Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Матильда кшесинская биография личная


Матильда Кшесинская - биография, фото, Николай II, личная жизнь великой балерины

Имя: Матильда Кшесинская (Matilda Kshesinskaya)

Дата рождения: 31 августа 1872 года

Дата смерти: 6 декабря 1971 года

Возраст: 99 лет

Место рождения: Лигово, Петергоф

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: прима-балерина, педагог

Семейное положение: была замужем

Матильда Кшесинская - биографияВеликая балерина, обладающая уникальной техникой и воздействующая на своих зрителей танцевальными па как гипнозом. Она являлась заслуженной артисткой Его императорского Величества.

Детство, семья балерины

Матильда Феликсовна была рождена недалеко от северной столицы России. И мать, и отец примы были артистами Мариинского театра балета. Дед Ян виртуозно играл на скрипке, пел в опере столицы Польши. Ян пользовался благосклонностью короля Станислава Августа, который очень ценил его голос. А прадед Матильды Войцех передал гены великого танцовщика своей внучке. У балерины польские корни, её братья и сёстры, так или иначе, связаны с танцами. Сестра Юлия – балерина, брат Иосиф – танцовщик. С детских лет маленькая Малечка уже умела танцевать, а с 8 лет уже числилась ученицей балетного училища. После окончания школы выступала на Мариинской сцене вместе со своей старшей сестрой. Она не покидала сцену с 1890 по 1917 год. Биография балерины была начертана Матильде с самого её рождения.Карьера

Самые известные партии были сыграны балериной: фея Драже, Одетта, Никия. Матильда танцевала балет «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу», срывая оглушительные овации. Она была знакома с П.И.Чайковским, получила статус примы-балерины. Танцовщица брала уроки у педагога Энрико Чеккетти, добиваясь выразительности движения рук, мягкости, пластики и чётких движений ног.

Русскому балету не были доступны многие танцевальные элементы, которыми покоряли публику итальянские танцовщицы. Матильда Кшесинская первая смогла выполнить на сцене 32 фуэте подряд. Многие спектакли были написаны специально для русской балерины, некоторые вернулись на сцену благодаря сильной технике Матильды.

Новаторство

Кшесинская сотрудничала с хореографами – новаторами, создаёт свой новый стиль. Позже принимает решение уйти из театра, после чего заключает договор о разовых выступлениях с высокой оплатой. Матильда всегда была за развитие русского балета и выступала против наличия в труппе театра иностранных балерин. Матильда в революционное время уезжает навсегда из родного города, потом перебирается в Кисловодск и Новороссийск, откуда направляется за границу. С этого момента у балерины начинается новая биография.Балерина получила французскую визу и поселилась на своей вилле. Она владеет собственной студией балета в столице Франции. Кшесинская начинает заниматься педагогической деятельностью. Одной из её талантливых учениц была Татьяна Рябушинская. Балерина решает написать мемуары о своей жизни, о жизни своих близких людей. Сначала воспоминания увидели свет на французском языке, а намного позже, через 32 года их напечатали в России.

Матильда Кшесинская - биография личной жизни

В личной жизни балерины Кшесинской было много моментов, которые связаны с царской семьёй Романовых. Матильду считают любовницей Николая Александровича. Их связь длилась в течение двух лет. Цесаревич купил дом балерине на одной из набережных Петербурга, где проходили их встречи. Женщина была страстно влюблена в Николая, но оба понимали, что их любовь не сможет существовать долго. Так и произошло, так как будущий царь был помолвлен. В жёны Николаю II прочили внучку королевы Виктории Алису Гессен-Дармштадтскую. Матильда имела отношения с великими князьями, от одного из них родился сын Владимир, получивший при рождении отчество Сергеевич. Сыну Кшесинской, по величайшему указу, дали фамилию Красинский и дворянский титул, тем самым признав его родство с великими князьями. Сергей Михайлович очень любил свою Матильду. Исторические факты свидетельствуют о том, что когда доставали из шахт тела казнённых Романовых, в руке Сергея был зажат медальон с изображением знаменитой балерины. Но состояла она в браке с другим великим князем Андреем, который решил усыновить Вову. Женщина приняла православие и получила имя Мария. С приходом революционно настроенных масс у Кшесинской отобрали особняк, и она с ребёнком решает покинуть Родину.

Биография балерины в фильмах и книгах

О Матильде Феликсовне ходит много слухов, её жизнь вызывает интерес в связи с тем, что её имя упоминается наряду с коронованными особами. Поэтому к истории её творчества и личной жизни обращаются многие писатели и режиссёры. Борис Акунин не говорит напрямую о Кшесинской, но его героиня Снежинская является олицетворением знаменитой балерины. Алексей Учитель снял фильм «Матильда», в котором даже не скрывает имена реальных действующих лиц, рассказывая о Николае Александровиче и его любовнице.

Матильда Феликсовна прожила почти сто лет, её похоронили на одном из парижских кладбищ вместе с сыном и мужем. За тринадцать лет до смерти балерина увидела видение во сне со звоном колоколов и Александром III. Этот сон Кшесинская растолковала, как руководство к действию: она взялась за написание подробностей своей жизни. Теперь всё о жизни Матильды можно узнать из её мемуаров.

