Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Протоиерей андрей ефанов биография


Другу "Фомы" священнику Андрею Ефанову нужна наша поддержка - Православный журнал "Фома"

Дорогие читатели! Требуется помощь автору и другу журнала «Фома» протоиерею Андрею Ефанову, который уже много лет отвечает на вопросы читателей в нашей рубрике “Вопросы священнику”.

Отец Андрей – настоятель Воскресенского храма с. Болотново, благочинный Родниковского округа Кинешемской епархии. Помимо сотрудничества с «Фомой», отец Андрей несет несколько служений в Кинешемской епархии – возглавляет епархиальные Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, пресс-службу и комиссию по канонизации.

Также он занимается восстановлением нескольких заброшенных сельских храмов.

У отца Андрея большая многодетная семья, при этом служит и живет батюшка в селе. Старый дом, в котором живет священник с семьей, остро нуждается в ремонте и утеплении. Сейчас в доме сняты старые полы, вместе с ними и трубы отопления, необходимо завершить ремонт до наступления сильных холодов, которые уже совсем близко. При этом семья испытывает крайнюю нужду в средствах.

Всех читателей «Фомы» просим поддержать автора и друга нашего журнала!

Реквизиты отца Андрея:

Карта Бинбанка 

Получатель: ИНН 7750003990 ЗАО «Бинбанк кредитные карты»Счет получателя: 40817810499838010930БИК 044585342К/Счет к/с: 30101810400000000342Назначение платежа: Перечисление средств на карту № 4627044114832622 л/с 40817810499838010930 Ефанов Андрей Григорьевич

Счет рублевый.

Карта СбербанкаАК СБ РФ Шуйское отделение 1573 Сбербанка России ОСБ 1573/1573ИНН 7707083893БИК (МФО) 042406608Кор. счет 30101810000000000608КПП 370202001лицевой счет 40817810617141251784/51

Номер карты: 5469 1700 1045 2229

RBK-money: RU768206633WM: R362082090352, E207270357145, Z156474845358, U378370897879, B422363593861Yandex Money: 41001658720145Qiwi: № +79067407023

(37 votes, average: 4,78 out of 5) Загрузка...

foma.ru

Прот. Андрей Ефанов: Когда священник нужен лишь как требоисполнитель

25 декабря — память святителя Спиридона Тримифунтского. К этому дню приурочил свои размышления протоиерей Андрей Ефанов.

Сегодня приходили с просьбой отпеть покойника. Пришлось отказать. Поясню. Живу я не в церковном  доме, а в личном. Не на территории прихода и даже в другой епархии. Так уж получилось, и ничего здесь  не поделать. Раньше помогал престарелому настоятелю с требами, но сейчас его нет на месте и без его  разрешения отпеть покойника не могу. Предложил обратиться к благочинному. Вроде бы как вопрос не стоит выеденного яйца, а тем более — статьи, но есть моменты, которые взволновали. Родственники  покойного чрезвычайно обиделись на меня. Мол, и в Церкви бюрократия, нет человеческого отношения.

Как мог, объяснил, что дело не в бюрократии, что благочинный им обязательно поможет. Но у самого  кошки на душе скребут. Людей этих знаю, покойника — тоже. В храм из них никто не ходит, ходить  не собирается, священник им нужен лишь как требоисполнитель. И в этом совсем не их вина. Мы,  духовенство, прихожане, мы виноваты в том, что в наши храмы идут как в дом быта религиозных услуг.  Мы, священники, готовы за деньги и отпеть, и покрестить, и обвенчать людей невоцерковленных, иногда  даже неверующих. Нам надо платить епархиальные взносы и зарплаты, отапливать и реставрировать  храмы. И ради этого мы торгуем своими услугами и Божией благодатью.

А миряне… сколько раз каждый из нас давал совет невоцерковленному знакомому: «освяти квартиру»,  «вам надо венчаться», «сходи в храм, набери святой воды и окропи дом», «машину надо непременно  освятить». Никто не обратил внимания, что в освященных квартирах чаще разводятся супруги, что святая вода не приводит пользователя данного «гаджета» (если он так к этому относится — как к удобному  приложению в целом безбожной жизни) к Богу, а освященные машины чаще попадают в аварии? А ведь так  это и есть! Слова Писания про демона, который приводит своих товарищей в пустой дом исполняются  на наших глазах.

