Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Людмила кононова матушка биография


Официальный сайт Людмилы Кононовой, главная страница.

Людмила Кононова родилась в 1960 году в Перми. Окончила Пермский Государственный Институт искусства и культуры по курсу режиссуры.

Стихи она начала писать уже в школе, окончила музыкальную школу по классу скрипки. Работала в Кировской и Пермской филармониях. На концертах исполняла песни Б.Окуджавы, В.Высоцкого ,А.Вертинского, песни на стихи А.Ахматовой и свои собственные. Как автор – исполнитель стала известна уже в 80-х. Ее глубокие тексты о духовных проблемах, которые во все времена волновали каждого ,не остались неуслышанными и привлекли внимание. Так, среди исполнителей авторской песни 80-х, появилось новое имя-Людмила Кононова. Сегодня Л.Кононова член Союза писателей России,ею написана и издана книга «Поэтам железного века»-сборник стихов ,автобиографическая проза. Записано восемь авторских дисков.

В 2005 году режиссером Юрием Заненым был снят документальный фильм «ВЧК против патриарха Тихона»,где звучит песня Людмилы Кононовой «Это Вам». Этот фильм о нашей истории,не зря Прожитой и выстраданной нашими отцами и дедами. Песни Л.Кононовой использованы в документальных фильмах: «Джорданвиль», «Дорогою любви» режиссера Елены Казенковой, «Кто такая любовь»режиссера А.Вернера (студия «Апостол»).

Многие годы она почетный член жюри православного фестиваля «Серебряная псалтирь», руководитель творческого центра «Образ мира». Людмила Кононова – поэт,музыкант. Когда в творчестве так гармонично сочетаются проза,поэзия музыкальное и вокальное дарование,режиссура,умение работать со словом ,то возникает потребность привнесения света и добра в наше земное пространство. Таким образом появилась авторская автобусная поездка на Бутовский полигон.

Много стихов Написано о новомученниках и исповедниках российских, святых царственных мученниках, призывая нашу память возвращаться к их подвигу и приносить свое покаяние. Л.Кононова награждена медалью «Всенародное покаяние» и медалью св.преп.Сергия Радонежского за вклад в русскую культуру.

Вторая авторская поездка посвящается Б.Л.Пастернаку (Поэт христианин),в которой можно Услышать стихи Б.Л.Пастернака в исполнении Л.Кононовой и узнать о его жизни и его творческом подвиге.

Песни Людмилы Кононовой звучат в Москве, Санкт-Петербурге, многих городах России и за ее пределами. Стихи и песни звучат на православном канале «Союз»,радиостанциях «Радонеж», «Народное радио», «Благовещение». Слова благодарности и понимания приходят из Германии, Кореи, Франции, Канады, Болгарии, Чехии. Многие пишут нам ,что стихи и песни этого замечательного автора помогают в тяжелых жизненных ситуациях ,утешают,дают покой И надежду, помогают избавиться от уныния, обогощают душу. Это и есть настоящее искусство.

«Этот голос не спутаешь ни с каким другим. Это поет сама душа России. России сегодняшней: прошедшей через горнило огненных испытаний 20-го века. Через катастрофы его начала, через трагедию его конца. Поруганной, облитой ушатами грязи всех ее врагов, внешних и внутренних, надломленной, потерянной. Так что и впрямь приходит на ум, как поет матушка Людмила: « Да можно ли в ней жить или только душу спасать?..» Но Россия и тысячелетней: царской, православной, святой Руси, которая однажды сочетавшись со Христом уже никогда не променяет Его ни на какие земные блага и утопии… И как бы не было трудно, не отступит святая Русь, не предаст своего Небесного Жениха, и только еще истовей будет молиться и искать входа в град Божий… и Петь свои молитвенные песни, как песни матушки Людмилы, голос которой не спутаешь ни с каким другим. И нельзя не отметить еще одну характерную черту этих песен: их высокий народный артистизм. Это не только ремесленный «профессионализм», который всегда равен себе, будь то на ресторанной эстраде или на патриотическом митинге. Это природный артистизм русской души : с шепотками, с коленцами до юродства, с грозным пафосом до самозабвения. С духовными восторгами до обмираний, до видений. Это поет сама земля России, ее недра, политые кровью стольких героев и принявшие останки стольких святых, ее бескрайние поля, леса и горы, где выходят на поверхность благородные рудные пласты с золотыми прожилками. Пой же поэт, пой же матушка Людмила, учи нас малодушных любви, вере, памяти и сопротивлению!»

mlkononova.ru

Людмила Кононова

Людмила Кононова родилась в 1960 году в Перми. Окончила Пермский Государственный Институт искусства и культуры по курсу режиссуры.

Стихи она начала писать уже в школе, окончила музыкальную школу по классу скрипки. Работала в Кировской и Пермской филармониях. На концертах исполняла песни Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.Вертинского, песни на стихи А.Ахматовой и свои собственные. Как автор – исполнитель стала известна уже в 80-х. Ее глубокие тексты о духовных проблемах, которые во все времена волновали каждого, не остались неуслышанными и привлекли внимание. Так, среди исполнителей авторской песни 80-х, появилось новое имя - Людмила Кононова. Сегодня Л.Кононовой написана и издана книга «Поэтам железного века». Это сборник стихов и автобиографическая проза. Записано восемь авторских дисков.

