Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Николай евграфович пестов биография


профессор Николай Евграфович Пестов

профессор Николай Евграфович Пестов (1892–1982)

Пестов Николай Евграфович родился в Нижнем Новгороде 4 августа 1892 года.

Семья, к которой принадлежал Николай, считалась вполне обеспеченной. Его отец был мещанского, а мать — купеческого происхождения.

В детстве и юности он получил надлежащее образование, соответствовавшее его возрасту и социальному положению.

В 1911 году был зачислен в Императорское Высшее Техническое училище в Москве (впоследствии — МВТУ имени Баумана), на химический факультет.

Как студент, Николай выделялся среди однокурсников, подавал немалые надежды. Однако из-за начала Первой Мировой войны был вынужден оставить учёбу и отправиться добровольцем на фронт.

Пройдя курс обучения в военном училище, получил звание прапорщика, а затем назначение в запасное пехотное подразделение.

В августе 1915 года направлен в Ригу, в расположение артиллерийского полка, с целью организации защиты против химического оружия. На фронте служил отечеству не щадя живота своего, получил слуховую контузию, был представлен к наградам, заслужил отзыв со стороны воинского начальства, как выдающийся офицер.

Деятельность Н. Пестова в послереволюционный период

Наступил февраль 1917 года. С революцией изменилась гражданская и политическая ситуация в стране. Преобразования коснулись и армии.

Вскоре Н. Пестов был избран членом Полкового Комитета, а затем — назначен в Исполнительный Комитет, как председатель от представителей полка и вместе — как член Полкового Суда.

В августе 1917 года Николая Евграфовича определили в должность полкового адьютанта.

Через несколько месяцев после Февральской последовала Октябрьская революция, названная впоследствии Великой Социалистической. Страна на несколько лет погрузилась в мрачное время кровавой неразберихи.

Вскоре после октябрьских событий Н. Пестов выхлопотал у руководства отпуск и отправился на малую родину, в Нижний Новгород. По смене местных властей остался трудиться в родном для него городе, на государственной службе: сперва делопроизводителем, потом сотрудником Горпродкома.

В связи с развитием общей подозрительности в отношении бывших царских чиновников и офицеров и развернутой против них волной притеснений, в августе 1918 года Николай Евграфович был арестован вместе с множеством прочих людей, не вызывавших доверия у властей. Представители новой власти подозревали их в возможном соучастии в контрреволюционном мятеже. Несколько десятков офицеров было тогда расстреляно.

В ноябре Н. Пестов был освобожден из-под стражи. Ему, как и другим бывшим офицерам, надлежало встать на особый учет (спасти их от гибели могла лояльность и помощь властям).

Вскоре Николай Евграфович получил назначение на трудоустройство в органы Всевобуча. Не имея твердых христианских убеждений и, по-видимому, даже сочувствуя тем высоким идеям, которые декларировались с большевистских трибун, он вступил в ряды коммунистов.

Через некоторое время его назначили на работу при Управлении Всевобуча, функционировавшего при Всеросглавштабе в Москве.

Вскоре он был определен на Центральные Высшие курсы, курсантом, после чего получил звание и мандат военного комиссара.

В 1919 году, весной, Н. Пестов попал в Северную группу войск, на Восточный фронт. Проявив себя как способный и талантливый руководитель, в сентябре, в том же году, удостоился звания окружного военного комиссара, был направлен работать начальником Управления Всевобуча при Уральском Военном округе.

Несмотря на столь быстрое продвижение по службе, нельзя сказать, что Николай Евграфович принадлежал к кругу фанатично настроенных борцов за Советскую власть. Напротив, в этот период своей жизни он испытывал глубочайшие духовные сомнения.

Летом 1921 года Н. Пестов, имея желание продолжить обучение, прерванное Первой Мировой войной, демобилизовался. Возможности увольнения из рядов РККА способствовала общая стабилизация политической ситуации в стране.

Осенью того же года он присутствовал на лекции Марцинковского, которую тот читал для студентов. Содержание лекции «Жил ли Христос» глубоко тронуло душу бывшего комиссара. Как впоследствии признавался сам Н. Е. Пестов, с лекции он вышел другим человеком, христианином. В словах Евангелия, звучавших с трибуны, он нашёл ответ на многие мучившие его жизненно важные вопросы.

Увлекаемый духом Святого Евангелия, Н. Пестов внутренне отказался от линии партии и уничтожил свой партийный билет. Не пройдя очередную регистрацию, был исключен из членства в РКП(б).

Пребывая в Москве, Николай Евграфович сблизился с представителями христианского кружка в МВТУ и содействовал, в меру сил и возможностей, организации духовных встреч, лекций, бесед.

В 1921 году жил в Саратове, помогая борьбе с эпидемией тифа и голодом.

К концу лета 1922 года возвратился в Москву, и, восстановившись в студенчестве, продолжил учёбу в МВТУ. При этом, в свободное от занятий время, он посещал заседания христианского кружка.

