Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Лихоносов виктор иванович биография


Виктор Иванович Лихоносов

Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Отец погиб на фронте в 1943 году. Мать — малограмотная крестьянка. Детство провел под Новосибирском. В 1961 году Лихоносов окончил Краснодарский педагогический институт, после чего учительствовал на станциях Кубани. Первый свой рассказ «Брянские» он опубликован в «Новом мире» в 1963 году. «Проза у него светится, как у Бунина», — писал Александр Твардовский. В 1966 году вышли две книги Виктора Лихоносова: «Вечера и «Что-то будет». В том же году был принят в Союз писателей СССР. В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова: «Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку». Юрий Казаков познакомил Лихоносова заочно и с писателями из эмиграции — Б. Зайцевым и Г. Адамовичем; с этого началось изучение Лихоносовым жизни русского зарубежья. В 1969 году в «Новом русском слове» были напечатаны повесть Лихоносова «На долгую память» и статья о нем лучшего критика русской эмиграции Г. Адамовича. А в 1973 году выходит книга «Чистые глаза» с предисловием Виктора Астафьева. Опубликовал цикл повестей-путешествий «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани» и «Элегия» — по есенинским, лермонтовским и пушкинским местам. С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 г.) Как и почти все близкие ему писатели-деревенщики, перестройку не принял. Опубликовал книгу антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Лауреат Госпремии России, Международной премии имени М.Шолохова. В 2003 году на Толстовских встречах получил первую премию «Ясная Поляна». Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к деревенской прозе и не отнесешь, но и сам писатель и его герои, как правило, из простого народа, и мысли и чаяния их совпадают с нравственными императивами писателей-деревенщиков. Впрочем, и сама проблема малой родины Виктором Лихоносовым была поставлена одним из первых. Последние годы Виктор Иванович редактирует в Кубани литературно-исторический журнал «Родная Кубань», пишет повести «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, книгу «Записки перед сном», выступает с воспоминаниями о Юрии Казакове, Юрии Селезнёве, Виталии Сёмине.

Живет в Краснодаре. Женат, имеет двух внуков.

Родился Виктор Иванович Лихоносов на станции Топки Кемеровской области 30 апреля 1936 г. Отца его был убит на войне 1943 г., а его мать была простой селянкой. Вырос Виктор под Новосибирском.

Окончил учебу в Краснодарском пединституте в 1961, после чего работал учителем на станциях Кубани.

Первый раз был опубликован в издательстве «Новый мир» его рассказ «Брянские» в 1963. Вступил в союз писателей СССР и выпустил 2 книги «Вечера» и «Что-то будет» в 1966 г. Чрез год Виктор выпустил сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова. Лихоносов познакомился, с помощью Казакова, с писателями из эмиграции, и начал изучать жизнь русского зарубежья. Повесть писателя «На долгую память» и статья критика Адамовича о нем вышли в издательстве «Новое русское слово» в 1969 г. Книга Лихоносова с предисловием В. Астафьева «Чистые глаза» была опубликована в 1973. Написал цикл повестей-путешествий «Элегия», «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани».

Почти 10 лет с 1978 ничего не пишет, кроме своего главного романа «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» 1986 г. Написал книгу в стиле антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Лихоносов удостоен Госпремии России и Международной премии им. М. Шолохова. Получил свою первую премию «Ясная Поляна» в 2003 на Толстовских встречах.

В своих произведениях Виктор Лихоносов раскрывает проблемы своей малой родины. Герои его повестей, как и сам писатель с его мыслями, совмещаются с нравственными наклонностями писателей-деревенщиков, хотя напрямую его элегичную, полную романтизма и лирики прозу к деревенской не сопоставишь.

В последние годы писатель работает в Кубани, редактором литературно-исторического журнала «Родная Кубань», рассказывает свои воспоминания Юрии Селезнёве, Виталии Сёмине, Юрии Казакове. Занимается написанием эссе о Лермонтове, повести «Афродита Таманская» и книги «Записки пред сном».

Со своей женой живет в Краснодаре и воспитывает двух внуков.

www.allsoch.ru

О родине, эмиграции, дружбе, любви и уроках. Виктор Лихоносов

«Меня завела в литературу моя пугливая и тоскующая душа…»

Текст: Дмитрий Шеваров Фото: А. Заболоцкий

Виктору Лихоносову исполняется 80 лет. Его рассказы и небольшие повести — одно из тихих чудес русской литературы. Редкий, а, быть может, единственный мелодист из живущих ныне писателей.

Это о его рассказах Твардовский говорил: «Проза у него светится…». Это его любили как младшего брата Ю. Казаков, Ю. Домбровский, В. Белов, В. Астафьев…

Это ему, тогда молодому провинциальному учителю, писали из Парижа великие старики эмиграции — Борис Зайцев и Георгий Адамович. «Мне не только понравилась Ваша книга, нет: я очарован ею…» — писал Адамович. «У Вас свежее и доброе дарование…» — прибавлял Зайцев.

В. И. Лихоносов; фото А. Заболоцкого

Виктор Иванович, а круг своего детского чтения вы помните? Виктор Лихоносов: Какой круг? Я в футбол играл. Помню в нашей 73-й школе учительница литературы Антонина Ивановна Гитченко вдобавок к программе читала нам «Флаги на башнях» Макаренко. То читала, то пересказывала. Но я больше театром интересовался, а книги — так… Не помню, чтобы я мечтал стать писателем.

А где же вы нашли театр?

