Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Марина ладынина биография


Ладынина, Марина Алексеевна - это... Что такое Ладынина, Марина Алексеевна?

Могила на Новодевичьем кладбище в Москве

Мари́на Алексе́евна Лады́нина (1908—2003) — советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1950), лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1948, 1951).[1]

Биография

Марина Ладынина родилась 11 (24) июня  1908 год, (по другим источникам — в 1907 году[2]), в с. Скотинино, (ныне — в Тёмкинском районе, Смоленской области, Россия), (по другим ошибочным источникам, т.к. стеснялась своего происхождения — в с. Назарово, близ г. Ачинск, Енисейской губернии, ныне — Красноярский край[3]), в крестьянской семье Алексея Дмитриевича Ладынина (1879—1955) и Марии Наумовны (1889—1971) Ладыниных. Вскоре вместе с родителями они переехали в село Назарово вблизи города Ачинска Красноярского края (г. Назарово). Алексей Дмитриевич имел три класса образования, а мать, Мария Наумовна, была неграмотной. В семье было четверо детей, Марина была старшей.

Вся семья Ладыниных, отличалась артистизмом и задором. У Марины с ранних лет начал проявляться интерес к книгам и сцене. Она читала и с большим удовольствием пересказывала прочитанное своим друзьям. В школе был самодеятельный театр и Марину взяли суфлёром. Во время учёбы в Ачинске играла в местном драматическом театре. После учёбы работала в школе учителем.

В 1933 году, окончив ГИТИС, была принята в труппу МХАТа. В 1933—1935 годы — актриса МХАТ.

В 1934 году, во время съёмок фильма «Вражьи тропы», Марина Ладынина познакомилась с режиссёром И. А. Пырьевым. В 1936 году они поженились[4].

Среди самых знаменитых киноработ Ладыниной: «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки».

В 1954 выходит на экраны фильм «Испытание верности».

После 1954 года брак Ладыниной и Пырьева распадается. После этого она не снялась ни в одном фильме. Одно время она работала в Театре-студии киноактёра и выступала с концертами по городам.

Первый муж — Любезнов, Иван Александрович (1909—1988), актёр театра и кино, народный артист СССР (1970)[5].

Сын М. А. Ладыниной и И. А. Пырьева — кинорежиссёр Андрей Ладынин.

Марина Ладынина скончалась на 95-м году жизни в одной из московских больниц 10 марта 2003 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Признание и награды

Поощрения Президента и Правительства Российской Федерации

  • Благодарность Президента Российской Федерации (25 декабря 1995) — в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа за заслуги перед государством и большой вклад в отечественную культуру[9]

Фильмография

Интересные факты

Ладынина рассказывала, что режиссёр Станиславский сказал ей: «Недостатки свои знаете? При вашем росте у вас чересчур длинные руки!»[10]

Примечания

dic.academic.ru

Марина Ладынина

Во всех энциклопедиях и справочниках местом рождения Марины Ладыниной значится село Назарово близ города Ачинска Красноярского края. На самом же деле будущая актриса родилась 24 июня 1908 года совсем в другом месте - в селе Скотинино Смоленской губернии. Но Марине Ладыниной это название казалось очень уж неблагозвучным, поэтому впоследствии она изменила в документах место рождения на Назарово, куда она вместе с родителями переехала в раннем детстве.

Родители Марины были простыми крестьянами. Отец, Алексей Дмитриевич Ладынин, имел три класса образования, а мать, Мария Наумовна, и была вовсе безграмотной. Кроме Марины в семье было еще трое детей. Ей, как самой старшей, приходилось нелегко – с ранних лет она познала все тяготы сельской жизни - убирала по дому, стирала, носила воду с реки. Летом девочка работала по найму у местной фермерши - ежедневно доила 10 коров.

Несмотря на эти трудности у девочки с ранних лет проявился интерес к книгам и сцене. Читать она научилась рано и с большим удовольствием пересказывала все это своим друзьям. Наверное, поэтому в школе Марину решили взять в самодеятельный театр суфлером. Вот только суфлер из нее был неважный. Девочку настолько захватывали спектакли, что она, увлекаясь, начинала подсказывать текст через чур громко. За это ее уже тогда стали называть артисткой.

Со временем Марине стали давать роли в спектаклях. Первую свою серьезную роль - Наташу в спектакле «Русалка» она сыграла в седьмом классе на пушкинском юбилейном вечере. Сыграла так великолепно, что даже получила одобрение со стороны матери. А ведь ее мать, женщина властная и строгая, была твердо убеждена в том, что работа на сцене – дело совершенно никчемное.

В Ачинске, где училась Марина, располагался местный драматический театр. Марину нередко приглашали туда подменять заболевших актеров. На сцене этого театра она познакомилась с провинциальной актрисой Баратовой (они вместе играли в спектакле «Иудушка Головлев»). Баратова окончательно убедила Марину в необходимости учиться настоящему искусству театра.

Окончив школу, Марина в 16 лет стала учительницей в родном селе Назарово. Параллельно она продолжала играть на сцене. Кроме того, девушка, обладавшая прекрасным голосом и слухом, выступала с концертами. Постепенно рамки провинции ей стали тесны, и она решила перебраться поближе к столице.

Первоначально она переехала в Смоленскую губернию на родину отца. Здесь она продолжила заниматься преподавательской деятельностью, но мечты о театре не оставляла. И однажды ей улыбнулась удача.

