Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Павел кадочников биография


Павел Петрович Кадочников

Всего каких-то пятьдесят лет назад этот актер был настолько популярным, что его имя знали в самых отдаленных регионах Советского Союза. Павел Кадочников был национальным героем, любимцем у женщин. Его много снимали, все проекты были очень успешными. Он был обласкан правительством и имел счастливую семью. Но судьба очень часто бывает переменчивой, и после щедрот может обернуться крушением.

Первый настоящий успех пришел к актеру Павлу Кадочникову после выхода фильма «Подвиг разведчика», а настоящая слава и всесоюзная любовь после съемок в картине «Повесть о настоящем человеке».

Детство и юность

Павел Кадочников родился 29 июля 1915 года в Петрограде в семье рабочих. Время было смутное, в России шла гражданская война, и чтобы как-то выжить, отец решил увезти семью на свою родину, в деревеньку Бикбарда, что на Урале. Там и прошло детство Павла и его младшего брата Николая. Мальчишки быстро привыкли к простому сельскому труду, в их обязанности входила заготовка дров, выпас коров и работа в поле.

Фото: Павел Кадочников в молодости

Мама уделяла воспитанию сыновей много времени, пыталась развить навыки в рисовании, пении, игре на разных музыкальных инструментах. Павел был особенно артистичным, его так и называли «артист». Прозвище для села было обидным, но мальчику действительно нравилось все изображать. Он мог предстать перед зрителями толстым торговцем с рынка, поросенком, который удрал от своей мамы-хрюшки, соседкой, отправившейся с коромыслом за водой.

Павел учился в сельской школе, потому что семья пока не собиралась возвращаться в город. И в то время, когда его одноклассники после занятий били баклуши, мальчик осилил игру на нескольких музыкальных инструментах, но больше всего ему нравилась живопись, и в своих детских мечтах он видел себя художником.

В 1927-м, когда Паше было 12, семья Кадочниковых вернулась в родной город, который теперь назывался Ленинградом. Мальчик сразу начал посещать занятия в художественной студии. Вскоре тяжелая болезнь подкосила здоровье отца, и Павлу пришлось устраиваться на работу, потому что теперь он стал кормильцем семьи. Ему было нелегко, но Кадочников всегда отличался упорством, поэтому продолжал брать уроки живописи и работать на заводе.

У Павла были и отличные вокальные данные, его часто приглашали поучаствовать в различных концертах. Именно на одном из таких выступлений его и увидел директор театрального техникума, и позвал к себе на прослушивание.

Кадочников очень понравился педагогам, его приняли в техникум, который в скором времени стал называться Театральным институтом. Так в 15 лет Павел пополнил ряды студентов вуза, и стал среди них самым молодым. А после его окончания остался в этом же вузе преподавать технику речи. И снова он получает статус самого молодого – на тот момент Павлу Кадочникову исполнилось всего 20.

Он был очень молодым, но сумел с достоинством заявить о себе перед однокурсниками. Кадочников был высокого роста, статный и красивый, с отличным чувством стиля, позволяющим ему хорошо одеваться, и голосом, который сражал наповал всех институтских красавиц.

После получения диплома Павел поступил на службу в Ленинградский ТЮЗ, где и дебютировал в постановке «Снегурочка». Его первым персонажем стал Лель, а потом он перевоплощался в многочисленных сказочных героев. Кадочникову удалось доказать всем, что он очень талантлив, и может перевоплотиться в любой театральный образ.

Фильмы

Однажды среди зрителей, пришедших в театр на сказку «Снегурочка», оказался и кинорежиссер Юткевич. Он был поражен игрой молодого перспективного актера Кадочникова, и позвал его на съемочную площадку фильма «Человек с ружьем». Раньше Павла уже звали в кино, и он уже успел разочароваться в этом виде искусства, но от предложения не отказался. Об этом своем решении он не жалел никогда – совершенно незначительная роль, которую дал ему режиссер в своей картине, была началом большого пути к кинематографической биографии и большой славе.

Спустя 2 года тот же Сергей Юткевич снова позвал к себе сниматься. На этот раз в картине «Яков Свердлов», причем Кадочникову предстояло сыграть сразу двух персонажей – он стал обычным сельским парнем Ленькой и самим Максимом Горьким. Юткевич был первым, кто смог рассмотреть удивительный дар перевоплощения молодого актера, и использовать его в своих проектах.

В военные годы Кадочникова постоянно снимают в патриотических картинах, которые помогали советскому зрителю выстоять в той нелегкой войне. На фронт его не взяли, посчитав, что больше пользы он принесет именно на актерском поприще.

В 1942-м Павла пригласили сниматься в фильме «Иван Грозный», режиссером которого был Эйзенштейн. На этот раз актер должен был перевоплотиться сразу в трех персонажей. Два героя были задействованы в эпизоде, а третьим персонажем Павла стал Старицкий. Актер так мастерски вжился в роль, что смог поразить даже видавшего виды режиссера. После этого Кадочникову дали главную роль в ленте «Подвиг разведчика», после которой он был награжден первой Сталинской премией.

Вторую такую премию актер получил после съемок в картине «Повесть о настоящем человеке», где он стал главным героем – летчиком Маресьевым. Эта картина принесла не только высокую награду, но и всесоюзную славу и любовь зрителей. Чтобы его герой был максимально реальным, Павел решил все трюки выполнять сам, без дублеров. Артисту приходилось ползать по снегу в лютую стужу, и постоянно передвигаться на протезах. Когда летчик Маресьев увидел картину о себе, то он поклонился мужеству актера, сказав, что тот и есть настоящим героем.

