Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Людмила павловна сахарова биография


Некрополи Перми ...и не только - Сахарова Л. П.

Людмила Павловна Сахарова (12.09.1926-27.04.2012)

 

Сахарова Людмила Павловна – балерина, педагог, балетмейстер, хореограф. Заслуженный учитель РСФСР (1970). Художественный руководитель Пермского государственного хореографического училища с 1973 по 2004 гг. Награждена орденом Трудового Красного знамени (1976). Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1977). Народная артистка РСФСР (1980). Народная артистка СССР (1986). Награждена орденом Дружбы народов (1994). Почётный гражданин Перми (1996). Почётный гражданин Пермской области (1997). Удостоена звания «Выдающийся деятель пермского балета XX столетия» в номинации «Педагоги» (2000). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002).

Людмила Павловна Сахарова родилась 12 сентября 1926 г. в Москве в семье служащего. Её отец, Павел Иванович, работал начальником отдела кадров в Министерстве мясной и молочной промышленности, мать, Мария Александровна, была домохозяйкой и воспитывала троих детей.

Заниматься хореографией Людмила Павловна начала в шестилетнем возрасте в балетной студии, в которую её привел балетмейстер Анатолий Шатин. В 1936 г. она начала учиться в хореографическом училище при Большом театре и окончила его в 1945 г. (класс заслуженного деятеля искусств РСФСР Марии Алексеевны Кожуховой).

После окончания училища Сахарова поступила на работу в Большой театр в качестве артистки балета, но неудовлетворённая исполняемым репертуаром, в 1947 г. перешла в Молотовский (Пермский) театр оперы и балета в качестве солистки балета. На сцене Пермского театра Людмила Павловна исполняла такие партии как Хозяйка Медной горы («Каменный цветок»), Уличная танцовщица, Мерседес и Повелительница дриад («Дон Кихот»), Одетта («Лебединое озеро»), фея Карабос («Спящая красавица»), Лауренсия («Лауренсия»), Птица («Милица») и др.

Проработав пять лет, она уволилась из театра и поступила на учёбу на факультет иностранных языков в Пермский педагогический институт, который окончила в 1956 г. Одновременно вернувшись на сцену в 1955 г. Сахарова последний сезон провела в Пермском театре как балерина.

В 1956 г. по приглашению Екатерины Никодимовны Гейденрейх, разглядевшей в ней необыкновенный педагогический талант, Сахарова перешла на преподавательскую работу в Молотовское хореографическое училище, сначала педагогом народно-сценического, затем классического танца. С 1973 г. Людмила Павловна стала художественным руководителем училища, сменив на этом посту Юлия Иосифовича Плахта.

Л. П. Сахарова была крупнейшим специалистом в области балета, специалистом мирового уровня и великим педагогом. В её методике соединилась смелость, широта, яркость московской традиции и академизм, высокая классичность петербургского балета.

За 48 лет работы Людмила Павловна осуществила 15 выпусков, подготовила почти сто пятьдесят специалистов хореографии и воспитала целую плеяду артисток балета, успешно работающих во многих театрах нашей страны и мира. Среди её учениц многие имеют мировую известность: Галина Рагозина (Панова), Любовь Фоминых, Ирина Хакимова, Надежда Павлова, Ольга Ченчикова, Регина Кузьмичева, Елена Шихова, Светлана Смирнова, Елена Кулагина, Наталья Ахмарова, Татьяна Гурьянова, Екатерина Березина, Наталья Балахничева и другие.

Одна из учениц Сахаровой носит почётное звание народной артистки СССР (Надежда Павлова, выпуск 1974), 8 – народных артисток РСФСР (России) (Лилия Воробьева, Ирина Хакимова, 1970, Ольга Ченчикова, 1974, Елена Кулагина, 1982, Татьяна Предеина, Елена Щеглова, 1986, Екатерина Березина, 1991, Наталья Балахничева, 1993), 1 – народной артистки республики (Людмила Щигорцева, 1970), 10 – заслуженных артисток РСФСР (России) (Валентина Климова, Татьяна Федорова (Козорезова), 1967, Любовь Фоминых, 1970, Вера Абашева, Регина Кузьмичева, Елена Шихова, 1974, Светлана Смирнова, Галина Фролова (Дубровина), 1977, Елена Урюпина, 1982, Татьяна Гурьянова, 1986), 2 – заслуженных артисток республик (Любовь Николаева (Сизова), 1973, Ольга Фадеева, 1976).

Будучи художественным руководителем училища, Людмила Павловна тщательно следила за чистотой академического танца. Она всегда щедро делилась своим богатым педагогическим опытом. Некоторые её выпускницы сейчас работают педагогами в Перми, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Милане.