***

Недавно подвозил одну женщину. Начали, как говорится, про погоду, закончили темой религии. — Патриарх у нас плохой, прежний вот был верующий, не то, что этот.

— Вы знакомы с Патриархом?

— Так ведь по телевизору вижу, какой он человек!

— Вы обладаете даром видеть внутренний мир человека?

— Так ведь и так все понятно!

— Как же может Вам быть все понятно, если Вы ничего, кроме кратких телевыступлений, о человеке  не знаете? А сами Вы в храм ходите?

В ответ — молчание. Впрочем, вопрос был задан для того, чтобы прекратить бесплодную беседу. Внешний  вид и поведение безошибочно говорили, что попутчица — не завсегдатай храма. Есть такой тип людей,  в которых не ошибешься.

***

Беседуем с очень хорошим священником. Человеком нравственным, правильным, порядочным. Я — о том,  что нельзя совершать требы за деньги. Он соглашается, что это неправильно, но говорит, что нам  не переломить традицию. Предлагает установить единые цены в благочинии, а лучше — по всей епархии,  чтобы не было причин обвинять духовенство в стремлении к наживе. Понимаю его доводы, он здраво  смотрит на вещи.

Я — безудержный идеалист, оторванный от жизни, все мое существо противится продаже религиозных  услуг. Решаем перенести этот вопрос на собрание духовенства. Там я проиграю, буду не в меньшинстве,  а в одиночестве. Не в первый раз…

***

2004 год. Праздничное застолье. Во главе трапезы — седовласый, умудренный опытом архиепископ. Я — молодой священник, говорю архиерею (не без доли тщеславия и гордыни), что не могу брать деньги  за требы. Архиепископ кратко и по существу: «ну и дурак!»

***

Кто прав, опытный епископ, добрый пастырь-реалист, тысячи священников и миллионы мирян, которые  считают, что совершение треб за деньги это нормально, или те немногие, которые солидарны со мной,  неисправимым мечтателем, считающим, что единственное, что можно подарить нецерковному человеку  благодатного — помолиться о нем или вместе с ним, остальное же — освятить, отпеть, крестить или  венчать допустимо лишь после воцерковления этого человека? Жизнь покажет. Пока же я вижу пустые храмы, «передайте денежку на записку», «поставьте за меня свечечку, вот Вам десять рублей»  и «почему Вы не можете отпеть покойника, раз нет настоятеля, мы же заплатим».

Деньги мне нужны, но не такой ценой. Апостолы собирали пожертвования, но отвергли золото Симона- волхва. Я не апостол. Мне сложнее понять, когда мое слово принесет пользу, а когда — причинит вред.  Пройдет еще много лет, когда я смогу безошибочно определять, что есть добро, а что — зло. Если, вообще,  смогу…

www.pravmir.ru

Ирина Кислина. Овцы могут не только рассеиваться / Православие.Ru

Поражу пастыря, и рассеются овцы стада...

Мф. 26, 31

Как любое лицо, находящееся в центре общественного внимания, священник уязвим. Его очень просто обвинить в том, чего он не совершал, подставив тем самым под удар иногда не только репутацию, но и свободу человека.

А бывают ситуации, угрожающие жизни пастыря. Как же быть? Должен ли священник принимать меры предосторожности, и если да, то какие? Есть ли мера самопожертвованию? И может ли, должна ли паства защищать пастыря?

Чего мы ждем от священника?

Служение священника всегда на виду. У людей совершенно разные, а порой и противоположные ожидания на предмет того, как должны себя вести, как должны думать и что говорить священники.

Кто-то хочет внимания к каждой своей просьбе, кому-то нужно, чтобы батюшка всегда говорил просто и понятно, другому, наоборот, для подтверждения серьезности высказываний необходимы длинные цитаты из Священного Писания и святых отцов. Кто-то вообще бы хотел, чтобы священники «не вмешивались» в их жизнь. Неизвестно, как может вмешиваться священник в жизнь нецерковного человека, но ведь и такие лозунги звучат то тут, то там.

