Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Максим сергеевич казарновский биография


Интервью: Максим Казарновский, ММСО

ПАВЕЛ: Я готов прямо очень активно в это вкладываться! В какие еще сферы, на ваш взгляд, образование может смотреть с точки зрения большого потенциала?

МАКСИМ: VR – это большой потенциал. Опять же никто пока не знает, становится ли ребенок более счастлив, информирован и образован, но очевидно, что в этом есть магия. Пока все, что мы собираем на салоне – это некоторые стартапы и гипотезы, которые играют интертеймент. Поставщики контента не очень понимают, что в действительности именно заказчик в виде института образования может оказаться гораздо более финансово емким, чем интертеймент.

ПАВЕЛ: Чем рынок развлечений.

МАКСИМ: Конечно. Можно стать участником Бородинской битвы - сквозь призму личного участия на поле этот материал войдет тебе под корку и каким-то образом расширит представление о жизни того времени. Или можно стать участником спортивным соревнований в гибридной реальности, то есть и здесь, и там, и т.д.

Кажется, что это просто фантастический рынок! С одной стороны, есть государство, которое его финансирует, с другой стороны, для родителей, если они в это поверят, игра в гаджеты перестанет быть мукой. Они смогут подчинить в данном случае интертеймент образовательному контенту.

ПАВЕЛ: Вообще такой рефрейминг произойдет! Если сейчас люди пытаются избавить ребенка от гаджетов всеми способами, то, может быть, они начнут в этом видеть пользу.

МАКСИМ: Это совершенно отдельная тема про родителей, образование родителей и гаджеты, потому что аргументов, почему ты должен забрать у ребенка гаджет, нет ни одного. Ты сам сидишь в нем постоянно, отвечая на почту и мессенджеры. Дать ребенку некую альтернативу там же, но с образовательным контентом - это следующий шаг.

Пока такого контента очень мало, и родители не до конца об этом задумываются, но это гигантский, фантастический рынок. Если гаджет будет нести в себе помощь родителю в конструктивной коммуникации со своим ребенком, то это переломит их взаимоотношения. Вообще это средство нельзя не использовать в образовательном процессе.

ПАВЕЛ: Да, подтвержденная полезность.

av3.ru

Максим Казарновский: «Из ребенка нельзя выключаться»

Всю эту неделю в Башкирии проходил первый Уфимский международный салон образования «Образование будущего». Примечательно, что за его организацию взялись «варяги» из столицы. Команда Московского международного салона образования решила начать региональную экспансию с Урала, откликнувшись на призыв Министерства образования Башкортостана.

Исполнительный директор салона Максим Казарновский использует понятие «сценарий» для объяснения практически любых явлений жизни. Поэтому весь разговор с ним мы тоже упаковали в несколько сценариев. Как Максим справился с тяжелой жизненной ситуацией. Как школа, со-основателем которой он является, построила инвестиционную инфраструктуру. Как на смену выставочным форматам пришел микс самых разных стилей, помогающих людям общаться. Ну и, пожалуй, один из самых главных  – как расширяется сердце родителя.

Сценарий 1. Билет в один конец до Красноярска

— Максим, вы — москвич: родились в столице, тут вся ваша карьера, друзья. Но однажды, я знаю, совершили нечто невероятное для столичного жителя: поездку на другой конец страны без обратного билета...

— Это любопытный сценарий, который я написал сам для себя, и который работает до сих пор.  Если в жизни появляются проблемы, требующие немедленного переосмысления, чтобы из них выйти, отправляюсь в одиночное плавание.  

Почти пятнадцать лет назад у меня был билет в один конец в Красноярск и несколько сот рублей на дорогу – на еду. Чтобы не отказаться от задуманного ни при каких вариантах. Если ты встал на путь автостопа и поднял руку, то назад уже никак. Таким способом я добирался обратно до Москвы неделю.

Первому жесту поднятой руки предшествовала серьезная внутренняя ломка. Я привык оплачивать любые услуги, просьба об одолжении вообще не встраивалась в мою концепцию жизни. Люди тебя подвозят и ничего не требуют взамен…

На своем пути сменил 47 машин. У меня есть дневник, в котором история каждого водителя. Это были разговоры обо всем и со всеми. В Красноярской области вез «пазик», двигающийся от деревни к деревне, были и дальнобойщики в Татарстане и Кемерове, с которыми мы проехали более 700 километров. Ведь я не только ехал, я еще и жил, ночевал, в этих машинах.

Все, что со мной происходило в этом путешествии, можно описать одним словосочетанием «учусь вписываться в ситуацию». Продвинутый курс «эмпатии». Почему именно вас возьмут с собой дальнобойщики? И что нужно отдавать взамен как реакцию на жест доброй воли.

—  А что случилось, что пришлось так убежать?

— Мне было 26 лет. После экономического факультета РГГУ я достаточно успешно занимался бизнесом, и в какой-то момент мне стало не хватать созидательности и творчества в том, чем я занимался. Мне стало скучно. Этот момент совпал с завершением строительства уже тогда известной на всю Москву школы  №686 «Класс-центр», где руководителем был и сейчас есть — мой отец Сергей Зиновьевич Казарновский. И я решил полностью изменить свою жизнь. Мы с отцом договорились о партнерстве, в рамках которого я отвечал за настройку всего менеджмента и привлечения финансирования

Вся амбициозная концепция была построена на единстве общего образования и обучения театру и музыке. Единственной возможностью выйти на новый  уровень был скачок в изменении образовательной среды. И мы начали искать спонсоров для развития материальной базы.

