Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Людмила целиковская биография личная жизнь


Людмила Целиковская: пять мужчин в жизни знаменитой актрисы

В сороковые годы 20 века звезда Людмилы Целиковской ярко сияла на небосклоне советского кино.

Мужчины всей страны влюблялись в красавицу-актрису и буквально носили её на руках. Друзья Людмилы вспоминали, как однажды целая рота солдат пронесла её через несколько городских кварталов.

Она была не только привлекательной внешне. Людмила как будто светилась изнутри, заряжала всех энергией и неиссякаемым оптимизмом.

Она была решительной и смелой, не признавала авторитетов и поступала, как велело сердце. Какой же была жизнь этой удивительной актрисы?

Музыка и театр

Людмила Васильевна Целиковская появилась на свет 8 сентября 1919 года в семье известных музыкантов. Она поступила в Гнесинское училище на отделение фортепиано. Но потом Целиковская увлеклась театром и приняла решение связать жизнь со сценой.

Людмила преодолела огромный конкурс в Театральном училище имени Щукина. Уже в студенческие годы девушка стала актрисой театра имени Вахтангова и начала сниматься в кино.

Но любовь к музыке никуда не пропала. Людмила всегда настаивала на том, что будет сама исполнять песни своих героинь в кино. Благодаря этому почти во всех картинах мы можем наслаждаться её голосом.

Любовь и слава

Звёздным часом Целиковской стала главная роль в кинокартине «Сердца четырёх». Этот образ актриса называла своим любимым и говорила, что сыграла в известном фильме саму себя.

В 19 лет Людмила вышла замуж за однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева, но брак оказался недолгим. Вскоре актриса стала женой писателя Бориса Войтехова, с которым прожила несколько лет.

В начале войны Людмила отправилась в Алма-Ату сниматься в картине «Воздушный извозчик». Там она встретила Михаила Жарова.

Актёру исполнилось 42 года, а Людмиле – 23. Но Михаил всерьёз полюбил молодую артистку. Они поженились, а потом вместе поехали на фронт и участвовали в концертах для бойцов.

Не такая царица

В это же время Целиковская сыграла царицу Анастасию в картине «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Но эта роль не принесла ей удачи.

Всем актёрам дали Сталинскую премию, кроме Людмилы Целиковской. Иосиф Сталин вычеркнул её фамилию и сказал, что царица такой быть не может.

Но в целом отношения Целиковской с властью были нейтральными. Ей не предлагали идейные роли, поэтому актриса не грелась в лучах правительственной славы.

Лишь в начале 60-х годов Людмила стала Народной артисткой СССР. Но её популярность в народе была поистине огромной!

Настоящая любовь

Свою большую любовь Целиковская встретила в тридцатилетнем возрасте. Это был 50-летний Каро Алабян, прославленный архитектор. Людмила развелась с Жаровым и вступила в свой четвёртый брак.

Скоро в семье появился сын Александр. Целиковская стала прекрасной матерью. Когда у сына обнаружили полиомиелит, актриса перестала играть. Она боролась за выздоровление Саши и победила.

Однако счастье оказалось недолгим. В 1959 году Каро Алабян ушёл из жизни из-за рака лёгких.

Последние годы

В последние годы гражданским мужем актрисы стал Юрий Любимов. Они были вместе пятнадцать лет. По словам Людмилы, жить с гением было весьма непросто.

Людмила Целиковская прожила 72 года. Как и любимый муж, она заболела раком. Актриса ушла из жизни 6 июля 1992 года.

Людмила Целиковская была не только талантливой актрисой и певицей. Она занималась литературными переводами с английского, прекрасно вязала, увлекалась теннисом и была гостеприимной хозяйкой.

Людмила заряжала своей энергией всех вокруг и продолжает делать это сейчас! Как и прежде, мы с удовольствием смотрим фильмы с её участием и наслаждаемся игрой прекрасной актрисы.

© Biografia.Ru, 2018 г.

zen.yandex.ru

Людмила Целиковская

Людмила Целиковская – звезда советского кинематографа и культовая артистка середины XX века. Актерская игра, искренняя и естественная, стала залогом многолетней любви публики. И сегодня фильмы с ее участием остаются классикой отечественного кино, а биография продолжает волновать умы почитателей – уже современных.

Детство и юность

Люда Целиковская родилась в 1919 году, 8 сентября, в теплом городе Астрахани. Семья была обеспеченной и культурной. Отец Василий Васильевич, высококлассный дирижер, был удостоен звания Народного артиста СССР, мать пела в опере. В 1925 году врачи порекомендовали Целиковским переменить климат, так как девочка страдала от лихорадки, и семья уехала в Москву.

Людмила Целиковская в детстве

Первым уроком творчества для Людмилы стала музыка. Целиковская училась в музыкальной школе им. Гнесиных, но музыканта из нее не вышло: для пианино рука Люси оказалась слишком маленькой.

Лицедейство увлекло Целиковскую еще в детстве – как многие дети, она сначала разыгрывала маленькие сценки, а затем подошла к делу более «серьезно». Маленькая Люда любила гулять по Тверской улице и просить подаяния, изображая из себя нищенку.

Людмила Целиковская в молодости

Мать Людмилы заметила одаренность дочки и показала ее Рубену Симонову, служившему в то время в театре им. Вахтангова. Девушка, волнуясь и нервничая, прочла монолог, и режиссер подтвердил мнение матери о таланте Люды.

В 1937 году Целиковская, закончив школу, подала документы в Щукинское училище. Это был год огромного конкурса – 900 человек на 13 мест, но Людмила сумела взять эту высоту. На творческих испытаниях она рассмешила приемную комиссию. Едва от страха стоящая на ногах девушка на вопрос, с кем она занималась перед экзаменами, честно призналась, что с мамой. А когда ее попросили представиться, назвала себя по имени отчеству.

Фильмы

В театр Целиковскую приняли еще в студенчестве. Свою первую кинороль, вожатой Вали, она также исполнила задолго до окончания «Щуки» - в 1939 году. Тогда юную актрису и заметил Юдин, за год до начала войны позвавший девушку на роль Шурочки Мурашовой в «Сердцах четырех». Людмила Васильевна говорила, что этот фильм – самый для нее важный. Тем не менее, из-за войны «Сердца…» пролежали на полке до 1944 года.

Людмила Целиковская в фильме «Сердца четырех»

Одновременно с этим Целиковская снималась у Александра Ивановского в картине «Антон Иванович сердится». В период съемок девушкой очень восхищался Кадочников, главный романтический артист кино 40-х. Кстати, это оказался единственный фильм в карьере Людмилы, в котором вместо нее пела профессиональная певица – Дебора Пантофель-Нечецкая. Вокальные партии в остальных фильмах и спектаклях Целиковская исполняла сама.

