Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Ольга остроумова биография личная


Ольга Остроумова — биография, личная жизнь, фото, новости, муж, семья

Ольга Михайловна Остроумова родилась в городе Бугуруслан 21 сентября 1947 года. Жила она вместе с братом Георгием и сестрами Раиса, Людмила. Мама девочки была домохозяйкой, а отец — учитель физики. Семья была очень дружелюбной, здесь всегда царили согласие и любовь.

Ольга Остроумова в детстве

Также папа Ольги был регентом церковного хора. Три поколения мужчин были священниками. Поэтому у семьи были крепкие связи с церковной жизнью. Девочка очень удивила своих родителей, когда сказала, что хочет быть актрисой, но возражать они не стали.

Ольга Остроумова поделилась, что еще в 10 лет она захотела стать артисткой. Именно тогда девочка вместе с сёстрами и мамой пришла на спектакль, где выступала подруга матери. Ольга навсегда запомнила то чувство радости и волнения, которое она смогла испытать.

В 1996 году девочка окончила школу и поехала в Москву поступать в ГИТИС. Путь был очень сложным, так как она одна уехала в большой город без родных. Уже под вечер она добралась до вуза и смогла поступить с первого раза. Училась Ольга в мастерской Варвары Алексеевны Вронской.

Ольга Остроумова и театр

В 1970 году после окончания ГИТИСа, девушку приняли в столичный ТЮЗ. На этой сцене артистка получила свой первый опыт актерского мастерства. Выступала она на протяжении 3 лет, но когда ушел наставник Павел Хомский, то молодой актрисе пришлось перейти в театр на Малой Бронной.

Ольгу приняли достаточно тепло. Ольга под руководством Александра Дунаева сыграла во многих спектаклях. «Мещане», «Волки и овцы» — все этого давало большой опыт и успех.

Также актриса сыграла вместе с составом: Олег Даль, Ольга Яковлева и Алексей Петренко. Она выступала в роли Татьяны в постановке «Враги», Розы Гонсалес в «Лето и дым», а также Лиды в «Веранде в лесу». В 1984 году Ольга Михайловна переходит в Театр миниатюр, режиссера Михаила Левитина.

Ольга также заменяла Любовь Полищук, которая ушла в декрет. Так она вместо неё играла в спектакле «Здравствуйте, господин де Мопассан», любила репетировать булгаковскую Маргариту, которую, к сожалению, не удалось сыграть.

Актриса играла роль Анфисы во «Вдовий пароход». Ольгу часто окружали скандалы и ссоры, так как многие актеры не желали видеть «чужую» артистку на сцене. Но девушка смогла успешно пройти этот период.

Ольгу Остроумову часто можно было увидеть в постановках: «Белая гвардия», «Мадам Баварии», «Учитель танцев», «Вишнёвый сад», «Серебряной век».

Фильмы

Начала свою фильмографию Оля в фильме «Доживём до понедельника». Тогда она сыграла очень красивую девушку в классе. После этой роли большая часть мужчин влюбились в актрису. Но самую большую популярность принесла Остроумовой роль Жени Камельковой в драматическом военном фильме «А зори здесь тихие».

Ольга Остроумова «А зори здесь тихие»

После этого фильма на девушку посыпалось множество приглашений на съемки от режиссеров. Но Ольга отказалась, так как все предложенные роли были схожими с ролью Жени Камельковой. Актриса не хотела оказаться в ловушке одного амплуа, поэтому сделала такой выбор.

Известная актриса также играла роль Мани Поливановой в мелодраме «Любовь земная», роль Василисы в картине «Василий и Василиса», в ленте «Судьба». Все эти фильмы принесли неплохой успех Ольге, а также награды и медали.

В 1979 году выходит фильм «Гараж» с Ольгой Остроумовой, который не принес артистке большого удовольствия.

Ольга Остроумова «Гараж»

После этого фильма девушку можно было увидеть только в театре, но через некоторое время вышло еще несколько популярных картин. Так Ольга сыграла в таких фильмах: «Не было печали», «Не было печали», «Малиновка и медведь», «Безумный день инженера Баркасова», «Змеиный источник», «Чаша терпения» и другие.

Личная жизнь

Борис Аннабердыев стал первым супругом известной актрисы, он также являлся её однокурсником по театральному вузу. Но брак был не очень долгим. Во второй раз она вышла замуж за Михаила Левитина в 1973 году. Мужчина был хорошим писателем и режиссером. В этом браке женщина родила двоих детей: Михаила и Ольгу.

Ольга Остроумова и её семья

Брак был очень долгим, вместе актриса и режиссер прожили 23 года, но в 1993 году Михаил Левитин и Ольга Остроумова разошлись. В 1996 году известная артистка вышла замуж в третий раз за Валентина Гафта — советский и российский актёр театра и кино. Пара до сих пор живет вместе и они очень счастливы.

Остроумова Ольга — видео

pristor.ru

Ольга Остроумова: биография, интересные факты, личная жизнь

Ольга Остроумова – выдающаяся советская и российская актриса театра и кино, знаменитая своими талантливыми ролями в фильмах «А зори здесь тихие», «Доживём до понедельника», игрой в театре в спектаклях «Здравствуйте, господин де Мопассан», «Враги» и др. Но какова же эта актриса на самом деле? Такой ли прекрасной и безоблачной была её жизнь?

Детство и юность будущей актрисы

Ольга родилась в городе Бугуруслан, в Оренбургской области, 21 сентября 1947 года в семье учителя и обычной домохозяйки. С самого детства будущая российская актриса была окружена заботой и любовью не только со стороны родителей, но и двух сестёр – Раисы и Людмилы, а также брата Георгия.

Семья маленькой Оли была дружной и счастливой. Отец, работавший тогда не только в школе учителем физики, но ещё и будучи регентом церковного хора, заложил прочную связь семьи и церкви.

Всю свою жизнь Остроумова с теплотой и лаской вспоминала родительский дом: веранда, на которой в любое время можно было выпить чашечку чая, духовой оркестр, так приятно звучавший, совместные приёмы пищи в кругу дружной семьи – всё это всегда присутствует в сердце актрисы.

Желание стать артисткой зародилось в девочке, когда ей было всего лишь 10 лет. В этом возрасте Ольга впервые познакомилась с театром, в который пришла вместе со своими сёстрами на спектакль. На всю жизнь тогда она запомнила то чувство радости, восторга и волнения, которое испытала и она, как зритель, и актёры, выступавшие перед ними.

Когда Оля сообщила о своём решении родителям – стать актрисой, то не встретила неодобрения и отговоров. Родители были не против, наоборот, подбадривали и поддерживали дочь. Поэтому, как только Ольга в 1966 году окончила школу, отец с матерью купили ей билет до Москвы, в которой она собиралась поступать в ГИТИС.

Студенческие годы

Начало актёрской карьеры было куда более сложным, чем могла себе представить Ольга. Трудности стали её преследовать с самого приезда в Москву – девушка не имела ни малейшего представления о том, где находится ГИТИС и как до него добраться!

На прослушивание Оля едва ли успела под самый вечер. Несмотря на заранее подготовленную программу – девушка подготовила прозу Пришвина – будущая актриса так переволновалась, что пробубнила весь текст себе под нос и убежала с прослушивания. Она знала, что наверняка провалила этот этап и точно не поступит, и горечь провала вырвалась у неё слезами.

Случайный работник вуза увидел ревущую девушку, начал успокаивать и приободрять, да так хорошо, что Ольга, осмелев, направилась в деканат и стала просить себе место в общежитии. Никто и не знал, что эта девушка провалила вступительное испытание, а потому сдались под её напором, назначив койкоместо и дав Остроумовой адрес общежития.

Будущая актриса была довольна своей находчивостью и на последующих этапах отбора была так уверена и задорна, что комиссия не могла упустить такой талант – Оля поступила!

Учась в ГИТИСе, Остроумова демонстрировала не только талант на актёрском поприще, но также и блистала своей красотой, которую подмечали не только её однокурсники, но и сами педагоги. Именно красота и, конечно же, творческий дар позволили ей получить первую её роль – девочки Риты из фильма «Доживём до понедельника».

Её дебют в кинематографе не оставил никого равнодушным: зрители восторгались красотою юный актрисы, а педагоги – её профессионализмом.

Служба в театре

Сразу после окончания ГИТИСа, в 1970 году, Остроумову позвали в Театр юного зрителя и сразу же зачислили в выступающую труппу. Режиссёром театра был Павел Хоминский, и под его руководством Ольга набиралась актёрского опыта и получала свои первые практические уроки актёрского мастерства. В столичном театре она проработала целых 3 года и после перешла в театр на Малой Бронной.