В 1998 году нам удалось наладить сотрудничество с одним инвестиционным банком, и мы очень быстро начали двигаться к цели.  Благодаря инвесторам была создана инфраструктура, которая существует и по сей день. Программа на несколько лет развития предусматривала, что на территории школы должен был быть построен самый модный спортивно-оздоровительный комплекс столицы. Да, сейчас их много, а вот в 90-х при общеобразовательной школе – это было бы прорывом.

В 2002 году, банк, который к тому моменту входил в 20-ку крупнейших банков России - обанкротился: в нем зависли средства партнеров, родителей, школы. Огромные деньги.

До этого момента я никогда не сталкивался с такими кризисами, с необходимостью принимать решения здесь и сейчас. Я интуитивно понял, что должно произойти какое-то расширение внутренних ресурсов.   

Так или иначе после поездки получилось все «разрулить». Думаю, что если бы решение пришло позже, цена выхода была бы выше. К тому моменту были получены все документы на строительство и экскаватор должен был приехать и начать рыть котлован для спорткомплекса.  Его у нас так и не появилось, зато команда, школа и все-все-все вышли из сложнейшей ситуации.

Сценарий 2. Школа и рынок

— Школа так самостоятельно распоряжалась своими финансами, напрямую работала со спонсорами, вела строительство, сегодня в  это даже трудно поверить...

— Если вы помните, было время, когда процветали серые поборы с родителей, да и сейчас, что греха таить, этого хватает. Мы сразу отказались получать наличные, но как вовлечь родителей в софинансирование, не перекладывая целиком нагрузки на них? Тем более нам доверяют и готовы помогать.

Были придуманы несколько механик.

Родители перед тем как отдать ребенка в школу заключали договор доверительного управления с инвестиционной корпорацией, вкладывали деньги на период обучения. Проценты по депозиту шли не им, а на развитие школы. Были созданы условия, при которых родитель мог забрать деньги в момент завершения образования ребенка. Очень похоже на схему эндаумент-фондов, только там нельзя забрать деньги.

Экономическая ситуация и проблемы со спонсорами эту механику остановили.

Сейчас работает другой механизм. Родители добровольно становятся членами общественной организации, которой принадлежат права на образовательную программу, по которой и происходит обучение детей (а это серьезное расширение образовательных возможностей). Членские взносы являются тем внебюджетным финансированием, которое помогает школе существовать.

Должны ли зарабатывать школы в крупных городах? У московских организаций, например, бюджетное финансирование на 90 процентов обеспечивает жизнедеятельность, но есть доля, которую школа должна зарабатывать на рынке. Если школа готова выходить к родителям с предложением, с определенной услугой и конвертировать свои компетенции в деньги, на мой взгляд, это тоже показатель успешности.

— В  советское время директор был лидером школы, главным педагогом, а никак не управляющим. Он мало занимался менеджерскими вещами, сейчас же ситуация поменялась, разве это хорошо?

— Изменилась среда: и внешняя, и внутренняя. Стала агрессивнее – это точно. Образ директора тоже  изменился, все: от необходимых компетенций до психосемантики и представления этой роли в обществе.

Сейчас мы говорим о директоре школы как о полноценном современном управляющем. Да, ты должен понимать содержание и формат современного образования, владеть предметом, но к этому в дополнение у тебя должны быть компетенции маркетолога, управленца, менеджера, финансиста.  И это относится не только к крупным московским школам, образующим целые комплексы, но и к маленьким.

Сегодня директор должен постоянно учиться. По концепции непрерывного образования есть три пика для обучения: в 18 лет, когда поступаешь в вуз. Второй пик – между 35 и 40, третий – между 55 и 60. Только так можно быть востребованным на рынке.

Я сам тоже продолжаю учиться. «Испортил» себе это лето, потому что в бизнес-школе «Сколково»  прошел управленческую программу, рассчитанную на полную пересборку себя как менеджера.

На Уфимском международном салоне образования, кстати, действует отдельная площадка, посвященная образу будущего управленца. Когда мы готовили программу для салона, нас попросили в  Министерстве образования Башкортостана посмотреть на их ситуацию московскими глазами. Оказалась, что подходы точно так же востребованы и в республике, несмотря на другой уровень экономики.  

Сценарий 3. Новая экосистема

—  Незабываемое впечатление от посещения одного из салонов образования, когда вы стояли перед разъяренной толпой педагогов, хотевших получить сертификаты об участии, и призывали их через мегафон к порядку…

— Ситуация, когда педагогов загоняют на мероприятия или они участвуют, чтобы  получить документ для портфолио, к сожалению, норма сегодняшнего дня. С ней сталкиваются не только те, кто проводят выставки, но и организаторы вебинаров, конференций.

Вы описали ситуацию первого года, когда мы за всем этим наблюдали, выступая сторонними наблюдателями. Пытались поймать запрос людей: где они закрываются, где открываются. Что сделать, чтобы даже человеку, которого заставили прийти, было интересно?

Сейчас, с каждым новым салоном, мы лучше чувствуем  аудиторию. Оболочка выстроена, запрос принят. Даже люди, которые приходят за бумажкой на ММСО, пока получат ее, могут и по-настоящему увлечься процессом.

Придумали, например, механику: если человек регистрируется на салоне и суммарное количество проведенных часов больше четырех, то он получат свидетельство о «приращении знания», подписанное официальными органами.

—  Наверное, многие задаются вопросом, зачем очные выставки в пору новых технологий, зачем куда-то идти, если можно залезть на сайт и всю информацию получить?

— Может ли онлайн-общение заменить живое? Нет! Эмоция связана в первую очередь с живым контактом. Факт тактильного взаимодействия – это преимущество. Где еще будет возможность прийти и обнять любимого учителя, пожать руку лидеру образования, кумиру?