Третья Сталинская премия была присуждена Павлу Кадочникову за работу в фильме «Далеко от Москвы». И снова его персонаж был настоящим героем, после которого актер понял, что его воспринимают только в этом амплуа. Это огорчило Павла, ведь ему хотелось доказать всем, что он очень разноплановый артист.

И вскоре такая возможность ему предоставилась. Кадочникова позвали сниматься в фильме «Укротительница тигров», благодаря которому актер достиг новых высот в своей карьере. Главная женская роль досталась Людмиле Касаткиной, которая была очень красивой и талантливой актрисой, разбившей немало мужских сердец. Прошел слух, что во время съемок у них даже были отношения, Павел открылся в своих чувствах, и готов был уйти из семьи ради нее. Но Людмила была замужем, и не собиралась рушить свою семью, поэтому роман закончился практически не начавшись.

После этой картины в Кадочникова влюбилась вся женская половина зрителей. Многочисленные поклонницы писали ему письма, которые мешками таскали домой почтальоны. Но творческая натура актера не могла довольствоваться только съемками в кино, он решил, что пора заняться чем-то еще, и с головой окунулся в режиссуру.

В 60-х годах Павла Кадочникова практически перестали звать в кино. Длительный перерыв закончился только в 1976-м, когда он снялся в картине Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». А до этого он объездил с гастролями весь Союз, давая концерты. Если выпадала свободная минута, артист садился за мольберт, или сочинял стихи и прозу. Еще одним увлечением Кадочникова стала лепка и скульптура.

В это время он и решил, что пора заняться режиссурой. Первый фильм «Музыканты одного полка» вышел в 1965-м. Павел стал исполнителем незначительной роли музыканта Чулковского. Спустя 3 года он снял музыкальную ленту «Снегурочка», а в 1984-м стал режиссером картины «Я тебя никогда не забуду». Последняя работа Кадочникова в качестве режиссера называлась «Серебряные струны», зрители увидели ее в 1987 году.

Личная жизнь

Павла Кадочникова девушки просто обожали. Он мог влюбить в себя кого угодно, ведь он обладал не только привлекательной внешностью, но и отличным голосом, который можно было слушать часами. Единственной девушкой, на которую не действовали его чары, была Розалия Котович, однокурсница. Все попытки Павла сблизиться с ней заканчивались провалом.

Фото: Павел Кадочников и его жена Розалия Котович

Все изменилось после выхода постановки «Снегурочка», в которой они оба были задействованы. Во время репетиций они немного сблизились, Розалия разрешила парню проводить ее домой, и после этого лед в отношениях растаял. Их любовь была сильной и взаимной, и вскоре привела молодых людей в ЗАГС. Их семейный союз длился пятьдесят три года, они стали родителями сына Петра. Розалия так и не сделала карьеру актрисы, посвятив себя семье.

Петр продолжил династию, и стал артистом. У них с отцом даже были совместные проекты. В 1981-м Петр отправился в отпуск в Прибалтику, и там погиб после падения с высокого дерева. Павел во всем винил себя, ведь он тоже должен был ехать с сыном, но из-за работы не смог вырваться.

До того, как стать мужем Розалии, Кадочников имел отношения с Татьяной Никитиной. Женщина родила ему сына Константина и надеялась создать нормальную семью. Но Павел сказал, что сделал предложение Розалии, чем вызвал гнев Татьяны и запрет встречаться с сыном. Женщина просто подала на алименты. Костя сам разыскал отца, когда ему было 14. Он тоже был артистом, пока в 1987-м не умер от инфаркта.

Дочь Петра Кадочникова Наталья поведала прессе еще об одном интересном факте из личной жизни ее деда — внебрачном сыне Викторе, которого родила актриса из цыганского театра. Он уехал в Швецию, а его дочка Мария постоянно проживает в Калифорнии.

Смерть

Здоровье актера резко подкосили эти две смерти. Единственным утешением стала работа, которой он отдавал себя без остатка. В этот период он стал Героем соцтруда.

Павла Кадочникова не стало 2 мая 1988 года, ему шел 73-й год. Причиной смерти стал сердечный приступ. Местом упокоения актера стало Серафимовское кладбище в Санкт-Петербурге, там где похоронен его сын Петр.

Избранная фильмография

  • 1935 — Несовершеннолетние
  • 1947 — Подвиг разведчика
  • 1948 — Повесть о настоящем человеке
  • 1951 — Пржевальский
  • 1957 — Под золотым орлом
  • 1964 — Государственный преступник
  • 1975 — Одиннадцать надежд
  • 1980 — Рассказ неизвестного человека
  • 1980 — Сицилианская защита
  • 1981 — Две строчки мелким шрифтом
  • 1986 — Очи чёрные
  • 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Павел Кадочников

Ведущий программы СТС «Кино в деталях» Фёдор Бондарчук признан лучшим интервьюером года.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.Джош Хатчерсон грабит автозаправку.Почему короткометражная анимация проиграла, и что ее ждет завтраИстория легендарных мореплавателей, изменивших представление о мире, к 500-летнему юбилею первого кругосветного путешествия.Отношения с Джудом Лоу не привели ни к чему хорошемуАктёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картины

Page 2
G.E.A.  (Бишкек)  29.07.2019 20:40Павел Петрович. Любим. Помним! >>Серёжа В  16.05.2019 19:28Не люблю этого актёра. Всегда играл капризных мужиков. >>Berkoshka  (Днепр)  26.11.2018 12:45Очень люблю этого актера. И в молодости играл превосходно. И с возрастом талант не иссяк. А еще и красавец! >>G.E.A.  (Бишкек)  29.07.2018 08:12Помним и Любим Великого Актёра! >>Сказочник  16.01.2018 20:21Робинзон Крузо, Генрих Эккерт (помните, сцену про щетину), Алексей Мересьев, мотогонщик в цирке, Ордынцев (Балтийская слава), царь Берендей (Снегурочка) и, наконец, седовласый красавец в экранизации оперетты... >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 74Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru

Павел Кадочников

Ведущий программы СТС «Кино в деталях» Фёдор Бондарчук признан лучшим интервьюером года.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.Джош Хатчерсон грабит автозаправку.Почему короткометражная анимация проиграла, и что ее ждет завтраИстория легендарных мореплавателей, изменивших представление о мире, к 500-летнему юбилею первого кругосветного путешествия.Отношения с Джудом Лоу не привели ни к чему хорошемуАктёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картины

Page 2

11 необычных специальностей женщин в киноПятнадцать фильмов о футболе - в честь стартующего Евро-2016Толстой, Чехов, Хемингуэй и другие писатели как персонажи мирового киноВ Галерее на Солянке проходит выставка «Как не растаять. Миф о Снегурочке в искусстве и на экране».Что вы чувствуете, когда слышите слово «инвалид»? О тех персонажах, которые срисованы с реальных героев нашего времени.

Page 3
G.E.A.  (Бишкек)  29.07.2019 20:40Павел Петрович. Любим. Помним! >>Серёжа В  16.05.2019 19:28Не люблю этого актёра. Всегда играл капризных мужиков. >>Berkoshka  (Днепр)  26.11.2018 12:45Очень люблю этого актера. И в молодости играл превосходно. И с возрастом талант не иссяк. А еще и красавец! >>G.E.A.  (Бишкек)  29.07.2018 08:12Помним и Любим Великого Актёра! >>Сказочник  16.01.2018 20:21Робинзон Крузо, Генрих Эккерт (помните, сцену про щетину), Алексей Мересьев, мотогонщик в цирке, Ордынцев (Балтийская слава), царь Берендей (Снегурочка) и, наконец, седовласый красавец в экранизации оперетты... >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 74Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru

Павел Кадочников (Pavel Kadochnikov): фильмография, фото, биография. Актер, Исполнитель, Автор, Режиссер.

Когда началась Первая мировая война, семья Кадочниковых переехала в село Бикбарда, где Павел провёл всё своё детство. С юных лет мальчик очень любил живопись.

В 1927 году семья Кадочниковых перебралась обратно в Ленинград. Павел поступил в детскую художественную студию, где продолжил развивать талант живописца. Он мечтал стать художником, но из-за болезни отца пришлось оставить школу и устроиться на завод. Однако парень не бросил живопись и продолжал посещать художественную студию.

Павла заметил режиссёр А. Авдеев и пригласил его в театральную студию. Вскоре он доверил Кадочникову первую роль в спектакле. В 15 лет Павел Кадочников поступил в театральный институт.

После окончания института он устроился в Ленинградский новый театр юного зрителя, вскоре он стал его ведущим актёром. На сцене Ленинградского ТЮЗа он проработал девять лет, с 1935 по 1944 год. Среди наиболее известных постановок с участием артиста – «Снегурочка», «Снежная королева» и «Борис Годунов».

Дебют театрального артиста в кино состоялся в 1935 года, когда он сыграл эпизодическую роль в фильме «Несовершеннолетние». После этой роли Кадочников решил больше никогда не сниматься в кино. Но он не смог отказаться от предложения Сергея Юткевича и принял участие в его картине «Человек с ружьём». Затем у того же Юткевича Павел Петрович сыграл в фильме «Яков Свердлов». Роль в этом фильме стала для Кадочникова звёздной.

В 1941 году на экраны вышла музыкальная комедия Александра Ивановского «Антон Иванович сердится», в которой Кадочников сыграл одну из главных ролей.

Когда началась война, актёр попытался попасть в народное ополчение, но ему отказали, заявив, что съёмки в военно-патриотическом кино имеют оборонное значение. В годы войны артист принял участие в таких лентах, как «Оборона Царицына» и «Иван Грозный».

Позднее фильмография Павла Петровича пополнилась ролями в таких кинокартинах, как «Робинзон Крузо», «Повесть о настоящем человеке», «Большая семья», «Укротительница тигров», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибириада», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры» и других.

Павел Петрович Кадочников скончался 2 мая 1988 года из-за острой сердечной недостаточности.

www.ivi.ru

Павел КАДОЧНИКОВ

Павел Кадочников родился 29 июля 1915 года в Петрограде. В период гражданской войны отец Павла перевез семью (жену и двух сыновей — Павла и Николая) к себе на родину — в деревню Бикбарда Пермской губернии. Там и прошли детство и отрочество Павла. Там он закончил школу крестьянской молодежи, там же впервые увлекся искусством. Любовь к нему прививала с младых ногтей его мать, женщина грамотная и умная. Уже в детские годы Павел умел хорошо рисовать, играл на различных музыкальных инструментах. Отметим, что в отличие от Павла, Николай к искусству не стремился, отдавая предпочтение естественным наукам. В дальнейшем это определит и выбор его профессии — он станет биологом.

В 1927 году семья Кадочниковых вернулась в Ленинград. Павел выдержал экзамен в детскую художественную студию и стал заниматься живописью, мечтая стать профессиональным художником. Однако судьбе было угодно иное. Вскоре тяжело заболел глава семейства, и Павлу, как старшему в семье, пришлось идти зарабатывать деньги: он устроился учеником слесаря на завод «Красный путиловец». Правда, учебу в художественной студии он не бросил и все свободное время проводил там.