Александр Дунаев – режиссёр нового для девушки театра – принял актрису тепло и не только позволял ей выступать в главных ролях в своих спектаклях, но и всячески помогал в развитии актёрского таланта девушки.

Под его руководством девушка сыграла во множестве спектаклей, с каждым из которых, начиная от постановок «Мещане» и «Волки и овцы» и заканчивая «Вишнёвым садом» и «Серебряным веком», становилась всё более знаменитой.

В 1984 году Остроумова уходит в Театр миниатюр, где режиссёром был Михаил Левитин. Именно он ставил её на самые важные, главные роли в спектаклях, показываемых в театре. Это вызывало недовольство – ещё чужая для сработавшейся труппы, а уже такие роли! Но Ольга мужественно прошла и через этот период.

Позднее актриса работала в Театре имени Моссовета, где сразу же девушке досталась главная роль в спектакле «Вдовий пароход». И снова труппа не была довольна решением режиссёра поставить новую актрису на столь важные роли, и снова Ольге пришлось переживать скандалы и разногласия.

За работу в постановке «Мадам Бовари» и исполнение главной роли Ольга Остроумова была награждена премией имени Станиславского в 1994 году.

Однако, несмотря на колоссальные успехи на театральном поприще, Ольгу Михайловну тянуло в кинематограф.

«Роман» с кинематографом

Дебютным фильмом для тогда ещё юной выпускницы ГИТИСа стал «Доживём до понедельника», в котором актриса сыграла самую красивую ученицу класса. В неё влюбилась вся страна: не только мужчины, но и женщины восторгались красотой юной звезды.

Женя Комелькова из фильма «А зори здесь тихие»

Однако куда большую славу принесла Ольге роль Жени Камельковой в фильме «А зори здесь тихие».

Когда режиссёр Станислав Ростоцкий подбирал актёрский состав для этого фильма, то на роль Жени Камельковой он никак не рассматривал Ольгу, которую видел в образе себялюбивой и крайне взбалмошной особы в её первом фильме – «Доживём до понедельника». Да и сама актриса к роли отнеслась скептически – даже не сразу прочитала сценарий, настолько она была разочарована и в себе, как актрисе, и в кинематографе после нескольких неудачных фильмов.

Но девушка передумала, когда актёрский состав фильма был уже почти полностью набран – оставались лишь роли Жени Комельковой и Риты Осяниной. Ольга никак не могла выбрать, ведь обе роли ей нравились по-своему: Рита привлекала её своим характером и казалось ей близкой, а Женя была самой выигрышной ролью в фильме. Только после короткой пробы вместе с Ириной Шевчук всё встало на свои места. Ольге досталась роль Жени, а Ирине – Риты.

Как только приступили к съёмкам фильма, группа столкнулась с ещё одной проблемой. Женя была рыжеволосой красавицей, что являлось важным её атрибутом, Оля же была блондинкой.

Потребовалось несколько попыток, чтобы добиться именно того цвета, который представлял себе Ростоцкий, около недели длились «перевоплощения» актрисы, и только в начале съёмок, в самой своей первой сцене, Остроумова появилась именно в том образе, который ещё надолго запомнит вся страна.

Далее шли съёмки, которые оказывались тяжёлой для всей труппы: снимался фильм в тяжёлых климатических условиях, и почти все экранные тяготы перешли в реальную жизнь. Снимался фильм в Карелии, без павильонов, как принято сейчас, а так, на природе. От того и видна вся реальность происходящего на экране так ярко, от того и верится во всё.

Съёмки проходили в жёстком графике, и, как рассказывали сами актёры, спать иногда приходилось всего лишь пару часов. Затем ранний подъём, целый день упорной работы, а после – уборка территории съёмок, танцы и веселья (молодёжь же!), заканчивавшиеся в 3 часа утра.

Ростоцкий старался добиться максимального реализма в своей картине, а потому все сцены, особенно сцены смерти героинь, готовились особенно тщательно. Так, по рассказам актрис, нередко случались обмороки на съёмочной площадке – настолько реалистично выглядел грим «убитых».

Не только работой гримёров обходилось дело: героинь «топили» в болоте, «расстреливали» в спину, «ранили» в живот, заставляя изображать предсмертные муки. Сложно было не только специалистам, продумывавшим, как именно изобразить это на экране, чтобы зритель поверил, но и самим актрисам – они должны были играть почти что собственные смерти так, чтобы они выглядели настоящими!

От этого и случались ситуации, что некоторые из них настолько входили в роли, что их после дублей приходилось «оживлять».

Помимо военных действий, есть в картине и сцена, которая не менее запомнилась зрителям. Речь, конечно же, о бане. Когда режиссёр только сказал о необходимости снять такую сцену без дублёрш, все артистки наотрез отказались – ещё бы, им надо было сниматься полностью голыми! Но после долгих уговоров девушки согласились. С площадки были удалены все мужчины, за исключением режиссёра и оператора. И в этой сцене солировала Ольга Остроумова и её Женя Комелькова!

После съёмок был ещё процесс монтажа, а затем попытки выпустить в прокат – целых 3 месяца к готовой картине никто не притрагивался, то бракуя её полностью, то предлагая внести изменения, и, вдруг, в один день оказалось, что её одобрили. Кроме того, помимо проката, фильм направили на Венецианский фестиваль, на котором, вопреки ожиданиям режиссёра, картина произвела настоящий фурор!

Именно такой сложный, многогранный и затрагивающий сердца фильм стал звёздным в карьере Ольги Остроумовой.

Сразу после его выпуска на актрису буквально повалили предложения сняться в других картинах. Но, к сожалению, почти все роли оказались едва ли не полностью скопированы с образа Жени, а Остроумова совершенно не хотела запомниться лишь одним амплуа.

Роль в картине «Любовь земная»

Фильм «Любовь земная» вышел в прокат в 1975 году. В нём рассказывается и показывается жизнь советской деревни 30-х годов, в которой происходит неожиданное: председатель колхоза, женатый человек, вдруг влюбляется в молодую селянку, а его сестра – в секретаря райкома партии. Снят фильм по мотивам книги Петра Проскурина «Судьба».

Для Ольги Остроумовой её роль Мани Поливановой, в которую влюбляется председатель колхоза, оказалась довольно сложной и неоднозначной. Ей необходимо было сыграть девушку, которая буквально разрушает брак, и это в советское время! Несмотря на сложность, эта роль является одной из любимых для Ольги, и одной из тех, что только упрочила её известность.

Однако по-настоящему закрепить её удалось после фильма «Судьба» режиссёра Евгения Матвеева.

Следующий, по мнению зрителей, не менее культовый фильм «Гараж» не столь любим Ольгой: снимаясь вместе с уже прославленными и признанными тогда актёрами театра и кино, девушка чувствовала себя неловкой и неопытной девчонкой. По сей день актриса вспоминает об этих съёмках, говоря, что чувствовала себя будто не в своей тарелке.

После этих съёмок девушка взяла 2-летний перерыв от кино, выступая лишь в театре.

Но уже вскоре после возвращения Остроумовой в кинематограф вышло сразу несколько блестящих фильмов: «Василий и Василиса», «Безумный день инженера Баркасова», «Змеиный источник», «Не было печали» и многие другие.

Актриса снимается и по сей день, и из последних её работ можно отдельно выделить фильмы «По ту сторону волков», «Бедная Настя» и «Адмиралъ».

Признание и награды

Свою самую первую награду Ольга Остроумова получила за роль в фильме «А зори здесь тихие…» — «Серебряную нимфу». Далее актриса была награждена золотой медалью имени А.П. Довженко и Государственной премией СССР за роль Мани Поливановой.

Уже в 1982 году ей было присуждено звание заслуженной артистки РСФСР.

В 1993 году она стала Народной артисткой РФ, чуть позже, в 1998 году, получив ещё и орден Почёта.

В 2007 году Ольга была награждена Царскосельской художественной премией.

Остроумова также получила Звезду Театрала в 2015 году и «Фигаро» в 2017.

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы всегда строилась интересно, иногда странно и случайно.

Первым мужем её был Борис Аннабердыев – её сокурсник по ВГИКу. Он был, как рассказывает сама актриса, полной её противоположностью по характеру: задористый, весёлый шутник. И хоть говорят, что «противоположности притягиваются», у Ольги и Бориса всё было иначе. После окончания вуза и распределения супруги должны были расстаться по долгу работы, и вскоре после начала разлуки оба осознали, что уже более не привязаны друг к другу.

Второй же муж, с которым Остроумова прожила в браке 23 года, был Михаил Левитин, театральный режиссёр, переманивший её позже в Театр миниатюр. История их любви и брака началась ещё тогда, когда Ольга была в браке с Борисом. Несмотря на это, она полностью отдалась чувствам, и оба они решили (режиссёр на тот момент тоже был женат) разорвать свои старые отношения и жить вместе.

