Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Людмила марченко биография личная жизнь фото


Клара Румянова, Людмила Марченко и другие жертвы «советского Вайнштейна»

Официальная биография

Иван Александрович Пырьев родился 4 ноября 1901 года в Томской губернии. С трех лет, после смерти отца в драке, воспитывался в семье деда. С 1915 года воевал на фронте, получил несколько наград. Переболел тифом, после чего уехал в Екатеринбург и поступил в театральную студию. В 1921 году переехал в Москву, где играл различные роли в постановках Сергея Эйзенштейна и Всеволода Мейерхольда.

После окончания актерского и режиссерского отделений Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) Пырьев начал карьеру режиссера. В 1936 году вышел его первый фильм «Партийный билет» о врагах народа, но по-настоящему он прославился как комедиограф. Под его руководством вышли музыкальные комедии «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки», а также романтическая лента «В шесть часов вечера после войны» и экранизации романов Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы».

  • Некрасивые истории красивого кино: что осталось за кадром советских фильмов

В 1954 — 1957 годах руководил студией «Мосфильм», затем основал и возглавил Союз кинематографистов.

Иван Пырьев умер 7 февраля 1968 года во сне от очередного инфаркта.

Марина Ладынина

Биография Пырьева была бы вполне заурядной, если бы не его любовь к слабому полу. Вовсю пользуясь своей властью и положением, он в буквальном смысле не пропускал ни одной актрисы.

Пырьев был трижды женат. Первой его супругой стала актриса Ада Войцик, которой повезло застать времена, когда власть мужа была еще не так велика. Она играла в его картине «Партийный билет» (1936), а затем продолжила актерскую карьеру в других фильмах уже без участия Пырьева.

К моменту выпуска этой ленты Иван уже был влюблен в свою будущую вторую жену Марину Ладынину. Они познакомились на выходе из киностудии «Мосфильм», и вскоре он предложил ей руку и сердце… умолчав, что уже женат. В 1938 году Марина родила сына Андрея, и после этого Пырьев наконец развелся с Адой и женился на ней.

Ладынина играла главные роли во всех его картинах этого периода («Богатая невеста», «Трактористы», «Кубанские казаки» и др.) и до определенного времени покорно сносила интрижки мужа (возможно, закрывая глаза на то, как актрисам, отказавшим ему, ломали карьеру в кино). Последним фильмом Пырьева, в котором снялась Ладынина, была лента «Испытание верности» (1954 год). На съемках они сильно поругались, но развелись они позже.

После этого Марина Ладынина снялась лишь в одном фильме, который так и не появился в кинотеатрах. Официальная причина отсутствия ролей, которую она называла: ей хотелось запомниться зрителям молодой. Но, скорее всего, главная причина была вовсе не в этом.

Екатерина Савинова

Кадр из фильма «Приходите завтра» (1963 г.)

Актриса получила известность после роли Любочки в фильме «Кубанские казаки» (1949). Иван Пырьев больше года оказывал ей знаки внимания, однако Савинова была непреклонна. Однажды он пригласил ее в гости с определенными намерениями, она не удержалась и дала ему пощечину. Тогда Пырьев использовал все свое влияние, чтобы ее не приглашали ни на одну роль. Бывало так, что Савинова приезжала на пробы, успешно проходила их, но получала отказ. Играть в театре она не хотела, считая своим призванием кино. После нескольких эпизодических ролей сыграла Фросю Бурлакову в фильме «Приходите завтра…» (1963), но даже это удалось лишь потому, что съемки проходили в Прибалтике.

Клара Румянова

Известная актриса, голос многих советских мультфильмов, по упорным слухам, должна была играть главную роль в «Испытании верности» вместо Ладыниной. Это уже указывало на то, что о верности во втором браке Пырьева речи не шло: просто так роли в своих фильмах он не предлагал. Однако Румянова не согласилась: ей не понравился сценарий, да и притязания режиссера выходили за рамки профессиональных. Тогда она еще не была знаменитой, но Пырьев сделал все, чтобы роли ей предлагали как можно реже. Взлет карьера пришелся уже на середину 60-х годов.

Людмила Марченко

В 1959 году на экраны вышел фильм «Отчий дом», главную роль в котором сыграла 19-летняя актриса Людмила Марченко. Иван Пырьев заметил молодую звезду сразу — и предложил ей роль в фильме «Белые ночи». Пытаясь завоевать расположение девушки, снял ей квартиру в Москве, куда приезжал без приглашения. В итоге она вынуждена была оттуда съехать. Он обещал жениться, но и это не сработало, пытался действовать через мать актрисы — однако и тут его ждала неудача.

Поскольку о всесильности Пырьева в актерском мире знали все, Марченко убеждали согласиться, иначе ей придется завершить карьеру. Но она не поддавалась. Пожилого ловеласа вызвали в ЦК партии, где он заявил, что Людмила — его последняя любовь, и руководство страны с пониманием отнеслось к его притязаниям.

Тем временем Марченко вышла замуж, однако до супруга доходили слухи о ее — несуществующем — романе с Пырьевым. И когда ее пригласили сниматься в Прибалтику (в Москве без разрешения Ивана, который нажимал на все доступные рычаги, Марченко ролей не давали), муж столкнулся с «любовником» на киностудии и развелся с Людмилой.

Тогда Пырьев похлопотал о выделении ей квартиры в Москве и начал спаивать молодую актрису (сам он пить не мог), но и это не помогало: Людмила не была готова к отношениям с человеком, который был старше ее на 40 лет!

Точку в этой истории поставил второй муж Марченко. Он тоже ревновал актрису к Пырьеву и однажды напал на нее с ножом — изуродовал лицо. После этого Людмила оказалась не нужна никому, начала пить, еще дважды выходила замуж и умерла в безвестности.

Другие жертвы

На данный момент известно, что под «пырьевский запрет» в разное время попадали также актрисы Ольга Бган и Ия Арепина — обе не нашли потом места в советском кинематографе. Наверняка этот список неполон, просто в то время не все были готовы рассказывать о таких постыдных вещах. Влияние Ивана Пырьева простиралось гораздо дальше съемочной площадки, а остановить его было фактически невозможно.

Фото: С. Иванов-Аллилуев/ТАСС, Г. Вайль/ТАСС, Legion-media

www.cosmo.ru

Людмила Марченко — биография, личная жизнь, трагедия, фото, фильмография, смерть и последние новости

Людмила Марченко: биография

Биография Людмилы Марченко – это готовый сценарий увлекательной мелодрамы. Здесь есть всё, что требуется для жанра: несчастная любовь, яркий взлёт к вершинам славы, интриги, сплетни, море поклонников, тайная страсть престарелого могущественного покровителя, который легко ломает жизнь несговорчивому предмету своей маниакальной страсти, ревность, ставшая причиной трагедии, пагубное пристрастие и медленное угасание звезды.

Детство и юность

Она действительно родилась актрисой. Едва научившись выговаривать слова, девочка заявила, что будет артисткой. В этом никто не сомневался. В 135-ой столичной школе, где училась Люда, она была примой самодеятельного театра.

Людмила Марченко в молодости

Поэтому после вручения школьного аттестата она, как и планировала, отправилась в лучшие московские театральные вузы. Прошла во все знаменитые: ВГИК, Щепкинское и Щукинское училища. Но ей посоветовали остановить выбор на ВГИКе. Марченко прислушалась и не ошиблась.

Людмиле несказанно повезло. Она училась у самого Михаила Ромма. Вместе с ней в его мастерской постигали тайны киноискусства Андрей Кончаловский и Владимир Ивашов. В 1963-м, когда молодой артистке вручили диплом, она уже была знаменитостью.

