Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Певец сергей зыков биография


Сергей Зыков - Русская Песня

Зыков Сергей Викторович, баритон, родился 12.09.1977 в Кировской обл., г. Халтурин. В 2002-2003 гг. Сергей учится в школе при Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, где, благодаря педагогу по вокалу Георгию Васильевичу Заставному, закладывается хорошая вокальная профессиональная школа.  Поиски своего оригинального творческого пути приводят к исполнению с эстрады разноплановых народных, казачьих, военных и духовных песен. В 2008 году Сергей удостоен I премии на Международном фестивале православной духовной песни «Невские купола», проходившем в Санкт-Петербурге.  В свои концертные программы певец включает не только старинные и классические романсы, но и произведения современных авторов, тем самым способствуя развитию жанра в новом XXI столетии. Многие композиторы доверяют Сергею премьерные показы своих произведений на концертной эстраде. Певец сотрудничает с современными композиторами А. Морозовым, В. Минкиным, Д. Кижаевым, В. Плешаком, П. Геккером, В. Сухобоковым, А. Лепехиным и др. Особое место в репертуаре артиста занимают произведения тех поэтов и композиторов, в которых отражены лучшие проявления русской души: любовь к Богу, к матери, к родному дому, созерцание красоты родной природы, любовь к своему народу и своей Родине, России. В репертуаре Сергея Зыкова – сотни песен и романсов… Песни военных лет и белогвардейские романсы из репертуара Валерия Агафонова, шлягеры советской эстрады и песни духовные… Когда в его исполнении звучит «Ноктюрн» А. Бабаджаняна, то перед глазами встаёт незабвенный образ М. Магомаева. Мало кому удаётся достойно представлять репертуар такого выдающегося мастера! Особая статья – романсы на стихи Н.Рубцова и С.Есенина, звучащие так проникновенно, так по-настоящему народно и тепло. Сергей и сам чем-то в иные моменты напоминает Есенина… Он родился в Кировской области в семье простого кочегара и учительницы литературы. Певцом, несмотря на редкие вокальные данные, становиться не собирался. Но в его судьбе случилось нечастое – армия помогла. Именно с армейской самодеятельности начался путь на большую сцену. Сегодня Сергей Зыков - известный петербургский певец, с успехом гастролирующий по всей России, обладатель Гран-при «Романсиады-2007» и I премии на Международном фестивале православной духовной песни «Невские купола». Особое место в его репертуаре занимают произведения тех поэтов и композиторов, в которых отражены лучшие проявления русской души: любовь к Богу, к матери, к родному дому, созерцание красоты родной природы, любовь к своему народу и своей Родине.  

- В этом году мы отмечали 75 со дня рождения Н.М. Рубцова и 40 со дня его кончины. В вашем репертуаре много романсов на стихи поэта. А что для вас самого – поэзия Рубцова?

- Поэзия Рубцова для меня ничто иное, как выражение собственных мыслей в отношении любви к Родине. Рубцов один из не многих кто с щемящей болью поет о всем том, что так безудержно покидает нас, уходит в историю, которую нам успешно помогают забывать. Желание не упустить того малого, что еще греет душу и заставляет гордиться своим народом и Отечеством (именно Отечеством, я уже давно перестал верить в наше государство) привело меня к поэзии Рубцова, Есенина и Клюева. Именно их словами говорит мое сердце о Родине. - Не так давно вы были на гастролях в Вологде. Какое впечатление осталось у вас от пребывания на родине Рубцова? Вологда — прекрасный город с великой историей. Очень порадовало то, что многие Вологжане не только знают о своем великом земляке, поэте Рубцове, но и прекрасно ориентируются в его творчестве, биографии, любят и знают наизусть многие его стихи. Чудесный фестиваль «Рубцовская Осень» проходит каждый год, и, честно сказать, я думал, что именно в это время город живет бурной и яркой жизнью, но я ошибся — огромное количество ярмарок проходит в Вологде, праздников, гуляний, город буквально пестрит от множества клумб с цветами, приятно пройти по чистым, выметенным улицам. А уж что говорить о публике на концертах, о таком благодарном слушателе мечтает каждый артист. После встреч с Вологжанами не хочется завоевывать признание всего Мира, оттого, что, кажется, большего признания своего творчества и быть не может! - Вы много гастролируете по России. Каковы ваши впечатления от провинции? Как принимают вас зрители? Каковы, как вам кажется, культурные, духовные потребности людей? Справедливо ли насаждаемое мнение, будто эти потребности таковы, что их аккурат удовлетворяет наше телевидение? - Я сам родился в маленьком провинциальном городке Орлове Кировской области, впечатление у меня одно — провинция исчезает как в физическом, так и в духовном своем содержании. Это как раз то самое, о чем писал Николай Рубцов, за что болел всей своей душой. Люди уезжают по объективным причинам. А те, кто остаются, уже мало чем отличаются в своем сознании от тех, кто живет в огромных мегаполисах: зацикливаются на своем собственном благосостоянии, либо на безудержном пьянстве (в провинции две крайности), и забывают о тех, кто рядом, о добром соседстве, о гостях без приглашения, о ключах под ковриком. Дети, благодаря великому и могучему интернету, знают лучше взрослых о черных сторонах жизни и уже с трудом объясняются на приличном Русском языке без фени и мата. Честно говоря, мнение о потребностях не навязано, а вполне оправданно и закономерно, и об этом можно написать целую научную диссертацию, чего я, конечно же, делать не буду, пусть этим занимаются ученые умы. Я же в свою очередь буду бороться, силами своего творчества, с этим невежеством, грязью, безразличием и бездуховностью. Скажу только одно, сегодняшнее массовое искусство — это кучка любителей и ремесленников. На гармониях в три аккорда и поэзии бытового характера наше государство воспитало несколько поколений, отчего теперь люди, пытаясь слушать и вникать в поэзию или музыку более серьезных форм и глубины содержания, как трехлетние дети, слушающие вместо сказок повесть Достоевского, быстро утомляются и теряют к тому всякий интерес. Если говорить о людях, приходящих на мои концерты, то это скорее исключение из общего правила. И все же есть место радости в моем сердце оттого, что людей таких становиться год от году все больше, а огромная заслуга в том тех артистов, которые смогли пробить каменную глыбу формата СМИ и вынести свое творчество на широкую аудиторию через телевидение и радио — я говорю об Олеге Погудине и Евгении Дятлове. Дай Бог им здоровья и душевных сил не предать избранного ими пути! Таких сподвижников не мало и всех не перечислишь, но эти двое, безусловно, одни из талантливейших и везучих. - Нередко приходится слышать мнение, что сегодня нет настоящей музыки, не сочиняют ничего, кроме песенок-однодневок. Вы работаете со многими современными композиторами. Расскажите о них. - Именно «песенок-однодневок», иначе и не скажешь. Сейчас многие называют себя композиторами, но масштаб таланта автора заключается не в количестве им написанных нот, а в их последующем испытании временем. Да, сейчас есть такие композиторы, которые, я уверен, выдержат это испытание и их произведения войдут (или уже вошли) в ряды мировой и бессмертной классики. Я назову лишь некоторые имена, с кем мне посчастливилось поработать и быть знакомым лично — это Александр Морозов, Андрей Петров, Александр Лепехин, Валерий Минкин, Анатолий Кальварский, Исаак Шварц... О каждом говорить в отдельности можно очень долго, пусть это лучше останется поводом для очередных статей в Вашем издании. Лучше сейчас сказать о них самое главное, что всех их объединяет и выражает высшую задачу любого творческого начала — это желание показать все самое лучшее в проявлениях человеческой души, найти противовес к несправедливостям в мирской жизни путем раскрытия всего лучшего, что в нас должно быть.

