Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Кузнецов белое солнце пустыни биография


Анатолий Кузнецов: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Отечественный актер, знаменитый по роли Сухова в фильме «Белое солнце пустыни».

Анатолий Кузнецов родился 30 декабря 1930 года в Москве. Его мать, по словам актера, обладала природными артистическими способностями, которые ей, к сожалению, не удалось развить и реализовать профессионально. А отец в свое время окончил ГИТИС, во время войны работал во фронтовых ансамблях, а после – в оперной труппе Большого театра. Родителям хотелось видеть сына творческим человеком, поэтому он с детства посещал музыкальную школу, а затем поступил в Вокальное училище имени Ипполитова-Иванова.

На факультете, где учился Кузнецов, одним из предметов было сценическое мастерство. Преподавательница Нина Смирнова, в прошлом работавшая в Музыкальной студии Станиславского, заметила, что актерские способности Анатолия значительно ярче вокальных, и порекомендовала ему оставить музыку и сконцентрироваться на драматургии. Анатолий Кузнецов внял совету – в тот же год он забрал документы из училища и поступил во МХАТ.

Анатолий Кузнецов: начало кинокарьеры

Несмотря на прекрасные вокальные данные, в кино Анатолий Кузнецов спел только дважды: в картинах «Случай на шахте “Восемь”» и «Братушка». По словам самого актера, просить дать ему в фильме побольше песен ему мешала чрезмерная самокритичность.

В кино Анатолий Кузнецов дебютировал очень рано – еще во время учебы, в фильме «Опасная тропа». За ней последовали роли в картинах «Гость с Кубани», «Случай на шахте „Восемь”», «На дорогах войны», «Повесть о молодоженах»…

В начале карьеры Анатолия Кузнецова режиссеров в нем привлекала в основном внешность: голубые глаза, открытая улыбка, типично славянская мужская красота. С такими данными он идеально подходил на роли «хороших парней». По-новому на него стали смотреть после ролей Леньки Незваного в картине «Ждите писем» и Сергея Руденко в фильме «Друг мой, Колька!», позволивших ему продемонстрировать серьезный драматический талант. В этих картинах Анатолий Кузнецов нашел свое «лицо» и доказал, что он – сложившийся актер с собственной яркой индивидуальностью.

– На съемках «Друг мой, Колька» я подружился на всю жизнь с замечательными людьми – Александром Миттой и Алексеем Салтыковым. Хотя прошло 40 лет, подготовку к этому фильму помню до сих пор. Я ходил в спортзал, занимался борьбой – мне казалось, раз я играю рабочего парня, значит, нужна соответствующая физическая форма.

Но главный успех был впереди. В 1969 году Владимир Мотыль решает приступить к съемкам фильма «Белое солнце пустыни». На роль главного героя, красноармейца Сухова, пробуется множество актеров, но в «финал» выходят двое – Анатолий Кузнецов иГеоргий Юматов. Режиссер отдает предпочтение Юматову. Но тут вмешивается случай. Буквально накануне съемок Юматов ввязывается в драку и на время теряет «товарный вид». Каждый съемочный день стоит огромных денег, останавливать или переносить съемки смерти подобно. Поэтому Мотыль принимает решение позвонить Кузнецову — просит его все-таки принять участие в проекте. Что было дальше, знают все: картина стала по-настоящему культовой, а товарищ Сухов, сыгранный Анатолием Кузнецовым, до сих пор по праву считается одним из самых мощных образов в отечественном кинематографе.

– Съемки были сложные. Когда надо было создать впечатление, что в пустыне никого, кроме Сухова, нет, я, чтобы не наследить, шел к месту съемки обходными путями, по несколько километров, чтобы потом в нужный момент появиться из-за бархана. Очень тяжелой была сцена в нефтяных баках, где Сухов прячется с гаремом. Там было как в бане, настолько жарко и душно, что мы с девочками были в полуобморочном состоянии.

Товарища Сухова в исполнении Анатолия Кузнецова можно увидеть не только в «Белом солнце пустыни», но и в детской картине «Приключения Петрова и Васечкина» – в эпизоде, где мальчики через экран кинотеатра попадают в знаменитый фильм, чтобы помочь его героям бороться с врагами.

После «Белого солнца пустыни» Анатолий Кузнецов сыграл еще множество выдающихся ролей: генерал Петр Петрович в картине «Украденный поезд», майор Горнин в фильме «Мой нулевой час», генерал Захаров в киноэпопее «Освобождение», судья Ляпкин-Тяпкин в картине «Инкогнито из Петербурга», майор Морошкин в фильме «Зона особого внимания». Несмотря на немолодой возраст, он продолжает достаточно активно сниматься: в 2005 году в фильме «Турецкий Гамбит», в 2006-м – в «Никто не знает про секс», в 2008-м – в картине «Трое с площади Карронад».