Когда началась война, Людмила находилась в Ленинграде. Сначала она вернулась в Москву, затем театр эвакуировали в Омск, а потом из Алма-Аты прислали телеграмму – Целиковскую звали на съемки «Воздушного извозчика». Валентин Катаев писал роль Наташи Куликовой специально под Людмилу.

Людмила Целиковская в фильме «Иван Грозный»

Затем судьба подарила Целиковской уникальный шанс – актрису заметил Сергей Эйзенштейн, уже тогда бывший легендой. По его приглашению в 1945 году Людмила исполнила в ленте «Иван Грозный» роль царицы Анастасии. Когда кино вышло на экраны, исполнители главных ролей получили Сталинскую премию. Все, кроме Целиковской, имя которой из списка вычеркнул лично Вождь, сославшись, что не бывает таких цариц.

Театральная карьера в это время трещала по швам: из-за постоянных отсутствий Людмилу уволили из театра Вахтангова и восстановили только после личного письма Эйзенштейна.

Людмила Целиковская в фильме «Беспокойное хозяйство»

«Беспокойное хозяйство», вышедшее в 1946 году, вернуло Целиковскую в привычное музыкально-комедийное амплуа, пусть и на военную тематику. Муж актрисы, Михаил Жаров, делал все для комфорта супруги – для грима даже использовали импортную косметику. Лента полюбилась зрителям, но не критикам – картину обвинили в дурновкусии.

Драматической киноактрисы в молодости из Людмилы Васильевны не получилось – режиссеры не рассматривали женщину с этой точки зрения. После «Ивана Грозного» долгое время единственной серьезной лентой была трогательная и щемящая «Повесть о настоящем человеке».

Людмила Целиковская в фильме «Попрыгунья»

В 1955 году на экраны вышел фильм «Попрыгунья» - самая популярная лента с Целиковской тех времен. В СССР Людмилу Васильевну за эту картину никак не отметили, но на Венецианском кинофестивале фильм получил «Серебряного льва» и титул лучшего иностранного кино. После этого актриса долго не снималась – режиссеры предлагали прежние роли наивных простушек, но это ее не устраивало. До 1970 года она работала исключительно на театральной сцене.

Последняя роль Людмилы Целиковской в фильме «Репетитор»

Последней работой Людмилы Васильевны на экране стала картина «Репетитор», вышедшая в 1987 году. Больше Целиковская на снималась.

Личная жизнь

За личной жизнью всенародной любимицы публика следила не отрываясь. Людмила Васильевна любила так же ярко, как играла.

Первое замужество состоялось еще на втором курсе Щукинского. Мужем Люси стал Юрий Алексеев-Месхиев, учившийся там же. Брак оказался скоротечным – пара рассталась, не прожив вместе и года.

Людмила Целиковская и Михаил Жаров

Вторым супругом стал Борис Войтехов, литератор. Целиковская из толп поклонников выбрала именно его – мужчина любил актрису настолько искренне, что это подкупало. Женой писателя Людмила пробыла 2 года и после развода какое-то время остерегалась отношений.

На съемках «Воздушного извозчика» женщина встретила третьего мужа, Михаила Жарова. Супружеская жизнь продлилась 5 лет, и развод стал для режиссера тяжелым ударом. Однако уже на склоне жизни в интервью Целиковская говорила, что из четырех мужей Жаров любил ее сильнее всех.

Людмила Целиковская с Каро Алабяном и сыном Александром

Четвертый муж Людмилы Васильевны, Каро Алабян, работал архитектором. И, как Жаров любил Целиковскую больше других мужей, так сама актриса среди всех своих супругов сильнее всего любила Алабяна. От него Людмила, уже отчаявшаяся завести детей, родила сына Сашу. Благодаря воспоминаниям Александра литератор Вострышев смог написать биографию артистки, книгу «Долгий свет звезды».

Хотя в 1950-е Алабяна чуть не посадили как японского шпиона, даже по фото тех времен видно, что Целиковская была счастлива – до 1959-го, когда Каро сгорел от рака легких.

Людмила Целиковская и Юрий Любимов

Следующим – и последним – мужчиной в жизни Людмилы Васильевны стал Юрий Любимов. Официально они не были расписаны, но жили фактическим браком. Отношения с режиссером длились 16 лет, пока у Юрия не закрутился роман с венгерской переводчицей Каталиной Конц. Рассталась пара без скандалов и выяснения отношений, но на похороны, к могиле Людмилы, в 1992 году режиссер так и не пришел.

Смерть

В 1989 году Людмила Васильевна тяжело заболела - у нее нашли онкологию, которая затем стала причиной смерти женщины, но сообщать диагноз самой актрисе врачи почему-то не стали.

Могила Людмилы Целиковской

Скончалась Целиковская 4 июля 1992 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым мужем – Каро Алабяном.

Фильмография

  • 1939 - «Молодые капитаны»
  • 1941 - «Антон Иванович сердится»
  • 1941 - «Сердца четырёх»
  • 1943 - «Воздушный извозчик»
  • 1944 - «Иван Грозный»
  • 1946 - «Беспокойное хозяйство»
  • 1948 - «Повесть о настоящем человеке»
  • 1954 - «Мы с вами где-то встречались»
  • 1955 - «Попрыгунья»
  • 1956 - «Много шума из ничего»
  • 1976 - «Дамы и гусары»
  • 1978 - «Однокашники»
  • 1987 - «Репетитор»
Page 2

24smi.org

Людмила Васильевна Целиковская

Звезда актрисы Людмилы Целиковской вспыхнула в сороковых годах прошлого века. Своих поклонников она поражала искренностью и естественностью, ее любили и старались подражать во всем. Мужчины сходили по ней с ума, женщины откровенно завидовали ее таланту и красоте. Актриса снялась в картинах, которые еще при ее жизни стали классикой отечественного кинематографа, их любят до сих пор.

Всесоюзная популярность и любовь зрителей большой страны Людмила Целиковская узнала после выхода на экраны картин «Воздушный извозчик».

Детство и юность

Родилась Людмила Целиковская 8 сентября 1919 года в Астрахани, в очень обеспеченной и культурной семье. Отец Василий Целиковский был известным дирижером, Народным артистом СССР. Мама Екатерина Целиковская известная оперная певица. Людочке абсолютно не подходил местный климат, девочка часто болела, и доктора порекомендовали им сменить место жительства. В 1925-м Целиковские перебрались в Москву.