Как-то в село приехал отдыхать актер театра Мейерхольда Сергей Фадеев. Марина познакомилась с ним, и Фадеев, увидев в девушке актерские задатки, посоветовал ей поступать в ГИТИС. Актер даже подарил ей книгу «Моя жизнь в искусстве», чтобы Марина могла подготовиться к экзаменам.

В 1929 году волостной комитет комсомола направил Марину Ладынину в Москву поступать на факультет общественных наук. Марина, воспользовавшись представившейся возможностью, поехала и… поступила ГИТИС. Причем столица была покорена ею с первого же раза. На вступительных экзаменах ей поставили отличные оценки и сделали пометку в ведомости «особо одаренная».

Окрыленная успехом, Марина с увлечением взялась за учебу. Все преподаватели отмечали ее талант, энергию и целеустремленность. Уже на втором курсе Марину пригласили на стажировку во МХАТ, после чего выделили ей мхатовскую стипендию в 75 рублей.

В том же году состоялся дебют Марины Ладыниной в кино. Она сыграла небольшую роль слепой цветочницы в немом фильме «В город входить нельзя». В принципе этот фильм ничего особенного не представлял, как и другой - «Застава у Чертова брода» - в котором она снялась через пару лет. Мир кинематографа был конечно интересен, но для Марины главной мечтой продолжал оставаться театр…

В 1933 году Марина Ладынина окончила ГИТИС и была принята в труппу МХАТа. Это было похоже на чудо. На сцене этого театра тогда играли величайшие актеры: Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Кторов, Андровская и другие. Но молодая актриса не растерялась.

Первая же роль - хрупкая монашка Таисия в спектакле «Егор Булычев и другие» (по одноименной пьесе М.Горького) – была сыграна Мариной Ладыниной великолепно. Ее работу отметил даже Максим Горький. Затем последовала роль в спектакле «В людях» (опять же по Горькому).

Параллельно Марина продолжала сниматься в кино. В 1934 году ее пригласили на роль деревенской девушки в картину «Вражьи тропы». Это была очередная рядовая картина, но она в корне изменила жизнь актрисы. Именно на съемках этого фильма она познакомилась с кинорежиссером Иваном Пырьевым.

К тому времени Марина Ладынина уже успела побывать замужем за актером Иваном Любезновым. Был женат и Пырьев. Но ради Марины он пошел на развод с актрисой Адой Войцик. Ада очень тяжело переживала уход мужа и даже пыталась покончить с собой. Однажды она заявила Марине, что придет время, и Пырьев бросит ее. Она оказалась права, но об этом позже.

Замуж за Пырьева Марина Ладынина вышла в 1936 году. До этого она считала театр своей основной деятельностью. Но под влиянием мужа она решилась уйти из МХАТа. Как раз в это время Пырьев приступал к своей новой картине – комедии «Богатая невеста». В главной роли озорной колхозницы Маринки Лукаш он видел только Марину Ладынину.

В самый разгар съемок, проходивших на Украине, произошел скандал. Руководители «Украинфильма» заявили, что картина имеет явный националистический уклон, якобы «москали» в открытую издеваются над украинским языком. Пырьев, спешно завершив съемки, отправился вместе со съемочной группой в Москву. Но и здесь его картина не понравилась начальству. Фильм положили на полку.

Ситуация изменилась весной 1938 года, когда сменилось руководство кинокомитета. Новому руководителю фильм понравился, и он отправил его Сталину. Иосиф Виссарионович оказался в восторге от комедии. Тут же был отдан приказ, выпустить картину на экраны.

«Богатая невеста» - первый фильм Пырьева, снятый в жанре музыкальной комедии. При всей его непритязательности, он пришелся по душе миллионам зрителей. За эту работу Ладынина и Пырьев были в том же году награждены Орденами Ленина.

После такого успеха Пырьев с Ладыниной тут же приступили к съемкам второй картины - «Трактористы». И вновь это была музыкальная комедия из деревенской жизни. Неожиданно в самом начале съемок возникли непредвиденные трудности. Руководитель Кинокомитета Дукельский категорически заявил, что Ладынина не подходит на главную роль бригадира женской тракторной бригады Марьяны Бажан. С огромным трудом Пырьеву удалось отстоять кандидатуру своей жены. Съемки начались…

Иван Пырьев впоследствии так отзывался о работе Марины Ладыниной в той картине: «Мне везло с актерами. Марине, к примеру, надо было лететь по степи на мотоцикле, вести по пахоте сложный гусеничный трактор. В фильме «Трактористы» актриса делала все это так, будто уже давно была трактористкой и неоднократно участвовала в мотогонках».

Успех картины превзошел все ожидания. Марина Ладынина и Иван Пырьев стали звездами всесоюзной величины, их работа была отмечена Сталинскими премиями. В этом же фильме взошла звезда замечательного актера Бориса Андреева.

После «Трактористов» Иван Пырьев неожиданно решил сменить тематику. Его новая картина «Любимая девушка» была снята в жанре мелодрамы, а Марина Ладынина играла в ней Варю Лугину - рабочую московского завода. Ее героиня убегает от ревнивого мужа, а друзья и знакомые предпринимают все попытки, чтобы помирить молодоженов.