Однако Остроумовой пришлось ждать ещё несколько лет, прежде чем Левитин разведётся и женится на ней. После свадьбы в 1973 году у них рождается двое детей: дочь Ольга и сын Михаил. Но, несмотря на наличие детей, семейная жизнь не задалась – Левитин продолжал покорять сердца молодых девушек, не веря и не принимая институт брака, что порождало недовольство жены. Та, протерпев столько лет, предложила развод, на который Михаил согласился.

Третьим мужем Ольги Остроумовой является Валентин Гафт. С ним она познакомилась через несколько лет после развода с Михаилом на торжестве в маленьком, но уютном кафе. Там Ольга должна была выступать по просьбе знакомых, от чего почти отказалась, но, узнав, что там будет Гафт, сразу же согласилась – он был чем-то вроде эталона качества.

После выступления Остроумовой пара отправилась на прогулку, после которой было ещё несколько встреч, взаимная влюблённость, любовь и брак, длящийся по сей день. Как в первый день они встретились, оказавшись очарованными друг другом, то и идут они рука об руку.

Вместе со своим мужем Ольга занимается воспитанием своих трёх очаровательных внуков: Полины, Захара и Фаины.

Ольга Остроумова сейчас – последние новости

На данный момент Ольга Михайловна Остроумова живёт и работает в Москве в театре имени Моссовета. Она также продолжает сниматься в кино, но в большей степени в сериалах. Так, последние её работы – «Папа для Софии» и «Ефросинья». Она также принимает участие в озвучении фильмов и мультфильмов («Легенда 17», «Щелкунчик»).

В прошлом году актриса отмечала свой юбилей – ей исполнилось 70 лет. В честь этого на «Первом канале» вышел документальный фильм, передача о знаменитой артистке «Когда тебя понимают».

Заключение

Так, простая сельская девочка Ольга Остроумова стала знаменитой женщиной, актрисой, признанной и в России, и за рубежом, замечательной артисткой театра и кино, любящей женой, заботливой матерью и бабушкой! Её жизнь непроста, но интересна, насыщена красками и событиями. И видя то, как активно продолжает работать женщина и в театре, и дома с семьёй, хочется порадоваться за неё – несмотря на все трудности и препятствия, она, наконец, счастлива!

adella.ru

Ольга Остроумова: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в городе Бугуруслан Оренбургской области. Отец – Остроумов Михаил Алексеевич, мать – Остроумова Наталия Ивановна. В роду Остроумовых три поколения мужчин были священниками. Детство Ольги Михайловны прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был ее дедушка, человек умный, уважительный и отзывчивый. Его сын, отец Ольги, был школьным учителем физики и регентом в церковном хоре. Его отличали тактичность и терпение, невероятная аккуратность и добросовестность. Мать была хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу. Своих детей – а кроме Ольги в семье Остроумовых было еще две дочери (Раиса и Людмила) и сын (Георгий) – родители воспитывали ненавязчиво, не утомляя нравоучениями: «Мы жили в удивительной атмосфере доброты, внимания, ласки. Для меня детство – это тот фундамент, на котором я стою до сих пор. Эти воспоминания – чай на веранде, духовой оркестр, обязательные совместные завтраки, обеды, ужины за большим семейным столом – не раз согревали душу в трудную минуту».

В школе Ольга Михайловна не участвовала ни в какой художественной самодеятельности, потому все друзья, родители и даже учителя были просто шокированы ее решением ехать в Москву и поступать в ГИТИС (о других театральных вузах она просто не знала). Ольге Михайловне даже не удалось погулять на выпускном бале – поджимали сроки сдачи документов в институт. Такое внезапное и безумное, по мнению окружающих, решение Ольга приняла далеко не случайно. Ее манила не слава и красивая жизнь «знаменитой артистки». Просто однажды в возрасте лет десяти маленькая Оля попала на спектакль, где одну из главных ролей играла подруга ее матери. Забылся сюжет, костюмы, остались только непередаваемое ощущение праздника и необычайное волнение. Однако отговаривать дочку родители не стали – купили билет, мама напекла пирожков на дорогу, и отправили в Москву, где у девушки не было ни одного знакомого.

Приехав в Москву, Ольга отправилась на поиски ГИТИСа, адреса которого она не знала. К заветному институту девушке удалось добраться только к вечеру, когда прослушивание уже подходило к концу: «А я всего три вещи тогда выучила – басню, прозу Пришвина и еще запаслась стихотворением Роберта Рождественского «Карнавал». Выбрала «Лист» Пришвина. А читать его, конечно же, нужно с пафосом, эдак, броско, смело. А я… Вышла перед консультантами и пролепетала все в стиле «кулинарного Хазанова». Затем, поняв уже, что потерпела полное фиаско, еще дрожащая, опрометью выскочила из зала, забилась где-то под лестницей и разревелась. Вообще-то я стараюсь не плакать, тем более прилюдно. Но мне было так обидно, что все случилось так быстро. Я вполне могла подумать, что срежусь на первом, втором туре… И под какой-то лестницей случились не слезы, а самый настоящий обвал. Меня утешают, чей-то голос дает четкие инструкции что читать и как себя вести. Как ни смешно, но он посоветовал мне идти на первый тур, сказав парадоксальную фразу: «Что, думаешь, тебя запомнили?»».

Переборов нерешительность и волнение, Остроумова пошла в деканат и спросила об общежитии. О своем провале на консультации девушка промолчала – об этом ее просто не спрашивали – и получила койку на Трифоновке. А дальше все пошло, как по маслу – на втором туре «героиня с детским голосом» плясала что-то русское, и очень лихо. Этот удачный номер Ольга решила повторить и на третьем туре, но подвернулся каблук, она упала и … была принята в мастерскую В. А. Вронской.

В 1967 году в ГИТИСе появился один из ассистентов режиссера С. Ростоцкого, который начинал съемки фильма из жизни школы. Будущая картина должна была называться «Доживем до понедельника». Двадцатилетнюю Остроумову пригласили на роль десятиклассницы Риты Черкасовой – самой красивой девочки в классе, которая походя разбивает сердца одноклассников. Фильм пользовался большой популярностью. На фоне прекрасных работ признанных мастеров кинематографии вполне внятно прозвучали и роли дебютантов. На О.Остроумову впервые обратили внимание и зрители, и критика.

В 1970 Ольга Михайловна закончила ГИТИС и уже в качестве полноправной актрисы была зачислена в штат ТЮЗа. Из наиболее удачных ролей актрисы в этом театре можно назвать следующие: Елена в «Мещанах», Юлия Джули в «Тени» и Лебедкина в «Поздней любви».

Свою «звездную» роль в кино Ольга Остроумова сыграла в 1973 году в фильме своего «крестного отца» в кинематографе – режиссера Станислава Ростоцкого. Роль очаровательной и бесстрашной Женьки Комельковой досталась Остроумовой совершенно случайно. Конечно, Ростоцкий хотел видеть актрису и в следующем своем фильме, но … никак не в роли рыжеволосой красавицы, умудренной жизненным опытом: «У Ростоцкого было свое видение Жени. Я никак не вписывалась в эту роль. Получила сценарий и… отложила в долгий ящик. Тогда я работала в театре юного зрителя в Москве. А после двух неудачных фильмов была разочарована в кинематографе вообще, считала, что только театр является истинным искусством, а кино – это сплошное производство и монтажи… Но однажды вдруг обратила внимание на своего однокашника по училищу Андрея Мартынова, который в «Зорях» роль Васкова играл. Ходит он такой смурной, весь в себе, серьезный. Я его спрашиваю: «Андрюш, что случилось-то?» А он отвечает: «Мне предложили замечательную роль. Это — мой Гамлет!..» И называет мне «А зори здесь тихие...». До этого, кстати, в кино не снимался».

После этого разговора Остроумова бегом побежала домой, достала сценарий и начала его внимательно читать: «Боже, думаю, глупая! Как же можно было отложить такой великолепный сценарий, даже не прочитав его! Такие женщины!». Теперь уже Ольга Михайловна искала встреч с режиссером, но к этому времени все актрисы на главные роли были уже найдены и утверждены. Все, кроме Жени Комельковой и Риты Осяниной, конкурс на которые был просто огромным. Тем не менее, поборов страх, Остроумова пришла на пробы, где познакомилась с Ириной Шевчук, которая позже была утверждена на роль Риты: «Нам на пробу был дан эпизод, простенький такой, когда во время ружейной канонады я рвусь на выручку своим, а Рита сдерживает Женю, мол, Васков сказал «Не высовываться!», значит, так и нужно делать. Вот этот простенький эпизод, закончившийся фразой Риты: «Боец Комелькова! Это не казаки-разбойники! Это война!» и моим послушанием, стал началом нашей работы над фильмом».