На фото Людмила Целиковская в детстве

Родители мечтали, что дочь пойдет по их стопам и выберет делом своей жизни музыку. Они отдали дочь в музыкальную школу им. Гнесиных, однако у девочки были маленькие ручки, и карьера пианистки ей не светила.

Больше всего Люде нравилось ставить небольшие сценки, она представляла себя актрисой. Чтобы убедиться, что у нее получается изображать разных персонажей, Люда придумала себе развлечение. Она выходила на Тверскую и просила милостыню, переодеваясь нищенкой. И ей подавали!

Первой на ее способности обратила внимание мама, и отвела ее к Рубену Симонову, актеру театра им.Вахтангова. После прослушивания он подтвердил, что девочка очень талантлива, и ей стоит учиться в театральном вузе.

После окончания школы в 1937-м Целиковская отправилась в училище им.Щукина, и сумела преодолеть просто невероятный конкурс. На тринадцать мест претендовали девятьсот абитуриентов. На экзаменах ей удалось рассмешить и покорить строгую комиссию своей непосредственностью, и девушку зачислили в число студентов.

Фильмы

Театральная биография Людмилы Целиковской началась еще в годы студенчества. Примерно в то же время она дебютировала и в кино. В 1939 году ее пригласил режиссер Юдин, который приступил к съемкам картины «Сердца четырех». Актриса всегда говорила, что из всех ее работ эта картина для нее самая важная и любимая. Но вскоре началась война, и зрители смогли увидеть ленту только в 1944 году.

Людмила Целиковская в фильме «Воздушный извозчик»

Параллельно с этой картиной, Людмила работала на съемках ленты «Антон Иванович сердится», которую снимал режиссер Александр Ивановский. Актриса всегда сама исполняла все музыкальные композиции в картинах, но эта стала исключением. Вместо нее в этом фильме звучал голос певицы Деборы Пантофель-Нечецкой.

Начало войны застало актрису в Ленинграде, но она сумела вернуться в столицу, а потом попала в эвакуацию в Омск. Там и нашла ее телеграмма из Алма-Аты, в которой ее приглашали на съемочную площадку ленты «Воздушный извозчик». Оказывается, одну из ролей – Наташу Куликову, писали специально для Целиковской.

Затем судьба свела Людмилу с легендарным режиссером Сергеем Эйзенштейном, который и позвал ее сниматься в картине «Иван Грозный». Актриса перевоплотилась в царицу Анастасию. Фильм вышел на экраны в победном 45-м, и все актеры, сыгравшие ключевые роли, были удостоены Сталинской премии. Исключением стала только Целиковская, ее фамилию вычеркнул из списка сам Сталин, сказав, что таких цариц не существует.

С театром дела обстояли еще хуже. Ее уволили из театра, в связи с постоянными отлучками на съемки в кино. Восстановиться помог Эйзенштейн, который лично отправил письмо ее театральному руководству.

Людмила Целиковская в фильме «Беспокойное хозяйство»

В 1946-м актриса засветилась в музыкальной комедии «Беспокойное хозяйство». Режиссером картины был Михаил Жаров, он же в то время был и мужем Целиковской. Он постарался, чтобы жена ни в чем не чувствовала дискомфорт, ее даже гримировали импортной косметикой. Зрители высоко оценили ленту, а вот по мнению критиков это была вершина безвкусия.

Режиссеры никак не хотели видеть в Людмиле драматическую актрису, поэтому единственной работой в этом жанре долго оставался фильм «Иван Грозный». Но когда ее позвали на съемочную площадку «Повести о настоящем человеке», актриса очень обрадовалась. Это была еще одна серьезная характерная роль.

В 1955-м актриса порадовала своих поклонников картиной «Попрыгунья». Чиновники Страны Советов никак не отреагировали на появление этой ленты, а вот Венецианский фестиваль наградил ее «Серебряным львом» и званием лучшего фильма на иностранном языке. Затем в карьере актрисы наступил долгий перерыв. Режиссеры приглашали ее сыграть наивную простушку, но актриса упорно отказывалась, не желая остаться в памяти зрителей в этом амплуа. До 1970-го она не сыграла ни одной роли в кино, выходила только на театральные подмостки.

Людмила Целиковская в фильме «Репетитор»

Свою последнюю роль известная актриса сыграла в фильме «Репетитор», который зрители увидели в 1987-м. После этого она больше ни разу не была на съемочной площадке.

Многочисленная армия поклонников актрисы следила не только за ее творческой карьерой, не меньший интерес они проявляли и ее личной жизни. Целиковская отдавалась любви так же страстно и без остатка, как и своей работе.

Первый раз Людмила вышла замуж за однокурсника по Щукинскому училищу Юрия Алексеева-Месхиева. Они были второкурсниками, то есть очень молодыми и горячими, и смогли прожить вместе меньше года.

Людмила Целиковская с Михаилом Жаровым

Следующий раз актриса связала себя узами брака с литератором Борисом Войтеховым. Он был ее горячим поклонником, оказывал такие знаки внимания, что это не могло не вызвать взаимности. Они поженились в 1939 году и были супругами на протяжении двух лет. В 1941 году супруги развелись, и Целиковская некоторое время даже побаивалась заводить новые отношения.

Однако в 1942 году она познакомилась с Михаилом Жаровым, с которым снималась вместе в картине «Воздушный извозчик». Роман был страстным, они бросили свои семьи, поселились в гостинице «Москва». Вместе участвовали во фронтовых концертах для советских солдат, посетили много воинских частей в том числе и Третью воздушную армию. Расписались в том же году. Их семейная жизнь продолжалась пять лет, и расставание с любимой Жаров переносил очень тяжело. Спустя много лет, когда актриса достигла почтенного возраста, она говорила, что так, как любил ее Михаил, не любил никто.

В 1948 году актриса вышла замуж за архитектора Каро Алабяна. Потом она призналась, что именно Каро она любила больше всех остальных своих супругов. В 1949-м у них родился сын Александр, и это было настоящим чудом, потому что актриса уже не надеялась стать мамой никогда. Именно воспоминания ее сына легли в основу книги о жизни актрисы «Долгий свет звезды», автором которой стал писатель Вострышев.

Людмила Целиковская с ребенком и Каро Алабяном

В 1950 году на Каро Алабяна завели уголовное дело, и он чуть не угодил в тюрьму, как японский шпион. Но это не омрачило семейного счастья актрисы. Людмила была счастлива по-настоящему, пока в 1959-м ее муж не скончался от онкологии.