Картина получилась откровенно посредственной, и Пырьев решил вернуться на уже проторенную дорожку – деревенскую музыкальную комедию.

Фильм «Свинарка и пастух» начал сниматься в феврале 1941 года, а в июне на нашу страну обрушилась страшная война. Большинство из участников съемок стали просить отправить их на фронт. Сам Пырьев несколько раз подавал заявления в военкомат. Но руководство решило иначе – было дано указание доснять фильм.

Комедия «Свинарка и пастух» вышла на экраны уже в ноябре 1941 года. Критики тут же окрестили ее «деревенским лубком», а вот зрители приняли ее с огромным восторгом. Марина Ладынина сыграла роль вологодской деревенской девушки Глафиры с особой теплотой. Не менее блистателен был и Владимир Зельдин в роли кавказского пастуха Мусаиба. Их чистая и светлая любовь, преодолевающая все преграды, не могла не тронуть сердца зрителей, а для фронтовиков картина и вовсе стала талисманом. Она переходила из части в часть, воодушевляя бойцов на защиту единой многонациональной страны.

Фильм «Свинарка и пастух» стал вершиной творчества Марины Ладыниной. В годы войны она так же снялась в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», героической драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома» и, наконец, в 1944 году сыграла воспитательницу московского детского сада Варю Панкову в замечательной лирической мелодраме своего мужа «В шесть часов вечера после войны».

После войны Иван Пырьев приступил к созданию своей очередной музыкальной комедии «Сказание о земле Сибирской». Марине Ладыниной как всегда в ней отводилась главная роль - певицы Наташи Малининой, и сыграла она ее очень трогательно и лирично. Вместе с тем, в картине поднималась очень серьезная тема творчества.

Зрителям новая картина пришлась по душе, в прокате 1948 года она заняла 3-е место, а вот коллеги отнеслись к ней прохладно. Сергей Эйзенштейн и вовсе назвал ее «русский лубок в чехословацком исполнении» (картина снималась в Чехословакии).

После этой работы Иван Пырьев хотел переключиться с комедий на более серьезные работы, но ничего не вышло. От него ждали комедий, и Пырьев вынужден был вновь обратиться к привычному жанру.

Для Марины Ладыниной роль в комедии «Кубанские казаки» оказалась несколько непривычной. До этого ей доводилось играть молодых девушек, задорных и боевых или нежных и лиричных. Здесь же ей предстояло сыграть председателя колхоза Галину Ермолаевну Пересветову, женщину решительную, деловитую, твердую и в то же время душевную и отзывчивую. Поначалу роль актрисе никак не удавалась, она даже хотела уйти из картины, но постепенно в ходе съемок она смогла найти нужные краски.

Истосковавшийся по веселым картинам советский народ принял новый фильм с неописуемым восторгом, а песни, написанные замечательным композитором Исааком Дунаевским, стали поистине народными.

То, насколько была высока в те годы популярность Марины Ладыниной, даже трудно передать. Достаточно привести лишь один факт – одно время в начале улицы Горького висели два огромных, во весь дом, портрета. На одной стороне улицы – сам Иосиф Виссарионович. А на другой – Марина Ладынина. За годы сотрудничества с Иваном Пырьевым она (единственная из отечественных актрис) была пять (!) раз отмечена Государственной (Сталинской) премией СССР. А в 1950 году после выхода «Кубанских казаков» Ладыниной было присвоено звание народной артистки СССР. И это только официальное признание.

А народная любовь! Она не поддавалась описанию. Актрису боготворили, ей подражали, ее засыпали тысячами писем. Порой на конвертах писали просто: «Мосфильм, председателю колхоза «Заветы Ильича» Галине Ермолаевне Пересветовой».

В чем же заключался секрет такого успеха? Ведь, говоря откровенно, фильмы Пырьева были наивными сказками о счастливой советской действительности. Все просто. Люди, уставшие от тягот и разрухи, тянулись к красивой жизни. А на экране их встречала простая, понятная, милая и обаятельная Марина Ладынина. Она была своей, вышедшей из народа, и зритель проникался к ней доверием. Нередко в письмах спрашивали, где находится тот самый колхоз, туда готовы были ехать, чтобы остаться жить и трудиться.

Сама же актриса прекрасно понимала противоречие между реальной жизнью и киносказками, создаваемыми ею в дуэте с Иваном Пырьевым. Что делать, они тоже были винтиками системы…

За время совместной жизни с Иваном Пырьевым Марина Ладынина снималась исключительно в картинах своего мужа. Лишь однажды, в 1942 году, ей довелось сыграть в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», оставшейся, впрочем, без внимания зрителей. Другие режиссеры даже не решались приглашать ее в свои картины.

В 1950 году в ее кинокарьере мог произойти поворот, когда режиссер Игорь Савченко предложил Ладыниной роль графини Потоцкой в историческом фильме «Тарас Шевченко». Актриса, которая очень хотела попробовать себя в новом качестве, с радостью согласилась. К сожалению, цензура посчитала героиню в ее исполнении слишком доброй, и сцены с участием Ладыниной были вырезаны из фильма.

В 1953 году Марина Ладынина вновь снялась в картине своего мужа (девятой по счету). В фильме «Испытание верности» она играла женщину, от которой уходит муж. Фильм оказался пророческим.

