Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Сергей параджанов биография


Сергей Параджанов

Советский режиссер – так во всех официальных биографиях представлен Сергей Параджанов. Парадоксально, но, существуя в советской эпохе, он никогда не принадлежал к ней по своему убеждению, всегда отрицал, отторгал, критиковал такие уродливые проявления строя, как цензура, репрессии, судебные преследования.

Режиссер Сергей Параджанов

Оттого и искал всегда ту свободу, что так упоенно рисовал в своих фильмах: «Цвет граната», «Тени забытых предков», «Ашик-Кериб» и др. Фильмы Параджанова действительно словно нарисованы истинным художником: колоритные, самобытные, покрытые гениальной личностью мастера.

Детство и юность

Сергей (Саркис) Параджанов родился 9 января 1924 года в Тбилиси. Мальчик стал долгожданным сыном после дочерей Анны и Рузанны в армянской семье антиквара Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой. От отца Сергей унаследовал любовь к красоте и изяществу, художественный талант, от матери – артистизм и энергетику, страсть к театрализованности.

Сергей Параджанов в детстве

Детство Сергея прошло в атмосфере, напоминающей музейный антураж и лавку старьевщика одновременно. Повсюду дорогие статуэтки, старая утварь, ковры, картины и фотографии - все это режиссер сохранит в своем быту на долгие годы. Не зря современники шутили, что Параджанов «живет внутри натюрморта».

С 1932 по 1942 годы мальчик обучался в русской школе. Учился не блестяще, но некоторые предметы понимал и любил. Интересовался естествознанием и историей, а врожденные таланты тянули к музыке, рисованию и литературе. Особенно потрясли юношу «Ашик-Гариб» и «Демон» Михаила Лермонтова, «Бахчисарайский фонтан» Александра Сергеевича Пушкина.

Сергей Параджанов в молодости

По окончании школы, в 1942 году, поступил на строительный факультет Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Но быстро понял, что выбрал профессию не по душе. Юношу тянуло к творчеству, он сдал документы в Тбилисскую консерваторию на вокальное отделение и в хореографическое училище при Оперном театре. Поступил в оба и умудрялся учиться в двух заведениях.

В 1945 году, после войны, перевелся из Тбилисской консерватории в Московскую, стал студентом прославленного педагога Нины Дорлиак. Творческая жизнь столицы познакомила парня с кинематографом. Завороженный этим видом искусства, Параджанов оставил консерваторию и поступил во ВГИК на режиссуру. Наставником Сергея стал известный режиссер и педагог Игорь Савченко, а после смерти последнего - Александр Довженко.

Фильмы и творчество

В 1951 году Сергей с отличием окончил ВГИК и уехал в Киев, где уже ранее начал работу на киностудии им. Довженко в качестве ассистента режиссера. Здесь он создает первые картины своей фильмографии: молдавскую сказку «Андриеш» (1954), социальную драму «Первый парень» (1958), мелодрамы «Украинская рапсодия» (1961) и «Цветок на камне» (1962).

Режиссер Сергей Параджанов

Однако ни одной из этих работ мастер не доволен в полной мере. Сюжетность, идейность и рамки всепоглощающего реализма не давали режиссеру живописать собственную картину мира. Параджанов «прозрел» после фильмов Андрея Тарковского.

«Теперь я знаю, как снимать кино».

Так воскликнул он после премьеры «Иванова детства», осознав, наконец, что пленку можно, по сути, превратить в полотно художника.

В 1964 году режиссер снял картину «Тени забытых предков» по произведению Михаила Коцюбинского. В основу сюжета легла гуцульская история, перекликающаяся с отношениями Ромео и Джульетты, в фильме это Иван и Маричка – юные представители враждебных кланов, влюбленные друг в друга. Любовная драма разворачивается на фоне колоритной этнографической пестроты гуцульского народа (жители Карпат).

Фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков»

Неординарный художественный вкус, помноженный на безграничную фантазию режиссера, позволил создать без преувеличения киношедевр. И это признали не только мэтры отечественного кино, поставившие «Тени…» в один ряд с такой «нетленкой», как «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Летят журавли» Михаила Калатозова.