Автор биографии: Natsh

Actionteaser.ru - тизерная реклама

biography-life.ru

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской

Многим почитателям такого вида искусства как балет интересно ознакомиться с биографией и личной жизнью поистине выдающейся балерины Матильды Кшесинской.

Биография

Легендарная знаменитость появилась на свет в 1872 году в Санкт Петербурге. Ее семья была творческой: отец девочки выступал в балете, ставящем представления для самого Николая I. При этом Кшесинский был поляком по происхождению, а в Россию прибыл по приглашению императора.

Родители Матильды Кшесинской

Мама Матильды была солисткой кордебалета. На момент ее знакомства с Феликсом Кшесинским она сама воспитывала пятерых детей, которые остались от первого супруга, знаменитого танцора. К творческим людям относился и дедушка девочки, он пел в опере и был скрипачом.

Детям в семье с раннего детства прививалась любовь к танцам. Как Матильду, так и ее брата с сестрой отдали на обучение в Императорское театральное училище.

Карьера балерины

После завершения учебы девушка сразу же приступила к работе в Мариинском театре. Ей поручили множество ролей, как в балете, так и в опере. Все коллеги заметили ее потрясающую работоспособность, Матильда могла проводить за репетициями у станка долгие часы, не обращая внимания на усталость.

Значительную роль в биографии Матильды Кшесинской сыграл итальянец Энрико Чеккетти, у которого она регулярно брала уроки танцев. Именно с его помощью она смогла достичь грандиозного результата и исполнить 32 фуэте подряд. Таким способом она смогла сравняться в этом рекорде с итальянкой Пьериной Леньяни, больше повторить это в то время не удалось никому.

После того, как юная балерина проработала в театре шесть лет, ее повысили в звании, и она заслуженно стала примой. Благодаря уникальному стилю исполнения, посмотреть на ее выступление неизменно собирался полный зал.

Фото Матильды Кшесинской с тех времен позволяют составить представление о том, насколько хрупкой и изящной девушкой она была, и как великолепно она смотрелась на сцене.

Интересно: Юрий Любимов: биография, личная жизнь

Матильда Кшесинская и Николай II

На протяжении долгого периода времени биография и личная жизнь Матильды Кшесинской была связана с Николаем II. Он обратил внимание на юную балерину в тот момент, когда присутствовал на ее выпускном экзамене. С тех пор между молодыми людьми завязался продолжительный роман. Он прошел такие периоды существования.

  • Встреча и зарождение чувств. Интересным моментом является то, что любовная история получила полное одобрение матери Николая, императрицы Марии Федоровны. Обоснованием служил тот факт, что до этого момента Николай не проявлял заинтересованности в девушках. За время романа Матильда обзавелась многочисленными роскошными подарками, к числу которых относился шикарный особняк, ранее находящийся в собственности композитора Римского-Корсакова.

  • Развитие отношений. Следует сказать, что чувства молодых людей были взаимными. Матильда всегда с нетерпением ждала появления Николая на своих премьерах и танцевала в эти моменты с особым вдохновением. Наследник престола, с свою очередь, стремился видеть возлюбленную как можно чаще. Так, после того, как он пребывал в длительной поездке в Японии, после приезда он первым делом отправился к Кшесинской.
  • Расставание. Как и любой наследник престола, Николай рано или поздно вынужден был жениться. Его избранницей стала Алиса Дармштадская, принцесса из Британии. Интересно то, что родители противились этому браку, при этом Кшесинская всячески поддерживала своего любовника и одобряла его выбор. Она понимала, что балерина не может стать супругой наследника, ею должна стать исключительно особа королевской крови.

Император Николай II и Матильда Кшесинская

По этому случаю Николай вместе со своей супругой выбрал изящную брошь, изготовленную из бриллиантов и сапфира, и преподнес ее Кшесинской.

Интересно: Екатерина Великая: личная жизнь

Личная жизнь

После расставания с Николаем биография и личная жизнь Матильды Кшесинской оказалась тесно связанной с другим мужчиной. Им стал Великий князь Андрей Владимирович, кузен Николая. Знакомство с ним состоялось после бенефиса балерины, оно ознаменовалось тем, что пораженный красотой балерины Андрей пролил вино на ее шикарное платье. Однако Кшесинская не придала этому особое значение, а напротив, увидела в этом хороший знак.

В скором времени молодые люди стали встречаться, а после Андрей стал мужем Матильды. В браке у них родился сын Владимир.

Матильда Кшесинская с сыном

Годы брака не всегда были безоблачными. Так, во время поездки в Париж Матильда познакомилась аристократом Петром Владимировичем, который был значительно моложе ее по возрасту. Между ними вспыхнула страсть, но о романе узнал муж Кшесинской. Результатом стала дуэль, в ходе которой Андрей прострелил молодому любовнику своей жены нос.

