Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Марта аргерих биография личная жизнь


Марта Аргерих: пианистка, у которой есть время :: Частный Корреспондент

«Её первый сексуальный опыт был в Вене с юным пуэрториканцем — «самым красивым мальчиком, которого я встречала в жизни». Он завёл её в комнату и лёг совершенно обнажённым на постель. Она вынула розы из вазы и художественно расположила их вокруг эфеба».

Биографию делают несколько фактов, всего несколько фактов, но которые поддерживают нашу веру в самое главное: несмотря на видимый хаос, жизнь имеет смысл, и смысл этот глубок, даже если не сразу ясен нам самим.

Кажущиеся случайными события в конце концов оказываются закономерными, выстраиваясь в прямую линию причин и следствий.

Принцип сей одинаково верен и в отношении простых смертных, и выдающихся особ, разве что в жизни первых эти связи понятны лишь им самим, тогда как в случае с великими считываются всем умилённым человечеством.

Что важно и что неважно в биографии?

Например: вам едва исполнилось три года, и мальчишка в яслях готов поспорить, что вы никогда не научитесь играть на пианино.

Ольга Раева, композитор, сочиняющая оперу в восьми снах, рассказывает о работе с Владимиром Сорокиным и о том, как к ней приходят музыкальные идеи. Какую роль в нынешней жизни выполняет современная поисковая музыка? Как приходят идеи новых сочинений? Должен ли композитор сам быть хорошим исполнителем, как Лист, как Шопен, как Рахманинов? Должен ли он уметь дирижировать, как Стравинский?

Ольга Раева: «Ожидание казни и восхождение на эшафот…»

Вызов не то чтобы очень серьёзный, так, детские шалости, не серьёзнее предыдущих, когда для доказательства собственной состоятельности нужно было забраться на стол или проскакать через весь двор на одной ножке.

Но в результате вы становитесь знаменитой пианисткой. Самой знаменитой пианисткой начала двадцать первого века.

Или: вам тринадцать лет, вы живёте в Буэнос-Айресе в семье среднего достатка и получаете письмо от любимого музыканта с приглашением приехать в Вену, чтобы стать его ученицей.

Вы уже известны в качестве местного вундеркинда, и всё-таки, всё-таки Европа, Вена, Фридрих Гульда…

Однако вашу мать, настоящую еврейскую мамашу, чьи предки эмигрировали из России, не смущают никакие препятствия. То, что её дитя гений, понятно, не обсуждается и не ставится под вопрос.

На дворе 1954 год, самый могущественный человек в стране, где вы живёте, носит звучное имя Хуан Доминго Перон, и мать добивается встречи с ним, дабы решить судьбу своего ребёнка.

В результате президент Аргентины назначает вашего отца сотрудником посольства в Австрии.

Убийственная затея

Или ещё: в 1957 году шестнадцатилетней вы выигрываете конкурс пианистов имени Бузони в итальянском городе Больцано и в том же году решаете участвовать в Женевском международном музыкальном конкурсе.

Затея убийственная: конкурсы-соседи (от Больцано до Женевы четыреста километров, что для настоящего меломана не расстояние) один требовательнее другого (за восемнадцать предыдущих лет жюри Женевского конкурса шесть раз отказывалось присуждать первую премию, не находя среди участников достойных таковой).

Разгневанный президент конкурса Бузони кричит вам: «Вы не можете так поступить с нами!» В самом деле, если победительница итальянского конкурса проигрывает в Швейцарии, то его престижу наносится серьёзный урон.

Но вы побеждаете и в Женеве…

Упрощение фактов

В книге Оливье Беллами «Марта Аргерих: дитя и чары» (Olivier Bellamy. Martha Argerich. L’enfant et les sortilèges. Paris : Buchet/Chastel, 2010) подобных фактов немало. Сказать при этом, что жизнь её героини состоит целиком из них, было бы упрощением.

Прочитывая биографию Аргерих, осознаёшь, что эта самая жизнь непонятна и немыслима без противоположного: бегства от успеха, борьбы с красивостью картинки.