Запросы человека зависят от степени его вовлеченности в церковную жизнь, от того, насколько он о ней осведомлен, насколько может судить о том, чем вообще живут священники, что они могут и что делают. Однако есть два самых распространенных запроса или, так скажем, ожидания.

В первую очередь, от священника ждут служения людям. Можно говорить о «социальном служении», но запрос все же немного шире — от священника ждут не только помощи бездомным и болящим. Люди хотят, чтобы он откликался на проблемы, горести и боль каждого, кто к нему обратится. Причем в любое время и в любом месте.

Второй запрос, мне кажется, больше характерен для церковных людей — это участие в воспитании детей. Здесь важно и общение священника с прихожанами, в том числе маленькими, в храме, и воскресные школы, и беседы с родителями. Сюда же надо отнести всякого рода клубы, кружки по интересам, православные летние лагеря, которых становится все больше, скаутское движение и т. д. От батюшки, принимающего участие во всех этих, безусловно, необходимых делах, ждут и каких-то организаторских усилий, и педагогических талантов, и ответственность за успехи детей возлагают все на него же.

Священники, конечно, занимаются и первым, и вторым, то есть на оба этих запроса отвечают, но зачастую попадают при этом в ситуации опасные — когда-то для репутации, а когда-то и для жизни.

Служение ближним

Очень многим хочется видеть в священнике человека, занятого помощью бездомным, больным, наркоманам, людям, оказавшимся в тяжелых ситуациях.

Церковь никогда не отказывалась от этого служения. На территории России на текущий момент, по данным Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, действует около 3000 различных церковных социальных учреждений, проектов и инициатив в Русской Православной Церкви, более 300 сестричеств милосердия, более 170 православных реабилитационных центров и приходов помогают алкоголезависимым и их родственникам…

Все это правильно. Даже единственно правильно: сложно же, в самом деле, представить священника, который бы не старался помочь тем, кто нуждается в его помощи.

Но вот есть еще такие данные. Почти сводки криминальных новостей.

• Иеромонах Симеон (Аносов), настоятель храма Андрея Первозванного в Барнауле, убит 23 августа 2000 года собственным бывшим водителем, Константином Шиленковым, ранее неоднократно судимым.

• Иеромонах Александр (Тыртышный) убит в селе Колосовка (Омская область) 25 декабря 2003 года, когда пришел исповедовать местного жителя. Ранее судимый 23-летний Дмитрий Литвинов попросил об исповеди, но не в храме, а у себя дома. Священник согласился, и, когда отец Александр пришел в гости, убийца напал на него с ножом.

• Игумен Виссарион (Глазистов) убит в собственном доме в селе Кадышево Ульяновской области ночью 17 января 2011 года. Игумен Виссарион восстанавливал храмы, служил в Псковской епархии, но затем вернулся в родное село, восстановил храмы в нем и в соседнем селе. Взял на перевоспитание алкоголика. Напившись, подопечный избил отца Виссариона до смерти и заснул в доме убитого, где и был задержан.

• Протоиерей Павел Адельгейм убит 5 августа 2013 года в Пскове. Священника зарезал 27-летний гость из Москвы, прибывший по рекомендации знакомой женщины и три дня проживший у него в доме. Гость, предположительно страдающий душевной болезнью, убил священника во время разговора на кухне, ударив его ножом в живот. После этого убийца попытался покончить с собой, нанеся себе два удара ножом.

• Священник Александр Морозов, служивший в храме Преображения Господня в агрогородке Смоляны в Белоруссии, убит в ночь с 21 на 22 ноября 2013 года в Оршанском районе Витебской области. В убийстве подозревается молодой человек, над которым отец Александр попечительствовал и которому даже предоставил для проживания свой дом.

Что получается? Священник берет человека на работу в качестве водителя. Наверняка — зная про судимости. Но искренне желая поддержать, помочь встать на ноги. И погибает от его же руки. Другой идет выполнять свой пастырский долг — исповедовать человека, который просит о проведении Таинства дома, — и погибает. Третий не может оставить без помощи пьющего человека, даже предлагает ему жить рядом — тот его убивает…

Или вот четвертый. По просьбе знакомой принимает у себя в доме человека, зная, что у него, мягко говоря, не все в порядке с головой. Знакомая не сомневается: отец Павел, конечно, должен помочь, как же иначе!.. А у гостя случается припадок душевной болезни. Результат известен всем.

