Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Пырьева лионелла ивановна биография личная жизнь


Лионелла Пырьева

Фильмография Лионеллы Пырьевой (также известной под фамилией Стриженова) небогата, зато почти все роли как на подбор — яркие и незабываемые. В театральном институте однокурсники в шутку называли девушку Линой Лоллоскирдиной, переиначивая родную фамилию и итальянской красавицы Джины Лоллобриджиды. Эффектная внешность и обаяние советской актрисы сразили даже Шона Коннери.

Детство и юность

Лионелла Ивановна (девичья фамилия — Скирда) родилась в Одессе в семье моряков. История выбора столь необычного имени очень романтичная. Мама-морячка и отец — механик судов познакомились в рейсе, с тех пор бороздили просторы вместе. Останавливаясь в Италии, ходили в береговой магазинчик, где работала девушка с этим красивым именем. Родители договорились, что, если родится дочь, назовут ее Лионеллой.

Лионелла Пырьева в молодости (кадр из фильма «Вольный ветер»)

Уже учась в школе, Лионелла занималась в драмкружке, а получив аттестат зрелости, уехала в Москву, ничего не сказав родителям. Только после поступления сообщила телеграммой, что стала студенткой театрального института им. Луначарского.

Фильмы

Творческая биография в кино началась еще в студенческие годы. Начинающая актриса сыграла подругу главной героини картины «Капитан “Старой черепахи”». После окончания института будущей звезде экранов сразу досталась главная роль в музыкальной комедии Леонида Трауберга «Вольный ветер», созданной по мотивам одноименной оперетты Исаака Дунаевского. Невысокого роста артистка (163 см) привлекла внимание режиссера своей осиной талией.

Читайте также8 актрис, которых считают секс-символами СССР

Удача благоволила красавице-актрисе, режиссеры начали отводить девушке в своих работах только главные партии. В 1963-м она сыграла жену Евдокимова в приключенческом фильме «Выстрел в тумане», а еще через 2 года составила дуэт с Николаем Алексеевым в мелодраме Ивана Пырьева «Свет далекой звезды».

Дважды за творческую карьеру Лионелла снималась с Владимиром Высоцким, причем каждый раз играла его возлюбленных. Это были фильмы «Хозяин тайги» и «Опасные гастроли». Всесоюзную известность актрисе принес трогательной образ Грушеньки в нашумевшей ленте «Братья Карамазовы» — экранизации романа Федора Достоевского. Лионелла вновь снималась у Пырьева. Это была последняя картина ее мужа.

Лионелла Пырьева в роли Грушеньки (кадр из фильма «Братья Карамазовы»)

Пора активных съемок артистки прекратилась с выходом мелодрамы Петра Тодоровского «Последняя жертва», где она перевоплотилась в графиню Круглую. В экранизации пьесы Александра Островского исполнительница сотрудничала с Леонидом Куравлевым, Ольгой Науменко, Маргаритой Володиной и другими именитыми актерами. После этого она исчезла с экранов на 10 лет.

В следующий раз зрители увидели артистку в 1984 году: Лионелла Пырьева примкнула к составу главных героев военной картины «Господин Великий Новгород». Затем снялась еще в двух фильмах «Мой любимый клоун» и «Оглашению не подлежит» и покинула кинематограф.

Личная жизнь

Личная жизнь Лионеллы Ивановны достойна отдельной книги. В ранней молодости актриса влюбилась в главного персонажа картины «Овод», которого сыграл Олег Стриженов. И однажды встретила кумира в родном городе — проходила мимо съемочной площадки картины «Мексиканец». Молодой человек из всей толпы зевак выхватил пронзительный взгляд Лины и познакомился с ней.

Читайте также7 счастливых звездных пар с большой разницей в возрасте

Судьба свела с возлюбленным вновь, уже когда Лионелла снималась в своей второй ленте «Вольный ветер». Стриженов был проездом в Ялте, где проходили съемки. После премьеры ленты между Олегом и Лионеллой вспыхнул роман, но отношения были обречены — у Стриженова стоял штамп в паспорте и подрастала маленькая дочь.

Первым мужем стал знаменитый советский режиссер Иван Пырьев. Мужчина был старше избранницы на 36 лет, но огромная разница в возрасте 24-летнюю актрису не смущала. Гениальный постановщик ухаживал красиво и преданно. Супруги прожили 6 лет, семейную жизнь оборвала смерть Ивана Александровича. Режиссер не оставил завещания после своего ухода, поэтому небольшое наследство актриса поделила между собой и взрослыми детьми Пырьева — сыновьями Эриком и Андреем.

Олег Стриженов и Лионелла Пырьева / Галина Кмит, РИА Новости

Актерские дороги Пырьевой и Стриженова снова пересеклись на съемках мелодрамы «Последняя жертва». Олег Александрович был уже в разводе. На озвучивании картины, не стесняясь коллег, он предложил Лионелле руку и сердце. Актриса вспоминала, что растерялась, тогда мужчина попросил рядом стоящую Аллу Ларионову уговорить Лину принять предложение. Пара заключила брак в ноябре 1976 года.

Несмотря на то, что у супругов нет общих детей, семья Александра Стриженова для Лионеллы Пырьевой стала родной. На ее глазах взрослел сын Олега Стриженова, рождались внуки и правнуки мужа. Со всеми наследниками у артистки сложились добрые отношения. В 2010 году Стриженов и Пырьева венчались.

Читайте также7 звезд, которые быстро устроили личную жизнь после развода

Лионелла Ивановна — женщина деятельная и открытая. Она выходит в свет, участвует в ток-шоу, встречается со зрителями. В 2015 году появилась в студии программы «Наедине со всеми», где в беседе с Юлией Меньшовой откровенничала на житейские темы.

Лионелла Пырьева сейчас

Сейчас Пырьева чаще появляется на телеэкране. В 2019 году актриса стала гостьей телепрограммы «Судьба человека». В студии Бориса Корчевникова Лионелла Ивановна дала интервью, в котором подробно описала совместную жизнь с первым и вторым супругами.

Фильмография

  • 1956 – «Капитан «Старой черепахи»
  • 1961 – «Вольный ветер»
  • 1963 – «Выстрел в тумане»
  • 1964 – «Свет далёкой звезды»
  • 1965 – «Человек без паспорта»
  • 1968 – «Хозяин тайги»
  • 1968 – «Братья Карамазовы»
  • 1969 – «Опасные гастроли»
  • 1975 – «Последняя жертва»
  • 1985 – «Господин Великий Новгород»
  • 1986 – «Мой любимый клоун»
  • 1987 – «Оглашению не подлежит»
Page 2

24smi.org

Лионелла Пырьева

В этом году на нее могут претендовать не только производители веб-сериалов, но и онлайн-шоу.Заклятые подруги и вечные соперницы Лиза и Джилл живут в одном безумном пригороде.Культовый сериал выйдет в эфир ТНТ4 7 октября.Борис Дергачев разрывается между Дарьей Мороз, Любовью Аксеновой и Анастасией КалашниковойСтартовали съемки отечественной адаптации французского сериала Ouro.Актёр раскритиковал российское телевидениеОбри Плаза готова на всё, чтобы провести «одну магическую ночь» с человеком из своего прошлого.Московский бизнесмен Дмитрий Фалькович сбегает в Киев.Розыгрыш проведен с помощью генератора случайных чисел

Page 2

В этом году на нее могут претендовать не только производители веб-сериалов, но и онлайн-шоу.Заклятые подруги и вечные соперницы Лиза и Джилл живут в одном безумном пригороде.Культовый сериал выйдет в эфир ТНТ4 7 октября.Борис Дергачев разрывается между Дарьей Мороз, Любовью Аксеновой и Анастасией КалашниковойСтартовали съемки отечественной адаптации французского сериала Ouro.Актёр раскритиковал российское телевидениеОбри Плаза готова на всё, чтобы провести «одну магическую ночь» с человеком из своего прошлого.Московский бизнесмен Дмитрий Фалькович сбегает в Киев.Розыгрыш проведен с помощью генератора случайных чисел

Page 3

В этом году на нее могут претендовать не только производители веб-сериалов, но и онлайн-шоу.Заклятые подруги и вечные соперницы Лиза и Джилл живут в одном безумном пригороде.Культовый сериал выйдет в эфир ТНТ4 7 октября.Борис Дергачев разрывается между Дарьей Мороз, Любовью Аксеновой и Анастасией КалашниковойСтартовали съемки отечественной адаптации французского сериала Ouro.Актёр раскритиковал российское телевидениеОбри Плаза готова на всё, чтобы провести «одну магическую ночь» с человеком из своего прошлого.Московский бизнесмен Дмитрий Фалькович сбегает в Киев.Розыгрыш проведен с помощью генератора случайных чисел