Здесь он познакомился со своей будущей супругой, Зоей Вениаминовной. В 1923 году состоялось их бракосочетание.

Заключение под стражу

В 1925 году Николай Евграфович был принят на должность научного сотрудника МВТУ, при кафедре, занимавшейся технологией производства минеральных удобрений.

По смерти главного символа и идеолога русской революции, вождя мирового пролетариата В. И. Ульянова (Ленина) отношение государственного аппарата к деятельности студенческих христианских организаций резко ухудшилось. Собрания, конференции подпали под жесткий запрет.

Московский Христианский Студенческий кружок в скором времени был закрыт, его здание перешло в распоряжение местных властей, а участники стали подвергаться гонениям, обыскам, репрессиям.

В этой связи Н. Пестов был арестован и попал сперва на Лубянку, затем — в Бутырку. Единовременно с Пестовым были арестованы и другие члены кружка. Поначалу они размещались вместе с уголовными элементами. Всем им, казалось, грозили длительные сроки заключения, ссылки. Полагают, что большое значение в деле облегчения их участи сыграла Н. К. Крупская.

Арестованным назначили по 40 суток ареста. При этом их перевели в отдельные от уголовников камеры. Здесь они могли вести беседы и диспуты по вопросам религии и философии.

В заточении Н. Е. Пестов познакомился с одним христианином, прихожанином храма святителя Николая на Маросейке. Одно время настоятелем этой церкви был добродетельный старец, священник Алексей Мечев, а затем его место занял его сын, священник Сергий Мечев.

Дальнейшая деятельность

Освободившись из заключения, Николай Евграфович не уклонился от исполнения христианского долга. В этот период он стал прихожанином храма на Маросейке. В свою очередь отец Сергий Мечев стал ему духовным наставником и отцом.

Между тем, в семье Николая Евграфовича подрастали трое детей: два брата и сестренка. Он любил их от всей души и воспитывая, старался избегать чрезмерной педагогической строгости.

На научном поприще он сыскал себе широкую известность: преподавал в разных ВУЗах, обучал аспирантов, выступал с лекциями перед рабочими и служащими, публиковал научные работы.

В 1937 году стараниями высшего государственного руководства развернулась очередная волна политических репрессий. В жернова карательной машины попали сотни известных людей. Многие из них стали жертвой надуманных подозрений или лукавых оговоров.

На одном из заседаний, проходившем в Менделеевском институте, Н. Пестов выступил с речью в защиту арестованного ученого. Результат оказался предсказуемым: Пестова исключили из штата сотрудников.

Понимая, во что ввязался, Николаяй Евграфович ожидал скорого ареста. Однако очередного тюремного заключения не последовало. Сам он приписывал это Божественному заступничеству, осуществленному по молитвам его духовного отца, жены и детей.

В 1939 году Н. Пестов получил приглашение от администрации МИЭИ. Выдержав конкурс, он занял место заведующего кафедрой химической технологии.

В 1941 году был утвержден соответствующим определением в степени доктора химических наук.

С началом Великиой Отечественной войны большая часть советской промышленности была переориентирована на нужды фронта. Н. Пестов был освобожден от призыва по причине болезни: бронхиальной астмы. Все его научные усилия были направлены на помощь стране.

В 1942 году на фронт попал его сын, а годом позже на него пришла похоронка.

В 1943 году Николай Евграфович получил должность заместителя руководителя по учебной и научной работе. За военные и послевоенные годы он был представлен к ряду правительственных наград.

Богословская деятельность

В 50-х годах стали появляться сочинения Николая Пестова как христианского писателя.

В 60-х годах в ВУЗ, где он работал заместителем руководителя по научной части, пришло распоряжение по поводу необходимости усиления научно-атеистической пропаганды. Николай Евграфович высказал к этому негативное отношение.

Руководство, вызвав его для объяснений, в присутствии секретаря парторганизации МИЭИ, предложило ему отказаться от должности и уйти на заслуженный отдых, на пенсию. Когда, по возвращении из отпуска, он пришёл в свой институт, ему сообщили, что он уже уволен специальным приказом: тихо, без лишнего шума и торжественных проводов.

При конце жизни Николай Евграфович пребывал в молитве и скором ожидании смерти, регулярно причащался Святых Христовых Таин.

11 января 1982 года он впал в беспамятсво, а 14-го числа того же месяца мирно почил о Господе.

azbyka.ru

Николай Евграфович Пестов

Судьбы христиан, прошедших через горнило советских времен, различны. Кому-то досталась более тяжкая доля, кому-то — менее. Жизнь Николая Евграфовича Пестова, известного духовного писателя, профессора, доктора химических наук, автора книг «Пути к совершенной радости» («Опыт построения христианского миросозерцания») и «Современная практика православного благочестия» — это путь благочестивого мирянина, примерного семьянина и вполне лояльного к власти гражданина. Однако за внешним благополучием его жизни в зрелые годы скрывается внутренняя глубина, напряженная работа над собственной душой… Поучительной является и молодость Пестова — годы блужданий и отпадения от Бога.

