Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Нина шацкая биография личная жизнь


Горькое счастье Нины Шацкой

культура: Чем сейчас заполнена Ваша профессиональная жизнь? Шацкая: Снимаюсь в сериалах, чтобы зарабатывать и помогать внукам — их у меня шестеро. В трех сериалах маленькие эпизоды, в четвертом — «Призрак в кривом зеркале» — большая характерная роль: такая патлатая старуха с нравом Кабанихи. Раньше я отказывалась от съемок, о карьере никогда не думала, честолюбия во мне нет. Я бы и с Вами не встречалась, если бы не Лёня — нужно успеть рассказать о нем все, что помню.

культура: Авторская программа Леонида Филатова так и называлась «Чтобы помнили». «Жизнь ухудшается, исчезает память», — говорил Леонид Алексеевич и рассказывал об артистах, переживших свою славу и познавших одиночество. А что чаще вспоминаете Вы? Шацкая: Кинолентой прокручивается жизнь. Сейчас почему-то вспомнила, как делилась наша Таганка. Как же это было страшно! Актеры обнаружили документ, из которого становилось понятно, что Юрий Петрович Любимов готовит бумаги для приватизации театра и получает тем самым право избавляться от актеров. Причем делалось это втайне от коллектива. Началась история без нас с Лёней. Он уже болел, и мы боролись с его зашкаливающим давлением в санатории Кисловодска. Лёня был лидером, люди ему верили и попросили заступиться. Он говорил, что не хотел бы в этом участвовать, но обмануть ожидания актеров, конечно, не мог. Время наступило неспокойное, без тормозов. Мучился гипертонией, но ходил по инстанциям, при его участии выиграли 26 судебных дел. Лёня считал, что должен помочь. Вообще, он жил честно и опрятно, не изменяя нравственным ценностям. Наш дружный коллектив раскололся на два враждующих лагеря. Распад родной Таганки стал для Лёни незаживающей раной.

культура: Тогда Вы ушли в «Содружество актеров Таганки»? Шацкая: Какое-то время мы там проработали. Актеры хотели, чтобы Лёня стал худруком «Содружества». Он категорически отказался — чувствовал себя плохо и видел себя прежде всего артистом. Театр возглавил Николай Губенко… Когда Лёня ушел из жизни, мир вокруг лишился красок. Я ничего не соображала. Забывалась тяжелым сном, прижимая к себе свитер Лёни — он долго хранил его запах. В день похорон на входной двери увидела бабочку — удивительную: сверху крылышки — серенькие, незаметные, внизу — яркие, разноцветные. Таким был Лёня. Потом Сережа Гармаш рассказал, что в тот же вечер над сценой «Современника» во время спектакля летала бабочка. Как к этому относиться? Бабочки в это время в наших широтах не встречаются — за окном последними днями холодел октябрь.

культура: Верите в мистику? Шацкая: Жизнь часто подбрасывала мне знаки, вещие сны, а гадание в Крещенскую ночь 1971 года «напророчило» счастье с Лёней. В полночь мы с подругой сожгли бумагу в тарелке и начали поворачивать ее перед свечкой. На стене появлялись тени. Сначала возникло ясное человеческое лицо с бородой и рогами — конечно, Козерог. Еще поворот тарелки — на нас смотрела собака. Козерог станет другом — сообразила я. Третьей картинкой стал кулак с большим пальцем вверх: «Все будет хорошо». У нас с Лёней сильная сакральная связь: он — Козерог, я — Рыба.

Случались и смешные, но неслучайные совпадения. Моего папу звали Сергей, маму — Матрена. Такие же имена носили родители Валеры (Золотухин. — «Культура»). Оба Сергея были богатырского роста, под два метра, а Матрены — маленькие и хрупкие.

культура: Влияют ли мужчины — те, что рядом, на характер женщины? С  Валерием и Леонидом Вы были разной? Шацкая: Конечно. С  Валерием три года мы прожили замечательно. Даже плакали, когда расставались, провожали друг друга на съемки в темных очках, скрывали заплаканные глаза. Но у него в отношениях с женщинами мораль полностью отсутствовала, возлюбленных становилось все больше. Во мне копились раздражения, я была неспокойной и какой-то вздрюченной. Не могла простить предательства, но рос сын и формально семья сохранялась. До развода каждая измена отзывалась болью, ведь все равно он оставался моим мужем. Такая я частница и собственница: уже не люблю, уже — чужие, но пока мое — значит, мое.

С Лёней я сама себя не узнавала: женственная, мягкая, в зеркале замечала непривычно нежную улыбку. Я почувствовала наконец-то себя женщиной — любимой и единственной. И какое же тепло, покой, счастье поселились в семье. Валера никогда не баловал нас с сыном подарками. Лёня — бесконечно. Им руководило обостренное чувство ответственности за тех, кто рядом. Это мужская черта. Настоящих мужчин всегда мало, у нас на Таганке было двое: Филатов и Высоцкий. Лёня так щедро одаривал всех, что роскоши и достатка мы никогда не знали. Он вообще презирал деньги, видел в них зло, которое меняет людей. Когда публика хохотала над пошлыми шутками эстрадных концертантов, просто страдал: «Бесстыдники, что они с русским народом делают…» Однажды его пригласили в какой-то сибирский город всего на один концерт и посулили бешеный гонорар. Он отказался. В последние годы, когда тяжело болел, старался найти силы на выступления, доказать себе, что еще может, и, протягивая мне конверт, с гордостью говорил: «Я Вам денежку заработал».

культура: О браке с Золотухиным сожалеете? Шацкая: То были игры судьбы. Валера в интервью часто говорил, что мог завоевать любую женщину. Ко мне это не относится. Наш брак — моя инициатива. С  Валерой мы учились на одном курсе, но я его в упор не видела. Он — не мой человек, но соединились мы по любви. Когда мы стали близки, я взяла его за руку и привела к маме: «Вот мой муж». Он не сопротивлялся. Все случилось внезапно и быстро. Судьбе, наверное, надо было, чтобы у нас родился сын Денис, чтобы появились обожаемые внуки. На этом тему детей судьба закрыла. Разводились мы весело — с шампанским.

культура: Лёня — любовь с первого взгляда? Шацкая: Нас с Лёней не посетило какое-то озарение — так, чтобы увидели друг друга и влюбились, нет. Когда познакомились, то не только я была замужем, но и он жил в гражданском браке. С  Валерием у меня отношений уже не было, я оказалась брезгливой, у Лёни в семье тоже произошел какой-то разлад. Шел 1969 год. На выходе из театра ко мне подошел Лёня и пригласил в соседнюю кафушку. Пили кофе, он читал свои стихи. Вот тогда во мне что-то завибрировало. С тех пор нас неодолимо тянуло друг к другу, мы встречались и расставались, писали друг другу письма, страдали и радовались. До 1982 года наш роман — горький и счастливый, оставался тайным и скрытым от посторонних глаз.

культура: Вы рассказывали в давних интервью, что с Золотухиным тогда отношения полностью прервали. Шацкая: Мы действительно 20 лет не разговаривали. Потом Дениска настоял на нашем общении. Три последних Валериных Новых года мы встречали вместе, среди внуков: он с женой Тамарой и многолюдная семья Дениса. Запомнила встречу 2013-го, через три месяца Валеры не станет: Тамара пошла в коридор одеваться, а он все сидит за столом и вдруг произносит: «Все, больше отсюда никуда не уйду». При том, что у него были две любимые женщины: Ирина Линдт и Тамара.

Валера опубликовал свои воспоминания и дневники — в них много неправды. Не продавали его родители корову, чтобы сын поехал поступать в институт; не влезал он в окно к Тамаре по трубе. Тамара рассказывала, что заходил всегда через дверь. Я его спросила: «Зачем в дневниках лукавишь?» Он отмахнулся: «Да ладно, я же писатель».