Режиссер Эльдар Рязанов предлагал Анатолию Кузнецову сниматься в своих фильмах «Берегись автомобиля» и «Гараж». От работы в «Берегись автомобиля» Кузнецов отказался, потому что хотел сыграть Деточкина, а не предложенную ему роль положительного и правильного следователя Подберезовикова. В «Гараже» сняться помешала договоренность о съемках в экранизации повести Карела Чапека «Гордубал».

www.vokrug.tv

Анатолий Кузнецов

Ведущий программы СТС «Кино в деталях» Фёдор Бондарчук признан лучшим интервьюером года.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.Джош Хатчерсон грабит автозаправку.Почему короткометражная анимация проиграла, и что ее ждет завтраИстория легендарных мореплавателей, изменивших представление о мире, к 500-летнему юбилею первого кругосветного путешествия.Отношения с Джудом Лоу не привели ни к чему хорошемуАктёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картины

Page 2

Торжественную церемонию посетили родные и друзья артиста.Народный артист РСФСР умер на 84-ом году жизни.Чертова дюжина кино-маньяков и их реальных прототипов.Что принесёт нам новый сезон? Анонсы главных новинок и продолжений зарубежных и отечественных сериалов.Международный детский кинофестиваль «Алые паруса» в середине августа прибыл в Болгарию, где опустил свой якорь в молодежном центре «Бригантина» в Албене.День Победы для каждого из нас личный праздник. Практически у всех кто-то не вернулся с боя: отец, брат, муж… На днях впервые на экраны вышла картина Федора Петрухина «День Победы».

Page 3
Юрий Тершовский  (Рига)  19.03.2019 18:50Прекрасный актер. Едва ли можно себе представить в роли красноармейца Сухова другого актера, на столько эта роль сыграна ярко и органично Анатолием Кузнецовым. Да и сам фильм конечно уже давно легенда!... >>G.E.A.  (Бишкек)  7.03.2019 20:10Помним и Любим! >>Роберт Грегори Дэвид  31.12.2018 20:54Помним всегда! Любим, уважаем, грустим, что нет с нами такого замечательного человека, талантливого актёра. >>нвч по-прежнему  (Красноярск)  31.12.2018 06:05Помниим и любим! >>Ирия Гай  30.12.2018 18:58Помним,любим,скорбим! Завтра у любимого Анатолия Кузнецова день рождения! Вечная память! >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 320Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru

Анатолий Кузнецов

Анато́лий Бори́сович Кузнецо́в (род. 31 декабря 1930, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР (1979). Биография

Анатолий Кузнецов родился в Москве в семье певца Бориса Кузнецова. Учился на вокальном отделении музыкального училища им. М. М. Ипполитова-Иванова. В 1951 году перешёл в Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ, которую окончил в 1955 году (курс А. М. Карева). С 1958 года — актёр Театра-студии киноактёра. Впервые на экране Анатолий Кузнецов появился, ещё будучи студентом третьего курса, — в фильме «Опасные тропы» он сыграл молодого учёного Василия Жёлудева. Он стал активно сниматься в кино — в течение нескольких лет сыграл в таких фильмах, как «Гость с Кубани», «За витриной универмага». Роль, прославившая актёра, была сыграна в 1969 году в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», завоевавшем огромную популярность у зрителей. Красноармеец Фёдор Сухов в исполнении Анатолия Кузнецова стал культовой фигурой. Позже Кузнецов сыграл камео своего легендарного персонажа в кинокомедии «Приключения Петрова и Васечкина». Анатолий Кузнецов участвовал в программе «Белый попугай». Женат на дочери знаменитого летчика, Героя Советского Союза № 1 А. В. Ляпидевского.

Признание и награды

Народный артист РСФСР (1979). Государственная премия России (1998) — за роль Сухова в художественном фильме «Белое солнце пустыни» Орден Почёта Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001)