Page 4

В этом году на нее могут претендовать не только производители веб-сериалов, но и онлайн-шоу.Заклятые подруги и вечные соперницы Лиза и Джилл живут в одном безумном пригороде.Культовый сериал выйдет в эфир ТНТ4 7 октября.Борис Дергачев разрывается между Дарьей Мороз, Любовью Аксеновой и Анастасией КалашниковойСтартовали съемки отечественной адаптации французского сериала Ouro.Актёр раскритиковал российское телевидениеОбри Плаза готова на всё, чтобы провести «одну магическую ночь» с человеком из своего прошлого.Московский бизнесмен Дмитрий Фалькович сбегает в Киев.Розыгрыш проведен с помощью генератора случайных чисел

Page 5

В этом году на нее могут претендовать не только производители веб-сериалов, но и онлайн-шоу.Заклятые подруги и вечные соперницы Лиза и Джилл живут в одном безумном пригороде.Культовый сериал выйдет в эфир ТНТ4 7 октября.Борис Дергачев разрывается между Дарьей Мороз, Любовью Аксеновой и Анастасией КалашниковойСтартовали съемки отечественной адаптации французского сериала Ouro.Актёр раскритиковал российское телевидениеОбри Плаза готова на всё, чтобы провести «одну магическую ночь» с человеком из своего прошлого.Московский бизнесмен Дмитрий Фалькович сбегает в Киев.Розыгрыш проведен с помощью генератора случайных чисел

www.kino-teatr.ru

Лионелла Пырьева: Ладынина совершила роковую ошибку

Вдова великого режиссёра опровергает слухи о своем супруге

ДЕВУШКА-МАРТ: фото из финского календаря

В последнее время в печати и на ТВ часто появляется имя выдающегося режиссера Ивана ПЫРЬЕВА. Выходят документальные фильмы и статьи о непростом характере гения, о сломанных им женских судьбах. В этом году интерес к данной теме возрастет еще больше из-за трех круглых дат: 40-летия со дня смерти режиссера (07.02.1968), 100-летия со дня рождения его второй жены - Марины ЛАДЫНИНОЙ (11.06.1908), а 15 марта 70-летний юбилей справит Лионелла СКИРДА-ПЫРЬЕВА, последняя супруга мэтра. Именно к ней, прожившей с Иваном Александровичем его последние шесть лет, мы и обратились в попытке разобраться: действительно ли гений и злодейство мирно уживались в этом человеке? И почему так много противоречий в воспоминаниях очевидцев?

Анна ЧЕРНЯЕВА

Дом на Смоленской улице сегодня украшен мемориальной доской, повествующей, что здесь проживал великий режиссер Иван Александрович Пырьев. Дверь открыла сама Лионелла Ивановна… М-да. Мне бы так выглядеть в ее годы: какие 70! Полтинник от силы!

«САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ»: Лионелла - Абигайль, Евгений Урбанский - Джон

- Лионелла Ивановна, наверняка вы видели фильм Валентины Пимановой о Марине Ладыниной и ее сложных взаимоотношениях с мужем. А недавно в телепрограмме «Мой серебряный шар» была рассказана история о трагической судьбе Людмилы Марченко, которой Пырьев фактически сломал жизнь за отказ подчиниться его прихотям. Из этих воспоминаний, при всем уважении к гению, складывается весьма нелицеприятный образ Ивана Александровича.

Прежде чем ответить, Лионелла Ивановна старательно разглаживает лежащий на столе номер «Экспресс газеты», в котором было опубликовано интервью близкой подруги Марины Ладыниной (см. статью «Марина Ладынина боялась своей домработницы»).

- Для начала хочу заверить: все, что я расскажу, клянусь памятью Ивана Александровича, - правда. Никогда бы не поверила, что после смерти Пырьева, спустя столько лет, на него набросятся как коршуны те, кто когда-то ему и в подметки не годился. У него было много завистников, обиженных. Но уверяю, что более тихого, нежного и деликатного человека я в своей жизни не встречала.

Донос в ЦК КПСС

- Судить об отношениях Пырьева и Ладыниной не могу, потому что в их доме никогда не была. К моменту нашего романа они окончательно расстались. Другое дело то, что мне рассказывал сам Пырьев. В их разрыве Марина отчасти была виновата сама - ей не хватило мудрости и терпения.

МАРИНА ЛАДЫНИНА: написала на мужа донос

Иван Александрович мне признавался, что, несмотря на его… увлечения, он никогда бы не ушел из семьи, если бы не предательство жены. Это была ее роковая ошибка.

- О каком предательстве идет речь?

- Не секрет, что Пырьев влюбился в Людмилу Марченко. То, что она ему якобы отказала, - неправда, об их романе вся Москва гудела. Но жил он по-прежнему в семье. Марина жутко переживала: сутками лежала, смотрела в потолок, как в фильме «Испытание верности». Однажды Ладынина целый день что-то писала. Потом зашла на кухню, порвала листы, выкинула в мусорное ведро, оделась и ушла. Домработница Женя, которую Иван позже забрал к себе, клочки достала, склеила… Это оказалось письмо в ЦК КПСС о том, что Пырьев - развратник, живет открыто с молодой любовницей и т.д. Узнав об этом и прочитав привезенное ему письмо, Иван позвонил домой: «Марина Алексеевна, через два часа я буду на Котельнической, хотел бы, чтобы вас в это время не было». Собрал в чемоданчик бумаги и уехал в дом отдыха. Жить ему было негде. С этого момента он вычеркнул Ладынину из своей жизни. Неправда, что он потом ездил к ней с цветами, пытался помириться. Это она при случае во все его книги вкладывала свои фотографии как напоминание. Одну из них я нашла в последний день жизни Ивана. Спросила, что с ней делать? Пырьев фотографию взял и молча порвал.

ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО: утонула в омуте страстей

- Выходит, не было у них «любви до гроба»?

- Я не могу отвечать за Марину Алексеевну. Знаю, что она через свою подругу Нину Аджубей организовала убийственную статью в «Известиях» в 1954 году - «Звезды близкие и далекие». Пырьев тогда снимал «Свет далекой звезды» со мной в главной роли. Кто-то из массовки сорвал кадр, режиссер позволил крепкое словцо, после чего тут же написали, что он несдержан, высокомерен. Впрочем, к 50-летию СССР третий орден Ленина ему все равно дали.

А еще к нам в дом какое-то время приносили всякие гадостные пакетики: домработница их брала, не разворачивая, а внутри оказывались презервативы, мерзость всякая. Иван Александрович читал сопроводительные записки и говорил: «Это почерк Марины».

Она долго не давала ему развода, и когда мы с Пырьевым начали жить вместе, он поехал в ЦК, рассказал, что вынужден пока существовать в гражданском браке. И везде, на всех приемах представлял меня женой. А накануне похорон Ивана Александровича мне позвонил оргсекретарь Союза кинематографистов и попросил разрешения для Ладыниной наедине проститься с Пырьевым. Я сказала: «Почему нет?»

Жертв не было?

...фото из японского журнала

- А как относиться к рассказам, что Пырьев постоянно увлекался молодыми актрисами, которых снимал? Про сломанные судьбы Екатерины Савиновой, Клары Румяновой?

- Пырьев бесконечно высоко ставил женщину. И постоянно страдал из-за своей доверчивости. Такие слухи распространяют люди с несостоявшимися карьерами. При его жизни почему-то о подобном не говорили, хотя свалить Пырьева - было бы за что - не составляло труда. Достаточно написать донос куда следует. Почему, спрашивается, тот же Женя Ташков, супруг Савиновой, не заступился за жену?

- Боялся…

- Чего? Что, при всей своей власти, мог ему сделать Пырьев? Говорят, Катеньку Иван приметил на «Кубанских казаках». Абсурд! 1947 год. Он снимает в главной роли Марину Алексеевну, живут они в любви и согласии. Полагаете, Ладынина допустила бы роман на ее глазах? Когда все на виду и съемочная группа - большая деревня? К сожалению, Савинова уже тогда была больна. Много позже, когда мы с Иваном уже были вместе и приехали в дом отдыха Болышево, Катя постоянно крутилась рядом. Чуть ли не руки целовала мне и Ивану. А Пырьев шепчет: «Не обращай внимания, она нездорова».