Съемки фильма проходили в Карелии, в очень тяжелых условиях. Актрисы на самом деле испытывали тяготы военного быта, тонули в болотах, мерзли в степи, и к концу съемок уже вполне сроднились со своими героинями и прочно вошли в образ: «Мне бы хотелось подчеркнуть одно важное различие между театральной бутафорией и киношной ношей. Боже мой! Ладно – шинель в скатке кирзовые сапоги, портянки, ружье, саперная лопатка… Но нам в рюкзаки еще и кирпичи засовывали, навьючивали, чем могли. Это, значит, чтобы мы выглядели усталыми и изможденными».

Фильм «А зори здесь тихие…» вышел на экраны в 1973 и стал лидером проката – его посмотрели 66 млн. зрителей. Это был самый настоящий успех, всенародное признание и любовь. Иногда эта любовь находила довольно странное выражение. Ольга Михайловна вспоминает: «К эпизоду в бане (когда на экране чуть ли не впервые в советском кино была показана женская нагота) зрители отнеслись спокойно. Я получила только одно письмо, из тюрьмы. Оно начиналось: «Наша лаг. администрация…». А дальше о том, что на 7 Ноября им показали «А зори здесь тихие…». Как хорошо девочки защищали родину. И вдруг с красной строки: «Но как же ты могла!». И дальше шла такая отповедь, что если я не замужем, то как же я после этого собираюсь выйти замуж, родить ребенка. Заканчивалось письмо риторическим вопросом: «А по той ли дорожке ты идешь?». Боже мой, какие мы были наивные! Я растерялась, чуть не плакала, хотя была уже замужем…».

Работа Остроумовой в фильме была высоко оценена и критиками. Например, Л. Калгатина писала: «В Женьке Комельковой был удивительный сплав тонкости и шокирующей дерзости, хрупкой женственности и вызывающей экстравагантности, мягкости и дикарской неукротимости, ранимости и ожесточенности. Всю роль Остроумова вела на тонком нервном сопряжении разнородных качеств – это и составило существо и энергию экранного образа…».

После триумфального успеха на Остроумову обрушился град предложений от других режиссёров. Однако все роли были как две капли воды похожи на Женьку Комелькову. Повторяться актриса не хотелось, поэтому от всех предложений тактично отказывалась: «Я не из тех актрис, которые всю жизнь эксплуатируют свое обаяние. После фильма «А зори здесь тихие...» не снималась два года, потому что предлагали только «Женек»! Кажется, чего проще?! Иди и работай, зарабатывай деньги! Могла без особых усилий переходить из фильма в фильм, тиражировать однажды сложившийся (и довольно неплохой, замечу) образ. Но… отказывалась, не то, не так. Пока не позвали сыграть Маню Поливанову в картине «Любовь земная». Меня очень задела эта роль. Мне хотелось сыграть именно такую, женственную героиню».

Ольга Остроумова – один из самых ярких символов русской сексуальности, неагрессивной женственности. Ее потрясающее обаяние использовал в своем фильме и Е. Матвеев: «В фильме была «эротическая» сцена, когда Маня и Захар Дерюгин лежат в постели. Я долго думал, как же объяснить все Оле Остроумовой. Как быть, чтобы она не чувствовала себя скованной? Положил ее в постель, накрыл лоскутным одеялом, чтоб она не стеснялась, а сам лег сверху одеяла: мол, всем вокруг и так будет понятно, что под одеялом ничего не происходит. Ведь для съемок нужен был только крупный план. И говорю: «Я давно люблю тебя, Маня!». Только отсняли эпизод, как вдруг Оля поднимается и говорит: «Ну, Вы даете, Евгений Семенович. Вы бы еще ватные штаны надели!»».

Фильм «Любовь земная» вышел в 1975 году и принес Ольге Остроумовой новую волну успеха, который закрепило продолжение – картина «Судьба» (реж. Е. Матвеев, 1977). Оба фильма были отмечены высокими наградами: Золотой медалью им. А. Довженко (1978) и Госпремией СССР (1979).

Театральная деятельность Ольги Остроумовой была в это время не менее активной, чем работа в кино. В 1973 она покинула труппу ТЮЗа и перешла в театр на Малой Бронной, где дебютировала ролью Ани в пьесе Р. Ибрагимбекова «Своей дорогой». Свой переход в театр на Малой Бронной Ольга Михайловна объясняет так: «Из ТЮЗа ушел один из моих учителей – Павел Хомский, его в Театр Моссовета пригласил Юрий Александрович Завадский. С его уходом началась какая-то другая репертуарная политика. И Андрюша Мартынов – тоже однокурсник и партнер по «Зорям» – переманил меня на Бронную. На Бронной главным режиссером был Александр Леонидович Дунаев, царство ему небесное, он меня очень любил. Славный человек, но не очень сильный режиссер. Тем не менее, я у него сыграла классику: в «Варварах», «Волках и овцах», «Мещанах», других спектаклях. И партнеры у меня были замечательные. Но самое невероятное то, что я два раза поработала с Эфросом. Это – опыт навсегда, в последующей актерской жизни очень помогающий. У меня была большая роль в «Веранде в лесу». Играли с Олей Яковлевой, Аней Каменковой, Лешей Петренко, Олегом Далем, Леной Кореневой – состав замечательный. Потом, правда, они как-то быстро ушли, ввелись другие актеры. Эфрос режиссер был уникальный. Он для актера как бы строил дорожку, и ты просто правильно по ней шел. И тебя самочувствие ведет к нужной реакции, нужному состоянию».

Среди ролей, сыгранных Ольгой Остроумовой в театре на Малой Бронной, — жена в спектакле «Их четверо» (1976), Татьяна во «Врагах» (1977), Лида в «Веранде в лесу» (1978), Она в спектакле «Лунин или смерть Жака» (1979), Роза Гонсалес в «Лето и дым» (1980), Глафира в «Волках и овцах» (1982).

В 1984 году, когда после ухода Анатолия Эфроса в театре начался постепенный развал, переросший в откровенную склоку, Остроумова приняла решение покинуть труппу: «Когда все это развалилось, ушел Эфрос, ушел Дунаев, и я ушла. В театре, как в семейной жизни, нельзя переходить грань, нельзя говорить такое обидное, что потом человек не простит, или простит умом, но не сердцем, и уже нельзя ничего наладить». Она ушла к М. Левитину в Театр миниатюр, где была срочно введена на роль графине де Маскаре в постановке «Здравствуйте, господин де Мопассан». Остроумова заменила Любовь Полищук, ушедшую в декретный отпуск. Затем началась подготовка к роли Маргариты в спектакле по Булгакову. Как замечает Ольга Михайловна, Булгаков не просто ее любимый писатель, а любимый человек, хорошо знакомый, но постоянно вызывающий удивление и восхищение. Многие черты и принципы Маргариты близки ей: никогда ничего не просить, держать данное слово, бороться за свою любовь и прощать вольные и невольные обиды. Однако в самый разгар репетиций Левитин попал в реанимацию с инфарктом, и спектакль так и не состоялся.

Вскоре Ольга Михайловна получила предложение перейти в Театр им. Моссовета, где сразу же получила роль Анфисы в спектакле «Вдовий пароход» в постановке Генриетты Яновской. Однако ввод в спектакль актрисы «со стороны» вызвал скрытую ненависть у некоторых членов труппы, и Остроумова получила две в прямом смысле грязных анонимки – они были измазаны дерьмом и усыпаны матерными словами. Ольга Михайловна нашла в себе силы сдержаться, и страсти улеглись сами собой: «Потом пришла вторая анонимка, измазанная дерьмом, где уже моих детей называли чуть ли не ублюдками. И я подумала: «Сколько же в этом человека зла! Господи, прости его. Дай стать ему добрей». И опять никакого внимания не обратила. И этим спасла себя. Если бы гневалась, свою душу изжевала бы. Не надо держать зло в душе. Этим ты себя, свою жизнь поганишь». В работе над ролью в спектакле Ольга Михайловна во многом использовала опыт, полученный на съемках фильма «Василий и Василиса» (реж. И. Поплавская, 1981).