Отказы от записей, отмены концертов, нежелание выступать соло, уходы с головой в заботу о друзьях, когда собственные победы воспринимаются как нечто почти неприличное, легенда о птичке Божией, не любящей работать…

«Стефен был чрезвычайно дисциплинированным: завтрак на восходе со строго одинаковым меню каждый день, пять часов фортепиано, обед в одном и том же индийском ресторане, теннис днём.Его жизнь была вписана в строгие рамки, фантазия позволялась лишь в музыкальном исполнении и интимных связях. Со своей стороны Марта работала между двумя часами ночи и шестью утра и часто прерывалась для того, чтобы поболтать по телефону, почитать, послушать радио или взглянуть, кто звонит в дверь».

Это о совместной жизни с американским пианистом Стефеном Ковасевичем, отцом её последней, третьей, дочери, названной Стефани в честь отца.

Радио Аргерих

О. Беллами — известный журналист и ведущий программы на радиостанции «Франс классик», без которой не мыслят своей жизни любители классической музыки во Франции.

Выдающаяся скрипачка Анне-Софи Муттер: «Два основных вдохновения в моей жизни — сама музыка и осознание того, что я кому-то нужна и могу…» Многократный лауреат премии «Грэмми» вспоминает для читателей «Часкора» свой первый концерт, рассуждает о вундеркиндах, а также объясняет, почему Ванесса Мэй не имеет никакого отношения к классической музыке.

Анне-Софи Муттер: «Что я считаю музыкой?»

Книга разбита на двадцать две главы, в названии каждой из которой фигурирует город: уже упомянутые Буэнос-Айрес, Вена, Больцано, Женева, а кроме них Гамбург, Ганновер, Берн, Монкальери, Нью-Йорк, Брюссель, Варшава, Лондон, Рио-де-Жанейро, Москва…

Кажется, что, уехав в 1955-м из Буэнос-Айреса в Вену, Аргерих всё ещё продолжает своё путешествие, несмотря на принадлежащие ей дома в Брюсселе и Париже.

География накладывается на хронологию, место сливается со временем, а внутри этих мест и времён дети и друзья, мужья и любовники, учителя и партнёры по исполнению; болезни, воспарения, недовольство собой.

И, конечно, музыка, вокруг которой всё закручено, хотя писать о ней биографу сложнее всего.

Искусство по большому счёту отменяет биографию, настоящая биография художника — это список его работ.

В конце книги Беллами дискография Аргерих предваряет хронологию, и это фундаментально правильно: сольные записи, произведения для двух фортепиано и игры в четыре руки, концерты с оркестрами, камерная музыка.

Остаётся наш интерес к проводнику гармоний, ощущение того, что он причастен к небесной красоте и отсветы высших миров ложатся на него.

Несколько хлебных крошек

«Её первый сексуальный опыт имел место в Вене с юным пуэрториканцем — «самым красивым мальчиком, которого я встречала в жизни». Он завёл её в комнату и лёг совершенно обнажённым на постель. Тогда она вынула розы из вазы и художественно расположила их вокруг эфеба».

Впрочем, с отсветами иногда не совсем складывается. «Молодожёны поселились в Нью-Йорке, но не выдержали и трёх недель совместной жизни. Разрыв произошёл по глупости. Ложась спать, Марта, имевшая привычку ходить по квартире босоногой, занесла в супружескую постель хлебные крошки. Её муж ничего не говорил насчёт валявшейся повсюду одежды, длинных волос, забивших отверстие раковины в уборной, пропавшего колпачка от тюбика зубной пасты, окурков в кофейных чашках, но он взорвался из-за нескольких крошек. В гневе Марта тут же собрала чемоданы».

Это о медовом месяце с первым мужем Робертом Ченом в 1963 году.

Что важно и что неважно в биографии? Следует ли знать, из какого именно сора растут цветы или любоваться лишь самими цветами?

Смысловая искра проскакивает там, где её не ждёшь, между описаниями сценических триумфов и склизкого быта, громких слов и брошенных в сторону фразочек. В этом междуречии и рождается самое интересное.

