Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Протоиерей олег гаврилов биография


Духовенство

Протоиерей Николай Беляев

День рождения — 4 марта 1938 г.

День Ангела — 22 мая

Диаконская хиротония — 7 апреля 1990 г.

Иерейская хиротония — 16 апреля 1990 г.

Протоиерей Георгий Очкалов (†)

22 октября 1936 г. — 2 июля 2019 г.

День Ангела — 23 ноября

Диаконская хиротония — 4 ноября 1989 г.

Иерейская хиротония — 15 февраля 1990 г.

Протоиерей Михаил Пшеничный

День рождения — 25 июня 1960 г.

День Ангела — 21 ноября

Диаконская хиротония — 9 февраля 1986 г.

Иерейская хиротония — 15 февраля 1986 г.

Протоиeрей Владимир Рождественский

День рождения —  7 марта 1955 г.

День Ангела — 28 июля

Диаконская хиротония — 13 июля 1990 г.

Иерейская хиротония — 28 июля 1992 г.

Протоиерей Димитрий Галкин

День рождения — 21 марта 1966 г.

День Ангела — 28 мая

Диаконская хиротония — 4 ноября 1991 г.

Иерейская хиротония — 7 января 1992 г.

Протоиерей Олег Гаврилов

День рождения — 1 января 1964 г.

День Ангела — 3 октября

Диаконская хиротония — 1 июля 2003 г.

Иерейская хиротония — 2 апреля 2006 г.

Протоиерей Александр Севостьянов

День рождения — 26 апреля 1971 г.

День Ангела — 30 апреля

Диаконская хиротония — 6 декабря 2005 г.

Иерейская хиротония — 30 декабря 2005 г.

Иерей Александр Небиеридзе

День рождения — 10 сентября 1979 г.

День Ангела — 12 сентября

Диаконская хиротония — 4 июля 2010 г.

Иерейская хиротония — 13 февраля 2011 г.

Иерей Алексий Заруцкий

День рождения — 10 августа 1992 г.

День Ангела — 25 февраля

Диаконская хиротония — 26 февраля 2017 г.

Иерейская хиротония — 10 июня 2018 г.

Иерей Борис Седов

День рождения — 6 августа 1990 г.

День Ангела — 6 августа

Диаконская хиротония — 5 марта 2017 г.

Иерейская хиротония — 29 июня 2018 г.

Иеродиакон Даниил Мельников

День рождения — 3 ноября 1969 г.

День Ангела — 30 декабря

Диаконская хиротония — 12 июля 1998 г.

Диакон Георгий Козлитин

День рождения — 14 июня 1995 г.

День Ангела — 17 февраля

Диаконская хиротония — 7 апреля 2018 г.

Диакон Константин Суржиков

День рождения — 17 августа 1995 г.

День Ангела — 17 августа

Диаконская хиротония — 3 июня 2018 г.

imonspb.ru

иерей Олег Гаврилов

Настоятель Покровского храма в с.Муравлевке, Одесская область, Украина, РПСЦ

Иерей Гаврилов Олег Константинович родился в августе 1978 года. В 1993 году закончил среднюю школу (9 классов) и в этом же году поступил учиться в ПТУ по специальности электромонтёр. После окончания обучения (в 1996 году) проходил практику на котельной. С 1997 по 1999 — служба в армии. После армии устроился на работу электромонтёром. В 2002 году крестился, а перед этим был период искания истинной веры. В этом же году было и венчание. На следующий год был поставлен во чтецы митрополитом Алимпием (Гусевым).

Иерей Олег Гаврилов

В феврале 2004 года митрополитом Андрианом (Четверговым) рукоположен во диаконы, а в октябре (по благословению митрополита Андриана) рукоположен во иерея епископом Силуяном (Килиным). Определили на приход города Иваново. Там ожидали передачи храма от единоверцев (храм РПСЦ в результате переворота и раскола общины в 1991 году перешёл в новообрядчество под видом единоверия). Храм так и не передали, не выделили и землю под строительство нового. Примерно в то же время попал в серьёзную аварию, и вести активную деятельность в Иваново уже возможности не было. В 2009 году переехал в село Муравлёвка Одесской области Килийского района (Украина), где и служит по настоящее время в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

ruvera.ru

Расписание священнослужителей на седмицу

ДАТАУТРО СЛУЖИТУТРО НА ИСПОВЕДИВЕЧЕР СЛУЖИТ
ВОСКРЕСЕНЬЕ 22 сентябряпротоиерей Димитрий Галкин•протоиерей Михаил Пшеничный •протоиерей Владимир Рождественский •протоиерей Олег Гаврилов •протоиерей Александр Севостьянов •иерей Алексий

Заруцкий

протоиерей Александр Севостьянов
ПОНЕДЕЛЬНИК 23 сентябряпротоиерей Александр Севостьяновпротоиерей Олег Гавриловпротоиерей Димитрий Галкин
ВТОРНИК 24 сентябряпротоиерей Димитрий Галкин иерей Алексий Заруцкийиерей Борис Седов
СРЕДА 25 сентябряиерей Борис Седовпротоиерей Михаил Пшеничныйпротоиерей Олег Гаврилов
ЧЕТВЕРГ 26 сентябряпротоиерей Олег Гавриловпротоиерей Владимир Рождественскийпротоиерей Николай Беляев