Мы понимаем, что мир движется вперед к цифровизации, и наша философия построена на комбинировании. Мы смешиваем стили и аудитории, выставку и бизнес-программу, онлайн и оффлайн-форматы, международных и отечественных гостей и экспертов. Создаем условия, которые редко в обыденной жизни встречаются. Поэтому получается необычно и интересно.

В нашей команде часто используется слово «сценарий», и мы отдаем себе в этом отчет. Надо видеть связующие линии в образовательном процессе и индустрии образования в целом. Ребенок-педагог. Ребенок-педагог-родитель. Педагог-родитель-управление образования. Там еще бизнес, некоммерческие организации....

Мы видим, что сейчас образование вышло за пределы стен. Оно уже не живет «в домике» - в детском саду, в школе, в институте. Оно вышло оттуда. Очевидно, что образование – это часть всего общества в целом. Так что наши сценарии необходимы затем, чтобы понять как рассматривать эту новую систему связей.

Мы называем ее «новая экосистема образования», где наша роль - создание условий для коммуникации. Про доступ участников к данным друг друга. Мы задаем направленность движения. Ведь что такое сценарий? Это осознанная траектория, где каждая из групп знает цель своего путешествия.

В прошлом году у нас было 19 профессиональных маршрутов, которые позволяли профессиональному сообществу друг с другом взаимодействовать. В следующем году на Московском салоне мы планируем удвоить их число.

— В социальной сети «Фейсбук» недавно состоялась дискуссия о том, что на выставках, форумах все очень любят говорить о будущем, о красивых проектах и планах, а это диссонирует с реальностью для многих педагогов. Получается, такие тусовки для своих?

— Когда мы готовили программу для Уфимского форума, спрашивали учителей прямо: «что вас волнует»? Да, это не проекты будущего. Прежде всего, эмоциональное выгорание, рутинная работа, когда не происходит творческого взаимодействия между учителем и учениками, отсутствие контакта молодых педагогов, только что пришедших на работу, и «старой гвардии».

Пусть так. Кто бы к нам ни попал, у него должна быть возможность выбрать. Кому-то не надо «этого вашего» искусственного интеллекта, будущего, электронного обучения, смешанного образования. А нужны права, обязанности, структура урока и про психологическую разгрузку.

Мы должны давать возможность разным клиентам получать желаемое. Плотно стоять на ногах – это необходимость, но и знать о будущем – такая же необходимость для выживания.

Представление о провинции как о людях зашоренных, на мой взгляд, – проявление высокомерия. В той же Башкирии есть огромный запрос на трансформацию.

Поэтому после Уфы мы продолжим свое путешествие. Следующий адрес  – Иркутск.

Сценарий 4. Профессия — родитель

— Максим, столько проектов и планов, легко ли быть при этом многодетным отцом, уделять всем своим четырем детям внимание?

— Когда у меня родилась вторая дочь, я, честно признаюсь, боялся, как смогу разделить любовь. Потом раз: пространство души и сердца расширилось, два: каждый получил независимое место. Появились другие дети, и всем хватает. Дети расширяют душу. И это самый лучший способ общения с внешним миром. Просто надо постоянно быть с ними.

Я уверен, что воспитание начинается с рождения. Все попытки родителей включиться в жизнь подростка, особенно попытки пап, когда раньше были только диалоги на уровне «сделал ли ты домашнее задание?», «пойди и принеси», бессмысленны. Ребенок в 13 лет тебя посылает, ты идешь к врачам и психотерапевтам, спрашивая у них: «что не так с моим ребенком?». Да не с ним не так, а с тобой.

Все конфликты в семье происходят из-за таких вот пропастей отсутствия включения. Из ребенка нельзя выключаться. Нет такой кнопки. Если ты проживаешь жизнь ребенка вместе с ним, так как с самим собой, – это правильное воспитание.

— А как быть с приемными детьми?

— Моя приемная дочь – мой ребенок. Я ни на секунду не думаю о том, что это не так, она вошла мне под кожу ровно настолько же, как и остальные. Когда я вживался в свою дочь, и она тоже приложила к этому огромные усилия, это было невероятно сложно  Это произошло не сразу. Ты начинаешь включать ребенка из другого мира в свой, особенно — взрослого ребенка (ей тогда было восемь лет). У нас были и культурные различия, и ментальные.

Родители, которые вспоминают про своих детей только в 13 лет, помните, что ваши дети – почти что приемные.

— В интервью вы как-то заметили, что родитель должен быть продюсером образования своего ребенка.

— Наше сознание как родителей тоже построено на сценариях и меняется в зависимости от эпохи. Сегодня модель, когда ты отдаешь ребенка, приходя в школу, учителю, а потом забираешь его как готовый продукт не работает, это прошлый век. Действительность такова: родителей надо погружать в образовательный контекст ничуть не меньше, чем любого педагога. Он должен быть в курсе, в теме, более того, у него должна быть своя образовательная траектория. Он должен как родитель расти. Об этом, кстати, часто говорит Александр Асмолов на своих лекциях: «Самая сложная профессия – быть родителем». И это профессия, как и любая другая, требует обучения.

У нас же в стране пока не сложилась картинка, что родитель – это профессия, пока мы существуем в парадигме: «дано от Бога/не дано». Это не так. Этому можно и нужно научиться. В рамках Салона образования мы, кстати, моделируем образовательную траекторию родителей для того, чтобы показать: где может быть приращение знаний и компетенций, чтобы ему в будущем было проще взаимодействовать с ребенком.

— Максим, а может так получиться, что вы повторите тот пятнадцатилетней давности сценарий и в случае непредвиденной ситуации снова уедете, чтобы перезагрузиться?

