Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Рерих николай константинович биография интересные факты


Николай Рерих — интересные факты из жизни известного художника

Николай Рерих

  • Испытывая большую страсть к истории, живописи, музыке, молодой Рерих разрывался между своим неуемным желанием получить полноценное образование. Вскоре им был выбран исторический факультет и Академия художеств. Однако отец твердо настоял на получении юридического образования, и Николай был вынужден поступить историческим факультетом, хотя именно на нем студента видели гораздо чаще, чем на юридическом.
  • Николай был очень скромным молодым человеком, и его коробила словесная распущенность, столь присущая студенческой братии. При каждом ругательном слове молодой Рерих невольно краснел, за что был прозван «красной девицей» и «белоснежкой».
  • Николай Константинович отличался большой бережливостью, и мог десятки лет путешествовать по странам с одним и тем же несессером, а для официальных приемов в его шкафу висел всего один отлично сшитый фрак, который пережил немало рабочих курток.
  • Во время Великой Отечественной войны Николай Рерих открыто выступал за защиту Родины и победу СССР. Антисоветски настроенные эмигрантские круги восприняли такое отношение в штыки и в адрес художника посыпались обвинения и поклепы. Так, в газетах стали появляться «разоблачающие» статьи о том, что всемирно известная научная экспедиция четы Рерихов в Гималаи является не чем иным как военным походом, организованным советской разведкой.

В нашей галерее представлено более 4000 картин известных художников. Вы можете заказать репродукцию, портрет, шарж, стилизацию под живопись, оформление в багет любой понравившейся картины (даже если ее нет в нашей галерее). Если Вы не нашли нужного Вам изображения, свяжитесь с нами по телефонам в рабочее время или в любое время отправьте онлайн заявку и менеджер обязательно перезвонит вам, мы сделаем все возможное, чтобы найти нужное изображение. Вы можете заказать картину, полностью соответствующую Вашим желания и стилю. Если Вы затрудняетесь с выбором произведения-основы - посоветуйтесь с нами, выбор огромен, мы всегда рады вам помочь, чтобы облегчить выбор - ниже представлены 10 художников чьи картины пользуються неизменным успехом у наших заказчиков. Ждем ваших звонков и заявок.

www.artariya.ru

Русский художник и писатель Николай Рерих

Николай Константинович Рерих – это человек, которого будет сложно описать парой слов. Это путешественник, который написал множество мудрых книг, а также ученый, философ, мистик, археолог и общественный деятель.Часто Рериха знают по его творчеству – он писал картины. Художник создал более семи тысяч полотен. Многие выставлены в самых известных галереях мира. Его литературные труды насчитывают свыше тридцати томов, среди них пара поэтических.

Николай Рерих основал организацию «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Его 2 раза номинировали на Нобелевскую премию.

Ранние годы

Родился художник в 1874 в Санкт-Петербурге. Мальчик получил сильное образование. С ранних лет увлекался коллекционированием, сбором гербариев и изучением живой природы.

Еще одним увлечением юного Рериха были старинные рассказы. Он с интересом слушал и даже записывал былины и поверья. Сюжеты этих бесед впоследствии будут отображены на некоторых картинах художника.

Способности к живописи в мальчике распознал друг семьи. Он и стал для Николая первым наставником. Но отец был категорично настроен ко всем увлечениям ребенка. Он жаждал сделать из сына своего преемника. Именно поэтому Рерих все же поступил в юридическую гимназию. Позже окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная работа «Гонец» была куплена Третьяковым.

Живя в России, Рерих уже тогда занимался археологией и живописью. Он принимал участие в различных выставках и занимался росписью церквей.

Эмиграция и деятельность

После революции с 1917 года жил в эмиграции. Принимал участие в Азиатских экспедициях. Часто и подолгу путешествовал. Жил в Финляндии, Лондоне, Америке. В эмиграции ученый читал лекции о русском искусстве, делал персональные выставки, писал книги, стихи, пьесы.

В Нью-Йорке организовал институт «Мастер-Институт объединенных искусств». Задачей было сближение различных народов через искусство. Принял участие в кампании против большевиков, захвативших власть в России.