культура: У сына с Леонидом сложились хорошие отношения? Шацкая: Лёня его очень любил и считал своим. Золотухин из школьной жизни Дениса просто исчез. Сын хотел взять фамилию Филатов, и Лёне, наверное, тоже этого хотелось, но он говорил Денису, что это неправильно, что он сам потом не простит ему этого, поскольку у него есть отец. Часто напоминал: «Позвони отцу». Лёня с Денисом подолгу разговаривали, он пристрастил сына к чтению. Мы с Денисом обожали Лёнины рассказы, когда он из серьезного интеллектуала вдруг превращался в смешливого ребенка.

культура: Рос Денис в актерской семье, наблюдал яркую богемную жизнь и вдруг выбрал трудный путь священника. Шацкая: Никакой яркой жизни не было. Я очень домашний человек. И Лёня тоже. Мы любили дом, редко ходили на праздничные и праздные тусовки. Говорят, быт убивает. Нас, наоборот, он соединял еще крепче. Мы не уставали друг от друга и говорили обо всем на свете. Когда я уходила к подружкам, Лёня просил меня возвращаться быстрее. Но и просить не стоило — тоска по семье всегда гнала меня домой.

Священником Денис решил стать сам, с нами не советовался. Когда поступал в Духовную семинарию, нас не было в Москве. Он читал Библию с упоением, в 7–8 классе мог спорить с солидными людьми на теологические темы. И одерживал доказательную победу.

культура: Приметы, гадание, знаки судьбы сын как служитель церкви, наверное, не одобряет? Шацкая: Я же о них Вам рассказываю, а не Денису.

культура: Вы соблюдаете посты, регулярно посещаете храм? Шацкая: Ничего я не соблюдаю. Сын меня старается урезонить, а я отвечаю: «Оставь меня в покое, у меня Бог в душе». И всеми силами стараюсь жить по заповедям.

культура: В семье священника детей воспитывают более строго, чем в обычных? Шацкая: Денис очень строгий и правильный отец. Они всей семьей постятся, а я ругаю сына за это. Дети же маленькие, в школе учатся, мозги должны быть в порядке.

культура: Вы рассказываете, и складывается впечатление, что дети — особенные, не капризничают, не озорничают. Шацкая: Да ну что Вы! Нормальные дети, как в любой семье. Но для меня они, конечно, особенные. Я их обожаю, всех шестерых, старшей — двадцать лет, младшей — три годика.

культура: Как Вы попали в мир театра? Шацкая: Сначала хотела петь. Странно, но сейчас петь совсем не люблю. В ГИТИС поступала на два факультета: драмы и музкомедии. После вокального прослушивания уловила реплику из экзаменационной комиссии: «Хорошая девочка, она будет наша…» Сразу забрала документы из драмы и поступила на музкомедию. Ленивая была жутко, боялась этюдов. Получив диплом, показывалась в Театр Моссовета, где уже работал Валера, но меня не взяли. Сидела дома. Показывалась я в эпизоде из пьесы Софронова «Обручальное кольцо», в театре тогда шел этот спектакль. Спустя почти год мне звонит директор театра: «У нас ЧП, не прилетела актриса, исполняющая главную роль. Выручите, сыграйте…» Почему я согласилась? Как хватило смелости? Это был ввод за несколько часов. Примерка костюмов, прическа, показы мизансцен и танцев, запоминание текста — одновременно. Все мне подсказывали, все переживали. От этой ситуации старый спектакль взбодрился, освободившись от груза многолетней усталости. Отыграла, получила благодарность от театра и вновь засела дома. Как-то идем с Валерой по улице, навстречу Расми Джабраилов: «Ребята, бегите показываться в театр к Любимову. Неужели Вы не видели «Доброго человека из Сезуана»?

Пришли к Любимову с отрывком из оперетты. Показывали «всухую», концертмейстер обещала подыграть, но не пришла. Все было несерьезно, в небольшом кабинете Юрия Петровича, у меня даже привычного мандража не возникло. Перед показом договорились с Валерием скрыть, что мы муж и жена. Так что мнение о том, что взяли Валерия, а меня как его жену, — неправда. Наступило театральное счастье в молодой Таганке. Как все любили друг друга, какая была атмосфера. Никаких сплетен — радость безмерная. Красивое братство — все мы бежали в театр, словно на встречу к любимому.

Валера появился в нужное время: начинались репетиции «Героя нашего времени», все роли распределены, искали Грушницкого, роль абсолютно его, и он ее получил. Меня же ввели на главную роль в старый спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо.

культура: Помню Ваш танец-стриптиз в «Антимирах», Дуню в «Преступлении и наказании», в «Товарищ, верь…» вы читали за Наталию Гончарову, в «Высоцком» изображали Марину Влади. Но самая дорогая, наверное, Маргарита. Мастером был Леонид Филатов. Любовь героев — это о Вас? Шацкая: Я не играла Маргариту, я проживала свою судьбу с Лёней. Много пересечений в жизни Булгакова и Лёни. Михаил Афанасьевич тоже не сразу женился на Елене Сергеевне, тоже страдал от гипертонии и болезни почек, у обоих было приподнято одно плечо и за письменным столом оба сидели, поджав одну ногу под себя. Я любила, как Маргарита, у меня тоже была долгая тайная жизнь, я просила у Бога того же…

Маргариту мне сначала не дали. Накануне распределения ролей нагрубила Юрию Петровичу. Начинаются репетиции. На одну из них не приходит назначенная артистка. Любимов спрашивает: «Шацкая, знаете текст?» Я знала. «Ну, идите». Мы сыграли сцену с Азазелло, и, видимо, режиссеру понравилось, потому что потом уже репетировала я. Надо отдать должное: какие бы отношения ни связывали Любимова с актером, играл тот, кто побеждал на показе.

культура: Рассказывают, что на характер Любимова очень влияла его первая гражданская жена Людмила Целиковская? Шацкая: Фронтовики с ее именем шли в бой. Незадолго до ее ухода из жизни мы разговаривали в санатории «Актер» в Сочи — наши комнаты оказались рядом. В ее воспоминаниях о Юрии Петровиче звучало много горечи. Для меня судьба Театра на Таганке делится на два периода. Первый, такой радостный и замечательный, с Людмилой Васильевной, второй — печальный и даже трагический — без нее. При Целиковской Любимов был открытый, широкий, добрый, щедрый. С появлением Каталин изменился. Она, наверное, прекрасная жена, которая продлила ему жизнь, но с актерами ни у нее, ни у Любимова отношения не складывались.

культура: Почему Филатов уходил в «Современник»? Шацкая: Потому что на Таганку пришел Анатолий Васильевич Эфрос. Лёня, как и все в театре, ждал возвращения Юрия Петровича. Первым покинул театр Давид Боровский, потом — Лёня, Смехов и Шаповалов. Лёня страдал, чувствуя свою вину в уходе Эфроса. Это, конечно, комплекс совестливого человека, готового себя винить в том, в чем не виноват. Ведь два года в Театре на Таганке, уже без тех, кто ушел, шла творческая жизнь, выпускались спектакли. Таганка стала театром другого режиссера. А потом Эфрос узнал о возвращении Любимова и о том самом документе, о приватизации.

культура: На фильм Филатова «Сукины дети» реальность повлияла? Шацкая: В жизни все было гораздо трагичнее. Говорили, что я играла Аллу Демидову, а Таня Кравченко — Зину Славину. Это не так, образы были собирательные. Лёня не имел режиссерского диплома и свою первую картину «Сукины дети» снял всего за 24 дня. Одной из актрис в первый съемочный день подарили розу, к концу съемок она оставалась по-прежнему свежей. Ее сохранила аура фильма — нам всем хорошо работалось, к Лёне тянулись.

