Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Маргарита терехова биография


Маргарита Терехова: карьера и семья кинодивы

Терехова Маргарита Борисовна – киноактриса, ставшая известной на весь Советский Союз благодаря ролям в таких кинолентах, как «Собака на сене», «Три мушкетера», «Манон Леско».

Википедия называет Терехову одним из символов эпохи, ум и талант этой женщины до сих пор вызывают восторг у многочисленных поклонников. За свою долгую карьеру она успела достичь немалых высот:

  • Маргарита Терехова – невероятно разноплановая актриса, ее фильмография включает около 50 кинолент. Актриса создала незабываемые женские образы в нескольких исторических картинах, в комедиях и трагедиях, снятых по мотивам классической мировой литературы, в социальных драмах и в кино для интеллектуалов. Звездой советского кино она стала благодаря творческому союзу с такими выдающимися режиссерами, как Тарковский, Юнгвальд-Хилькевич, Фрид.
  • Терехова – актриса театра и кино, многие годы своей жизни она посвятила работе в Театре имени Моссовета. Кроме того, создав в 80-х годах совместно со своим другом Игорем Тальковым театральный коллектив «Балаганчик», Маргарита сама ставила спектакли, писала сценарии.
  • Актриса имеет несколько государственных наград и премий, четыре международных диплома за лучшую роль, награды за вклад в развитие театрального искусства и киноиндустрии.

Детство и молодые годы

Маргарита Терехова – обаятельнейшая актриса советской киноиндустрии, а ее биография и личная жизнь до сих пор интересуют многочисленных поклонников и воздыхателей. Она родилась 25 августа 1942 года на Урале, в Туринске, в семье актеров областного драматического театра.

Вскоре новорожденная девочка заболела, и семья по совету врачей перебралась из-за климата в Узбекистан, в Ташкент. Через некоторое время отец ушел из семьи. Маленькая Рита переживала это событие очень болезненно, долгое время она искала его, пыталась наладить отношения.

Юная Маргарита была очень активной, любила спорт, была капитаном школьной команды по баскетболу. Маргарита Терехова обладала яркой, привлекательной внешностью, что вместе с твердым характером неизменно обеспечивало ей успех у противоположного пола.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Марина Неелова: фильмы и личная жизнь

Среднюю школу будущая звезда закончила с отличием. Рита любила математику, а потому без сомнения подала документы на физико-математический факультет Ташкентского университета. Проучившись два года, девушка решила бросить университет и кардинально изменить свою жизнь. Теперь она хотела непременно добиться успеха в кино. Маргарита Терехова попыталась поступить на актерский факультет ВГИКа, но провалилась. Однако вскоре судьба улыбнулась ей: Риту приняли в школу-студию при Театре имени Моссовета.

После окончания обучения Терехову зачисляют в штат Театра имени Моссовета. На этих подмостках Терехова сыграет много интересных ролей: воплотит образы величественной Клеопатры (спектакль «Цезарь и Клеопатра»), трогательной Марии («Глазами клоуна»), несчастной Сони Мармеладовой («Преступление и наказание»). Зрители боготворили Терехову, каждый раз поклонники буквально осыпали ее цветами, дарили очень дорогие для советских времен подарки.

Кинокарьера

Биография Маргариты Тереховой как киноактрисы началась после выхода на экраны ленты «Здравствуй, это я!», где главные роли сыграли Армен Джигарханян и Ролан Быков. Фильм повествовал о судьбе двух физиков, которые во время войны вели важные научные разработки.

Возлюбленная одного из героев (ее сыграла Терехова) погибает на фронте, ученый находит в себе силы продолжить работу, однако память о потерянной любви он хранит в своем сердце до последнего вздоха. Картина имела небывалый успех у публики, а роль Тани стала для Тереховой стартом удачной карьеры.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вторая роль Маргариты – Фрэзи (в фильме «Бегущая по волнам») – также не осталась незамеченной зрителями. Именно на съемках этой картины Терехову очаровывает болгарский актер Савва Хашимов, который через некоторое время станет ее мужем.

Надо отметить, что в двух первых работах Маргарита добилась успеха не только благодаря внешности, но также трудолюбию и потрясающему таланту. Именитые партнеры по съемочной площадке были для Тереховой образцами для подражания, она прикладывала невероятные усилия, чтобы развиваться и соответствовать их профессиональному уровню.

Рекомендуем: Елизавета Боярская: карьера и личная жизнь

В конце 1970 года вышел на экраны фильм «Белорусский вокзал» , а чуть позже Тарковский пригласил актрису сыграть главную роль в картине «Зеркало». Эта роль была очень непростой, ведь артистка должна была воплотить на экране сразу двух женщин – мать и дочь.

В конце 70-х режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич начал съемки фильма «Собака на сене». На роль главной героини претендовали сразу несколько известных актрис, среди которых была и Терехова. Борьба развернулась нешуточная, но Маргарита прошла пробы и так сыграла роль герцогини, что режиссер сказал: «Появилась новая звезда!»

Тогда Маргарита даже не предполагала, что роль капризной, своевольной Дианы сделает ее самой желанной женщиной для всех мужчин Советского Союза. В дальнейшем знаменитости предстояло поработать еще в нескольких картинах этого режиссера, причем не менее удачных.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Так, она снималась в фильме «Три мушкетера», и роль коварной Миледи удалась ей блистательно. Актеры вспоминают, что на площадке всегда царила суета, приходилось много переезжать, менять костюмы и ездить на лошадях. Благодаря этой роли в кино Терехова раскрыла зрителю новую грань своего таланта, исполнив несколько песен, а ведь раньше она в кино никогда не пела! Кстати, с Георгием Юнгвальд-Хилькевичем Терехова дружила с детства, ведь в Ташкенте он, сын главного режиссера местного оперного театра, жил в соседнем с нею дворе.

Фильмы с участием Тереховой зрители всегда принимали с теплотой. Не стала исключением и «Благочестивая Марта». Картина повествует о превратностях любви, о страсти, способной подтолкнуть на обман, интриги и убийство, а также о благородстве человеческой души. Как настоящая актриса, Маргарита Терехова хотела привнести в роль «изюминку», и из-за этого у нее с режиссером не раз вспыхивали отчаянные споры.

В конце 90-х Терехова прекращает сниматься в кино и полностью переключается на театр. Постановки с ее участием вызывают восторг у зрителей, а особым успехом пользовался спектакль «Чайка». Сейчас актриса в силу возраста и из-за прогрессирующей болезни не играет. Маргарита Терехова оставила заметный след в киноискусстве, смогла создать собственный театр, снять фильм и получить множество престижных наград.

Личная жизнь

Друзья Тереховой часто говорят, что в молодости Маргарита была пламенной натурой, никогда не гналась за богатством, а от мужчин хотела только одного – поддержки и понимания. Первым мужем актрисы стал Вячеслав Бутенко, известный актер, с ним Терехова познакомилась в театре. После краткого романа они поженились, но в 1967 году развелись.

Причиной расставания стала встреча актрисы с Саввой Хашимовым на съемках «Бегущей по волнам». Между молодыми людьми вспыхнула любовь. Ради того, чтобы быть вместе, им обоим пришлось развестись. Болгарин Хашимов переехал к супруге в Москву, однако его национальность и иностранный акцент мешали работать в кино. Вскоре у пары рождается дочь – Анна Терехова, и счастливая мама посвящает себя воспитанию малышки.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Наталья Варлей: история успеха

Неудачи, связанные с поиском работы, вынуждают Хашимова вернуться на родину, а Терехова остается в Москве. Вскоре брак актрисы распался. Маргарита Терехова снова начинает сниматься и однажды на кинопробах встречает Андрея Тарковского, с которым у нее вскоре завязываются романтические отношения.

