Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Николай гринько биография личная жизнь


Вдова николая гринько айше чулак-оглы: «шестнадцать лет прошло со дня смерти моего грини, а я...

22 мая народному артисту Украины исполнилось бы 85 лет

Хрупкой Айше, турчанке по линии отца, было 25 лет, когда она увидела конферансье Николая Гринько. Ему тогда уже стукнуло 37. Но их первая встреча не стала судьбоносной. Девушка-скрипачка и актер просто кивнули друг другу и разошлись. Им понадобился год, чтобы стать мужем и женой и потом тридцать лет(!) чувствовать себя счастливыми…

«Смерть была для Грини, как подарок… »

Знаменитый актер умер 10 апреля 1989 года. Учитывая страшный диагноз Николая Гринько — лейкемия, это была смерть, о которой можно только мечтать. Он просто заснул и не проснулся…

- У Грини (так ласково называет Айше мужа.  — Авт. ) давно были проблемы с кровью, — рассказывает Айше Рафетовна.  — Ему часто подливали кровь… Помню, в понедельник, 10 апреля, во второй половине дня мужа должны были выписать из больницы. С утра я наготовила ему паровых котлеток. Пришла в палату, покормила. Гриня протянул мне одну и шутя предложил: «Сама-то попробуй, что я ем… » Потом решил немного поспать. И я возле него задремала. Вдруг будто током меня ударило. Подскочила на кресле, смотрю: Гриня лежит с закрытыми глазами и ТАКОЙ красивый… Я сразу все поняла. Прибежали реаниматоры, меня отодвинули в сторону, а к груди мужа приставили «утюги». Но все уже было бесполезно. Эта смерть была для него, как подарок. От лейкоза Гриня мог бы очень тяжело умирать. А так заснул, и все…

- Он чувствовал приближение смерти?

- Думаю, да. Друзья сказали, что накануне они приходили в больницу и Гриня сокрушался: «Как Айше теперь будет жить без меня?» И все же мы надеялись, что ему в очередной раз удастся выкарабкаться.

- Значит вы не успели проститься?

- Только во сне. Первый раз Гриня приснился мне на сороковой день после смерти. Будто я стою в комнате, раздвигаю дверь и наталкиваюсь на следующую, потом еще. И вдруг, отодвинув третью, вижу: передо мной проплывает лицо мужа. Молодое, красивое. Гриня смотрит на меня лукавым взглядом, подмигивает и говорит: «Все в порядке». Второй раз Гриня приснился мне через несколько лет после смерти. Я стою в толпе и ищу его. Вдруг мне говорят: «Да чего вы ищете, ваш муж ушел к другой женщине!» Вижу кровать, на которой лежит Гриня. Я к нему: «Это правда?» Он молчит, и я понимаю, что да. Помню: проснулась в поту, побежала к дневнику и написала: «Гриня, я тебя отпускаю к женщине. Но единственной — Божьей Матери… »

Миниатюрная девочка с восточным именем Айше родилась в Киеве. В семье турецкого подданного и украинки. Ее детство прошло в просторной коммунальной квартире, где жила еще одна семья, бездетная. Анна Францевна прекрасно пела, а Николай Францевич музицировал. Айше часто бывала у них. И один раз супруги Пашкевич посадили пятилетнюю девочку за пианино. Ее любовь к музыке началась именно тогда. А через какое-то время Айше назвала соседей… мамой и папой.

- Но это вовсе не означало, что я страдала от отсутствия любви в родной семье, — рассказывает Айше.  — Наоборот! Просто у меня было два папы и две мамы. Никто этому не противился, а я получала в два раза больше любви. Мои вторые родители отвели меня в музыкальную школу и мечтали о том, чтобы я стала выдающейся скрипачкой. У меня для этого были все задатки. Но… Я уехала на гастроли с джазовым оркестром, и скрипка была забыта. Однако, если бы я этого не сделала, то никогда бы не встретила ЕГО. А свою судьбу я бы не хотела поменять ни на какую другую.

- Вы помните первую встречу с Николаем Гринько?

- Конечно! Но тогда он не произвел на меня никакого впечатления. Это было возле филармонии, Гриня стоял с музыкантами и что-то громко рассказывал, жестикулируя. Он уже тогда был известным конферансье, а я — всего лишь студенткой-скрипачкой.

В 1955 году в Киеве организовывался первый джазовый оркестр в Украине. Мне предложили там работу. Но это значило, что придется бросить альма-матер. И тем не менее я решила попробовать.

Гриня же был вызван в Киев из Запорожского драматического театра. Он родился и вырос в семье потомственных актеров. Однако сам специального актерского образования не имел. Пришел в Запорожский театр прямо из армии. Сначала ему давали маленькие роли, а потом стали доверять и главные. Но Гринько в это время увлекся конферансом. Кстати, перед тем, как ему сделали предложение работать в джазовом оркестре, Гриню приглашали работать в… Киевский цирк! Клоуном. Он действительно был потрясающим комедийным актером. И долго думал, что будет играть только в комедиях. Я раньше его поняла, что это не так…

«За тридцать лет совместной жизни муж ни разу не признавался мне в любви»

- У вас была приличная разница в возрасте…

- Не так уж много — 12 лет. На самом деле, я никогда ее не чувствовала. Мы пришли друг к другу, имея багаж собственных проб и ошибок. Гриня к тому времени был женат, а я вот-вот должна была расписаться. Но… не судьба. У Грини была необычная красота. О таком говорят: настоящий мужик.