культура: Секса, конечно, в Советском Союзе не было, но после фильма «Экипаж» Филатов стал секс-символом. Вы не отставали — Ваша ломкая русалка в «Лесной песне» и Маргарита с прекрасной обнаженной спиной сильно возбуждали зрителей… Шацкая: Не преувеличивайте. От чего там возбуждаться? «Лесная песня» — один из первых моих фильмов. Кстати, Высоцкий, Золотухин и я должны были сниматься в картине «Саша-Сашенька». Валеру убрали, нам с Володей достались эпизоды, я согласилась только из-за танца, который исполняла с балеринами Минского театра оперы и балета. До сих пор мне так жаль, что танец вырезали — я в нем себе понравилась, что случается крайне редко.

культура: Вы пели в дуэте с Высоцким… Шацкая: Мы записали замечательную песню о любви двух морских лайнеров в кинофильме «Контрабанда». Получилось очень неплохо, и Володя сказал: «Нин, давай с тобой запишем пластинку». Но закружили дела — не получилось. У нас с Володей сливались голоса. По-моему, он ни с кем из женщин больше не пел.

Спектакли Любимова сдавали властям по нескольку раз, сыпались замечания, чиновники требовали сокращений. Тогда режиссер стал специально придумывать какие-то номера «на заклание», заранее зная, что их запретят. Для спектакля «Павшие и живые» Володя сочинил песню на слова Ольги Берггольц. «На собранье целый день сидела — / то голосовала, то лгала… / Как я от тоски не поседела? / Как я от стыда не померла?» Володя подошел ко мне с предложением выйти к зрителям с гитарами и спеть. На гитаре играть я не умела, Володя меня учил. Естественно, эту песню запретили. Зато спектакль пошел.

культура: Леонид Филатов писал ручкой или печатал на машинке? Сочинял в моменты вдохновения или когда выпадало свободное время? Шацкая: Еще ребенком из Ашхабада, где жил, посылал свои стихи и басни в московские газеты и журналы. Получал ответы, в которых его учили жить и писать. Сказку «Про Федота-стрельца» Лёня начал сочинять в первые годы нашей совместной жизни. Сидел за столом, на ноге, конечно, тут же нежилась его любимица киска Анфиска. В больном состоянии он написал несколько пьес, которые диктовал мне.

На следующий год Лёне исполнилось бы 70 лет. Как хочется, чтобы какой-нибудь театр поставил хотя бы одну из его пьес. Ведь он не в стол же их сочинял, а для сцены. Когда-то обещал Володя Машков поставить его «Любовь к трем апельсинам». Может, случится? Мемориальную доску пора открыть на доме, где мы жили последние его годы. Хочу собрать все документы (у меня их множество) по разделу театра и сделать поклон первым годам нашей Таганки. Дел много.

культура: Как тяжело умирал Леонид Филатов и как переживала вся страна — по-моему, равнодушных не было. На земле его держали только Вы… Шацкая: Еще внуки, их тогда было пятеро, и все — Лёнины крестники. Особенно он был привязан к старшей Оле и перед уходом написал ей стихотворение «Деда, погоди». «Оставив день воскресный позади, я возвращался в стен больничных гости, / Но и в палате слышал Олин голос: / дай руку, деда, деда, погоди… / И я годил, годил сколь было сил, / а на соседних койках не годили, / Хирели, сохли, чахли, уходили, / никто их погодить не попросил». Когда я читаю эти строки, сразу начинаю плакать.

культура: С Таганкой сейчас связаны? Шацкая: Только как зритель.

культура: Там недавно назначен новый директор… Шацкая: Да, Ирина Апексимова — замечательная артистка. Очень талантливая. Может, и директорские способности у нее незаурядные?

культура: Прошло много лет с ухода Леонида Филатова. Вы можете представить рядом с собой какого-то мужчину? Шацкая: Нет, конечно. Люблю Лёню до сих пор и всегда была ему предана. К тому же, мы венчанные. Для себя так придумала: он уехал, о-о-очень надолго, но мы с ним обязательно встретимся.

portal-kultura.ru

Горькое счастье Нины Шацкой

культура: Чем сейчас заполнена Ваша профессиональная жизнь? Шацкая: Снимаюсь в сериалах, чтобы зарабатывать и помогать внукам — их у меня шестеро. В трех сериалах маленькие эпизоды, в четвертом — «Призрак в кривом зеркале» — большая характерная роль: такая патлатая старуха с нравом Кабанихи. Раньше я отказывалась от съемок, о карьере никогда не думала, честолюбия во мне нет. Я бы и с Вами не встречалась, если бы не Лёня — нужно успеть рассказать о нем все, что помню.

культура: Авторская программа Леонида Филатова так и называлась «Чтобы помнили». «Жизнь ухудшается, исчезает память», — говорил Леонид Алексеевич и рассказывал об артистах, переживших свою славу и познавших одиночество. А что чаще вспоминаете Вы? Шацкая: Кинолентой прокручивается жизнь. Сейчас почему-то вспомнила, как делилась наша Таганка. Как же это было страшно! Актеры обнаружили документ, из которого становилось понятно, что Юрий Петрович Любимов готовит бумаги для приватизации театра и получает тем самым право избавляться от актеров. Причем делалось это втайне от коллектива. Началась история без нас с Лёней. Он уже болел, и мы боролись с его зашкаливающим давлением в санатории Кисловодска. Лёня был лидером, люди ему верили и попросили заступиться. Он говорил, что не хотел бы в этом участвовать, но обмануть ожидания актеров, конечно, не мог. Время наступило неспокойное, без тормозов. Мучился гипертонией, но ходил по инстанциям, при его участии выиграли 26 судебных дел. Лёня считал, что должен помочь. Вообще, он жил честно и опрятно, не изменяя нравственным ценностям. Наш дружный коллектив раскололся на два враждующих лагеря. Распад родной Таганки стал для Лёни незаживающей раной.

культура: Тогда Вы ушли в «Содружество актеров Таганки»? Шацкая: Какое-то время мы там проработали. Актеры хотели, чтобы Лёня стал худруком «Содружества». Он категорически отказался — чувствовал себя плохо и видел себя прежде всего артистом. Театр возглавил Николай Губенко… Когда Лёня ушел из жизни, мир вокруг лишился красок. Я ничего не соображала. Забывалась тяжелым сном, прижимая к себе свитер Лёни — он долго хранил его запах. В день похорон на входной двери увидела бабочку — удивительную: сверху крылышки — серенькие, незаметные, внизу — яркие, разноцветные. Таким был Лёня. Потом Сережа Гармаш рассказал, что в тот же вечер над сценой «Современника» во время спектакля летала бабочка. Как к этому относиться? Бабочки в это время в наших широтах не встречаются — за окном последними днями холодел октябрь.

культура: Верите в мистику? Шацкая: Жизнь часто подбрасывала мне знаки, вещие сны, а гадание в Крещенскую ночь 1971 года «напророчило» счастье с Лёней. В полночь мы с подругой сожгли бумагу в тарелке и начали поворачивать ее перед свечкой. На стене появлялись тени. Сначала возникло ясное человеческое лицо с бородой и рогами — конечно, Козерог. Еще поворот тарелки — на нас смотрела собака. Козерог станет другом — сообразила я. Третьей картинкой стал кулак с большим пальцем вверх: «Все будет хорошо». У нас с Лёней сильная сакральная связь: он — Козерог, я — Рыба.

Случались и смешные, но неслучайные совпадения. Моего папу звали Сергей, маму — Матрена. Такие же имена носили родители Валеры (Золотухин. — «Культура»). Оба Сергея были богатырского роста, под два метра, а Матрены — маленькие и хрупкие.

культура: Влияют ли мужчины — те, что рядом, на характер женщины? С  Валерием и Леонидом Вы были разной? Шацкая: Конечно. С  Валерием три года мы прожили замечательно. Даже плакали, когда расставались, провожали друг друга на съемки в темных очках, скрывали заплаканные глаза. Но у него в отношениях с женщинами мораль полностью отсутствовала, возлюбленных становилось все больше. Во мне копились раздражения, я была неспокойной и какой-то вздрюченной. Не могла простить предательства, но рос сын и формально семья сохранялась. До развода каждая измена отзывалась болью, ведь все равно он оставался моим мужем. Такая я частница и собственница: уже не люблю, уже — чужие, но пока мое — значит, мое.