С конца 1935 года Рерих переехал в Индию. Этот этап жизни был для художника и писателя самым плодотворным.

За свою жизнь Николай Рерих открыл десятки образовательных и культурных учреждений в разных странах мира.

Картины

В своем творчестве художник объединил реализм и символизм. Особое значение придавал цветам. Изучал различные техники и впоследствии отказался от использования масла в работе.

Умер художник долине Гималайских гор в 1947 год.

www.abcfact.ru

Рерихи, которых не знали

Портрет Н.К.Рериха, 1934 г., холст, масло

В день рождения величайшего художника, исследователя и философа своего времени – Николая Константиновича Рериха (1874–1947) и в преддверии масштабной выставки «Свет Шамбалы. Центральная Азия в жизни и творчестве Рерихов» журнал Eclectic совместно с Государственным музеем Востока представляет вашему вниманию 8 неизвестных фактов об одной из самых удивительных и талантливых семей ХХ века. 

Ленин-Майтрейя

Сон Востока

В феврале 1927 года в Монголии Николай Константинович Рерих пишет картину под названием «Явление Срока», где изображена голова воина в шлеме, парящая в облаках. Лицо воина имеет удивительную схожесть с чертами вождя мирового пролетариата – Владимира Ленина. Но что интересно: прототипом картины явилось другое полотно Рериха, написанное в Европе в 1920 году – на нем голова будто вырастает из земли, так же с лицом Ленина, но глаза этого воина-Ленина закрыты, он будто спящий, и называется она – «Сон Востока».

Явление срока

В 1920 году Николай Рерих не принимал революции и считал, что явление большевизма – это всего лишь сон, не более. И только после того, как Николай Константинович соотнес приход ленинизма в Россию с приходом Будды Майтрейи — грядущим Учителем человечества – глаза воина-Ленина на картине «Явление Срока»  распахнулись. Вождь мирового пролетариата устремляет свой с прищуром взгляд в будущее. Рерих принял революционные идеи.

Театр души

Николай Константинович Рерих всегда интересовался театром. Мало кто знает, но из-под пера великого художника вышло, по меньшей мере, две-три пьесы.

Одна из них – «Милосердие» – сохранилась до наших дней. Исследователи Рериха, в том числе и Дмитрий Попов, куратор выставки «Свет Шамбалы», считает, что некоторые картины карельского периода являются иллюстрациями к пьесам, над которыми работал Николай Рерих. Это подтверждает характерная театральность некоторых полотен того периода.

 

Госпожа Кэмпбелл

У Рерихов была верная соратница и последовательница – американская гражданка Кэтрин Кэмпбелл, меценат. Она долгие годы позировала младшему сыну Николая Константиновича – Святославу, тоже художнику, была настоящим другом семьи, а Елену Ивановну Рерих считала своей духовной матерью.

Именно ей мы должны быть благодарны за возвращение уникальной коллекции полотен Рериха на родину. Еще до революции, путешествуя по старым городам России, Рерих создал более 90 этюдов «архитектурной серии», объединенных темой Древней Руси.

Во время экспонирования полотен в Америке в начале ХХ столетия, вся коллекция была незаконно распродана с аукциона. И только благодаря госпоже Кэтрин Кэмпбелл на родину Рерихов вернулись 42 уникальных этюда, – справедливость восторжествовала.

 

Интерпретация образа

Как было упомянуто выше, Кэтрин Кэмпбелл часто позировала Святославу Рериху для портретов. Во время посещения госпожой Кэмпбелл Москвы в начале 1980-х годов, сотрудник музея Востока Ольга Румянцева спросила, как так получилось, что на одном из полотен изображена вроде бы сама Кэтрин Кэмпбелл, но разрез глаз какой-то восточный? Кэтрин Кэмпбелл ответила просто и честно: «Мне пришлось держать глаза». Нарядив госпожу Кэмпбелл в китайские одежды, Рерих понял, что-то здесь не то, модель не восточная. Так Кэтрин Кэмпбелл для соответствия образа пришлось «держать глаза» все время позирования.

