Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Нуриев рудольф биография личная жизнь


Рудольф Нуреев

Рудольф Нуреев – легендарный артист балета, который был востребован и на советской сцене, и за границей. Он считается самым знаменитым танцовщиком XX века, а техника Рудольфа и его прыжок – хрестоматийными. После парижских гастролей в 1961 году отказался возвращаться в Советский Союз, попросил политического убежища и стал одним из самых знаменитых беженцев в отечественной истории. После окончания танцевальной карьеры Нуреев пробовал себя и как хореограф, и как киноактер, а в последние годы был дирижером Парижской оперы.

Детство и юность

Несмотря на то, что в биографии Рудольфа Нуреева родным городом указан Иркутск, на самом деле он родился в поезде, который следовал во Владивосток, а на железнодорожной станции недалеко от Иркутска было только зафиксировано появление малыша на свет. Рудольф стал младшим ребенком в семье политрука Красной армии Хамета Фазлеевича, татарина по национальности, и его жены Фариды Аглиулловны. У звезды балета было три старшие сестры: Роза, Розида и Лидия.

Рудольф Нуреев в детстве и его мама Фарида Аглиулловна

Военное детство Нуреева прошло в эвакуации в Уфе. Уже с 5 лет мальчик начал проявляться интерес к танцу. Отец, вернувшийся с войны в звании майора, оказался недоволен выбором сына. Хамет поначалу старался привить Рудольфу любовь к мужским увлечениям – рыбалке и охоте, но мальчик проявлял к хобби отца равнодушие.

Тогда Нурееву-старшему приходилось доставать ремень. Наказания не отвадили Рудика от хореографии, и уже с 11 лет он выходил на сцену в числе участников ансамбля народного танца при Доме культуры. В 15 лет юноша уже начал пробовать свои силы в кордебалете Уфимского оперного театра, а через год стал полноправным членом труппы.

Рудольф Нуреев в молодости

В 1955 году, в 17 лет, Рудольф Нуреев отправляется в Ленинград, чтобы продолжить образование в хореографическом училище. Но он не учел, что в это учебное заведение принимают детей с 12 лет, поэтому по возрасту он сильно отставал от своих однокурсников, не находил с другими учениками общего языка и подвергался насмешкам. Из-за подобного отношения Нуреев не смог жить в общежитии, поэтому откликнулся на любезное приглашение своего наставника Александра Пушкина и поселился в его семье.

Хореографическое училище Рудольф окончил в 1958 году и сразу получил приглашение войти в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, которое ему сделали по настоятельной просьбе прима-балерины Наталии Дудинской.

Балет

Первой партией, которую Рудольф Нуреев исполнил на профессиональном уровне, была роль Фрондосо в балете «Лауренсия». Позднее танцовщик участвовал в VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где был награжден золотой медалью. За 3 года Рудольф стал важным звеном в труппе, на него возлагались большие надежды. Он ездил на гастроли с театром в Болгарию, Восточную Германию и Египет, поэтому Нурееву без проблем выдали французскую визу, и он отправился выступать в Парижской опере.

Рудольф Нуреев в балете «Жизель»

Но после нескольких выступлений пришло требование КГБ снять молодого артиста балета со спектаклей и отправить назад в СССР. По официальной версии, тот «нарушил режим нахождения за границей». Но очевидцы считают, что в органах узнали о нетрадиционной ориентации Нуреева. Танцор решил не подчиняться, запросил во Франции политическое убежище и стал самым знаменитым «невозвращенцем» в истории Советского Союза, а на родине его ожидало тюремное заключение.

Побег танцовщика произвел эффект разорвавшейся бомбы, так как еще 2 месяца назад Советский Союз праздновал победу после первого полета человека в космос. Артист навсегда был внесен в списки предателей родины. Впрочем, через много лет, в 1985 году, ему позволили на трое суток въехать в страну, чтобы побывать на похоронах матери. При этом все люди, знавшие артиста в молодости, были предупреждены о строгом запрете общения с ним.

Рудольф Нуреев возле Парижского оперного театра

Ранее Нуреев совершал попытки связаться с родными, но был беспомощен перед «железным занавесом». Артист балета нашел выход. По его просьбе королева одного арабского государства, которая совершала визит в СССР, сумела включить в своей маршрут посещение Уфы. Здесь она передала письмо от Рудольфа его матери и выразила перед ней свое восхищение талантом сына. Этот интересный факт из жизни Нуреева впоследствии стал известен его поклонникам.

Во Франции Рудольф примкнул к труппе «Балет маркиза де Куэваса», но через полгода был вынужден покинуть страну, так как в политическом убежище ему было отказано. Зато навстречу талантливому артисту пошла Великобритания: Нуреев переезжает в Лондон и вместе с балериной Марго Фонтейн на сцене Королевского балета Ковент Гарден создает дуэт, до сих пор считающийся эталонным.

Рудольф Нуреев - «Лебединое озеро»

Позднее танцовщик стал премьером Венской оперы, вследствие чего получил австрийское гражданство. Но он не ограничивался выступлениями в одной конкретной стране. Нуреев работал очень усердно: в 60-е он давал по 200 спектаклей в год, а к 1975-му стал выходить на сцену более чем 300 раз, то есть почти ежедневно.

Слава танцовщика была оглушительной, на Западе он блистал не только на лучших балетных сценах, но и стал частью поп-культуры. Его фото и интервью регулярно попадали на обложки и страницы глянцевых изданий. Нуреев дружил с Элизабет Тейлор, принцессой Дианой, а Жаклин Кеннеди лично помогала танцору создавать интерьер его квартиры в Нью-Йорке. Рудольф не упускал возможности показать свое чувство юмора: он стал героем одного выпуска кукольного «Маппет-шоу», где состоялось его выступление со свинкой мисс Пигги под музыку из «Лебединого озера».

Рудольф Нуреев

Благодаря своей трудоспособности и известности Нуреев стал самым богатым артистом балета, накопив состояние в $ 80 млн. Список его недвижимости пополнялся с каждым годом: ему принадлежали роскошные апартаменты в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, поместья в США, во Франции, Италии. Нуреев даже приобрел небольшой архипелаг, на одном из островов которого построил виллу с балетным классом и бассейном. Сделать это было непросто, так как на архипелаге отсутствовали пресная вода и электричество.

Фильмы и музыка

Еще в Советском Союзе Нуреев впервые снялся в фильме «Души исполненный полет», посвященном Всесоюзному смотру хореографических училищ. Позднее он был главным действующим лицом ряда фильмов-балетов, например, «Ромео и Джульетта», «Я — танцовщик», «Юноша и смерть». Но есть в биографии Рудольфа и две роли в художественном кинематографе. Он сыграл Рудольфа Валентино в биографической драме «Валентино» и Даниэля Джелина в мелодраме «На виду», где сотрудничал с юной Настасьей Кински.

Рудольф Нуреев в роли Рудольфа Валентино (кадр из фильма «Валентино»)

Также легенда балета известен как балетмейстер, сделавший собственные варианты классических спектаклей «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Золушка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Кроме того, Нуреев поставил оригинальные балеты «Танкреди» и «Манфред».

