Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Леонов летчик космонавт биография


Космонавт Алексей Леонов. Биография

Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в многодетной семье. Его отец работал председателем сельсовета, был репрессирован, затем реабилитирован. В 1948 году семья переехала в Калининград.

В 1955 году Леонов окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в г. Кременчуг, в 1957 г. — Чугуевское военное авиационное училище летчиков по специальности «летчик-истребитель», в 1968 г. — Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского (ВВИА) по специальности «конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним» (квалификация — «летчик-инженер-космонавт»), в 1981 г. — адъюнктуру при ВВИА. 16 марта 1981 г. в ВВИА защитил диссертацию кандидата технических наук.

С 1957 года Леонов служил летчиком 113-го истребительного авиационного полка 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й Воздушной армии Киевского военного округа, с 1959 г. — старшим летчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й Воздушной армии в составе группы советских войск в Германии. Налетал 278 часов, совершил 115 прыжков с парашютом.

7 марта 1960 г. приказом Главкома ВВС был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС (в настоящее время — ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю. А. Гагарина»), вошел в число первых 20-ти летчиков, отобранных для полетов в космос (1-й отряд космонавтов). Занимал должности космонавта (с 1961 г.), космонавта-инструктора (с 1966 г.), заместителя командира 1-го отряда космонавтов (с 1966 г.), старшего инструктора-космонавта, заместителя начальника 1-го управления (с 1969 г.), заместителя начальника ЦПК (с 1970 г.), командира отряда космонавтов (с 1976 г.), первого заместителя начальника Центра подготовки космонавтов по летной и космической подготовке (в 1982-91 г.).

На счету Алексея Леонова два космических полета (общий налет — 7 сут. 33 мин. 8 сек.) и первый в мире выход в открытый космос.

Леонов совершил первый полет 18 марта 1965 г. в качестве второго пилота корабля «Восход-2» вместе с Павлом Беляевым. Вышел в космос и провел за пределами корабля 12 мин. 9 сек., удаляясь от него на расстояние до 5,35 метров. Полет сопровождался нештатными ситуациями. Из-за разницы давления скафандр раздулся, это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру (диаметр люка был критически малым) и Леонову пришлось стравливать в нем давление. При возвращении отказала система автоматического управления корабля и посадка проводилась вручную. Экипаж приземлился в нерасчетном районе — в 180 км севернее Перми, был обнаружен через четыре часа в тайге, но из-за глубокого снега эвакуирован только спустя двое суток.

В 1967-70 гг. возглавлял группу космонавтов, которые готовились к полету на Луну. После закрытия лунной программы проходил подготовку по программе «ДОС» (долговременная орбитальная станция), но слетать на первые станции «Салют» ему не удалось.

В ходе второго полета, 15-21 июля 1975 г., как командир экипажа участвовал в первой стыковке кораблей разных стран — «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США). Тогда на орбите состоялась встреча и историческое рукопожатие членов двух экипажей — Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Вэнса Бранда, Томаса Стаффорда и Дональда Слейтона.

В сентябре 1991 г., после ухода из Центра подготовки космонавтов приказом Минобороны СССР был зачислен в распоряжение Главкома ВВС для последующего увольнения с действительной военной службы (по возрасту). С 9 марта 1992 г. — генерал-майор авиации в отставке.

В 1991-92 гг. занимал руководящие должности в международной компании «Четек», был директором фирмы «Четек-космос».

В 1992 г. избран президентом фонда «Альфа-Капитал», учрежденного Альфа-Групп. В 2000 г. занял должность вице-президента Альфа-банка.

В настоящее время Леонов занимает должность советника первого зампредседателя совета директоров банка Олега Сысуева, является членом партии «Единая Россия».

Действительный член Международной академии астронавтики, академик Российской академии астронавтики. Автор более 10 научных трудов и 4 изобретений, а также ряда книг, среди которых «Пешеход космоса», «Солнечный ветер», «Выхожу в открытый космос» и другие.

Дважды Герой Советского Союза. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени. Имеет ведомственные и общественные награды.

Удостоен иностранных званий и наград: Герой Социалистического Труда НРБ, Герой Труда ДРВ, ордена Георгия Димитрова (НРБ), Карла Маркса (ГДР), Государственного Знамени (ВНР), «За отличие» I степени (Сирия), «За заслуги» III степени (Украина).

Его именем назван один из кратеров на Луне. На родине Алексея Леонова в Кемеровской области и на Аллее Космонавтов в Москве установлены его бронзовые бюсты.

Леонов занимается благотворительностью (программа «Линия жизни» — помощь детям с кардиозаболеваниями). Увлекается живописью, написал около 200 картин. В 1965 г. был принят в Союз художников СССР, с 2004 г. — почетный член Российской академии художеств. В содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему. Является заслуженным мастером спорта СССР, имеет 2 разряд по велоспорту, 3 разряд по фехтованию.