Виктор Лихоносов: Как где?! У нас «Красный факел» был — почти Вахтанговской! У нас Евгений Матвеев играл! А спектакли какие: «Чайка», «Варвары»! Я заболел театром. Мама говорила: «Ты чего, в артисты собрался?  Это разве дело?» А я во дворце пионеров, в драмкружке, играл Хлестакова, Аркашку Счастливцева, Бобчинского и Добчинского с Юрием Назаровым…

И вы вместе с будущим народным артистом поехали поступать в театральное…

Виктор Лихоносов: Слава Богу, что меня в этот вертеп не пропустили. Но осталась наша дружба с Юрой Назаровым. Мы потом жили в разных городах, но он, влетевший в театральные… эмпиреи, никогда не бросал меня, прозябавшего в болоте. Очень крепко поддерживал письмами, вызывал меня на съёмки «Андрея Рублёва». Даже первый вариант моей повести «Чалдонок» показывал Михаилу Ульянову, проверял — как оно? Он влиял и влияет на меня своей бесконечной добротой…

В Краснодаре вы закончили пединститут и пришли в школу учителем литературы, но это тоже не стало вашим призванием…

Виктор Лихоносов: Мне было трудно работать в школе. У меня же с детства, с войны — плохо со слухом. К тому же я не знал и не любил методик.

Я заставлял ребят учить наизусть отрывки из летописей. И за то, что прочитали, ставил пятерки.

Так что же привело вас в литературу?

Виктор Лихоносов: Думаю, меня завела в литературу моя пугливая и тоскующая душа. После того, как я не попал в артисты и уехал из Новосибирска на юг, всё способствовало одинокому созерцанию. Тогда я открыл для себя Бунина и тотчас полюбил его тягучую мелодию мерцания жизни. Несколько лет назад Святослав Бэлза вручал мне Бунинскую премию, и я сказал: «Бунин выстроил мне судьбу». Книга вдовы Бунина Веры Николаевны, подписанная ею и присланная мне из Парижа, взрастила моё чувство к русской эмиграции и бросила какое-то зёрнышко в замысел романа о Екатеринодаре «Наш маленький Париж».  Возможно, под влиянием Бунина нечаянно сложился мой первый рассказ — «Брянские». Твардовский напечатал его в «Новом мире».

Сегодня трудно представить, какое это было событие для молодого писателя — напечататься у Твардовского в «Новом мире»! Вам же было всего 27 лет. Виктор Лихоносов: Когда Твардовский умер, я написал его вдове, Марии Илларионовне, что Александру Трифоновичу я обязан самой жизнью. Если бы в 1963 году он не опубликовал мой рассказ, я промыкался бы всю жизнь и никогда не раскрыл бы ни своих способностей, ни души.

А как получилось, что ваши рассказы прочитал в Париже друг Бунина старый русский писатель Борис Константинович Зайцев? Вы ведь даже переписывались…

Виктор Лихоносов: Сперва зачаровал меня Зайцевым Олег Михайлов, который больше других, как-то уже по-домашнему, общался с ним в письмах еще с 1950-х годов. Кажется, последнее письмо Зайцева из Парижа с авеню де Шале было именно к Олегу Михайлову. Олег Николаевич всякий раз говорил о Зайцеве как о родном человеке. А в 1967 году побывавший в Париже Юрий Казаков прокрутил мне на даче свою беседу с Зайцевым. Поразили меня старая речь, забытый московский распев. И Казаков чуть ли не потребовал, чтобы я послал свои первые книжки Борису Константиновичу.

Так судьба соединила меня, советского, с тихим православным, очень праведным, «последним русским писателем в изгнании».Орфография в его письмах вздыхала забытыми «ерЪ» и «ять»… Зайцев будто протянул мне руку из уходящего поезда и я запрыгнул в последний вагон девятнадцатого века.

О чем бы вы сейчас написали Зайцеву, будь он жив? Виктор Лихоносов: Сейчас я, постаревший, писал бы ему, наверное, уж совсем по-родственному: про дорогие ему калужские места. О том, как я дважды паломничал в бывшую усадьбу Константина Леонтьева ─ Кудиново. Покаялся бы, что я не съездил после его писем в родное ему Притыкино и оттого не написал ему ─ что там? как там?.. Поплакал бы и по любимому им Олегу Михайлову, сгоревшему четыре года назад в ночь на 9 мая на даче в Переделкине…

В 1969 году вас поддержал своим словом еще один старый эмигрантский литератор — замечательный поэт и выдающийся критик Георгий Викторович Адамович…

Виктор Лихоносов:

И Зайцеву, и Адамовичу в старческом сиротстве хотелось русского родства с соотечественниками в России.

Я, крестьянский сын, и до сих не могу опомниться: за что Георгий Викторович, тонкий петербуржец, так хвалил простенького начинающего писателя?! Почему он сказал, что вы, мол, из тех писателей, «которых Россия ждёт»? Разве мог он вдали предчувствовать, что я обречён написать роман «Наш маленький Париж» о старом Екатеринодаре?..

Повлияла ли на вас трилогия французского писателя Анри Труайя «Пока стоит земля»? Она ведь тоже о Екатеринодаре…

Виктор Лихоносов: Екатеринодар там всего в нескольких главах. Нет, и не мог повлиять. Анри Труайя увезли из России девятилетним. Роман он писал по домашним беседам с родителями. Никаких примет сочной кубанской жизни у него нет. Обыкновенная сухая отвлечённая беллетристика для французов. Роман я купил в Будапеште на улице Вацу, а через три года он сам прислал мне три тома из Парижа, ему понравилась моя «Осень в Тамани». Но потом, когда я отправил ему «Наш маленький Париж», он почему-то не ответил. Что ж, он академик в Париже, а я бывший учитель с окраины Анапы…

Многие годы сердечная дружба связывала вас с Юрием Казаковым — писателем совершенно особенной чистоты и музыкальности слова…

Виктор Лихоносов: Юрий Казаков открыл меня, поддержал, поверил в меня. Счастье, когда не политика, не идея борьбы с властью, не что-то там хитроватое соединяет художников, а тихая страсть к музыке речи, к красоте, и доброта образуют возвышенный союз. Нынче такого в искусстве все меньше и меньше. Юрий Казаков ─ это, как и Бунин, мелодия, которую если вдруг услышишь не захочется прервать. А его так мало печатают…

А какого писателя вы назвали бы сердцем русской литературы?

Виктор Лихоносов: Пушкина, конечно.

Сейчас много споров вокруг школьной программы по литературе. Если бы у вас была возможность, по какому принципу вы бы ее составили?