Однако в 1929 году Павел внезапно всерьез увлекся театром. Так серьезно, что даже решил подать документы на актерское отделение театрального техникума при ТЮЗе. Во время экзаменов он поразил преподавателей своим несомненным талантом, и его приняли с первой попытки. Он попал в класс профессора Бориса Вольфовича Зона. Когда через несколько месяцев техникум расформировали, то класс Зона почти полностью перевели в театральный институт. Так наш герой стал студентом института в возрасте 15 лет.

Несмотря на свой юный возраст, Кадочников среди старших товарищей не потерялся. Более того, внешне он заметно выделялся среди многих из них — в то время как большинство студентов ходили в простой и дешевой одежде, Павел форсил: носил бархатную толстовку с бабочкой. Кроме этого, он прекрасно пел неаполитанские песни, которые многих девушек буквально сводили с ума. Они же придумали ему и прозвище: Павлушенька-душенька.

В 1935 году Кадочников успешно заканчивает театральный институт и попадает в труппу Нового ТЮЗа. Его первой ролью на сцене этого театра был Лель в «Снегурочке». Роль Купавы исполняла молодая актриса Розалия Котович, которой наш герой вскоре сделал предложение руки и сердца. Девушка его приняла.

В том же году состоялся и дебют нашего героя в кино. В картине «Несовершеннолетние» он сыграл крохотную роль Михася, которую никто толком и не заметил. Сам же Кадочников, впервые увидев себя на экране, сильно расстроился. Ему показалось, что страшнее его на съемочной площадке никого не было. И он принял решение: больше в кино никогда не сниматься.

С этого момента его целиком захватила работа в театре. Роль следовала за ролью, талант актера креп и совершенствовался. Вскоре ему стали доверять и главные роли, например, Тартюфа в одноименной пьесе Ж.-Б. Мольера.

В 1937 году Новый ТЮЗ посетил известный кинорежиссер Сергей Юткевич. Он пришел на спектакль «Снегурочка» и впервые увидел в нем Кадочникова. Игра молодого актера произвела на него приятное впечатление и, зайдя после спектакля за кулисы, режиссер предложил ему роль в своем новом фильме «Человек с ружьем». В памяти Кадочникова еще свежо было разочарование, постигшее его на съемках фильма «Несовершеннолетние», поэтому он собирался отказаться от этого предложения. Однако то ли авторитет Юткевича сыграл свою роль, то ли в дело вмешалась материальная заинтересованность, но Кадочников предложение режиссера принял. Так он вновь попал на съемочную площадку, сыграв в ставшем затем хрестоматийным фильме крохотную роль молодого солдата.

Та встреча с Юткевичем, в общем-то, и определила дальнейшую судьбу молодого актера. Через два года после нее режиссер вновь вспомнил про Кадочникова и пригласил его сразу на две роли — в фильме «Яков Свердлов» актер должен был сыграть самого Максима Горького и героя по имени Ленька Сухов. Как гласит одна из легенд, когда Кадочникова загримировали, все на съемочной площадке ахнули: так он был похож на пролетарского писателя-буревестника. Это поразительное сходство позволит ему сыграть роль М. Горького еще в двух картинах.

Однако настоящий успех в кино к Кадочникову пришел в 1941 году, в музыкальной комедии Александра Ивановского «Антон Иванович сердится». Последний съемочный день картины выпал на 21 июня. Утром следующего дня началась война.

Павел Кадочников вспоминает: «Каждый день приносил тревожные сводки с фронта, и нам, молодым актерам, казалось больше невозможным оставаться в тылу: мы должны защищать Родину. Эти мысли не давали покоя. В конце июля я решил, что обязан наконец что-то предпринять. Выяснять свою судьбу отправился в районный комитет комсомола.

Я не запомнил фамилию секретаря райкома, но внешность его до сих пор хорошо помню.

Передо мной сидел юноша, почти мальчик, в перетянутой ремнем гимнастерке. Он был коротко, под машинку, острижен, из-за чего голова его казалась круглой. Большие серые глаза были оттенены синевой усталости и смотрели из-под нахмуренных бровей в упор, не мигая.

— Ты подавал заявление в народное ополчение? — тихо и как-то очень сосредоточенно спросил секретарь.

— Да, — ответил я тоже почему-то тихо.

— Зачем ты это сделал? — строго прозвучал новый вопрос.

— Так поступают все мои товарищи, — лаконично, в тон собеседнику пояснил я, хотя был уверен, что здесь ничего неясного нет.

И действительно, этих слов оказалось достаточно. Он молча взял со стола заявление и протянул его.

— Разорви!

Вид у меня в ту минуту был, наверное, изумленный.

— Ты снимаешься в «Обороне Царицына» и «Походе Ворошилова». На «Ленфильме» сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию…

Я подавленно молчал.

— Сейчас война, но искусство не должно умереть, — негромко добавил он. — С этого дня считай себя солдатом и выполняй свой долг… Ты понял меня или повторить еще раз?

— Не надо, — ответил я.

И тогда вдруг услышал: «Кругом!»

Я повернулся по-военному четко и зашагал к выходу…»

Впоследствии Кадочников будет часто сетовать на то, что не был достаточно настойчив в своем стремлении уйти на фронт. А недоброжелатели из киношных кругов будут активно распускать сплетни о том, будто Кадочников не попал на фронт… благодаря своим гомосексуальным связям с режиссером С. Эйзенштейном. Мол, тот сделал все возможное, чтобы его молодой любовник не попал в кровавую мясорубку. Несмотря на то, что это была явная ложь, находились люди, которые в нее верили.

