Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Митрофан ефимович пятницкий биография


Пятницкий Митрофан Ефимович: биография

Воронежская земля владеет богатым культурным наследием. Но многое из этого достояния могло бы пропасть, если бы не находились люди, посвящавшие жизнь его сохранению. Таков был Митрофан Ефимович Пятницкий, уроженец Воронежской губернии. Его имя не зря присвоено знаменитому народному хору – не имея официального музыкального образования, он сумел не только создать этот коллектив, но и спасти от забвения сотни народных песен.

Пятницкий Митрофан Ефимович (03.07.1864-21.01.1927)

М.Е. Пятницкий: запутанная биография

Большинство слушателей хора им. Пятницкого не догадываются, что у его создателя была весьма запутанная биография. Митрофан Ефимович Пятницкий успел за свою жизнь перепробовать немало профессий, получить заслуженные награды и даже… побывать пациентом психиатрической клиники. Википедия не перечисляет и половины этапов его жизненного пути.

Дом Пятницкого, с. Александровка, Воронежская губерния

Родился он 3 июля 1864 года. Отец служил дьяком в селе Александровка под Воронежем. Семья была большая – 12 детей, так что особого выбора по части получения образования и профессии Митрофану не предоставили. Он отучился в приходской школе и был отправлен в город в семинарию.

В Воронеже Митрофан не только занимался в семинарии, но и обучался пению. Его мечтой стало сделать это занятие своей профессией. Преподавал ему вокал Л.М. Образцов.

Да только летом 1876 года с семинаристом приключился нервный срыв. Есть сведения, что причиной послужил конфликт с семинарским инспектором из-за исполнения «кабацких» песен по случайно купленной на рынке книжечке. Родители оставили Митрофана дома, учебу он не закончил, и после того был кем угодно, но только не служителем культа.

Самостоятельная жизнь

После оставления семинарии краткая биография Митрофана Пятницкого переполняется сменой обстоятельств. Он получил рабочую специальность, после работал писарем, изучал бухгалтерию и стал работать «экономом» (то есть управляющим хозяйством) в той самой семинарии, которую не закончил.

Все это время он не оставлял занятий с Л.М. Образцовым, и в 1896 году добился особого права на обучение в консерватории. Но тут подвела личная жизнь. Митрофан Ефимович Пятницкий рассорился с невестой, и эта проблема довела его до психбольницы. Впрочем, он довольно быстро оправился, взял на себя ведение бухгалтерии клиники, а в 1897 году переехал в Москву. Там снова пришлось зарабатывать бухгалтерией, но зато появилась возможность учиться вокалу у знаменитого в то время К. Эверарди.

Пятницкий М.Е., фото первой четверти XX в.

Народные песни Пятницкий изучал и записывал (в том числе на фонограф) и раньше – в родном селе, а также бывая в гостях у многочисленных сестер и братьев. Но в Москве в 1902 году он пришел к идее создания особого ансамбля, что не только исполнял бы народные песни, но сохранил бы их подлинный дух и необходимый им традиционный антураж. Всего Пятницкому удалось собрать около 800 народных песен.

Необыкновенный воронежский хор

Началось все с небольшой группы в 5 человек. Затем Пятницкий начал регулярно заниматься научной деятельностью в области этнографии, выпустил 2 сборника песен (в основном воронежского происхождения, но были и образцы из других губерний), собирал для ансамбля традиционные костюмы и редкие музыкальные инструменты. В 1910 году появился хор. Пятницкий набрал в него народные таланты по Воронежской и соседним губерниям.

Митрофан Пятницкий с крестьянами из своего хора

Идея получила продолжение во время Первой мировой, когда Пятницкий набрал особый «инвалидный» хор из раненых и покалеченных солдат в госпитале, где он в это время работал. Эти серьезно пострадавшие от войны люди, зачастую совершенно безграмотные, оказались прекрасными артистами и быстро овладели нотной грамотой.

Советская власть отнеслась к Пятницкому и его хору благосклонно. Ему помогали, как могли. В 1918 году он встретился с Лениным, и одобрение вождя много значило для получения нужного на местах. Понравился хор и Сталину, коллектив начали звать на культурные мероприятия «на высшем уровне». В 1925 году его создателю присвоили звание Заслуженного артиста республики. Руководство хором он совмещал с преподавание вокала в Третьей студии МХАТ (1921-1925 гг.), а также продолжением сбора и обработки новых образцов музыкального фольклора.

Народный хор Пятницкого с руководителем

Главной идеей Пятницкого было превращение выступлений хора из просто исполнения песен в целое действо. Участники показывали приличествующие (согласно народным традициям) данной песне танцы, выполняли на сцене обрядовые действа и разыгрывали небольшие театрализованные сценки. Это позволяло воспринимать песню комплексно, как явление народной жизни.