После громкого успеха в «Судьбе» роли в нескольких следующих фильмах («Хомут для Маркиза» (реж. И. Фрэз, 1977), «Похищение «Савойи»» (реж. В. Дорман, 1979)) прошли незаметно. Не принесла актрисе удовлетворения и роль представительницы «золотой молодежи» — профессорской дочки Марины в сатирической комедии Э. Рязанова «Гараж» (1979). В то время Рязанов казался Остроумовой настоящим «титаном», и она его откровенно побаивалась, поэтому на съемках хотела куда-нибудь спрятаться – чтобы не так бросалась в глаза ее вопиющая бездарность на фоне таких мастеров, как Л. Ахеджакова, И. Саввина, В. Невинный, В. Гафт, С. Немоляева, А. Мягков – по крайней мере, так думала сама Ольга Михайловна: «Не люблю этот фильм. Прежде всего, по моему мнению, я не профессорская дочка. Постановщики во мне обманулись. А вообще была рада, что участвовала в фильме. Ведь в нем снимались сонм кинозвезд. А мы с Игорем Костолевским старались спрятаться за бегемота, лишь бы не попасть на первый план».

После «Гаража» Ольга Остроумова не снималась в течение двух лет. Как объясняет сама актриса, про нее просто забыли. Забвение закончилось, когда на обложке «Советского экрана» за 1980 год появилась ее фотография – буквально через несколько дней Остроумовой позвонила режиссер Ирина Поплавская и пригласила на роль Василисы в фильм «Василий и Василиса». Эта забытая сейчас роль стала самой удачной и самой любимой работой Ольги Михайловны: «Я очень люблю свою героиню в фильме «Василий и Василиса». Это совсем иной пласт, старуха, не простившая мужа за то, что он когда-то замахнулся на нее топором, и она потеряла ребенка. В конце жизни она приходит к нему просить прощения. Сложный характер, жесткий. Он мне дорого, и не потому, что я сыграла без ошибок – этого вообще не бывает. Но мне было невероятно интересно работать, играть в свои тридцать лет и совсем молодую девочку, и семидесятилетнюю старуху. И, конечно, сам рассказ могучий, распутинский – к этому писателю можно по-разному относиться, но он создал такой сильный характер. И такие библейские там мотивы – простить, не простить… Когда разум говорит: надо простить, а сердце не может… И в конце жизни понять, что простить – это больше…Это так по-человечески, мы даже в мелочах с этим сталкиваемся…»

Из других работ Ольги Остроумовой, сыгранных в это десятилетие, можно отметить следующие: «Не было печали» (реж. Ю. Даниялов, 1982), «Безумный день инженера Баркасова» (реж. Н. Лырчиков, 1983), «Столкновение» (реж. И. Фридберг, 1985), «Время ее сыновей» (1986), «Башня» (реж.В. Трегубович, 1987), «Чаша терпения» (реж. Е. Матвеев, 1989).

В 90-х Ольга Михайловна снялась всего в семи фильмах, из которых зрителям, привыкшим видеть Остроумову положительной героиней, особенно запомнилась роль директора школы в провинциальном триллере Н. Лебедева «Змеиный источник» (1997). Тем не менее, это была уже третья отрицательная роль Остроумовой в кино – подобные роли были у актрисы в фильмах «Башня» и «Время ее сыновей»). И что удивительно – ее героиня не была убийцей, и даже оказалась в стороне от детективной интриги, но, деспотичная и властная, как бы явилась вдохновительницей страшных преступлений, «злым гением» провинциального городка, в котором царит культ ее личности. Фильм Николая Лебедева – не только о провинциализме, не территориальном понятии, но социальном и нравственном, но и о природе диктатуры, о природе власти безграничной и абсолютной, основанной на инстинктах и включающей в себя провинциализм как главнейшую из констант. Наконец, этот фильм — о проблеме сильной личности как духовного и энергетического центра власти; о том заряженном поле, которое сильная личность генерирует вокруг себя и в котором взрастает порою ничтожное и темное, тем более низменное, чем ярче и мощнее была сама личность.

Поклонников работы Ольги Михайловны в театре ожидало еще одно открытие: в 1994 она сыграла главную роль в спектакле «Мадам Бовари», за которую получила премию им. Станиславского. Для Остроумовой эта роль оказалась настоящей «ролью на преодоление»: преодоление страха, непонимания и осуждения своей героини: «Я не очень понимала эту женщину, не знала, как я буду играть такой тип женщины. Можно было оправдать то, что она не любит мужа, а хочет любви. Но там была сцена, когда она отталкивает ребенка. Для меня это было невероятно, я не представляла себе, как это можно сделать. Но оттолкнула. Но Эмма у меня получалась не противная, ее не ненавидели, а жалели. Но в этом виновата моя энергетика».

Из-за работы в театре Ольга Михайловна часто отказывалась от предложений работать в кино, особенно в конце 90-х: «Вообще старалась не сниматься только для того, чтобы быть на виду или заработать денег. Я в этом смысле гордячка. Все-таки роль — прежде всего, а деньги потом. Старалась не предавать профессию ради денег. А уж когда новое кино пошло, приглашали так: «Ольга Михайловна, значит, 5 тыс. долларов. Один съемочный день. Надо посидеть в ресторане. Красивая женщина какого-то крутого». Я говорила: «Знаете, я все-таки считаю себя русской актрисой, а не манекенщицей. Извините, мне нужна роль». Очень много отказывалась. Вот сейчас более-менее кино стало появляться, а то все было, как домашнее видео. Ну зачем же в этом сниматься? Нет, не хочу. У меня, слава богу, есть роли в театре».

Первым фильмом «нового» кино стал телефильм В. Хотиненко «По ту сторону волков» (2002) – «мистический триллер», в котором Остроумовой отводилась небольшая, но интересная роль. Мужем Ольги Михайловны на площадке стал ее настоящий муж Валентин Гафт, что только обогатило экранные отношения их героев, а фильму добавило какой-то теплоты и достоверности.

Однако настоящим, воистину триумфальным возвращением Ольги Остроумовой на экран стал первый отечественный телероман «Бедная Настя» (2003 – 2004). Зрители смотрели на экран вначале с сомнением – сначала в том, что это действительно Остроумова, а затем в том, стоило ли ей появляться в этом «мыле». Для Ольги Михайловны это был чистой воды эксперимент: «Интересно было попробовать что-то не похожее на уже сыгранное. Занятно было оправдывать героиню. Мне вообще любопытно играть то, чего в моем творчестве еще не было». Непонятно, что такого особенно зловещего находят режиссеры в Ольге Остроумовой – или же идут от обратного – но ее героиня из «Бедной Насти», княгиня Мария Долгорукая в конце концов и оказывается главной злодейкой, убийцей в шелках и кринолинах: «Начало моей героини светлое, радостное. Огромная любовь к мужу, и его измена. Вообще-то, от предательства мужей портятся женские характеры. Эта женщина пошла ва-банк, ей уже нечего терять. Бывают ситуации, когда хочется разрушить все. Вот она и испытала такое потрясение. А ведь знаменитая Медея и детей не пощадила. Тут до этого, правда, не дошло».

Съемки в «Бедной Насте» Ольге Михайловне удавалось совмещать с работой в фильме Ю. Мороза «Женщины в игре без правил». Ее героиня – мать и бабушка – переживает последнюю любовь, что поначалу встречает непонимание родственников: «Прочитав сценарий, я поняла – есть что играть. Получила удовольствие, хотя работать одновременно в двух картинах было сложно».

Позже Ольгу Михайловну можно было увидеть в сериале «Не родись красивой», где у нее роль Маргариты Ждановой, матери главного героя – президента компании «ZimaLetto» Андрея Жданова. Партнером Остроумовой в этом фильме стал Г. Тараторкин, с которым ее связывает долгая совместная работа в театре, кроме того, на съемочной площадке актриса встретилась и со своей дочерью – актрисой Ольгой Левитиной (официантка в кафе «Ромашка» Василиса): «Мне легко работать с молодыми актерами, когда они ответственно и профессионально подходят к делу. Если сериал качественный, а я уверена, что проект «Не родись красивой» именно такой, почему бы не работать? Это моя профессия».

Любимые героини Ольги Остроумовой – Елена Тальберг в «Белой гвардии», Филисьянта в «Учителе танцев», Раневская в «Вишневом саде» и Клавдия Тарасовна в «Серебряном веке». Все эти спектакли с успехом идут на сцене театра Моссовета, и каждая роль по-своему дорога Ольге Михайловне: «Я с юности хотела играть и сказала себе, что хочу быть актрисой без амплуа. Оно, конечно, есть – от своего нутра не денешься, но желание хотя бы расширить рамки амплуа – это уже хорошо! Потому что я хочу быть и характерной актрисой. Любая положительная роль должна быть с «характеринкой», тогда она будет живой. В «Серебряном веке» у меня характерная роль. Самый большой комплимент услышала от Рощина, присутствовавшего на премьере: «Боже, — сказал он, — как вы угадали мою маму!» Оказывается, он писал героиню со своей мамы, которую я, естественно, не знала, но угадала, потому что знаю свою маму в то время, потому что помню по каким-то детским воспоминаниям 1949 год… Или, если взять Раневскую из «Вишневого сада» — не знаю, как играла ее Книппер (хотя читала, но как можно судить об игре по прочитанному — это нужно видеть?!) Я играю свою Раневскую… Чехова я любила всегда, и все говорили, что я чеховская героиня. Но до «Вишневого сада» ни разу не сыграла его ни в театре, ни в кино. Я трудно шла к этой роли, да и все шли к этому очень трудно. Мы очень долго репетировали, а когда долго репетируешь в своем собственном клубке, начинаешь в трех соснах путаться… Она русская всей душой – со своей бесшабашностью, со всеми чертами, присущими русскому человеку. И с индивидуальными, которые присущи только ей, очень эгоистическими».