Когда в 80-х годах Рудольф возглавлял труппу парижской Гранд-опера, он стал продвигать все больше молодых исполнителей, часто игнорируя иерархию солистов, ведущих солистов и премьеров, что оказалось новаторством в мировой практике. В последние годы жизни мужчина уже не мог танцевать, но не захотел расставаться с театром и начал дирижировать оркестром. Причем в этом качестве даже был специально приглашен в Россию и на сцене Татарского оперного театра в Казани дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик».

Личная жизнь

Личная жизнь Рудольфа Нуреева оказалась связана с мужчинами: артист балета был открытым геем. Хотя некоторые его знакомые утверждают, что в юности у него были и романы с девушками. Сам танцор признавал, что дважды мог стать отцом, но его избранницы по разным причинам прерывали беременность.

Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн / Eric Koch, Википедия

Также Рудольфу приписывают романтические отношения с его партнершей, великой балериной Марго Фонтейн, которая была старше на 15 лет. Впрочем, сами танцовщики называли эту связь исключительно духовной и дружеской.

Когда балерина умирала от рака, Нуреев оплачивал все ее медицинские счета и однажды сказал, что если бы мог в свое время сделать Марго своей женой, то жизнь обоих сложилась бы удачнее. Впрочем, эти слова скорее говорят не о старом романе, а о нежелании расставаться с жизнью – Рудольф знал, что и сам умирает.

Embed from Getty ImagesРудольф Нуреев и Эрик Брун

В разное время у Нуреева, по слухам, были любовные отношения с такими звездами, как рок-музыканты Фредди Меркьюри и Мик Джаггер, модельер Ив Сен-Лоран и певец Элтон Джон. Но главной любовью в личной жизни Рудольфа оставался датский танцовщик Эрик Брун. Мужчины были вместе на протяжении 25 лет, вплоть до смерти Эрика в 1986 году. Отношения между ними складывались непросто, ведь по темпераменту русский и датчанин оказались чуть полными противоположностями.

Смерть

Еще в 1983-м в крови Рудольфа Нуреева был обнаружен вирус иммунодефицита. Болезнь развивалась, и через 10 лет, 6 января 1993 года, в пригороде Парижа великий танцовщик скончался от СПИДа.

Могила Рудольфа Нуреева / Википедия

По его требованию тело было захоронено на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а могила накрыта цветным персидским ковром.

Память

Несмотря на то, что артист балета отказался от гражданства СССР, на родине поклонники поняли его решение и продолжали ценить творчество Рудольфа. После кончины Нуреева его имя было присвоено Башкирскому хореографическому колледжу, улице в Уфе, а также открыт музей. Кроме того, в столице Татарстана проводится ежегодный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева, а в ноябре 2018 года в Казани был открыт памятник.

Памятник Рудольфу Нурееву в Казани

После смерти мэтра его персона получила вторую жизнь в искусстве. В память о нем были созданы документальные ленты «Рудольф Нуреев. Мятежный демон», «Рудольф Нуреев. Остров его мечты», в театре Романа Виктюка поставлен спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», а в театре Сергея Янковского – постановка «Прыжок в свободу», в которой участвуют Илзе Лиепа и артисты балета.

Рэйф Файнс и Олег Ивенко (кадр из фильма «Нуреев. Белый ворон»)

В 2018 году состоялась премьера драмы «Нуреев. Белый ворон» британского актера и режиссера Рэйфа Файнса, в которой сыграли артисты балета Олег Ивенко, Сергей Полунин, российские актеры Алексей Морозов, Чулпан Хаматова, Равшана Куркова, Анастасия Меськова. В 2019 году кинолента была представлена в российском прокате.

Page 2

Джерри Ли Льюис

Певец, пианист, композитор

24smi.org

Рудольф Нуриев – биография, фото, личная жизнь, ориентация, причина смерти, рост

Рудольф Хаметович Нуриев – блистательный артист балета, внесший неоценимый вклад в мировую культуру. Его виртуозные выступления – темперамент, особая пластика, эротизм, экспрессия, динамика, неистовый прыжок – сводили с ума поклонников и становились знаковыми событиями в истории искусства. Воспитанник ленинградского балета был «невозвращенцем», «изменником родины», обладателем сложного характера, мультимиллионером, владельцем шикарных квартир, островов, предметов старины, объектом любви тысяч женщин, предпочитавшим в постели мужчин.

В 1964 в Венской опере после «Лебединого озера» его вызывали на сцену на бис 89 раз. Рекорд по сей день не побит.

Родители будущего гения танца происходили из бедных крестьян. В крови Рудольфа есть татарские и башкирские корни. Мама, Фарида, была родом из Казанской губернии, отец, Хамет, – из Уфимской. Он сумел окончить медресе (мусульманскую церковную школу), вступил в партию, стал политруком и по роду деятельности часто переезжал из одной воинской части в другую. В 1938 Хамет служил в Маньчжурии и вызвал беременную супругу с тремя дочерьми к себе. Долгожданный сын появился на свет 17 марта, в пути до нового места жительства, когда поезд проезжал мимо озера Байкал. Через полтора года, в связи с новым назначением главы семейства, Нуреевы (фамилия танцора первоначально писалась именно через Е) перебрались в Москву. С началом войны отец ушел на фронт, а дети с матерью оказались в эвакуации в пригороде Уфы. Тогда Рудику пришлось узнать, что такое голод, холод и нищета. Они ютились вместе с двумя другими семьями в двенадцатиметровой комнатке.

Рудольф рос серьезным, чувствительным ребенком, любил слушать с сестрами по радио музыку, сидеть на пригорке возле железной дороги и смотреть на стремительно проносящиеся поезда. Летом, чтобы помочь матери, он продавал свежую холодную питьевую воду из бидончика, да старые газеты.

В 5 лет в жизни мальчика произошло знаковое событие, предопределившее его судьбу. Мама сводила его с сестрами в Уфимский оперный театр на балет «Журавлиная песнь». Увиденное стало для ребенка настоящим потрясением. Он пришел в восторг от атмосферы праздника, красивых хрустальных люстр, сверкавших при свете ламп, золотистого занавеса, представших в ярких нарядах артистов. С этого момента у него появилась мечта – танцевать. Рудольф начал посещать занятия в детском фольклорном ансамбле, с удовольствием осваивать азы хореографического искусства, участвовать в концертах в госпиталях, близлежащих селах, на предприятиях. Все соседи и знакомые наперебой его хвалили и уверяли Фариду в таланте сына. Но вернувшийся с фронта отец считал увлечение танцем недостойным мужчины и хотел, чтобы сын стал инженером или врачом. Посмеивались над Рудиком и одноклассники, особенно когда он приходил на занятия в вещах старших сестер. Но вопреки воле отца и издевкам сверстников он продолжал заниматься балетом.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, его педагогом стала бывшая участница знаменитой труппы Дягилева, Анна Удальцова, обратившая внимание на способности и поразительную целеустремленность молчаливого бедно одетого парнишки. Он не только усиленно занимался танцами, но и много читал (Хемингуэя, Драйзера, Золя), усердно учил французский язык, играл на фортепиано. В 15 лет он уже с успехом выступал на сцене уфимской оперы, а в 17 – отправился в город на Неве, чтобы поступить в хореографическое училище и развивать свой талант. Его приняли, несмотря на не совсем подходящий возраст, заверив, что его ждет либо блестящее будущее, либо большое разочарование.