Фильмы

Сразу же после окончания ВГИКа Людмилу Марченко приняли в «Эктемим» – Экспериментальный театр-студию пантомимы, которым руководил Александр Румнев. Забегая наперёд, скажем, что на сцену «Эктемим» артистка выходила лишь 2 года. С 1965 по 1984 годы она работала в Театре-студии киноактёра. Марченко всегда был ближе кинематограф, а не театральные подмостки.

Людмила Марченко в фильме «Добровольцы»

Кинематографическая биография Людмилы Марченко началась довольно рано. Уже на 2-ом курсе ВГИКа обаятельную девушку со вздёрнутым носиком заметил Григорий Козинцев. Он предложил ей небольшую роль в своей эпохальной ленте «Добровольцы», прогремевшей на всю страну. Люде достался образ пламенной комсомолки, работницы метростроя.

Спустя год, в 1959-ом, третьекурснице предложили звёздную роль в картине Льва Кулиджанова «Отчий дом». В одночасье Людмила Марченко превратилась в звезду. Режиссёр не прогадал. Юная актриса сумела передать всю палитру чувств, полагающуюся её героине. Удивительно, но и боль, и несчастную любовь она сыграла блестяще, хотя ничего подобного в своей жизни не переживала.

Людмила Марченко в фильме «Отчий дом»

Теперь её знал весь Советский Союз. За рубежом её прозвали «советской Одри Хепберн». Вряд ли в Голливуде подозревали, что звезда обитает в однокомнатной квартире, где ютится 7 человек.

На внутренний свет и невероятное обаяние Марченко слетались не только безобидные поклонники и очарованные красотой молодые коллеги. 19-летняя девушка попала в поле зрения могущественного, талантливого и деспотичного режиссёра Ивана Пырьева, создателя Союза кинематографистов, без стука входившего в кабинеты первых лиц государства. О нём говорили, что ему под силу сделать звездой даже прачку.

Иван Пырьев и Людмила Марченко

Именно такой человек обратил своё пристальное внимание на юную студентку. Это оказалось причиной стремительного взлёта Людмилы Марченко до заоблачных высот и одновременно бедой всей её жизни. 58-летний Пырьев неожиданно пригласил юную студентку к себе.

Он увидел её в «Отчем доме» и понял, что эта талантливая девушка, как никто иной, подходит на роль Настеньки в вынашиваемом им проекте «Белые ночи» по произведению Ф. Достоевского. Грубовато подтрунивая над курносым носиком девушки, Пырьев всё же утвердил её на роль без единой пробы.

Людмила Марченко в фильме «Белые ночи»

Врождённое режиссёрское чутьё не подвело мэтра. Молодая артистка блестяще перевоплотилась в предлагаемый образ. Играя в этом фильме, она настолько глубоко вошла в роль, что постоянно плакала и часто находилась в подавленном состоянии духа. С другими эмоциями играть образы Достоевского на экране сложно.

Актриса, жившая ролью, не сразу услышала сплетни и пересуды за своей спиной. Новую страсть всемогущего Пырьева заметили все. Да и он особо не скрывался. Людмиле, когда она поняла причину странных взглядов коллег, поначалу было смешно. Она не верила, что человек возраста её дедушки действительно влюбился в неё.

Людмила Марченко и Олег Стриженов в фильме «Белые ночи»

Впрочем, девушке не было дела до страсти престарелого режиссёра. Она влюбилась в своего партнёра по фильму Олега Стриженова. Их кино-любовь перетекла в реальную жизнь. Её мало волновало, что актёр был женат и старше неё на 11 лет. Артистка была уверена, что он бросит семью. Всё остальное для Людмилы не имело значения.

Возможно, поэтому она приняла ключи от квартиры, которую снял для неё Пырьев в Малом Демидовском проулке. Но когда он потирал руки, его юная возлюбленная встречалась в любовном гнёздышке с Олегом Стриженовым. Когда к жилищу подходил режиссёр, от пары и след простывал.

Людмила Марченко в фильме «Мой младший брат»

Это была опасная игра. Марченко не осмеливалась сказать всемогущему Пырьеву категорическое «нет», но и «да» не говорила. Кажется, это распаляло режиссёра, который не привык к отказам, ещё больше. Сестра Людмилы Марченко в своих воспоминаниях позже напишет, что Пырьев маниакально преследовал актрису. Например, он внезапно явился на съёмки картины «Мой младший брат». В ленте снимались начинающие актёры Олег Даль, Андрей Миронов и Александр Збруев.

На тот момент отношения Людмилы и Олега Стриженова закончились. Актриса вышла замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко. Когда муж приехал на съёмки и увидел кружащихся вокруг его жены молодых красавцев Даля, Миронова и Збруева, а потом и пристально наблюдающего за ней Пырьева, он ушел от супруги.

Актриса Людмила Марченко

Творческая биография Людмилы Марченко неумолимо двигалась к своему страшному финалу. Однажды друзья привели к артистке геолога Валентина Березина. Серьёзный и мужественный человек сразу же понравился ей. Он красиво играл на гитаре и увлекательно рассказывал об экспедициях. Вспыхнул роман.

Молодые люди начали жить вместе. Когда об этом доложили Ивану Пырьеву, он в гневе запретил всем режиссёрам снимать Марченко. Ослушаться всемогущего мэтра не посмел никто. Леонид Гайдай, пробовавший артистку на роль Нины в «Кавказскую пленницу», взял Наталью Варлей. Людмилу не пускали в Дом кино и на «Мосфильм»: все её пропуска были аннулированы.

Людмила Марченко в фильме «Стряпуха»

В квартире артистки наступила гнетущая тишина, которую не тревожил ни один звонок. Поговаривают, при встрече с Пырьевым Марченко гневно заявила ему, что будет жаловаться. На что тот рассмеялся ей в лицо: «Куда? В ДОССАФ?».

Пырьев успокоился лишь за несколько месяцев до своей смерти. Он женился на актрисе Лионелле Скирде. Лишь тогда режиссёр Эдмонд Кеосаян осмелился предложить Марченко небольшую роль в фильме «Стряпуха». Но даже тогда тень Пырьева промелькнула над воспрявшей актрисой, навсегда и окончательно перечеркнув её дальнейшую карьеру.

Однажды Березину, гражданскому супругу Людмилы Марченко, в пьяном разговоре намекнули, что кооперативная квартира, в которой они живут, это подарок Пырьева. И хотя в этом была лишь часть правды, ревнивец пришел домой и жестоко избил актрису.

Актриса Людмила Марченко

Врачи института Склифосовского едва спасли изуродованную актрису. Жизнь Людмиле Марченко они действительно вернули, но страшные шрамы, которые невозможно было скрыть даже под толстым слоем грима, остались на всю жизнь. Женщина ни словом не обмолвилась следователям о том, кто её избил. Она заявила, что попала в автомобильную катастрофу.

Докапываться до истины никто не хотел, ведь на тот момент всемогущий Пырьев ещё был жив. Так, в 26 лет окончилась кинематографическая биография Людмилы Марченко, талантливой актрисы, которая находилась в расцвете своих творческих сил.

Личная жизнь

Спустя 2 года актриса узнала, что у избившего её Березина имеется внебрачный ребёнок. Она молча собрала его вещи и выставила за дверь. К несчастью, женщина не могла родить ребёнка сама. Из-за прерванной в домашних условиях беременности в период романа с Олегом Стриженовым актриса услышала страшный вердикт от врачей: она бесплодна.

Людмила Марченко в последние годы

Личная жизнь Людмилы Марченко ещё дважды делала крутые повороты. Её третьим мужем стал администратор Москонцерта Виталий Войтенко. Он попытался помочь женщине и нашел пластического хирурга. Но его мастерство оказалось сомнительным. После нескольких операций эффект получился ужасающим.