Совсем другая – «танцевально-вокальная» — роль у Ольги Михайловны в спектакле по пьесе классика комедии плаща и шпаги Л. де Вега «Учитель танцев», где она работает вместе с А. Линьковым, Г. Таранда, Е. Гусевой, Г. Коротковым, В. Бутенко, В. Пискарев и другими замечательными артистами: «Все почему-то считают, что Остроумова какая-то… совсем уж драматическая артистка! И ничего не умеет, разве что ходить по сцене и читать монологи. Ан нет! В спектакле танцуют все! У нас были специальные постановщики танцев. На сцене так я раньше не танцевала. Во всяком случаи, не помню ничего подобного. Но я с детства много занималась подобным: и пела, и плясала. И когда мне это теперь нужно в театре, я могу быстро войти в форму и разучить все, что требуется. Не думайте, что я какая-нибудь коряга, совсем не могу ничего. И спеть могу! Я считаю, актриса должна все уметь!».

Возможно, жизнь Ольги Остроумовой в театре и в кино сложилась не так, как хотелось бы, но она никогда не жаловалась на судьбу. И никогда ничего не просила. Наверное, поэтому судьба была так щедра к ней в другом: «Может быть, я довольствуюсь малым, но я счастлива. Вероятно, другой человек на моем месте был бы очень не удовлетворен. Классики почти совсем не играла. Но что-то другое было в жизни. Было рождение детей. Я никогда не отделяю театр от жизни. Театр – это не вся моя жизнь, это часть жизни. Я далеко не всем жертвовала ради театра. Наоборот, я чаще жертвовала театром ради жизни. Поэтому я не думаю, что я чего-то не успела, потому что дети… Нет. Я чего-то не успела, зато у меня дети!».

Важные изменения в личной жизни Ольги Михайловны произошли в начале 70-х. Пробыв некоторое время замужем за своим коллегой-актером, Остроумова внезапно влюбилась в режиссера ТЮЗа Михаила Левитина. О. Остроумова вспоминает: «Левитин всегда был очень магнетическим человеком: он посмотрел на меня, и вдруг я, не предупреждая мужа, уехала с ним в Ленинград. Когда мы возвращались обратно, то буквально поклялись: приходим домой и объявляем правду. Потому что, как мне тогда казалось, любовь и ложь – вещи несовместимые. Я приехала – и сразу все объявила. А Михаил Захарович сказал… несколько позже».

А вот как вспоминает об этом М. З. Левитин: «Наша любовь с Ольгой была встречей двух совершенно непохожих друг на друга существ. Я встретил, не сразу даже разглядев, свой единственный идеал – женщину, холодноватую внешне, но страстную внутри, безупречно моральную, чистую, хотя и с некоторой назидательностью и мудростью, которая никому не нужна».

Роман Остроумовой и Левитина длился несколько лет, пока, наконец, не завершился законным браком. В 1975 у них родилась дочь Ольга, а в 1983 – сын Михаил. Своих детей Ольга Михайловна стремилась воспитывать так же, как воспитывали ее: «Дело воспитания для меня во многом интуитивно. Я всегда боялась быть квочкой. Чувствовала в себе огромную боязнь за них и сама себя останавливала. Я все равно всего за них не сделаю. Если я не отпущу их, хотя бы на длинном поводке, они никогда не будут самостоятельными и им будет очень трудно в жизни. Быть за чьей-то спиной нельзя. Родила двоих детей – я их хотела. И я прекрасно понимала, что заботы о них я ни на кого не переложу. Выдержу – и детей, и работу, значит, хорошо. И я выдержала. Конечно, с потерями какими-то – для работы, для себя, для здоровья».

Однако так получилось, что в 1993 году, после почти 23 лет совместной жизни, О. Остроумова и М. Левитин расстались. Вот как он описывает сложившуюся тогда ситуацию: «У нас была совместная жизнь почти в 23 года длиной. В которой, мне кажется, я сознательно разрушал то, что она для нас строила. У меня никогда в жизни не было тайного дома. Меня не интересует момент измены, я никому не изменяю. Ольга предложила мне уйти из дома, я ответил, что надо подать в суд и все разрушить. На суде она была истицей, и мы раздумывали, какой повод указать в заявлении. Я предложил написать: «За безответственное отношение к семье». А Ольга – «За безудержную любовь к свободе».

А вот что чувствовала тогда Остроумова: «Моя вера разбилась. Вдребезги. У меня такое отчаяние было...… Могла покончить с собой. Спасли меня только дети. Ради них должна была держаться и делать вид, что все нормально, хотя осталась с ними, совсем маленькими, на нищенскую зарплату. И в какой-то момент меня охватила паника: «Как смогу их вытянуть?». Но во лжи я просто умирала. Поняла: либо останусь человеком и личностью, либо буду растоптана. А ведь сначала была какая-то невероятная любовь...… Недавно прочитала повесть, которую бывший муж написал про нас. Она заканчивается словами: «Прости меня, моя звезда». Ну, спасибо и за это».

В 1996 году Ольга Остроумова снова вышла замуж. За Валентина Гафта. По словам самой Ольги Михайловны, все получилось совершенно случайно, когда она уже смирилась с одиночеством: «Когда мы встретились с Валей, даже не были знакомы, хотя до этого вместе снимались в «Гараже». Но тогда подойти к нему боялась и вообще всех боялась — там собрались такие мэтры: Саввина, Гафт, Слава Невинный, Мягков. А потом, много лет спустя, какая-то организация пригласила меня выступить в кафе на 8 Марта. Спросила: а кто там будет? «Гафт». Подумала: если Гафт согласился, значит, нормально. А Гафту позвонили и сказали, что Остроумова там будет. И он почему-то согласился. И представляете, оказалось, что это кафе «Фиалка» в Сокольниках, где прошли его детство и юность. Была весна, и Валя предложил: «А может, мы с вами как-нибудь погуляем? Тут так хорошо. Я вам все покажу». Начались встречи, и вдруг раз — он исчез на четыре месяца. Что же это? Надо же как-то объясниться: не могу или не хочу. Я, естественно, тоже не звонила. Но было чувство, что это не конец. Лишь окончился первый акт. И дали антракт. Через четыре месяца раздается звонок: «В общем, я не могу без вас». Мне как-то сразу легко стало. «Давайте, — говорю, — начнем второй акт. Интересно, сколько он продлится и каким будет третий».

Этот спектакль длится уже почти десять лет, и жанр этого представления до сих пор не определен. А ведь начало их совместной жизни было трагическим: когда влюбленные уже занимались обменом квартир, Валентин Иосифович тяжело заболел и попал в больницу, где и состоялась свадьба.

По словам В. Гафта, на склоне лет он наконец-то нашел счастье: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов. Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться. Что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье».

Так и живут они – Ольга и ее Мастер, правда, не в уютном домике на берегу вечной реки, а в большой квартире в центре Москвы, и слышат они не стрекотание цикад, а несмолкающий гул трафика за окном. Но разве имеют значение место и пространство, когда рядом человек, с которым ты можешь разделить вечность?»