—  Вряд ли. Я очень редко смотрю одни и те же спектакли. Не люблю возвращаться в пик эмоций. Автостоп я уже попробовал. Надо закрывать одно и быть открытым к новому. Я готов.

Интересны истории тех, кто в авангарде процесса обучения и воспитания?

Подписывайтесь на канал «Лидеры образования»

 

pedsovet.org

«Не стоит ждать от детей взрослой реакции и обижаться на её отсутствие»

В этом году Московский международный салон образования пройдёт в четвёртый раз. Помимо полезных секций для педагогов, студентов и старшеклассников на ММСО-2017 появится и программа для родителей. Директор Салона Максим Казарновский рассказал «Мелу» о технологиях профессии «родитель», выборе образования и развитии диалога внутри родительского сообщества.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

У профессии быть родителем нет ФГОСов, то есть стандартов, и пока нет базы, которая помогла бы формулировать её принципы. При этом глупо спорить с тем, что родители оказывают серьёзное влияние на своих детей. Вероятно, этот процесс может быть структурированным и осознанным. Причём чем старше ребёнок становится, тем более продуманным должен быть этот путь. Кажется, что во многих семьях взаимодействие внутри просто не происходит: родители и дети живут своей отдельной жизнью. Я всегда старался сделать так, чтобы все мои четверо детей были встроены в любую сферу моей жизни. Они знают, что для меня они всегда на первом месте, а всё остальное строится для них и вокруг них. Это включение детей в общее пространство семьи я считаю своеобразной «технологией» родительской профессии.

Вторая «технология» профессии родителя — это умение наблюдать, понимать, меняться вместе с детьми на всех этапах их жизненного пути. Ты по-разному взаимодействуешь с миром маленького ребёнка, семилетней девочки или подростка, который первый раз влюбляется. Родитель должен понимать, что он сопровождает своего ребёнка в его изменениях, и должен быть способен меняться вместе с ним. Мне кажется, что основа философии любой семьи, не только многодетной, — это представление о семье как о команде, каждый из членов которой развивается в общении с другими.

В 2017 году Московский международный салон образования (ММСО) пройдёт с 12 по 15 апреля в 75-м павильоне ВДНХ. Вход на все лекции и программы ММСО свободный, необходима предварительная регистрация. Подробная информация и программа каждого дня — на сайте ММСО.

За семнадцать лет своего отцовства я стал мягче. Помню, как мне хотелось влиять на жизнь старшей дочери Сони: я подходил к вопросу её развития очень ответственно и за это ждал от неё отдачи, рассчитывал на обратную связь. Но с детьми это не работает: не стоит ждать от них взрослой реакции и обижаться на её отсутствие, это просто нужно принимать. Сейчас мне удалось сгладить категоричность в своих ожиданиях от детей: я понимаю, что главное для меня — дать им тепло и любовь и не превращать это в конкретные ожидания.

Максим Казарновский с дочкой Евой

Родитель отвечает за образование ребёнка, и здесь речь идёт о том, как можно помочь ему сориентироваться в том глобальном мире, в котором он существует.

Родитель должен понимать, чем живёт ребёнок, с которым они вместе двигаются вперёд, и, опираясь на это, строить его воспитание и образование

Один из конкретных примеров из моей жизни — это gap year моей старшей дочери (Gap year — это год, который берётся на отдых перед поступлением в вуз — Прим. ред.). Соня поступила в школу в шесть лет и оказалась в выпускном классе младше всех на два года ещё и потому, что перепрыгнула в какой-то момент через класс. В тот момент у неё ещё не было ярко выраженных интересов, которые могли бы ей помочь принять решение о своём будущем. Мы поняли, что не можем навязывать ей свои представления и не хотим идти по социально ожидаемой схеме «ребёнок после школы должен обязательно поступить в вуз». Мудрым решением и стал этот год передышки, в течение которого мы предложили Соне попытаться определиться с направлением и организовали её участие в разных образовательных и волонтёрских проектах. Однако решение неожиданно пришло не благодаря, а вопреки: довольно свободный режим этого года показал Соне, что она по сути оказалась выключенной из новой социальной жизни, которую уже вели в тот момент её одноклассники. Это понимание подтолкнуло её и помогло понять, где и чему ей хотелось бы учиться. Сразу появилась мотивация, и в результате Соня хорошо сдала экзамены и поступила в Высшую школу экономики на культурологию. Но для того, чтобы дать ей свободу и пространство для манёвра, нам, родителям, эту необходимость нужно было осознать.

О том, что такое быть родителем сегодня и как родитель может влиять на образование своего ребёнка, мы будем говорить на Салоне: в этом году мы хотим усилить роль Салона во взаимодействии с родительским сообществом. Поэтому родительская программа в этот раз представляет собой сценарий поиска ответов на конкретные запросы современного родителя. Салон — это полезный инструмент, что означает, что на его площадке мы аккумулируем ту экспертизу, которая сегодня существует на рынке, и знакомим с ней родителей. На Салоне мы «приоткрываем» ключевые темы и хотим мотивировать всех, кто в этом заинтересован, продолжить диалог за пределами этой площадки, показав, с кем и как об этом можно говорить. Так родитель поймёт, куда ему бежать, чтобы получить ответы на вопросы, которые его волнуют.

Ключевые запросы, которые мы видим со стороны родительского сообщества, касаются школы и того, что должна, а чего она не должна давать. Раньше школа занималась всем: и воспитанием, и передачей знаний; родители ожидали, что на выходе из школы их ребёнок будет полностью готов к взрослой жизни.