Тем не менее, любящий муж помог жене найти хоть какое-то применение её талантам. Он организовывал творческие встречи со зрителями. А потом Марченко вместе с Владимиром Высоцким отправилась в гастрольный тур по стране. Но главным вопросом, которым истязали поклонники звезду, был один, которого она боялась больше всего: «Над чем вы сейчас работаете?». И актриса сломалась окончательно. Она начала пить и снова осталась одна.

Людмила Марченко в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»

В 1977-ом и 1980-ом Людмила Марченко мелькнула на экране. Она сыграла в двух эпизодах: в картине «Служебный роман» Эльдар Рязанов дал ей крошечную роль гостьи Самохваловых, а в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» она сыграла провинциальную актрису.

Бывшую звезду ненадолго приютил Театр-студия киноактера. Здесь артистке доверили играть небольшие роли в двух спектаклях. Но начала сказываться травма головы: женщина заметила, что ухудшается слух.

Людмила Марченко с мужем Сергеем Соколовым и сестрой

И всё-таки личное счастье к ней заглянуло ещё раз. Артистка вышла замуж за художника-графика Сергея Соколова. Они прожили вместе 21 год, до самой смерти Сергея. Людмила была его музой. Он боготворил её. Черты Марченко появились во многих его картинах. Их узнавали в его княжне Мери, купринской Олесе и Суламифи.

Соколов приложил максимум сил, чтобы излечить жену от алкоголизма. Каждую весну и на всё лето супруги уезжали в деревню под Тверью, где художник рисовал свои картины, а Людмила копалась в огороде, кормила птиц, читала книги и разговаривала со своими кошками. В одно жаркое лето Сергея не стало. Похоронили его на деревенском кладбище.

Смерть

Через несколько месяцев после ухода мужа не стало и Людмилы Васильевны. Она умерла зимой, 21 января 1997 года, от банального гриппа.

Незадолго до смерти Марченко с нескрываемой горечью призналась, что кинематограф ей ничего не дал. Она умирает в бедности, без детей, с изуродованным лицом и поломанной жизнью. Вытянутый в молодости счастливый билет оказался пустой бумажкой.

Могила Людмилы Марченко

Кажется, актриса, прожив неполных 57 лет, хотела умереть. Она запретила своим родным проведывать её, чтобы те не заразились гриппом. При этом не вызывала врача и не принимала никаких лекарств.

Союз Кинематографистов, когда-то возглавляемый Пырьевым, выделил на похороны актрисы 200 рублей.

Фильмография

  • 1958 — «Добровольцы»
  • 1959 — «Белые ночи»
  • 1959 — «Отчий дом»
  • 1960 — «До будущей весны»
  • 1962 — «Без страха и упрёка»
  • 1962 — «Мой младший брат»
  • 1965 — «Стряпуха»
  • 1967 — «Человек бросает якорь»
  • 1968 — «Разведчики»
  • 1982 — «Кто стучится в дверь ко мне…»

Фото

udivim.net

Актриса Людмила Марченко: биография, личная жизнь, фильмография

Фильмы, которые снимались в советскую эпоху, и в наши дни все еще радуют нас. Среди актрис того времени много было таких красавиц, что глаз не отведешь. Марченко Людмила Васильевна в этом списке занимала чуть ли не первое место, ее милое личико с курносым носиком не могло не вызывать симпатии, характер Люды полностью соответствовал внешности.

Актриса выглядела слабой незащищенной женщиной, но на самом деле она была очень сильной личностью, которая могла противостоять жизненным «бурям» и могла преодолевать невзгоды и беды, но однажды груз проблем стал просто неподъемным, и это прекрасное создание «сломалось», не пожелав принять помощь и поддержку близких. Биография Людмилы Марченко рассказывает о взлетах и падениях артистки. Из этой статьи вы сможете узнать о том, как она мгновенно оказалась на вершине славы, и о том, как проходили последние дни ее жизни.

Детские годы

Родилась Люда на черноморском побережье Кавказа в поселке Архипо-Осиповка. Это радостное событие произошло в семье Марченко 20 июня 1940 года. Разве думали тогда счастливые родители, что их маленькой красавице суждено пережить годы Великой Отечественной войны, ведь через год после рождения девочки немцы напали на Советский Союз. После того как фашистские войска были разбиты и люди заново начали строить и планировать свою жизнь, Марченко решили переехать в столицу, они надеялись, что в Москве их дочку ждет прекрасное будущее.

Можно сказать, что с самого рождения Людмила Марченко привыкла слышать в свой адрес комплименты. В школе она считалась первой красавицей и была избалована вниманием мальчиков, естественно, что подруг у нее почти не было, так как сверстницы завидовали красоте будущей актрисы. Неудивительно также то, что все родные и близкие Людочки были уверены в том, что она обязательно будет сниматься в фильмах, для этого у нее были все данные.

Училась Люда в сто тридцать пятой московской школе, где был отличный театральный кружок. Для талантливой красивой девочки не составило большого труда стать примой школьного театра, на сцене которого она играла только главные роли, но в будущем Людмила видела себя в кинематографе, она мечтала сниматься в фильмах и стать знаменитой киноактрисой.

Студенчество: начало пути к славе

Школьные годы остались позади, биография Людмилы Марченко рассказывает нам о студенчестве и первых шагах начинающей актрисы в мире кино. В 1957 году вчерашняя школьница подала документы сразу в два театральных училища – Щукинское и Щепкинское. Несмотря на сильное волнение, девушка прошла отбор в обоих учебных заведениях. В последний момент она неожиданно изменила свое решение и отправилась попытать счастья во ВГИК.

Марченко Людмила Васильевна была зачислена на актерский факультет ВГИКа, ее наставником стал знаменитый Михаил Рома. Сокурсницами новоиспеченной студентки были тогда еще неизвестные зрителям Светлана Светличная, Галина Польских, Алла Будницкая. Этих талантливых актеров ждала долгая дорога к славе, тогда как Людмила Марченко стала знаменитой, только-только окончив первый курс. Девушке было всего 18 лет, когда она получила маленькую роль в фильме «Добровольцы», которую снимал Юрий Егоров. Это был небольшой дебют в кино, вскоре после этого ее ждала главная роль в фильме, которая подняла ее на первую ступеньку к славе. Лев Кулиджанов вовремя заметил, что зрителям надоело смотреть на колхозниц и работниц, он решил создать совсем новый образ простой советской девчонки. В его картине «Отчий дом» Людмила сыграла юную москвичку, которая жила в обычном московском доме, но ее образ, в буквальном смысле, излучал романтику и стремление к чему-то возвышенному. Зрители были очарованы красавицей, картина имела большой успех.

«Белые ночи»

Когда фильм «Отчий дом» вышел в прокат, Ивану Александровичу Пырьеву исполнилось 58 лет. Талантливый режиссер был влиятельной личностью в мире кинематографа. В его рабочем списке числились такие известные картины, как «Трактористы», «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух», и это далеко не все фильмы, которые создал этот известный человек. Увидев впервые Людмилу, уважаемый народом и властями режиссер влюбился в нее с первого взгляда и, как показало время, это было не простое быстропроходящее увлечение. Девятнадцатилетняя курносая девчонка навсегда «поселилась» в сердце далеко не молодого мужчины.

