Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Пильдес майя борисовна биография семья


Эпоха Пильдес

Майя Пильдес ушла с поста директора 56-й гимназии. Создатель самой элитной петербургской школы, руководитель с 28-летним стажем в разговоре с «Фонтанкой» заявила, что ее никто не обижал.

Светлана Холявчук/Интерпресс

«Это исключительно мое решение», – заявила «Фонтанке» экс директор школы №56 Майя Пильдес. Почти за 30 лет ей удалось из обычной восьмилетки сделать школу, куда стремится золотая молодежь Петербурга, в которой учатся родственники губернатора Георгия Полтавченко, спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, дети менеджеров «Газпрома», футболистов «Зенита», бывшего министра обороны Сердюкова.

На выпускные к 56-й гимназии подъезжают лимузины, снимаются самые дорогие рестораны и клубы. На родительских форумах нередко можно встретить споры о том, что перевешивает чашу весов – «понты» и вседозволенность, почти легальная курилка или блестящая учеба, творчество и золотые медали выпускников.

56 гимназия свой статус получила не сразу. В 1990 году Майе Пильдес, на тот момент завучу 87 школы, до этого работавшей в Доме пионеров, предложили возглавить восьмилетку на Пудожской улице. «За полгода мы стали средней школой. А в 91-м уже были победителями конкурса школ России. Это все благодаря замечательной команде», – говорит экс-директор.

Следующий этап, после которого к школе стали относиться с придыханием, наступил в 1996-м. «Нам дали здание на Чкаловском, 35, его нужно было отремонтировать, а год — кризисный. В 1996 году приезжала Наина Ельцина, помогла, но не деньгами, поддержал Собчак, Яковлев. Им я говорила, что еще в 1996 году губернатору некуда было приезжать на 1-е сентября, а в 1997 такая школа появилась. Нас поддерживали все — и ныне покойный Антон Губанков, и Кирилл Набутов. Представляете, в стране заводы стоят, а школа строится и открывается», – рассказывает Майя Пильдес.

С тех пор школа расширялась, получила помещение детского сада с бассейном, концертным залом, зимним садом, здание на Крестовском, на Каменноостровском. Получила статус авторской школы и гимназии, а также дважды становилась призером всероссийских конкурсов. Всего в школе учится почти 2,5 тысячи человек в 97 классах, работает 600 педагогов. Каждый год в 56-й набирают 9 первых классов.

«Родители каждый год приходят и говорят: «Может, можно как-то нас без очереди взять?». Я каждый раз развожу руками: у нас все по закону. Попасть к нам действительно сложно, но никогда мы с родителей за это денег не берем. Они нам очень помогают потом, но вовсе не за то, что мы взяли их детей. Именно благодаря папам и мамам мы устраиваем праздники в «Октябрьском», елку в «Сибур-Арене», устраиваем выезды».

Родители учеников приходят и уже после того, как их дети оканчивают школу. «Звонят, советуются, навещают, приходят и выпускники, даже звездные, например, Зара и Стас Пьеха заглядывают к учителям», – говорит Пильдес.

14 августа Пильдес написала заявление об уходе с поста директора. А ее место занял заместитель Сергей Данилов, с которым они вместе работали еще в бытность пионерской организации.

«Сделала это я потому, что школа должна развиваться, а я уже не такая молодая. Нужно, чтобы никакие катаклизмы и бури не портили работу коллективу. А Сергей Данилов будет продолжать мое дело, я же далеко не ухожу и останусь курировать методическую работу и общественные проекты, – добавляет Пильдес. – Школа — это главное мое достояние и детище, ради него надо работать по 12 часов, а для меня это уже сложно. Такое решение я приняла сама, и главное напишите, что меня никто не обижал, а то в комитете по образованию уже спрашивают».

Как говорит Майя Пильдес, школа — это не только красивые стены (хотя у 56-й они действительно красивые), школа — это люди. «К нам приходят работать наши выпускники. Знаете почему? Потому что они видят, что их учителя — счастливые люди».

Если от руководства школой Майя Пильдес отказалась, то в Общественной палате Петербурга, в коллегии при комитете по образованию, в жюри конкурса «Учитель года» она намерена остаться. Вероятно, в будущем году ей могут предложить и еще одну почетную должность. В 2012 году директор 56-й гимназии входила в предвыборный штаб Владимира Путина, собеседники «Фонтанки» не исключают, что и в этот раз ее пригласят поддержать главного кандидата.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

www.fontanka.ru

Пильдес Майя Борисовна - Народный Учитель России

Майя Пильдес родилась 30 апреля 1951 года в городе Санкт-Петербург. После окончания средней школы работала старшей пионервожатой в школе № 183 Дзержинского района с преподаванием ряда предметов на английском языке и обучалась в ЛГПИ имени А.И. Герцена на факультете русского языка и литературы. В 1972 году была награждена Знаком ЦК ВЛКСМ «Лучшему вожатому».

     После получения высшего образования в 1974 году была переведена на должность руководителя политмассового отдела Дома пионеров и школьников Дзержинского района Ленинграда, где возглавляла работу со старшими пионервожатыми и районным пионерским штабом. Работу в ДПШ совмещала с работой учителем русского языка и литературы в школе № 193 Дзержинского района. С 1981 года работала заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

     В 1990 году назначена директором школы № 56 Петроградского района, в которой работает по настоящее время. В 1991 году школа получила статус Гимназии. С 2002 года Гимназия № 56 стала крупнейшим в Северо-Западном регионе образовательным комплексом, включающим в себя дошкольное отделение, две начальные школы, среднюю и старшую школы, центр дополнительного образования и психолого-педагогический медико-социальный центр.

     В 2004 и 2007 годах Гимназия № 56 становилась победителем конкурса «Лучшие школы России». В 2006, 2007, 2008 и 2009 годах Гимназия № 56 становилась победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», причем все четыре раза возглавляла петербургский список учреждений-победителей, набрав наибольшее число баллов.