- В своё время судьба подарила вам встречу с таким выдающимся композитором, как Андрей Петров. Расскажите о нём, пожалуйста.

- Да, с Андреем Павловичем я познакомился в 2005 году на конкурсе «Весна романса», он был председателем жюри. Первое что меня поразило — это, не свойственная людям с его известностью в мировом музыкальном мире, скромность. Я ни разу не слышал от него повышенного тона, недовольства, бахвальства, напоминания собственных заслуг. Образно говоря, он, будучи настоятелем храма искусств, был с трепетным отношением послушника в нем. Он никогда не навязывал собственного видения к своим произведениям. Однажды я готовил несколько произведений, и одно из них вызывало у меня некоторые сомнения в прочтении (романс на стихи Блока «Я пригвожден к трактирной стойке»). Я спросил Андрея Павловича, находит ли он в нем человека смирившегося со своей судьбой или в нем еще есть вера в то, что трактирная стойка это не то, что он увидит последним в своей жизни? На что Андрей Павлович ответил: «Сергей, я в полной мере тебе доверяю, и все, что ты решишь выразить в этом романсе, будет только твоим. Я, как композитор, сказал свое слово в звуках музыки, теперь твоя очередь стать вместе со мной соавтором в этом произведении, главное не соври и будь честным в первую очередь с самим собой». С тех пор я понял, что главное в творчестве, в романсе не задачи которые ставит перед собой герой произведения, а то что я хочу сказать данными мне композитором и поэтом средствами и только тогда люди поверят мне. - В чём вы видите задачу своего творчества (и искусства вообще)? Что для вас в нём самое главное? И каковы ваши планы на будущее? - На эти вопросы я уже ответил средствами других, вышесказанных мной ответов, поэтому не стану повторяться, а вот что касается планов на будущее, скажу с некоторой долей таинственности. Всего раскрывать не стану, не из-за суеверия, а из-за того, что не все может получиться, и не хочу тем тревожить ни себя, ни кого другого. Но абсолютно точно могу сказать, что не за горами выход нового диска с песнями Арно Бабаджаняна и появления новой программы казачьих песен повествующих о боевых подвигах наших предков. Ведь любые документы можно уничтожить, сфабриковать, а песни исчезают только вместе с народом. А посему, пока живы наши песни, жива и Россия, а с ней будет жить и наша история, и наша гордость, и наша слава!

Беседу вела Елена Семёнова

http://golos.ruspole.info/node/1794

ruspesn.ru

Сергей Зыков. Очерк творчества (Часть-2)

Читать первую часть очерка

В моем романсе старом сокрыта грусть недаром. Романсы

Как и любой русский певец, Сергей Зыков исполняет много романсов. Этот жанр пришел в наше искусство из Западной Европы, но нашел в России благодатную почву. В жанре романса отечественными авторами создано бесчисленное множество произведений. Певец отмечает, что хотя романс в основном показывает человеческие страсти, страдания от неразделенной любви, в нем, как и в русской песне, есть что-то более высокое – это скорбь об утраченном рае.

Романс – это словно плач человека о чем-то высоком и чистом. Лучшие образцы этого жанра заметно украшают репертуар Сергея. Будучи утонченной художественной натурой, он умеет не только мастерски исполнить романс, но и пропустить его через свое сердце, каждый раз «прожить» эту историю. Потому-то так и любит публика романсы в исполнении Сергея Зыкова. Руководитель проекта «Весна романса», директор агентства «Русская музыка» Галина Ковзель, когда в первый раз увидела Сергея (он пел «Ты жива еще, моя старушка») сразу сказала: «О, этот парень, наверное, наш, «романсовый». Творческая дружба Сергея Зыкова с Галиной Ковзель продолжается и сейчас. Основные его достижения, официальное признание также связаны с романсами: он завоевывал Гран-при на таких конкурсах, как «Весна романса» и «Романсиада».

Особенно тонко и проникновенно Сергей исполняет классичекие романсы, написанные во второй половине 19-го — начале 20 веков. Одним из примеров является романс Фомина-Дризо «Прости меня за все»:

Прости меня за все, за мой обман невольный. Небрежно жесткий тон, и слов не нужных в нем. Прости меня — поверь, поверь — мне тоже больно

Я больше не могу играть смешную роль.

Исполняя это произведение, Сергей не просто услаждает слух зрителей прекрасным голосом, но словно проникает в психологический мир героев этого романса. Он показывает нам своим переживанием раскаяние человека перед любимой женщиной после того, как их отношения пошатнулись. Его мятущаяся душа ищет покоя, мира, прежней любви – это и есть та самая «тоска об утраченном рае», о которой говорил Сергей в одном из интервью. Хочется верить, что дальше отношения героев этого романса наладятся, по крайней мере, такое покаянное исполнение артистом вселяет на это надежду. У героев другого романса Бориса Фомина уже на стихи Бориса Подревского – «Твои глаза зеленые» — другая история. Здесь уже закончилась любовь, и, очевидно, больше не вернется:

Не надо ничего, ни поздних сожалений, Былого все равно нам больше не вернуть. Но хочется хоть раз, на несколько мгновений,

В речную глубину, как прежде, заглянуть.

Пусть эта глубь бездонная, Пусть эта даль туманная Сегодня нитью тонкою Связала нас сама. Твои глаза зеленые, Слова твои обманные И эти речи звонные

Свели меня с ума.

Сергей исполняет этот романс с более легким душевным настроем, как бы даже слегка игриво – это всего лишь приятное воспоминание о прошедшей любви.

Совсем с другим душевным состоянием, возвышенно-печально, исполняется известный романс Булахова-Чуевского «Гори, гори, моя звезда». Даже для такого, казалось бы, «запетого» романса Сергей нашел искренние, живые интонации, которые держат внимание слушателей и заставляют сопереживать лирическому герою.

Таким образом, романсы являются неотъемлемой частью репертуара Сергея. Они помогают выразить самые утонченные оттенки человеческих чувств, настраивают публику на высокий лад. Особенно приятно, когда артист дает концерт в небольшом, камерном зале, поет без микрофона – у зрителей возникают аллюзии с прежними временами, словно они переносятся в некий дворянский салон старой России, и получают большое наслаждение и радость от такого талантливого исполнения.

Есть одна хорошая песня у соловушки. Сергей Есенин

Не удивительно, что Сергея Зыкова, глубоко русского человека со светлой душой, с самого начала артистической карьеры привлекло творчество его тезки Сергея Есенина. У Есенина достаточно сложная и противоречивая судьба. Многие коллизии жизни нашли отражение в его поэзии. В одном интервью Сергей Зыков выступает «адвокатом» Есенина, говорит о том, что духовный мир поэта был светлым, возвышенным, его душа тянулась к Богу. Иногда у поэта были отступления с этого пути, падения, но он каждый раз, даже ломаясь, преодолевая себя, тянулся к Истине. Именно этот путь поэта к красоте, покою, добру, истине, одним словом – к Богу и показывает Сергей Зыков в тех произведениях на стихи Есенина, которые он исполняет. А таких песен в его репертуаре немало – получился целый музыкальный диск и отдельная концертная программа. Одно время его концерты состояли из двух отделений: в первом он исполнял песни на стихи Есенина, а во втором – Николая Рубцова, что было очень закономерно и логично, ведь обоих поэтов объединяет щемящая любовь к России.