Людмила Целиковская с последним мужем Юрием Любимовым

В 1959 году она встретила Юрия Любимова, который и стал ее последним мужем. У них был гражданский брак длиной в шестнадцать лет. Супруги расстались из-за измены Любимова. Его новой пассией стала переводчица из Венгрии Каталина Конц. В 1975-м Людмила и Юрий расстались, причем абсолютно нормально, без публичных скандалов и битья посуды. Несмотря на это Любимов даже не пришел проводить свою жену в последний путь в 1992-м.

Смерть

Болезнь настигла Людмилу Целиковскую в 1989-м. Доктора диагностировали у нее рак, который и привел к летальному исходу. Однако сама актриса до последнего не знала о своем диагнозе.

Могила Людмилы Целиковской

Великой актрисы не стало 4 июля 1992 года. Местом ее упокоения стало Новодевичье кладбище, где она навечно соединилась мужчиной, который был любовью всей ее жизни – Алабяном.

Избранная фильмография

  • 1939 Молодые капитаны
  • 1941 Антон Иванович сердится
  • 1941 Сердца четырёх
  • 1943 Воздушный извозчик
  • 1945 Близнецы
  • 1946 Беспокойное хозяйство
  • 1954 Мы с вами где-то встречались
  • 1955 Попрыгунья
  • 1970 Семья, как семья
  • 1980 Лес
  • 1987 Репетитор
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Почему Людмила Целиковская умерла одинокой

Артистка мечтала играть в драме, но после нескольких комедий в ней видели лишь веселую простушку. Несправедливость преследовала Людмилу Целиковскую и в личной жизни: один ее муж умер, а последний возлюбленный — предал.

Людмила Целиковская

В 40-е Людмила Целиковская обрела такую известность и любовь публики, что солдаты шли в бой с ее именем на губах. Актрису называли «девушкой с лучистым взглядом»: она казалась зрителям светлым человеком. В реальной жизни Людмила Васильевна действительно много шутила, была легка в общении, всегда сохраняла оптимизм. Это качество здорово пригодилось артистке, когда ее слава начала угасать.

Она полностью отдавалась игре на сцене и с тем же рвением бросалась в омут любви. Актриса четыре раза выходила замуж, а если собиралась уйти — сразу сообщала об этом избранникам, так как не терпела лжи. После смерти последнего супруга артистка прожила 16 лет с Юрием Любимовым. Почему же спустя столько лет режиссер предал Людмилу Целиковскую, и с кем она была по-настоящему счастлива?

ЛИЦЕДЕЙКА И ХОХОТУШКА

У Людмилы Целиковской было мало драматических ролей

Людмила Васильевна появилась на свет в теплой Астрахани в семье оперной певицы и дирижера. Девочка страдала лихорадкой, и врачи посоветовали родителям перевезти ее в город с другим климатом. Так будущая актриса оказалась в Москве.

Несмотря на регулярные уроки музыки, Людмила Целиковская так и не смогла стать хорошей пианисткой. Гораздо больше ее привлекало лицедейство — вместе с друзьями девочка выходила на улицу и изображала нищенку, прося подаяния. Мама не отругала ребенка за хулиганство, а поступила мудрее: отвела Люсю в театр имени Вахтангова к Рубену Симонову, чтобы тот дал профессиональную оценку ее актерскому таланту. Родительница не ошиблась — задатки у дочки действительно имелись.

При поддержке родителей Целиковская поступила после школы в Щукинское училище. Первую роль она сыграла, будучи студенткой, дебютировав в «Сердцах четырех». Одновременно артистка снималась в картине «Антон Иванович сердится». Легкая на подъем, веселая, беспечная — она была прекрасной партнершей по площадке.

«В сущности, она в этих фильмах, в той или иной степени соответствия, играла саму себя», — шутил Павел Кадочников, сравнивая коллегу с ее героиней Серафимой.

Читайте также:  Киркоров прокомментировал кончину Марка Захарова

«Попрыгунью» считают лучшей работой Людмилы Целиковской

С началом войны Людмиле Васильевне пришлось эвакуироваться из столицы. Ленинград, Омск, Алма-Ата — она часто переезжала. А в 1945-м актрисе выпал шанс поработать с Сергеем Эйзенштейном в ленте «Иван Грозный». Из-за этого фильма Целиковская чуть не лишилась возможности играть на сцене: она неудачно попыталась совместить съемки с занятостью в театре имени Вахтангова и только благодаря письму Эйзенштейна была восстановлена в учреждении после позорного исключения.

Людмила Васильевна хотела играть в драме, но это редко удавалось: режиссеры видели в ней хохотушку из музыкальных комедий. Пожалуй, самыми серьезными ролями в кинокарьере Целиковской стали персонажи из «Ивана Грозного» и «Повести о настоящем человеке».

Громкую славу принесла ей «Попрыгунья». Картина получила «Серебряного льва» на Венецианском фестивале. Хорошо или плохо, но с этого момента артистке еще активнее предлагали амплуа веселых простушек.

В 1987-м Людмила Целиковская сыграла в последнем фильме

Разочаровавшись в кино, Целиковская посвятила себя театру. Ее последней работой на большом экране стало участие в картинах «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» и «Репетитор» в 80-х.

Годами актриса переживала из-за отношения к ней властей: ее роли называли наивными и безыдейными. Зато простые зрители Людмилу Васильевну обожали. Каждый советский парень заявлял, что мечтает жениться на Людмиле Целиковской. Однако сердце звезды не бывало свободным.

В РОЛИ ЖЕНЫ

Михаил Жаров стал третьим мужем актрисы

Актриса была так популярна, что девушки делали прически, как у нее, а малознакомые юноши чуть не с порога предлагали руку и сердце. Людмила Васильевна постоянно отказывала поклонникам, ждала, когда встретит подходящего человека. Ее первой любовью стал старшекурсник Юрий Алексеев-Месхиев, но студенческий брак долго не продержался: артистка подала на развод, а вскоре снова вышла замуж, на этот раз за писателя Бориса Войтехова.

На съемках «Воздушного извозчика» у Целиковской вспыхнули чувства к Михаилу Жарову. Коллега был почти на 20 лет старше и, как и юная актриса, женат. Но любовь оказалась сильнее условностей, во что бы то ни стало, артисты решили воссоединиться. Развод с прежними супругами дорого стоил: Жаров угодил в клинику на полтора месяца из-за проблем с сердцем, а Войтехов сыпал угрозами и обещал отомстить.

Впоследствии Людмила Васильевна называла два первых брака ошибкой, а вот про Михаила Жарова говорила с теплотой. Однако ни крепкие чувства, ни общие интересы не спасали отношения, трещавшие по швам. Через пять лет Целиковская познакомилась с архитектором Каро Алабяном, что добавило масла в огонь.