Может, есть смысл быть все-таки осторожным? Не впускать всех без разбора в свой дом? Ведь душевнобольным нужна помощь медиков, их состояние не всегда стабильно, и сложно предсказать, чем может кончиться вспышка гнева. И неоднократно судимые люди очень часто бывают опасными. Мы ведь тоже не всегда можем знать, как повредилась психика человека во время отбывания наказания. Тут нужны, наверное, какие-то знания и умения применять способы защиты.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора, г. Благовещенск:

— Нужно учесть, что священники, которые, как правило, возглавляют такого рода церковные предприятия, вынуждены заниматься этим помимо систематических богослужений, совершения Таинств и треб. Другими словами, батюшка в этой ситуации и швец, и жнец, и на дуде игрец. Ему нужно и высокие пороги обивать, и меценатов искать, и в качестве прораба работать, а также со своими подопечными общаться. К сожалению, к этой работе на износ добавляется еще и опасность.

Нередко священнослужителям приходится общаться с контингентом из так называемого социального «дна»: ведь к храмам прибиваются люди с криминальным прошлым и даже психически нездоровые. Этот год был омрачен вестями о насильственной смерти двух православных священников — протоиерея Павла Адельгейма и иерея Александра Морозова, которые погибли от рук тех, кому они пытались помочь.

В этой связи можно сказать, что священники, занимаясь социальной работой, подвергают свою жизнь большой опасности. И перед ними возникает резонный вопрос: а стоит ли дальше так рисковать? Уверен, что большинство священнослужителей, которые активно занимаются такой деятельностью, только укрепились в своем убеждении: стоит. Поскольку каждый православный христианин конечной целью своей жизни полагает возвращение Домой. А родной Дом для верующих — это Царство Божие. Ведь на этой земле мы лишь в долгосрочной командировке, которая рано или поздно закончится.

Протоиерей Андрей Ефанов, клирик Кинешемской епархии Ивановской митрополии:

— Недавние события, когда, так скажем, при исполнении своих профессиональных обязанностей погибли священнослужители — протоиерей Павел Адельгейм, иерей Александр Морозов, несколькими годами ранее игумен Авенир (Смолин) и иерей Андрей Николаев, да ведь всех погибших священников и не перечислишь, — показали: пастырь находится в зоне смертельного риска.

Несомненно, что служение священника неразрывно связано с опасностью. Священника могут ночью вызвать причащать умирающего, и он не может отказать. Нет никакой гарантии, что, выйдя ночью из дома, батюшка вернется домой живым и здоровым. Священник не всегда может отказать в ночлеге и даже проживании незнакомому человеку, а в наше время это чревато опасностями. Ведь отца Павла Адельгейма убил его же постоялец. Как же быть?

Священник всегда должен быть готов к самопожертвованию. Наверное, об этом надо говорить в семинариях и напоминать ставленнику перед хиротонией. Пресвитер уже не принадлежит целиком себе или своей семье, он, как солдат, всегда находится в том положении, когда ему приходится жертвовать личным счастьем, благополучием, даже жизнью ради того высокого служения, на которое он поставлен. Но все же призвание к самопожертвованию должно быть не безрассудным.

Священник не может отказать в напутствии умирающему в любое время дня и ночи, но совсем другое дело, когда в его дом просится на ночлег незваный гость. Одинокий пастырь сам вправе решать, принять ли человека, а вот семейный вряд ли может подвергать супругу и детей риску. В таких случаях лучше всего помочь нуждающемуся по мере сил: проводить его на вокзал, при возможности оплатить ему дорогу, но принимать в собственном доме незнакомца, который может убить домочадцев, думаю, не совсем разумно. Все же священническую присягу дает пастырь, а не его жена и дети. Это его долг — до конца быть верным своему служению, нельзя того же требовать от всей семьи священника.

