Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Нина симон биография личная жизнь


Нина Симон

Неоднозначная, яркая, импульсивная, Нина Симон – настоящая звезда. Биография певицы насыщена протестом, трагизмом и легкой печальной напевностью джазовых и соул-композиций, которые живут на сцене даже после смерти создательницы.

Детство и юность

Нина Симон – сценический псевдоним Юнис Кэтлин Уэймон. Девочка родилась в бедной многодетной семье в Северной Каролине 21 февраля 1933 года. Малышка стала шестым ребенком, а всего в доме было восемь детей. Несмотря на бедный быт, в доме был старенький потертый рояль, на котором Юнис научилась играть уже в три года. Как это часто случалось в бедных кварталах, начало выступлений положено в местном церковном хоре.

Нина Симон в детстве

С ранних лет девочка мечтала о карьере пианистки. В шесть лет будущая Нина Симон приступает к урокам игры на фортепьяно. Усердие и трудолюбие принесли плоды уже через четыре года. Юнис удостоилась чести дать сольный концерт. Но в день первого триумфа ребенку пришлось столкнуться и с откровенной демонстрацией расизма.

Родителям пианистки не позволили занять места в первом ряду, потому что те обязаны были уступить белой паре. Оскорбленная таким отношением девочка отказалась продолжать выступление до тех пор, пока родителям не вернули места. Пожалуй, это стало первым шагом в борьбе за равноправие чернокожих граждан, сделанным Ниной Симон.

Нина Симон в молодости

Талантливой пианистке удалось получить образование в престижном музыкальном колледже «Джульярдская школа». В то время для темнокожей девушки образование такого уровня считалось труднодостижимым. Для оплаты образования Юнис приходилось подрабатывать аккомпаниатором одного из преподавателей вокала.

В 1953 году, успешно пройдя прослушивание, девушка начинает работать пианисткой в ночных клубах Атлантик-Сити. В этот период она придумывает псевдоним Нина Симон в честь любимой актрисы Симоны Синьоре. Карьера профессиональной пианистки у Нины так и не сложилась. Публика, услышав ее голос, хотела видеть Нину певицей. Хотя во время выступлений и концертов королева соула часто аккомпанировала себе на рояле.

Музыка

Нина Симон остается, наверняка, одной из самых плодовитых звезд. За время карьеры певица выпустила 170 альбомов, включающих студийные и концертные записи, на которых исполнила более 320 песен.

Певица Нина Симон

Первой песней, полюбившейся благодарным слушателям, стала композиция «I Loves You, Porgy!» - ария из оперы Джорджа Гершвина, перепетая Ниной на новый лад. В 1957 году выходит дебютный альбом «Little Girl Blue», сразу же снискавший популярность. На пластинке собраны эмоциональные и трогательные джазовые композиции, исполнением которых Симон блистала и впоследствии.

В начале 60-х годов певица начинает сотрудничество с компанией Colpix. В этот период появляются композиции, которые близки звезде джаза. 1965 год отмечен выходом, пожалуй, самого популярного альбома за всю карьеру певицы – «I Put a Spell on You». Сборник содержал одноименную, ставшую легендарной песню, а также бесспорный хит «Feeling Good».

Отдельно стоит отметить версию афроамериканской духовной песни «Sinnerman», записанную Ниной на альбоме «Pastel Blues». Барак Обама признался, что композиция входит в список десяти его любимых музыкальных произведений.

Самобытное, нестандартное творение продолжительностью в 10 минут продолжает быть популярным, используется в современных фильмах и сериалах («Афера Томаса Крауна», «Полиция Майами: Отдел нравов», «Сотовый», «Люцифер», «Шерлок» и некоторые другие). После выхода в 1966 году альбома «Wild is the Wind», на котором собраны песни поп-соул жанра, Нину прозвали жрицей соула.

Очень тесно с творчеством связана общественная и гражданская позиция Нины Симон, а именно извечная борьба за равноправие темнокожего народа. Часто в текстах песен встречаются обращения к этим проблемам. Так, явной политической песней стала «Mississippi Goddam», написанная после убийства активиста и борца за равноправие Медгара Эверса, а также после взрыва в школе, послужившим причиной смерти четверых темнокожих детей. Текст песни открыто призывает встать на борьбу с расизмом и ущемлением прав афроамериканского народа.

«Мне не нужно вашего соседства, просто дайте мне немного равенства» - негодует Нина в заключительных строках.

Звезда соула лично знакома с Мартином Лютером Кингом и даже получила прозвище «Мартин Лютер в юбке». Так или иначе, в повседневной жизни и на сцене певица не боялась поднимать социальные проблемы расизма.

Нина Симон на сцене

В конце концов, эксцентричная жрица соула заявила о невозможности находиться в Соединенных Штатах и уехала на Барбадос, откуда перебралась во Францию, где и жила до конца жизни. С 1970 по 1978 годы выходят еще семь студийных альбомов Нины.

В 1993 году появляется последний студийный альбом великой звезды – «A Single Woman». После него студийных работ Нина не записывала, хотя продолжала давать редкие концерты до конца девяностых. Став признанными шедеврами, песни Нины Симон остаются актуальными и для современного слушателя, получив новую жизнь в кавер-версиях.

Личная жизнь

Первое замужество Нины приходится на 1958 год. Брак с барменом Доном Россом просуществовал не дольше года. Сведений о первом муже певицы в достоверных источниках не много, сама звезда тоже старалась не упоминать об этом этапе в жизни.

Нина Симон и ее первый муж Дон Росс

А вот второй муж, бывший Гарлемский детектив Эндрю Страуд, с которым певица связала судьбу в 1961 году, сыграл огромную роль как в личной жизни, так и в карьере звезды. Будучи яркой, предприимчивой личностью, Эндрю ушел с должности детектива и стал менеджером супруги. Он полностью контролировал творчество жены, на нем были завязаны контракты королевы джаза.

В своей автобиографии «Я проклинаю тебя» Нина признается, что муж был достаточно деспотичен, требовал от нее постоянной и изматывающей работы. Не обошлось без пощечин и стимуляторов. Сама Нина в той же биографии высказывается, что, возможно, без таких методов она не стала бы звездой, но в оправданности средств певица не уверенна. В Сети опубликовано множество архивных фото супругов, в том числе связанных с общей работой.

В 1962 году у супружеской пары появляется дочь Лиз, которая, повзрослев, решила пойти по стопам звездной матери. Сейчас артистка выступает на Бродвее, правда, известности, равной материнской, пока не достигла.

Отъезд на Барбадос в 1970 году в том числе вызван и разводом Симон со Страудом. Певица пыталась вести дела самостоятельно, но менеджерская хватка не была коньком королевы джаза. С управлением и денежными вопросами звезда катастрофически не справлялась. Других мужей в жизни женщины не было.

