Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Митрополит корнилий старообрядческий биография


Биография Митрополита Корнилия

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Константин Иванович Титов) родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье. До революции Орехово-Зуево было одним из городов Богородского уезда и находилось на территории известного района расселения старообрядцев, известного как Гуслицы. В городе было несколько церквей и домашних молелен, принадлежавших старообрядцам. Одну из них посещали и предки будущего митрополита.

Здания фабрики известного старообрядческого предпринимателя Савы Морозова

Дом Титовых, что по улице Володарско­го, в котором будущий владыка появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозо­вых и Зиминых. С Зимиными Титовы дружили семьями. С раннего дет­ства бабушка Мария Никола­евна водила внука в церковь Рожества Богородицы, кото­рая располагалась на улице Кузнецкой.

Дом семьи Титовых

В народе этот храм был известен как «черная мо­ленная», поскольку ее клир в свое время составляли старообрядческие иноки. К сожале­нию, эта моленная в 1973 году была сожжена, когда городские власти начали реконструкцию города. Тем не менее даже в эти суровые годы жители города продолжали хранить веру предков. В доме Титовых всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во время атеистических гонений их хранить было не безопасно.

Окончив 8 классов средней школы, Константин сразу устроился на работу, став учеником токаря на Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината — предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми.

На Литейно-механическом заводе Константин Иванович проработал 35 лет, совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, а затем в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году.

Трудовая деятельность Константина Ивановича Титова продолжалась до 1997 года, последние годы он работал начальником ОТК — отдела технического контроля завода.

Так сложились обстоятельства жизни будущего владыки, что, ухаживая за боль­ной матерью (он был единствен­ный сын), он не женился. А потом, когда ее не стало, он обратил все свои устремления к Церкви Христовой. Тут на практике пригоди­лись его знания и опыт для возрождения орехово-зуевского храма по улице Куз­нецкой.

Здесь он познакомился с настоя­телем о. Леонтием Пименовым, и это помогло будущему митрополиту встать на путь церковного служения.

Иерей Леонтий Пименов, диакон Константин Титов, протоиерей Леонид Гусев, диакон Иоанн Гусев

В 1991 г. Константина Ивановича избрали председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рожества Пресвятыя Богородицы. В мае 1997 года, оставив светскую работу, он дал обет безбрачия и был поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил преосвященнейший митрополит Алимпий (Гусев).

7 марта 2004 года в Москве, в Покровском кафедральном соборе, преосвященнейший митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятыя Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.

Иерей Константин Титов раздает святую воду после молебна у Беливских скитов

21 октября 2004 года на Освященном Соборе иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 года о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий.

7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе преосвященнейший митрополит Андриан в сослужении епископов рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 г. Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Казанско-Вятского Корнилия митрополитом Московским и всея Руси.

За годы предстоятельства владыки Корнилия были закреплены положительные тенденции в жизни Церкви. Стало традицией регулярное совершение архипастырских визитов во все епархии Церкви с совершением архиерейских богослужений, возведение в священные степени епископов, иереев, диаконов, чтецов, свещеносцев.

Так, митрополит Корнилий рукоположил на Дальневосточную епархию епископа Патермуфия (Артемихина), на Казанско-Вятскую епархию епископа Евфимия (Дубинова), на вновь образованную Томскую — епископа Григория (Коробейникова). В 2016 году митрополит рукоположил епископа Саву (Чаловского) на новообразованную Казахстанскую епархию, в 2017-м — епископа Никодима (Ковалева) на Киевскую и всея Украины епархию.

За годы, прошедшие со времени своего посвящения в сан митрополита, владыка Корнилий возвел в священные степени более 50 священников, диаконов, более ста чтецов и свещеносцев.

Вручение жезла новопоставленному епископу Евфимию

Одной из ярких примет этого времени стало значительное количество новоосвященных храмов.

Так, 3 февраля 2007 года митрополит Корнилий возглавил освящение нового храма в городе Йошкар-Оле, построенного по проекту и благословению митрополита Андриана. Престол храма был освящен во имя образа Богородицы «Всем скорбящим Радость».

4 мая 2007 года владыка Корнилий совершил освящение престола и храма во имя великомученика Георгия Победоносца, что в городе Егорьевске.

16 августа 2009 года состоялось освящение храма великомученицы Екатерины в селе Глазове Серпуховского района Московской области.

22 августа 2009 года митрополит Корнилий возглавил праздничное богослужение во Введенском храме Николо-Улейминского монастыря. После чтения часов был совершен чин освящения храма, а затем отслужена архиерейская литургия.

27 декабря 2009 года, в Неделю святых праотец, преосвященнейший митрополит Корнилий освятил в селе Афансьеве Кировской области храм во имя святых верховных апостол Петра и Павла.

6 июня 2010 года, во время посещения митрополитом Московским и всея Руси Уральской епархии, состоялось освящение храма в честь святаго и славнаго пророка Илии в селе Тойкине Больше-Сосновского района Уральской епархии.

6 сентября 2010 года в с. Селиванихе Орехово-Зуевского района Московской области митрополит Корнилий совершил освящение храма во имя Рожества Богородицы.

23 сентября 2010 года в городе Уральске (Казахстан) под руководством митрополита Корнилия открылись торжества, приуроченные к обретению мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. В храме Уральской старообрядческой общины был отслужен молебен святителю Арсению с чином соборного облачения и омовения святых мощей.

25 сентября 2010 года состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века служил святитель Арсений, был освящен, как и до революции, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.

8 июня 2011 года совершен чин освящения церкви в селе Безводном Нижегородской и Владимирской епархии. Как и до революции, ее престол был освящен во имя Казанской иконы Пресвятыя Богородицы.

На солее храма в селе Безводном

16 августа 2011 в г. Лысьве состоялось освящение храма во имя свв. прпмчч. Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев.

Поставление свещеносца в г. Лысьве

23 августа 2012 года в селе Беливо Московской епархии освящен храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы.

6 июня 2013 года, на праздник преподобного отца нашего Симеона Столпника, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил храм в селе Ёлкине Воскресенского района Московской области.

15 июня 2013 года состоялось торжественное освящение храма Лиговской общины Санкт-Петербурга — храм освящен во имя Святой Троицы.