В 1977-1980 и 1982-1983 гг. Сахарова совмещала работу в училище с должностью художественного руководителя балетной труппы Пермского академического театра оперы и балета, вела репетиторскую и постановочную деятельность.

С 1980 г. Людмила Павловна занималась постановкой балетов. В качестве балетмейстера ею были поставлены спектакли «Щелкунчик» в Ереванском хореографическом училище (1980-е), «Класс-концерт» и «Щелкунчик» в Пермском хореографическим училище (1986 и 1994), «Метаморфозы» (совместно с Евгением Панфиловым) в Театре Людмилы Сахаровой и Евгения Панфилова (1994),«Коппелия» в Челябинском театре оперы и балета (1996).

В течение нескольких лет Сахарова была хореографом сборной России по художественной гимнастике. В 1990-1991 г. работала педагогом классического танца центра «Русский балет» в Нью-Йорке.

В 1994 г. она совместно с Евгением Алексеевичем Панфиловым создала в Перми «Театр Людмилы Сахаровой и Евгения Панфилова», объединивший классический и современный танец. К сожалению, театр выпустил единственный спектакль «Метаморфозы».

Творчеству Сахаровой посвящёны телефильм-концерт «Поклон учителю» (1985) и документальный фильм «Пленники Терпсихоры» (1995, режиссёр Ефим Резников).

В 2004 г. Л. П. Сахарова закончила свою преподавательскую деятельность в Пермском хореографическом училище и оставила пост его художественного руководителя, с 2005 г. она стала почётным художественным руководителем училища.

Людмила Павловна была замужем за Григорием Александровичем Гайдабуровым (1923-1999), полузащитником футбольного клуба «Звезда», после завершения футбольной карьеры он работал администратором в Пермском цирке. Двое их детей, дочь Ирина и сын Александр, связали свою жизнь с искусством хореографии.

Умерла Людмила Павловна Сахарова 27 апреля 2012 г. в Перми в возрасте 85 лет. Похоронена на 32 участке Северного кладбища.

В октябре 2013 г. на здании Пермского государственного хореографического колледжа по ул. Петропавловской д. 18 установлена мемориальная доска.

Вид могилы до установки памятника:

C.L. Книга «Почти всё о легендарной Л. П. Сахаровой» (Пермь: Арабеск, 2001 г.), сайт «Пермский государственный хореографический колледж» (www.balletschool.perm.ru)

Страница 2

permnecropol.ucoz.ru

Сахарова, Людмила Павловна - это... Что такое Сахарова, Людмила Павловна?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сахарова.

Людмила Павловна Са́харова (1926 — 2012) — балерина, балетмейстер, хореограф, балетный педагог. Народная артистка СССР (1986).

Биография

В 1945 году окончила Московское хореографическое училище (класс М. А. Кожуховой). В 1956 году получила второе образование на факультете иностранных языков Пермского педагогического института.

В 1945—1947 годах — артистка Большого театра в Москве. Затем, до 1955 года танцевала в Молотовском (Пермском) театре оперы и балета имени П. И. Чайковского.

С 1956 года — педагог народно-сценического, затем классического танца Пермского хореографического училища. С 1973 по 2004 год — художественный руководитель этого училища, а с 2005 года — почётный художественный руководитель.

В 1977—1980 и 1982—1983 годах была художественным руководителем балетной труппы Пермского театра оперы и балета. Вела репетиторскую и постановочную деятельность.

В течение нескольких лет — хореограф сборной России по художественной гимнастике. Педагог классического танца центра «Русский балет» (1990-1991, Нью-Йорк)[1].

На протяжении многих лет — председатель, заместитель председателя, член жюри конкурса «Арабеск», член жюри Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета (Москва, 1984), Международного конкурса артистов балета в Трухильо (1988, Перу), 2-го Всероссийского конкурса хореографических училищ им. А. Я. Вагановой (Ленинград, июнь 1990).

В 1994-м организовала «Театр Людмилы Сахаровой и Евгения Панфилова».

Похоронена на Северном кладбище в Перми[2].

Партии

Постановки балетов

  • «Щелкунчик» (1980, Ереванское хореографическое училище и 1994, Пермское хореографическое училище)
  • «Класс-концерт» (1986, Пермское хореографическое училище)
  • «Коппелия» (1996, Челябинский театр оперы и балета).

Награды и звания

Память

Творчеству Сахаровой посвящен телефильм-концерт «Поклон учителю» (1985), а также другие фильмы.