«Она всегда очень хорошо отзывалась о Жарове, — рассказывал сын звезды Александр Алабян в документальном фильме «Больше, чем любовь. Людмила Целиковская», — говорила, он ее больше всех в жизни любил. Но они расстались, потому что детей не было».

Александр Алабян знал обо всех любовных историях мамы

На второй встрече архитектор заявил актрисе, что та станет его женой. Очарованная смелостью нового знакомого, Целиковская ушла от Жарова. Убитый горем артист пытался уговорить супругу остаться с ним, даже купил в подарок черный жемчуг. Но Людмила Васильевна твердо ответила, что любовь дороже драгоценностей. Благодаря Каро Алабяну она исполнила давнюю мечту — стала мамой.

Безоблачная совместная жизнь Целиковской и Алабяна длилась недолго: впав в немилость властей, Каро Семенович чудом избежал ареста и был вынужден уехать в Армению. Через пару лет он смог вернуться, получил работу. Семье предоставили квартиру. Казалось, все наладилось, как вдруг новое испытание обрушилось на Людмилу Васильевну — болезнь сына Александра.

«Мама бросила театр, кино. Всю себя отдавала борьбе за мою жизнь. И лишь через много лет узнала, насколько это страшный диагноз, полиомиелит. «Узнала б раньше — выбросилась бы с балкона», — признавалась она. К счастью, у меня оказалась редкая форма, которую удалось вылечить. А в 1959 году от рака легких умер отец, всю жизнь дымивший как паровоз», — делился Александр Алабян.

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

Юрий Любимов играл вместе с Целиковской в «Беспокойном хозяйстве»

Смерть четвертого мужа стала ударом для артистки. В тяжелые времена ее поддерживал друг супруга Анастас Микоян и актер и режиссер Юрий Любимов. Оказалось, последний питал чувства к звезде. Вместе они играли в картине «Беспокойное хозяйство», а в театре исполняли роли Ромео и Джульетты, хотя давно вышли из возраста персонажей. Впоследствии коллеги шутили: Любимов и Целиковская переписали Шекспира, начав жить вместе.

Читайте также:  Злой рок актрисы Веры Ивлевой

На этот раз Людмила Васильевна не спешила в загс. Брак был гражданским, что никак не умаляло чувств актрисы к режиссеру. Пара поселилась в квартире Целиковской. Вскоре апартаменты превратились в «штаб» Театра на Таганке: радушная хозяйка принимала у себя представителей творческой интеллигенции, обсуждала предстоящие спектакли, перерабатывала сценарии.

Целиковская прожила с Любимовым 16 лет, не обращая внимания на слухи о его бесконечных романах на стороне до тех пор, пока избранник сам не признался в измене.

«Они не скандалили, не выясняли отношений. Просто однажды она сказала: «Уходи». И потом уже не вспоминала ни плохим словом, ни хорошим», — сетовал сын актрисы.

Юрий Любимов не пришел на похороны Людмилы Целиковской

Разрыв с Любимовым тяжело дался актрисе. Возможно, Целиковская разочаровалась в отношениях, ведь больше никому не позволила завоевать ее расположение. Людмила Васильевна часто повторяла, что, если бы не умер Каро Алабян, она была бы счастлива до конца дней.

В 1989-м у Людмилы Целиковской обнаружили рак. Она медленно угасала, а в последние годы почти не выходила из дома, страдая от невыносимой боли. В 1992-м актриса скончалась в своей квартире на Новинском бульваре, где прожила почти 40 лет.

Сын похоронил артистку рядом с могилой отца-архитектора. Многие пришли проститься со звездой «Попрыгуньи», и Александр был обескуражен, когда не увидел на церемонии последнего возлюбленного матери. «Она отдала Любимову прекрасные годы жизни. А он в одночасье оставил ее ради молоденькой и, когда мама умерла, даже не пришел на похороны», — негодовал Алабян-младший.

Александр часто вспоминает родительницу. «Пока могла, мама выходила на сцену, — восхищался он силой духа актрисы. — Несмотря ни на что, она оставалась оптимисткой. До конца своих дней».

labuda.blog

Биография и личная жизнь актрисы Людмилы Целиковской

Известная советская актриса Людмила Васильевна Целиковская запомнилась зрителям лёгкой, задорной, красивой женщиной. Как рассказывали её партнёры по сцене, она часто играла саму себя в образе своих героинь. О том, как жила Людмила Целиковская, биография, личная жизнь, дети интересует всех поклонников артистки и кино сороковых годов.

Раннее детство и юность

Людмила родилась в первых числах сентября 1919 года в городе Астрахани. Из-за того, что южный астраханский климат губительно отражался на организме маленькой Люси, семья вынуждена была перебраться в столицу. Целиковская Людмила, биография которой совпала с самыми непростыми для страны временами, никогда не унывала и была оптимистичной натурой.

Родители актрисы вступили в брак до достижения совершеннолетия и очень любили друг друга. Её папа, будучи сыном священнослужителя, пел в церковном хоре и играл на скрипке. Мама пела оперные арии. После переезда в столицу, молодая пара поступила в консерваторию.

Самые ранние годы маленькой Люси прошли в волшебной атмосфере музыки за кулисами оперного театра, где служила её мама. Девочку обучали игре на пианино лучшие преподаватели. Но она не мечтала о музыкальной карьере. Маленькие кисти рук не были приспособлены к игре на инструменте, что вызывало дополнительные сложности.

Людмила всегда имела актёрский талант. Она очень комично кого-то изображала и копировала. Окончив школу имени Гнесиных, девушка была показана известному актёру и режиссёру Симонову Рубену Николаевичу. Послушав её монолог и романс, он положительно отозвался о её способностях и Люся решила подать документы в училище имени Щукина.

Несмотря на огромный конкурс, девушка успешно сдала вступительные экзамены и стала студенткой учебного заведения. Отчаянно волнуясь, Люся очаровала комиссию своей непосредственностью и природным обаянием.

Первые шаги в кинематографе

Во время учёбы Людмила работала в театре имени Вахтангова. Её дебютной работой был спектакль «Слуга двух господ». Несмотря на то что в те времена учащимся не разрешалось совмещать учёбу со съёмками в кино, для неё было сделано исключение. Настоящую славу ей принесла роль в картине «Антон Иванович сердится», все песни в котором она исполняла сама. В «Молодых капитанах» девушка блестяще справилась с образом пионерки по имени Валя.