Песня Григория Пономаренко «Выткался на озере алый цвет зари» исполняется лирично и задушевно:

Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

Даже сам певец преображается во время исполнения и сам немного становится похожим на Сергея Есенина.

Такое же светлое, но более грустное чувство вызывают известные песни «Не жалею, не зову, не плачу» и «Клен ты мой опавший».

Одно из лучших произведений – это полное нежности и любви «Письмо к матери»:

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Сергей настолько проникается настроением лирического героя, с такой задушевностью исполняет эту песню, что многие в зрительном зале, особенно женщины, утирают слезы. В этом произведении опять же мятущаяся душа поэта ищет пристанища, покоя:

Я по-прежнему такой же нежный, И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Эти слова с особенным проникновением исполняются артистом.

Но Сергей Есенин – это не только нежная лирика, возвышенная любовь, — это еще и мятежная, разгульная, широкая русская душа. Задорные, веселые, разгульные есенинские песни тоже есть в репертуаре Сергея Зыкова. Конечно, и исполняет он их с соответствующим темпераментом и настроением. Например, «Сыпь тальянка звонко». Но и здесь нет лишних движений, нагромождения выразительных средств. Всего лишь одна деталь: в одной руке микрофон, а другая рука — в кармане брюк, чуть раскованная поза – и в этом уже мы видим всего «разгульного» Есенина:

Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело! Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела? Не шуми, осина, не пыли, дорога.

Пусть несется песня к милой до порога.

Поэт в этих стихах вспоминает свою любовь, свою прежнюю жизнь, былое веселье. Но задор той жизни остался и в этом произведении. Сергей Зыков ярко дает нам это почувствовать.

Есенин – один из лучших певцов русской природы. Проникновенно и трогательно певец исполняет песню Александра Лепехина «Я по первому снегу бреду»:

Я по первому снегу бреду. В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. Я не знаю — то свет или мрак? В чаще ветер поет иль петух? Может, вместо зимы на полях,

Это лебеди сели на луг.

По своему настроению эти стихи напоминают уже лирику следующего, крупнейшего поэта, Николая Рубцова. Исполняется эта песня сосредоточенно, возвышенно, с большой любовью к этой природе, к своей Родине. Часто исполнение сопровождается видами заснеженной России на большом экране, что также усиливает впечатление.

Афиша концерта с песнями на стихи Есенина и Рубцова

Можно сказать, что Сергей Зыков – один из наиболее тонких и верных современных интерпретаторов творчества Есенина. Он глубоко погружается в духовный мир поэта, а богатые выразительные средства, прежде всего оттенки голоса и артистические способности, помогают ярко представить этот мир на сцене.

До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста. Николай Рубцов

Думается, что одна из наивысших вершин в творчестве Сергея Зыкова – это песни на стихи Николая Рубцова. Рубцов – один из самых великих поэтов второй половины 20-го века, да и вообще, пожалуй, во всей русской поэзии. Выбор для исполнения произведений на стихи этого автора говорит о высоком вкусе нашего героя. Важнейшим фактором является и то, что музыку к великой поэзии Рубцова писал такой превосходный композитор как Александр Морозов. Для многих произведений на стихи Рубцова Морозов написал конгениальную музыку, которая открыла второе дыхание для этих великих стихов. Сергей исполняет цикл из шестнадцати произведений Морозова-Рубцова. В творческую жизнь певца Николай Рубцов вошел относительно недавно, и он говорит, что «очень рад этому приобретению». По его словам, если Есенин писал еще о живой и даже процветающей деревне, то Рубцов, спустя годы, пишет о деревне уже умирающей. «Николай Рубцов по степени скорби, боли мне даже ближе, поскольку я сам родился, почитай, в деревне – мой городок Орлов стоит, но он вымирает, как и близлежащие деревни» — говорит певец в одном из своих интервью.

Молитва – это одно из наиболее совершенных творений Морозова-Рубцова. Это произведение захватывает слушателей с первых своих звуков. В нем что-то есть от Реквиема Моцарта. Конечно, для такого уникального творения нужен и исполнитель высочайшего уровня. И здесь Сергей Зыков является наряду с авторами третьим, также конгениальным творцом этого произведения. С самых первых тактов этой высокой мелодии исполнитель проникается ее духом. Мы видим легкий, еле заметный наклон головы вперед и серьезный, сосредоточенный взгляд куда-то внутрь себя, в глубину своего сердца. Певец во время исполнения максимально аскетичен, собран, сосредоточен – как во время настоящей молитвы. Очевидно, что главная его задача — именно погрузиться внутрь себя и как бы пропустить это произведение через свою душу. И чем сильнее он это делает, тем сильнее зрители ощущают глубину и величие этого шедевра. Сергею Зыкову удается максимально проникнуть в духовный мир авторов этой песни. Когда после первых строк песни он поднимает глаза немного вверх, то мы видим в них тихие огоньки, словно это отражение свечей, горящих перед иконой. В этой песне, как и в настоящей молитве, речь идет о душевной чистоте, о стяжании Благодати Божией, а также о глубокой любви к своей «захолустной» родине. Наибольшую часть стихотворения составляет именно эта «исповедь» в любви к родине. Соприкоснувшись с этим произведением, слушатели ощущают в душе мир, покой, тишину, тихую грусть – это им смог передать свое душевное состояние певец. Вот смолкли последние звуки песни, но зрители как бы не хотят разрушить это душевное состояние, и даже аплодируют сначала сдержанно, лишь потом проявляют восторг овацией. А сам исполнитель также во время аплодисментов сохраняет душевную сосредоточенность, скупость, не выходя из настроения песни, и лишь позже на его устах мы видим скромную полуулыбку. После такого произведения ты чувствуешь, что соприкоснулся с настоящим, высоким искусством, которое бывает нечасто.

Еще одно замечательное творение Морозова на стихи Рубцова – это песня «Журавли». Николай Рубцов писал в советскую эпоху, однако как великий поэт, он проник духом в тысячелетнюю русскую традицию, ощутил и передал в Слове то, что чувствуют многие русские люди. Суровая северная природа, осознание тщетности суетливой мирской жизни сформировали высокое стремление русской души к Богу, жажду прикосновения к высоким смыслам. Кратковременное появление журавлей в весеннюю, а особенно в осеннюю пору воспринимается русским человеком как символ прикосновения к Высшей красоте и справедливости, потому и написал поэт:

«Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье И высокий полет этих гордых прославленных птиц».