Примечания

Статья в «Энциклопедии Пермского края».

dic.academic.ru

Людмила Сахарова (II)

Актёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Наталия Григорьева и Мария Токмашева рассказывают об успехах сериалов для интернета.Кеннет Брана снимет фильм в студии Longcross за пределами Лондона и в Египте.Трейлер фильма «Война токов».Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картиныЭлли Харбоа отправляется на поиски волшебного источника с живой водой, который может вернуть к жизни её семью.Энн Уинтерс находит необычное приложение, которое может назвать точную дату смерти человека.Названы победители фестиваля студенческих короткометражек

Page 2

Актёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Наталия Григорьева и Мария Токмашева рассказывают об успехах сериалов для интернета.Кеннет Брана снимет фильм в студии Longcross за пределами Лондона и в Египте.Трейлер фильма «Война токов».Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картиныЭлли Харбоа отправляется на поиски волшебного источника с живой водой, который может вернуть к жизни её семью.Энн Уинтерс находит необычное приложение, которое может назвать точную дату смерти человека.Названы победители фестиваля студенческих короткометражек

www.kino-teatr.ru

Людмила Сахарова (II)

Актёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Наталия Григорьева и Мария Токмашева рассказывают об успехах сериалов для интернета.Кеннет Брана снимет фильм в студии Longcross за пределами Лондона и в Египте.Трейлер фильма «Война токов».Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картиныЭлли Харбоа отправляется на поиски волшебного источника с живой водой, который может вернуть к жизни её семью.Энн Уинтерс находит необычное приложение, которое может назвать точную дату смерти человека.Названы победители фестиваля студенческих короткометражек

Page 2

Актёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Наталия Григорьева и Мария Токмашева рассказывают об успехах сериалов для интернета.Кеннет Брана снимет фильм в студии Longcross за пределами Лондона и в Египте.Трейлер фильма «Война токов».Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картиныЭлли Харбоа отправляется на поиски волшебного источника с живой водой, который может вернуть к жизни её семью.Энн Уинтерс находит необычное приложение, которое может назвать точную дату смерти человека.Названы победители фестиваля студенческих короткометражек

www.kino-teatr.ru

Смонтировали Сахарову

Заслуженный педагог России Людмила Сахарова жалела, что у нее нет пулемета.

Заслуженный педагог России Людмила Сахарова жалела, что у нее нет пулемета.

13 декабря в киносалоне «Премьер» состоялся пресс-показ нового документального фильма «Урок танца», посвященного народной артистке СССР, заслуженному педагогу России хореографу Людмиле Павловне Сахаровой.

Десять лет спустя. Режиссер фильма Павел Печенкин изначально поставил перед собой непростую задачу: менее чем за час (50 минут) показать противоречивую натуру Людмилы Павловны, высветить основные грани ее собирательного образа, в котором прямолинейная жесткость и безграничная доброта слились воедино. Самая главная героиня уже давала согласие на съемки в документальном кино: многим знаком фильм десятилетней давности «Пленники Терпсихоры» (режиссер Ефим Резников). Правда, нельзя сказать, что та работа была целиком удачной. Коллеги Людмилы Павловны считают, что краски в «Пленниках Терпсихоры» слишком сгущены, и даже называют фильм разоблачительным. «В балете муштра солдатская» — эта расхожая фраза, к сожалению, стала лейтмотивом той работы.

«Урок танца» заряжен совсем другими идеями, хотя также построен на конфликте.

Возможно, результат режиссерской работы во многом зависит от первоначального настроя, готовности пойти на контакт. «Насколько я знаю, даже пермским документалистам попасть на урок к Людмиле Павловне Сахаровой, тем более снимать ее и работать с ней, практически невозможно, с ее характером, отношением к кино», —  пишет Ефим Резников. «Такой герой, как Людмила Павловна, — это находка, это такое счастье для режиссера», — с восторгом говорит Павел Печенкин. Возможно, именно тот факт, что разными режиссерами с самого начала были выбраны отличные друг от друга точки отсчета и позиции, сказался и на качестве работы, и на раскрытии сложного образа Сахаровой.

Между мачехой и матерью. Конечно, легко поддаться соблазну и сказать, что в ранней версии Людмила Павловна предстает этакой железной леди, а в новой — матерью родной. Но это не так. Речь идет не о том, какие взаимоотношения сложились между Резниковым или Печенкиным и Сахаровой. Речь идет о том, насколько живым получился ее образ, насколько он соответствует действительности. И здесь нельзя не признать безусловную талантливость «Урока танца». Изящное лавирование между дихотомическими чертами образа, верно расставленные акценты, наконец, просто отличная операторская работа — все это «несущие балки» фильма, его основа, к которой потом так легко, непринужденно и гармонично добавляются яркие и сочные детали.