В эти годы Иван Пырьев без памяти влюбился в молодую актрису Людмилой Марченко. Когда же Марина Ладынина попыталась поговорить с ним, он первым пошел на разрыв, заявив при этом, что после развода ее никто не будет снимать.

Так и случилось. Пользуясь своим авторитетом, Пырьев просто запретил другим режиссерам приглашать Ладынину на роли. На кинокарьере актрисы был поставлен крест.

С Марченко у Пырьева так ничего не вышло. Впоследствии он женился на актрисе Лионелле Скирде, которую снял в картине «Свет далекой звезды». Кроме того, Пырьев снял еще несколько картин, из которых самая известная «Идиот» по одноименному роману Достоевского. Умер он в 1968 году.

Марина Ладынина пережила своего бывшего мужа на 35 лет. Первое время после развода она никуда не могла устроиться – ни один театр не хотел брать в труппу звезду, которая могла заслонить своей популярностью других актеров. Наконец Марину приняли в Театр-студию киноактера. Некоторое время она там играла, но затем была уволена. Постепенно сошли на нет и концерты, с которыми она ездила по городам и весям. Наступило полное забвение.

В последние годы жизни Марине Алексеевне было особенно тяжело. Болезни, безденежье… А в 1998 году, в год 90-летия о ней вдруг вспомнили. К юбилею не награждили премией «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Газеты запестрели заголовками «Самая знаменитая кубанская казачка», «Живая легенда», «Советская суперзвезда». Какое лицемерие! Где все они были раньше!

После празднования юбилея о ней снова забудут и вспомнят только после смерти 10 марта 2003 года. Снова будут писать, какой замечательной актрисой она была, и какую жизнь она прожила…

И только зрители никогда не забывали Марину Ладынину. Для них она так и осталась молодой, лучезарной женщиной. И фильмы с ее участием по-прежнему собирают многочисленные аудитории.

Последние лучшие фильмы

kino-expert.info

Марина Ладынина: муза Ивана Пырьева или соль русской души?

Случилось это в селе Назарово Енисейской губернии, в далекой сибирской деревне. Отец, по местным меркам, был первый парень на деревне, закончил три класса церковно-приходской школы; мама была неграмотной, но зато такой душевной…

И нянька, и мамка

Брат Анатолий, сестры Валентина и Клавдия, Марина вторая справаФото: Источник

Вслед за Мариной родилось еще трое ребятишек, а старшей пришлось быть для всех них и нянькой, и мамкой, так как родители уходили с утренней зарей, а возвращались затемно. Так что готовка, стирка, уборка, не говоря уже о присмотре за шустрыми малышами, всегда лежали на ее худеньких плечах, которые нещадно болели из-за тяжелого коромысла. Правда, поначалу она набирала по половинке ведер, но каждый раз ходить к реке было еще тяжелее…

Но вот чуточку подросли ребятишки, и Марина тоже начала работать. Ее взяла к себе богатая односельчанка, за сущие копейки. Зато фронт работ нарезала такой, что мама не горюй — вместо трех малышей Марина получила в попечение десяток коров, которых не только нужно было выпасти, но и подоить. Одним словом, хлебнула тяжкого крестьянского труда вдоволь. Марина ЛадынинаФото: Источник

А в свободное от работы время Марина была заводилой у местных комсомольцев, устраивала различные мероприятия, концерты, словом, была тем «мотором», генератором идей, который не приемлет скуки.

Симпатичную энергичную девушку заметили и в районе. Волостной комитет комсомола не устоял перед напором Ладыниной, и местный секретарь подписал путевку для поступления в какой-либо вуз, но обязательно на факультет общественных наук. Хитрая Марина скрыла, что мечтает о большой сцене. Марина ЛадынинаФото: Источник

Из учительницы в актрисы

Мало кто знает, что Ладынина в 15,5 лет стала сельской учительницей начальных классов. Кроме школьной и общественной работы активно участвовала в художественной самодеятельности: пела в концертах, выступала в любительских спектаклях, жила ролью своих героинь. И было ясно, что ее притягивает сцена. Но остаться без учительницы в волостном комитете комсомола явно не хотели, а потому появилась такая формулировка: «факультет общественных наук».

Оказавшись в Москве, Ладынина прямиком отправилась в ГИТИС. Здесь рекомендация волостного комитета комсомола оказалась ненужной бумажкой. Марина очень тщательно готовилась к экзамену и сдала его на «отлично». Строгой комиссии понравились и ее непосредственность, и природная красота, и умение свободно держаться перед лицом авторитетного жюри. Когда у начинающего артиста, литератора, юриста нет робости перед авторитетами — больше гарантии, что они сумеют раскрыться…

На Ладынину обратил особое внимание Константин Сергеевич Станиславский, который уделил провинциальной, начинающей актрисе три часа своего драгоценного времени, а напоследок сказал своим друзьям:

«Далеко пойдет! Ни обаянием, ни трудолюбием Бог не обидел. Лишь бы не захвалили…»

Укротительница Пырьева

Марина ЛадынинаФото: kinopoisk.ru

Но и звездная болезнь не грозила крестьянской девушке. Природная скромность сопровождала всю жизнь актрисы.

Однажды, в далекие 90-е годы, журналист одного популярного российского издания уже договорился о встрече с Мариной Алексеевной, зарезервировал две страницы в издании, побеседовал со знаменитой актрисой. Но до публикации дело не дошло: «Если вы это напечатаете, я умру…» — вздохнула Ладынина.