27 июня 2013 года в селе Бор Нижегородвской области освящен храм во имя святителя Тихона Амафусийского, чудотворца.

15 июня 2013 года преосвященнейший митрополит Корнилий освятил храм хутора Грачи Донской и Кавказской епархии (Волгоградской области).

4 августа 2013 года митрополит Корнилий в храме села Безводного Нижегородской области освятил придел и второй алтарь во имя святителя Арсения Уральского.

7 августа 2013 года в городе Лыскове Нижегородской области освящен храм во имя Всемилостиваго Спаса.

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) митрополит Московский и всея Руси Корнилий и архиепископ Киевский и всея Украины Саватий освятили новопостроенный храм во имя святого великомученика Георгия.

24 октября 2014 года в селе Егоровке Фалештского района (Республика Молдова) освящен новый старообрядческий храм в честь праздника Рожества Богородицы.

17 ноября 2014 года был освящен старообрядческий храме в г. Воронеже во имя архистратига Михаила.

11 мая 2014 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил освящение храма в г. Коврове. Церковь, получившая освящение во имя святителя Николы, архиепископа Мир-Ликийских чудотворца, пренесения честных его мощей, была построена в начале XX века и недавно передана Русской Православной Старообрядческой Церкви.

17 августа 2014 года состоялось освящение храма Успения Пресвятыя Богородицы в городе Моршанске Тамбовской области.

26 июня 2015 года владыкой Корнилием был освящен недавно возведенный храм во имя Воздвижения Честнаго Креста Христова в г. Чайковском (Пермский край).

5 июля 2015 г. митрополит Корнилий освятил храм в районном центре Владимирской области городе Меленки. Новый храм освящен во имя Воздвижения Честнаго Креста Христова.

16 августа 2015 года в г. Тольятти митрополит Корнилий освятил храм во имя образа Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим Радость».

У новоосвященного храма в г. Тольятти

13 декабря 2015 года в г. Суздале владыка Корнилий совершил освящение храма во имя святых чудотворцев и безсребреников Козьмы и Дамиана.

Главным событием архипастырского визита в Крым стало освящение храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы в селе Курортном, которое раньше носило название Русская Мама. Это событие состоялось 27 мая 2016 года.

28 июня 2016 года в городе Малой Вишере Новгородской области митрополит Корнилий освятил новый храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы.

5 июля 2016 года в старинном уральском городе Невьянске был освящен новый храм во имя иконы Всемилостивого Спаса.

Освящение храма во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской в селе Кузнецы Павловопосадского района Московской области было совершено 30 октября 2016 года.

2 апреля 2017 г. состоялось освящение нового старообрядческого храма в столице Крыма городе Симферополе.

Владыка Корнилий с большим вниманием относится к почитанию святых мест, связанных с историей старообрядчества, возглавляет традиционные крестные ходы, служит молебны и литии. Посещал он и скит, где проживает известная отшельница Агафья Лыкова.

Митрополит Корнилий и старообрядческое духовенство в Пустозерске

В ходе архипастырских поездок митрополит встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы жизни старообрядческой Церкви, это предоставление земли под строительство храмов, реставрация памятников церковной архитектуры, возвращение церковных зданий в пользование Церковью, а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно государством и старообрядческими общинами.

С губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко

Большое внимание в последнее десятилетие митрополит уделял вопросу возрождения духовно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода». При содействии и финансовой помощи московских властей проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и Христорождественском храмах, Доме причта и колокольне Успения Пресвятой Богородицы.

В 2015 году в духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви произошло знаковое событие. 1 февраля состоялось освящение храма-колокольни на Рогожском кладбище в Москве. Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено первоначальное историческое имя. Надо отметить, что это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя этого величайшего события в истории человечества. Возвращение храму его исторического наименования было инициативой митрополита Корнилия.

Во время освящения храма-колокольни Воскресения Христова

За годы предстоятельства митрополита Корнилия Московское старообрядческое духовное училище подготовило одиннадцать выпусков. Юноши и девушки, окончившие МСДУ, теперь трудятся на церковном и церковно-общественном поприще.

Выпускники и преподаватели МСДУ 2016 г.

Под председательством митрополита Корнилия ежегодно созываются Освященные Соборы и Советы Митрополии, на которых обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам церковной жизни.

Митрополит Корнилий на соборе 2010 года

В годы предстоятельства митрополита Корнилия активно развивается издательская деятельность. За это время издано 50 номеров журнала «Вестник Митрополии». Кроме собственно «Вестника» неоднократно издавались приложения к нему в виде буклетов, посвященных особым церковно-общественным событиям, таким как поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, визит митрополита Корнилия к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и другим.

Созданный во время предстоятельства митрополита Корнилия Музейно-архивно-библиотечный отдел Митрополии ведет широкую научную и издательскую деятельность. Изданы многие тома трудов таких известных старообрядческих авторов, как архиепископ Иоанн (Картушин), еп. Аресений (Швецов), еп. Михаил (Семенов).

Одной из добрых традиций, установившихся во время предстоятельства митрополита Корнилия, стала церемония награждения авторов, издателей, журналистов за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. За эти годы в число награжденных вошли около 100 ученых, писателей и работников кино.

Награждение доктора наук старшего научного сотрудника Государственного исторического музея Е.М. Юхименко

В последние годы взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе братского взаимопонимания и доверия. Свидетельством тому стало посещение делегациями Белокриницкой Митрополии праздника свв. жен-мироносиц в Москве, неоднократные встречи митрополитов в Белой Кринице и визит в 2013 году митрополита Леонтия в Казань для участия в торжествах, посвященных Казанскому образу Пресвятыя Богородицы.

Митрополит Леонтий и митрополит Корнилий на солее кафедрального собора в Белой Кринице

Владыка Корнилий активно поддерживает межстарообрядческое сотрудничество, выступает за добрососедские отношения и взаимодействие с другими старообрядческими согласиями. Так, 23–24 июня в Московском доме национальностей прошла международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В мероприятиях конференции приняли участие официальные делегации основных старообрядческих согласий – Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви, представители старообрядческих общественных движений и СМИ.