Воспитание детей

Есть еще одна область, в которой от Церкви в целом и священников в частности ждут активной деятельности, — это воспитание подрастающего поколения. Церковь отвечает и на этот запрос. Священники, имеющие педагогический талант, так же как и миряне, включаются в работу воскресных школ, подростковых клубов, секций, летних лагерей и т. д. А дети есть дети, у них свои правила и свои способы коммуникации со старшими. Подростковый возраст опасен, особенно сейчас, когда дети совершенно не защищены от информации, которая всегда считалась для их возраста преждевременной. Можно даже не особенно стараться включать фантазию: двусмысленных ситуаций, в которые может попасть любой преподаватель или наставник, очень много. Они всегда опасны для всех участников, но особенно болезненны, если преподаватель, воспитатель — священник.

Протоиерей Андрей Ефанов:

— Да, это еще одна тема священнического служения — общение с детьми, подростками, молодежью. Обвинить священника в мерзком грехе легко, оправдаться сложно. Как же быть в такой ситуации?

Мне приходилось читать советы передать молодежное служение мирянам, а самому священнику быть предельно осторожным и не допускать близкого контакта с детьми. Эти советы, наверное, всем хороши, кроме одного: для священника как духовного отца естественно и обнять, и погладить по голове или плечам свое духовное чадо. Без этого контакта мы лишимся чего-то очень важного.

Как же быть? Мне кажется, если священник сам целомудрен, внешне благообразен и во всем являет пример христианской жизни, то его трудно заподозрить в противоестественных страстях.

Если же такое происходит, то на защиту священника должны встать все христианские силы, прежде всего — епархиальный архиерей. Надо следить за кадрами, доверять работу с детьми лишь безупречным пастырям, но тех, кому доверили, защищать от нелепых обвинений со всей силой, которая дана архипастырю.

Ну и еще одно личное наблюдение. Все же священник должен носить подрясник, а не спортивную форму. Иначе он из пастыря превращается в тренера. Со всеми проистекающими из этого проблемами.

Могут ли овцы защитить пастыря?

Протоиерей Павел Адельгейм Очевидно, что священники будут продолжать заниматься всем тем, чем занимаются сейчас: и давать кров бездомным, и общаться с самыми разными людьми, не деля их на хороших и плохих, работать с детьми, с подростками. Возможно, кто-то это будет делать чуть более осторожно, зная о том, что это может повлечь за собой серьезные последствия. Кто-то попробует передать определенную часть функций помощникам. Все эти решения принимаются, конечно, исходя из личных особенностей человека, его представления и понимания того, как устроен мир, его собственного опыта и опыта близких ему людей. Но, скорее всего, батюшки не изменятся: кто-то как осторожничал, так и будет осторожничать, а кто-то, как отец Павел Адельгейм, так и будет принимать всех у себя дома. И каждый по-своему прав, тут нельзя кого-то считать более «правильным», кого-то менее.

Как реагировать на опасные и даже трагические ситуации, в которых оказываются священники, нам, мирянам? И должны ли мы как-то вообще реагировать в тех, например, случаях, когда священника пытаются в чем-то обвинить?

Не могу назвать собственные наблюдения за последними скандалами вокруг священников в блогах и на форумах радующими. Со всех сторон, как защищающих, так и обвиняющих, обычно много эмоций и очень мало фактов, спокойствия и какой-то хотя бы минимальной мудрости. Мне кажется, что мирянам лучше бы поменьше все это обсуждать и принимать участие в различных эмоциональных спорах. Особенно в тех случаях, когда оказавшийся под ударом батюшка лично нам незнаком и мы не можем судить о нем как о человеке и пастыре. Другое дело — реакция и действия прихожан конкретного священника, которого в чем-то обвиняют, реакция тех, кто знает обвиняемого не первый год. Прихожане, духовные чада, наконец, просто друзья не вправе молчать и оставаться в стороне: они могут и должны поднять голос, противопоставить свое убеждение клевете.

Да, здесь нет универсальных стратегий поведения: в каких-то случаях необходимы решительные действия, а в других лучше не суетиться, а только молиться. Или просто напомнить всем, и особенно журналистам, что обвиняемый не есть еще виновный, что нельзя делать порочащие человека выводы, не имея достаточных оснований, что жертвой клеветы может стать любой из нас.