С Лёней я сама себя не узнавала: женственная, мягкая, в зеркале замечала непривычно нежную улыбку. Я почувствовала наконец-то себя женщиной — любимой и единственной. И какое же тепло, покой, счастье поселились в семье. Валера никогда не баловал нас с сыном подарками. Лёня — бесконечно. Им руководило обостренное чувство ответственности за тех, кто рядом. Это мужская черта. Настоящих мужчин всегда мало, у нас на Таганке было двое: Филатов и Высоцкий. Лёня так щедро одаривал всех, что роскоши и достатка мы никогда не знали. Он вообще презирал деньги, видел в них зло, которое меняет людей. Когда публика хохотала над пошлыми шутками эстрадных концертантов, просто страдал: «Бесстыдники, что они с русским народом делают…» Однажды его пригласили в какой-то сибирский город всего на один концерт и посулили бешеный гонорар. Он отказался. В последние годы, когда тяжело болел, старался найти силы на выступления, доказать себе, что еще может, и, протягивая мне конверт, с гордостью говорил: «Я Вам денежку заработал».

культура: О браке с Золотухиным сожалеете? Шацкая: То были игры судьбы. Валера в интервью часто говорил, что мог завоевать любую женщину. Ко мне это не относится. Наш брак — моя инициатива. С  Валерой мы учились на одном курсе, но я его в упор не видела. Он — не мой человек, но соединились мы по любви. Когда мы стали близки, я взяла его за руку и привела к маме: «Вот мой муж». Он не сопротивлялся. Все случилось внезапно и быстро. Судьбе, наверное, надо было, чтобы у нас родился сын Денис, чтобы появились обожаемые внуки. На этом тему детей судьба закрыла. Разводились мы весело — с шампанским.

культура: Лёня — любовь с первого взгляда? Шацкая: Нас с Лёней не посетило какое-то озарение — так, чтобы увидели друг друга и влюбились, нет. Когда познакомились, то не только я была замужем, но и он жил в гражданском браке. С  Валерием у меня отношений уже не было, я оказалась брезгливой, у Лёни в семье тоже произошел какой-то разлад. Шел 1969 год. На выходе из театра ко мне подошел Лёня и пригласил в соседнюю кафушку. Пили кофе, он читал свои стихи. Вот тогда во мне что-то завибрировало. С тех пор нас неодолимо тянуло друг к другу, мы встречались и расставались, писали друг другу письма, страдали и радовались. До 1982 года наш роман — горький и счастливый, оставался тайным и скрытым от посторонних глаз.

культура: Вы рассказывали в давних интервью, что с Золотухиным тогда отношения полностью прервали. Шацкая: Мы действительно 20 лет не разговаривали. Потом Дениска настоял на нашем общении. Три последних Валериных Новых года мы встречали вместе, среди внуков: он с женой Тамарой и многолюдная семья Дениса. Запомнила встречу 2013-го, через три месяца Валеры не станет: Тамара пошла в коридор одеваться, а он все сидит за столом и вдруг произносит: «Все, больше отсюда никуда не уйду». При том, что у него были две любимые женщины: Ирина Линдт и Тамара.

Валера опубликовал свои воспоминания и дневники — в них много неправды. Не продавали его родители корову, чтобы сын поехал поступать в институт; не влезал он в окно к Тамаре по трубе. Тамара рассказывала, что заходил всегда через дверь. Я его спросила: «Зачем в дневниках лукавишь?» Он отмахнулся: «Да ладно, я же писатель».

культура: У сына с Леонидом сложились хорошие отношения? Шацкая: Лёня его очень любил и считал своим. Золотухин из школьной жизни Дениса просто исчез. Сын хотел взять фамилию Филатов, и Лёне, наверное, тоже этого хотелось, но он говорил Денису, что это неправильно, что он сам потом не простит ему этого, поскольку у него есть отец. Часто напоминал: «Позвони отцу». Лёня с Денисом подолгу разговаривали, он пристрастил сына к чтению. Мы с Денисом обожали Лёнины рассказы, когда он из серьезного интеллектуала вдруг превращался в смешливого ребенка.

культура: Рос Денис в актерской семье, наблюдал яркую богемную жизнь и вдруг выбрал трудный путь священника. Шацкая: Никакой яркой жизни не было. Я очень домашний человек. И Лёня тоже. Мы любили дом, редко ходили на праздничные и праздные тусовки. Говорят, быт убивает. Нас, наоборот, он соединял еще крепче. Мы не уставали друг от друга и говорили обо всем на свете. Когда я уходила к подружкам, Лёня просил меня возвращаться быстрее. Но и просить не стоило — тоска по семье всегда гнала меня домой.

Священником Денис решил стать сам, с нами не советовался. Когда поступал в Духовную семинарию, нас не было в Москве. Он читал Библию с упоением, в 7–8 классе мог спорить с солидными людьми на теологические темы. И одерживал доказательную победу.

культура: Приметы, гадание, знаки судьбы сын как служитель церкви, наверное, не одобряет? Шацкая: Я же о них Вам рассказываю, а не Денису.

культура: Вы соблюдаете посты, регулярно посещаете храм? Шацкая: Ничего я не соблюдаю. Сын меня старается урезонить, а я отвечаю: «Оставь меня в покое, у меня Бог в душе». И всеми силами стараюсь жить по заповедям.

культура: В семье священника детей воспитывают более строго, чем в обычных? Шацкая: Денис очень строгий и правильный отец. Они всей семьей постятся, а я ругаю сына за это. Дети же маленькие, в школе учатся, мозги должны быть в порядке.

культура: Вы рассказываете, и складывается впечатление, что дети — особенные, не капризничают, не озорничают. Шацкая: Да ну что Вы! Нормальные дети, как в любой семье. Но для меня они, конечно, особенные. Я их обожаю, всех шестерых, старшей — двадцать лет, младшей — три годика.

культура: Как Вы попали в мир театра? Шацкая: Сначала хотела петь. Странно, но сейчас петь совсем не люблю. В ГИТИС поступала на два факультета: драмы и музкомедии. После вокального прослушивания уловила реплику из экзаменационной комиссии: «Хорошая девочка, она будет наша…» Сразу забрала документы из драмы и поступила на музкомедию. Ленивая была жутко, боялась этюдов. Получив диплом, показывалась в Театр Моссовета, где уже работал Валера, но меня не взяли. Сидела дома. Показывалась я в эпизоде из пьесы Софронова «Обручальное кольцо», в театре тогда шел этот спектакль. Спустя почти год мне звонит директор театра: «У нас ЧП, не прилетела актриса, исполняющая главную роль. Выручите, сыграйте…» Почему я согласилась? Как хватило смелости? Это был ввод за несколько часов. Примерка костюмов, прическа, показы мизансцен и танцев, запоминание текста — одновременно. Все мне подсказывали, все переживали. От этой ситуации старый спектакль взбодрился, освободившись от груза многолетней усталости. Отыграла, получила благодарность от театра и вновь засела дома. Как-то идем с Валерой по улице, навстречу Расми Джабраилов: «Ребята, бегите показываться в театр к Любимову. Неужели Вы не видели «Доброго человека из Сезуана»?

Пришли к Любимову с отрывком из оперетты. Показывали «всухую», концертмейстер обещала подыграть, но не пришла. Все было несерьезно, в небольшом кабинете Юрия Петровича, у меня даже привычного мандража не возникло. Перед показом договорились с Валерием скрыть, что мы муж и жена. Так что мнение о том, что взяли Валерия, а меня как его жену, — неправда. Наступило театральное счастье в молодой Таганке. Как все любили друг друга, какая была атмосфера. Никаких сплетен — радость безмерная. Красивое братство — все мы бежали в театр, словно на встречу к любимому.