Телеграммы со словами восхищения и поздравлений слали мастеру Микеланджело Антониони, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Акира Куросава. Фильм получил 28 призов в 21 стране. В их числе награды на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, премия Британской академии, при¬зы на фестивалях в Риме, Мар-дель-Плате, Салониках и др.

Сергей Параджанов на съемочной площадке

Успех вдохновляет режиссера на ленту «Киевские фрески», но оригинальная задумка – отказ от всех ограничений в кадре и даже от актерских диалогов – пришлась не по нраву чиновникам. Они обвинили Параджанова в «мистическо-субъективном» отношении к искусству. Понимая, что в Украине ему не дадут работать, Параджанов оставляет неоконченную картину и уезжает в Ереван.

Здесь режиссер работает над фильмом об армянском поэте XVIII века Саят-Нове. В одноименной картине перед глазами зрителя проходят 3 жизненных этапа поэта – детские годы, юность и зрелость. В фильме нет диалогов героев и закадрового монолога. Вся ценность картины исключительно в богатстве и самобытности изображения.

Фильм Сергея Параджанова «Цвет граната»

Судьба картины оказалась непростой: сначала ее производство было одобрено худсоветом, но после окончания съемок, когда Параджанов уже был замечен в ряде антигосударственных выпадов, комиссия «вдруг» усмотрела в ленте «грубое искажение образа поэта и чрезмерное проявление мистицизма». Ее вернули на доработку, которую совершал уже не Параджанов. В итоге фильм вышел в прокат ограниченным тиражом и под другим названием - «Цвет граната». Но он все равно считается одним из ярчайших образцов творчества мастера.

После истории с «Саят-Новой» режиссер вернулся в Киев в 1969 году, где в силу запрета на съемки начал писать сценарии (к фильмам «Давид Сасунский», «Демон», «Икар» и др.), но вскоре попал в серьезную опалу после публичной критики партийного руководства и осуждения цензуры в 1971 году.

Сергей Параджанов

Последствия не замедлили сказаться: в 1972 году были остановлены съемки его картины «Интермеццо», год спустя мэтр попал под следствие, а вскоре был осужден. В жизни режиссера было 2 срока заключения, после которых отношение к его творчеству пересмотрели, и последнее десятилетие своей жизни Сергей Иосифович мог работать, не оглядываясь на цензуру, и наслаждаться мировым признанием своего творчества.

В 1983-м режиссер начал работу над лентой «Легенда о Сурамской крепости». Фильм-легенда о молодом горце, снятый в тандеме с Давидом Абашидзе, получил несколько кинонаград. Провозглашенная в 1985 году перестройка дала творческой интеллигенции больше свободы, чем воспользовались друзья Параджанова, чтобы организовать его выставку живописи, которая с успехом прошла в Москве и Ереване.

Марчелло Мастроянни в гостях у Сергея Параджанова

После картины «Арабески на тему Пиросмани» режиссер берется за фильм «Ашик-Кериб» по одноименному произведению Лермонтова. Эта лента, посвященная памяти Андрея Тарковского, получила приз на Роттердамском и Стамбульском кинофестивалях, была показана на фестивале в Венеции. Мэтр побывал во многих городах США и Европы, познакомился с Марчелло Мастроянни, Ивом Сен-Лораном и другими выдающими современниками. Многие из них посещали его гостеприимный дом в Тбилиси.

В 1989 году Параджанов приступил к съемкам автобиографичного фильма «Исповедь», который так и не был закончен в связи с безвременной смертью режиссера.

Суд и заключение

Еще в молодости Параджанов выступал в поддержку творческой интеллигенции, преследуемой за прогрессивные идеи. В 1965 году поддержал диссидентов-шестидесятников, за что не был выпущен за границу. В 1968-м выступил против цензуры фильма «Андрей Рублев», подписал «Письмо-протест 139» против политических судебных процессов в Украине.

Донесение КГБ о фильме Сергея Параджанова

Словом, опальный режиссер давно был «на крючке» у КГБ, и в 1973 году, после очередной крамольной речи, Параджанова в спешном порядке арестовали, предъявив «обвинения в мужеложестве и организации притона». По свидетельству очевидцев, дело было наспех состряпано на основе анонимного доноса. Вскоре появился и первый свидетель, обвинивший Параджанова в изнасиловании.

