Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Никитин сергей бард биография


Сергей Никитин: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Российский музыкант, композитор, автор-исполнитель и физик Сергей Никитин. Известен как создатель и участник творческого дуэта Никитиных, в котором поет вместе со своей женой Татьяной. Сергей является Заслуженным деятелем искусств России и Лауреатом Царскосельской художественной премии.

Ранние годы Сергея Никитина / Sergei Nikitin

Сергей родился в Москве в 1944 году, накануне окончания войны. Кроме него в семье уже были две старшие сестры – Мила и Клара. В доме Никитиных всегда было интересно, приходили гости, часто звучала музыка. Когда с сестрами занимался учитель музыки, Сергей был невольным свидетелем этих уроков и многое впитал, не задумываясь. Однако сам он не захотел учиться в музыкальной школе, разумно сочтя это слишком скучным и утомительным. Он сам начал осваивать домашнее пианино и играть на гитаре. Первыми любимыми песнями для исполнения стали песни Окуджавы, которые заложили основу будущего творчества.

Когда пришло время выбирать профессию после школы, Сергей поступил на физический факультет в МГУ. Несмотря на то, что ему очень нравилась музыка, он считал пение под гитару не более, чем приятным увлечением и хотел получить «настоящую» профессию, которая пользуется уважением.

Сергей Никитин: «Когда я учился в школе, проблемы выбора не было. Я хотел, как и старшая сестра, поступить в Московский авиационный институт. Мне нравились друзья сестры, студенты МАИ. Но в МГУ экзамены были на месяц раньше, и я поступил туда. Уже на подготовительных курсах уравнение движения тела, о существовании которого мне там рассказали, показалось мне просто революционным событием».

Сергей Никитин  / Sergei Nikitin и его творческий путь

Учась в МГУ, Сергей начал всерьез уделять внимание творчеству, когда появилась возможность ездить по деревням с музыкальной агитбригадой. Именно тогда появились первые свои песни, и  Сергей исполнял их вместе с другими, знакомыми всем хитами.

На втором курсе учебы молодой автор-исполнитель решает создать музыкальную группу на факультете, которая получает простое название «Квартет физиков». А спустя пять лет, в 1968 году квартет превратился в квинтет – в состав музыкальной группы вошла Татьяна Садыкова, которая стала не только единомышленником, но и женой Сергея (и свадьба состоялась в январе того же года).

Сергей Никитин: «На физическом факультете, особенно в наше время, было не так много женского персонала, ну а тем более таких красивых и талантливых, как Татьяна. В отличие от меня, она окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Но не пела. Поэтому её родители, узнав, что дочка поёт, были ужасно удивлены».

С 1968 года Сергей также начинает писать музыку для театральных постановок. Сначала это театр МГУ, позднее — Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой, Центральный детский театр, Театр-студия О. Табакова и другие столичные сцены.

В 1977 году Сергей в партнерстве с Татьяной Никитиной создают музыку для фильма: их дебютной работой в кино стали композиции к кинокартине «Почти смешная история». Однако настоящий громкий успех к композитору и его жене пришли после выхода на экраны советской драмы «Москва слезам не верит», которая завоевала «Оскар» в 1980 году. Также голоса Никитиных можно услышать в фильмах «Забытая мелодия для флейты», «Старый Новый год», «Сказка о потерянном времени» и др. Одной из последних работ стала музыкальная тема для комедийной мелодрамы «Тихие омуты».

Татьяна Никитина о муже: «Он сразу был профессионалом! И он всю жизнь учился, и продолжает учиться. А я в фарватере следую. Я могу сказать, что хорошо, что плохо, что категорически не годится… Вот «Александра»! Сколько вариантов было?! Пока не пришли к тому, что в конце концов получилось. Я сказала: да, вот это да!».

  • Ёжик (2012)
  • Али-Баба и сорок разбойников (ТВ, 2005)
  • Тихие омуты (2000)
  • Пчелка (1993)
  • А чой-то ты во фраке? (ТВ, 1993)
  • Поездки на старом автомобиле (1987)
  • Али-Баба и 40 разбойников (ТВ, 1983)
  • Волчья шкура (1982)
  • Мальчик шёл, сова летела (1981)
  • Старый Новый год (ТВ, 1980)
  • Большой секрет для маленькой компании (1979)
  • Москва слезам не верит (1979)
  • Сказка о потерянном времени (ТВ, 1978)
  • Gorodskaya fantaziya (ТВ, 1978)
  • Почти смешная история (ТВ, 1977)

www.vokrug.tv

Бард Сергей Никитин: "Нам с Татьяной повезло, что мы застали оттепель" - МК

Путешествие из Ленинграда в Москву

«А Эйнштейн на скрипочке играл»

— У вас день рождения 8 марта — такой день интересный. У Андрея Миронова тоже день рождения 8 марта. Вы никогда не сталкивались с ним, вместе не отмечали?

— Слава богу, мы были знакомы, но чтобы вместе… Нет, не было у нас такого, к сожалению. Вообще, я так думаю, что так же, как в любой другой календарный день года, в этот день родилось очень много людей. А что касается Женского дня, то это специфический праздник на нашей территории. В остальном мире люди как-то об этом не подозревают.

— Когда каждый год 8 марта показывают по ТВ программы, посвященные Андрею Миронову, — это радость для всех женщин. Но вы, получается, тоже в этом смысле отличились и тоже такой женский угодник.

— Я в этом не виноват.

— Скажите, пожалуйста, вы физик или лирик? Я думаю, что второе.

— Знаете, есть очень живучие журналистские штампы, и этот штамп, по-моему, живучее всех. Эта парочка родилась еще в 50-е годы, в связи со стихотворением Бориса Слуцкого.

— «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…»

— Да-да. И никак журналисты с этого штампа не могут слезть. Хотя нет тут никакого противоречия: одно помогает другому. Я на собственной шкуре это испытывал и испытываю по сей день. Это же разные виды интеллектуальной и творческой деятельности. И пока интенсивно работает одна половина, другая интенсивно отдыхает, вдохновляется, и наоборот. Поэтому я сегодня подробно и живо интересуюсь достижениями науки, особенно ядерной физики и космологии, и где-то там, в бесконечных просторах Вселенной, физика смыкается с поэзией.

— Ну да, я вспоминаю академика Мигдала, который тоже был разносторонним и разнообразным человеком, и Капицу — отца и сына. Но еще вспоминаю Козьму Пруткова, который говорил: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Слава богу, что вы к таковым не принадлежите.

— Да, а Эйнштейн на скрипочке играл. Много очень примеров.

— Здесь еще можно вспомнить Александра Городницкого, необыкновенно разностороннего человека.

— Конечно, и Дмитрий Сухарев — биолог, а Александр Суханов — математик, Александр Мирзоян — физик, Вадим Егоров — педагог…

— Безусловно, что физика и математика — это своего рода поэзия, для тех, кто понимает. И музыка — это поэзия.

— Но в свое время — это был 1987 год, уже шла перестройка, — я все-таки для себя решил, что как научный работник я достаточно скромный, и то, что делаю я, сделают и другие, а то, что я делаю с гитарой, никто за меня не сделает. Поэтому тогда я ушел из Щуки, и меня пригласил к себе в театр Олег Табаков.

— Клуб самодеятельной песни (КСП) — вы же сторонник этого движения, правда?

— Я поклонник этого явления, скажем так. Конечно, эта аббревиатура была особенно актуальна в 60–70-е годы, когда это было способом найти единомышленников, людей одной группы крови. Эти три буквы объединяли вокруг себя людей, для которых имена Окуджавы, Городницкого, Визбора, Галича составляли некий ключ для общения, для взаимопонимания.