Валера появился в нужное время: начинались репетиции «Героя нашего времени», все роли распределены, искали Грушницкого, роль абсолютно его, и он ее получил. Меня же ввели на главную роль в старый спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо.

культура: Помню Ваш танец-стриптиз в «Антимирах», Дуню в «Преступлении и наказании», в «Товарищ, верь…» вы читали за Наталию Гончарову, в «Высоцком» изображали Марину Влади. Но самая дорогая, наверное, Маргарита. Мастером был Леонид Филатов. Любовь героев — это о Вас? Шацкая: Я не играла Маргариту, я проживала свою судьбу с Лёней. Много пересечений в жизни Булгакова и Лёни. Михаил Афанасьевич тоже не сразу женился на Елене Сергеевне, тоже страдал от гипертонии и болезни почек, у обоих было приподнято одно плечо и за письменным столом оба сидели, поджав одну ногу под себя. Я любила, как Маргарита, у меня тоже была долгая тайная жизнь, я просила у Бога того же…

Маргариту мне сначала не дали. Накануне распределения ролей нагрубила Юрию Петровичу. Начинаются репетиции. На одну из них не приходит назначенная артистка. Любимов спрашивает: «Шацкая, знаете текст?» Я знала. «Ну, идите». Мы сыграли сцену с Азазелло, и, видимо, режиссеру понравилось, потому что потом уже репетировала я. Надо отдать должное: какие бы отношения ни связывали Любимова с актером, играл тот, кто побеждал на показе.

культура: Рассказывают, что на характер Любимова очень влияла его первая гражданская жена Людмила Целиковская? Шацкая: Фронтовики с ее именем шли в бой. Незадолго до ее ухода из жизни мы разговаривали в санатории «Актер» в Сочи — наши комнаты оказались рядом. В ее воспоминаниях о Юрии Петровиче звучало много горечи. Для меня судьба Театра на Таганке делится на два периода. Первый, такой радостный и замечательный, с Людмилой Васильевной, второй — печальный и даже трагический — без нее. При Целиковской Любимов был открытый, широкий, добрый, щедрый. С появлением Каталин изменился. Она, наверное, прекрасная жена, которая продлила ему жизнь, но с актерами ни у нее, ни у Любимова отношения не складывались.

культура: Почему Филатов уходил в «Современник»? Шацкая: Потому что на Таганку пришел Анатолий Васильевич Эфрос. Лёня, как и все в театре, ждал возвращения Юрия Петровича. Первым покинул театр Давид Боровский, потом — Лёня, Смехов и Шаповалов. Лёня страдал, чувствуя свою вину в уходе Эфроса. Это, конечно, комплекс совестливого человека, готового себя винить в том, в чем не виноват. Ведь два года в Театре на Таганке, уже без тех, кто ушел, шла творческая жизнь, выпускались спектакли. Таганка стала театром другого режиссера. А потом Эфрос узнал о возвращении Любимова и о том самом документе, о приватизации.

культура: На фильм Филатова «Сукины дети» реальность повлияла? Шацкая: В жизни все было гораздо трагичнее. Говорили, что я играла Аллу Демидову, а Таня Кравченко — Зину Славину. Это не так, образы были собирательные. Лёня не имел режиссерского диплома и свою первую картину «Сукины дети» снял всего за 24 дня. Одной из актрис в первый съемочный день подарили розу, к концу съемок она оставалась по-прежнему свежей. Ее сохранила аура фильма — нам всем хорошо работалось, к Лёне тянулись.

культура: Секса, конечно, в Советском Союзе не было, но после фильма «Экипаж» Филатов стал секс-символом. Вы не отставали — Ваша ломкая русалка в «Лесной песне» и Маргарита с прекрасной обнаженной спиной сильно возбуждали зрителей… Шацкая: Не преувеличивайте. От чего там возбуждаться? «Лесная песня» — один из первых моих фильмов. Кстати, Высоцкий, Золотухин и я должны были сниматься в картине «Саша-Сашенька». Валеру убрали, нам с Володей достались эпизоды, я согласилась только из-за танца, который исполняла с балеринами Минского театра оперы и балета. До сих пор мне так жаль, что танец вырезали — я в нем себе понравилась, что случается крайне редко.

культура: Вы пели в дуэте с Высоцким… Шацкая: Мы записали замечательную песню о любви двух морских лайнеров в кинофильме «Контрабанда». Получилось очень неплохо, и Володя сказал: «Нин, давай с тобой запишем пластинку». Но закружили дела — не получилось. У нас с Володей сливались голоса. По-моему, он ни с кем из женщин больше не пел.

Спектакли Любимова сдавали властям по нескольку раз, сыпались замечания, чиновники требовали сокращений. Тогда режиссер стал специально придумывать какие-то номера «на заклание», заранее зная, что их запретят. Для спектакля «Павшие и живые» Володя сочинил песню на слова Ольги Берггольц. «На собранье целый день сидела — / то голосовала, то лгала… / Как я от тоски не поседела? / Как я от стыда не померла?» Володя подошел ко мне с предложением выйти к зрителям с гитарами и спеть. На гитаре играть я не умела, Володя меня учил. Естественно, эту песню запретили. Зато спектакль пошел.

культура: Леонид Филатов писал ручкой или печатал на машинке? Сочинял в моменты вдохновения или когда выпадало свободное время? Шацкая: Еще ребенком из Ашхабада, где жил, посылал свои стихи и басни в московские газеты и журналы. Получал ответы, в которых его учили жить и писать. Сказку «Про Федота-стрельца» Лёня начал сочинять в первые годы нашей совместной жизни. Сидел за столом, на ноге, конечно, тут же нежилась его любимица киска Анфиска. В больном состоянии он написал несколько пьес, которые диктовал мне.

На следующий год Лёне исполнилось бы 70 лет. Как хочется, чтобы какой-нибудь театр поставил хотя бы одну из его пьес. Ведь он не в стол же их сочинял, а для сцены. Когда-то обещал Володя Машков поставить его «Любовь к трем апельсинам». Может, случится? Мемориальную доску пора открыть на доме, где мы жили последние его годы. Хочу собрать все документы (у меня их множество) по разделу театра и сделать поклон первым годам нашей Таганки. Дел много.

культура: Как тяжело умирал Леонид Филатов и как переживала вся страна — по-моему, равнодушных не было. На земле его держали только Вы… Шацкая: Еще внуки, их тогда было пятеро, и все — Лёнины крестники. Особенно он был привязан к старшей Оле и перед уходом написал ей стихотворение «Деда, погоди». «Оставив день воскресный позади, я возвращался в стен больничных гости, / Но и в палате слышал Олин голос: / дай руку, деда, деда, погоди… / И я годил, годил сколь было сил, / а на соседних койках не годили, / Хирели, сохли, чахли, уходили, / никто их погодить не попросил». Когда я читаю эти строки, сразу начинаю плакать.

культура: С Таганкой сейчас связаны? Шацкая: Только как зритель.

культура: Там недавно назначен новый директор… Шацкая: Да, Ирина Апексимова — замечательная артистка. Очень талантливая. Может, и директорские способности у нее незаурядные?

культура: Прошло много лет с ухода Леонида Филатова. Вы можете представить рядом с собой какого-то мужчину? Шацкая: Нет, конечно. Люблю Лёню до сих пор и всегда была ему предана. К тому же, мы венчанные. Для себя так придумала: он уехал, о-о-очень надолго, но мы с ним обязательно встретимся.

portal-kultura.ru

Биография Нины Шацкой

Шацкая Нина (родилась 16.03.1940) – советская, российская актриса. Заслуженная артистка РФ.

Творческая деятельность

Нина Сергеевна – уроженка Москвы. В детстве любила петь и собиралась связать с этим увлечением свою профессию. В 1958 году поступила в ГИТИС на отделение музыкальной комедии. На последнем курсе дебютировала в кинокартине «Коллеги». После института хотела играть в Театре Моссовета, однако на постоянную работу не была принята, Нину задействовали изредка в эпизодах. Однажды она сыграла главную роль, подменив не приехавшую на спектакль актрису.