Недолго думая, Пырьев без всяких проб дает своей избраннице главную роль в своей очередной картине. «Белые ночи» стали настоящим шедевром, Настенька, которую сыграла в фильме Марченко, моментально завоевала любовь зрителей. Естественно, что после премьеры юная актриса проснулась знаменитой на весь Советский Союз. Ее узнавали на улицах, ей приходили мешки писем от поклонников, во всех киосках были ее фотографии. Критики нарекли юную звезду – «Наша Одри Хепберн».

Вместе со славой появились и завистники. Иван Пырьев и Людмила Марченко стали находкой для любителей посплетничать, ведь в то время такой роман зрелого мужчины и молоденькой студентки мог принести большие неприятности. Только был ли этот роман?

Известный режиссер и юная актриса: любовь без взаимности

Мечта детства сбылась! В мире кино появилась новая звезда по имени Людмила Марченко, фильмы с ее участием были необычайно популярными. Ее покровитель совершенно не скрывал любви к своей протеже, только взаимности не мог добиться. Юная красавица сначала даже не верила, что такой известный режиссер в нее влюблен, к тому же он был женат на Марине Ладыниной, которая была одной из самых прекрасных актрис СССР. Вскоре Людмила уже не сомневалась в том, что намерения Ивана Александровича серьезные, но она не могла ответить ему взаимностью и отказала.

Пырьев был уверен в том, что его Люнечка не сможет устоять перед ним, поэтому ее отказ был совершенно неожиданным. Ко всем бедам несчастного влюбленного вызвали в ЦК КПСС, чтобы разобрать на собрании его аморальное поведение. Иван Анатольевич и там не стал скрывать своих чувств к молодой актрисе и заявил, что намерен на ней жениться после того, как оформит развод с женой. Такой героизм остался без награды, Людмила не изменила своего решения и упорно не хотела принимать ухаживания седовласого воздыхателя.

Неудачный роман и страшный приговор врачей

Так уж случилось, что не удался у строптивой актрисы с немолодым режиссером служебный роман. Людмила Марченко предпочла ему молодого актера. Олегу Стриженову исполнилось на тот момент 31 год, он снимался вместе с Людочкой в «Белых ночах». Влюбленные старательно скрывали свои отношения, так как Олег был женат. Люда даже матери и сестре ничего не рассказывала о своей любви.

Стриженов убеждал любовницу хранить молчание и клятвенно обещал развестись. Неизвестно, сколько бы еще продлился этот роман, если бы не беременность Люды. Олега перспектива стать отцом совершенно не радовала, да и его возлюбленная сомневалась в том, сможет совмещать работу и материнство. Если бы эта парочка и создала семью, то у них не было бы ни жилья, ни средств к существованию. Решение было принято единогласно: Марченко отправилась делать аборт.

В больницу девушка обращаться не хотела, поэтому прервала беременность на дому у какой-то бабки. После неудачно проведенной операции Людмила не могла больше иметь детей, приговор врачей был неоспорим. После всех страданий, которые пережила актриса, отношения с Олегом потеряли всю прелесть и быстро прекратились.

Иван Пырьев делает официальное предложение

Личная жизнь Людмилы Марченко с самого начала ее актерской карьеры была предметом обсуждения как ее близкого окружения, так и ее многочисленных поклонников. Неудивительно, что Пырьев знал все подробности ее романа со Стриженовым и чуть ли не первым узнал о том, что отношения между Олегом и Людмилой закончились. Иван Александрович возобновил с удвоенной силой свои ухаживания, но девушка была непреклонна. Она отказывала Пырьеву, мотивируя это огромной разницей в возрасте, ведь ее пылкий поклонник был сверстником ее дедушки.

Иван Александрович решил заручиться поддержкой родителей своей избранницы и отправился свататься к ее матери. Седовласый жених объявил растерявшейся женщине о том, что намерен срочно развестись и сразу же расписаться с Люнечкой. Пырьев клялся в том, что сделает ее счастливой, бросив к ее ногам все свое богатство и все связи. Он убеждал, что откроет перед молодой актрисой дверь в иную жизнь, в которой она не будет ни в чем нуждаться. Мать не одобрила такого жениха для своей красавицы и выставила его за дверь. Иван Александрович ушел, но на протяжении всей своей жизни не переставал любить непокорную курносую артистку.

Первый муж актрисы

Пока вокруг красавицы бушевали любовные страсти, она не забывала о своей работе и о карьере актрисы. Один за другим выходят на экраны фильмы с ее участием: «Дмитро Горицвит», «До будущей весны», «Леон Гаррос ищет друга» и другие. Девушка счастлива, несмотря на неустроенную личную жизнь. Но в один миг счастье рухнуло, приглашения на съемки прекратились. Это отверженный Пырьев дал распоряжение не давать актрисе ни одной роли. Режиссер хотел укротить красавицу и заставить ее страдать, втайне надеясь на то, что девушка попросит у него помощи.

Людмила не пожелала унижаться: вместо того, чтобы умолять у разозленного мужчины пощады, она неожиданно для всех вышла замуж. По всей видимости, под венец актриса пошла совсем не по большой любви, таким образом она выразила протест. Муж Людмилы Марченко был студентом МГИМО. Владимир Вербенко безумно любил свою молодую жену, но в то же время очень страдал от ревности. Вокруг молодоженов не стихали пересуды и сплетни об отношениях Марченко и Пырьева. Люди никак не могли поверить в то, что девушка отказывалась пользоваться покровительством такого могущественного человека.

ВГИК Людмила Марченко окончила в 1963 году, после чего была зачислена в труппу Экспериментального театра – студии пантомимы «Эктемим». Спустя немного времени, в этом же году, несмотря на запрет Пырьева, Александр Зархи утверждает Людмилу на роль Гали в картине «Мой младший брат». К огромному сожалению, это была последняя большая роль, которую довелось играть актрисе. После съемок ее жизнь все больше окрашивалась в черные оттенки. Началом бесконечной череды бед был развод с мужем. Брак продлился недолго, во время съемок фильма «Мой младший брат» Владимир ушел от жены - он просто устал от ревности и насмешек друзей, которые не верили в то, что Люда не является любовницей знаменитого режиссера.

Трагедия Людмилы Марченко

Некоторое время после развода Люда оставалась одна, как бы отдыхая от семейных неурядиц, потом ее друг Владимир Гусев, решив помочь подруге выйти из такого подавленного состояния, познакомил ее с геологом Валентином Березиным. Парень очень красиво ухаживал за Людочкой. Цветы, песни под гитару, поцелуи под луной сыграли свою роль – девушка растаяла и ответила поклоннику взаимностью. Она познакомила Валентина со своей семьей, и пара стала жить вместе гражданским браком.

На протяжении трех лет супруги жили душа в душу. В их доме часто собирались друзья, Людмила не могла долго обходиться без общения. Она была очень добрым человеком, который в любую минуту готов поддержать друга в беде, ее оптимизм был просто заразительным. Немногие из ее окружения знали, что за ширмой благополучия спрятано ранимое сердце, актриса тщательно скрывала все свои переживания и старалась на людях всегда быть веселой.

Валентин, как и подобает геологу, часто уезжал в длительные командировки. Когда он возвращался, «добрые» люди начинали нашептывать ему о неверности жены, имя режиссера Пырьева неотступно преследовало Людмилу. Березин, конечно же, был хорошо осведомлен об этом несостоявшемся романе, но, как и многие другие, не верил в то, что Марченко смогла устоять перед таким влиятельным человеком. Однажды терпение мужа лопнуло, и он, вернувшись из очередной экспедиции, сильно избил жену. На бедной женщине не было живого места, вместо некогда симпатичного лица у нее было кровавое месиво.