— Но у меня есть такое ощущение, может, и неправильное, что КСП, Грушинские фестивали — это такое милое лирическое отступление от нашей суровой жизни. Если, например, Галич нашел в себе силы и писал песни совершенно другого порядка, Высоцкий писал разные песни, но, по-моему, не жаловал КСП в принципе, — а тут такие милые, прекрасные люди, которые писали о солнышке, о природе… Такой легкий уход от действительности.

— Ну, в общем, это, конечно, вопрос на целую диссертацию. Значит, есть жанр такой — авторская песня. Я понимаю его как русскую поэзию, положенную на музыку и исполняемую самим автором под гитару. Есть там еще и композиторская ветвь. Как и в любом другом жанре искусства, здесь есть мастера, а есть и самодеятельность, есть эпигоны, есть своя попса. Но все-таки любители авторской песни — они объединяются и собираются на этих фестивалях. Может, вас удивит цифра, но приблизительно около пятисот фестивалей авторской песни проводится в России ежегодно.

— Вот сейчас, до сих пор?..

— Да, до сих пор. Правда, уже о том, что происходит на Дальнем Востоке, не очень знают в европейской части. Но этот способ общения очень живуч, люди друг друга находят. И там, конечно, есть самодеятельные авторы, которые что-то милое поют, но мне бывает обидно, когда с понятием авторской песни путают эту милую самодеятельность у костра. Я к этому очень хорошо отношусь, ведь у костра сидят в том числе и думающие люди, для которых тот же Галич и Окуджава являются высшими авторитетами.

— А вот Юрий Визбор, к примеру, был и там, и там: и авторская песня, и у костра…

— Да, но он же был и замечательным прозаиком, и актером, и сценарии к кинофильмам писал. Это такой человек-оркестр. И еще он был гением общения. Достаточно вспомнить посиделки в компании с Визбором — это всегда был праздник и роскошь человеческого общения. И он, конечно, был центром. Его человеческое обаяние — чуть ли не главная часть его песен. Это обаяние, человеческая интонация настолько сильна, что пробивается и в других исполнениях.

— А вы не смотрели фильм, который называется «Кино про Алексеева», со Збруевым в главной роли? Это же про КСП.

— Да, видел.

— Не хочу обобщать — наверное, это фильм про конкретного человека, эпигона, у которого нет ни одной своей мысли. Но вы таких людей наверняка видели и в своем окружении?

— Я даже в свое время написал отзыв на этот фильм. Там, мне кажется, в одном этом персонаже намешано очень много. Он и профессионал-специалист, он же и стукач поневоле, и он как бы бард третьего разряда. Я не понимаю авторскую позицию режиссера, хотя там какие-то моменты фестивальные воспроизведены достаточно точно. Но в целом меня огорчил этот фильм.

— То есть вы его рассматриваете как поклеп на ваше движение? Даже оскорбление, может быть?

— Мне кажется, что попытки как-то воспроизвести жизнь 60–70-х как в этом фильме, так и в «Таинственной страсти» по Аксенову очень поверхностны.

С женой Татьяной. Фото: sergeytatiananikitiny

«Мы понимали в 68-м, что это ужас, но в голову не приходило выйти на площадь»

— Но вот тот же Галич, который был успешным драматургом, был обласкан властью — и вот он все это бросил к чертовой матери и писал то, что писал. И потерял все, остался без средств к существованию, ему деньги друзья по квартирам собирали… То есть был богат и успешен, а потом стал жить в нищете. У вас никогда не было таких радикальных мыслей — пойти этим путем?

— У каждого своя судьба. Нам с Татьяной повезло, что мы учились в МГУ, повезло, что мы застали «оттепель» хрущевскую. И рассвет свободы и демократии на физическом факультете как раз мы пережили. В 1967 году я познакомился с Петром Наумовичем Фоменко, который привлек меня к созданию театрального спектакля — это был спектакль о Михаиле Светлове. Уже тогда я понял, что у меня нет способности стихи сочинять, и я стал сочинять на стихи профессиональных поэтов — Левитанского, Самойлова, Юнны Мориц — свою музыку. И это меня настолько увлекло, что стало, в конце концов, делом моей жизни.

Мы помним, как Юлия Черсановича Кима в связи с его диссидентской деятельностью отлучили от всего, и он был вынужден даже взять себе псевдоним — Юлий Михайлов. В своей научной среде мы обсуждали: а что важнее — чтобы Юлий Ким продолжал свое свободное творчество или чтобы он замолк на несколько лет? И сегодня этот вопрос стоит, мне кажется: чего мы были лишены из-за его вынужденного молчания. А мы с Таней, можно сказать, были везунчиками. Потом была аспирантура, потом — научная работа, и в своих научных институтах мы умудрялись построить свою жизнь (и научную, и духовную) вне зависимости от советской действительности. А сознание остродиссидентское — оно пришло как-то позже, может быть, в силу некой инфантильности. Мы понимали в 1968 году, что это ужас, но в голову не приходило выйти на площадь…

— Остродиссидентское состояние к вам пришло, насколько я помню, в 2013 году, когда вы отказались выступать на юбилее Юрия Башмета из-за того, что он поддержал «закон подлецов», и вы посчитали невозможным для себя даже прийти на юбилей к, в общем, уважаемому вами до того человеку и, наверное, другу. Вот до чего дело дошло.

— Да, был такой эпизод, и это исключительно связано с «законом Димы Яковлева». Хотя я перед музыкантом Башметом преклоняюсь и сегодня.

— То есть вы тогда не смогли перешагнуть через себя. Не могли себе сказать: «Ну да, он такой верноподданный, но ведь гениальный музыкант и замечательный в принципе человек, я приду к нему, как бы он ни ошибался в своей жизни». Вы на это не пошли.

— Да, тогда момент был острый, действительно.

— Я не помню других таких моментов в вашем исполнении.

— Мне кажется, что каждый должен заниматься тем, что он умеет лучше всего. Мы всю жизнь по мере своих сил и возможностей приобщаем людей к высокому поэтическому слову. Это и в советское время было актом сопротивления — это и сегодня акт сопротивления, потому что мы все-таки должны сопротивляться всеобщей дебилизации, коммерциализации и деградации. К сожалению, несмотря на то, что все знают, что Пушкин — это наше всё, читают его единицы, а наизусть знает вообще один из тысячи.

— А если бы вас пригласил на свой юбилей какой-нибудь известный друг, но вы бы знали, что он подписал коллективное письмо за «крымнаш», вы так же не пошли к нему, как к Башмету?

— Это зависит от конкретного случая. Вообще, я считаю, что политические взгляды должны быть немножечко отдельно от человеческого общения. Я удивляюсь на наших друзей-итальянцев. Когда у них заходит в компании политический спор, они чуть ли не убивают друг друга словесно, но это совершенно не кончается дружеским разрывом. Они продолжают дружить: мухи отдельно, а борщ отдельно.

«Я осмелился сказать, что в ЦК партии пели лучше»

— Вы назвали замечательных поэтов, на стихи которых пишите музыку. Но не назвали еще одного поэта — Эльдара Рязанова.

— Да, Эльдар Рязанов наш сердечный друг, большой режиссер… И он сочинял стихи. Сам о себе он говорил: «Я не поэт, просто у меня есть такая потребность.» Но у меня есть две песенки на стихи Рязанова.

— Так же он и Андрею Петрову, выдавая за чужие стихи, подсовывал свои, и Петров замечательно писал на них музыку.

— Мне кажется, что «У природы нет плохой погоды» — это очень адекватная штука, и еще там, в том же фильме, есть другая песенка замечательная.