Президиум международной конференции

В президиуме конференции были предстоятели Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, Русской Древлеправославной Церкви патриарх Московский и всея Руси Александр. Древлеправославную Поморскую Церковь представлял председатель Центрального совета ДПЦ Латвии о. Алексей Николаевич Жилко.

Динамично развиваются отношения между Русской Православной Старообрядческой Церковью и государством. Митрополит Корнилий является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

22 февраля 2013 года в Екатерининском зале Кремля президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил митрополита Московского и всея Руси Корнилия государственной наградой – орденом Дружбы.

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий и президент Российской Федерации В.В. Путин

Эта высокая государственная награда вручается гражданам Российской Федерации, а также гражданам иностранных государств за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами; плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей; активную деятельность по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России.

26 февраля 2013 года в своей резиденции в Ново-Огарево президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с преосвященнейшим Корнилием, митрополитом Московским и всея Руси.

В начале беседы владыка Корнилий поблагодарил президента России за предоставленную возможность личной встречи и обратил внимание на ее важность и историческую уникальность для всего старообрядческого мира.

В ходе встречи митрополит Корнилий познакомил В.В. Путина с современным положением Церкви и с признательностью отметил, что Старообрядческая Церковь сегодня имеет возможность для свободного развития и государство оказывает поддержку во многих вопросах.

16 марта 2017 года состоялась официальная встреча митрополита Корнилия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В приветственном слове митрополит Корнилий выразил благодарность президенту Российской Федерации за внимание к нуждам Церкви и помощь в проведении в 2016 году в Москве международной конференции, где впервые встретились представители старообрядчества всего мира.

— Думаю, что наша сегодняшняя встреча имеет поистине историческое значение — глава государства впервые за последние 350 лет официально принимает предстоятеля Православной Старообрядческой Церкви. К сожалению, в нашей стране мало знают о старообрядчестве. Старообрядцы во все времена являлись защитниками блага Отечества, были примером христианской любви и мира. История нашего Отечества своими духовными корнями тесно связана со старообрядчеством. Наши благочестивые предки, несмотря на жестокие гонения, всегда были патриотами России, — сказал владыка Корнилий в своем приветственном слове.

Встреча митрополита Корнилия с президентом РФ В.В. Путиным

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы, с которыми сталкиваются наши бывшие соотечественники, желающие вернуться на Родину.

Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении Русской Православной Старообрядческой Церкви здания старообрядческого храма во имя Покрова и Успения Божией Матери в Москве, в Малом Гавриковом переулке.

Визит президента России Владимира Путина на Рогожское

Президент РФ Владимир Владимирович Путин лично посетил Рогожский административно-духовный центр 31 мая 2017 г. В сопровождении митрополита Корнилия глава государства осмотрел храм Рожества Христова, Покровский каферальный собор, Музей иконы в Доме причта, а также провел краткую беседу с митрополитом. В беседе подробно обсудили вопросы грядущего празднования 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы.

rpsc.ru

Корнилий (Титов), Митрополит Московский и всея Руси

Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви (с 2005 г.) с титулом — митрополит Московский и всея Руси.

Будущий предстоятель РПсЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий родился в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье с именем в честь равноапостольного Константина Великого (именины 3 июня). До революции Орехово-Зуево был одним из городов Богородского уезда и находился на территории известного района расселения старообрядцев, известного как Гуслицы.

В городе находилось несколько церквей и домашних молелен, принадлежащих старообрядцам. В одной из них и молились предки будущего митрополита. Дом Титовых, что по улице Володарско­го, в котором Константин появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозо­вых и Зиминых. С Зимиными Титовы дружили семьями. С раннего дет­ства бабушка, Мария Никола­евна, водила внука в церковь Рожества Богородицы, кото­рая располагалась на улице Куз­нецкой. В народе этот храм был известен как «черная мо­ленная», поскольку ее клир в свое время составляли старообрядческие иноки. К сожале­нию, эта моленная в 1973 году была сожжена, когда городские власти начали реконструкцию города. Тем не менее даже в эти суровые годы жители города продолжали хранить веру предков. В доме Титовых всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во время атеистических гонений их хранить было небезопасно.

Окончив 8 классов средней школы, из-за материальных трудностей Константин сразу устроился на работу. Стал учеником токаря на Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината — предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми. На Литейно-механическом заводе будущий митрополит проработал 35 лет, совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, а затем в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году. Трудовая деятельность Константина Титова продолжалась до 1997 года. Последние годы он работал начальником ОТК — отдела технического контроля завода. Так сложились обстоятельства жизни будущего владыки, что ухаживая за боль­ной матерью (он был единствен­ный сын), он не женился. А потом, когда её не стало, он обратил все свои устремления к Церкви Христовой. Тут на практике пригоди­лись его знания и труды для возрождения орехово-зуевского храма по улице Куз­нецкая. Здесь он познакомился с настоя­телем — отцом Леонтием Пименовым, который и по сей день вот уже почти 30 лет окормляет Орехов­скую общину. Знакомство с отцом Леонтием помогло Константину встать на путь церковного служения.

В 1991 году Константина Ивановича избрали председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рожества Пресвятой Богородицы. В мае 1997 года, оставив светскую работу, он дал обет безбрачия и был поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил митрополит Алимпий (Гусев). 7 марта 2004 года в Москве, в Покровском кафедральном соборе, митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.

21 октября 2004 года на Освященном Соборе иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 года о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий. 7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе митрополит Андриан в сослужении епископов Силуяна Новосибирского, Евмения Кишиневского и Германа Дальневосточного рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа Казанского и Вятского. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 года Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового Предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Корнилия митрополитом Московским и всея Руси. Голосование пришлось проводить трижды. Другими кандидатами были архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин) и епископ Донской и Кавказский Зосима. Лишь с третьего раза 58-летний епископ Корнилий набрал более двух третей голосов, необходимых для избрания.

Владыка позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего предшественника, митрополита Андриана (Четвергова). Вскоре после избрания митрополитом заявил:

Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ.