В 2005 году режиссером Юрием Заненым был снят документальный фильм «ВЧК против патриарха Тихона», где звучит песня Людмилы Кононовой «Это Вам». Этот фильм о нашей истории, не зря Прожитой и выстраданной нашими отцами и дедами. Песни Л.Кононовой использованы в документальных фильмах: «Джорданвиль», «Дорогою любви» режиссера Елены Казенковой, «Кто такая любовь»режиссера А.Вернера (студия «Апостол»).

Когда в творчестве так гармонично сочетаются проза, поэзия музыкальное и вокальное дарование, режиссура, умение работать со словом, то возникает потребность привнесения света и добра в наше земное пространство. Таким образом появилась авторская автобусная поездка на Бутовский полигон.

Много стихов Написано о новомученниках и исповедниках российских, святых царственных мученниках, призывая нашу память возвращаться к их подвигу и приносить свое покаяние.

Вторая авторская поездка посвящается Б.Л.Пастернаку (Поэт христианин), в которой можно услышать стихи Б.Л.Пастернака в исполнении Л.Кононовой и узнать о его жизни и его творческом подвиге.

Песни Людмилы Кононовой звучат в Москве, Санкт-Петербурге, многих городах России и за ее пределами. Слова благодарности и понимания приходят из Германии, Кореи, Франции, Канады, Болгарии, Чехии. Многие пишут, что стихи и песни этого замечательного автора помогают в тяжелых жизненных ситуациях, утешают, дают покой и надежду, помогают избавиться от уныния, обогощают душу. Это и есть настоящее искусство.

Людмила Владиславовна - жена священника Андрея Кононова из Вятки, поэтому для многих она просто матушка Людмила, которая воспитывает троих детей, сочиняет стихи, поет песни и пишет книжки.

Матушка Людмила происходит из купеческого рода Бабаевых, сосланного в 1932 г. на строительство Магнитки - по сути, на советскую каторгу. Перед этим чекисты поставили к стенке прадеда Якова, но деревенские бедняки отбили его, правда, от ссылки уберечь не смогли. По возвращении Яков Спиридонович нищенствовал, прося милостыню в родном селе Салмычи под Казанью. А деда Людмилы расстреляли за то, что отказался подписать донос на товарища. Люде обо всем этом рассказывала мать, и девочка росла с полным ощущением того, что все это происходило с нею самой.

Муж Людмилы, отец Андрей, тоже пишет стихи. До прихода в лоно церкви был поэтом-авангардистом. Отошел от зауми, но со временем вернулся к стихам, правда, уже на другом уровне. Когда в 2002 г. на Рождественских чтениях в храме Христа Спасителя прозвучал написанный им «Псалом боевой», зовущий на битву с тьмой, то сам патриарх встал, а с ним все священники и миряне.

Доктор философских наук Владимир Николаевич Катасонов о творчестве Л.Кононовой:

«Этот голос не спутаешь ни с каким другим. Это поет сама душа России. России сегодняшней: прошедшей через горнило огненных испытаний 20-го века. Через катастрофы его начала, через трагедию его конца. Поруганной, облитой ушатами грязи всех ее врагов, внешних и внутренних, надломленной, потерянной. Так что и впрямь приходит на ум, как поет матушка Людмила: « Да можно ли в ней жить или только душу спасать?..» Но Россия и тысячелетней: царской, православной, святой Руси, которая однажды сочетавшись со Христом уже никогда не променяет Его ни на какие земные блага и утопии… И как бы не было трудно, не отступит святая Русь, не предаст своего Небесного Жениха, и только еще истовей будет молиться и искать входа в град Божий… и Петь свои молитвенные песни, как песни матушки Людмилы, голос которой не спутаешь ни с каким другим. И нельзя не отметить еще одну характерную черту этих песен: их высокий народный артистизм. Это не только ремесленный «профессионализм», который всегда равен себе, будь то на ресторанной эстраде или на патриотическом митинге. Это природный артистизм русской души: с шепотками, с коленцами до юродства, с грозным пафосом до самозабвения. С духовными восторгами до обмираний, до видений. Это поет сама земля России, ее недра, политые кровью стольких героев и принявшие останки стольких святых, ее бескрайние поля, леса и горы, где выходят на поверхность благородные рудные пласты с золотыми прожилками. Пой же поэт, пой же матушка Людмила, учи нас малодушных любви, вере, памяти и сопротивлению!»

xn----7sbek5ace8d8c.xn--p1ai

Матушка Людмила Кононова

Прочти нам священник псалом боевой, и силою, данною свыше,

Благослови нас на битву со тьмой, чтоб каждый молился и слышал,

Как дышит под толщею снега глухарь, как плещется в мрежах улов,

Как в колокол благовествует звонарь, и был для присяги готов.

 Мы ведаем сроки и правим мечи, и  в чистых младенческих лицах

Провидим победу в кромешной ночи и смерти никто не боится.