— Но есть песня в «Вокзале для двоих» — «Не бойся жизнь переменить» — это тоже рязановские стихи. И «Жестокий романс» — «Любовь — волшебная страна» — это опять Рязанов. А когда в «Иронии судьбы…» вы пели за Женю Лукашина — Мягкова — это же практически была роль. Рязанов вам давал установку, как это нужно петь? Вы же все-таки вживались в образ.

— Но там простая задача стояла, чтобы был нормальный, разговорный человеческий голос, чтобы это было лишено артистической манерности, аффектации… А со слухом у меня было все в порядке.

— И Рязанов очень большое значение придавал, чтобы ваши голосовые тональности с Мягковым совпадали.

— Я помню, когда впервые по телевизору увидел этот фильм, у меня было жуткое чувство раздвоения: я видел, что поет Мягков, но знал, что это я.

— Но вы не говорили своим друзьям, как та самая лягушка: «Это я пою, я!»?

— Нет, но мои все знали. Еще был другой пример — со Станиславом Любшиным.

— Ой, «Пять вечеров», это моя любимая песня Юлия Кима. Вы ее так поете! «Думы окаянные, мысли потаенные…»

— Мне там пришлось переписывать в другой тональности, потому что вначале не очень тембр подошел. И по просьбе Михалкова я переписал. Ой, мы все чего-то про прошлое говорим…

— Прошлое очень важно. Я еще вспоминаю эти «Кинопанорамы» рязановские, куда вы с Татьяной приходили. Никак не могу их забыть и пересматриваю — просто до слез…

— Это было счастливое время. Замечательное было свойство у самого Рязанова, и в этой компании на двадцатилетие «Кинопанорамы» как будто не было ни Политбюро, ни ЦК КПСС, ни политотдела… Все эти люди — нормальные человеки, душевно близкие, люди одной группы крови, и они получают просто взаимное удовольствие от человеческого общения. А на той «Кинопанораме» мы исполняли «Бричмуллу» на стихи Сухарева.

— Да, «Бричмулла, Бричмуллы, Бричмулле, Бричмуллу, Бричмуллою»… А вот эта песня Миляева, мужа Людмилы Ивановой, «Приходит время — люди головы теряют, и это время называется весна»… Ой, это вообще!

— Это прозвучало в фильме «Старый Новый год», мы там на лесенке сидим в кадре. А еще эту песню исполняла Анна Герман, даже на пластинке записала.

— Я вспоминаю, как вы говорили там между куплетами: «А вот вчера мы пели это в Ленинграде, так там публика подпевала лучше…»

— Да, это такой приемчик. Я помню, что когда мы пели в ЦК комсомола, я осмелился сказать, что в ЦК партии пели лучше. И после этого там чуть ли стекла не повылетали — так они старались.

«Борис Николаевич подпевал громче всех»

— Ну, а в 87-ом вы ушли к Табакову.

— Да, все началось со спектакля Вениамина Смехова «Али-Баба и сорок разбойников». Меня попросили написать музыку, что я с удовольствием и сделал. И потом, естественно, перешел в «Табакерку» — заведовать музыкальной частью.

Эти годы в театре вспоминаю с удовольствием. Я поставил там семь спектаклей. И еще Олег Павлович пригласил меня сделать поэтический спектакль-концерт «Импровизации на вечные темы» в моем сольном исполнении. Помню, во время путча мы были с «Табакеркой» на гастролях в Томске, и в день траура Табаков меня попросил вместо комедии «Полоумный Журден» сделать мое выступление. Было очень ответственно, и я нашел что исполнить в этот важный вечер.

— И у вас есть еще такая песня замечательная — «Переведи меня через майдан». Вы ни разу не исполняли ее на киевском Майдане?..

— Непосредственно на площади — нет. Вообще это стихи Виталия Коротича, и, насколько я знаю, это связано с личной трагедией: у него сын погиб пятнадцатилетний. А когда песня сочинилась, выяснилось, что она у нас связана с именем Владимира Высоцкого, он как раз в 80-м году летом умер, и это было посвящение Высоцкому. А вообще я для себя и сегодня мыслю эти слова как не привязанные к киевскому Майдану: эти стихи гораздо более широкое значение имеют.

— Безусловно, но они как-то ложатся на то, что происходило совсем еще недавно на Украине.

— Да, мы вспоминали эту песню во время наших украинских гастролей.

— И на стихи Юнны Мориц у вас немало песен: «Большой секрет для маленькой компании»… Я понимаю, что не нужно каждую песню переводить буквально, но почему-то мне захотелось у вас спросить: что это за компания и как вы ее понимаете?

— Конечно, эта песня прежде всего исполняется в детской аудитории. Я уже много лет веду так называемые «Никитинские встречи», и это у нас пароль, или отрядная песня. С этой песни начинается каждая встреча с детьми, но иногда она звучит и на наших взрослых концертах — как некий ключ к общности. Ну, наша маленькая компания не такая уж маленькая: мы находим себе подобных людей — думающих, читающих — в самых разных уголках этого шарика, не только в России. Недавно, в январе, мы были на Урале: шесть городов от Екатеринбурга до Челябинска, через закрытые города Нежинск, Озерск и т.д. До этого мы были и на Дальнем Востоке, и в Израиле, и в Германии, и в Америке. И везде очень хорошо знают эту песню «Большой секрет».

— А «Собака бывает кусачей»! Это же опять Мориц. И вообще такая философская песня…

— Да, эта песня вызывает большой отклик в любой аудитории, и люди с большим энтузиазмом подпевают эти слова.

— Я даже представляю митинг какой-нибудь демократической оппозиции вот с таким лозунгом: «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей!».

— Помню, что эта песня с большим энтузиазмом исполнялась общественностью сразу после выборов Бориса Николаевича Ельцина в 91-м году. Был такой большой концерт в Доме кино, и Борис Николаевич подпевал громче всех.

— Эх, было время… Ну а если вы говорите про сегодня — я знаю, как важны для вас стали стихи молодого и так рано ушедшего поэта Бориса Рыжего. Я так понимаю, что вы прочитали, перелопатили все его стихи и на многие написали музыку.

— Да, у меня шестнадцать песен на его стихи. И мы гордимся, что простимулировали «Мастерскую Фоменко» к созданию спектакля по стихам Рыжего. Этот спектакль так и называется: «Рыжий». Театр был инициатором издания большого тома стихов, прозы и дневников Бориса Рыжего. Вот недавно мы были на Урале и пели его песенку: «Я на крыше паровоза ехал в город Уфалей». Оказывается, есть такой маленький город где-то между Уфой и Челябинском.

— Борис Рыжий ушел из жизни, когда ему было 27 лет…

— Да, в 2001 году.

— Что вы поняли про этого человека и поэта?

— Это большая литература, высокая поэзия. Недаром его сразу заметили в столичных литературных кругах, стали печатать в журнале «Знамя». Его привечали и шефство над ним держали Евгений Рейн, Александр Кушнер. В Москве ему присудили «Антибукера». Его принимали на фестивале в Роттердаме, в Голландии, и там даже есть клуб фанов Бориса Рыжего.

А с другой стороны — это голос поколения, это наши дети. Борис Рыжий окончил школу в 1991-м, в год развала СССР. Это поколение относят к потерянному. Может быть, в силу этих обстоятельств мы замечаем раздвоенность самого Бориса Рыжего как поэта. Он очень хорошо знает своих предшественников и любит — это чувствуется в его стихах: там и Пушкин, и Слуцкий чувствуются, и Бродский. Но в то же время он очень быстро обрел свой голос. В его стихах лексика уже его поколения — молодых людей 90-х годов. У него были близкие друзья по литературе, которые делали журналы, но у него были кореша и спортсмены, и бандиты, и алкаши, и наркоманы, и менты. Это все среда, в которой Борис Рыжий старался быть своим. И был своим. И он любил этих людей. Он открывал нам, московским пижонам, эту жизнь. И открывает до сих пор.