В 1942 году на экраны страны выходит двухсерийная кинолента «Оборона Царицына» братьев Васильевых, в которой Кадочников исполняет одну из главных ролей. Вскоре после этого актера приглашает в свою новую работу Сергей Эйзенштейн (вот когда слухи об их любовной связи особенно сильно муссировались): в фильме «Иван Грозный» Кадочникову пришлось перевоплотиться в Владимира Старицкого. Его актерское мастерство столь впечатляюще, что Эйзенштейн мечтает снять Кадочникова в двух ролях в третьей серии картины: в роли духовника царя Евстафия и Сигизмунда. Однако этому желанию великого режиссера не суждено было сбыться: третья серия так и не была снята.

Павел Кадочников вспоминает: «Первую встречу с Эйзенштейном помню очень хорошо — она произошла в столовой. Перед этим я месяц и двенадцать дней добирался со съемочной группой «Оборона Царицына» из Сталинграда в Алма-Ату. Я был молод, худ и плохо одет. В костюмерной мне выдали венгерку, и в этаком-то виде я пришел в студийную столовую. Вдруг чувствую на себе пристальный взгляд: кто-то внимательно изучает, как я ем, как разговариваю. Борис Свешников, второй режиссер Эйзенштейна, передал мне его приглашение попробоваться на роль Старицкого.

Почему он выбрал именно меня на роль этого кандидата в боярские цари — наивного, по-детски бесхитростного? Трудно сказать точно…»

Работа с великим режиссером круто изменила творческую судьбу Кадочникова. В середине 40-х актер ушел из театра и целиком сосредоточился на работе в кино. Благо предложений сниматься поступает к нему в тот период предостаточно. Да и роли какие: сплошь одни героические!

В 1946 году режиссер Борис Барнет задумал снимать первый советский фильм о разведчике. На главную роль — майора Федотова — претендует Николай Крючков. Однако что-то у него в тот момент не заладилось, и тогда взор режиссера падает на Кадочникова. В результате на свет рождается прекрасный фильм «Подвиг разведчика». Знаменитая фраза Федотова — Кадочникова: «Вы болван, Штюбинг!» — становится любимым выражением советских мальчишек той поры.

Когда Барнет в декабре 1946 года только приступал к съемкам этой картины (ее снимали в Киеве), настроение у него было не из лучших. В одном из его писем, адресованных супруге Анне Казанской, режиссер писал: «Я выбрал свою профессию неверно. (Не тем бы мне заниматься в жизни!)

Но, как говорят, чем ушибся, тем и лечат. Сегодня, 6 декабря, должен был быть первый съемочный день. И вот уже 4 декабря я усилием воли, перед «угрозой» надвигающейся съемки стал выкарабкиваться из своего богомерзкого состояния. Выбрался!.. И напрасно! Хожу, как дурак с вымытой шеей. Съемка не состоялась! И не состоится еще несколько дней. Причин масса. Днем нет света — это уже обязательно, чтобы строить в темном павильоне декорацию. Вечером тоже. Свет иногда дают часов в 12 ночи, часов до двух ночи… Когда ночью дают свет, то соседи с таким остервенением запускают радио, что не только спать, даже читать невозможно….

Вчера и сегодня вожусь со сценарием. Влезаю в круг его (сценария) интересов. Иногда увлекаюсь, а в общем, часто возвращаюсь к старой мысли, не останется ли снова мой «Подвиг» неизвестным. Ну да ничего не поделаешь. Случилось так, что моему «гласу» никто не внял. Может быть, я и не прав? Внушаю себе эту мысль, и даже хочется начать работать».

Период сомнений и тревог рассеялся у Барнета, едва был отснят первый материал. Поэтому 21 января 1947 года в своем очередном письме жене Барнет писал: «Сейчас уехал в Москву Кадочников, и мы снова в простое. За это время я уже снял больше 300 метров из общего числа 2800… Актеры работают хорошо, а снято оператором великолепно! Так что, в общем, пребываю в хорошем состоянии и… хочется работать. Уж поскорей бы снять, да и с плеч долой…»

А вот что писал Б. Барнет в письме от 14 апреля: «Картина получается интересная. Было два просмотра готового материала — был большой успех. Смотрел Луков — рычит от удовольствия…»

Выйдя на экраны страны летом 1947 года, фильм «Подвиг разведчика» занял 1-е место в прокате, собрав 22,73 млн. зрителей. Через год картине была присуждена Сталинская премия.

Картина еще только выходила на экран, а Кадочников уже приступил к съемкам в новой картине «Повесть о настоящем человеке» (режиссер Александр Столпер). В этом фильме актер должен был сыграть знаменитого летчика Алексея Маресьева, потерявшего в бою обе ноги, но нашедшего в себе силы вновь вернуться в строй. Чтобы глубже войти в образ, Кадочников наотрез отказался от услуг дублеров, в течение четырех месяцев ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. В итоге и эта картина с участием актера была восторженно принята публикой. В прокате 1948 года она заняла 2-е место, собрав на своих сеансах 34,4 млн. зрителей. А через год ее постигла судьба «Подвига…» — картину наградили Сталинской премией.

Свою третью Сталинскую премию Кадочников получил в 1950 году за участие в фильме «Далеко от Москвы». Снял ее все тот же А. Столпер, однако она проигрывала из-за низкого художественного качества материала. После этого в течение пяти лет Кадочникова в кино не снимали.

Однако в 1954 году режиссер А. Ивановский вновь вспомнил о Кадочникове (они встречались на съемках фильма «Антон Иванович сердится») и предложил ему главную роль в картине «Укротительница тигров». Участие в этом фильме принесло нашему герою новую волну успеха и славы. Так же, как и после выхода картины «Подвиг разведчика», актера стали буквально заваливать любовными посланиями многочисленные поклонницы. Слухи о его любовных связях (на этот раз с женщинами) приобрели фантастические масштабы. Сам он на этот счет как-то заметил: «Не поддается подсчету число знаменитых актрис, с которыми завистники клали меня в постель! Моим амурным успехам мог бы позавидовать любой восточный шейх!»