Женат. Супруга — Светлана Павловна (1940 г.р.) была редактором редакционно-издательского отдела в Центре подготовки космонавтов. Старшая дочь Виктория (1961 г.р.) скончалась в 1996 г. Дочь Оксана (1967 г.р.) окончила Военный институт иностранных языков, работает переводчиком.

news.rambler.ru

Космонавт Алексей Леонов: биография (фото)

В нашей стране и во всём мире хорошо известно имя космонавта Леонова. Алексей Леонов первый в открытом космосе произвёл видеосъёмку, покинув космический корабль. В нашей статье мы расскажем, как это было и почему ему присвоили звание Героя Советского Союза за выполнение такого вроде бы нехитрого задания. Также расскажем, почему для этой миссии Сергей Королёв выбрал именно его. Биография Алексея Леонова – это судьба обычного советского человека из самой простой семьи.

Детские годы

Родился Алексей Леонов в 1934 году в сибирском селе Листвянка, что расположено в Кемеровской области. Многодетная семья, в которой он был восьмым ребёнком, занималась крестьянским трудом. Отец, электрослесарь-железнодорожник из Донбасса, после окончания гражданской войны перебрался в Сибирь к своему отцу, деду будущего космонавта, и стал работать зоотехником. Мать обосновалась в этих местах раньше. Дед Алексея Леонова был сослан в эти места за участие в революционных событиях 1905 года.

Отец будущего космонавта, Архип Леонов, умный человек и большой труженик, снискал уважение среди односельчан и был избран ими председателем сельского совета. Волна репрессий не обошла и эту семью. Отца в 1936 году репрессировали, однако в 1939-м восстановили в правах и полностью оправдали.

О родительской семье и детстве Алексея известно мало. Будем надеяться, что он оставит после себя подробную книгу воспоминаний.

В 1938 г. мать Алексея переехала в Кемерово. Там же, когда подрос, он и пошёл в школу. Первокласснику было девять лет.

В 1948 году семья перебралась на постоянное место жительства в новую, западную область Советского Союза. Калининград стал родным городом для Алексея Архиповича. Там и сегодня живут его родственники. В одном из скверов в центральной части города установлен монумент в честь покорителей космоса. От него берёт начало улица, носящая имя космонавта Леонова.

Профессия – лётчик-истребитель

Интерес к лётному делу у Алексея Леонова возник не случайно. Его старший брат, Пётр Архипович, был слесарем-инструментальщиком, отличным специалистом своего дела. Он охотно делился с Алёшей своими знаниями.

Кроме техники Алексей Архипович увлекался спортом. Он занимался фехтованием, велоспортом, метанием копья и лёгкой атлетикой. Имеет разряды. Его интерес к живописи развился в большой талант.

Калининградцы, лично знакомые с Алексеем Архиповичем, вспоминают, что он был отличным парнем – компанейским, спортивным, весёлым и добрым.

Первое лётное образование Алексей Леонов получил в Кременчуге, в лётной школе. Потом учился в Чугуевском высшем училище лётчиков-истребителей, после окончания которого, в конце пятидесятых, летал на боевых самолётах.

Первый отряд космонавтов

Сергей Королёв очень тщательно выбирал кандидатов для полётов в космос. В послужном списке Алексея Леонова помимо отличной характеристики с места службы и превосходной спортивной подготовки была ещё и посадка самолёта-истребителя МИГ-15бис в экстремальных условиях с заглохшим двигателем. В начале шестидесятых он был принят в первый, гагаринский, отряд космонавтов, состоявший из двадцати человек.

К выходу в открытый космос Алексей Леонов был подготовлен отлично. Кроме него в отряд космонавтов входили и другие, не менее достойные кандидаты. Это и Валерий Быковский, и Павел Попович, и Виктор Горбатко, и Владимир Комаров, и Иван Аникеев, и др. Всего 20 человек. Технически каждый из них мог справиться с любой смоделированной ситуацией. С. П. Королёв остановил выбор на Алексее Архиповиче как на человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космического пространства. И не ошибся.

Несмотря на то, что подготовка к выходу в открытый космос многократно и детально прорабатывалась на земле, всё предусмотреть оказалось невозможным.

Тренировки проходили в специальных камерах, где имитировалась невесомость. В соответствии с показателями индивидуальной анатомии, а также с учётом давления воздуха внутри скафандра и предполагаемых внешних условий скафандры конструировались отдельно под каждого космонавта.

Точно смоделировать все условия непривычной для жителей Земли среды в лабораторных условиях не представлялось возможным. По этой причине первые космонавты подвергались огромному риску.

Правда о полёте – табу для граждан СССР

Выход Леонова в открытый космос можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.

Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.

На картине, где изображён Алексей Леонов, первый в космосе человек, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.

Первый полёт, фотосъёмка

В 1965 году советский космический корабль «Восход-2» совершил полёт вокруг Земли. Основной целью была проверка возможностей человека и созданных на земле приборов выполнять работы в условиях безвоздушного пространства. Экипаж корабля – Павел Беляев и Алексей Леонов.

Три года предполётной подготовки и всего 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд полёта, а время в открытом космосе – 23 минуты и 41 секунда. Выход в космос Алексея Леонова сопровождался отдалением от корабля на 5,35 метра. Длилось это 12 минут и 9 секунд. Космонавт был соединён с кораблём тросом, оснащённым крючками и петлями. Перестёгивание крючков помогало приближаться или отдаляться от космического аппарата на нужное расстояние.