     В 2011 году вошла в состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года - 2011». В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки, членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания.

ruspekh.ru

Майя Пильдес: «Школа начинается с чувства детской радости»

Анатолий ВитковскийNov 15, 2018 · 7 min read

Мы попросили Майю Борисовну рассказать об этом в формате интервью. И вот наш разговор.

Майя Пильдес. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org

— С чего начался ваш путь к управлению школой? Что бы вы могли назвать первым шагом к работе директором школы?

— Все, что я умею, будучи неплохим организатором, пришло ко мне с того времени, как я стала пионервожатой. Я всегда была активной, деятельной. И когда получилось так, что с первого раза меня не взяли в педагогической институт, я пошла работать пионервожатой в школу. В институт я поступила через год. Училась в институте и одновременно работала вожатой. Потом меня перевели в Дом пионеров Дзержинского района. Я руководила работой пионервожатых района и пионерским штабом. Мне казалось, что это работа для меня. Все, что мы делали там, я потом делала в школе в несколько ином, конечно, масштабе. Знаменитые наши выезды, лагерные сборы, большие праздники.

— Некоторые коллеги могут сказать, что школа это совсем не то, что Дом пионеров. Это — другое.

— Те коллеги, которые думают, что школа начинается с другого, ошибаются. Школа начинается с определенного пафоса, который существует в жизни у людей, заряженных оптимизмом, идеей. Она начинается с чувства детской радости, без которого школа существовать не может. Если педагоги превращаются в урокодателей, школы не будет.

56-я школа знаменита не только тем, что здесь работают супер-учителя. В 56-й школе педагоги с энтузиазмом готовят уроки, семинары и праздники. Во время праздника все мужчины выходят на сцену в количестве 50 человек и поют. Получается такой хор мальчиков. Может в этом озорстве и кроется искра педагогического счастья, вокруг которой все складывается.

— Что еще вы взяли из периода работы вожатой?

— Взяла людей. Вожатому, чтобы что-то сделать, надо создать детский коллектив. У меня получилось.

Сейчас в 56-й школе работают мои мальчики, которым уже за 50, а они-то ведь оттуда, с того времени. Я познакомилась с Мишей Шелагиным, с Сережей Даниловым, когда они были в 7-м классе. Им было по 14 лет.

Мишка был маленьким мальчиком: были конопушки, рыжеватые волосы. Стройный, симпатичный, умный. Миша Шелагин занимал важный пост, был районный знаменосцем.

Потом появился Сережа Данилов. Увидела на пионерском сборе ребенка необыкновенного: медные волосы, залихватски надета пилоточка. Он был директором музея Гагарина и вел этот сбор. Я думаю: вот — начальник нашего пионерского штаба. Рассказываю о нем завроно (мы с ней в дружбе): «Нина Федоровна, я нашла начальника пионерского штаба». Она говорит: «Нашла — давай, приводи». Я приглашаю Сережу в штаб и хитрю: «Райком комсомола нам рекомендовал Сережу Данилова». Его ведь никто не знал. Оказалось, что Сергей — очень лидер коллектива. Негромкий, тихий, но очень лидер.

Потом эти ребята пришли ко мне в 87-ю школу, где я была завучем. А когда я перешла в 56-ю школу (тогда — восьмилетнюю), они перешли туда вместе со мной. Я пришла в школу в пятницу, а в субботу после уроков все мои ребята — Миша, Сережа, Ира Филь уже были там. И вот мы вместе идем по почти незнакомой школе. Народ в шоке — идут чужие для них люди. А мы уже обсуждаем, что мы сделаем, как мы здесь все поменяем…

Когда я ушла с поста директора, передала школу моему первому заместителю Сергею Данилову. Он теперь директор.

— Чему вы учились у своих учителей?

— У меня были великолепные учителя. Учительницу русского языка и литературы 171-й школы, где я училась, Елену Петровну Ульянову, я копировала у зеркала, мечтала быть такой же. А потом я училась в 307-й знаменитой школе у Софьи Борисовны Котиковской. Мне нравилось все: стиль общения, эмоции, структура, которая была у них на уроке. Я обожала все, что делали они.

— Управлению учились у директора?

— Я, конечно, училась у своего директора Веры Голицыной. Она очень четкий была человек.

А дальше — у каждого свои способности. Кто-то рисует, кто-то поет, кто-то играет на арфе. Я умела руководить всегда всем. Еще в первом классе моя учительница Анна Васильевна Красикова поняла, что я — «великий организатор». Это произошло на построении класса. Построение проходило так. Анна Васильевна вытягивала руку и по ее руке все становились. Но однажды учительница замешкалась и я тут же взяла власть в свои руки и построила класс. После этого учительница сказала, что я буду старостой. Анна Васильевна увидела во мне командира, и так я командиром по жизни и шла.

— Наверняка, у вас были трудные ситуации, опыт преодоления которых открывал вам что-то важное?

— Было много поворотов. Например, в начале 90-х нам надо было заменить газовые плиты на электрическое оборудование. Чтобы подключить электрооборудование требовался кабель, которого, казалось, нигде в городе не было. Звоню на завод «Севкабель» — нет. И вот как-то раз я еду в метро и вижу — на стенах какие-то кабели висят. Думаю, наверное, то, что мне надо, есть в метро. Набравшись наглости, поехала к начальнику метростроя. А это был 91 год — время путча. Все ехала на дворцовую площадь на митинг, а я в противоположную сторону — на станцию «Пушкинская». Прихожу в здание, начинаю объяснять в чем дело. На меня как на сумасшедшую смотрят.

Руководитель метростроя Вадим Александров меня спрашивает:

— Как вы догадались ко мне приехать?

— От безысходности.

— Так нужно?

— Очень нужно.