* * *

— 8 марта — это и ваш праздник, и Татьяны, вот так. Скажите, вы оба соблюдаете Международный женский день?

— У нас скептическое отношение к выделению по гендерному признаку. Но, слава Богу, мой день рождения — выходной. За это спасибо! А еще хотел поделиться радостью: в Ленинграде 2 марта состоялась премьера на стихи Юнны Мориц. «Большой секрет» называется.

— Вы сказали: «в Ленинграде»… Как в том фильме «Ирония судьбы…» — ведь Женя Лукашин из Москвы попал именно в Ленинград, а ни в какой не Санкт-Петербург. Этот город на Неве для вас действительно Ленинград — вы так и не перешли на другое его название?

— Ну да, Санкт-Петербург, «в Питере» еще говорят.

— А для меня это прежде всего Ленинград. Пусть таким и остается.

www.mk.ru

Сергей Никитин – биография, фото, личная жизнь, новости, песни 2018 | Биографии

Сергей Никитин: биография

Мэтр бардовской песни Сергей Никитин прославился как основатель и участник творческого дуэта Никитиных, в котором заслуженный деятель искусств России вместе с женой Татьяной поет с 1967 года. Сергей Яковлевич Никитин родился в Международный женский день 8 марта 1944 года в городе больших возможностей – Москве.

Сергей Никитин в детстве

Отец поэта-песенника Яков Григорьевич был военным, а мать Вера Сергеевна занималась воспитанием детей (у артиста есть старшие сестры Мила и Клара) и поддержанием в доме атмосферы, в которую мужу после командировок хотелось бы возвращаться. Еще в школьные годы иллюзорный мир звуков пленил Сергея. Он без чьей либо помощи освоил нотную грамоту и научился играть на семиструнной гитаре (позднее ее вытеснила шестиструнная).

Уже в восемнадцать лет Никитин, воодушевившись творчеством Булата Окуджавы, решил писать песни на стихи любимых поэтов. Несмотря на ярко выраженные музыкальные способности, после получения аттестата о среднем образовании, в 1962 году Сергей стал студентом физического факультета Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Родители Сергея Никитина

В то время и парни, и девушки творческой самореализации предпочитали передовой край научных завоеваний. По словам барда, будучи подростком, он думал последовать примеру одной из сестер и поступить в Московский авиационный институт.

Поскольку в МГУ экзамены были на месяц раньше, Сергей остановил свой выбор именно на этом учебном заведении. Уже на подготовительных курсах Никитин понял, что не ошибся с выбором факультета. Тогда открытое им во время подготовки к сдаче вступительных экзаменов уравнение движения тела произвело на деятельного юношу неизгладимое впечатление.

Сергей Никитин в молодости

В год, когда будущему именитому композитору на глаза попалась книга Абраама Моля «Теория информации и эстетическое восприятие», парень понял, что две интересующие его области — науку и музыку — можно соединить воедино. Это и сделал Сергей в своей дипломной работе «Роль временной огибающей в процессе распространения звука».

Окончив университет в 1968-ом, дипломированный специалист с 1971 по 1980 год был научным сотрудником в институте органической химии, а с 1980 по 1987-ой работал в лаборатории физической биохимии в институте биологической физики.

Музыка

В студенческую пору Никитин организовал и затем возглавил популярные исполнительские коллективы. Первым проектом стал мужской квартет в составе Сергея Яковлевича Никитина, Сергея Александровича Смирнова, Бориса Самуиловича Геллера и Алексея Монахова (позднее Алексея Монахова заменил Вадим Давидович Хаит).

Сергей Никитин с гитарой

В репертуар квартета, помимо студенческого фольклора и песен факультетских авторов (визитной карточкой музыкантов была написанная физиком Сергеем Крыловым песня «Зимняя сказка»), входили также песни Юлия Кима, Александра Городницкого и Александра Дулова. Созданный позднее квинтет пел уже классические произведения.

Именно в исполнении никитинского квинтета любители музыки услышали и полюбили «Сентиментальный марш» (стихи Булата Окуджавы), «Я вас люблю, мои дожди» (стихи Вадима Егорова), «Когда я пришел на эту землю» (стихи Николаса Гильена и Геннадия Христофорова), а также «Амазонку» (стихи Редьярда Киплинга), «Лошадей в океане» (стихи Бориса Слуцкого), «Контрабандистов» (стихи Эдуарда Багрицкого).

В 1972 году квинтет стал лауреатом 3-го Международного фестиваля политической песни в Берлине. Когда в 1970 году коллектив по техническим причинам прекратил свое существование, Сергей и Татьяна продолжили петь вдвоем. Музыкальный союз близких по духу единомышленников оказался очень плодотворным.

За время творческой карьеры Никитины неоднократно становились лауреатами фестивалей авторской песни, были постоянными членами жюри Грушинского фестиваля и активно гастролировали по стране и миру. Продолжительное время супруги совмещали творческую и научную деятельность. Только в начале 90-х они решили полностью посвятить себя музыке. В 1997 году артистам была вручена одна из самых почетных наград в поэтическом мире России – Царскосельская художественная премия.

Сергей Никитин на сцене

В исполнении этого удивительного дуэта было записано более полутора десятков пластинок и компакт-дисков с песнями как самого Сергея Никитина («Под музыку Вивальди», «Избранное», «Большой секрет для маленькой компании», «Золотая Брич-Мулла», «Поле чудес», «Времена не выбирают»), так и друзей-бардов («Часовые любви», «Наш разговор», «Со мною вот что происходит»). Также пришелся по нраву публике их детский альбом на стихи Юнны Мориц.

По сей день и стар и млад с удовольствием поют эти песни. Стоит отметить, что на работу с детьми Сергей Яковлевич никогда не жалел времени и сил. Бард и сейчас устраивает для подрастающего поколения «Никитинские встречи», на которых ребята вместе с папами и мамами слушают хиты прошлого («Александра», «Собака бывает кусачей», «Когда мы были молодыми», «Диалог у новогодней елки», «Со мною вот что происходит»), отдыхая душой и телом.

Помимо прочего, известно, что Никитина часто привлекали к работе в кино. В 1974 году на телеэкраны вышла лента «Морские ворота», для которой Сергей в соавторстве с Виктором Берковским и Юрием Визбором написал пару композиций.

Сергей Никитин и Татьяна Никитина

Участников связывала тесная дружба, естественным образом продолженная в творческой сфере. В дальнейшем товарищи писали музыку и к спектаклям (1976 год – «Мэри Поппинс», 1979 год – «Али-Баба и 40 песен персидского базара»), и к радиопостановкам (1977 год- «Большая докторская сказка»), и даже к документальным картинам («Мурманск-198», «На полюс», «Земля, улетаем надолго»)

Личная жизнь

С первой и единственной женой певец познакомился в студенческие годы. Татьяна Хашимовна влюбилась в Сергея в момент их первой встречи. Случилось это на концерте, который квинтет Никитина организовал для первокурсников.

Сергей Никитин и Татьяна Никитина

Студент-физик, играющий на гитаре, пользовался большим спросом у слабой половины человечества. В его комнате часто оставляли любовные записки с просьбами о свидании и подарки. Известен случай, когда одна из поклонниц связала музыканту свитер, который он, несмотря на зарождавшиеся между ним и Татьяной чувства, с радостью принял.