В 2015 году на экраны вышла документальная картина Лиз Гарбуз «Что случилось, мисс Симон», в которой режиссер с откровенностью показала иную сторону великой певицы, всегда скрытую от общественности. Интервью родственников, близких и дочери звезды, архивные записи – все свидетельствует о сложной, противоречивой, взрывной натуре певицы, от которой она сама страдала в первую очередь.

Смерть

С девяностых годов состояние Нины Симон ухудшается. Здоровье подводит певицу, не позволяя вести концертную и творческую жизнь. Как следует из того же документального фильма и подтверждается родственниками и психиатром Нины, ей диагностирован маниакально-депрессивный синдром. Позже у певицы был обнаружен рак молочной железы.

Памятник Нине Симон

В 2001 году на сцену в Карнеги Холл звезда не смогла подняться без посторонней помощи. После этого еще полтора года Нина тяжело болела. От прогрессирующей онкологии звезда ушла из жизни в 2003 году. Умерла жрица соула во сне, в своем доме на юге Франции.

Дискография

  • 1958 – «Little Girl Blue»
  • 1961 – «Forbidden Fruit»
  • 1964 – «Broadway-Blues-Ballads»
  • 1965 – «Pastel Blues»
  • 1966 – «Wild Is the Wind»
  • 1970 – «Gifted & Black»
  • 1978 – «Baltimore»
  • 1985 – «Nina's Back»
  • 1993 – «A Single Woman»
Page 2

Алексей Горшенев

Музыкант, поэт, композитор, вокалист рок-группы «Кукрыниксы»

24smi.org

Нина Симон - Биография, факты, редкие фото

Молодая Нина Симон

Темнокожая певица Нина Симон пробовала себя в различных музыкальных направлениях: джаз, поп, блюз, рок, соул и классический вокал. Женщина обладала сложным нравом и переменчивым настроением, поэтому общение с ней не всегда было гладким.

Нина выступала композитором, пианисткой и аранжировщиком – все это ей успешно удавалось. Фанаты Нины называли ее «жрицей соула», в таком статусе она и запомнилась публике.

Детство и юношество

Прозвища джазовых музыкантов

Нина Симон – псевдоним певицы, который она придумала, сопоставив свое прозвище с именем популярной на тот момент кинодивы Симоны Синьоре.

Настоящее имя женщины – Юнис Кетлин Ваймон. Родилась будущая Нина Симон 21 февраля 1933 года в семье священника в штате Северная Каролина. Семья жила очень бедно, но в доме был старенький рояль, на котором малышка с трехлетнего возраста давала свои мини-концерты.

Нина Симон в детские годы

Выступая на своем дебютном концерте, юная Ваймон столкнулась с проявлениями расизма. Ее родителей не допустили в первые ряды, посадив туда белых людей. Это очень затронуло маленькую певицу, существенно повлияв на формирование гражданской позиции афроамериканки.

Достать деньги на образование было нелегко, но будущая джазовая певица не сдавалась, подрабатывая аккомпаниатором у одного из педагогов по вокалу.

Первые творческие начинания

Свое творчество публике Нина Симон продемонстрировала в юном возрасте, выступая с классическими песнями и музыкальными композициями в локальных церквях.

В 1954 году ее заметил собственник сети ресторанов в Атлантик-Сити, который предложил юной леди поработать в своем заведении. Девушка согласилась.

Карьеры Нины Симон как пианистки не удалась

Карьера пианистки так и не сложилась. Публика, услышав божественный и проникновенный голос девушки, требовала только песен.

Успехи певицы

Первым успехом для начинающей певицы Нины Симон была композиция I Loves You, Porgy! – ария из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Эта песня в исполнении темнокожей красотки полюбилась слушателям.

Нину Симон поклонники называли «жрицей соула»

Позже Нина выпускает первый свой альбом Little Girl Blue. Потрясающий блюз от самобытной певицы открывает ей дорогу в шоу-бизнес.

Подписав контракт с известным американским лейблом Colpix Records, Симон записывает множество песен, хотя самой исполнительнице они не по душе.

Лишь только сменив лейбл в 1964 году обладательница потрясающего голоса чувствует, что она в своей тарелке. Выходят такие хиты, как Feeling Good и легендарная композиция I Put a Spell On You, признанная эталоном женственности и чувственности.

Узнайте как создавалась песня I Put a Spell On You – История создания известных джазовых песен

Личная жизнь

Первое замужество певицы состоялось в 1958 году. Брак не просуществовал больше года. В 1961 году звезда выходит замуж за детектива Эндрю Страуда. У пары родилась дочь.

Симон с мужем Эндрю Страудом и дочерью

В 1970 году на пике своей карьеры после развода с супругом Нина Симон переезжает на остров Барбадос, что весьма разозлило ее менеджеров. Немного обжившись, она заводит роман с премьер-министром острова Эрролом Барроу, но и тут совместная жизнь не сложилась. Женщина путешествует по миру и связывает свою дальнейшую жизнь с Францией.

Читайте материал Знаменитые дети джазовых музыкантов

Гражданская позиция

Кроме музыки, певица имела четкую гражданскую позицию. Она боролась с расовой дискриминацией против темнокожих. За это Нину прозвали «Мартином Лютером в юбке».

Социальная тематика всегда присутствовала в творчестве «жрицы соула»: неравноправие, дискриминация и унижения проходили красной канвой в ее песнях.

За борьбу против расовой дискриминации Нину прозвали «Мартином Лютером в юбке»

Культурное наследие

Лучшие пластинки Нины Симон приходятся на 1960-е годы, когда женщина подписала контракт с лейблом Philips.

Вершиной ее творчества признан винил High Priestess of Soul, в котором успешно сочетается музыка различных направлений. Задушевные баллады в стиле Билли Холидэй, поп-композиции и игра на рояле очаровывали и ранили сердца слушателей.

Пение было призванием несравненной Симон

За свою карьеру певица выпустила 170 студийных альбомов, которые насчитывали 320 музыкальных композиций.

В 2015 году на экраны вышел документальный фильм «Что случилось, мисс Симон?» о судьбе певицы в главной роли с Зои Салдана.

Умерла Нина Симон 21 апреля 2003 года во Франции в возрасте 70 лет, но ее творчество до сих пор живет в сердцах почитателей блюза, джаза и соула.

Узнайте, кто продолжает дело Нины Симон – Лучшие нео-соул альбомы

Завтрак Симон в номере отеля

Российские педагоги по джазовому вокалу рассказали об авторских подходах к обучению петь.