Интересные факты

Матильда Кшесинская на протяжении всей своей жизни проявляла удивительный патриотизм по отношению к России. Так, в свое время она отказалась от предложения переехать в Америку и выступать в этой стране.

По иронии судьбы ей все же пришлось покинуть свою страну после революции 1917 года. Вместе со своей семьей балерина переехала во Францию, где и провела остаток жизни. Чтобы иметь средства к существованию Матильда была вынуждена открыть балетную школу, которая и приносила ей источник дохода. Он стал ей существенным подспорьем и в то время, когда она пристрастилась к азартным играм.

Смерть

Матильда Кшесинская умерла в 1971 году, не дожив до своего столетия считанные месяцы. Место ее захоронения находится в Сен-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с мужем. За пару лет до смерти знаменитость посетили Екатерина Максимова и Владимир Васильев, представители советского балета. Когда в диалоге они упомянули о том, что великую приму все еще помнят в России, она ответила, что ее будут помнить всегда.

Узнать о личной жизни Матильды Кшесинской, ее детях и внуках, даже спустя много лет после ее смерти стремятся поклонники русского балета. Она навсегда останется в их сердцах благодаря яркому талантливому творчеству.

 Загрузка ...

Материал подготовлен редакцией сайта diwis.ru

diwis.ru

Матильда Кшесинская - фото, биография, карьера, мужчины рода Романовых

Фильм Алексея Учителя «Матильда», рассказывающий о биографии балерины начала 20 века Матильды Кшесинской, наделал немало шуму. Почему? Потому что в нем рассказывается не столько о карьере Кшесинской, сколько о ее любовных отношениях с мужчинами царской семьи Романовых, в частности, с Николаем II...

Матильда Кшесинская

Поднялась шумиха, так как некоторые считают, что рассказ о любовных связях с высокородными особами из царской семьи порочит и саму эту семью, и балерину Кшесинскую. Но факты - вещь упрямая, а они показывают, что Матильда действительно делала все, чтобы ее избранниками, пусть и ненадолго, были августейшие особы.

В последний день августа 1872 года в многодетной семье артистов Мариинского театра родилась девочка, которую назвали Матильдой. Родители ее, Феликс Кшесинский и Юлия Доминская, были поляками.

В семье не только родители, но и старшие брат с сестрой занимались балетом, поэтому Матильда с самого раннего детства впитала все прелести артистической жизни и полюбила балет.

Карьера Матильды Кшесинской

Балерина Матильда Кшесинская

Матильда поступила в петербургское Императорское театральное училище и успешно закончила его. Ей тогда было 18 лет. По правилам заведения, выпускники должны были выступить перед комиссией, которую возглавлял император Александр III. Это должно быть что-то вроде выпускного вечера, на котором учащиеся стараются продемонстрировать все, чему их научили в училище.

В тот день, о котором идет речь, кроме комиссии в зале присутствовали родители учеников, аристократическая знать и члены императорской семьи. Был среди них и Николай, старший сын императора и будущий наследник престола.

Представление прошло успешно, после чего начался торжественный обед. То ли случайно, то ли по чьей-то воле, но Матильда оказалась за императорским столом, причем усадили девушку рядом с двадцатидвухлетним Николаем.

Матильда Кшесинская

В те времена, как, к сожалению, зачастую и сейчас, чтобы добиться чего-то в жизни, мало одного таланта и знаний - нужна влиятельная «рука». Матильда это понимала, поэтому очень обрадовалась соседству за одним столом с царской семьей. А когда Александр III похвалил выступление девушки и сказал, что она, несомненно, станет великой балериной, счастью Матильды не было предела.

Вскоре Матильда начинает работать в Мариинском театре, где уже служила балериной ее старшая сестра Юлия. В труппе их стали называть так: Юлию - Кшесинская Первая, Матильду - Кшесинская Вторая.

Матильда Кшесинская

А спустя шесть лет Матильда и вовсе стала первой примой Мариинского театра. Не удивляет, не правда ли? Кто из руководителей, даже понимая, что главных ролей заслуживают другие балерины, решится пойти против семейства Романовых, которое явно продвигало Кшесинскую Вторую по карьерной лестнице?

Понятно, что таких не любят, и случай с Матильдой не стал исключением - отношения у нее с труппой были не особо приятными. Усиливало отчуждение то, что неоднократно по указке «сверху» для нее ставили балеты, которые не стали шедеврами и не вошли в золотой фонд Мариинки.

Более того, Кшесинскую боялись, поскольку понимали, что пойти против ее воли, значит, рискнуть остаться без работы.

Но Матильду Кшесинскую нельзя назвать бездарной карьеристкой. Она много работала и стала первой балериной в русском балете, которая сделала 32 фуэте.

Но наш рассказ не о карьере Матильды Кшесинской.

Матильда и Николай II

Николай II и Матильда Кшесинская

Итак, впервые они встретились на выпускном вечере Матильды. Мы уже упоминали, что девушке приятна была похвала Александра III, но еще больше ее порадовала «искра», пробежавшая между ней и будущим императором Николаем.

