Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Маргарита наваррская биография


Маргарита Наваррская - краткая биография, факты, личная жизнь

Маргарита Наваррская – французская принцесса, королева Наварры, писательница, одна из первых в своей стране - была уроженкой Ангулема, где родилась 11 апреля 1492 г., и являлась продолжательницей ангулемской ветви династии Валуа; ее родителями были Карл Ангуленский и Луиза Савойская.

В 1509 г. Маргарита вышла замуж за принца Карла IV Алансонского, однако их брак продлился недолго, т.к. муж скончался спустя короткое время после битвы при Павии. Вторично она вышла замуж 18 августа 1527 г., ее супругом стал король Наваррский Генрих д'Альбре. Их вступление в брак ознаменовало собой наступление перемирия между гугенотами и католиками.

Будучи сестрой французского короля Франциска I Валуа, Наваррская через всю жизнь пронесла любовь к брату и верность ему. Когда в битве при Павии войска потерпели поражение, она ездила добиваться его освобождения в Мадрид. В 1543 г. происходит крупное событие в ее биографии: она стала самостоятельной правительницей, в ее владении оказалось маленькое королевство, находившееся между Испанией и Францией.

Ее мировоззрение в значительной степени формировалось под влиянием людей, с которыми она состояла в переписке, – протестантом Лефевром д'Этапль и епископом Мо Гийомом Брисоннэ. Двор французской принцессы превратился в центр, вокруг которого сосредотачивались люди искусства, науки, литераторы, гуманисты; яркие личности эпохи Возрождения – Эразм Роттердамский, Маро и др. - всегда могли рассчитывать на ее гостеприимство и поддержку. Под ее крылом собирались вольнодумцы, поэты, представители различных поэтических школ, среди которых было немало таких, чье творчество не одобрялось церковью.

Королева Наваррская была одной из образованнейших представительниц прекрасного пола своего времени, владела латынью и, скорее всего, греческим языком. Она не просто предоставляла талантливым людям свое покровительство, но и в значительной степени влияла на мировоззрение, творческую деятельность многих выдающихся современников. В некотором смысле ее можно назвать «прародительницей» владелиц литературных салонов, которых немало появится в XVII-XVIII вв.

Была она и одной из первых французских писательниц. Вышедший в 1531 г. стихотворный сборник под названием «Зерцало грешной души» был крайне неодобрительно встречен представителями Парижского университета: теологи Сорбонны признали сочинение еретическим, и под суд инквизиции ее не отдали лишь благодаря высокому социальному статусу. В поэтических строках красной нитью проходил выдвинутый Лютером тезис об оправдании верой. Последующие произведения - пьесы в жанре моралите - вызвали сходную реакцию.

Маргарита Наваррская как писательница прославилась на весь континент благодаря своей книге «Гептамерон» («Семидневник» по-гречески). Написанная в духе французского Ренессанса, она состояла из 72 новелл, написанных как подражание «Декамерону» Боккаччо: разбитые по дням недели, семь циклов состояли из коротких, веселых, озорных, но в то же время поучительных рассказов. В 1558 г. они были опубликованы как «История о счастливых любовниках».

Творческое наследие Маргариты Наваррской включает в себя также «Мемуары», в которых писательница, главным образом, восхваляет собственные достоинства, а также письма, являющиеся образчиком изящного стиля.

Скончалась королева Наварры 21 декабря 1549 г. в Одосе, неподалеку от Тарба.

Биография из Википедии

Маргари́та Нава́ррская (фр. Marguerite de Navarre; 11 апреля 1492, Ангулем — 21 декабря 1549, Одос, близ Тарба) — французская принцесса, сестра короля Франциска I, одна из первых женщин-писательниц во Франции. Известна также как Маргарита де Валуа (фр. Marguerite de Valois), Маргарита Ангулемская (фр. Marguerite d’Angoulême) и Маргарита Французская (фр. Marguerite de France).

Происходила из Ангулемской ветви династии Валуа. Сестра французского короля Франциска I Валуа. В 1509 стала женой принца крови герцога Карла IV Алансонского, умершего вскоре после битвы при Павии, а в 1527 году вышла вторично замуж за Генриха д’Альбре, короля Наваррского. Дочь — Жанна д'Альбре. Бабушка будущего короля Генриха IV.

Генрих II Наваррский

Маргарита Наваррская всю жизнь отличалась большой преданностью своему брату, ездила в Мадрид хлопотать об его освобождении после поражения при Павии.