- И когда же вы, наконец, разглядели этого настоящего мужика?

- Все произошло случайно. Нас обоих будто током ударило. Мы же часто гастролировали, практически жили в поездах. Вот и стали частенько болтать о том, о сем. Выйдем в тамбур покурить и не можем наговориться.

А потом как-то поехали на гастроли в Одессу. Вечером все музыканты решили сходить в оперный театр. Гринько мне тогда уже очень нравился. И вот я выпендрилась в самое красивое платье, а лодочки на шпилечке взяла с собой. Прихожу в театр, переодеваюсь и вдруг вижу, что одну туфлю забыла в номере. Бегом в гостиницу, спрашиваю у дежурной, давно ли ушел Гринько, а она удивленно: «Так ведь он в номере!» Я поднялась, дверь открыта, Гриня спит. Тихонько на цыпочках подкралась к кровати, а он вдруг открыл глаза, обнял меня за шею, потянул на себя и поцеловал… В общем, потом нам пришлось разговаривать со своими «вторыми половинками» и с родителями. Было непросто…

- Свадьбу гуляли?

- Какая там свадьба?! Времени между гастролями не хватало ни на что. Когда мы устали оправдываться в гостиницах, почему просим селить в одном номере, Гриня сказал: «Это уже невозможно! Пошли распишемся». И через пару дней мы расписались. Без банкета и гостей. Мне купили золотое обручальное кольцо, а Грине отдал свое мой отец. Кстати, это муж решил, что я останусь на своей девичьей фамилии. Пусть, говорит, твоему папе будет приятно.

Ради любви Айше пожертвовала своей карьерой. Первое время она пыталась еще работать в оркестре Украинского радио, но потом поняла, что частые командировки мужа могут развести их навсегда. А так дороги были каждые минуты общения… И она стала повсюду ездить с Гринько. Он называл ее Махой, Киевской Венерой и просто Шишкой. В актерской среде даже появилась шутка: «Гринько хороший парень, только от него Айше пахнет… »

- Я никогда не боялась стать его тенью, — вспоминает Айше.  — Единственное, о чем жалею — не успела увидеть его на театральной сцене, а он так и не услышал, как я играю на скрипке. Лишь однажды на гастролях, после концерта, я уединилась в комнате, где стоял рояль. Было темно. Я играла… Оказалось, что Гриня тихонечко подкрался и слушал меня. Когда я закончила, он подошел, обнял меня и прошептал: «Ты та, которую я так долго искал… »

- Муж часто признавался вам в любви?

- Никогда! Гриня не говорил «люблю». За 30 лет совместной жизни я не услышала ни разу этого слова. Слова нам были ни к чему, мы чувствовали друг друга.

- Вы ревновали его?

- По своему характеру я совершенно не ревнива. Да и Гриня мне не давал для этого повода. Даже когда на съемках… целовался с Мариной Влади. Помню, утром накануне он подошел ко мне, обнял и сказал: «Знаешь, не ходи сегодня на съемку, а то ты будешь смущать Марину». Он даже не мог подумать, что это смутит меня! А вот сам был ужасно ревнив, особенно в первые годы. Мог завестись буквально из-за пустяка. Потом изменился. Просто муж видел, что для меня значит, обмануть его было нельзя.

- Часто ссорились?

- Не могу вспомнить ни одной ссоры. Честно! Наверное, потому, что у нас было много общего. Как-то Гриня написал в своем дневнике: «Знаю, мне многие завидуют, что я так счастлив… » А мне лукаво говорил: «Ну почему так? Везде ходят-бродят красивые бабы, а мне нравится вот эта, маленькая… »

- Вы, простите, ему по куда были?

- Подмышку. Когда мы познакомились, у Грини был рост 198 сантиметров. А у меня — 155. С годами у него, видимо, опускался позвоночник, и муж мне «подарил» три сантиметра: у него стало 195, а у меня — 158. Однажды на съемках картины «Города и годы», где Гриня играл с Любовью Орловой, она мне предложила: «Айше, давайте померяемся». Оказалось, что Орлова была еще ниже меня! «Вы очень похожи на нас с Александровым, — как-то призналась она.  — Даже ростом».

- Николай Григорьевич всегда был такой худой?

- Мама Грини рассказывала, что до 16 лет ее сын ходил «в девочках» — был невысокого роста и пухленький. А потом резко вымахал и постройнел. Правда, в последние годы жизни, когда Гриня бросил курить, он поправился на десять килограммов.

«В Госкино посмотрели пробы и сказали, что Гринько — кто угодно, только не папа Карло»

Говорят, Гринько всю жизнь мечтал о собственной машине. На что Айше ему говорила: «Гриня, ну в какую машину с твоими ногами влезешь?» А он ей в ответ: «В «Запорожец». Так и не купили. И порыбачить ему удалось всего несколько раз. А ведь Гринько так любил «тихую» охоту. Бывало, приедет из командировки, размотает прямо в квартире катушки с леской, разложит удочки и… наслаждается. Да еще всегда мечтал о собственной даче. Под конец жизни даже собрался ее купить. Поехали они с Айше на участок, посмотрели и… отказались. «Не для нас это, — сказал Гринько.  — Мы с тобой все время в разъездах… »

- У нас и квартиры-то своей долго не было, — рассказывает Айше.  — Сначала жили по съемным. Когда умерли мои вторые родители, их комнатка перешла к нам. Потом мы построили кооператив. А когда из Запорожья приехала Колина мама, то попросили дать нам трехкомнатную квартиру. Все-таки Гриня был ветераном, орденоносцем, народным артистом. Но ему отказали. Я один раз в жизни видела, как он плачет — именно тогда, от обиды. И пока мы не вернули деньги государству за кооперативную квартиру, нам не дали новую. В результате предложили те же две комнаты, только с большим коридором. Коля пожил в этой квартире всего четыре года.