Почти сразу новоиспеченный ученик оказался на грани отчисления из-за внезапно возникших неприязненных отношений с наставником, задевавшим его творческие побуждения. Тогда Нуриев показал свой характер и решился на достаточно дерзкий поступок – подал заявление о смене педагога. И ему пошли навстречу – перевели в старший класс Александра Ивановича Пушкина. С ним он отлично сработался и впоследствии практически жил в его семье – юноше было сложно ужиться в общежитии с 12-летними сокурсниками, считавшими его деревенщиной и великовозрастным невеждой. Но опытный педагог по достоинству оценил усердие, музыкальность и потенциал нового воспитанника. В 1958 Рудольф Нуриев окончил обучение и начал работать в одном из ведущих балетных коллективов страны – театре им. Кирова (ныне Мариинский). Его приглашали и на сцену Большого, но он отказался покидать Северную столицу. Дебютировал талантливый выпускник в балете «Лауренсия» в партии отважного Фрондосо. За последующие три года он исполнил 14 партий в спектаклях «Баядерка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и пр., завоевав сердца многочисленных поклонников высоким мастерством – мягким прыжком ночного хищника, стремительным вращением, драматической игрой, емкостью танца, оригинальным прочтением каждой партии.

В 1959, несмотря на независимый характер, Нуриева взяли на гастроли в Вену – австрийцы настояли на его прибытии в составе труппы. Спустя два года очередной выезд за границу стал поворотным в судьбе танцовщика. Кировский балет тогда приехал на гастроли в Париж, после чего должен был отправиться в Лондон.

В столице моды танцор, уже на первом выступлении покоривший парижскую общественность своим талантом и не терпевший ограничений, нарушил советские правила пребывания за границей. Так, взамен покорного проведения вечеров в гостинице под присмотром сотрудников КГБ он позволял себе выходить без их сопровождения в город, общаться с иностранцами, пропадать с новыми знакомыми в кафе. По другой версии, Нуриеву дали понять, что в КГБ знают о его гомосексуальности, а в уголовном кодексе тех лет была статья за мужеложство. Так или иначе, в Париже Рудольф совершил потрясающий по смелости и дерзости прыжок в свободу. Нуриев знал, что за проступки его вернут в СССР, а дома вместе с лишением звания солиста и заграничных командировок его ждет крах артистического будущего, и принял решение не возвращаться на родину. Когда под ложным предлогом – концерт в Кремле – Нуриева вызвали в аэропорт и попытались препроводить в самолет, летевший в Советский Союз, его подруга-француженка, вызвавшаяся проводить танцора, шепнула ему на ухо: «Видишь двух полицейских? Подойди к ним и скажи, что хочешь остаться. Они ждут». Сотрудники госбезопасности попытались помешать диалогу Нуриева и полицейских, но гений балета в буквальном смысле выпрыгнул к ногам стражей порядка и прошептал: «Я хочу остаться». Возвращать танцора на самолет силой на глазах у европейской общественности не решились. В СССР Рудольфа признали изменником родины и заочно приговорили к 7 годам заключения на «строгаче» с конфискацией имущества. Еще долгое время Кремль вставлял танцору палки в колеса, но безуспешно. В следующий раз Нуриев побывал на родине в 1987 году, чтобы навестить умирающую мать. До этого его не пускали в СССР. Отец к тому времени уже давно был мёртв от рака лёгких, болезни, которой всю жизнь боялся и Рудольф. Европейская жизнь гениального танцовщика в Европе была ознаменована невероятно плодотворной творческой деятельностью. Вначале он примкнул к балетной труппе «Балет маркиза де Куэваса», затем переехал в Данию, где познакомился с влиятельной учительницей танца Королевской датской Балетной школы, эмигранткой Верой Волковой и известным танцовщиком Эриком Бруном, ставшим его близким другом и любовью всей жизни. Тогда же в его жизнь вошла Марго Фонтейн. Прославленная английская прима-балерина позвонила Нуриеву и пригласила станцевать на ее бенефисе в Лондоне. Вскоре руководство Королевского театра в Ковент-Гардене предложило им танцевать «Жизель» вместе. Вначале 42-летняя звезда опасалась, что будет выглядеть смешно рядом с 24-летним молодым человеком, но все же согласилась. Выступление имело грандиозный успех – их вызывали на поклоны 23 раза в течение 45 минут. А после того, как Марго вручила партнеру розу из своего букета, а он упал на одно колено, осыпая поцелуями ее руку, публика и вовсе обезумела от невероятных художественных впечатлений. В 1962 Рудольф подписал контракт с Королевским театром и вплоть до 1970 года солировал вместе с Фонтейн на всех известных площадках мира, привнеся в выступления чувственный пыл, экспрессию, поражая динамикой, яркостью, сексуальностью, значимостью на сцене – когда он выходил, других танцоров уже не видели. Его притягательность многим казалась просто магической. Чтобы попасть на спектакль с их участием в США, люди по трое суток дежурили у касс «Метрополитен-Опера». В 1963 танцовщик дебютировал в кино, снявшись вместе с незабвенной Марго в Лондоне в ленте «Вечер с Королевским балетом» в роли раба и исполнив па-де-де из балета «Корсар». Спустя год состоялось триумфальное выступление дуэта в «Лебедином озере» в Венской опере. Вскоре он стал ведущим солистом этой труппы и получил австрийское гражданство. 1966 поклонники танцора могли увидеть Нуриева в экранизации балета «Юноша и смерть». В тот же период он попробовал себя в качестве хореографа – поставил «Танкред» по мотивам пьесы Шекспира. Впоследствии он ставил спектакли в Шведском Королевском балете, в оперном театре Вены, в «Ла Скала», в «Американ балле тиэтр», создавал свои редакции классической «Жизели», «Раймонды», «Спящей красавицы».

В 1972 Нуриев снялся в главной роли в картине «Я – танцовщик», выступив также её продюсером. В 1973 – представил на суд зрителей фильм-балет «Дон Кихот», где являлся исполнителем партии Басилио, сопродюсером и режиссером. Эта работа была признана одной из наиболее удачных интерпретаций романа Мигеля де Сервантеса.

Через год появился проект «Нуреев и Друзья». В его рамках неукротимый чудо-танцовщик выступал чрезвычайно интенсивно, ежегодно участвуя в неимоверном количестве балетов – до трех сотен. В 1976 в театре «Лондонский Колизей» стартовал «Нуреевский фестиваль». Полтора месяца в ходе мероприятия он выступал каждый вечер с новой программой. В том же году он снялся в драме британского режиссера Кена Расселла «Валентино». В 1977 в его постановке состоялась премьера «Ромео и Джульетты» в лондонском Колизее, спустя два года – «Манфреда» в парижском Дворце спорта. В 1983 в жизни звезды мирового балета произошло важное событие – он возглавил балетную труппу Гранд-Опера. На этой должности он оставался в течение шести лет. Тогда же у него был диагностирован ВИЧ. В 1987 ему позволили приехать на 72 часа в Уфу, чтобы проститься с матерью. Она умерла через 3 месяца после их встречи.