В 1964 году прошла отбор в Театр на Таганке, в котором проработала 30 лет. Среди ярких ролей – Маргарита в «Мастере и Маргарите», Дуня в «Преступлении и наказании» и другие. После раскола театрального коллектива присоединилась к Содружеству актеров Таганки, где работала в течение 10 лет. В 2003 году стала актрисой «Школы современной пьесы».

В фильмографии Шацкой около пятнадцати кинолент. Она снялась в таких картинах, как «Ярость», «Коллеги», «Саша-Сашенька» и другие. Вместе с Высоцким исполнила песню к фильму «Контрабанда». В главных ролях сыграла в фильмах «Белый рояль» и «Сукины дети». После 1990 года сниматься практически перестала. Нина Сергеевна никогда не стремилась к головокружительному успеху. Судьба актрисы сложилась таким образом, что ее творческая карьера развивалась в тени ее прославленных мужей – успешных актеров.

Шацкая в картине «Белый рояль», 1968

Золотухин и Филатов

С Валерием Золотухиным Нина Сергеевна связала свою жизнь в 1963 году. Они познакомились в институте, учились на одном курсе. Затем вдвоем пришли на Таганку. Поначалу жили в коммуналке, затем получили трехкомнатную квартиру. Вместе прожили 14 лет, однако по-настоящему счастливыми были лишь первые три года. У пары роился сын Денис, но и его появление не укрепило семейных отношений.

Супруги часто пропадали на работе, мальчика воспитывала бабушка. Шацкая не могла смириться с любовными похождениями супруга и его разгульной жизнью. Не единожды ей приходилось выяснять отношения с любовницами мужа, доходило и до рукоприкладства. Многие годы Нина разрывалась между желанием сохранить семью и уйти от мужа. Обстановка осложнялась еще и материальными трудностями. Шацкой даже пришлось еще до развода подать иск о взыскании с мужа алиментов.

Нина Шацкая с супругом и семьей сына, 2000

В 1969 году у нее завязались отношения с Леонидом Филатовым, также актером Таганки. Оба на тот момент были несвободны и скрывали свои чувства от посторонних в течение 13 лет. Этот роман был непростым, влюбленные постоянно расходились и воссоединялись, не в силах разрешить свой любовный четырехугольник. Все же Нина и Леонид создали собственную семью. После развода Шацкая и Золотухин не поддерживали связи около двадцати лет. Их сын полюбил Филатова и хотел даже поменять фамилию. Супруги хотели общего ребенка, но этой мечте не суждено было сбыться.

После раскола театра у Филатова начались серьезные проблемы со здоровьем. Вылечив язву, стал мучиться от гипертонии, затем – инсульт, операция по пересадке почки. Шацкая всегда была рядом и лишь радовалась, что они вместе. Филатов сдался в 2003 году, его жизнь унесла двусторонняя пневмония. Актриса тяжело переживала утрату, на несколько лет закрыла свою жизнь от посторонних, не давала интервью.

Уже много лет Нина Сергеевна живет одна, любит проводить время на подмосковной даче. Ее сын Денис поначалу хотел пойти по стопам родителей и начал учиться на режиссерском отделении ВГИКа, но бросил институт и ушел в семинарию. Став священником, сам обвенчал Шацкую и Филатова. Женился и подарил актрисе шестерых внуков, в воспитании которых она принимает активное участие.

stories-of-success.ru

Нина Шацкая (II)

21-летняя Софья решила стать блогеромРозыгрыш проведен с помощью генератора случайных чиселМосковский бизнесмен Дмитрий Фалькович сбегает в Киев.Талантливый врач Пётр Рыков переезжает, чтобы начать новую жизнь.Офицер полиции Бойд Холбрук охотится за таинственным серийным убийцей, преступления которого не поддаются объяснению.Зрителей ожидает ремейк комедийного детектива 1985 года, основанного на одноимённой настольной игре.История Зака Готтсагена - актёра с синдромом Дауна, сыгравшего главную роль.Трейлер мультфильма «Красные туфельки и семь гномов».Выбор редакции Кино-театр.ру

Page 2

21-летняя Софья решила стать блогеромРозыгрыш проведен с помощью генератора случайных чиселМосковский бизнесмен Дмитрий Фалькович сбегает в Киев.Талантливый врач Пётр Рыков переезжает, чтобы начать новую жизнь.Офицер полиции Бойд Холбрук охотится за таинственным серийным убийцей, преступления которого не поддаются объяснению.Зрителей ожидает ремейк комедийного детектива 1985 года, основанного на одноимённой настольной игре.История Зака Готтсагена - актёра с синдромом Дауна, сыгравшего главную роль.Трейлер мультфильма «Красные туфельки и семь гномов».Выбор редакции Кино-театр.ру

Page 3

21-летняя Софья решила стать блогеромРозыгрыш проведен с помощью генератора случайных чиселМосковский бизнесмен Дмитрий Фалькович сбегает в Киев.Талантливый врач Пётр Рыков переезжает, чтобы начать новую жизнь.Офицер полиции Бойд Холбрук охотится за таинственным серийным убийцей, преступления которого не поддаются объяснению.Зрителей ожидает ремейк комедийного детектива 1985 года, основанного на одноимённой настольной игре.История Зака Готтсагена - актёра с синдромом Дауна, сыгравшего главную роль.Трейлер мультфильма «Красные туфельки и семь гномов».Выбор редакции Кино-театр.ру

www.kino-teatr.ru

Нина Шацкая: биография, фильмы, личная жизнь

Нина Шацкая родилась в Рыбинске в 1966 году. Ее отцом стал талантливый музыкант Аркадий Шацкий, который прививал девочке любовь к творчеству с самого детства. Она прилежно училась в музыкальной школе, а в подростковом возрасте педагоги неожиданно открыли в ней отличные вокальные данные. Но связывать жизнь с творчеством Нина не спешила и после школы стала студенткой Ленинградского университета по одной из рабочих специальностей.

Студенческие годы отметились постоянным участием Нина Шацкой в концертной деятельности университета. На последнем курсе она уже не мыслила себя без сцены и впоследствии поступила в Ленинградский мюзик-холл. Затем некоторое время Шацкая поработала в московском варьете, после чего проживала в Италии, и об этом периоде жизни певицы мало что известно. В Россию она вернулась уже в зрелом возрасте.

В России Нина Шацкая выступала в столичном Театре эстрады, исполняя романсы и джазовые композиции. Число ее поклонников не переставало расти, и певицу даже прозвали дивой русского романса. Но ее репертуар не ограничивался этими жанрами, и Шацкая часто исполняла баллады, народные и просто популярные песни.

Первый альбом Шацкой под названием «Игра любви» вышел еще в 2000 году. В 2005 году певица выпустила очередную пластинку «Осенний триптих», куда вошли такие хиты, как «Изумруд», «Песня о счастье» и другие. После этого вышел альбом «Колдунья», посвященный 120-летию поэтессы Анны Ахматовой. Известна Шацкая и по ролям в таких сериалах, как «На углу, у Патриарших» и «В круге первом».

В 2017 году Нина Шацкая неожиданно появилась на этапе «слепых прослушиваний» шоу «Голос», в результате чего прошла в команду наставника Димы Билана. Ей не удалось одержать победу на конкурсе, но популярность Шацкой после этого возросла еще больше. У певицы увеличилось количество сольных концертов, а недавно она объявила, что работает над новым альбомом.

Подробности личной жизни Нина Шацкая предпочитает не раскрывать. Она утверждает, что ее главная любовь – это музыка. И все же певица успела отметиться романом с итальянским фотографом Франко Витале в 90-х годах. Отношения продлились недолго, и известно, что видная женщина предпочла Франко другого мужчину. С этого момента о романах певицы больше ничего не известно.