ПЫРЬЕВ С ЖЕНОЙ НА СЪЁМКАХ «БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ»...

- А Клара Румянова?

- Как-то в гримуборной Клара при мне рассказывала: «Пырьев мне жизнь сломал. Вызвал в кабинет, дал почитать сценарий фильма «Испытание верности», предложил одну из главных ролей. Я швырнула сценарий на стол и сказала: «В таких плохих фильмах сниматься не буду. И с вами работать не хочу!» А теперь представьте ситуацию. 1953 год, малокартинье. Румянова еще заканчивала ВГИК. Пройти в кабинет к директору «Мосфильма» нереально: секретари, предварительная запись. Сценарии выдавали ассистенты и сами их забирали. На моей памяти не было случая, чтобы такие артисты, как Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Марк Прудкин, сказали Пырьеву грубое слово - не хочу, не нравится… А тут Румянова. Я тогда ей сказала: «Клара, ты ври, да не завирайся».

- Может, все-таки что-то было? Ведь ее действительно не снимали…

- Мужем Клары был Анатолий Чемодуров, второй режиссер у Бондарчука, его друг. Кто мешал пристроить супругу? Недавно про Кларочку был фильм, в котором прозвучала новая версия: дескать, ее пробовали на роль Мари Болконской, но Пырьев запретил. Да он вообще не имел отношения к «Войне и миру»! У Ивана Александровича с Бондарем давно не сложились отношения. Они не общались совершенно, и приказывать Сергею, который имел свои заслуги, Пырьев был не властен.

Белая горячка Люды Марченко

- Но роман с Людмилой Марченко у Пырьева был?

- Роман с ее подачи начался на картине «Белые ночи». Все было не так, как теперь описывает ее сестра. Ни к какой ее маме Пырьев не ездил, квартиру не громил. Люда же творила невероятное: жестоко обманывала Ивана, изменяла - не то слово! Заявила, что выходит замуж за сына замминистра финансов - Пырьев ее не удерживал.

ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ ПИШЕТ ПОРТРЕТ ПЫРЬЕВОЙ В ОБРАЗЕ ГРУШЕНЬКИ: актриса пыталась выкупить полотно, но художник оставил его в своей частной коллекции

Во время съемок в Риге фильма «Звездный билет» пропила не только гонорары, но и одежду: Иван по ее звонку приехал с Аллой Будницкой, с которой Люда дружила, купил ей новый гардероб, вывез в Москву. Когда Марченко бросил муж, Володя Вербенко, Иван Александрович купил ей однокомнатную квартиру, обставил ее и сам переехал к ней. А потом появился геолог Валентин Березин, который просто прописался у Марченко.

Пырьев мне потом рассказал: «Мы никогда не были с ней вдвоем. Приходя с работы, я все время заставал дома Березина. А Люда говорила: «Ванечка, он нас с тобой боготворит, мы ему как семья!» Наконец Иван получил квартиру в этом доме на Смоленской. Люда ее одобрила как будущая хозяйка, но неожиданно отпросилась на пару дней - съездить к сестре в деревню. Сама же осталась в Москве, о чем Пырьеву тут же настучали и дали адрес. Поздним вечером он в сопровождении старшего сына Эрика поехал к Березину на коммунальную квартиру. Геолог открыл в одних трусах, а в комнате на тахте сидела абсолютно голая Марченко! И частила: «Ванечка, это не то, что ты можешь подумать! Я тебе все объясню!» Пырьев подошел, дал ей пощечину и уехал. В тот же вечер вывез из ее квартиры все вещи и даже попросил домработницу Женю вымыть полы, чтобы и запаха его там не осталось.

СЧАСТЛИВЫЕ СУПРУГИ: на юбилейном вечере в честь 70-летия Олега Александровича

- На этом роман закончился?

- Марченко тогда смолчала - ни истерик, ни претензий. Однако вернуть его пыталась. Звонили ее подруги: «Люда готова вас простить, приезжайте». Второй звонок: «Люда повесилась!» Иван Александрович отрезал: «Звоните в милицию». Один раз она лично явилась на разборки, когда Пырьев сошелся с артисткой «Моссовета» некой Алисой. Приехала и стала выбрасывать вещи «разлучницы» из окна, выливать французские духи. Сейчас все рассказывают про несчастную, нравственную Люду. А почему не про то, каким образом Березин порвал ей рот?

- Кстати, Виталий Вульф рассказал об этом факте, но причину не назвал…

- Они выпивали компанией, после чего Березин стал развозить друзей по домам. А вернувшись, увидел одного из гостей в постели с абсолютно пьяной Людой. Он пришел в ярость, запихнул ее в машину, по дороге сильно избил, порвал ей рот и выбросил на обочине. Марченко подобрала милиция и отправила в Склифосовского... Последние годы она страшно пила. И умерла не от гриппа, как сетуют в фильме, а, по рассказу друзей, от белой горячки. Перед ней были открыты все двери - кино, театр. Она легко могла стать Людмилой Пырьевой. Но ее тянуло в грязь.

Она его за муки полюбила

- А как вы сошлись с Пырьевым?

- В 18 лет после школы я уехала в Москву. От театра мне выдали комнату в общежитии - как раз в этом доме, в третьем подъезде. Однажды иду по улице, сверху с балкона окликают: «Лина, зайди!» Звала та самая Алиса, которая с порога сообщила: «Я вышла замуж за Пырьева!» Познакомила меня с хозяином квартиры, Иван Александрович вспомнил, как год назад утвердил меня на картину «Вольный ветер».

ЛИОНЕЛЛА ИВАНОВНА СЕГОДНЯ: на стене - её портрет, написанный Олегом Стриженовым

Меня поразило, каким несчастным он выглядел. Плохо одет, в глазах пустота… Заходите, говорит, по-соседски, если будет скучно. Через пару дней я зашла с однокурсницей. В квартире дым коромыслом, гости, Алиса скачет. А мы весь вечер проговорили. Пырьев рассказывал про Марченко, у меня была своя драма, про которую, он, конечно, знал. Я была влюблена в Олега Стриженова, но понимала, что ничего мне с ним не светит: семья, дочери Наташе пять лет… Вернувшись с гастролей в Куйбышеве, я узнала, что Пырьев опять один: Алиса сбежала после скандала с Марченко. Иван встретил меня на аэродроме, сразу потащил в гости, где уже собралась звездная компания: режиссер Луков, Марк Бернес, Роман Кармен. И все как-то в шутку намекают на влюбленность Пырьева. Я в жутком смятении. А тут еще Женя на кухне говорит: «Когда вы уехали, Иван Александрович сказал: «Вот женщина, на которой я бы женился».

- Сколько было Пырьеву?

- 60. Но он не выглядел стариком. Вскоре я снова собралась на гастроли - уже в Горький. Пырьев, очень взволнованный, протянул палехскую шкатулку, в которой было его фото с подписью: «Ей, которая для меня все и вся». Заметьте, тогда у нас ничего еще не было. И сказал: «Я бы очень хотел, чтобы ты осталась здесь навсегда». Я попросила время подумать. Мне было безумно его жалко. В Горьком вдруг заболела тяжелейшей ангиной. Иван просил ему позвонить, а я не могу - голоса нет. Тогда подруга, Лида Боровикова, сама связалась с Пырьевым, объяснила ситуацию: лекарств нет, лимонов тоже. Утром раздался стук в дверь, на пороге стоял он.

КОННАЯ ПРОГУЛКА В БОЛЫШЕВО: здесь любили отдыхать супруги Пырьевы

С лимонами. Через обком тут же организовал врачей и оставался рядом, пока меня не поставили на ноги. Очень красиво ухаживал. И в какой-то момент я ответила согласием на предложение Пырьева. Никакой меркантильности, только сочувствие и благодарность за тепло и любовь. У нас и конфликтов-то не было. Разве что я брошу крепкое словцо, когда Иван нарушал режим питания.

После его смерти мы с Фатеевой обнаружили завещание, в котором он называл меня единственной наследницей. Но ходу бумаге я не дала. Иван Александрович умер внезапно - остановилось сердце во сне. А если бы он передумал, всех простил? Так что все, что могла, я отдала. Хотя денег было немного: всего десять тысяч рублей. Даже стоимость машины, которую я оставила себе, выплатила его близким.