За годы предстоятельства владыки Корнилия были упрочнены положительные тенденции в жизни Церкви. Стало традицией регулярное совершение архипастырских визитов во все епархии Церкви с совершением архиерейских богослужений, возведение в священные степени епископов, иереев, диаконов, чтецов, свещеносцев. Так, митрополит рукоположил на Дальневосточную епархию епископа Патермуфия (Артемихина), на Казанско-Вятскую епархию — епископа Евфимия (Дубинова), на вновь образованную Томскую — епископа Григория (Коробейникова). В 2016 году митрополит рукоположил епископа Саву (Чаловского) на новообразованную Казахстанскую епархию. За прошедшие годы со своего посвящения в сан митрополита владыка Корнилий возвел в священные степени более 50 священников, диаконов, более ста чтецов и свещеносцев.

Одной из ярких примет этого времени стало значительное число новоосвященных храмов.

Так, 3 февраля 2007 года митрополит Корнилий возглавил освящение нового храма в городе Йошкар-Оле, построенного по проекту и благословению митрополита Андриана. Престол храма был освящен во имя образа Богородицы «Всем Скорбящим Радость».

4 мая 2007 года владыка Корнилий совершил освящение утвержденного престола и храма во имя великомученика Георгия Победоносца в городе Егорьевске.

16 августа 2009 года состоялось освящение храма великомученицы Екатерины в селе Глазово Серпуховского района Московской области.

22 августа 2008 года митрополит Корнилий возглавил праздничное богослужение в Введенском храме Николо-Улейминского монастыря. После чтения часов был совершен чин освящения храма, а затем отслужена Архиерейская Литургия.

27 декабря 2009 года, в Неделю святых праотец, митрополит Корнилий освятил в селе Афанасьево Кировской области храм во имя святых верховных апостол Петра и Павла.

6 июня 2010 года во время визита митрополита Московского и всея Руси по Уральской епархии состоялось освящение храма в честь святого и славного пророка Илии фезвитянина в селе Тойкино Больше-Сосновского района Уральской епархии.

6 сентября 2010 года в с. Селиванихе Орехово-Зуевского района Московской области митрополит Корнилий совершил освящение храма во имя Рожества Богородицы.

23 сентября 2010 года в городе Уральске (Казахстан) под руководством митрополита Корнилия открылись торжества, приуроченные к обретению мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. В храме Уральской старообрядческой общины был отслужен молебен святителю Арсению с чином соборного облачения и омовения святых мощей. 25 сентября состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века служил святитель Арсений, как и до революции был освящен во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.

8 июня 2011 года совершен чин освящения храма в селе Безводном. Как и до революции, его престол был освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

16 августа 2011 в г. Лысьве состоялось освящение храма во имя свв. прпмч. Константина и Аркадия, Шамарских чудотворцев.

23 августа 2012 года в селении Беливо Московской епархии освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

6 июня 2013 года, на праздник преподобного Симеона Столпника, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил храм в селе Ёлкине Воскресенского района Московской области.

15 июня 2013 года состоялось торжественное освящение храма во имя Святой Троицы Лиговской общины Санкт-Петербурга.

27 июня 2013 года в селе Бор Нижегородской области освящен храм во имя святителя Тихона, Амафусийского Чудотворца.

15 июня 2013 года преосвященный митрополит освятил храм хутора Грачи Донской и Кавказской епархии (Волгоградской области).

7 августа 2013 года в городе Лыскове освящен храм во имя Всемилостивого Спаса.

4 августа 2013 года митрополит Корнилий освятил придел и второй алтарь Казанского храма во имя святителя Арсения Уральского села Безводное Нижегородской и Владимирской епархии.

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) состоялось освящение нового храма Русской Православной старообрядческой Церкви. Митрополит Московский и всея Руси Корнилий и архиепископ Киевский и всея Украины Саватий освятили новопостроенный храм во имя святого великомученика Георгия.

24 октября 2014 года в селе Егоровке Фалештского района (Молдавия) освящен новый старообрядческий храм в честь праздника Рожества Богородицы.

17 ноября 2014 года был освящен старообрядческий храме г. Воронеже во имя Архистратига Михаила.

11 мая 2014 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил освящение престола и старообрядческого храма г. Коврова. Эта церковь, получившая освящение во имя святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца, перенесения честных его мощей, была построена в начале XX века и совсем недавно передана Русской Православной старообрядческой Церкви.

17 августа  2014 года состоялось освящение храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Моршанске Тамбовской области. 

26 июня 2015 года владыкой был освящен недавно возведенный храм во имя Воздвижения Честного Креста Христова в г. Чайковском (Пермский край).

5 июля 2015 г. митрополит Корнилий освятил храм в районном центре Владимирской области городе Меленки. Новый храм освящен во имя Воздвижения Честного Креста Христова.

16 августа 2015 года в г. Тольятти митрополит Корнилий освятил храм во имя образа Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость».

13 декабря 2015 года владыка совершил освящение храма в г. Суздале во имя святых чудотворцев и безсребреников Козьмы и Дамиана.

Главным событием архипастырского визита в Крым стало освящение храма во имя Рожества Пресвятой Богородицы в селе Курортном, которое раньше носило название Русская Мама. Это событие состоялось 27 мая 2016 года.

28 июня 2016 года в городе Малая Вишера Новгородской области митрополит Корнилий освятил новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

5 июля 2016 год в старинном уральском городе Невьянске был освящен новый храм во имя иконы Всемилостивого Спаса.

Освящение храма во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской в селе Кузнецы Павловопосадского района Московской области было совершено 30 октября 2016 года.

2 апреля 2017 г. состоялось освящение нового старообрядческого храма в столице Крыма, городе Симферополе. Храм освящен во имя Введения Пресвятой Богородицы. 

Владыка Корнилий с большим вниманием относится к почитанию святых мест, связанных с историей старообрядчества, возглавляет традиционные крестные ходы, служит молебны и литии. Посещал владыка и скит, где проживает известная отшельница Агафья Лыкова.

В ходе архипастырских поездок митрополит встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы жизни старообрядческой Церкви: предоставление земли под строительство храмов, реставрация памятников церковной архитектуры, возвращения церковных зданий в пользование Церковью, а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно государством и старообрядческими общинами. 