Несмотря на ухудшение физического состояния, артист продолжал напряженно работать. Свой полувековой юбилей он отметил большим гала-концертом в Нью-Йорке. В 1989 его пригласили в Северную столицу. В свой приезд он дважды выступил на сцене родного театра. Публика рукоплескала, но болезнь уже не позволяла ему блистать, как прежде.

Идеалом и любовью легендарного танцовщика стал Эрик Брун. Они были близки в течение четверти века, до самой смерти датчанина в 1986 году в возрасте 57 лет от рака легких. Артисту приписывали также романы с многими известными людьми – с Фредди Меркьюри, с Элтоном Джоном, с Жаном Маре, с Ив Сен-Лораном. Неизвестно, какая доля правды в этих слухах.

Он был владельцем целого ряда элитной недвижимости в Европе и США, и даже островов в Средиземном море. Состояние танцора оценивалось в 80 миллионов долларов. Заработал их он не одними танцами – при всем его мастерстве, это было невозможно. У Нуриева было чутье инвестора, и он вкладывал свои баснословные гонорары в бизнес-проекты, не гнушался мошенничать с налогами. Но даже став долларовым миллионером, он продолжал танцевать с былой отдачей.

Величайший талант сочетался у непревзойденного танцора с несносным характером и скупостью. Он не сдерживался в непечатных выражениях с коллегами, грубил журналистам, ссорился с администраторами. Нуриев принципиально не носил с собой наличность, так что в злачных местах за него платили друзья.

Но в то же время он отличался невероятным трудолюбием и профессиональной дисциплиной: репетировал часами, даже после выматывающих выступлений, не обращая внимание на травмы, танцевал через боль. Он жил в бешеном темпе: за два дня мог побывать в пяти странах, оставлял на сон по 4-5 часов в сутки.

Осенью 1984 года Нуриев пожаловался лечащему врачу на плохое самочувствие. Анализы не показали никаких отклонений, однако это вполне объяснимо – всего 3 года прошло с открытия СПИДа, который в то время позиционировался как «рак для геев» (какое-то время считалось, что только гомосексуалы могут заболеть СПИДом). Однако врач заподозрил неладное и отправил Рудольфа к специалистам, занимавшимся исследованиями ВИЧ. Новые анализы показали положительный результат. Причем, как утверждали врачи, Нуриев получил ВИЧ еще в конце 70-х.

Последние годы один из самых ярких танцовщиков мира уже не мог выступать, но нашел для себя новый вид творчества – дирижирование, поражая профессионалов своей преданностью театру, трудолюбием и уникальными способностями.

В 1992 на премьере балета «Баядерка», поставленном им же в Парижской опере, Нуриеву была вручена высшая награда страны – орден Почетного легиона. Церемония стала прощанием великого артиста со сценой и с жизнью, что для него было одним и тем же. В январе следующего года его не стало. Имя выдающегося соотечественника носят в Уфе хореографический колледж, ежегодный фестиваль балетного искусства, одна из улиц города. В 2018 в Казани появился памятник артисту.

В 2019 году в России состоялась премьера фильма Рэйфа Файнса «Рудольф Нуреев: Белый ворон». Лента рассказывала историю знаменитого «прыжка в свободу», а образ Рудольфа на экранах воплотил его соотечественник Олег Ивенко.

uznayvse.ru

Рудольф Хаметович Нуреев

Рудольф Нуриев — легенда отечественного и мирового балета, самый выдающийся танцовщик прошлого столетия.

Детские годы

Родился Рудольф Нуриев 17.03.1938 года в семье Фариды и Хамета Нуриевых. Отец его был политруком Красной Армии. Во всех биографиях местом рождения будущей звезды сцены записан Иркутск, а действительное место его рождения — поезд, в котором беременная Фарида ехала вслед за мужем во Владивосток. Хамет очень обрадовался рождению сына и сам назвал его Рудольф. До этого в семье родились три девочки — Роза, Розида и Лидия.

Фото: Рудольф Нуреев в молодости

Полтора года семья жила во Владивостоке, пока отца не перевели на новое место службы, в Москву. Здесь они селятся в небольшом деревянном доме, живут как все, небогато. Постепенно жизнь налаживается, но всем планам и задумкам сбыться не удалось — началась война. Отец уходит на фронт в первых рядах. Семья осталась в Москве, но вскоре была эвакуирована с такими же семьями военных. Они попали в Челябинск, а потом оказались в селе Щучье, недалеко от Уфы. Военные годы Рудольф вспоминает с трудом, кроме холода, голода и постоянной темноты в памяти не осталось ничего. Мальчик был нервный и часто плакал, наверное потому, что приходилось бороться за еду и выживать в жутких условиях.

Когда ему исполнилось 5 лет, он впервые увидел балет. Это была «Журавлиная песнь». Маленький Рудольф твердо решает танцевать. Фарида долго не раздумывала и разрешила сыну заниматься в танцевальном кружке детского сада. Учился мальчик с большой охотой, выступление их кружка очень нравилось раненым бойцам. При виде маленького танцующего мальчика все были в восторге и поражались его огромному таланту.

Юношеские годы

После Победы в 1945 году возвращается отец, но дети разучились видеть в нем близкого человека. Они получили комнату в коммунальной квартире, которая была теплой и светлой, и жизнь стала постепенно налаживаться. Отцу не нравилось занятие сына, в будущем он видел его инженером.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он начал заниматься в танцевальном кружке дома пионеров. Его первая учительница — А.И.Удальцова, она сразу рассмотрела в ребенке талант и посоветовала ему продолжить обучение танцу в Ленинграде.

Фото: Рудольф Нуреев

В 1955 году юноша получает от судьбы нежданный подарок. В Москве открылся фестиваль искусства Башкирии. Его танцевальной труппе предстояло выступить с балетом «Журавлиная песнь», но внезапно заболел солист. И юный Рудольф предлагает свои услуги, хоть совершенно не знает партию. Его кандидатуру утверждают, но парню приходится в сжатые сроки выучить всю партию. Он смог это сделать, но здоровье было подорвано. Восстанавливаться было некогда, молодой танцор с травмой выходит на сцену и покоряет зал. Именно в этот момент его учителям стало понятно, что в русском балете появился «неистовый татарин».

После этого судьбоносного выступления Рудольф принял решение поступать в столичную студию хореографии, но там иногородним не предоставляли общежитие. Так он попадает в Ленинград и в 1955 году поступает в Ленинградское хореографическое училище. Он не знал, что дети начинают обучаться с 12-ти летнего возраста и его однокурсники ушли далеко вперед в плане мастерства. Над ним подшучивают, он трудно сходится с другими учениками. Дальнейшее проживание в общежитии становится невозможным. Его спасает наставник — Александр Пушкин, которые предложил пожить в его семье.

В 1958 году Рудольф выпускается из училища хореографии и становится членом труппы театра оперы и балета им.Кирова в Ленинграде. Настояла на этом приглашении прима-балерина этого театра Н.Дудинская.