Спустя много лет в своих мемуарах Кшесинская написала, что с первой секунды влюбилась в Николая и видела в нем не будущего императора России, а юношу с добрыми голубыми глазами. Так ли это? Трудно сказать, ведь ее дальнейшая жизнь показала, что она вовсе не была наивной простушкой.

Будуший император также вел дневник, но, судя по записям, большого восторга от первой встречи с девушкой он не испытал — ему было скучно на обеде с молодыми институтками, на который его заставил придти отец.

В последующие месяцы Матильда лишь несколько раз видела Николая, поскольку он принимал участие в государственных делах и часто уезжал за границу. Но, когда они оказывались поблизости, Матильда при любой возможности пыталась попасться ему на глаза. И постепенно цесаревич увлекся Кшесинской.

Высший свет Санкт-Петербурга любил сплетни, поэтому симпатия цесаревича Николая к молодой балерине не осталась незамеченной. Об их отношениях судачили, говорили и о том, что не случайно недавно пришедшая в труппу Кшесинская стала получать главные роли в спектаклях, тогда как именитые балерины оставались ни с чем.

Спустя полгода, в январе 1892 года, у Николая и Матильды закончился конфетно-букетный период и их отношения перешли в другую фазу - Николай стал оставаться в ее квартире на ночь. Такие отношения длились два года. Николай понимал, что рано или поздно они должны будут расстаться, поскольку будущий император должен будет вступить в «равный брак», в котором нет места «доступной балерине». Но понимала ли это Матильда, или она на что-то надеялась?

Когда в 1894 году Николая познакомили с принцессой Гессенской, известной нам как Александра Федоровна, он порвал отношения с Кшесинской. Конечно, балерина была в ужасе, поскольку покровительство царской семьи гарантировало ей безоблачную карьеру. Но также она писала, что очень любила Николая, поэтому переживала из-за утраченной любви, а карьера здесь вовсе не причем. Верить этому или нет - ваше дело. Но для сильной любви она очень быстро утешилась и нашла Николаю замену, причем опять из семейства Романовых! Будто других достойных ее мужчин больше не существовало.

Матильда Кшесинская и великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович

Матильда Кшесинская

На сей раз избранником балерины стал дядя Николая II, великий князь Сергей Михайлович. По возрасту они были ровесниками с будущим императором и близкими друзьями. На мой взгляд, не особо красиво со стороны Кшесинской перепрыгивать из кровати Николая в постель его лучшего друга.

Сергей Михайлович, будучи членом царской семьи (а, значит, также способным стать влиятельным покровителем Матильды) и при этом неженатым (и не собирающимся это делать), был для Кшесинской настоящей находкой. Князь искренне полюбил балерину и, надо сказать, испытал в отношениях с ней немало горьких моментов, одним из которых стала ее связь с другими членами клана Романовых.

Сначала Матильда завела интрижку с великим князем Владимиром Александровичем, младшим братом Александра III и, соответственно, дядей Николая II. Но эта связь была короткой, поскольку вскоре балерина «положила глаз» на сына своего нового любовника - великого князя Андрея Владимировича.

Великому князю Андрею Владимировичу было чуть больше двадцати, а Кшесинской под тридцать, но их роман был очень бурным. Матильда при этом нисколько не заботилась о чувствах великого князя Сергея Михайловича.

Самое противное и бесчестное то, что, начав встречаться с Андреем, Кшесинская не порвала отношения с Сергеем Михайловичем. Более того, в 1902 году Матильда Кшесинская родила мальчика, которого назвала Владимиром. Ребенок получил дворянский титул, фамилию Красинский и отчество Сергеевич. И это при том, что Матильда считала (она писала об этом в мемуарах), что отцом ребенка был Андрей Владимирович, а Сергей лишь «прикрыл» этот ее грех. Но, может быть, она ошибалась и отцом мальчика и в самом деле был Сергей? Однозначно сказать нельзя, поскольку Кшесинская спала с обоими, а ДНК в то время не определяли.

В 1906 году князь Сергей Михайлович купил Кшесинской в центре Санкт-Петербурга роскошный особняк. Конечно, она говорила всем, что дом куплен на ее гонорары, но люди понимали, что даже при ее высоких заработках оплатить такой дом ей не по силам. Матильда вела образ жизни свободной разгульной дамы, она принимала в особняке молодых мужчин и наслаждалась жизнью.

Но вскоре произошла революция 1917 года и безоблачная жизнь Кшесинской закончилась. Матильда с сыном покинула сначала Санкт-Петербург, а потом и Россию.

Семья Николая II уже была расстреляна, впрочем, как и великий князь Сергей Михайлович.

В 1921 году Андрей Владимирович женился на Кшесинской и усыновил ее сына, дав ему свое отчество. Все встало на свои места, поскольку Андрей всегда считал ребенка своим. Они прожили вместе остаток жизни, но идиллией их отношения назвать нельзя, поскольку Матильда, будучи уже зрелой женщиной, напропалую изменяла своему мужу.