Большое влияние на её мировоззрение оказали протестанты Лефевр д’Этапль и епископ Мо Гийом Брисонне, с которым Маргарита поддерживала переписку. Двор Маргариты был важным центром французского гуманизма.

Маргарита Наваррская покровительствовала Гийому Бюде, Клеману Маро, Деперье и другим литераторам. Сама она знала латынь (и, возможно, греческий язык) и оказывала большое влияние на многих выдающихся людей того времени; в этом отношении она была предшественницей хозяек литературных салонов XVII—XVIII в.

Творчество

Маргарита Наваррская (рисунок Дюмонтье по картине Клуэ)

Двор Маргариты в городе Нераке был одним из центров литературы, науки и искусства Западной Европы. Прекрасно образованная, одарённая поэтическими способностями, королева привлекала к себе поэтов разных школ, гуманистов и вольнодумцев, преследуемых Церковью. Её покровительством и гостеприимством пользовались светочи европейского Возрождения — Клеман Маро, Деперье, Эразм Роттердамский.

При дворе Маргариты Наваррской был сделан перевод с латинского книги «Деяния датчан» Саксона Грамматика, содержащей повествование о Гамлете, принце датском, которым воспользовался Шекспир для создания своей пьесы.

Сочинения Маргариты Наваррской отражают характерный для неё напряжённый религиозно-этический поиск и сочетают медитативность, а подчас и мистицизм с некоторой суховатостью стиля. Резкое неприятие со стороны Сорбонны вызвала поэма «Зерцало грешной души» (Le Miroir de l’ame pecheresse, 1531), в которой нашёл отражение лютеранский тезис об оправдании верой; версификация поэмы напоминает о традициях Петрарки. Отголоски дискуссий между Эразмом и Лютером о свободе воли слышатся в «Диалоге в форме ночного виде́ния» (Dialogue en forme de vision nocturne, 1524, опубл. 1533). Кончине Франциска I посвящена насыщенная реминисценциями из апостола Павла и Платона поэма «Корабль» (Le Navire, 1547). Среди других сочинений: «Комедия, сыгранная в Мон-де-Марсане» (La Comédie de Mont-de-Marsan, 1548); обширная переписка с братом и другими лицами (опубликована в 1841). Даже фарс «Больной» (Le Malade, 1535—1536) завершается в духе прямолинейного религиозного наставления. Бо́льшая часть стихотворений Маргариты вошли в состав сборника «Перлы перла принцесс» (Marguerites de la Marguerite des princesses, 1547).

«Гептамерон»

Самое известное сочинение Маргариты носит светский характер и во многом выпадает из её литературного наследия. Это сборник из семидесяти двух новелл «Гептамерон» («Heptaméron», по-гречески «Семидневник»), написанных под влиянием «Декамерона» Боккаччо и впервые опубликованных под заголовком «L’histoire des amants fortunés» без указания имени автора после кончины Маргариты, в 1558 г.; полная, без идеологических купюр версия вышла только в 1853 г.

«Гептамерон» состоял из 72 новелл, веселых и поучительных, разбитых на семь циклов, охватывающих семь дней недели. В первый день знатные дамы и господа, собравшиеся, как и у Боккаччо, вместе, рассказывали о том, «какие проделки совершали женщины, чтобы обмануть мужчин, и мужчины, чтобы обмануть женщин». Во-второй — «о том, что каждому пришло на ум»… В седьмой — «о тех, кто поступил так, как ему не следовало поступать». Беседы оказавшихся временно изолированными от мира кавалеров и дам, от имени которых ведутся рассказы, представляют не меньший интерес, чем сами новеллы — психология рассказчиков раскрыта куда обстоятельнее, чем у Боккаччо. В этих учтивых и вместе с тем очень живых беседах заметно влияние «Книги о Придворном» Кастильоне.

Принято считать, что прототипы рассказчиков — близкие Маргариты: Генрих д’Альбре (Иркан), её мать Луиза Савойская (Уазиль), а саму себя писательница, возможно, запечатлела в образе Парламанты. Но это лишь одна из имеющихся трактовок системы образов обрамления «Гептамерона».

Книга имела большой успех у публики. Маргарита достоверно и проницательно описала нравы высшего общества своего времени, отстаивая в то же время гуманистический идеал человеческой личности. При всем разнообразии сюжетов основное место в «Гептамероне» занимают любовные истории, причём любовь трактуется в духе неоплатонизма. Характерная для некоторых из рассказанных Маргаритой любовных историй трагическая интонация предваряет прозу конца XVI — начала XVII веков.