Это был союз двух сильных людей, они во всем поддерживали друг друга, особенно когда режиссера стали буквально травить за желание творить, а не снимать по госзаказу. Эта прекрасная женщина надолго стала музой и вдохновительницей великого маэстро. Через несколько лет Тарковский и Терехова расстались, однако еще очень долго поддерживали дружеские отношения.

Будучи невероятно привлекательной и к тому же известной женщиной, актриса не знала недостатка в поклонниках. Однако мужчин, которые то и дело предлагали ей руку и сердце, Терехова считала слабыми и не способными подставить плечо, а сама она не хотела быть ничьей опорой. Поэтому она надолго выбрала путь одиночества и сама растила ребенка. Актриса была очень заботливой и любящей мамой, дочь Маргариты Тереховой часто ездила с ней на съемки в другие города, где они ходили на экскурсии, посещали музеи и просто гуляли по самым красивым местам.

О сыне Тереховой известно немного, даже фамилию отца ребенка (Сайфиддин Тураев) актриса назвала только в 2005 году. Она встретила этого мужчину во время съемок фильма в Таджикистане: актеров пригласили на банкет, и там видный владелец фабрики покорил сердце красавицы. Тураев состоял в браке, после непродолжительного романа они расстались и больше не встречались. Терехова долгое время жила одна с двумя детьми, однако это нисколько ее не огорчало.

Личная жизнь Маргариты Тереховой наладилась после встречи с режиссером Георгием Гавриловым, с которым она прожила почти 15 лет. Однако и этот брак закончился разводом, после которого режиссер уехал жить в США. Говорили, что причиной развода стал роман Маргариты с известным певцом Тальковым. Близкая подруга певца утверждала, что он считал актрису идеалом женщины, был влюблен в нее до безумия и готов ради нее на что угодно. Терехова и Тальков вместе ездили в гастрольные туры, у них был совместный проект – небольшой театр «Балаганчик».

Последние новости о жизни актрисы, которые сообщают ее родственники, радуют поклонников. Вопреки прогрессирующему синдрому Альцгеймера, Терехова общается с близкими подругами, посещает благотворительные мероприятия и ведет здоровый образ жизни. Маргарита Терехова активно борется с недугом, а ее дети помогают ей и поддерживают во всем. Автор: Наталья Иванова

www.grc-eka.ru

Маргарита Терехова: биография, интересные факты, личная жизнь, семья

Актриса Маргарита Терехова запомнилась многим в образе интриганки Миледи из «Трёх мушкетёров». Красивая и обольстительная женщина с гривой белокурых волос сыграла шпионку кардинала Ришелье и была злейшим врагом благородного Д’Артаньяна и его друзей.

А роль надменной графини из «Собаки на сене»? А другие её роли, где она играла Женщину с большой буквы. Немудрено, что Терехову признали секс-символом того времени, ведь другие актрисы всё больше снимались в образах передовиков производства и председателей колхозов.

А какая она была на самом деле? Такой же взбалмошной и капризной или…

Детство и юность

Терехова Маргарита Борисовна родилась 25 августа 1942 года на Урале, в небольшом городке Туринске Свердловской области.

Её родителями были актёры драматического театра – Борис Иванович Терехов и Галина Станиславовна Томашевич. К сожалению, родители рано развелись, отец оставил семью, и Маргарита с ним долго не общалась. Мама вырастила дочку одна. Бориса мобилизовали на фронт, там он был контужен и частично потерял память. Риту он разыскал, когда она была уже взрослой девушкой. В Москву переезжать отказался, жил и работал в Сибири актёром и режиссёром. Кроме Риты, у него есть ещё две дочери от разных браков.

Галина Станиславовна родилась в Польше, её отцом был белый офицер, дворянин. Во время Гражданской войны он пропал без вести, а мать ушла на фронт и стала сестрой милосердия. В три года девочка осталась сиротой. Долгое время жила в Крыму, стала актрисой, а потом ей предложили переехать в Свердловск, где ей предложили несколько ролей в театре. В это же время туда направили и Бориса Терехова – красавца с широкими плечами. Вместе с театром они гастролировали по всему Уралу, во время войны давали множество представлений в госпиталях.

Восемь месяцев беременности Галина играла на сцене. Чтобы зрители ничего не заметили, приходилось перетягивать живот, может быть поэтому роды прошли тяжело, длились двое суток.

Ребёнок родился слабеньким и очень болезненным, суровый уральский климат не подходил. Пришлось Галине сделать сложный выбор – она ушла из театра и увезла дочь в жаркий Ташкент, где жила ее старшая сестра.

В Узбекистане Рита быстро пошла на поправку, все хвори как рукой сняло, девочка буквально преобразилась. С первых дней в школе за ней бегали мальчишки, а в юности она буквально сводила их с ума.

В одном дворе с Ритой жил будущий известный режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, именно он впоследствии снимет Маргариту в нашумевшей картине «Д’Артаньян и три мушкетёра». Георгий был старше на восемь лет и вспоминал, что Рита была очень эффектной, красивой и спортивной.

Девушка увлекалась баскетболом, была капитаном юношеской республиканской сборной. Отлично училась, окончила школу с золотой медалью. По желанию матери поступила в университет на физико-математический факультет. Но, проучившись два курса, забрала документы и уехала в Москву поступать в театральное училище.

Во ВГИКе провалилась на экзаменах. Чудом, буквально в последний день, она умудрилась подать документы в Школу-студию театра Моссовета, и судьба улыбнулась ей. Маргарита Терехова стала студенткой у талантливого педагога Юрия Завадского.

Самые громкие работы Маргариты Тереховой

Можно сказать, что артистический талант Рита впитала с молоком матери. С раннего детства девочка проводила много времени в театре – маме не с кем было оставить ребёнка и проходилось брать с собой на работу. Пока мама была на сцене, за ней присматривали свободные актёры. Поэтому немудрено, что Маргарита решила пойти по стопам матери и выбрала большую сцену.

В театре

Театральную карьеру актриса начала в театре Моссовета. Там она проработала много лет и сыграла немало ролей. Она запомнилась в таких постановках, как «Цезарь и Клеопатра», сыграв главную роль Клеопатры, «Преступление и наказание» — роль Сони Мармеладовой, Мари в «Глазами клоуна» и многие другие.

В кинематографе

Первый дебют в кино состоялся в 1965 году в драме «Здравствуй, это я!», Маргарита сыграла Таню. Роль небольшая, но в фильме играли маститые актёры – Джигарханян, Фатеева, Быков. В их лучезарном свете Рита тоже не осталась без внимания.

Уже следующая роль принесла ей известность – Фрэзи Грант из «Бегущая по волнам» поразила зрителей. А потом Наташа Шипилова из «Белорусского вокзала» и Наталья/Мария в фильме Тарковского «Зеркало».

Терехова стала известной, популярной и востребованной.

Ошеломительный успех ей принесла роль интриганки Миледи, а чуть позже она блистала в комедии «Благочестивая Марта» в образе благородной доньи, которая заставляла влюбиться в себя всех мужчин в округе, включая тех, что сидели в зрительном зале.

Всего она снялась почти в пятидесяти фильмах и пяти телеспектаклях.

Режиссерская деятельность

В копилке актрисы две режиссёрские работы. Одна из них – спектакль по мотивам произведений  Гарсиа Лорки «Когда пройдёт пять лет».

В качестве режиссёра кино Маргарита Терехова попробовала себя в 2005 году, снимая фильм по пьесе Чехова «Чайка». Она сама написала сценарий и сыграла одну из ролей – Ирину Николаевну Аркадину.