Кто ж желал ее смерти? Интервью так и не появилось в печати. Такому бы отношению поучиться некоторым нашим псевдозвездам, которые, не успев приподняться на локте с постели, вываливают о себе в журналы и таблоиды все, что под руку попадется. А Ладыниной никогда не нужен был пиар, ее и без этого все обожали.

Первыми почитателями ее таланта стали Владимир Немирович-Данченко и Алексей Максимович Горький. Первый поставил спектакль с ее участием, пригласив на роль Тани в инсценировке рассказа Горького «Двадцать шесть и одна». Маститый литератор, побывав на спектакле, пришел в полный восторг и попросил познакомить его с актрисой…

Марина обладала не только сценическим талантом, но и очень чутким, добрым сердцем. А также несгибаемым характером. Вот только один из эпизодов из жизни актрисы.

В 1937 году были закончены съемки фильма «Богатая невеста», где Ладынина сыграла главную роль. Это, кстати, было то время, когда Иван Пырьев ради Марины готов был горы свернуть. Но речь не о том. Сценарий фильма был написан двумя разными по характеру людьми: Евгением Помещиковым и Аркадием Добровольским. Последнего вскоре арестовали. Через некоторое время он оказался в лагерях, получив 25 лет. Иван Пырьев, второй муж актрисыФото: Источник

Ладынина не оставила сценариста в беде. Она тайно отправляла в лагерь посылки, чем помогла узнику выжить. Он писал:

«Кроме того, что Ваше имя светит через толщу шахт, считайте, что своими письмами Вы ставите перед иконой свечку за то, чтобы Вас миновала эта кара».

После освобождения, через 25 лет, он пришел к Марине Алексеевне, встал у порога на колени и сказал:

«Я поклялся себе, что первый человек, к которому я приду на свободе, будете Вы».

Подобных эпизодов в жизни известной актрисы было немало. Конечно, далеко не всем нравился тот факт, что Ладынина согласилась стать женой Ивана Пырьева, который считался деспотом на съемочной площадке. Но Марина Алексеевна сумела стать укротительницей этого необузданного характера. Она была богиней не только на сцене, но и за ее пределами. Иван Пырьев, Марина Ладынина с сыномФото: Источник

Очаровательная женщина, умница

Однажды Владимира Зельдина, исполнявшего главную роль в фильме «Свинарка и пастух», спросили:

 — Вы работали в тесном контакте с красавицей Мариной Ладыниной. Не влюбились друг в друга?

— С моей стороны было чувство обожания: я восхищался ее умом, красотой, дарованием, скромностью. Мария Алексеевна Ладынина была совершенно очаровательная женщина с огромными голубыми глазами, умница!.. Я просто обожал ее. Когда мы вместе с ней играли сцену, стояли в кадре, меня охватывало чувство обожания и трепет… С Владимиром Зельдиным в фильме «Свинарка и пастух»Фото: Источник

Ум, красота, дарование, скромность. А разве не с этими качествами ассоциируется у многих наших соотечественников и жителей остального мира русская женщина? Разве не в этом соль загадочной русской души?

«Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки» — трудно найти человека, который бы не вспоминал об этих фильмах без ностальгии… С Владимиром Дружниковым в фильме «Сказание о земле Сибирской»Фото: Источник

Кстати, в нашем отечественном кинематографе нет второй такой актрисы, которой бы пять раз была присуждена Сталинская премия. Марина Ладынина была удостоена такой почести за фильмы: «Трактористы» (1942 г.), «Свинарка и пастух» (1942 г.), «В шесть часов вечера после войны» (1946 г.), «Сказание о земле сибирской» (1948 г.), «Кубанские казаки» (1951 г.). В том же 1951 году она стала народной артисткой СССР.

Среди друзей актрисы были Фаина Раневская, Николай Черкасов, Лидия Русланова, Юрий Олеша, Михаил Светлов, композитор Исаак Дунаевский, но самым преданным другом стал легендарный Борис Федорович Андреев. Марина ЛадынинаФото: Источник

Остается добавить, что ее сын Андрей тоже выбрал кино, был актером, кинорежиссером, скончался в 2011 году. А внук, Иван Андреевич Ладынин стал историком, египтологом.

Марины Алексеевны Ладыниной не стало 10 марта 2000 года. Она ушла из жизни тихо и скромно, как и жила. Оставив для нас целую россыпь запоминающихся образов и гордость за русскую женщину!

Марина ЛадынинаКадр из передачи на канале «Культура»

shkolazhizni.ru

ЛАДЫНИНА Марина Алексеевна

Фото альбом

Фильмография:

1932 В город входить нельзя (Просперити) 1935 Вражьи тропы 1936 Застава у Чертова Брода 1937 Богатая невеста 1939 Трактористы 1940 Любимая девушка 1941 Свинарка и пастух 1942 Антоша Рыбкин 1942 Секретарь Райкома 1944 В шесть часов вечера после войны 1947 Сказание о земле Сибирской 1949 Кубанские казаки 1954 Испытание верности

1963 Мелодии Дунаевского

24.06.1908, село Назарово, Красноярский край – 10.03.2003, Москва

Народная артистка СССР (1950) Кавалер Ордена Ленина (1938) Лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1941, за фильм «Трактористы»; 1942, за фильм «Свинарка и пастух»; 1946, за фильм «В шесть часов вечера после войны»; 1948, за фильм «Сказание о земле Сибирской»; 1951, за фильм «Кубанские казаки»)

Лауреат премии «Ника» в номинации «За честь и достоинство» (1998)

Нелегкое детство

Во всех энциклопедиях и справочниках местом рождения Марины Ладыниной значится село Назарово близ города Ачинска Красноярского края. На самом же деле будущая актриса родилась совсем в другом месте - в селе Скотинино Смоленской губернии. Но Марине Ладыниной это название казалось очень уж неблагозвучным, поэтому впоследствии она изменила в документах место рождения на Назарово, куда она вместе с родителями переехала в раннем детстве.