Читайте также:  Дмитрий Пчела: биография и личная жизнь актера

Целиковская, актриса, обладающая прекрасными вокальными и внешними данными, была замечена другими именитыми режиссёрами. Фильмография молодой талантливой девушки включает в себя множество сыгранных ролей в самых любимых зрителями фильмах:

  • Шура Мурашова в «Сердцах четырёх». Съёмки начались в 1940 году, из-за войны работу над кинолентой вынуждены были отложить. На киноэкраны картина вышла только после победы.
  • Наташа Куликова в «Воздушном извозчике».
  • Роль царицы Анастасии в «Иване Грозном» не принесла ей заслуженной награды. Актёры, сыгравшие главные роли в этой кинокартине, были удостоены престижной сталинской премии. Исключением стала лишь Целиковская, которая по непонятным причинам, не была любимицей руководителя государства.
  • Ольга Ивановна Дымова в «Попрыгунье». На кинофестивале в Венеции фильм был признан лучшим, но Людмила снова не получила заслуженного признания и наград. И только в начале шестидесятых она стала Народной Артисткой Российской Федерации.

В годы Великой Отечественной войны Целиковская вместе с Жаровым часто приезжала на фронт с концертами. Популярность её у советских солдат была настолько велика, что во время наступления бойцы шли в атаку с её именем на устах.

Театральная деятельность

В послевоенные годы Целиковская была восстановлена в родном театре и долгие годы радовала зрителей участием в следующих спектаклях:

  • Лаура в «Каменном госте»;
  • Дениза в «Мадемуазель Нитуш»;
  • Аглая Ивановна в «Идиоте»;
  • Элиза в «Соломенной шляпке».

Читайте также:  Сергей Чирков: личная жизнь, биография, последние новости

По воспоминаниям друзей и сослуживцев, актриса обладала умением внести необыкновенный шарм в любую постановку.

Личная жизнь актрисы

Целиковская Людмила, биография и личная жизнь которой тесно связана с кинематографом, впервые вышла замуж Юрия Алексеева-Месхиева. Молодой человек учился в том же училище, что и Люся. Брак оказался скоропалительным и недолговечным, расставание прошло безболезненно для весёлой и жизнерадостной актрисы.

Со своим вторым супругом Людмила познакомилась в творческой компании, собравшейся по случаю празднования очередной годовщины Октябрьской революции. Красивая и никогда не унывающая артистка покорила сердце писателя и сценариста Бориса Войтехова, с которым вскоре зарегистрировала брак.

В самый разгар войны, на съёмках фильма «Воздушный извозчик» между артисткой и известным актёром Жаровым Михаилом вспыхнула настоящая страсть. Это чувство заставило обоих разорвать прежние супружеские связи и, несмотря на почти двадцатилетнюю разницу в возрасте, стать мужем и женой.

За годы семейной жизни они совместно снялись в нескольких кинокартинах. В фильме «Беспокойное хозяйство» Целиковская сыграла главную роль, сценарий для которой Жаров написал специально для неё. Несмотря на взаимные чувства, пара рассталась. Причина разрыва отношений заключается в нежелании мужа актрисы иметь детей, в то время как сама Людмила мечтала о наследнике.

Четвёртым супругом Целиковской стал архитектор Каро Алабян. Он покорил сердце женщины галантными манерами и прекрасным голосом. После совместного исполнения нескольких романсов, Людмила окончательно влюбилась и приняла предложение стать его женой.

Вскоре в семье появился долгожданный и желанный ребёнок, которого назвали Александром. Счастье омрачала тяжёлая болезнь мальчика, он перенёс полиомиелит. Как и многие талантливые люди, муж артистки подвергся сталинским гонениям и лишению всех званий и привилегий.

Читайте также:  Биография Ирины Розановой: личная жизнь, возраст и дети

Все заслуженные награды были возвращены ему только после кончины вождя, но к этому времени здоровье архитектора было окончательно подорвано. Он умер, оставив молодую вдову с сыном на руках.

Несмотря на многочисленные браки, детей у актрисы больше не было. В настоящее время в интернете можно увидеть фото успешной модели, которая носит такую же фамилию. Наталия Целиковская иногда позирует голой для модных мужских изданий. Актриса не имеет никакого отношения к девушке, являясь её однофамилицей.

Работая в театре имени Вахтангова, актриса познакомилась с малоизвестным в те времена Александром Любимовым, совместно с которым исполняла главную роль в спектакле «Ромео и Джульетта». Их роман стал самым длительным в жизни Людмилы Васильевны Целиковской. Благодаря ей, будущий режиссёр Любимов поставил ошеломивший критиков и публику дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» по Брехту.

Со временем супруги стали отдаляться друг от друга. Независимый и упрямый характер Людмилы стал раздражать Любимова и он ушёл от неё. Несмотря на то что женщина тяжело переживала разрыв с супругом, она всегда помогала ему и его театру на Таганке в самые трудные времена.

Коллеги помнят её отзывчивым, добрым человеком и прекрасной хозяйкой. До конца жизни эта энергичная женщина занималась домашним хозяйством, ходила в лес за грибами и ягодами, делала заготовки на зиму. Смерть наступила в результате онкологического заболевания. Актриса Целиковская, биография и деятельность которой оставила яркий след в советском кинематографе, была похоронена рядом с мужем Каро Алабяном.

shoubiz.guru

Людмила ЦЕЛИКОВСКАЯ

Людмила Целиковская родилась 8 сентября 1919 года в благополучной семье российских интеллигентов. Ее отцом был заслуженный деятель искусств, заведующий музыкальной частью, затем дирижер Большого театра Василий Васильевич Целиковский. Мать — оперная певица. До 1925 года семья проживала в Астрахани, но в связи с тем, что Люда болела лихорадкой, врачи настоятельно посоветовали ее родителям сменить для девочки климат. И Целиковские переехали в Москву. Здесь девочка пошла на поправку, и счастливые родители определили ее в Гнесинскую школу по классу фортепьяно. Все шло к тому, что Людмила Целиковская, как и мечтали ее родители, станет профессиональным музыкантом. Но дочь внезапно увлеклась театром и твердо решила поступать в театральный. Все уговоры родителей оказались напрасными. В результате в 1935 году мама (с помощью подруги-актрисы Анны Бабаян) привела 16-летнюю Людмилу на просмотр к режиссеру Театра имени Е. Вахтангова Рубену Симонову.