Фильмография

Анатолий Кузнецов в роли Сухова. Обложка DVD-диска фильма 1954 — Опасные тропы — Василий Желудев 1954 — Мы с вами где-то встречались 1955 — Гость с Кубани — Коля Воробцов 1955 — За витриной универмага — влюблённый милиционер 1956 — Путешествие в молодость 1957 — Случай на шахте восемь — Володя Батанин 1957 — К Чёрному морю — Николай Кукушкин 1958 — На дорогах войны — военный кинооператор Владимир Сушков 1959 — Повесть о молодожёнах 1960 — Ждите писем — шофёр Лёнька 1960 — Фортуна — Андреев 1961 — Друг мой, Колька! — пионервожатый Сергей Руденко 1962 — Остров Ольховый 1962 — Как я был самостоятельным 1963 — Утренние поезда — Павел 1964 — Дайте жалобную книгу — Иван Ильич Кондаков 1965 — Пакет — Белопольский 1965 — Совесть — Мартьянов 1967 — Бабье царство — Жан Петриченко 1967 — Весна на Одере — майор Лубенцов 1968 — Встречи на рассвете — Волков 1968 — Освобождение — командир авиаполка Захаров 1969 — Белое солнце пустыни — красноармеец Фёдор Сухов 1970 — На пути к Ленину — рабочий 1971 — Украденный поезд (Болгария) — генерал Пётр Петрович 1971 — Возвращение катера — Рощин 1972 — Люди на Ниле 1972 — Горячий снег — Веснин 1973 — И на Тихом океане… 1973 — Как песня — майор 1973 — Жизнь на грешной земле 1976 — Жить по-своему 1976 — Единственная дорога — Сергеев 1976 — По секрету всему свету — человек с малиной 1976 — Братушка 1977 — Право первой подписи 1977 — Хомут для Маркиза — Игнат Костыря, отец Родиона 1977 — Инкогнито из Петербурга — Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья 1977 — Птицы на снегу — отец 1978 — В зоне особого внимания — майор Морошкин 1978 — Последний шанс 1978 — Голубка — Рябинин 1978 — Дети как дети 1979 — Вторая весна — Михаил Иванович Нестеров 1979 — Родное дело — Грачев 1980 — Гордубал (ЧССР) — Юрай Гордубал 1980 — Частное лицо — Евгений Александрович Лукьянов 1981 — Школа 1981 — Полоса везения — замдиректора 1981 — Ответный ход — подполковник Морошкин 1982 — Случай в квадрате 36-80 — Павлов 1982 — Там, на неведомых дорожках… — дядюшка Домовой 1983 — Комета — Кучкин 1983 — Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные — красноармеец Сухов 1983 — На том берегу свобода — командир партизан 1983 — Высокая проба — Ильин 1984 — Медный ангел — Иван Петрович Курмаев, советский инженер 1984 — Песочные часы — Степан Гребенцов 1984 — Репортаж с линии огня — член Военного совета 1985 — Битва за Москву — секретарь Могилевского обкома ВКПБ 1985 — Пять минут страха 1985 — Берега в тумане — полковник Егорьев 1987 — Без солнца 1988 — Радости земные 1989 — Шакалы — депутат 1985 — Мужские тревоги 1990 — Русская рулетка 1991 — Гений — Смирнов, отец Насти 1991 — Летучий голландец — директор ресторана 1991 — Портрет мадемуазель Таржи 1992 — Ключ — следователь Яценко 1992 — Трактористы II — председатель колхоза 1993 — Раскол — министр Плеве 1993 — Стамбульский транзит 1993 — Уснувший пассажир — Смирнов 1995 — На углу, у Патриарших — Беляков 1998 — Райское яблочко — Игорь Игоревич 2002 — Раскалённая суббота — Борис Семёнович 2002 — Кодекс чести — Лазарев 2003 — Участок — Стасов 2004 — Кавалеры Морской звезды — адмирал Говорков 2004 — Евлампия Романова 2 — Олег Рябов, генерал в отставке 200? — Операция «Цвет нации» — генерал 200? — Пуля-дура — шахматист 2004 — Богатство — приамурский генерал-губернатор Андреев 2005 — Турецкий гамбит — генерал Конецкий 2006 — Никто не знает про секс — дед Егора 2006 — Заколдованный участок — Стасов 2006 — Последний приказ генерала — Георгий Платонов, генерал в отставке 2006 — День Победы — Андрей

2008 — Трое с площади Карронад — Игорь Борисович, директор «Винджаммера»

bestactor.ru

От тюрьмы до секты. Трагические судьбы актеров «Белого солнца пустыни»

Не ко всем народным любимцам Госпожа Удача оказалась милостивой, а для кого-то эти съемки стали последними в жизни

30 марта 1970 года на экраны вышел фильм «Белое солнце пустыни», считающийся первым советским вестерном. Несмотря на то, что критики тогда восприняли его неоднозначно, а Государственную премию, причем не СССР, а России, картина получила только в 1998 году, сегодня можно с полным правом говорить о космическом успехе фильма. Именно его смотрят все наши космонавты перед стартом. Фразы из фильма давно стали крылатыми. А к актерам, исполнявшим главные роли, намертво пристали имена их персонажей. Жаль только, что всенародная любовь не смогла защитить артистов от житейских невзгод и смертельных болезней.

О том, как сложилась их судьбы, – в материале EG.RU.

Павел Луспекаев

Павел Луспекаев в роли Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни»

Раньше всех коллег по картине, 17 апреля 1970 года, ушел из жизни легендарный Верещагин. Здоровье его было подорвано еще задолго до съемок в кино. На фронте, куда Павел Луспекаев ушел добровольцем, он сильно обморозил ноги. К 26 годам нарушение кровообращения в поврежденных конечностях привело к развитию атеросклероза. Несколько операций, ампутация пальцев на ногах. Луспекаеву не было еще и 38, когда он вышел на пенсию по инвалидности.

При этом актер продолжал активно работать. Он запретил врачам ампутировать ему ноги до колен, потому что не хотел ставить таким образом крест на своей карьере. Удаленные пальцы продолжали «болеть». Мучившие актера фантомные боли заставили его подсесть на сильнодействующее обезболивающие, по сути наркотик. С каждым разом ему требовалась все большая доза, чтобы хоть немного снизить боль. Осознав свою зависимость, Луспекаев ценой неимоверных усилий смог отказаться от наркотика.

В «Белом солнце пустыни» он согласился сниматься только без дублеров и не принял предложения от режиссера играть персонажа на костылях. Кстати, по сценарию Верещагина звали Александр, но харизма Луспекаева очень скоро убедила всю съемочную группу, что гораздо больше этому персонажу подойдет имя самого актера, Павел.

Эта роль сделала Луспекаева известным и всенародно любимым актером. Но насладиться плодами популярности ему не удалось. Спустя несколько недель после премьеры картины Павел Луспекаев умер – разрыв сердечной аорты. Ему было 42 года.