Николай Евграфович Пестов родился 17 (4) августа в 1892 г. в Нижнем Новгороде и был последним, десятым, ребенком Евграфа Федоровича Пестова от его второго брака. Отец происходил из мещан, мать — из купеческого сословия. О родителях Николай Евграфович вспоминает, что они были очень добрые люди.

В семье отмечались церковные праздники, однако к молитве мальчика не приучали, в семье молилась только няня. Отец умер, когда мальчику было 6 лет. С 7 лет Николай занимается с сестрами русским языком, литературой, арифметикой. Раз в неделю к нему приходит диакон из Ильинской церкви и занимается с ним Законом Божиим.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, мать и сестры решили отдать его в реальное училище. Там он увлекается астрономией, химией, языком эсперанто, участвует в театральных постановках. На эсперанто он даже перевел один из рассказов Чехова. Книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса» оказала негативное влияние на жизнь юноши — прочтя ее, он стал атеистом. В то же время юноша знакомится с марксистской литературой.

После окончания реального училища Николай поступает на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического Училища. Живет в Москве у своего крестного отца, богатого купца, большей частью занимается самостоятельно в лабораториях и библиотеках, дает уроки школьникам. Посещает театр, ведет обычный для молодого человека образ жизни.

В 1914 г. поступает в военное училище, становится прапорщиком. В качестве специалиста по химии попадает на фронт, где участвует в подготовке солдат к противохимической обороне. Был случай, когда Николаю пришлось обезвреживать бомбу: чтобы довезти ее до места назначения и избежать взрыва, пришлось взять смертоносный предмет на руки и так ехать в трясущемся на разбитой дороге грузовике. В 1916 г. молодого человека производят в подпоручики, в этом же году он женится на Руфине Дьячковой, дочери присяжного поверенного.

После февральской революции Николай Пестов избирается членом полкового комитета и полкового суда. В отзыве о нем говорится: «Службу знает хорошо и несет ее серьезно. Очень тактичный, дисциплинированный и выдержанный офицер. Обладает прекрасными способностями и знаниями. Прекрасный товарищ, отзывчивого и благородного сердца». За боевые отличия награжден орденом св. Станислава III степени и орденом св. Анны III степени.

После Октябрьской революции возвращается в Нижний Новгород, поступает на работу в Нижегородский горпродком. В условиях наступления белогвардейских частей Пестова как бывшего офицера арестовывают. Он избегает смерти во время «красного террора», когда расстреливали каждого десятого из заключенных, предварительно выстроив всех в ряд. Десятым в ряду оказался тесть Пестова, стоявший с ним рядом.

Для «большей возможности служить Родине» вступает в Коммунистическую партию. Работает во Всевобуче (Всеобщее военное образование), учится на Высших курсах. Получает звание военного комиссара. В партию вступает и его жена. В 1919 г. направлен на Восточный фронт, развернутый против Колчака. И здесь жена рядом с ним. В должности окружного военного комиссара Н. Е. Пестов назначен начальником Всевобуча Приуральского военного округа. Знакомится с Троцким, которого впоследствии назовет «демонической личностью». «За каждого убитого революционера убьем пять контрреволюционеров!» — говорил Троцкий. С горечью Пестов признавал позже, что заслужил расположение Троцкого.

Во время своего последнего приезда в Екатеринбург Троцкий подарил Николаю Евграфовичу свою книгу с дарственной надписью: «Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий».

В 1921 г. от Н. Е. Пестова уходит жена, в том же году он увольняется из Красной армии. Этому шагу способствовал глубокий внутренний перелом. Однажды во сне он видит, что находится в подземелье, сзади стоят сестры, а по коридору мимо него проходит Христос, обратив на него любящий и строгий взгляд. За Христом следует дядя Пестова. Николай Евграфович просыпается в смятении и тут же осознает, что он нераскаянный грешник, что вокруг грязь и кровь… Во сне он один поклонился Христу, сестры стояли, как бы ничего не видя. Николай Евграфович пишет, что в ту ночь Господь вошел в его сердце и с тех пор никогда не покидал его.

После увольнения из армии Пестов переезжает в Москву, восстанавливается в МВТУ. Родственники не принимают его, за глаза называя «чекистом». Случайно он попадает на лекцию В. Марцинковского, лидера движения христианских кружков, под названием «Жил ли Христос». «Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы», — пишет Николай Евграфович. Слезы полились из глаз, и остаток вечера он проплакал. С лекции молодой человек вышел христианином. Он становится членом христианского кружка в МВТУ. В том же году посещает Поволжье, охваченное жутким голодом, видит все ужасы эпидемии тифа. В кружке знакомится с будущей женой, Зоей Вениаминовной, и вскоре, в 1923-м, они женятся. У них рождаются сын Николай, дочь Наталья и сын Сергей.

Новые убеждения не позволяют Н. Е. Пестову оставаться в партии, он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию и был исключен из рядов РКП (б).