Матильда Кшесинская с ученицами

В Париже Матильда Кшесинская открыла школу, в которой преподавала балет.

В 1956 году скончался Андрей Владимирович, а в 1974 году - сын балерины.

Матильда Кшесинская. Последние годы

Матильда Кшесинская написала мемуары, которые были изданы в Париже в 1960 году.

Скончалась она в 1971 году, ей было 99 лет. Похоронили Кшесинскую на кладбище в пригороде Парижа, в одной могиле с сыном и мужем.

morefactov.ru

Матильда Феликсовна Кшесинская: биография, карьера и личная жизнь

Дом, в котором когда-то жила знаменитая танцовщица Матильда Кшесинская, «генералиссимус русского балета», в истории получил известность как «штаб ленинцев».

Матильда или Маля, как называли ее близкие, на свет появилась в 1872 году в творческой семье. Отец девочки Феликс происходил из театрального польского рода Кржезинских (Кшесинский - его сценическое имя).

Дед будущей примы был скрипачом-виртуозом, обладал прекрасным голосом и пел в опере Варшавы. Прадед Войцех являлся знаменитым танцором.

По семейному преданию именно прадед происходил из знатного польского рода и должен был унаследовать огромнейшее состояние. Из-за происков он потерял все, что имел и вынужден был зарабатывать на жизнь танцами во Франции.

Его сын стал профессиональным преподавателем этого искусства и приехал в столицу России по приглашению самого императора. Легенды ходили о том, как Феликс исполнял мазурку. Именно благодаря ему в высшем обществе стал столь популярен этот национальный танец.

Взявший псевдоним Кшесинский на театральных подмостках Феликс всегда выступал с успехом. В театре он познакомился с балериной Юлией Доминской.

У нее было пятеро детей от предыдущего брака с танцовщиком Леде. Еще четверо появились в семье с Феликсом. И Иосиф, и Юлия также стали танцовщиками-виртуозами. Последним ребенком была Матильда-Мария.

Удивительно очаровательную девочку любили все. Особенно обожал ее отец. На свет Маля появилась в Лигове под Санкт-Петербургом. Девочку всегда брал с собой в театр Феликс. Она рано познакомилась с артистическим миром и не представляла для себя иной карьеры.

Взрослая Кшесинская-младшая отличалась жизнелюбием и смешливостью. Она притягивала всеобщее внимание. Труженицей прославленная исполнительница была потрясающей.

В руки просто так ей ничего не давалось. Фуэте Матильды – это упорнейшие труды, постоянное совершенствование техники, доведение ее до вершин мастерства. О работоспособности Кшесинской слагали легенды.

В девять лет Малечка дебютировала на сцене в балете «Дон Кихот». В училище к тому времени девочка проучилась только год. Сольная партия ей досталась в семнадцать.

Увлечение балетом началось после просмотра танца Вирджинии Цукки, прибывшей в Россию на гастроли. Знаменитая танцовщица стала кумиром Мали.

Кшесинская-вторая, как называли девочку, чтобы отличать от старшей сестры Юлии, начала брать уроки у Энрико Чекетти. Она достигла такой степени мастерства, что сумела стать настоящей примой.

Все иностранные исполнительницы оказались вне сцены, а сердца истинных ценителей балета были покорены юной жемчужиной. На вечере в честь завершения училища императрица Мария Федоровна сразу выделила подвижную изящную девушку миниатюрного роста.

Она выигрышно отличалась от подруг. На торжественном обеде Малю посадили между императором Александром Третьим и его сыном Николаем. С момента знакомства с цесаревичем жизнь Кшесинской навсегда оказалась связанной с домом Романовых.

На злые языки знаменитая балерина не обращала внимания: она обладала мудростью. Она спокойно приняла свадьбу Николая, стала подругой его супруги.

Матильда без скандала покинула театр после обвинения ее в интригах и вернулась с триумфом обратно после доказательств ее непричастности к ним. На собственные средства на даче в Стрельне знаменитая балерина содержала два лазарета для раненых. Потеряв после революции все богатство, Кшесинская сожалела лишь о заспиртованной розе, подаренной ей Вирджинией Цукки, ее кумиром. 

Нередко поставленные в Мариинке спектакли финансировались на деньги Матильды. Она оплачивала декорации, костюмы. Театр прима покинула, устав от постоянных сплетен закулисья. Роман с будущим наследником престола продлился всего год. Однако после его завершения прима обрела навечно верного поклонника и рыцаря в лице Великого князя Сергея Михайловича. До последнего момента, до расставания, он делал ей предложения.

Его любовь закрыла даже самые злые рты. Матильда полюбила другого Романова, Андрея Владимировича, тоже Великого князя. Он стал отцом ее сына. Мальчик сразу получил дворянство и стал Красинским в память о далеком предке. Об этом позаботился Сергей Михайлович.

Великий князь помог балерине покинуть революционный Петроград. Сам же уехать не сумел. Он погиб вместе с царской семьей. В свое время именно он подарил обожаемой Малечке легендарный особняк, желая придать ей особый статус в великосветском обществе.