Весь мир поднимается за сатаной на Русь для последней облавы,

Но верим,  что Царь поведёт нас на бой с оружием чести и славы.

Прочти нам священник псалом боевой, и силою, данною Богом,

Благослови нас на битву со тьмой державным пророческим слогом.

***

Ведут мою отчизну на убой бесы с пятиконечною звездой,

Она взамен двуглавого орла над башнями кремлёвскими взошла

И воспылал из адовых глубин пятиугольный огненный рубин

 В стране освобождённого труда безвинной кровью сытая звезда

Родина, даль твоя завьюжена

Родина, дланию натруженной,

Сотвори начертанье крестное,

Раствори наважденье бесово

С мукою нощною и денною

Поклонись в сердце соблюденному

На ветру в зипуне с заплатами

Поклонись Господу распятому

От зелия забвенного хмельны ослепли твои лучшие сыны,

И воцарясь до Божьего Суда, клеймила души адская зведа

Но близко избавление от пут, когда кресты над храмами взойдут,

Когда на детях чудны и просты засветятся нательные кресты

Родина под снегами скрытая,

Родина, пеленами свитая,

Где ж твоя стать первопрестольная,

Матушка жаль моя и боль моя

Оботри очи голубиные,

Отвори родники глубинные,

Вопреки сонму окаянному,

Вспомяни слово покаянное,

И призвав, светоносных ратников, посели сыновей и братиков,

Посрами поругание чёрное силою вышнею соборною

Надо видеть глаза слушателей песен матушки Людмилы Кононовой, когда в них зажигается огонь, кажется, сошедший с небес и помогающий осмыслить немыслимую жизнь. «Я словно в раю побывал!» — это ли не лучшая оценка. Так сказал ученый, привыкший ценить лишь эстетическую, но не духовную сторону поэзии. В творчестве Людмилы Кононовой промыслительно соединились высокий профессионализм (она режиссер и профессиональный исполнитель) и православная духовность.

Жена священника Андрея Кононова из Вятки, мать троих детей (младшей дочери всего четыре года), она, как все, пьет горькую и сладостную чашу будничных забот, но Господь дает ей удивительное качество - ощущать за каждым проявлением жизни дыхание Божие. Где бы она ни пела - в воинских частях в Одинцове или Арсаках, в театре на Таганке или Международном славянском центре, в родной Вятке или в подмосковном Александрове, неизменно потрясение слушателей. Музыку она пишет сама - на свои стихи, на стихи своего мужа – о. Андрея Кононова, с которым они удивительно единомышленны. Именно он автор стихов к ставшей широко известной песне «Псалом боевой». Когда в январе 2002 года она прозвучала в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя (где на Рождественские чтения собрались архиереи и миряне всей страны) в исполнении народной артистки России Татьяны Петровой, Патриарх, а следом за ним весь зал — встали...

- Матушка Людмила, вы помните этот случай?

- Когда я рассказала о нем батюшке, он воскликнул: «Думали мы с тобой об этом в 91 году, когда даже мечты о Храме Христа Спасителя не было! Если бы кто-то тогда мне сказал, что песню, сочиненную во время разгрузки дров в Уржуме, будут исполнять в зале церковных соборов, в присутствии архиереев и Патриарха - это бы показалось чем-то совершенно нереальным!»

- Матушка, когда вы поете «Где мой дед неотпетый взывает ко мне» и другие песни о годах тяжких испытаний, возникает ощущение, что вы лично пережили все беды страны, прошли лагеря и ссылки...

- Это неудивительно. Я выросла в атмосфере рассказов моей матери о жизни на каторге, на строительстве Магнитки - с полным ощущением, что это происходило со мной. Там полегла почти вся огромная семья моего прадеда Якова Спиридоновича Бабаева, который до революции был купцом второй гильдии, был человеком высокой культуры и тонкой души, жил благочестиво, вырастил с женой Марией Тихоновной 17 детей. В селе Салмычи под Казанью на средства его семьи был построен храм, церковно-приходская школа, где он преподавал, а в храме пел на клиросе. Семья их была благочестивая, все большие трудолюбцы: работали наряду с прислугой. Все вспоминают его как необыкновенно справедливого человека. Когда он вернулся из ссылки, то закончил свою жизнь тем, что ходил и просил Христа ради - по селу, которое когда-то сам благоустраивал. Его там все любили и никогда ему не отказывали. Я видела его лицо на фотографии - красивое скорбной красотой - глаза настолько очищены страданием, как будто из иного мира смотрят, но понимая все в этом мире. А деда моего расстреляли за то, что отказался подписать донос на товарища, пожаловавшегося на невыносимые условия жизни в ссылке в уральских степях. В 1932 году моих родных привезли в скотском вагоне - с детьми, с женами и мужьями в голое поле. К счастъю, была весна, и они успели вырыть землянки. Это была страшная каторга. Детки умирали, едва народившись. Малыши не знали, что такое молоко - вообще такого продукта в их жизни не было! Однажды бабушка где-то достала сметаны. Это было совершенно фантастическое лакомство! Принеся ее домой, чтобы покормить детей, она убежала в садик за моей мамой, возвращается и видит: старший сынок стоит с ложечкой возле иконы «Знаменье» (она была сделана на заказ моим прадедом на венчание) и всю эту сметану вымазал на икону. «Юрочка, что ты делаешь?» — спросила бабушка. «Мама, ведь там и мама, и детка...», то есть малыш накормил сметаной младенца Христа на иконе - отдал Господу самое лучшее, что было в его жизни и чего он никогда не пробовал. Самое главное, что осталось у меня в памяти от этих рассказов о каторге, - не то, как было тяжко (для меня это было все равно, что царство Кащея), а то, что в этом царстве змиевом были такие проявления силы духа! Ведь они там не только выжили, но и принесли красоту в эту жизнь, они все умели - и шить, и вышивать. Они свой быт приводили в ту гармонию, к которой они привыкли. Будучи глубоко верующими людьми, уповали на помощь Божию - и луч с небес падал в эту беспросветную жизнь и все изменял. В семье была кормилица -швейная машинка. И бабушка этим зарабатывала. Когда у них обрушилась землянка и их семью поселили в барак с крымскими татарами, те их ограбили, хотя вроде бы и брать-то нечего было. Вынесли из дома все! Но... осталась одна швейная машинка, завернутая в перину, а сверху -икона Божией Матери «Знамение». Ее они не вынесли. Не смогли.