Page 2

Сделано в Молдове 2016 - 2019 © Баласанов Андрей ГургеновичСайт создан и развивается на благо человечества. Разрешается и поощряется перепечатывание и распространение материалов этого сайта.

worldofaphorism.ru

Королева Маргарита Наваррская: история жизни и интересные факты :

14 мая 1553 года в Сен-Жерменском дворце произошло важное государственное событие – Екатерина Медичи, жена короля Генриха II, благополучно разрешилась десятым ребёнком. Им оказалась дочка (третья в их семье) – будущая королева Маргарита Наваррская, ставшая прообразом героини бессмертного романа Александра Дюма, чья реальная жизнь мало чем уступала фантазии знаменитого писателя.

Юная наследница рода Валуа

Известно, что с ранних лет она отличалась редкой красотой, острым умом и независимым нравом. Появившись на свет в расцвет эпохи Ренессанса, Маргарита получила образование, соответствовавшее духу времени – изучала испанский, итальянский и древнегреческий языки, прекрасно знала латынь, философию, литературу, а также сама пробовала писать.

В ней рано проснулась чувственность, о чём свидетельствовал бурный роман, пережитый шестнадцатилетней принцессой с герцогом де Гизом. Однако их отношениям не суждено было завершиться браком – рука наследницы рода Валуа была слишком важным козырем в политической игре европейских престолов.

Испорченная свадьба

Вначале её хотели выдать за испанского наследника, затем за португальского, но в итоге женихом принцессы стал лидер французских гугенотов (протестантов) и король Наварры Генрих де Бурбон. Этим браком родители пытались установить хотя бы видимость мира в стране, постоянно раздираемой религиозными войнами между католиками и протестантами.

Свадьба состоялась, но не принесла желаемого мира. Напротив, её завершением стала страшная и кровавая Варфоломеевская ночь, в которую католики уничтожили более 30 тыс. гугенотов – единоверцев и политических союзников молодого супруга. В результате для спасения жизни ему прямо с брачного ложа пришлось, покинув Париж, бежать в родовой наваррский замок.

Маргарита Наваррская, всячески содействовавшая мужу в организации побега, отказалась, тем не менее последовать его примеру и даже, подвергая себя опасности, спасла от гибели несколько дворян-протестантов. Проявила она твёрдость духа и воспротивившись требованиям многочисленных родственников, настаивавших на расторжении брака.

Супруги и политические партнёры

Разлучённая с Генрихом буквально в день свадьбы, но юридически получившая права и титул королевы Наварры, Маргарита, пробыв в Париже почти год и дождавшись, пока утихли страсти, отбыла в наваррскую резиденцию Нераке, где всё это время скрывался её супруг. Там, в окружении блестящего двора, Маргарита Наваррская выполняла обязанности политической посредницы между своим братом, занявшим к тому времени французский престол под именем Генриха III и собственным мужем.

Успех возложенной на неё миссии во многом зависел от того, насколько доверительными и тёплыми были отношения между супругами, но тут-то и портила дело чрезмерная чувственность королевы, толкавшая её в объятия то одного, то другого любовника. Муж, также не отличавшийся пуританским нравом, смотрел на похождения жены сквозь пальцы, но это не могло не вносить отчуждение в их отношения, а следовательно, ослабляло её влияние как политической посредницы.

Унизительный выговор

Одно из подобных приключений – бурный роман с маркизом де Шанваллоном - стало известно Генриху III. За это Маргарита, получила от него выговор во время своего очередного посещения Парижа в 1583 году. Брат ставил ей в упрёк пренебрежение долгом по отношению к семье и невыполнение возложенных на неё политических задач. Он говорил, что всему этому она предпочла любовные похождения, компрометирующие род Валуа в глазах всей Европы.

Выслушав нравоучения брата и поклонившись, Маргарита Наваррская молча удалилась. Она сама была королевой и не нуждалась ни в чьих наставлениях, даже прозвучавших с высоты трона. За этим последовал её временный разрыв с парижским двором, впрочем, не повлекший за собой каких-либо политических осложнений.

Отвергнутая супруга

Вернувшись в Наварру, Маргарита с недовольством обнаружила, что за время её отсутствия положение при дворе значительно изменилось, причём в крайне невыгодном для неё отношении. Если прежде для её легкомысленного мужа любовные похождения были лишь минутной забавой, то теперь очередная фаворитка – графиня де Гиш - настолько преуспела, что заняла её место не только на супружеском ложе, но и, что самое досадное, в глазах придворных. Гордая от природы, Маргарита Наваррская (Марго, как окрестил ей Алекандр Дюма) не могла мириться с подобным унижением.