В 1924 г. проводит 40 дней в Бутырках вместе с другими членами христианского кружка. В тюрьме он встречает человека, бывшего членом общины храма во имя свт. Николая на Маросейке. Выйдя из тюрьмы, поступает под духовное руководство о. Сергия (Мечева), становится членом маросейской общины. Этот храм становится его вторым родным домом. В нем тогда бывали всенощные службы, продолжавшиеся до утра. В храме Николай Евграфович становится кем-то вроде старосты. Здесь происходит его становление как христианина, он постепенно приучает себя к постоянной Иисусовой молитве, переживая всю глубину зла, в которую погружалась его душа, когда он не был христианином. К этому же времени относится его «генеральная» исповедь во всех грехах, совершенных в жизни. Он совершает паломничество в Дивеево, самостоятельно изучает богословскую и философскую литературу, в т. ч. Добротолюбие, книги В. Соловьева и П. Флоренского.

По воспоминаниям дочери, «от папы всегда веяло лаской, тишиной и покоем». Он был со всеми сдержан и учтив, и его все любили. Наталья Николаевна пишет, что ее «чувства к отцу с годами перешли в чувства к Богу: чувство полного доверия, чувство счастья — быть вместе с Любимым; чувство надежды, что все уладится, все будет хорошо; чувство покоя и умиротворения души, находящейся в сильных и могучих руках Любимого». «Строго папа нас никогда не наказывал, а мама говорила: «Дети из тебя веревки вьют!» Но папа отвечал: «Где действует любовь, там строгость не нужна». Отец водил детей в церковь, особенно любила эти походы дочь, она пишет, что «быть в течение нескольких часов рядом с отцом было для меня счастьем». Но в 30-е годы все храмы позакрывали, ходить стало некуда, да и дома иконы попрятали в шкаф и закрыли занавесками. В семье под видом матери Николая Евграфовича жила монахиня матушка Евникия.

Когда дети подросли, родители стали нанимать гувернанток-немок, и вскоре дети свободно объяснялись по-немецки. Одна из гувернанток оказалась сектанткой, и на адрес Пестовых стали приходили сектантские письма, что привело к аресту Зои Вениаминовны. Следователи говорили ей, что муж арестован, дети — в детдоме, на вопрос «за что?» отвечали: «Скажите сами», провоцируя женщину. Все это происходило с ней в Самаре, мужа в тот момент рядом не было. Узнав о случившемся, Николай Евграфович отправился в Самару. Бродя вечером по городу, он прочитал трижды тропарь преподобному Серафиму и попросился на ночлег в третий по счету дом. Оказалось, что одна из живших в нем девушек работает в тюремной больнице, где как раз лежала Зоя Вениаминовна, и могла рассказать ему о ней. К счастью, жену вскоре выпустили на свободу.

Однажды Николай Евграфович ехал в поезде, думал о своем и не участвовал в разговоре попутчиков. Один из них, как многие в то время, охваченный бесом подозрительности, заявил, что неразговорчивый пассажир — враг народа и его следует сдать соответствующим органам. С Пестовым была Библия — ее обнаружение при обыске повлекло бы арест. К счастью, один из участников компании пообещал напоить угрожавшего перед прибытием поезда и Николаю Евграфовичу удалось вовремя покинуть вагон.

Иногда в доме Пестовых служились литургии. Собравшиеся разговаривали шепотом, а пели тихо — «как комарики жужжат».

Профессиональная карьера Николая Евграфовича развивается успешно, он получает благодарности и грамоты за ударный труд, работая преподавателем и научным сотрудником в различных московских институтах и специализируясь в области технологии производства химических удобрений. Без неприятностей дело, правда, не обходится. Пестов выступил против ареста проф. Юшкевича, заведующего одной из кафедр Менделеевского института, и его увольняют из института. Семья ждет дальнейших репрессий, но Пестова даже не арестовывают. В 1941 г. он защищает докторскую диссертацию. Всего за свою жизнь Николай Евграфович написал около 160 научных работ, монографий и статей. В 1944-м его награждают орденом Красного Знамени, в 1953-м — орденом Ленина, который ему вручал Калинин на президиуме Верховного совета СССР.

Однако работа не мешает ему много времени посвящать детям. Он проводил с ними все свои отпуска — играл с ними в теннис, крокет, волейбол, учил плавать, катал на лодке. Зимой он ходил с ними на каток и сам катался на коньках. Вообще атмосфера в семье была аскетической, и, если бы не дети, было бы грустно. Отец строго постился, и между ним и мамой постоянно возникали скандалы, когда она просила его поесть скоромного. Отец стремился к святости, и его аскетическая жизнь была не под силу супруге. Это вызывало напряжение в семье, дети молились о мире между родителями и были очень рады, когда заставали их прильнувшими друг к другу и веселыми.