Придя в себя и увидев свою жену всю в крови, Валентин очень испугался, но не за нее, а за себя. Березин уговорил Людмилу не заявлять на него, женщина согласилась и сказала всем, что попала в аварию. В больнице врачам удалось спасти жизнь несчастной, но ее красивое лицо вернуть было невозможно. На тот момент ей было всего лишь 26 лет и ей предстояло жить дальше со шрамами, с изорванными губами и изуродованным подбородком. Людмила выстояла и не опустила руки. Она даже снималась в кино, только роли ее были эпизодическими. В картине «Разведчики» она сыграла Мари, в «Цыганах» ей досталась роль жены Будулая, а в фильме «Человек бросает якорь» - роль Ниночки.

Друзья старались не замечать изуродованного лица девушки, ведь в душе это была все та же прекрасная Людмила Марченко. Актриса после трагедии не ушла в себя и не стала обозленной на весь свет, она все так же стремилась к общению. С мужем Люда прожила вместе еще два года. Но в 1968 году ей открылась правда о том, что Валентин ей изменяет с другой женщиной, к тому же у Березина был ребенок от любовницы. Простив любимому человеку побои, эта чувственная хрупкая женщина не смогла простить ему измену и выгнала неверного мужа из дому.

Попытка вернуть былую жизнь

Оставшись одна, Людмила Марченко не знала, как ей жить дальше. Ролей в кино не было, с ее внешностью на это нечего было рассчитывать, поклонники исчезли, зрители не узнавали ее, как прежде, на улице. Вместо старых друзей появились новые, которые начали «поддерживать» Людмилу с помощью спиртного. В это тяжелое для актрисы время в ее жизни появился человек, который попытался вернуть ее к работе и нормальному существованию. Виталий Войтенко избавил женщину от ненужных друзей. Затем нашел за большие деньги хирурга, который согласился прооперировать актрису, чтобы убрать с лица страшные шрамы. Пластикой в то время в стране советов никто не занимался, после операции Людмила стала выглядеть еще хуже.

Виталий, который работал администратором Москонцерта, не сдавался. Он устроил Марченко гастрольный тур по стране. Актриса выступала перед зрителями, которые встречали ее очень тепло, на протяжении нескольких лет, но потом она осознала, что не хочет жить рассказами о былой славе. В 1975 году она разорвала все отношения с Виталием.

Сергей Соколов – последняя любовь актрисы

После разрыва с Войтенко Людмила Марченко познакомилась с художником Сергеем Соколовым, спустя некоторое время они поженились. Сергей стал для измученной жизнью Людмилы поддержкой и защитой, она спряталась за него и наслаждалась спокойствием в роли домашней хозяйки.

По причине того, что сниматься в кино Марченко уже давно не приглашали, а в театре ролей не было, в 1982 году ее перевели на должность ассистента режиссера в производственный отдел. На новой должности актриса выдержала всего два года, затем уволилась. Оказалось, что семейного счастья для Людмилы было мало, она не могла жить без кино, без сцены, без зрителей.

Муж как мог поддерживал жену, с ним она чувствовала себя защищенной и старалась привыкнуть к тому, что кинематограф остался в прошлом. Супруги прожили вместе 21 год. Летом 1996 года Сергей Соколов внезапно умер, причиной смерти стал сердечный приступ. Для Людмилы смерть любимого мужа была страшным ударом, который окончательно сломил ее.

Людмила Марченко: причина смерти

В квартире Марченко снова стали ежедневно гостить странные люди, которые приносили с собой спиртное. Алкоголь помогал Людмиле забыться и ничего не чувствовать. Гости понемножку выносили и продавали вещи актрисы, чтобы было на что выпить.

Полгода Людмила Васильевна жила как в тумане. Затем, заболев гриппом, она никого к себе не пускала, родным она сказала, что с ней все хорошо и помощь врачей не требуется. Актриса просто не хотела больше жить и спокойно ждала смерти. В 1997 году, 23 января, Людмила Марченко скончалась. Союз Кинематографистов выделил на похороны 200 рублей, на кладбище некогда знаменитую артистку провожало всего несколько человек. Очень жаль, что судьба так жестоко обошлась с талантливой и красивой женщиной, которая молниеносно взлетела на вершину славы, а потом так же быстро оказалась забытой.

fb.ru

Сестра Людмилы Марченко: «Узнав о романе Стриженова и Марченко, Пырьев попал в больницу» - 7Дней.ру

Фото: РИА «НОВОСТИ»

«Осмотрев сестру, врач сказал: «Все понятно, делали аборт, да еще в домашних условиях. Что случилось? Мальчик жениться не хочет?» А я стою и думаю про себя, что этому мальчику уже четвертый десяток пошел», — вспоминает сестра актрисы Людмилы Марченко Галина Дорожкова.

Узнав о том, что Людмила Марченко выходит замуж, Пырьев бросился в ее квартиру, недавно купленную в кинематографическом доме.

Сестры дома не было. Тогда он взломал дверь и начал погром. Все, что он когда-то привозил любимой из заграничных командировок, полетело в помойные ведра. Потом ревнивец принялся ломать мебель. Нам позвонили испуганные соседи: «Приезжайте, тут Пырьев хулиганит!» — «Ну так вызовите милицию!» — «Да вы что! Мы же его подчиненные, он нас потом в порошок сотрет…» Так никто и не вмешался. Вернувшись домой, Люда обнаружила полный разгром. Ей на гастроли ехать, а нет ни одной кофты, ни одной юбки, пришлось «занимать» у подруг. На рассказы соседей о том, что день назад тут творил Пырьев, она лишь улыбнулась. Я ей говорю: «Слушай, ты доулыбаешься! Дело кончится плохо. Ты видишь, какой он псих ненормальный…» Если б мы обе знали тогда, что ждет Людмилу, посмевшую отвергнуть самого Ивана Пырьева — всесильного режиссера, создателя Союза кинематографистов, вхожего в кабинеты первых лиц государства...

С Валентином Зубковым в фильме «Отчий дом». 1959 г. Фото: РИА «НОВОСТИ»

Да он любую прачку мог сделать кинозвездой! А мог любимую народом актрису уничтожить, задвинуть в тень, что не раз делал. Как получилось, что моя сестра стала для Пырьева манией, наркотиком? Не знаю. Но его многолетние преследования, слишком похожие на преследования маньяком своей жертвы, обернулись для нее сначала большой актерской удачей, потом — несчастьями, даже потерей здоровья. Конечно, нельзя было играть с любовью такого человека. Но в 18 лет, когда в нее влюбился Пырьев, Люда еще не знала жизни...

ОНА ВСЕ ВРЕМЯ ПЛАКАЛА

Надо признать, что первые шаги в кинематографе сестре дались очень легко.

«Нельзя было играть с любовью такого человека. Но в 18 лет, когда в нее влюбился Пырьев, Люда еще не знала жизни...» Фото: Фото из личного архива Галины Дорожковой

Вчерашняя десятиклассница, едва успевшая поступить во ВГИК, она получила предложение сниматься в фильме «Отчий дом». Режиссер Лев Кулиджанов не прогадал: неопытная девочка сумела сыграть и боль, и несчастную любовь героини, и ее нарождающуюся нежность к матери. У Люды это было от природы — она могла заплакать или расхохотаться перед камерой в любой момент, без подготовки. Председателя колхоза, в которого была влюблена ее героиня, играл очень популярный в пятидесятых годах Валентин Зубков. На съемочной площадке у него разгорелся страстный роман с Нонной Мордюковой, которая в то время была еще замужем за Вячеславом Тихоновым. Зубков тоже был женат, на самой обычной женщине. Он безумно любил своего маленького сына. Настолько сильно, что, когда уже взрослым сын утонул, Валентин от горя стал терять память и вскоре умер.