- Что это за история с французским пеньюаром, который вам подарил Гринько?

- Как-то муж сказал, что за первый же большой гонорар купит мне то, что я пожелаю. «Просто покажешь пальцем», — провозгласил Гриня. Когда деньги были получены, мы, помня о его обещании, зашли в первый попавшийся комиссионный магазин, и я ткнула в витрину. Что там лежало, я даже не поняла. Продавщица как-то странно на меня взглянула, а Гриня говорит: «Заверните, мы это берем». Домой мы практически бежали — так интересно было узнать, что же купили. Разворачиваем, а там… французский розовый пеньюар. И точь-в-точь моего размера! Нам как раз предстояла поездка на съемки в Одессу. Думали, будем жить в приличной гостинице, но нас поселили на дебаркадере, в комнатке с одной узенькой кроваткой. Гринько спал на ней, а я в пеньюаре под ней. Но когда мы ехали обратно и проезжали мимо шикарной гостиницы, Гриня хитро посмотрел на меня и сказал: «Все, что захочешь!» Мы сняли номер на сутки и провели потрясающий вечер. Уж тогда я блистала в своем пеньюаре…

- Муж часто одаривал вас?

- Вот это колечко подарил (золотые веточки, украшенные рубинчиками и бриллиантиками.  — Авт. ), я никогда его не снимаю. Обычно на 8 Марта наш дом был усыпан цветами. А однажды захожу в комнату, цветов нет, а стоит огромная пирамида из пачек сигарет. Да каких! «Кемел», «Мальборо». По тем временам это была настоящая роскошь!

А в последнее в своей жизни

8 Марта Гриня решил в первый раз налить себе чай и… ошпарил ногу. Она страшно распухла, но он все равно побежал в магазин заказывать цветы… В этом смысле муж был очень внимателен.

- Значит, по дому он не хлопотал.

- Я этого никогда не допускала. Ни разу в жизни Гриня не выносил мусор. Делала это только я, причем незаметно, когда его не было дома. Я терпеть не могла, когда мужчина стоит на кухне.

- Вашему мужу крупно повезло…

- Хотя когда я только вышла замуж, то куховарить совершенно не умела. Даже яичницу приготовить не могла. Помню, как-то выковыряла из пельменей мясо и бросила его в суп, как фрикадельки. Только Гриня меня «раскусил» и ТАК посмотрел, что я подобным образом больше не экспериментировала.

Николай Гринько стал знаменит уже к сорока годам. Слишком поздно, для того, чтобы играть юношей и героев-любовников. Андрей Тарковский считал Николая Григорьевича своим талисманом, снимая актера из картины в картину. Своей молчаливостью Гринько напоминал режиссеру его отца. Говорят, и родитель знаменитого «Золотого ключика, или Приключения Буратино» Леонид Нечаев отчаянно сражался с руководством за то, чтобы роль папы Карло отдать Гринько.

- Ведь он не должен был играть папу Карло, — вспоминает Айше.  — Когда начальство посмотрело пробу, сказали, что Гринько — кто угодно, только не папа Карло. Тот был маленького роста. Но Нечаев стоял на своем. Мол, или играет Гринько, или картины не будет. В результате снял Гриню на свой страх и риск. И не прогадал.

- Что это был за скандал у Николая Григорьевича со студией «Ленфильм»?

- Муж не любил об этом распространяться. Просто был период продолжительностью в десять лет, когда он не снимался в Ленинграде. А все началось с роли Горацио в картине «Гамлет». Ведь Коля должен был играть там вместе с Иннокентием Смоктуновским. Но что-то Смоктуновскому не понравилось. Мужа стали «подкапывать» на съемках, чтобы он казался ниже. Но он развернулся и уехал, сказав, что не хочет идти ни на какие компромиссы. Гриня был потрясающе честным человеком!

- У Гринько не складывалось и с родной Киностудией имени Довженко?

- Увы. Он очень от этого страдал! Москва говорила, что Гринько не их актер, а наши кричали: он московский. Хотя муж долгие годы «кормил» Киностудию Довженко, снимаясь без пауз. Часть его гонораров отчисляли в фонд малозанятых актеров. В какой-то момент Коля понял, что для работы на нашей киностудии надо снимать самому. Как Ваня Миколайчук. Гриня написал два сценария. «Украдене щастя» пролежало на полке шесть лет. Мужа все «кормили» обещаниями. А он так хотел сыграть Миколу! Второй сценарий — «Сеньор Марио пишет комедию» — тоже был «зарезан»…

Гринько здесь просто не поняли. Слишком велик был его талант. Много раз можно было уехать работать и жить в Москву, но муж не хотел. Он безумно любил Киев!..

- Правда, что вы десять лет день изо дня ходили к мужу на могилу?