- Иногда среди новообращенных в Православие встречаешь крайние оценки вроде «творчество - это от беса». А каков Ваш взгляд на творчество?

- Человек просто не может не быть творцом, поскольку это заповедано ему Богом, он создан по образу и подобию Божьему. В «Символе веры», если дословно переводить с греческого, Господь называется - Поэт Неба и земли. Поэтому способности к творчеству напрямую связаны с Творцом мира, с тем, кто нас создал. Сейчас наша страна настолько невместима в обыденное сознание, что для того, чтобы в ней выжить, что-то понять и не сойти с ума, нужны действительно настоящие творческие силы. Это может быть и творческая сила молитвы у того, кому дан такой дар - молитвой все претворять. Это может быть и деятельная любовь в делах милосердия - это тоже творчество, если по-настоящему к нему относиться. Самое главное - выполнить повеление Господа: «Духа не угашайте!» Это и есть творчество. Горящий дух может быть в любом деле... У меня же просто такое устройство, что если мне не осмыслить внутренне то, что происходит - через слово и через песню - то дальше жить невозможно.

- Ваша такая домашняя песня «В комнате глаженым пахло бельем» не о быте, а смысле жизни. Как это удается?

- Когда дочка моя была еще совсем маленькой, было очень много забот и тягот, когда плоть, кажется, преобладает над душой. Но все матери знают, что бывают такие драгоценные минуты, когда при всей тяготе, физической усталости, случаются проблески присутствия Божия рядом с тобой и ребенком - приходят чувства, которые в обычной жизни нас не посещают или вспыхивают иногда на молитве. Невозможно даже назвать то, что мать иногда переживает в эти мгновения - высокие прикосновения к замыслу Божиему о человеке, о предназначении его. И был такой момент, когда я забежала в комнату - ребенок спал, луч из окна освещал темную до того комнату. И пахло засушенными травками и глаженым бельем. Чудесный запах чистоты, нежности - вроде бы и просто, но все это сложилось в удивительную гармонию.

- Ваш батюшка пишет дивные стихи. Их почти не отличишь от ваших. Вы очень сходны в творчестве...

- Так Господь устроил. Перед тем, как нам встретиться в 1989 году, я молилась, чтобы Господь определил мою судьбу. Вроде как в шутку говорила друзьям, что мечтаю выйти замуж за священника, не предполагая, что это может осуществиться. Меня пригласили попеть на вечере в филиал «Товарищества русских художников» в Перми (так называлось объединение творческих людей). Прихожу я и вижу: сидит, как мне тогда показалось, молодой священник: одет как-то строго, со значком к 1000-летию Крещения Руси. Потом оказалось, что он никакого отношения к Церкви не имеет. Хотя, возможно, у него на роду было написано - стать священником, потому что практически все, кто с ним знакомился, сразу спрашивали: а вы имеете отношение к Церкви? В то время он тоже писал стихи, но они были мне чужды: он был поэт-авангардист, выдумал течение, которое называл «фантастический реализм» или фреализм. И я мечтала, чтобы он вообще ничего не писал. Он действительно долго ничего не писал. Но жизнь под церковным покровом потихонечку излечивала душу и через год после нашего переезда он пожелал учиться в семинарии, потому что святоотеческое наследие наконец дало ему ту пищу, которой душа жаждала всю жизнь. И творчество возродилось на совершенно ином уровне.

- Бывает, что вы вместе пишете стихи?

- Конечно, мы обязательно советуемся друг с другом. Я его вкусу доверяю, а он - моему. Бывает, что и рифмы подсказываем друг другу.

- Православный человек должен все делать очень высокопрофессионально и даже лучше, чем мирские люди, потому что делает все ради Бога. Вы согласны с этим?