Усугубила обстановку и внезапная смерть очередного претендента на французский престол – Франсуа Алансонского, в результате чего законным наследником становился её супруг. Учитывая бездетность правившего тогда Генриха III, у него были все основания получить в будущем корону. Таким образом, роль Маргариты в качестве посредницы между двумя дворами теряла актуальность, а как женщина она давно его перестала интересовать.

Герцог де Гиз и Маргарита Наваррская

Портрет королевы, написанный при жизни (он первый в статье), передаёт черты, полные достоинства и скрытой силы – качества, о которых свидетельствует её поведение в самый трудный момент жизни. Оказавшись не у дел, отвергнутая мужем, но не потерявшая королевского достоинства, Маргарита удалилась в Анжен – собственное графство, расположенное на юге Франции.

Там, давая волю накопившейся в ней обиде, она заявила о поддержке Католической Лиги – религиозной организации, целью которой, кроме всего прочего, было ограничение королевской власти. Таким образом, она становилась в оппозицию и мужу, и брату – Генриху III.

Незамедлительно в её дворце появился герцог де Гиз, возглавлявший эту организацию, и являвшийся, как было сказано выше, первым любовником Маргариты. Их роман, прерванный более чем на 15 лет, возобновился с новой силой. Впрочем, и в этот раз ему не суждено было продлиться долго.

Узнав о вступлении сестры в Католическую лигу, французский король пришёл в ярость и приказал взять её под стражу, поместив в замок Юссон, находящейся в Оверни. Однако в роли узницы ей пришлось пробыть весьма недолго – галантный де Гиз вернул ей свободу. Но для этого он не стал штурмовать стены замка, а просто взял и купил его, сделав при этом свою даму сердца хозяйкой её бывшей тюрьмы. Охрану же он заставил присягнуть ей на верность.

Годы, проведённые в Юссоне

Очень скоро де Гиз был убит в схватке с королевскими войсками, посланными Генрихом III на подавление неугодного ему религиозно-политического движения. Ненамного пережил его и сам французский король, убитый в 1589 году монахом-доминиканцем Жаком Клеманом. Его смерть породила смуту в государстве.

Париж был захвачен испанскими войсками, с помощью которых Мадрид пытался протолкнуть на престол своего ставленника. Законный же наследник короны, муж Маргарита Наваррской Генрих де Бурбон, во главе верных ему сил пытался противостоять этой интервенции.

В этой крайне обострённой обстановке королеве не имело смысла появляться ни в Париже, ни в Наварре. Все последующие 18 лет она прожила в замке Юссон, владелицей которого стала при столь необычных обстоятельствах. В 1589 году её мужу удалось, одолев сопротивление оппозиции и подавив интервенцию, взойти на французский трон, став королём Генрихом IV, но Маргарите места рядом с ним судьба не уготовила. Через год, сославшись на бездетность жены, новоиспечённый монарх добился у папы римского Климента VIII расторжения брака.

Снова в Париже

После развода Генрих и Маргарита Наваррская перестали быть супругами, но каждый из них оставался представителем королевского рода, он – Бурбонов, она – Валуа, и поэтому вместе они воспринимались современниками как члены одной семьи. Бывший муж продолжал поддерживать с ней отношения и постоянно привлекал Маргариту к участию в различных церемониальных мероприятиях.

Для большего удобства, а также чтобы быть в гуще придворной жизни, она переехала в Париж, где провела остаток своей жизни, окружив себя лучшими писателями и учёными своего времени. Здесь она и сама часто бралась за перо. Широко популярны даже в наши дни многие произведения, которые создала в те годы Маргарита Наваррская.

«Гептамерон» – сборник, составленный из 72 новелл и являющийся, несомненно, подражанием «Декамерону» Бокаччо, - пожалуй, наиболее известный среди них. Особую пикантность придаёт ему документальность повествования, присутствующая в рассказе писательницы о реально пережитых ей любовных приключения. Большим успехом у читателей всегда пользовались и её мемуары, неоднократно издававшиеся и переведённые на разные языки.