Сам режиссер не отрицал на суде свою бисексуальность, но факт насилия не подтверждал. В итоге Киевский областной суд приговорил Сергея Иосифовича к 5 годам лишения свободы. Годы заключения в тюрьме Параджанов вспоминал как страшное испытание, в котором было все: и побои, и голод, и унижение, и попытка суицида.

Арестованный Сергей Параджанов

Спасало одно – творчество. Художник находил способ самовыражения даже в этой холодной железной клетке: Параджанов мастерил «монеты» из кефирных крышечек, рисовал, шил из мешковины, делал коллажи. На 8 марта своей приятельнице, вдове Владимира Маяковского Лиле Брик, Параджанов смастерил «букет» из проволоки и остатков носков.

Лиля Юрьевна развернула широкую кампанию по освобождению Параджанова, которую поддержали его коллеги со всего мира – Феллини, Тарковский, Годар, Росселини, Бертолуччи и еще десяток легендарных мастеров искусства подписали прошение к советскому правительству. Но оно так и осталось без ответа.

Сергей Параджанов и Лиля Брик

Параджанов вышел, отсидев 4 года. Считается, что спасло его вмешательство французского литератора Луи Арагона, который лично попросил Л. И. Брежнева отпустить режиссера, вняв просьбе своей супруги Эльзы Триоле, родной сестры Лили Брик.

Выйдя из заключения в 1977 году, Сергей Иосифович поселился в Тбилиси, посещать Москву, Ереван, Киев ему было запрещено. Но он все же поехал в столицу на спектакль Юрия Любимова «Владимир Высоцкий» в октябре 1981 года, где снова, не удержавшись, выступил с критикой в адрес правительства.

Сергей Параджанов и Владимир Высоцкий

Новое дело, сфабрикованное против Параджанова, основали на факте взятки должностному лицу. В феврале 1982 года мэтра вновь поместили в грузинскую тюрьму. На этот раз арест вызвал большой резонанс, и после обширной кампании по освобождению режиссера тот вышел на свободу спустя 9 месяцев. Ряд источников утверждает, что перед самим Э. А. Шеварнадзе ходатайствовала поэтесса Белла Ахмадулина.

Личная жизнь

В первый раз Параджанов женился еще во ВГИКе, в 1951 году, по большой любви. Избранницей режиссера стала татарская девушка Нигяр родом из Молдавии. Но эта история закончилась трагически: родственники Нигяр, узнав, что она вышла замуж против их воли, потребовали заплатить выкуп. Параджанов надеялся, что отец поможет, дав денег. Но тот отказал, так как сын не стал продолжать семейное дело. Отказавшуюся бросить мужа и ехать в отчий дом Нигяр братья столкнули под электричку.

Сергей Параджанов и его жена Светлана Щербатюк

Потрясенный Параджанов только в 1955 году решился на серьезные отношения. Женой Сергея Иосифовича стала 17-летняя дочь дипломата Светлана Щербатюк. В 1958-м у супругов родился сын Сурен, впоследствии поступивший в архитектурный институт. Жить с «талантливым безумцем», как многие друзья называли Параджанова, было невероятно сложно. Не смогла и Светлана, в 1961 году супруги развелись, но всю жизнь поддерживали хорошие отношения.

О личной жизни эпатажного режиссера ходило много слухов. И все они, зная личность великого мистификатора, могли быть как правдой, так и ложью.

Смерть

В 1989 году у Сергея Параджанова обнаружили рак легких. Операция в Москве прошла неудачно, метастазы вернулись. В мае Сергей Иосифович ездил в Париж на лечение, но было уже слишком поздно.

Памятник на могиле Сергея Параджанова

Он скончался в день приезда в Ереван – 20 июля 1990 года. Похоронен мэтр на ереванском кладбище – Пантеон парка имени Комитаса.

Фильмография

  • 1954 – «Андриеш»
  • 1958 – «Первый парень»
  • 1961 – «Украинская рапсодия»
  • 1962 – «Цветок на камне»
  • 1964 – «Тени забытых предков»
  • 1968 – «Цвет граната»
  • 1984 – «Легенда о Сурамской крепости»
  • 1988 – «Ашик-Кериб»
Page 2

Аида Гарифуллина

Оперная певица, Заслуженная артистка Татарстана

24smi.org

Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы :

Жизнь этого уникального режиссера была всегда полна парадоксов. По происхождению Сергей Иосифович Параджанов был армянином, однако родился и детство провел в Грузии, а в тюрьму был отправлен из-за обвинения в украинском национализме. Итак, что же сделал Параджанов, чтобы попасть в тюрьму? И почему самые известные европейские режиссеры лично просили у властей СССР дать ему свободу?