все

ПЯТНИЦА 27 сентябряпротоиерей Николай Беляев•протоиерей Михаил Пшеничный •протоиерей Владимир Рождественский •протоиерей Димитрий Галкин •протоиерей Олег Гаврилов •протоиерей Александр Севостьянов •иерей Борис

Седов

протоиерей Владимир Рождественский

все

СУББОТА 28 сентябряпротоиерей Владимир Рождественский•протоиерей Михаил Пшеничный •протоиерей Димитрий Галкин •протоиерей Александр

Севостьянов

протоиерей Михаил Пшеничный

все

ВОСКРЕСЕНЬЕ 29 сентябряпротоиерей Михаил Пшеничный•протоиерей Николай Беляев •протоиерей Владимир Рождественский •протоиерей Димитрий Галкин •протоиерей Олег Гаврилов •протоиерей Александр

Севостьянов

протоиерей Владимир Рождественский

imonspb.ru

ДЕТОВОДИТЕЛИ КО ХРИСТУ

Такого количества учителей я не видел с собственного выпускного вечера. В небольшую комнатку набилось человек пятьдесят: все больше женщин разного возраста, но было и много мужчин. Радостно-деловая атмосфера! Не мудрено: начало учебного года, впереди столько дел, замыслов, да и трудностей тоже... Раздаются поручения и звучат просьбы («Дорогие родители... Кто на машинах, помогите отвести вещи!..»), учителя приветствуют друг друга, обмениваются новостями, тут же снуют те самые дети, для которых все и затевалось. На стене расписание мероприятий и список ответственных лиц, в углу — иконы... Откуда-то вкусно пахнет пирогами. Наконец веселый хаос приобретает некоторую упорядоченность, входят священники — отец Николай Беляев и отец Олег Гаврилов, окормляющие общину, вносят аналой, и начинается молебен. Поют слаженно: видно, что здесь большинство людей давно воцерковленных. По окончании молебна священники по очереди произносят напутствие, благословляют новые начинания. Потом объявление: у одного из учителей вышла книжка, «заинтересованные могут подойти и приобрести...». Наконец поздравляют именинников и отца Николая, который недавно был удостоен патриаршей награды. Он грустно шутит о том, что ему пора на покой: «Вот отец Олег молодой, сильный, мудрый, любящий, а мне, как старым лотерейным билетам, пора в тираж погашения». Все дружно возражают, а отец Олег под общий смех произносит: «Мы вас, отец Николай, переведем в ценные бумаги».

Община

Протоиерей Николай Беляев, старший клирик Иоанновского монастыря, несколько лет назад совершил «модернизационный прорыв» в организации приходской жизни, разделив общину на несколько групп по профессиональному признаку. Сделано это было, чтобы аккумулировать усилия отдельных людей, трудящихся на одной и той же ниве и испытывающих недостаток в поддержке подобных им тружеников. Так на основе приходской общины появилось несколько долгоиграющих проектов. Первым из них была организация патронажа — ухода за престарелыми и инвалидами. А с 13 апреля 2007 года ведется отсчет истории педагогической общины, которая сразу же получила имя святых равноапостольных просветителей словенских Кирилла и Мефодия и сейчас насчитывает около 80 педагогов и 40 студентов-волонтеров. Началось все с того, что учителя решили бесплатно помогать школьникам и студентам прихода в учебе и в подготовке к экзаменам. Потом пришло осознание того, что деятельность можно расширить за счет консультаций в области профессиональной ориентации: советовать выпускникам школ, какой вуз лучше выбрать, готовить их к поступлению.

Еще одним направлением стало проведение лекций для прихожан на самые разные темы: от основ вероучения до психологии. Каждый делится тем знанием, которым владеет, прихожанин включается в процесс обучения, но объединяет тех и других не только и не столько стремление научить и научиться, сколько желание выражать свою веру в зрелых практических формах. Читают, скажем, лекцию о музыкальной агрессии в современной культуре. Неужели верующего человека привлекает в ней теоретическая составляющая? Конечно, нет. Познания в этой области необходимы родителям, чтобы знать, чему могут подвергнуться их дети, да и сами подростки совсем не равнодушны к тому, что думают о них взрослые «умники». Или другой пример: лекция директора хосписа о том, как следует ухаживать за смертельно больным человеком, какие слова говорить, как готовить его к последнему часу... С одной стороны, это знание, основанное на теории, на системе (иначе ему нельзя научить), с другой — оно всецело направлено на практику.

В последнее время педагогическая община также помогает Центру детской гематологии и трансплантологии имени Раисы Максимовны Горбачевой. Помощь самая разная: организация концертов для больных детей, помощь семьям приезжих пациентов в бытовых вопросах, например, в починке компьютеров. Был случай, когда в центр попала девочка из детского дома и ей требовалась круглосуточная сиделка. Пока не нашлись деньги, бесплатное круглосуточное дежурство взяли на себя волонтеры педагогической общины.