 

Голос судьбы

В силу разного социального происхождения, изначально отношения между Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем были сложные: она из дворянского рода, внучатая племянница Кутузова и родственница Мусоргского, отец известный архитектор – Шапошников, отстроивший пол-Петербурга.

А Рерих — кто? Для семьи Шапошниковых брак Николая Константиновича и Елены Ивановны был невозможным. Но в какой-то момент Елена Ивановна услышала голос, который ей сказал: «Выходи замуж за Рериха».

А она, будучи человеком тонким и, в определенной мере, мистическим, знаки воспринимала, как действительность.  Двум влюбленным суждено было быть вместе.

 

Две подписи одного таланта

Елена Ивановна стала для Николая Константиновича не просто верной спутницей, любимой женой, но и идейной вдохновительницей. Многие полотна Рерих пишет по её снам, видениям и мыслям.

Именно такого Рериха, накануне Первой мировой войны, писатель Максим Горький назовёт «великим интуитивистом современности». В своих автобиографических очерках Николай Рерих писал, что по большому счету, под его картинами надо бы ставить две подписи.

 

Сын своего отца

Юрий Николаевич Рерих, старший сын Николая, выдающийся ученый-востоковед, тоже прекрасно рисовал. Во время проживания в Финляндии, начиная с 1917 года, мольберты Николая Константиновича и сыновей, Юрия и Святослава, стояли рядом. Так, лет 10-15 тому назад в аукционном доме Сотби’с в Лондоне случился громкий конфуз – картины кисти Юрия Николаевича были проданы как работы Николая Константиновича. Настолько изысканными оказались работы старшего сына Рериха!

 

Метод везения сработал «автоматически»

Не секрет, что Святослав и Николай Рерихи практиковали для рисования метод «автоматического письма», основанный на фиксации подсознательных образов в состоянии медитации. «Открытие» этих рисунков было практически случайным: работая в архиве Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, Дмитрий Николаевич Попов, сотрудник Государственного музея Востока, буквально в первой попавшейся ему коробке обнаружил уникальную графику Николая Константиновича и Святослава. 

«Автоматические рисунки», известные только в фотографиях, долгие годы были практически погребены в архивах Музея в Нью-Йорке, и только благодаря везению Дмитрия Попова, они стали достоянием художественного мира.