- Да. Я счастлива, что смогла поставить ему достойный памятник — Гриня в полный рост отлит из бронзы. Я потратила практически все деньги на то, чтобы сделать его. Но я ни о чем не жалею. Шестнадцать лет прошло со дня смерти моего Грини, а я до сих пор его люблю. Даже больше, чем при жизни…

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

fakty.ua

Николай Гринько: счастливый Папа Карло

«Столько лет прошло со дня смерти моего Грини, а я до сих пор его люблю. Даже больше, чем при жизни…».

Так говорила Айше Чулак-оглы, вдова одного из лучших советских актеров Николая Гринько. Николай Григорьевич снялся в 130 фильмах, и был одинаково великолепен и в роли Папы Карло, и профессора Громова из «Приключения Электроника», и в сложных фильмах Тарковского.

Он родился в 1920 году в Херсоне в театральной семье, с пяти лет мечтал стать актером, неудачно попытался поступить в театральный вуз, прошел войну стрелком-радистом. После войны работал конфернасье, занимался в театральной студии Запорожского драмтеатра. В кино начал сниматься поздно, и настоящая актерская слава пришла к нему после съемок у Андрея Тарковского в «Андрее Рублеве». Все режиссеры хотели его снимать, и все видели его в одном амплуа: вечно грустного профессора, мягкого, интеллигентного человека. Да таким он и был.

Свою любимую женщину Николай Гринько встретил в 37 лет. Он был конферансье в киевском оркестре «Днiпро», студентке Айше Чулак-оглы было 25, она играла на скрипке.

Никакой любви с первого взгляда не было, было долгое узнавание друг друга, разговоры во время гастролей, молчание, которое иногда важнее разговоров. Айше собиралась замуж, Гринько был женат. Айше первой заметила: что-то происходит. Она не могла оторвать от него глаз — эта необычная красота, это редкое «настоящий мужик»…

«Выйдем в тамбур покурить, и не можем наговориться».

Потом были гастроли в Одессу. Айше уже была по уши влюблена, хотя не признавалась себе в этом. Она нарядилась в самое красивое платье, взяла туфли-лодочки… А когда пошла в театр, заметила, что забыла одну туфлю в номере. Побежала обратно, и — как будто что-то ее подтолкнуло — спросила у дежурной, давно ли ушел Гринько.

«Он еще в номере», — ответила дежурная.

Айше сама слышала, как стучит ее сердце, но все равно пошла к номеру Николая. Дверь была открыта. Она вошла, увидела, что он спит и на цыпочках подкралась к кровати. Он открыл глаза и обнял ее за шею.

Не боялась быть тенью

Потом было сложно. Ей пришлось объясняться с женихом, ему — разводиться с женой. А потом было тридцать лет ошеломительного счастья. Хотя Гринько не был никогда каким-то особенно романтичным или пылким. Поженились они, например, так — объясняли в очередной гостинице, почему их надо поселить в один номер, и Гринько сказал:

Ой, да пошли лучше распишемся, чем вот это — это уже невозможно.

И за тридцать лет он ни разу не сказал Айше, что любит ее. Но это было видно и так. За эти годы они не поссорились ни разу.

Она всегда понимала, какой удивительный рядом с ней человек и часто даже выбирала любовь, а не себя. Она полностью взяла на себя всю домашнюю работу, Николай даже ни разу в жизни не выносил мусор. Бросила работу в оркестре Украинского радио, чтобы ездить с мужем на гастроли.

«Я никогда не боялась стать его тенью, но жалею, что не успела увидеть его на театральной сцене, а он так и не услышал, как я играю на скрипке».

А однажды на гастролях Айше нашла комнату, где стоял рояль. Она играла в темноте, Гринько тихонько подошел, обнял ее за плечи и сказал, что это ее он так долго искал…

В их жизни было много сложностей, на киностудии им. Довженко Гринько почему-то не ценили, а уезжать в Москву он категорически не хотел, слишком любил Киев. Были проблемы и с жильем: сначала долго скитались по съемным квартирам, потом получили маленькую в наследство. Был унизительный момент, Гринько попросил квартиру побольше, думал, что ему не откажут с учетом его фронтовых и прочих заслуг, но ему отказали. Это был единственный раз, когда Айше видела, как он плакал — от обиды.

Не успели проститься

Самое обидное, что они не успели проситься. У Гринько была лейкемия, он лежал в больнице, но все думали, что на этот раз он выкарабкается. Айше пришла к нему с паровыми котлетками, они поболтали, Гринько заснул, и она задремала рядом с ним.

Вдруг будто током меня ударило. Подскочила на кресле, смотрю: Гриня лежит с закрытыми глазами и ТАКОЙ красивый… Я сразу все поняла.

Прибежали реаниматоры, отодвинули Айше в сторону, а к груди мужа приставили «утюги». Но было уже поздно. Эта смерть была для него, как подарок. От лейкоза Гринько мог умирать мучительно и долго. А так заснул, и все…

Простились они уже во сне. В этом сне он, молодой и очень красивый, подмигнул ей и сказал: «Все в порядке».

Фото: kino-teatr.ru, domkino. tv

www.goodhouse.ru

Николай Гринько (Nikolay Grinko): фильмография, фото, биография. Актер, Исполнитель.