Вот уже 33 года мой официальный муж - Олег Стриженов. Мы снова встретились через 13 лет на картине «Последняя жертва». Он уже два года как был в разводе, нам ничего не мешало быть вместе. После смерти Пырьева я начала ездить с творческими встречами, работала в Театре Станиславского.

- А почему так редко снимались?

- Я вообще в кино случайно попала. На последнем курсе меня утвердили на «Вольный ветер», так я даже плакала, что выпадаю из дипломного спектакля. Наше поколение артистов было пропитано театром, помешано на Чехове, Островском. В театральном мы бегали на фотопробы, чтобы получить за это четыре рубля.

- Вы никогда не жалели, что вышли за Пырьева?

- Конечно нет. А все его так называемые жертвы сами виноваты в своей изломанной судьбе.

www.eg.ru

Магия «советской Лоллобриджиды»

Автор: Андрей КОЛОБАЕВ 15.06.2018

Пятнадцатого марта тихо и скромно отметила 80-летний юбилей одна из самых притягательных и загадочных актрис советского киномира – Лионелла Пырьева. Кому-то покажется странным: почему загадочная? Ну да, много лет назад успешно снялась в нескольких эпохальных фильмах: сыграла прелестную Грушеньку в «Братьях Карамазовых», дважды (в «Хозяине тайги» и «Опасных гастролях») – возлюбленную героев Владимира Высоцкого, ленты с участием которого давно считаются культовыми. Но более 30 лет назад вообще ушла из кино, в спектаклях не участвует.

А разве не удивительно, что Лионелле Ивановне довелось быть женой двух необыкновенных мужчин: сначала легендарного режиссёра, шестикратного лауреата Сталинской премии Ивана Александровича Пырьева, а затем – одного из самых знаменитых красавцев и талантов того времени – актёра Олега Стриженова?! Причём оба выбрали её из бессчётного множества кандидаток, делали официальное предложение руки и сердца, долго уговаривали, с трепетом ждали «приговора». Понимали: эта женщина не годится для лёгкой любовной интрижки, она рождена быть музой, надёжным семейным тылом и подругой всей жизни – не меньше!

Свой первый фурор юная Лионелла Скирда (её девичья фамилия) произвела ещё на предпоследнем курсе ГИТИСа, когда снималась в фильме «Вольный ветер» по одноимённой оперетте Исаака Дунаевского. Дело было в Ялте, и, говорят, полюбоваться удивительно похожей на Джину Лоллобриджиду темноглазой красоткой с точёной фигуркой и осиной талией собирались целые толпы.

Ещё одна любопытная история случилась в 1969-м. Снимавшийся тогда в Москве в совместной советско-британско-итальянской драме «Красная палатка» британский актёр Шон О’Коннери (лауреат премии «Оскар», прославившийся ролью Джеймса Бонда в сериале про «агента 007») случайно посмотрел фильм «Братья Карамазовы» по Достоевскому. Картина так ему понравилась, что он попросил режиссёра «Красной палатки» Михаила Калатозова немедленно познакомить его с актрисой, сыгравшей Грушеньку. То есть с Лионеллой Пырьевой. Калатозов устроил им встречу на «Мосфильме». Как раз в это время киностудию осаждала армия поклонниц «агента 007», мечтающих хотя бы одним глазком взглянуть на всемирную знаменитость… О’Коннери пустил в ход всё своё джеймсбондовское обаяние, сыпал комплиментами, предлагал актрисе продолжить общение в неформальной обстановке. Но потерпел сокрушительное фиаско и с позором ретировался.

И таких историй – немало. Большая их часть  – слухи и сплетни, россказни обиженных соперниц и «откровения» мужчин, которым она отказала. Ей завидовали всегда. Когда вышла замуж за Пырьева, говорили, что «Скирда захомутала старика, чтобы вместо звезды советского кино Марины Ладыниной сниматься в его фильмах» и «любила так крепко, что он умер на следующий день после свадьбы». Но почему-то все притихли, когда в память о не успевшем доснять «Братьев Карамазовых» великом муже-режиссёре она, стиснув зубы, со скандалом и открытым противостоянием, дошла до ЦК и руководства Госкино и отстояла-таки пырьевскую версию фильма, который взялся перелопачивать и переснимать Михаил Ульянов. Кроме неприятностей, лично ей это ничего не дало, но поступить по-другому последняя спутница жизни создателя картин «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» не считала возможным.

В случае со Стриженовым «доброжелатели» усмехались: «С таким хроническим сердцеедом, да ещё с таким тяжёлым характером вместе жить невозможно! Разбегутся через месяц». А он уже более 40 лет за свою Лину в клочья рвёт любого! Кстати, Олег Александрович написал целую книгу – «Исповедь», где назвал Лионеллу главной женщиной своей невероятной по насыщенности жизни. Однажды он сказал фразу, которая многое объясняет: «Меня невозможно взять. Никому. Я сумел остаться независимым даже в самой зависимой в мире профессии. А уж про семейные отношения и говорить не приходится. Лина – это мой выбор. Самый правильный и лучший в жизни. Просто Судьба очень долго вела нас друг к другу».

Вот как ей всё это удавалось? В чём её невероятная притягательность – в уме, такте, большой житейской мудрости, способности полностью раствориться в любимом мужчине? Вопрос риторический – эту тайну она не откроет никогда.

…Не буду рассказывать, как и при каких обстоятельствах мне удалось уговорить Лионеллу Ивановну на интервью – она даёт их крайне редко, но знаю точно, что порог её квартиры на Смоленской улице, где на фасаде дома висит мемориальная доска, посвящённая её первому мужу, а по всем комнатам – её шикарные портреты кисти мужа последнего, из моих коллег переступали считаные единицы.  

Лионелла Скирда, Татьяна Ухарова и Ольга Ярошенко в спектакле «Сейлемские ведьмы» на сцене Театра имени Станиславского. 1963

МИРОСЛАВ МУРАЗОВ/«РИА НОВОСТИ»

ВЛЮБИЛСЯ ГЛАВНЫЙ БАНДИТ ОДЕССЫ

– Лионелла Ивановна… И откуда у вас такое хитрое имя?

– Я родилась перед самой войной, в Одессе… А в кого могла влюбиться моя мама-одесситка? Только в моряка загранплавания! Она и влюбилась, и даже некоторое время родители плавали на одном корабле – мама туда устроилась горничной. А с моим именем вышла целая история. Когда мама была беременна мною, они с папой оказались в Италии. Там, гуляя по портовым магазинчикам, встретили девушку, по словам мамы, красоты неописуемой. Спросили, как её зовут. Оказалось, Лионелла. Вот и решили, если родится дочь, назвать её этим заморским именем – пусть будет похожей на неё. И это при том, что все мои братья и сёстры носили вполне обычные имена – Евгения, Анна, Ольга, Виктор. А я… Папа – Иван. Лионелла Ивановна Скирда – представляете контраст?! (Смеётся.) Из-за этого я всегда попадала в достаточно щекотливые ситуации. Спрашивали: «Как вас зовут?» «Лионелла». «О!!! А отчество?» «Ивановна…» Пауза. Помню, художественный руководитель нашего курса в ГИТИСе надо мной подтрунивал, называя «Лина Лоллоскирдина».

– А каким ветром одесситку-морячку с таким экзотическим именем занесло в театральную Москву?

– Попутным… После войны родители уехали работать на Дальний Восток, я осталась жить с бабушкой. Училась в суровой женской гимназии. И, сколько себя помню, бредила театром, пропадала там всё свободное время – смотрела из-за кулис спектакли, сидела на репетициях… Благо мы жили в Колодезном переулке – в доме, вплотную прилегающем к зданию Одесского государственного русского драматического театра, и лучшие столичные театры, приезжавшие летом в Одессу, давали спектакли именно там. Поэтому я с раннего детства впитала в себя всю классику, помнила все монологи, мысленно «переиграла» всех героинь. Стала чуть постарше – из драмкружков не вылезала. Ну а бабушке, естественно, нравилось, что я не на свидания к мальчикам бегаю, а участвую в постановках, школьных концертах. Хотя мальчики на меня внимание уже обращали.

– А вы были влюбчивая?

– Да вы что! Даже в мыслях ничего подобного не было. Помню, в классе пятом-шестом к нам в школу приглашали «духоперов» – так называли ребят из местного военного училища. С «духоперами» мы танцевали полонез, мазурку. Но всё равно их боялись. А в старших классах – вообще ужас – на меня положил глаз урка, как мне потом сказали, главный бандит Одессы. Узнал, где живу, стал преследовать. Сам – квадратный качок, в прохорях и с золотой фиксой во рту. Я так перетрухала! В итоге полгода выходила на улицу только в сопровождении бабушки. Мне просто повезло – вскоре он опять кого-то убил и его посадили.

