочий разворачивать программы реализации подобных профессионально-компетент-ностных идентичностей. Перечень подобных примеров можно продолжать и далее.

Наше образование за последние десятилетия развивалось в сложных условиях постсоветских перемен, нарастающей глобализации мира и противоречивой государственной политики - от академических свобод «без берегов» (разрешено все, что не запрещено) до нынешней стандартизации и регламентации едва ли не всего значимого в образовании. Этот непростой этап привнёс в образование, разумеется, как плюсы, так и минусы, в том числе - противоречивые наслоения концептуальных идей и механизмов управления, сковывающие инициативу вуза и региона. Как преодолеть эту ситуацию? Ответ очевиден: на основе публичной открытой системной корректировки стратегий отечественного образования при самом широком участии вузов и научно-педагогического корпуса страны, региональных сообществ этого корпуса [7]. В частности,

стратегия развития российского образования должна быть безотлагательно дополнена, по меньшей мере, следующими ключевыми принципами:

- расширение полномочий вуза по созданию и реализации моделей подготовки специалистов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сопровождение инвестиций в экономику региона соответствующими мерами по развитию материально-технической базы регионального вуза и спектра его магистерских программ;

- эффективная языковая политика в сфере образования, которая базируется на выверенной системе мирового опыта, психолого-педагогических принципах билингвизма и полилингвизма;

- культурологическая политика в сфере образования, курируемая РАН и федеральными университетами и исключающая риск становления историографии, этнологии и филологии в регионах в качестве «прикладной теории» национализма, экстремизма и межэтнических конфликтов;

- хорошо продуманная практика объединения системы государственной аттестации кадров и системы переподготовки и повышения квалификации вузовского педагогического корпуса;

- эффективное использование потенциала межвузовской кооперации в реа-

лизации магистерских программ при нормативной и координирующей поддержке

Минобрнауки РФ.

Литература

1. Белоцерковсий А.В. Вузы как генераторы регионального развития // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 5-10.

2. Певзнер М.Н, Петряков П.А. Взаимодействие вуза и региона: Опыт стран СНГ // Вестник новгородского государственного университета. 2014. № 79. С. 58-64.

3. Ким И.Н. Будущее регионального вуза в контексте стратегии развития отечественного образования // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 20-29.

4. Тхагапсоев Х.Г. На путях в миражи? (К современным стратегиям развития образования в России) // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 21-29.

5. Тхагапсоев Х.Г. Региональный вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 38-42.

6. Тхагапсоев Х.Г. Компетентностное образование: к проблеме воплощения // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 71-76.

7. Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б. Российская образовательная реальность и её превращенные формы // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 87-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 17.01.17.

MAGISTRACY IN MODERN RUSSIAN UNIVERSITY: REGIONAL DIMENSION

Artur G. KAZHAROV - Cand. Sci. (Historical), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] Khazhismel G. TKHAGAPSOEV- Dr. Sci. (Philosophy), Prof., e -mail: [email protected] Martin M. YAKHUTLOV - Dr. Sci. (Engineering), Prof., e -mail: [email protected] Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, Nalchik, Russia Address: 173, Chernyshevskogo str., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360004, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the features and problems of magistracy development in the regional university on the example of Kabardino-Balkarian State University. It is noted that the problems of development of a regional university in modern Russia are most clearly manifested at realization of the master's training. The authors raise the question about a need to adjust the strategy of development of domestic education, particularly, about the expansion of the powers

108 Bbicrnee odpasoeame e Poccuu • № 3, 2017

of a regional university for the implementation of various models of master's training and about the effective language policy in education.

Keywords: magistracy, regional university, master's training resource, model of master training, language policy, strategy of education development

Cite as: Kazharov, A.G., Tkhagapsoev, Kh.G., Yakhutlov, M.M. (2017). [Magistracy in Modern Russian University: Regional Dimension]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3 (210 ), pp. 101-108.

References

1. Belotserkovsky, A.V. (2015). [Universities as Generator for Regional Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 5-10. (In Russ., abstract in Eng.).

2. Pevzner, M.N., Petryakov, P.A. (2014). [The Interaction Between the University and the Region: Experience of CIS Countries]. Vestnik Novgorodckogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Novgorod State University]. No. 79, pp. 58-64. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Kim, I.N. (2015). [The Future of a Regional Higher Education Institution within the Context of Strategic Development of National Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 20-29. (In Russ., abstract in Eng.).