Осмысленный отдых

Ребенок нуждается во внимании круглый год, и дело тут не в тотальном контроле со стороны родителей и педагогов. Важно, чтобы весь годичный цикл его жизни был наполнен смыслом. Иначе получится, что в течение учебного года он будет включен в какой-то рациональный процесс, а летом добрые (или ленивые?) родители «возвращают ему детство», а в действительности ввергают в пучину собственных иррациональных желаний, а проще говоря, страстей. Для общины учителей организация детского летнего отдыха стала одной из главных задач. Подобная идея появилась всего через несколько месяцев после создания общины, и уже на осенних каникулах 2007 года состоялась первая коллективная поездка в один из пригородов Петербурга. С тех пор такие выезды совершаются регулярно — почти в каждый каникулярный период. Например, на эти летние каникулы были запланированы поездки в Пушкин, на подворье Оптиной пустыни в Сосновом Бору, в Выборг...

Жизнь в таких выездах, которые обычно длятся около двух недель, довольно строго регламентирована. Правил много, но все они разумны. Есть, конечно, строгие запреты на нецензурную брань, курение, непослушание взрослым, но это совсем не главное. Напротив, запреты производны от положительных целей. Все построено вокруг двух неравновеликих смысловых центров. Во-первых, это творчество в самом широком смысле. Игра, дежурство по кухне, мастерские, подготовка концерта, простое общение — все это творчество. И творчество совместное. Главное, чтобы никто не оставался один, не замыкался на себя и не бездельничал.

Второй и важнейший центр жизни детского общежития — попытка воцерковления детей. Ради того, чтобы каждый ребенок приблизился к Богу, и трудятся учителя. Дети, участвующие в выездах, совершенно разные. Порой они довольно далеки от Церкви. Но когда жизнь протекает общинно, когда все время перед глазами пример взрослых (студентов-вожатых и педагогов), когда искренняя вера и молитва присутствуют в жизни детей так просто, как будто иначе и невозможно, — то они и принимаются ими так же просто и искренне. А самое главное — за время поездки увидеть, почувствовать Бога можно повсюду: в детской дружбе, в первой влюбленности, в отношениях между старшими, в вечернем «огоньке», в походах, кострах, в песнях под гитару — во всем том, что каждый ребенок потом привозит домой и сохраняет надолго.

Бог в учителе

Спрашиваю у руководителя общины Екатерины Куприяновой: «Понятно, как ребенок воцерковляется во время загородного отдыха. Но как может приблизить к Богу, скажем, обычный урок русского языка?» Ответ звучит неожиданно, поскольку я всегда считал, что воспитательная составляющая заключена в самом предмете. Но Екатерина Валентиновна считает, что Бог не в предмете, а в учителе: «Когда я занимаюсь со старшеклассниками литературой, например, готовлю к экзамену, я о Боге не говорю. Но подросток смотрит на меня, на мое окружение, невольно подслушивает мои телефонные переговоры по приходским делам и начинает интересоваться. Я ему рассказываю об общине, о наших проектах и спрашиваю, не хочет ли он помочь. И часто оказывается, что хочет, — а потом через общение со сверстниками, через совместное участие в каких-то бескорыстно-добрых делах приходит к Богу». Действительно, для старшеклассника, студента общение — едва ли не главная потребность. Уж лучше быть голодным, чем одиноким. Именно общение, причем общение качественное, в духе любви и поддержки, а не в духе соперничества и «опускания» друг друга, — это то, ради чего молодой человек может прийти в Церковь и остаться в ней.

Я сидел на кухне в офисе общины и, уплетая домашний хлеб с джемом, слушал юношей и девушек, которые разными путями пришли в Церковь. Миша Букин оказался в общине, потому что со школы был знаком с Екатериной Валентиновной и как-то принял участие в одной из загородных поездок. Володя Соснин, исповедуясь отцу Николаю, посетовал на недостаток общения, а тот посоветовал, куда обратиться. А Даша Волженина, как она сама сказала, «просто шла мимо, заглянула в храм во время Всенощной и захотела остаться». Мотивы прийти были различны, но причина, по которой ребята остались, пожалуй, была одной и той же — любовь, с которой их встретили в Церкви детоводители ко Христу.

Тимур Щукин

old.aquaviva.tmweb.ru

Иерей Олег Гаврилов: «Цель у всех церковных правил одна — это приводить людей ко Христу»

Одной из самых востребованных рубрик нашего сайта является «Вопрос священнику». Последний год на вопросы наших читателей активно отвечает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы РПсЦ в с. Муравлевке (Украина) иерей Олег Гаврилов.

Наш корреспондент встретился с батюшкой и побеседовал с ним. 

***

Известно, что требования к внешнему виду прихожан в старообрядческих приходах Украины не так строги. Так, например, летом можно увидеть мужчин и женщин в рубашках и платьях с коротким рукавом, в сандалиях на босу ногу и прочее. Как Вы считаете, содействуют ли такие упрощенные требования большей посещаемости богослужений постоянными прихожанами и меньшими проблемами в адаптации к старообрядческому богослужению новопришедших людей?