Анатолий Кузнецов

Анатолий Кузнецов в роли Сухова в фильме «Белое солнце пустыни»

Александра Ляпидевская, супруга актера, исполнившего роль «товарища Сухова», не раз называла своего мужа баловнем судьбы. Он не стал актером одной роли, в отличие от многих своих коллег был востребованным артистом до последних лет жизни. Кроме того, Анатолий Кузнецов долгие годы мог похвастаться отменным здоровьем. Но когда здоровье подвело его в первый раз, куда-то испарилась и удача.

Два года врачи лечили Кузнецова от рака. Облучение, операция, удаление части органов. Он фактически стал инвалидом. Но лечение не помогало. Когда Кузнецов обратился к другим специалистам, выяснилось, что никакого рака у него нет и никогда и не было. Все дело было в полипе.

Эту проблему легко можно было бы решить, если бы не упущенное время и загубленное неправильным лечением здоровье. Жена и врачи уверяли Анатолия, что шанс у него еще есть, пытались приободрить его. Но у актера были другие планы. 7 марта 2014 года он сказал постоянно дежурившей в больнице жене, что нужно срочно ехать платить за газ, а пока ее не было, принял смертельную дозу лекарства. Врачи не смогли его спасти.

Николай Годовиков

Николай Годовиков в роли Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни»

Мало кто мог представить в 1970 году, что Николая Годовикова, обаятельного Петруху из «Белого солнца пустыни», ждет не успешная карьера в кино, а полная скандалов, ошибок и падений судьба.

Когда картина вышла на экраны, Николай служил в армии. Вернувшись со службы в 1972 году, он женился, на свет появилась дочка. Но карьера актера не складывалась, да и супруга требовала чего-то более приземленного, лишь бы деньги муж приносил регулярно. Делать это Годовикову не удавалось. Брак вскоре распался, Николай остался жить один в коммуналке. Перебивался случайными заработками, на достойную работу его не брали.

Спустя два года холостяцкой и разгульной жизни в коммуналке подрался с соседом. Бытовая ссора кончилась для Годовикова ранением в области груди – сосед разбил бутылку и напал на молодого актера.

Травма оказалась серьезной. Из-за нее Николай больше не мог зарабатывать себе на жизнь грузчиком, а на другую работу его не брали. Дальше статья за тунеядство и первый тюремный срок. А затем пошло-поехало – бродяжничество, воровство, новый срок, свобода, новый брак, еще один ребенок, снова безработица и развод, снова тюрьма.

В начале 90-х в жизни Николая началась светлая полоса – он встретил свою третью жену, та помогла ему вырваться из порочного круга, устроиться на постоянную работу, Годовиков даже снялся в нескольких картинах. В начале 2015 года его третья супруга умерла – диабет. А в ноябре 2017 года не стало и самого Николая – рак почек.

Татьяна Кузьмина

Татьяна Кузьмина в роли Гюльчатай в фильме «Белое солнце пустыни»

Про Татьяну Кузьмину говорят, что она загубила карьеру актрисы. Роль Гюльчатай, доставшаяся ей случайно, могла открыть юной танцовщице двери в мир большого кино. Но не сложилось. Татьяна вышла замуж за композитора Геннадия Кузьмина, сменила фамилию, появившуюся в титрах «Белого солнца пустыни» (Федотова), на фамилию мужа.

Однако брак с композитором обернулся для Татьяны общественным порицанием, ведь по сути ради молодой танцовщицы Кузьмин ушел из семьи. Татьяна работала в танцевальном ансамбле, но многие коллеги отзывались о ней как об очень скандальной и проблемной даме.

Успеха в работе не было ни у нее, ни у мужа, друзей, по сути, тоже не нажила. Но при этом сейчас она говорит, что это «Бог уберег ее от карьеры актрисы». Дело в том, что вот уже больше десяти лет Татьяна состоит в общине, которую многие священнослужители считают сектой. Именно религии она посвящает почти все свое время и силы. А редкие интервью использует, чтобы проповедовать.

Кахи Кавсадзе

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы

Исполнителю роли Абдуллы, Кахи Кавсадзе, в жизни выпало немало испытаний, и, пожалуй, самое большое – смотреть, как уходят твои близкие, а ты не в силах ничего с этим сделать.

Первым Кахи, тогда еще мальчика, покинул отец. Он ушел на фронт, попал в плен, но после освобождения между перспективой построить успешную жизнь за границей и шансом вернуться на родину к жене и детям выбрал второе. До дома он доехать так и не успел. Сняли с поезда, арестовали. Несколько свиданий с родными, и отца Кахи сослали в Сибирь. Оттуда он уже не вернулся. Мать Кахи всю себя посвятила детям, так больше и не вышла замуж. Она умерла на руках сына.

Еще одной большой утратой для Кавсадзе стала его жена Белла. Они прожили вместе 26 лет, и 23 года из них Белла болела. Ее недуг – последствие тяжелейшего гриппа, перенесенного во время беременности. Ребенка удалось сохранить, но вот здоровье матери было безнадежно подорвано. Она говорила, что не может ходить, не чувствует свои пальцы и вообще будто теряет контроль над телом. Лишь спустя годы удалось выяснить, что у Беллы поражен спинной мозг и нервные окончания. Вылечить ее было уже невозможно.