Главная задача, которую должен был выполнить Алексей Леонов в космосе, – это фотосъёмка на видеокамеру и на микрофотоаппарат. Видео получилось отлично настолько, насколько это было возможно при тогдашнем уровне техники. А вот сделать фотографии с микрофотоаппарата, размещённого в крохотном, величиной с пуговицу, отверстии скафандра, не удалось. Из-за деформации костюма космонавт не смог взять в руки тросик, выполнявший функцию кнопки фотоаппарата, а пневматическая груша, которая была надета на его конец, оторвалась во время выхода из шлюза. Она зацепилась за крышку люка.

Скафандр Алексея оказался не вполне совершенным. Его испытывали при максимально возможной разнице внешнего и внутреннего давлений, которую можно сымитировать на Земле. Она оказалась слишком далека от того, что имеет место в условиях космоса. Давление внутри скафандра – 600 мм рт. столба, снаружи – 9 мм. В результате он раздулся. Не выдержали рёбра жёсткости и ремни. Ноги и руки перестали доставать до конца рукавов и штанин. Костюм стал неуправляемой капсулой, в которой заключён беспомощный человек. Павел Беляев, командир корабля, видел, что происходит с костюмом Леонова, но помочь ничем не мог. Алексей Архипович прикинул, что уже около часа он дышит чистым кислородом и азот, который присутствует в дыхательной смеси на корабле, к этому времени должен бы вымыться из крови. Он принял решение стравить давление внутри скафандра. Это запрещено инструкцией, но другого выхода он не видел. Если бы азот оставался в крови, он бы закипел, а это означало смерть. Азота не было, и Алексей Архипович, цепляя и отстёгивая крючки троса, добрался до люка.

Акробатика в шлюзовом отсеке

Размер люка шлюзового отсека был меньше, чем требовалось для габаритов космонавта, ширина плеч которого в космическом обмундировании – 68 см. Так как люк открывается внутрь, а диаметр шлюза – 1 м, то развернуться в нём нельзя. Чтобы Алексей Архипович уместился в него и герметично задраил люки, нужно было либо уменьшить размер крышки люка, либо сократить ложемент. Просто увеличить размер корабля не представлялось возможным. За сохранение внутреннего размера шлюза был сам Алексей Леонов. Выход в космос и возвращение на корабль, наиболее рациональная последовательность действий тщательно выверялись и многократно отрабатывались на тренажёрах. Но учёба учёбой, а реальность не поскупилась на сюрпризы.

Космонавт вошёл в люк не ногами, как предлагалось более эргономичным, а головой. Чтобы задраить люк, требовалось развернуть туловище на 180 градусов. Задача с учётом размера космонавта и тесноты шлюза архитрудная. Алексей Архипович вспоминал впоследствии, что частота пульса у него к концу этой акробатики была 200 ударов в минуту, а пот заливал глаза сплошным потоком. Теперь следовало отделить шлюз, и можно возвращаться домой, на Землю. Но оказалось, что успокаиваться рано.

После отделения шлюзового отсека корабль начал вращаться вокруг своей оси, а давление внутри стало расти. Космонавты могли только смотреть на приборы. Остановить процесс было невозможно. Они максимально снизили температуру и влажность на борту. Давление продолжало расти. Малейшая искра - и их вместе с кораблём разорвало бы на молекулы. В какой-то момент Алексей Леонов и Павел Беляев отключились – то ли потеряли сознание, то ли уснули. Впоследствии, при считывании приборных диаграмм, выяснилось, что давление внутри корабля вместо положенных 160 атмосфер добралось до отметки в 920 мм ртутного столба, после чего стало самопроизвольно снижаться.

Дело в том, что корабль, около часа находившийся в статичном положении, деформировался. Одну его сторону до +150 градусов по Цельсию нагрело Солнце, а другая, находившаяся в тени, остыла до –140 градусов. В результате корабль оказался закрыт негерметично. Автоматика сработала на режим компенсирования утечки кислорода. В конце концов давление стало настолько высоким, что изнутри придавило крышку люка. Герметизация восстановилась, и приборы получили соответствующий сигнал на стравливание лишнего давления. Струя воздуха с наружной стороны корабля придала ему вращательное движение.

Остановить вращение было, как говорится, делом техники, то есть несложно. Впереди стояла ещё одна задача – приземление.

Внештатная посадка

Считается, что взлёт и посадка – наиболее сложные процессы при управлении космическим кораблём. «Восход-2» садился в режиме ручного управления. Вместо запланированной точки под Кустанаем он погрузился в полутораметровый снег глухой уральской тайги, в 200 км от Перми. История вызволения космонавтов из таёжного плена заслуживает отдельной главы. Алексей Леонов и Павел Беляев провели две ночи, кутаясь в обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра, а Алексей Архипович делал физические упражнения, подтягиваясь на стропах парашюта, зацепившегося за вершины сосен. Продуктовый запас у них был – лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишнёвым соком.

После того как космонавтов нашли, а это произошло через четыре часа после приземления (этому помог ярко-оранжевый купол километрового парашюта, полёт которого видели жители ближайших населённых пунктов), им сбросили тёплую одежду и еду, но добраться до лётчиков спасатели не смогли. Для эвакуации нужно было организовать место для посадки вертолёта. Прибыла бригада лесорубов с бензопилами и расчистила поляну.