Митрофана Ефимовича не стало 21 января 1927 года. Могила его — на московском Новодевичьем кладбище. В тот же год народный хор получил имя своего создателя и носит его и поныне. Выполняя завещание основателя, коллектив принципиально не выступает в ресторанах.

Памятник М.Е. Пятницкому на проспекте Революции

Воронеж поставил своему выдающемуся земляку памятник (в центре, на проспекте Революции). Но лучшим монументом поклоннику народной песни России является хор его имени – он существует, и значит, начатое Пятницким дело живо.

Автор: Мария Гончарова

2vrn.ru

Митрофан Ефимович Пятницкий. Биографическая справка

2009-07-03T13:49Z

2009-07-03T13:15Z

https://ria.ru/20090703/176198378.html

https://cdn24.img.ria.ru/images/17619/78/176197862_0:0:3000:2136_1036x0_80_0_0_91487e0c567e61d1350b6b49411b0e79.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Митрофан Пятницкий - музыкант, исполнитель и собиратель народных песен, основатель знаменитого хора, носящего его имя. 3 июля 2009 года со дня рождения Митрофана Пятницкого исполнилось 145 лет.

3 июля 2009 года исполнилось 145 лет со дня рождения Митрофана Пятницкого, музыканта, исполнителя и собирателя народных песен, создателя знаменитого хора, носящего его имя.

Митрофан Ефимович Пятницкий родился 3 июля 1864 года в селе Александровка Воронежской области в семье священника. Его отец был дьяком в местной церкви.

Семья была большая (в ней было 12 детей) и жила бедно, поэтому у Митрофана было всего два пути – работать на земле или идти в семинаристы. Выбор за него сделали родители – после церковно-приходской школы они отправили сына в Воронежское духовное училище.

Учеба продлилась недолго – летом 1876 года у Митрофана случился нервный срыв, и родители оставили его дома.

Оправившись, он стал искать свой профессиональный путь. Сначала выучился на слесаря, затем ушел на заработки в город, после устроился писарем в контрольной палате в Воронеже. Изучил бухгалтерское дело и стал работать экономом в духовном училище, в котором раньше учился.

В это время, как и в годы учебы в училище, Митрофан Пятницкий продолжал собирать и записывать народные песни, также брал уроки пения у известного музыкального педагога Льва Михайловича Образцова.

В 1896 году Пятницкий прошел прослушивание в консерватории. Его согласились принять на учебу, невзирая на возраст и отсутствие должной подготовительной школы, с условием, что он займет должность эконома в новом корпусе консерватории.

Осуществлению этих планов помещала несчастная любовь: накануне свадьбы Митрофана бросила невеста. В результате он впал в глубочайшую депрессию и несколько месяцев избегал общения с внешним миром.

Доведя этим себя до истощения, Пятницкий был доставлен в московскую лечебницу для душевнобольных.

Немного оправившись, он стал работать письмопроизводителем. Пятницкий жил и работал в квартире, выделенной ему администрацией лечебницы и располагавшейся внутри медицинского учреждения.

Никогда не оставляя идеи стать профессиональным певцом, Пятницкий стал брать уроки вокала у известного московского педагога Камилло Эверарди.

В 1902 году Пятницкий задумал создать ансамбль народной песни.

В 1903 году стал членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Тогда же Пятницкий начал работу по сбору песен: купил фонограф и стал путешествовать по деревням, записал более 400 песен.

В 1904 году издал книгу «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)». Книга принесла Пятницкому известность. Пятницкий не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, он собрал большую коллекцию народных инструментов и костюмов.

В 1910 году Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний. Этот хор и был впоследствии назван его именем.

В 1911 году хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания и привлек внимание многих деятелей культуры, в том числе Станиславского. В 1912 году концерты хора проходили в консерватории. В 1918 году хор выступил в красноармейском клубе Кремля (состоялась также личная встреча Пятницкого с Лениным, после которой хор получил поддержку советского правительства).

В 1921 – 1925 годах Пятницкий преподавал пение в 3-й Студии МХТ (ныне Театр имени Евгения Вахтангова).

В 1925 году Пятницкому было присвоено звание Заслуженного артиста Республики.

21 января 1927 года Митрофан Пятницкий скончался. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

После смерти Пятницкого его квартира на Девичьем поле в Москве была превращена в дом-музей. В настоящее время этот музей не функционирует.

17 сентября 1988 года в Воронеже был торжественно открыт памятник Пятницкому. Он находится в сквере рядом с Домом офицеров на Проспекте Революции.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Пятницкий Митрофан Ефимович - Певец

Митрофан Пятницкий родился 3 июля 1864 года в селе Александровка Воронежской губернии. Не удивительно, что и Митрофан с детства увлекался пением и даже мечтал стать оперным певцом. Но поскольку семья жила бедно, то после церковно-приходской школы в 1876 году родители отправили сына в Воронежское духовное училище. Однако, учеба в семинарии не задалась – у Митрофана случился нервный срыв, и родители оставили его дома.