Родители Марины были простыми крестьянами. Отец, Алексей Дмитриевич Ладынин, имел три класса образования, а мать, Мария Наумовна, и была вовсе безграмотной. Кроме Марины в семье было еще трое детей. Ей, как самой старшей, приходилось нелегко – с ранних лет она познала все тяготы сельской жизни - убирала по дому, стирала, носила воду с реки. Летом девочка работала по найму у местной фермерши - ежедневно доила 10 коров.

От суфлера к актрисе

Несмотря на эти трудности у девочки с ранних лет проявился интерес к книгам и сцене. Читать она научилась рано и с большим удовольствием пересказывала все это своим друзьям. Наверное, поэтому в школе Марину решили взять в самодеятельный театр суфлером. Вот только суфлер из нее был неважный. Девочку настолько захватывали спектакли, что она, увлекаясь, начинала подсказывать текст через чур громко. За это ее уже тогда стали называть артисткой.

Со временем Марине стали давать роли в спектаклях. Первую свою серьезную роль - Наташу в спектакле «Русалка» она сыграла в седьмом классе на пушкинском юбилейном вечере. Сыграла так великолепно, что даже получила одобрение со стороны матери. А ведь ее мать, женщина властная и строгая, была твердо убеждена в том, что работа на сцене – дело совершенно никчемное.

В Ачинске, где училась Марина, располагался местный драматический театр. Марину нередко приглашали туда подменять заболевших актеров. На сцене этого театра она познакомилась с провинциальной актрисой Баратовой (они вместе играли в спектакле «Иудушка Головлев»). Баратова окончательно убедила Марину в необходимости учиться настоящему искусству театра.

В Москву!

Окончив школу, Марина в 16 лет стала учительницей в родном селе Назарово. Параллельно она продолжала играть на сцене. Кроме того, девушка, обладавшая прекрасным голосом и слухом, выступала с концертами. Постепенно рамки провинции ей стали тесны, и она решила перебраться поближе к столице.

Первоначально она переехала в Смоленскую губернию на родину отца. Здесь она продолжила заниматься преподавательской деятельностью, но мечты о театре не оставляла. И однажды ей улыбнулась удача.

Как-то в село приехал отдыхать актер театра Мейерхольда Сергей Фадеев. Марина познакомилась с ним, и Фадеев, увидев в девушке актерские задатки, посоветовал ей поступать в ГИТИС. Актер даже подарил ей книгу «Моя жизнь в искусстве», чтобы Марина могла подготовиться к экзаменам.

В 1929 году волостной комитет комсомола направил Марину Ладынину в Москву поступать на факультет общественных наук. Марина, воспользовавшись представившейся возможностью, поехала и… поступила ГИТИС. Причем столица была покорена ею с первого же раза. На вступительных экзаменах ей поставили отличные оценки и сделали пометку в ведомости «особо одаренная».

ГИТИС. Первые роли

Окрыленная успехом, Марина с увлечением взялась за учебу. Все преподаватели отмечали ее талант, энергию и целеустремленность. Уже на втором курсе Марину пригласили на стажировку во МХАТ, после чего выделили ей мхатовскую стипендию в 75 рублей.

В том же году состоялся дебют Марины Ладыниной в кино. Она сыграла небольшую роль слепой цветочницы в немом фильме «В город входить нельзя». В принципе этот фильм ничего особенного не представлял, как и другой - «Застава у Чертова брода» - в котором она снялась через пару лет. Мир кинематографа был конечно интересен, но для Марины главной мечтой продолжал оставаться театр…

МХАТ

В 1933 году Марина Ладынина окончила ГИТИС и была принята в труппу МХАТа. Это было похоже на чудо. На сцене этого театра тогда играли величайшие актеры: Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Кторов, Андровская и другие. Но молодая актриса не растерялась.

Первая же роль - хрупкая монашка Таисия в спектакле «Егор Булычев и другие» (по одноименной пьесе М.Горького) – была сыграна Мариной Ладыниной великолепно. Ее работу отметил даже Максим Горький. Затем последовала роль в спектакле «В людях» (опять же по Горькому).

Кино. Знакомство с Пырьевым

Параллельно Марина продолжала сниматься в кино. В 1934 году ее пригласили на роль деревенской девушки в картину «Вражьи тропы». Это была очередная рядовая картина, но она в корне изменила жизнь актрисы. Именно на съемках этого фильма она познакомилась с кинорежиссером Иваном Пырьевым.