4. Tkhagapsoev, Kh.G. (2012). [On the Ways to Mirage? On the Modern Strategies ofRussian Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 21-29. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Tkhagapsoev, Kh.G. (2014). [Regional University Falls out of Education Development in Russia]. Vy-sshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2, pp. 38-42. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Tkhagapsoev, Kh.G. (2013) [Competence-Based Education: To the Problem of the Implementation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 71-76. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tkhagapsoev, Kh.G., Sapunov, M.B. (2016). [The Modern Russian Educational Reality and Its Converted Forms]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6 (202), pp. 87-97.

The paper was submitted 17.01.17.

cyberleninka.ru

Воспевание «возлюбленной непохожести»

На прошлой неделе в череде культурных и научных событий особое место заняла конференция, проходившая с 24 по 27 октября в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова. Международный научный форум «Национальные образы мира в художественной культуре» был посвящен 85-летию со дня рождения литературоведа, философа, культуролога Георгия Дмитриевича ГАЧЕВА (1929-2008). На пленарном заседании, открывавшем конференцию, с приветственным словом к гостям обратился проректор университета по учебной работе Артур Гусманович КАЖАРОВ, который поприветствовал гостей конференции из разных стран (Италии, Казахстана, Беларуси, Украины), городов и регионов России (Москвы, Воронежа, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии). «Университет уделяет большое внимание развитию науки, приобщению к ней подрастающего поколения, - сказал А.Г. Кажаров. - Я считаю, что когда ученые встречаются лично и, глядя в глаза друг другу, обсуждают научные проблемы, это имеет принципиальное значение. Хочу подчеркнуть, что контент-анализ программы конференции показывает, насколько обширна ее проблематика. Здесь собрались не только филологи и философы, но и историки, этнологи, культурологи – все это свидетельствует о глубине научного наследия Г.Д. Гачева. Я вам желаю успехов в этом добром начинании». Затем проректор предоставил слово высокому гостю конференции – Председателю Парламента КБР Татьяне Борисовне ЕГОРОВОЙ: «От лица депутатов Парламента нашей республики хочу поприветствовать всех участников конференции и поздравить вас с открытием этого научного форума. Георгий Гачев – самобытный ученый, философ, литературовед, эстетик, его, наверное, можно причислить к ярчайшим явлениям современной культуры, а его изданные и пока еще неизданные труды долго предстоит штудировать последователям. Он автор множества идей, но, пожалуй, одним из главных его открытий является жанр «жизнемыслей» - философских дневников, и оно, наверное, не поддается литературному тиражированию. Мы очень рады, что конференция проходит в Кабардино-Балкарском государственном университете. Тематика сегодняшней конференции – яркое свидетельство того, что профессорско-преподавательский коллектив вуза не просто дает знания студентам: вы учите их мыслить самостоятельно, а это всегда очень важно. Изюминкой нашей конференции является, как я поняла, студенческая секция, в которой примут участие научно ориентированные студенты КБГУ. Каждый человек, который думает, движется в своем развитии, достигает совершенно иных высот, и мне бы очень хотелось, чтобы наша молодежь, наши студенты помнили об этом и не боялись ставить перед собой новые, может быть, порой кажущиеся неразрешимыми цели и задачи». Особенность конференции придавала прежде всего личность, которой она была посвящена. Георгий Дмитриевич символизирует собой особое направление в гуманитарных науках, характеризующееся подлинным синкретизмом подходов, методов и направлений. Он не боялся смешивать не только литературоведение, культурологию, лингвистику и философию, но и все эти науки с естественнонаучным знанием для того, чтобы глубже вникать в суть изучаемых явлений, да и самой жизни. Вся его деятельность была устремлена к познанию загадок мироздания, человеческой психологии, ментальности народа, самой его жизни, ее души, он никогда не разделял свой личный жизненный опыт и научный. Может быть, именно поэтому ему удалось воплотить в своих трудах подлинно гуманитарный подход, не допускающий равнодушия и отвлеченности.

Другим важным моментом успеха конференции «Национальные образы мира в художественной культуре» стало особое приближение к главному герою практически всех ее научных дискуссий. Дело в том, что сопредседателем конференции стала дочь Георгия Дмитриевича Гачева – Анастасия Дмитриевна, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской Академии наук. Словно бы воплощенное присутствие Георгия Дмитриевича, его дочь уже одним своим присутствием поддерживала особую атмосферу, созданную организаторами конференции. Здесь необходимо выделить имена профессоров кафедры русской и зарубежной литератур Бориса Инзреловича ТЕТУЕВА и Зухры Ахметовны КУЧУКОВОЙ, которые взяли на себя огромный труд проведения научного форума такого уровня. Возможно, именно личное, «привлеченное» отношение к памяти Г.Д. Гачева (он выступил в качестве официального оппонента на защите докторской диссертации Зухры Ахметовны) позволило им собрать в Нальчике так много людей, считающих себя последователями ученого, знавших его лично, попадающих в орбиту этнокультурной исследовательской парадигмы, которую сформулировал в своих трудах Георгий Дмитриевич.