Отмечу, что в прокате 1955 года фильм «Укротительница тигров» занял 2-е место, собрав 36,72 млн. зрителей.

Одновременно с «Укротительницей тигров» актер снялся еще в двух картинах: в «Большой семье» и «Запасном игроке».

В 50 — 60-е годы Кадочников продолжал сниматься в кино, причем в отличие от актеров своего поколения, довольно часто: иногда по пять фильмов в год. Правда, заметных работ среди них практически не было. Видимо, чувствуя это, Кадочников решил попробовать себя на поприще режиссуры. В результате на свет появились фильмы, снятые им, — «Музыканты одного полка» (1965), «Снегурочка» (1970), «Я тебя никогда не забуду» (1984).

Уход в режиссуру имел под собой еще одно основание: в середине 60-х Кадочников внезапно попал в немилость к высокому кинематографическому руководству и практически как актер пропал с широких экранов. Режиссеры перестали приглашать его сниматься, не давали ему новых работ и на театральной сцене. Единственным заработком нашего героя в те дни были концерты, с которыми он выезжал во многие города Советского Союза. В свободные от работы часы Кадочников рисовал, занимался скульптурой, писал прозу.

Полоса забвения актера продолжалась до 1976 года, пока режиссер Никита Михалков внезапно не предложил ему одну из ролей в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». После выхода картины на экран о Кадочникове вновь вспомнили, и предложения сниматься от других режиссеров посыпались одно за другим. Но актер был скуп на обещания и свое согласие сниматься давал не каждому. Так, в 1977–1978 годах он сыграл только в двух картинах: «Сибириада» и «Сюда не залетали чайки» (оба фильма вышли в 1979 году). В последней картине Кадочников снялся вместе со своим взрослым сыном Петром (он родился в середине 40-х, после школы поступил в Политехнический институт, однако в 30 лет решил посвятить себя искусству — закончил ЛГИТМиК). К сожалению, это была их последняя совместная работа. Вскоре после нее Петр трагически погиб. Причем эта гибель выглядела более чем странно.

Весной 1981 года Петр предложил отцу съездить отдохнуть в Прибалтику на Игналинские озера. Однако у Кадочникова-старшего в то время было много работы (он снимался сразу в трех картинах), поэтому от предложения сына он отказался. И Петр отправился отдыхать один. А буквально через два дня после его отъезда Кадочниковым пришло сообщение, что их сын погиб.

Как оказалось, его нашли мертвым на дороге в нескольких километрах от Игнали. Следователь, который затем вел это дело, заявил Павлу Кадочникову, что его сын скорее всего залез на дерево, не удержался и упал. От падения и наступила смерть. Однако внятно объяснить, зачем ему понадобилось забираться на дерево, следователь не мог или не хотел.

Для Павла и Розалии Кадочниковых потеря единственного сына была настоящей трагедией. И единственным спасением для Павла Кадочникова тогда была работа — в 1982 году он снялся сразу в пяти картинах.

В 1987 году на широкий экран вышла его очередная режиссерская работа — фильм «Серебряные струны», посвященный создателю первого в России оркестра народных инструментов Василию Андрееву. Вскоре после выхода фильма на экран Павлу Кадочникову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Как оказалось, это была его последняя награда: 2 мая 1988 года Павел Кадочников скончался.

Следующая глава

biography.wikireading.ru

Кадочников, Павел Петрович - это... Что такое Кадочников, Павел Петрович?

Па́вел Петро́вич Ка́дочников (1915—1988) — советский актёр, режиссёр, сценарист, педагог. Лауреат трёх Сталинских премий (1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1979). Герой Социалистического Труда (1985).

Биография

Детство

П. П. Кадочников родился 16 (29) июля 1915 года в Петрограде в рабочей семье. В период Гражданской войны отец Павла вместе со всей семьёй (женой и двумя детьми) уехал на родину — на Урал в небольшое село Бикбарда (ныне Куединский район, Пермский край). Там и прошло детство Павла. В деревне он поступил и окончил школу крестьянской молодежи. Там же определилось главное увлечение мальчика — больше всего на свете ему нравилось рисовать. Любовь к живописи ему прививала мать, женщина грамотная и умная.

В 1927 году семья Кадочниковых вернулась в Ленинград, где отец получил работу на заводе «Красный путиловец». Павел же продолжил свои занятия живописью. Он поступил в детскую художественную студию. Мальчик по-прежнему мечтал, что когда вырастет, станет художником. Но судьба внесла свои коррективы в жизнь. Серьёзно заболел отец, и Павлу пришлось заботиться о семье. Он ушёл из школы и устроился учеником слесаря на завод «Красный путиловец».

Учёба

Правда, занятий живописью Павел не бросил и продолжал ходить в художественную студию. Там, в 1929 году, и состоялось его знакомство с театром. Талантливого мальчика заметил режиссёр А. Авдеев, который руководил там театральной студией. Для одной из постановок ему нужен был исполнитель частушек. Павел выступил так заразительно и азартно, что сразу же был принят в театральную студию, а потом получил роль в спектакле.

На следующий год Авдеев привел Кадочникова к известному режиссёру Борису Вульфовичу Зону, набиравшему курс в театральном техникуме. Прослушав Павла, режиссёр взял его на свой курс (1931), хотя в то время юноша не успел закончить среднюю школу. Всего через полгода театральный техникум был преобразован в Театральный институт, и Кадочников стал студентом. Ему было лишь 15 лет.