Виктор Лихоносов: Идти надо от родного. Прочитайте на уроке отрывок о матери из «Жизни Арсеньева», а потом об отце, это уже в конце романа Бунина. Но перед этим надо сказать несколько слов. Поговорить надо с ребятишками: ну как у вас, бабушки у всех есть, мамы?.. А вот Иван Алексеевич уехал, родину потерял, тосковал. Думал: где там могила матери, ее и не найдешь теперь. Вот посмотрите, как он писал, и сколько в этом музыки, грусти, нежности, поздних слез. Важно не просто вспомнить биографию Бунина, а душой приклониться к тому, о чем пишет Бунин, вызвать в детях это изумительное чувство родства. Учитель на уроках русской литературы должен стать родителем.

Поменьше долдонить, а побольше вслух детишкам читать, просто представлять эту красоту художественной литературы, этого мира русского.

Если сам учитель не обладает таким талантом, то можно призывать на помощь технические средства. А таких строк чудных, как у Бунина, очень много в русской литературе. Они и у Толстого, конечно, есть. И если говорить о любви, то, может, из «Двух гусар» взять, страницу-полторы прочитать…

Если бы сегодня вы были молодым писателем, какую книгу вы бы написали?

Виктор Лихоносов:

Нынче я бы вообще не посмел что-то писать. Я бы испугался этого разгула наглости и почти полной пропажи в обществе некогда знакомых мне наивности, простодушия, идеализма…

Вы много ездили по России, а за границей, кажется, бывали редко…

Виктор Лихоносов: Я восемнадцать лет редактирую литературно-исторический журнал «Родная Кубань» и ни разу за это время не выезжал за границу. В делегации меня не включали, в чартерные господские рейсы на Иерусалим, в Афины не сажали, даже в Харбин — город-побратим Краснодара, (моя затаенная грусть!) меня не брали. И в Париже я тоже не был. Не стоял я на кладбище Сент-Женевьев де Буа у русских могил… А теперь поздно мечтать.

У вас есть книга «Записи перед сном», которую я много раз перечитывал. Она даже развалилась у меня на листочки. О чем вы сейчас думаете по ночам, если не спится? Что записывается?

Виктор Лихоносов: Я уже не записываю. Но вот на встречах в школах всегда прошу ребят:

ведите дневнички хоть пустячковые. Мамы, бабушки — они же стареют. Пишите-пишите, пока они живы! Что бабушка рассказывала, что она попросила, как она ругала вас.

Вот ты набегался, вернулся домой, бабушка тебя чаем напоила, так ты так и запиши просто: «пили чай с бабушкой».  Пройдет время, и любой пустяк трогателен и дорог будет.

* * *

ИЗ ДОСЬЕ

Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки. Его отец, железнодорожный рабочий, погиб на фронте. Жил с матерью на окраине Новосибирска. В 1961 году окончил историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института. Учительствовал в кубанских станицах. Первую книгу выпустил в 1966 году. В 1988 году стал лауреатом Государственной премии РСФСР за роман «Наш маленький Париж». Лауреат премии «Ясная Поляна» в номинации «Выдающиеся творческие достижения в области русской литературы» (2003). Живет в Краснодаре. Главный редактор литературно-исторического журнала «Родная Кубань».

* * *

Борис Зайцев — Виктору Лихоносову. Париж, 7 февраля 1967 года. 

Дорогой Виктор Иванович, обе книжки Ваши получил, большое спасибо. Прочитал и порадовался: дарованию, свежести Вашей и молодости. Это все в Ваших рассказах есть, и никакого указательного перста… Всячески желаю вам сил и творчества, «и во всем благого поспешения». У Вас свежее и доброе дарование…

Александр Твардовский (после прочтения рассказа «На улице Широкой»)

14 сентября 1968 года, Пахра

Встал до 4-х, пил кофе, курил… Стал читать Лихоносова и до конца не мог оторваться. Какой молодец! С любовью, с нежностью и болью пишет ту низовую, окраинную жизнь, жизнь «с коровы», с базара, с огородца, с пенсий, жизнь, которую не принято ни фотографировать, ни «отражать» в очерках, жизнь без «роли парторганизации», без всего такого — саму по себе, со всеми отчаянными хлопотами, напряжением, муками, безысходностью -послевоенная жизнь миллионов. Нет, этого уже не заставишь «соображать», дозировать «светлое» и «темное», приплетать «руководящую роль» там, где ее попросту нет.

Валентин Распутин — Виктору Лихоносову

19 сентября 1981

Витя, дорогой, всегда любил тебя и люблю, хоть здесь могу признаться в этом. Гоголь, начиная работу, прежде составлял молитву на успешность её завершения, ─ твоей ли, его ли, своей ли молитвой готов и я и буду просить, чтоб всё у тебя было хорошо. Это нам только кажется, что мы можем работать поодиночке ─ если мы что-то и можем, то потому, что вместе.

* * * Виктор Лихоносов. Из «Записей перед сном», 1987:

Чтение — это неторопливое участие души в событиях и поворотах судеб героев. Так сейчас почти никто не читает. Растянуть время чтения — значит замедлить расставание с эпохой, которая только в книге и есть. Когда читаешь быстро и много, душа не успевает пропитаться. Не потому ли мы такими дёргаными стали, что рвём из книг одну информацию?..

У дуба Андрея Болконского в Никольском-Вяземском, 2012 г.

30.04.2016

юбилей

Просмотры: 0

Главная › Материалы проектов › О родине, эмиграции, дружбе, любви и уроках. Виктор Лихоносов

Другие материалы проекта ‹В этот день родились›:

Выберите месяц Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019
Симонов, сын СимоноваНеюбилейный разговор о войне и мире
Показать еще Показать все

godliteratury.ru

ВИКТОР ИВАНОВИЧ ЛИХОНОСОВ

otkritiy

Виктор Иванович Лихоносов – седой высокий человек худощавого телосложения. Частенько жалуется на отсутствие денег и на боль в печени. Фамилия Лихоносов состоит из двух слов:  «лихо» и «нос». «Лихо» в русском языке имеет два значения: в первом случае это «лукавство, зло», во втором –  синоним слов «бойко», «разудало», «смело», «решительно». Лихой человек – это человек ненормативного, рискованного поведения. От такого человека люди предпочитают держаться подальше. Русская поговорка гласит: «Лихое лихим называют, а доброе добром поминают», или «От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека ничем».