- Это я просто исповедую! И скорблю, когда встречаюсь с противоположным. Мне бы хотелось всем православным людям, который берутся за перо, которым хочется что-то выразить в творчестве, сказать: помните, что вы не на пустом месте будете трудиться, стихи не с вас начинаются, не вы первые их писать начинаете -и до вас была огромная русская литература, вся выросшая из Православия. И пренебрегать этим нельзя, надо хотя бы знакомиться с лучшими образцами. Это и язык обогатит, и будет с чем соотнести свое творчество хотя бы технически. Я встречалась с такими случаями творческого восторга: «Ой, вы знаете, матушка, ведь я пою!» Конечно, слава Богу, что тебя осенило - но ведь ты еще младенец и учиться-то все равно надо! А многие пытаются сейчас перескочить через школу, через опыт поколений и думают, что уже чего-то достигли. Но получается, как в Евангелии написано: «Мы играли вам на свирели, а вы не плакали»...

- Матушка Людмила, какое мироощущение вам ближе -трагическое или радостное?

- Скажем так: трагически-пасхальное...

http://www.ihtus.ru/

elena-sem.livejournal.com

И ничего кроме правды

На концертах матушки Людмилы Кононовой мне довелось побывать дважды. Первый был посвящен презентации нового диска «Родные имена», второй – юбилейный.

Они проходят в областной филармонии в апреле после Пасхи и являются своеобразным творческим отчетом за прошедший год.

Когда она выходит на сцену, высокая и тоненькая, как свеча или тростинка, за нее становится страшно – настолько внешне она хрупка и беззащитна. Но Людмила Кононова начинает петь, и понимаешь, что внутри у этой тростинки – стальной стержень. Под житейскими бурями он может качнуться, согнуться, но не сломаться.

Кто же такая матушка Людмила, почему на ее концертах залы всегда переполнены? Жена вятского священника храма Иоанна Предтечи Андрея Кононова. Мать троих детей. Член Союза писателей России.  Автор и исполнитель своих песен.

Песни эти не принадлежат массовой культуре, но и от традиционных духовных песнопений отличаются разительно. «Патриотический романс» – вот, пожалуй, определение, которое подходит к ним наиболее точно. Потому что о чем бы она ни пела, это всегда объяснение в любви к своей многострадальной родине. Человек глубоко верующий, Людмила Кононова не говорит через слово «Бог», но все ее песни проникнуты истинной и высочайшей духовностью. А еще в них – удивительное понимание русской женской души.

Отвечая на вопросы корреспондента газеты «Благовест», матушка сказала: «Нет большего счастья, чем родиться в России, жить в ней и умереть. Хотя и очень тяжело».

Судьба была безжалостна к предкам Людмилы. По семьям прошлось колесо репрессий конца 30-х: семья одного деда была сослана на каторгу и погибла, второго деда расстреляли в 37-м.

Обо всем этом она и поет. В ее песнях – только правда и ничего кроме правды.

Вот что пишет о творчестве матушки Людмилы доктор философских наук Владимир Катасонов:

«Этот голос не спутаешь ни с каким другим. Это поет сама душа России. России сегодняшней, прошедшей через горнило огненных испытаний ХХ века. Через катастрофы его начала, через трагедию его конца. Поруганной, надломленной, но не сдавшейся».

У матушки Людмилы вышло семь дисков. Первые шесть («Снег идет по Божьей воле», «Ангел последний», «Нескучные песни», «Семейный альбом», «Патриотический романс» и «От Рождества до Пасхи») позднее объединены в МР3-альбом «Русская пищаль». В 2009 году вышел альбом «Родные имена». Она – автор книги «Поэтам железного века», где собраны стихи и проза.

Концерт в апреле нынешнего года был для матушки Людмилы юбилейным – ей исполнилось 50. Три часа она пела, читала стихи, отвечала на вопросы, принимала цветы и поздравления. Ее поздравил секретарь Вятской епархии протоиерей Александр Балыбердин, глава департамента культуры Владимир Микрюков, член Союза писателей, поэт и журналист «Вятского края» Николай Пересторонин.

Читайте также:  Происшествия

С творчеством Людмилы Кононовой знакомы в Москве и Санкт-Петербурге, ее родной Перми и Нижнем Новгороде, других десятках больших и малых российских городов. Ведь первое ее выступление на публике состоялось еще в 1994 году.

В феврале нынешнего года матушка Людмила побывала на гастролях во Франции. Чтобы людям было понятно, о чем она поет, песни пришлось переводить на французский, а потом почти месяц заучивать собственные слова на чужом языке… В связи с юбилеем матушка Людмила Кононова награждена медалью Преподобного Сергия Радонежского «За заслуги перед Церковью и Отечеством».

…Медленно гаснет свет в зале. На сцене зажигается свеча, которая будет гореть до конца концерта –  это традиция. Звучат прекрасный голос и не менее прекрасная музыка, от которых мурашки по коже и слезы на глазах. С просветленными лицами расходятся люди по домам, потому что песни матушки Людмилы – это животворный источник, очищающий душу.

Песня: «Патриотический романс»

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Песня: «Это – вам!»