И она стала жить с этой болезнью, при этом не бросала работу и в доме всегда успевала навести идеальный порядок. Кахи поддерживал ее как мог, но видеться удавалось не так часто, как хотелось бы, ведь его актерская карьера в это время шла в гору. Кавсадзе был успешным актером, но не мог избавить от страданий свою жену. Она умерла в 1992 году. Кахи вовремя вернулся со съемок и успел попрощаться с Беллой.

Сейчас ему 82 года, он полон оптимизма, но на постоянные призывы родных и близких вновь жениться, как и прежде, отвечает, что не хочет «фальшивить всю оставшуюся жизнь».

Раиса Куркина

Раиса Куркина в роли Настасьи в фильме «Белое солнце пустыни»

Раиса Куркина исполнила в фильме роль Настасьи, жены Верещагина. Режиссер картины Владимир Мотыль в то время был ее мужем и утвердил Раису на роль без проб.

Но семейная идиллия Мотыля и Куркиной продлилась недолго. После шести лет совместной жизни Раиса поняла, что Владимир ей изменяет. Они развелись. Для Раисы это был уже второй подобный удар в жизни – с первым мужем Куркина тоже рассталась, уличив его в измене.

Личного счастья актриса так и не построила. Активно сниматься перестала еще в конце 80-х. Уже много лет она живет одна. Дочь давно уехала в Канаду, а Раиса отправиться вслед за ней не решилась.

Знаменитая актриса сейчас часто вынуждена пользоваться помощью социальных работников. Это обстоятельство четыре года назад сыграло с ней злую шутку – в квартиру Раисы Семеновны постучались неизвестные и представились соцработниками. Сообщили, что все рублевые сбережения актрисы скоро сгорят и ей необходимо срочно обменять их на валюту. Куркина поверила и отдала все свои сбережения – около полутора миллиона рублей. Взамен мошенники дали ей фальшивки. Но, когда актриса обнаружила это, было уже поздно. В прошлом году Куркина отметила 90-летие.

www.eg.ru

Анатолий Кузнецов - биография

Путь в актеры

Анатолий Борисович Кузнецов родился 31 декабря 1930 года в Москве. Его мать, как понимает сегодня Кузнецов, обладала природными актёрскими данными, так и не нашедшими себе профессионального воплощения. Единственного сына ей хотелось непременно поставить на путь творчества. И путь Кузнецова-юноши вёл его вроде бы прямой дорогой по музыкальной стезе: музыкальная школа, вокальное отделение ЦМШ, училище имени Ипполитова-Иванова…

Но тут у студента-вокалиста произошла одна встреча – впрочем, вполне запланированная и неслучайная. На их факультете, как и положено для будущих певцов, преподавалось сценическое мастерство. Этот предмет вела Нина Осиповна Смирнова, в прошлом участница Музыкальной студии Станиславского. Смирнова обратила внимание на характер способностей своего студента, решила, что она гораздо ближе драматическому, нежели музыкальному театру. Стала советовать бросить музыку и податься в театр.

Летом 1951 года, забрав документы из «Ипполитовки», Анатолий Кузнецов стал держать экзамены в театральный ВУЗ. Даже в два сразу: так делали многие, для верности, чтобы подстраховаться на случай неудачи. Кузнецов успешно сдал экзамены в оба, и в конечном итоге выбрал МХАТ, который окончил в 1955 году.

Первый период в творчестве

В 1954 году, ещё будучи студентом, Анатолий Борисович дебютировал и в кино – фильм назывался «Опасная тропа». Роль была маленькая, в несколько слов, но дело было сделано – кинематографическая жизнь актёра Анатолия Кузнецова началась. И началась, как выяснится позже, счастливо.

Молодой, весь какой-то светлый, белозубый, с весёлыми глазами, он приглянулся режиссёрам и сразу стал нарасхват. Его внешность экономила режиссёрские время и энергию: не нужно было доказывать, почему такого парня любят, почему по нему тоскуют и вздыхают, почему за ним идут. Многое из того, что появилось у Кузнецова в 60-е годы, было прямым развитием сделанного в 50-е.

Сам Анатолий Борисович считает для себя поворотной роль Лёньки Незваного в фильме «Ждите писем». После этой роли даже внешний облик актёра изменился. Он словно раздался в плечах, а с его лица исчезло нейтральное обаяние киногероя. В нём определились собственные неповторимые черты. Найденное актёром в Лёньке и Сергее Руденко из фильма «Друг мой, Колька!», спрессовавшись намного жёстче и определённее, стало характером Павла из фильма «Утренние поезда». Этот фильм завершил первый период, первое десятилетие в творчестве Анатолия Кузнецова. Он доказал, что находится в расцвете своего мастерства, что ему по плечу творческие задачи самой высокой сложности. Говоря иными словами, в жизни крупного художника возникла возможность создать ШЕДЕВР, который войдёт, говоря высоким слогом, в золотой фонд нашего киноискусства. А история шедевров, как известно, непредсказуема. Если напомнить, что было до того, как Кузнецов появился на съёмочной площадке в группе, работающей над «Белым солнцем пустыни», то это станет ярким доказательством справедливости сказанного выше.

«Белое солнце пустыни»

В самом деле, сценарий «Белого солнца…», написанный сначала в расчёте на режиссёра Андрея Кончаловского, долгое время валялся невостребованным на студии. От него отказался не только Кончаловский, но и другие постановщики, в том числе и… сам Владимир Мотыль, который не сразу увлёкся темой, решённой в духе откровенного вестерна.