Тем не менее, среди старших товарищей Павел не затерялся. Наоборот, он выделялся как одеждой (Павел форсил: носил бабочку и бархатную толстовку), так и умением прекрасно петь неаполитанские песни, чем приводил в восторг однокурсниц.

В это время (1932 год) Т. Н. Никитина родила от него сына Константина Кадочникова (1932—1984), о котором сам Кадочников не знал до четырнадцатилетия Константина. Константин Кадочников был актёром.

Театр. Брак.

Когда Кадочников заканчивал институт (1935), на основе курса Бориса Зона был создан Ленинградский новый театр юного зрителя. И Павел Кадочников становится его ведущим актёром (1935—1944). Его первой ролью стал Лель в «Снегурочке». Роль Купавы играла актриса Розалия Ивановна Котович. Совместная работа зажгла в сердцах молодых актёров любовь, и вскоре они поженились.

В ТЮЗе играл самые различные роли: сказочных героев, белогвардейцев, но лучше всего ему удаются животные. Один из спектаклей, где Кадочников играл ужа, увидел драматург Е. Л. Шварц. Ему так понравился актёр, что специально для него Шварц написал роль сказочника в спектакле «Снежная королева». Кадочникову поручали и эпические, возрастные роли. В трагедии «Борис Годунов» он играл летописца Пимена. Работа в театре всё больше увлекала молодого актёра. Роль следовала за ролью, креп и совершенствовался его талант.

С 1935 по 1938 год работал педагогом по технике речи в Ленинградском театральном институте.[1]

Довоенные работы в кино

Первой работой в кино стала эпизодическая роль Михася в картине «Несовершеннолетние» (1935). Роль была настолько маленькой, что его никто не заметил. Да и самому актёру свое появление на экране не понравилось. После этого дебюта Павел принял решение больше никогда не сниматься в кино.

В 1937 году на спектакле «Снегурочка» побывал кинорежиссёр Сергей Юткевич. Ему понравился талантливый юноша, и режиссёр предложил Кадочникову роль в своей картине «Человек с ружьём». Помня о своём первом неудачном опыте, Павел хотел было отказаться, но повлиял авторитет режиссёра. Юноша принял предложение и сыграл молодого солдата. С этой роли и началась длительная работа большого мастера в кино.

Уже в следующей картине Юткевича «Яков Свердлов» Кадочников сыграл сразу две роли — рабочего паренька Лёньку и писателя Максима Горького. Любопытно, что при утверждении ролей художественный совет студии единодушно отверг кандидатуру Кадочникова на роль Горького, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил Кадочникова отправиться в соседнюю комнату и загримироваться. Через несколько минут Кадочников вновь предстал перед авторитетной комиссией. Все просто ахнули: настолько актёр был похож на пролетарского писателя. Кадочников был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.

Роль Горького принесла Кадочникову большую популярность, и в 1940 году его пригласил кинорежиссёр Ивановский на главную роль в музыкальной мелодраме «Антон Иванович сердится». Съёмки картины закончились 21 июня 1941 года, а на следующий день началась Великая Отечественная война.

Война

Павел Кадочников вспоминал: «Каждый приносил тревожные сводки с фронта, и нам, молодым актёрам, казалось больше невозможным оставаться в тылу: мы должны были защищать Родину. Эти мысли не давали покоя».

В конце июля Павел подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали. «Ты снимаешься в „Обороне Царицына“ и „Походе Ворошилова“. На Ленфильме сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию» — ответили ему.

После завершения съёмок в двухсерийной ленте «Оборона Царицына», Кадочникова пригласил к себе Сергей Эйзенштейн. Легендарный режиссёр предложил актёру роль Владимира Старицкого в картине «Иван Грозный». Владимир Старицкий — одна из главных трагических фигур картины, слабый и простодушный юноша, трогательный и агрессивный в момент возбуждения, игрушка в руках безжалостных честолюбцев и палачей.

Мастерство актёра так впечатлило Эйзенштейна, что тот решил снять Кадочникова ещё в двух ролях — Сигизмунда и царского духовника Евстафия. Предполагалось, что эти роли Кадочников сыграет в третьей серии. Но этому так и не суждено было воплотиться, третья серия так и не была снята. Тем не менее, эти три года Кадочников считал самой большой жизненной школой. В 1944 году он навсегда уходит из театра и целиком посвящает себя работе в кино.

В конце декабря 1944 года в семье Павла Кадочникова и Розалии Котович на станции Кавказская в окрестностях Тбилиси (Грузия) рождается сын, Пётр Кадочников (декабрь 1944 — май 1981). Пётр тоже будет актёром.

Послевоенное кино

Вернувшись в Ленинград, Кадочников узнал, что театр, в котором он работал, распался. Несмотря на ряд достаточно лестных предложений от руководителей разных театральных коллективов, Кадочников выбрал работу в кино. Он отправился в Киев сниматься в картине «Подвиг разведчика». Роль майора Федотова принесла актёру поистине всенародную популярность и стала его своеобразной визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ героя-разведчика на долгие годы. А знаменитая фраза Федотова «Вы болван, Штюбинг!» стала любимым выражением мальчишек той поры.

В следующем, 1947 году, Кадочников приступил к съёмкам в новой картине А. Б. Стоппера «Повесть о настоящем человеке». Актёру предстояло сыграть знаменитого летчика Алексея Маресьева, потерявшего обе ноги. Чтобы лучше войти в образ, Кадочников отказался от услуг дублеров. В течение четырёх месяцев он ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. В итоге картина имела огромный зрительский успех, а спустя год Кадочников был награждён Сталинской премией.