— Я вам завтра пришлю кабель в школу.

И на следующий день в школу привезли несколько огромных бобин с намотанным кабелем. Но на этом история не закончилась. Когда мы начали этот кабель прокладывать, на пути встала стена, за которой был школьный гардероб. Рабочие говорят: «Надо пробивать гардероб». У меня слезы градом. Мы там только что ремонт сделали, положили новый кафель. Я говорю: «Подождите ребята, может, скажу глупость: а что, по дому нельзя проложить?» Кричащие люди затихли: «А действительно, почему в желобе не положить кабель?» И положили.

Чему эта история учит? У любого руководителя должно быть нестандартное мышление. Иногда люди и готовы тебе помочь, но они не знают, что тебе нужна помощь. Поэтому надо смело обращаться. Я же не в собственную квартиру прошу.

А чтобы помощь тебе была оказана, должно быть убеждение, что без этого жить нельзя. Руководитель должен взять на себя смелость принять решение, любое, и суметь всем доказать, что без этого жить нельзя. Так мы построили новое здание школы в 90-е, когда кругом заводы стояли.

— Расскажите об этом.

— Когда в 1992 году у руководства района возникла идея построить большую школу по адресу: Чкаловский, 35, решили, что эту школу надо отдать мне. Больше никто за это не возьмется, не будет это дело «пробивать». Тогда было время полного развала и безденежья. Поэтому строительство застопорилось. Мы пробивались во все кабинеты. Помню, как был удивлен Анатолий Собчак: «Что вам нужно? Заводы стоят, а вы хотите школу строить».

Но я продолжала искать возможности закончить строительство, потому что была уверена в своей правоте: школа «расползлась» по разным зданиям по всему району, потенциал у школы огромный, детей много, а учить их негде. Я ведь и с детьми так разговариваю: «Дети, я всегда права, что бы ни случилось». Коллеги говорят: «Майя всегда знает, как выйти из положения». Внутри я — другой человек: часто — сильно волнующийся, сомневающийся. Но если я что-то решила, мне нет преград.

В результате школу достроил новый мэр — Владимир Яковлев. Как это произошло? Яковлев заступил в свою должность 2 июня 1996 года. И есть такое типичное, важное для любого градоначальника дело — 1 сентября поехать в открывающуюся школу. А ехать некуда — ничего не построили. И я подумала, что, если Яковлев проникнется идеей, что можно эту школу достроить, «вывезти» из капитального ремонта и приехать сюда 1 сентября? Правда, я тогда не понимала, сколько времени и денег это потребует.

И вот Яковлев приезжает к нам осмотреть объект. Ему дали каску, он ходит, все замечает, а я чувствую — что-то не то. Говорю:

— Давайте выйдем на Чкаловский проспект.

Мне казалась: наша школа оттуда хорошо смотрится — такая красавица стоит за забором. Выходим. Он поднимает глаза на четвертый этаж. Там проем для огромного окна. И он сурово так спрашивает: «Это кабинет директора?» Не стала объяснять, что мы придумали там сделать медиатеку.

— Нет, это библиотека.

— А где кабинет директора?

— На втором этаже, отсюда даже не видно.

Он меня приобнял и говорит: «Вот теперь мы эту школу строить будем».

— Получается, что успех работы директора складывается из множества факторов, и все они главные?

— Мне кажется, что секрет успеха в том, чтобы понимать: в школе важно все. Работа директора — думать не о завтрашнем дне, а о послезавтрашнем, думать о том, как привлечь в эту школу самых лучших учителей и как их сохранить. Как стимулировать учителей морально, потому что материально — возможностей нет.

Если бы вы у вас побывали, вы бы увидели какие у нас условия работы для учителей, какая создана среда — красивая, комфортная, информационно насыщенная.

— Школа начинается с чувства детской радости, а что для вас главный конечный результат? Ради чего работает школа?

— В основание деятельности 56-й школы положена идея педагогики успеха. Каждый день у каждого хоть что-то должно получаться. Тот, кто сейчас испытывает трудности с математикой, будет солистом в нашем хоре или танцевать в ансамбле. И я хочу, чтобы учителя это видели и ценили, потому что в ребенке нужно видеть человека.

И еще. Я надеюсь, что мы выпустим людей, которые знают наши главные заповеди. У нас есть «Я-концепция». В ней записаны главные цели. Мы хотим, чтобы заканчивая начальную школу, каждый ребенок подписался под словами «я люблю свою школу», по окончании средней школы каждый ученик подписался под словами «я хочу и умею учиться», а каждый старшеклассник с 8-го по 11-й класс смог бы подписаться под словами «я выбираю свою жизненный путь и хочу учиться дальше».

medium.com

Под управлением любви

Комментарии следуют самые разнообразные. И про деньжищи, и про связи директора школы Майи Борисовны Пильдес, и про ее амбиции. Вроде бы и правда - «шик и трепет» какой-то. Красивые пригласительные билеты (платные, однако) для всех родственников, памятные открытки для каждого из ребят. Большой концерт, устроенный силами всех художественных коллективов гимназии... Надо заметить, что многие школы вообще никаких торжеств в честь юбилея города ни для детей, ни для взрослых не устраивали. Младших ребят пораньше отправили на каникулы, чтобы не путались под ногами. Какие воспоминания о 300-летии города у них остались, никому не интересно. А в 56-й - море впечатлений от собственного праздника: видеофильмы, снятые восторженными родителями, фотографии для семейных альбомов. И на многих, конечно, ликующая Майя Борисовна - вечный возмутитель спокойствия, директор, о котором много говорят, спорят, которого и осуждают, и награждают, а многие, как водится на Руси, откровенно завидуют.