Как подчеркивалось на открытии конференции, одной из основных ее особенностей стала студенческая секция. Своими впечатлениями об этой секции и о конференции в общем поделилась одна из ее участниц – студентка четвертого курса Института филологии Фатима ТАУМУРЗАЕВА: «Приятной особенностью студенческой секции, которую отметили все докладчики и гости, была непринужденная и уютная атмосфера, столь нехарактерная для типичных официозных научных конференций. Ментальные особенности различных народов и стран мира показаны в работах студентов через призму совершенно различных составляющих культуры: от национальных танцев до телевизионных фильмов и реклам. Были среди них и авторитетные представители этнокультурной школы Гачева в КБГУ, уже выступавшие со своими докладами на подобных конференциях в Москве, - Мариям КАРКАЕВА, которая рассказывала о становлении и развитие вышеназванной школы в КБГУ, и Ася БОРОКОВА, изучившая в своей работе французскую ментальность, а также и студенты начальных курсов. Несмотря на то, что для многих из них это первые шаги в изучении национальных образов мира, работы не уступали по содержанию и оформлению работам остальных докладчиков. Так, студентка 2-го курса русского отделения Карина ГЕНДУГОВА изучила женский образ на страницах нашей республиканской прессы, в том числе и в газете «Горянка». Диана КОКОВА, представитель Института делового администрирования и туризма КБГУ, взглянула на феномен «влюбленной непохожести» стран мира совершенно с иной стороны – со стороны экономики: предметом изучения ее научной статьи стали различные экономические школы мира. Фатима МАМСИРОВА рассматривала вопрос русского национального кода в произведениях Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО, а Дана ПАШТОВА изучила отражение ментальных особенностей народов на примере их национальных эпических героев: Гайавата, Королевич Марко, Сигурд, Бадыноко, Кришны. Японский психо-космологос был рассмотрен Джамилей ТЕППЕЕВОЙ. Удивительно содержательными оказались работы Санят ОЗРОКОВОЙ по изучению национальных танцев, Залины ТХАЗАПЛИЖЕВОЙ, в которой рассматривала различные этнокультурные типы воспитания в фильме Томаса БАЛЬМЕСА «Малыши». В своем докладе постаралась отразить этнические преломления в телевизионных рекламах различных стран мира. В конце работы секции, после вручения сертификатов участников из рук самой Анастасии ГАЧЕВОЙ, дочери великого культуролога, была проведена викторина по основным книгам Георгия Дмитриевича».

1 октября 2019 года состоялось очередное заседание Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики, 02.10.2019 Избирательная комиссия 5 и 6 октября на Площади Абхазии в Нальчике не будет традиционной ярмарки выходного дня, сообщает сайт администрации города. 03.10.2019 РИА Кабардино-Балкария В Баксане на центральном стадионе состоялся традиционный районный турнир по мини-футболу, посвященный памяти командира отделения СОБР МВД по КБР подполковника Мурата Шхагумова, 02.10.2019 РИА Кабардино-Балкария

Министерство культуры РФ, Министерство культуры КБР приглашают на международный фестиваль поэзии «Всадник чести», посвящённый 105-летию со дня рождения народного поэта КБР Алима Кешокова В программе: 03.10.2019 Кабардино-Балкарская правда Торжественная церемония передачи символа Всероссийского театрального марафона прошла в Музыкальном театре. 03.10.2019 Кабардино-Балкарская правда Воспитанница прохладненской СДЮСШОР по лёгкой атлетике Мария Ласицкене (Кучина) стала первой в истории женских прыжков в высоту трёхкратной чемпионкой мира, выиграв в понедельник очередное первенство планеты, 02.10.2019 Кабардино-Балкарская правда В Доме Правительства КБР состоялось заседание Совета при Главе Кабардино-Балкарской Республики по стратегическому развитию и национальным проектам. 03.10.2019 Кабардино-Балкарская правда В рамках исполнения указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» на основании федерального закона «О ветеранах» две вдовы участников войны из селений Исламей и Нижний Куркужин получили свидет 02.10.2019 РИА Кабардино-Балкария

nalchik.bezformata.com

Кажаров Артур Гусманович

Кажаров А. Г. Вопросы землевладения и землепользования в условиях становления и развития государственности Кабардино-Балкарии в 1920-е гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 13. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64097.htm.