7days.ru

Людмила МАРЧЕНКО

Известная советская киноактриса («Отчий дом», «Белые ночи», «Стряпуха» и др.) имела весьма бурную личную жизнь. Все началось еще в 1959 году, когда на экраны страны вышел дебютный фильм Марченко – «Отчий дом», где она сыграла главную роль. После него ее даже стали называть «советской Одри Хепберн», она превратилась в настоящую гордость ВГИКа. Именно этот дебют обратил на нее внимание мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева. Однако если с творческой стороны это событие для молодой актрисы имело самые радужные последствия, то вот с личной наоборот: Пырьев от любви к Марченко буквально потерял голову.

В 1959 году Пырьев пригласил Марченко на роль Настеньки в свою картину «Белые ночи» по Ф. Достоевскому. И еще на стадии подготовительных работ стал ухаживать за молодой актрисой. К тому времени Пырьев уже не жил со своей второй супругой Мариной Ладыниной и считал себя свободным человеком. Однако случилось неожиданное. Вместо Пырьева Марченко внезапно увлеклась более молодым человеком: другим своим партнером по съемочной площадке – актером Олегом Стриженовым. Этот роман привел к тому, что оба ушли из своих семей и стали жить вместе в коммунальной квартире в доме в Малом Демидовском переулке, которую снял для Марченко… Пырьев. Только мэтр думал, что это поможет ему добиться расположения молодой актрисы, но вышло иначе – Марченко отдала предпочтение Стриженову. Тогда она еще не знала, к чему приведет этот выбор.

Весной 1959 года Марченко забеременела, но, поскольку ее партнер посчитал рождение ребенка преждевременным, ей пришлось лечь на операцию. Этот шаг стал для актрисы роковым: после этого она больше никогда не могла иметь детей. Как пишет ее родная сестра Галина Марченко: «Детей у сестры не было, и это стало одной из причин, сломавших ей жизнь. А главную роль женщины, роль матери, ей, к сожалению, сыграть не пришлось. Не стало у нее ребенка, и любовь улетучилась так же быстро, как и возникла…»

Вскоре после операции Марченко рассталась со Стриженовым и связала свою судьбу с Пырьевым. Вряд ли она по-настоящему любила его, однако ее сразила та настойчивость, с которой седовласый мэтр за ней ухаживал. Иной раз он ждал ее на морозе, прохаживаясь всю ночь по Малому Демидовскому переулку либо просиживая в своей машине по тому же адресу. Он заваливал ее цветами, водил в лучшие столичные рестораны и, главное, ни от кого не таился. Когда летом 1962 года Марченко снималась в Эстонии в фильме «Мой младший брат», Пырьев приехал туда и прожил почти две недели на глазах у всей съемочной группы. В том же году Пырьев собирался ставить на «Мосфильме» картину «Война и мир» и хотел именно Марченко отдать роль Наташи Ростовой. Но этим планам не суждено было сбыться: проект в итоге отдали Сергею Бондарчуку, и Ростову сыграла другая актриса – дебютантка Людмила Савельева.

Пырьев всерьез хотел жениться на Марченко, но резко против выступила мама актрисы. Когда режиссер пришел к ней просить руки ее дочери, мать заявила: «Людин дедушка – ваш ровесник». Но Пырьев все равно не сдавался и готов был жить с Марченко под одной крышей, даже не будучи в официальном браке. И отныне вместо «наша Одри Хепберн» в киношных кругах за Марченко закрепилось другое прозвище – «наша Пырченко». Видимо, именно это переполнило чашу терпения актрисы. И она ушла от Пырьева к другому человеку. Звали его Владимир Вербенко, он был сыном директора Агентства печати «Новости» и не имел никакого отношения к искусству – учился в МГИМО.

Когда Пырьев узнал об этом, он был вне себя от ярости. Но потом остыл и снова стал преследовать актрису. А поскольку та от него зависела напрямую – Пырьев был влиятельным деятелем кино – председателем правления Союза кинематографистов СССР и директором «Мосфильма», – ей пришлось смириться с его ухаживаниями. Вскоре она ушла от Вербенко и вновь сошлась с Пырьевым. Однако счастливой после этого почему-то не выглядела. И все чаще родные и знакомые видели ее выпившей – как будто она с помощью алкоголя хотела уйти от свалившихся на ее хрупкие плечи проблем.

Летом 1963 года Марченко окончила ВГИК и была зачислена в Театр-студию киноактера. А в начале следующего года она окончательно порвала с Пырьевым, влюбившись в другого человека – геолога Владимира Березина. Когда Пырьев узнал об этом, он устроил скандал – в отсутствие актрисы вломился в ее квартиру у метро «Аэропорт» и переломал там чуть ли не всю мебель, а также забрал с собой все вещи, которые он дарил ей все эти годы: посуду, обувь, одежду. Марченко тогда предстояла встреча со зрителями, и она попала в жуткую ситуацию, когда в ее гардеробе не осталось ни одной обновки. И ей пришлось занимать у своих подруг модную юбку, блузку, туфли.

Выходка Пырьева не испугала Марченко, а только утвердила в желании порвать с режиссером раз и навсегда. Впоследствии она пожалеет об этом своем поступке. И в конце жизни с горечью признается своей подруге: «Никогда и никого не слушай, кроме своего сердца. Если бы я прислушалась к себе и вышла замуж за Ивана Александровича, которого уважала как величайшего художника, моя жизнь сложилась бы по-другому».

Порвав с Пырьевым, Марченко связала свою жизнь с Березиным. Она понимала, что Пырьев ей этого не простит, но все-таки решилась на этот шаг. И очень скоро убедилась в злопамятности своего бывшего возлюбленного. После разрыва Пырьев стал делать все от него зависящее, чтобы главных ролей на столичных киностудиях Марченко больше не получала. И она стала сниматься в ролях второго плана или эпизодах. До конца 60-х таких ролей у нее было несколько – в фильмах «Стряпуха» (1966), «Цыган», «Дмитрий Горицвит», «Туннель», «Айболит-66» (все – 1967). А когда в феврале 1968 года Пырьев скончался от инфаркта и Марченко показалось, что слава может опять вернуться к ней, произошла трагедия: ее лицо оказалось изуродованным. А виновником трагедии стал гражданский муж актрисы.

В первые несколько лет семейная жизнь Марченко складывалась вполне благополучно. Несмотря на то что в кино ее приглашали сниматься нечасто, Марченко постоянно вращалась в киношной среде. Чаще всего эти встречи происходили у нее дома, куда любили заглядывать «на огонек» многие звезды тех лет: Владимир Высоцкий, Георгий Юматов, Валентин Зубков, Татьяна Гаврилова, Владимир Ивашов со Светланой Светличной, Евгений Шутов. Бывали и не киношные люди вроде писателя Александра Нилина или внучки «вождя всех времен и народов» Надежды Сталиной. Всех этих людей Марченко и ее муж с радостью принимали у себя, накрывали роскошный стол. Валентин Березин и до встречи с Марченко слыл компанейским человеком, а здесь и вовсе стал заядлым тусовщиком. Правда, дома он бывал не так часто, как того хотела его жена, – он был начальником геологической партии и регулярно уезжал в экспедиции. Когда это происходило, Людмила сильно скучала и буквально считала дни, остающиеся до встречи с ним. Его она по-настоящему любила. По словам Галины Дорожковой:

«Она сидела и ждала его, в подробностях думая о нем, о его приезде. Радовалась и наслаждалась мыслью, что вот скоро опять увидит его, представляла, как обнимет и расцелует дорогие ей глаза, улыбающиеся, влюбленные в нее, добрые и взволнованные. Думала о том, как он там, в своей геологической партии, что за люди его окружают, скучает ли так же, как она, не отвыкнет ли от нее…»