Первое профессиональное выступление артиста состоялось сразу после окончания учебы. Он принял участие в конкурсе, проходившем в Москве. Его партнершей была А.Сизова. Выступление дуэта было блестящим, комиссия была в восторге от сольной партии молодого таланта. Он отличался необыкновенной манерой танца, такую технику исполнения до этого не видел никто. Балет «Лоуренсия» принес им золото на этом конкурсе, но Рудольф отказался принимать награду. По возвращению в Ленинград он танцует «Гаянэ», но уже с другой партнершей — Н.Кургапкиной. После этого была «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Мариинский театр в буквальном слове кипел и в эпицентре этого кипения был Нуриев.

Он получает золотую медаль, покорив своим танцем Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Вене. После трех лет работы в театре, Рудольф занимает важное место в труппе, становится надеждой всего театра. Потом были триумфальные выступления в Болгарии, Восточной Германии, Египте. После этого Нуриев легко получает визу на поездку во Францию. И танцор поехал покорять Парижскую оперу. Но успел выступить во Франции всего несколько раз, по приказу КГБ он был снят из репертуара спектаклей и должен был отравиться домой, в Советский Союз.

Официальная версия причины такого решения — нарушение режима во время пребывания за границей. Но вероятнее всего причиной послужила нетрадиционная ориентация артиста. Рудольф не подчинился, попросил политического убежища во Франции и больше не вернулся в Советский Союз, где его ждала тюрьма. Прошло достаточно много времени, и Рудольфу разрешили въезд в Союз, но он был краткосрочным. Танцор смог приехать всего на 3 дня, чтобы похоронить мать.

Рудольф Нуриев становится членом труппы «Балет маркиза де Куэваса», но спустя 6 месяцев вынужденно покидает Францию — ему отказались предоставлять политическое убежище. Талантливого танцора с радостью приняли в Великобритании, он поселяется в Лондоне и выступает дуэтом с известной балериной Марго Фонтейн. Их знакомство произошло в 1961 году, когда Марго исполнилось 40 лет и она уже собиралась уходить со сцены. Она осталась, и дуэт просуществовал долгих 15 лет. Их партиям в «Жизели» аплодировала английская и американская публика. Их дружба длилась всю жизнь, и закончилась только после смерти Марго.

Рудольф Нуриев выступал в разных странах, много и плодотворно работал. В 60-х годах у него было до двухсот концертов за год, после 1975-го он стал давать по 300 концертов, т.е. работал практически каждый день.

Характер танцора

Несомненно, Рудольф на сцене был талантливым и самоотверженным, а вот в повседневной жизни его не очень любили. Он отличался заносчивостью и высокомерием. Детство мальчика было нелегким, это также наложило отпечаток на его судьбу.

Чувствуя свое превосходство над другими, он становился неуправляемым — грубил партнерам, игнорировал правила поведения в коллективе и нарушал дисциплину. Мог сказать коллеге, что она бездарность, причем резко, не подбирая выражений.

Став более зрелым и поднявшись на недосягаемую высоту, при своих заоблачных гонорарах, он не платил в ресторане по счету, истерил в театре, доставал всех своими дикими выходками. Зрители готовы были носить своего кумира на руках, но кто был с ним близко знаком, считали его отвратительным грубияном.

Актерская и дирижерская карьера

Его первая роль в кино была еще в СССР. Фильм «Души исполненный полет» , который сняли специально для Всесоюзного смотра училищ хореографии. Потом были другие роли в разных фильмах-балетах. Но есть и настоящие роли в художественных фильмах — биографической драме «Валентино» и в фильме «На виду» в паре с молоденькой Н.Кински.

Попробовал Рудольф себя и в роли балетмейстера, поставив классические спектакли по собственному варианту. В его постановке вышли и балеты «Танкреди» и «Манфред», отличавшиеся особой оригинальностью.

Во времена руководства труппой Гранд-опера в Париже он старается дать простор молодым артистам, продвигая их на лучшие роли, причем наперекор действующей иерархии уже известных солистов и прим. Мировая практика раньше такого не знала.

В конце жизни о танцах пришлось забыть, но расставание с театром было смерти подобно и Рудольф становится дирижером оркестра. Его даже пригласили в уже постсоветскую Россию как дирижера, когда в Казани нужно было дирижировать балет «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта».

Личная жизнь

В личной жизни Рудольфа были исключительно мужчины — известный танцовщик не скрывал свою нетрадиционную ориентацию. Хотя по свидетельству некоторых его знакомых, он в молодости заводил романтические отношения с девушками.

В разные периоды жизни рядом с великим актером были не менее знаменитые личности. Ему приписывают роман с музыкантом Фредди Меркьюри, модельером Ив Сен-Лораном, певцом Элтоном Джоном. Но любовью всей его жизни можно назвать датского танцовщика Эрика Бруна. Их связь существовала долго — целых двадцать пять лет, пока в 1986 году не стало Эрика. Их отношения складывались непросто, слишком уж разными были темпераменты у русского и датчанина.

Смерть

По официальной версии Рудольф Нуриев умер от болезни сердца, но всем известно, что такое заключение далеко от истины. В 1983 году анализ крови Рудольфа показал наличие вируса иммунодефицита, который называют чумой 20-го века. Болезнь прогрессировала, ведь танцор отказывался признавать что у него СПИД, не проходил никакие обследования и не принимал лекарства. Спустя десять лет после подтверждения диагноза, великого танцора не стало. Это случилось 06.01.1993 года в парижской клинике. Его предсмертное пожелание было исполнено в точности — местом захоронения стало русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а сверху на могилу положили яркий персидский ковер.

Творчество Рудольфа Нуриева очень высоко ценится на его Родине, даже несмотря на то, что он в свое время ее оставил. Его имя носит Башкирский колледж хореографии, улица в городе Уфе, создан музей. Каждый год в Казани проводят фестиваль классического танца, посвященного Рудольфу Нуриеву.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Нуреев Рудольф личная жизнь и биография, последние дни перед смертью

Герой нашей статьи – один из выдающихся артистов балета XX века. Будучи выходцем из простой семьи политрука Советской Армии, он смог бы пойти по стопам отца и сделать военную карьеру, но выбрал творчество. Невероятная техника танца, эмоциональность и харизма позволили юноше стать танцовщиком, востребованным во всем мире. Великим артистом советской и французской, датской и британской сцены стал Рудольф Нуреев, личная жизнь которого окутана интригами и скандалами и до сегодняшнего дня вызывает интерес.

Биография

Семья, в которой довелось родиться Рудольфу, часто переезжала с одного места на другое, так как отец мальчика периодически получал новое назначение по службе. Будущей звезде балета даже родиться было суждено в пути. Хотя в личных документах местом рождения значился город Иркутск, роды застали мать Нуреева в поезде, следующем во Владивосток. В семье Фариды и Хамета Нуреевых это был четвертый ребенок после трех дочерей.

По достижении мальчиком полутора лет, семья отправляется в Москву, но наладить жизнь на новом месте помешала Великая Отечественная война. Главу семьи призвали на фронт, и Фарида с детьми была вынуждена эвакуироваться в Уфу. Именно здесь прошли военные годы, которые запомнились мальчику голодом и страхом.