ART 64097

Автор: А. Г. Кажаров

Просмотров: 1701

В статье исследуются вопросы землевладения и землепользования в условиях становления и развития государственности Кабардино-Балкарии, можно сделать некоторые выводы. Основным вопросом, предопределившим образование объединенной автономии кабардинского и балкарского народов, был земельный вопрос Балкарии, невозможность решения земельного вопроса балкарцев без прирезки кабардинских земель. Все материалы, подготовленные на разных уровнях власти и относящиеся к проблеме формирования КБАО, подготовленные как сторонниками, так и противниками образования объединенной автономии, свидетельствовали об этом. Даже такой важный вопрос, как вопрос о принципах формирования органов власти, был отодвинут на задний план территориальным фактором. Была найдена удачная, действительно компромиссная, формула. Сущность ее во взаимном признании как земельных интересов и нужд Балкарии, так и исторических национально-территориальных прав Кабарды. В этой формуле был заложен достаточно глубокий компромиссный потенциал, который позволил снять казавшиеся совсем недавно «неустранимыми» территориальные коллизии между Кабардой и Балкарией. Глубинные предпосылки означенного компромисса лежат в области природно-географических факторов - объективно неустранимой территориальной связанности кабардинского и балкарского народов. Создание Кабардино-Балкарской автономной области стало формой национально-государственной институционализации этой связанности. Все это предопределило безальтернативную необходимость проживания их в рамках одного административного подразделения. Исторический опыт 1920-х гг. показал, что отход от этой линии был чреват пагубными последствиями. Только объединение Кабарды и Балкарии и конструктивный диалог политических лидеров двух народов позволили избежать крупных конфликтов.

e-koncept.ru

Список научных и учебно-методических трудов Кажарова Артура Гусмановича

СПИСОК

научных и учебно-методических трудов

Кажарова Артура Гусмановича

Наименование работы, ее вид

Форма работы

Объем в п. л.

Соавторы

Научные издания

1

2

3

4

5

6

1

К истории формирования территории КБАО (тезисы)

Печат.

Тезисы докладов Северо-Кавказской региональной научной конференции студентов, аспирантов молодых ученых «Перспектива - 99». Нальчик, 1999.

С. 6-8.

2

1920-е гг.: предпосылки территориальных споров на Северном Кавказе (статья)

Печат.

Вестник КБГУ. Серия «Гуманитарные науки». Нальчик, 1999.

С. 64-68.

3

Этнотерриториальный аспект становления Кабардино-Балкарской автономии (статья)

Печат.

RESPUBLICA Альманах социально-политических и правовых исследований. Вып. 1. Нальчик, 2000.

С. 7-36.

4

Из истории этнотерриториальных отношений в Терской республике в 1918 г. (статья)

Печат.

Вестник КБГУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. 6. Нальчик, 2001.

С. 5-8.

5

Изменение территории КБАО: предпосылки, характер, масштабы (статья)

Печат.

Материалы Северо-Кавказской региональной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Перспектива-2001». Т. 1. Нальчик, 2001.

С. 199-202.

6

Формирование этнотерриториальной структуры КБАО (К историографии проблемы) (статья)

Печат.

Материалы Северо-Кавказской региональной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Перспектива-2001». Т. 1. Нальчик, 2001.

С. 202-207.

7

Кабарда и Балкария в процессе административно-территориального переустройства Северного Кавказа (1918 – первая половина 1920-х гг.). (Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук).

Рукопись

Нальчик, 2001.

1,0 п. л.

8

Территориальный аспект образования Кабардинской автономной области (статья)

Печат.

Сборник научных трудов молодых ученых. Т. II. Нальчик, 2001.

С. 123-128.

9

Кабардино-карачаевские этнотерриториальные отношения в первой половине 1920-х гг. (статья)

Печат.

Сборник научных трудов молодых ученых. Нальчик, 2003.

С. 48-53.

10

Актуализация национального вопроса в Кабардино-Балкарии на рубеже х гг. (статья)

Печат.

Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива 2003».

Т. V. Нальчик, 2003.

С. 46-49.

11

Территориальный фактор выхода Кабарды из Горской республики (статья)

Печат.

Эльбрус №гг. Нальчик, 2004.

С. 133-143.

12

Вопросы землевладения и землепользования в условиях становления и развития государственности Кабардино-Балкарии в 1920-е гг. (статья)

Печат.

Материалы научно-практической конференции «Земельные отношения в Кабарде и Балкарии: история и современность». Нальчик, 2005.

С. 122-143.

13

Педагог и ученый (статья)

Печат.

Сборник статей к 80-летию «Образец служения науке». Нальчик, 2005.

C. 36-39.

14

Территория Кабарды и Балкарии в начале XX в. (статья)

Печат.

Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: II выпуск. Нальчик, 2005.

С. 201-217.

15.

Проблемы формирования Кабардино-Балкарской автономии в 1922 г. (статья)

Печат.

Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Выпуск 10. Нальчик, 2005.

С. 26-30.

16.

Проблемы взаимоотношений Кабарды и Горской АССР (статья)

Печат.

Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: III выпуск. Нальчик, 2006.

С. 283-321

17.

Проблемы формирования системы автономий на Северном Кавказе в начале 1920-х гг. (статья)

Печат.

Материалы международной научной конференции «Кавказоведение: опыт исследований» 13-14 октября 2005 г. Владикавказ, 2006.

С. 394-408.

18.

Этнотерриториальные конфликты на Северном Кавказе в первой половине 1920-х гг. (статья)

Печат.

Ломоносовские чтения 2005: Стратегия развития гуманитарных технологий в постдипломном образовании в России и за рубежом / Научная конференция. Сборник докладов / Под общей ред. проф. . М.: ТЕИС, 2006.

С. 326-331.

19.

Талантливый руководитель и человек высокого ума (О ) (статья)

Печат.

Университетская жизнь № 9 (127

Специальный выпуск «Владимир Калиметович Тлостанов: 75 лет со дня рождения»

0,5 п. л.

20

Советское национально-государственное строительство на Северном Кавказе: проблемы начального периода (статья)

Печат.

Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 4. (ВАК)

С. 165-168.

21

Проблемы формирования объединенной автономии в «исторической» интерпретации национальных движений Кабардино-Балкарии

Печат.

Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 12. (ВАК)

С. 292-301.

22

Административно-территориальное размежевание Кабарды и Карачая в 1920-е гг. (статья)

Печат.

Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: V выпуск. Нальчик, 2007.

С. 48-70.

23

Становление советской автономии Кабардино-Балкарии

Печат.

История многовекового содружества. К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии с Россией. Нальчик, 2007.

С. 342-360.

, и др.

24

С юбилеем, коллега! (К 50-летию )

Печат.

Университетская жизнь. № 31, 5 октября 2007 г.

0,2 п. л.

25

Из истории формирования административно-территориальных границ КБАО ( гг.) (статья)

Печат.

Народы Северного Кавказа и Россия (К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии с Россией). Материалы Всероссийской научной конференции 18-21 октября 2007 г. Нальчик, 2007.

С. 197-206.

26

Политико-идеологические аспекты проблем преподавания новейшей истории России (статья)

Печат.

Баксанский педагог № 9 (57) октябрь 2007 г.

0,1

27

Кабарда и эволюция форм государственности народов Северного Кавказа в 1920-е гг. (статья)

Печат.

Материалы Второго (очередного) съезда ученых-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 27 февраля 2006 г.). Ростов н/Д, 2007.

С. 75-83.

28

Революция 1917 г. в России и проблемы формирования государственности народов Северного Кавказа (тезисы)

Печат.

Вс. Ф. Миллер и актуальные проблемы кавказоведения (I Всероссийские Миллеровские чтения). Тезисы докладов Владикавказ, 19-20 ноября 2008 г. Владикавказ, 2008.

С. 93-95.

29

Этнотерриториальный аспект распада Горской республики (статья)

Печат.

Ученые записки Российского государственного социального университета 2008. № 4. (ВАК)

С. 196-201.

30

Этнотерриториальная и административно-территориальная структура Кабардино-Балкарии (статья)

Печат.

Хасэ № февраль-март 2009.

0,4

Дзамихов Х. М.

31

Трудности и противоречия образования Горской АССР ( гг.) (статья)

Печат.

Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 10. (ВАК)

0,6 п. л.

32

Национально-государственные процессы в Кабардино-Балкарии в 1922 г. (статья)

Печат.

Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. №ВАК)

0,4 п. л.

33

Об авторе и книге (предисловие) (статья)

Печат.

Калмыков историка в поисках истины. Нальчик: Эль-Фа, 2009.

0,2

34

Активный участник межнационального диалога (К юбилею ) (статья)

Печат.

Кабардино-Балкарская Правда. 12 января 2010 г. № 2 (22794)

0,1

35

и кабардино-карачаевские этнотерриториальные отношения в начале 1920-х гг.

Печат.

Вымысел и Истина. Пятигорск: РИА-КМВ, 2010.

0,8

С. 276-292

36

Этнотерриториальная и административно-территориальная структура Кабардино-Балкарии (статья)

Печат.

Этнотерриториальная и административно-территориальная структура Кабардино-Балкарии и проблемы реализации в КБР Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Составитель . Нальчик, 2010.»

2,5 п. л.

С. 4-60.