Александра фон Гогена, спроектировавшего строение, за возведение архитектурной жемчужины наградили серебряной медалью. Молва приписывала Матильде Феликсовне немало скандальных романов.

Как бы там ни было, но замуж она вышла за любимого человека, Великого князя Андрея Владимировича, правнука Александра Второго. Свадьба прошла в Париже после смерти матери будущего супруга. Мария Павловна категорически возражала против неравного брака.

Сын Кшесинской и Андрея Романова Владимир, которого сама матушка шутливо называла «Всея Руси Вовой», стал Андреевичем. Зажила семья счастливо.

Содержание семьи взяла на себя Матильда. После переезда в Париж в 1929 она основала ставшую очень быстро популярной балетную студию. Ее имя по-прежнему гремело.

Без рекламы количество учениц школы достигал полутора сотен к 1939. Среди них были и обе дочери Шаляпина, и Татьяна Рябушинская. Последним выступлением стала «Русская», исполненная в Лондоне на сцене Ковент-Гарден в 1936 году.

Вторая мировая стала тяжелым испытанием для исполнительницы. В 1940 ее единственный сын был арестован. Кшесинская всегда была личностью незаурядной. Любимого сына балерина не побоялась выручить из гестапо во время оккупации Франции немцами.

Работать Кшесинская продолжала о глубокой старости. В 1951 она была приглашена на собрание Федерации классического русского балета. Великой балерине предложили давать уроки для сохранения главных канонов классического русского танца и обучать при помощи разработанной в балетных императорских училищах методики.

Матильда с радостью на предложение откликнулась. В эмиграции парижский дом балерины стал центром притяжения. Его посещали Шаляпин, Карсавина, Дягилев. У Кшесинской был удивительный дар. Она обладала невероятным драматическим и мимическим талантом, превращающими все балетные роли в уникальнейшие.

Как впоследствии выяснилось, не лишена была Матильда Феликсовна и писательского мастерства. Она стала автором выпущенной в Париже в 1960 году книги «Матильда Кшесинская. Воспоминания».

Писать ее эта сильная женщина начала после ухода из жизни любимого мужа в 1956, тяжелого перелома, будучи вынуждена оставаться без движения. Произведение получилось само по себе бесценным, ведь ее автором была историческая личность.

Написаны мемуары были хорошим языком, выдержаны в прекрасном стиле. Они очень интересно читаются и остаются по сей день популярными.

Одним из наиболее запомнившихся Кшесинской событий в ее биографии стали гастроли в Париже Большого театра в 1958. В своих мемуарах она написала, что нарушила уединение, в котором пребывала после смерти мужа, и поехала в Оперу.

Увиденное не разочаровало великую приму: отечественный балет остался таким же прекрасным. Прожила великая актриса и балерина жизнь долгую и интересную.

Долголетие у нее было в роду. До векового юбилея легендарная танцовщица не дожила девяти месяцев. Мегазвезда балета, Великая княгиня Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров, Кшесинская Матильда Феликсовна, ушла в 1971.

Источники:

  • Кшесинская Матильда: прославленная русская балерина

www.kakprosto.ru

Матильда Кшесинская

(1872–1971)

В советскую эпоху имя этой балерины вспоминали в основном в связи с её особняком, с балкона которого произносил речи В. И. Ленин. Но когда-то имя Матильды Кшесинской было хорошо известно публике.

Матильда Кшесинская была потомственной балериной. Отец её – польский танцовщик Феликс Кшесинский – был непревзойдённым исполнителем мазурки. Этот танец очень любил император Николай I, поэтому Ф. Кшесинский и был выписан в Санкт-Петербург из Варшавы. Уже в столице он женился на балерине Юлии Доминской – у них было четверо детей, из которых Матильда была младшей. Родилась она в 1872 году.

Как это нередко бывает с детьми из театральных семей, Матильда познакомилась со сценой уже в четырёхлетнем возрасте – она исполнила маленькую роль русалочки в балете «Конёк-горбунок». Но вскоре у девочки зародился серьёзный интерес к искусству танца, а способности её были очевидны. С восьми лет она начинает посещать в качестве приходящей ученицы Императорское театральное училище, где обучались её старшая сестра Юлия и брат Иосиф. На занятиях Матильда скучала – то, чему там учили, она уже освоила дома. Может быть, девочка и бросила бы балет, но все изменилось, когда она увидела выступление гастролировавшей в России итальянской танцовщицы Вирджинии Цукки в балете «Тщетная предосторожность». Искусство этой балерины стала для неё идеалом, к которому хочется стремиться.

Ко времени выпуска Матильда Кшесинская считалась одной из лучших учениц. По сложившейся традиции, трёх лучших выпускниц после концерта представляли императору и его семье, которые непременно посещали это мероприятие. Одной из трёх была Матильда, исполнявшая в тот вечер Лизу из балета «Тщетная предосторожность». Правда, она – из-за своего статуса приходящей ученицы – должна была держаться отдельно, но император Александр III, поражённый её выступлением, попросил  представить ему живую, миниатюрную девушку. Юной балерине была оказана невиданная честь  – на торжественном ужине она сидела между императором и цесаревичем Николаем, который не забыл эту встречу.