Последние годы жизни

Из воспоминаний современников известно, что Маргарита Наваррская до конца дней оставалась верна себе в главном увлечении её жизни. Даже в преклонном возрасте она имела многочисленные любовные связи, причём её фавориты часто бывали настолько молоды, что непосвящённые могли принять их за внуков, собравшихся вокруг любимой бабушки.

В марте 1615 года она заболела. Всё началось с лёгкой простуды, давшей затем осложнение, которое вылилось в воспаление лёгких. Этот недуг и стал причиной смерти, оборвавшей яркую и насыщенную жизнь, которую прожила Маргарита Наваррская. Биография этой женщины впоследствии легла в основу знаменитого романа Александра Дюма, с лёгкой руки которого она вошла в историю под именем королевы Марго.

www.syl.ru

Маргарита Наваррская - это... Что такое Маргарита Наваррская?

Это статья о королеве и ренессансной писательнице. Для знакомства со статьей о Маргарите Наваррской, жене Генриха IV, обратитесь к статье Маргарита де Валуа; для знакомства со статьей о королеве Сицилии обратитесь к статье Маргарита Наваррская (королева Сицилии).

Маргари́та Нава́ррская (фр. Marguerite de Navarre, 11 апреля 1492, Ангулем — 21 декабря 1549, Одос, близ Тарба) — французская принцесса, сестра короля Франциска I, одна из первых женщин-писательниц во Франции. Известна также как Маргарита де Валуа (фр. Marguerite de Valois), Маргарита Ангулемская (фр. Marguerite d’Angoulême) и Маргарита Французская (фр. Marguerite de France).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 «Гептамерон»
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Происходила из Ангулемской ветви династии Валуа. В 1509 стала женой принца Карла IV Алансонского, умершего вскоре после битвы при Павии, а в 1527 году вышла вторично замуж за Генриха д'Альбре, короля Наваррского. Дочь — Жанна д'Альбре. Бабушка будущего короля Генриха IV.

Генрих II Наваррский

Маргарита Наваррская всю жизнь отличалась большой преданностью своему брату, ездила в Мадрид хлопотать об его освобождении после поражения при Павии.

Большое влияние на её мировоззрение оказали протестанты Лефевр д'Этапль и епископ Мо Гийом Брисоннэ, с которым Маргарита поддерживала переписку. Двор Маргариты был важным центром французского гуманизма.

Маргарита Наваррская покровительствовала Гийому Бюде, Клеману Маро, Деперье и другим литераторам. Сама она знала латынь (и, возможно, греческий язык) и оказывала большое влияние на многих выдающихся людей того времени; в этом отношении она была предшественницей хозяек литературных салонов XVII-XVIII в.

Творчество

Маргарита Наваррская (рисунок Дюмонтье по картине Клуэ)

Сочинения Маргариты Наваррской отражают характерный для неё напряжённый религиозно-этический поиск и сочетают медитативность, а подчас и мистицизм с некоторой суховатостью стиля. Резкое неприятие со стороны Сорбонны вызвала поэма «Зерцало грешной души» (Le Miroir de l'ame pecheresse, 1531), в которой нашёл отражение лютеранский тезис об оправдании верой; версификация поэмы напоминает о традициях Петрарки. Отголоски дискуссий между Эразмом и Лютером о свободе воли слышатся в «Диалоге в форме ночного виде́ния» (Dialogue en forme de vision nocturne, 1524, опубл. 1533). Кончине Франциска I посвящена насыщенная реминисценциями из апостола Павла и Платона поэма «Корабль» (Le Navire, 1547). Среди других сочинений: «Комедия, сыгранная в Мон-де-Марсане» (La Comédie de Mont-de-Marsan, 1548); обширная переписка с братом и другими лицами (опубликована в 1841). Даже фарс «Больной» (Le Malade, 1535-1536) завершается в духе прямолинейного религиозного наставления. Бо́льшая часть стихотворений Маргариты вошли в состав сборника «Перлы перла принцесс» (Marguerites de la Marguerite des princesses, 1547).

«Гептамерон»

Основная статья: Гептамерон

Самое известное сочинение Маргариты носит светский характер и во многом выпадает из её литературного наследия. Это сборник из семидесяти двух новелл «Гептамерон» («Heptaméron»), написанных под влиянием «Декамерона» Боккаччо и впервые опубликованных под заголовком «L’histoire des amants fortunés» без указания имени автора после кончины Маргариты, в 1558 г.; полная, без идеологических купюр версия вышла только в 1853 г.