Дзамихов Х. М.

37

Предисловие (статья)

Печат.

Описание Кабарды 1827 года. Сост. . Санкт-Петербургский филиал архива РАН. Нальчик, 2010.

0,1 п. л.

С. 3-5

38

Российская историография реформ 50-70-х гг. ХIХ века на Северном Кавказе (О )

Печат.

Университетская жизнь № 27, 16 октября 2010 г.

0,2 п. л.

39

Национально-государственные процессы на Северном Кавказе в гг. (статья)

Печат.

Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ», посвященной 235-летию присоединения Осетии к России, 150-летию со дня рождения , 225-летию основания г. Владикавказ. 6-7 октября 2009 г. Владикавказ, 2010.

0,6 п. л.

40

Интересы мнимые и истинные

Печат.

В интересах мира и согласия в КБР (материалы форума адыгских общественных объединений КБР 4 апреля и общереспубликанского митинга 17 ноября 2009 г.). Составитель и редактор: Председатель КСАОО КБР . Нальчик, 2010.

0,3 п. л.

С. 54-57

41

и некоторые проблемы национально-государственного

развития народов Северного Кавказа в начале 1920-х гг.

Печат.

Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: IX выпуск. Нальчик, 2010.

0,8 п. л.

С. 76-90.

42

Докладная записка товарища Алиева «История национальной розни между

Карачаем и Кабардой и земельный вопрос (Публикация документа и комментарии)

Печат.

Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: IX выпуск. Нальчик, 2010.

0,4 п. л.

376-400.

43

, историческая динамика этнической карты Кабардино-Балкарии. е годы / Отв. ред. . М.: ИЭА РАН, 20таблиц; 26 карт. – 108 с. (Рецензия)

Печат.

Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: IX выпуск. Нальчик, 2010.

0,6 п. л.

С. 449-465

44

Описание Кабарды 1827 года. Сост. . Санкт-Петербургский филиал архива РАН. Нальчик, 2010. (Рецензия)

Печат.

Университетская жизнь. №, 4 декабря 2010 г.

0,1 п. л.

45

Вклад кабардинского и балкарского народов в победу в Великой Отечественной войне

Печат.

Великая победа, добытая единством: Кавказ в годы Великой Отечественной войны. Материалы международной региональной конференции в Туапсе 29-30 апреля 2010 г. / Под ред. . М.: Институт евразийских исследований. 20с.

С. 126-133.

46

История: объединяющая и разъединяющая (статья)

Печат.

Голос Кабарды. Газета Координационного совета адыгских общественных объединений КБР. № 1, январь 2011.

0,3 п. л.

47

Союз объединенных горцев и проблема автономии народов Северного Кавказа в гг.

Печат.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 13. № 3(41). Самара, 2011. (ВАК)

0,6 п. л.

48

Постановка адыгской проблемы должна исходить от руководства КБР

Печат.

Голос Кабарды. Газета Координационного совета адыгских общественных объединений КБР. № 6, июль 2011.

0,2 п. л.

49

Политико-идеологические параметры противодействия религиозному экстремизму в Кабардино-Балкарии

Печат.

Этнополитические и религиозные проблемы Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы решения. Нальчик, 2011.

0,8 п. л.

50

Националистические воззрения на государственно-политические перспективы адыгов

Печат.

Этнополитические и религиозные проблемы Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы решения. Нальчик, 2011.

0,8 п. л.

51

Национально-государственный выбор Кабарды и Балкарии в гг.

Печат.

Голос Кабарды. Газета Координационного совета адыгских общественных объединений КБР. № 7, сентябрь 2011.

0,5 п. л.

Учебно-методические издания

1

История России с древнейших времен до наших дней. Программа курса.

Печат.

Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2001.

3/0,5 п. л.

, , Кузьминов Х. Б., , и др.

2

История России ( гг.). Тематика семинарских занятий, контрольных работ и методические указания по их выполнению

Печат.

Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2001.

2,0 п. л.

3

Административно-территориальное переустройство Северного Кавказа в 1920-е гг. Учебно-методические материалы

Печат.

Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2004.

2,0 п. л.

4

История Дона и Северного Кавказа (). (Учебное пособие).

Печат.

Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета

Нальчик: Издательско-полиграфический центр Кабардино-Балкарского госуниверситета, 2004.

20/1,5 п. л.

, , и др.

5

Тематика курсовых работ по истории России ( гг.)

Печат.

Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2007.

4/2,5 п. л.

,

6

Национальная политика на Северном Кавказе в е гг. Программа курса.

Печат.

Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008

1,2/0.8 п. л.

7

История России ( гг.). Программа курса

Печат.

Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008

1,4/0,7 п. л.