После выпуска Матильда стала артисткой Мариинского театра «Кшесинской – 2» (первой была её сестра Юлия). В течение первого театрального сезона она выступила в двадцати двух балетах и в танцевальных сценах двадцати одной оперы. Правда, её партии были небольшими, но эффектными. Для начинающей балерины такое количество ролей – невероятная удача, и причиной тому был не только её выдающийся талант, но и нежные чувства наследника престола к танцовщице. Этот роман в определённой степени поощряла императорская семья… Конечно, никто не относился к этой истории серьёзно. Но, если мимолётное увлечение балериной отвлечёт внимание цесаревича от Алисы Гессенской, которую император считал не лучшей партией для наследника, то почему бы и нет?

Догадывалась ли об этом Матильда Кшесинская? Вряд ли… Она любила наследника, своего «Ники», и встречалась с ним в доме на Английском проспекте, который для неё приобрёл цесаревич.

Кшесинская была не только фавориткой Романовых, но и первоклассным профессионалом. Если нет мастерства и таланта, даже высочайшая протекция не поможет – всё становится очевидным в свете рампы. Матильда понимала, как не совершенна её танцевальная техника по сравнению с техникой модных в то время итальянских виртуозок. И балерина начинает упорно заниматься со знаменитым итальянским педагогом Энрико Чекетти. Вскоре она уже щеголяла такими же «стальным носком» и искромётными вращениями, как соперницы – итальянки. Первой в России Кшесинская начала исполнять 32 фуэте и делала это блестяще.

Первой главной ролью балерины стала партия Мариетты-Драгониаццы в балете «Калькабрино». Произошло это благодаря счастливому случаю – внезапно заболела итальянская прима Карлотта Брианца, которая должна была исполнять эту роль. Настоящая звезда балетной сцены, она выполняла трюки, прежде доступные только танцовщикам – мужчинам, включая  туры в воздухе. Выходя на сцену, Кшесинская понимала, что публика будет сравнивать её с блистательной итальянкой, выискивая малейшие промахи… «Главное – не прыгайте в оркестр», – шутливо напутствовал её перед спектаклем Мариус Петипа.

Выступление, с которым было связано столько волнений, стало триумфом Кшесинской. «Дебют её можно рассматривать как событие в истории нашего балета», – подвела итог театральная газета. Ей вторит французский журнал Le Monde Artiste: «Молодая прима-балерина имеет всё: физическое обаяние, безупречную технику, законченность исполнения и идеальную лёгкость».

Когда Карлотта Брианца покинула Санкт-Петербург, к Матильде Кшесинской перешли её партии, включая принцессу Аврору в балете «Спящая красавица», созданную Мариусом Петипа для этой итальянской гастролёрши. Аврора стала одной из лучших партий русской примы. Однажды после спектакля к ней в артистическую уборную зашёл П. И. Чайковский, выразил ей своё восхищение и высказал намерение написать для неё балет … Увы, не сбылось – композитор умер полгода спустя, а балерина даже не поняла, что беседовала с гением… Она считала Чайковского хорошим «сочинителем балетных партитур». Впоследствии, когда в Париже ей предложили выступить с воспоминаниями на вечере в честь 100-летнего юбилея композитора, она отказалась – ей было нечего рассказать.

В 1896 году Матильда Кшесинская стала прима-балериной Мариинского театра. В её репертуаре были такие партии, как Аспиччия («Дочь Фараона»), Эсмеральда и Пахита в одноимённых балетах, фея Драже в «Щелкунчике», Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Лиза в «Тщетной предосторожности». Для Кшесинской Мариус Петипа возобновил «Баядерку» и другие балеты, технически усложнив её партии.

Матильда обожала танцевать царственную дочь фараона Аспиччию, блистая на сцене техникой и … романовскими бриллиантами. Много личного она находила в партии бедной уличной танцовщицы Эсмеральды, влюблённой в блистательного офицера Феба, обручённого с гордой аристократкой Флёр де Лис…

Матильда Кшесинская занимала особое положение в труппе Мариинского театра. Её называли царицей петербургской сцены. Многие партии балерина считала личной собственностью и никому без её разрешения не позволяла танцевать.

Для неё было поставлено несколько балетов, но шедевров среди них не оказалось. Зритель любил и любит очаровательную «Фею кукол» Й. Байера в постановке братьев Николая и Сергея Легатов. Это был их подарок замечательной Фее – балерине Матильде Кшесинской, перед которой они преклонялись, исполняя партии двух Пьеро. Кшесинская высоко ценила Николая Легата – педагога, с которым занималась долгие годы.

Матильда Кшесинская могла позволить себе то, что запрещалось другим – например, бенефис в честь десятилетия сценической деятельности (обычно балеринам бенефис полагался лишь после двадцати лет службы). Для этого бенефиса Мариус Петипа поставил два балета Александра Глазунова – «Времена года» и «Арлекинада».