«После концерта публика восторженно взрывается долгими, двадцатиминутными аплодисментами. Люди толпятся у выхода для артистов. «Она самая великая», — шепчет растроганный юноша.Спустя два дня, слушая запись концерта, пианистка слегка кривит губы и роняет: «Чуть-чуть сложновато». Встряхивает густой шевелюрой с видом фаталистки».

Это об исполнении Третьего концерта для фортепьяно с оркестром Бетховена в Ферраре в феврале 2004 года.

«Пианистом быть трудно. Никто вас не ждёт, никому вы не нужны. Перефразируя Жака Лакана: играть на пианино — это давать то, чем вы не уверены, что обладаете, тем, кто не уверен, что хочет этого», — замечает Беллами.

Это тем более верно, что музыкант есть производитель невидимой материи. Музыка — концентрированное время, на которое наложены ноты.

Но: «У вас, швейцарцев, есть часы, у нас, аргентинцев, — время». Это в ответ своему второму мужу, дирижёру Шарлю Дютуа, упрекавшему её в неорганизованности.

ОТПРАВИТЬ:       

Статьи по теме:

www.chaskor.ru

Творческие искания аргентинской пианистки Марты Аргерих

Марта Аргерих

Марта Аргерих родилась 5 июня 1941 года в Буэнос-Айресе. Ее бабушка и дедушка по материнской линии были еврейскими иммигрантами из России, которые поселились на вилле в одной из земледельческих колоний барона де Гирша и Еврейского колонизационного общества (Colonia Villa Clara) в провинции Энтре-Риос.

Она начала играть на фортепьяно с трех лет. А в пятилетнем возрасте стала брать уроки игры на фортепиано у Винченцо Скарамузза, который подчеркнул ей важность лиризма и чувства в музыке.

“Когда звук пустой”, сказал он ей, “это звучит как штаны, идущие в комнату с пустотой внутри них.”

Дебютное выступление Аргерих состоялось в 1949 году в возрасте восьми лет с исполнения концерта Моцарта.

На пути к всемирному признанию

В 1955 она поехала в Европу со своей семьей где продолжила обучение игре на фортепиано у Фридриха Гульды в Вене. Хуан Перон (тогда президент Аргентины) назначил ее родителей на дипломатические посты в аргентинском посольстве в Вене. Позже среди ее учителей были Никита Магалов, Марией Курсио и Штефан Ашкеназе. После ее первых наград на Международном конкурсе исполнителей в Женеве в 1957, в возрасте шестнадцати лет она начала концертирующую деятельность. Победа двадцатичетырехлетней исполнительницы на Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве в 1965 была решающим шагом на ее пути к международному признанию. В этом же году она дебютировала в Соединенных Штатах в Большом зале Линкольн центра и сделала свою первую запись, которая включила в себя произведения Шопена, Брамса, Равеля, Прокофьева и Листа.

Марта Аргерих прославилась благодаря своим интерпретациям виртуозных фортепианных произведений композиторов 19 и 20 веков. Но она не считает себя “виртуозом” – ее репертуар охватывает широкий круг композиторов от Баха через Бетховена, Шумана, Листа, Дебюсси и Равеля, к Бартоку. Марта Аргерих и Нельсон Гернер

Марта Аргерих выступает под управлением многих известных дирижеров. Она также придает большое значение камерной музыке с тех пор, как в возрасте 17 лет, она играла со скрипачом Джозефом Сиджетти, который был на два поколения старше её. Она гастролировала по Европе, Америке и Японии с Гидоном Кремером и Мишей Майским, а также записала большое количество произведений в четыре руки для двух фортепиано с пианистами Нельсоном Фрейре, Стивеном Бишопом-Ковачевичем, Николя Эконому и Александром Рабиновичем. Выступление Марты Аргерих с Клаудио Аббадо и Берлинской Филармонией

Она выступила с Клаудио Аббадо и Берлинской Филармонией на Концерте, посвященному кануну Нового 1992 года, а также на Зальцбургском Фестивале на Пасху 1993 года. В марте 2000 года Марта Аргерих дала свой первый большой сольный концерт за последние 20 лет в Карнеги-Холле Нью-Йорка.