,

8

Политическая история России новейшего времени. Программа курса

Печат.

Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008

1,6/ 1 п. л.

9

От ЕГЭ к балльно-рейтинговой системе: проблемы взаимоадаптации и оптимизации учебного процесса с использованием зачетных единиц

Печат.

Актуальные проблемы балльно-рейтинговой аттестации студентов. Материалы научно-методической конференции. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2010.

С. 42-45

0,2 п. л.

10

Отечественная история: программа кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей.

Печат.

Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 20с.

3,45/1,2 п. л.

К. и.н., доцент

кафедры истории России

Директор СГИ

Список верен:

Ученый секретарь Ученого совета

Научные издания

К истории формирования территории КБАО (тезисы) // Тезисы докладов Северо-Кавказской региональной научной конференции студентов, аспирантов молодых ученых «Перспектива - 99». Нальчик, 1999.

1920-е гг.: предпосылки территориальных споров на Северном Кавказе (статья) // Вестник КБГУ. Серия «Гуманитарные науки». Нальчик, 1999.

Этнотерриториальный аспект становления Кабардино-Балкарской автономии (статья) // RESPUBLICA Альманах социально-политических и правовых исследований. Вып. 1. Нальчик, 2000.

Из истории этнотерриториальных отношений в Терской республике в 1918 г. (статья) // Вестник КБГУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. 6. Нальчик, 2001.

Изменение территории КБАО: предпосылки, характер, масштабы (статья) // Материалы Северо-Кавказской региональной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Перспектива-2001». Т. 1. Нальчик, 2001.

Формирование этнотерриториальной структуры КБАО (К историографии проблемы) (статья) // Материалы Северо-Кавказской региональной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Перспектива-2001». Т. 1. Нальчик, 2001.

Кабарда и Балкария в процессе административно-территориального переустройства Северного Кавказа (1918 – первая половина 1920-х гг.). (Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук). Нальчик, 2001.

Территориальный аспект образования Кабардинской автономной области (статья) // Сборник научных трудов молодых ученых. Т. II. Нальчик, 2001.

Кабардино-карачаевские этнотерриториальные отношения в первой половине 1920-х гг. (статья) // Сборник научных трудов молодых ученых. Нальчик, 2003.

Актуализация национального вопроса в Кабардино-Балкарии на рубеже х гг. (статья) // Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива 2003». Т. V. Нальчик, 2003. (В соавторстве с )

Территориальный фактор выхода Кабарды из Горской республики (статья) // Эльбрус №гг. Нальчик, 2004.

Вопросы землевладения и землепользования в условиях становления и развития государственности Кабардино-Балкарии в 1920-е гг. (статья) // Материалы научно-практической конференции «Земельные отношения в Кабарде и Балкарии: история и современность». Нальчик, 2005.

Педагог и ученый (статья) // Сборник статей к 80-летию «Образец служения науке». Нальчик, 2005.

Территория Кабарды и Балкарии в начале XX в. (статья) // Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: II выпуск. Нальчик, 2005.

Проблемы формирования Кабардино-Балкарской автономии в 1922 г. (статья) // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Выпуск 10. Нальчик, 2005.

Проблемы взаимоотношений Кабарды и Горской АССР (статья) // Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: III выпуск. Нальчик, 2006.

Проблемы формирования системы автономий на Северном Кавказе в начале 1920-х гг. (статья) // Материалы международной научной конференции «Кавказоведение: опыт исследований» 13-14 октября 2005 г. Владикавказ, 2006.

Этнотерриториальные конфликты на Северном Кавказе в первой половине 1920-х гг. (статья) // Ломоносовские чтения 2005: Стратегия развития гуманитарных технологий в постдипломном образовании в России и за рубежом / Научная конференция. Сборник докладов / Под общей ред. проф. . М.: ТЕИС, 2006.

Талантливый руководитель и человек высокого ума (О ) (статья) // Университетская жизнь № 9 (127Специальный выпуск «Владимир Калиметович Тлостанов: 75 лет со дня рождения»

Советское национально-государственное строительство на Северном Кавказе: проблемы начального периода (статья) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 4.

Проблемы формирования объединенной автономии в «исторической» интерпретации национальных движений Кабардино-Балкарии // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 12.

Административно-территориальное размежевание Кабарды и Карачая в 1920-е гг. (статья) // Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: V выпуск. Нальчик, 2007.

Становление советской автономии Кабардино-Балкарии // История многовекового содружества. К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии с Россией. Нальчик, 2007. (В соавторстве с , и др.).

С юбилеем, коллега! (К 50-летию ) // Университетская жизнь. № 31, 5 октября 2007 г.