Кумир и вера

Алексей Леонов вспоминает, что Сергей Павлович Королёв, конструктор советских космических кораблей, создатель космической отрасли в науке и промышленности, циник, пессимист и скептик, воспринимавший жизнь настоящую и будущую только в мрачных тонах, был для космонавтов больше чем отцом. Он был их богом.

Надо сказать, что советские космические аппараты с точки зрения надёжности и безопасности значительно превосходили корабли конкурентов – США. С начала освоения космоса во время тренировок и полётов наша страна потеряла пятерых космонавтов, в то время как американцы похоронили 17 астронавтов. Причина наших трагедий – так называемый человеческий фактор. Техника не подвела ни разу.

Валентин Бондаренко погиб во время испытаний на психологическую устойчивость в условиях одиночного существования. Это произошло в Институте авиационной и космической медицины в результате пожара в барокамере. Владимир Комаров погиб при посадке – не раскрылся парашют. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли от разгерметизации корабля во время посадки.

Несостоявшийся полёт

Второй полет Алексея Леонова должен был состояться в июне 1961 года. Экипаж состоял из троих космонавтов – Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Незадолго до намеченного дня старта медицинская комиссия обнаружила у Валерия небольшое затемнение в лёгких. Было решено послать дублирующий экипаж. Для первых это было трагедией: Пётр так никогда и не слетал в космос, а для дублёров – счастливый случай. Программа полёта была выполнена блестяще. Во время вхождения в атмосферу произошла беда. Космонавты по ошибке открыли клапан герметизации.

Корабль совершил мягкую посадку в запланированном районе, но людей спасти не удалось. Это были Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский.

Второй полёт

Алексей Леонов в космосе был дважды. Первый полёт состоялся в марте 1965 года. В открытый космос Алексей Леонов выходил один раз. Его оценка – в космосе можно жить и работать.

Второй раз он побывал там в июле 1976 года. Работа на орбите продолжалась в течение 5 суток, 22 часов, 30 минут и 51 секунды. Это был международный проект. Цель – стыковка модулей и научные эксперименты. В космос полетели советский «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американский «Аполлон» с тремя астронавтами – Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.

Талант живописца

Благодаря художественному таланту космонавта всё человечество смогло узнать, как выглядит мир за пределами земной атмосферы, ведь в то время снимки в космосе получались лишь в чёрно-белом цвете. До сих пор космическая фотосъёмка представляет собой определённые сложности. Это связано с иными, нежели на Земле, требованиями к разрешению оптики, своеобразным распространением световых лучей, другим преломлением.

Уникальность художника Алексея Леонова в том, что он на своих полотнах с инженерной точностью воспроизвёл технические особенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописца определил, какие оттенки спектра присутствуют в космических пейзажах.

Алексей Архипович участвовал в создании почтовых марок на тему космоса. На каждой из них – настоящее и будущее космонавтики. Их очень интересно рассматривать. Взгляните на фото. Алексея Леонова можно причислить к реалистам, способным предвидеть будущее, ведь того, что он изобразил, в те годы ещё не было.

Жизнь на Земле

Алексей Архипович два раза летал в космос. Он награждён двумя звёздами Героя Советского Союза, орденами Ленина и Красной Звезды, медалями нашей страны и зарубежья, является почётным гражданином тридцати российских и зарубежных городов.

Один из лунных кратеров носит его имя, а также планета созвездия Весы.

Алексей Леонов, генерал-майор авиации запаса, всю свою жизнь посвятил космосу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в том числе адъюнктуру. Алексей Архипович долгое время занимался подготовкой космонавтов и разработкой космического оборудования. Ему принадлежат исследования в области восприятия зрением цветовых и световых характеристик после полёта в космос, восприятия пространства и времени в условиях космоса, психологических проблем межпланетного полёта, а также другие научные и экспериментальные работы.

Он женат, имеет дочь и двух внуков.

Начало третьего тысячелетия

В настоящее время космонавт Леонов Алексей Архипович живёт в Москве. В прошлом, 2014, году президент Российской Федерации Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Так был отмечен восьмидесятилетний юбилей космонавта, который всю жизнь много и плодотворно работал для блага своей Родины. Он навсегда останется в нашей памяти как человек, внёсший огромный вклад в освоение космоса и в науку, и как художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы. Личность, на примере которой можно и нужно воспитывать подрастающее поколение, – это, безусловно, Алексей Леонов. Биография его невероятно интересна. О его космической эпопее можно прочитать в книге А. С. Елисеева «Жизнь – капля в море». О нём также снято несколько документальных фильмов.

fb.ru

Космонавт Леонов Алексей Архипович

Космонавт Леонов Алексей

Космонавт: Леонов Алексей Архипович (30.05.1934 г.)

  • 11-й космонавт СССР (15-й в мире)
  • Длительность полета (1965 гг.): 1 сутки 2 часа 2 минуты, позывной: «Алмаз-2»
  • Длительность полета (1975 гг.): 5 суток 22 часа 31 минута, позывной: «Союз-1».