Узнав о том, что возлюбленный хвастается друзьям вещью, подаренной ему посторонней барышней, Таня выкрала свитер, распустила его и в течение пары дней связала новый, вернув кофту на место. Молодые люди узаконили свои отношения в январе 1968 года. А уже в 1971-ом Таня подарила мужу наследника Александра.

Сергей Никитин с семьей

Сейчас Сергей – счастливый дедушка. Вместе с женой они каждое лето гостят у сына в США, где супруги на протяжении 3 месяцев заботятся о внуках. В 2008 году таблоиды пестрели заголовками о том, что звездная пара разводится. Прознав об очередной сплетне, Никитины во всеуслышание заявили, что слухи об их расставании – досужие вымыслы неугомонных журналистов.

Сергей Никитин сейчас

В 2017 году дуэт Сергея и Татьяны Никитиных разъезжает по миру, выступая в разных городах и странах с хорошо знакомыми слушателям композициями. В конце сентября дружное семейство с концертными программами «Под музыку Вивальди» и «Неподведенные итоги» посетит Бельгию, а затем Кипр. В октябре Сергей вместе с женой и сыном приедут в Торонто.

Сергей Никитин в 2017 году

В марте супружеская чета в передаче «Наедине со всеми» рассказала Юлии Меньшовой и зрителям историю их любви, а в июле во время интервью на радио «BaltKom» поделилась со слушателями секретами творческого долголетия.

Известно, что мэтров бардовской песни нет ни в «Инстаграме», ни в «Твиттере». Материалы, связанные с биографией артистов (фотографии с выступлений, интервью, появления в телешоу, аккорды к записанным ранее композициям) все желающие могут найти на официальном сайте дуэта. На ресурсе также публикуется расписание запланированных на ближайшее время концертов.

Дискография

  • 1981 – «Варшава – Москва»
  • 1986 – «Синий цвет»
  • 1994 – «Под музыку Вивальди»
  • 1994 – «Сергей Никитин. Избранное»
  • 1996 – «Брич–Мулла»
  • 1997 – «Часовые любви»
  • 1998 – «Времена не выбирают»
  • 1998 – «Девочка и пластилин»
  • 2000 – «Российские барды. Татьяна и Сергей Никитины» (сборник)
  • 2002 – «Черно-белое кино»
  • 2002 – «Зимний праздник»
  • 2010 – « И снова ретро вдвоем»
  • 2010 – «Ретро вдвоем — 2»
  • 2012 – «Воссоздай, повтори, поверни…»
  • 2014 – «На этом береге…»

Фото

biografii.net

Струны души Сергея Никитина

Знаменитый бард преодолел кризис в отношениях с женой Татьяной. И теперь они неразлучны!

8 марта Сергей НИКИТИН отмечает 70-летие. Его замечательные песни «Под музыку Вивальди», «Александра», «Большой секрет для маленькой компании», «Собака бывает кусачей» дороги миллионам людей. А что на сердце у самого Сергея Яковлевича? Чтобы понять это, мы решили все разложить по нотам.

«ДО» - Делать ДОбро

- Сергей - невероятно добрый человек, - уверяет продюсер Евгений Вдовин, организатор гастролей многих бардов. - Детей любит, проводит в Московском Дворце пионеров на Воробьевых горах Никитинские встречи для школьников, участвует в жюри в различных детских конкурсах. Много лет поддерживает интернат для слепых детей в городе Великие Луки. Несколько часов за рулем, и он там. Дарит малышам музыкальные инструменты, общается, занимается с ними. Однажды мой очень богатый товарищ попросилНикитина выступить на дне рождения его дочери - спеть детские песни и за это посулил большие деньги. Сергей Яковлевич ответил: «Хорошо, но в два раза больше. И переведите эту сумму в интернат для слепых детей, а я вам бесплатно спою». Я со многими музыкантами сотрудничал, но по доброте, справедливости больше такого, как он, не встречал.

Сергей НИКИТИН. Фото Виктора ДМИТРИЕВА

«РЕ» - Не РЕвновать

- Есть такой анекдот, - продолжает Вдовин. - На военных сборах в Союзе писателей старшина построил их в шеренгу и приказал: «На первый-второй рассчитайсь!» И слышит в ответ: «Первый! Первый! Первый! Первый!..» Никто не хочет признать себя вторым, а Сергей - другой. Бард Лев Степановнаписал музыку на стихи Давида Самойлова «Скрипка». Никитин послушал ее и улыбнулся: «Знаете, Лев, у меня тоже есть музыка на эти стихи, но ваша - лучше, я свою петь не буду!» Как известно, что бы не создал творческий человек, лично для него это всегда изумительно, и Сергей это прекрасно понимает, но остается доброжелательным к чужому творчеству, творческим успехам.

Сергей Яковлевич - заядлый рыбак. Фото:sergeytatiananikitiny.com

«МИ» - «МИлая моя, солнышко лесное»

Эту песню Юрия Визбора дуэт Татьяны и Сергея Никитиных поет по-своему, даря ей собственное, неповторимое очарование.Никитин по образованию - физик, окончил МГУ и работал научным сотрудником в двух институтах. А писать музыку на стихи известных поэтов начал еще в студенчестве. Тогда же руководил квартетом, а потом квинтетом физиков. Одной из участниц квинтета была Татьяна Садыкова, учившаяся на том же физическом факультете МГУ, но на два курса младше. В 1968-м она стала женой нашего героя, а потом родила сына Александра.

- Татьяна - с характером человек, всегда мужа крепко в руках держала, - говорит ученый-геофизик, профессор и известный бард Александр Городницкий. - Как-то на Грушинском фестивале я наблюдал за их отношениями и потом спросил у Тани: «Ты зачем мужа прессуешь?» - «А он сам без меня ничего не может». Ну, так и есть! Хотите пример? Прилетели из Самары в Москву. Ждем автобуса в Шереметьево. Выходит Сергей, улыбается, идет к нам. Таня его спрашивает: «Сереженька, а где гитара?» Оказывается, забыл. Побежал обратно. Мягкий по натуре, когда дело касается музыки, становиться непримиримым. Были мы на фестивале бардов в Барселоне, который организовал ныне покойный Стас Аршинов. Так вот Никитин с ним крепко поссорился из-за низкого уровня смотра. Еле разняли.

Главный «хит» дуэта НИКИТИНЫХ - их сын Александр. Фото: sergeytatiananikitiny.com

«ФА» - ФАза непонимания

Сыну Никитиных сейчас 43 года. Он учился в США, в Стэнфорде, женился там на американке Мэри-Бэт, родились дети - Наташа и Данила. Бабушка Таня молодой семье помогает, на три месяца уезжает в Вашингтон, а потом возвращается.Несколько лет назад муссировались слухи, что фактически семьи у Никитиных нет: мол, Татьяна Хашимовна познакомилась с итальянским дипломатом и уехала к нему на родину, в Москве бывает наездами, чтобы выступить с Сергеем Яковлевичем в рамках их давнего дуэта. Более того, Татьяну обвиняли в том, что она ссорит Никитина с друзьями и коллегами, как это было у Юрия Визбора, и мешает его сольной карьере. Узнать какие-либо подробности из первых уст не получилось - Татьяна интервью не дает, Сергей Яковлевич же всегда отмахивается: «У нас все хорошо!». Зато другой бард - Дмитрий Богданов - подтвердил, что непростые времена у Никитиных действительно были, но они уже позади:- В любом браке разное случается. Но не у всех хватает терпения и сил это пережить и снова быть вместе, забыв о каких-то неприятных эпизодах. Татьяна и Сергей - мудрые люди. Это и помогло преодолеть все сложности. Теперь почти неразлучны: и в Америке вместе бывают, и в Москве вместе живут.Друзья уверены, что 45 лет в браке супруги прожили в большей мере благодаря Сергею.