Лихоносов – известный в России литератор, пишущий в стиле русского классика начала 20 века Ивана Бунина.  Прославился Лихоносов после того, как в 1987 году опубликовал роман под названием «Мой маленький Париж». Маленьким Парижем он назвал город Екатеринодар начала 20 века, поскольку считал, что по уровню ресторанного сервиса и качеству товаров, которыми  торговали местные купцы, Екатеринодар не уступал Парижу. Роман посвящен кубанскому казачеству на стыке двух эпох: до революции 1917 года и после нее. Симпатии писателя на стороне белых, проигравших гражданскую войну и вынужденных покинуть Родину.

После выхода в свет романа «Мой маленький Париж» крупных, значимых произведений писатель Лихоносов больше не создал. Но до сих пор эта книга помогает ему получать от власти дивиденды: казачья тема теперь на Кубани главная. Губернатор Ткачев также относит себя к казачеству, поэтому деятели культуры, создающие художественные произведения на эту тему, получают моральную и материальную поддержку губернатора.

Раньше, при советской власти, материальное поощрение в писательской среде получали все: и маститые, и начинающие. Теперь ситуация иная.  Отношения, сложившиеся в последние годы между властью и писателями, а также другими деятелями искусств Кубани, свидетельствуют об отсутствии какой-либо ясной и четкой государственной политики в этой области. Создается впечатление, что бюджетное финансирование осуществляется по принципу «кто влиятельней и нахальней, тот и получает от власти деньги». Этот принцип действует и в джунглях: кто сильней, тот и выживает.

Лихоносов еще в годы перестройки и демократизации понял этот принцип и принялся выстраивать новые экономические отношения с власть предержащими.  Он отошел от кубанского Союза писателей, заявив, что не желает находиться рядом с бездарностями. В одном из интервью в адрес своих товарищей по перу он высказался следующим образом: «Высочили из подворотни и захватили власть в Союзе писателей».  Теперь мнение коллег по перу и интеллигенции его не волнует: главное  – мнение чиновников, у них деньги. Находясь вне писательской организации, ему стало гораздо проще добывать себе средства на пропитание: он пишет губернатору письма, в которых жалуется на свое плохое материальное положение и просит от него помощи. Лихоносов прибегает то к ласковому, то к грубому тону, выставляя себя то борцом за справедливость, то несчастным страдальцем. При этом он действует настолько артистично, что способен разжалобить кого угодно. Не случайно в среде местной интеллигенции он приобрел имидж «плачущего писателя».

Власти, в свою очередь, не дают писателю умереть с голоду. Они купили ему квартиру для творческой работы, подарили автомобиль, периодически оказывают материальную помощь. К каждому дню рождения Лихоносов получает подарки от краевых и городских властей. Чиновники звонят ему и предварительно согласовывают с ним, что подарить ему в этот раз. Приглашают на банкеты и поминки, где он исполняет  роль свадебного генерала. Ни один писатель на Кубани подобных подарков не удостаивался. Как-то в своей новой квартире он забыл закрыть кран и уехал на дачу в поселок Пересыпь на Таманском полуострове. В итоге мебель и телевизор в квартире залило водой. Писатель Лихоносов мигом написал очередную депешу в краевую администрацию, после чего власти приняли решение: квартиру отремонтировать, новую мебель купить.

Есть в Краснодаре и другие известные писатели и поэты. Например, поэт Владимир Архипов. Он обладатель многих всероссийских премий, известный в стране человек, издавший десятки поэтических сборников. Но при этом Архипов ходит в старой потрепанной курточке и курит дешевые сигареты. Писатель же Лихоносов заявляет, что душу русского человека, растлевает западное искусство.  Особенно ему не нравится «Гарри Поттер». В 2002 году на форуме интеллигенции города Краснодара, где обсуждались вопросы духовности и нравственности общества, Лихоносов выступил с резкой критикой этой книги, а также молодежи,  ее читающей. Критиковал Лихоносов и  губернатора Александра Ткачева – за то, что тот, вместо встречи с писателем Лихоносовым уехал в Анапу слушать выступление оркестра Георгия Гараняна, исполнявшего американский джаз. По прошествии форума интеллигенции была издана отдельная брошюра с текстами выступлений участников форума, однако для публикации Лихоносов предложил не тот текст, с которым выступал, а совсем другой, в котором критики в адрес губернатора уже не было.

В 2002 году мэрия города Краснодара выделила средства на переиздание его романа «Наш маленький Париж». Свой гонорар русский писатель Лихоносов определил в долларовом эквиваленте. Однако роман не продавался, и выплачивать гонорар было нечем. Тогда Лихоносов стал «трясти» мэра и требовать от него выплат. Мэр города, уставший от его скандалов, был вынужден выплатить ему 10 тысяч долларов из средств городского бюджета. В связи с этим случаем один известный краснодарский поэт отозвался о писателе Лихоносове так: «Он никогда не был аристократом».

Вероятно, чтобы Лихоносов не слишком часто беспокоил власть своими просьбами, она осуществляет финансирование издаваемого им литературно-исторического журнала «Родная Кубань». Журнал создавался писательской организацией Кубани, однако Виктор Лихоносов, отколовшись от писателей, забрал журнал и распоряжается им единолично. Этот журнал издается небольшим тиражом, в нем печатаются исторические материалы и полностью отсутствует публицистика, поскольку Лихоносов считает, что «публицистов на Кубани нет». Журнал мало кто читает, он существует, как бы для самого редактора.