К тому времени Марина Ладынина уже успела побывать замужем за актером Иваном Любезновым. Был женат и Пырьев. Но ради Марины он пошел на развод с актрисой Адой Войцик. Ада очень тяжело переживала уход мужа и даже пыталась покончить с собой. Однажды она заявила Марине, что придет время, и Пырьев бросит ее. Она оказалась права, но об этом позже.

Уход из МХАТа. Первые крупные успехи

Замуж за Пырьева Марина Ладынина вышла в 1936 году. До этого она считала театр своей основной деятельностью. Но под влиянием мужа она решилась уйти из МХАТа. Как раз в это время Пырьев приступал к своей новой картине – комедии «Богатая невеста». В главной роли озорной колхозницы Маринки Лукаш он видел только Марину Ладынину.

В самый разгар съемок, проходивших на Украине, произошел скандал. Руководители «Украинфильма» заявили, что картина имеет явный националистический уклон, якобы «москали» в открытую издеваются над украинским языком. Пырьев, спешно завершив съемки, отправился вместе со съемочной группой в Москву. Но и здесь его картина не понравилась начальству. Фильм положили на полку.

Ситуация изменилась весной 1938 года, когда сменилось руководство кинокомитета. Новому руководителю фильм понравился, и он отправил его Сталину. Иосиф Виссарионович оказался в восторге от комедии. Тут же был отдан приказ, выпустить картину на экраны.

«Богатая невеста» - первый фильм Пырьева, снятый в жанре музыкальной комедии. При всей его непритязательности, он пришелся по душе миллионам зрителей. За эту работу Ладынина и Пырьев были в том же году награждены Орденами Ленина.

После такого успеха Пырьев с Ладыниной тут же приступили к съемкам второй картины - «Трактористы». И вновь это была музыкальная комедия из деревенской жизни. Неожиданно в самом начале съемок возникли непредвиденные трудности. Руководитель Кинокомитета Дукельский категорически заявил, что Ладынина не подходит на главную роль бригадира женской тракторной бригады Марьяны Бажан. С огромным трудом Пырьеву удалось отстоять кандидатуру своей жены. Съемки начались…

Иван Пырьев впоследствии так отзывался о работе Марины Ладыниной в той картине: «Мне везло с актерами. Марине, к примеру, надо было лететь по степи на мотоцикле, вести по пахоте сложный гусеничный трактор. В фильме «Трактористы» актриса делала все это так, будто уже давно была трактористкой и неоднократно участвовала в мотогонках».

Успех картины превзошел все ожидания. Марина Ладынина и Иван Пырьев стали звездами всесоюзной величины, их работа была отмечена Сталинскими премиями. В этом же фильме взошла звезда замечательного актера Бориса Андреева.

В годы войны

После «Трактористов» Иван Пырьев неожиданно решил сменить тематику. Его новая картина «Любимая девушка» была снята в жанре мелодрамы, а Марина Ладынина играла в ней Варю Лугину - рабочую московского завода. Ее героиня убегает от ревнивого мужа, а друзья и знакомые предпринимают все попытки, чтобы помирить молодоженов.

Картина получилась откровенно посредственной, и Пырьев решил вернуться на уже проторенную дорожку – деревенскую музыкальную комедию.

Фильм «Свинарка и пастух» начал сниматься в феврале 1941 года, а в июне на нашу страну обрушилась страшная война. Большинство из участников съемок стали просить отправить их на фронт. Сам Пырьев несколько раз подавал заявления в военкомат. Но руководство решило иначе – было дано указание доснять фильм.

Комедия «Свинарка и пастух» вышла на экраны уже в ноябре 1941 года. Критики тут же окрестили ее «деревенским лубком», а вот зрители приняли ее с огромным восторгом. Марина Ладынина сыграла роль вологодской деревенской девушки Глафиры с особой теплотой. Не менее блистателен был и Владимир Зельдин в роли кавказского пастуха Мусаиба. Их чистая и светлая любовь, преодолевающая все преграды, не могла не тронуть сердца зрителей, а для фронтовиков картина и вовсе стала талисманом. Она переходила из части в часть, воодушевляя бойцов на защиту единой многонациональной страны.

Фильм «Свинарка и пастух» стал вершиной творчества Марины Ладыниной. В годы войны она так же снялась в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», героической драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома» и, наконец, в 1944 году сыграла воспитательницу московского детского сада Варю Панкову в замечательной лирической мелодраме своего мужа «В шесть часов вечера после войны».

Послевоенные работы

После войны Иван Пырьев приступил к созданию своей очередной музыкальной комедии «Сказание о земле Сибирской». Марине Ладыниной как всегда в ней отводилась главная роль - певицы Наташи Малининой, и сыграла она ее очень трогательно и лирично. Вместе с тем, в картине поднималась очень серьезная тема творчества.

Зрителям новая картина пришлась по душе, в прокате 1948 года она заняла 3-е место, а вот коллеги отнеслись к ней прохладно. Сергей Эйзенштейн и вовсе назвал ее «русский лубок в чехословацком исполнении» (картина снималась в Чехословакии).

После этой работы Иван Пырьев хотел переключиться с комедий на более серьезные работы, но ничего не вышло. От него ждали комедий, и Пырьев вынужден был вновь обратиться к привычному жанру.