Вы начинаете свой вопрос словом известно, то есть уже звучит утверждение, и дальше идут размышления, отталкивающиеся от этого как бы «факта». На мой взгляд, это не совсем верно. По моему наблюдению, всех людей, посещающих храм, можно условно разделить на две категории. Первая — это те, кто искренне пришел к вере, искал и нашел её, тот, для которого на первом месте духовная жизнь, а уже потом жизнь физическая, то есть земная, со всеми своими важными и нужными делами, та, которую все мы видим и наблюдаем и постоянно пребываем в ней. Такой человек и в быту соблюдает внешний облик Христианина, а тем более в церкви. Вторая условная группа людей — это те, кто относится к вере, да и к религии, как к некоему обряду, традиции. Для них основное — это телесная жизнь, со всеми проблемами и радостями, вот это жизнь настоящая, а религия — это уже так, придаток к настоящей жизни. Эти люди и в быту не придерживаются норм и чаще всего и в церкви являются нарушителями внешнего вида.

Упрощение в требованиях к внешнему виду не приводит к бóльшей посещаемости людей, а также отрицательно сказывается, прежде всего, на правильном понимании духовной жизни и попытках хоть немного изменить самого себя. Всё внешнее — одежда, обувь, платки, волосы, бороды нестриженые — должно говорить и показывать о внутреннем устроении человека. Оно так и есть.

По поводу упрощения: мне думается, можно привести пример с автомобилем. Если поставить цель, чтобы он просто ехал, и начать сокращать в нем всё, без чего он может ехать, то в конце может получится очень абсурдно и комично. А в какой-то момент трудно будет назвать его и автомобилем. Если начать такое сокращение с чехлов на сиденья — без них поедет? — Поедет! Затем подголовники: без них поедет? — Поедет! И мы знаем, что машина поедет и без сидений — можно посидеть и на стульчике или ящике, и без стекол, и без дверей, и без капота и многого чего другого она поедет. Далеко и надёжно на ней, конечно, не уедешь, но тронуться и ехать она сможет, и машиной ее тоже, конечно, не назовешь в привычном смысле. Так и человеку, посещающему храм: если всё разрешить и упростить, то, возможно, он внутри и будет считать себя верующим — как машина всё-таки едет, — а с наружного взгляда не видно в нем Христианина, как и в груде железа машину. Нет и надёжности, в дальнее путешествие не поедешь, а как мы понимаем, путь наш, как Христиан, далек и труден. Цель — пройти воздушные мытарства. Необходимо серьёзно готовиться, не расслабляясь и не расхолаживаясь.

В старообрядческих группах социальных сетей, на личных страницах старообрядцев как нигде популярно цитирование фраз, принадлежащих инокам и преподобным отцам. Однако старообрядческое иночество в настоящий момент крайне малочисленно и число желающих его принять мало. Почему существует такое противоречие?

Дать правильный ответ, почему это происходит, — задача очень сложная, может быть, даже и невыполнимая. Такого ответа я не знаю, а вот предположить можно следующее. Иноки, пустынники являют собой самую высшую категорию людей в земной церкви — по чистоте и по возможности духовного очищения и возрастания, даже святители связаны многими заботами и попечениями и не имеют столько свободного времени. А поскольку это высшая категория, то на неё идёт и равнение. Возможно, по этой причине так часто обращают своей мысленный взор к ним. На мой взгляд, в данном явлении есть положительные моменты, но есть и опасность.

Что касается положительного, то, во-первых, читая их творения и высказывания — а ещё лучше, глубоко изучая их, — мы начинаем узнавать путь духовной жизни, путь правильный и непрелестный, получаем теоретические знания. В современном мире очень много заблуждений и разных превратных, неправильных представлений о духовной жизни. Сложность в том, что духовная жизнь — внутри, и саму по себе её не увидишь, только через проявления её в обычной жизни. Внутренние ошибки человека в его представлении о духовной жизни сразу и не увидишь. Вот здесь и необходимы правильные теоретические знания.

Во-вторых, читая любую книгу любого автора, мы соприкасаемся не только с текстом и мыслями, им изложенными, но и с его духом. Известно, что у каждого человека разный дух. Читая святых отцов, мы соединяемся с их духом. Какой это дух, думаю, все знают и понимают. В-третьих, чтение подобной литературы пробуждает внутреннюю энергию: мы загораемся, встряхиваемся от бытовой рутины и как бы получаем толчок, импульс к собственному духовному очищению. Это всё на пользу.

К отрицательным моментам можно отнести случаи, когда человек начинает исполнять монашеские практики, не будучи к ним подготовлен. Проще сказать, когда начинает строить десятый этаж, не имея первых девяти и самого фундамента. Конечно, это беда. Мы четко должны понимать: одно дело — некоторые теоретические знания — неполные по причине того, что они без практики, и другое дело — попытка их исполнять без должной подготовки, без опытного руководителя. Эта опасность ясна, наверное, многим.

Последнее время Вы много отвечаете в рубрике «Вопрос священнику». Какое ощущение сложилось у вас о запросах современных христиан? Какие проблемы и темы их волнуют больше всего?

Феофилакт Болгарский в своём толковании на место в Священном Писании о последнем времени пишет, что тех людей будут одолевать в основном две страсти: это чревоугодие и проистекающая из него блудная страсть. Вот, наверное, с блудной страстью и очень много проблем. Теория с практикой вроде как не расходятся. Другая категория проблем — это всё то, что связано с внешними действиями: что куда поставить, как правильно и как неправильно; можно то или нельзя — все внешние проявления.