     Тогда Пятницкий стал осваивать разные профессии – сначала выучился на слесаря, затем ушел на заработки в Воронеж, где устроился писарем в контрольной палате, а изучив бухгалтерское дело, стал работать экономом. Но уже тогда, как и в годы учебы в семинарии, Пятницкий был увлечен сбором народных песен, которые тщательно записывал, и параллельно брал уроки пения у музыкального педагога Л.М. Образцова, ставил голос. Эти занятия не прошли даром, весной 1896 года его прослушали в консерватории и даже согласились принять на учебу, невзирая на возраст.

     Но несчастная любовь привела к глубокой депрессии. Вместо поездки в Москву, поступать в консерваторию, Пятницкий вернулся в родительский дом и несколько месяцев чурался людей. В итоге его отправили в Воронежскую лечебницу для душевнобольных, а затем, стараниями друзей, он был переведен в подобную московскую лечебницу, но где применялись передовые методы лечения. Хористы Пятницкого Лечение помогло, и через два года Пятницкий вновь смог общаться с людьми и устроился на работу делопроизводителем в эту же клинику в Москве, где проработал в 1899-1923 годах.

     Параллельно с работой он продолжил и свои занятия музыкой, не оставляя идеи стать профессиональным певцом, брал уроки вокала у известного московского педагога Камилло Эверарди и даже сумел подружиться с Шаляпиным, который его очень поддерживал.

     Продолжал Пятницкий и свою работу по сбору песен - путешествуя по деревням, он записал более 400 русских народных песен в исполнении самих крестьян. Вскоре Митрофан и сам стал выступать на концертах, исполняя народные песни, которые слышал и любил с детства. Его все чаще стали приглашать не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами по фольклору.

     В 1903 году он становится членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.

     После выхода в 1904 году книги Пятницкого «12 русских народных песен», он стал известен, а его вторая книга – «Жемчужины старинной песни Великой Руси» - пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Причем Митрофан не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, еще он собрал большую коллекцию народных инструментов и костюмов. В итоге, эта увлеченность народным музыкальным творчеством приводит Пятницкого к созданию ансамбля народной песни.

     Все началось в 1910 году, когда он встретил свою «музу» – 70-летнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Она выступала с двумя дочерями и внучкой. Постепенно набрались и другие певцы. Так был создан хор из певцов Воронежской и Рязанской губерний.

     В 1911 году хор под руководством Митрофана Ефимовича впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания и привлек внимание многих деятелей культуры.

     Успех пришел сразу, в 1912 году концерты хора проходили в консерватории, а песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Хотя конкурентов у хора было тогда немало, и среди них настоящие профессиональные коллективы. Однако выступали они преимущественно в ресторанах, а Пятницкий ресторанами брезговал - он мечтал о высоком искусстве.

     Но с началом Первой мировой войны выступления хора пришлось приостановить – многих хористов забрали в армию. Пятницкий не сдавался - он «перетягивал» уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал. Работая в одной из московских больниц, куда поступали раненые, Пятницкий из их числа создал так называемый «хор инвалидов», с которым продолжал выступать. Но потом началась революция…

     Полностью собрать и восстановить хор как исполнительский коллектив Митрофану Ефимовичу удалось лишь в 1919 году, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдаленных сел и деревень. Вскоре хор вновь стал известным и популярным, и по его примеру было создано большое количество профессиональных хоров. Сам же Пятницкий, оставаясь бессменным художественным руководителем хора до конца жизни, также занимался педагогикой - в 1921-1925 годах он преподавал пение в Третьей студии МХАТ. В 1925 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Республики.

     В 1927 году 21 января Митрофан Ефимович Пятницкий скончался в Москве, где и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В память о нем хор получил имя своего создателя, и сегодня Государственный русский народный хор имени М.Е.Пятницкого, как и много лет, продолжает вести большую концертную и творческую деятельность.