Сегодня ту картину мира, которую родитель хотел бы получить для своего ребёнка, школа практически не даёт

Мы попробуем определить, где сейчас эта граница, на которой заканчивается ответственность школы и начинается ответственность семьи, и наоборот. Второй запрос касается выбора будущего для подростка: мы хотим понять, может ли школа помочь ребёнку осознанно выбрать профессию или это задача родителя. Для этого нужно ответить на вопросы о том, должна ли школа создать условия для успешности каждого ребёнка или возможность выбора должна обеспечиваться семьёй.

На ММСО-2017 будут говорить о том, что такое быть родителем сегодня и как родитель может продюсировать путь в образовании своего ребеёка / Фото: mmco-expo.ru

В этом году мы попробуем поднять на Салоне темы, о которых до сих пор не говорят в школе: это в первую очередь тема сексуального воспитания подростков. Ещё одна проблема, масштаб и реальные трагичные результаты которой стали в последний год очевидными, — это причины подростковых суицидов. И скорее всего, это проблема уже не школы, а семьи: ребёнок, с которым о его состоянии не говорят ни в семье, ни в школе, просто не знает, куда ему идти. Здесь становится очевидным ещё один важный вопрос: что делать, когда обрывается диалог внутри семьи, и, если его там нет совсем, может ли его «подхватить» школа? Это опять возвращает нас к необходимости разговора о профессии родителя в целом: что мы, современные родители, должны знать и уметь и как могли бы описать эти знания друг для друга. На мой взгляд, это предмет для большого обсуждения.

Что ждёт российское образование в 2017 году

Моя главная цель как директора Салона — разобраться в современной экосистеме образования и быть полезным для общества качеством и результатами этого разбора. Если команда, которая делает Салон, выстроит систему, которая поможет разобраться другим, это будет полезно для каждого пришедшего на Салон. Ключ к этому — эмпатия, умение понять запросы той аудитории, для которой мы работаем. На Салоне мы стараемся прочувствовать потребности и проблемы всех тех, кто стремится получить сегодня качественное образование, и в соответствии с их интересами выстроить четыре дня его работы.

В этом году «Родительская лига» совместно с «Мелом» впервые проводит в рамках ММСО Субботний фестиваль для детей и родителей. За новостями и текстами об ММСО можно следить с помощью специального тега.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

8 способов подтолкнуть ребёнка к профессии, которая ему подойдёт

Почему нельзя насиловать детей лишними знаниями

9 самых плохих советов по воспитанию детей

mel.fm

Новости

16 Апрель 2018

МОСКВА, 16 апр — РИА «Новости». В преддверии V Московского международного салона образования (ММСО 2018) директор Московского международного салона образования Максим Казарновский рассказал корреспонденту проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» об основных особенностях организации Салона этого года, изменениях в составе его аудитории и новой географии.

– Максим Сергеевич, что нового готовит ММСО-2018? Какие особенности отличают его от предыдущих форумов? Чего ждать педагогам, абитуриентам, представителям экспертного сообщества, чиновникам на этот раз?

– В прошлом году мы проводили опрос среди посетителей Салона, который показал, что для 73 процентов из них Московский международный салон образования стал ключевым событием 2017 года. В прошлом году форум посетили восемьдесят четыре региональные делегации. Мы чувствуем, что в этом году у аудитории есть большие ожидания от Салона, и это накладывает на нас большую ответственность. Если раньше это казалось некоторым экспериментом, стартап-гипотезой, то сейчас становится ясно: Салон — это не эксперимент, а мощная традиция.

Мы формируем 22 индивидуальных сценария работы с нашей аудиторией, с каждой группой посетителей мы ведем глубокий, детализированный и последовательный разговор. В момент регистрации посетитель заполняет очень подробную анкету. Автоматическая система анализирует данные и предлагает каждому гостю индивидуальный маршрут в соответствии с его целями и интересами.

Формирование индивидуальной траектории отражает тот запрос, который существует сегодня в образовании в целом. Индивидуальная траектория способствует профессиональному развитию, формированию личного взгляда на образование и школьного педагога, и школьника, и управленца, помогает сориентироваться в огромном массиве мероприятий, которых в этом году более тысячи, и сделать свое посещение максимально эффективным.

– При слове «образование» многие почему-то тотчас переводят разговор на технику. Но не кажется ли вам, что именно сочетание живого и онлайн-общения и привлекает на Салон такое грандиозное число людей? Они приезжают, чтобы познакомиться, обменяться идеями, обзавестись деловыми контактами. Или «живое» вторично по отношению к «железу»?

– У нас есть видение этих процессов. Мне кажется, что споры на тему, уйдут ли все выставочные форумы и мероприятия в онлайн, упразднив живое общение, возникают ради умышленного обострения темы. В реальности люди, которые занимаются организацией подобного рода мероприятий, хорошо понимают: техника не самоцель, а только инструмент.

При проникновении «цифры» в нашу жизнь запрос на личное общение, на обмен энергией, живое рукопожатие возрастает многократно. Есть ощущение, что общаясь лично, мы взрослеем, становимся глубже, интереснее, разнообразнее. Этого никогда не заменят виртуальные способы коммуникации. Создание открытых офлайн-площадок живого общения — это наша компетенция и фокус. Мы умеем это делать и будем продолжать. Цифровые технологии, безусловно, внедряются, но только для того, чтобы сделать неформальное общение более комфортным, продуктивным, а не подменить его некой «параллельной» реальностью.