Просмотр для девушки, мечтавшей стать актрисой, оказался удачным: Симонов посоветовал ей обязательно поступать в театральный институт. Людмила Целиковская так и сделала: после окончания школы в 1937 году она подала документы в Театральное училище имени Щукина. В том году желающих поступить в «Щуку» было около 900 человек, а свободных мест только 13. Шансов поступить у Целиковской было не так уж и много, и поначалу ей показалось, что она с треском провалилась. Вот как она сама вспоминала об этом: «Помню только, что после чтения обязательной прозы, стихотворения и басни кто-то из комиссии (а у меня от страха в глазах было серо, мне показалось, что все члены комиссии были одеты в одинаковые серые костюмы) спросил: «С кем вы готовились к экзаменам?» Я сказала: «С мамой». В ответ — дружный хохот. А на вопрос, как меня зовут, я сказала: «Людмила Васильевна». Комиссия развеселилась еще больше, а у меня от обиды брызнули слезы из глаз, и я убежала, твердо поняв, что уж актрисой мне никогда не стать. В это время следом за мной выбежал Дима Дорлиак — один из самых красивых молодых артистов театра, и, успокаивая меня, сказал: «Не волнуйтесь, вы понравились. Это у нас в театре так принято «принимать» с юмором и смехом. Нате, вот вам платок, вытрите слезы».

Господи! Что со мной было! Я была как во сне. Сам знаменитый Клавдио (из «Много шума из ничего» и Люсьен из «Человеческой комедии» — спектакли Театра имени Е. Вахтангова) дал мне свой платок!

На следующий день, прибежав в училище рано-рано, когда вход в здание на улице Вахтангова, 12 был закрыт, и, прождав около часу, я наконец увидела свою фамилию в числе тринадцатии принятых…»

Еще студенткой училища, Целиковская была зачислена в труппу Театра имени Вахтангова. Ее первой ролью на сцене этого прославленного театра была Клариче в «Слуге двух господ».

Свою первую роль в кино (пионервожатую Валю в фильме «Молодые капитаны») Целиковская сыграла в 1938 году, еще студенткой. И хотя эта роль не стала открытием молодой актрисы ни для зрителей, ни для критиков (да и сама Целиковская ее не любила), однако бесследно она все равно не прошла. Режиссер Константин Юдин заметил молодую и красивую актрису, поверил в нее и в 1940 году предложил ей главную роль — Шурочки Мурашовой — в своей комедии «Сердца четырех». По словам самой актрисы, это была ее самая любимая картина, так как она играла саму себя. (Например, актриса так же обожала сладкое, любила музыку и ненавидела математику.) В этой картине Целиковская буквально уговорила режиссера разрешить ей самой спеть песню, которую до этого предполагалось озвучить с помощью профессиональной эстрадной певицы. Юдин разрешил, но во время записи случилось непредвиденное — Целиковская так перенервничала, что у нее пропал голос. Запись пришлось отложить на неделю, что было делом неслыханным — из-за 19-летней студентки простаивал оркестр из 70 человек. И все-таки эту песню она записала.

Фильм должен был стать самым кассовым фильмом 1941 года, однако его премьере помешала война. Он вышел на экраны страны только в 1944 году и стал лидером проката — 5-е место, 19,44 млн. зрителей.

А вот фильм Александра Ивановского «Антон Иванович сердится», в котором Целиковская также играла главную роль (он снимался почти одновременно с «Сердцами четырех») успел-таки попасть к зрителю в первые месяцы войны. На этот раз Целиковской петь не доверили, и вместо нее это сделала профессионал — известная певица Пантофель-Нечецкая. Отмечу, что так случится единственный раз: в остальных фильмах Целиковская всегда будет петь сама.

Война застала Целиковскую в Ленинграде — на съемках последних сцен «Антона Ивановича…». Она вернулась в Москву, но пробыла в ней недолго — 14 октября вместе с театром она эвакуировалась в Омск. Вскоре туда пришла телеграмма из Алма-Аты — режиссер Л. Трауберг приглашал актрису на съемки фильма «Воздушный извозчик», сценарий которого В. Катаев написал специально на нее. На съемках этой картины Целиковская познакомилась с актером Михаилом Жаровым, который вскоре стал ее третьим мужем. Но кто же был в числе первых?

Первый раз замуж Целиковская вышла рано — на втором курсе театрального училища. Ее мужем стал студент того же заведения Юрий Алексеев-Месхиев. Однако их совместная жизнь продлилась недолго, и вскоре они расстались.

Вторым мужем Целиковской стал писатель Борис Войтехов. К моменту этого замужества Целиковская была уже известной актрисой, имела массу поклонников, среди которых было много известных людей. Однако актриса выбрала себе в спутники не самого заметного среди них, но искренне любившего ее. Правда, и этот брак, продлившись несколько лет, распался.

И, наконец, в 1943 году судьба свела актрису с М. Жаровым.

Между тем съемки в «Воздушном извозчике» внесли изменения не только в личную жизнь Целиковской, но и в творческую — из-за них ее отчислили из Театра имени Е. Вахтангова. Однако актрису это почти не озаботило. Без работы она не оставалась. После съемок в «Воздушном извозчике» ее пригласил в свою новую картину сам Сергей Эйзенштейн, который оказался в плену ее таланта после фильма «Сердца четырех». Так Целиковская попала на роль царицы Анастасии в фильме «Иван Грозный» (1945). Однако вот что рассказывала сама актриса о том времени и своей карьере в кино: «Меня правительство не поддерживало. Например, когда выходила какая-нибудь комедия Александрова, во всех газетах появлялись статьи. И всех действующих лиц расхваливали. Когда же выходили фильмы Юдина («Сердца четырех», «Близнецы»), их ругали. И я всегда чувствовала, что для руководства почему-то я актриса второго сорта. Мода, видно, была такая. Но меня очень любили простые люди, и это было большой поддержкой…

Когда за «Ивана Грозного» всем дали Сталинскую премию — за первую серию, то меня Сталин из списка премируемых вычеркнул. Сказал: «Царицы такими не бывают». Так что у меня за всю жизнь даже наград никаких не было».

Действительно, несмотря на огромную популярность у зрителей фильмов с участием Людмилы Целиковской, она была долгое время обделена официальными почестями. На приеме в Кремле, где присутствовал Сталин, актриса была всего лишь один раз. Правда, она была частым гостем в доме Молотовых, однако после того как покровительствовавшую ей Полину Жемчужину (жену Молотова) арестовали и отправили в лагерь, окружающие стали косо смотреть и на Целиковскую.

Кроме этого, экранный имидж нашей героини был совершенно иным, чем у тех же Л. Орловой или М. Ладыниной: героини Целиковской не несли в себе никакого идеологического начала. Не было у нее и влиятельного мужа-покровителя, который мог бы выгодно устроить карьеру своей дражайшей половине, вовремя похлопотать за нее.