И чуть позже:

«Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природа Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их…»

Человек трудится на земле душою и телом, и не ждет здесь от природы особенных наград, чая Высшей награды в Вечности. А здесь лишь иногда промелькнувшее ласковое солнышко, погожий денек, или вот этот пролет журавлей над деревней на мгновение осветят душу тихой радостью, напоминая человеку, что он идет правильной дорогой. Потому так и дорог полет журавлей русскому человеку – как прикосновение к Божьей Благодати. Все эти чувства и мысли ты испытываешь, слушая вступительные аккорды данного произведения и вдохновенное исполнение Сергея Зыкова. Замечательная музыка Александра Морозова не мешает восприятию, а органично дополняет слова Рубцова. В мелодии мы словно ощущаем полет и крик журавлей. Сергей Зыков, как и в предыдущей песне, собран и аскетичен. В начале он даже не раскрывает полностью свои богатые вокальные данные: песня звучит как бы приглушенно, но от этого душевное впечатление как раз только усиливается. Местами вокал словно отступает на второй план, и мы соприкасаемся с глубоким душевным миром исполнителя. На память приходят некоторые песни в исполнении Шаляпина: он так же мог начать долго-долго тянуть какую-нибудь высокую ноту – приглушенно, еле слышно, и это при богатстве душевного содержания завораживало слушателей, и продолжает воздействовать и на нас, слушающих записи сегодня. Так же и у Сергея: временами полуприкрытые глаза, скупой жест руки, напоминающий взмах журавлиного крыла, негромкое пение – вводят тебя в духовный мир и в круг мыслей Рубцова. И уже после этого идет усиление вокала, а на словах «Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!» исполнитель протягивает руку вперед, словно видя в небе журавлей, и провожая их взглядом. После этого между словами «Вот замолкли» и «и вновь сиротеет душа и природа» следует небольшая пауза, и песня заканчивается также тихо-сосредоточенно, как и начиналась. Этот шедевр, так же как и предыдущий, наполняет душу слушателей несказанным светом и тихой радостью!

Следующая, наверное, самая известная нам песня Морозова-Рубцова – это «В горнице моей светло». На первый взгляд здесь всё очень просто: автор, очевидно, вспоминает своё детство, матушку, которая приносит воду, затем рассказывает о своих думах, о том, что будет делать завтра. Однако можно увидеть в этом произведении и духовные смыслы. «Горница» — это символ не просто жилища, а высшего, «горнего» места. Лодка, как и корабль, является символом спасения в христианстве. Автор говорит нам, что его лодка «скоро догниёт совсем», то есть, очевидно, с его жизнью что-то не так. И он должен правильно выстроить свою жизнь. Он, словно инок, будет трудиться – «поливать цветы», мастерить себе лодку – свой корабль спасения, а также «думать о своей судьбе» — то есть, очевидно, молиться до ночной звезды – это также иноческий символ. Таким образом, здесь мы можем угадать глубокий духовный подтекст. Эту песню Сергей поёт внутренне более раскованно, чем предыдущие, он открыт зрителю, и даже вступает с ним в своеобразную игру – порой он устраняется от микрофона, давая возможность зрителям самим спеть несколько фраз знакомой им песни. Во время исполнения, торжественного и красивого, артист словно излучает внутренний свет. Ведь если человек нашел смысл жизни, начинает правильно строить свое бытие, то это для него очень большая радость. Отсюда исполнитель и проникается этим высоким настроением, передавая его слушателям.

Глядя на исполнение Сергеем Зыковым песен на стихи Рубцова, можно представить, что сам поэт, будь он жив сейчас, по достоинству бы оценил его творчество. В его устах поэзия Рубцова словно засверкала новыми красками, в то же время, сохраняя свой неповторимый дух. Следует сказать, что и композитор Александр Морозов очень высоко оценил творчество Сергея Зыкова. На одном из концертов он сказал буквально следующее: «Я такого исполнения Рубцова ждал всю свою жизнь. В свое время Глеб Горбовский сказал, что Рубцов – это долгожданный поэт. Так вот мне кажется, а я большой путь на эстраде прожил, у меня много друзей – исполнителей, и я всегда переживал за Рубцова: такое количество песен написано, сердцем написано, а вот наши эстрадные певцы никак не могут дорасти до Рубцова. И вот я сейчас могу сказать смело, что явился еще один долгожданный певец – Сергей Зыков, который «родил» Рубцова по-настоящему. И мы ему желаем большого творческого пути». Поистине, такие слова дорогого стоят!

Русь называют святою. Православие, духовный мир

Русская культура, как и культура мировая, неотделима от христианства. Все великие произведения культуры, искусства прямо, или косвенно связаны с христианством. Святитель Николай Сербский сказал: «Никто не велик, если не держится кого-то величайшего». Смысл этих слов можно понять так: для достижения какой-то высокой цели, выхода на высокий уровень человек должен чем-то подпитываться, быть кем-то поддержан. Это же можно отнести и к искусству. Христианство является огромным стимулом для мировой культуры. Сегодня мы видим как в тех странах, где пытаются «забыть» о христианстве, отказаться от него, культура находится в полном упадке.

К счастью, в России есть еще люди, понимающие, где лежат корни истинной культуры, подлинного искусства. Лучшие представители артистического мира обращаются к духовной теме, как к одной из главных в своем творчестве. Это мы можем сказать и о нашем герое. Обращение к духовной теме, к православию, прямо, или косвенно мы можем видеть в большей части произведений, исполняемых Сергеем Зыковым.

В репертуаре певца присутствуют песни известного автора-исполнителя иеромонаха Романа (Матюшина). Сергей говорит, что песни отца Романа привлекают отсутствием какой бы то ни было сверхидеи, он не призывает людей словами «идите в храм, там вас ждет спасение». Он говорит о своем внутреннем мире, мироощущении, покаянии. И когда он это говорит, то вам хочется это испытать, пережить – вот что важно.

Одна из наиболее известных песен отца Романа «Колокольный звон». Текст этого произведения как бы вплетен в церковную ектенью, в конце каждого куплета повторяется «Господи помилуй»:

Колокольный звон Над землей плывет, А в монастыре Братский хор поет:

— Господи, помилуй.

Сергей исполняет эту песню с самым главным чувством, которое должен испытывать христианин – покаянием. Общее его настроение – сосредоточенно-молитвенное. Статичная поза, минимум движений, и даже пение как бы приглушенное, не в полную силу – все эти средства умело и со вкусом используются им при исполнении этого высокого произведения духовной лирики. При таком состоянии человека есть еще надежда, что Господь помилует и продлит наши дни на земле:

С музыкой такой Хоть иди на смерть! Много ли тебе, Русь Святая, петь?

Господи, помилуй.

Такими словами заканчивается эта замечательная песня, талантливо исполненная Сергеем Зыковым. Еще одна песня отца Романа – «Пел соловей». В этом произведении Сергей показывает нам уже другое состояние – это восхищение перед природой, как Божьим творением. Для верующего человека природа невероятно красива, полна смысла, и в каждой своей детали прославляет Творца:

А воздух травами пропах, И я стоял в преддверье рая, А он трещал в своих кустах,

Людскую славу отвергая.

Певец исполняет эту песню с нежной улыбкой на устах, с тихой внутренней радостью, что, очевидно, и соответствует замыслу автора.

Из духовной лирики, исполняемой Сергеем, можем отметить песню «За святую Русь помолюсь» иеродиакона Феофила. Здесь по смыслу песня – также молитва, но уже более «воинствующая». Автор просит Бога защитить Русь от разных напастей:

Чтобы Русский щит не был бит, Чтобы Русский меч спас от сеч, Чтобы Русских рать – не объять,

Чтобы Русский царь был, как встарь.

Сергей исполняет это произведение мощно и широко, словно показывая нам своим пением эту битву за Святую Русь.

Можно и еще продолжать список духовных произведений в исполнении Сергея: «Русь называют святою» архидиакона Романа, «Богоматерь в городе» Свиридова – Блока, и ряд других. Но духовными можно назвать многие произведения, исполняемые им, где непосредственно не идет речь о Боге, церкви, молитве. Как уже нами отмечалось, вся высокая, настоящая культура – духовна. Хотелось бы упомянуть замечательную песню «Покаяние» Морозова – Муравьева. В ней речь идет о позднем раскаянии сына перед уже ушедшими родителями. Он возвращается в родительский дом:

Домик маленький на окраине, Вишня старая в палисаднике. Здравствуй, матушка, здравствуй, батюшка.