Беседы оказавшихся временно изолированными от мира кавалеров и дам, от имени которых ведутся рассказы, представляют не меньший интерес, чем сами новеллы - психология рассказчиков раскрыта куда обстоятельнее, чем у Боккаччо. В этих учтивых и вместе с тем очень живых беседах заметно влияние «Книги о Придворном» Кастильоне.

Принято считать, что прототипы рассказчиков — близкие Маргариты: Генрих д'Альбре (Иркан), её мать Луиза Савойская (Уазиль), а саму себя писательница, возможно, запечатлела в образе Парламанты. Но это лишь одна из имеющихся трактовок системы образов обрамления «Гептамерона».

Книга имела большой успех у публики. Маргарита достоверно и проницательно описала нравы высшего общества своего времени, отстаивая в то же время гуманистический идеал человеческой личности. При всем разнообразии сюжетов основное место в «Гептамероне» занимают любовные истории, причём любовь трактуется в духе неоплатонизма. Характерная для некоторых из рассказанных Маргаритой любовных историй трагическая интонация предваряет прозу конца XVI - начала XVII веков.

Литература

  • Lefranc A. Les idees réligieuses de Marguerite de Navarre d'apres son oeuvre poétique. - P.: 1898.
  • Jourda P. Margueite d'Angoulême, duchesse d'Alencon, reine de Navarre. - P.: 1930.
  • Febvre L. Amour sacré, amour profane. Autour de l'Heptameron. - P.: 1944.
  • Cazauran N. L'Heptameron de Marguerite de Navarre. - P.: 1991.
  • Михайлов А.Д. Книга новелл королевы Наваррской // Маргарита Наваррская. Гептамерон. - Л.: 1982. - С. 3-20.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Nicole Toussaint du Wast, Marguerite de Navarre, perle des Valois, Paris, Max Fourny, 1976.
  • Mary Duclaux, Mary James Darmesteter. La Reine de Navarre, Marguerite d'Angoulême, trad. de l'anglais par Pierre Mercieux, Paris, Calmann-Lévy, 1900
  • Jean-Luc Déjean, Marguerite de Navarre, Paris, Fayard, 1987
  • Verdun-Louis Saulnier, « Marguerite de Navarre : Art médiéval et pensée nouvelle », Revue Universitaire, LXIII, 1954

Ссылки

  • Сайт Foundation for Medieval: Маргарита Ангулемская  (англ.)

dic.academic.ru

Маргарита Наваррская - биография, список книг, отзывы читателей

#Ист1_3курс (3. Век открытий)#Бойцовский_клуб (16. Книга, название которой состоит из одного слова)

Не зря название книги ассоциируется с более знаменитым «Декамероном», ведь Маргарита написала свой сборник как французский вариант нашумевшего романа. Хотя в первоначальном варианте было напечатано не 72, а 67 новелл под одной обложкой, с более отстранённым названием «истории счастливых любовников», а сегодняшнее наименование появилось уже после того, как смерть не позволила Наваррской дописать книгу до оригинальной сотни новелл, и её последователи вовремя вспомнили, что «гепта» по-гречески – семь.

Один из вопросов, который у меня крутился в голове во время прочтения – является ли сборник эротическим. С одной стороны, подавляющее большинство новелл посвящено любви, и лишь малая их часть сосредоточена на её чисто духовном аспекте. В таких новеллах, например, мужчина может настолько боготворить женщину, что опекает её всю жизнь, а в определённый момент без какой-либо ревности выдаёт замуж за достойную кандидатуру. Или же есть чисто комедийные зарисовки, в том числе построенные на туалетном юморе. Но тут нужно учитывать идею книги: в прологе группа приятелей обоего пола укрывается от разных напастей (включая разбойников) за высокой стеной. В попытке скоротать время они обращаются к самой старшей из присутствующих, но её лучшее предложение – чтение Священного Писания. Плохой они идею не посчитали, но полноценным развлечением на долгие уединённые дни это, естественно не стало, и потому они решают аккумулировать свой совместный жизненный опыт (правда, не столько прожитый, сколько залитый в их уши кем-то из знакомых, в разной степени склонных к сплетничеству и безбожному преувеличению), и теперь каждый из десяти присутствующих балует сотрапезников одной историей в сутки. По идее, каждому дню соответствует определённое направление, но, положа руку на сердце, сознаюсь: я совсем не уверена, что, прочти мне кто одну из новелл отдельно, я бы догадалась или вспомнила, какому дню она принадлежит, потому что темы всю неделю их интересовали смежные: мужчины, женщины, их отношения, измены, обманы и т.д.