Нина Шацкая недавно отметила свой 50-летний юбилей. Несмотря на это, женщина выглядит гораздо моложе своих лет. Она утверждает, что не прибегала к пластической хирургии и просто старается тщательно следить за своей внешностью и фигурой. Певица не скрывает, что хотела бы, чтобы в жизни появились любящий муж и дети, но на данный момент ее сердце остается свободным.

www.kakprosto.ru

Родители знаменитостей: интервью с мамой Нины Шацкой

Говорят, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Но нечасто можно услышать, что за успешным, гармоничным и реализованным человеком стоят неординарные матери и отцы. Именно эта мысль натолкнула меня на идею написания цикла интервью с родителями известных людей. Не просто знаменитостей, а талантливых, ярких личностей, которые не только сумели достичь высот в профессии, но и обладают сильным стержнем и внутренней гармонией. Мне хотелось понять, как они нашли свое призвание, откуда черпали силы и волю к победе, что помогло им обрести баланс и мир в душе… За ответами на эти вопросы я и обратилась к родителям известных артистов, музыкантов, врачей, художников.

Открывает цикл интервью с Татьяной Николаевной Бондаровской – мамой заслуженной артистки России, певицы, Нины Шацкой.

Высокая планка

Татьяна Николаевна ждала меня в Ярославле. Если уж говорить о воспитании любимой дочери, то обстоятельно, без спешки…Милый дом, утопающий в зелени, шум леса за забором, застолье на веранде в кругу дружной семьи – так меня встретила дача Татьяны Николаевны, уютная, теплая, домашняя. Пожалуй, это было самое необычное мое интервью, позволившее прочувствовать и увидеть изнутри атмосферу, в которой росла будущая знаменитая певица. Даже не интервью, а неторопливая и вдумчивая беседа о смыслах, причинах, истоках.

Как вы заметили тягу к музыке у Нины?

Не заметить было невозможно. Нине всегда хотелось петь и выступать. Когда отец давал концерты, я постоянно переживала, потому что Нина все время пыталась высунуться из-за кулис, ее магнитом тянуло к оркестру.

Нина с мамой

Впрочем, мы не сразу поняли, что именно пение – призвание Нины. В детстве она пела в хоре мальчиков. Это получилось случайно: альтов не было, поэтому взяли Нину. В хоре она изучала и сольфеджио. А вот играть на рояле так свободно, как бы мне хотелось, к сожалению, не научилась. Музыкальная школа находилась на базе Дворца Культуры, где я была директором, поэтому преподаватели в некоторым смысле зависели от нас, и, очевидно, предпочитали автоматом ставить Нине положительные отметки, но не искать подход к ребенку, не учить как следует. Считали, наверное, что раз отец музыкант (Аркадий Шацкий – известный музыкант, композитор, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии им. Ленинского комсомола, основательно эстрадного оркестра «Радуга»), он сам сможет позаниматься, а папа был уверен, что с Ниной занимаются в музыкальной школе.

Однако когда Нина в 22 года встретила Злату Раздолину, и стала исполнять ее песни с симфоническим оркестром, меня это потрясло. И я вдруг поняла, что Нина нашла себя, о чем я сразу и сказала дочери. Правда, у меня скверный характер: я сперва воодушевленно похвалю, а потом укажу на недочеты…Даже муж мой возмущался этим. Но все-таки я стараюсь поддерживать, ведь это так важно! Без поддержки человеку очень трудно, даже талантливому. И я раскаиваюсь, что мы мало хвалили Нину в детстве. Теперь-то я понимаю, что надо хвалить как можно чаще.

Но при этом, на мой взгляд, детей необходимо направлять, иногда даже понуждать, когда у них появилась леность, и если родители видят, что у ребенка получается какое-то дело. Наверное, есть дети, которые могут сами легко определиться, какие шаги им требуется сделать для достижения цели, и готовы собственным волевым усилием достигать вершины, но таких детей мало. Поэтому обязанность направлять и поддерживать ребенка ложится на плечи родителей. Особенно в наше время. Если вы видите, что у ребенка есть хоть капля таланта, надо приложить все силы, чтобы развить дар.

Но как разглядеть эту «каплю таланта»? Иногда это совсем неочевидно…

Необходимо давать ребенку возможность попробовать разное, возможность выбрать занятие по душе. Необязательно это получится с первого или даже со второго раза. А дальше надо двигаться в выбранном ребенком направлении. При этом не стоит давить. Вот, например, мой внук любил рисовать, отучился в художественной школе, участвовал в российских, зарубежных выставках, а спустя 6 лет вдруг остыл. Ну значит не его. А потом увлекся языками, и оказалось, что вот это и есть его призвание! Однако нужно отличать момент, когда человек остыл, от моментов отчаяния, когда развитию мешают какие-то внешние обстоятельства. Когда я поняла, что пение – стезя Нины, я старалась ее поддерживать, и в тяжелые моменты, когда она теряла надежду, я подбадривала, говорила, что надо двигаться вперед, нельзя останавливаться и бросать любимое дело.

Но как понять, в каком деле у ребенка способности, если ему ничего не нравится, если он ничего не хочет?

Если ребенок ничего не хочет, значит, родители не могут найти в нем зерно. Задача взрослых — рассмотреть это зерно и взрастить. Не может быть такого, чтобы ребенок вообще ничего не хотел и был совершенно безвольным. Надо просто стараться сблизиться с ребенком, пытаться его услышать, разглядеть его способности, и потом давать пищу для их развития. Я думаю, что если бы Аркадий говорил Нине, что она может заниматься музыкой, она бы обязательно этим занималась. И когда родители нашли зерно, важно подогревать интерес. Сам ребенок может ничего не сделать, но надо вызвать у него ажиотаж разными способами: похвалой, поощрениями. Так внуку, который любит математику, я иногда говорю: «Тема! Ты мне так здорово вчера объяснил сложную задачу. А давай решим еще одну, а то я уже ничего не помню из школьной программы, а ты отлично умеешь объяснять». И внуку сразу становится интересно, он начинает объяснять и сам разбирается в сложных вопросах. То есть надо заразить ребенка, чтобы он сам захотел двигаться вперед, но для этого сперва надо разглядеть способности. Я убеждена, что все дети талантливы.

Нередко родители говорят, что они что-то предлагают детям, а те отказываются

Нина и Аркадий Шацкие

Важно создать соответствующую атмосферу дома. Мы с супругом очень любили свою работу в Доме Культуры. Это была не просто работа, а радость, удовольствие, общение с искусством. У нас были постоянные концерты, спектакли, выступления, Нина все время сидела на репетициях отца. В нашем доме всегда звучал джаз и высококлассная эстрада. Муж скупал музыку, какую в те времена было почти невозможно достать. У него была огромная коллекция самой современной музыки. И музыка эта играла на лучшей для тех лет аппаратуре. По образованию Аркадий был радиоинженер и музыкант, поэтому когда проходили конкурсы «Красная гвоздика» в Сочи, вызывали его, и он настраивал аппаратуру для всех знаменитых артистов. Кроме того, у нас дома всегда была большая библиотека, мы много читали, и дети видели это, тянулись. То есть я хочу сказать, что когда у родителей есть интересы, когда семья погружена в культурную среду, то для ребенка это совершенно естественное состояние. К тому же, маленькие дети очень любопытные, и важно использовать это любопытство вовремя. Если ребенок заслушался музыкой в 5 лет, то стоит взять его за руку и отвести на концерт, не дожидаясь пока он «дорастет», и почти наверняка ему понравится. Ведь необязательно делать из детей музыкантов, важно развивать интеллект, а музыка – прекрасный инструмент развития. Вот для Нины музыка была частью жизни.

Если взрослые создают соответствующую атмосферу, то в такой обстановке человек с детстве впитывает культуру и развивается. У ребенка могут быть прекрасные природные данные, но без благодатной «почвы» они могут не раскрыться.