На роль Сухова пробовалось, как водится, много разных актёров. В «финал» вышли двое – Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был

утверждён на эту роль. Юматов был полной противоположностью Кузнецову: решительный, атлетичный и резкий. Уже была назначена дата первой съёмки, все ждали приезда Юматова, как вдруг узнали, что он накануне был на похоронах, с кем-то там повздорил, подрался и, говоря коротко, «остался без лица». На Экспериментальной студии каждый съёмочный день стоил огромных денег, останавливать или переносить работу над фильмом было невозможно. Мотыль набрался храбрости и позвонил Кузнецову. Надо отдать должное его благородству: он отбросил прочь ложное самолюбие, не устроил истерики – встал и приехал. Отложил все другие дела и в течение всего периода съёмок был предан картине без остатка.

Не будь Кузнецова, картина почти наверняка обрела бы облик лихого вестерна. Возможно, она «сорвала» бы кассу сезона, но никогда не стала бы любимой картиной людей разного возраста и разных социальных слоёв, не вызывала бы желание смотреть её вновь и вновь, не держалась бы в ряду вершинных достижений послевоенного советского кино. Образы этого фильма совершенны, чего почти не бывает в искусстве. Кузнецов постоянно двигался, жил в роли, проникая в неё всё глубже. Он не ограничился одной лишь подлинностью биологического состояния, правдивостью деталей, природным обаянием и т.д. Он пошёл дальше. Мотыль нет-нет да и предлагал актёру посмотреть на своего героя немного со стороны, с усмешливым прищуром глаз. Актёр показал, что он способен играть СТИЛЬ.

Дальнейшая работа в кино

За десятилетия, прошедшие после «Белого солнца пустыни» Анатолий Кузнецов сыграл очень много ролей. Трудно сравнивать их с его шедевром: на то он и шедевр, чтобы на всю жизнь оставаться непревзойдённым. Однако в сделанном им за эти годы есть немало интересного. Любопытно, что количественно больше всего лент, в которых Кузнецову довелось сыграть роли военных. Генерал Пётр Петрович в советско-болгарском фильме «Украденный поезд», майор Горнин в фильме «Мой нулевой час» (производство ГДР), генерал Захаров в киноэпопее «Освобождение», Веснин в «Горячем снеге», майор (а затем полковник) Морошкин в дилогии «В зоне особого внимания» и «Ответный ход», генерал-майор Павлов в «Случае в квадрате 36 – 80», член Военного Совета в «Репортаже с линии огня», полковник Корнилов в детективе «Пять минут страха», и так далее, и тому подобное.

Лишь одна роль из этого военного цикла прямо восходит к кузнецовскому шедевру – это весёлый солдат Алесь Казанок в советско-болгарском фильме «Братушка». Анатолий Борисович, исполнивший главную роль, был награждён за неё Серебряной медалью имени Александра Довженко.

В одном Анатолий Борисович Кузнецов счастливее многих своих коллег – ему от природы ниспослан счастливый дар непосредственности, сродни улыбке, так непроизвольно вспыхивающей на его лице. Хорошие внешние данные очень много значат для актёра вообще, для киноактёра – в особенности. Внешность Кузнецова была и хороша для кино, и опасна. Голубоглазый блондин с чуть вздёрнутым носом, с открытой улыбкой, он легко мог пойти по соблазнительной дороге плакатного «героя наших дней» и, как это случалось и случается со многими и до него, и после – обеднить присущий ему творческий потенциал.

С Кузнецовым этого не произошло, однако сказать только эти слова явно недостаточно. В большинстве случаев он отказывался хоть как-нибудь обыгрывать эффекты своей внешности, полагая, очевидно, что с его стороны это было бы проявлением профессиональной недобросовестности.

Внешность, с которой мы появляемся на свет, формируется в зависимости от генов родителей. Школа, где мы учимся, тоже в значительной степени случайна. Собственный, субъективный фактор в работе актёра начинается на той стадии, когда он и свою внешность, и полученное во время обучения ремеслу, одухотворяет волей, талантом и мыслью.

my-hit.org

КУЗНЕЦОВ Анатолий Борисович

Фото альбом

Фильмография:

1954 Опасные тропы 1955 Гость с Кубани 1955 За витриной универмага 1957 К Черному морю 1957 Случай на шахте восемь 1958 На дорогах войны 1959 Повесть о молодоженах 1960 Ждите писем 1961 Друг мой, Колька! 1963 Утренние поезда 1964 Дайте жалобную книгу 1965 Пакет 1967 Бабье царство 1967 Весна на Одере 1968 Встречи на рассвете 1969 Белое солнце пустыни 1970 На пути к Ленину 1970 Украденный поезд 1971 Возвращение катера 1972 Горячий снег 1973 Жизнь на грешной земле 1973 И на Тихом океане... 1974 Единственная дорога 1976 Жить по-своему 1977 В зоне особого внимания 1977 Инкогнито из Петербурга 1977 Право первой подписи 1977 Хомут для Маркиза 1978 Голубка 1978 Дети как дети 1978 Последний шанс 1979 Вторая весна 1980 Частное лицо 1980 Школа 1981 Ответный ход