Почти семь лет длилась эта идиллия. А рухнуло все в одночасье. Березин хотел детей, а Марченко их иметь не могла. Когда после очередных обследований у врачей те вынесли актрисе этот жестокий вердикт, Березин пришел в отчаяние. И с тех пор его как будто подменили: он стал раздражительным, грубым. И однажды, вернувшись домой «под градусом», он набросился на жену с кулаками. И так сильно ее избил, что та попала в Институт Склифосовского. Врачи спасли ей жизнь, однако лицо ее было изуродовано. Но даже после этого Марченко не смогла прогнать прочь мужа. И даже не стала возбуждать против него уголовное дело, заявив, что покалечилась… в автомобильной аварии. Таким образом она хотела сохранить семью, но не получилось. Однажды Марченко приехала на место работы мужа, в деревню Дединово Луховицкого района, и узнала, что у Березина там есть любимая женщина, которая совсем недавно родила ему ребенка. Марченко не стала ничего выяснять и, вернувшись домой, собрала в чемодан все вещи мужа и выставила их за дверь. Березин ушел, оставив после себя у актрисы незаживающую рану в сердце и шрамы на лице. Березин уйдет из жизни в конце 80-х на 56-м году жизни. Марченко переживет его на десять лет, однако из жизни уйдет почти в том же возрасте – на 57-м году.

В 70-е годы Марченко какое-то время была в депрессии и боролась с ней старым способом – с помощью выпивки. И кто знает, к чему привела бы ее эта пагубная привычка, если бы не новая любовь. Нового избранника актрисы звали Виталий Войтенко. Он работал администратором в «Москонцерте», был на 18 лет старше Людмилы и поэтому был гораздо мудрее ее и опытнее. Именно благодаря ему она «восстала из пепла», вновь почувствовала интерес к жизни. Он даже уговорил Марченко лечь в Институт красоты, чтобы сделать пластическую операцию на лице, и хотя эта попытка закончилась неудачей, желание Войтенко помочь любимой женщине говорило само за себя. Как пишет Галина Дорожкова: «По значительному запасу энергии, предприимчивости, общительности, умению контактировать с любыми людьми в любых обстоятельствах Виталию трудно было найти равного. У него очень развито было чувство дружбы, родства, юмор. Не мог жить он без шутки, остроты, без постоянного общения: концертных поездок, телефонных переговоров, спектаклей, посещений друзей, родственников. Он смог излечить Людмилу от всяких ее комплексов, постоянно внушая, что «всех красавиц она милей и краше», и любил каждую ее клеточку. И она поднималась, начинала жить с ощущением, которому могла бы позавидовать не одна женщина…»

Будучи любимой, Марченко уже гораздо легче переносила свою невостребованность в кино. Тем более что муж сумел найти применение ее таланту: стал устраивать творческие вечера Марченко от «Москонцерта» в разных уголках страны. Так продолжалось на протяжении почти семи лет. А потом брак Марченко и Войтенко распался. Виновата в этом была Марченко, которая в 1975 году встретила новую любовь. Это был художник-график Сергей Соколов. С этим человеком Марченко проживет остаток своей жизни.

С Соколовым актриса прожила 21 год. И разлучила их смерть Сергея. Это случилось во время отдыха в деревне Лисицыно Тверской области. 22 июля 1996 года у Соколова случился внезапный сердечный приступ. Он умер практически мгновенно в возрасте 55 лет – в том самом возрасте, в котором ушел из жизни и другой возлюбленный Марченко – Владимир Березин.

После смерти горячо любимого мужа у Марченко начался период сильного психологического стресса. Как пишет ее родная сестра Г. Дорожкова: «Казалось, она умерла в один день с мужем, так мало была она похожа на себя: несвязная речь, отрешенность от всего, тяга к спиртному как единственному спасению от душевной муки, поведение, которое по всем законам логики объяснить невозможно.

Включилась программа на самоуничтожение. Вернувшись в деревню к девяти дням со дня смерти Сергея (до этого я находилась в Москве на лечении), застала Люду в состоянии тяжелой депрессии, она едва узнала меня. Предстояло ее «встряхнуть», вывести из этого. Прежде всего я уговорила ее перейти в мой дом, нельзя было оставаться одной. Около месяца она жила у нас, я забросила свои огородные дела, готовила, ходила с ней в лес. Постепенно она успокаивалась, оттаивала. К первому сентября, раньше обычного, мы возвратились в Москву…»

Возвращение в столицу не принесло душевного равновесия Марченко. Потеряв самого близкого человека, настоящую опору в жизни, она пошла вразнос. В ее дом стали приходить случайные люди, с которыми она заглушала душевную боль водкой. Дело дошло до того, что из дома актрисы вынесли большую часть вещей и даже надгробную плиту, приготовленную для могилы Соколова (она была еще без надписи). Марченко уговаривали продать часть мебели, квартиру. К счастью, этого не произошло, однако трагедия была уже не за горами.

Людмила Марченко скончалась 21 января 1997 года – ровно через полгода после смерти своего мужа Сергея Соколова.

Следующая глава

biography.wikireading.ru

Как они умерли (Людмила Марченко)

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
   

   Падение звезды

   О таком начале карьеры в кино актрисы даже мечтать боятся, а для Людмилы Марченко оно стало реальностью. Первая же роль в фильме Льва Кулиджанова «Чужая родня» сделала ее знаменитой и любимой. Вторая, в экранизации повести Федора Достоевского «Белые ночи», навсегда вписала ее имя в золотой фонд отечественного кинематографа. И стала для нее роковой...

Роковая роль

   Иван Александрович Пырьев, в конце 50-х величина в советском кинематографе абсолютная, — директор Мосфильма, председатель Союза кинематографистов, депутат Верховного Совета СССР — готовился к съемкам «Белых ночей», а актрисы на главную роль не было. Тогда все больше ударницы труда и героини войны были в почете, а тихая хрупкая женская красота, какую прославил великий Достоевский, перешла в разряд уходящей натуры. Сначала Пырьев обратил внимание на студентку Люсю Марченко, сыгравшую у Кулиджанова в «Чужой родне», потом встретил ее в коридоре Мосфильма — и без всяких проб утвердил на роль Настеньки. Люся была счастлива и считала, что так и должно быть: она с детства мечтала стать актрисой, в школе считалась первой в драмкружке, в 10 классе даже попробовала себя в режиссуре. Все получалось, и все признавали за ней право стать звездой, любимицей публики. Она уже тогда была избалована вниманием: мальчишки бегали за ней табунами, особенно в нее был влюблен Женя Пешков, учителя отдавали должное ее способностям, мама и сестра боготворили и вместе с ней ждали настоящего признания. После школы она успешно сдала экзамены во все театральные вузы Москвы, но по совету педагогов выбрала ВГИК — для театра у нее был слабоват голос. И сразу же, на первом курсе — главная роль у Кулиджанова!    Однокурсники называли ее нашей Одри Хепберн (только что прошел фильм Кинга Видора «Война и мир» с Хепберн в роли Наташи Ростовой) и сбегались со всех этажей посмотреть на красавицу с «несоветскими» очами. Она принимала это как должное. И поначалу интерес к себе Пырьева тоже приняла благосклонно: режиссер должен быть немножко влюблен в свою героиню, но ничего серьезного — так она думала. Во-первых, ему 58, а ей 19. Во-вторых, Пырьев — муж ее любимой актрисы Марины Ладыниной, а уж ей-то Люся совсем не хотела причинять боль.    Но она ошибалась: Пырьев влюбился в нее со всей страстью стареющего ловеласа и со всей необузданностью советского чиновника высочайшего ранга, не знающего слова «нет». Когда отчаявшаяся Ладынина напишет жалобу в ЦК и его вызовут на ковер, Пырьев не дрогнет — заявит, что любит эту девушку и готов жениться хоть сейчас, а членов ЦК его личная жизнь не касается. Поступок для того времени более чем смелый — безрассудный, но Пырьев покинет здание на Старой площади победителем. Он вообще никогда не проигрывал — ни в профессии, ни в любви.