Находясь в эвакуации, уже накануне Великой победы, Рудольф впервые попал на театральное балетное представление «Песнь Аистов». Глаза мальчишки загорелись, в душе родилась мечта. Сразу после похода в театр Нуреев попросил маму отдать его в танцевальный кружок. Фарида с энтузиазмом поддержала сына. Так ребенок стал посещать детский хореографический ансамбль.

В 1948 году учителем будущего артиста становится талантливый педагог Анна Удальцова, которая высоко оценила способности мальчика. По ее рекомендации он продолжает обучение у Елены Вайтович. Рудольф занимался балетом вопреки воле отца, но это не умаляло его целеустремленности и веры в мечту.

В возрасте 15 лет юноша с успехом выступает в уфимской оперной труппе. А в 17 лет по совету своих наставниц отправляется в Ленинград, чтобы поступить в хореографическое училище. Значительно опережая по возрасту своих 12-летних сокурсников, Рудольфу приходится терпеть насмешки. Он с трудом уживался в коллективе, равно как и осваивал основы классического балета, но страсть к театру и сцене перекрывала все неурядицы. Для Нуреева танец был смыслом жизни.

По окончании Ленинградского училища в 1958 году Рудольф становится солистом балетной труппы театра оперы и балета имени С.М. Кирова. В скором времени артист получил возможность выступать за границей. В мае 1961 года Рудольф Нуреев в составе родной труппы отправился на гастроли в Париж. Уже на первом представлении артист взбудоражил своим талантом французскую общественность. Парижские газеты пестрили броскими заголовками о виртуозном танцоре русского балета, его потрясающей пластичности и технике.

Во время пребывания на гастролях Рудольф позволял себе слишком легкомысленное поведение, недопустимое тогда для советского гражданина. Кроме одиноких гуляний и посиделок в ресторанах, он также был уличен сотрудниками КГБ в сексуальных связях с мужчинами. На родине Нуреева ожидало наказание, но артист попросил власть Парижа предоставить ему политическое убежище, и легально остался во Франции. Такой поступок стал сенсацией в Европе, а жаждущих приобщиться к таланту молодого танцора было невозможно сосчитать. В СССР артиста осудили и приговорили к семи годам заключения заочно.

У Рудольфа начался новый жизненный этап за пределами родной страны. Жизнь в Европе была ознаменована годами плодотворной творческой деятельности, а также бурной личной жизни. Здесь он и окончил свою жизнь в расцвете сил, смерть артиста была вызвана тяжелейшим заболеванием СПИДа. Артиста похоронили на русском кладбище во Франции в 1993 году.

Несмотря на политическое преследование советской властью и статус «невозвращенца», современная Россия признает заслуги артиста в русской балетной школе. В Уфе есть улица, названная именем легендарного танцовщика. В память о его творчестве создан музей. В школе, где провел свое детство Рудольф, была открыта хореографическая школа, впоследствии получившая статус Башкирский хореографический колледж. Для юных танцоров большой честью является участие в фестивале классического балета, который систематически проводит город Казань.

Отношения Рудольфа

Талантливый артист никогда не испытывал дефицита внимания со стороны противоположного пола, его имя часто фигурировало в биографиях известных танцовщиц. Но личная жизнь Нуреева преимущественно прошла под знаком нетрадиционной сексуальной ориентации. Уже в период карьеры в Советском Союзе артист был замечен в гомосексуальных связях. Попытки привлечь юношу к дисциплинарной ответственности не оказали должного влияния. В Европе партнером танцовщика стал гей — датский артист Эрик Брун.

Молодые люди не скрывали связи и прожили вместе 25 лет. После смерти Бруна в жизни Нуреева присутствуют другие мужчины.

Балет в жизни танцора

Балет был образом жизни актера. Во Франции Рудольф присоединился к Парижской труппе, но в связи с отказом в предоставлении политического убежища через полгода вынужден переехать в Лондон. Единственной женщиной, с которой Рудольф долгие годы сохранял теплые отношения была его партнерша по балетному дуэту Марго Фонтейн. С ней же Нуреев добился головокружительных успехов в венской опере.

Благодаря фурору, произведенному здесь, танцор получил гражданство Австрии. Позднее Нуреев не только выступает на сцене, но и занимается постановкой балетных представлений, пробует себя в качестве дирижера и актера. В память о безграничном таланте артиста Роман Виктюк осуществил постановку «Нездешний сад». Этот спектакль дает возможность прикоснуться к легенде, ощутить тяготы труда балетного танцора, проникнуться его страстью к искусству. В 2012 году был снят документальный фильм «Мятежный демон».

Жизнь после балета

На протяжении нескольких лет жизни в Европе Нуреев приобрел огромное состояние. Помимо творческой деятельности, он занимался скупкой недвижимости по всему миру, создал фонд, благодаря которому вел финансовые дела, увлекался дизайном. В годы перестройки в СССР он приезжал на похороны матери в Уфу. Никаких санкций к нему не применялось. Ключевая заслуга Рудольфа Нуреева в том, что он за короткое время сумел возродить мужской танец в русской балетной школе, придать ему иное значение. Знаменитый прыжок Нуреева до сих пор остается заоблачной мечтой многих артистов.

В последнии годы перед смертью Нуреев долгое время не посещал врачей, поэтому причиной смерти стала болезнь  ВИЧ, которая дала осложнения, преодолеть их так и не удалось. В память о Нурееве установлен памятник в Казани.

starpri.ru

Рудольф Нуриев. Греховный и безгрешный

jandrejevaРовно в полдень 16 июня 1961 года в бар парижского аэропорта Бурже вошёл неприметный молодой человек. Он был мертвенно-бледен и укутан в поношенное пальто, хотя на дворе было жарко. С ним были двое сопровождающих – дюжие молодцы в одинаковых костюмах – но держались как-то странно: словно бы и рядом, но поодаль. Рассеянно пропустив бокальчик вина, молодой человек хотел было направиться к выходу, но тут объявили задержку рейса, и он как бы в нерешительности застыл на месте. Эта секунда заново определила его жизнь. Фактически приговорённый к депортации, к медленному убийству, которое ждало его на родине, Рудольф Нуриев – а это был именно он – нашёл в себе силы совершить великий и неслыханно отважный прыжок к свободе.