ruspekh.ru

Пятницкий Митрофан Ефимович

          Собиратель и исполнитель русских народных песен, основатель и художественный руководитель Русского народного хора Митрофан Пятницкий родился в 1886 году в слободе Александровка Бобровского уезда Воронежского губернии. Вырос в семье дьяка и учился в духовном училище, но все-таки главным делом своей жизни всегда считал музыку. М. Пятницкий обладал очень красивым голосом и мечтал стать оперным певцом. Хороший голос достался ему по наследству. Его отец, дьячок Ефим Петрович, считался лучшим певцом в церкви села Александровка. Однако болезнь помешала Пятницкому осуществить свои планы.           Двадцать четыре года он проработал в одной из московских больниц, одновременно беря уроки пения. Затем – также параллельно с работой – стал выступать на концертах, исполняя народные песни.           Пятницкий стремился передать суть и дух русских песен, которые слышал и любил с детства. Он начал собирать песни, которые записывал сначала на слух, а потом уже на фонограф (прибор для механической звукозаписи и звуковоспроизведения). Всего Пятницкий собрал около 800 песен.           Митрофан Ефимович собрал первый народный хор, состоящий из крестьян Воронежа и области. С 1911 года, хор Пятницкого стал известен во всей России, позже он становится государственным народным хором имени Пятницкого.

          В 1988 году в Воронеже был торжественно открыт памятник М.Е. Пятницкому. Он находится в скверике, справа от Дома офицеров, на проспекте Революции.

Литература:

1. Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко-архитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам / Сост. В. Мальцев. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. – С. 185 2. Воронежская энциклопедия: В 2т. / Гл. ред. М.Д.Карпачев. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. – Т.2: Н-Я. – С. 137. 3. Живцов А. Хор Пятницкого / А. Живцов // Народное творчество. – 2007. - № 16. – С. 49 - 51. 4. Живцов А. Хор имени Пятницкого / А. Живцов // Народное творчество. – 2007. - № 6. - С. 49 - 51. 5. Край наш Воронежский. Коллектив авторов.- Воронеж: Центрально - Чернозем. кн. изд-во, 1985. - С.188. 6. Легенды Воронежа. Фотоальбом. – Воронеж, 1999. 7. Маврина В. Хор им. М.Е. Пятницкого: Возвращение к истокам/ В. Маврина // Народное творчество. – 2011. - № 1. С.20 - 22. 8. Навечно в памяти народной. – Воронеж: Центрально - Чернозёмное книжное издательство, 1980. – С. 149-151. 9. Прокофьева Е. Митрофан Пятницкий, крестьянский хормейстер / Е. Прокофьева // Крестьянка. – 2008. - № 2. С. 62- 65. 10. Пульвер Е.А. Воронежская мозаика / Е.А. Пульвер, Ю.Е. Пульвер. – Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издателсьтво, 1983. – 207 с. 11. Суркова Л. Музей Пятницкого на улице Пятницкого / Л.Суркова // Коммуна.- 2004. – 10 марта. 12. Сысоева Г. Митрофан Ефимович Пятницкий / Г. Сысоева // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. – Воронеж: Кварта, 2007. – С. 248–251. 13. Успенская С. Ситцевое искусство / С. Успенская // Молодой коммунар.- 2010. – 6 июля.

14. Шамаев В.Г. Край Воронежский песенный / В.Г. Шамаев // Воронежский краеведческий сборник. – Воронеж, 1985. – С. 45 - 51.

www.okrae.odbvrn.ru

Митрофан Пятницкий (3 июля 1864 - 21 января 1927) , русский и советский музыкант, певец, фольклорист, «собиратель» русских песен

Митрофан Ефимович Пятницкий

Ценитель и исполнитель русских народных песен, основатель и первый художественный руководитель знаменитого хора, носящего сегодня его имя, – Митрофан Пятницкий всю свою жизнь посвятил собиранию и сохранению этого богатства – русского певческого искусства. «Народная песня, – говорил он, – эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».

Митрофан Ефимович Пятницкий родился (21 июня) 3 июля 1864 года в селе Александровка Воронежской губернии, в многодетной семье священника, который был одним из лучших певчих в местной церкви. Не удивительно, что и Митрофан с детства увлекался пением и даже мечтал стать оперным певцом. Но поскольку семья жила бедно, то после церковно-приходской школы в 1876 году родители отправили сына в Воронежское духовное училище. Однако, учеба в семинарии не задалась – у Митрофана случился нервный срыв, и родители оставили его дома.

Тогда Пятницкий стал осваивать разные профессии – сначала выучился на слесаря, затем ушел на заработки в Воронеж, где устроился писарем в контрольной палате, а изучив бухгалтерское дело, стал работать экономом. Но уже тогда, как и в годы учебы в семинарии, Пятницкий был увлечен сбором народных песен, которые тщательно записывал, и параллельно брал уроки пения у музыкального педагога Л.М. Образцова, ставил голос. Эти занятия не прошли даром, весной 1896 года его прослушали в консерватории и даже согласились принять на учебу, невзирая на возраст. Но несчастная любовь (его бросила невеста накануне свадьбы) привела к глубокой депрессии. Вместо поездки в Москву, поступать в консерваторию, Пятницкий вернулся в родительский дом и несколько месяцев чурался людей. В итоге его отправили в Воронежскую лечебницу для душевнобольных, а затем, стараниями друзей, он был переведен в подобную московскую лечебницу, но где применялись передовые методы лечения.