1982 Случай в квадрате 36-80

1983 Высокая проба 1983 Комета 1983 Полоса везения 1983 Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные 1984 Медный ангел 1984 Песочные часы 1984 Репортаж с линии огня 1985 Берега в тумане («Мглистые берега») 1985 Мужские тревоги 1985 Пять минут страха 1987 Без солнца 1988 Радости земные 1989 Шакалы 1990 Динозавры-ХХ 1990 Очищение («Жизнь Василия Фивейского») 1990 Русская рулетка 1990 Система ниппель 1991 Гений 1991 Летучий голландец 1992 Ключ 1992 Трактористы - II 1994 Уснувший пассажир 1995 За что? 1995 На углу, у Патриарших.. 1998 Райское яблочко 2001 Остановка по требованию 2 2001 На углу у Патриарших-2 2002 Раскалённая суббота

2002 Кодекс чести-1 - сериал

2003 Участок 2003 Кавалеры морской звезды 2004 На углу у Патриарших-4 2004 Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-2 2004 Богатство 2005 Турецкий гамбит 2006 Последний приказ Генерала 2006 Никто не знает про секс 2006 Заколдованный участок 2006 Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-3 2006 День Победы 2007 Пером и шпагой 2007 Беркут

2008 Трое с площади Карронад

2008 Пуля-дура - 1 2009 И была война 2009 Возвращение блудного отца 2010 Старики

2011 Немец (Беларусь)

2012 МосГаз

Родился 31.12.1930, Москва

Народный артист РСФСР (1979) Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1997 года (1998, за фильм «Белое солнце пустыни»)

Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001)

Знаменитый актер с обычной фамилией

Он носит фамилию, которая, по утверждениям статистиков, является самой распространённой в нашей стране. Она встречается даже чаще, чем «Иванов, Петров и Сидоров». В Голливуде специалисты по имиджу и рекламе начинающим актёрам, имеющим слишком распространённое имя – скажем, Джон Смит, - настойчиво рекомендуют взять какой-нибудь более эффектный псевдоним.

Анатолий Кузнецов вот уже более 50-ти лет живёт на экране со своей не очень-то запоминающейся фамилией. Его не смущает, что в нашем кино было немало актёров Кузнецовых как поколением старше его, так и из тех, кто начинал в последние годы.

За время работы в кино он снялся в десятках ролей, получил звание народного артиста, награждён Серебряной медалью имени Александра Довженко. Было бы неверно каждую сыгранную им роль объявлять творческой победой: такого не было ещё ни у одного актёра в истории экранного искусства. Он знал взлёты, но не знал падений; разумеется, у него случались и менее удачно сыгранные роли, но он всегда держал свой уровень, что редко удаётся и самым большим актёрам.

Путь в актеры

Анатолий Борисович Кузнецов родился 31 декабря 1930 года в Москве. Его мать, как понимает сегодня Кузнецов, обладала природными актёрскими данными, так и не нашедшими себе профессионального воплощения. Единственного сына ей хотелось непременно поставить на путь творчества. И путь Кузнецова-юноши вёл его вроде бы прямой дорогой по музыкальной стезе: музыкальная школа, вокальное отделение ЦМШ, училище имени Ипполитова-Иванова…

Но тут у студента-вокалиста произошла одна встреча – впрочем, вполне запланированная и неслучайная. На их факультете, как и положено для будущих певцов, преподавалось сценическое мастерство. Этот предмет вела Нина Осиповна Смирнова, в прошлом участница Музыкальной студии Станиславского. Смирнова обратила внимание на характер способностей своего студента, решила, что она гораздо ближе драматическому, нежели музыкальному театру. Стала советовать бросить музыку и податься в театр.

Летом 1951 года, забрав документы из «Ипполитовки», Анатолий Кузнецов стал держать экзамены в театральный ВУЗ. Даже в два сразу: так делали многие, для верности, чтобы подстраховаться на случай неудачи. Кузнецов успешно сдал экзамены в оба, и в конечном итоге выбрал МХАТ, который окончил в 1955 году.

Первый период в творчестве

В 1954 году, ещё будучи студентом, Анатолий Борисович дебютировал и в кино – фильм назывался «Опасная тропа». Роль была маленькая, в несколько слов, но дело было сделано – кинематографическая жизнь актёра Анатолия Кузнецова началась. И началась, как выяснится позже, счастливо.

Молодой, весь какой-то светлый, белозубый, с весёлыми глазами, он приглянулся режиссёрам и сразу стал нарасхват. Его внешность экономила режиссёрские время и энергию: не нужно было доказывать, почему такого парня любят, почему по нему тоскуют и вздыхают, почему за ним идут. Многое из того, что появилось у Кузнецова в 60-е годы, было прямым развитием сделанного в 50-е.