Из истории формирования административно-территориальных границ КБАО ( гг.) (статья) // Народы Северного Кавказа и Россия (К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии с Россией). Материалы Всероссийской научной конференции 18-21 октября 2007 г. Нальчик, 2007.

Кабарда и эволюция форм государственности народов Северного Кавказа в 1920-е гг. (статья) // Материалы Второго (очередного) съезда ученых-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 27 февраля 2006 г.). Ростов н/Д, 2007.

Революция 1917 г. в России и проблемы формирования государственности народов Северного Кавказа (тезисы) // Вс. Ф. Миллер и актуальные проблемы кавказоведения (I Всероссийские Миллеровские чтения). Тезисы докладов Владикавказ, 19-20 ноября 2008 г. Владикавказ, 2008.

Этнотерриториальный аспект распада Горской республики (статья) // Ученые записки Российского государственного социального университета 2008. № 4.

Этнотерриториальная и административно-территориальная структура Кабардино-Балкарии (статья) // Хасэ № Февраль-март 2009. (В авторстве с , , )

Трудности и противоречия образования Горской АССР ( гг.) (статья) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 10.

Национально-государственные процессы в Кабардино-Балкарии в 1922 г. (статья) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. №

Об авторе и книге (предисловие) (статья) // Калмыков историка в поисках истины. Нальчик: Эль-Фа, 2009.

Активный участник межнационального диалога (К юбилею ) (статья) // Кабардино-Балкарская Правда. 12 января 2010 г. № 2 (22794)

и кабардино-карачаевские этнотерриториальные отношения в начале 1920-х гг. // Вымысел и Истина. Пятигорск: РИА-КМВ, 2010.

Этнотерриториальная и административно-территориальная структура Кабардино-Балкарии (статья) // Этнотерриториальная и административно-территориальная структура Кабардино-Балкарии и проблемы реализации в КБР Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Составитель . Нальчик, 2010.» (В авторстве с , , )

Российская историография реформ 50-70-х гг. ХIХ века на Северном Кавказе (О ) // Университетская жизнь № 27, 16 октября 2010 г.

Национально-государственные процессы на Северном Кавказе в гг. (статья) // Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ», посвященной 235-летию присоединения Осетии к России, 150-летию со дня рождения , 225-летию основания г. Владикавказ. 6-7 октября 2009 г. Владикавказ, 2010.

Интересы мнимые и истинные // В интересах мира и согласия в КБР (материалы форума адыгских общественных объединений КБР 4 апреля и общереспубликанского митинга 17 ноября 2009 г.). Составитель и редактор: Председатель КСАОО КБР . Нальчик, 2010.

и некоторые проблемы национально-государственного развития народов Северного Кавказа в начале 1920-х гг. // Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: IX выпуск. Нальчик, 2010.

Докладная записка товарища Алиева «История национальной розни между Карачаем и Кабардой и земельный вопрос (Публикация документа и комментарии) // Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: IX выпуск. Нальчик, 2010.

, историческая динамика этнической карты Кабардино-Балкарии. е годы / Отв. ред. . М.: ИЭА РАН, 20таблиц; 26 карт. – 108 с. (Рецензия) // Исторический вестник ИГИ КБР и КБЦ РАН: IX выпуск. Нальчик, 2010. (В соавторстве с , )

История: объединяющая и разъединяющая (статья) // Голос Кабарды. Газета Координационного совета адыгских общественных объединений КБР. № 1., январь 2011.

Учебно-методические издания

История России с древнейших времен до наших дней. Программа курса. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2001. (в соавторстве с , , Кузьминовым Х. Б., , и др.

История России ( гг.). Тематика семинарских занятий, контрольных работ и методические указания по их выполнению. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2001.

Административно-территориальное переустройство Северного Кавказа в 1920-е гг. Учебно-методические материалы. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2004.

История Дона и Северного Кавказа (). (Учебное пособие). Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета. Нальчик: Издательско-полиграфический центр Кабардино-Балкарского госуниверситета, 2004. (В соавторстве с , , и др.)

Тематика курсовых работ по истории России ( гг.). Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2007. (В соавторстве , )

Национальная политика на Северном Кавказе в е гг. Программа курса. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008 (В соавторстве с )

История России ( гг.). Программа курса. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008 (В соавторстве с , )

Политическая история России новейшего времени. Программа курса. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008 (В соавторстве с , )

От ЕГЭ к балльно-рейтинговой системе: проблемы взаимоадаптации и оптимизации учебного процесса с использованием зачетных единиц // Актуальные проблемы балльно-рейтинговой аттестации студентов. Материалы научно-методической конференции. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2010.

pandia.ru


Смотрите также