Марта Аргерих тесно сотрудничает Дойче Граммофон, начиная с 1967 года она сделала множество записей с этой фирмой, которые включают в себя сольные произведения Баха, Брамса, Шопена, Листа и Шумана, концертные записи произведений Шопена, Листа, Равеля, Прокофьева с Клаудио Аббадо, Бетховена с Джузеппе Синополи и Стравинского с Леонардом Бернстайном.

Отказ от сольной карьеры

Марта Аргерих и Юрий Башмет

После первых нескольких лет своей карьеры она отказалась играть сольные концерты, предпочитая совместные музыкальные работы. Только ее первые два альбома были сольными. В основном она посвятила себя камерной музыке, и записала произведения Шумана и Шопена с Мстиславом Ростроповичем и виолончельные сонаты Баха и Бетховена с Мишей Майским. Она сделала множество успешных записей с Гидоном Кремером – скрипичные сонаты Шумана и произведения Бартока, Яначека и Мессиана и концерт Мендельсона для скрипки и фортепиано с Орфейским камерным оркестром.

Марта Аргерих вызывает большой интерес у молодых исполнителей. В сентябре 1999 года состоялся Первый Международный конкурс пианистов “Марта Аргерих” в Буэнос-Айресе – конкурс, который не только носит ее имя, но в котором Марта Аргерих возглавляет жюри. В ноябре 1999 года прошел Второй Международный конкурс пианистов “Марта Аргерих” на юге Японии, в рамках которого прошли выступления и мастер-классы не только Марты Аргерих, но и Миши Майского, Нельсона Фрейре и других.

Личная жизнь Марты Аргерих

Гидон Кремер и Марта Аргерих

Аргерих была замужем дважды. Ее первый брак с композитором и дирижером Робертом Ченом, с ним у Марты родилась дочь, ныне скрипачка Лида Чен-Аргерих. Брак распался в 1964 году. С 1969 г. по 1973 г. Аргерих была жената на дирижёре Шарле Дюто, с которым у нее есть совместная дочь, Анни Дюто. Аргерих продолжает делать записи и выступать с Дюто. Она была также в тесной связи с пианистом Стивеном Ковацевичем, от которого она родила еще одну дочь, Стефани.

В 1990 году Аргерих врачи диагностировали злокачественную меланому. Интенсивная терапия в Онкологическом институте Джона Уэйна, которая включила в себя удаление части ее легкого и использование экспериментальной вакцины привела почти полному излечению пианистки.

(2 оценок, среднее: 4,50 из 5) Загрузка...

propianino.ru

🎭 Пианистка №1 - блистательная Марта Аргерих

Латинская Америка – один из самых страстных регионов мира, наравне с Италией и Испанией. Давние традиции литературы, музыки и театра, климат и менталитет делают людей, живущих там, настоящим кладезем эмоций и экспрессии.

Подпишитесь на канал и поставь лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

Аргентинская пианистка с русско-еврейскими корнями Марта Аргерих – не исключение. С трехлетнего возраста начав играть на фортепиано, она сделала музыку своей жизнью. Вся ее жизнь – бесконечный поиск идеала и эмоции. В 8 лет в 1949 году она уже играла известного сложностью исполнения Вольфганга Амадея Моцарта.

Ее родители были дипломатами, и в 1956 году тогдашний президента Аргентины Перон отправил их в аргентинское посольство в Вене. Через два года Марта Аргерих получила первые музыкальные награды на международном исполнительском конкурсе, проходившем в Женеве.

Начав концертную деятельность, она уже не останавливалась, а награды как будто прилипали к ее скользящим по клавишам тонким и чутким пальцам. После победы в международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве она получила всемирную известность. Первые мировые гастроли, дебют в Соединенных Штатах Америки, первая записанная пластинка – все это стало происходить с головокружительной быстротой. А ведь она просто делала любимое дело и отдавалась ему полностью.

Но настоящей ее страстью стали не большие сольные выступления, а камерная музыка, к которой Марта тяготела едва ли не с юности. Да, список ее сольных работ широк, да, Deutche Grammophon с удовольствием и тесно сотрудничает с ней, но дуэты с Мстиславом Ростроповичем, Мишей Майским, Гидоном Кремером вызывали и вызывают у нее куда больше трепета и восторга, а также энтузиазма.