Сам Анатолий Борисович считает для себя поворотной роль Лёньки Незваного в фильме «Ждите писем». После этой роли даже внешний облик актёра изменился. Он словно раздался в плечах, а с его лица исчезло нейтральное обаяние киногероя. В нём определились собственные неповторимые черты. Найденное актёром в Лёньке и Сергее Руденко из фильма «Друг мой, Колька!», спрессовавшись намного жёстче и определённее, стало характером Павла из фильма «Утренние поезда». Этот фильм завершил первый период, первое десятилетие в творчестве Анатолия Кузнецова. Он доказал, что находится в расцвете своего мастерства, что ему по плечу творческие задачи самой высокой сложности. Говоря иными словами, в жизни крупного художника возникла возможность создать ШЕДЕВР, который войдёт, говоря высоким слогом, в золотой фонд нашего киноискусства. А история шедевров, как известно, непредсказуема. Если напомнить, что было до того, как Кузнецов появился на съёмочной площадке в группе, работающей над «Белым солнцем пустыни», то это станет ярким доказательством справедливости сказанного выше.

«Белое солнце пустыни»

В самом деле, сценарий «Белого солнца…», написанный сначала в расчёте на режиссёра Андрея Кончаловского, долгое время валялся невостребованным на студии. От него отказался не только Кончаловский, но и другие постановщики, в том числе и… сам Владимир Мотыль, который не сразу увлёкся темой, решённой в духе откровенного вестерна.

На роль Сухова пробовалось, как водится, много разных актёров. В «финал» вышли двое – Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утверждён на эту роль. Юматов был полной противоположностью Кузнецову: решительный, атлетичный и резкий. Уже была назначена дата первой съёмки, все ждали приезда Юматова, как вдруг узнали, что он накануне был на похоронах, с кем-то там повздорил, подрался и, говоря коротко, «остался без лица». На Экспериментальной студии каждый съёмочный день стоил огромных денег, останавливать или переносить работу над фильмом было невозможно. Мотыль набрался храбрости и позвонил Кузнецову. Надо отдать должное его благородству: он отбросил прочь ложное самолюбие, не устроил истерики – встал и приехал. Отложил все другие дела и в течение всего периода съёмок был предан картине без остатка.

Не будь Кузнецова, картина почти наверняка обрела бы облик лихого вестерна. Возможно, она «сорвала» бы кассу сезона, но никогда не стала бы любимой картиной людей разного возраста и разных социальных слоёв, не вызывала бы желание смотреть её вновь и вновь, не держалась бы в ряду вершинных достижений послевоенного советского кино. Образы этого фильма совершенны, чего почти не бывает в искусстве. Кузнецов постоянно двигался, жил в роли, проникая в неё всё глубже. Он не ограничился одной лишь подлинностью биологического состояния, правдивостью деталей, природным обаянием и т.д. Он пошёл дальше. Мотыль нет-нет да и предлагал актёру посмотреть на своего героя немного со стороны, с усмешливым прищуром глаз. Актёр показал, что он способен играть СТИЛЬ.

Дальнейшая работа в кино

За десятилетия, прошедшие после «Белого солнца пустыни» Анатолий Кузнецов сыграл очень много ролей. Трудно сравнивать их с его шедевром: на то он и шедевр, чтобы на всю жизнь оставаться непревзойдённым. Однако в сделанном им за эти годы есть немало интересного. Любопытно, что количественно больше всего лент, в которых Кузнецову довелось сыграть роли военных. Генерал Пётр Петрович в советско-болгарском фильме «Украденный поезд», майор Горнин в фильме «Мой нулевой час» (производство ГДР), генерал Захаров в киноэпопее «Освобождение», Веснин в «Горячем снеге», майор (а затем полковник) Морошкин в дилогии «В зоне особого внимания» и «Ответный ход», генерал-майор Павлов в «Случае в квадрате 36 – 80», член Военного Совета в «Репортаже с линии огня», полковник Корнилов в детективе «Пять минут страха», и так далее, и тому подобное.

Лишь одна роль из этого военного цикла прямо восходит к кузнецовскому шедевру – это весёлый солдат Алесь Казанок в советско-болгарском фильме «Братушка». Анатолий Борисович, исполнивший главную роль, был награждён за неё Серебряной медалью имени Александра Довженко.

В одном Анатолий Борисович Кузнецов счастливее многих своих коллег – ему от природы ниспослан счастливый дар непосредственности, сродни улыбке, так непроизвольно вспыхивающей на его лице. Хорошие внешние данные очень много значат для актёра вообще, для киноактёра – в особенности. Внешность Кузнецова была и хороша для кино, и опасна. Голубоглазый блондин с чуть вздёрнутым носом, с открытой улыбкой, он легко мог пойти по соблазнительной дороге плакатного «героя наших дней» и, как это случалось и случается со многими и до него, и после – обеднить присущий ему творческий потенциал.

С Кузнецовым этого не произошло, однако сказать только эти слова явно недостаточно. В большинстве случаев он отказывался хоть как-нибудь обыгрывать эффекты своей внешности, полагая, очевидно, что с его стороны это было бы проявлением профессиональной недобросовестности.

Внешность, с которой мы появляемся на свет, формируется в зависимости от генов родителей. Школа, где мы учимся, тоже в значительной степени случайна. Собственный, субъективный фактор в работе актёра начинается на той стадии, когда он и свою внешность, и полученное во время обучения ремеслу, одухотворяет волей, талантом и мыслью.

Автор – «Мистер Пурпурный»

Использованные материалы: Анри Вартанов «Анатолий Кузнецов» Юрий Нагибин «Больше чем актёр» Аргументы и Факты «С днём рождения, товарищ Сухов!»

Ивановская Газета «Мишулиана, или Исповедь Спартака»

rusactors.ru


Смотрите также