Почему меня не встречаете?

Побыв в заброшенном родительском доме, он испытывает чувство глубокого раскаяния перед родителями — очевидно, он когда-то был крепко виноват перед ними, а может и просто от того, что не приезжал их навестить. И вот это-то сильное покаяние как бы перерождает его душу, он становится другим человеком. И хотя он и утверждает, что «У пустых икон поздно каяться», но, очевидно, после этого осознает внутренне, что родители приняли его запоздалое покаяние, и простили его. Он с благодарностью и как бы даже с удивлением спрашивает:

Здравствуй, матушка, здравствуй, батюшка. Почему меня вы прощаете?

На наш взгляд, эта песня относится к одной из вершин в творчестве Сергея Зыкова. Все исполнение пронизано печалью и покаянием. Для глубокой скорби он находит какие-то удивительные краски в своей душе: голос звучит как-то необычно, хотя и узнаваемо, но с оттенками некой хрипотцы, словно плачь, как будто этот человек пролил много слез, и теперь вот излагает нам свою печальную историю. И удивительным образом мы к концу этой песни испытываем катарсис вместе с героем, ощущаем мир, покой, и тихую радость в душе.

Артистичность

Александр Пахмутов и Сергей Зыков

Певцы бывают разные. Есть просто певцы, а есть Артисты в высоком значении этого слова. Иногда бывает так, что у исполнителя прекрасный голос, но он на сцене ведет себя «академически», сдержанно, или даже зажато, ему мешают руки, лишний раз не улыбнется. Когда же мы смотрим концерт Сергея Зыкова, то можем сказать, что он в песне чувствует себя как птица в полете. Выражение «смотрим концерт» здесь нами употреблено не случайно, поскольку каждое произведение, исполняемое им – это небольшой театральный номер, маленький спектакль. Сравнение поющего артиста с птицей в полете нам также кажется особенно удачным. Ведь птица может высоко парить в воздухе, может делать небольшой перелет, часто взмахивая крыльями, она также ловко использует потоки воздуха для удобства полета. Также и наш артист. Одни песни исполняются им тихо, с внутренней концентрацией, как бы молитвенно. Мы уже приводили в пример произведения Морозова-Рубцова. Другие – мощно и эпически, как например военные, патриотические песни. Третьи – задушевно, лирично, как русские народные песни, или произведения о любви. С особенной искрометностью он исполняет веселые, жизнерадостные, полные юмора песни. Так, на одном из концертов во время пения знаменитого «Чубчика» он так лихо пустился в пляс, что и зрители с трудом удерживались на своих креслах, чтобы составить ему компанию. На концертах Сергея Зыкова никогда не бывает равнодушных, или скучающих зрителей. Как птица для полета он использует конкретную обстановку сцены и всевозможные обстоятельства, порой даже непредвиденные, для исполнительского номера. Старожилы Московского Художественного театра рассказывали, что так же вел себя на сцене гениальный Михаил Чехов. Поскольку он «жил в предлагаемых обстоятельствах», то что бы ни произошло на сцене, даже какая-то заминка, оплошность, — все это обыгрывалось им в том образе, в котором он существовал.

Сергей Зыков на сцене абсолютно свободен и раскован. Вот он выходит и устанавливает первый контакт со зрителями, пока только визуальный. Если это небольшая аудитория, камерная обстановка, то он обязательно осматривает зал, находит знакомые лица, одному-двум слегка кивает с улыбкой, а каждому зрителю кажется, что это он кивнул именно ему. Вот мы слышим первые звуки мелодии, и Сергей как бы настраивается на песню, иногда слегка покачивается в такт, иногда немного взмахивает рукой, а дальше погружается в то, или иное произведение, органично существуя в нем, и стараясь максимально раскрыть авторский замысел и порадовать нас прекрасным исполнением.

Как истинный артист, Сергей порой даже внешне преображается, исполняя некоторые произведения. Так, мы уже отмечали, что иногда он чем-то напоминает Сергея Есенина. Порой, когда он поет песни из репертуара Эдуарда Хиля, становится поразительно похож на этого легендарного певца. Во время исполнения цыганских песен, например, «Прощай, мой табор», его голос действительно приобретает цыганскую манеру, и чем-то напоминает голос Николая Сличенко.

Большую роль в жизни Сергея на сцене играет его пластика и мимика. Как настоящий артист, он широко использует эти средства в своем искусстве. Диапазон их очень широк. Нам уже приходилось выше говорить об этом. Их использование зависит от того, какая песня исполняется в данный момент. Если это духовное, молитвенное произведение, то певец статичен, глаза его прикрыты, а всю жизнь своего духа он показывает только голосом и внутренним переживанием. Если же это произведение о любви, дружбе, верности, то он часто улыбается задушевной неподражаемой улыбкой, как бы внутренне сияет. Произведения игровые, веселые, шуточные исполняются им широко, от души, с активной жестикуляцией. На лице он может показать хитрость, простодушие, коварность, испуг, насмешку, обиду, влюбленность, очарование, и много других, самых разных психологических оттенков.

Отдельно следует упомянуть о раскованности и артистизме нашего певца, когда он поет с кем-нибудь дуэтом, в группе, или когда на сцене присутствуют другие люди. Так исполнение песни «Очи черные» дуэтом с Натальей Михайловой Сергей превратил в целый маленький спектакль, где остроумно, на ходу, обыгрывалась каждая строчка, каждая фраза и слово. Все это вызывало, конечно, восторг у зрителей. Довольно часто можно увидеть, как в такие же спектакли превращается совместное пребывание на сцене Сергея Зыкова и дирижера Станислава Горковенко, обладающего также большим юмором и артистизмом. Прославленный дирижер порой настолько увлекается этой «игрой», что полностью отстраняется от управления оркестром, и включается в диалог с певцом. Так, во время исполнения песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» весь свой монолог Сергей «направляет» в сторону дирижера, который подхватывает его слова, отвечая на них пантомимой с большим юмором. Особенно забавно звучат в его сторону слова «За победу б мы по полной осушили, за друзей добавили б еще», «Может ты случайно не женатый – ты, дружок, нисколько не грусти», или «Мы тебе колхозом дом построим» — Станислав Горковенко, таким образом, становится «главным героем» этой песни. Это придает звучанию не только лирику, но и большую долю юмора, что с энтузиазмом воспринимается зрителем.

Дополнительное впечатление от концертов Сергея Зыкова дает видеоряд, который можно посмотреть на экране, если это большая сцена. Во время его пения мы можем увидеть фотографии, видеокадры. Если исполняются произведения Есенина, Рубцова, то мы видим фотографии этих поэтов, изображение их родных мест, русской природы, героев их стихов. Если это песни о войне, то на экран подается документальная кинохроника военной поры, или кадры из художественных фильмов. Песню «Ах ты, степь широкая», как уже отмечалось нами, певец исполняет на фоне спелого хлебного поля и заходящего солнца. Причем, видео так смонтировано, что кажется, будто сам он стоит в этом хлебном поле. Безусловно, эта небольшая, но очень важная деталь усиливает еще больше впечатление от концертов.