После этого фильма карьера актрисы закончилась. Съёмки настолько измотали её, что начались большие проблемы со здоровьем.

Личная жизнь

У красивой женщины всегда бывает много поклонников. Не стала исключением и Маргарита Терехова. Официально она была замужем трижды.

Первый муж — ровесник и однокурсник Вячеслав Бутенко. Впоследствии он станет заслуженным артистом России, а тогда был молодым талантливым юношей, с первого курса влюблённый в красавицу Риту. Они поженились сразу же после окончания театральной школы, но вместе прожили всего три года.

Причиной разрыва стала страстная влюблённость Маргариты в болгарского актёра Савву Хашимова, вместе с которым она снималась в фильме «Бегущая по волнам». Так часто бывает, что эмоции и любовь главных героев переносятся в реальную жизнь.

После окончания съёмок Савва возвращается в Болгарию, разводится с женой и на всех парах мчится к любимой. Но советскому кинематографу он уже не интересен, как актёр, а Маргарита становится популярной и востребованной актрисой. Жила семья в общежитии, в очень скромных бытовых условиях, что очень раздражало болгарина, привыкшего к комфорту.

Хашимов решил вернуться на родину, вот только строптивая жена, уже успевшая подарить мужу дочку Анну, не желает уезжать. Актриса не хотела быть домохозяйкой в Болгарии и поставить крест на своей карьере. Второй брак Тереховой продлился всего два года.

Дочь Анна пошла по стопам матери и стала актрисой, с отцом она стала поддерживать отношения уже будучи взрослой.

С третьим мужем, режиссёром Георгием Гавриловым, Маргарита прожила пятнадцать лет. Через год родился сын Александр Терехов, как видите оба отпрыска носят фамилию матери. Очень долгое время считалось, что ребёнок – сын Гаврилова, но однажды Терехова призналась, что его отцом является таджикский предприниматель Сайфиддин Тураев, правда, сам он отцовство отрицает. Так что эта тайна покрыта мраком. Саша закончил ВГИК, а в фильме матери «Чайка» в титрах записан как Александр Тураев.

Третий брак также закончился разводом, причина широкой общественности не известна. Через три года Гаврилов уехал на постоянное место жительства в США.

В студенческие годы Маргарита чуть не вышла замуж за режиссёра-документалиста Алексея Габриловича, который был в неё влюблён до умопомрачения. Он был из известной в театральных кругах московской семьи, его отец был драматургом и писателем. Для девушки из провинции это была прекрасная партия. Она уже жила в доме жениха, а его родители относились к ней, как к будущей невестки. Но однажды пара повздорила, и Алексей ударил Риту. Она не простила, свадьба не состоялась.

О своих мужьях Маргарита Борисовна говорить никогда не любила, считала, что, кроме детей, от них не было никакого толка. Но с теплотой отзывалась о Тарковском и Талькове. С обоими мужчинами у неё были близкие отношения.

С Тарковским Рита сблизилась после своего второго неудачного брака. Об их романтической влюблённости ходили упорные слухи в театральной среде. В своём фильме «Зеркало» режиссёр доверил Тереховой сразу две главные роли, которые, впрочем, были сыграны ею блестяще.

Тальков был младше Маргариты на пятнадцать лет, в то время он был женат, у него подрастал сын. Бурный роман начался в начале восьмидесятых. Актриса даже ушла из театра в группу Талькова «Балаганчик» с которой они вместе гастролировали по всей необъятной стране в течение трёх лет.

Для женщины это было ещё и неплохим материальным подспорьем, всё-таки на руках у неё было двое детей, которых нужно было кормить.

По характеру Терехова очень напоминала Миледи, недаром эта роль была её любимой. Критики тогда писали, что актриса словно сводит счёты со всеми мужчинами. Она отличалась своенравием и требовательностью. Чтобы быть спутником сильной женщины, надо обладать не менее жёстким характером или постоянно жить под её пятой.

В одном из интервью актриса сказала: «Мужчины, которые меня окружали, – все были замечательные люди, но в первую очередь они – замечательные друзья. А чтобы иметь мужа Маргарите Тереховой в нашей стране – это надо его третьим ребенком записать. И чтобы он еще смирился с этим – что маловероятно».

Награды и признание

Маргарита Борисовна Терехова является заслуженной артисткой РСФСР и Российской Федерации, получила Государственную премию за исполнение главных ролей в фильмах:

  • «Зеркало»;
  • «Собака на сене»;
  • «Д’Артаньян и три мушкетёра».

За лучшую женскую роль в фильме «Только для сумасшедших» актриса удостоилась Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Ремо (Италия), Руане (Франция) и Брюгге (Бельгия).

Награждена Орденом Почёта, дипломами и почётными призами.

Интересные факты

  1. Поскольку местом рождения был городок Туринск, то Маргариту часто называли «маркиза из Турино».
  2. В четыре года за девочкой не уследили, и она вышла на сцену прямо во время спектакля «Шельменко-денщик» с громким криком «Мама!». Это было её первое «выступление» на публике.
  3. После творческого конкурса в театральной школе до Риты донеслась фраза, произнесённая кем-то из приёмной комиссии: «Либо ненормальная, либо гениальная». Позже она узнала, что была принята первым номером.
  4. Актриса очень тщательно готовилась к роли Миледи. Она изучала биографию и характер прототипа героини, настоящую шпионку кардинала и так прониклась образом, что однажды у неё на плече проступило изображение лилии, которое очень напугало всю съёмочную группу.

Маргарита Терехова – последние новости

Сколько лет Маргарите Тереховой сейчас и почему она перестала появляться на публике? В прошлом году у актрисы был юбилей – 75 лет, но он прошёл тихо, без помпы и поздравлений по телевидению. Что же случилось? Неужели её забыли?

Оказывается, с Тереховой случилась беда, уже более десяти лет ей был поставлен диагноз – болезнь Альцгеймера. Все, кто хоть немного знаком с медициной, знают, что этот страшный недуг практически полностью лишает человека памяти. Больной забывает, кто он такой, не может вспомнить родных и близких, полностью беспомощен в обиходе – теряет все основные навыки и не в состоянии обходиться без посторонней помощи.

Заботу о матери сначала взяла на себя дочь Анна, но у неё есть собственная семья и работа в театре, поэтому пришлось нанять сиделку.

Заключение

В памяти поклонников Маргарита Терехова навсегда осталась молодой и красивой женщиной, сводящей с ума своим очарованием и грацией. Фильмы с её участием до сих пор с удовольствием смотрят не только люди, рождённые в СССР, но и молодое поколение.

adella.ru

Биография Маргариты Тереховой: карьера, личная жизнь и смертельная болезнь :

Биография Маргариты Тереховой содержит немало радостных и трагических событий. Это великая актриса, которая преодолела все испытания и завоевала любовь миллионов зрителей. Подробную информацию о ее жизни вы найдете в статье.

Биография Маргариты Тереховой

Известная актриса родилась 25 августа 1942 года в городе Туринске (Свердловская область). Она из театральной семьи. Отец, Борис Терехов, несколько лет посвятил работе в Свердловском театре. Мать Маргариты, Галина Томашевич, тоже была профессиональной актрисой. Семья Тереховых просуществовала недолго. Родители нашей героини расстались. Воспитанием дочери мать занималась в одиночку.

Вскоре после появления Риты на свет ее вместе с родственниками эвакуировали в Узбекистан. Именно в этой солнечной стране прошло ее детство. В Ташкенте Терехова окончила среднюю школу. Там же она поступила на физмат Среднеазиатского университета. Но проучилась менее года. В какой-то момент девушка поняла, что ошиблась с выбором профессии.