Всем, кто эту школу знает не один год, праздник в Большом концертном зале «Октябрьский» вовсе не кажется событием исключительным. Только так и могло быть! Если школа много лет собирает в Спортивно-концертном комплексе «Юбилейный» всех детей и их родственников на праздник в честь начала учебного года, ежегодный праздник песни проводит в Государственной капелле, победителей своих олимпиад чествует в Аничковом дворце, а лучшим учителям вручает школьные профессиональные премии «Звездный час» в Юсуповском дворце, где же ей 300-летие Петербурга отмечать как не в крупнейшем концертном зале города?

Начиная с 1990 года, в самые бурные и трудные времена, они рискнули объявить себя «Школой для радости», бросая вызов растерянности и пессимизму, сменившим короткий период перестроечного подъема. Пожалуй, «бросая вызов» - это в излишнем азарте сказано. И дата - 1990-й - связана не с политическими переменами, а скорее с биографическими. Просто другого времени у них не было. Так получилось, что именно в 1990-м сложилась ситуация, позволившая Майе Борисовне Пильдес, до этого завучу школы №87, получить в полное свое распоряжение небольшую восьмилеточку на улице Пудожской Петроградского района. И началось. Все мечты, накопившиеся с детства, все многочисленные друзья-единомышленники, разбросанные судьбой по разным учебным заведениям города, и крепкое ядрышко, сложившееся еще в юности, - все стало собираться, концентрироваться в школе на Пудожской. Из 87-й сюда пришли за своим лидером С.В.Данилов, Е.И.Казакова, Н.А.Шапиро, М.Ю. Шелагин, Л.С.Илюшин, Ю.В.Белов.

И первый же год - ах, какой это был восхитительный год! - когда они только что не жили в школе, принес небывалый успех. О 56-й заговорили в городе как о школе, в которую дети не просто охотно идут - бегут! - по утрам. Там действительно интересно и радостно жить. Там проводятся невиданные игры, погружающие детей и взрослых в необыкновенную атмосферу. Там можно учиться, не замечая занудства и однообразия урочно-звоночного ритма...

Так журналист, пишущий на школьную тему, я, конечно же, не раз бывала на их играх и праздниках, на замечательных капустниках. Давно познакомилась со всей компанией ближайших соратников Майи Борисовны, видела взаимопонимание, царившее здесь. И каждый раз пыталась понять, где истоки, в чем причины столь очевидного успеха. На чем замешан неиссякающий задор, кураж, откуда такая энергия? На память легко приходили романтические 60-е, когда в Ленинграде расцветало коммунарское движение, а в «Орленке» у Черного моря складывалась Всесоюзная школа вожатых, заряженных замечательной методикой коллективных творческих дел И.П.Иванова. Многие коллеги Майи Борисовны и прежде всего Елена Казакова - научный руководитель 56-й - начинали именно там. Не последнюю роль сыграл короткий, но очень плодотворный период бурных дискуссий начала 90-х, когда и учителя, и городские чиновники, поддавшись общей перестроечной радости, то и дело собирались на митинги. Со своими идеями, программами реформирования образования выступали все, кто хотел. В моду вошли «мозговые штурмы» и деловые игры с выездами за город, с погружением в атмосферу творчества. Именно в это время разрабатывались и оттачивались стиль и методы, особый уклад школьной жизни в 56-й. Но ведь не в ней одной! Каждая школа искала свое лицо. Программы и уставы соперничали друг с другом. Возникали действительно интересные коллективы не только на Пудожской. Немало таких, что выжили в это трудное десятилетие и до сих пор «держат марку». Есть высокое качество образования, отличные результаты. Но такого размаха, как в 56-й, нет ни у кого. Только 56-я решилась увеличить свой коллектив до двух с половиной тысяч детей и четырехсот сотрудников. А в этом году к ним присоединяется еще и детский сад.

«Не страшно ли?» - первая реакция на такие цифры, на которую Майя Борисовна отвечает не раздумывая: «Нисколько! Можно расти и дальше, пока есть идея и есть такие коллеги, какие со мной работают!» Познакомиться подробнее с их идеями и практикой может каждый желающий, поскольку школа часто проводит конференции разного масштаба и издает прекрасную методическую литературу. Но самый уникальный документ, позволяющий понять и по-новому увидеть бесстрашного директора, издан, к сожалению, очень небольшим тиражом. Это открытое письмо, написанное самой Майей Борисовной к собственному пятидесятилетию «Всем, кому интересны мои размышления». Оно попало в шутливую и нежную подарочную книжку, которую друзья оформили как «энциклопедический словарь» и преподнесли директору в день рождения. Среди их шуток и признаний это письмо выглядит неожиданно серьезным и оттого особенно пронзительным. В нем нет поучительных историй или профессиональных откровений. Там - признание в любви, которая объясняет все. И прежде всего - отношения с коллегами.

Содружество Пильдес - Данилов - Шелагин давно стало легендарным. Шутники утверждают, что эти двое заместителей «МБ» еще в детстве заняли при ней свои посты и вот уже почти тридцать лет никому их не уступают: «честное пионерское» дали быть всегда вместе и служить всю жизнь одной идее. А сама «МБ» пишет об этом так:

«В чем счастье учителя, воспитателя, человека, работающего с детьми? В детях. В тех, кто дарил тебе радость быть рядом с ними и вместе с ними. В тех, кто доверял тебе самые сокровенные тайны, делился важным и наболевшим. В тех, кого ты любишь, как своего сына. Вот это счастье пришло ко мне в Доме пионеров и называлось оно районный пионерский штаб. Ничего подобного в моей жизни никогда не было и никогда уже не будет. Это был удивительный детский коллектив, необыкновенный. Если бы меня спросили сейчас, как все так смогло получиться, какие методы, какие приемы использовались при его создании, я ничего не смогла бы объяснить, кроме одного, - я их любила. Они в моей тогдашней жизни были все. Даже семья вписывалась в ритм пионерского штаба. Летом - в лагерь. В каникулы - по городам Советского Союза... Штабистов было много, и все они были хороши, но среди них были и особенные, самые любимые. Многие из них выбрали педагогическую профессию, и этим я очень гордилась. Многие начинали вместе со мной, но не выдержали. А те, с которыми и теперь мы вместе, с которыми пройден славный путь, многое пережито и прожито, примите мою благодарность... Это и Миша Шелагин, и Таня Родина, и Сережа Данилов. Несколько самых теплых слов о Шелагине. Его трудолюбие, преданность делу, удивительная работоспособность и золотые руки - это с детства и навсегда. Миша незаменим, за что ему низкий поклон и благодарность, как, впрочем, и Тане Родиной. А вот Сережа Данилов - особая глава моей жизни и судьбы. Это моя гордость и любовь, моя опора и надежда. Я никогда и ни от кого не скрывала этого... Сережа всегда отличался и сейчас отличается какой-то необыкновенной проницательностью, пронзительностью, глубиной, удивительной отзывчивостью на все то, что происходит со мной, моей жизнью, работой, семьей. Да и он сам, и его замечательная жена Галя, и любимый нами Максимка теперь члены нашей большой и дружной семьи. Мы только так все вместе себя и ощущаем».

Есть в том же «словаре» воспоминания о пионерском штабе Сергея Данилова. Он без иронии никогда обойтись не может. Но о тех годах написано так: «...Потом наступили «вторники» - дни, когда собирался штаб, когда ребята из разных школ района начали понимать: лучшее из того, что происходило с ними в жизни, происходит здесь и сейчас. Я пишу эти строки, отдавая себе отчет в том, что для многих это так и осталось самым замечательным временем в жизни, и не вижу в том ничего плохого. В конце концов для нас «МБ» делала все что могла; как каждый помог себе после - совсем другая история».

С первого дня на Пудожской им было очень тесно. Учиться в две смены и организовать жизнь детей так, как хотелось - открыть центр дополнительного образования, службу психолого-педагогического сопровождения было невозможно физически. Проект второго, главного здания удалось утвердить довольно быстро. Стройка началась и, как многое в те годы, надолго замерла. Положение казалось просто катастрофическим. Именно в такой момент мы встретились в очередной раз. Придумывали текст телеграммы правительству, которую опубликовала потом «Учительская газета». Школу уже знали в стране. Она победила в конкурсе «Школа года России», получила первые награды. А директор - поездку в США. Но социализм стремительно сменялся капитализмом. Менялись отношения, нравы, наконец, власть. А в 56-й все та же компания горячилась над своими проектами, и свет в окнах школы горел до полуночи. Странно было слушать их споры. Какая разница, нужна ли школе своя обсерватория, если в реальности нет денег даже на ремонт! Майя Борисовна предпринимала шаги порою совершенно отчаянные. Как она пишет, «ничего просто и легко у меня не получалось никогда. Все с какими-то нечеловеческими трудностями, все в спорах и сомнениях, все с бесконечным преодолением всяческих препятствий. Так было и в 56-й... Но к этому всему примешивался какой-то необыкновенный азарт, граничащий с неким авантюризмом...» Без такого азарта, пожалуй, им просто не удалось бы привлечь к школе внимание, которое требовалось для продолжения строительства. Кроме традиционного микрорайона, сюда уже повели своих детей первые крупные предприниматели и банкиры, прослышавшие о необычной школе, просили принять на воспитание наследников знаменитые деятели культуры и генеральные директора. Многие из них помогали как могли. Но решающую роль сыграло, конечно, знакомство с четой Яковлевых - губернатором и его женой, которые стали большими друзьями школы. В юбилейном словаре визит губернатора значится отдельной строкой как одна из знаменательных дат - 5 мая 1997 года. Он приехал тогда познакомиться со стройкой, забуксовавшей в очередной раз. А через неполные четыре месяца, 1 сентября, состоялось торжественное открытие нового здания на Чкаловском, 35.

А дальше - новый подъем, исполнение желаний и период не менее трудный, чем строительство. К ним присоединяются соседние «вымирающие школы». Уже не два здания, а четыре. Стремительно растущий коллектив. Честно говоря, мне понятнее и ближе школа небольшая, где директор, как знаменитый Карл Иванович Май, может утром каждого встречать на лестнице и, глядя в глаза, здороваться за руку. «О да!» - соглашается Майя Борисовна.» - И я сначала на Пудожской стояла на лестнице. В самой красивой кофточке. А потом мне приводили в кабинет провинившихся. И родителей, с которыми требовалась задушевная беседа. А развитием школы заниматься было некогда. Я поняла, что только строгое разграничение обязанностей может спасти от текучки. Пусть лучше в глаза ребенку смотрит умный, не задерганный лишними требованиями педагог. Мое дело - создать ему для этого все условия, позаботиться о нормальной атмосфере... А тогда - чем больше школа, тем лучше! Понимаете, есть артель, а есть Кировский завод. У большого коллектива и возможности больше. Мощные педагогические объединения, перспектива профессионального роста, полноценная нагрузка, возможность подработать наконец. Со временем я поняла, что для меня как для директора главный человек в школе - учитель. Если учителю хорошо, то и детям с ним рядом будет радостно. Кстати, в большой школе детям тоже лучше. Наши четыре здания, переход с возрастом из одного в другое создают для них новые стимулы и некое единое педагогическое пространство».