Большое внимание в последнее десятилетие митрополит уделял вопросу возрождения духовно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода». При содействии и финансовой помощи московских властей здесь проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и Христорождественском храмах, доме Причта и колокольне Успения Пресвятой Богородицы. 1 февраля 2015 года в духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви, что на  Рогожском, состоялось знаковое событие: освящение храма-колокольни на Рогожском кладбище в Москве. Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено первоначальное историческое имя. Надо отметить, что это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя этого величайшего события в истории человечества, и возвращение храму его исторического наименования было инициативой самого митрополита Корнилия.

За годы предстоятельства митрополита Корнилия Московское старообрядческое Духовное Училище подготовило одиннадцать выпусков. Юноши и девушки, закончившие МсДУ, теперь трудятся на церковном и церковно-общественном поприще.

Под председательством митрополита Корнилия ежегодно созываются Освященные Соборы и Советы Митрополии, на которых обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам церковной жизни.

В годы предстоятельства митрополита Корнилия активно развивается издательская деятельность. За эти годы издано 50 номеров журнала «Вестник Митрополии». Кроме собственно «Вестника», неоднократно издавались приложения к нему в виде буклетов, посвященных особым церковно-общественным событиям, таким как, например, поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, визит митрополита Корнилия к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и другим. Созданный во время предстоятельства митрополита Корнилия музейно-архивно-библиотечный отдел митрополии ведет широкую научную и издательскую деятельность. Изданы многие тома трудов таких известных старообрядческих авторов, как архиепископ Иоанн (Картушин), еп. Аресений (Швецов), еп. Михаил (Семенов). Одной из добрых традиций, установившихся во время предстоятельства митрополита Корнилия, стала церемония награждения авторов, издателей, журналистов за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. За эти годы в число награжденных вошло около 100 ученых, писателей и работников кино.

В последние годы предстоятельства митрополита Корнилия взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе братского взаимопонимания и доверия. Свидетельством тому стало посещение делегациями Белокриницкой митрополии праздника св. жен-мироносиц в Москве, неоднократные встречи митрополитов в Белой Кринице и визит в 2013 году митрополита Леонтия в Казань для участия в торжествах, посвященных Казанскому образу Пресвятой Богородицы.

Владыка Корнилий активно поддерживает межстарообрядческое сотрудничество, выступает за добрососедские отношения и взаимодействие с другими старообрядческими согласиями. Так, 23–24 июня 2016 года в Московском Доме Национальностей прошла международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В мероприятиях конференции приняли участие официальные делегации основных старообрядческих согласий — Русской Православной старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви, представители старообрядческих общественных движений и СМИ. 

В президиуме конференции присутствовали предстоятели Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, Русской Древлеправославной Церкви патриарх Московский и всея Руси Александр. Древлеправославную Поморскую Церковь представлял председатель Центрального совета ДПЦ Латвии отец Алексей Николаевич Жилко.

Митрополит Корнилий и государство

Динамично развиваются отношения между Русской Православной старообрядческой Церковью и государством. Митрополит Корнилий является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. 22 февраля 2013 года в Екатерининском зале Кремля Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил Митрополита Московского и всея Руси Корнилия государственной наградой — орденом Дружбы. Эта высокая государственная награда вручается гражданам Российской Федерации, а также гражданам иностранных государств за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами; плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей; активную деятельность по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России.

26 февраля 2013 года в своей резиденции в Ново-Огарево Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с Митрополитом Корнилием, Московским и всея Руси. В начале беседы владыка Корнилий поблагодарил Президента России за предоставленную возможность личной встречи и обратил внимание на ее важность и историческую уникальность для всего старообрядческого мира. В ходе встречи митрополит Корнилий познакомил В.В. Путина с современным положением РПсЦ и с признательностью отметил, что Старообрядческая Церковь сегодня имеет возможность для свободного развития, и государство оказывает поддержку во многих вопросах.

16 марта 2017 года состоялась официальная встреча митрополита Корнилия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В приветственном слове митрополит Корнилий выразил благодарность президенту Российской Федерации за внимание к нуждам Церкви и помощь в проведении в 2016 году в Москве международной конференции, где впервые встретились представители старообрядчества всего мира.

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении Русской Православной старообрядческой Церкви здания старообрядческого храма во имя Покрова и Успения Божией Матери в Москве в Малом Гавриковом переулке.

31 мая 2017 года, накануне 70-летия Владыки, духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу, посетил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Цель этого визита — ознакомление со старообрядческим духовным центром РПСЦ, осмотр его храмов и территории. В ходе встречи глава государства побывал на выставке «Сила духа и верность традиции», которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение культурного наследия. На выставке представлены уникальные памятники XVI–XX веков, хранящиеся в митрополии старообрядческой церкви и Покровском кафедральном соборе.

Митрополит Корнилий на протяжении нескольких лет постепенно строит свои взаимоотношения с государственной властью. На разном уровне, небольшими шагами митрополит утверждает свой авторитет в обществе, а соответственно и авторитет всего старообрядчества. Это особенно важно, потому что до митрополита Корнилия в РПсЦ был некоторый период, когда отношения с властями и обществом не были для старообрядцев приоритетными. Однако служение митрополита Корнилия совпало с готовностью старообрядцев строить новые отношения с государством, по-новому заявить о себе в обществе. Кроме этого, митрополит Корнилий оказался единственным представителем старообрядцев, который смог общаться с властями.

Митрополит Корнилий ревностно исполняет свой архипастырский долг, регулярно совершает архиерейские богослужения в Кафедральном Покровском Соборе г. Москвы. Он часто посещает общины Московской епархии, а также нередко бывает во всех епархиях Русской Православной старообрядческой Церкви. Внимательно относится к проблемам церковной жизни, ответственно подготавливает и рукополагает кандидатов во священные степени, возглавляет освящение многих построенных храмов. Будучи сам талантливым проповедником, архипастырь целенаправленно развивает и поддерживает в Церкви проповедническую, просветительскую и издательскую деятельность, духовное образование. Владыка очень радеет о том, чтобы результат этих трудов был направлен как внутрь Церкви, на оживление духовной жизни христиан, так и во вне, в мир, для проповеди всему человечеству истин Богом данной правой веры.