Родился 22 мая 1920 года в Херсоне. Его родители были актерами Рабоче-крестьянского передвижного театра на Украине, так что и Николай с детства хотел стать актером. В 1940-м году Гринько был призван в армию, где служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия. Но и во время войны он находил время для художественной самодеятельности, за участие в которой был награжден медалью. После окончания Великой Отечественной войны Николай стал работать помощником режиссера и впоследствии актером в драматических театрах Запорожья и Ужгорода, где ему со временем доверяли все более значимые роли. А в 1955-м году Гринько был назначен актером и художественным руководителем Киевского эстрадного оркестра «Днiпро». Но уже в 1951-м году Николай дебютировал и на экране, отметившись в небольшой роли в историко-биографическом фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко».

Однако первой серьезной работой в кино стала в 1961-м году роль в драме «Мир входящему», которая была удостоена награды Венецианского кинофестиваля. Так, уже в 1964-м году Гринько полностью переключился на кино, став актером киностудии им. А.Довженко. Однако на этой киностудии его снимали крайне мало и к тому же лишь на второстепенных ролях. Так, с его участием вышли такие картины, как «Тени забытых предков», «Гибель эскадры» и комедия «Стежки-дорожки». Чтобы получить ведущую роль, Николай даже сам написал два сценария, первый по произведению Ивана Франко «Украденное счастье» и второй «Сеньор Марио пишет комедию» по пьесе Альдо Николаи, но не один из них так и не одобрили к производству.

Наиболее значительные свои роли Николай сыграл на «Мосфильме», где он славился как разноплановый актер, которого особенно ценили режиссеры. Постепенно Гринько стал получать приглашения о работе из Болгарии, Чехословакии, ФРГ и Норвегии. Но свои лучшие роли он сыграл в картинах легендарного режиссера Андрея Тарковского, снявшись практически во всех его фильмах. Первым их плодотворным сотрудничеством стала лента «Иваново детство», вышедшая в 1962-м году. После чего спустя четыре года он сыграл в биографическом фильме «Андрей Рублев». Эта картина была удостоена целого ряда наград на ведущих европейских кинофестивалях, что принесло международную известность и самому Гринько. Спустя несколько лет свет увидели и другие такие яркие работы Тарковского с участием Николая, как «Солярис» по одноименному роману Станислава Лемма, автобиографическая картина «Зеркало» и фантастическая лента «Сталкер», ставшая одной из наиболее любимых для самого Гринько.

Еще одной заметной стороной творчества для Николая стали детские фильмы, в которых особенно проявлялся его разносторонний талант. Так с его участием можно отметить такие картины, как «Приключения Буратино», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», где он сыграл сразу две роли и «Приключения Электроника». Среди других заметных картин Гринько стоит отметить «Сюжет для небольшого рассказа», «Афоня», «Пропавшая экспедиция», «Не болит голова у дятла», «Двадцать дней без войны», «Два долгих гудка в тумане», «Сто грамм» для храбрости» и «Будьте моим мужем». Всего долгие годы актерской деятельности Николай Гринько снялся более чем в ста фильмах, работая с ведущими советскими режиссерами своего времени.

Скончался знаменитый актер 10 апреля 1989 года от лейкемии и был похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

  • 1975 Приключения Буратино

www.ivi.ru

Николай Гринько – биография, фото, личная жизнь, фильмография, смерть | Биографии

Николай Гринько: биография

В отечественном кино много забытых имен. Обладатель одного из них – Николай Гринько. Он воплотил на экране более ста образов, но помнят его сегодня немногие. Гринько начал артистическую карьеру на эстраде, а позже, спустя годы, сыграл в лучших картинах мастера философского кино.

Детство и юность

Будущий актер родился в 1920 году. Детство его прошло в Украине, в городе Херсоне. Будучи школьником, он много времени проводил за кулисами. Отец играл на сцене местного театра. Мать работала помощником режиссера. Об актерской карьере Николай мечтал с ранних лет. В пять лет впервые вышел на сцену.

Николай Гринько в молодости

После окончания школы Николай решил попробовать свои силы в театральном училище. Однако поступить с первой попытки не удалось. Война нарушила планы будущего артиста. Театральный вуз ему окончить не удалось и после. Однако это не помешало сняться в картинах Тарковского, Параджанова, Быкова, Бондарчука.

Фильмы

В годы войны Гринько участвовал в художественной самодеятельности. В 1945 году устроился работать конферансье. Тогда он выступал с небольшими антрепризами. Его рост был 193 см, что и определяло характер комических номеров. Во время одной из таких сценок он появлялся в образе «белого лебедя», чем вызывал бурный восторг зрителей.

Николай Гринько в фильме «Приключения Буратино»

Актёр в юности играл на скрипке. Он не получил специального образования, но к музыке всегда проявлял интерес. Однако настоящей его страстью был кинематограф. Первая кинолента с участием Николая Гринько – «Тарас Шевченко», вышедшая на экраны в 1951 году. В этой картине он сыграл второстепенного персонажа – крепостного крестьянина. После кинодебюта актеру еще долго не предлагали серьезных ролей. Он снялся в нескольких фильмах, но играл второстепенных героев.

В 1963 году его приняли на киностудию им. Довженко. Актер обладал необычной яркой внешностью и способностью к удивительным метаморфозам. Но что-то мешало ему долгое время реализовать свой потенциал.

Николай Гринько в фильме «Правда»

На киностудии Довженко Гринько не давали главных ролей, несмотря на редкую способность перевоплощаться. Взлет карьеры пришелся на период работы на «Мосфильме». Здесь режиссеры рассмотрели многогранный талант украинского актера.