- Он же - не донжуан, только Таню всегда любил и любит, - говорит друг пары - биолог, поэт и бард Дмитрий Сухарев. - Я не видел, чтобы в Никитине кипели страсти - с виду он всегда сдержанный. Эмоционален в меру своей творческой натуры. Кстати, прекрасно готовит, но по вдохновению. Особенно ему удается плов, секретный рецепт которого ему открыл тесть -Хашим Умарович Садыков.

Татьяна и Сергей поженились в 1968 году. Фото: sergeytatiananikitiny.com

«СОЛЬ» - ХлебоСОЛЬный рыбак

- Помимо готовки, любимое пристрастие Никитина - рыбалка, - уверяет Дмитрий Богданов. - Много лет назад я с семьей плыл по реке на байдарке рядом с турбазой Дома ученых, где Сергей Яковлевич отдыхал с друзьями -Зиновием Гердтом и Булатом Окуджавой. Остановились. Никитин тут же погрузился в нашу байдарку и с горящим взором отправился рыбачить. Вернулся с богатым уловом, отдал нам байдарку и, пока ждали ужина, развлекал мою двухлетнюю тогда дочку песней «Резиновый ежик». Аккомпанировал себе на весле от лодки.Актриса Людмила Иванова часто бывала у Никитиных дома. А все потому, что Сергей Яковлевич сделал хитом песню барда Валерия Миляева, мужа Ивановой, «Весеннее танго» («Приходит время - люди голову теряют»).

- У них очень хлебосольный дом, - восторгается Людмила Ивановна. - У Танечки всегда идеальный порядок, чистенько. Столы накрывают богатые. Никогда не кокетничают, поют, развлекают гостей. И все пропитано какой-то атмосферой доброты и любви. Дай Бог им долгие годы вместе!

В 2003 году «Экспресс газета» установила на доме в Москве, где шли съёмки «Иронии судьбы…», памятную табличку...

«ЛЯ» - КинопопуЛЯрность

Никитин написал музыку ко многим популярным фильмам. Когда в «Иронии судьбы» герой Андрея Мягкова берет гитару со словами: «Сейчас я вам спою. Правда, пою я не очень хорошо», зрители слышат голос Сергея Яковлевича.- Музыкальное сопровождение к «Москва слезам не верит» создавалось, когда фильм был практически готов, - вспоминает Никитин. - Я сразу подумал о нашем друге, поэте Дмитрии Сухареве, который «озвучил» стихом лейтмотив фильма, придумав «Александру». Поначалу режиссер опешил, ведь героиня Катерина. Но потом понял, что это действительно удача, ведь у героини рождается девочка. Проходит 20 лет, и мы видим юную москвичку, которую зовут Александра. Музыки к стихам было шесть вариантов. И в конце концов появился последний, тот, который вы все знаете.Друг барда - Григорий Гладков считает, что в будущем в консерваториях будут изучать творческое наследие Никитина:

- Он великий музыкант, с необычным музыкальным мышлением. Поль Мореа, когда в 1978 году услышал песню «Под музыку Вивальди» из фильма «Почти смешная история», был просто потрясен. А через пару месяцев выпустил ее инструментальную версию. Чем не мерило гения?!

...на открытие пришли Вера ТАРИВЕРДИЕВА, вдова композитора, написавшего музыку к фильму, актриса Ольга НАУМЕНКО, сыгравшая роль брошенной невесты Гали, режиссер Эльдар РЯЗАНОВ и Сергей НИКИТИН, исполнивший песни в картине

«СИ» - СИстема ценностей

Сергей Никитин не любит общаться с журналистами и даже по случаю юбилея не делает исключения. Но пару лет назад я пообщалась с ним сразу после операции на сердце. Из небольшого разговора сразу стало понятно, что, несмотря ни на что, самое главное в жизни для Сергея Яковлевича - его семья.- Когда возникает отпуск, еду в Штаты к сыну, - говорил Никитин. - Общаюсь с внуками. Счастье, когда они приезжают в Москву, в наш дом под Звенигородом. Вся Сашина семья, и даже его жена-американка, нормально говорит по-русски. Мне Штаты нравятся, но больше двух месяцев там выдержать не могу. Что же касается моего сердца, сразу вспоминаю анекдот: «Рабиновича спрашивают о здоровье? И он отвечает: «Не дождетесь!» Десять лет назад у меня был инфаркт, как у всех нормальных мужчин. Мне поставили тогда два стента, а теперь один из них немного зарос. Пришлось делать ремонт, который прошел успешно. Так что, все у меня хорошо!

boshsoz.com

Татьяна Никитина

Татьяна Никитина – советская и российская исполнительница бардовской песни, заслуженная артистка России, физик, кандидат наук. Творчество дуэта Никитиных – пласт советской эстрады, на котором выросло не одно поколение слушателей. Песни в исполнении бардов дороги миллионам, от них веет теплом и нежностью.

Детство и юность

Татьяна Никитина (Садыкова) родилась 31 декабря 1945 года в столице Таджикской ССР Душанбе. Отец Татьяны - Хашим Умарович Садыков - физик. Мама Наталья Александровна Садыкова работала учителем русского языка и литературы.

Певица Татьяна Никитина

Татьяна училась в школах №1 и №20 города Душанбе. Окончив школу, в 1964 году поступила в МГУ на физфак. Стала участницей агитбригады факультета. Окончив университет, в 1970 году поступила в аспирантуру Института биологической физики АН СССР, город Пущино. С 1973 по 1990 годы Татьяна Никитина работала сотрудником нескольких НИИ Академии наук СССР. В 1978 году защитила кандидатскую диссертацию.

Музыка

Учась в университете, Татьяна Садыкова начала творческую биографию – вступила в певческий кружок, организованный для младшекурсников студентом-физиком Сергеем Никитиным. Позже кружок приобрел формат квинтета. В состав квинтета входили также Кармен Сантакреу, Владимир Улин и Николай Туркин. С первых дней создания квинтет пользовался успехом у публики. Особый интерес песни вызывали у студенческой аудитории. В 1972 году артисты отправились на Фестиваль политической песни в Берлин. Тандем музыкантов просуществовал до 1977 года.

Сергей и Татьяна Никитины в молодости

Параллельно с выступлениями в квинтете в 1974 году Татьяна начала петь дуэтом с Сергеем Никитиным. Образовался творческий и семейный союз. Никитины исполняли песни, написанные как Сергеем Никитиным, так и другими авторами. Широкая публика узнала о дуэте благодаря кинофильмам и мультфильмам, в которых прозвучали песни артистов.

Впервые в кино песни в исполнении дуэта Никитиных прозвучали в картине «Золотая речка», продолжении фильма «Пропавшая экспедиция» режиссера Вениамина Дормана. В «Золотой речке» прозвучали песни композитора Микаэла Таривердиева.

В 1977 году на экраны вышла комедия Петра Фоменко «Почти смешная история». Музыку к фильму Сергей Никитин написал совместно с композитором и ученым-физиком Виктором Семеновичем Берковским. В картине прозвучали песни, исполненные Сергеем и Татьяной Никитиными – «Под музыку Вивальди», «Я леплю из пластилина», «Любовь придет как привидение».