В святоотеческих трудах большинство материалов посвящены догматическим, церковно-каноническим, богослужебным вопросам. Немало сочинений посвящено особенностям иноческой жизни. При этом совсем немного наставлений, касающихся вопросов семьи и брака. Как Вы считаете, откуда современный священник, пастырь может черпать информацию по этой животрепещущей для современного человека теме, с помощью которой можно было бы разрешить сложные и запутанные вопросы семейной жизни? Нужны ли какие-то современные издания, посвященные этим вопросам?

Издания, конечно, нужны. Может быть, нечто подобное курсу лекций для молодоженов или людей, собирающихся вступить в брак. И в данной брошюре изложить все те хотя бы небольшие знания по данному предмету. Священник перед венчанием обязательно должен поисповедовать молодых людей, поговорить с ними, дать данную литературу и попросить изучить. После поговорить и выяснить, получилось ли прочесть, согласны или не согласны, нравится или не нравится, хотят исполнять или не очень. Если до венчания они получат хотя бы теоретические знания, будет уже хорошо. В последующие года на исповеди можно напоминать, чтобы перечитывали данную брошюру. Тем самым знания будут закрепляться. И, может быть, после каких-то семейных столкновений и конфликтов супруги начнут применять в жизнь те рекомендации уже сами собой, спокойно и непринуждённо. Применяя, увидят и результаты.

Что касается вопросов семейной жизни, то можно почитать Авву Дорофея «Душеполезные поучения».

Как часто, по Вашим наблюдениям, в современной жизни встречаются сложные пастырские ситуации, когда буквальное исполнение церковных правил приводит к обратному результату (например, человек, отлученный от святыни за бритье бороды, вовсе уходит из Церкви, или пара, живущая в гражданском браке, после понуждения к венчанию разводится в скорое время)? Должен ли священник всегда настаивать на буквальном и обязательном исполнении всех правил?

Неправильно думать и ставить вопрос о противопоставлении правил и здравого смысла. Между правилами и реальной жизнью нет противоречий. Правила уточняют и детализируют для нас те наши духовные и телесные свойства, которые должны быть в идеале и к которым нам необходимо стремиться. Ещё в трудах преподобного Антония Великого говорится о духе разума, рассуждения. О том, что многие добрые дела и подвиги, делаемые без рассуждения, привели к беде и непоправимым ошибкам. Это надо знать и помнить.

—————-

Необходимо понимать дух правил. Цель у всех правил одна, так же как и у земной Церкви — это приводить людей ко Христу.

—————-

Если чуть-чуть расшифровать эту фразу, то выйдет следующее: показывать ту грань, за которой будет больно и плохо, а в какой-то момент наступит просто смерть. Речь идёт о страстях, которые нас губят и не дают соединиться со Христом. Объяснять путь борьбы со страстями и вести по нему человека — вот задача церкви и правил. Очищение от страстей — процесс трудный, болезненный, долгий и мучительный. И здесь, мне думается, очень важно, в каком тоне это говорится, то есть с каким духом. Если резко, с неприязнью и гневом, то естественно, это оттолкнет человека, и мы понимаем, что виноваты не правила. Можно и по-другому: с сочувствием, спокойно выслушать человека, может, напоить чаем, просто поговорить, показать книги, объяснить, что и почему нельзя. Обязательно показать человеку выход из его ситуации, альтернативное решение.

Например, самая распространенная ситуация — с погребением. Родственники хотят, а по правилам нельзя — неважно, какая из причин: курево, отсутствие нестриженой бороды, не приходил на исповедь, не был венчан. Всегда есть выход из данной ситуации: либо помолиться молебен преподобному Паисию Великому в храме и потом устроить трапезу в церковном доме, либо дома отмолиться и устроить трапезу в церковном доме. В Молдове видел и сам участвовал (когда ещё был мирянином), как молились панихиду на дому за умерших родителей и сродников по плоти, не упоминая покойного — погребать было нельзя. Как видите, можно сделать по-разному, при этом не оттолкнуть людей от нашей веры и в то же время не нарушить ни одного правила. Как говорят в нашей местности о погребении: похоронить через церковь. Люди часто сами понимают, что человек жил неправильно и нет ему погребения.

И ещё об одном моменте можно сказать. Подобные ситуации появляются не из воздуха, им что-то предшествует. Если приехал новый священник, а в его приходе никто до этого не обращал внимания на внешние видимые грехи, то это одна ситуация. Если объяснять и проповедовать, с любовью и терпением осуществлять намеченную линию, то со временем, через несколько лет этот труд приносит плоды: люди с грехами — безбородые, курящие, невенчанные — сами уже не идут к святыне. Понимают, что приносят вред самому себе, и, не подходя к святыне, тем самым исполняют епитимью хоть в какой-то мере. Другая ситуация, когда совсем новый, не знающий человек зашёл в храм. К нему будет другой подход. Или человек всё знающий и ничего не хотящий делать — к нему будет тоже другой подход. Главное — не рубить с плеча, с людьми надо очень аккуратно, поскольку они находятся в очень большой духовной немощи. Нужно создать условия выхода из греховного тупика для всех, кто хоть как-то хочет выходить. Можно вспомнить клятву всех медиков: не навреди. Ну а те, кто ничего не хочет делать, то пусть так и остаются со своим ничегонеделанием.

ruvera.ru

Звезда по имени Предтеча

«Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый,

Многоблагоутробне, слава Тебе».