Узнав о начале войны, Зоя Вениаминовна задрожала и стала повторять: «Убьют Колю, убьют…» — что впоследствии и произошло. Семья не поехала в эвакуацию, осталась в Москве. Дети не бегали в убежище во время бомбежки, а ложились спать, помолившись и с твердой верой, что без воли Всевышнего «не пропадет и волос с головы».

В 1943 г. в бою погибает старший сын Николай.

К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения. Все стены кабинета он завесил иконами и религиозными картинами Васнецова и Нестерова. Он снова ходил в храм и не боялся встретить там своих сослуживцев или студентов.

Студенты любили профессора Пестова. Он не заставлял их зазубривать формулы, не боролся со шпаргалками, поэтому ими никто не пользовался. На экзамены и зачеты он разрешал студентам приносить с собой и держать открыто на столе какие угодно учебники, тетради и записи.

В конце 50-х годов Николаем Евграфовичем были написаны первые труды по богословию. Он объединил их в два тома под названием: «Пути к совершенной радости, или Опыт построения христианского миросозерцания». В те же годы была написана первая редакция книги о погибшем на фронте сыне, а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом». В 68 лет Пестов уходит на пенсию, точнее — его увольняют за отказ вести атеистическую пропаганду в учебной работе. С этих пор он посвящает себя богословию, изучает отцов Церкви, знакомится с католической и протестантской теологией и говорит даже, что это сроднило его душу с западным христианством. После ознакомления с западными религиозно-философскими работами он стал воспринимать всю христианскую Церковь как целое, как единое древо с ветвями.

Причины написания богословских трудов были следующие: прекращение продажи в СССР духовной литературы, желание сказать о христианской жизни по-новому, сообразно новым условиям и, наконец, желание поделиться личным опытом. Против его ожидания работы Николая Евграфовича начали расходиться по стране. Из огромной массы духовной информации, которую получал при прочтении богословской литературы, Пестов выбирал то, что непосредственно имело отношение к жизни современного христианина.

Николай Евграфович получал много благодарных отзывов, в т. ч. и от патриарха: «Ваши труды очень и очень нужны людям. Спасибо Вам… Господь да благословит Вас во всех Ваших делах…» (Патриарх Московский и всея Руси Пимен, 14 мая 1977 года).

Зоя Вениаминовна тоже была человеком удивительных дарований. Она знала и помнила массу исторических событий, имен, и ее можно было слушать часами. Она захватывающе читала наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Надсона и многих других поэтов. Она жила духом апостольства: могла подойти к любому в храме и спросить: «А понимаете ли, что поют, что читают?». И тут же готова была не просто объяснить, а зажечь душу собеседника такой же верой, какую имела сама. Особенно это часто случалось с молодежью. Ее слушали с удовольствием, часто уже после службы где-нибудь в сквере она продолжала делиться с человеком самым дорогим. Так случилось и за несколько дней до ее кончины. Она еще долго просвещала молоденьких девушек-студенток после службы на улице в Сокольниках. Было холодно, Зоя Вениаминовна простудилась, получила воспаление легких и умерла. Произошло это в 1973 г.

В вечную жизнь Николай Евграфович провожал супругу горячей слезной молитвой. Он больше года без конца читал акафисты и каноны об упокоении души супруги, часто сидел отрешенный от жизни, не замечая времени, забывая обо всем… Но время исцелило его душу; в 75-м он переехал на новую квартиру, жизнь вокруг него била ключом, и он снова стал живым и радостным.

С годами жизненный подвиг Николая Евграфовича не слабел, но только усиливался. Дети пишут, что отец настроил себя на такой четкий и жесткий режим, что порой приходилось только удивляться его выносливости. Весь день пожилого человека был четко расписан — буквально по минутам. Он считал своим долгом приготовить внукам завтрак и проследить, чтобы они не опоздали на занятия.

Большая часть времени после увольнения с работы уходила на прием посетителей. Люди тянулись к нему, как мотыльки на свет. Это были и старые друзья, бывшие члены христианского студенческого кружка, и «маросейские», но было среди приходивших и много молодежи. Николай Евграфович не жалел и не боялся давать им редчайшие книги из каталога духовной литературы, всегда помня, что книга только тогда приносит пользу, когда ее читают. В последние годы жизни он преимущественно сосредоточил всю свою работу на размножении духовной литературы, не издававшейся государственными издательствами. Литературу увозили во все концы в немалых количествах, что весьма радовало «издателя» и придавало ему новые силы.

Вот как пишет в своих воспоминаниях о Николае Евграфовиче один близкий ему человек: «Больше всего я в нем ценила понимание души людей без долгих разговоров, порой совсем без слов, даже без взгляда, а просто одним присутствием…» Провожая посетителя, если тому предстояла дорога, он непременно молился с уходящим о предстоящем путешествии.

Каждую неделю Николай Евграфович причащался Святых Христовых Таин за ранней воскресной литургией. Всенощные, акафисты, Великий канон св. Андрея Критского, службы Страстной седмицы он обычно вычитывал келейно. Не спеша, умилительно и с глубокой сосредоточенностью проходили часы этих молитвословий в его комнате. Принимали участие в этих молитвах и внуки, читая Трисвятое, шестопсалмие и тихонько подпевая за дедушкой знакомые ирмосы.