В 1978 году молодые барды познакомились с французским музыкантом Полем Мориа. Через некоторое время Мориа выпустил диск «Dans les yeux d’Émilie», в который вошла инструментальная версия одной из самых популярных песен дуэта Никитиных «Под музыку Вивальди».

11 февраля 1980 года на экраны СССР вышел оскароносный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Простодушная песня Никитина «Александра, Александра», исполненная дуэтом в картине, стала жизнеутверждающим гимном картины и Москвы времен 50-х. Музыка фильма погружает зрителей в ностальгию о давно ушедшем времени, когда жизнь была проще и размеренней.

В 1985 году любимый режиссер Никитиных Петр Фоменко вновь пригласил супругов поработать в своей картине, на этот раз – в мелодраму «Поездки на старом автомобиле». В фильме прозвучали авторские песни Сергея Никитина, традиционно исполненные им в дуэте с женой.

Татьяна Никитина и Сергей Никитин

Кинематографическим событием 1987 года стал выход на экраны трагикомедии Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» с Леонидом Филатовым и Татьяной Догилевой в главных ролях. «Песня чиновников», сочиненная Рязановым и исполненная за кадром Никитиными, стала одним из самых комичных моментов в картине. Герои фильма, чиновники от культуры, ходят в лохмотьях по электричке с баяном и поют:

«Мы не пашем, не сеем, не строим, Мы гордимся общественным строем. Мы бумажные важные люди,

Мы и были, и есть, мы и будем...».

В комедии «Привет, дуралеи!» (1996) Никитины исполнили произведения композитора Андрея Петрова. Мультфильмы, в которых звучали песни Никитиных, любила вся страна. Песенку из музыкального мультика «Большой секрет для маленькой компании», в котором подружились лошадь, собака и кошка, пели взрослые и дети.

Татьяна Никитина и Сергей Никитин на сцене

В мультике «Ежик плюс черепаха», снятом по мотивам сказки Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы», Сергей и Татьяна исполнили песню Виктора Берковского. В 1982 году на экран вышел таджикский мультфильм «Волчья шкура» с песнями Никитиных.

Творческий и семейный дуэт Никитиных пронес сквозь десятилетия популярность у зрителей. Барды часто участвовали в фестивалях авторской песни, являются неизменными членами жюри Грушинского фестиваля. В 1997 году артисты удостоены престижной поэтической Царскосельской художественной премии с формулировкой «За многолетнюю преданность русской поэзии».

Татьяна Никитина в фильме «Али-Баба и сорок разбойников»

Татьяна Хашимовна одновременно с работой в дуэте Никитиных занималась административной деятельностью. В 1990 году назначена заведующей отделом культуры Октябрьского райисполкома города Москвы, два года (1992-1994) работала замминистра культуры России.

Татьяна Никитина участвовала в документальных фильмах «Ты и я», «Я помню чудное мгновенье», «Времена не выбирают», «Живая история». Снялась артистка и в художественном кино: «Старый Новый год», «Али-Баба и сорок разбойников», «Поездки на старом автомобиле».

Личная жизнь

Татьяна и Сергей Никитины поженились 23 января 1963 года. В 1971 году у пары родился сын Александр. Сын владеет гитарой и, если есть возможность, выходит с родителями на сцену.

«Это счастье - выходить на сцену с собственным сыном не просто как с протеже, а как с достойным партнером», - говорит Сергей Никитин.Татьяна Никитина с сыном и мужем

Александр Никитин женат на американке, живет в Америке. У Никитиных двое внуков: Наташа (2003) и Данила (2007). В Сети некоторое время муссировались слухи о разводе супругов Никитиных. Новость оказалась «уткой» бывших помощников Сергея Никитина.

Татьяна Никитина сейчас

На сегодняшний день Татьяна Никитина – глава итало-швейцарской арт-фирмы «Kartina». Дуэт Никитиных продолжает выступать. Большой тур творческий дуэт совершил осенью 2016 года по Украине. Никитины сразу предупреждали на концертах:

«Мы поем все – все песни, всю поэзию, которую мы всегда пели».

Барды собирали тысячные залы. Зрители после концертов долго не отпускали артистов со сцены, брали автографы, делали фото, говорили много теплых слов.

Дискография

  • 1994 – «Под музыку Вивальди»
  • 1995 - «Большой секрет для маленькой компании»
  • 1996 – «Брич–Мулла»
  • 1997 – «Часовые любви»
  • 1998 - «Поле чудес»
  • 1998 – «Времена не выбирают»
  • 1998 – «Девочка и пластилин»
  • 2000 – «Российские барды. Татьяна и Сергей Никитины» (сборник)
  • 2002 – «Черно-белое кино»
  • 2002 – «Зимний праздник»
  • 2010 – « И снова ретро вдвоем»
  • 2014 – «На этом береге…»
Page 2

Мэтр бардовской песни Сергей Никитин прославился как основатель и участник творческого дуэта Никитиных, в котором заслуженный деятель искусств России вместе с женой Татьяной поет с 1967 года. Сергей Яковлевич Никитин родился в Международный женский день 8 марта 1944 года в городе больших возможностей – Москве.

Сергей Никитин в детстве

Отец поэта-песенника Яков Григорьевич был военным, а мать Вера Сергеевна занималась воспитанием детей (у артиста есть старшие сестры Мила и Клара) и поддержанием в доме атмосферы, в которую мужу после командировок хотелось бы возвращаться. Еще в школьные годы иллюзорный мир звуков пленил Сергея. Он без чьей либо помощи освоил нотную грамоту и научился играть на семиструнной гитаре (позднее ее вытеснила шестиструнная).

Уже в восемнадцать лет Никитин, воодушевившись творчеством Булата Окуджавы, решил писать песни на стихи любимых поэтов. Несмотря на ярко выраженные музыкальные способности, после получения аттестата о среднем образовании, в 1962 году Сергей стал студентом физического факультета Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Родители Сергея Никитина

В то время и парни, и девушки творческой самореализации предпочитали передовой край научных завоеваний. По словам барда, будучи подростком, он думал последовать примеру одной из сестер и поступить в Московский авиационный институт.

Поскольку в МГУ экзамены были на месяц раньше, Сергей остановил свой выбор именно на этом учебном заведении. Уже на подготовительных курсах Никитин понял, что не ошибся с выбором факультета. Тогда открытое им во время подготовки к сдаче вступительных экзаменов уравнение движения тела произвело на деятельного юношу неизгладимое впечатление.

Сергей Никитин в молодости

В год, когда будущему именитому композитору на глаза попалась книга Абраама Моля «Теория информации и эстетическое восприятие», парень понял, что две интересующие его области - науку и музыку - можно соединить воедино. Это и сделал Сергей в своей дипломной работе «Роль временной огибающей в процессе распространения звука».

Окончив университет в 1968-ом, дипломированный специалист с 1971 по 1980 год был научным сотрудником в институте органической химии, а с 1980 по 1987-ой работал в лаборатории физической биохимии в институте биологической физики.

Музыка

В студенческую пору Никитин организовал и затем возглавил популярные исполнительские коллективы. Первым проектом стал мужской квартет в составе Сергея Яковлевича Никитина, Сергея Александровича Смирнова, Бориса Самуиловича Геллера и Алексея Монахова (позднее Алексея Монахова заменил Вадим Давидович Хаит).

Сергей Никитин с гитарой

В репертуар квартета, помимо студенческого фольклора и песен факультетских авторов (визитной карточкой музыкантов была написанная физиком Сергеем Крыловым песня «Зимняя сказка»), входили также песни Юлия Кима, Александра Городницкого и Александра Дулова. Созданный позднее квинтет пел уже классические произведения.