Еще больший энтузиазм вызывает у Марты Аргерих помощь и сотрудничество с молодыми исполнителями. С 1999 года она проводит свой конкурс, открывая миру новых звезд классической академической музыки. Даже злокачественная меланома не остановила и не остановит ее в ее истинной страсти – игре на фортепиано.

Любовь к музыке отражается и на ее личной жизни. Трижды связывая свою жизнь с мужчинами, все трое избранников Марты Аргерих оказывались музыкантами. Дирижеры и пианисты, все они, как никто другой, могли понять и оценить по достоинству ту страсть, которая кипит во всех сферах жизни в аргентино-русско-еврейской исполнительнице.

Чтобы не пропускать наши новые интересные статьи для любителей музыки подпишитесь на канал!А так же поддержите нас лайком, Вам ничего не стоит, а нам приятно и мы понимаем, что не зря стараемся для вас!Как вам исполнение Марты? Пишите свое мнение в комментариях!

zen.yandex.ru

Марта Аргерих

(р. 1941)

Марта Аргерих родилась в Аргентине в 1941 году, в семье эмигрантов с русскими корнями.

Девочка рано начала учиться музыке – в три года, а уже в восемь лет дебютировала в концерте с оркестром.

В четырнадцать юная Марта получает стипендию в Вене, и переезжает туда, а родителей пианистки назначают на должности в посольстве Аргентины. В 1955 году Аргерих начинает брать уроки у Фридриха Гульды, а в следующем году 16-летняя пианистка дебютирует на нескольких конкурсах и побеждает в Женеве и на смотре имени Ф.Бузони в Больцано.

После побед на престижных смотрах Марта Аргерих начинает и международную гастрольную деятельность. Пианистка активно ездит по миру, её известность возрастает, выходят первые записи – в 1965 году она записывает пластинку с музыкой Шопена, Листа и Брамса.

В том же году Марта Аргерих, которой уже исполнилось 24, едет на конкурс пианистов имени Шопена в Варшаве, где одерживает блистательную победу и получает Гран-при. Наградой за труд стал дебют аргентинской пианистки в Америке, куда её пригласили с серией концертов.

Успехи молодой пианистки не могли остаться незамеченными, и в 1967 году она заключает контракт со знаменитым лейблом звукозаписи «Deutsche Grammophon», где уже записываются такие великие музыканты, как Горовиц, Караян и другие.

Карьера Аргерих стремительно идёт «в гору», она выступает с Клаудио Аббадо, Даниэлем Баренбоймом и другими именитыми музыкантами. Но на «пике» карьеры Марта внезапно решает сосредоточиться на камерном музицировании и посвящает себя ему. В ансамбле она выступает с Гидоном Кремером, Мишей Майским, Нельсоном Фрейре и Мстиславом Ростроповичем.

Следует отметить, что отказ от сольных выступлений никак не сказался на качестве исполнения. Работа в «ансамбле» была для Аргерих очень плодотворной. Она много и с удовольствием записывается (Шуман, Шопен, Мессиан).

В 1963 и в 1968 годах аргентинская пианистка посещает СССР с концертами как ансамблистка и с сольными выступлениями, которые проходят с большим успехом. Тогда проявляются ставшие потом характерными черты стиля Аргерих – фантастическая скорость игры, отлично развитая техника исполнения и яркая «подача» произведения.

Несмотря на то, что пианистка много играет современных композиторов, таких, как Мессиан, все-таки основное место в формировании её концертного репертуара занимают произведения композиторов-романтиков – Шопена, Шумана, Листа.

Особо в этом списке выделяются скерцо и прелюдии Фредерика Шопена – именно в них Аргерих удаётся показать всю свою виртуозность владения инструментом и мягкий лиризм. Вот что писал английский критик Б.Моррисон об игре Марты Аргерих: «Подчас исполнение Аргерих кажется импульсивным, ее легендарная техника используется для достижения раздражающе неряшливых эффектов, но когда она находится в своей лучшей форме, не может быть сомнений, что слушаешь артистку, чья интуиция столь же замечательна, как и ее общеизвестные беглость и легкость».