Внуки еще при жизни его служили иподиаконами в Ильинской церкви в Обыденном переулке на Кропоткинской, где служил и патриарх. Хиротонию его внука (монаха Сергия) во диакона совершал сам Патриарх Пимен.

Последние месяцы перед смертью Николай Евграфович почти не вставал. Давала о себе знать тяжелая болезнь желудка. После Рождества 1982 года силы окончательно оставили его. Он скончался в ночь на 14 января 1982 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святого Василия Великого, которого очень чтил.

В заключение приведем сжатые формулировки-девизы, составленные Николаем Евграфовичем Пестовым на все случаи жизни.

  1. Богу — трепет, ожидание смерти, страшного суда, непрестанная молитва.
  2. Людям — любовь, приветливость, ласковость, неосуждение и быть всем слугой.
  3. Молитве — тщательность.
  4. Поступкам — волю Господню.
  5. Словам — большую осторожность.
  6. Мыслям — беседу с Господом (непрестанную молитву) и память о смерти.
  7. Телу — суровость.
  8. Пище — умеренность.
  9. Внешности — бодрость, жизнедеятельность и услужливость.
  10. Душе и памяти — плач о грехах.
  11. Времени — бережливость.
  12. Труду — тщательность и усердие.
  13. Деньгам и материальным благам — щедрость.
  14. Просьбам — внимание и выполнение.
  15. Своим личным интересам — забвение.
  16. Обидчикам и укорителям — благодарение.
  17. Похвалам — молчание и внутреннее самоуничижение.
  18. Соблазнам — бегство.
  19. Смеху — воздержание.
  20. Памяти — бездну грехов совершенных.
  21. Отношению к окружающим — терпение.
  22. Болезням — терпение с благодарением. у христиан нет слова «несчастье», но «воля Божия».

Слава Богу за все!

www.tayninskoye.ru

omiliya.org

Пестов Николай

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Это выражения, как ни какое другое, подходить для характеристик Николая Пестова, профессора, доктора химических наук и православного духовного писателя, богослова и верного сына Божьего.

Пестов Николай Евграфович — известный богословский философ, исследователь Писания, прошел путь от комиссара до доктора химический наук, теолога и богослова, известный во всем мире подвижник Господний.

Семья и детские годы

17 августа 1892 года в семье мещанина Пестова родился десятый ребенок, сын Николка. Скромная, трудолюбивая и наделенная необыкновенной сердечной теплотой мать Коли была настоящей берегиней семьи, несмотря на то, что у Пестова старшего это был второй брак.

Николай Пестов

Николке младшему было всего шесть лет, когда не стало отца, и все тяготы жизни легли на плечи матери. Семья Пестовых не отличалась особой религиозностью, в доме традиционно отмечались великие православные праздники, но никто ежедневно не молился и не соблюдал посты.

В доме жила няня староверка, ревностно исполняющая все каноны церкви, которая научила Колю первым молитвам. Через год после смерти отца младшего сына начали приучать к наукам. Сестры обучали мальчика русскому языку, математике, чтению. К Закону Божьему мальчика приобщал диакон церкви из Ильинска.

Годы учебы и становления

В возрасте 11 лет Пестов начал обучение в реальном училище, где проучился 8 лет и по окончании его получил право для поступления в вуз. Темпераментный молодой человек отличался всесторонними интересами. Юношу интересовали бабочки и основы эсперанто, химические опыты и участие в театре училища.

Считая себя атеистом, юноша метался в поисках ответа на мучившие его вопросы по поводу жизни и смерти Христа. После окончания училища Пестов становится студентом химического факультета в Императорском Московском Высшем Техническом Училище, живет у крестного отца в Москве, ведет обычную для студентов светскую жизнь.

Первая мировая война и революция

1914 год внес свои коррективы в жизнь юноши, который из патриотических побуждений меняет техническое училище на военное. Пестов выпускается в чине прапорщика, специалиста по противохимической обороне.

Служа на фронте, в 1916 году подпоручик Пестов женится. Руфина Дьячкова была дочерью присяжного поверенного. За боевые заслуги тактичный и храбрый офицер награждается орденами святого Станислава и святой Анны третьего степени.

После революции Пестов Николай Евграфович, биография которого начиналась в Нижнем Новгороде, возвращается в родные края и работает в горпродкоме.

Из-за опасения, что бывший офицер поддержит наступающих белогвардейцев, Пестов и его тесть были арестованы 13 августа 1918 года, тестя расстреляли, и Николаю удалось выйти на свободу 2 ноября того же года.

В 1918-1919 году бывший офицер старой гвардии и его жена вступают в ряды коммунистической партии. После окончания Центральных Высших курсов Всеобуча военный комиссар Пестов в составе Северной группы Восточного фронта отправляется на борьбу с войсками адмирала Колчака, верная жена всегда рядом.