Признание, популярность

Замечательный певец, Сергей Зыков уже около двух десятков лет радует слушателей своими прекрасными песнями. Он прошел хорошую жизненную и профессиональную школу. За эти годы у него сложилась своя аудитория зрителей, слушателей, которые очень высоко его ценят. Сергей не гонится за дешевой популярностью, в его репертуаре практически нет случайных, «проходных» песен. Выступает он с концертами, как в Санкт-Петербурге, так и в других городах, часто гастролирует. Поклонники Сергея Зыкова – это русская образованная, интеллигентная публика с отменным вкусом и высокими эстетическими потребностями. Как он сам говорит: «Моя публика не столь обширна, но очень качественная». Периодически он выступает на телевидении, его записи широко представлены в интернете, и каждый желающий может с ними подробно ознакомиться. Там же, в интернете, можно прочесть многочисленные комментарии, которые оставляют зрители после просмотра видеороликов. Вот только некоторые из них.

«Умница! Великолепно! Господи, когда же наступит время, когда таких певцов можно будет на центральных каналах телевидения услышать и увидеть?!»

«Хорошо поет! Чем-то на самого Есенина похож».

«Великолепно! И голос, и манера исполнения, и, самое главное — ДУША! Умница! Так держать!».

«Сердце щемит от нежности молитвы. Чистая душа — как это нам необходимо!»

«Божественно! Что музыка, что слова, что исполнение — просто божественно! Господь поцеловал всех троих! Других слов нет…» [это о песне «Молитва» Морозова-Рубцова].

«Молодец, Сергей! У него такое редкое для сегодняшней молодежи переживание поэтического слова».

«Молодец, Сергей! Умеет завести зал! Немногим удается так спеть вместе со зрителями, а у него это всегда получается».

«Красиво! Очень нравится Ваш голос и манера исполнения! Правда, романсы не очень люблю, но ваше обаяние перевешивает».

Заключение

Мы попытались дать краткий очерк творчества одного из наиболее замечательных вокалистов нашего времени – Сергея Зыкова. Его жизнь в искусстве можно сравнить с добрым семенем, посеянным в благодатную почву. Семя – это тот талант, дар, которым Бог щедро наградил нашего героя. Он имеет превосходные вокальные данные – сильнейший голос, баритон, богато украшенный различными оттенками, помогающими передать тонкости и нюансы исполняемых им произведений. Сергей также является и великолепным артистом в высоком смысле этого слова. Палитра, которой он пользуется, создавая свои произведения, невероятно разнообразна. Он может проникнуть в авторский замысел и в духовную сущность самых высоких произведений, таких, как духовная лирика иеромонаха Романа, или произведения Александра Морозова на стихи Николая Рубцова. При этом он на сцене молитвенно проживает эти творения, вызывая высокое душевное состояние и у зрителей, слушателей. Он способен передать красоту, печаль и мудрость народной и казачьей песни. При исполнении песен военной поры лирический герой Сергея Зыкова преображается в русского солдата, этакого Василия Теркина, который с великой простотой и юмором, с жизнелюбием передает в песне душевное состояние бойца. При исполнении романсов, белогвардейских песен его герой – это посетитель великосветских дворянских салонов и собраний, у него благородная душа и высокая культура. Исполняя песни советских композиторов, Сергей Зыков доносит до слушателей все то лучшее, что принесла нам советская эпоха, все, что ценил интеллигентный человек того времени.

А почва – это то, что питает артиста, что дает ему стимулы для дальнейшего развития. Это, прежде всего, тысячелетняя русская традиция, на которую он опирается. Кристально чистые родники русской истории, веры, культуры насыщают душу художника, наполняют ее высокими смыслами. Именно воплощение этой традициии рождает на сцене, то, что Станиславский когда-то назвал жизнью человеческого духа. И, постигая творчество Сергея Зыкова, мы с радостью можем видеть, насколько прекрасной может быть эта жизнь, как она одаривает зрителя душевной чистотой и вдохновением! Именно эта традиция дает ему правильный духовный компас, помогающий ориентироваться в сегодняшнем, мягко говоря, не всегда чистом мире общественной жизни и культуры. Именно благодаря этому мы могли услышать в его исполнении достойный русский ответ на духовно и исторически лживый и лукавый текст с украинской стороны «Никогда мы не будем братьями». Очевидно, также во время войны в ответ на вопиющую нацистскую агрессию и злодеяния родилось с нашей стороны столько шедевров гражданской лирики, песен о любви, верности, о Родине, что даже в самые тяжелые времена было ясно: победа будет за нами, а русская сила пересилит нацистскую гадину. Многие из этих шедевров, кстати, и сегодня мы с удовольствием слушаем в исполнении Сергея Зыкова.

Можно с уверенностью сказать, что Сергей Зыков в самом высоком смысле Народный артист, поскольку в своем творчестве он отражает жизнь всех слоев русского народа от самых взыскательных утонченных интеллектуалов до простого человека с доброй душой. Остается только надеяться, что народная любовь к этому замечательному исполнителю будет подкреплена и соответствующим высоким признанием на государственном уровне.

Сергей Зыков вступает в ту золотую пору творчества, когда не только обаяние молодости и душевной чистоты, но и жизненный опыт, мудрость, глубокие знания, высочайшее мастерство, профессионализм являются слагающими его внутреннего мира. Все это способствует тому, что на сцене он глубоко проникает в сущность исполняемых произведений, раскрывает их богатое содержание, а очень часто и сам становится создателем произведения – не только непосредственно в виде авторства музыки и стихов, но и в виде достойного артистического исполнения. Хочется пожелать нашему герою сохранить душевную чистоту, богатство внутреннего мира, высокий профессионализм, и пусть он не останавливается на достигнутом, пусть перед ним открываются новые горизонты творчества, пусть его ждут новые свершения и творческие удачи, а также признание и любовь тех, для кого он трудится – зрителей и слушателей!

Автор текста Вадим Грачев

Сила и тайна таланта. О творчестве Сергея Зыкова

Просмотров - 580

ekskluziv-smi.ru

Тоска на генном уровне. Сергей Зыков о русской душе и песне

18 декабря в зале у Финляндского вокзала состоится сольный концерт лауреата международных конкурсов Сергея Зыкова. В программе «Сердце на снегу» - песни композитора Арно Бабаджаняна.Возвращение Бабаджаняна

АиФ-Петербург: - Старшее поколение знает песни Бабаджаняна, а молодые и не слышали, почему же вы их выбрали? 

- Эти радостные и яркие песни подходят к новогоднему настроению. А программу мы сделали ещё два года назад, и люди просят повторить. Кстати, после моего исполнения питерские певцы стали петь даже некоторые забытые песни Бабаджаняна. Мы его реанимируем! 

АиФ-Петербург: - Целые пласты культуры находятся в загоне, на поверхности только попса. Какое же тут возрождение?

- Сейчас популярны жанры, лёгкие в восприятии. В основном для молодых, которым нужно развлекаться, танцевать, а не «загружаться». Это нормально. Но есть слушатель более зрелый, думающий, желающий получить что-то сердечное, глубокое...

В Петербурге на мои концерты в основном приходит публика от 40 лет, а в провинции гораздо моложе. Там люди не «закормлены», им всё интересно.

АиФ-Петербург: - Получается, вы делаете благородное дело, знакомя их с советской песней, романсами?