– Мечтали об актёрской карьере?

– Конечно, я мечтала стать артисткой! Тем более что второй моей большой страстью был кинематограф. Особенно после «Овода»! Когда в 1955 году я, десятиклассница, пришла на премьеру этой картины по знаменитому роману Войнич, была просто потрясена и фильмом, и главным героем Артуром – молодым, красивым, бесстрашным, с колоссальным чувством юмора. Таких лиц, такой актёрской игры я в нашем кино до этого не видела. Он смотрел на меня с экрана и будто бы всем своим видом манил: «Иди сюда!» Вот тут уже моё решение поехать в Москву поступать в театральный стало окончательным и бесповоротным.

– Речь идёт об «Оводе» режиссёра Александра Файнциммера, где Артура сыграл…

– Правильно – Олег Стриженов! А самое удивительное, что вскоре мы встретились. Тем же летом, проходя мимо Оперного театра, я увидела, что идут съёмки. Ничего особенного – для Одессы это обычное дело. Подошла поближе и вижу: в самом центре съёмочной площадки стоит… тот самый Артур из «Овода». Сердце чуть не выскочило из груди! Попыталась через толпу протиснуться поближе к верёвочному ограждению, но никого не пускают. Стою как околдованная, глаз не могу отвести от него. Вдруг он сам подходит и говорит: «Пропустите эту девочку, пусть посмотрит». Берёт меня за руку и заводит за ограждение. «Вы не Джина Лоллобриджида?» «Меня зовут Лионелла», – ответила я… Это были съёмки «Мексиканца», где Стриженов играл боксёра Фелипе Риверу. Наша первая встреча!

Лионелла Скирда на съёмках фильма Ивана Пырьева «Свет далёкой звезды». Горький. 1964

ЛЕВ ПОРТЕР/ТАСС

ОЧЕНЬ ЛЁГКИЙ ХАРАКТЕР

– Вы с первого раза поступили в ГИТИС. Как столица вас встретила?

– А я не считала себя провинциалкой. Я приехала из большого города, тем более портового. У меня были по тем временам самые модные заграничные вещи – одежда, косметика, не с барахолки, а со знаменитого одесского Толчка. Помню, у меня были туфли, самый последний писк моды – вот на таком двадцатисантиметровом каблуке. Чтобы их надеть на экзамен, ко мне выстраивалась длиннющая очередь. Даже экзаменаторы удивлялись: весь курс ходит в одинаковых туфлях! И в плане раскованности… Она у меня была, безусловно. Я никогда не строила из себя сироту казанскую, общалась со всеми на равных, не вступала в конфликты и легко находила общий язык со всеми. У меня очень хороший лёгкий характер, я по гороскопу Рыбы.

– Вы начали сниматься ещё студенткой. Режиссёры «охотились» на вас?

– Да нет, ничего такого особенного не было. Более того, мой первый опыт в кино вообще едва не оказался последним. На третьем курсе меня пригласили в Киев сниматься в каком-то фильме. А это, как известно, преподавателями института, мягко говоря, не приветствовалось. Но хотелось – жутко! Поэтому я уехала тайно, передав через подругу, что лежу больная, с высокой температурой. Но всё вскрылось, разразился страшный скандал. Не знаю, чем бы это закончилось для меня – позорным исключением, прочими карами… Короче, пришлось просить прощения у всего курса. Причём публично! Меня простили, но от режиссёров я ещё долго потом просто шарахалась. И потом, знаете, при всём уважении к кинематографу всё-таки наше поколение артистов было пропитано театром, помешано на Чехове, Островском. Мы не представляли себе лучшей участи, нежели выходить на сцену и играть классику, создавать образы.

– Ну а то, что в 1961-м на съёмках «Вольного ветра» чуть ли не вся Ялта сбегалась на вас поглазеть, правда?

– (Смеётся.) Тогда по городу пошли слухи, что снимается фильм с молодой красивой девушкой, у которой тончайшая талия и очень красивый бюст. Это сейчас такой фигурой никого не удивишь, потому что у многих силиконовая грудь. А тогда всем было интересно!

Рада Волшанинова (в роли цыганки) и Лионелла Скирда (справа – в роли Грушеньки) в фильме Ивана Пырьева, Кирилла Лаврова и Михаила Ульянова «Братья Карамазовы»

ПИЩАЛЬНИКОВ/«РИА НОВОСТИ»

«ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ, НА ВАС ДОНОС!»

– В «Исповеди» Олег Стриженов описывает, как в начале 1960-х случайно встретил вас «в компании молодой актёрской братии» и был вами просто «загипнотизирован».

– Это было в первых числах января 1962-го – в ресторане ВТО. Я тогда уже работала в Театре имени Станиславского. Мы оба вспыхнули мгновенно! Такие чувства накрыли обоих – не было никаких сил сопротивляться. Мы начали встречаться. Но длился наш тайный роман недолго. Молодые, горячие, ведомые страстью, но и… чувством долга. У него была жена, пятилетняя дочь Наташа, к которой он был сильно привязан. Я видела, как он метался, переживал. Я сама места себе не находила, но разбить его брак я считала невозможным. Для обоих – тупиковая ситуация! Вот я и решила: раз вместе нельзя, рубить под корень. Сама резко ушла, но отходила очень долго, мучительно. Пока не случился мой шестилетний брак с Иваном Александровичем Пырьевым…

– Как вы с ним познакомились?

– При довольно курьёзных обстоятельствах. Во время работы над картиной «Вольный ветер», где я играла свою первую главную роль, я проспала съёмку. Приезжаю, мне говорят: «Вызывает Пырьев!» Иван Александрович был художественным руководителем «Мосфильма», все его страшно боялись. Я пришла. Он прочитал мне суровую лекцию о том, что «начинающей актрисе некрасиво опаздывать», объяснил, сколько стоит съёмочный день. Пригрозил «повесить» всю неустойку на меня. «Хорошо, – отвечаю, – вешайте!» На этом всё и закончилось. А через год Пырьев въехал в дом на Смоленской, где я жила в квартире, предоставленной театром. Мы стали соседями, познакомились поближе. Бывало, откровенничали, разговаривали по душам, как две подружки.

– Вы знали, что у женатого на звезде советского экрана Марине Ладыниной Пырьева как раз в это время был сумасшедший бурный роман с 19-летней второкурсницей ВГИКа Людмилой Марченко?

– Ну конечно! Я рассказывала ему о своей любовной драме, о Стриженове, он мне – о своей. И несмотря на то, что о его разрыве с Ладыниной и романе с Марченко тогда судачила и сплетничала вся театральная Москва, я знала о его жизненной ситуации всю правду – из первых уст. А ситуация у него была очень тяжёлая – Иван Александрович тогда неважно выглядел, был в разобранном, даже депрессивном состоянии. Я считаю, что Марина Алексеевна в их разрыве отчасти была виновата сама. 

– ?!

– Ей, как умной и мудрой женщине, нужно было запастись терпением и молчать. Закончился бы этот роман с Людой, и всё вернулось бы в нормальное русло. А Ладынина написала письмо в ЦК партии: мол, Пырьев – развратник, открыто живёт с молодой любовницей. То есть устроила скандал публичный! Чистовик отправила, а черновик порвала и бросила в ведро. Домработница склеила обрывки на картоночку, позвонила Пырьеву: «Иван Александрович, на вас донос!» Он приехал домой на Котельническую набережную, забрал чемоданчик со сценариями, книгами и уехал в дом отдыха в Болшево… Я больше чем уверена: если бы не это гнусное письмо в ЦК, всё закончилось бы воссоединением семьи. Пырьев очень любил сына Андрея и никуда уходить не собирался.

– Откуда такая уверенность?

– Иван Александрович мне в этом лично поклялся! Но он не смог перенести такого предательства и вычеркнул Марину из жизни. Напрочь! Я как-то случайно нашла между страниц одной из книг её фотографию, на которой она ещё молодая, в кокетливой шляпке. Принесла её Ивану Александровичу: «Что с ней делать?» Пырьев молча в клочки порвал снимок и выбросил.