Елена Новикова

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

Метка арт

Еще на эту тему

eclectic-magazine.ru

Валентина Князева. О жизни Николая Рериха. Интересные факты жизни художника

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

Пожалуй, единственной областью жизни, где художник находил свои идеалы, была природа. Рерих - страстный почитатель природы. В природе, «самой канве жизни», он видит один из источников неиссякаемой красоты, духовного и физического возрождения человеческой личности. «Все нас гонит в природу: и духовное сознание и эстетические требования, и тело наше - и то ополчилось и толкает к природе, нас измочалившихся суетою и изверившихся», - пишет художник. Неутомимый путешественник, он сам стремится быть ближе к природе, черпает в ней свои силы и творческое вдохновение. В 1907 году Рерих впервые попал в Финляндию. Его глубоко взволновали дикие, нетронутые места сурового севера. Студеные озера и фиорды, огромные валуны и молчаливые сосны он запечатлел в превосходных этюдах «Вентила», «Олафсборг», «Пункахарью», «Иматра», «Седая Финляндия», «Сосны», «Камни», «Лавола» и других. В 1916 году Рерих вновь возвращается к северным мотивам. В работах этого времени («Холмы», «Карелия», «Черный берег», «Поля», «Озеро» и другие), так лее как и в этюдах 1907 года, скупой лаконичный рисунок, сдержанная цветовая гамма, монументальные обобщенные формы убедительно передают суровую красоту севера. Путешествуя по разным землям и странам, Рерих всюду спешит запечатлеть взволновавшие его виды. Так, в 1906 году появляются эффектные красочные этюды Италии и Швейцарии, построенные на смелых, звучных сопоставлениях зеленого, синего, желтого, красного, в 1909 и 1912 годах пишутся Рейнские этюды, в 1913 году - этюды Кавказа. Много проникновенных горячих строк посвящает он природе в статье «К природе» (1901), в которой призывает современников быть ближе к природе, «впитать духовно красоты ее». Будучи археологом, Рерих чутким глазом ученого и художника видел и другое: поросшие кустарником курганы и урочища, смутные очертания исчезнувших городищ, священные дубы, быстрые реки, по которым плыли расписные ладьи. «Везде что-то было. Каждое место полно минувшего», - писал он о своих впечатлениях от поездки по Волхову. Увлеченный историческими «видениями», Рерих создает значительные пейзажи, в которых силой знания и художественного чутья восстанавливает исчезнувший древний лик земли. Его любимыми темами становятся виды древних городов, городищ, урочищ, различные типы погребений: жальники, избы смерти. Но «чистых» исторических пейзажей у Рериха сравнительно мало. Особый интерес для него представляла проблема общения древнего человека с природой. Ему казалось, что люди далеких эпох, постоянно находясь на лоне природы, Значительно тоньше понимали красоты ее, черпали в ней духовные и физические силы. «...Широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях», - писал художник. Не случайно фоном почти всех его картин является пейзаж. Не случайно во многие произведения пейзажного жанра он вводит фигурки людей, оставляет их наедине с природой, созерцающими красоты ее, поверяющими ей свои думы и чувства, сливающимися с ней духовно и физически. По весенним зеленым холмам среди стройных белоствольных березок бродит тоскующая Ункрада с цветами («Ункрада», 1909). Навстречу ветру, морским волнам порывисто устремилась девушка, с тоской и болью смотрит она вдаль («За морями - земли великие», 1910). Безмятежен, спокоен отдых утомленного охотника на берегу холодного северного моря («Отдых охотника», 1916). Одна из поэтичнейших картин - «Звездные руны» (1912). Тихая теплая ночь опустилась на землю. В величавом спокойствии почили горы и леса. На