Хористы Пятницкого

Лечение помогло, и через два года Пятницкий вновь смог общаться с людьми и устроился на работу делопроизводителем в эту же клинику в Москве, где проработал в 1899-1923 годах. Параллельно с работой он продолжил и свои занятия музыкой, не оставляя идеи стать профессиональным певцом, брал уроки вокала у известного московского педагога Камилло Эверарди и даже сумел подружиться с Шаляпиным, который его очень поддерживал. Продолжал Пятницкий и свою работу по сбору песен – путешествуя по деревням (по большей части воронежским), он записал (с помощью фонографа) более 400 русских народных песен в исполнении самих крестьян. Вскоре Митрофан и сам стал выступать на концертах, исполняя народные песни, которые слышал и любил с детства. Его все чаще стали приглашать не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами по фольклору. В 1903 году он становится членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. После выхода в 1904 году книги Пятницкого «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)», он стал известен, а его вторая книга – «Жемчужины старинной песни Великой Руси» – пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Причем Митрофан не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, еще он собрал большую коллекцию народных инструментов и костюмов. В итоге, эта увлеченность народным музыкальным творчеством приводит Пятницкого к созданию ансамбля народной песни. Все началось в 1910 году, когда он встретил свою «музу» – 70-летнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Она выступала с двумя дочерями и внучкой. Постепенно набрались и другие певцы. Так был создан хор из певцов Воронежской и Рязанской губерний (который впоследствии и был назван именем Пятницкого).

В 1911 году хор под руководством Митрофана Ефимовича впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания и привлек внимание многих деятелей культуры. Успех пришел сразу, в 1912 году концерты хора проходили в консерватории, а песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Хотя конкурентов у хора было тогда немало, и среди них настоящие профессиональные коллективы. Однако выступали они преимущественно в ресторанах (поскольку это приносило в то время наибольшую выгоду), а Пятницкий ресторанами брезговал – он мечтал о высоком искусстве.

Памятник Пятницкому в Воронеже

Но с началом Первой мировой войны выступления хора пришлось приостановить – многих хористов забрали в армию. Пятницкий не сдавался – он «перетягивал» уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал. Работая в одной из московских больниц, куда поступали раненые, Пятницкий из их числа создал так называемый «хор инвалидов», с которым продолжал выступать. Но потом началась революция… Полностью собрать и восстановить хор как исполнительский коллектив Митрофану Ефимовичу удалось лишь в 1919 году, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдаленных сел и деревень. Вскоре хор вновь стал известным и популярным, и по его примеру было создано большое количество профессиональных хоров. Сам же Пятницкий, оставаясь бессменным художественным руководителем хора до конца жизни, также занимался педагогикой – в 1921-1925 годах он преподавал пение в Третьей студии МХАТ. В 1925 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Республики.

21 января 1927 года Митрофан Ефимович Пятницкий скончался в Москве, где и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В память о нем хор получил имя своего создателя, и сегодня Государственный русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, как и много лет, продолжает вести большую концертную и творческую деятельность.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

www.calend.ru

Митрофан Пятницкий - крестьянский хормейстер

Многие помнят, как невероятно популярен был хор имени Пятницкого, но мало кто, даже из его почитателей, знает истинную биографию его создателя, Митрофана Ефимовича Пятницкого. При советской власти о многих эпипзодах его жизни просто умалчивалось, их нельзя было найти ни в энциклопедиях, ни даже в специальных изданиях. Так кем же на самом деле был организатор знаменитого хора?

Дорога в семинариюМитрофан Пятницкий появился на свет в 1864 году, в селе Александровка Воронежской губернии, в многодетной семье дьячка Ефима Петровича Пятницкого. Жили бедно. Мать разводила гусей и кур, сестры помогали ей по хозяйству. Братьям же была предназначена одна дорога – в семинарию.

Отец Митрофана был одним из лучших певчих в церкви, и мальчик больше всего на свете любил слушать духовные песнопения. Он часами без устали простаивал в маленьком деревенском храме, прогретом свечами, пропитанном сладким запахом ладана. Казалось, Митрофан всей душой предается молитве. Никто из сыновей дьячка не хотел идти в семинарию, и лишь за одного Митрофана родители были спокойны: сам Господь направил его на верный путь! Господь действительно направил Митрофана на особый путь, но это не был путь церковного служения. После приходской школы Митрофан попал в духовное училище при воронежской семинарии. Но изучение Евангелия и Закона Божьего было ему совершенно не интересно, да и сама атмосфера строгости и запретов на любое проявление светскости, царившая в семинарии, действовала угнетающе на душу нежного, чувствительного мальчика. В ее стенах он страдал гораздо сильнее своих братьев.