- Я их за руку не тяну, они сами делают это благородное дело. И помогают мне понимать, что двигаюсь в правильном направлении. А формулировка «советская песня» мне не нравится. Я называю - «русская», потому что, какая бы эпоха ни была, для нашего человека важно внутреннее наполнение произведения. Почему народная песня такая грустная? Потому что мы всегда тоскуем по утерянному раю. Нам это передалось на генетическом уровне. Вот «Чёрный ворон» и пронимает до слёз. На Западе больше песен весёлых, у нас они тоже есть, но трогают и задевают - печальные. Я, слава Богу, родился в России, оттого именно так смотрю на мир.  

АиФ-Петербург: - И всё-таки как без раскрутки и рекламы продвинуть своё искусство? 

 - Инициатива идёт с мест, дирижёры сами приглашают. Когда составляют планы на год, спрашивают друг у друга: кого посоветуешь? Сарафанное радио работает. У меня примерно на год вперёд всё расписано. И благодаря Интернету есть возможность знакомить своего слушателя с новыми работами.  Я получил известность в России во многом благодаря фестивалю Андрея Павловича Петрова, поездив с ним по стране. Этот композитор многое мне дал в музыкальном отношении, многому научил, благодаря ему я оброс связями. Мне в жизни всегда везло на хороших людей, на яркие, добрые впечатления, а всё плохое - забывается.

Не нужно ничего «открывать»

АиФ-Петербург: - Вы поёте песни народные, современные, на стихи русских поэтов, романсы - старинные и классические… Что пользуется бóльшим успехом?

- У каждой программы есть свой слушатель. Люди, приходящие на концерты, - мои единомышленники, их волнуют те же темы, что и меня. Искусство помогает убедиться в правильном выборе жизненного пути. И не нужно людям ничего «открывать», для этого существует Храм. А песня и романс напоминают о простых вещах: быть внимательнее к близким, поддержать, да хотя бы поговорить! Из этих мелочей вырастает глубокое духовное познание, открывается смысл существования. 

Для меня все жанры, которыми занимаюсь, - любимы. Начинал с романса, первая победа была одержана благодаря ему - Гран-при «Романсиады». 

Сейчас хочу сделать программу на свою музыку и частично свои стихи, связанную с подвигами русских воинов на протяжении всей истории России. Хочу, чтобы люди понимали, кто они, ради чего все века наши предки кровь проливали. 

АиФ-Петербург: - Патриотизм проявляется, когда родине грозит опасность. А в обычной жизни?

- У меня есть программа на стихи Сергей Есенина, любимого поэта. Он черпал свой патриотизм в природе, русской деревне, и ему было не так уж важно, что происходит в политике. 

Смотрите также:

spb.aif.ru

Сила и тайна таланта. О творчестве Сергея Зыкова

Часто мы говорим о талантливых и гениальных людях. Они нам очень интересны. Причем, как правило, эти люди жили в прошлом. Если проанализировать наши разговоры о них, то чаще всего мы используем прошедшее время. Даже наблюдается иногда такая закономерность: чем дальше от нас жил выдающийся человек, тем более одарённым он нам кажется. В какой-то степени это так и есть, ибо в традиционном мышлении мир постепенно деградирует и приближается к своему финалу. Это можно заметить в рассуждениях мыслящих людей всех эпох. И всё же, если задуматься, — а осталось ли что-то талантливое, гениальное в наше апостасийное время? Если начнём об этом размышлять, то, конечно, мы сможем найти в человеческом обществе высокие проявления духа и сегодня. Если говорить конкретно, например, о вокальном искусстве и ориентироваться на современные средства массовой информации, то получится весьма печальная картина. Когда вспоминаешь такие имена, как Георгий Виноградов, Валерий Ободзинский, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, то, конечно рядом с ними поставить некого. Но, к счастью, сегодня мы живём уже в другую эпоху. Есть интернет, который позволяет при желании открыть для себя и другие имена, достойные стоять в этой шеренге славных. Наверное, можно вспомнить многих выдающихся, достойных исполнителей, но мне хочется назвать сейчас только одно имя: Сергей Зыков.

Певец Сергей Зыков

Помню, открыл для себя этого замечательного певца лет десять назад. Его талантливейшее исполнение многих песен, романсов радовало и согревало душу. Я удивлялся: как же так, мы видим по телевидению, слушаем по радио разные суррогаты, засоряющие эфир, а здесь такой исполнитель высочайшего уровня, и его не знает массовый зритель?! Таково наше коварное время. И это не только моё мнение. Однажды я познакомил с творчеством Сергея Зыкова Милену Всеволодовну Рождественскую, доктора филологических наук, профессора СПбГУ, дочь выдающегося поэта Серебряного Века Всеволода Александровича Рождественского, человека с прекрасным вкусом и высокими эстетическими потребностями. Поле концерта, когда мы выходили из зрительного зала, Милена Всеволодовна сказала: «Вы знаете, Вадим, Сергей Зыков – это исполнитель высочайшего уровня. Его нужно постоянно показывать по центральным каналам телевидения, чтобы вся страна и Зарубежье знали об этом выдающемся человеке!» С тех пор мы с Миленой Всеволодовной неизменные поклонники творчества этого замечательного исполнителя.

Когда размышляешь о таланте Сергея Зыкова, как и о всяком одарённом человеке, пытаешься постичь природу этого дара. Наверное, в самом слове «дар» кроется часть ответа на вопрос. Бог щедро одарил его выдающимися вокальными данными, интуицией, способностью проникнуть в ткань художественного произведения, и донести его глубокий смысл до слушателей, зрителей. Но не только это характерно для творчества героя нашего повествования. Думается, что здесь немалая заслуга и его самого. Он вкладывает в свои произведения много труда, совершенствует технику исполнения, филигранно работает над каждым произведением. Но когда слушаешь концерт, обо всей этой «технике» забываешь, ибо все песни и романсы исполняются Сергеем как бы на одном дыхании, с моцартовской лёгкостью, просто мы догадываемся косвенно об этой кропотливой трудной работе. Это также показатель огромного таланта.

Если говорить о репертуаре этого выдающегося певца, то и здесь испытываешь восторженные чувства. Прежде всего – это высочайший вкус. Всё, что поёт Сергей – это высочайшие образцы поэзии, музыки. Здесь и традиционные русские романсы, и народные песни, и произведения из репертуара Петра Лещенко, и наиболее выдающиеся песни композиторов 20-го века, которые уже стали классикой, и актуальные современные песни, и такие произведения, которые вообще мало кто знает. Например, такой замечательный романс как «Петербургская княжна», я вообще до этого никогда и нигде не слышал. Отдельно следует сказать о том, как глубоко и органично Сергей Зыков выразил в своем творчестве поэзию двух русских гениев 20-го века: Сергея Есенина и Николая Рубцова. В этих произведениях чувствуется и щемящая русская тоска, и глубокое национальное начало. Именно на таком концерте мы были с Миленой Всеволодовной Рождественской.

Когда размышляешь о талантливом человеке, его творчестве, то всегда чувствуешь некую загадку – тайну таланта. На то она и загадка, чтобы оставалась не раскрытой. Можно лишь попытаться бережно прикоснуться к этой тайне, интуитивно понять её, насколько это возможно. Песни Сергея Зыкова глубоко волнуют русское сердце, поселяют в душе радостное и трепетное чувство. Наверное, это происходит от того, что он сам создаёт свои шедевры в контексте русского национального искусства, прикасаясь к бездонному источнику русской православной духовности. Как говорил выдающийся славянский мыслитель, святитель Николай Сербский (Велимирович): «Никто не велик, если не держится кого-то величайшего». Так же и Сергей Зыков опирается на тысячелетнюю русскую духовность и культуру. Это помогает ему быть в настоящее время выразителем русской души в песне. В его творчестве оживает русская история; когда слушаешь его исполнение, видишь картины нашей прекрасной природы, перед тобой проходят человеческие судьбы, люди страдают и радуются, любят и переживают, бьются с врагами, защищая Родину, размышляют о Боге и Вечности. Целые пласты русской жизни проходят перед благодарными слушателями, когда они прикасаются к творчеству этого удивительного человека! Думается, что искусство Сергея Зыкова останется навсегда в нашей душе, в русской истории в одном ряду с наиболее выдающимися исполнителями.