В этом году представительство делегаций из регионов сильно увеличивается. Например, из Иркутской области на Салон приезжают восемьдесят представителей, почти весь топ-менеджмент образования области. Формат и концепция Салона становятся для регионов очень важными. Мы накопили опыт и экспертизу международного уровня и готовы выводить в регионы федеральных экспертов и представителей бизнеса, помогать создавать пространство для коммуникации с местным профессиональным сообществом, целевой аудиторией. В 2018 году запланированы два региональных Салона: Байкальский международный салон образования, который пройдет в ноябре, и Уфимский международный салон образования, намеченный на октябрь.

Всего за 2018 год мы планируем запустить 12 региональных Салонов.

– Ну а пока коллеги едут на форум издалека, преследуя, в том числе, и сугубо прагматичные цели. Каковы они?

– Салон — это палитра сценариев. Подписание деловых соглашений, соотнесение своей экспертной позиции с позициями экспертов федерального и международного уровней, представление презентаций своих проектов, нахождение новых контактов, знакомство с современными технологиями, — в этой палитре у каждого участника много составляющих.

По нашим ощущениям, регионы приезжают к нам с запросом на полисценарность и поле возможностей. И Салон по факту — это коммуникационный хаб. Чем больше сервисов, вариантов поведения в этом пространстве мы предлагаем, тем с большим любопытством и стремлением поедут сюда регионы.

Источник: РИА Новости https://ria.ru/sn_edu/20180416/1518756382.html

mmco-expo.ru

В современном мире нужно быть «продюсером» своего образования

Московский международный салон образования (ММСО) — это экспертная дискуссионная площадка, организованная Министерством образования и науки РФ. В отличие от многих государственных инициатив, она рассчитана на разговор об образовании популярным языком, чтобы быть интересной главным потребителям этого рынка — учащимся (от мала до велика) и их родителям.

В 2016 году ММСО пройдёт с 13 по 16 апреля. По замыслу организаторов, событие сохранит свой универсальный характер: как и в прошлые годы, оно затронет все ступени образования (в том числе послеуниверситетскую) и совместит деловую составляющую с развлекательно-познавательной. При этом анонсируется, что Салон поднимет множество острых для российского образования тем. Первый день работы ММСО будет посвящён обсуждению современных навыков, которые должны формироваться в школе, детском саду, вузах и в сфере дополнительного образования — какие они, как их оценивать и как конструировать новые учебные программы. Мы же перед открытием Салона публикуем серию интервью с экспертами и организаторами — чтобы вы были в курсе проблем и их решений.

Вице-премьер РФ Ольга Голодец на ММСО-2014

Источник: 2014.ммсо.рф

Руководитель проекта Максим Казарновский прокомментировал, какие мировые тенденции в образовании нельзя игнорировать, как меняется матрица взаимоотношений родителей и детей и как это влияет на программу мероприятия.

Отец четырёх детей с экономическим образованием и привычкой учиться

Так получается, что Московский международный салон образования аккумулирует мой предыдущий жизненный опыт. То, что каждый должен уметь управлять своим образованием, понимать, какие возможности оно даёт — для меня не просто слова.

Сам я дипломированный экономист-международник и всю свою жизнь продолжаю заниматься образованием. В 2000 году окончил экономический факультет РГГУ по специальности «Мировая экономика». Позже была  Стокгольмская  Школа Экономики (SSE) с насыщенной программой MBA и бесчисленное множество курсов повышения квалификации по построению финансовой стратегии, управлению проектами, государственными и муниципальными заказами. Все эти знания я применял на практике, работая в Центре фестивальных программ Департамента образования города Москвы, в Мосгорфесте, во Всероссийском центре художественного творчества» при Министерстве образования и науки РФ.

В 1998 году мы с моим отцом, Сергеем Казарновским, открыли первую в Москве школу для одаренных детей, Центр образования №686 «Класс-Центр». Я получил должность заместителя директора и занимался продюсированием постановок детских спектаклей, руководил разработкой бизнес-плана и даже занимался проектной документацией по реконструкции центра и прилегающей территории (строительства аквапарка, уличного театра, благоустройством территории).

Джазовый оркестр Центра образования Сергея Казарновского «Класс-Центр». Среднее образование здесь связано с музыкой и театром.

Так я получил опыт развития образовательной структуры. А моей основной деятельностью последние годы был event-management.  Мы с командой занимались организацией и проведением крупных городских и федеральных мероприятий, и постепенно пришли к тому, чтобы делать ставку на содержание, не только на организацию процесса.

Кроме того, у меня четверо детей. Конечно, я хочу, чтобы их самые смелые мечты о будущем стали реальностью, и понимаю, как много зависит от того, где, как и чему они будут учиться. Как видите, я лично заинтересован, чтобы наша система образования была конкурентноспособна. 

Глобальные темы Московского международного салона образования – 2016

Инклюзия в образовании не на словах, а на деле

В этом году мы представляем полномасштабную макро-картину образования, делая акценты на инклюзию, послеуниверситетское образование, выбор профессии и роль родителей в жизни и процессе обучения детей.

Говорить об инклюзивном образовании важно и нужно без теоретизирования и «деликатной» полемики. Чтобы скандалы, подобные тому, что недавно произошел с сестрой Натальи Водяновой или с девочкой с синдромом Дауна в одной из московских школ, больше не имели бы место.

Новые образовательные технологии — для тех, кто самостоятельно продумывает свой образовательный маршрут

Кроме того, мы затронем тему образования после магистратуры, потому что хотим сделать Салон не только площадкой для профессиональной аудитории, но и по-настоящему общественным мероприятием. Хотим привлечь широкую аудиторию — мыслящих людей, для которых стремительно развиваются и новые образовательные технологии, такие как образовательные онлайн-платформы: «Coursera», «EdX», «Лекториум», «Универсариум», «Национальная платформа открытого образования» и другие. Востребованность этих ресурсов со стороны пользователей и посетителей прошлогоднего Салона говорит о необходимости подобного продукта, нового подхода к самой системе.