Один из наиболее часто встречающихся образов – монах-фрацисканец, а лучше даже парочка за раз. Не могу вспомнить ни одного положительного персонажа из этой среды: они либо до ужаса глупы (прячутся в свинарнике от мясника, якобы вознамерившегося их зарезать), либо ещё хуже – абсолютно порочны, вершат изнасилования. Запросто могут дважды опередить мужа в первую брачную ночь или надругаться над юной девушкой, мать которой просит священнослужителя наставить её на путь истинный. А если получат решительный отпор, не побоятся и убить строптивую. Отчасти поэтому книга подвергалась цензурированию и сокращениям. Подозреваю, ещё и поэтому многочисленные акты взаимного удовлетворения страсти или же надругательств не включают особых подробностей, часто чувствуется усечённость повествования. Также сказалась и основанность на реальных событиях, ведь добрая половина новелл раскрывает факты из жизни власть имущих - королей, принцесс и их многочисленных придворных, тоже проживающих бурную интимную жизнь. В нынешних изданиях историчность персоналий часто уже не сопровождает основной текст, а уточняется в комментариях.

Разные новеллы по-разному отвечают на один и тот же вопрос. Например, что делать с женой-изменницей? Если в одной муж почитает за лучшее смириться, мол, хитрость женщины не искоренишь, то в другой благоверный свирепеет настолько, что убивает любовника, а жену считает не заслужившей смерти, поэтому запирает её в комнате совершённого греха, развесив по шкафам и стенам кости убиенного, а ей разрешая удовлетворять жажду исключительно из черепа её объекта страсти. Нелицеприятных моментов в книге вообще немало, включая аж 2 новеллы, посвящённые, простите, испражнениям, но такое было время – когда даже в Париже были отведены целые улицы для справления естественных нужд. Но в целом приметы эпохи сборник всё-таки украшают, а если и не совсем, то уж точно несут увлекательную просветительскую функцию для читателей столь удалённого века.

Ох, опять большая вышла рецензия, но коротко 72 истории, ещё и сдобренные яркими подводками, осветить, право, сложно.

readly.ru

МАРГАРИТА НАВАРРСКАЯ - это... Что такое МАРГАРИТА НАВАРРСКАЯ?

  • МАРГАРИТА НАВАРРСКАЯ — (Marguerite de Navarre) (1492 1549), королева Наварры (с 1543). Французская писательница. Покровительница гуманистов. В сборнике новелл Гептамерон (издано под названием История о счастливых любовниках в 1558), написанном в подражание Дж. Боккаччо …   Современная энциклопедия

  • МАРГАРИТА НАВАРРСКАЯ — (Marguerite de Navarre) (1492 1549) французская писательница, королева Наварры (с 1543). Покровительница гуманистов. Поэтические сборники, моралите. Настроения зрелого французского Ренессанса в сборнике новелл Гептамерон (издан под названием… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Маргарита Наваррская — (1492 1549 гг.) королева Наварры, писательница Главное это то, как человек сам оценивает свои поступки. Если окажется, что та, кого вы полюбили, как две капли воды похожа на вас и хочет всего того, чего хотите вы, в действительности вы будете… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Маргарита Наваррская — (Marguerite de Navarre) (1492 1549), королева Наварры (с 1543). Французская писательница. Покровительница гуманистов. В сборнике новелл “Гептамерон” (издано под названием “История о счастливых любовниках” в 1558), написанном в подражание Дж.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Маргарита Наваррская — У этого термина существуют и другие значения, см. Маргарита Французская (значения). Это статья о королеве и ренессансной писательнице. Для знакомства со статьей о Маргарите Наваррской, жене Генриха IV, обратитесь к статье Маргарита де Валуа; для… …   Википедия

  • МАРГАРИТА НАВАРРСКАЯ — (Marguerite de Navarre), Маргарита Ангулемская (11.IV.1492 21.XII.1549), франц. писательница, королева Наварры (с 1543). Сестра Франциска I. Сочувствовала умеренной реформации в духе Лефевра д Этапля; использовала свое влияние на Франциска I для… …   Советская историческая энциклопедия

  • Маргарита Наваррская — (Marguerite de Navarre) (1492 1549), французская писательница, королева Наварры (с 1543). Покровительница гуманистов. Поэтические сборники, моралите. Настроения зрелого французского Ренессанса в написанном в подражание Дж. Боккаччо сборнике… …   Энциклопедический словарь