Люди, которые три десятилетия работают с «МБ», считают, что она всегда была руководителем такого масштаба. Они утверждают, что человека с идеями всегда найти нетрудно. Мало тех, кто умеет эти идеи осуществлять. А для Пильдес характерно как раз второе. Она как никто умеет найти пути, просчитать результат, всегда знает, КАК осуществить задуманное в реальной ситуации. И это было в ней всегда. Подтверждение тому можно найти все в том же письме: «...Я так активно перед уроком всех учеников 1-го «А» класса строила в рекреации, что уже на второй неделе моей школьной жизни Анна Васильевна назначила меня старостой класса, и понеслось... В 183-й школе, где начиналась моя трудовая биография, у меня получалось все: и пионерские сборы, и парады, и победы в различных соревнованиях, и первые самостоятельные уроки. Получалось потому, что окружали меня замечательные люди; потому, что верили в меня, любили, а я любила их, любила, как свою собственную семью, которая тоже появилась в эти годы и которой я безмерно благодарна... Мне так не хотелось расставаться со своей любимой 183-й школой, но... начав работать в Доме пионеров, я поняла, что должность районного методиста по пионерской работе, наверное, придумали специально для меня. Шесть лет работы в Доме пионеров - счастливейшее время моей жизни. Молода, полна задора, идей, окружена интереснейшими людьми. Мне было так легко и интересно! Круговорот дел и событий... Но даже тогда я не могла предположить, что в моей будущей жизни так много будет зависеть от этих счастливейших дней. Грандиозные праздники гимназии №56 - это продолжение тех районных праздников в цирке, которые я проводила с огромным удовольствием и гордостью. Выезды старшеклассников - их истоки в лагерях пионерского актива. Центр дополнительного образования - все тот же Дом пионеров и школьников и т.д. Но самое дорогое и замечательное - это люди. С самого 1974 года мы идем по жизни вместе с Надеждой Александровной Шапиро и Галиной Владимировной Кулыгиной».

В то время когда другие гимназии гонялись за талантливыми учениками и ужесточали конкурсы, 56-я брала курс на массовость. Это с подачи Пильдес в городе отменен прием в первые классы по принципу микрорайона и по способностям. Родители получили право учить своего ребенка в той школе, которая им больше нравится. Для 56-й нововведение обернулось невиданным количеством первоклассников. У них теперь 10 первых! Где же им праздновать начало учебного года как не в СКК «Юбилейный»?» «И пусть приходят все родственники, все кому интересно!» - это железный принцип Майи Борисовны. «...Я помню, как меня провожали в первый класс, как для моей мамы было важно купить мне самое лучшее школьное платье в самом лучшем ателье для девочек на улице Герцена, как важно было сшить штапельный белый передник с большим бантом, завязывающимся на спине. Я помню, как шли мы все вместе в школу - я, папа, мама, моя тетя Мила, бабушка, дедушка, соседка по квартире. Сопровождающих меня в первый класс было больше, чем у кого-либо из моих одноклассников».

Обеспечив себе теперь такое количество самых разных родителей-друзей, 56-я больше не ищет спонсоров. «Сами придут и предложат все что могут!» - уверена Майя Борисовна. - Не у каждого взять можно!» Она давно поняла, что, приняв помощь, попадаешь в определенную зависимость. Расплачиваться придется успехами ребенка. А если он не способен достичь их? Приходится очень серьезно просчитывать последствия. И далеко не всякий удостаивается чести быть спонсором в 56-й. Такое же отношение к подаркам. Отменены, например, выпускные торжества в 9-х классах, чтобы сократить еще один повод для подношений учителям и директору. Не подарки им нужны...

А теперь - о главном. О том, ради чего здесь собрано столько многолетних впечатлений, воспоминаний и цитат. Очень хотелось, чтобы читатель представил себе и масштаб достигнутого, и путь к успеху, и те усилия, которые прикладываются теперь мощным коллективом для радостной и полноценной жизни ребенка в школе. Казалось бы, сбылись мечты, осуществляются самые дерзкие планы. Только твори! А Майя Борисовна, такая уверенная в себе, такая успешная, на грани полного отчаяния. «Я не знаю, на какую площадь выходить, в какие бить колокола! Я не понимаю правительство, которое не умеет и не хочет думать о будущем. Нашему государству дети не нужны. Школа захлебывается в нищете. Недавно мы оформляли на работу учителем в начальные классы девочку, начинающую свой трудовой путь. Со всеми надбавками наскребли ей 1035 рублей. Вы можете представить себе, что это такое в городе Петербурге? У меня работают суперпедагоги по физике, математике, языкам. Мне стыдно смотреть им в глаза! Для них-то я власть. А я легко могу найти деньги на небывалый праздник, освободить их от лишних обязанностей в школе - мытья окон, уборки классов, дежурств. Могу добывать для них награды, чествовать, прославлять. Но я не могу сделать того единственного, что было бы справедливо и нормально, - дать им достойную зарплату. Мы стараемся изо всех сил сохранять независимость от подарков, «конвертов», подачек со стороны родителей. В нашей школе платных услуг нет. «Равный старт» для всех детей - это принципиально. Но все же видят, как мы живем. Разговоры о нищете учителя стали общим местом. Сколько же можно!»

После ссылок на щедрость спонсоров, упоминаний о высокопоставленных покровителях и дружбе с губернатором есть смысл, пожалуй, сказать о материальном достатке самой Майи Борисовны и ее представлениях о благополучии. Родилась в семье, как она пишет, «очень скромной, хорошей, где огромное значение придавали воспитанию и образованию ребенка». Отец долгое время работал техническим руководителем кинотеатра. Мама занималась распространением театральных билетов, работала в библиотеке, в книжном магазине. Оба мечтали дать дочери полноценное высшее образование и очень огорчились, когда она выбрала самую трудную дорогу в педагогику: решила работать старшей вожатой и учиться вечерами. Такое решение было вызвано не нуждой, хотя деньги всегда были нужны. Просто к тому времени Майя Пильдес уже поняла, что не может жить без школы.