И по поводу Марченко он мне всё сам откровенно рассказывал. Иван Александрович уже был в возрасте, когда Люда сама предложила ему связь интимную. Уж не знаю, в обмен ли на покровительство и роли – меня никогда не интересовали такие подробности. Но то, что она предложила себя сама, – точно. Пырьев пошёл на это, не думал, что зайдёт так далеко. Люда снялась у него в картине «Белые ночи» по Достоевскому. А потом… Это был настоящий сумасшедший дом – она всячески дурила Пырьева, врала, он не верил в её измены, прощал. Затем в самый разгар их отношений Марченко вдруг вышла замуж за сына замминистра финансов Володю Вербенко. Но всё равно продолжала приходить к нему. Когда Люда развелась, Иван Александрович купил ей однокомнатную квартиру, обставил её и переехал к ней. Всё это продолжалось до тех пор, пока Иван Александрович не застал её в самом непристойном виде, причём с человеком, которого она приводила в их дом под видом друга. Именно после этого Пырьев решил порвать с Марченко окончательно. Не появилась бы в его жизни я, появилась бы другая.

– То есть он решил клин клином вышибать?

– Именно так. И этим клином оказалась я! Буквально через месяц Иван Александрович предложил мне выйти за него замуж.

Лионелла Скирда и Николай Алексеев. Кадр из картины «Свет далёкой звезды». «Мосфильм». 1964

«РИА НОВОСТИ»

– Ожидали?

– Нет, для меня его предложение было как обухом по голове. У нас же были просто добрые хорошие отношения, ничего больше. Я ответила, что должна всё серьёзно обдумать. Взяла паузу. Он очень красиво, трогательно ухаживал… Особенно меня тронул его поступок, когда во время гастролей нашего театра в Горьком я серьёзно заболела ангиной. Узнав об этом, он наутро примчался – с цветами, привёз лекарства, лимоны, которых в те времена было не достать. Через местный обком организовал консилиум врачей и оставался рядом, пока меня не поставили на ноги. В конце концов, всё взвесив, я сказала «да».

– Не смущала разница в возрасте? Вам 24, ему – 60.

– Об этом я вообще не думала. Да и не выглядел Пырьев стариком. Он был сильным, энергичным, безумно талантливым человеком. Настоящий человек-глыба. Он сыграл огромную роль в моей жизни – и в творческом плане, и духовном. Мне с ним было очень интересно. И потом не забывайте: мы встретились, когда оба переживали тяжёлый кризис в личной жизни, и буквально спасли друг друга. 

– Вас не пугала его скандальная «слава Ивана Грозного»?

– Последние годы на Ивана Александровича наговаривают невесть что: и такой, и сякой, и «невоздержанный хам, одиозная личность», и «играючи ломал актёрские судьбы», «несогласных стирал в порошок»… Поверьте, это всё легенды! Я снималась у него в двух картинах и могу сказать, что более тихого, нежного и деликатного режиссёра я в своей жизни не встречала. Ко всем актёрам он относился как к божествам! А все так называемые жертвы Пырьева… Если разобраться хорошенько, честно, положа руку на сердце, то они сами виноваты в своей изломанной судьбе.

– Наверняка по поводу вашего брака шептались за спиной, ходили разговоры, что вы его женили на себе из корыстных побуждений…

– Конечно, ходили! Когда Иван Александрович умер, многие были уверены, что я «добилась своего – завладела несметными сокровищами Пырьева и стала миллионершей». Хотя на самом деле в тот момент у него на сберкнижке было всего то ли 11, то ли 17 рублей. Он же ничего не копил, а помогал очень многим.

Между тем официально оформить наши отношения нам долго не удавалось – три с половиной года Марина Алексеевна не давала развода. Но я на это не обращала внимания абсолютно. Более того, горжусь тем, что первой в СССР пренебрегла общественным мнением и поступила так, как мне подсказывало сердце. Я никогда не требовала от Пырьева, чтобы он побыстрее оформил наши отношения в ЗАГСе – это была его инициатива, именно он на этом настаивал. Мы появлялись с ним в Кремле на приёмах, он представлял меня как жену. Мне нежно целовали руку члены Политбюро ЦК Михаил Андреевич Суслов и Пётр Нилович Демичев. И жили мы с ним все эти шесть лет прекрасно, полноценной семьёй. Я была предана ему искренне, всецело, и ни разу не пожалела о том, что вышла за него.

– В феврале исполнилось 50 лет, как не стало Пырьева. От чего он умер?

– Иван Александрович скончался внезапно – остановилось сердце во сне. Потому что всю жизнь работал на износ, не щадя себя.

ДЛЯ ВЫСОЦКОГО ПОЩЁЧИН НЕ ЖАЛЕЛА

– Лионелла Ивановна, если честно, за свою жизнь многим мужчинам вскружили голову, разбили сердце?

– Без ложной скромности скажу, что, когда вышел фильм «Братья Карамазовы», мужчины смотрели на меня с восхищением.

– Вам дважды довелось сыграть роль возлюбленной героев Владимира Высоцкого. Это яркая страница вашей кинокарьеры?

– Я знала Володю ещё со студенческих времён – он учился в Школе-студии МХАТ, жил рядом на 1-й Мещанской и частенько ошивался у нас в общаге на Трифоновке. Это наше студенческое общежитие (между прочим, бывшие царские казармы) напоминало проходной двор. Там же обитали мои однокурсники – знаменитый Ихтиандр Володя Коренев и ныне, к сожалению, покойный Юра Васильев, сыгравший оператора Рудольфа в картине «Москва слезам не верит». Жили мы очень весело – тогда все играли на гитарах, сочиняли, пели. Иногда и Высоцкий встревал со своими блатными песнями, которые у нас успеха не имели. Нам же романсы подавай! Я очень поздно узнала, что он поэт, бард. Году в 1964-м случайно у Михаила Шатрова на дне рождения услышала какую-то песню, спросила: «Что это?» «Как? Ты не знаешь? Это же Высоцкий!» А в 1968-м нас пригласили сниматься в фильме «Хозяин тайги».

– Что больше всего запомнилось?

– Финал снимался в очень трудных условиях: быстротечная речка, я на ходу должна была выпрыгнуть из лодки и дать Высоцкому пощёчину. Сцену мы репетировали долго и нудно – у меня никак не получалось влепить как следует. Дублей было сделано не считано. Режиссёр Владимир Назаров кричит: «Плохо! Ты к-а-ак врежь ему по морде!» Наконец у меня получилось. Потом Володька подошёл и так шутя сказал: «Смотри, Линочка, я тебе как-нибудь отомщу». И точно! Через год мы снимались с ним у Георгия Юнгвальда-Хилькевича в «Опасных гастролях». И надо же так случиться, что там по сценарию всё наоборот: герой Высоцкого даёт пощёчину моей героине. Володя всё веселился: «По-моему, я эту сцену запорол!» Режиссёр кричит: «Стоп, хватит!» А он: «Давайте снимем ещё дублик!» И дублей тоже было предостаточно. 

– Потом ходили слухи, что он за вами ухаживал. Было?

– Нет. Тогда с ним на съёмках была Марина Влади, и ему было вообще ни до чего.

Семья Стриженовых: Александр, Екатерина, Олег Александрович с супругой Лионеллой Ивановной, Александра (на переднем плане) на вручении премии «Золотой орёл». Январь 2010

ЕКАТЕРИНА ЧЕСНОКОВА/«РИА НОВОСТИ»

«И Я ВЫБРАЛА ДЛЯ СЕБЯ ДОМ, СЕМЬЮ»

– Как получилось, что жизнь вас с Олегом Стриженовым снова свела?

– После смерти Ивана Александровича я много работала – часто ездила с «Братьями Карамазовыми» за границу, с творческими встречами гастролировала по стране. Даже случайно пересекаясь на кинофестивалях, мы с Олегом, как правило, только сухо здоровались и расходились в разные стороны. Я знала, что он давно развёлся и с первой женой – Марианной, и со второй – актрисой Любовью Земляникиной.

Когда в 1975 году я узнала, что Стриженов – мой партнёр по фильму Петра Тодоровского «Последняя жертва», хотела отказаться. Но сдержалась, хотя нервничала, конечно. С момента нашего расставания прошло 13 лет! Мы нормально отыграли совместную сцену, и практически сразу стало понятно, что наши чувства никуда за это время не ушли. И тем не менее ему пришлось ещё меня добиваться. На все его попытки сделать мне предложение я отшучивалась. А потом в один прекрасный день Олег пришёл на озвучивание, опустился на колено и при Петре Ефимовиче Тодоровском и всей съёмочной группе сказал: «Лина! Я делаю тебе официальное предложение. Выходи за меня замуж!» Конечно, это произвело на меня сильное впечатление!