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Песня: «Всё что свято было в детстве»

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Песня: «Вот-вот в перелеске пустом»

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Песня: «Где нянчил птиц озёрный плёс»

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Песня: «Родина»

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Татьяна Тунгусова. Песни и фото матушки Людмилы взяты с диска «Русская пищаль».

coppoka.ru

Пой, поэт, пой, матушка Людмила!

№46 (511) / 8 декабря ‘08

Духовное чтение

  В музыкальных программах православного радиоканала «Воскресение» Екатеринбургской епархии часто звучат песни автора-исполнителя Людмилы Кононовой. Как писал доктор философских наук В.

Н. Катасонов, «этот голос не спутаешь ни с каким другим. Это поет сама душа России. России сегодняшней, прошедшей через горнило огненных испытаний ХХ века – через катастрофы его начала, через трагедию его конца. Поруганной, облитой ушатами грязи всех ее врагов, внешних и внутренних, надломленной, потерянной».  И действительно, когда слушаешь, как поет матушка Людмила, невольно задаешься вопросом: «Да можно ли жить в России или нужно только душу спасать?…» И понимаешь, что Россия – православная Святая Русь, которая, однажды сочетавшись со Христом, уже никогда не променяет Его ни на какие земные блага и утопии. И как бы ни было трудно, не отступит Святая Русь, не предаст своего Небесного Жениха и только еще истовей будет молиться и искать входа в град Божий… И петь свои молитвенные песни, как песни матушки Людмилы.