Счастливое замужество принесло ей счастье, надежный тыл, замечательного сына Даниила. Но материальный достаток всегда оставался средним, что, впрочем, никогда их особенно не огорчало. Такие сказочные букеты цветов, какие дарят Майе Борисовне, не всякий актер видит. Стихи, капустники в ее честь всегда отличаются талантом и остроумием. А колбаса... Ну не бывало ее временами, да и ладно! Одевалась всегда хорошо, не придавая, впрочем, и этому особенно большого значения. Больше беспокоилась любимая подруга Верочка, живущая теперь в Америке, многочисленные друзья, родственники. Особым поводом для шуток была и остается каракулевая шуба, которая была приобретена в 1988 году после смерти дяди, оставившего любимой племяннице наследство размером как раз на такую обнову. Через положенное количество лет начались раздумья, какой кусок откуда отрезать, куда пришить, чтобы подновить манжеты, воротник, карманы. Укорачивали, переставляли, превращали в полушубок... На недавний вопрос о судьбе заслуженного полушубка Майя Борисовна с некоторой печалью ответила, что мех столько не живет. Вот такие «мерседесы», дачи в Америке и... что там еще о ней говорят? Сама-то «МБ» считает, что профессия дала ей нечто большее. «...Спасибо школе за все. Никаким другим делом я никогда бы не смогла заниматься, потому что ничто в жизни я не смогла бы полюбить так, как я полюбила школу, сам процесс школьной жизни, школьную бесконечность, когда Последний звонок плавно переходит в Первое сентября. Еще и еще раз я благодарю всех своих учителей за то, что они дали мне понять, что школа - это для меня. Я счастлива, что всегда занималась и занимаюсь своим любимым делом».

Те, кто начинает сейчас самостоятельную жизнь, представляют ее себе несколько иначе. Эпоха романтизма, бескорыстного служения уходит в прошлое безвозвратно. «Коллектив стремительно стареет! - тревожится Майя Борисовна - Молодые хотели бы, но физически не могут жить на такие деньги. Мы гордились, что в нашей школе работает много мужчин, но я понимаю, что удерживать их здесь нельзя, невозможно! Вот где решаются вопросы безопасности страны! А президент собирает Госсовет, чтобы обсудить вопросы культуры. С чего начинается культура, если не с образования? Кому нужна эта культура, если в стране скоро не останется нормально образованных людей? И разве дело в едином экзамене или каких-то других пусть даже идеально продуманных требованиях? Кто будет учить ребенка всему этому? Где я найду профессионалов, которые за такие деньги станут работать по новым, самым мудрым из мудрых программам? Никакие доплаты, прибавки от губернаторов, от попечителей проблемы не решают. Это принципиально важно: школа - учреждение государственное, и таким она должна быть. А мы все - госслужащие. И должны оплачиваться и оберегаться как все, кто состоит на государственной службе. Тогда и результатов можно будет потребовать самых высоких. А пока то, что происходит, - это бессовестная, бессердечная эксплуатация преданности своему делу, любви к детям, которая еще остается в людях, рожденных для Школы».

Санкт-Петербург

www.ug.ru

Майя Пильдес:

Школа должна быть по-хорошему консервативна

56-я гимназия Петербурга в последние годы стала чем-то вроде парадного портрета всего петербургского образования - да и, честно сказать, российского тоже. Однако - помимо нескрываемой гордости за образцово сделанную работу - это добавляет гимназии и массу проблем. Причем таких, какие большинству городских школ даже и не снились. Главная, например, звучит так: как не застыть не пьедестале и куда двигаться дальше. Гость газеты - директор 56-й Майя Борисовна ПИЛЬДЕС.

- Майя Борисовна, вам не скучно жить? Ведь добились всего, чего хотели...

- А вы разве можете предположить, чего мне хотелось? Вряд ли. Потому что я по жизни всегда стремилась к лидерству, была лидером и лидером остаюсь - и не вижу смысла этого стесняться. Но лидерство в моем конкретном случае - вещь не только сугубо индивидуальная, но и вполне коллективная. Наша гимназия - действительно лидер в современном образовательном процессе. Еще раз в этом убедилась несколько дней назад, когда пришлось заседать в жюри конкурса российских школ в рамках нацпроекта «Образование». Коллеги, представляя свои проекты - кстати,  замечательные настолько, что я лично завидовала, - не раз говорили: а это вот мы подсмотрели у Майи Борисовны, это - на сайте 56-й вычитали, а это - по опыту Петербурга... Не скрою, было приятно.

- Я, честно говоря, после визита в вашу гимназию в приятном шоке: как будто попала в то будущее, из которого к нам в свое время Алиса Селезнева пожаловала. Представить не могла, что дети в школе могут быть чем-то иным, кроме орущей толкающейся стаи, что в школе не страшно развешивать зеркала на каждом шагу и ставить светлые диваны, что классы похожи на офисы каких-нибудь суперкорпораций...

- Вы знаете, этот ряд можно продолжать до бесконечности. И мы действительно тихо радуемся и диванам, и зеркалам, и тому, что на столах в классах вы не найдете царапин... Не потому, что дети у нас какие-то особенные: мы берем всех, кто к нам хочет. Просто нашим воспитанникам делать всякие гадости - некогда. Они постоянно заняты на уроках, они ведут насыщенную интеллектуальную жизнь. Это одна из главных целей всего процесса организации жизни школы - и образовательного, и воспитательного.

Считаю, что школа должна быть по-хорошему консервативна. Ее основа - то, что школу делает школой, - внутренняя дисциплина и дисциплина ума. Добиться их оптимального сочетания сложно - особенно с учетом той вакханалии вседозволенности, что царит за школьным порогом. Но если «это» захлестнет и школу - последствия будут ужасными. И потому школа должна быть авторитарна - в хорошем значении этого слова, от авторитета учителя до приоритета знаний.

- А как же инновации?

- Я к ним отношусь суперпозитивно - но только в том случае, если они обеспечивают развитие. Если нет - они просто не нужны. Надеюсь, в нашей гимназии мы нашли оптимальное сочетание. Свидетельство чему - победы во всех тех  конкурсах и смотрах, которые нам интересны. Мы доказываем и себе, и родителям, и детям, что мы - хорошая, успешная школа, что мы воспитываем успешных людей, способных добиться счастья.