Решение созрело спонтанно

Безо всякого предварительного обдумывания. В Ленинграде у Нуриева было всё, о чём бедный парнишка из Уфы не смел и мечтать. В 17 лет поступив в хореографическое училище – небывалый случай в истории мирового балета! – спустя 3 года он танцевал едва ли не все ведущие партии на сцене академического театра имени Кирова и имел баснословный успех. Его партнёршей была народная артистка СССР Наталья Дудинская – между прочим, супруга главного балетмейстера Константина Сергеева, который в те годы и сам ещё продолжал карьеру танцовщика. Несмотря на некоторые трения с «руководящим мужем», Нуриев ходил по театру гоголем. Ему было позволено многое, что не разрешалось никому другому: выбирать себе педагогов и портных, прилюдно комкать и выбрасывать в урну приказы администрации, выступать на собраниях в защиту обиженных и оскорблённых. Наконец, у него был твёрдый заработок и даже собственный угол, в котором он смог поставить новенькое пианино, купленное им на гастролях в Германии. Нуриев обожал музыку. Самоучкой постигнув её сокровенные тайны, он не пропускал ни одного симфонического концерта в Ленинградской филармонии и следил за исполнением по партитуре, придирчиво отмечая малейшие неточности. Он с закрытыми глазами мог водить экскурсии по Эрмитажу; но четверть века спустя, обставляя свои многочисленные квартиры, проявил не больше вкуса, чем рядовой нувориш, превращающий свою виллу в венецианский дворец. Покупая картины, гобелены и всякие художественные безделушки, он бездарно переплачивал, не умея отличить подделку от действительной ценности. Зато в чтении был довольно разборчив. В Ленинграде его знали все библиотекари, и все старались ему угодить. Одним словом, питерская жизнь не давала ему явных поводов для отъезда. Но под маской мнимого благополучия назревал кризис, подспудно подогревавшийся функционерами КГБ, которые надеялись разыграть эту карту в свою пользу. Но, как это бывает, разразившиеся события больнее всего ударили по разжигателям этого конфликта. В последних числах мая 1961 года Кировский балет прибыл в Париж и выступал во Дворце спорта. Последнее представление состоялось 15 июня – но уже без Нуриева, которого от гастролей отстранили. Согласно официальной формулировке – «как злостного нарушителя режима пребывания советских граждан за границей». Назавтра труппа должна была вылететь в Лондон, а Нуриева отправляли самолётом в Москву, под предлогом «необходимости его участия в правительственном концерте». Сергеев и Дудинская были в панике. Нуриев имел в Париже грандиозный успех, газеты писали: «Русские привезли танцовщика с Луны». Теперь Нуриева ждали в Лондоне. Без его участия легендарная труппа выглядела довольно блекло. Но административная вакханалия вокруг непокорного танцовщика разбушевалась не на шутку, и остановить её было невозможно. Чем же провинился Нуриев перед блюстителями «режима»? В отличие от всех прочих, он отказывался носить бирку с фамилией, которая облегчала особистам слежку за советскими артистами. После спектакля, вместо того, чтобы послушно идти в гостиницу, он в компании парижских богемных знаменитостей с головой окунался в ночную жизнь Сен-Жерменского предместья. Как-то раз его попросили «отчитаться» в своих поступках, доложить, где он был, с кем общался и о чём разговаривал. В ответ на что Нуриев по-татарски выругался и ушёл, неизящно хлопнув дверью. Во время спектаклей он также вёл себя непозволительно. Начав танцевать свою вариацию в «Лебедином озере», он поскользнулся и упал. «Нормальный» танцовщик попытался бы сгладить эту неловкость. Но Нуриев поступил иначе. Громко выругавшись, он отправился за кулисы, натёр туфли канифолью и лишь тогда вернулся на сцену. Оркестр почти пять минут держал паузу. Казалось, разразится жуткий скандал, но публика смирно сидела, а под конец наградила Нуриева такими аплодисментами, каких «нормальные» танцовщики никогда не слышали. Этого ему простить не могли. И вот он дрожит от тоски и злобы, ожидая вылета в Москву.

Но случилось чудо...

Клара Сент, его новая знакомая, упросила «топтунов», чтобы они позволили ей попрощаться с Нуриевым. Крепко обняв его, она прошептала: «Бежим! У выхода нас ждёт автомобиль!» На мгновение Нуриев заколебался. Но у Клары на этот случай всё было предусмотрено: она предупредила полицейских инспекторов, дежуривших неподалёку, и те согласились оказать им «маленькую услугу». Одним рывком своего гибкого тела Рудольф оказался в руках у полиции: «Я хочу быть свободным!» Кэгэбэшники попытались было преградить ему путь, но на секунду замешкались в безликой толпе совграждан. Отсутствие таблички на лацкане помогло-таки Нуриеву в решающую минуту! Вскоре он был уже в безопасности – но без гроша в кармане. Его скудный багаж улетел в Москву; в чемодане чекисты обнаружили смену белья, восточную ткань для сценического костюма и любимую игрушку – детскую железную дорогу. Поезда и вокзалы имели для Нуриева особый, сакральный смысл. Он родился в пути, его первой колыбелью была вагонная полка, а за окном простиралась дальневосточная тайга. Подростком он любил слушать паровозные гудки и мечтать о том, как в один прекрасный день к нему приедет поезд и унесёт его из будничной и страшной, голодной действительности его детства в волшебные, неведомые страны, где он будет всегда сыт и счастлив. Потом он уехал в Ленинград и учился в училище, где за малейшую провинность его лишали обеда и заставляли ночевать в коридоре; где над ним, переростком, смеялись благополучные сверстники: «Посмотри, на кого ты похож! Ты грязный, тупой, уродливый, злой татарин. Убирайся, тебе нечего здесь делать!» Двадцать лет спустя в Голливуде Мерилин Монро назвала его самым фотогеничным мужчиной мира. Поистине, он попал в свою волшебную страну. Но для этого ему пришлось пройти долгий и трудный путь. Пешком. По пустынной равнине. Оставшись во Франции, он рассчитывал, что страна, в которой он имел столь шумный успех, примет его с распростёртыми объятиями. Но не тут-то было. Все его попытки устроиться на работу – сперва в балет «Гранд-Опера», а затем и в другие, более мелкие театры – натыкались на стену вежливого равнодушия. Нуриев был в полнейшем недоумении. Впрочем, всё разъяснилось довольно просто. Почти все французские балетные труппы были государственными и подчинялись требованиям, исходившим из Министерства культуры. Пользуясь своим влиянием, советский посол Сергей Виноградов устроил так, чтобы перед Нуриевым закрылись все двери, и не только во Франции. Кое-кто из советских культурных чиновников уже злорадствовал в прессе, что, мол, ленинградцы прекрасно обойдутся без Нуриева, «но что теперь будет делать бедный Рудольф»? Однако через неделю после своего бегства Нуриев дебютировал в «Спящей красавице» в составе частной труппы маркиза де Куэваса, которая в то время арендовала театр на Елисейских Полях. На спектакль явилась тощенькая, но боевитая группка просоветски настроенных провокаторов, свистевших, топавших и разбрасывавших по залу листовки. От Нуриева понадобилось всё его мужество, чтобы в этих условиях продолжать танцевать. Однако публика сама навела в зале порядок, да и талант Нуриева был столь очевиден и уникален, что недоброжелателям пришлось ретироваться. Назавтра об этой истории сообщили все газеты. За три месяца выступлений Нуриев накопил достаточную сумму, чтобы покинуть Францию – надолго, но отнюдь не навсегда. Он с любопытством следил за всеми перипетиями скандала, разразившегося в Ленинграде по следам его бегства. Многие ненавистные ему люди – в том числе тогдашний директор Кировского театра некто Коркин, успевший испортить карьеры многим выдающимся деятелям искусства, были уволены со своих постов «за недостаток бдительности». Вплоть до отъезда в Данию Нуриева истязали телефонными звонками из Москвы. Его упрашивали, ему угрожали, приглашали к телефону его родителей, чтобы они «образумили» беглеца, – всё было бесполезно. Рудольф прекрасно знал, с кем имеет дело. В конце концеов, его заочно приговорили к 7 годам лишения свободы за «измену Родине». Мать горько плакала, а отец – бывший политрук – отрёкся от блудного сына, не проронив при этом даже слезинки. Рудольф не оправдал отцовских надежд. Хамет Нуреев мечтал, что сын его сделает офицерскую карьеру – ну, хотя бы в инженерных войсках... Танцы казались ему глупым и смешным, немужским делом, которым нельзя заработать даже на кусок хлеба. Четверть века спустя, переменив одну букву в фамилии и несколько гражданств в паспорте, Рудольф Нуриев получал за свой труд баснословные гонорары. В 1986 году, в дополнение к бесчисленным виллам, он купил персональный остров у берегов Италии и устроил на нём свой собственный, недоступный для других рай. Его сценические гардеробы не умещались и в сотне чемоданов, а вечерние туалеты, донельзя экстравагантные, составили целую эпоху в истории моды. Высокие шнурованные ботинки, просторные куртки «апаш» с использованием самых смелых расцветок, трико из тончайшей кожи и непременные мягкие береты, – весь этот впечатляющий антураж он тщательно обдумывал и заказывал лучшим портным. Однажды за ужином Нуриева усадили напротив Грейс, скандально известной принцессы Монако. Изумившись тем, что Нуриев, не снимая шерстяного берета, поглощает фрикассе с шампиньонами, принцесса осмелилась заметить: «Не лучше ли отправить берет в гардероб?» на что танцовщик ей ответил: «В таком случае, вслед за беретом отправится сам Нуриев». Он был королём светских раутов и домашних пирушек. В Нью-Йорке он панибратски общался с семейством Кеннеди и танцевал буги-вуги с прелестной Жаклин; в Лондоне был желанным гостем королевской фамилии; среди его ближайших друзей был Ален Делон, Ив Монтан и Элизабет Тейлор.