Итоги ММСО-2015

Профориентация: от выбора учебного заведения до начала карьеры

В новом году мы станем более практико-ориентированными и намерены поднимать не только прикладные, но и довольно острые темы.  В частности, ещё один акцент в программе Салона будет сделан на выборе будущей профессии.  

Мы сейчас наблюдаем некий тренд — крупнейшие работодатели, авторитетные ВУЗы, образовательные учреждения борются за студентов, будущих квалифицированных сотрудников буквально со школьной скамьи. И школе в этом смысле пока приходится непросто. Педагогам всё ещё сложно свободно ориентироваться и быстро реагировать на изменения.  

Поэтому на Салоне в 2016 году десятки работодателей представят студентам колледжей и вузов программы стажировок и вакансии для молодых специалистов. В этом году на Салоне будут представлены очень качественные проекты московских колледжей. Мы выделим для них кластер профобразования. Отдельно будут представлены и ВУЗы.

Источник: mmco-expo.ru

Будет ещё большой проект — форум «Карьера». Его программным директором станет Алёна Владимирская, один из самых известных хедхантеров русскоязычного интернета, которая руководила проектом Работа.ру, возглавляла рекрутинг Mail.ru, после чего основала собственное кадровое агентство PRUFFI. Она будет курировать на форуме и вопросы профобразования.

Надо сказать, что к вопросам карьеры я тоже имею личное отношение. В 1991 году, будучи десятиклассником, я организовал первую в России детскую биржу труда — «Класс-биржу», которая помогала подросткам находить работу по силам и возможностям.

Ответственность родителей за образование детей

Отдельная часть программы Салона всецело ориентирована на родителей. Это важный момент, который нельзя игнорировать — ответственность родителей за образование своих детей. Канули в прошлое времена, когда родитель отдаёт ребенка в школу и ждет на выходе «готовый продукт». Сейчас ответственный родитель должен стать продюсером образования своего ребёнка. Тем более что выбор направлений для приложения родительских сил довольно широкий. Есть много частных и государственных проектов, программ дополнительного образования на таких успешных площадках как Политех, ЗИЛ, Москвич. Эти проекты по-другому разговаривают с ребёнком о стандартных вещах. Школа сегодня, к сожалению, сильно запаздывает в изменениях.

Родители должны понимать, что происходит в образовании, и помогать детям сориентироваться во всём этом многообразии. Я совершенно убеждён, что качество образования зависит от родительской вовлечённости в процесс. 

Летние каникулы — время для образования

Эта проблема осознаётся многими: за три летних месяца дети основательно забывают школу, а значит, львиная доля первой четверти уходит на то, чтобы восстановить утерянные навыки. Поэтому сознательные родители стараются сделать так, чтобы каникулы были наполнены познавательной активностью. Сегодня практически все летние лагеря модернизируют своё предложение детского отдыха и интегрируют в него образовательные программы. На выставке летнему отдыху детей будет посвящён раздел «Пятая четверть».

Учиться нужно всем

Учителя, преподаватели, сотрудники органов управления образования всех уровней тоже должны быть готовы учиться и «обновлять» свою картину мира. Для них на Салоне будут представлены программы дополнительного образования и повышения квалификации.

Посетители Салона в 2015 году приняли участие во всероссийской акции «Тотальный диктант»

Источник: mmco-expo.ru

Часто учителя просто не успевают отслеживать появление новых технологий и разбираться с методиками их применения. Чтобы им помочь, мы уделим особое внимание школьной повседневности — от интерактивных досок до современного спортивного инвентаря. Ведь главная задача, которую мы ставим перед Салоном — сориентировать посетителей в том, что предлагается сегодня в сфере образования.

3 марта 2016, 12:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Образовать будущее

— Центральная тема ММСО в этом году — новая экосистема образования. Почему тема стала актуальной в 2017 году?

— Наша команда исходила из того, что в последнее время возникли новые связи между участниками образовательного процесса. Например, в результате реформ Департамента образования Москвы появилась новая система отношений между школой, детским садом, учреждениями дополнительного образования и вузами. В то же время активно развивается негосударственный сегмент дополнительного образования с новыми «игроками» и, как следствие, новыми сложностями. Мы обсудим специфику лицензирования образовательных программ и коммуникации со школами. А зарубежным партнерам, которые только начинают сегодня работать в России, будет полезна дискуссия о госзакупках в образовании — ее проведет Министерство промышленности и торговли РФ. Таким образом, речь будет идти о взаимодействии сразу всех элементов экосистемы.

— ММСО проходит в четвертый раз. Как за это время поменялась аудитория, на которую ориентируется Салон? Кому в большей степени вы интересны сейчас?

— Первый Салон был выставкой образовательных технологий, которая имела конкретный профессиональный ориентир: в ней принимали участие компании-производители оборудования, софта, мебели, школьной формы. За три года наша команда поняла, что выставка как пространство квадратных метров сегодня никому не интересна. Поэтому Салон стал открытым форумом для обсуждения главных трендов сферы образования. Три дня программа рассчитаны на профессиональное сообщество, один — на широкую аудиторию. В этом году Салон будет особенно полезен родителям. Современные взрослые очень активно включаются в обсуждение главных вопросов образования, потому что вместе с детьми выбирают траекторию обучения и фактически продюсируют их будущее.

— Какие еще темы выбраны для обсуждения в этом году? Как формировалась программа ММСО?

— С декабря на нашем сайте был открыт прием заявок для участия в Салоне: в этом году мы получили более полутора тысяч заявок и тем, которые волнуют профессиональное сообщество. Предложения приходили как от воспитателей детских садов, так и от ректоров вузов, потому что Салон представляет собой, по сути, карту образования и отражает все процессы в этой области.