Надо сказать, что Лихоносов всегда служил власти. При КПСС он заявлял, что он, писатель, является авангардом партии. Когда же КПСС не стало, то в своих «Записках перед сном» он стал называть советскую партноменклатуру «гнилой». В 90-е годы Лихоносов претендовал на роль духовного поводыря нации, активно призывая всех каяться и верить в Бога.  Однако по всем российским меркам на эту роль он не вполне годится. Русского человека на мякине не проведешь. Русский  хорошо понимает, что есть правда, а что ложь. Истинные духовные поводыри это не те, которые громче всех вопиют о покаянии, о вере в Бога, а те, которые молятся в тишине за Россию и вместе со своим народом терпят нищету и разруху.

Page 2
otkritiy

Виктор Гаврилович Захарченко – художественный руководитель популярного в России Кубанского казачьего хора, самый известный деятель культуры Кубани. Он принадлежит к поколению родившихся в 30-е годы прошлого века. Невысокого роста, щуплого телосложения, лысоватый с бородкой, он по своему внешнему облику и  темпераменту напоминает   малоросса – живого, динамичного, наполненного типичными малороссийскими идеями. Во времена губернатора Кондратенко и по его распоряжению Виктор Гаврилович был удостоен специальной пенсии, во много раз превышающей пенсию простого смертного. Его именем названа музыкальная школа в городе Краснодаре и открыт дом-музей в родной станице Дядьковской. Таких почестей при жизни еще не удостаивался ни один человек – не только в истории Кубани, но и России (разве что генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев).

Раньше основу репертуара хора составляли кубанские казачьи песни. Однако в последнее время в его репертуаре появилось много авторских песен Захарченко. Виктор Гаврилович пишет песни на стихи русских и украинских поэтов классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока, Есенина, Шевченко и др. Правда, некоторые музыканты, имеющие профессиональное композиторское образование,  не считают Захарченко композитором, ну разве что композитором-любителем. Его музыка, на мой взгляд, плохо гармонирует со стихами гениальных поэтов, так как по своим художественным достоинствам до их уровня не вполне дотягивает. Однако эмоциональный подъем, который Захарченко испытывает, когда слышит свои песни, аплодисменты слушателей, а также почести, оказываемые ему властями, наверное, вселяют в него убежденность,  что он тоже гений. В 2003 году муниципалитет города Краснодара объявил конкурс на создание гимна города, в котором принял активное участие и Захарченко. Уже на начальном этапе конкурса Виктор Гаврилович активно занялся «протаскиванием» своего гимна. Узнав телефон чиновника, отвечавшего за проведение конкурса, он стал ему систематически названивать и убеждать в том, что конкурс должен выиграть именно он, Захарченко, так как его имя является символом кубанского патриотизма. Когда же сочиненный им гимн был разучен Кубанским казачьим хором, то Захарченко, вопреки правилам, пригласил главу города и председателя гордумы прослушать произведение. Настойчивость дала результаты, гимн был официально утвержден гордумой Краснодара. Но музыкальным символом города он, по-моему, так и не стал: по своим художественным достоинствам – как музыкальным, так и литературным – гимн, я думаю, оказался весьма слабым, неинтересным произведением. Однако этот факт Захарченко нисколько не смущает. Для него важнее всего иметь статус автора гимна города, а признание этого гимна горожанами, очевидно, вопрос второстепенный.

Потребность во власти, которую, как мне кажется, испытывает Виктор Гаврилович Захарченко, довольно активно проявляется в его стремлении занимать лидерские позиции в музыкальной культуре Кубани. И если по причине недостатка профессионализма ему не всегда удается этого сделать, то  в ход идут другие способы достижения цели (тот же способ «продавливания», как это было с гимном Краснодара). Стремление доминировать в качестве композитора, возможно, идея-фикс Захарченко. Пропаганду своего композиторского творчества он осуществляет за счет средств российского олигарха Олега Дерипаски. Например, на деньги Дерипаски был издан двойной аудиоальбом его песен. Захарченко высоко оценивает вклад Олега Дерипаски в пропаганду своего творчества. После выхода альбома он рассказывал, что Дерипаска перед сном слушает его песни.

Впрочем, Захарченко волнует не только композиторское творчество, но и финансовый вопрос. Например, московский композитор Александр Дудник отмечал страсть Захарченко к деньгам. Много лет подряд Дудник занимался аранжировкой песен Захарченко и был его ближайшим другом. Однако из-за денег между ними  произошла крупная ссора: Дудник говорил, что выполнял сложную профессиональную работу, а получал за это копейки. Кроме того, рассуждая о преимуществах нового экономического уклада жизни в России, Захарченко как-то отметил, что при коммунистах ему не хватало денег, а теперь они у него есть. В советские времена Захарченко состоял в КПСС и верно служил идеалам коммунизма. По свидетельствам артистов хора, он категорически возражал против крещения детей в православной церкви, а теперь он сам ходит в церковь и молится. В этом, очевидно, проявляется свойство его характера быть в курсе текущих событий и  приспосабливаться к новым условиям жизни общества.Однако вопрос не в том, что некоторые деятели культуры сменили коммунистическую идеологию на христианскую и успешно зарабатывают деньги. Вопрос в том, что, решая свои материальные проблемы, они активно выступают с моралистических позиций, прикрываясь идеями традиционной христианской нравственности. Рассуждая о христианской морали, они поддерживают власть, которая попирает элементарные нравственные нормы. Подобно писателю Лихоносову, Виктор Захарченко, по-моему, позиционируется как идеологический и духовный вождь не только кубанцев, но и россиян. Он призывает всех отказаться от материальных притязаний и молиться Богу. Социальная несправедливость, в результате которой основная масса народа оказалась за чертой бедности, его, очевидно, не смущает. Он никогда не идет против власти, поскольку утверждает, что власть от Бога. Это можно понять: власть, при которой лично ему хорошо, не может быть «не от Бога».

Как известно, любой национализм строится на отрицании другой нации. Украинские националисты выстраивают свою идеологию на отрицании русского народа или, как они выражаются, «москалей». Некоторые идеологи кубанского казачества утверждают, что малороссийские казаки не являются по происхождению русскими. Помнится, несколько лет назад тогдашний атаман Всекубанского казачьего войска Владимир Громов утверждал в эфире местной ГТРК, что по своим антропологическим данным казаки отличаются от людей не казачьего происхождения. Это идеи, похоже, перекликаются с идеями украинских националистов. По-моему, стремление казачьих идеологов обособиться от русского народа есть не что иное, как проявление вполне определенного типа сознания. Это древнее сознание проявляется в опоре на архаичный вариант характеристик типа «свой-чужой», обожествлении руководителей, увеличении статуса врагов и выстраивании защитных барьеров от этих врагов.