Покорение российской столицы

В начале 60-х годов Маргарита Терехова забрала документы из ташкентского вуза и отправилась покорять Москву. Миловидная девушка решила поступать во ВГИК. Но она провали экзамены. Возможно, сейчас мы бы не знали об актрисе Маргарите Тереховой, если бы в те годы Юрий Завадский не взял ее в свою студию. Именно он разглядел актерский талант в худенькой девочке с косой.

Начало карьеры

В 1964 году наша героиня была принята на работу в Театр им. Моссовета. Биография Маргариты Тереховой как актрисы началась именно тогда. Она участвовала в спектаклях, в которых были задействованы большие мастера. Первая роль Маргариты на театральной сцене – это роль Сонечки Мармеладовой в постановке «Петербургские сновидения». Начинающая актриса блестяще справилась с теми задачами, которые перед ней поставил режиссер.

Съемки в кино

Наша героиня доказала всем, что она не только красива, но и талантлива. Этого не могли не заметить и кинорежиссеры. В 1965 году Риту пригласили поучаствовать в съемках картины «Здравствуй, это я!» Девушка согласилась. Ее дебют оказался удачным. Спустя год Терехова снялась в фильме «Бегущая по волнам». Критики высоко оценили ее игру и внешние данные.

Успех

Всенародную любовь и известность Тереховой принесла картина «Собака на сене», где она играла вместе с Михаилом Боярским. А в 1979 году на экраны вышел легендарный фильм «Три мушкетера». В нем актриса исполнила роль красавицы Миледи. Биография Маргариты Тереховой заинтересовала тысячи советских граждан. Мужчины сходили с ума от ее красоты и чудесного голоса.

Личная жизнь

Наша героиня с юных лет привлекала противоположный пол. Парни с удовольствием ухаживали за ней: дарили цветы, водили в кино и угощали мороженым. Но Маргарита никогда не была легкомысленной девушкой. Если она влюблялась в мужчину, то больше никого вокруг не замечала.

Первым мужем Тереховой стал актер Вячеслав Бутенко. О нем мало что известно. А вот со вторым супругом актриса познакомилась на съемочной площадке фильма «Бегущая по волнам». В браке с Саввой Хашимовым Тереховой родилась дочурка Анна. Но семья вскоре распалась. Савве не удалось реализовать себя в России. Он вернулся в родную Болгарию, оставив в Москве дочку и жену.

На протяжении нескольких лет актриса в одиночку занималась воспитанием дочери. Но вскоре у нее появился мужчина. Новым избранником Тереховой стал известный продюсер и клипмейкер Гера Гаврилов. Они прожили вместе 3 года. В июле 1981 года на свет появился их общий сын Александр.

Забвение

После перестройки Терехова почти не появлялась на экранах. На съемки в кино ее приглашали все реже. Основной доход известная уже на тот период актриса получала, работая в театре. В 2005 году наша героиня попробовала себя в роли режиссера. Она поставила чеховскую «Чайку», где блестяще сыграла Аркадину. В спектакле также приняли участие ее дети – Александр и Анна. Эта постановка стала для Маргариты первой и последней. После «Чайки» актриса ушла на заслуженный отдых и полностью себя запустила.

Маргарита Терехова: болезнь

В начале 2011 года в прессе появилась информация о том, что известная актриса страдает от алкогольной зависимости. Прохожие перестали узнавать Терехову. И это неудивительно, ведь всего за пару лет она потеряла свежий вид и былую красоту. Позже дети актрисы признались журналистам в том, что их мать стала забывать имена, даты и людей. О возвращении в театр не могло быть и речи. За Тереховой ухаживали сразу три сиделки. Одна убиралась в квартире. Вторая ходила за покупками и отплачивала квитанции. А третья готовила еду для актрисы. Ведь в последние годы она питалась лишь бутербродами, запивая их вином.

В том же году в одну из столичных клиник поступила пациентка Маргарита Терехова. Альцгеймер – такой диагноз был поставлен актрисе после многочисленных исследований. Ее дети, знакомые и коллеги по цеху испытали настоящий шок. Но они понимали, что лишь забота и хороший уход помогут продлить жизнь Маргариты Тереховой.

www.syl.ru

Маргарита Терехова

Биография

Терехова Маргарита Борисовна была рождена в Туринске, что в Свердловской области 25 августа 1942 года. С 1996 года является народной артисткой Российской Федерации. В 1991-ом стала лауреатом Грин-при МКФ проводимого в Сан-Рено (Италия) за свою работу в кинокартине «Только для сумасшедших». В 1992-ом году отличилась на Гран-при МКФ Северных стран проводимом в Руане (Франция) за свою роль в том же фильме. За роль в этой же кинокартине она стала лауреатом другого Гран-при МКФ 1993 года, проводимом в Брюгге (Бельгия).

Но не будем спешить и начнем с самого начала. Итак, Маргарита Терехова родилась в городе Туринске, что находиться в Свердловской области, в далеком 1942-ом. Когда она была маленькой, ее родители решили перебраться в другое место, и таким образом девочка оказалась в Ташкенте вместе со своей семьей, где и прошли годы ее детства. Малышка еще в юные годы заметила, что ее внешность сильно привлекает мальчишек.

Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который рос вместе с Маргаритой, даже как-то сказал, что они довольно часто вместе играли, и уже в то время нынешняя киноактриса была необыкновенно яркой внешне, очень подвижной и обладала сильным характером. Ее знали все мальчишки, даже с соседних дворов и в этом заслуга не только ее фигуры (стройные и красивые ножки, плюс девочка могла похвастаться тем, что у нее рано начала развиваться грудь) но и ее поведения с окружающими.

Школьные годы для Маргариты пролетели весело, к тому же она получала от обучения настоящее удовольствие. В результате школу она окончила с золотой медалью. Сразу же после этого в 1959-ом году подала заявление на поступление в Ташкентский университет. Но задержалась она здесь лишь до 1961, поскольку посчитала, что лучшее образование сможет получить лишь в столице. В результате после второго курса она переезжает в Москву.

Поездка ее не заладилась с самого начала – после прибытия в город Терехова поняла, что значительная часть ВУЗов уже давно окончила прием абитуриентов. И это касалось не только престижных заведений, но и простых. Оставался, конечно, шанс постараться поступить во ВГИК, однако тамошние преподаватели не разглядели в девушке актерского таланта и потенциала, а потому «срезали» ее во время экзамена.

Девушка не отчаялась, как многие другие претенденты и продолжала упорно искать себе место. В результате она сумела попасть в Школу-студию открытую при Академическом театре имени Моссовета. Здесь талант Тереховой проявился достаточно быстро, и она в самом скором времени стала лидером труппы. И, как это очень часто бывает в творческих коллективах (особенно, если там есть женщины), ей стали завидовать. Ее таланту завидовали многие, но вот из-за ее красоты на нее «косо смотрела» вся женская половина труппы. Впрочем, саму молодую актрису это волновало мало. Как позже призналась сама Маргарита, она именно так реагировала на все тогда в силу двух причин: психологической независимости и юношеской наивности. К тому же ей хватало и многих других проблем, среди которых на первом месте стоял вопрос, связанный с жильем. Ну и ей пришлось ради обучения в Москве обрезать свои длинные волосы, поскольку не было времени ими заниматься.