– Вы в этот момент были замужем?

– Да, как раз в тот момент был у меня брак, но не очень удачный, всё шло к разводу. Поэтому я тут же согласилась… Поняла, что мы просто созданы друг для друга и нам на небесах предначертано быть вместе. Жизнь это подтвердила. 12 ноября 1976 года мы официально расписались и с тех пор неразлучны уже 41 год. Хотя близко знакомы более 55.

– Почему вы ушли из профессии?

– Когда мы поженились, мне было уже 38 лет, Олегу Александровичу – 47. И я отлично понимала, что таких ролей, как Грушенька в «Братьях Карамазовых», Софи в «Опасных гастролях» или графиня Круглая в «Последней жертве», у меня больше не будет. А снижать уровень – какой смысл? И потом я считаю, что в семье не должно быть двух «звёзд», людей с большими профессиональными амбициями, встречающихся урывками – в краткие перерывы между съёмками. Это в корне неверно. И я выбрала для себя дом, семью. Всегда отдавала себе отчёт в том, кто такой Олег Александрович Стриженов. Решила посвятить этому человеку свою жизнь. Обеспечить надёжный тыл, уют.

– Вас с мужем давно не встретишь даже на кинофестивалях, живёте обособленно, закрыто. На что живёте и чем сегодня наполнена ваша жизнь?

– Всё, что вы видите в этой квартире, нажито и появилось здесь ещё при советской власти, до перестройки. Раньше я задумывалась: хочу я это купить или не хочу, а сейчас – могу или нет. Мы не курим, алкоголя не пьём, в круизы не ездим. От личного автотранспорта отказались ещё в середине 1980-х. Живём достаточно скромно – на пенсию (муж получает ещё президентскую надбавку). Но нам друг с другом никогда не бывает скучно. Подруг у меня мало, по сути, всего одна – актриса Наталья Фатеева. Но я всегда говорю, что самая большая моя подруга – Олег Александрович. Детей у нас нет, поэтому наша семья – это семья его сына Саши, известного режиссёра и телеведущего. Всё свободное время мы с удовольствием общаемся с ними и их с Катей Стриженовой детьми – внуками Олега Александровича. Вместе отмечаем все дни рождения, праздники.

– Считается, что ваш союз – один из самых «звёздных» и красивых в нашем кинематографе? Что-нибудь можете к этому добавить?

– Что он ещё один из самых долгих и романтичных. Когда несколько лет назад я рассказала нашу историю Виктории Токаревой, она воскликнула: «Этот роман я обязательно должна написать!» На что мы с Олегом ответили: «Мы его напишем сами!»

Авторы:  Андрей КОЛОБАЕВ

www.sovsekretno.ru

Советская Лоллобриджида. Как Лионелла Пырьева шла к счастью со Стриженовым

Актриса Лионелла Пырьева несколько раз пыталась избежать отношений с Олегом Стриженовым — даже с помощью брака с другим. Но в итоге поняла, что быть со Стриженовым ей суждено.

Лионелла Пырьева в фильме «Братья Карамазовы». Фото: скриншот видео

Актриса Лионелла Скирда, которую зрители в основном знают под фамилиями Пырьева и Стриженова, родилась 15 марта 1938 года в Одессе. Будучи подростком, она увидела знаменитого советского актера Олега Стриженова в фильме «Овод». И сразу влюбилась. Судьба сводила ее с артистом много раз.

«Провидение послало нам случайную встречу в моём родном городе — Одессе. — Рассказывала Лионелла Ивановна в интервью «АиФ». — В тот день я шла в поликлинику и вдруг увидела толпу. Кругом софиты — снимали фильм «Мексиканец». Я подошла поближе. В самом центре съёмочной площадки стоял Стриженов. Ассистенты режиссёра начали оттеснять публику, меня тоже попросили отойти. Стриженов повернулся, посмотрел на меня и сказал: «Её не прогоняйте».

Девушка явно выделялась яркой красотой среди всех других. Шикарная копна волос, осиная талия, роскошный бюст. «Вы, случайно, не Джина Лоллобриджида?» — спросил актер. Сходство со звездой заметил он не первым — однокашники по театральному институту в шутку звали ее Лина Лоллоскирдина.

«Меня зовут Лионелла», — ответила Стриженову девушка. «Можно я буду называть вас Ли?».

«Но это был мимолётный эпизод. — Рассказывает актриса. — Встретились мы снова только спустя годы».

Когда Скирда снималась в своем кинодебюте «Вольный ветер» в Ялте, обстоятельства снова свели ее со Стриженовым.

«Стриженов с кем-то из своих знакомых заглянул на съемочную площадку. Увидел меня и вспомнил нашу случайную встречу на съемках «Мексиканца». Но что-то помешало нам тогда пообщаться», — вспоминала актриса.

И только встретившись в третий раз, молодые люди начали не просто романтические отношения, а полный страсти роман. Но молодая артистка решила, что роман этот «по всем законам жанра должен был завести в тупик. Я была начинающей актрисой, а у Олега — успешная карьера и… семья, в которой росла пятилетняя дочь. Разбить его брак мне казалось невозможным. И Бог послал мне спасение — в моей жизни появился другой человек».

Им оказался знаменитый режиссер, худрук картины «Вольный ветер» Иван Пырьев, гроза «Мосфильма». И только Скирда не считала его грозным.

Иван Пырьев. Фото: Википедия

«Видела я совершенно несчастного человека, — рассказывала «АиФ» артистка. — Он тогда находился в очень тяжелом психологическом состоянии. Роман с актрисой Людмилой Марченко сильно его травмировал. И мне выпало вывести его из депрессии».

Впрочем, спасением и выходом из депрессии стали эти отношения и для Скирды — она дико устала от неопределенности романа с женатым Стриженовым.

Практически сразу после начала отношений Пырьев подарил Скирде шкатулку с собственной фотографией внутри, на которой была подпись: «Ей, которая для меня все и вся». Но в тот раз девушка на его предложение руки и сердца не ответила ничего. А через месяц Скирда слегла с серьезной ангиной. Пырьев выхаживал Лионеллу. И вот уже тогда она ответила ему согласием. Девушку не смутила 40-летняя разница в возрасте, она смело вверила свою судьбу Пырьеву.

Пырьев, который активно снимал и свою предыдущую жену Марину Ладынину, безусловно, работал в кино и с молодой супругой. Пожалуй, самым ярким их совместным произведением можно назвать художественный фильм «Братья Карамазовы», где Лионелла исполнила роль Грушеньки.

«Наверное, были те, кто осуждал наш брак, — рассуждала Лионелла Ивановна в интервью «АиФ». — Но я горжусь тем, что первой в Советском Союзе пренебрегла общественным мнением и поступила так, как мне велело сердце. Что касается меркантильных интересов, то их у меня не могло быть: Пырьев, несмотря на всю свою славу, ничего не накопил. Когда он умер, на его сберкнижке осталось всего 18 рублей».

Они прожили вместе 6 лет — до смерти режиссера, и эти годы Пырьев вспоминал в интервью как самые счастливые.

Когда Пырьева не стало, Лионелла стала активно сниматься в кино. Шел 1976 год. Судьба снова свела ее на съемочной площадке фильма «Последняя жертва» с Олегом Стриженовым. Надо сказать, что за годы брака с Пырьевым артистка несколько раз случайно встречалась с Олегом Александровичем. Но дальше обычных разговоров не заходило — во-первых, она была верна Пырьеву, который дал ей путевку в большое кино. Во-вторых, Стриженов был по-прежнему женат. Но к тому времени, когда снималась «Последняя жертва», актер уже расстался со второй женой, актрисой МХАТа Любовью Стриженовой-Земляникиной, родившей ему сына Александра — ныне известного актера и режиссера. Брак был полон обид и измен. Через несколько лет после развода Любовь Васильевна ушла в монастырь.

Лионелла Пырьева, Олег Стриженов и Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

«На площадке мы вели себя друг с другом как старые друзья, — рассказывала о встрече на съемках Лионелла Ивановна. — И вдруг, как мне казалось, совершенно на ровном месте Олег сделал предложение. При этом присутствовала Алла Ларионова. Он сначала попросил ее: «Алла, ну скажи, чтобы она вышла за меня замуж!». И тут уже я перестала сомневаться. Поняла, что нам судьбой предначертано быть вместе. Жизнь это подтвердила».