За время первосвятительского служения владыки Корнилия в Церкви особенно проявилась соборность. Это выражается не только в том, что регулярно проводимые Освященные Соборы стали реальным органом управления Церкви, но и в том, что Церковь открыто и свободно обсуждает вопросы своей внутренней жизни и каждый её член получил право соборного голоса. Владыка Корнилий известен своей открытостью и отзывчивостью. Он уважителен и смирен со своими собратьями-архиереями, по-отечески относится к подчиненным ему священнослужителям — священникам, диаконам и чтецам. Готов для общения со всяким христианином, внимателен к людям разного ранга и положения, национальности и вероисповедания. Владыка образован и начитан, открыт ко всему новому. При огромных моральных и физических нагрузках, владыка Корнилий ведет скромный и строгий образ иноческой жизни, энергичен и жизнерадостен, непритязателен в бытовых вопросах.

ruvera.ru

Митрополит Корнилий – биография, духовный путь, деятельность

Старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий (мирское имя - Константин Титов) является духовным пастырем примерно двух миллионов старообрядцев, проживающих в России и мире. По глубокому убеждению приверженцев этого религиозного течения, именно они проповедуют истинное, чистое православие, которое не исказили малообоснованные церковные реформы семнадцатого века.

История старообрядчества представляется одной из самых печальных страниц в русской церкви. Ведь поспешные преобразования Никона разъединили русских людей по одному из самых важнейших для славян признаку – Вере в Бога. Раскол привел к непримиримому соперничеству и взаимной вражде бывших единоверцев, в одночасье ставших врагами.

Старообрядческая церковь – исторический экскурс

Возникло старообрядчество во второй половине 17 века, после большой церковной реформы, которую провел с 1653-1666 годах патриарх Никон. Изменения коснулись богослужения, ритуалов, текстов священных книг. Например, троеперстное крестное знамение пришло на смену двоеперстному, написание имени Иисус заменило прежнее написание Исус, тройное восхваление «аллилуйя» стало нормой вместо двойного.

Довольно внушительная часть населения и духовенства не приняло этих новшеств. Так произошел Раскол и возникло старообрядчество, которое тоже разделилось на две части: беспоповскую, совсем не признающую духовенство, и поповскую, считающую, что священники все-таки нужны для обрядов и богослужения. Поповцев также называли беглопоповцами за то, что они становились приютом для беглых священников, отрицающих реформы Никона.

Власть начала жестокие гонения против старообрядцев и особенно против их лидера протопопа Аввакума, которого чтит и нынешний митрополит Корнилий. Аввакум некогда был близким соратником и помощником Никона, но не принял его реформаторские реформы и посвятил себя борьбе за истинное Православие. Протопоп обличал богопротивные нововведения, писал царю страстные челобитные, даже перед лицом смерти он был упорен и не отказался от своих взглядов. Аввакум был сожжен весной 1682 года, став для старообрядцев святым мучеником за настоящую Веру.

Власть смягчила отношение к старообрядческой церкви лишь два века спустя, когда Александр Второй подписал указ, по которому старообрядцам разрешалось совершать свободное богослужение, выезжать за границу, открывать школы, занимать государственные должности. А в 1971 году Собор Православной Церкви признал незаконность «раскола», который был принят на Соборах 1656 и 1667 годов.

Митрополит Корнилий - биография

Будущий митрополит Корнилий (Титов Константин Иванович) появился на свет первого августа 1947 года в подмосковном городке Орехово-Зуеве. Оба родителя были старообрядцами. Его семья жила небогато, поэтому юному Косте пришлось в 1962 году, после восьмого класса, пойти работать на местный хлопчатобумажный комбинат, на котором он трудился целых 35 лет.

Константин Иванович постоянно учился без отрыва от работы. Сначала доучивался в вечерней школе, потом в техникуме, а в 1972 году окончил Автомеханический институт в Москве. Трудолюбие и тяга к образованию помогли ему пройти путь от ученика до начальника ОТК (отдел тех. контроля).

Начало духовного пути

С 1991 года будущий митрополит Корнилий стал главой церковного совета городской общины старообрядцев. Его наставником и духовным учителем был иерей и настоятель Орехово-Зуевского Храма Богородицы – Леонтий Пименов, который оказал на своего ученика огромное влияние. Во многом именно отец Леонтий убедил его стать священником.

Церковное служение

Весной 1997 года Константин Титов дал обед безбрачия и рукоположен в сан диакона старообрядческим митрополитом Алимпием. В марте 2004 года дьякон Константин был возведен в сан иерея митрополитом Адрианом. Новоиспеченный иерей стал вторым священником в храме Святой Богородицы, в том самом, где он делал первые шаги в церковном служении под руководством Леонтия Пименова.

Уже в октябре 2004 года иерей Константин назван в числе кандидатов на сан епископа Казанско-Вятской епархии. В марте 2005 года Константин принял постриг священноинока и был наречен именем Корнилий. А через два месяца, 7 мая митрополит Адриан рукоположил Константина в высокий сан епископа. Но он не долго задержался в этом сане. 18 октября того же года 58-летний епископ после третьего голосования получил архипастырский титул - митрополит Корнилий старообрядческий. Всего за восемь лет этот целеустремленный и энергичный человек поднялся по церковной лестнице от сана дьякона до высшего церковного звания.

Взгляды и деятельность

Митрополит Корнилий старообрядческий в религиозных взглядах и поступках придерживается курса митрополита Адриана – его предшественника. Его идеи просты и понятны. Прежде всего, надо преодолеть духовную и культурную изоляцию старообрядческой церкви в жизни России. Люди должны больше узнавать о самой чистой православной вере праотцов, вере, которой не коснулись никоновские реформы. Вдобавок, старообрядчество является сокровищницей русской общей культуры, веками сохраняя элементы древнерусской традиции: духовные стихи, песни, слова.

За время архипастырской деятельности митрополит Корнилий посвятил в сан трех епископов и десятки иереев, чтецов, дьяконов. В течение года он посещает все подчиненные ему епархии. Активно общается местными и федеральными властями. Весной 2017 года встретился с Владимиром Путиным, которому рассказал о проблемах и чаяньях старообрядческой церкви. По словам митрополита, президент попробует помочь в решении таких важных вопросах, как выделение денег для возврата на Родину зарубежных старообрядцев и передача храмов в пользование старообрядческой церкви.

fb.ru

Митрополит | Русская православная старообрядческая Церковь

«Мы всегда будем помнить о подвиге героев-освободителей, сокрушивших нацизм, отстоявших родную землю от врага».