На столичной киностудии он играл крестьян, партизан, учителей, монахов. В 1969 году исполнил роль Антона Чехова. Внешне Гринько действительно напоминал русского писателя. Фото актера однажды показали Юрию Яковлеву. И тот принял коллегу за автора «Вишневого сада».

Николай Гринько в роли Антона Павловича Чехова

Все же войти в образ Чехова Гринько удалось благодаря не столько внешнему сходству, сколько таланту и упорству. Он относился серьезно к своей профессии, полагал, что талантливый актёр не играет самого себя. Истинному лицедею, утверждал Гринько, подвластны разнообразные образа. Однажды он сказал:

«Люблю актеров, которые стремятся отойти от своего «Я»».

Творческий расцвет Гринько пришелся на 60-е годы. В этот период его фильмография пополнилась яркими, запоминающимися работами. Но и позже он не страдал от отсутствия предложений. Ему легко давались комические образы. К тому же Гринько обладал редкой пластикой, способностью к импровизации. В детском фильме 1979 года, снятом по фантастическому произведению Евгения Велтистова, он исполнил роль профессора Громова. В экранизации сказки Алексея Толстого сыграл папу Карло.

Николай Гринько в фильме «Приключения Электроника»

В 1961 году Николай Гринько познакомился с начинающим режиссером, предложившим сыграть в киноленте по повести М. Богомолова. Киноработа называется «Иваново детство». Режиссер – Тарковский. Зарубежные критики оценили нестандартный режиссерский подход. Исполнитель главной роли – Н. Бурляев – прославился. Со съемок киноленты, удостоенной награды на Венецианском кинофестивале, началась дружба и совместное творчество Тарковского и Гринько.

Незадолго до смерти актер дал интервью для журнала «Советский экран», в котором рассказал о работе с режиссером. Сниматься у Тарковского в 1961 году он не хотел. Впереди у Гринько, уставшего от напряженной работы, тогда был долгожданный отпуск, который он планировал провести у озера, вблизи Канева. Оказалось, что съёмки картины будут проходить именно там.

Николай Гринько в фильме «Иваново детство»

Николай Гринько принял предложение тогда ещё неизвестного кинематографиста только потому, что это было редкая возможность совместить работу с рыбалкой. Актер приехал на съемочную площадку, ознакомился со сценарием. Замысел фильма для него был тогда непонятен. Гринько к тому времени был уже состоявшимся артистом, имел четкое представление о том, что такое военная кинолента.

Художественное видение Тарковского выходило за привычные рамки. В его фильме не было ни пушек, ни танков, ни масштабных коллизий. Талант этого режиссера Николай Гринько оценил только на премьере фильма.

Николай Гринько в фильме «Андрей Рублёв»

В середине 60-х Тарковский предложил актеру роль в биографической кинодраме о русском иконописце. Позже приглашался артист и в другие фильмы, ставшие впоследствии для кинематографистов и зрителей классикой глубокого философского кино. В творческой биографии Гринько работа с советским режиссером, ставшим мастером мирового масштаба, занимает не последнее место.

Предки Николая Гринько были запорожскими казаками. А потому ему всегда хотелось сыграть в украинском кино. Но на родине он снялся всего в 40 фильмах. По-настоящему его оценили только на «Мосфильме». Он мастерски перевоплощался. Но так же сложно выходил из образа. Вдова актера как-то вспоминала, что после исполнения роли Чехова у него изменился образ мыслей, мимика, взгляд.

Последняя роль Николая Гринько в фильме «Предлагаю руку и сердце»

На закате Перестройки артист, запомнившийся юным зрителям благодаря образу приемного отца Буратино, сыграл в драме В. Бортко. Картина «Единожды солгав…» получила приз на фестивале в Испании. Роль академика Шешко – одна из последних киноработ Гринько.

Личная жизнь

Впервые Николай Гринько женился вскоре после окончания войны. Но этот брак быстро распался. Личная жизнь актёра сложилась бы по-другому, если б не любовь к музыке.

Николай Гринько и его жена Айше

В начале 50-х на концерте Гринько познакомился со скрипачкой из ансамбля «Днепр». Ее звали Айше, она училась в консерватории. Они поженились и прожили вместе счастливых 30 лет. Айше, будучи талантливой скрипачкой, отказалась от музыкальной карьеры. Детей у Гринько не было.

Смерть

В конце 80-х у актера обнаружили неизлечимую болезнь. Он умер в Киеве в апреле 1989 года. Причина смерти – лейкемия. На фасаде дома, где он провел последние годы, установлена памятная доска. В его честь названа улица в Херсоне.

Могила Николая Гринько

Актер похоронен на Байковом кладбище. Чтобы установить памятник на могиле мужа, Айше продала ювелирные украшения. На память оставила только подарок от отца и обручальное кольцо.

Фильмография

За сорокалетнюю карьеру в кино Николай Гринько сыграл в 130 картинах. Последняя вышла спустя год после его смерти.