Мы трижды получали по миллиону за счет побед в программах нацпроекта «Образование» и сумели на эти деньги сделать очень многое. Однако с 2009 года выделение грантов для школ на федеральном уровне прекратится, они останутся только для учителей.

- А как же подушевое финансирование, на которое в Петербурге перешли раньше других регионов страны?

- Считаю переход на подушевое финансирование безусловным благом. Да и новые условия оплаты труда учителей, разработанные комитетом образования, безусловно, помогли петербургскому учительству. Но вопросы все же остались. В нашей гимназии 2500 учеников, за обучение каждого город нам платит по 25 тысяч рублей. А в Москве - по 98 тысяч! А в Нижнекамске школе, которая может быть предметом мечтаний любого ученика и его родителей, почти 10 миллионов было выделено на 558 учеников вдобавок к «подушной» цене региона. Кстати, в «нашу» сумму включаются абсолютно все расходы школы - в том числе на оборудование классов и оплату коммунальных услуг. А в «московскую» - расходы на ЖКХ и на оборудование не входят.

Но если государство гарантирует право на образование и равный доступ к нему, оно должно установить оптимальную стоимость образования в расчете на каждого ученика - с тем, чтобы эта сумма давала возможность выполнить государственные образовательные стандарты. А уж регионы имели бы право лишь добавлять к этой сумме, но никак не отнимать. Увы, ни Минэкономики, ни Минфин, ни Минобразования так и не знают, сколько «стоит» ученик...

- Насколько, на ваш взгляд, городские чиновники понимают проблемы петербургской школы?

- Комитет по образованию многое делает, чтобы подтянуть все школы города к какому-то приемлемому сегодня уровню. И это явно удается. Нас, директоров школ, похоже, понимают, выслушивают, мы работаем в очень тесном контакте. Но ведь в школе все развивается прецедентами - в том числе и процесс рождения школ-лидеров. И вот тут, мне кажется, нужна штучная работа. Лидеры - а к ним я по праву отношу и нашу гимназию, и ряд других школ города - не должны останавливаться. Иначе нашему первенству скоро придет конец. Как и лидерству Петербурга в этой сфере - а мы, город в целом, вполне вправе им гордиться.

Мне кажется, стоило бы подумать о системе петербургских грантов для лучших школ. Пусть это будут 20 - 30 миллионов в год для 3 - 5 победителей. Для лучших - и тогда у школ города появится вдобавок к моральному весомый материальный стимул развития. Сумма не слишком велика. Ее, мне кажется, можно выделить даже без дополнительного финансирования - ведь в пересчете на каждую школу города это порядка 20 - 30 тысяч рублей, которые можно собрать в городскую копилку. Но эти деньги будут работать как никакой другой рубль в системе образования. Если лидеров поддержать, все остальное мы сделаем сами. И это не голые обещания: наш опыт показывает, что мы на это способны.

Наша справка

Майя Пильдес - пионервожатая, учитель, директор. В «своей» школе (потом гимназии) уже 18 лет. Добилась строительства нового здания на Чкаловском проспекте, потом - превращения гимназии в крупнейший на Северо-Западе РФ образовательный комплекс. Сейчас в нем дошкольное отделение, две начальные, средняя и старшая школы, центр дополнительного образования, ППМС-центр и загородная база отдыха. Трижды ее гимназия становилась победителем общероссийского конкурса в рамках нацпроекта «Образование», дважды - победителем конкурса «Лучшие школы России».

С 1992 года заслуженный учитель, с 2005-го - народный учитель РФ. Награждена орденом Почета. Член Общественного и Межведомственного советов при Министерстве образования РФ, координационного совета Всероссийского педагогического собрания.

Беседовала Марина ГЛЕБОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

Важно: Правила перепоста материалов

www.vppress.ru

Пильдес, Майя Борисовна - это... Что такое Пильдес, Майя Борисовна?

Пильдес, Майя Борисовна — директор ГОУ «Гимназия № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга, кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

Родилась 30 апреля 1951 года в Ленинграде. После окончания средней школы работала старшей пионервожатой в школе № 183 Дзержинского района с преподаванием ряда предметов на английском языке и обучалась в ЛГПИ им. А. И. Герцена на факультете русского языка и литературы. В 1972 году была награждена Знаком ЦК ВЛКСМ «Лучшему вожатому».

После получения высшего образования в 1974 году была переведена на должность руководителя политмассового отдела Дома пионеров и школьников Дзержинского района Ленинграда, где возглавляла работу со старшими пионервожатыми и районным пионерским штабом. Работу в ДПШ совмещала с работой учителем русского языка и литературы в школе № 181 Дзержинского района. С 1981 года работала заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

Возрождение Гимназии № 56

В 1990 году назначена директором школы № 56 Петроградского района, в которой работает по настоящее время. В 1991 году школа получила статус Гимназии. С 2002 года Гимназия № 56 стала крупнейшим в Северо-Западном регионе образовательным комплексом, включающим в себя дошкольное отделение, две начальные школы, среднюю и старшую школы, центр дополнительного образования. ППМС-центр и загородную базу отдыха. В 2004 году Гимназия № 56 стала победителем конкурса «Лучшие школы России» в номинации «Школа школ». В 2006 и 2007 годах Гимназия № 56 стала победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», причем и в 2006, и в 2007 годах возглавила петербургский список учреждений-победителей, набрав наибольшее число баллов.

Пильдес Майя Борисовна в 1992 году получила звание Заслуженный учитель Российской Федерации, в 2000 году награждена Орденом Почёта, а в 2005 году ей присвоено звание Народный учитель Российской Федерации.

В настоящее время является членом Межведомственного Совета Минобрнауки, членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа — это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

dic.academic.ru


Смотрите также