В 1964-ом году, благодаря своей упорности Маргарите Тереховой удалось окончить Школу-студию и стать полноценной актрисой, устроившись работать в Театр имени Моссовета. Здесь актриса задержалась надолго и ушла лишь в 1983 году. Именно здесь было сыграно очень много хороших и занимательных ролей. Например, в 1964-ом году Б. Шоу ставил спектакль «Цезарь и Клеопатра», где роль египетской царицы-красавицы досталась именно Маргарите. В 1968-ом их труппа ставила спектакль «Глазами клоуна», основанный по роману Г. Белля, где девушка сыграла Мари. В 1971-ом они решили «замахнуться на классику» и взялись за «Преступление и наказание», по сюжету одноименного романа Достоевского. Здесь Терехова просто идеально сыграла Соню. Далее, в 1977-ом она была Елизаветой в «Царской охоте» (пьеса Л. Зорина), а в 1979-ом сыграла Любовь Сергеевну в «Теме с вариациями» Алешина.

Стоит отметить, что самые первые роли Маргариты в кино смотрелись весьма странно и выглядели своеобразной «пробой» - казалось, что актриса экспериментирует с ними, подбирая себе амплуа. Кинодебют ее пришелся на 1965 год, когда она появилась в кинокартине «Здравствуйте, это я!», которую снимал режиссер-армянин Фрунзе Довлятян. Он поручил молодой актрисе сыграть роль Тани, которая в ее исполнении стала легкой и светящейся от надежды девушкой. Терехова внесла в ленту, так сказать, «осязаемое» ощущение радости и непоколебимую веру в счастье. Практически сразу после этого ее пригласили в один кинопроект, однако, сразу на две роли. Это романтическая драма Павла Любимова под названием «Бегущая по волнам», основой, для сюжета которой, стало одноименное произведение Александра Грина. Маргарита сыграла Биче Саниэль, жену капитана Геза, а также Фрэзи Грант, девушку из легенды. Ее персонажи оказались воплощением одного человека в двух совершенно разных мирах.

Первое время после окончания обучения и начала своей творческой карьеры Терехова снималась не очень часто, но зато ей всегда делали просто великолепные предложения режиссеры. И каждый фильм, где она принимала участие, становился настоящим хитом того времени, да и сейчас многие помнят эти ленты. Это же относится и к знаменитому «Белорусскому вокзалу», киноповести Андрея Смирнова, где Маргарите нужно было сыграть роль Наташи Шипиловой. Не будем забывать и о драме Ильи Авербаха под названием «Монолог», где девушка играла Тасю Сретенскую. Этот персонаж был весьма интересен актрисе, поскольку беспутная и прекрасная Тася была дочерью старого профессора (его сыграл Михаил Глузский), и страдала от того, что никак не получалось у нее наладить личную жизнь. Актрисе, между прочим, удалось изобразить свою героиню реалистично и «с разных ракурсов», хоть и подмывало «расслабиться и играть однобоко». Ведь роль-то, на первый взгляд, казалась весьма простой. Это и сыграло решающую роль в будущем Маргариты Тереховой. Она решила, после выхода этого фильма, всегда бороться с заданными образами и никогда не играть «спустя рукава».

Самые первые кинокартины Маргариты показали всем зрителям яркую и весьма притягательную внешность киноактрисы, ее внутреннюю непокорность и абсолютную независимость, что сразу же заметил Андрей Тарковский. Вероятно, он сумел почувствовать в девушке «родную душу», почему и предложил ей сыграть в своем фильме «Зеркало». Причем сразу две роли и обе главные: жены Натальи и матери Марии. Как показало будущее, Тарковский не ошибся в своем выборе, а Терехова лишь выиграла, согласившись на такую сложную работу – актриса в полной мере сумела передать в своих персонажах то, что желал сказать режиссер и она сама.

Ирина Шилова из «Советского экрана» в свое время сказала, что в созданный Тарковским мир сумела войти актриса, которая обладала редким даром прозрения, равным замыслу масштаба. Первое появление Марии на экране должно было дать возможность поэту встретится с женщиной, которая сумеет его вдохновить, а не раскрывать что-то, разгадывать или объяснять. Это было зыбкое состояние метерлинковского ожидания, наполненное мимолетностями и нечаянными ощущениями. Обычный и совершенно случайный прохожий сумел нарушить ясность, чистоту и сосредоточенность чувств. Мария спокойно отвечала на вопросы, но этим и манила к себе, и одновременно отталкивала. Она способна интуитивно отделить случайное (этот разговор) от того, что творится в ее душе. Да, она великолепна и невероятно красива в своем скромном дачном платье, с волосами, собранными в тяжелый пук волос, с загадочной легкой улыбкой. Ведь она находиться и здесь, перед нами, и в неизвестном прошедшем, которое одновременно и близко, и невероятно далеко.

А как вам ситуация с обменом сережек? Это ясный образ бедствия, нищеты, голода и образ покоя, богатого дома, благополучия. Они словно сомкнулись между собой, ведь здесь видно и искушение, и готовность к самопожертвованию. Здесь видно и разрывающееся сердце, но и явно показано, что предать собственные идеалы, самого себя, просто невозможно. Маргарита сумела выйти за предел возможного унижения и возможной жертвенности, как для своего персонажа, так и для себя самой. Именно ее упорство и настойчивость открыли перед Тарковским то, что он желал показать. Да, он изменил замысел эпизода, поскольку сумел не просто понять, но и принять кредо актрисы.

В 1966-ом году, кстати, Маргарита Терехова впервые встретилась с Саввой Хашимовым, во время своего пребывания в Болгарии (тогда, как раз снимался фильм «Бегущая по волнам»). Этот мужчина, видный и популярный болгарский актер, в то время был женат, но, благодаря своей красоте, продолжал покорять сердца женщин. Его нисколько не остановили узы брака, и Савва приударил за Маргаритой и между ними закрутился весьма бурный роман. В результате актриса забеременела, однако сообщила об этом болгарскому актеру лишь тогда, когда узнала сама – после возвращения в Москву. Актер в ответном письме тут же сообщил Тереховой, что намерен развестись со своей женой и жениться на Маргарите. Он не предлагал ей этот вариант, а настаивал на нем. Естественно, такая самоуверенность возмутила киноактрису, однако противостоять этому «любовному напору» она оказалась не в состоянии и совсем скоро сдалась и согласилась с мужчиной.

Молодая семья получила комнату в общежитии для актеров театра (в котором работала на тот момент Терехова) и совсем скоро женщина родила дочку, которую решили назвать достаточно просто – Анечкой. Как вспоминал Хашимов, они тогда были очень счастливы вместе. Паре нравилось гулять в саду с коляской и маленькой дочкой, ходить втроем в «Эрмитаж» и вообще просто проводить время вместе. По мнению актера – это было самое замечательное, романтичное и счастливое время в их жизни.

Однако в жизни не так, как в кино, и «счастливый конец» не всегда наступает – брак актеров был обречен. Именно из-за их профессии и заключенных контрактов. У молодоженов почти что не было домашнего хозяйства, которое могло бы их связать. К тому же не стоит забывать, что Хашимов наотрез отказывался жить в столице России и всегда рвался в Болгарию, к себе на родину, где его ждала работа, которой мужчина намеревался посвятить значительную часть своей жизни. У Тереховой также была схожая ситуация – она не собиралась покидать Москву, поскольку уже работала здесь. Расстались они через полтора года после свадьбы. Само расставание прошло тяжело, сопровождалось нервными стрессами и переживаниями, ведь они любили друг друга. Возможно, именно это и помогло им впоследствии остаться хорошими друзьями.

Но вынужденное расставание с Саввой Хашимовым изменило актрису. Причем не только ее имидж, но даже поведение и характер стали другими. Разрыв превратил ее в более суровую и холодную женщину, как казалось ее близким и знакомым. Хоть даже вспомнить ее Марию, такую завораживающе холодную в кинокартине «Зеркало» режиссера Тарковского. Однако это было лишь началом. Постепенно имидж актрисы Маргариты Тереховой стал полностью изменяться, и женщина превратилась в роковую и коварную красавицу.