  • Маргарита\ Наваррская — (11.04.1492 1549), французская писательница, королева Наварры (с 1543). Покровительница гуманистов. Поэтические сборники, моралите. Настроения зрелого французского Ренессанса в сборнике новелл «Гептамерон» (издан под названием «История о… …   Биографический словарь Франции

  • Маргарита Наваррская — МАРГАРИ́ТА НАВÁРРСКАЯ (Marguerite de Navarre) (1492–1549), франц. писательница, королева Наварры (с 1543). Покровительница гуманистов. Поэтич. сб ки, моралите. Настроения зрелого франц. Ренессанса в написанном в подражание Дж. Боккаччо сб.… …   Биографический словарь

  • МАРГАРИТА НАВАРРСКАЯ — (Marguerite de Navarre) (1492—1549), французская писательница. Королева Наварры (с 1527). Сб. новелл «Гептамерон» (опубл. под назв. «История о счастливых любовниках», 1558, п. 1907). Сб. стихов «Зерцало грешной души» (1531), «Перлы жемчужины …   Литературный энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Маргарита Наваррская - краткая биография.

Маргарита Наваррская – французская принцесса, королева Наварры, писательница, одна из первых в своей стране - была уроженкой Ангулема, где родилась 11 апреля 1492 г., и являлась продолжательницей ангулемской ветви династии Валуа; ее родителями были Карл Ангуленский и Луиза Савойская.

В 1509 г. Маргарита вышла замуж за принца Карла IV Алансонского, однако их брак продлился недолго, т.к. муж скончался спустя короткое время после битвы при Павии. Вторично она вышла замуж 18 августа 1527 г., ее супругом стал король Наваррский Генрих д'Альбре. Их вступление в брак ознаменовало собой наступление перемирия между гугенотами и католиками.

Будучи сестрой французского короля Франциска I Валуа, Наваррская через всю жизнь пронесла любовь к брату и верность ему. Когда в битве при Павии войска потерпели поражение, она ездила добиваться его освобождения в Мадрид. В 1543 г. происходит крупное событие в ее биографии: она стала самостоятельной правительницей, в ее владении оказалось маленькое королевство, находившееся между Испанией и Францией.

Ее мировоззрение в значительной степени формировалось под влиянием людей, с которыми она состояла в переписке, – протестантом Лефевром д'Этапль и епископом Мо Гийомом Брисоннэ. Двор французской принцессы превратился в центр, вокруг которого сосредотачивались люди искусства, науки, литераторы, гуманисты; яркие личности эпохи Возрождения – Эразм Роттердамский, Маро и др. - всегда могли рассчитывать на ее гостеприимство и поддержку. Под ее крылом собирались вольнодумцы, поэты, представители различных поэтических школ, среди которых было немало таких, чье творчество не одобрялось церковью.

Королева Наваррская была одной из образованнейших представительниц прекрасного пола своего времени, владела латынью и, скорее всего, греческим языком. Она не просто предоставляла талантливым людям свое покровительство, но и в значительной степени влияла на мировоззрение, творческую деятельность многих выдающихся современников. В некотором смысле ее можно назвать «прародительницей» владелиц литературных салонов, которых немало появится в XVII-XVIII вв.

Была она и одной из первых французских писательниц. Вышедший в 1531 г. стихотворный сборник под названием «Зерцало грешной души» был крайне неодобрительно встречен представителями Парижского университета: теологи Сорбонны признали сочинение еретическим, и под суд инквизиции ее не отдали лишь благодаря высокому социальному статусу. В поэтических строках красной нитью проходил выдвинутый Лютером тезис об оправдании верой. Последующие произведения - пьесы в жанре моралите - вызвали сходную реакцию.

Маргарита Наваррская как писательница прославилась на весь континент благодаря своей книге «Гептамерон» («Семидневник» по-гречески). Написанная в духе французского Ренессанса, она состояла из 72 новелл, написанных как подражание «Декамерону» Боккаччо: разбитые по дням недели, семь циклов состояли из коротких, веселых, озорных, но в то же время поучительных рассказов. В 1558 г. они были опубликованы как «История о счастливых любовниках».

Творческое наследие Маргариты Наваррской включает в себя также «Мемуары», в которых писательница, главным образом, восхваляет собственные достоинства, а также письма, являющиеся образчиком изящного стиля.

Скончалась королева Наварры 21 декабря 1549 г. в Одосе, неподалеку от Тарба.

www.wisdoms.one


Смотрите также