1950-е — 1960-е годы

После картины «Далеко от Москвы» (1950), за которую актёр получил свою третью Государственную (Сталинскую) премию, Кадочникова не приглашали сниматься в кино в течение четырёх лет.

Вновь об актёре вспомнили в 1954 году. Режиссёр Александр Иванковский, который уже снимал Кадочникова в своем фильме «Антон Иванович сердится» пригласил актёра в новую картину. Это была совместная работа А. В. Ивановского и Н. Н. Кошеверовой «Укротительница тигров». Роль мотогонщика Федора Ермолаева стала одной из главных удач Кадочникова в 1950-е годы. В ней талант мастера открылся для зрителей с неожиданной стороны, он смог на равных сыграть в ансамбле актёров ярко выраженного комедийного плана — Леонида Быкова и Сергея Филиппова. Участие в фильме принесло и новую волну славы. Актёра вновь стали заваливать любовными посланиями многочисленные поклонницы.

В последующие годы Кадочников много и напряженно снимается, и на его популярности держится множество картин, забытых теперь зрителями. Однако они сыграли свою роль в воспитании по крайней мере двух поколений. Героизация действительности способствовала формированию нового типа личности, осваивавшей целину и участвовавшей в грандиозных стройках. Временной характер ролей Кадочникова не заслонял его актёрского таланта. Он великолепно выглядел в самых разных амплуа, поскольку обладал не только отличительными внешними данными, но и искусством перевоплощения.

В 1956—1958 годах П. Кадочников был художественным руководителем студии киноактера при киностудии «Ленфильм».

Режиссёрская деятельность

И все же эти роли не могли удовлетворять талантливого актёра. Кадочников, чувствуя это, решил попробовать свои силы в режиссуре. Первая его работа, приключенческая комедия «Музыканты одного полка», вышла ещё в 1965 году. Затем он поставил фильм-сказку «Снегурочка», где сыграл роль престарелого мудреца, царя Берендея. В обеих своих картинах Кадочников и сам играл заметные роли.

Уход в режиссуру имел ещё одно обоснование: в середине 60-х Кадочников попал в немилость к высшему руководству. Режиссёры перестали приглашать его сниматься. Не давали новых работ актёру и в театре. Единственным его заработком были концерты, с которыми Кадочников ездил по всей стране.

1970-е — 1980-е годы

В середине 1970-х Никита Михалков внезапно предложил Павлу Кадочникову роль в своём фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Эта роль принесла актёру новый виток популярности. Его вновь стали приглашать сниматься. Однако Кадочников не стремился давать свое согласие всем подряд, теперь он подходил к выбору каждой роли намного тщательнее. Наиболее заметной работой тех лет стала роль в фильме «Сибириада».

В 1978 году Павел Кадочников снялся вместе со своим взрослым сыном Петром в киноповести Булата Мансурова «Сюда не залетали чайки». Это была последняя совместная работа отца и сына. Вскоре Пётр Кадочников погиб при весьма странных обстоятельствах.

Весной 1981 года Пётр отправился отдохнуть в Прибалтику на озёра. А через два дня после отъезда пришло сообщение о его гибели. Рассказывает внучка Павла Кадочникова[источник не указан 248 дней]:

У папы с детства была фирменная «фишка». Он залезал на берёзу, и, держась за ветки, начинал раскачиваться. То же самое он решил проделать и в Игналине. Только не учёл, что полез в тот раз на сосну, а сосна не гибкая. Ветка не выдержала его веса, сломалась, папа упал и разбился о землю. У него была тяжелейшая черепно-мозговая травма, все ребра переломаны В бессознательном состоянии «Скорая» увезла папу в местную больницу. Бабушка с дедом примчались в Игналину на следующий же день. Ни с ними, ни с мамой папа не простился, он так и не пришёл в сознание. Через три дня после падения его не стало. Из-за какой-то нелепости мы с сестрой лишились отца, мама — мужа, а дед с бабушкой — сына.

Для Павла и Розалии Кадочниковых потеря их единственного совместного сына стала трагедией. Единственным спасением для актёра была работа. И он окунулся в неё. Ещё до смерти сына Кадочников сыграл заметную роль графа Орлова в картине «Рассказ неизвестного человека». А в 1981 году он снялся сразу в почти десятке фильмов, среди которых наиболее заметной стала роль П. Лафарга в картине режиссёра С. И. Юткевича «Ленин в Париже». Стоит отметить также работу в детективе «Пропавшие среди живых» — здесь Павел Петрович великолепно совместил традиционный образ интеллигента с совершенно нехарактерным для себя амплуа злодея, и роль колоритного старого уголовника Кашлева получилась отличной. Спустя два года Кадочников просто блестяще сыграл небольшую роль майора Шолто в детективе «Сокровища Агры» из серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

В 1985 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Последняя работа

В 1987 году на экраны вышел биографический фильм «Серебряные струны», рассказывающий о создателе первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андрееве. Это была последняя режиссёрская работа Павла Кадочникова.

2 мая 1988 года Павел Кадочников скончался на 73-м году жизни из-за острой сердечной недостаточности в городской больнице Ленинграда. Похоронен на Серафимовском кладбище рядом с могилой сына — актёра Петра Кадочникова (1944—1981).

Спустя 12 лет на экраны вышел сериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», на основе ранее снятых фильмов (в том числе и «Сокровищ Агры», где снимался Павел Кадочников).

Признание и награды

Фильмография

Примечания

  1. ↑ Герой Соц. Труда Кадочников Павел Петрович :: Герои страны

 Кадочников, Павел Петрович на сайте «Герои страны»

dic.academic.ru


Смотрите также