Балерина уволилась из Мариинского театра в 1904 году, заключив контракт на разовые выступления. Она была первой партнёршей юного Вацлава Нижинского, танцевала в некоторых балетах Михаила Фокина («Эвника», «Бабочки», «Эрос»). Но, в целом Кшесинская была сторонницей «старого» академического императорского балета, виртуозной техники и культа примы. «Новый балет» Михаила Фокина её не вдохновлял.

Матильда Кшесинская покинула Россию в 1919 году. В эмиграции она вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича Романова. Живя во Франции, она отказывалась от предложений выступать на сцене, несмотря на то, что нуждалась в деньгах. В 1929 году она открыла балетную школу, зарабатывала на жизнь уроками. Среди учениц М. Кшесинской – М. Фонтейн, И. Шовире, Т. Рябушинская (одна из знаменитых «бэби-балерин»).

Последний раз Матильда Кшесинская выступила в 1936 году в Лондоне на сцене театра Ковент-Гарден. Ей было 64 года, но это не помешало успеху: её вызывали восемнадцать раз!

В дальнейшем М. Кшесинская занималась преподавательской деятельностью. Она умерла в 1971 году, за девять месяцев до своего столетия. Балерина написала «Воспоминания», где рассказала, несколько приукрасив события, о своей бурной личной жизни и блистательной карьере петербургской императорской примы.

Имя Матильды Феликсовны Кшесинской золотыми буквами вписано в историю русского балета. О ней созданы художественные и документальные фильмы.

Музыкальные Сезоны

musicseasons.org

История жизни и смерти российской артистки балета Матильды Кшесинской

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 19 [31] августа 1872, Лигово (под Петербургом) — 6 декабря 1971, Париж) — российская артистка балета и педагог польского происхождения, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров.

Известна также своими отношениями с августейшими особами Российской империи, фаворитка цесаревича Николая в 1892—1894 годах, супруга великого князя Андрея Романова (с 1921), Светлейшая княгиня Романовская-Красинская (с 1936), мать Владимира Красинского (1902—1974).

Биография Матильды Кшесинской

Матильда Кшесинская — не просто выдающаяся балерина, техника которой значительно превосходила способности отечественных современниц. Она — одна из самых влиятельных особ конца XX — начала XXI века. Примером её значения служат слова верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича.

В годы Первой мировой войны, когда армия Российской империи сильно страдала от нехватки снарядов, он утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, поскольку балерина Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными организациями.

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Отец — российский поляк Феликс Кшесинский, выписанный из Польши Николаем I как лучший исполнитель его любимой мазурки, мать — Юлия Доминская, богатая вдова балетного танцовщика Леде. Сестра Матильды — балерина Юлия Кшесинская (именуемая «Кшесинская 1-я», в замужестве Зедделер), брат — танцовщик и балетмейстер Иосиф Кшесинский.

Девочка поступает в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчивает его. На выпускном вечере присутствовала вся царская семья, а на торжественном ужине Кшесинская сидела рядом с наследником престола Николаем. Тогда Александр III, с восторгом следящий за движениями Матильды, произносит судьбоносные слова:

«Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!». Матильду принимают в балетную труппу Мариинского театра, на императорской сцене которого Кшесинская 2-я (1-й официально называли её сестру Юлию) танцевала на протяжении 27 лет.

Карьера в Мариинском театре

Матильда Кшесинская танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова (являвшегося одним из её учителей в училище). Первые выступления Кшесинской — фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».

После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».

Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии.

Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской.

Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд.

В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей.

Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» (1907), «Бабочки» (1912), «Эрос» (1915).

Интриги

Матильда Кшесинская всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин. Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам.

Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет.

Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».

В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта — Мариус Петипа даёт ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владеет этой ролью, что вызывает недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.

Кроме зарубежных балерин, «своим злейшим врагом» Кшесинскую считал организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев. Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа.

За это балерина должна была воспользоваться своими связями и «пробить» для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано «Лебединое озеро», и не случайно — таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям.

Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину.

Личная жизнь

Личная жизнь Матильды Кшесинской является ещё более полной интриг, чем профессиональная деятельность балерины. Её судьба тесно переплетается с представителями династии Романовых.

Считается, что с 1892 по 1894 год она являлась любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались безо всяких помех.

«Влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…», — пишет восторженная Матильда Кшесинская в своём дневнике. Причиной распада отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года.

На этом непосредственное участие балерины в жизни царской семьи не закончилось — Матильда Кшесинская состояла в близких отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. 15 октября 1911 года по Высочайшему указу отчество «Сергеевич» получил её сын Владимир, родившийся 18 июня 1902 года в Стрельне. В семье его называли просто «Вова», а фамилию он получил «Красинский».

17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви Матильда Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына и дал своё отчество. В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария.

30 ноября 1926 года двоюродный брат Николая II Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомкам титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.

Смерть

Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Дед дожившей до 99 лет балерины — Иван-Феликс (1770—1876) — также был долгожителем, прожив 106 лет.

comandir.com


Смотрите также