Биография

Биография космонавта Леонова берет свое начало в небольшом селе Листвянка, Кемеровской области, где советский летчик и космонавт родился 30-го мая 1934-го года. Алексей – восьмой ребенок в семье Леоновых. В 19 лет окончил среднюю школу в городе Калининград. Следующие два года Алексей Архипович проходит обучение в Военной авиационной школе города Кременчуг. В 1957-м году Леонов становится выпускником Военного авиаучилища города Чугуев, после чего отправляется на службу в роли летчика-истребителя. В 1961-м годе, помимо прохождения службы, Алексей также поступает на обучение в ВВИА им. Жуковского.

Космическая подготовка

В марте 1960-го года Алексей Архипович становится слушателем-космонавтом в ЦПК. В том же году начинается космическая подготовка (ОКП) советского летчика. В 1961-м году Алексей Леонов завершает ОКП, на отлично сдает итоговые экзамены и получает квалификацию «космонавт ВВС». Сперва, в 1963-м году Алексей Архипович проходит подготовку к полету на КК «Восток-5» в качестве резервного пилота, однако уже в 1964-м году Леонова назначают на роль 2-го пилота экипажа корабля «Восход-2». В рамках программы был запланирован выход в космос космонавта Леонова Алексея.

Во время подготовки совершил 12 полетов на самолете серии Ту-104ЛЛ и 6 полетов на Ил-14, а также проводил симуляцию выхода в открытое пространство при помощи модели корабля «Восход».

Первый полет и выход в открытый космос

18-го марта 1965-го года космический корабль «Восход-2» стартовал с 1-й площадки Байконура в 10 часов утра по МСК. После того как корабль оказался на орбите Земли, на первом витке вокруг планеты начала надуваться шлюзовая камера. Космонавты надели скафандры и Алексей Леонов готовился к выходу в космос. На втором витке космонавт проследовал в шлюзовую камеру. Павел Беляев закрыл люк в шлюзовую камеру и запустил ее разгерметизацию.

В момент открытия внешнего люка камеры космический корабль пролетал над Египтом и не имел связи с командным центом СССР. Спустя две минуты, в 11:34:51, когда воздух покинул камеру, вслед за ним совершил выход в космос и космонавт Леонов Алексей. Закрепленный с кораблем при помощи пятиметрового троса, Алексей Архипович пять раз удалялся в космос и возвращался к космическому кораблю. Во время выхода в космос у космонавта Леонова наблюдались нарушения в организме, симптомами которых стала тахикардия, вдвое учащенное неглубокое дыхание, повышенная температура (+38 °C) и повышенное потоотделение. По этим причинам возвращение на корабль потребовало от Алексея Леонова больших усилий.

За космонавтом снаружи наблюдали две телекамеры, установленные на борту корабля. Кроме того, сам Алексей Архипович вел съемку специальной камерой С-97. За напарником с борта корабля следил космонавт Беляев, который и передал сообщение на Землю о первом выходе человека в открытое пространство.

Возвращение Леонова на корабль

После 12-ти минут и 9-ти секунд свободного полета космонавт начал возвращение на борт корабля. Алексей Архипович должен был войти в шлюзовую камеру «ногами вперед», однако по причине сильно раздутого скафандра и наличия видеокамеры в руке, космонавту пришлось войти «головой вперед». Спустя 23 минуты и 41 секунду пребывания в космосе Алексей Леонов вернулся в шлюзовую камеру и закрыл за собой люк. Несмотря на установленные правила, космонавт открыл шлем скафандра еще до того, как шлюз был заполнен воздухом, чтобы протереть глаза, залитые потом.

В шлюзовой камере, диаметром всего один метр, космонавту предстояло сделать кувырок, чтобы успешно возвратиться на корабль. Вскоре, согласно протоколу, шлюзовая камера была отстрелена. Но по причине температурных деформаций была образована щель в люке, которая вела к разгерметизации. В данный момент система автоматически повысила количество подаваемого кислорода. Исход ситуации мог быть плачевным, так как повышенное количество кислорода создавало угрозу взрыва. Однако, находясь в состоянии кислородного отравления, Алексей Леонов случайно изменил подачу кислорода. Спустя семь часов космонавты устранили утечку и процент кислорода на борту корабля стал понижаться.

Посадка «Восход-2»

Согласно установленному плану посадка корабля должна была происходить автоматически после 17-го витка вокруг Земли, однако система отказала, и спустя еще один виток командир экипажа Павел Беляев решил взять управление корабля на себя, пока он окончательно не сбился с курса.

Так как кресла экипажа были развернуты на 90 градусов относительно пульта управления, Беляеву потребовалось отстегнуться от кресла. После настройки ориентации и запуска тормозной двигательной установки корабля космонавт вновь вернулся в кресло. На все вышеперечисленные действия у Павла Ивановича ушло 22 секунды, из-за чего корабль приземлился в 75-ти километрах от запланированного места посадки.

19-го марта космонавты оказались в заснеженной тайге, в двух сотнях километрах от Перми. Спустя четыре часа после посадки экипаж был обнаружен спасателями. Однако, на этом миссия космонавтов не окончилась и они провели в тайге еще два дня, чтобы расчистить место для посадки вертолета. Недалеко от места находился деревянный дом, в котором ночевали космонавты, и от которого добирались до вертолета на лыжах в последний день.

Советские космонавты опередили США на два с половиной месяца, по прохождению которых выход в открытый космос провел астронавт Эдвард Уайт.

По возвращению домой, 23-го марта Алексей Леонов был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя СССР.