Рекомендуем: Лучшие соул исполнители

jazzpeople.ru

Нина Симон: Икона джаза и история ее обреченной борьбы с собой и миром

Ее находят в Париже в опустившемся состоянии, играющей на пианино в затрапезном баре

Близкий друг и постоянный гитарист Нины Симон Эл Шекман находит ее в Париже в опустившемся состоянии, играющей на пианино в затрапезном баре, чтобы прокормить себя: кто эта усталая женщина за роялем, в тогдашней Франции не знает никто. Она почти сама забыла, кто она такая, и живет в долгах как в шелках — певицу впервые в жизни отправляют на принудительное лечение, которое нужно постоянно поддерживать и возобновлять. Фестиваль в Монтрё, о котором написано выше, — это ее борьба за то, чтобы оставаться на сцене, которую почти невозможно выиграть. Нина Симон в очередной раз исчезает с радаров в начале 80-х. Она стреляет в ногу соседского парня, который мешает ей сконцентрироваться, — так «Сидеть!» с концерта в Монтрё превращается в «Стоять! Руки вверх!». Она ходит голая с ножом по отелю и неудачно поджигает дом, после этого — оправдательный приговор и новые сеансы терапии.

В следующий раз Нина Симон возникнет из небытия, когда Ридли Скотт снимет рекламу Chanel № 5 c Кароль Буке в красном костюме на трассе среди каньонов. Старомодная и легкая «My Baby Just Cares for Me» будет выбрана джинглом, а Нина Симон продаст все билеты в парижский концертный зал «Олимпия» за неделю в 1991 году, и в этот раз все парижане будут знать, кто выступает перед ними. Но лечение от биполярного расcтройства оставило заметный след: во время терапии Нина Симон всё медленнее играла, всё труднее пела, всё сложнее концентрировалась на публике. К началу 90-х к биполярному расстройству добавился рак груди — Нина Симон умирает во сне в 70 лет на юге Франции, когда к терапии от МДП прибавляется химиотерапия.

Автобиографию «Я проклинаю тебя» переиздают, а близкие начинают понемногу откровенничать о болезни певицы и всех испытаниях, через которые она прошла. В фильме «What Happened, Miss Simone?» бросается в глаза, как трудно подбираются слова и находятся объяснения неудобным ситуациям, порокам и трагедиям: жестокость, сегрегация, маниакально-депрессивный психоз, панические атаки, алкоголизм — всё это так сложно проговаривать вслух, не нарушая личных обещаний, клятв и тщательно хранимых секретов. Близкие расцветают, когда говорят о музыке и таланте, и теряются, когда надо рассказать о чём-то неотъемлемом, но больном, табуированном, проглоченном.

www.wonderzine.com

Биография Nina Simone

Нина Симон (Nina Simone) известна как многогранностью своего таланта, полной самоотдачей и самобытностью творчества, так и сложным, противоречивым характером, который делал общение с ней очень непростым. Великолепная певица, пианистка, композитор, аранжировщица, она была настолько всеобъемлющим исполнителем, что иногда это даже мешало ее карьере — публике нелегко было принять такую разноплановость певицы. Нина Симон — артистка с длинным шлейфом всевозможных амплуа, стилей и жанров: джаз, рок, поп, фолк, блюз, соул, госпел, классика и бродвейский мюзикл. Ей хотелось быть всем сразу и прямо сейчас, поэтому разные стили сосуществовали в ее творчестве одновременно, порой даже в пределах одного альбома. Слишком многоликая, слишком парадоксальная, слишком эклектичная, слишком импульсивная и категоричная, чтобы справиться с амплуа поп-звезды. Обожавшие ее фаны называли Нину жрицей соула, под таким именем она и вошла в историю...

Если Нина Симон и выглядела порой воинственной, готовой отстаивать свою правоту кулаками, на это у нее имелись веские причины — слишком много ей пришлось преодолеть на пути к известности и признанию. Нина Симон — это сценический псевдоним, который выбрала себе Юнайс Кэтлин Уэймон (Eunice Kathleen Waymon) в начале своей артистической карьеры. Юнайс родилась 21 февраля 1933 года в Трайоне, штат Северная Каролина. У нее было еще четыре брата и три сестры. Все девочки с раннего детства пели в церковном хоре, которым руководила их мать. В шесть лет будущая звезда начала брать уроки фортепиано. Она мечтала стать классической пианисткой и так усиленно занималась, что уже через четыре года, в десятилетнем возрасте, дала свой первый сольный концерт в городской библиотеке. Это событие запомнилось ей не только первыми аплодисментами, но и унизительным проявлением расизма. Ее родителям не разрешили сидеть в первом ряду, посадив на эти места белых слушателей. Это одно из тех детских впечатлений, которые остались в сердце девочки на всю жизнь и повлияли на формирование ее активной гражданской позиции.

Благодаря поддержке друзей семьи Юнайс удалось получить образование в престижном нью-йоркском колледже Juilliard School of Music, в котором в свое время учился Майлз Дэвис (Miles Davis). По тем временам для чернокожей девушки это было редким везением. Чтобы платить за обучение, она подрабатывала аккомпаниатором у педагога по вокалу. В 1953 году девушка прошла прослушивание в один из ночных клубов Атлантик-Сити и стала штатной пианисткой. Тогда и появился сценический псевдоним Нина Симон (nina по-испански — девушка, и фамилия Симон — дань любви к французской актрисе Симоне Синьоре). К этому времени она уже начала серьезно заниматься вокалом и договорилась со своими работодателями, что будет не только играть на рояле, но и петь, аккомпанируя себе и импровизируя по ходу. Так, практически случайно, началась вокальная карьера Нины Симон, которая вскоре принесла ей репутацию отличной исполнительницы джазовых и поп-стандартов.

В конце 50-х Симон открывает отсчет своей дискографии, делая записи для маленького подразделения компании King, сыгравшей важную роль в становлении раннего ритм-н-блюза и рок-н-ролла. С самого начала ей как будто очень повезло. Первая же пластинка «Little Girl Blue», изданная в конце 1957 года, имела большой успех. Аккомпанируя себе на рояле, в сопровождении контрабаса и барабана, певица подготовила очень эмоциональную, трогательную подборку джазовых и поп-стандартов, заявив о себе как об оригинальной исполнительнице и вдохновенной пианистке. Сначала меломаны Филадельфии и Нью-Йорка, а затем и всей Америки прониклись симпатией к Нине Симон. Особенно после того как сингл «I Loves You Porgy» Джорджа Гершвина (George Gershwin) стал национальным хитом, добравшись до 13 строки поп-чарта и разойдясь миллионным тиражом. Творческая судьба артистки сложилась так, что эта песня оказалась едва ли не единственным широко известным хитом в ее карьере. Впрочем, она никогда и не жаждала оглушительной славы, не стремилась собирать стадионы и заводить многотысячную толпу. Пафос рок-звезды не отвечал характеру ее таланта. Взрослая публика, разбирающиеся в музыке клубные завсегдатаи, любители хорошего вокала — вот для кого она пела.