Если взглянуть на ее роли того периода, то можно смело сказать, что началом серии таких образов стал ее персонаж Диана из музыкального фильма «Собака на сене», который в 1977-ом снимал режиссер Ян Фрид, взяв за основу одноименную пьесу Лопе де Вега. Маргарита Терехова сумела создать емкий и незабываемый образ «отъявленной стервы», сумевшей завлечь в свои любовные сети парня Теодоро, которого сыграл Михаил Боярский. Одновременно с этим Диана испытывала сильные душевные переживания и муки, поскольку не могла соединиться со своим любимым. Следующим ее персонажем такого профиля стала незабываемая Миледи из «Д'Артаньяна и трех мушкетеров». Прекрасного советского мюзикла о приключениях сорвиголов находящихся на службе у короля Франции, который снимал режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Здесь стоит остановиться и более подробно рассмотреть эту роль Маргариты. Ведь изначально режиссер проекта планировал пригласить сыграть Миледи Елену Соловей. Однако этот вариант был невозможен – актриса забеременела, и играть уже не могла. Вот тогда Юнгвальд-Хилькевич и вспомнил про «роковую Терехову».

Однако режиссер хорошо помнил один очень неприятный случай 1969 года – Юнгвальд-Хилькевич тогда был занят своим фильмом «Опасные гастроли» и планировал пригласить на главную женскую роль именно Маргариту. Но вот руководство «Госкино» имело свои виды на этот проект и заставило режиссера взять Лионеллу Пырьеву, иначе «у него могли начаться проблемы». Главной проблемой было то, что Георгий очень хотел снять Высоцкого в этой кинокартине, так что ему пришлось пойти на уступки, а такое его поведение жутко обидело Терехову. И вот он вновь звонит ей с предложением сыграть главную роль в своем новом фильме. Маргарита согласилась спасти мужчину, однако, перед этим, высказала все, что о нем думала. Заслуженные упреки режиссер принял стойко и они стали сотрудничать.

Здесь вновь ей постаралось «перейти дорогу» «Госкино». Главы его желали видеть в роли Миледи не Маргариту, а Пенкину. Юнгвальд-Хилькевич тогда (взято с его воспоминай и разговоров с другими артистами), как только услышал это «предложение», швырнул документы на стол, уехал в Петербург и там стал «успокаивать нервы» (попросту – запил). Он тогда прямо сказал, что не собирается снимать «ваших Мушкетеров», если ему не дают свободы. Так что либо он их снимает так, как хочет того сам, либо пусть они ищут другого режиссера. «Госкино» не ожидало от мужчины такого поведения, так что теперь им пришлось пойти на уступки и вызвать Маргариту Терехову на пробы.

Как вспоминает сам режиссер, они впервые в истории советского кинематографа решили рискнуть, и одели на Маргариту кофточку из шифона, приоткрывающую женскую грудь. Так что теперь грудь женщины не была стыдливо показана в секундном кадре – ее можно было увидеть практически постоянно. А ведь у Тереховой грудь очень похожа на грудь Марии-Антуанетты (если, конечно, верить сохранившемуся стеклянному слепку) – а это образец самого красивого бюста во всем мире. Грех такое скрывать и сам режиссер поддержал эту идею, не только как мужчина, но и как художник. Поэтому и Миледи получилась совершенной красавицей, вероломной и невероятно сексуальной.

Но перед началом съемок им пришлось решить еще одну серьезную проблему. Дело в том, что первоначальный сценарий приводил многих в ужас. Он не понравился Хилькевичу, поскольку являл собой готовую оперетту. Авторы его, конечно, проделали серьезную работу, однако сама Маргарита не постеснялась назвать его «пошлятиной» и отказалась сниматься, пока его не превратят во что-то более «жизнеспособное». Режиссер обрадовался (нашелся еще один единомышленник) и заставил сценаристов переписать свое творение. Вот так и появился именно тот замечательный мюзикл, которым продолжают восхищаться и современные зрители.

Перед самым началом съемок, узнав, что сценарий будет переписан, Маргарита Терехова серьезно взялась за свою роль. Специально для этого она не только постаралась понять Миледи, но и перечитала множество исторически справок, выяснив, что у кардинала Ришелье действительно была невероятно опытная и умная шпионка, сумевшая разоблачить большинство политических интриг королевы Анны Австрийской.

Исходя из этого, она и слепила образ яркой и коварной интриганки, опасной, умной и умевшей использовать мужчин в своих целях. Эта вероломная женщина сумела найти себе влиятельного покровителя и защитника в лице кардинала и продолжала осуществлять свои планы, уже работая на этого политического и военного гения. «Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла!» - пожалуй, именно это изречение лучше всего подходит к образу Миледи.

Во время работы над созданием достоверного образа Миледи, Терехова специально стала придумывать разные реплики и фразы, впоследствии ставшие знаменитыми. Например, именно так появилось знаменитое выражение «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам». Цитату эту, кстати, киноактриса взяла из творчества Лопе де Вега. Также во время съемок произошло некое мистическое событие – на плече у Маргариты довольно явно проступило странное пятнышко, на которое обратили внимание другие актеры – оно напоминало знаменитую «лилию», которую (чтобы изобразить клеймо), осталось лишь обвести специальным карандашом и превратить это в «шрам». Откуда оно взялось – точно неизвестно. В восьмидесятых годах Терехова уже сумела приобрести статус звезды советского кинематографа, благодаря своим ролям в музыкальных фильмах «Собака на сене» и знаменитых «Мушкетерах». К тому же в 80-ом году на экраны вышла еще одна ее работа, где Маргарите удалось полностью раскрыть свой талант и затмить собой других. Это была «Благочестивая Марта» - музыкальная кинокомедия режиссера Яна Фрида, где актрисе досталась главная роль.

Приблизительно в это же время на территории СССР началась грандиозная по своему размаху травля режиссера Андрея Тарковского, который дружил с Маргаритой Тереховой и был, в принципе, самым близким для нее человеком. Актриса не побоялась выступить за него и на протяжении всей этой «кампании», развернутой против него, поддерживала друга. В своем дневнике она записала следующие строчки: «Запомни, Рита, этот момент отчаяния. Интересно, что будет дальше?».

Сама же киноактриса гораздо позже решила признаться журналистам, что в тот момент ее спасло лишь рождение сына, которого Маргарита решила назвать Сашей. Родился мальчик в 1981-ом году и, похоже, никто, кроме матери, не знал о том, кто же генетический отец малыша. Саша носит фамилию Терехов.

Кинокарьера Тереховой продолжала идти по проторенной дорожке. Все ее следующие работы лишь подтверждали ее талант и большое мастерство игры, но былого успеха не имели. Впрочем, и таких харизматичных и колоритных персонажей, как знаменитая Миледи, Донья Марта или Диана де Бельфлор, у нее уже не было. Одинаково легко киноактрисе удавалось выглядеть в мелодраматических фильмах (например, «Давай поженимся», где она сыграла Елену), или фильмах исторических (роль Феодоры в «Руси изначальной»). В 1989-ом году Маргарита сумела доказать всем, что может играть даже гротескные роли, которые являются подчеркнуто стилизованным. Это очень хорошо видно в трагикомедии «Оно», которой занимался режиссер Сергей Овчаров. Тереховой удавались даже глубоко психологические роли – достаточно лишь вспомнить ее персонажа в фильме «только для сумасшедших», который был снят эстонским режиссером Авро Ихо в 1990-ом. Эта роль, кстати, была высоко оценена критиками и жюри МКФ, которые вручили ей призы за «Лучшую женскую роль» в Сан-Ремо, Руане и Норд-Плайде (это проходило в 1991-ом, 92-ом и 93-ем годах соответственно).