Мы старались выбирать темы, которые еще не были затронуты в течение года. С другой стороны, у нас конкретные запросы, например педагогического сообщества (права учителя, регулирование репетиторской деятельности и оказания платных услуг), соединяются с обсуждением глобальных процессов в сфере образования. На Салоне в этом году мы запускаем спецпроект «Образ будущего в образовании» — представители власти, эксперты, инвесторы и разработчики технологических решений обсудят, как будет выглядеть образование для первоклассника, который закончит школу через одиннадцать лет.

— Как сегодня в России можно эффективно продвигать образовательные инициативы и привлекать спонсоров?

— Я думаю, что сейчас на фоне не очень высокой активности в бизнесе и в экономике в целом взаимодействие с инвесторами и спонсорами осуществляется достаточно непросто. Есть ощущение, что инициаторы образовательных проектов в большей степени ориентированы на поиск венчурных инвестиций и создание реально работающих бизнес-моделей. Среди проектов, которые выросли из стартапов в большой успешный бизнес, — «Учи.ру», «Нетология», Maximum. На Салоне специально для молодых образовательных проектов будет отведена Аллея стартапов — отдельное пространство, на котором каждый день лидеры проектов показывают свои разработки представителям бизнеса и инвесторам. Скажем так, если образовательный бизнес-проект хочет «зайти» на рынок, то Салон — именно то место, где ему нужно оказаться в апреле.

— В этом году ММСО пройдет под патронатом ЮНЕСКО. Какие перспективы это сотрудничество открывает перед Салоном? Как оно повлияет на программу?

— Эгида ЮНЕСКО — это знак качества. В архитектуре эгида присваивается после многосторонней оценки значимости объектов культурного наследия, которую проводит специальная комиссия. В нашем случае речь шла о стороннем аудите, который проводили специалисты ЮНЕСКО: мы его выдержали и получили признание тех усилий, который вкладывает Салон в развитие образования. 13 апреля пройдет форум министров образования стран-членов ЮНЕСКО «Образование как основа эффективной политики по формированию устойчивости детей и молодежи к идеям радикализма, экстремизма и насилия». За сложным названием кроется разговор о том, каким должен быть гражданин мира XXI века.

— Гостями Салона станут и другие международные организации. Какие эффективные образовательные схемы к нам приходят извне, и наоборот, что из нашей системы заимствуют другие страны?

— Российское образование сегодня является частью глобальных процессов, поэтому уже не всегда можно выстроить четкую цепочку — что откуда пришло. Сегодня в России стало активно развиваться онлайн-образование и смешанное обучение. В рамках спецпроекта «Профориентация» мы вместе с международными организациями обсудим профессии будущего. Каким должен быть биолог, медик или химик, который начинает свою карьеру сегодня? Каким новым профессиям станут обучаться? Например, все большую популярность в России приобретает киберспорт: только представьте, что уже 10 млн школьников сегодня так или иначе вовлечены в это, хотя инфраструктура пока не готова. В Вятском университете со следующего года открывается факультет, на котором будут готовить тренеров, менеджеров, судей для киберспорта.

— Насколько сейчас котируется российское образование за рубежом? Чего, по вашему мнению, ему не хватает, чтобы выйти на новый уровень?

— Специфика развития российских вузов в том, что они достаточно сильно зависят от государственного финансирования. Хотя и очевидно стремление государства участвовать в процессе их модернизации: на Салоне будет представлен приоритетный проект российского правительства, который реализует Минобрнауки России, — «Вузы как центры инноваций». Сейчас мы наблюдаем, как российские вузы постепенно становятся пространством не только передачи знаний, но и генерации предпринимательских проектов, которые востребованы бизнесом. Это концепция «Университет 3.0». Гипотеза нашей команды заключается в том, что, взаимодействуя с бизнесом, российские опорные вузы могут стать ключевыми игроками в развитии своих регионов.

— Сколько нужно времени, чтобы новые схемы, которые внедряются в столице, прижились в регионах? Есть ли регионы-прогрессоры?

— Глубокое погружение в региональную политику в области образования — одна из ключевых стратегий Салона в этом году. Но я бы не говорил здесь о схемах: скорее, речь идет о подходах к адаптации уже существующего опыта. В Москве эти процессы протекают в условиях тесного взаимодействия профессионального сообщества и городской власти. Среди реформ, которые сейчас реализуются в столице, — внедрение IT-технологий в процесс обучения, интеграция дополнительного образования в систему общего образования, развитие профильных медицинских и инженерных классов. За пределами столицы такие примеры можно найти не везде. На Салоне будут 46 делегаций из российских регионов: они представят свои успешные кейсы и посмотрят, можно ли учесть опыт Москвы на местах. 

Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования

Максим Казарновский

Московский международный салон образования

Родился в 1976 году. В 2000 году окончил экономический факультет РГГУ по специальности «Мировая экономика». Закончил MBA Стокгольмской школы экономики  (SSE), где изучал построение финансовой стратегии, управление проектами, государственными и муниципальными заказами. До 2012 года занимался событийным бизнесом, связанным с организацией крупных городских театрально-концертн ых мероприятий. Руководил Центром фестивальных программ Департамента образования города Москвы («Мосгорфест»). С 2015 года — д иректор Исполнительной дирекции Московского международного салона образования,  директор по развитию Всероссийского центра художественного творчества при Министерстве образования и науки РФ, сооснователь школы «Класс-центр», сейчас председатель управляющего совета. Женат, воспитывает четырех детей. 

expert.ru


Смотрите также