Кончилось его обучение и вовсе печально. Митрофан Пятницкий тайком купил на рынке сборник народных песен и разучивал их вечерами. На него донесли. Смотритель училища, отец Иоанн, изъяв сборник, изучил его и прогневался на нерадивого ученика. Вместо псалмов распевать «кабацкие» песни?! Когда Митрофану пришла пора уезжать домой на каникулы, отец Иоанн вручил ему письмо, адресованное его отцу, Ефиму Петровичу, в котором советовал тому, как следует выпороть сына. Сообщив Митрофану содержание письма, отец Иоанн потребовал, чтобы тот осенью привез ответ от отца. Для ребенка это было настоящим шоком — его прежде никогда не пороли! Мальчик боялся отдать письмо отцу, но еще больше боялся вернуться осенью в училище без ответа…

Постоянное чувство тревоги привело к тому, что в лето 1876 года у двенадцатилетнего Митрофана случился нервный срыв, сопровождавшийся припадком и лихорадкой, которую в те времена называли «мозговой горячкой».

Когда мальчик поправился, он все-таки показал отцу письмо и в слезах умолял не отправлять его снова в семинарию. Отец пожалел сына и разрешил остаться дома. Митрофан помогал матери по хозяйству, пас гусей. Когда его душевное состояние снова пришло в равновесие, он понемногу, осторожно принялся нащупывать свою собственную тропку в жизни. Выучился на слесаря, ушел на заработки в город, потом устроился писарем в контрольной палате в Воронеже, а затем, изучив бухгалтерское дело, поступил экономом… в то же духовное училище, куда он когда-то так боялся вернуться!

Неисповедимы пути людские… Теперь Митрофан даже подружился со своим гонителем отцом Иоанном, вечерами они вместе пили чай и беседовали. Правда, отец Иоанн все так же осуждал увлечение Митрофана народными песнями, но Пятницкий по-прежнему собирал их сборники, да и сам записывал малоизвестные песни.

Петь, как итальянцыКак-то раз, услышав итальянскую оперу – выступление певцов из какой-то плохонькой труппы, гастролировавшей по ярмаркам малых городов России, – Митрофан возмечтал петь сам — «как итальянцы»! Отец Иоанн долго отговаривал его, рекомендуя удовлетвориться в жизни тем надежным и хлебным местом, которое у молодого человека уже было. Но когда понял, что Митрофан буквально одержим идеей оперной карьеры, помог ему найти учителя пения, недорогого, но с хорошей репутацией, выручил и деньгами.

Митрофан начал учиться, ставил голос. И преуспел в учебе настолько, что весной 1896 года ему удалось добиться практически невозможного: его прослушали в консерватории и согласились принять на учебу. И это, невзирая на возраст и отсутствие должной подготовительной школы! Правда, было одно условие: Пятницкий должен был поступить на должность эконома в новом корпусе консерватории, причем на весьма невыгодных условиях проживания и оплаты. Но Митрофан был готов на все, лишь бы стать певцом. Занятия должны были начаться осенью, осенью же он должен был приступить к работе. А пока Митрофан, окрыленный мечтами о будущем, приехал на лето в Воронеж…

Роковая любовьИменно в Воронеже его и настиг рок в образе молоденькой мещаночки по имени Валентина. Фамилию ее история не сохранила. Валентину соблазнил какой-то заезжий франт и, как водится, бросил... Осознав свой позор, девушка пыталась покончить с собой и прыгнула в реку, но свидетелем этой сцены оказался проходивший мимо Митрофан Пятницкий. Он прыгнул в реку следом за ней, вытащил, вернул к жизни и… влюбился, впервые за свои тридцать два года.

Вернуться к родителям Валентина не могла, и Пятницкий благородно взял на себя все заботы о ней: снял квартирку, полностью обеспечил и даже посватался. Родители Валентины были счастливы отдать беспутную дочь замуж за такого хорошего человека, у которого и отец был священником, и репутация – лучше не пожелаешь! Да и Валентина, похоже, испытывала теплые чувства к своему спасителю. Начали готовить свадьбу, но буквально за неделю до венчания в Воронеж вернулся соблазнитель девушки и, увидев Валентину счастливой невестой другого, пожелал во что бы то ни стало вернуть ее расположение. Увы, у него это получилось очень легко. Стоило только поманить – и Валентина ушла к нему, позабыв своего спасителя и жениха. Они уехали вместе, а Пятницкий остался, потрясенный до глубины души, на грани безумия… И очень скоро он переступил эту грань.