Награды:

Лауреат приза «Серебряная нимфа» в Италии (за роль в фильме «А зори здесь тихие…»),

Лауреат премии имени А.Довженко (1978),

Лауреат Государственной премии СССР (1979),

Заслуженная артистка РСФСР (1982),

Народная артистка России (1993),

Лауреат премии им. Станиславского (спектакль «Мадам Бовари»)

Фильмография: 1968 — Доживем до понедельника,

1970 — Город первой любви,

1971 — Море в огне, А зори здесь тихие…,

1974 — Любовь земная,

1976 — Мартин Идеен,

1976 — Сто грамм для храбрости,

1977 – Судьба, Хомут для Маркиза,

1979 – Гараж, Похищение «Савойи»,

1980 – Мелочи жизни, Тихие троечники,

1981 — Василий и Василиса,

1982 — Не было печали,

1983 — Безумный день инженера Баркасова, Отпуск по ранению,

1985 — Сестра моя Люся,

1986 — Время сыновей, Я сделал все, что мог,

1987 – Башня, Дни и годы Николая Батыгина, Филер, Живой труп,

1989 — Женщины, которым повезло, Чаша терпения,

1990 — Очарованный странник,

1992 — Очень верная жена, Прощальные гастроли,

1994 — Уснувший пассажир,

1997 — Змеиный источник, Не валяй дурака,

1999 – У врат царства,

2002 — По ту сторону волков, Джокеръ,

2003 — Дни ангела, Желанная, Зачем тебе алиби?, Новогодние приключения, Фото,

2003-2004 — Бедная Настя,

2004 — Женщины в игре без правил, Карусель, Я тебя люблю,

2005 — Не родись красивой,

2006 — Капитанские дети, Большие девочки, Карнавальная ночь-2,

2008 – Адмиралъ, Одна ночь любви, Серебряный век

www.vokrug.tv

Ольга Остроумова биография, фото

Актриса

Родилась: 21 сентября 1947, Бугуруслан, Россия Знак зодиака: Дева

Актриса не раз говорила, что церковь стала для рода Остроумовых настоящей отдушиной. В ней находили себя три поколения мужчин, в том числе и ее дед. Чувство гармонии и семейной идиллии запомнилось Ольге на всю жизнь. Она утверждает, что в трудные времена грела себя воспоминаниями о большом столе, за которым собиралось все ее семейство. Чайные трапезы в родном доме были для них любимым делом.

Биография

21 сентября 1947 года советское кино пока не знало, что на свет появилась еще одна прекрасная и талантливая актриса. Ее имя – Ольга Михайловна Остроумова. Небольшой город Бугуруслан является для актрисы малой родиной. Она росла в простой семье. Отец работал школьным учителем и регентом церковного хора, а мать была домохозяйкой. В семье она была не единственным ребенком. У нее было две старших сестры и брат, с которыми она до сих пор поддерживает теплые семейные отношения.

В десятилетнем возрасте Ольга Остроумова посетила вместе со своей матерью театральный спектакль. Это событие запомнилось маленькой девочке на всю жизнь. В зрелом возрасте актриса говорила, что в тот момент она ощущала необычайное волнение и захватывающие эмоции от игры актеров. Такой трепет души она хотела получить и в дальнейшей жизни, поэтому уже тогда решила посвятить свою жизнь театру. Такие слова дочери были неожиданными для родителей, но они не могли не дать ребенку воплотить свою мечту.

После школьного выпуска она решила ехать в Москву, чтобы поступать в ГИТИС. Юная девушка понимала, что ее путь может быть трудным и тернистым, но решительность и уверенность взяли верх. Большой город не испугал будущую студентку. Поступить в ГИТИС ей удалось с первого раза. Ее наставником и учителем актерского ремесла стала Варвара Алексеевна Вронская.

Первый выход актрисы на сцену был в далеком 1970 году. Московский ТЮЗ дал ей возможность получить первые актерские навыки. Три года актриса работала и оттачивала свое мастерство. Следующее место ее работы было в театре на Малой Бронной. Здесь Ольга получила возможность поработать с известными мэтрами актерского мастерства.

В 1984 году судьба подкидывает актрисе шанс на сотрудничество с режиссером Михаилом Левитиным в Театре миниатюр.

Также она была востребована и в кинематографе. Ее дебютным фильмом считается «Доживем до понедельника». Красивая юная девчонка сводила с ума всех мужчин. Но большинство кинокритиков считает, что настоящий триумф она обрела в фильме «А зори здесь тихие». Роль Жени Камельковой подарила этой женщине всемирную известность.

Киноленты «Судьба» и «Любовь земная» с участием актрисы были отмечены Золотыми медалями имени Довженко. В 1978 году Ольга Остроумова стала лауреатом этой премии.

Незабываемый опыт актриса получила в работе над фильмом «Гараж». Работать с Валентином Гафтом, Лией Ахеджаковой, Вячеславом Невинным было очень волнительно. В этом признается сама актриса. Она считала, что тогда по сравнению с ними была неопытной девочкой. Играть золотую молодежь было для актрисы непривычно.

Далее она получит звание лауреата премии имени Станиславского за роль в спектакле «Мадам Бовари». В 1998 году государство наградило известную актрису орденом Почета.

Особого внимания заслуживает многосерийный фильм «Бедная Настя». В нем Ольга играла княгиню Марию Долгорукую. Эта работа стала своеобразным трамплином, который помог ей вернуться на голубые экраны.

В 2008 году Ольгу Михайловну наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Личная жизнь

Как утверждает актриса, сейчас она очень счастлива. На данный момент она состоит в браке с известным российским актером Валентином Гафтом. Эту пару считают самой идеальной и крепкой среди актеров. 1996 год стал поворотным в ее жизни, так как именно тогда Ольга повстречала свою нынешнюю любовь.

Во многих интервью она говорит, что среди всех ее детей ее муж является самым сложным ребенком. Этот момент никак не огорчает Ольгу Остроумову.

Но прежде чем стать женой Валентина Гафта, она пыталась найти счастье в браке с Борисом Аннабердыевым и Михаилом Левитиным. Брак с Левитиным подарил ей двоих замечательных детей. Сейчас актриса наслаждается заботами о своих внуках.

Первый брак считает очень молодым. Студенческие годы и неопытность сыграли свою роль в ее жизни. Но о своих ошибках эта прекрасная женщина, мама, бабушка и актриса не жалеет.

На сегодняшний момент ее крепкие отношения с Валентином Гафтом основываются на настоящей любви и искренности. Актриса говорит, что они могут часами разговаривать и спорить. Душевную связь ее нынешний супруг сумел наладить с ее детьми и внуками.

Часто бывает так, что утром супруг актрисы читает ей свои стихи, а Ольга Остроумова с радостью слушает творчество своего любимого человека уже из года в год. Крепкие духовные связи, дружба и настоящая любовь – это то, что объединяет этих двух людей.

www.wday.ru

Дождавшаяся счастья. Любовь и разочарования Ольги Остроумовой

Ольга родилась в городе Бугуруслан Оренбургской области. Тихий уютный дом располагался рядом с церковью, а семья Остроумовых происходила из священнослужителей. Папа Ольги занимался церковным хором, мама — детьми, которых у нее было четверо.

Семья была очень связана с церковью. В доме царила атмосфера искренней радости и духовности. В своих воспоминаниях актриса частенько мысленно возвращалась на веранду, где в тени деревьев в детстве любила пить чай и делиться мечтами со своими домочадцами.

Именно там она впервые рассказала родителям, что хочет стать актрисой. Это желание у Ольги появилось еще лет в десять, когда мама повела ее в местные театр, где играла ее подруга.

Атмосфера праздника и ощущение настоящего волшебства, которое тогда создалось у девочки, преследовало ее всю жизнь. Именно для того, чтобы повторить то чарующее почти мистическое чувство, Ольга и хотела стать актрисой.

Удерживать девочку не стали, но предупредили, что ей придется трудно. Так и вышло. Вчерашняя выпускница впервые путешествовала одна в большой город, который совершенно не знала. Приехав в Москву, Остроумова не сразу нашла ГИТИС и попала туда только под вечер.

Афера

к/ф «Море в огне» (1970)

Но на консультацию — первое прослушивание — она успела. Волновалась жутко. Программу Ольга готовила долго и внимательно. Точно знала, что Пришвина, прозу которого выбрала, надо читать энергично, с задором. А сама так растерялась, что пролепетала весь текст себе под нос и выбежала вон из аудитории.

Забилась в угол под лестницу и дала волю чувствам — всласть рыдала, пока чей-то голос не стал давать ей советы — обязательно идти на первый тур. Не надо бояться — никто ее, наверняка, и не запомнил вовсе.

После душевной беседы со случайным помощником девушка так осмелела, что отправилась в деканат, просить койку в общежитии. Не подозревавшие о заваленном первом прослушивании сотрудники деканата объявили Остроумовой адрес и назначили койкоместо.

Вдохновившись тем, что маленькая афера сошла ей с рук, на следующих двух турах она вела себя поуверенней, а на третьем так жарко плясала что-то народное, что подвернула каблук и рухнула на сцену плашмя, прямо перед комиссией. Пропустить такой темперамент было бы непростительно, Ольга поступила.

Красавица

к/ф «Василий и Василиса» (1981)

Педагоги отмечали не только талант Остроумовой, но и ее безусловную классическую красоту — что лица, что фигуры. Не удивительно, что, когда в ГИТИС зашли ассистенты Станислава Ростоцкого, подыскивающего актеров для «Доживем до понедельника», на роль первой красавицы класса Риты порекомендовали Ольгу.