В девяностых годах актриса Маргарита решила взять небольшой перерыв в кинокарьере, однако полностью связи с этим миром не теряла. Конечно, снималась она в эти годы весьма редко, и все время носилась с идеей поставить «Чайку» Чехова. Отметим, что заявку на съемку этой кинокартины (сценарный план ее занимал 24 страницы печатного текста), женщина подала на рассмотрение еще в 1996-ом году. Одновременно с нею заявку на съемку этого же фильма подал и Дмитрий Долинин, но «Госкино» решило отказать им обоим по неизвестным причинам.

Воплотилась эта заветная мечта Маргариты Тереховой в жизнь лишь в 2002-ом году – через шесть лет после возникновения этой идеи. Подобрать актеров для главных ролей женщине было очень легко. Для начала она сама решила сыграть Аркадину, а затем пригласила собственных детей. Анна Терехова должна была играть Нину Зареченскую, а Александр Терехов (в титрах парень, кстати, шел под отцовской фамилией Тураев) занялся образом Константина Треплева. Для исполнения других ролей актриса пригласила Андрея Соколова, предложив ему образ Тригорина, и Юрия Соломина, который играл Сорина.

Сам фильм снимался непосредственно на усадьбе Антона Павловича Чехова, расположенной в Мелихово, а также в окрестностях Переславля, что на Плещеевом озере.

Сейчас Маргарита продолжает работать на сцене Театра имени Моссовета, откуда она уже не один раз уходила, и куда не один раз решала вернуться. Одна из ее последних ролей – Вирджи. Состояние здоровья ее, к сожалению, начало ухудшаться в последнее время.

Не стоит забывать и того, что актриса дружила и с такой знаменитостью, как Игорь Тальков. Он, кстати, также уважал Маргариту и был частым гостем в ее доме.

bestactor.ru

Маргарита Терехова

Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 в городе Туринске Свердловской области. В юном возрасте она вместе с семьей перебралась в Ташкент, где и прошло ее детство. С ранних лет красивая девочка обращала на себя внимание окружающих мальчишек. Вспоминает режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Мы с Ритой росли в Ташкенте в одном дворе. Рита была такая яркая девушка, с характером, подвижная. В нашей мальчишеской аудитории была очень известна! У нее были очень красивые, стройные ноги, хорошая фигура, у нее рано появилась грудь, и это нас всех тревожило!»

Школу Маргарита окончила с золотой медалью. Проучившись два года (с 1959 по 1961 г) в Ташкентском университете, девушка решилась отправиться покорять Москву. Поначалу ей ужасно не везло. Оказалось, что приехала она поздно – большинство вузов уже завершили прием абитуриентов. Оставался шанс пробиться во ВГИК, но там педагоги не разглядели в юной провинциалке будущую звезду.

Маргарита не отчаялась, и ее упорство было вознаграждено. Девушку приняли в Школу-студию при Академическом театре им. Моссовета. Талант Тереховой быстро проявился, - она заняла лидирующее положение в труппе. Как это часто бывает, талант юной актрисы вызвал зависть всей женской половины труппы. Однако саму Маргариту это нисколько не смутило. «А я не обращала внимания, потому что была наивна и независима. Жить было негде, даже косу длиннющую вынуждена была отрезать - некогда было расчесывать», - признается Маргарита Терехова.

После окончания в 1964 году Школы-студии Маргарита Терехова стала актрисой Театра им. Моссовета, где проработала до 1983 года. На его сцене актриса сыграла немало интересных ролей, среди которых: Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание по роману» Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С.Алешина (1979).

Первые роли Маргариты Тереховой в кино в какой-то степени были перебором вариантов. Впервые на экране она появилась в 1965 году. Ее Таня - легкая, светящаяся надеждой девушка – вносила в картину армянского режиссера Фрунзе Довлятяна «Здравствуй, это я!» ощущение радости и веры в счастье.

Вслед за этим Маргарита Терехова снялась сразу же в двух ролях в романтической драме Павла Любимова «Бегущая по волнам» (поставленной по одноименному произведению Александра Грина). Ее героини - Биче Саниэль, жена капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушка из легенды - стали воплощением двух разных миров.

Первое время актриса снималась не часто, но зато каждая из картин с ее участием становилась событием. Это относится и к знаменитой киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», где Терехова сыграла Наташу Шипилову, и к драме Ильи Авербаха «Монолог» (Тася Сретенская).

В «Монологе» Маргарита Терехова предстала в образе прекрасной и беспутной Таси Сретенской, дочери старого профессора (Михаил Глузский), которая никак не может устроить личную жизнь. При этом актриса умело избежала соблазна однобоко изобразить свою героиню, преодолела кажущуюся простоту роли. В будущем она еще не раз будет вступать в борьбу с заданностью образов.

Уже в своих первых картинах Маргарита Терехова ярко демонстрировала свою сильную притягательность, внутреннюю независимость и непокорность, что не могло пройти мимо Андрея Тарковского. Видимо он почувствовал некое «родство душ», поскольку, приступая к очередной своей картине «Зеркало», доверил Тереховой сразу две главные роли – матери (Марии) и жены (Натальи). Тарковский не ошибся. В своих героинях Маргарита Терехова в полной мере выразила замысел режиссера.

Ирина Шилова («Советский экран»): «В создаваемый Тарковским мир вошла актриса, обладающая даром прозрения, равного замыслу масштаба. Не объяснить, не раскрыть, не разгадать, но дать возможность встречи с женщиной, вдохновлявшей поэта,— вот смысл первого появления Марии. Это зыбкое состояние метерлинковского ожидания, исполненное мимолетностей и нечаянных ощущений. Случайный прохожий нарушил чистоту, ясность, сосредоточенность чувств. Мария отвечает на вопросы, манит и отталкивает, интуитивно отделяя случайное — вот этот разговор — от того, что происходит в ее душе. Она красива, великолепна в скромном дачном наряде, с тяжелым пуком волос, с таинственной полуулыбкой, ибо она и здесь, сейчас, и в не известном никому прошедшем — далеком и близком.

Ситуация с обменом сережек. Образ бедствия, голода, нищеты и образ богатого дома, покоя, благополучия сомкнулись. Здесь и искушение, и принесение в жертву. Здесь — сердце на разрыв, но не предательство себя. Актриса открывает предел возможного унижения, предел возможной жертвенности для своей героини и для себя — Маргариты Тереховой. Из-за ее упорства, неуступчивости Тарковский изменил замысел эпизода, понял и принял кредо своей актрисы.

...Бежит по улице под проливным дождем Мария. В движениях, в размахе рук, в откинутой голове мучительная напряженность, исступленность. Случилось страшное, нужно успеть исправить ошибку и тем самым спастись. Лихорадочно скользят глаза по страницам текста. Нашла — ошибки нет. Воображение, подгоняемое неотступным страхом, сыграло шутку. Усталость, апатия, прострация — плата за пережитое. Возвращаясь к жизни, Мария словно бы становится ребенком; слезы застилают глаза, мешают видеть, слезы обиды, горечи, всепоглощающего отчаяния от несправедливости мира».

Со своим будущим мужем Саввой Хашимовым Маргарита Терехова познакомилась еще в 1966 году в Болгарии на съемках фильма «Бегущая по волнам». В то время Хашимов, популярный болгарский актер, красавец и любимец женщин, был женат, но это его нисколько не остановило. Между Саввой и Маргаритой закрутился роман, приведший к беременности. Об этом Хашимов узнал, когда Терехова была уже в Москве. Он тут же написал Маргарите письмо, в котором сообщил о своем решении жениться на ней. Такая самоуверенность поначалу возмутила Терехову, однако противостоять напору его любви она не могла...