После разгрома Колчака в 1919 году уже окружной военный комиссар становится начальником управления Всеобуча при Приуральском военном округе. Знакомый с Троцким, Каменевым, Тухачевским военный комиссар волей-неволей становится свидетелем и соучастником очищения страны от «врагов народа», о чем позже напишет, как о зле и кошмаре.

Переломный момент и познание Христа

Трудно поверить, по словам самого Николая Пестова в начале марта 1921 году ему во сне явился Иисус Христос. Во сне все присутствующие, а среди них сестры комиссара, стараются не замечать Христа, за которым следовал их дядя, Николай не успел отвести глаза, и его пронзила доброта и строгость от взгляда Христа.

Этот сон изменил мировоззрение Пестова, некогда комиссар уходит из армии, это стало причиной развода с Руфиной, они больше никогда в жизни не встречаются. Печать «чекиста» отделила Пестова от родственников, с ним мало кто заводит дружбу. Жажда познания Христа приводит некогда атеиста в 1921 году на христианскую встречу, где он прослушал проповедь «Жил ли Христос».

Простые и доступные слова словно открыли глаза все еще коммунисту, особая радость и чувство свободы наполнили находящуюся в постоянной скорби душу. Позже сам Пестов напишет, что именно в тот момент в нем умер Савл, и родился Петр.

Как член христианского кружка начинающий христианин помогает Зое Бездетной готовить лекции, молодые люди постепенно узнают друг друга, и через 2 года молодая пара встала под венец. Новые убеждения заставляют Н. Пестова принять решение выйти из рядов коммунистической партии, сжечь партбилет. Не прошедшего регистрацию коммуниста исключают из рядов компартии.

Николай и Зоя Пестовы

В 1923 году организатора христианского кружка В. Марцинковского высылают за границу, за религиозную деятельность в 1924 году осенью арестовывают и Николая. На 40 дней Бутырская тюрьма стала его местом жительства, там жаждущий Бога ученый знакомится с отцом Мечевым, сыном старца Алексия Мечева.

Важно! Старец Алексий благословил отца Сергия стать духовным наставником Н.Пестова, после чего тот постоянно бывал в старинном храме на Маросейке, наполняясь Иисусовой молитвой.

После «генеральной исповеди» и совершения паломничества в Дивеево в мир возвращается зрелый христианин, принявший решение посвятить свою жизнь изучению богословской и философской литературы, исследованию глубины православной веры.

Православную семью Бог наградил тремя детьми, двумя сыновьями и любимицей отца дочерью. Дети вместе с родителями постоянно присутствовали на богослужениях, в доме регулярно читались молитвы и соблюдались посты.

Время гонений и возрастаний

Начались гонения, в начале тридцатых годов храмы закрываются, начинаются аресты и расстрелы священников. Не минула эта участь Никольскую церковь на Маросейке и отца Сергия. За веру во Христа и поклонение Богу отправляли в тюрьму и ссылку.

В Пестовском дома прятались иконы, тайно проводили богослужения, и даже жила монахиня Евникия, ее представили родственницей. Особенно тяжело было детям в школе, но любовь отца, посвящавшего общению с ними все свободного время, покрывала все тягости школьной жизни.

Пребывавшая по делам в Самаре Зоя Вениаминовна по оговору была арестована, муж бросился ее выручать, но при этом он не искал связи, а усердно молился. Читая тропарь святому Серафиму Саровскому, Пестов оказался перед домом, в который и решился попроситься на ночлег. Это был дом медсестры с тюрьмы, через которую супруги и общались, а вскоре Зою выпустили.

Николай Евграфович успешно продвигался по карьере химика, преподавая в вузах Москвы, до 1933 года был заведующим кафедрой в Военно-химической академии, в 1937 году переходит в МХТИ им. Менделеева, руководит дипломными проектами, читает лекции в различных предприятиях, защищается и работает с аспирантами. Только молитвы членов семьи спасли ученого от репрессий 1937 года.

В 1939 году Н.Е.Пестов заведует кафедрой в МИЭИ, в начале 1941 года защищает докторскую диссертацию. Бронхиальная астма стала причиной освобождения доктора химических наук от призыва в армию, но уходит на фронт старший сын Коля и погибает. Любящий отец увековечил память о сыне в книге «Жизнь для вечности».

Книга Н. Пестова «Жизнь для вечности»

Н. Пестов активно работает, много печатается, становится известным как в стране, так и за рубежом. Его исследования вносят прогресс в оборонную промышленность, за что впоследствии ученого наградили орденом Красного Знамени, а в 1946 году вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Время выбора и богословское наследие

После войны доктор наук открыто заявил о своих религиозных убеждениях, в его рабочем кабинете появились святые образа и картины на библейские темы. Николая Пестова с супругой часто видят в храмах на богослужениях. После выхода на пенсию профессор продолжает научную и педагогическую деятельность, сам Калинин вручил ему орден Ленина.