Происхождение

Сергей Иосифович Параджанов появился на свет в январе 1924 года в Тбилиси. Он происходил из старинного рода армянских антикваров. Его отец, Иосиф Сергеевич, надеялся, что единственный сын (у режиссера было еще 2 сестры: Рузанна и Анна) продолжит семейное дело. Однако юноша отказался, что навсегда испортило его отношения с родителем.

Сергей Параджанов: биография ранних лет и выбор профессии

Во время учебы в школе будущий режиссер получал весьма посредственные оценки, особенно по точным наукам. Единственные пятерки в его школьном аттестате были поставлены за природоведение и рисование. Несмотря на натянутые отношения с точными науками, после школы Параджанов поступил на строительный факультет Тбилисского института железнодорожного транспорта, но смог проучиться там лишь год. Параллельно Сергей Параджанов 2 года проработал художником-технологом на тбилисской фабрике «Советская игрушка». Обладая приятным от природы голосом, в 1942 году он перевелся на вокальное отделение Тбилисской консерватории, где учился на протяжении 3 лет.

Эти годы совпали с периодом Великой Отечественной войны. Не желая оставаться в стороне, Параджанов все это время выступал в военных госпиталям и в общей сложности дал около 600 концертов. Кстати, воспоминания об этих годах будут им использованы при работе над кинолентой «Украинская рапсодия».

Параджанов в Москве

После войны Сергей Параджанов отправился учиться в консерваторию г. Москвы. Здесь он обучался в классе Нины Дорлеак. Пребывая в Москве, стал задумываться о карьере режиссера молодой студент консерватории. Поэтому через год Параджанов поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Игоря Савченко.

Этот педагог быстро рассмотрел талант своего ученика, поэтому в конце III курса пригласил его ассистировать ему при съемках картины «Третий удар». В следующем году Параджанов уже ассистировал Савченко в «Тарасе Шевченко». К несчастью, Игорь Андреевич внезапно скончался, не успев закончить картину, поэтому Параджанов вместе с сокурсниками завершил работу своего учителя.

В последние годы учебы педагогом начинающего режиссера стал Александр Довженко. Возможно, именно поэтому он и заинтересовал юношу украинской культурой и поспособствовал тому, что после ВГИКа Параджанов попал на Киевскую студию художественных фильмов.

Первые режиссерские работы

Первым проектом, снятым режиссером, была расширенная версия его дипломной работы – лента «Молдавская сказка». Через несколько лет на основе материала, собранного для нее, был снят детский кинофильм «Андриеш». В будущие годы работал над документальными и научно-популярными лентами Сергей Параджанов. Фильмы этого периода – «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки». В 1958 году режиссер выпускает комедию «Первый парень», а через несколько лет – военную мелодраму «Украинская рапсодия». В 1962 году совместно с Анатолием Слесаренко Параджанов снимает лирическую ленту о любви – «Цветок на камне».

Наиболее известные ленты режиссера: «Тени забытых предков» и «Цвет граната»

В 1964 году Параджанов пишет сценарий кинокартины «Тени забытых предков» на основе одноименного произведения Михаила Коцюбинского, чье творчество Параджанову очень нравилось. История любви гуцулов, снятая на украинском языке, была с восторгом принята в УССР и завоевала приз Всесоюзного кинофестиваля 1966 года. Однако в остальных советских республиках к ней отнеслись прохладно. Зато в Европе ленту встретили с восторгом. В 21 стране, где демонстрировалась эта картина, она завоевала 39 наград, 24 гран-при и 4 приза. Фактически этой работой Параджанов сделал себе мировое имя.

Проблемы с властями как раз совпали с приглашением Параджанова поработать на Ереванской киностудии. Поэтому он с радостью согласился и уехал в Армению. Здесь режиссер снимает свою вторую великую картину – «Цвет граната». Сергей Параджанов в этом проекте продолжает использовать народные мотивы (на этот раз армянские) и создавать красочное фантасмагорическое действие.