Второй полет

15-го июля 1975-го года Алексей Архипович начал свой второй полет  вместе с Валерием Кубасовым на борту корабля «Союз-19» в рамках программы ЭПАС – совместного экспериментального полета «Аполлон» (США) и «Союз» (СССР). Спустя двое суток корабль «Аполлон» начал сближение с кораблем «Союз» со скоростью около 0.25 м/с. Стыковка длилась три часа и по ее окончанию произошло рукопожатие двух командиров – советского космонавта Леонова и американского Стаффорда. Было выполнено четыре перехода космонавтов между кораблями, за время нахождения в состыкованном состоянии. Еще через двое суток, 19-го июля, корабли расстыковались, и 21-го июля 1975-го года Алексей Леонов вернулся на Землю.

На следующий день Алексей Архипович, генерал-майор авиации, во второй раз был награжден званием Героя СССР, за выдающиеся заслуги перед мировой космонавтикой. В марте 1976-го года Леонов стал командиром отряда космонавтов. В 1981-м году заканчивает адъюктуру ААИА Жуковского и становится кандидатом технических наук. Уволен из отряда был 1982-го года, по причине назначения 1-м замом начальника ЦПК по космической подготовке, проработал в ЦПК до 1991-го года.

Дальнейшая жизнь

С 1991-го года человек, который первым совершил выход в космос – Алексей Леонов, работает на руководящих должностях различных компаний, в числе которых «Четек-космос», «Восток-Капитал» и «СладКо». С 1997-го года — вице-президент «Альфа-банка».

Помимо первенства в космическом пространстве, Алексей Архипович является автором четырех изобретений и 10-ти научных работ.

comments powered by HyperComments

spacegid.com

Леонов Алексей Архипович - Летчик - Космонавт

Российский летчик-космонавт. Дважды Герой Советского Союза. Герой Социалистического Труда.Первый человек в мире, вышедший в открытый космос в 1965 году.Член Высшего Совета Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка, Кемеровская область. В возрасте трех лет вместе с матерью переехал в город Кемерово. Учился в школах № 35 и 37. В 1947 году семья переехала по месту работы отца в город Калининград. Именно там окончил среднюю школу № 21 в 1953 году. Через два года получил диплом десятой Военной авиационной школы первоначального обучения летчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 году закончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков.

     В 1960 году Евгений Леонов зачислен в первый отряд отечественных космонавтов. С 1961 года в течении семи лет проходил обучение в Военно-воздушной инженерной академии имени Николая Жуковского по специальности «Конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним». По ее окончании получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт». Позднее окончил адъюнктуру при вышеуказанной академии. Там же защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата технических наук.

     Леонов 4 апреля 1961 года назначен на должность космонавта и получил квалификацию «космонавт ВВС». С 16 января 1963 года являлся космонавтом отряда космонавтов Центра Подготовки Космонавтов Военно-Воздушных Сил. Позднее назначен космонавтом-инструктором первого отряда космонавтов ЦПК, а вскоре стал заместителем командира первого отряда ЦПК.

     В этот период Евгений Архипович прошел общекосмическую подготовку и успешно сдал выпускные экзамены. С 15 августа 1964 по 25 февраля 1965 года проходил подготовку в качестве второго пилота основного экипажа космического корабля «Восход-2» по программе выхода в открытый космос, вместе с Павлом Беляевым. Выполнил двенадцать полетов на Ту-104ЛЛ, отрабатывая выход в открытый космос на макете «Восход» и шесть полетов на Ил-14.

     Первый космический полет Алексей Леонов совершил с 18 по 19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе полета Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал его возвращению в космический корабль. Войти в шлюз Алексею удалось, только стравив из скафандра излишнее давление, при этом проник в люк корабля не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией.

     Также, перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчетном районе в 180 километрах севернее города Перми. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолета сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. На следующее утро, 20 марта, к месту посадки подоспели 3 вертолета. Сесть они не могли, но сбросили все необходимое. Чтобы вывезти космонавтов, делянка, на которую первоначально высадили лесников, расчистили для посадки вертолета. На следующий день, по прокатанной лыжне, космонавты, с помощью сопровождающих, добрались до делянки, где их ждал вертолет. Продолжительность полета: 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

     За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     В конце января 1969 года Леонов находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Леонида Брежнева. К счастью никто не пострадал.

     С мая 1973 по 16 июня 1975 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа, вместе с Валерием Кубасовым.

     Второй космический полет Алексей Леонов совершил с 15 по 21 июля 1975 года, совместно с Валерием Кубасовым в качестве командира космического корабля «Союз-19». Продолжительность полета составила: 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунда. Во время полета проведена стыковка кораблей двух разных стран по программе «Союз - Аполлон».

     За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майор авиации Леонов 22 июля 1975 года награжден второй медалью «Золотая звезда».

     До 1991 года являлся заместителем начальника Центра Подготовки Космонавтов имени Юрия Гагарина. В марте 1992 года генерал-майор авиации вышел в запас. Выйдя на пенсию несколько лет работал директором космических программ фирмы «Четек». Позднее Леонов выступал Советником Первого заместителя Председателя Совета директоров «Альфа-Банк».

     Алексей Леонов также получил признание как художник. Многие работы писал совместно с художником Андреем Соколовым. Работы космонавта широко выставляются и публикуются.