На сегодняшний день этой легендарной семье уже 42 года. Общих детей у них нет. «За это время кто меня только не спрашивал: «Как вы прожили вместе так долго? У него же такой характер!» — говорила «АиФ» артистка. — А я отвечаю: «Какой такой характер?» За все эти годы непростого характера совершенно не почувствовала. Мы с Олегом Александровичем во многом похожи. Иногда доходит до того, что я подумаю о чем-то, а он это вслух уже говорит. Даже в больнице вместе лежим — врачи уже привыкли».

news.tut.by

СТРИЖЕНОВА Лионелла Ивановна (Пырьева Лионелла) - биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.

Фильмография Лионеллы Пырьевой (также известной под фамилией Стриженова) не богата, зато почти все роли как на подбор – яркие и незабываемые. В театральном институте однокашники в шутку называли девушку Линой Лоллоскирдиной, переиначивая родную фамилию и итальянской красавицы Джины Лоллобриджиды.

Детство и юность

Лионелла Скирда родилась в Одессе в семье моряков. История выбора столь необычного имени очень романтичная. Мама-морячка и отец - механик судов - познакомились в рейсе, с тех пор бороздили просторы вместе. Останавливаясь в Италии, ходили в береговой магазинчик, где работала девушка с этим красивым именем. Родители договорились, что, если родится дочь, обязательно назовут ее Лионеллой.

Отец был механиком от Бога, вскоре после войны его пригласили на должность наставника молодых специалистов в Дальневосточное пароходство. Родители уехали на Сахалин, а дочку оставили под крылом бабушки.

В интервью Лионелла Ивановна часто вспоминает добрую женщину, которая всегда становилась на сторону внучки. Девочка с раннего детства мечтала стать актрисой, однако родители видели в наследнице исключительно врача. И только бабушка вместе с Линой лелеяла прекрасную мечту.

Желание посвятить жизнь актерской профессии появилось не просто так. Квартира, в которой жила девочка с бабушкой, находилась в одном подъезде со служебным входом в Одесский русский драмтеатр. Лионелла тайком пробиралась за кулисы и в зрительный зал.

Когда пошла в школу, самоотверженно занималась в драмкружке, а получив аттестат зрелости, уехала в Москву, ничего не сказав родителям. Только после поступления сообщила телеграммой, что стала студенткой театрального института им. Луначарского.

Фильмы

Творческая биография в кино началась еще в студенческие годы. Начинающая актриса сыграла подругу главной героини картины «Капитан «Старой черепахи» (1956). Но роль оказалась настолько незначительной, что Лионеллу даже не указали в титрах.

Зато после окончания института будущей звезде экранов сразу досталась главная роль в музыкальной комедии Леонида Трауберга «Вольный ветер», созданной по мотивам одноименной оперетты Исаака Дунаевского. Героиня по имени Стелла живет в портовом городке и собирается замуж за молодого моряка Янко.

Действия разворачиваются после ухода из города фашистов, с которыми сотрудничал начальник порта, желающий тоже заполучить в жены Стеллу. Заметные роли в картине получили также Александр Лазарев и Надежда Румянцева.

Удача благоволила красавице-актрисе, режиссеры начали отводить девушке в своих работах только главные партии. В 1963 году она сыграла жену Евдокимова, аспирантку консерватории, в приключенческом фильме «Выстрел в тумане», а еще через два года составила дуэт с Николаем Алексеевым в мелодраме Ивана Пырьева «Свет далекой звезды».

В детективе «Хозяин тайги» (1968) Пырьева гениально сыграла Нюрку-повариху. Коллегами по съемочной площадке стали Валерий Золотухин, Алла Мещерякова, Михаил Кокшенов. Картину также украсил Владимир Высоцкий.

С этим человеком-легендой женщина играла в фильме Георгия Юнгвальда-Хилькевича«Опасные гастроли» (1969). В обеих лентах Лионелла перевоплощалась в возлюбленных персонажей Высоцкого, поэтому зрители вдруг решили, что у актеров роман и в жизни.

Всесоюзную известность актрисе принес трогательной образ Грушеньки в нашумевшей ленте «Братья Карамазовы» - экранизации романа Федора Достоевского. Лионелла вновь снималась у Пырьева. После премьеры советские мужчины осыпали артистку письмами с признаниями в любви, а встречая на улицах, смотрели с восхищением.

Да что там, даже первый Джеймс Бонд – Шон Коннери – был очарован советской дивой экранов. Будучи в столице России на съемках ленты «Красная палатка», агент «007» посмотрел на досуге «Братьев Карамазовых» и загорелся желанием познакомиться с Грушенькой.

И встреча состоялась. Лионелла Пырьева рассказывала, что Коннери задавал кучу вопросов и даже хотел побывать на съемочной площадке «Опасных гастролей», где на тот момент играла актриса.

Пора активных съемок женщины прекратилась с выходом мелодрамы Петра Тодоровского «Последняя жертва», где она перевоплотилась в графиню Круглую. В экранизации пьесы Александра Островского сотрудничала с Леонидом Куравлевым, Ольгой Науменко, Валерием Филатовым и другими именитыми актерами. После этого она исчезла с экранов на десять лет.

В следующий раз зрители увидели колоритную артистку в 1984 году: Лионелла Пырьева примкнула к составу главных героев военной картины «Господин Великий Новгород». Затем снялась еще в двух фильмах – «Мой любимый клоун» и «Оглашению не подлежит» - и покинула кинематограф.

Личная жизнь

Личная жизнь Лионеллы Ивановны достойна отдельной книги. 17-летней девчонкой актриса влюбилась в главного персонажа картины «Овод», которого сыграл Олег Стриженов. И однажды встретила кумира в родном городе – проходила мимо съемочной площадки картины «Мексиканец». Молодой человек из всей толпы зевак выхватил пронзительный взгляд Лины и познакомился с ней.

Судьба свела с возлюбленным вновь, уже когда Лионелла снималась в своей второй ленте «Вольный ветер». Стриженов был проездом в Ялте, где проходили съемки. Друзья рассказали, что в фильме задействована прелестная студентка, заинтригованный мужчина отправился посмотреть. После премьеры ленты между Олегом и Лионеллой вспыхнул роман, но отношения были обречены – у Стриженова стоял штамп в паспорте и подрастала маленькая дочь.

Первым мужем стал знаменитый советский режиссер Иван Пырьев. Мужчина был старше избранницы на 37 лет, но огромная разница в возрасте 24-летнюю актрису не смущала. Гениальный постановщик ухаживал красиво и преданно. Супруги прожили шесть лет, семейную жизнь оборвала смерть Ивана Александровича.

Актерские дороги Пырьевой и Стриженова снова пересеклись на съемках мелодрамы «Последняя жертва». Олег Александрович был уже в разводе. На озвучке картины, не стесняясь коллег, предложил Лионелле руку и сердце. Актриса вспоминала, что растерялась, тогда мужчина попросил рядом стоящую Аллу Ларионову уговорить Лину принять предложение. Пара заключила брак в ноябре 1976 года.

Лионелла Пырьева сейчас

Лионелла Ивановна – до сих пор женщина деятельная. Выходит в свет, участвует в ток-шоу, встречается со зрителями. В 2016 году появилась в студии программы «Наедине со всеми», где в беседе с Юлией Меньшовой откровенничала на житейские темы. Нередко дает интервью журналистам.

Так, в марте 2018 года рассказала читателям «АиФа» о перипетиях личной жизни. Женщина признается, что живет с мужем достаточно скромно, на пенсию.

В начале мая канал «ТВЦ» посвятил первому супругу актрисы документальный фильм «Список Пырьева. От любви до ненависти». В картине увековечено и имя Лионеллы Ивановны.

Фильмография

·         1956 – «Капитан «Старой черепахи»

·         1961 – «Вольный ветер»

·         1963 – «Выстрел в тумане»

·         1964 – «Свет далёкой звезды»

·         1965 – «Человек без паспорта»

·         1968 – «Хозяин тайги»

·         1968 – «Братья Карамазовы»

·         1969 – «Опасные гастроли»

·         1975 – «Последняя жертва»

·         1985 – «Господин Великий Новгород»

·         1986 – «Мой любимый клоун»

·         1987 – «Оглашению не подлежит»

Page 2
Page 3
Page 4

globalmsk.ru


Смотрите также