 

Довольно убедительно архаичное сознание проявляется в кубанской культуре. Так, например, в связи с 70-летием Захарченко Кубанский казачий хор дал ряд концертов в городах России, Беларуси и Украины. В период гастролей в Украине Захарченко был отмечен рядом наград. В своем  интервью ГТРК «Кубань» он  подчеркнул, что из всех наград самой дорогой для него является награда, врученная ему президентом Ющенко. Безусловно, Захарченко как выходец из малороссийского казачества тяготеет к Украине и украинской культуре. Известно, что в советские времена секретарь по идеологии Крайкома КПСС за чрезмерную украинизацию репертуара хора делал Захарченко замечание, напоминая о том, что он живет в России, а не на Украине, и что в репертуаре хора должно быть больше русских песен. Теперь, когда секретарей по идеологии нет, а губернатором Кубани является такой же казак Ткачев, петь и говорить можно все, что душе угодно. И даже хвастаться наградами от президента-русофоба Ющенко.

Одна из граней деятельности Захарченко проявляется в его стремлении архаизировать культуру Кубани. Довольно активно и целенаправленно он проводит архаизацию музыкального образования. В рамках Краснодарского государственного университета культуры и искусств им создана академия традиционной культуры. Основу учебных программ академии составляют предметы, связанные с изучением фольклора. Однако архаизация проявляется не в этом, а в том, что уровень профессиональной подготовки, по-моему, крайне низкий, и не только в вопросах подготовки музыкальной, но и общеобразовательной. Насколько мне известно, в музыкальной школе его имени также существуют определенные проблемы с изучением учащимися музыкальных и общеобразовательных предметов. Мне кажется, что архаизация культуры является не чем иным, как понижением уровня профессионального музыкального образования, а следовательно – и культуры Кубани в целом.
Page 3
otkritiy

Перед нами глава Краснодара Владимир Лазаревич Евланов накануне выборов главы городского самоуправления в 2000 году. Попытаемся определить психологические характеристики его личности, опираясь на данные психологической науки.Евланов изображен сидящим за письменным столом не в фас, а  в пол-оборота. Его корпус слегка наклонен вперед и опирается  на стол, правое плечо немного ниже левого. Руки лежат пред ним вдоль стола от предплечья до ладоней. Ладонь павой руки сжата в кулак и прислонена к его груди, ладонь левой руки ее прикрывает. На лице неровная улыбка с плотно сжатыми губами, напоминающая усмешку.

Как правило, наклон туловища вперед символизирует принижение себя (и наоборот – прямое положение тела с расправленными плечами означает проявление твердости духа). Наклон туловища и опора на стол, наблюдаемые на указанной фотографии, свидетельствуют о проявлении неуверенности в себе, несвободы, зажатости кандидата. Руки Евланова, лежащие вдоль стола от предплечья до ладоней – когда правая сжата в кулак и прислонена к грудной клетке, а левая ее прикрывает – находятся в так называемом положении барьера. Это говорит о стремлении кандидата скрыться за этим барьером, защитить себя от окружающих. Рука, сжатая в кулак свидетельствует о враждебной, оборонительной позиции.

Кроме того, на фотопортрете не видны большие пальцы рук, символизирующие доминирование и превосходство. Неровная же улыбка на лице с плотно сжатыми губами, напоминающая усмешку, по всей видимости, является попыткой изобразить удовольствие. Однако эта попытка не удалась, поскольку явно прослеживаются «побочные эффекты» обмана, возникающие в таких случаях по причинам утечки невербальной информации. Науке известно: когда человек обманывает, то испытывает волнение, и признаки его нервозности и истинных чувств «просачиваются» по другим каналам. В данном случае сигналы, посылаемые другими частями тела кандидата (положение корпуса и рук), говорят не об удовольствии, а о противоположном психо-эмоциональном состоянии кандидата.

Итак, невербальные сигналы, зафиксированные на имиджевом фотопортрете В. Л. Евланова, в совокупности и с учетом сложившейся ситуации довольно красноречиво выражают его оборонительную позицию, зажатость, неуверенность  в себе. Лично я удивляюсь тому, как этот человек смог стать лидером почти миллионного города.

Page 4

Previous Entry | Next Entry

otkritiyДорогие мои фрэнды! Больше года я не писал в ЖЖ, ибо... Даже не знаю почему. Но теперь я вернулся!Что изменилось на Кубани за год? Власть произвела полнейшую зачистку информационного поля. Все СМИ ее жестко контролируются. Оппозиция окончательно сдохла. Она не обладает ни материальным, ни интеллектуальным, ни организационным ресурсом. Представьте себе, что коммунисты даже не приняли участия в недавних выборах. Имею ввиду выборы в Гордуму Краснодара. И они своим поступком еще и гордятся! Думаю, причин такого демарша несколько. Но главная причина в том, что они были не готовы к выборам. На многие округа поставили людей, которые вообще не имеют понятия о том, как заниматься политикой. Поставили неопытный молодняк. Это говорит еще и том, что у них нет и людского ресурса.

А чтобы все это скрыть, придумали такой ловкий ход: отказаться от участия в выборах, якобы в знак протеста. Смешно. И грустно.

Tags:

otkritiy.livejournal.com

Книги Виктора Лихоносова

Виктор Лихоносов

«Виктору Лихоносову удалось невозможное – слить слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не менее жгучий исторический материал», – говорил Виктор Астафьев. Удивительный, певучий и музыкальный язык, высота чувства, поступка, поведения, лиризм и эпический размах – без этих качеств невозможно представить прозу замечательного писателя, который признавался: «Литература – это моё счастье!»