Накануне светлого Христова воскресения митрополит Корнилий дал интервью телеканалу «Россия 24».

«В этот пасхальный и радостный день от всего сердца поздравляю тебя от себя лично и от всех сотрудников митрополии с Днем ангела-хранителя и 40-летним юбилеем!»

«Когда мы говорим: «Христос воскресе!» и отвечаем: «Воистину воскресе!», мы исповедуем, что близко наше спасение и избавление от всякой скорби, болезни, печали и смерти, что непременно наступит Царствие Христово…»

«При потере близких верующие имеют утешение в той истине, что усопшие по отходе от земной жизни пребывают в руках Божиих. Можем ли мы с такой же верой и смирением принимать потерю близких? Чаще нас сокрушают вопросы: почему? за что?»

«Сегодня мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника. Церковь обязана этому святому тем, что он оставил для всех христиан великое духовное сокровище — книгу «Лествица, возводящая на небо», руководство к восхождению от земли на небо, из глубины греха до вершины любви Божией и соединения с Господом».

«Часто ли каждому из нас приходит мысль спросить себя самого — что делать мне доброго, чтобы удостоиться вечной жизни? Ведь этот вопрос исключительно важен, поскольку всем нам нужно знать, что надо делать, чтобы спастись».

«Сегодняшний праздник мысленно переносит нас к тяжелым последним дням земной жизни Господа нашего Исуса Христа».

«Святая Церковь торжественно воспевает ныне обретение честнаго Креста Господня. Первоначально этот праздник был установлен Церковью в честь радостного события, которое последовало, как известно, спустя три века по Воскресении Господа».

«Что же такое обряд и в чём его смысл? Обряд – это внешнее выражение внутреннего религиозного чувства. В церковных таинствах и служебных чинах духовное и материальное связано неразрывными узами, подобно сочетанию двух природ Божественной и человеческой во Христе, пребывающим в Нём «нераздельно и неслиянно», по определению Собора святых отец».

«Человек по своей природе, по своему маловерию или гордости несовершен, духовно ограничен, так как имеет материальное тело. Здесь, на земле, мы видим Божий промысел и наши духовные пути как бы сквозь дымку, можем прозреть будущую жизнь как бы через тусклое стекло».

«Стоя у гроба умершего близкого, мы прикасаемся к тайне смерти, взирая на осиротевшее без души тело, будем помнить, что оно осиротело только на время, и на всеобщем воскресении вновь соединится со своей душой».

«Сретение по-старославянски означает встреча. Эта дивная встреча, которую так долго ожидал народ израильский, была обещана пророками. В таинстве Рожества Христова явился на Земле Сын Божий, воплотившись от Девы».

«Семья – это один из путей спасения, освященный присутствием Господа нашего Исуса Христа на браке в Кане Галилейской. Семья – это домашняя церковь, школа христианской любви, обоюдного долготерпения и смирения».

«Благовещение — радостный праздник, ибо в нем предвозвещается приход в мир Спасителя, Который принес весть о примирении человека c Богом, открыл светлые двери рая, которые были закрыты роду человеческому за преслушание заповедей Божиих, возвестил беcконечное блаженство рая, которого лишился наш праотец Адам».

«Пусть имеющий нечто излишнее подает неимущему, через это получая надежду на спасение. Пусть наша материальная обеспеченность и спокойствие не закроют нам глаза на то, что у нашей двери порой находится нищий».

«В крещении благодать даётся младенцу как сила, которая будет содействовать в нем возрастанию духа. Как толкует св. Макарий Великий – крещение зажигает в душе свет и всевает то семя Христово, которое младенец, достигнув сознательного возраста, будет взращивать, ощущая в себе действие благодати, ведущей его к добру и спасению».

«За благость и милосердие возблагодарим Бога всем существом своим, всей жизнью, прославим Его не по закону и обязанности, а по чувству бесконечной сыновней благодарности за неисповедимую, незаслуженную к нам любовь, за долготерпение нашего недостоинства и греховности».

«Святая Церковь, празднуя Крещение Господне, утверждает нашу веру в высочайшую непостижимую тайну Трех Лиц Единого Божества, призывает равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу».

rpsc.ru

Митрополит Корнилий – биография, духовный путь, деятельность

Старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий (мирское имя - Константин Титов) является духовным пастырем примерно двух миллионов старообрядцев, проживающих в России и мире. По глубокому убеждению приверженцев этого религиозного течения, именно они проповедуют истинное, чистое православие, которое не исказили малообоснованные церковные реформы семнадцатого века.

История старообрядчества представляется одной из самых печальных страниц в русской церкви. Ведь поспешные преобразования Никона разъединили русских людей по одному из самых важнейших для славян признаку – Вере в Бога. Раскол привел к непримиримому соперничеству и взаимной вражде бывших единоверцев, в одночасье ставших врагами.

Старообрядческая церковь – исторический экскурс

Возникло старообрядчество во второй половине 17 века, после большой церковной реформы, которую провел с 1653-1666 годах патриарх Никон. Изменения коснулись богослужения, ритуалов, текстов священных книг. Например, троеперстное крестное знамение пришло на смену двоеперстному, написание имени Иисус заменило прежнее написание Исус, тройное восхваление «аллилуйя» стало нормой вместо двойного.

Довольно внушительная часть населения и духовенства не приняло этих новшеств. Так произошел Раскол и возникло старообрядчество, которое тоже разделилось на две части: беспоповскую, совсем не признающую духовенство, и поповскую, считающую, что священники все-таки нужны для обрядов и богослужения. Поповцев также называли беглопоповцами за то, что они становились приютом для беглых священников, отрицающих реформы Никона.

Власть начала жестокие гонения против старообрядцев и особенно против их лидера протопопа Аввакума, которого чтит и нынешний митрополит Корнилий. Аввакум некогда был близким соратником и помощником Никона, но не принял его реформаторские реформы и посвятил себя борьбе за истинное Православие. Протопоп обличал богопротивные нововведения, писал царю страстные челобитные, даже перед лицом смерти он был упорен и не отказался от своих взглядов. Аввакум был сожжен весной 1682 года, став для старообрядцев святым мучеником за настоящую Веру.