     На май 2019 года Алексей Архипович входит в Высший Совет Всероссийской политической партии «Единая Россия», очень много выступает с лекциями в учебных учреждениях, призывая любить свою планету, а также является гостем на радио и телевидении.

     Указом Президента России от 29 мая 2019 года Леонов Алексей Архипович награжден Орденом «За заслуги перед отечеством I степени», за большой вклад в освоение космоса и многолетнюю добросовестную работу.

Награды и почетные звания СССР и Российской Федерации

Дважды Герой Советского Союза (23 марта 1965 года, 22 июля 1975 года)

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (22 мая 2014 года) - за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в освоении космоса, гуманитарной сфере, укреплении законности, активную законотворческую и общественную деятельность, многолетнюю добросовестную работу

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 марта 2000 года) - за большие заслуги перед государством в развитии отечественной пилотируемой космонавтики

Орден Дружбы (12 апреля 2011 года) - за большой вклад в развитие отечественной пилотируемой космонавтики и многолетнюю плодотворную общественную деятельность

Премия Правительства Российской Федерации имени Ю. А. Гагарина в области космической деятельности (2011) - за развитие отечественной пилотируемой космонавтики, личное участие в осуществлении первых пилотируемых полетов, развитие международного сотрудничества в области космической деятельности, популяризацию достижений отечественной космонавтики

Два ордена Ленина

Орден Красной Звезды

Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. 31 июля 2014 года

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. 29 мая 2019 года

Летчик-космонавт СССР (1966 год)

Иностранные награды

Герой Социалистического Труда НРБ (НРБ, 1965 год)Орден Георгия ДимитроваОрден Карла Маркса (ГДР, 1966 год)Медаль А. БеккераГерой Труда Вьетнама (ДРВ, 1966 год)Орден Государственного знамени ВНР (ВНР, 1966 год)Орден «За отличие» I степени (Сирия, 1966 год)Золотая медаль «За воинскую доблесть» (Италия, 1967 год)Орден Красного Знамени (МНР)Орден «За заслуги» III степени (Украина, 12 апреля 2011 года) - за значительный личный вклад в развитие ракетно-космической отрасли, достижения в создании и внедрении космических систем и технологий, высокое профессиональное мастерство

Медаль «За укрепление дружбы по оружию» I степени

ruspekh.ru

Космонавт Алексей Леонов. Биография

Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в многодетной семье.

Его отец работал председателем сельсовета, был репрессирован, затем реабилитирован. В 1948 году семья переехала в Калининград.

В 1955 году Леонов окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в г. Кременчуг, в 1957 г. — Чугуевское военное авиационное училище летчиков по специальности «летчик-истребитель», в 1968 г. — Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского (ВВИА) по специальности «конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним» (квалификация — «летчик-инженер-космонавт»), в 1981 г. — адъюнктуру при ВВИА. 16 марта 1981 г. в ВВИА защитил диссертацию кандидата технических наук.

С 1957 года Леонов служил летчиком 113-го истребительного авиационного полка 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й Воздушной армии Киевского военного округа, с 1959 г. — старшим летчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й Воздушной армии в составе группы советских войск в Германии. Налетал 278 часов, совершил 115 прыжков с парашютом.

7 марта 1960 г. приказом Главкома ВВС был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС (в настоящее время — ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина»), вошел в число первых 20-ти летчиков, отобранных для полетов в космос (1-й отряд космонавтов). Занимал должности космонавта (с 1961 г.), космонавта-инструктора (с 1966 г.), заместителя командира 1-го отряда космонавтов (с 1966 г.), старшего инструктора-космонавта, заместителя начальника 1-го управления (с 1969 г.), заместителя начальника ЦПК (с 1970 г.), командира отряда космонавтов (с 1976 г.), первого заместителя начальника Центра подготовки космонавтов по летной и космической подготовке (в 1982-91 г.).

На счету Алексея Леонова два космических полета (общий налет — 7 сут. 33 мин. 8 сек.) и первый в мире выход в открытый космос.

Леонов совершил первый полет 18 марта 1965 г. в качестве второго пилота корабля «Восход-2» вместе с Павлом Беляевым. Вышел в космос и провёл за пределами корабля 12 мин. 9 сек., удаляясь от него на расстояние до 5,35 метров. Полет сопровождался нештатными ситуациями. Из-за разницы давления скафандр раздулся, это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру (диаметр люка был критически малым) и Леонову пришлось стравливать в нем давление. При возвращении отказала система автоматического управления корабля и посадка проводилась вручную. Экипаж приземлился в нерасчетном районе — в 180 км севернее Перми, был обнаружен через четыре часа в тайге, но из-за глубокого снега эвакуирован только спустя двое суток.

В 1967-70 гг. возглавлял группу космонавтов, которые готовились к полету на Луну. После закрытия лунной программы проходил подготовку по программе «ДОС» (долговременная орбитальная станция), но слетать на первые станции «Салют» ему не удалось.

В ходе второго полета, 15-21 июля 1975 г., как командир экипажа участвовал в первой стыковке кораблей разных стран — «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США). Тогда на орбите состоялась встреча и историческое рукопожатие членов двух экипажей — Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Вэнса Бранда, Томаса Стаффорда и Дональда Слейтона.