Виктор Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки под Кемеровом. Мама писателя – из воронежского села Бутурлиновка, отец – с Псковщины: спасаясь от голода, они уехали сначала в Донбасс, а потом в Сибирь. В 1943-м отец будущего писателя погиб на фронте. В школе врачи рекомендовали Виктору сменить климат, и в 1956 году он поступил на историко-филологический факультет Краснодарского пединститута, который окончил в 1961-м.

Прочитав «Тихий Дон» в 19 лет, два года спустя студент Лихоносов побывал в станице Вешенской у Михаила Шолохова. Тот посоветовал молодому человеку узнать жизнь – ехать учительствовать. Виктор Иванович преподавал русский язык, литературу и историю в спецшколах-интернатах в станице Варениковской и Анапе. Приезжая в Краснодар, он покупал «Новый мир» Твардовского и толстые журналы с прозой Бунина и Шмелева.

В 1963 году рассказ Лихоносова «Брянские», напечатанный в «Новом мире», сразу сделал молодого автора известным на всю страну. Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков – «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине» (1967), «На долгую память» (1969), «Чалдонки» (1969), «Счастливые мгновения» (1971), «Осень в Тамани» (1972), «Чистые глаза» (1973), «Элегия» (1976), роман «Когда же мы встретимся?» (1978). Произведения Лихоносова переводят в Румынии, Венгрии, Болгарии, Германии, на чешский, словацкий, французский, английский языки.

Этапным для писателя становится роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986), посвященный Екатеринодару и судьбе кубанского казачества. Заочно знакомый с писателями-эмигрантами Б. Зайцевым и Г. Адамовичем, Лихоносов переписывается с ними до их кончины, став по этой причине «невыездным».

Виктор Лихоносов – член Союза писателей России с 1966 года, лауреат премии Союза писателей СССР, Государственной премии РСФСР, международной литературной премии имени Михаила Шолохова, лауреат премии «Ясная Поляна» (2003) и др. Живёт в Краснодаре, почётный гражданин этого города, главный редактор литературно-исторического журнала «Родная Кубань».

«Я очень хорошо знаю Виктора Ивановича Лихоносова, я люблю его светло, есть у него такая книжечка «Люблю тебя светло». Мы с ним знакомы уже давным-давно. Это замечательный русский писатель. Я люблю не только его душой. Я люблю его прозу, люблю его книги. Ведь кроме «Осени в Тамани» у него есть еще шедевры, среди них и «Люблю тебя светло», о есенинских местах, и «Элегия» о пушкинских местах, и многие рассказы… Это писатель такого дивного, такого чистого проникновенного письма. Письма Ивана Бунина и, наверное, Юрия Казакова. Это был третий человек в русской литературе, который обладал таким письмом. Больше, пожалуй, и назвать некого». (Валентин Распутин, писатель)

thankyou.ru

Лихоносов, Виктор Иванович - это... Что такое Лихоносов, Виктор Иванович?

Ви́ктор Ива́нович Лихоно́сов (р. 1936) — советский и российский писатель, публицист. Член Союза писателей СССР с 1966 года. Живет в Краснодаре, возглавляет литературно-исторический журнал «Родная Кубань». Член высшего творческого совета при правлении Союза писателей Российской Федерации, почётный гражданин города Краснодара.

Начало пути

В. И. Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки (ныне Кемеровской области). Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды безотцовщины. Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута, а затем учительствует в течение нескольких лет в Анапском районе.

Его первый рассказ «Брянские», отправленный в «Новый мир» самому Твардовскому, был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну. Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было стремительным. Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия» и др. Его произведения переводят в Румынии, Венгрии, Болгарии, Германии, на чешский, словацкий языки, а затем уже на французский, английский.

Перелом в творческой карьере

С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 год). Это лирико-эпическое полотно, соединяющее современность с прошлым, стало литературным памятником Екатеринодару.

Цитата из «Ненаписанных воспоминаний. Наш маленький Париж»:

«Что было в этом! Шутка? Злословие? Простодушное квасное настроение — так взлелеять свой отчий угол, чтобы легче его любить? И не обронил ли те слова господин, который Парижа никогда и не видел, но ему уже одни названия гостиниц и погребков внушали форс? Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но сколько внушительности в вывесках, иона какую заморскую жизнь они замахнулись: „Франция“, „Нью-Йорк“, „Тулон“, „Трапезонд“, „Венеция“, „Константинополь“! Вноси тюки, чемоданы, живи у нас, сколько хочешь. И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъеме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами „Двенадцать апо столов“. И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки — Старый, Новый и Сенной база ры, и для кого попало ресторанчики, трактиры, „красные фонари“ с намазанными желтобилетными дуняшками… Чем не Париж в миниатюре?!»

Критика

Очень рано о Викторе Лихоносове заговорили известные критики, которые отмечали его умение мастерски слить воедино слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не актуальный исторический материал. Высшую оценку его творчеству дали Ю. Селезнев, О. Михайлов, В. Чалмаев, А. Нуйкин, О. Кучкина, Н. Машовец. Твардовский писал, что «проза Лихоносова светится, как у Бунина». В 1967 опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова: «Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку». [1][2].

Лихоносов — талантливый рассказчик, которому больше удается изображение душевной жизни в по­вседневных ситуациях, чем развитие и раз­решение событийных линий. Интеллектуаль­но-логическое отступает у него перед духов­но-иррациональным. Его положительные персонажи живут не рассудком, а сердцем. Проза Лихоносова полна стремления в природные дали, к тишине; автор говорит о разрушитель­ном действии техники, но не доходит до от­рицания действительности. Его перо направ­лено против бесчеловечности, бездуховно­сти. Герои — странники, люди, ищущие гар­монии в жизни. Манера повествования Лихоносова — традиционна, естественна; характеры его ге­роев проясняются постепенно по ходу ску­пого действия, с помощью чётких и точных подробностей, живого диалога и частых внутренних монологов. Лихоносов как автор обычно отступает на задний план, даже в рассказе от первого лица.[3]

Премии и награды

Стал главным лауреатом Большой литературной премии России. Он удостоен награды в номинации «На благо России» за выдающийся вклад в развитие русской литературы.