Это был ее первый и сразу заметный выход на широкие экраны. Белокурая девушка с очаровательной улыбкой запомнилась телезрителю, а в вузе снова отметили ее профессиональные возможности.

Спустя три года Остроумова заканчивала ГИТИС и сразу получила приглашение — ее зачислили в труппу ТЮЗа. Уже замужняя за своим однокурсником Борисом Аннабердыевым, Ольга была счастлива поступить на работу. Но только вот незадача — супруга распределили в Ашхабад.

Любовь

к/ф «Гараж» (1979)

Ухаживал Борис задиристо. Ольга Михайловна будет вспоминать его, как человека обладающего противоположными ее собственным качествами. Веселый и смешливый однокурсник шутил над невестой, говоря, что для актрисы серьезная Остроумова должна быть более легкомысленной.

Когда их пути развело вузовское распределение, ей не захотелось мчать в глушь за любимым, а спустя несколько месяцев в разлуке оба поняли, что в общем-то даже не скучают друг по другу. Однажды в костюмерной ТЮЗа Ольга поймала на себе взгляд молодого режиссера Михаила Левитина.

Пуговичка на блузке Ольги слишком разболталась и не держалась в петле. То и дело ей приходилось запахивать полную грудь, а предательская блузка, словно подшучивая над случайно встретившимися молодыми людьми, все расстегивалась и расстегивалась.

Тот взгляд будто заворожил Остроумову. Она позже назовет его человеком магнетическим, а он будет вспоминать, что встретил женщину своей мечты — холодную внешне, но страстную внутри, моральную и очень мудрую.

Левитин позвал ее с собой в Ленинград, а она, забыв про мужа, не обращая внимание на то, что и сам режиссер женат, повиновалась. Когда вернулись в Москву, на эскалаторе в метро признались друг другу, что немедленно расскажут обо всем вторым половинам, разведутся и съедутся.

Именно так и сделала Ольга: едва переступив порог дома, тут же выпалила, дескать, изменила, жить во лжи не может и не будет, и потребовала развода. А вот Левитин, который женщин любил всю жизнь и не каждому роману придавал значение, сделал совсем иначе.

Круги ада

к/ф «…А зори здесь тихие» (1972)

Тем временем Остроумову переманили из ТЮЗа в Театр на Малой Бронной, а Ростоцкий позвал актрису в новую свою постановку, снявшись в которой она проснулась по‑настоящему знаменитой. В красотку Женьку Комелькову мужчины влюбились всей страной, но она буквально дышала одним Левитиным.

Он развелся лишь спустя несколько лет. У них по очереди родились сначала дочь, а потом сын. Детей назвали в честь родителей. Но семья не задалась.

Левитин был из тех людей, которые в институт брака не верят и считают, что семья — это огромное притворство. Заполучив одну из самых красивых и талантливых женщин СССР, он так и не успокоился, предпочитая по‑прежнему покорять сердца все новых и новых дам.

Остроумовой о любовях супруга докладывали, а однажды даже прислали пару записок, перепачканных экскрементами, в которых желчно оскорбляли всю их семью, а особенно злые слова касались детей супругов.

Ольга терпела это 23 года и, даже разводясь, не смогла признать, что любовь закончилась. В одном из своих интервью она скажет, что любовь не прошла, а разбилась.

Она называла мужа «жильцом», а не супругом, а он слишком мало внимания уделял семье. Предложила развод, а он ответил, что подавать надо в суд — чтобы все это не просто закончить, а по-настоящему разрушить.

Заявление сочиняли вместе. «За безответственное отношение к семье», — подсказывал режиссер. «За безудержную любовь к свободе», — писала Остроумова.

Гафт

к/ф «Любовь земная» (1974)

Остроумова признается, что так и не научилась прощать и так и таит досаду на своего второго супруга. Но время лечит. Спустя несколько лет Ольгу Михайловну позвали выступить на каком-то торжестве, в кафе. Уговорили, сказав, что там будет и легендарный Валентин Гафт.

Она согласилась, только услышав имя великого артиста — это было как знак качества. Ему же сказали, что там будет Остроумова, а он, положивший на девушку глаз еще во время съемок «Гаража», не смог отказать себе в удовольствии поработать с ней вместе.

Кафе оказалось совсем маленьким, зато располагалось в микрорайоне, где вырос Валентин Иосифович. По окончании торжества он пригласил ее пройтись и много и интересно рассказывал об этих местах, травил байки и выуживал из памяти забавные легенды.

Ольга Михайловна была очарована и согласилась на новую встречу. После которой Гафт пропал. Ей было грустно и тревожно, но актриса чувствовала: это еще не все. Но тревожить артиста сама не стала.

А спустя несколько месяцев раздался звонок. Валентин Иосифович признался, что тоскует без своей собеседницы и попросил следующей встречи. Она была счастлива слышать уже ставший любимым теплый голос.

Сегодня Остроумова играет в театре имени Моссовета, живет в третьем браке с Валентином Гафтом и занимается воспитанием троих внуков.

Безумный день инженера Баркасова (1983)

Доживем до понедельника (1968)

www.goodhouse.ru

Биография Остроумовой Ольги - культовой актрисы

Биография Остроумовой Ольги Михайловны началась в городе Бугурслан в Оренбургской области, недалеко от церкви, где был священником ее дедушка. Она родилась 21.09.1947 г. в семье учителя физики и домохозяйки. Из-за того что ее дед был священнослужителем, семья Остроумовых была притесняема и искала лучшей жизни в других городах России. Когда семья осела в Куйбышеве, родился их четвертый ребенок - Оля. Она была самой младшей.

Семье жилось материально довольно трудно, но в их доме всегда отмечались праздники, читались вслух книги из огромной библиотеки отца, было тепло и уютно.

Биография Остроумовой Ольги как актрисы началась в 1966 году, когда она принимает судьбоносное решение посвятить свою жизнь театру. Купив дочери билет на поезд и дав с собой пирожков, родители отправили ее в Москву, где она тогда никого не знала. Успешно сдав экзамены с первой попытки, молодая Ольга стала студенткой ГИТИСа и все время учебы прожила в общежитии вуза. Закончив учебу в ГИТИСе в 1970 году, Ольга идет работать в Московский ТЮЗ.

Биография Остроумовой Ольги так и могла бы остаться биографией театральной актрисы, если бы не роль школьницы Черкасовой в популярнейшем фильме «Доживём до понедельника». Эта кинолента режиссера Ростоцкого сделала Ольгу Остроумову знаменитой.

Далее следует еще одна знаковая роль в ее жизни - героиня Женя Комелькова в кинокартине «А зори здесь тихие» в 1972 году. Фильм сделал ее культовой артисткой, во многих странах теперь знали, кто такая актриса Ольга Остроумова. Биография ее благодаря работе в этой кинокартине пополнилась новым званием - она становится лауреатом итальянской премии «Серебряная нимфа». В 1979 году Ольга Остроумова стала лауреатом Государственной премии СССР.

Актриса была замужем за молодым актером, своим сокурсником Борисом Аннабердыевым. Однако в начале семидесятых она влюбляется в Михаила Левитина, ставившего спектакль в ТЮЗе, где работала Ольга. Михаил тоже был женат на момент встречи с Остроумовой. Их бурный роман длился не один год и все-таки увенчался узами брака. В 1976 году в их союзе рождается дочка Ольга, а в 1984 году - сын Михаил.

С 1973 по 1983 год Ольга работает в труппе Драмтеатра на Малой Бронной, а в 1983 трудится в театре имени Моссовета.

Прожив вместе долгих 23 года, Остроумова и Левитин расстались в 1992 году.

В 1995 биография Остроумовой Ольги снова претерпевает изменения в личной жизни. Шестидесятилетний актер Валентин Гафт разводится со своей второй женой. Не проходит и полгода, как он уже встречает Ольгу Остроумову в кафе в Сокольниках. Причем шел он туда именно с расчетом ее увидеть. Как признавался Валентин Гафт, он заметил ее давно - еще в 1978 году во время съемок в картине Рязанова «Гараж». Но тогда она еще была замужем и растила маленькую дочь, поэтому актер не стал предпринимать никаких попыток ухаживания. После той встречи в кафе в 1995 году он приглашает актрису в ресторан - так начались их романтические отношения. Спустя год они поженились.

В 1993 году актриса была удостоена звания «народная артистка России».

Сейчас Ольга Михайловна Остроумова живет и работает в Москве. У нее двое детей и три внука.

На фото: муж актрисы Валентин Гафт и сама Ольга Остроумова, биография которой была представлена в статье.

fb.ru


Смотрите также