Новая работа гения рассказывает о судьбе поэта из Армении по имени Саят-Нова, в честь которого режиссер и хотел назвать проект. К сожалению, советская критика не оценила новаторский стиль Параджанова, точнее сказать, не поняла. Поэтому выход картины отложили почти на 4 года, по истечении которых заняться монтажом поручили другому режиссеру – Сергею Юткевичу. И хотя его работа не совсем соответствовала авторскому замыслу, армянские зрители с восторгом приняли ленту своего соотечественника.

Тюремное заключение режиссера

Несмотря на свое происхождение, с переездом в Киев Сергей Параджанов стал частью украинской культурной элиты. Когда со средины 60-х начались политические репрессии против многих ученых, поэтов, музыкантов и других деятелей культуры УССР, режиссер активно протестовал против этого и требовал честных и открытых судебных процессов. Также он боролся за свободу и честность подаваемой в прессе информации.

Из-за его активной позиции в 1966 году его сценарий ленты «Киевские фрески» был раскритикован, а самого режиссера готовились арестовать. Чтобы избежать этого, он оставил Украину и переехал в Армению. После того как шумиха улеглась, в 1971 году режиссер вернулся в Киев, но через 2 года был арестован. Ему инкриминировали гомосексуализм, изнасилование, спекуляцию и украинский национализм.

После ускоренного процесса режиссера осудили на 5 лет строгого режима. Гомосексуальная статья обвинения была равносильна смертному приговору на зоне. Однако Бог был милостив к Параджанову. По неизвестным причинам заключенные отнеслись к нему с уважением и не издевались над ним. Несмотря на голод, тяжелую работу и издевательство тюремного начальства, мужчина смог постепенно приспособиться. Тем более что некоторые из его «коллег» были такими же жертвами режима.

Участие Лили Брик в судьбе великого режиссера

Муза Маяковского заинтересовалась творчеством Параджанова, когда увидела его картину «Тени забытых предков». Во время следующего визита режиссера в Москву Лиля пригласила его к себе в гости. Это стало началом многолетней дружбы.

Узнав о заключении своего друга, Брик использовала все свое влияние, чтобы помочь ему. Она подняла шумиху в европейской прессе, и известнейшие режиссеры (Франсуа Трюффо, Федерико Феллини, Жан-Люк Годар, Роберто Росселлини и многие другие, включая Андрея Тарковского) начали кампанию за освобождение создателя «Теней забытых предков».

Кроме того, Лиля Брик, которой на тот момент было далеко за 80, самолично отправилась в Париж и попросила помощи у писателя Луи Арагона. Будучи коммунистом, Арагон был любим в СССР. Воспользовавшись этим, он приехал в Москву и встретился с Брежневым, который согласился уменьшить на год срок заключения Параджанова.

Все время пребывания режиссера за решеткой его верная подруга присылала ему продукты, лекарства и одежду. К сожалению, большая часть из них «оседала» у лагерного начальства. Через несколько лет после смерти Лили Брик ее самоотверженную заботу о Параджанове литературный критик Юрий Карабчиевский назвал тайной влюбленностью в режиссера. Однако сам Сергей Иосифович выступил с официальным опровержением этого факта, искажающего саму суть отношений между ними.

Освобождение и последние годы

После освобождения несколько лет режиссер вынужденно бездействовал, но с приходом перестройки ему вновь разрешили снимать кинокартины. В 1984 году на студии «Грузия-фильм» вышла его историческая драма «Легенда о Сурамской крепости». Через 2 года Параджанов уже ездил с ней по Европе и собирал призы на различных кинофестивалях.

На той же студии в 1988 году он снял свой последний законченный кинофильм «Ашик-Кериб», который снова удостоился массы европейских премий. Также среди работ Параджанова в последние годы – биографическая лента о художнике Нино Пиросмани: «Арабески на тему Пиросмани».

В начале 90-х у маэстро был обнаружен рак легкого. Осознавая, что он обречен, решил снять автобиографичный кинофильм «Исповедь» Сергей Параджанов. Однако ему удалось отснять лишь 300 метров пленки. 20 июля 1990 года сердце великого армяно-украинского режиссера остановилось. Через 5 дней Сергея Параджанова похоронили в Пантеоне гениев армянского духа, где нашли свое последнее пристанище многие деятели культуры и искусства Армении.