  Я познакомилась с Людмилой Кононовой на православной выставке-ярмарке «Русь крещеная, святая», которая проходила в Екатеринбурге в январе текущего года. На выставке были представлены шесть альбомов с песнями матушки: «Ангел последний», «Снег идет по Божьей воле», «Нескучные песни», «От Рождества до Пасхи», «Семейный альбом», «Христу Богу работать легко», и книга стихов и песен «Поэтам железного века», изданная в Кирове в 2006 году. Каждый альбом построен по принципу единого смыслового пространства, основная тема которого определяется названием. Возле стенда с работами автора всегда было много людей – любители и ценители хорошей душевной музыки с удовольствием приобретали диски с записями песен матушки Людмилы.  Не удивительно, что так много людей собралось и на ее сольный концерт, который состоялся на выставке. Матушка не только исполняла песни собственного сочинения, но и беседовала со зрителями, рассказывала им о своих жизни и творчестве.  Среди православных бытует мнение, что главное и в идеале единственное призвание верующей женщины – семейный очаг. Но жизнь дает нам порой прекрасные примеры мудрого сочетания женщиной обязанностей жены, матери и личного творчества, например, авторской песни, как в случае с матушкой Людмилой Кононовой.  – Без отсечения собственной воли, наверное, не осилила бы это дело. Чувствую, что сейчас многое делается по чьей-то молитве. Потому что нагрузки, которые на меня выпадают в связи с переездами, концертами, не должны бы позволить быть готовой к выступлению или к написанию стихов, – говорит матушка.  – Делается это, конечно, не без моего участия. Но главное, что мой муж относится с сочувствием и пониманием природы творчества, поскольку он сам человек пишущий. Я слабее: легче поддаюсь каким-то сомнениям; бывает, хочется все оставить, а батюшка крепче, понимает все глубже, видит со стороны и, слава Богу, не то что не удерживает, а благословляет всякий раз на поездки и концерты. Только благодаря взаимопониманию и пониманию им необходимости этого творчества я и тружусь.  Необходимо объяснить, что после окончания музыкальной школы Людмила, в девичестве Лопаткина, поступила в Пермский институт искусств и культуры, работала в Пермской филармонии. Сцена – ее основная профессия. По слову апостола матушка осталась в том звании, в котором призвана. И с будущим отцом Андреем, поэтом-авангардистом, в 1989 году она познакомились на концерте… Вскоре молодая супружеская чета уезжает в город Уржум Кировской области восстанавливать собор Святой Троицы. Этот пятиглавый, крестом поставленный собор с центральным куполом высотой более пятидесяти метров, просторный, вмещающий несколько тысяч молящихся, с резным дубовым иконостасом, силами уржумского купечества воздвигнутый в начале ХХ века по проекту замечательного архитектора Дружинина, был и остается украшением вятской земли. Вот оно, живое церковное дело – и сердце к нему можно пристроить, и душу свою укрепить!  Людмилу приняли певчей на клирос, Андрея определили разнорабочим – а по вечерам секретарствовать: печатать на своей железной «Башкирке» отчеты, рапорты, прошения. Днем он подметал церковный двор, таскал бревна, колотил дранку в новоотстраиваемых помещениях, собирал и заведовал соборной библиотекой, делал временное рубероидное покрытие на соборной крыше, разгружал машины с цементом и гипсом для восстановления храмовой лепнины, топил печи, красил полы, помогал столяру делать шкафы и скамейки – в общем, все такие душеспасительные работы: чтобы сердце угнездилось, укоренилось в церковной ограде. Так и началась их совместная жизнь.  В храме Людмила пела больше семи месяцев, пока у нее не родился первый сын Василий.  – Я могу сказать, что клиросное послушание очень-очень нелегкое. Могу это утверждать как поющий человек: иногда легче отпеть полтора или два часа на концерте, чем одну Литургию. Что-то таинственное происходит, особенные такие энергии проходят через сердце, что ничем земным, домашним после службы не можешь заниматься. Душа возносится на Евхаристии высоко, и не так-то просто ей, вернувшись на землю, следовать земному порядку вещей.  Примерно через год разнообразной службы при храме настоятель определил Андрея в штат звонарем и представил его как кандидата в диаконы. Его поступление в духовную семинарию совпало с рукоположением. Вот что вспоминает матушка о том времени.  – Среди творческой интеллигенции в год тысячелетия крещения Руси был духовный порыв: оставить артистическое, писательское, художественное поприще и принять посильное участие в церковной православной жизни. Это по всей России – как благодатная волна прокатилось. Уходили служить в Церковь доктора и кандидаты различных наук, известные писатели и поэты, заслуженные артисты, талантливые художники, замечательные музыканты и даровитые философы. Уходили, принимали монашество, священство, начинали петь на клиросе, строить и расписывать храмы, воссоздавать колокольное искусство, устраивать иконописные мастерские, поднимать древние иноческие обители, преподавать Закон Божий в детских домах и воскресных школах, открывать православные гимназии.  Это было, несомненно, призвание Свыше. И мне тоже захотелось не час на воскресной литургии отдавать Богу, а теми силами, что у меня есть, послужить в церковной ограде, захотелось душу свою приложить к этому святому делу – воцерковлению Отечества. Мне стало понятно, как и тысячам других русских людей, что жизнь в России целиком зависит от Церкви, от веры православной – жизнь земная от жизни Небесной, истинной, Господней.  В 1992 году рождается сын Алексей, и тогда же режиссер-документалист Марина Дохматская снимает фильм о творческом и духовном становлении матушки Людмилы и отца Андрея – «Возвращение»: большой, почти часовой фильм о возврате души к Первоисточнику Жизни, к Единому Божиему Корню. Они стали в нем главными героями.  – Мы долго сомневались, нужно ли выносить свое личное решение служить в Церкви, свои прошлые ошибки и горечи на широкий людской суд. Согласились. Наш опыт поражений и отхода от вечности был типичным опытом творческих людей восьмидесятых годов, поэтому и попытка идти другим, благодатно-церковным путем кому-нибудь тоже по своей типичности может послужить к возвращению не на круги своя, а на гончарный Божественный круг, – отмечает матушка Людмила.  Поэт и музыкант Людмила Кононова много концентирует по России и за рубежом с авторскими программами. География поездок обширна: Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Кострома, Нижний Новгород, Ярославль, Днепропетровск, София, Киев, Сыктывкар, Калининград, Пермь и многие другие города…  – Я знаю, что у вас на православном радиоканале «Воскресение» очень часто звучат записи моих песен. Поэтому считаю, что я небезызвестный человек на Урале. Моими песнями оформлены многие православные фильмы – «Кронштадтский пастырь», «ВЧК против Патриарха Тихона» и многие другие.  Я уже очень давно, тридцать лет пишу стихи, придумываю мелодии на эти стихи. Это началось еще до моего воцерковления, и я счастлива, что это пригодилось мне после него, и пришлось, так сказать, к делу возрождения нашего Отечества. В настоящее время у меня уже шесть выпущенных аудиоальбомов, которые я впервые и привезла нынче на екатеринбургскую ярмарку «Русь крещеная, святая…». Все это производится и распространяется больше всего в Москве, Санкт-Петербурге, в других крупных городах Центральной России. Я подумала, что несправедливо не приехать на Урал и не познакомиться со своими слушателями воочию.  Эпиграфом одной из первых песен, посвященных судьбе России, которую написала матушка Людмила, стали слова старца Лаврентия Черниговского. В 1942 году, когда стоял вопрос: будет ли дальше существовать Россия, к нему пришли его духовные дети, чтобы узнать, что им делать. И он ответил: «Молитесь за Святую Русь, она как роза цвела, а иноземцы принесли в нее грехи содомские, растлили и развратили ее». И вот этот образ моей Родины как цветка в снегу, там, где жизни по естеству быть не должно, настолько меня поразил, что была написана песня.  Осеняла крестным знаменьем  Матерь Божия посады,  И горели ровным пламенем  Негасимые лампады.  И цвела ты Розой Белою  На заснеженной равнине,  И была ты Светлой Девою,  Причастившейся святыне.

  Иноземные растлители  Чистоту твою казнили,  Твои горние обители  Попирали и сквернили.  Сапоги кирзовые,  вышки смотровые –  Где же твои соколы,  Матушка Россия?

  Сколько зельем нас не потчевать,  Не хвалить чужие страны,  Знаю, вспомнят веру отчую  Твои Марьи да Иваны.  В предрассветной стылой темени  У Креста, где ты распята,  Тихо светятся до времени  Сокровенные булаты.  Полетят к заутрене  Преподобных стаи,  И восстанет мудрая  Русь моя святая!