Переступить граньВместо того чтобы ехать в Москву поступать в консерваторию, Пятницкий вернулся в родную деревню и несколько месяцев прятался от людей в сарае, не желая никого видеть и ни с кем разговаривать… В конце концов, его вывели насильно – когда он уже окончательно ослабел от голода. В смирительной рубашке доставили в Воронеж, в лечебницу для душевнобольных.

И опять на помощь Митрофану пришел отец Иоанн: через своих знакомых нашел для Пятницкого место в самой лучшей московской лечебнице для душевнобольных, выстроенной Морозовыми. В этой лечебнице применялись передовые методы лечения, разработанные профессором медицины Сергеем Корсаковым: никаких смирительных рубашек, но всяческое отвлечение от недуга – работой, культурными развлечениями. В разные времена в этой лечебнице побывало немало выдающихся людей, испытывающих временные проблемы с психическим здоровьем, в том числе Михаил Врубель.

Лечение помогло, и года через два с половиной Пятницкий снова смог общаться с людьми, хотя до конца своей жизни оставался патологически застенчивым человеком. Он действительно боялся общаться и пересиливал себя… А еще очень боялся надолго расставаться с лечебницей и лечащим врачом. Там «вошли в положение» и оставили Пятницкого у себя — работать письмоводителем с тридцатью рублями оклада и готовой квартирой прямо в здании сумасшедшего дома.

Встреча с ШаляпинымКазалось бы, теперь Митрофану Пятницкому не до пения. Но нет — он так и не расстался с идеей стать профессиональным певцом. В консерваторию его уже не принимали, поэтому приходилось брать дорогие частные уроки. Разорился Пятницкий и на граммофон, покупал пластинки с ариями из итальянской оперы, внимательно слушал и старался подражать певцам. Иногда Митрофан Ефимович выступал на бесплатных благотворительных концертах. А как-то, набравшись смелости, добился аудиенции у самого Федора Шаляпина. Тот прослушал Пятницкого и устроил ему бенефис на вечере у своего приятеля-меломана.

Увы, и тут несчастного Пятницкого постигла неудача! Он настолько застеснялся выступать перед многочисленными знатоками и ценителями музыки, что потерял голос, а потом его настиг нервный припадок, свидетельствовавший о новом обострении болезни…

И вновь Митрофан оказался в лечебнице для душевнобольных – но уже не в своей квартирке письмоводителя, а на койке в палате.

Однако на этот раз Пятницкому хоть немного, но все-таки повезло: Шаляпин, горячо ему сочувствовавший, часто навещал неудавшегося певца в больнице. Они вместе гуляли по парку, беседовали, и Федор Иванович все больше проникался сочувствием к этому невезучему любителю музыки. Именно Шаляпин дал Митрофану Ефимовичу самый важный совет в его жизни: оставить вокал и заняться лучше тем, к чему наиболее лежит его душа, – собиранием русских песен.

В конце концов, это можно делать и профессионально! И Федор Иванович Шаляпин привел Пятницкого на заседание музыкально-этнографической комиссии при университетском Обществе естествознания, антропологии и этнографии. Очень скоро Пятницкий здесь освоился, а с 1903 года и вовсе стал действительным членом комиссии.

Начался его творческий путь — Митрофан Ефимович ездил по деревням, собирал песни. В 1904 году он издал за свой счет тоненькую книжечку «12 песен Воронежской губернии Бобровского уезда». Эта книжка принесла ему известность. Пятницкого все чаще приглашали не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами по фольклору. Вскоре он уже смог купить себе фонограф, чтобы записывать народные песни. Его вторая книга – «Жемчужины старинной песни Великой Руси» — пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Записывал он и себя самого, и мы можем сейчас слышать голос Пятницкого — у него был приятный мягкий баритон.

Певческая артельВ 1910 году Пятницкий встретил свою «музу» — семидесятилетнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Аринушка выступала с двумя своими дочерьми и внучкой Матреной. Эта внучка, молоденькая солдатка, стала второй и последней любовью Митрофана Пятницкого. Правда, Матрена не ответила взаимностью на его чувства, но и не обидела его так сильно, как когда-то Валентина, поэтому любовь к ней не стала трагедией для впечатлительного фольклориста, а явилась светлым и вдохновляющим чувством.

Постепенно набрались и другие певцы, и в феврале 1911 года состоялись два первых концерта крестьянских певцов под руководством Митрофана Ефимовича Пятницкого. Выступали на Малой сцене Дворянского собрания. Успех пришел сразу.