  • 1962 — «Иваново детство».
  • 1965 — «Гибель эскадры».
  • 1966 — «Скверный анекдот».
  • 1966 — «Андрей Рублев».
  • 1967 — «Тихая Одесса».
  • 1972 — «Солярис».
  • 1973 — «Ринг».
  • 1975 — «Афоня».
  • 1975 — «Приключения Буратино».
  • 1987 — «Единожды солгав…»

Фото

biografii.net

Большая любовь Николая Гринько

Андрей Иванов 22 мая 2017

22 мая исполнилось 97 лет со дня рождения блистательного советского актёра Николая Григорьевича Гринько. Артиста нет с нами уже почти 30 лет, но его незабываемые кинообразы, многие из которых стали классическими примерами актёрских работ на большом экране, остались навсегда. Он был человеком с большим дарованием и с таким же большим сердцем.

Teleprogramma.pro вспомнила трогательную историю любви Гринько и его супруги Айше Чулак-Оглы.

Николай Григорьевич родился и жил в Киеве. С самого детства он мечтал стать актёром, но сбыться его мечте помешала Великая Отечественная война. Гринько отправился на фронт, где воевал в качестве стрелка-радиста на бомбардировщике. За время войны он не забыл о своей мечте и начал пробовать свои силы сначала на эстраде. Гринько пел шуточные куплеты, выходил на сцену в качестве конферансье, а также принимал участие в развлекательных комедийных зарисовках. Именно тогда, на заре карьеры, будущий артист повстречал свою музу – юную студентку скрипачку из оркестра, которая работала вместе с ним на концертах.

Николай ГринькоКадр из фильма

В свободное от работы время Айше очень любила вспоминать любимые произведения композиторов-классиков, музыки которых из-за работы в эстрадном оркестре ей очень не хватало. Гринько любил слушать, как она играет – он стоял за дверью репетиционной и поначалу не решался войти. Когда же артист всё-таки собрался духом и сделал шаг навстречу своей любви, им сразу стало всё понятно без слов. Айше ради Гринько оставила учёбу в консерватории. Дело в том, что Николай Григорьевич уже начал сниматься в большом кино и много ездил.  Ему была жизненно необходима поддержка любимой женщины, которая могла бы всегда находиться рядом. Учителя талантливой скрипачки очень расстроились, что у неё не получилось завершить учёбу, однако все они её поддержали, уверенные в том, что любовь – это основа нашей жизни. По мнению профессоров консерватории, которые учили Айше, ради светлого чувства можно пожертвовать практически чем угодно, в том числе и образованием.

СталкерКадр из фильма

Любимая супруга сопровождала Никола Гринько повсюду. Она заботилась о его здоровье, оберегала от стрессов и лишних волнений. Артист, в свою очередь, был настоящим рыцарем – все цветы, которые дарили ему поклонники, он вручал своей любимой жене. Он никогда не лгал ей и на протяжении всех 30 лет совместной жизни очень галантно и красиво за ней ухаживал. Айше очень гордилась своим супругом, который помогал другим людям абсолютно бескорыстно. К Николаю Григорьевичу часто обращались за помощью. Он практически никогда никому не отказывал, а сделав доброе дело, сразу же забывал о том, сколько усилий приложил, чтобы выполнить чью-то просьбу.

Айше ГринькоИсточник: globallookpress.com

Айше постоянно заботилась о муже. Вместе с ним она сидела на диете (у Гринько был больной желудок и кроме котлет и овощей, приготовленных на пару, ему ничего больше нельзя было есть). Она повлияла на его решение бросить курить, охраняла его покой во время отдыха. Последние несколько лет своей жизни Николай Гринько очень тяжело болел. Айше не оставила его ни на минуту. После того, как артиста не стало, он продала все свои драгоценности, оставив только два кольца (подарки, собственно, супруга и отца), чтобы поставить на могиле Николая Григорьевича памятник.

teleprogramma.pro

Николай Гринько: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Советский актер.

Участник Великой Отечественной войны. С 1946 — актер драматических театров Запорожья и Ужгорода, с 1955 — актер и художественный руководитель Киевского эстрадного оркестра «Днiпро». С 1963 — актер к/ст им. А.Довженко.

Народный артист Украинской ССР (1973).Актер обладал своеобразным высоким голосом, поэтому в некоторых кинофильмах тех времен его роли часто озвучивались другими актерами.

Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

фильмография 1989 Генеральная репетиция 1988 Предлагаю руку и сердце — Николай Михайлович Чмутин, пенсионер, бывший преподаватель истории в средней школе-интернате г. Гатчины 1987 Ускорение 1987 Смысл жизни 1987 Единожды солгав — Шешко Станислав Сергеевич, академик 1987 Выйти из леса на поляну 1987 В Крыму не всегда лето 1986-1987 К расследованию приступить — Федин Алексей Алексеевич, фильм 2-й: «Клевета» 1986 Счастлив, кто любил... 1986 Певучая Россия — Образцов 1986 Обвиняется свадьба — учитель 1986 Жалоба 1985 Сестра моя Люся 1985 Прыжок 1985 Пароль знали двое — Кабардин 1985 На крутизне 1985 Миллион в брачной корзине — дед Симеоне 1985 Грубая посадка 1984 Обвинение — Слесаренко 1984 Неизвестный солдат — дедушка Кроша 1984 Идущий следом 1984 Без права на провал — Иван 1983 Я тебя никогда не забуду — Директор детского дома 1983 Счастье Никифора Бубнова — дедок 1983 Миргород и его обитатели — Иван Иванович 1983 Как я был вундеркиндом — воображаемый академик 1983 Здесь твой фронт — парторг завода 1983 Голос памяти (короткометражный) 1982 Ярослав Мудрый — Никон 1982 Пространство для маневра — Петр Афанасьевич 1982 За старым забором (короткометражный) 1981 Тайна, известная всем 1981 Приказ: огонь не открывать — Разин 1981 Последний гейм 1981 Остаюсь с вами 1981 Оленья охота 1981 Ожидание полковника Шалыгина — полковник Шалыгин 1981 О тебе 1981 Депутатский час 1981 Будьте моим мужем! — курортник муж продвинутой театралки 1980 Юность Петра — старец Нектарий 1980 Ты должен жить — Семен Григорьевич 1980 Тегеран-43 — Ермолин 1980 Соло (короткометражный) — Александр Михайлович 1980 От Буга до Вислы — Коротченко 1980 Два долгих гудка в тумане — Федор Петрович, капитан (озвучание — Александр Демьяненко) 1980 Гражданин Лешка 1980 Второе рождение 1980 В начале славных дел — старец Нектарий 1979 Телохранитель — Николай Григорьевич, командир погранотряда 1979 Сталкер — Профессор 1979 Приключения Электроника — профессор Громов 1979 Последняя охота 1979 Поездка через город 1979 Освобождение Праги (Чехословакия) — эпизод 1978 Юлия Вревская — Савашевич 1978 У меня все нормально — генерал Григорьев 1978 Случайные пассажиры — Елизарыч 1978 Пока безумствует мечта — Павел Казаринов, авиаконструктор, энтузиаст отечественного воздухоплавания 1978 Подпольный обком действует — эпизод 1978 Огонь в глубине дерева (короткометражный) — мастер (роль озвучена другим артистом) 1978 Море — Рогулин 1977 Праздник печеной картошки — эпизод 1977 Кто поедет в Трускавец? 1976 Эквилибрист — конюх Василий 1976 Фантазии Веснухина — милиционер 1976 Тимур и его команда — полковник Александров, отец Жени и Ольги 1976 Такая она, игра — Лавров, директор футбольного клуба высшей лиги 1976 Двадцать дней без войны — Вячеслав 1976 Аты-баты, шли солдаты… — полковник, командир Константина 1976 «Сто грамм» для храбрости (киноальманах) — Никитин Александр Петрович, «жених» 1975 У самого Черного моря 1975 Пропавшая экспедиция — Смелков 1975 Приключения Буратино — папа Карло 1975 Полковник в отставке — Корней Корнеевич Полунин (озвучание — Игорь Ефимов) 1975 Афоня — дядя Егор 1974 Скворец и лира — «дядя Ваня» — Михаил Михайлович 1974 Романс о влюбленных — Вице-адмирал 1974 Приключения в городе, которого нет — Дон Кихот (роль озвучивает другой артист) 1974 Под каменным небом — Старостин 1974 Новоселье — Филимон 1974 Не болит голова у дятла — отец Мухина 1974 Зеркало — Иван Гаврилович, мастер типографии 1974 Весенние перевертыши — Василий Васильевич 1974 Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Контрабас / папа Олега 1973-1976 Дума о Ковпаке (трилогия) — товарищ Демьян (роль озвучена другим актером) 1973 Эффект Ромашкина — Аристарх Занозов 1973 Ринг 1973 Ни пуха, ни пера | Ні пуху, ні пера — радикулитчик 1973 Каждый вечер после работы — Александр Александрович, завуч 1973 Города и годы — Лелендин 1973 Встречи и расставания — Пахомов 1972 Солярис — Ник Кельвин, отец Криса 1972 Последнее дело комиссара Берлаха — Гулливер 1972 Ночной мотоциклист — Комаровский Борис Михайлович, капитан милиции 1971 Стальное колечко — солдат 1971 Рудобельская республика — Врангель 1971 Лада из страны берендеев — церемонимейстер, Министр 1970 Черное солнце — советник Барт 1970 Один из нас — Келлер 1970 Море в огне 1969 Я, Франциск Скорина — Рейхенберг 1969 Только три ночи — Серафим, русский народный умелец 1969 Сюжет для небольшого рассказа — Антон Павлович Чехов 1969 Опасные гастроли — Андрей Максимович (Виконт де Кордель) (роль озвучена другим актером) 1969 Золотые ворота — архиерей 1969 Андрей Рублев — Даниил Черный 1968 Один шанс из тысячи — Денис Сергеевич 1967 Тихая Одесса 1967 Авдотья Павловна — директор школы 1966 Формула радуги — отдыхающий на спортбазе 1966 Скверный анекдот — офицер 1966 Киевские фрески (не был завершен) 1965-1967 Война и мир — Десаль 1965 Повесть о Пташкине — Понедельник 1965 Нет неизвестных солдат — военврач 1965 Над нами Южный крест — телеграфист (нет в титрах) 1965 Мы, русский народ — Чертомлык 1965 Гибель эскадры — комиссар Артем 1964 Тени забытых предков — Батаг 1963 Стежки — дорожки — постовой милиционер 1962 Молчат только статуи — Иваненко 1962 Иваново детство — Грязнов, подполковник 1962 Веселые истории — дядя Боря 1962 Большая дорога — комбриг 1961 Мир входящему — шофер-американец 1956 Павел Корчагин — начальник станции 1956 Есть такой парень — рабочий Сарафанов

1951 Тарас Шевченко — крепостной-бунтовщик

www.vokrug.tv


Смотрите также