Тропарь Святых Отец

Окно в космос

Одним из самых посещаемых мест у кировской детворы в советское время была бывшая Иоанно-Предтеченская церковь. Со всей области сюда приезжали экскурсии школьников, чтобы увидеть мерцающую модель звездного неба и услышать увлекательную лекцию по астрономии. Но, взирая на небесные светила, мало кто из посетителей догадывался, что под слоем масляной краски были сокрыты «светила земные» — лики святых. Да и само-то здание без крестов и колокольни, если бы не скромная памятная доска на фасаде, слабо напоминало о храме. Это место было широко известно как кировский планетарий.И все-таки одно «светило земное», образ Преподобного Серафима Саровского чудом остался нетронутым. И сохранился он на столпе церкви — аккурат в кабинете начальника одного советского учреждения, квартировавшего в правом приделе. Видно, так горячо молился Батюшка Серафим, что кисть маляра не посмела замазать воздетые к небу руки и светлый его лик. Под краской же были сокрыты лишь согнутые колени Преподобного, стоящие на большом валуне.Посмотрев на звездный купол, ребятишки часто задавали один и тот же вопрос: «Сколько звезд на небе?» Но работники звездного хозяйства не знали точной цифры. Да и откуда им было знать, если Один Господь Бог «исчисляет количество звезд, и всем им имена нарицает» (Пс. 146, 4). Господу известно и точное число святых, которые, как путеводительные звезды, указывают людям путь на Небо. А звезды планетария не указывали никакого пути, и его посетители уходили ни с чем.Превращение планетария обратно в церковь удивило жителей города: оказалось, что многие кировчане даже не подозревали о таком храме. Он вышел из-под спуда, как явленная икона.Передача здания в начале 1993 года была ознаменована важными событиями. Во-первых, инициативная группа прихожан съездила в Радонеж к известному духовнику Архимандриту Нектарию. Он благословил совершать в храме молебны с акафистом. Рассказывают, что после выезда планетария в разгромленной церкви, отрезанной от электричества и отопления, начались страхования. Ночные сторожа слышали странные шумы и содрогания до тех пор, пока здесь не начались регулярные Богослужения.Во-вторых, в канун Благовещения 1993 года на берегу реки Вятки речниками была чудесно обретена старинная икона покровителя города — преподобного Трифона Вятского. Настоятели городских церквей не решались принять ее к себе из-за ветхости, и вскоре явленный образ оказался в Иоанно-Предтеченской церкви, еще не имевшей икон. По просьбе ее тогдашнего настоятеля священника Александра Коротаева вятский художник Александр Набиуллин отреставрировал святой образ. Причем художник почти не касался лика, а лишь затонировал небольшую щербину в области лба. Осмотрев икону в конце 2003 года, Александр Набиуллин обратил внимание на то, что лик преподобного значительно просветлел. Сегодня этот образ находится в южном приделе храма. Нынешний настоятель священник Александр Балыбердин собрал все свидетельства очевидцев его обретения. Краткий рассказ об этом размещен на стенде — рядом с образом преподобного Трифона. В память обретения этого образа Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф благословил совершать в храме праздничную службу накануне Благовещения. Кстати, первое организационное собрание Предтеченского прихода состоялось годом раньше — в день Благовещения!

Вслед за преподобным Трифоном Вятским благословил возрождение храма и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который побывал здесь во время своего визита в Вятскую епархию в октябре 1994 года. К тому времени была возведена колокольня, убраны все внутренние перегородки и освящен северный придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Сложился и костяк нового прихода, в том числе из бывших посетителей планетария. Но теперь их жизненный путь освещали не холодные звезды, а имена русских святых, вписанных в историю Иоанно-Предтеченской церкви.

Царским путем

Летом 1904 года на вятском небосклоне засиял яркий светильник. Город Вятку по пути из Сарапула в Котлас посетил духовник Царской Семьи, знаменитый Кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев. 27 июня отец Иоанн служил Литургию в Иоанно-Предтеченской церкви. Увидеть всероссийского батюшку прибыло множество богомольцев из уездных городов и сел. Сквозь толпы народа к нему пробрался ученик Казанского реального училища Николай Анисимов, приехавший домой на каникулы. Мальчик со слезами сообщил, что его любимая мамочка находится при смерти и врачи не могут ничего поделать. Батюшка обещал посетить болящую. Через некоторое время он действительно появился в их доме на улице Преображенской (ныне ул. Энгельса, 3 — дом сохранился!). Отец Иоанн спросил, чем больна мама, положил ей на голову свой наперсный крест и встал на колени. Предложив всем присутствующим молиться о болящей, он громко и с дерзновением стал просить Бога: — Ради ее детей, Господи, яви Твою Божественную милость, пощади рабу Твою Антонину, верни ей жизненные силы и здоровье, прости ей все грехи и немощи! Ты, Господи, обещал просящим исполнить и дать просимое. Услыши же нас, Тебя молящих, и даруй здоровье болящей рабе Твоей Антонине!