Между тем и после войны амплуа Целиковской в кино почти не изменилось: против ролей в комедиях «Близнецы» (1945-й, 4-е место в прокате — 19,91 млн. зрителей), «Беспокойное хозяйство» (1946-й, 8-е место в прокате — 17,79 млн. зрителей: в этих фильмах играл и М. Жаров), она могла выставить лишь одну драматическую роль, причем, эпизодическую, — в картине «Повесть о настоящем человеке». Причем большинство критиков именно эту роль — медсестры Зиночки — считают поворотной в карьере Целиковской. Это была работа творчески зрелой актрисы. Однако режиссеры так и не разглядели в Целиковской этих изменений. Ей продолжали поступать предложения играть роли наивных героинь, но от всех этих предложений актриса отказывалась. В результате за последующие 9 лет она не снялась ни в одном фильме. Единственным местом работы для нее стал Театр имени Е. Вахтангова, куда ее вновь приняли в 1945 году. Среди ее театральных ролей назову следующие: Дениза в «Мадемуазели Нитуш» Эрве, царица Мария Нагая в «Великом государе» по В. Соловьеву, Дженевра в «Глубоких корнях».

Видимо, неудовлетворение творческой жизнью, ощущение себя на вторых ролях угнетало талантливую актрису. Она пыталась найти счастье в личной жизни, но и брак с М. Жаровым трещал по швам. Она безумно хотела родить ребенка, но этого не случилось. В конце концов брак двух звезд советского кино распался. И тут на пути Целиковской возник еще один поклонник. Им оказался известный архитектор, 50-летний Каро Алабян. В 1934–1940 годах именно по его проекту строился Центральный Театр Советской Армии («звезда»). С 1937 года К. Алабян был депутатом Верховного Совета СССР. В конце 40-х годов Целиковская и Алабян стали мужем и женой.

Новый, четвертый по-счету, брак знаменитой актрисы оказался самым счастливым для нее: в начале 50-х годов она родила сына, которого они с мужем назвали Александром. По словам многих, знавших эту семью, Целиковская была сумасшедшей, любящей матерью. Казалось, что с рождением сына ее семейная жизнь будет приносить одни радости. Однако внезапно начались неприятности у Алабяна. Людмила Целиковская рассказывала: «Алабян, конечно, был человеком удивительным. Высокий интеллектуал, совершенно бескорыстный, очень порядочный. Смелый, за что и поплатился.

Алабян всю жизнь занимал очень большие посты, в течение тридцати лет был секретарем Союза архитекторов. Когда у нас решено было начать строительство высотных домов, Алабян выразил несогласие в присутствии Берии. До этого он год провел в Америке и прекрасно понимал, что строительство высотных домов в нашей стране в те годы — показуха, нет ни необходимой технологии, ни моральных прав. И обо всем этом Алабян сказал в своей речи.

Очень скоро ему приказали принять на работу двух архитекторов. Как он ни сопротивлялся, принять их все же пришлось. А буквально через две недели объявили, что они — шпионы: сценарий был отработанным. И тут же появился приказ, подписанный Сталиным: освободить Алабяна от всех занимаемых должностей.

Когда Каро пришел домой — а я сидела с нашим маленьким сыном, — он встал передо мной на колени и сказал: «Прости меня. Если бы я знал, что так случится, я бы никогда не посмел жениться на тебе».

Вскоре нас лишили дома — мы жили тогда в мастерской Алабяна на улице Горького. В один прекрасный день к нам пришла комиссия из Моссовета: «Как вы используете служебное помещение! Почему висят ползунки?» И велели нам выехать в десятидневный срок. Мы начали скитаться. Жили то на даче, то у друзей. Втроем — на сто двадцать рублей, мою зарплату. Длилось это почти два года. И когда уже совсем стало невмоготу, мы написали в правительство письмо: «Сколько же можно так наказывать?» Отправили его Молотову, Булганину и кому-то еще… Так, благодаря письму, нам с Каро дали в 53-м году квартиру, а ему — работу».

Однако их совместная жизнь в новой квартире длилась недолго: в 1959 году К. Алабян скончался (его именем затем назовут одну из улиц в Москве). Целиковская продолжала играть в Театре имени Е. Вахтангова, изредка снималась в кино («Мы с вами где-то встречались», 1954-й, «Попрыгунья», 1955-й). Последний фильм вновь заставил критиков вспомнить об актрисе Людмиле Целиковской. На XVI Международном кинофестивале в Венеции фильму была присуждена премия «Серебряный Лев Святого Марка» и приз «Пизанетти» (его итальянские критики вручают за лучший зарубежный фильм).

В 1963 году Целиковская наконец-то дождалась официального признания своих заслуг — ее удостоили звания народной артистки РСФСР.

В тех же 60-х Целиковская связала свою жизнь с режиссером скандально известного Театра на Таганке Юрием Любимовым. Стоит отметить, что знакомы они были давно: когда Целиковская училась на первом курсе театрального училища, Любимов был на четвертом курсе. Они вместе работали в Театре имени Е. Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство».

В 60-е годы Целиковская в кино не снималась и лишь изредка играла в театре: Джульетта в трагедии Шекспира, Аглая в «Идиоте». Вместе с мужем она тогда же, в 60-е, написала литературную композицию «Товарищ, верь…».

Брак Целиковской и Любимова продлился более 10 лет и распался в 70-е годы. Как говорила сама Людмила Целиковская, «чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же — совсем наоборот, упрямая, со своими взглядами. Мы стали друг друга немножко раздражать. Наверное, нужно было все время Юрия Петровича хвалить, а я хвалить не умею. В моей семье вообще принято довольно скептическое отношение друг к другу. Например, когда дети смотрят мои фильмы, они всегда подшучивают: «Ну, мать, ты даешь! Опять «тю-тю-тю, сю-сю-сю». Для нас подобные отношения вполне естественны, но — не для Любимова. Он однажды сказал: «Когда мы разойдемся, у тебя в доме будет праздник». Ну, в общем, так и получилось: праздник продолжается до сих пор. Тем не менее с Юрием Петровичем мы жили хорошо и расстались хорошо».

Свою последнюю роль в кино (12-ю по счету) Целиковская сыграла в 1979 году — это была роль Раисы Павловны Гурмыжской в экранизации пьесы А. Островского «Лес». На телевидении ее последними работами стали «Портрет» и «Репетитор». В театре она сыграла 38 ролей.

6 июля 1992 года в возрасте 72 лет Людмила Целиковская скончалась.

Следующая глава

biography.wikireading.ru


Смотрите также