волшебно светящемся небе изумрудами рассыпаны яркие звезды. С благоговением внимает им древний человек, в их мерцании, движении как бы улавливая неразгаданные руны. Мастерски использует художник в этом произведении богатейшие возможности темперы - бархатистость фактуры, нежность и мягкость тонов, выразительно передающих красоту звездной ночи. Большую группу произведений составляют пейзажи, в которых заложено пантеистическое восприятие природы, столь характерное для различных народов периода родового строя. Древние славяне также обожествляли силы природы, поклонялись солнцу, небу, огню, воде, земле, животным, растениям, также признавали существование сверхъестественных, мистических сил, непосредственную связь с ними человека. Их языческая религия оставила на многие века красивые сказки и предания, отголоски которых бытуют в народе и в настоящее время. Рерих считал эту религию глубоко поэтичной и видел в поклонении природе один из источников творчества древних народов. В ряде произведений художник как бы сам переносится в далекие времена и становится «очевидцем» сокрытых сил природы, отгадчиком ее тайн. Постоянно работая с натуры, он ищет в природе такие явления и формы, которые сами по себе рождают в воображении каждого из нас те или иные фантастические образы. Он широко использует также мотивы языческой мифологии, скандинавской Эдды, карело-финского эпоса Калевалы. Талантливо сочетая элементы фантастики с реалистическим изображением природы, он создает своеобразные пейзажи, которые близки его произведениям на сказочные сюжеты. Внимание Рериха особенно часто привлекает небо. Он неоднократно наполняет его символическими изображениями, которые, вероятно, рисовались воображению древних. В одной из картин - «Илья Пророк» (1907) -в багровых, грозовых облаках мчится колесница Ильи Пророка; в другой - «Веления неба» (1915) - собравшиеся люди пытаются уловить «веления», которые посылает им небо, охваченное северным сиянием; странными, причудливыми формами, отдаленно напоминающими птиц, плывут облака в картинах «Вестник» (1914) и «Знамение» (1915). Некоторые произведения невольно вызывают в памяти старые народные сказки о заколдованных волшебных камнях, в которых заключены злые и добрые силы: «У дивьего камня неведомый старик поселился» (1910), «Великанша Кримгерд», «Дом духа» (1915). Элементы пантеистического мистицизма есть также в картинах «Бой» (1906), «Человечьи праотцы» (1911), «Звездные руны» (1912), «Стрелы неба - копья земли» (1915) и других. В этом же плане был начат и один из лучших исторических пейзажей «Небесный бой» (1909). Над холмами и озерами - грандиозные клубящиеся облака. Золотистые, пронизанные солнечным светом, они бурно нарастают, теснят друг друга, переходят из одной формы в другую и вступают в напряженный яростный бой с темными грозовыми тучами. В тягостном ожидании притихло древнее озерное селение. Слабыми, беззащитными кажутся свайные постройки. Первоначально среди напряженных динамичных облаков художник пытался наметить фигурки летящих валькирий - дев-воительниц. Но затем отказался от этой мысли, так как она показалась ему навязчивой, и записал валькирий, сказав: «пусть присутствуют незримо». Это изменило первоначальный полу сказочный замысел произведения, усилило его эмоциональное звучание, углубило философский смысл. В бурном столкновении грозовых облаков, в их нарастании и борьбе есть ощущение вечного движения, вечной жизни, подвластной законам вселенной. Многообразен мир природы Рериха. Скромные натурные этюды сочетаются с историческими реминисценциями, фантастическими образами. Но над какими бы пейзажами он ни работал, каждое его творение звучит гимном природе, воспеванием ее вечной красоты и могущества.