Для Марины Ладыниной роль в комедии «Кубанские казаки» оказалась несколько непривычной. До этого ей доводилось играть молодых девушек, задорных и боевых или нежных и лиричных. Здесь же ей предстояло сыграть председателя колхоза Галину Ермолаевну Пересветову, женщину решительную, деловитую, твердую и в то же время душевную и отзывчивую. Поначалу роль актрисе никак не удавалась, она даже хотела уйти из картины, но постепенно в ходе съемок она смогла найти нужные краски.

Истосковавшийся по веселым картинам советский народ принял новый фильм с неописуемым восторгом, а песни, написанные замечательным композитором Исааком Дунаевским, стали поистине народными.

Всенародная любовь

То, насколько была высока в те годы популярность Марины Ладыниной, даже трудно передать. Достаточно привести лишь один факт – одно время в начале улицы Горького висели два огромных, во весь дом, портрета. На одной стороне улицы – сам Иосиф Виссарионович. А на другой – Марина Ладынина. За годы сотрудничества с Иваном Пырьевым она (единственная из отечественных актрис) была пять (!) раз отмечена Государственной (Сталинской) премией СССР. А в 1950 году после выхода «Кубанских казаков» Ладыниной было присвоено звание народной артистки СССР. И это только официальное признание.

А народная любовь! Она не поддавалась описанию. Актрису боготворили, ей подражали, ее засыпали тысячами писем. Порой на конвертах писали просто: «Мосфильм, председателю колхоза «Заветы Ильича» Галине Ермолаевне Пересветовой».

В чем же заключался секрет такого успеха? Ведь, говоря откровенно, фильмы Пырьева были наивными сказками о счастливой советской действительности. Все просто. Люди, уставшие от тягот и разрухи, тянулись к красивой жизни. А на экране их встречала простая, понятная, милая и обаятельная Марина Ладынина. Она была своей, вышедшей из народа, и зритель проникался к ней доверием. Нередко в письмах спрашивали, где находится тот самый колхоз, туда готовы были ехать, чтобы остаться жить и трудиться.

Сама же актриса прекрасно понимала противоречие между реальной жизнью и киносказками, создаваемыми ею в дуэте с Иваном Пырьевым. Что делать, они тоже были винтиками системы…

Разрыв с Пырьевым

За время совместной жизни с Иваном Пырьевым Марина Ладынина снималась исключительно в картинах своего мужа. Лишь однажды, в 1942 году, ей довелось сыграть в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», оставшейся, впрочем, без внимания зрителей. Другие режиссеры даже не решались приглашать ее в свои картины.

В 1950 году в ее кинокарьере мог произойти поворот, когда режиссер Игорь Савченко предложил Ладыниной роль графини Потоцкой в историческом фильме «Тарас Шевченко». Актриса, которая очень хотела попробовать себя в новом качестве, с радостью согласилась. К сожалению, цензура посчитала героиню в ее исполнении слишком доброй, и сцены с участием Ладыниной были вырезаны из фильма.

В 1953 году Марина Ладынина вновь снялась в картине своего мужа (девятой по счету). В фильме «Испытание верности» она играла женщину, от которой уходит муж. Фильм оказался пророческим.

В эти годы Иван Пырьев без памяти влюбился в молодую актрису Людмилой Марченко. Когда же Марина Ладынина попыталась поговорить с ним, он первым пошел на разрыв, заявив при этом, что после развода ее никто не будет снимать.

Так и случилось. Пользуясь своим авторитетом, Пырьев просто запретил другим режиссерам приглашать Ладынину на роли. На кинокарьере актрисы был поставлен крест.

С Марченко у Пырьева так ничего не вышло. Впоследствии он женился на актрисе Лионелле Скирде, которую снял в картине «Свет далекой звезды». Кроме того, Пырьев снял еще несколько картин, из которых самая известная «Идиот» по одноименному роману Достоевского. Умер он в 1968 году.

Годы забвения

Марина Ладынина пережила своего бывшего мужа на 35 лет. Первое время после развода она никуда не могла устроиться – ни один театр не хотел брать в труппу звезду, которая могла заслонить своей популярностью других актеров. Наконец Марину приняли в Театр-студию киноактера. Некоторое время она там играла, но затем была уволена. Постепенно сошли на нет и концерты, с которыми она ездила по городам и весям. Наступило полное забвение.

В последние годы жизни Марине Алексеевне было особенно тяжело. Болезни, безденежье… А в 1998 году, в год 90-летия о ней вдруг вспомнили. К юбилею не награждили премией «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Газеты запестрели заголовками «Самая знаменитая кубанская казачка», «Живая легенда», «Советская суперзвезда». Какое лицемерие! Где все они были раньше!

После празднования юбилея о ней снова забудут и вспомнят только после смерти 10 марта 2003 года. Снова будут писать, какой замечательной актрисой она была, и какую жизнь она прожила…

И только зрители никогда не забывали Марину Ладынину. Для них она так и осталась молодой, лучезарной женщиной. И фильмы с ее участием по-прежнему собирают многочисленные аудитории.

Автор - Igor BIN

Использованные материалы: Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2002; Федор Раззаков, «Чтобы люди помнили. Марина Ладынина» (Москва, «Эксмо», 2004, стр. 135-145); Виталий Вульф, «Марина Ладынина. Свет звезды» (Журнал «L'Officiel». Русское издание. №45 март 2003); Биография http://www.biograph.comstar.ru;

Марина Ладынина. Биография http://cinema.variety.ru

rusactors.ru


Смотрите также