У нас часто так бывает, что гения начинают ценить только тогда, когда уже поздно. Так вот, Сергей Зыков жив, здоров, полон сил и творческой энергии. Это очень приятно. Хочется пожелать ему сохранить и приумножить свой талант. Пусть Господь даст ему здоровья, творческих успехов, пусть реализуются все его планы, и пусть он долгие годы радует нас своим прекрасным творчеством!

Вадим Грачев

МОЛИТВА. ИСПОЛНЯЕТ СЕРГЕЙ ЗЫКОВ. СТИХИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА.

Сергей Зыков. Очерк творчества (Часть-1)

ekskluziv-smi.ru

ЗЫКОВ Сергей

28.07.2012 16:00  |   | 

Рейтинг:   / 9 Просмотров: 5413

ЗЫКОВ Сергей Викторович родился в городе Халтурин (ныне г. Орлов) Кировской области.Во время службы в армии в Красноярске под аккомпанемент ансамбля прошли его первые выступления.В 2002-2003 гг. Сергей учится в школе при Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, где, благодаря педагогу по вокалу Георгию Васильевичу Заставному, закладывается хорошая вокальная профессиональная школа.В 2004 году Сергей Зыков становится солистом оперной труппы петербургского музыкального театра «Зазеркалье». Высокий уровень вокальной подготовки и сценический облик молодого певца определили выбор первых ролей, ими стали Роберт в опере Чайковского «Иоланта» и Марсель в «Богеме» Пуччини.В это время Сергей продолжает выступать на концертной эстраде, участвовать в конкурсах. 2005 год приносит победу на ежегодном Санкт-Петербургском конкурсе исполнителей романса «Весна романса» (ГРАН-ПРИ). На этом конкурсе Сергей Зыков знакомится с композитором Андреем Павловичем Петровым, разглядевшим яркий талант молодого исполнителя.Двумя годами позже на XI Международном конкурсе русского романса «Романсиада-2007» в Москве приходит еще одна победа (ГРАН-ПРИ). По воспоминаниям блистательного Михаила Аптекмана, который аккомпанировал Сергею на «Романсиаде» и уже в течение многих лет участвовал в конкурсе, жюри впервые было столь единодушным в оценке.Поиски своего оригинального творческого пути приводят к исполнению с эстрады народных, казачьих, военных и духовных песен. В 2008 году Сергей удостоен I премии на Международном фестивале православной духовной песни «Невские купола», проходившем в Санкт-Петербурге.В свои концертные программы певец включает не только старинные и классические романсы, но и произведения современных авторов, тем самым способствуя развитию жанра в XXI столетии. Многие композиторы доверяют Сергею премьерные показы своих произведений на концертной эстраде. Певец сотрудничает с современными композиторами А. Морозовым, В. Минкиным, Д. Кижаевым, А. Медведевым, В. Плешаком, П. Геккером, В. Сухобоковым, А. Лепехиным и др.Сергей Зыков является постоянным участником Всероссийского фестиваля музыки композитора А. П. Петрова, который ежегодно проводится в разных городах России. В 2009 году Сергей выступает в концертах в рамках фестиваля, посвященного 70-летию композитора В.А. Гаврилина.В 2007-2009 гг. сольные концерты Сергея Зыкова с большим успехом проходят в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Новосибирска, Калининграда, Костромы, Петрозаводска и других городов России. Сергей много выступает и гастролирует с оркестрами народных инструментов (Санкт-Петербургским оркестром народных инструментов под управлением В. Акуловича, Калининградским оркестром народных инструментов под управлением А. Хайновского, оркестром народных инструментов г. Челябинска «Малахит» под управлением В. Лебедева и др.).Особое место в репертуаре артиста занимают произведения тех поэтов и композиторов, в которых отражены лучшие проявления русской души: любовь к Богу, к матери, к родному дому, созерцание красоты родной природы, любовь к своему народу и своей Родине, России.

Официальный интернет-сайт SZikov.ru

НазваниеПрослушать Время звучания
Константиново4:57 min
За горами, за жетыми долами...3:05 min
Письмо матери5:54 min
Не жалею, не зову, не плачу...4:10 min
Дорогая, сядем рядом...3:14 min
Королева4:42 min
Тальянка3:37 min
Я по первому снегу бреду...4:10 min
Над окошком месяц...3:09 min
Клен ты мой опавший...4:50 min
Эх, вы, сани...2:44 min
Тихо струится река серебристая...3:32 min
Мне осталась одна забава...5:19 min
Я покинул родимый дом...2:55 min
Есть одна хорошая песня у соловушки...6:34 min
Баллада о есенинском клене3:55 min
Ты поила коня...3:16 min

13.11.10 «Песни на стихи Сергея Есенина»КЗ у Финляндского вокзала

Собаке Качалова

Глупое счастье
Отговорила роща золотая…
Шаганэ, ты моя Шаганэ!
Письмо к женщине
Эх, вы сани!
Письмо материЗапись с концерта Сергея Зыкова «Тихая моя родина». Культурный центр «Троицкий». С.-Петербург, 30 сентября 2009 г.

Концерт Сергея Зыкова, программа «Тихая моя Родина».I отделение (Есенин). Рояль — Олег Никулин. Гитара — Валерий Герасимов. Флейта — Антон Алексеевский. Контрабас — Дмитрий Семенищев. Барабаны — Евгений Смирнов.Зал Александро-Невской Лавры. Духовно-Просветительский центр. 4 декабря 2009 г.

Мне осталась одна забава…

Королева

esenin.ru

СЕРГЕЙ ЗЫКОВ | О людях

СЕРГЕЙ ЗЫКОВ.

Сергей Зыков (из творческой биографии.

В 2002-2003 гг. Сергей учится в школе при Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, где, благодаря педагогу по вокалу Георгию Васильевичу Заставному, закладывается хорошая вокальная профессиональная школа. Поиски своего оригинального творческого пути приводят к исполнению с эстрады разноплановых народных, казачьих, военных и духовных песен. В 2008 году Сергей удостоен I премии на Международном фестивале православной духовной песни «Невские купола», проходившем в Санкт-Петербурге. В свои концертные программы певец включает не только старинные и классические романсы, но и произведения современных авторов, тем самым способствуя развитию жанра в новом XXI столетии. Многие композиторы доверяют Сергею премьерные показы своих произведений на концертной эстраде. Певец сотрудничает с современными композиторами А. Морозовым, В. Минкиным, Д. Кижаевым, В. Плешаком, П. Геккером, В. Сухобоковым, А. Лепехиным и др. Особое место в репертуаре артиста занимают произведения тех поэтов и композиторов, в которых отражены лучшие проявления русской души: любовь к Богу, к матери, к родному дому, созерцание красоты родной природы, любовь к своему народу и своей Родине, России.

Творчество Сергея Зыкова представлено на его персональном сайте.

Даты, 17.01.2017

ahuman.ru


Смотрите также