  продолжение...

roerih.ru

Валентина Князева. О жизни Николая Рериха. Интересные факты из жизни художника

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

Что касается декорации «Игоря» Рериха, то уже с самого начала это - сплошное очарование для взора. Персидские миниатюры, ослепительные в своих безумных красках индийские шали, цветные стекла Notre Dame или же ярко-зеленый сад, где цветут гераниумы, вечером, после бурного дня, вот о чем заставила меня грезить эта изумительная картина». Горячо приветствовали успех Рериха и соотечественники. В.Серов писал ему 6 июня 1909 года: «Поздравляю Вас с успехом декораций Ваших в Париже - они и мне (эскизы) очень понравились». Рериха глубоко заинтересовали изобразительные возможности театра, и он мечтает о создании спектакля, в котором можно было бы показать красоту обрядов, танцев, костюмов древних славян. С 1910 года начинается работа по составлению либретто балета «Весна священная» (Сцены языческой Руси). Балет был задуман в двух частях. Первая часть, «Поцелуй Земле», включала в себя весенние гадания, пляски щеголих, игру умыкания, вешние хороводы, игру двух городов, шествие старейшего-мудрейшего, поцелуй Земле, выплясывание Земле; вторая часть, «Великая жертва», - тайные игры девушек, хождение по кругам, величание избранной, взывание к праотцам, действо старцев-праотцев человечьих, великую священную пляску. К осуществлению своего замысла Рерих сразу же привлек композитора И.Стравинского, который не только написал музыку, но и помог при составлении либретто. Картины отдельных танцев компоновал В.Нижинский. Эта работа глубоко захватила соавторов. Она была необычайно увлекательной и вместе с тем трудной, для них - нужно было найти новые, дотоле невиданные и неслыханные на сцене формы живописного, пластического и музыкального выражения жизни древних славян. Но в их совместных поисках не все шло ровно, они не одинаково чувствовали и понимали древнюю Русь. Рерих пишет эскизы декораций и костюмов. Эскиз декорации первой части, «Поцелуй Земле», рисует картину ликующей возрожденной природы. Пронизанные ярким весенним светом, синеют холодные вешние воды, тянутся к небу ветви могучего дерева, цветут зеленые холмы, бурно клубятся облака. Таинственным, фосфоресцирующим светом был наполнен эскиз декорации второго акта - «Великая жертва». В полусумраке северной ночи вырисовывался силуэт священного холма. По небу, озаренному лунным светом, неслись смятенные, причудливой формы облака. Низкая линия горизонта, большие пространственные планы, бурная динамика облаков вносили ощущение космической беспредельности. Эти эскизы художника звучали гимном природе, ее могучим силам. Музыка Стравинского во многом близка замыслу Рериха - в ней есть пантеистическое начало, напевки народного склада. Но вместе с тем ведущими становились подчас мотивы ужаса древнего человека перед силами природы, а не воспевание красоты мира. Нарочито резкие, дисгармонирующие звукосочетания нарушали эпичность создаваемого балета. Насколько дают возможность судить отзывы современников, менее всего удались хореографические сцены. Нижинский в поисках новых форм полностью отказался от основ классического балета. Рисунок всех его танцев был нарочито грубым, резким, что явно противоречило декоративному оформлению спектакля. В мае 1913 года в Париже в театре Елисейских Полей шло первое представление «Весны священной». Балет стал сенсационным. На премьере весь зал свистел и ревел, заглушая оркестр. У одних спектакль вызвал неумеренные восторги, у других - резкое осуждение и протест. Наиболее объективный критик-музыковед тех лет А.Римский-Корсаков отмечал: «Что сказать о самом «балете», поставленном Нижинским? Последовательно проведенный лапидарный архаизм сомнительной подлинности, искривленные руки и ноги, трясение животами, обезьяньи ужимки и прыжки, не группы, а груды человеческих фигур - вот особенности этой «новой» хореографии... Кстати, о декорациях и костюмах Н.К.Рериха: они положительно достойны лучшей хореографии и музыки...» Большой, напряженный труд талантливых художника, композитора, балетмейстера не принес ожидаемого успеха. При всей оригинальности, новизне находок каждого из них в отдельности им не удалось найти синтетического, монолитного решения спектакля. Прикасаясь к театральному миру, Рерих ярко раскрывает не только образы русской классики, но и мировой литературы. Много творческого вдохновения и труда отдал он эскизам декораций для комедии Лопе де Вега «Фуэнте Овехуиа» (1911), оперы Вагнера «Тристан и Изольда» (1912), пьес Метерлинка «Принцесса Малейн» (1913) и «Сестра Беатриса» (1914). В этих красивых по цвету работах художник проявил тонкое понимание национальных особенностей жизни народов других стран, их духовного богатства. Интересным и значительным было оформление спектакля по драме Ибсена «Пер Гюнт», которая была поставлена на русской сцене впервые в 1912 году Московским Художественным театром. Эта работа, предложенная Рериху К.Станиславским, потребовала огромного труда. Пьеса шла в 14 картинах, охватывая действие в Гегстаде и окрестных горах, Марокко и Египте, сказочном царстве троллей и на море. Рерих пишет массу эскизов декораций и костюмов, создавая величественное зрелище многообразного мира ибсеновской драмы. Более всего ему удались пейзажи Севера. «Мельница в горах», «Гегстад», «Избушка Пер Гюнта», «Избушка Сольвейг», исполненные в холодной гамме с преобладанием синих и зеленых тонов, рисуют своеобразную суровую красоту горных мест Норвегии.