«Что ты делаешь? Покажи, как нужно сделать. Нет, это невозможно. Дайте мне пулемет», — горячится Сахарова в балетном классе, неусыпно контролируя каждый жест, каждый поворот и наклон юных балерин. «Дура» и «золотко» чередуются в ее речи так часто, что далеким от балетных методик зрителям поначалу трудно понять, как же в действительности она относится к своим ученицам. Людмила Павловна предвидит эту ситуацию и объясняет свою манеру преподавания так: «Я, конечно, могу сказать: «Девочка моя, тут не так, здесь не то». Но они же не поймут. На меня обижаться не нужно. Я готовлю их к еще более жесткому и беспощадному миру театра». Кстати, к «нахалкам» (одно из любимых «критических замечаний» известного хореографа) Людмила Павловна относится очень трепетно: например, приходит в училище в десять вечера, чтобы успокоить ученицу и даже извиниться перед юной балериной. Невозможно не подпасть под обаяние Людмилы Сахаровой, видя, как дрожит ее голос на выпускном вечере, как ее глаза наполняются слезами. «Не строй из себя жертву! Жертва здесь я!» — возмущается чрезмерной чувствительностью ученицы Людмила Павловна. Но тут же неожиданно добавляет: «Уйдете вы — кто будет плакать? Я!» «Вы у меня хороший, сильный класс, и точно такого же больше не будет», — откровенно говорит она юным балеринам.

Простодушный зритель может назвать такую резкую смену настроения взбалмошностью и даже капризностью. Ведь не все знают, что в профессиональной балетной среде практически не обходится без криков: «Уберите хвост! Что это за плие?!» Что болевые ощущения, связанные с растяжкой и исправлением осанки при помощи пластыря и канцелярской кнопки, трудно с чем-то сравнить. Что ученицы с любой температурой обязаны выйти к станку. Этого требует профессия. И главное в ней не только и не столько пластика или выворотность стоп. Главное — работоспособность и индивидуальность. «С ногами у них плохо, с руками — еще хуже», — смеется Людмила Сахарова, всегда считавшая, что именно лицо делает балерину.

Мелкие шаги вперед. Ошибаются те, кто думает, что жесткие и изнуряющие занятия в бальном классе снятся потом выпускницам лишь в страшном сне. Совсем нет. Первые визиты, первые звонки, а также роскошные букеты цветов — всегда Людмиле Павловне. Ведь она преподает не только урок танца, она закаляет волю. Ее собственный секрет успеха таков: «В искусстве нельзя отступать. Делаешь неправильно — сделай шаг назад. Но уходить не вздумай. Выгнали с урока — загляни в дверь. Потом войди в нее. После тихо встань на свое место. Только такими короткими перебежками и можно в искусстве идти вперед».

Несомненная удача фильма — эпизод с проливным дождем. По сюжету (кстати, эти кадры были сняты случайно, первоначально их в сценарии не было) ученицы хореографического училища смотрят в окно, за которым бушует ливень. Пермяки спешно раскрывают зонты или ловко прыгают через огромные лужи. А в училище все, как всегда: балетный станок, одинаковые черные купальники и строгие прически, а самое главное — долгие часы занятий. В сочетании с замечательной музыкой, написанной композитором Геннадием Широглазовым, это противопоставление создает очень точный образ искусства как особого камерного мира, где, несмотря на внешнее спокойствие, сверкают молнии и кипит своя жизнь.

Павел Печенкин, режиссер, директор Пермской синематеки:

— Людмила Павловна — именно тот человек, в работе с которым самым трудным этапом можно считать монтаж фильма. Когда работаешь с личностью такого масштаба, очень трудно вырезать какие-то эпизоды. А ведь мы отсняли 50 кассет, тогда как в фильм вошли только 50 минут. Есть идея смонтировать материал на этих кассетах и выпустить его отдельно. По сути это хроника пермского балета, а Людмила Павловна Сахарова стояла у его истоков.

www.business-class.su

Людмила Сахарова (II)

Актёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Наталия Григорьева и Мария Токмашева рассказывают об успехах сериалов для интернета.Кеннет Брана снимет фильм в студии Longcross за пределами Лондона и в Египте.Трейлер фильма «Война токов».Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картиныЭлли Харбоа отправляется на поиски волшебного источника с живой водой, который может вернуть к жизни её семью.Энн Уинтерс находит необычное приложение, которое может назвать точную дату смерти человека.Названы победители фестиваля студенческих короткометражек

Page 2

Актёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Наталия Григорьева и Мария Токмашева рассказывают об успехах сериалов для интернета.Кеннет Брана снимет фильм в студии Longcross за пределами Лондона и в Египте.Трейлер фильма «Война токов».Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картиныЭлли Харбоа отправляется на поиски волшебного источника с живой водой, который может вернуть к жизни её семью.Энн Уинтерс находит необычное приложение, которое может назвать точную дату смерти человека.Названы победители фестиваля студенческих короткометражек

www.kino-teatr.ru


Смотрите также