Нина Симон была плодовитой артисткой, до конца 50-х в ее дискографии появилось девять пластинок — джаз, поп, блюз, запись выступления на фестивале в Ньюпорте. В начале 60-х она начала работать с крупной компанией Colpix (Columbia Pictures Records), для которой записала десять альбомов, четыре из них — концертные. Как в студии, так и на сцене Симон проявляла себя многогранной, порой казалось, всеобъемлющей артисткой. Ей интересно было вживаться в разные амплуа и интерпретировать очень разный материал. В этот период, к примеру, она подготовила сборник композиций Дюка Эллингтона, подборку блюзовых баллад из бродвейских мюзиклов, альбом фольклорных песен, включавший израильские народные мелодии. Ее пластинки отличались пестротой аранжировок и эклектичностью стиля. Да и в жизни она не обходилась без странностей. Со своим первым мужем, за которого Нина вышла замуж в 1958 году, она прожила меньше года. Ее вторым супругом стал человек, абсолютно далекий от искусства — нью-йоркский детектив Энди Страуд (Andy Stroud). Они поженились в 1961 году, а через год у них родилась дочь.

Лучшие пластинки Нины Симон были созданы в середине 60-х, когда она перешла под опеку лейбла Philips. Здесь певица тоже записывалась без передышки, подготовив семь альбомов за три года. Параллельно изданием ее пластинок занимались и остальные фирмы звукозаписи, с которыми она работала до этого. Только в 1966 году три разных компании издали пять альбомов Нины Симон. Одна из вершин этого периода — пластинка «High Priestess of Soul» («Верховная жрица любви» — вот откуда пошел этот возвышенный титул, которым величали ее поклонники). Это была по традиции эклектичная, но по-своему стильная подборка песен, рожденных на стыке джаза, соула, поп-музыки, госпела и блюза и записанных с большим оркестром. Крайности, контрасты всегда привлекали певицу. От задушевных баллад из репертуара Жака Бреля (Jacques Brel) или Билли Холидэй (Billie Holiday) она переходила к инструментальным рояльным композициям, которые сменялись беззаботной поп-музыкой или резкими политическими выпадами. Она умела ранить, но могла быть и очаровательной. Хотя ее студийные опыты остаются детьми своего времени, выкроенными и приодетыми по тогдашней моде, каталог исполнительницы включает немало песен, сохранивших актуальность до сих пор. Самым важным оружием артистки оставался ее элегантный вокал, в котором уживались душевное тепло, независимость, горячность и всепоглощающая нежность. А над искренними чувствами время не властно.

Как и многих других афро-американок, в 60-е годы Нину Симон глубоко волновала борьба негритянского населения Америки за свои гражданские права и пробуждение чувства собственного достоинства у ее чернокожих собратьев. Она была лично знакома с Мартином Лютером Кингом (о чем есть подробные сведения в соответствующих файлах ФБР). Естественно, эта довольно болезненная тема нашла непосредственное отражение в творчестве Симон. Со свойственной ей категоричностью она говорила о том, что думала, откровенно и резко, как, может быть, ни один из ее коллег по цеху. Наиболее известные из ее многочисленных политических опусов — песни «Old Jim Crow» и особенно «Mississippi Goddam», которая появилась в 1963 году после убийства борца за гражданские права негров и четырех чернокожих детей. Эти уже классические композиции, которая она написала полностью самостоятельно, заставляют только сожалеть, что Нина не сочиняла весь свой репертуар, а искала материал в других, нередко гораздо менее интересных источниках.

Конечно, и среди кавер-версий случались настоящие удачи. Некоторые из номеров певицы давно упоминаются с прилагательным «классический». Например, версия «Pirate Jenny» Вайля-Брехта (Weill-Brecht), отклик на проблемы черного населения Штатов, или скорбная интерпретация песни Жака Бреля «Ne Me Quitte Pas». К числу однозначно успешных кавер-версий можно отнести «Don’t Let Me Be Misunderstood» (в исполнении группы Animals этот трек впоследствии станет рок-хитом), «I Put a Spell on You» (песня, оказавшая влияние на вокальные партии в хите Beatles «Michelle»), заигрывающую с джазом композицию «See Line Woman».

Характер альбомов Нины Симон во многом зависел от политики звукозаписывающих компаний, диктовавших свои условия. С конца 60-х артистка начинает сотрудничать с RCA Records, где свойственная ей свобода приветствовалась далеко не всегда. Этот контракт устроил для нее муж Энди Страуд, который переквалифицировался из детективов в музыкальные менеджеры и даже пытался влиять на выбор материала для ее пластинок и весь творческий процесс, хотя последнее слово Нина оставляла за собой.

В дискографии певицы появились еще девять альбомов, гораздо менее эклектичных и непредсказуемых, чем ее ранние работы. Саунд все больше склонялся в сторону поп-соула, это касалось и аранжировок, и самого отбора материала. Жемчужина этого периода — частично автобиографическая песня «Young, Gifted & Black», которую Симон написала в соавторстве с Уэлдоном Ирвином младшим (Weldon Irvine Jr.) и которую позднее исполняла Арета Франклин (Aretha Franklin). Хотя на родине Нина Симон не входила в обойму наиболее популярных певиц, в Европе у нее появилось немало поклонников, когда две ее песни поднялись в первую пятерку британского хит-парада: «Ain’t Got No» (тема из мюзикла «Волосы») и кавер-версия Bee Gees «To Love Somebody». К тому же певица уже дважды приезжала в Европу с большими турами, в 1965 и 1968 гг.

В 70-е годы в жизни артистки началась сложная полоса. Симон развелась с мужем и попыталась сама заниматься менеджерскими вопросами. Позднее ей начал помогать ее брат Сэм Уэймон (Sam Waymon). Но справиться с финансовыми проблемами Симон не всегда удавалось (однажды ее даже арестовали по подозрению в неуплате налогов). Ей не сиделось на месте, из-за воинствующего расизма она не могла жить в Америке. Певица переезжала из страны в страну, но нигде не задерживалось надолго. Она пробовала жить в Швейцарии, Либерии, Барбадосе, Франции, Нидерландах, Тринидаде и Великобритании. Каталог ее студийных записей пополнялся теперь гораздо реже, чем раньше. С 1970 по 78 годы она подготовила семь студийных работ, в том числе и коллекцию песен под собственный аккомпанемент «Nina Simone and Piano». При достаточно равнодушном отношении массового слушателя к ее творчеству теплее обычного музыкальная пресса приняла альбом 1978 года «Baltimore». В 80-е годы те редкие релизы, которые выпускались под самыми разными лейблами, включали в основном концертные записи и проходили почти незамеченными публикой, кроме узкого круга ее давних и преданных поклонников.