Журнал «Православие и современность» № 28 (44)

pravoslavie.ru

ЕФАНОВ Андрей, протоиерей - Православный журнал "Фома"

Можно ли над столом поместить “Тайную вечерю” да Винчи?

Вопрос читателя:  Добрый день. Можно ли на кухне над столом поместить фреску “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи? С уважением, Юлия Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:  Добрый день!…

Когда Воздвижение Креста Господня в 2019 году?

Воздвижение Креста Господня в 2019 году приходится на 27 сентября. Это единственный из двенадцати важнейших (двунадасятых) праздников Православной Церкви, который был установлен в память не только…

Почему я выбираю мужей, которые ко мне равнодушны?

Вопрос читателя:  Здравствуйте. У меня вопрос по поводу семьи. Это мой второй брак. Совместных детей нет. Прожили в браке 5 лет. Скандалы и недопонимания начались сразу…

Не поцеловала Чашу, Причастие действительно?

Вопрос читателя:  Здравствуйте! Мне 41 год, крещена в младенчестве. И вот решилась на исповедь за всю свою жизнь только недавно! Слава Богу, я покаялась в грехах…

Как покаяться в мыслях о самоубийстве?

Вопрос читателя:  Помогите! Как покаяться в мыслях о самоубийстве, которые вырвались в трудную минуту жизни. Потом я пережила самый настоящий ужас. Как быть? Отвечает протоиерей Андрей…

Маму насмерть сбила машина. Как смириться?

Вопрос читателя: Доброго времени суток. У меня мама погибла 22 июня в результате наезда на нее внедорожника. Я осталась одна с 2-х летним сыном, родственники все…

Все женщины попадут в ад?

Я где-то прочитала, в интернете от какого-то пользователя, что, согласно Библии, все женщины попадут в ад. Так ли это? И если я женщина, то что, я…

Как справиться с неуверенностью?

Вопрос читателя: Здравствуйте! Меня зовут Илья. Меня мучает неуверенность в себе. Я не могу взять в руки свою жизнь. Я вечно опираюсь на мысли других, а…

Как быть, если не получается нормально зачать?

Вопрос читателя: Здравствуйте, у меня вопрос интимного характера, но задать своему священнику, у которого исповедуюсь, неудобно…У нас с мужем 2 детей, хотим третьего. Но у мужа…

Как молиться за другого человека?

Вопрос читателя:  Батюшка, как молиться за другого человека? У меня есть любимый мужчина, но он меня не любит, и я не нужна ему, мы не вместе,…

foma.ru

Когда батюшка-врач теряет сознание

«Только сильное головокружение не позволило батюшке закончить свои трудовые сутки... Его коллеги из больницы приехали быстро и отвезли священника-врача из одного места работы на другое: из храма в приемную больницы». К чему может привести совмещение двух профессий, размышляет протоиерей Андрей Ефанов.

…Заходить домой было уже некогда. Отец Сергий поскорее снял спецовку фельдшера скорой помощи, надел подрясник и куртку и поспешил к припаркованной во дворе ЦРБ машине. В храме прихожане уже читали акафист, ожидая своего дорогого батюшку, который после всенощной поехал спасать человеческие тела, а после дежурства на скорой помощи возвращался в храм – спасать христианские души.

Часы, литургия, исповедь, причастие, проповедь. После службы отец Сергий совершил панихиду и стал готовиться крестить младенца. Только сильное головокружение не позволило батюшке закончить свои трудовые сутки…

Его коллеги из больницы приехали быстро и отвезли священника-врача из одного места работы на другое: из храма в приемную больницы.

Насколько реальна эта история? Для меня это ожидаемая ситуация, так как в моем благочинии есть такой священник. И, глядя на его вечные мешки под глазами, на спешащего на службу с дежурства, на дежурство со службы в храм этого замечательного пастыря, я с волнением ожидаю, что вот сейчас мне позвонят и скажут…

Скажут, что с ним случилось то, о чем я написал выше.

протоиерей Андрей Ефанов

За халатность – под запрет

В проекте документа о совместимости профессий с духовным саном предлагается сделать совмещение священнослужения и врачебной практики исключением, на которое требуется особое благословение священноначалия. Аргументы вполне понятные: священник может быть обвинен в халатности, приведшей к смерти.