У Нины стремление развивать свой интеллект и свой талант сохраняется до сих пор. Более того, когда Нина стала студенткой, поступив в Высшую профсоюзную школу культуры (в те времена престижный ВУЗ Санкт-Петербурга), а потом и в студию Музик-Холла, и жила отдельно, она продолжала заниматься самообразованием: много читала, посещала все театральные поставки, концерты в Консерватории. И вот, что мне очень нравится в Нине – это то, что она держит высокую интеллектуальную планку на фоне современной культуры. У нее есть два цикла – Цветаевский и Ахматовский – это же что-то удивительное! Если вы приедете домой к Нине, вы найдете огромное количество книг о жизни Ахматовой и Цветаевой, она прочла все, что только возможно! И я за ней тянусь, читаю дневники Эфрона, воспоминания современников. Нина не просто исполняет произведения, она знает все об этих двух поэтессах. Такой глубокий подход и подготовка к выступлениям. А на концерте вы у нее были? Обязательно сходите. Я выросла в Москве, моя тетя пела в Консерватории, я помню старую публику, которая приходила на концерты в вечерних платьях, украшениях. Это было торжество, праздник искусства. Сегодня все иначе. Но когда я прихожу к Нине и смотрю в зал на публику, умиляюсь: люди, затаив дыхание, слушают серьезные вещи. У Нины удивительная способность «брать» зал, который проживает эти моменты вместе с ней…И я очень рада, что Нина держит такую невероятную планку. Жаль, конечно, что министерство культуры много говорит о возрождении духовной культуры, но по сути ничего не делает. Так вот концерты Нины, ее романсы, русские народные песни, ее подход к исполнению удивительны! И за это я очень уважаю Нину. Не как свою дочь, а как личность. Ведь она давно могла бы петь попсу, например, но для нее очень важно заниматься глубокими, серьезными вещами.

Говорят, что для того, чтобы чего-то достичь одного таланта мало. Требуется еще упорство, сила воли. Как вы воспитывали эти качества у Нины?

Это возможно, ставя определенные задачи и цели перед ребенком. Сперва их ставят родители, а потом уже ребенок и сам. Иногда Нине, как и любому ребенку, было сложно, трудно делать усилие над собой. Тогда папа очень спокойно и долго ей объяснял, зачем требуется сделать то или другое. Иногда эти разговоры казались Нине бесконечными. Она могла злиться, пытаться отца заговорить, но папа стоял на своем, и при этом никогда не переходил границы, не доводил ситуацию до скандала или оскорблений.

Кроме того, сила воли сопряжена с самостоятельностью. Я убеждена, что детей нельзя чрезмерно опекать. Вот Нина ходила в школу сама, хотя, конечно, тогда все ходили, другое время было. Затем, когда Нина решила поступать в ВУЗ, она выбрала она выбрала Высшую профсоюзную школу культуры, но для поступления ей нужно было проработать 2 года в сельском клубе. На работе Нина все делала сама: и организовывала программу, и продавала билеты, и убиралась. При этом у нее был ориентир – наш Дворец Культуры, которые в те времена высоко ценился в Союзе. Затем она поступила в высшую школу профсоюзов и переехала в Питер. Перед ее поступлением мы, конечно, немного волновались, поскольку туда поступали уже зрелые люди, проработавшие в клубах 5-10 лет. Нина была единственной девушкой из абитуриентов, все остальные — взрослые мужчины и женщины. Однако Нина все сдала прекрасно.

Были ли у вас конфликты, столкновения в сложном подростковом возрасте?

С Ниной никогда не было особых проблем, мы всегда могли договориться, хотя в раннем детстве бывали эпизоды, когда приходилось наказывать.

Нина с родителями

Ну еще был совсем короткий момент, когда Нине исполнилось 17 лет, и все ее одноклассники поступили в ВУЗы, а Нине нужно было год работать для поступления, и она начала переживать за свое будущее. Вот в тот момент был краткий период споров. Однако как только Нина уехала в Питер, все недовольство испарилось. Да и главное – мы с Ниной всегда были очень близки. Она была нежным и общительным ребенком, у нас были теплые отношения, и мы всегда были в курсе ее дел. И папа, и я. Она нам обо всем рассказывала: об увлечениях, поступках, событиях. Думаю, это обусловлено ее легким характером.

На мой взгляд, самое важное — в семье должны быть ориентиры, моральные принципы, которым следуют, в первую очередь, родители. Именно родители должны задавать высокий уровень, к которому должны тянуться сами, а дети уже за ними. Мой муж в этом отношении был изумительным воспитателем. У него оркестр был 30 с лишним человек, все из Рыбинска, и половина – из неблагополучных семей. И каждого он обучал, воспитывал, с каждым возился. Дочь впитала эти принципы, и когда она уехала от нас, они оставались с ней. Сама она рассказывала, что ей не раз предлагали допинги, но у нее даже мысли не возникало что-то принимать, настолько была четкая грань, за которую она никогда бы не вышла.

Какой высокий уровень сознательности и ответственности…Как развить эти качества в современных детях, на ваш взгляд?

Надо поощрять любую помощь. Особенно мальчику часто говорить, что без его помощи вы бы не справились, что он делает нечто важное для всей семьи. Папа постоянно должен говорить сыну: «Мама устала, давай ей поможем, пусть она отдохнет». Дети всегда с таким удовольствием включаются, считают себя героями! И это ощущение важно поддерживать. Тогда чувство ответственности будет естественным для ребенка.

Мама Нины, Татьяна Бондаровская, представляет Эмиля Гилельса на презентации нового рояля в Доме культуры в Рыбинске.

Кроме того, мне кажется, ответственность взаимосвязана с дисциплиной. Отец требовал дисциплины, и Нина каждый вечер должна была сдать ему план следующего дня. Сперва ее это тяготило, а потом очень помогало. Она до сих пор составляет графики и планы, и всегда держит в голове, что должна сделать, куда успеть. У Нины был важный период лет 10 назад, когда у нее начала стремительно развиваться карьера, и она получила инвестиции для одного крупного проекта. Это были 3 больших концерта: 2 в зале Чайковского и Доме Музыки за 3 месяца. На тот момент Нина все делала одна без помощников. Поэтому у нее был толстенный блокнот, где она по пунктам детально прописывала, что и когда должно быть сделано. Такое четкое отношение к времени, умение структурировать и планировать очень помогло Нине. Поэтому считаю, что планирование, умение ставить перед собой цели и понимать, какие шаги необходимо сделать для ее осуществления – это главное. Ни талант, ни сила воли не помогут, если человек не умеет планировать, и не видит цели.

Нина несмотря на свою известность, очень простой в общении человек, без намека на снобизм или звездность. Это тоже характер или воспитание?

Аркадий Шацкий

Понимаете, я возглавляла один из лучших Дворцов Культуры в стране, а отец Нины был известен на весь Союз. Как она сама говорит, она жила с ощущением, что находится на раскрытой ладони. Отца в городе боготворили. Местную славу можно сравнить со славой Пугачевой в СССР. Мужчины любили его музыку, женщины были влюблены, и когда Нина шла по улице, за ее спиной шептались: «Дочка Шацкого идет». К нам в гости приходили известные музыканты, певцы, актеры, Аркадий дружил с космонавтами. То есть Нина с детства видела незаурядных людей. Поэтому у нее, с одной стороны, была высокая планка, с другой – когда она сама стала популярной, не возникало чувства, что она особенная. Однако тут есть и другая сторона: в Нине никогда нет удовлетворения, что меня порой раздражает. Вот иногда она выступит, ее забросают цветами, зал не дает уйти со сцены, а она приходит домой и говорит, что «я здесь не дотянула, здесь не так сделала». Впрочем, наверное, это же качество ей позволяет двигается вперед, совершенствоваться.

И последний вопрос: Нина утверждает, что в юности пела весьма средне. Как же получается, что вы с такими высокими требованиями видели, что у Нины получается не очень, но продолжали верить в нее?

Мы видели, что она очень хочет петь. А когда человек очень хочет, он обязательно добьется.

semeynoe.com


Смотрите также