Новоиспеченные супруги поселились в театральном общежитии, и вскоре у них родилась дочка Анечка. Хашимов вспоминает: «Мы были счастливы! Нам было вместе очень хорошо. Любили в саду «Эрмитаж» гулять с Анечкой - катали ее в коляске. Это было счастливое, романтичное время!»

К сожалению, этот брак был обречен с самого начала, и причиной тому стала их профессия. У молодых практически не было домашнего хозяйства, которое могло бы их связывать. К тому же Хашимов категорически не хотел жить в Москве, он стремился в Болгарию, где его ждала интересная работа, а Терехова не собиралась покидать столицу. Спустя полтора года они расстались. Расстались тяжело, с большими переживаниями, хотя и остались в последствии друзьями.

Маргарита Терехова очень тяжело пережила расставание с Саввой Хашимовым. Этот разрыв сделал актрису даже внешне более холодной и суровой. Взять ту же Марию с ее завораживающей холодностью в «Зеркале» Тарковского. Дальше – больше. Имидж Маргариты Тереховой стал меняться в сторону коварной, роковой красавицы.

Началом этой вереницы образов положила ее Диана из «Собаки на сене» (1977), поставленной режиссером Яном Фридом по одноименной пьесе Лопе де Вега. Актриса создала незабываемый, емкий образ стервозной женщины, завлекшей в сети своей любви Теодоро (Михаил Боярский), и самой же испытывающей душевные муки от невозможности соединиться с любимым человеком.

Следующей в этой череде стала коварная Миледи в культовой картине режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артраньян и три мушкетера»…

Поначалу на роль Миледи Юнгвальд-Хилькевич планировал пригласить Елену Соловей. Но осуществлению его плана помешала беременность актрисы. Тогда режиссер и вспомнил о Маргарите Тереховой.

В свое время (еще в 1969 году) Юнгвальд-Хилькевич хотел снять Маргариту в главной женской роли в своей картине «Опасные гастроли». Но руководство Госкино настояло на кандидатуре Лионеллы Пырьевой. Для того чтобы оставить в картине Высоцкого, режиссеру пришлось пойти на уступки, что тогда очень обидело Терехову. И вот тетерь он вновь набирал ее номер. «Ритка, спасай!» - обратился к ней Юнгвальд-Хилькевич. «Хоть ты и сукин сын, но я согласна», - ответила Маргарита.

Утверждение на роль было отнюдь не гладким. Госкино хотело видеть в роли Миледи Пенкину. «Миледи - Пенкина?! Когда я услышал это, швырнул документы, запил и уехал в Питер, - рассказывает режиссер. - Я сказал: «Не буду я снимать ваших «Мушкетеров» или буду снимать так, как хочу». Госкино пришлось пойти на попятный, и Терехову вызвали на пробы…

Вспоминает Юнгвальд-Хилькевич: «Надели на Риту шифоновую кофточку, и впервые в истории советского кинематографа в кадре была видна женская грудь не в течение одного стыдливого мгновения, а практически постоянно. У Тереховой грудь, как у Марии-Антуанетты (сохранился слепок из стекла), - это образец, самый красивый бюст в мире. Я говорю об этом не как мужик, а как художник. Миледи получилась абсолютной формы. Сексуальная, вероломная!»

Однако прежде чем приступить к съемкам, пришлось заняться еще и переделкой всего сценария. Вспоминает Маргарита Терехова: «Хилькевич был от сценария в ужасе; авторы пусть меня побьют – они живы и дееспособны, – но я и сейчас скажу, что это была готовая оперетта и я в этой пошлятине играть не собиралась. Так и сказала. Хилькевич радостно воскликнул: «Слава Богу! Ты уже второй человек!» В общем, мы многое сумели восстановить и выправили даже некоторые огрехи Дюма».

Работа над образом велась Маргаритой Тереховой очень серьезно. Актриса, окунувшись в историю, выяснила, что прототипом ее героини была реальная агент кардинала Ришелье, которая разоблачала политические интриги Анны Австрийской.

Исходя из этого, Тереховой был создан яркий образ коварной интриганки, нашедшей в кардинале своего защитника-покровителя, и под его крылом осуществляющего свои планы. «Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла!» - этот эпиграф как нельзя лучше подходит к ее героине.

Работая над своим персонажем, Терехова придумала немало фраз и реплик, в том числе и знаменитое: «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам». Эту цитату актриса нашла в томике Лопе де Вега. О серьезности вхождения в образ говорит и то, что во время съемок у актрисы на плече проступило красное пятно в виде лилии. Потрясенный Хилькевич собрал всю съемочную группу. Художнику оставалось лишь обвести это пятно, и клеймо было готово.

В 80-е Маргарита Терехова вступила уже необыкновенно популярной актрисой (тому немало способствовали «Собака на сене» и «Д’Артаньян и три мушкетера»). В 1980 году на экраны вышла еще одна картина, где Терехова проявила себя в полном блеске. Речь идет о телевизионной музыкальной комедии Яна Фрида «Благочестивая Марта», где она сыграла главную роль.

Именно в этот период в стране развернулась грандиозная травля Андрея Тарковского, человека, который был очень близок и дорог Маргарите Тереховой. Актриса помогла выстоять своему другу, а в своем дневнике записала: «Запомни, Рита, этот момент отчаяния. Интересно, что будет дальше?»

Сама Терехова впоследствии признавалась, что в тот критический момент ее спасло рождение ребенка. Сын Саша родился в 1981 году. О том, кто его отец Терехова никому никогда не говорила. Фамилию Саша носит Терехов.

Последующие работы Тереховой в кино подтверждали ее высокое мастерство, хотя и не имели такого большого успеха, как Миледи, Диана де Бельфлор или Донья Марта. Терехова одинаково органично смотрелась и в мелодрамах («Давай поженимся», Елена), и в исторических картинах («Русь изначальная», Феодора). В 1989 году актриса продемонстрировала способности играть гротесковые, подчеркнуто стилизованные роли, снявшись в трагикомедии режиссера Сергея Овчарова «Оно», а в картине эстонского режиссера Авро Ихо «Только для сумасшедших» (1990) блеснула филигранной психологической игрой. За роль в фильме «Только для сумасшедших» Терехова получила призы МКФ за лучшую женскую роль (М.Терехова) в Сан-Ремо-91, Руане-92, Норд-Плайде-93 (Бельгия), Брюгге-93.

В 90-е годы Маргарита Терехова отошла от кинематографа, но полностью связи с кино она не теряла. Актриса изредка снималась и вынашивала идею постановки чеховской «Чайки». Заявку на съемки фильма со сценарным планом на 24 страницах она подала еще в 1996 году. Одновременно на экранизацию «Чайки» поступила и другая заявка, от Дмитрия Долинина. Однако тогда Госкино ответило отказом им обоим.

Воплотить в жизнь свою мечту Маргарите Борисовне удалось лишь спустя шесть лет - в 2002 году. На главные роли Терехова определила себя (Аркадина) и своих детей: Анна Терехова сыграла Нину Заречную, а Александр Терехов (в титрах он значился по фамилии отца - Тураев) – Константина Треплева. В других ролях Маргарита Борисовна задействовала Юрия Соломина (Сорин) и Андрея Соколова (Тригорин).

Съемки фильма происходили в усадьбе Антона Павловича Чехова Мелихово и в окрестностях Переславля на Плещеевом озере.

В настоящее время Маргарита Терехова работает в Театре им. Моссовета, откуда она не раз уходила и вновь возвращалась. Среди последних работ: роль Виржини Вальтер в спектакле «Милый друг».

Последние лучшие фильмы

kino-expert.info


Смотрите также