Именно в исполнении никитинского квинтета любители музыки услышали и полюбили «Сентиментальный марш» (стихи Булата Окуджавы), «Я вас люблю, мои дожди» (стихи Вадима Егорова), «Когда я пришел на эту землю» (стихи Николаса Гильена и Геннадия Христофорова), а также «Амазонку» (стихи Редьярда Киплинга), «Лошадей в океане» (стихи Бориса Слуцкого), «Контрабандистов» (стихи Эдуарда Багрицкого).

В 1972 году квинтет стал лауреатом 3-го Международного фестиваля политической песни в Берлине. Когда в 1970 году коллектив по техническим причинам прекратил свое существование, Сергей и Татьяна продолжили петь вдвоем. Музыкальный союз близких по духу единомышленников оказался очень плодотворным.

За время творческой карьеры Никитины неоднократно становились лауреатами фестивалей авторской песни, были постоянными членами жюри Грушинского фестиваля и активно гастролировали по стране и миру. Продолжительное время супруги совмещали творческую и научную деятельность. Только в начале 90-х они решили полностью посвятить себя музыке. В 1997 году артистам была вручена одна из самых почетных наград в поэтическом мире России – Царскосельская художественная премия.

Сергей Никитин на сцене

В исполнении этого удивительного дуэта было записано более полутора десятков пластинок и компакт-дисков с песнями как самого Сергея Никитина («Под музыку Вивальди», «Избранное», «Большой секрет для маленькой компании», «Золотая Брич-Мулла», «Поле чудес», «Времена не выбирают»), так и друзей-бардов («Часовые любви», «Наш разговор», «Со мною вот что происходит»). Также пришелся по нраву публике их детский альбом на стихи Юнны Мориц.

По сей день и стар и млад с удовольствием поют эти песни. Стоит отметить, что на работу с детьми Сергей Яковлевич никогда не жалел времени и сил. Бард и сейчас устраивает для подрастающего поколения «Никитинские встречи», на которых ребята вместе с папами и мамами слушают хиты прошлого («Александра», «Собака бывает кусачей», «Когда мы были молодыми», «Диалог у новогодней елки», «Со мною вот что происходит»), отдыхая душой и телом.

Помимо прочего, известно, что Никитина часто привлекали к работе в кино. В 1974 году на телеэкраны вышла лента «Морские ворота», для которой Сергей в соавторстве с Виктором Берковским и Юрием Визбором написал пару композиций.

Сергей Никитин и Татьяна Никитина

Участников связывала тесная дружба, естественным образом продолженная в творческой сфере. В дальнейшем товарищи писали музыку и к спектаклям (1976 год – «Мэри Поппинс», 1979 год – «Али-Баба и 40 песен персидского базара»), и к радиопостановкам (1977 год- «Большая докторская сказка»), и даже к документальным картинам («Мурманск-198», «На полюс», «Земля, улетаем надолго»)

Личная жизнь

С первой и единственной женой певец познакомился в студенческие годы. Татьяна Хашимовна влюбилась в Сергея в момент их первой встречи. Случилось это на концерте, который квинтет Никитина организовал для первокурсников.

Сергей Никитин и Татьяна Никитина

Студент-физик, играющий на гитаре, пользовался большим спросом у слабой половины человечества. В его комнате часто оставляли любовные записки с просьбами о свидании и подарки. Известен случай, когда одна из поклонниц связала музыканту свитер, который он, несмотря на зарождавшиеся между ним и Татьяной чувства, с радостью принял.

Узнав о том, что возлюбленный хвастается друзьям вещью, подаренной ему посторонней барышней, Таня выкрала свитер, распустила его и в течение пары дней связала новый, вернув кофту на место. Молодые люди узаконили свои отношения в январе 1968 года. А уже в 1971-ом Таня подарила мужу наследника Александра.

Сергей Никитин с семьей

Сейчас Сергей – счастливый дедушка. Вместе с женой они каждое лето гостят у сына в США, где супруги на протяжении 3 месяцев заботятся о внуках. В 2008 году таблоиды пестрели заголовками о том, что звездная пара разводится. Прознав об очередной сплетне, Никитины во всеуслышание заявили, что слухи об их расставании – досужие вымыслы неугомонных журналистов.

Сергей Никитин сейчас

В 2017 году дуэт Сергея и Татьяны Никитиных разъезжает по миру, выступая в разных городах и странах с хорошо знакомыми слушателям композициями. В конце сентября дружное семейство с концертными программами «Под музыку Вивальди» и «Неподведенные итоги» посетит Бельгию, а затем Кипр. В октябре Сергей вместе с женой и сыном приедут в Торонто.

Сергей Никитин в 2017 году

В марте супружеская чета в передаче «Наедине со всеми» рассказала Юлии Меньшовой и зрителям историю их любви, а в июле во время интервью на радио «BaltKom» поделилась со слушателями секретами творческого долголетия.

Известно, что мэтров бардовской песни нет ни в «Инстаграме», ни в «Твиттере». Материалы, связанные с биографией артистов (фотографии с выступлений, интервью, появления в телешоу, аккорды к записанным ранее композициям) все желающие могут найти на официальном сайте дуэта. На ресурсе также публикуется расписание запланированных на ближайшее время концертов.

Дискография

  • 1981 – «Варшава – Москва»
  • 1986 – «Синий цвет»
  • 1994 – «Под музыку Вивальди»
  • 1994 – «Сергей Никитин. Избранное»
  • 1996 – «Брич–Мулла»
  • 1997 – «Часовые любви»
  • 1998 – «Времена не выбирают»
  • 1998 – «Девочка и пластилин»
  • 2000 – «Российские барды. Татьяна и Сергей Никитины» (сборник)
  • 2002 – «Черно-белое кино»
  • 2002 – «Зимний праздник»
  • 2010 – « И снова ретро вдвоем»
  • 2010 – «Ретро вдвоем - 2»
  • 2012 – «Воссоздай, повтори, поверни…»
  • 2014 – «На этом береге…»
Page 3

Гвен Стефани

Певица, автор песен, актриса, музыкальный продюсер, дизайнер

24smi.org

Сергей Никитин

Ведущий программы СТС «Кино в деталях» Фёдор Бондарчук признан лучшим интервьюером года.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.Джош Хатчерсон грабит автозаправку.Почему короткометражная анимация проиграла, и что ее ждет завтраИстория легендарных мореплавателей, изменивших представление о мире, к 500-летнему юбилею первого кругосветного путешествия.Отношения с Джудом Лоу не привели ни к чему хорошемуАктёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картины

Page 2
Владимир Фомин  (Орел)  8.03.2019 10:03С Юбилеем! >>Светлана_А (Иркутск)  23.01.2018 10:40Уважаемые Татьяна Хашимовна и Сергей Яковлевич! Искренне поздравляю вас с золотым юбилеем вашей семьи! Счастья и здоровья вам и вашим родным на долгие годы! Спасибо за верность друг другу и... >>balkon7  (Самара)  7.11.2017 14:48А я недавно слушал их песни на стихи поэта Бориса Рыжего. Даже как то неожиданно, хотя поэт хороший - но песни не веселые. >>Владимир Плотников  11.09.2017 00:00Никитин Сергей Яковлевич (р. 1944) Он не избежал участи многих талантливых «ученых-шестидесятников», пожертвовавших большой наукой ради искусства. Сергей Яковлевич в свое время закончил МГУ, успев стать... >>Наталья-54  (Киев)  8.03.2016 20:55Интересного, талантливого человека поздравляем с днем рождения! Желаем новых песен, новых ролей и бодрого здоровья! >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 24Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru


Смотрите также