Имя Нины Симон неожиданно вынырнуло из небытия в 1987 году, когда одна из ее ранних композиций «My Baby Just Cares for Me», записанная еще в 59-м, прозвучала в рекламном ролике духов «Шанель». А переизданный сингл очутился ни много ни мало — в первой пятерке хитов Великобритании. В 1991 году артистка опубликовала автобиографию «I Put a Spell on You». Книга вышла сначала в Лондоне, затем в Нью-Йорке, через год была переведена на французский и немецкий языки. Новая волна интереса к ее творчеству вспыхнула, когда несколько песен исполнительницы прозвучали в фильме «Point of No Return», главная героиня которого была частично списана с самой Нины Симон. Возвращение певицы под крыло крупного лейбла состоялось в 1993 году и повлекло за собой появление еще одного альбома нового материала «A Single Woman». Это был последний студийный опыт артистки, в котором она по-прежнему блистала глубоким, проникновенным вокалом, делая основной акцент на грустных песнях о любви и романтических балладах.

До конца 90-х все перемены в жизни Нины Симон происходили в основном в худшую сторону. Здоровье год за годом становилось все слабее, в 1994 году из-за нервного срыва ей пришлось отменить ряд германских концертов. Она больше не работала в студии, выступала редко, давая по 10-20 концертов в год, и до конца 90-х выпустила только два живых диска, записанных в Ньюпорте и Париже. Когда в 2001 году Нине нужно было выступать в Карнеги Холле, на сцену ее выводили под руки. Последние полтора года она болела и практически не появлялась на публике.

Нина Симон умерла 21 апреля 2003 года в своем доме на юге Франции, неподалеку от Марселя, где прожила последние восемь лет. Ей было 70 лет.

За свою 40-летнюю карьеру Нина Симон выпустила 170 студийных и концертных альбомов и синглов, ее песенный каталог насчитывает более 320 композиций. Она остается одной из самых авторитетных эстрадных певиц 20 века. «Нина Симон опережала свое время, — говорили о ней коллеги, — как первоклассная концертная пианистка, которая великолепно пела, писала талантливые песни и щедро раскрывала свою душу».

hazzen.com

Нина Симон

Опубликовано пользователем сайта

На мировых фестивалях начали показывать документальный фильм «What Happened, Miss Simone?» Лиз Гарбус о легендарной Нине Симон. Зимой этого года он открыл кинофестиваль в Санденсе, затем его представили на Берлинском фестивале в программе Panorama, 26 июня обещают выложить на Netflix, а в России, надеемся, его покажет Beat Film Festival. Фильм рассказывает о звезде блюза, соула и джаза с момента ее первых уроков фортепиано в Северной Каролине в три года до смерти во сне в 2003 году. 40 альбомов за шестнадцать лет, а потом почти двадцать лет забвения, потерянные права на собственные песни и дочь, которую Симон вычеркнула из своего завещания — 100 минут хроники и редких интервью рассказывают, что же собственно происходило вокруг и внутри этой грандиозной женщины всю жизнь.

«Я так устала, но вы не понимаете, о чём я», — скажет женщина с ярко подведенными глазами на концерте во время знаменитого фестиваля в Монтрё. 1976 год, ее выводят на сцену под руку, зал рукоплещет. На ней черное платье и простая короткая прическа, ее глаза слезятся, губы дрожат, а взгляд растерян — так смотрят по сторонам раздавленные люди, когда ищут, за что им зацепиться. Она как будто ждет, что зал подскажет ей, какую ноту брать дальше. Кажется, еще минута, силы ее кончатся — и она просто рухнет на рояль. Нина Симон начинает петь песню «Stars», запинается, а потом видит кого-то уходящего и три раза кричит в микрофон: «Сидеть!» — отчего в зале раздается громкий смех неловкости, растерянности и стыда: то ли за человека, который решил встать и уйти в самый неподходящий момент, то ли за суперзвезду, которая наорала на зрителя, как орут в очереди или на вокзале.

Другой концерт датирован 1969 годом и начинается с песни «Four Women» о четырех афроамериканках, их незавидной судьбе, усталости и глубоко скрытом гневе — песню лучше всего могли понять именно в этом месте и в это время: в Гарлеме через год после убийства Мартина Лютера Кинга. Через полчаса взвинченная Нина Симон размахивает листком стихов Дэвида Нельсона: «Вы готовы убивать, если потребуется? Вы готовы разрушать белые вещи и сжигать здания, если потребуется? Вы готовы строить черные вещи?» — толпа радостно соглашается. Через несколько лет Нина Симон, дававшая концерты едва ли не каждый день, не будет выступать вообще, а концерты в Гарлеме и Монтрё останутся как безусловные свидетельства крайностей, в которых легенда джаза и соула прожила свою жизнь — щемящего отчаяния и экстатической агрессии. И ни один концерт, которых Нина Симон дала несколько тысяч за свою жизнь, не похож на другой, но в каждом было слишком много печали и часто ярости.

«Что случилось, мисс Симон?» — никто не осмеливался спросить публично у самой певицы, когда она исчезала и внезапно появлялась на публике, теряла голос, деньги и права на собственные песни. В автобиографии «Я проклинаю тебя», которая вышла в 1992 году, Нина Симон много и подробно говорит о кратких влюбленностях, влиятельных друзьях и спонтанных решениях, о политических активистах 60-х и битве за свободу для всех, в которую она включилась без страха и сомнения. Но о биполярном расстройстве — диагнозе, с которым Симон прожила большую часть жизни, не зная о нем и не леча его долгие годы — не было известно до 2004 года. Тогда близкие и коллеги певицы стали осторожно рассказывать в интервью о том, что скрывалось за сверкающим образом на сцене, колоссальным талантом, звучным голосом и борьбой за слабых. В фильме Лиз Гарбус становится понятно, почему ее голос звучал «то как гравий, то как кофе со сливками». «Она сражалась с демонами вокруг себя и внутри себя» — так можно сказать о многих талантливых людях, но в случае с Симон демоны вокруг и внутри более чем очевидны и предстают во всём своем уродстве.

Первый демон Нины Симон — это расизм. Бытовой и ставший частью американской культуры, который не раздавил только очень стойких. Тот самый, с отдельными рукомойниками для людей с другим цветом кожи, с объявлениями «Черным, евреям и собакам вход воспрещен», раздельным обучением и автобусами для белых, куда нога афроамериканца не могла ступить под угрозой уголовной ответственности. Урожденная Юнис Уэймон была сердцем большой семьи и целого комьюнити, когда начала играть госпелы в церкви и аккомпанировать матери во время богослужений. Она вспоминает, как железнодорожные пути отделяли ее квартал кое-как перебивавшихся работяг от благополучного мира белых людей, куда Юнис отправляли учиться игре на фортепиано, и как белые руки наставницы были так не похожи на ее собственные. Как она чувствовала себя чужой и непринятой среди белых детей, которые занимались с ней вместе. И как родителей Юнис во время концерта пересадили с первого зрительского ряда назад, когда в проходе нарисовалась белая пара. Юнис поднялась с места и в свои одиннадцать лет сказала, что не будет играть песню до конца, пока родителей не вернут на занятые ими места — именно этот эпизод Нина Симон будет вспоминать как начало своей личной борьбы за гражданские права.