Он был кумиром

С годами неотёсанная прямолинейность его манер, создавшая ему репутацию надменного грубияна, обернулась элегантной небрежностью светского льва. Свою былую грубость он научился оправдывать... экономией времени. В свои лучшие годы он действительно работал как одержимый: спал 6 часов в сутки, по 13 часов вкалывал в репетиционном классе, 250 раз в год выходил на сцену, в сотрудничестве с 40 различными труппами исполнил примерно 120 балетных партий. Все эти достижения достойны Книги рекордов Гиннеса. «Живая электростанция» – так писала о нём газета «New York Times». Он поставил себе задачей освоить все стили и направления, существующие в современной хореографии, и добивался этой цели с упорством парового катка. Он обожал учиться. Даже самые строптивые балетмейстеры вроде Баланчина, не желавшие быть к его услугам, в конце концов сдавались на милость победителя. Морис Бежар и Фредерик Аштон ставили для него спектакли. Однако больше всего пользы он извлёк из общения со своими партнёршами. Все они – начиная с Дудинской – были старше его лет на 20, а то и более. И все они боготворили его; а блистательная Марго Фонтейн испытывала к нему чувства куда как более горячие, чем общепризнанная материнская нежность. Отчасти он отвечал ей взаимностью; а узнав о её кончине, горестно воскликнул: «Я должен был на ней жениться!» Женщины в его жизни были всего лишь друзьями. А о «мужских» его привязанностях ходили самые разные слухи, сплошь недостоверные. Назывались имена Фреда Меркьюри и других из этого же круга. В точности известно лишь одно: Нуриев не был сексуальным монстром, неразборчивым в людях и средствах. А если он и ошибался, то заплатил за это слишком высокую цену. Болезнь его была выявлена в 1984 году, когда она зашла уже достаточно далеко. День за днём иссякали его силы, хотя он отчаянно цеплялся за жизнь и более того – за саму возможность танцевать. Ему казалось, что, уйдя со сцены, он станет никому не нужным, потерянным, одиноким. Сцена была его домом. Он боялся утратить крышу над головой и почву под ногами. Он продолжал танцевать, когда ноги его распухали, как колоды, и почти не слушались его. Будучи великим актёром, он гениально срежиссировал свои последние месяцы и годы. Когда он окончательно не в силах был танцевать, Герберт фон Караян присоветовал ему заняться дирижированием. Эту новую карьеру он начал в 1991 году – совсем незадолго до смерти. Руки его почти уже не двигались, каждое движение причиняло невыносимую боль. Однако вскоре он предстал перед публикой, изумив её мастерской трактовкой симфоний Бетховена, Чайковского, Моцарта. За 8 месяцев до кончины он имел громадный успех в нью-йоркской «Метрополитен-Опера». А притом ещё ставил спектакли, играл в кино, организовывал фонды имени себя самого! Он был талантливый коммерсант.

Но СПИД неумолим; развязка приближалась. Летом 1992 года он в последний раз отдыхал на своём прекрасном острове, но уже не загорал и не плавал нагишом, по своей давнишней привычке. Прощаясь со своим волшебным замком, он многократно поцеловал землю и расплакался. Осенью он уже не в силах был передвигаться по лестнице, держать ложку в руке, разговаривать. Он умер в православный сочельник и был похоронен на православном кладбище недалеко от Парижа – согласно своей последней воле. Ни разу в жизни он не пожалел о покинутой родине, хотя в последние годы приезжал в Россию довольно часто. Он оставил сказочное наследство – совсем не то, за которое яростно грызлись родственники, адвокаты, балетные фонды. Он завещал нам богатство своего духа. Духа, который познал все грехи мира и всю сокрытую в нём блаженную тайну. Юлия Андреева

jandrejeva.livejournal.com

Рудольф Нуриев

Талантливый врач Пётр Рыков переезжает, чтобы начать новую жизнь.Офицер полиции Бойд Холбрук охотится за таинственным серийным убийцей, преступления которого не поддаются объяснению.Зрителей ожидает ремейк комедийного детектива 1985 года, основанного на одноимённой настольной игре.История Зака Готтсагена - актёра с синдромом Дауна, сыгравшего главную роль.Трейлер мультфильма «Красные туфельки и семь гномов».Обычная девушка превращается в принцессу с помощью волшебных туфелек.К ситкому также присоединились Бен Шварц, Тоуни Ньюсом, Диана Сильверс и Джимми О. Янг.Выбор редакции Кино-театр.руСценарист и продюсер нового комедийного сериала «Триада» о сексуальности, феминизме, изменах и «Изменах»

Page 2

Талантливый врач Пётр Рыков переезжает, чтобы начать новую жизнь.Офицер полиции Бойд Холбрук охотится за таинственным серийным убийцей, преступления которого не поддаются объяснению.Зрителей ожидает ремейк комедийного детектива 1985 года, основанного на одноимённой настольной игре.История Зака Готтсагена - актёра с синдромом Дауна, сыгравшего главную роль.Трейлер мультфильма «Красные туфельки и семь гномов».Обычная девушка превращается в принцессу с помощью волшебных туфелек.К ситкому также присоединились Бен Шварц, Тоуни Ньюсом, Диана Сильверс и Джимми О. Янг.Выбор редакции Кино-театр.руСценарист и продюсер нового комедийного сериала «Триада» о сексуальности, феминизме, изменах и «Изменах»

www.kino-teatr.ru


Смотрите также