Сергей Параджанов: личная жизнь

По официальным данным, режиссер был женат один раз на украинке Светлане Щербатюк, с которой расписался в 1955 году. Через 3 года у них родился сын Сурен, в котором отец души не чаял. Однако брак продлился всего 7 лет, после которых супруги развелись. Что стало причиной этому – неизвестно. Возможно, Параджанов и его жена поняли, что не созданы друг для друга. Может быть, кто-то из них полюбил другого человека. А еще есть вероятность, что уход из семьи был способом защитить ее от преследования властей. Несмотря на развод, Сергей Параджанов не прекращал общение с сыном, как раз во время одного из визитов к нему в Киев и был арестован. Сурен Параджанов, когда подрос, выбрал профессию архитектора.

Один из близких друзей режиссера – Георгий Мелик-Авакян - рассказывал, что Параджанов был недолго женат в годы своей учебы во ВГИКе. Родители его избранницы были против их союза, однако девушка не побоялась без их благословения выйти за Параджанова. Однако через некоторое время она стала жертвой несчастного случая. Режиссер очень тяжело перенес смерть любимой, поэтому предпочитал не говорить о своем первом браке.

Вопрос о гомосексуализме Параджанова

Впервые серьезные неприятности с законом у режиссера были в 23 года – его тогда обвинили в гомосексуализме и арестовали. К счастью, тогда обвиняемый отделался легким испугом – его оправдали. Однако через 26 лет именно эта статья станет официальным поводом его осуждения и отправки в тюрьму.

Так был ли режиссер гомосексуалистом? На этот вопрос нет однозначного ответа. Сам Параджанов не делал заявлений об этом. А единственный, кто официально утверждал, что имел секс с режиссером, был некий член КПСС Воробьев, выступавший главным свидетелем обвинения по делу Параджанова. Понятно, насколько «правдивы» его показания.

Близкие друзья режиссера по этому вопросу придерживаются разных точек зрения. Одни свято уверены в ложности обвинений и в качестве подтверждения напоминают о наличии у режиссера двух жен и сына. Другие верят, что Сергей Параджанов действительно был представителем нетрадиционной ориентации, а его семья – это лишь прикрытие, которое, к слову, не помогло. Третьи полагают, что режиссер был гетеросексуальным, однако, как всякий человек искусства, любил экспериментировать.

Коллажи Сергея Параджанова

Этот человек был не просто уникальным режиссером, но и настоящим художником-авангардистом. Умея неплохо рисовать, из зарисовок кадров для будущих кинокартин часто делал Сергей Параджанов коллажи. Он использовал самые разные материалы, для декора своих работ: кусочки ткани, фарфор, стекло, бусины, пуговицы, ракушки, засушенные растения и многое другое.

Рассказывают, что в тюрьме Параджанов сделал коллаж из собственных носков и колючей проволоки и отправил это «произведение» Лиле Брик. Сегодня многие картины Сергея Параджанова хранятся в его Мемориальном музее в Ереване. Однако иногда их возят на выставки в другие страны. Наиболее известные коллажи – это «Раскаяние», «Жизнь и смерть генерала Радко», «Портрет Даниэля Ольбрыхского», «Юрий, Юрий», «Тени забытых предков», «Дева Мария с Младенцем» и множество других.

Стоит отметить, что работы Параджанова очень ценил Ив Сен-Лоран. Он не раз приглашал режиссера к себе в гости, но власти СССР не выпускали гения из страны. Тогда Сен-Лоран приехал в СССР сам. К этому событию Сергей Параджанов создал для него альбом коллажей, который вызвал восхищение у дизайнера.