Марта Аргерих – двукратный лауреат «Грэмми» (в ансамбле с Михаилом Плетнёвым в 2005, и в 2006 году – за запись концертов Бетховена). Она удостоена многих почётных наград, в том числе Императорской премии Японии.

Кроме яркого музыкального таланта, у Аргерих также есть и талант организатора. Она – основатель конкурса своего имени в Буэнос-Айресе и фестиваля в Швейцарии, на который по её приглашению приезжают самые известные музыканты.

Сейчас в её дискографии – больше сотни дисков, множество выступлений в престижных залах, съёмки в кино, фестивали, и многое другое. Талант Аргерих признан, и её с радостью принимают во всём мире.

Все права защищены. Копирование запрещено

musicseasons.org

Марта Аргерих: "я и сегодня застенчива"

Завораживающая, интуитивная, бесстрашная и непредсказуемая, как музыка: эта пианистка в свои 70 с лишним продолжает собирать полные залы. Марта Аргерих, мировая звезда и легенда, дала концерт Шумана в Риме сопровождении оркестра Санта-Чечилия. В интервью, записанном в Вечном городе, она размышляет о возрасте, застенчивости и щедрости применительно к музыке и жизни.

“Я считаю этих музыкантов великолепными со всех точек зрения, с музыкальной, конечно, тоже. И потом их эмоциональный настрой! Его не описать”, – так Аргерих оценивает оркестр.

Сама она неуловима, как музыка, которая стекает с ее пальцев. Отменяет концерты в последнюю минуту, платит неустойку, а потом внезапно решает играть. Дирижер Антонио Паппано, убежден: Марта Аргерих – не проводник музыки. Она сама – звук и гармония:

“Невозможно сказать, вот тут она -обычный человек, а вот тут – музыкант: она вся – музыка. Прежде всего обратите внимание на ее энергетику. Поразительно, но этот темп, эта эмоциональность не мешают ей очень точно отражать каждый нюанс музыкального рисунка. А это делают очень немногие пианисты. Ее невозможно посадить в клетку, под замок, заставить подчиняться, она – абсолютное воплощение свободы духа. И потом, этот класс, эта старомодная элегантность, она как будто из другой эпохи… это восхитительно”.

Виртуозная техника плюс особенная, редкая музыкальная выразительность. Марта Аргерих говорит о Шумане, любимом среди романтиков:

“Меня очень трогают его страдания. Я люблю в нем щедрость. Он был щедрым, в нем было столько любви он был готов делиться. С тем же Шопеном, кстати, но эта любовь не была взаимной”.

Для Марты музыка имеет смысл только, когда ею делятся: пианистка признается, что всю жизнь бежала от одиночества:“Пианист Фридрих Гульда, столькому меня научивший, однажды сказал: ты должна освоить основное до 16-ти лет, потом человек глупеет. В мои 17-ть я вела жизнь какой-нибудь сорокалетней дамы… А мне хотелось студенческой жизни, мне хотелось быть, как сверстники, свободные, веселые, не имеющие страха сцены. Я тогда считала свою жизнь грустной: я путешествовала по миру, но была одна. Я была застенчивой, я и сегодня застенчива, это качество, мне кажется, остается с вами. Но сегодня у меня повсюду друзья и они заботятся обо мне”.

Раскрывать исполнительский секрет Марты Аргерих – дело музыкальных критиков. Антонио Паппано тем временем убежден: “Вам совсем не надо разбираться в музыке чтобы буквально заболеть ее исполнением. Вас просто сбивает с ног ее мощнейшая энергетика. И потом, ее особое качество: она играет абсолютно естественно, кажется что музыка и не может возникать никак иначе”.

26 ноября Марта Аргерих и оркестр “Санта-Чечилия” завершают европейское турне концертом в Берлине.

ru.euronews.com

Красавица с седою головой

Вернее, здесь ее называют  просто Марта. Да фамилию добавлять и не стоит, так как Марта в Вербье одна, и все знают, о ком идет речь. Седовласая красавица, регулярно участвующая в фестивале, сразу выделяется из толпы, не заметить ее просто невозможно. Швейцарцы считают ее своим национальным достоянием. 