  продолжение...

roerih.ru

Валентина Князева. О жизни Николая Рериха. Интересные факты жизни художника

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

Мечтами о новом искусстве, несущем людям красоту, радость жизни, поисками этого искусства пронизаны не только философские, но и художественные устремления Рериха во второй период творчества, который начался примерно с 1906 года. Призывая современников «изучать старину», «узнать и полюбить Русь», Николай Константинович в эти годы видит свое призвание живописца в создании произведений, открывающих «тайны» прошлого. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси, он обращается теперь и к самому древнему периоду- эпохе каменного века. Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов каменного века - к 1916 году их насчитывалось около 35 000. Это была одна из крупнейших в мире частных коллекций подобного рода - не случайно в 1914 году Рерих получил приглашение устроить в Гельсингфорсе выставку принадлежащих ему экспонатов. В своих произведениях художник пытается теперь не только воскрешать самый ранний, малоизученный период истории России и будить в зрителях патриотические, чувства. Он нередко придает изображаемому глубокий философский смысл. Следуя учению о «добром» искусстве, Рерих сознательно отбрасывает все темные стороны прошлого, все злое и несправедливое, все то, что неминуемо должно было бы вызвать критику и осуждение, и переносит на свои полотна радостные, привольные моменты жизни древних людей, изображает подчас суровый, но прекрасный своей свободой мир. Рерих видит также красоту в первозданной природе, древних памятниках культуры, народном творчестве. Упорно, настойчиво ищет он новые формы и жанры для воплощения «откровений» красоты, изучает старые стили, технологию письма, вырабатывая свой собственный стиль, чарующий богатством форм, изысканностью красочных сочетаний. «Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нем знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны. Сами варяги шли с Севера. Все ищем красивую древнюю Русь». Эти строки, принадлежащие самому художнику, раскрывают его поэтический восторг перед красотой северной Руси, подводят к пониманию возникновения многих образов, которые воплощаются им в 1900-е годы в живописи. В зрелый период творчества Рерих значительно шире, свободнее трактует историю Древней Руси. Он по-прежнему интересуется чисто историческими сюжетами. Наряду с этим во многие произведения смело вводит поэтический элемент, что встречалось у него и в ранние годы. Теперь этот метод становится основным у художника, и он начинает широко использовать полусказочные, полумифические представления о старине, дополняет их своей фантазией и создает своеобразную живописную «сказку Севера», в которой истинное переплетается с поэтическим, вымышленным. В 1906 году было закончено монументальное панно «Бой», которое как бы завершает собой первый период творчества художника. Холодное северное море. В тяжелый ожесточенный бой вступили большие серые ладьи с красными парусами. Воины в кольчугах неустрашимы. Как бы вторя яростной битве, в смятение пришли силы природы. Зловеще пылает небо. Вздымаются, пенятся суровые волны. Клубятся тяжелые багрово-синие тучи. Суровый пафос битвы, мужество, решительность воинов захватывают зрителей. Чем-то близким, знакомым веет от этого произведения. Невольно вспоминаются образы битв из древнерусских былин, песен, сказаний. Ощущение духа времени создает и необычная манера письма, которая прослеживалась уже ранее, но в менее определенной форме. Прирожденный стилист и декоратор, Рерих строит свое полотно на сопоставлении больших цветовых плоскостей синего, красного, серого, оранжевого, на резкой контурности и упрощенности рисунка, на раздельных фактурных мазках. По своему построению картина невольно напоминает древние монументальные мозаики. «Бой», пожалуй, последнее произведение, исполненное масляными красками. После него Рерих отходит от масляной живописи, которая темнеет со временем, и обращается к темпере. «Суждено краскам меняться - пусть лучше картины становятся снами, нежели черными сапогами», - говорил художник. Темпера, в отличие от масляной живописи, дает красивую матовую фактуру, яркость, Звучность тонов, их неизменяемость. Переход к новой технике был вызван и тем, что художник, тяготевший к силуэтности рисунка, плоскостно-декоративной трактовке формы, не нуждался в тех преимуществах, которые имеет масляная живопись. Темпера очень быстро сохнет. Поэтому ее накладывают большими цветными планами, широкими мазками, исключающими тщательную объемную моделировку формы, которая достигается при работе маслом. Эта перемена красок, произошедшая отчасти под влиянием старинных новгородских и ярославских фресок, открыла перед Рерихом богатейшие возможности новых колористических сочетаний, новых декоративных и стилистических исканий. Одной из интереснейших картин, в которой ярко раскрылись новые философские и живописные устремления художника, является «Поморяне. Утро» (1906). Она написана темперой, в спокойной зеленовато-голубоватой гамме, напоминающей по своей мягкости и нежности фресковую живопись. Картина отличается от «Боя» и по своему содержанию. В ее основе лежит не исторический мотив, а самостоятельно сочиненный художником сказ о далекой жизни поморян. Тишина и покой разлиты в природе. Медленно плывут легкие, прозрачные облака. Стройные, высокие ели вздымаются к небу. Воздух чист и прозрачен. В этой мирной, красивой стране живут счастливые люди. Старец, убеленный сединой, отдыхает, любуясь природой. Нарядные юноши охотятся за лебедями. Благожелательно, с одобрением смотрит на них молодая женщина с ребенком. Ощущение успокоенности, гармонии изображаемого усиливают нежные голубовато-зеленоватые тона. Веру в возможное счастье людей, красоту жизни вселяет эта картина. В ней рисуется одна из тех «сказок Севера», о которой мечтал художник и которую желал видеть осуществленной в будущем.

  продолжение...

roerih.ru


Смотрите также