В автобиографии Симон то и дело встречаются печальные и злые комментарии о себе: за слишком темную кожу, пухлые губы и широкий нос — которые чередуются с утверждениями о праве на собственную нестандартную красоту. Стереотипы от враждебной среды пробуждали гнев, но укоренились в самооценке, и Нина Симон не хотела и не могла забыть грубости, с которыми сталкивалась Юнис Уэймон из той, другой, жизни в Северной Каролине и похожие на нее девочки, непоступление в престижный музыкальный колледж и привычку выпрямлять волосы по моде, чтобы выглядеть прилично.

Разобраться с расизмом Нина Симон нашла в себе силы у всех на глазах — в 1964 году она сочиняет «Mississippi Goddam» после политического убийства активиста Медгара Эверса и взрыва в алабамской церкви, где погибло четверо детей афроамериканского происхождения. «Песня для шоу, которого еще не существует» была сыграна перед благополучной публикой Карнеги-холла, а потом и перед сорокатысячным шествием за равные права в городе Сельма — Нине Симон хватило храбрости сказать то, что писали на плакатах или кричали на улицах в основном афроамериканские мужчины: «Не надо жить со мной рядом, просто дайте мне мое равноправие!»

Нина Симон проводит 60-е с лучшими умами афроамериканского сообщества: Малкольм Икс становится крестным отцом ее дочери, а в гостиной проводят вечера драматург Лоррейн Хэнсберри и писатель Джеймс Болдуин. Даже с женщинами Нина Симон не говорит обо всякой чепухе: «Мы никогда не обсуждали мужчин или одежду, только Маркса, Ленина и революцию — настоящий девичий разговор». В «Brown Baby» Нина Симон перепридумывает колыбельную: спи, моя радость, усни, ты будешь жить в лучшем мире, где нет этой боли и зла, и пойдешь по дороге свободы. А в «22nd Сentury» дает обещания пронзительнее и невероятнее, чем в «Imagine», — про свободную перемену пола мужчин и женщин и освобождение животных от власти людей.

Вторым демоном для Нины Симон стал собственный муж: домашнее насилие не щадит не только безымянных домохозяек, но и верховную жрицу соула. Первый брак Нины Симон — с битником-зазывалой на улице — закончился стремительно, как и начался — и был связан с неуверенными шагами певицы в большом городе. Юнис Уэймон только приехала в пригород Нью-Йорка и устроилась пианисткой в ночной клуб, поменяв имя — буквально, чтобы мама не узнала. Ниной, девочкой называл ее тогдашний латиноамериканский бойфренд, а француженка Симона Синьоре блистала в выпусках новостей вместе с мужем Ивом Монтаном. Готовый псевдоним сложился в первом альбоме «Маленькая грустная девочка»: уже тогда Нина Симон понимала, что печальные песни удаются ей лучше прочих. Как известно, блюз — это когда хорошему человеку плохо. В Атлантик-сити у девушки, мечтавшей о карьере классической пианистки, внезапно обнаружился собственный голос — чтобы люди приходили в заведение, нужно было не только играть, но и петь. Петь Юнис Уэймон поначалу невероятно боялась и перепевала чужие песни, которые остались с ней навсегда, — первый хит «I Loves You, Porgy» или та самая версия «I Put a Spell on You».

Еще до второго замужества Юнис Уэймон стала любимой певицей публики Ниной Симон в Гринвич-Виллидж, но именно мужу она была обязана народной популярностью, плотным графиком и новыми доходами. Остроумный, громкий и решительный Эндрю Страуд до встречи с Ниной Симон работал детективом в Гарлеме, но после романа с певицей уволился из полиции, женился на ней и стал ее менеджером. Как выяснилось совсем недавно, взлет Нины Симон не обошелся без стимуляторов, которые она принимала, чтобы быть в форме и постоянно концертировать, и без пощечин от мужа, которыми он «приводил ее в чувство» перед выступлением или затыкал при долгих ссорах. Дочка Нины Симон вспоминает, как папа мог дать затрещину маме посередине разговора, чтобы настоять на своем — таким же приемом спустя десять лет пользовалась Нина Симон в спорах с подросшей дочерью, когда стала воспитывать ее самостоятельно. То, что теперь рассказывает на камеру дочь Лиз, выступающая на Бродвее под псевдонимом Симон, легко укладывается в спекулятивный заголовок желтой прессы: «пьяная, депрессивная, пугающий монстр вместо матери» — но в ее признаниях трудно усомниться, когда она начинает ерзать на стуле и глотать ком в горле перед оператором.

Развод для певицы стал не только личным крахом, но и карьерным — инициировав расставание, она была не в состоянии вести дела, постоянно выступать и договариваться о турах. На Энди Страуде было завязано слишком много контактов, а болезнь Нины Симон не давала ей шанса взять ситуацию в свои руки. Дневники певицы цитируются в документальном фильме и показывают, как в жертве насилия борются стыд, стремление оправдать обидчика, потребность в заботе и многолетний невроз. «Break down and let it all out» для экспрессивной, сложной и замученной артистки было единственным выходом.

За истериками последовала алкогольная зависимость и бегство из United Snakes of America (как называла родину сама певица) в африканскую Либерию, европейскую Швейцарию и Францию. Энди Страуд никак не ответил за свои действия ни тогда, ни спустя много лет — его появление в «What Happened, Miss Simone?» обходит неудобный вопрос насилия и объясняет трудный и истеричный характер певицы. Можно ли записать 40 альбомов за 16 лет без стимуляторов, угроз от мужа-менеджера и алкоголя? Нужны ли были эти 40 альбомов такой ценой — и друзья певицы, и сама она в дневниках теряется в ответах: «Да… Наверное… Может быть, по-другому и нельзя было… За что мне это?.. Я ненавижу его… Я презираю себя… Я сама не могу жить без насилия…»

Постоянная болезнь Нины Симон, которой она страдала примерно с 25 лет — ее главный демон, — косвенная причина невероятной одержимости музыкой и прямой исток многих драм в жизни певицы. Пассивно-агрессивное поведение с близкими, желание жить на острие, бороться за справедливость через крайности, «тряхнуть аудиторию, чтобы она распалась на маленькие кусочки» — это аспекты маниакально-депрессивного психоза, который остается не до конца изученным и неизлечимым даже сейчас, не говоря о медицине тридцатилетней давности. Мучать себя и окружающих, искать вслепую и гореть ярче — единственный выход, который остается больным, когда они не получают посторонней помощи и полагаются только на себя.