Марта Аргерих родилась в Аргентине, начала играть в три года, публично дебютировала исполнением концерта Моцарта в 8 лет. После переезда семьи в Европу в 1955 году, она училась в Лондоне, Вене и Женеве у Фридриха Гульды, Артуро Бенедетти Микеланджели, Никиты Магалова, мадам Липатти и Штефана Ашкенази.

Поворотным моментом в ее биографии стал 1957 год, когда она стала победительницей сразу двух творческих соревнований - Международного конкурса исполнителей в Женеве и Международного конкурса пианистов имени Бузони. В 1965 году список побед пополнился первой премией на Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве.

С тех пор ее творческий путь был чередой музыкальных триумфов, а на смену победам в конкурсах пришли почетные награды. В 2005 году Марта Аргерих стала лауреатом, вместе с Михаилом Плетневым, премии Грэмми за лучшее исполнение камерной музыки, особо отмечалась тогда ее интерпретация произведений Прокофьева и Равеля, вместе с М.Плетнёвым), в 2006 — за лучшее инструментальное исполнение с оркестром (Бетховен, с Клаудио Аббадо и Малеровским камерным оркестром). Удостоена Императорской Премии Японии (2005). Режиссер Жорж Гашо снял о ней документальный фильм Гашо «Марта Аргерих: Ночной разговор».

Марта Аргерих не только выдающаяся исполнительница, но и умелый организатор. В конце 1990-х годов она была художественным руководителем Фестиваля Беппу в Японии, в 1999 создала фортепианный конкурс собственного имени в Буэнос-Айресе, а в 2002 – конкурс «Проект Марты Аргерих» в швейцарском городе Лугано.

Марте Аргерих 60 с хвостиком, но ее игра поражает, помимо высочайшего мастерства, какой-то невероятной моложавостью, свежестью, искрометностью и юмором. Летящей походкой пройдя по сцене и едва поклонившись публике, она села к роялю, тряхнула своей потрясающей шевелюрой и ... грянула «Happy Birthday». Это был подарок Марты диретору Фестиваля Мартину Энгстроему, отмечавшему в тот день свой день рождения.

Шуточное вступление ничуть не умалило значения исполненного затем Второго концерта Бетховена, к которому композитор шел в течение нескольких лет, с тех пор как переехал в 1792 в Вену, убежденный друзьями в том, что после смерти Моцарта сможет завоевать этот город.

Как мы уже упомянули, то был вечер Марты Аргерих, несмотря на то, что появилась она лишь во втором отделении, а в первом прозвучал Квинтет Брамса в прекрасном исполнении скрипачек Мириам Концен и Жанин Жансен, альтиста Максима Ризанова, виолончелистки Мари-Элизабет Экер и пианиста Стефена Ковасевича (кстати, мужа Марты Аргерих).

Хотим обратить ваше внимание на сравнительно новое имя, обещающее приобрести известность: Максим Ризанов. В этом сезоне молодой украинский альтист выступаест с несколькими оркестрами Би-Би-Си: Филармоническим, Уэльским национальным и Шотландским. В ноябре, после выхода диска произведений Баха, записанного совместно с Жанин Жансен, и двойного альбома Брамса, он отправится в европейское турне. Страстный любителеь современной музыки, Максим стал первым исполнителем произведений Добринки Табаковой, Артема Васильева, Елены Лангер, Тавернера и Канчели. Пробует себя Максим и как дирижер – в этом году он встанет за пульт Базельского симфонического оркестра, так что у нас будет возможность его увидеть и услышать.

А сегодня в Вербье все с нетерпением ждут встречи с прославленным дирижером Юрием Темиркановым, несколько лет не приезжавшим на фестиваль. Во главе фестивального оркестра, Юрий Хатуевич продирижирует Первым концертом Чайковского (солист Ланг Ланг) и Десятой симфонией Шостаковича. Ну, разве можно пропустить такой концерт?

nashagazeta.ch


Смотрите также