Занимательные факты

  • Настоящее имя режиссера – Саркис Овсепович Параджанян.
  • Лента Параджанова «Цветок на камне» изначально должна была называться в честь стихотворения Владимира Сосюры «Так никто не любил…».
  • Несмотря на то что «Цвет граната» был «скрыт» от мировой общественности, после распада СССР это обстоятельство было исправлено. Лента понравилась многим деятелям культуры. Ходят слухи, что в архивах «Арменфильма» сохранилась ее режиссерская версия.
  • Картину «Ашик-Кериб» долго не хотели выпускать в прокат в СССР. Тогда Параджанов отвез ее в Европу. После заграничного триумфа власти СССР были вынуждены допустить ленту к прокату. Кстати, она посвящена памяти близкого друга и коллеги режиссера – Андрея Тарковского.
  • После смерти Параджанова на основе материалов «Исповеди» был снят кинофильм Михаила Вартанова «Параджанов: последняя весна».
  • Спустя год после кончины режиссера был открыт Мемориальный музей Сергея Параджанова в Ереване.
  • Памятники этому гению поставлены в Киеве на киностудии им. Александра Довженко, а также в Тбилиси. Также в этих городах установлены мемориальные таблички в память о режиссере.

www.syl.ru

Сергей Параджанов: биография, фильмография и личная жизнь

Сергей Параджанов – уникальный для советского времени режиссёр. Хотя советским его едва ли можно назвать, ведь за всю свою продолжительную карьеру он так и не создал ни одного социалистического образа, оставаясь верным до конца истинной природе человека – чувствам, эмоции, внутренней экспрессии. Искусство для этого удивительного человека было высшей ценностью в жизни, своеобразным культом, которому он безоговорочно поклонялся.

Ранние годы

В небольшом домике в столице Грузии – Тбилиси – появился на свет будущий известный режиссёр и сценарист Сергей Параджанов. Биография его начинается 9 января 1924 года, когда уставшей после длительных родовых мучений матери поднесли на руки маленький плачущий комочек. Мальчик рос и был счастлив, так как ни в чём не нуждался. Его отец был одним из самых состоятельных людей в своём городе, имел прибыльный бизнес и много влиятельных связей. В частности, он владел сетью антикварных лавок и даже умудрился открыть публичный дом под очень двусмысленным названием – «Семейный уголок». Мать активно помогала отцу во всех его делах: именно она отбирала персонал для процветающего борделя. Девушек, кстати, привозили из Франции.

Годы «раскулачивания» не прошли бесследно для старшего Параджанова. Он лишился многих своих успешных предприятий, но антикварный бизнес, что являлся наследственным, сумел сберечь. Он искренне надеялся, что сын пойдёт по его стопам. Но Сережа решительно заявил, что планирует поступать на инженера железнодорожного транспорта.

Обладая ярко выраженным художественным талантом и не имея никаких способностей к точным дисциплинам, на инженерном факультете недолго проучился Сергей. Параджанов после трёх лет безуспешной борьбы с гранитом науки всё-таки обратился к искусству. Какое-то время он учился в консерватории в Тбилиси, но после окончания войны в 1945 году переехал в Москву. Отец пытался его переубедить, но не смог: сын твёрдо решил стать кинорежиссёром и поступить в столичный ВГИК.

Будучи студентом, Сережа полюбил молдаванку с татарскими корнями – Нигяр. Они встречались несколько месяцев, затем тайно поженились. Но этот брак оказался коротким и трагическим. Семья девушки была строгих патриархальных нравов и традиций: узнав, что женщина без согласия родных вышла замуж, они приехали к Параджанову и потребовали у него выкуп. У Сергея денег не оказалось, отец, обиженный за побег сына, не собирался ему одалживать, а Нигяр отказалась бросить мужа и вернуться в лоно семьи. Разозлённые родственники поступили с непокорной девушкой, согласно старым обычаям, – бросили её под поезд.

Начало карьеры

Сергей Параджанов, личная жизнь которого со старта не удалась, направил всю свою энергию и силы в творческое русло. В 1952 году он окончил режиссёрские курсы Игоря Савченко, известного и заслуженного деятеля искусств того времени. Его дипломом стала картина «Молдавская сказка», которую он окончил снимать годом раньше. Что касается большого кино, то тут дебютом Параджанова стал фильм «Андриеш», снятый в 1954 году на киностудии имени Довженко. Именно в стенах этого учреждения в дальнейшем были созданы главные работы режиссёра.

Познав сполна дикие татаро-молдавские традиции, Сергей решил больше не жениться на женщинах, имеющих восточные корни. Поэтому его второй женой стала обычная украинка Света Щербатюк. После трёх лет гармоничной и спокойной семейной жизни она родила ему сына – Сурена. Несмотря на то что пара выглядела счастливой, их союз распался уже в 1961 году. Женщина всегда говорила, что причиной развода стал характер Параджанова: творческий человек часто вёл себя странно, непредсказуемо и даже безумно.