Власть смягчила отношение к старообрядческой церкви лишь два века спустя, когда Александр Второй подписал указ, по которому старообрядцам разрешалось совершать свободное богослужение, выезжать за границу, открывать школы, занимать государственные должности. А в 1971 году Собор Православной Церкви признал незаконность «раскола», который был принят на Соборах 1656 и 1667 годов.

Митрополит Корнилий - биография

Будущий митрополит Корнилий (Титов Константин Иванович) появился на свет первого августа 1947 года в подмосковном городке Орехово-Зуеве. Оба родителя были старообрядцами. Его семья жила небогато, поэтому юному Косте пришлось в 1962 году, после восьмого класса, пойти работать на местный хлопчатобумажный комбинат, на котором он трудился целых 35 лет.

Константин Иванович постоянно учился без отрыва от работы. Сначала доучивался в вечерней школе, потом в техникуме, а в 1972 году окончил Автомеханический институт в Москве. Трудолюбие и тяга к образованию помогли ему пройти путь от ученика до начальника ОТК (отдел тех. контроля).

Начало духовного пути

С 1991 года будущий митрополит Корнилий стал главой церковного совета городской общины старообрядцев. Его наставником и духовным учителем был иерей и настоятель Орехово-Зуевского Храма Богородицы – Леонтий Пименов, который оказал на своего ученика огромное влияние. Во многом именно отец Леонтий убедил его стать священником.

Церковное служение

Весной 1997 года Константин Титов дал обед безбрачия и рукоположен в сан диакона старообрядческим митрополитом Алимпием. В марте 2004 года дьякон Константин был возведен в сан иерея митрополитом Адрианом. Новоиспеченный иерей стал вторым священником в храме Святой Богородицы, в том самом, где он делал первые шаги в церковном служении под руководством Леонтия Пименова.

Уже в октябре 2004 года иерей Константин назван в числе кандидатов на сан епископа Казанско-Вятской епархии. В марте 2005 года Константин принял постриг священноинока и был наречен именем Корнилий. А через два месяца, 7 мая митрополит Адриан рукоположил Константина в высокий сан епископа. Но он не долго задержался в этом сане. 18 октября того же года 58-летний епископ после третьего голосования получил архипастырский титул - митрополит Корнилий старообрядческий. Всего за восемь лет этот целеустремленный и энергичный человек поднялся по церковной лестнице от сана дьякона до высшего церковного звания.

Взгляды и деятельность

Митрополит Корнилий старообрядческий в религиозных взглядах и поступках придерживается курса митрополита Адриана – его предшественника. Его идеи просты и понятны. Прежде всего, надо преодолеть духовную и культурную изоляцию старообрядческой церкви в жизни России. Люди должны больше узнавать о самой чистой православной вере праотцов, вере, которой не коснулись никоновские реформы. Вдобавок, старообрядчество является сокровищницей русской общей культуры, веками сохраняя элементы древнерусской традиции: духовные стихи, песни, слова.

За время архипастырской деятельности митрополит Корнилий посвятил в сан трех епископов и десятки иереев, чтецов, дьяконов. В течение года он посещает все подчиненные ему епархии. Активно общается местными и федеральными властями. Весной 2017 года встретился с Владимиром Путиным, которому рассказал о проблемах и чаяньях старообрядческой церкви. По словам митрополита, президент попробует помочь в решении таких важных вопросах, как выделение денег для возврата на Родину зарубежных старообрядцев и передача храмов в пользование старообрядческой церкви.

autogear.ru

Корнилий (Титов) - это... Что такое Корнилий (Титов)?

Митрополит Корни́лий (в миру Константи́н Ива́нович Тито́в; 1 августа 1947, Орехово-Зуево, Московская область) — предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ; с 2005) с титулом — митрополит Московский и всея Руси.

Биография

Освящение клядезя

Родился 1 августа 1947 года в Орехово-Зуеве Московской области в потомственной старообрядческой семье. Окончив 8 классов школы, стал учеником токаря на литейно-механическом заводе, где отработал 35 лет. Во время работы учился в вечерней школе, техникуме и Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году.

В молодости состоял в КПСС, что послужило одним из обвинений на Соборе Московской Митрополии РПСЦ в 2007 году.

До 1997 года работал на заводе начальником отдела технического контроля.

С 1991 года — председатель церковного совета старообрядческой общины Орехова-Зуева. Его наставником и учителем был настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве иерей Леонтий Пименов.

В 1997 году, дав обет безбрачия, рукоположён в сан диакона митрополитом Алимпием (Гусевым). В 2004 году митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил его в сан священника. Служил вторым священником храма Рожества Богородицы в городе Орехово-Зуеве.

21 октября 2004 года на Освященном соборе РПСЦ избран кандидатом в епископы. Принял иноческий постриг 14 марта 2005 года.

8 мая 2005 года митрополит Андриан в сослужении епископов Новосибирского и всея Сибири Силуяна (Килина), Дальневосточного Германа (Савельева) и Кишинёвского и всея Молдавии Евмения (Михеева) рукоположил Корнилия в сан епископа на Казанскую и Вятскую епархию.

21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

Избран митрополитом на Освященном соборе 18 октября 2005 года. Голосование пришлось проводить трижды. Другими кандидатами были архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн и епископ Донской и Кавказский Зосима. Лишь с третьего раза 58-летний епископ Корнилий набрал более двух третей голосов, необходимых для избрания. Чин настолования состоялся в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы 23 октября 2005 года.

Позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего предшественника, митрополита Андриана. Вскоре после избрания митрополитом заявил: «Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ».

В марте 2007 года назвал «возможной и своевременной» совместную инициативу Русской православной старообрядческой церкви и министерства культуры России о создании общественного цензурно-надзорного комитета «по контролю за нравственным наполнением произведений и мероприятий учебно-познавательного и развлекательного характера в предназначаемых для детей и подростков сферах печати, театра, эстрады и масс-медиа». Заявил, что в состав комитета должны войти представители всех традиционных религий России, известные писатели, авторитетные деятели культуры и науки, педагоги, военные.

dic.academic.ru


Смотрите также