И контраргументы, приводимые в ходе полемики, мне кажутся не вполне объективными, так как очень часто приходится слышать о том, что врачи не спасли, хирург был некомпетентен, фельдшер со скорой не оказал нужной помощи, а то и сделал неправильный укол.

В такой ситуации священнослужитель может предстать перед епархиальным судом, как это происходит со священником, невольно ставшим активным участником ДТП, даже если он и не виновен в нарушении ПДД. Действительно, представим себе ситуацию, когда на иерея-врача поступила жалоба по медицинской части с обвинением в халатности, приведшей к смерти пациента.

В таком случае логично, что священнослужитель, по аналогии с другими ситуациями, приведшими к смерти или серьезной травме, будет временно запрещен в священнослужении. Не будет ли это травмой для пастыря? А ведь обвинений в адрес врачей поступает немало. Рано или поздно схема, когда священника будут отстранять от служения по вышеуказанной причине, начнет действовать. И как быть с этим?

Но лично меня больше волнует другая проблема. Если священник служит в селе, если он клирик многоштатного прихода, тогда совмещение работы врача и священнослужителя вполне возможно. Для сельского пастыря, наверное, такое совмещение вполне допустимо. В больших городах тоже.

Благочинный Родниковского округа Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов передает пожертвование на храм протоиерею Владимиру Рыбакову, который в этот момент находится на дежурстве фельдшером Скорой.Фото: С. Пухов

Допустимо, но всегда ли полезно?

Мне знакома ситуация, когда один священник, будучи клириком кафедрального собора, вполне совмещает работу на скорой и чреду служения. А вот как быть тому священнику, который служит в городе в одноштатном приходе (в маленьких городах, в принципе, это не редкость) и при этом вынужден трудиться по графику дежурства, который никто не станет специально под него подстраивать. Прототип отца Сергия из моего рассказа именно так и трудится. Пока его еще не госпитализировали. Но это дело времени.

Мне кажется, что совмещение профессии врача и штатное служение в Церкви все же допустимо. Когда гениальный хирург, каким является наш ивановский игумен Агафангел (Гагуа), служит пастырем и оперирует, то понятно, что ему нельзя оставлять ни того, ни другого. Слишком велика будет потеря и для епархии и для медицины, если этот священник будет вынужден отказаться от одного в пользу другого. Но это исключение. Как и указанное в проекте исключение: святитель Лука Крымский.

В общем, полемизировать мне с проектом документа особо и нечего. С написанным согласен, хотя и добавил свои аргументы. На каждый случай совмещения требуется особое благословение. А написал я всё это потому, что были высказаны возражения: дескать, и пастырство и врачевство столь высоки, что не надо видеть проблемы в совмещении этих профессий.

Совмещение, конечно, возможно, и с точки зрения нравственной, и по ряду других причин. Только вот всегда ли оно полезно? Ведь любое совмещение – это компромисс. А на компромисс надо идти, лишь взвесив все плюсы и минусы. И лучше это делать по согласованию с тем, кто поставлен надзирать над духовной жизнью епархии, то есть с епископом.

www.pravmir.ru

Белое Духовенство

  
  
Сан:  протоиерей
Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  
Рукоположен в священный сан архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием в 1994 году. Проходил служение на приходах Ивановской (ныне Иваново-Вознесенской и Кинешемской) епархии. В начале 2000-х гг. исполнял обязанности редактора епархиальных изданий (Иваново-Вознесенского епархиального вестника, Иваново-Вознесенских епархиальных ведомостей и др.), был начальником Издательского отдела епархии, благочинным 13 округа (Южского и Савинского районов Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии). В настоящее время по состоянию здоровья о. Андрей не может выполнять общеепархиальные послушания и по возможности служит под руководством протоиерея Петра Косянчука, благочинного 9 округа. Награжден набедренником при хиротонии, скуфией в 1996, камилавкой в 1997, наперсным крестом в 2002, саном протоиерея в 2005, медалью святителя Василия Кинешемского в 2006 годах. Его труд отмечен Архиерейской грамотой и грамотой Управления печати и информации администрации Ивановской области. (http://www.pravmir.ru/novye-petry-i-pavly-eto-my/)

ortho-rus.tk


Смотрите также