Близкий друг и постоянный гитарист Нины Симон Эл Шекман находит ее в Париже в опустившемся состоянии, играющей на пианино в затрапезном баре, чтобы прокормить себя: кто эта усталая женщина за роялем, в тогдашней Франции не знает никто. Она почти сама забыла, кто она такая, и живет в долгах как в шелках — певицу впервые в жизни отправляют на принудительное лечение, которое нужно постоянно поддерживать и возобновлять. Фестиваль в Монтрё, о котором написано выше, — это ее борьба за то, чтобы оставаться на сцене, которую почти невозможно выиграть. Нина Симон в очередной раз исчезает с радаров в начале 80-х. Она стреляет в ногу соседского парня, который мешает ей сконцентрироваться, — так «Сидеть!» с концерта в Монтрё превращается в «Стоять! Руки вверх!». Она ходит голая с ножом по отелю и неудачно поджигает дом, после этого — оправдательный приговор и новые сеансы терапии.

В следующий раз Нина Симон возникнет из небытия, когда Ридли Скотт сниметрекламу Chanel № 5 c Кароль Буке в красном костюме на трассе среди каньонов. Старомодная и легкая «My Baby Just Cares for Me» будет выбрана джинглом, а Нина Симон продаст все билеты в парижский концертный зал «Олимпия» за неделю в 1991 году, и в этот раз все парижане будут знать, кто выступает перед ними. Но лечение от биполярного расcтройства оставило заметный след: во время терапии Нина Симон всё медленнее играла, всё труднее пела, всё сложнее концентрировалась на публике. К началу 90-х к биполярному расстройству добавился рак груди — Нина Симон умирает во сне в 70 лет на юге Франции, когда к терапии от МДП прибавляется химиотерапия.

Автобиографию «Я проклинаю тебя» переиздают, а близкие начинают понемногу откровенничать о болезни певицы и всех испытаниях, через которые она прошла. В фильме «What Happened, Miss Simone?» бросается в глаза, как трудно подбираются слова и находятся объяснения неудобным ситуациям, порокам и трагедиям: жестокость, сегрегация, маниакально-депрессивный психоз, панические атаки, алкоголизм — всё это так сложно проговаривать вслух, не нарушая личных обещаний, клятв и тщательно хранимых секретов. Близкие расцветают, когда говорят о музыке и таланте, и теряются, когда надо рассказать о чём-то неотъемлемом, но больном, табуированном, проглоченном.

В 2008 году Барак Обама назовет песню Нины Симон «Sinnerman» одной из десяти своих любимых песен, а Дэвид Линч закончит ею «Внутреннюю империю». Потом Лил Уэйн и Канье Уэст в вольной форме сошлются на Нину Симон в своих хитах, Бейонсе и Адель будут упоминать ее среди примеров для подражания, а Лана Дель Рей сделает татуировку с ее именем. Готовящийся к выходу в прокат байопик о Нине Симон, которую должна сыграть совсем не похожая на нее Зои Салдана, вызовет скандал и судебный иск к режиссеру — и лучше всего в этой сотне голосов слышен голос автора The New Yorker. Из ее рассказа о жизни певицы становится понятно, почему Нину Симон не может играть стройная, конвенционально красивая актриса совсем из другой вселенной. 

Понятно, что на Зои Салдану придет больше зрителей, чем на Дженнифер Хадсон. Понятно, что улыбчивую девушку в платье-трапеции, которая поет «Мой милый думает только обо мне», проще и приятнее принять, чем бьющуюся в истерике заплаканную жену или радикальную активистку с прической «Черной пантеры». Но честный разговор о Нине Симон нужен, чтобы за вдохновляющей историей звезды увидеть трагедию, которая часто идет шаг в шаг с одаренным человеком невидимо для остальных. Каждый раз, когда Нина Симон будет задерживать дыхание, тянуть гласные и кричать публике, вспоминаешь, что нерв в этом голосе довел ее обладательницу до гибели. И у этой гибели есть свидетели, причины и беспощадная хроника писем, альбомов, текстов песен и концертных записей.

village​.ру

www.spletnik.ru

Жизнь Нины Симон

Александр Генис: А сейчас Марина Ефимова представит нашим слушателям новую биографию легендарной Нины Симон.

Марина Ефимова: Нина Симон – американская легенда. Певица, бард, пианистка, она не стала так любима и популярна, как Элла Фитцджералд, но она тоже стала символом. Элла Фитцджералд – воплощение светлого, приемлющего жизнь духа афро-американской музыкальности. Нина Симон – воплощение духа мятежного, страстного и яростного. Музыковеды говорят о ней: тёмный талант. Даже её завораживающий, хрипловатый голос называют тёмным.

За свою карьеру (с 1954 года до ее смерти в 2003-м) Симон спела больше двухсот песен и выпустила 170 студийных и концертных альбомов. Многие её песни стали «хитами», некоторые стали знамёнами на баррикадах борьбы с расизмом (например, «Проклятие Миссисипи»; «Как быть юным, талантливым и чёрным»), а несколько песен вошли в золотой фонд американской музыки: «Мне хорошо» (Feeling good), «Я хочу немного сахара в мою кружку»; «Люби меня или оставь меня»; «Маленькая грустная девушка»; «Мой бэби заботится об мне» и самая симОновская песня, крик её души – «Я околдую тебя» («I put a Spell on You»).

(Музыка)

Марина Ефимова: Её звали Юнис Уэйман, она росла в городке Трайон, в Сев. Каролине. Семью содержала мать, которая убирала богатые дома, но при этом была священником негритянской методистской церкви. В “Автобиографии” певица пишет о детстве:

Диктор: «Наслаждение от маминого вксусного пирога могло сравниться только с удовольствием взобраться на стул около старенького пианино и тыкать пальцем в клавиши. Однажды мама услышала звуки любимого псалма, который кто-то наигрывал на пианино. Она вошла в комнату и увидела, что это – я. Мне было четыре года».

Марина Ефимова: В её судьбе решающую роль сыграли несколько белых американцев, включая двоих российских иммигрантов. Вдова, на которую работала мать Юнис, оплатила девочке уроки музыки у англичанки, жены российского художника-иммигранта с трудной фамилией Маззанович, сокращённой в Америке до Маззи. Дом этой пары стал первым потрясением и первой отравой для маленькой Юнис:

Диктор: «Меня потрясла красота. Везде цветы, книги и картины. В доме пахло цветами и красками, и на стенах висели портреты: Бах, Моцарт, Байрон, Рембрандт. Мистер и миссис Маззи (а с ними и я) жили среди великих людей. Казалось, они просто вышли на минуту. О них постоянно говорили, их цитировали, играли их мелодии. Я прожила так 5 лет. Выход в реальный мир был для меня культурным шоком».