Ранее вклад В. И. Лихоносова в духовное и литературное наследие Кубани и России отметило ЮНЕСКО. Автор романа «Наш маленький Париж» был удостоен диплома конкурса «Культура и искусство», проводимого ЮНЕСКО и Оксфордской образовательной сетью.

Политические взгляды

Как и почти все близкие ему писатели-деревенщики, Лихоносов перестройку не принял. Опубликовал книгу антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Вместе с тем писатель придерживается право-патриотических взглядов, что давало повод ещё в советские времена партийным ортодоксам (защитникам «ленинской концепции революции и гражданской войны») называть «Наш маленький Париж» «белогвардейским», «белоказачьим» романом[4]. Вместе с тем Лихоносов критически смотрит и на «белую правду», и на «красную», да и на саму казачью Кубань:

Почему среди этнически русских всё меньше и реже вижу… русских по духу? Почему они как бы иностранцы? Что-то в самом деле случилось с нами, и первее всего — с нашей интеллигенцией. На Кубани это заметно особенно. Сорок лет живу в Краснодаре в томлении, спрашиваю: «Почему здесь нет того, что так сладко грело меня в Пскове, в Вологде?» Юг России особенно растерзан безродным кокетством и какой-то базарно-курортной сутолокой на скрижалях истории. Как много стало пустых русских людей! Русские потихоньку, помаленьку от всего своего отреклись[5].

Избранное

  • Избранные произведения: в 2-х т. — М.: Сов. Россия, 1984.
  • Избранное: Наш маленький Париж: Роман; Привет из старой России. — М.: Терра, 1993.

Основные издания

  • Вечера: Рассказы. — М.: Сов. Россия, 1966.
  • Что-то будет: Рассказы. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.
  • Голоса в тишине: Повести и рассказы. — М.: Мол.гвардия, 1967.
  • На долгую память: Повести. — М.: Сов. Россия, 1969.
  • Чалдонки: Повести. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.
  • Люблю тебя светло. — М.: Правда, 1971.
  • Счастливые мгновения: Повести и рассказы. — Краснодар: Кн.изд-во, 1971.
  • Осень в Тамани: Повести и рассказы. — М.: Современник, 1972.
  • Чистые глаза: Повести и рассказы. — М.: Мол. гвардия, 1973.
  • Элегия: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1976.
  • Когда же мы встретимся?: Роман. — М.: Современник, 1978.
  • Родные: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1980.
  • Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж: Роман. — М.: Сов. писатель, 1987.
  • Время зажигать светильники: Повести, рассказы, эссе. — М.: Известия, 1991.
  • Записки перед сном: Повести, рассказы, эссе. — М.: Соврем, писатель, 1993.
  • Тоска-кручина: Повести, очерки, эссе. — Краснодар: Изд.дом Краснодарские известия, 1996.
  • Родные: Повести и рассказы. — М.: Изд-во Зауралье, 1997.

Интервью

О творчестве Виктора Лихоносова

Лидия Сычева. Литературные мечтания

Примечания

Виктор Лихоносов и Василий Белов

dic.academic.ru

Союз писателей Кубани - Лихоносов Виктор Иванович

Родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды полуголодного детства, всю горечь безотцовщины.

Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 год он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута, а затем учительствует в течение нескольких лет в Анапском районе. Годы учебы и работы в сельской глубинке были временем творческого созревания. Его первый рассказ «Брянские», отправленный в «Новый мир» самому Твардовскому, был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну. Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было поистине стремительным. Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия» и другие. Его произведения переводят в Румынии, Венгрии, Болгарии, Германии, на чешский, словацкий языки, а затем уже на французский, английский. Очень рано о Викторе Лихоносове заговорила критика, она отметила его умение мастерски слить воедино слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не менее жгучий исторический материал. Высшую оценку его творчеству дали Ю. Селезнев, О. Михайлов, В. Чалмаев, А. Нуйкин, О. Кучкина, Н. Машовец. Коллеги многократно избирали его делегатом союзных и российских писательских съездов, он является лауреатом Государственной премии России, престижной Литературной премии им. М. А. Шолохова, награжден в связи с 50-летием Союза писателей СССР орденом «Знак почета».

Виктор Лихоносов – автор лиро-эпического полотна, соединяющего нас с прошлым и являющегося литературным памятником Екатеринодару – «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж».

Член Союза писателей СССР-России с 1966 года.

Живет в Краснодаре.

Избранное

Избранные произведения: в 2-х т. - М.: Сов. Россия, 1984.

Избранное: Наш маленький Париж: Роман; Привет из старой России. - М.: Терра, 1993.

Основные издания

Вечера: Рассказы. - М.: Сов. Россия, 1966.

Что-то будет: Рассказы. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.

Голоса в тишине: Повести и рассказы. - М.: Мол.гвардия, 1967.

На долгую память: Повести. - М.: Сов. Россия, 1969.

Чалдонки: Повести. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.

Люблю тебя светло. - М.: Правда, 1971.

Счастливые мгновения: Повести и рассказы. - Краснодар: Кн.изд-во, 1971.

Осень в Тамани: Повести и рассказы. - М.: Современник, 1972.

Чистые глаза: Повести и рассказы. - М.: Мол. гвардия, 1973.

Элегия: Повести и рассказы. - М.: Сов. Россия, 1976.

Когда же мы встретимся?: Роман. - М.: Современник, 1978.

Родные: Повести и рассказы. - М.: Сов. Россия, 1980.

Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж: Роман. - М.: Сов. писатель, 1987.

Время зажигать светильники: Повести, рассказы, эссе. - М.: Известия, 1991.

Записки перед сном: Повести, рассказы, эссе. - М.: Соврем, писатель, 1993.

Тоска-кручина: Повести, очерки, эссе. - Краснодар: Изд.дом Краснодарские известия, 1996.

Родные: Повести и рассказы. - М.: Изд-во Зауралье, 1997.

Ссылки

  • Лихоносов, Виктор Иванович // Википедия

www.sites.google.com


Смотрите также