  Поскольку я нахожусь в Екатеринбурге, то не могу не представить песню, посвященную Святым Царственным Страстотерпцам. Она написана давно, в 1994 году, когда появились материалы о гибели Царской Семьи. За нее как за лучшую песню о Царе я награждена Свято-Введенским монастырем Оптиной Пустыни медалью «Всенародное покаяние». Основная тема этого произведения – предательство Царя его подданными. Ведь во время его ссылки «не нашлось крестьянина, Ивана Сусанина из всего народа. И никто спасти не смог, да за него костьми не лег…» И только сейчас восстановлена историческая справедливость по отношению к Святым Царственным Страстотерпцам, и именно она «будет отрезвлять и кровью поминать».  Есть у меня еще одно стихотворение, посвященное Царственным Страстотерпцам, которое пока еще не положено на музыку.

  А к утру изуверы устали,  И делов-то всего.  Это после того, как распяли?  Это после того.  Не помянут ни в девять, ни в сорок,  Не оплачут его.  По стране расстилается морок,  Во хмелю потешается ворог –  Это после того.  По следам  В оседающей глине  Не найти ничего.  Это было уже в Палестине?  Это после того.

  Сизы голуби землю вращали,  Претворив естество.  Отлетали, просили, прощали.  Это после того.

  Слышим, братие, бездны минуя  В оскверненном дому,  Что Господнюю волю иную  Возвещают ему.

  «Полагается в замковый камень  Пречестная главо».  Покаянной молитвой восстанем –  Только после того.

  Судьба России в ХХ веке – главная тема, на которую матушка Людмила пишет. Возможно, это происходит еще и оттого, что сама она из семьи репрессированных, есть в ее роду и люди, пострадавшие за веру. Возьмем одну из песен, которая, по словам матушки, абсолютно биографична. Это – история о том, как в одну ночь 1937 года поселок ссыльно-каторжных, который состоял сплошь из сосланных со всей России благочестивых работящих людей, с множеством детей, в число которых входила и ее семья, лишился всех мужчин.  Люди жили в землянках, и когда взяли всех мужчин, земля как будто стонала от горя, потому что в каждой землянке раздавался плач жен, матерей и сестер.  – Моему деду Ивану тогда было 25 лет, бабушке Анисье – 23 года, но в семье было уже пятеро детей. Мама моя, Екатерина, в то время была семимесячным младенцем и еще лежала в люльке. Эта песня очень дорога для меня, потому что в ней называются родные имена.

  Да, не видела я, да, не ведала я,  Как костьми дорогих засевались поля,  Как стонала по детям родная земля,  Да как жены и матери выли,  Когда их по ночам уводили.

  Но напрасно искать следопытам следы –  Ни куста, ни креста, ни фанерной звезды,  Ни холма, ни приметы в глухой стороне,  Где мой дед неотпетый взывает ко мне!

  Многие теперь любят расковыривать душевные раны и получать какое-то мазохисткое удовольствие от самомучительства. Даже называют это очищением, лишая себя преображения и здоровья. Но с матушкой Людмилой все иначе. Каждая ее песня – преодоление.  – У меня не получается только рыдать и плакать. Так организм устроен, – шутит матушка, – хотя есть такие моменты, когда написать песню – не только возможность избавиться от тяжести, но сказать то, чего от себя не ожидаешь. Не могу сказать, что получаю Откровение, просто обозначается что-то, чего от себя не ждала. И тогда все сказано, обретаешь опору. Да и в жизни не бывает беспросветной ночи и беспросветного мрака.  Практически все песни написаны мной, но некоторые стихи к моим песням пишет и мой муж, отец Андрей. Одна из таких песен – «Псалом боевой», которая широко известна в России. Ее поют хоровые коллективы, она часто звучит в фильмах. В ней замечательные слова:

  Прочти нам, священник, псалом боевой  И силою, данною Богом,  Благослови нас на битву со тьмой  Державным пророческим словом…

  В песнях Людмилы Кононовой выражен стиль эпохи со всеми ее контрастами: нищетой, бесправием, униженностью народа и процветанием власть предержащих, разобщенностью людей. Но выражен и свойственный православному мироощущению исторический оптимизм – поскольку «если с нами Бог, кто против нас»: «И восстанет мудрою Русь моя святая». В ее песнях и исповедь русского народа, и проповедь покаяния для еще не осознавших смысл своего существования; выражение горячей и нежнейшей любви к Родине и к жизни во всей ее полноте и многогранности, и ободрение унывающих:

  Поэт осознает себя так:  И главное – в пути неблизком,  В мелькании числ  Я – малый светоч Божьей искры,  И в этом смысл…

  В предисловии к одному из альбомов Людмилы Кононовой доктор философских наук Владимир Николаевич Катасонов написал: « Это поет сама Россия, ее недра, политые кровью стольких героев и принявшие останки стольких святых, ее бескрайние поля, леса и горы, где выходят на поверхность благородные рудные пласты с золотыми прожилками. Пой же, поэт, пой же, матушка Людмила, учи нас, малодушных, любви, вере, памяти и… сопротивлению!» К этим словам могут присоединиться сотни, тысячи людей, которые любят и ценят творчество Людмилы Кононовой.

Материал подготовилаЛидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

www.orthodox-newspaper.ru


Смотрите также