Марина Ефимова: На первом сольном концерте Юнис её родителей выставили из первого ряда, чтобы посадить белую пару. Девочка сказала, что не будет играть, пока родителей не вернут на их места. И добилась своего. Трудно сказать, что творилось в головах жителей городка Трайон, но после концерта они собрали деньги на обучение Юнис в знаменитой школе Джулиард. Следующий этап - консерватория. И вот туда Юнис не приняли. Лайт пишет в книге «Что случилось, мисс Симон?»:

Диктор: «В консерваторию афро-американок принимали. Преподаватель Владимир Соколов говорил, что у Юнис был большой талант, но нашлись пианисты и достойнее её. Однако сама Юнис была уверена, что ее не приняли из-за цвета кожи. Соколов предложил давать ей частные уроки, а пока Юнис нанялась пианисткой в бар, в Атлантик-сити. Боясь гнева матери, осуждавшей «дьявольскую музыку» ночных баров, Юнис взяла сценическое имя Нина и фамилию СимОн – в честь актрисы Симоны Синьоре».

Марина Ефимова: Отвергнутая первая любовь Нины – к классической музыке – сыграла огромную роль в создании её музыкального стиля, который родился в 1954 году в Атлантик-сити, в баре «Мидтаун». Вот как этот стиль описывает биограф Лайт:

Диктор: «В баре она играла столько классической музыки, сколько ей сходило с рук. Она аранжировала популярные мелодии, используя контрапункты Баха и хроматизм романтиков».

Марина Ефимова: В баре Нина не пела, но, репетируя, напевала своим хрипловатым, выразительным голосом. Владелец бара предложил ей петь на публике. Нина отказалась. Хитрый владелец сказал: «Ну, вот что: завтра ты - или певица, или безработная». И Нина запела. На нее стал собираться полный зал. Начали приезжать люди из Нью-Йорка и Филадельфии. Пришла известность.

В 1959 г. Нина перебралась в Нью-Йорк, оставив за спиной брак с юным битником, и окунулась в мир афро-американской богемы, простиравшийся от Гарлема до Гринвич Вилледж. Концерты, которые Нина давала в клубе «Village Gate» на Бликер-стрит, не укладывались в привычные рамки. «У неё странные песни, - писал поэт-афроамериканец Хьюз. – Но, ведь, странными были и пьесы Жана Жене и Бертольда Брехта». Критик Стэнли Крауч писал о ней:

Диктор: «Нина СимОн – больше, чем клубная или даже джазовая певица. Она не желает, чтобы ею управлял оркестр. Она - сама по себе».

Марина Ефимова: Нежную песню Кола Портера «Как чудно было бы возвращаться домой к тебе» она исполняла в мрачном варианте, полном боли и эротики. Адам Шатц – рецензент книги «Что случилось, мисс Симон?» - пишет в “N Y Review of Books”:

Диктор: «В сердце творчества Нины СимОн – страдание и эротика: напевы американского Юга и декаданс Веймарских кабаре».

Марина Ефимова: В Нью-Йорке Нина снова вышла замуж - за преданного и любящего человека, бывшего полицейского Эндрю Страуда - и родила дочку Лизу. Но ни карьера, ни семья не могли усмирить страсти, бушевавшие в Нинином сердце:

Дикотр: «Я с юности следила за освободительным движением чёрнокожих, восхищалась Розой Парк, слушала Мартина Лютера Кинга. Но сама не участвовала. Меня разбудила от спячки Лоррейн Хэнсбери, автор пьесы «Изюмина на солнце». Её убил рак, и я назвала песню в память её неоконченной пьесы «Как быть юным, талантливым и чёрным». Моя публика раньше была белой, а теперь стала только чёрной».

Марина Ефимова: В 1960-х годах Нина стала певцом революции - с неистовостью, которая порой бывала опасной. Однажды она сорвала бродвейский спектакль, в котором чернокожие актеры играли роли, оскорбительные, по ее мнению, для чёрной расы. В клубе, где она пела, она могла сломать микрофон и запустить им в зал. Владелец нанял двух охранников – для защиты публики (!) от Нины. Она стала символом разобщённости. Знаменитый актёр Ричард Прайор говорил: «У белых есть Джуди Гарланд, а у нас – Нина». Но Нина не могла принадлежать ни к какому сообществу. «В освободительном движении, - писала она, - я была так же одинока, как везде».

Диктор: «В начале 70-х начали разрушаться оба фактора, поддерживавшие хрупкую связь Нины с реальным миром: освободительное движение и её брак со Страудом. Он ушел к другой женщине. Нина наняла убийц, но отменила свой заказ, когда те не застали Страуда дома. Более или менее нормальная жизнь кончилась. Последний значительный альбом (под названием «Кончено») она записала в 1974 г. Началась жизнь кочевника».

Марина Ефимова: Последние 30 лет(!) жизни Нина Симон кочевала по миру, давая концерты и заводя иногда реальные, иногда воображаемые отношения с мужчинами.

Диктор: «У меня на Барбадосе был любовник – портье отеля. Но он начал меня поддразнивать. Тогда я поехала в Кампалу и добилась приема у премьера Эрла Барроу. Я надеялась, что он пригласит меня на какой-нибудь важный прием, и глупышка портье поймет, как я знаменита. Но премьер оказался человеком, близким к моему идеалу. Мы стали любовниками».

Марина Ефимова: Правда, через год Барбадос просто отказал ей во въездной визе, и Нина опять стала «унесенной ветром». В 1999 музыковед Дэвид Нэйтан в книге «Дивы» посвятил главу Нине Симон:

Диктор: «После концерта мы, подростки, толпой повалили к Нине в уборную. Певица, крошечная женщина, показалась нам гигантшей, так много ее было в маленькой комнате, где она временно и жила – на чемоданах. Она летала по ней и кричала хриплым голосом: «В Бога верите? Гууд, мэн, гууд!». И вдруг улыбнулась улыбкой, которая осветила бы сами небеса... Мы вышли, шатаясь. Один из нас сказал: «Ведьма?, а другой ответил: «Или ангел».

Марина Ефимова: Нина Симон умерла 21 апреля 2003 г во Франции. В интернете был выложен фотоснимок ее похорон: белые юноши несут гроб, за которым идет толпа белых и чёрных подростков. Её хоронили дети! Это им она поёт: «Я околдую тебя!»

(Музыка)

Page 2

Загрузить еще

www.svoboda.org


Смотрите также