Интересно! Во второй половине двадцатого столетия Николай Евграфович исследует письма и послания Отцов церкви и святых, свои выводы он описывает в двухтомнике «Пути к совершенной радости, или Опыт построения христианского миросозерцания».

Написанные доступным языком послания, в которых ученый делился собственным опытом познания Бога и своими личными откровениями, стали широко востребованными по всей стране. В начале 60-х перед заместителем директора МИЭИ Н.Е. Пестовым встал выбор, остаться в институте или уйти на пенсию.

По распоряжению партии по всей стране активизировалась антирелигиозная работа, и за отказ сотрудничать с коммунистами великого ученого с мировым именем отчислили с занимаемой должности за приверженность к религии. Талантливый ученый все свои силы направляет на написание богословских трудов, в это время он работает над монументальной диссертацией «Пути к Совершенной радости».

Важно! Сам Патриарх Московский и всея Руси Пимен в 1977 году прислал благодарственное письмо за труды, помогающие людям Советского Союза вернуться в лоно православной церкви, а христианам глубже окунуться в красоту православия.

После исследования книги Иоанна «Апокалипсис» выходит в свет замечательная книга «Свет откровения», показывающая важность единства Церкви Господней на земле. Искренне раскаявшись в делах молодости, Николай Пестов, книги которого буквально расхватывались с прилавков, до конца жизни был очень строг к себе. Он много молится, соблюдает все посты и посещает богослужения.

Н. Пестов «Современная практика православного благочестия»

Великая слава не стала поводом для гордости и тщеславия, раскаявшись в своих грехах, знаменитый богослов до конца жизни, по его словам, осознавал свое ничтожество перед Богом. Таинство исповеди и Причастия было неким импульсом жизни подвижника, наслаждавшего буквально зачитыванием акафистов, Великого канона.

Пламенная молитва, живые беседы с Богом переплетались с огромной любовью к ближним, особенно к внукам, которым великий ученый и богослов собственноручно готовил завтраки, беседовал с ними о Боге.

Смерть в 1973 году любимой жены, друга, помощница, с которой Николай Пестов прожил полвека, на два года повергло его в скорбь. Время лечит, постоянное чтение молитв и канонов об упокоении души супруги вернули жизнерадостность подвижнику.

Огромную радость Николаю Евграфовичу доставляли внуки. В день благословения и получения благодарности от Патриарха Пимена в 1977 году в церкви Ильи Пророка на Кропоткинской, где диаконами служили два внука Пестова, сам Патриарх рукоположил еще одного внука, монаха Сергия в чин диакона.

Последние дни и смерть

Страдая болезнью кишечника и язвой желудка, выдающийся ученый и богослов Николай Евграфович Пестов очень страдал, он понимал, что дни его жизни на земле сочтены. В середине 1981 года Николай Евграфович попросил пригласить священника для соборования, после чего Бог немного облегчил его страдания.

Последние месяцы перед смертью Божий подвижник каждый день принимал Причастие, непрестанно находясь в молитвах. Пережив Рождество 1982 года, Николай Пестов теряет сознание и в праздник Обрезания Господня уходит к Богу. Его похоронили около могилы Жены в деревне Гребнево Московской области на кладбище Смоленско-Никольской церкви.

Пестов Николай Евграфович

molitva-info.ru

Пестов, Николай Евграфович - это... Что такое Пестов, Николай Евграфович?

Николай Евграфович Пестов (17 августа 1892 — 14 января 1982) — богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор.

Биография

Н.Е. Пестов родился 17 августа 1892 г. в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать – из купеческого сословия. С 1903 г. по 1910 г. Н.Е. Пестов учился в реальном училище, а в 1911 г. поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища (позднее - МГТУ им. Баумана). В 1915 г. с четвёртого курса МВТУ Н.Е. Пестов ушёл добровольцем на фронт. С февраля по август 1918 г. Н.Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме. В декабре 1918 г. вступил в Коммунистическую партию. Потом работал в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе (г. Москва). В сентябре 1919 г. ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили его начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ. На этой должности он оставался до 1921 г. В 1921 году пережил духовный опыт, приведший его к вере. В июле 1921 г. Н.Е. Пестов увольняется из рядов РККА и в 1922 г. выходит из партии. Вернувшись в Москву, заканчивает МВТУ и делает блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах. В январе 1941 г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, которые до сих пор не утратили своего научного и методического значения. В 1940-х гг. избирается деканом, а затем назначается заместителем директора по учебной и научной работе Московского инженерно-экономического института имени С. Орджоникидзе. Автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом «Современная практика православного благочестия (Опыт христианского миросозерцания)». Скончался Н.Е. Пестов 14 января 1982 г. Погребен на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Публикации

Книги

Статьи

Фильмы

По книге Н. Е. Пестова «Современная практика православного благочестия» снят фильм «Цeль жизни xpиcтиaнcкoй и пyть cпaceния». — TК Paдocть мoя, TК Coюз 2009-06-18.

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также