После молебна отец Иоанн повелел причастить болящую и выразил уверенность, что она будет здорова. Вскоре пришел священник со Святыми Дарами. После приобщения мама встала с постели и быстро пошла на поправку. Прожила она еще тридцать четыре года. Этот случай, по признанию Николая Анисимова, утвердил его в намерении посвятить свою жизнь служению Богу. Через несколько лет он принял постриг с именем Нестор, проповедовал Святое Евангелие на Камчатке и впоследствии стал Митрополитом. Он был единственным Владыкой, который не побоялся дать благословение группе офицеров на спасение Царской Семьи из заточения. Но, увы, попытка не увенчалась успехом.

Отец Иоанн Кронштадтский оставил еще один добрый след в истории Иоанно-Предтеченского храма. Ведь при его молитвенной поддержке рядом с храмом была построена каменная двухэтажная церковноприходская школа (где с 1994 по 2006 год размещалась Вятская Православная гимназия). Когда в 1900 году Государь Император Николай II заболел тифом, во всех епархиях стали совершаться молебны о его здравии. Молились об этом и вятские люди. А когда наконец до Вятки долетела радостная весть о выздоровлении Царя, Вятский Епископ Алексий (Опоцкий) предложил в память выздоровления Государя построить в городе церковноприходскую школу. Об этом было доложено Царю Николаю II, который оставил такое резюме на докладе от 26 января 1901 года: «Прочел с удовольствием». Организацию строительства школы поручили священнику Вениамину Тихоницкому, будущему Архиепископу Кировскому и Слободскому. Но поначалу пожертвования оказались очень скудными, и тогда отец Вениамин обратился за помощью к отцу Иоанну Кронштадтскому, который прислал в ответ икону Спасителя. После этого вятские купцы сделали несколько богатых пожертвований, и уже через два года школа была открыта. Вполне вероятно, что отец Иоанн Кронштадтский, будучи в Вятке, увидел и новую церковноприходскую школу, к судьбе которой имел прямое отношение.Летом 2004 года приход Иоанно-Предтеченской церкви торжественно отметил столетие со дня посещения храма святым праведным Иоанном Кронштадтским. В церкви поместили святой его образ с памятной надписью о том, что 10 июля 1904 года (по новому стилю) в этом храме им была совершена Божественная Литургия. Отныне ежегодно в этот день здесь служится молебен святому праведному Иоанну Кронштадтскому.

Не забыто и святое имя Царя Николая. Ежегодно в день его рождения 19 мая по благословению Владыки Хрисанфа совершается приходской Крестный ход. Он идет от храма Иоанна Предтечи мимо здания церковноприходской школы, построенной в честь выздоровления Царя, к месту бывшей Феодоровской церкви, воздвигнутой в честь трехсотлетия Дома Романовых. Это самый детский Крестный ход в епархии: такого количества детских колясок и малышей на руках у взрослых больше нигде не встретишь. Впрочем, это символично — ведь впереди несут икону Царственных Мучеников, пятеро из которых были Царскими детьми.