В сентябре 1991 г., после ухода из Центра подготовки космонавтов приказом Минобороны СССР был зачислен в распоряжение Главкома ВВС для последующего увольнения с действительной военной службы (по возрасту). С 9 марта 1992 г. — генерал-майор авиации в отставке.

В 1991-92 гг. занимал руководящие должности в международной компании «Четек», был директором фирмы «Четек-космос».

В 1992 г. избран президентом фонда «Альфа-Капитал», учрежденного Альфа-Групп. В 2000 г. занял должность вице-президента Альфа-банка.

В настоящее время Леонов занимает должность советника первого зампредседателя совета директоров банка Олега Сысуева, является членом партии «Единая Россия».

Действительный член Международной академии астронавтики, академик Российской академии астронавтики. Автор более 10 научных трудов и 4 изобретений, а также ряда книг, среди которых «Пешеход космоса», «Солнечный ветер», «Выхожу в открытый космос» и другие.

Дважды Герой Советского Союза. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени. Имеет ведомственные и общественные награды.

Удостоен иностранных званий и наград: Герой Социалистического Труда НРБ, Герой Труда ДРВ, ордена Георгия Димитрова (НРБ), Карла Маркса (ГДР), Государственного Знамени (ВНР), «За отличие» I степени (Сирия), «За заслуги» III степени (Украина).

Его именем назван один из кратеров на Луне. На родине Алексея Леонова в Кемеровской области и на Аллее Космонавтов в Москве установлены его бронзовые бюсты.

Леонов занимается благотворительностью (программа «Линия жизни» — помощь детям с кардиозаболеваниями). Увлекается живописью, написал около 200 картин. В 1965 г. был принят в Союз художников СССР, с 2004 г. — почетный член Российской академии художеств. В содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему. Является заслуженным мастером спорта СССР, имеет 2 разряд по велоспорту, 3 разряд по фехтованию.

Женат. Супруга — Светлана Павловна (1940 г.р.) была редактором редакционно-издательского отдела в Центре подготовки космонавтов. Старшая дочь Виктория (1961 г.р.) скончалась в 1996 г. Дочь Оксана (1967 г.р.) окончила Военный институт иностранных языков, работает переводчиком.

Алексей Леонов: первый в открытом космосе >>

nesmi.ru

Леонов Алексей Архипович. Краткая биография

Леонов Алексей Архипович родился в небольшом селе под названием Листвянка, что находилось в Тисульском районе Западно-Сибирского края (сейчас Кемеровская область), в 1934 году 30 мая. Его отец – Архип Алексеевич, рожденный в 1892 году, был обычным крестьянином, а мать – Евдокия Минаевна, всю свою жизнь посвятила учительству.

Когда Алексею было три года, вместе со своей матерью он поселился в Кемерово, куда после Гражданской войны приехал и его отец. Как известно, Леша был 8-ым ребенком в семье, который с охотой отправился учиться в школу в 1943 году. Однако закончить Кемеровское учебное заведение ему так и не удалось в связи с тем, что вместе со своей семьей он был вынужден уехать в Калининград (тогда Кенигсберг), где трудился его отец.

Ровно через десять лет Алексей Архипович окончил Калининградскую среднюю школу, после чего ему выдали аттестат о получении образования. По утверждению самого Леонова, он никогда особо не гордился теми неплохими отметкам, которые были проставлены в этом выпускном документе, так как больше всего он ценил в себе знания об искусстве и авиации.

Любовь к авиационным двигателям и конструкциям летающих аппаратов у Алексея проснулась еще в ранней юности, когда он наблюдал, как его старший брат, авиационный техник по профессии, с удовольствием занимался починкой всякого рода деталей. Совместно со спортивными достижениями интерес к самолетам подтолкнул Леонова к тому, чтобы поступить в школу летчиков, что находилась в центральной Украине, а именно в городе Кременчуг. Однако на этом Алексей Архипович не остановился, и в период с 1955 по 1957 год он получил высшее образование по профессии летчик-истребитель, после чего стал летать в боевых полках.

Благодаря своему упорству, знаниям и физической подготовке в 1960 году, пройдя сложный отборный конкурс, Леонов был зачислен в первый знаменитый отряд космонавтов Советского Союза. По прошествию трехгодовалой подготовки, в ночь с 18 на 19 марта 1965 года Алексей Архипович вместе с Беляевым Павлом впервые совершил полет в открытый космос на корабле «Восход – 2», где он проявил исключительную смелость и мужество. После такого опыта Леонов стал заместителем отряда советских космонавтов, а в период с 1967 по 1970 год взял на себя командование над группой специалистов, работающих по лунной программе.

Великий летчик-космонавт – Леонов Алексей Архипович за всю свою профессиональную деятельность был ни один раз награжден орденами Ленина и Красной Звезды. Помимо этого, ему было неоднократно присвоено звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда Болгарии и Республики Вьетнам, а также он стал обладателем многих других медалей и орденов из других стран.

Сегодня Алексей Архипович работает и проживет в городе Москва вместе со своей любимой супругой Светланой Павловной, от которой у него в 1961 и 1967 году родились две дочери – Виктория и Оксана.

cosmos-online.ru


Смотрите также