   А у Люси тем временем начался первый взрослый роман. Олегу Стриженову, ее партнеру по «Белым ночам», был 31 год, он был женат на Марианне, снявшейся с ним в «Оводе», но для влюбленных это не стало преградой. Они сняли комнату, Олег обещал развестись и жениться, Люся была абсолютно счастлива — до того момента, пока не поняла, что беременна. Олег вроде бы и не возражал против ребенка, но карьера Люси только началась, все так красиво и ярко, а тут пеленки, бессонные ночи… Операция прошла неудачно, девятнадцатилетняя Людмила навсегда лишилась возможности иметь детей. Олег вернулся в семью. И только Пырьеву эта ситуация была на руку.

Коварство и любовь

   Он начал наступление с удвоенной силой, не скрывая от окружающих своих намерений. Видно, был в этом умысел: скомпрометированная девушка по его стратегии должна была стать уступчивее. Разговоров преследования Пырьева и в самом деле породили массу, за Людмилой даже закрепилось прозвище «Пырченко». Пырьев ездил к матери Людмилы, надеялся заручиться ее поддержкой — сулил блестящую карьеру дочери, квартиры всей семье, пайки, но… ему показали на дверь. Мэтр был в бешенстве!    В это время Людмила неожиданно для всех, скорее всего, и для самой себя — чтобы хоть так остановить атаки Пырьева, выходит замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко. Этот брак продлится недолго: его разрушат сплетни о связи Марченко и Пырьева, которые, такое впечатление, усиленно организовывал сам горе-поклонник. Сразу после развода, обрадовавшись ее свободе, он предложит Людмиле кооперативную квартиру в новом доме на улице Черняховского. Помощь в хлопотах Людмила примет, но однокомнатную квартиру оплатит сама за счет гонораров за фильмы, в которых она снималась в это время. На правах благодетеля Иван Александрович частенько наведывался к Люсе и всегда со спиртным, ей наливал щедро, сам же к спиртному не прикасался — здоровье не позволяло. Удалось ему сломить сопротивление или нет — неизвестно, но те его визиты с крепкими подношениями стали началом настоящей беды юной актрисы...    Среди друзей Люси был актер Владимир Гусев («Солдат Иван Бровкин», «Карнавальная ночь»), он познакомит ее с геологом Валентином Березиным. Их роман начнется в первый же вечер, вскоре речь зайдет о свадьбе. Разгневанный Пырьев даст распоряжение всем режиссерам больше не снимать Владимира Гусева. Такое же указание режиссеры уже получали: сначала относительно первой жены Пырьева актрисы Ады Войцик, потом Марины Ладыниной и, наконец, строптивой Людмилы Марченко. И только Александр Зархи осмелится нарушить запрет — в 1962 году он снимет Марченко в культовом фильме «Мой младший брат», в котором ее партнерами станут Андрей Миронов, Александр Збруев, Олег Ефремов и Олег Даль. Эта роль станет последней ее серьезной работой в кино.    А пока она наслаждалась жизнью, работой, любовью. Так прошли три года. Радость встреч омрачали непрекращающиеся сплетни о Пырьеве. Березин был вхож в артистические круги столицы, а стало быть, получал «информацию», что называется, в полном объеме. Однажды не выдержал: в приступе ревности так избил Людмилу, что ее лицо превратилось в месиво. Опомнившись, Валентин вызовет «скорую» и уговорит Люсю объяснить весь этот ужас автоаварией. Она так и сделает. Из больницы Марченко выйдет уже бывшей красавицей, ей будет только 26 лет.

   После этого она проживет с Березиным еще два года, он даже возобновит разговоры о свадьбе, но Людмила случайно узнает, что у Валентина давно есть другая женщина, ребенок. Без слов и слез она соберет его вещи и выставит их за дверь. Но такое хладнокровие будет лишь видимостью ее силы. Одна, с изуродованным лицом, без работы… Только алкоголь позволял забыться. В том же 1968 году не станет Ивана Пырьева, который, надо отдать ему должное, даже после трагедии будет предлагать ей свою любовь и роли.

После славы

   Судьба сжалится над ней: в начале 70-х в ее жизни появится администратор Москонцерта Виталий Войтенко, который станет для нее настоящим спасением. Сначала он оплатит пластическую операцию, но сделают ее неудачно — в результате станет даже хуже, чем было. Тогда, чтобы поддержать Людмилу, он станет организовывать ее творческие встречи со зрителями, они изъездят полстраны, но однажды она скажет: «Все, больше не могу отвечать на вопрос о творческих планах. Стыдно жить прошлыми заслугами». В 1975 году они расстанутся.    Потом Марченко встретит известного художника-иллюстратора Сергея Соколова, для которого станет музой и смыслом жизни. Во многих его работах — в лермонтовской княжне Мэри, в купринских Олесе и Суламифи — без труда узнаются черты Людмилы. Двадцать один год он будет бороться за любимую женщину: искать врачей-наркологов, утешать, поддерживать, спасать. В первые годы перестройки ей придется уйти из Театра киноактера, где у нее и были-то две крошечные роли, но и на них нашлись более именитые претендентки. Людмила согласится работать на Мосфильме ассистентом режиссера по актерским кадрам. Многим казалось, что от нее зависит, получит актер роль или нет, поэтому к ней все чаще шли с подношениями в виде бутылок с крепкими напитками. Соколов стыдил актеров, объяснял, что они губят Людмилу, но вскоре не стало и этой работы. А тут еще и болезнь Сергея...

   С его уходом кончится и ее жизнь. Она переживет мужа всего на шесть месяцев. Неожиданно заболеет гриппом, запретит сестре и племянникам вызывать врача и навещать ее, отключит телефон: мол, все обойдется, не беспокойтесь. Родственники найдут ее мертвой через десять дней, 20 января 1997 года. В этот же день уйдет из жизни куда менее талантливая, но куда более удачливая актриса и сильная женщина Тамара Федоровна Макарова, и кинематографическая общественность будет занята ее похоронами. Попрощаться с Людмилой придет всего несколько человек. А через год ее скромную могилку на Ваганьковском кладбище разыщет Женя Пешков — Люсин одноклассник. Полковник-афганец, он поставит ей роскошный памятник с теневым портретом — своей первой любви и яркой звезде, всего на несколько мгновений взошедшей на небосклон.

      Ольга Лобанова, Новая неделя ФИЛЬМОГРАФИЯ 1959 БЕЛЫЕ НОЧИ 1959 ОТЧИЙ ДОМ {купить DVD} {купить VHS} 1960 ДО БУДУЩЕЙ ВЕСНЫ 1960 ЛЕОН ГАРРОС ИЩЕТ ДРУГА 1961 ГОДЫ ДЕВИЧЬИ 1962 БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА 1962 МОЙ МЛАДШИЙ БРАТ {купить VHS} 1965 СТРЯПУХА {купить DVD} {купить VHS} 1967 ЦЫГАН {купить DVD} 1968 РАЗВЕДЧИКИ {купить DVD} {купить VHS} 1973 В БОЙ ИДУТ ОДНИ «СТАРИКИ» {купить VHS}

 

www.kulichki.com


Смотрите также