Кому сегодня светят звезды

Такого количества престольных праздников, как в Иоанно-Предтеченском храме, больше нет ни в одной церкви. Они празднуются почти весь сентябрь: четвертого — день Грузинской иконы Божией Матери (в честь которой освящен северный придел), одиннадцатого — Усекновение честной главы Крестителя (главный престол), восемнадцатого — память праведных Захарии и Елизаветы, его праведных родителей (праздник южного престола). Но на этом «память праведного с похвалами» не замолкает. Похвалы Святому пророку и Крестителю Господню Иоанну звучат и 20 января — на Собор Предтечи и Крестителя Иоанна, и 9 марта — на первое и второе Обретение его честной главы, и 7 июля на его Рождество, и на третье Обретение главы, и в день перенесения Десницы Крестителя из Мальты в Гатчину 25 октября.Свято чтут свои праздники в церкви Иоанна Предтечи, а Величайший из пророков имеет особое о ней попечение. В возрождающийся храм то и дело посылаются святыни. Из северного Лальска привезли большую Плащаницу Страстей Христовых, которая из-за ветхости была подклеена изнутри газетой «Советский спорт». Реставраторы трудились над ней два года и наконец поместили в центральный придел церкви в резном деревянном ковчеге. Не случайно пришла в храм старинная икона Божией Матери «Помощница в родах» — здесь много молодых семей. А когда три года назад один проходимец пытался открыто вынести из храма Иверскую икону Божией Матери (называемую Вратарница!), сторож преградил ему выход и одним приемом повалил на пол.Страшное испытание Господь послал прихожанам в ночь на Рождество Христово 2001 года. За вечерним Богослужением загорелось деревянное здание трапезной — окно в окно с храмом. Внутри шло Всенощное бдение, а снаружи полыхало старое здание. Но Бог милостив: вскоре после пожара Предтеченскому приходу передали старинное каменное здание церковной сторожки. Там сейчас воскресная школа и трапезная на тридцать человек.Среди благодетелей прихода немало известных имен. Председатель Детского фонда России писатель Альберт Лиханов, в 1935 году принявший Святое Крещение в этом храме, пожертвовал семиярусное паникадило для центрального придела. Сыграла свою роль и охранная доска на фасаде церкви, оставшаяся со времен планетария. Государство направило финансовые средства на реставрацию памятника архитектуры федерального значения. Благодаря этому был полностью восстановлен центральный придел, выполнен новый иконостас, воссоздана каменная ограда в ее исторических границах, устроена система  теплоснабжения, расчищены и отреставрированы настенные росписи. Вятские художники Виктор Харлов и Владимир Востриков воспроизвели художественные изображения позапрошлого века в соответствии со стилем и замыслом своего предшественника. Полное освящение храма состоялось 10 сентября 2005 года — через одиннадцать лет после передачи здания верующим. В честь этого памятного события Божественная литургия в центральном приделе была совершена Митрополитом Вятским и Слободским Хрисанфом.Теперь, когда в созвездии вятских церквей вспыхнула новая звезда по имени «Предтеча», жители Вятки могут спросить: а кому нужен этот храм? Ведь до сих пор в кировской прессе раздаются недовольные голоса: не слишком ли много денег тратится на церковные купола?Ответить на этот вопрос помогла история с недавней попыткой возвращения городу исторического имени Вятка. Дело было в прошлом году — приход Иоанна Предтечи направил кировскому градоначальнику коллективное письмо с предложением вернуть городу его имя. Свои подписи вместе с адресами поставили шестьсот человек. К сожалению, обращение горожан осталось без ответа. Но благодаря этому письму выяснилось, что «Предтеча» — не только храм по месту жительства, а люди притекают сюда со всех концов города, ведь в письме люди указывали не только свои фамилии, но и адреса. Впрочем, сюда приезжают и из области. По наблюдениям настоятеля иерея Александра Балыбердина, каждую осень приход пополняется новыми лицами — в основном студентами, прибывающими на учебу. Слава Богу, что приезжая молодежь бросает якорь в храме! А ведь как легко молодому человеку в незнакомой среде сбиться с пути.

Что же привлекает сюда молодежь? Каждую среду с пяти до семи вечера в храме проходит пастырский час — для живого общения с прихожанами. Эта традиция ведется с первых лет существования прихода. Даже десять лет назад, когда священников катастрофически не хватало, здесь можно было спокойно с глазу на глаз, сидя на лавочке, побеседовать с батюшкой о насущном.

Пообщаться в храме можно и воскресным вечером — когда накануне традиционного акафиста бывает просмотр видеофильма на Православную тему. Притягивают молодежь и приходские паломничества по святым местам. Нынешним летом побывали у Десницы Крестителя. Ежегодно на 15 мая от храма идет автобус на Борисоглебский Крестный ход.Несколько лет назад Иоанно-Предтеченская церковь занялась изданием книг: с помощью издательства «Буквица» был выпущен в свет акафист святым страстотерпцам Борису и Глебу. Затем издали книгу Андрея Пономарева и Евгении Туровой «Серебряный след» по древней истории Вятки; книгу Артемия Маркелова «Архиерейская дорожка», посвященную трудам Архиепископа Вятского и Великопермского Ионы (Баранова). Вышла монография кандидата исторических наук священника Александра Балыбердина о хрущевских гонениях в Кировской области. И совсем недавно издана летопись XVIII века «Повесть о стране Вятской» в адаптированном переводе отца Александра Балыбердина. Издание «Повести» для широкого круга читателей отец Александр считает важным шагом в деле возвращения городу имени Вятка. Согласно тексту этой летописи, которой доверяли историки Карамзин, Костомаров, С. Соловьев и Ключевский, град Вятка был основан не беглыми разбойниками, как утверждали советские ученые, а полноправными гражданами Новгородской республики, принесшими в эту землю все обычаи и традиции вечевого правления. Если же верить автору «Повести о стране Вятской», то в нынешнем году Вятке исполняется 825 лет!И напоследок — еще одна особенность храма Иоанна Предтечи: все служители алтаря несут послушание за церковной оградой. Так, протоиерей Андрей Кононов окормляет молодежный историко-краеведческий клуб «Мир» и Православную группу детского сада № 145. Иерей Олег Гаврилов — молитвенную комнату следственного изолятора № 1, что находится в соседнем квартале. Иерей Николай Ковязин — Никольский приход будущего храма в селе Бобино. Диакон Димитрий Чураков несет послушание в епархиальной газете. Настоятель церкви отец Александр считает, что священник должен нести свет Христов и за стены храма.

А ведь понадобилось больше десяти лет, чтобы, начиная с пустого, холодного и неосвещенного храма, этот свет мало-помалу разгорелся и стал изливаться далеко за церковную ограду.

На снимках: Иоанно-Предтеченская церковь; настоятель Предтеченского храма священник Александр Балыбердин; Царский Крестный ход в Вятке от Иоанно-Предтеченского храма.

Олег Четвериковг. Киров (Вятка) Фото Сергея Склярова.06.10.2006

Понравилось? Поделитесь с другими:

См. также:

Пока ни одного комментария, будьте первым!

xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai


Смотрите также