Первоначально концерты были чисто этнографическими. Газета «Московский листок» так описывала один из концертов: «Крестьяне-певцы выступают в подлинных костюмах своих губерний и при соответствующих декорациях. Так, первое отделение изображает «Вечер за околицей», второе отделение называется «Праздничный день после обедни» и состоит сплошь из духовных стихов... Третье отделение представляет собой свадебный обряд в избе Воронежской губернии, песни величальные и обрядовые». Интересно, что сам Митрофан Ефимович утверждал, что концерты проводятся без предварительных спевок. На вопрос корреспондента, репетирует ли Пятницкий с крестьянами, он ответил: «Ничего подобного. В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют ее «как умеют». Я делаю им только два указания: потише и погромче. Я их только об одном прошу: пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поете».

Песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Почти каждый концерт хора Пятницкого сопровождался хвалебным отзывом в прессе.

Хористы Пятницкого называли себя «певческой артелью»: съехались из своих деревень, спели несколько раз для столичной публики, получили гонорар и разъехались. Но при этом конкурентов у хора было немало, а среди них настоящие профессионалы, такие как «Лапотная капелла», «Матрешки» или хор Агренева, выступавший в роскошных боярских костюмах. Пели они преимущественно в ресторанах, а Пятницкий ресторанами брезговал, хотя именно выступления в ресторанах, перед жующими купцами, уже в те времена приносили самую ощутимую выгоду. Он мечтал о высоком искусстве.

В 1914 году хор пережил катастрофу — умерла Аринушка Колобаева. Не успели оплакать смерть солистки, началась война. Многих хористов забрали в действующую армию. Однако Пятницкий не сдавался. Он старался «перетягивать» уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал. Его хороший друг, скульптор Сергей Коненков, вспоминал: «Будучи человеком мягким, добрым и ласковым, он всегда ровно общался со своими хористами, вникал в мелочи их жизни и часто водил их на оперные спектакли Большого театра».

После революцииГрянула революция. Многие народные хоры эмигрировали за границу вслед за своими слушателями. Пятницкий уезжать не хотел, боялся расставаться с лечебницей, где все еще жил, с лечащим врачом… Ему казалось – сделает шаг в сторону, и болезнь опять настигнет…

Хор распался окончательно, хористы разбрелись по России, оказались по разные стороны баррикад. Пятницкий выжидал, когда окружающий мир обретет относительное равновесие. В 1919 году он снова взялся за формирование хора, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдаленных сел и деревень.

Кого только не было в возрожденном хоре Пятницкого! Работницы и рабочие, дворники и сторожа — певцы-самородки, не имевшие музыкального образования, но обладавшие отличным слухом, вокальными данными и музыкальной памятью. Репетировали на квартире Пятницкого, многим он совершенно бесплатно давал уроки вокала. Ему даже удалось выбить «бронь» от призыва в Красную армию для некоторых самых талантливых хористов.

А 22 сентября 1919 года, когда хор выступал перед кремлевскими курсантами, на концерт пришел Ленин. Вождю понравилось, он даже пригласил к себе Пятницкого, обещал всестороннюю поддержку. И хотя реальной помощи так и не оказал, сам факт кратковременного внимания самого Ленина впоследствии не раз помогал как самому Пятницкому, так и его хору.

Скончался Митрофан Ефимович Пятницкий в 1927 году. Перед смертью передал хор своему племяннику, фольклористу Петру Михайловичу Казьмину, наставляя его: «Не пойте в ресторанах; крепко держите знамя подлинной народной песни. А если хор перейдет работать в ресторан, то не связывайте с этим хором мое имя». Хор официально получил имя Пятницкого. Выполняя его волю, в ресторанах не выступал. Его ждала иная судьба.

Хор без Пятницкого

В начале тридцатых годов, по решению властей, музей народной песни, на протяжении многих лет любовно формировавшийся Митрофаном Ефимовичем, ликвидировали. Начались выступления в печати, обвиняющие хор в классовой несознательности. Но хору снова повезло — одно из его выступлений услышал Сталин. Тиран прослезился от умиления и восторга – и коллектив не только уцелел, но стал с тех пор любимцем партийной элиты. Теперь ни один торжественный концерт не обходился без выступления хора имени Пятницкого.

В годы войны популярность хора достигла наивысшей точки. Из всех радиоприемников неслись песни: «Куда б ни шел, ни ехал ты», «Ой, туманы мои, растуманы». На людей, измученных войной, они действовали вдохновляюще, пробуждали национальный дух.

Хор много гастролировал по Советскому Союзу, пел в госпиталях и перед рабочими эвакуированных заводов, и всегда концерты проходили при полных залах и с огромным успехом. После войны слава хора сохранялась еще несколько десятилетий – вплоть до начала перестройки. А потом популярность стала спадать, а вместе с популярностью опускался и уровень профессионализма. На концерте по случаю своего юбилея хор вообще пел под фонограмму.

Митрофан Ефимович Пятницкий был бы глубоко разочарован…

Елена ПРОКОФЬЕВА    Журнал «60 лет – не возраст»

www.3vozrast.ru


Смотрите также