Венец творчества

Им, безусловно, стал фильм «Тени забытых предков». После выхода в 1964 году на великий экран, его тотчас же назвали шедевром, а Сергей Параджанов проснулся знаменитым. Картина поражала животной чувственностью, буйством обрядов, природной первозданностью, любовным трагизмом и светлой грустью. Создание этой философской притчи, насквозь пронизанной религиозными мотивами, стало неожиданным для критиков. Ведь до появления картины Сергей уже 10 лет активно работал в сфере кино, но до сих пор его работы не сулили мужчине громкой славы и всемирного признания.

«Тени…» стали именно такими. Они вызвали шок. Лейтмотивом истории о трагической любви Ивана и Марички стала пьеса «Ромео и Джульетта». Вот только в отличие от работы Шекспира тема вражды родов тут отошла на второй план, освободив место для описания жизни гуцулов, их культуры, традиций. Необычная картина кардинально отличалась от всего снятого в СССР. Также она имела колоссальный международный успех: её по достоинству оценили на кинофестивалях в Италии, Аргентине и других государствах.

«Цвет граната» и другие фильмы

Но на этом творческие достижения Параджанова не заканчиваются. В 1967 году его приглашают на Ереванскую киностудию, где он берётся за картину про великого армянского поэта Саят-Новы. Называлась она «Цвет граната» и по своему новаторству обошла даже «Тени забытых предков». В ней каждый кадр несёт смысловую нагрузку, цветовая гамма становится максимально лаконичной, а неживые предметы играют наравне с актёрами. Фильм можно сравнить с поэзией, где герои разговаривают метафорами, а постановочные сцены наполнены чувствами и несут эмоциональный посыл. И если «Тени забытых предков» – венец творчества режиссёра, то «Цвет граната» – кульминация всей его жизни.

Кроме этих двух картин, ещё с десяток работ успел завершить Сергей Параджанов: фильмография режиссёра насчитывает 16 фильмов. В 50-х годах свет увидели «Молдавская сказка», «Андриеш», «Наталия Ужвий», «Золотые руки», «Думка» и «Первый парень». В 60-х Сергей работал над «Украинской рапсодией», «Цветком на камне», «Тенями забытых предков», «Киевскими фресками», «Акопом Овнатаняном», «Детьми – Комитасу» и «Цветом Граната». После десятилетнего перерыва из-за травли и тюремного заключения на экраны вышли «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани» и «Ашик-Кериб».

Преследования и арест

От природы бунтарём был Сергей Параджанов: фильмы его шли вразрез с существующей системой, поэтому отношения режиссёра и советской власти не всегда складывались хорошо. Если к этому добавить его неоднократные обращения к руководству партии и просьбы о прекращении преследований известных деятелей культуры и науки, понятно, почему он стал «неугодным» для верхушки КПСС. Последней каплей стала подпись Сергея Параджанова под письмом интеллектуалов, которые в 1968 году выступили против политических репрессий.

Из-за активной гражданской позиции режиссёр стал костью в горле для власти. В 1973 году её терпение оборвалось и Параджанова приговорили к 5 годам заключения. При этом статьи выбрали самые «грязные», сделав из их синтеза просто гремучую смесь – гомосексуализм с применением насилия. Причиной послужило заявление режиссёра для бельгийской прессы, которой он рассказал, что его расположения добивались многие партийные деятели. Понятно, что это была метафора или шутка, но для следственных органов этих слов для возбуждения дела было достаточно.

Жизнь после освобождения

Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. Из-за этого мужчине пришлось несладко на зоне. Единственным светлым лучиком в этой части его жизни стало досрочное освобождение по ходатайству многих видных деятелей культуры, которые организовали международную акцию протеста. Сам Луи Арагон, всемирно известный французский писатель, лично обратился к Брежневу с просьбой амнистировать Параджанова. В 1977 году режиссёра выпустили, при этом запретив ему жить и творить на территории Украины. Параджанов отправился на историческую родину – в Тбилиси, где продолжил работу на киностудии «Грузия-фильм». Тут он снял ещё две полнометражные картины.

Что касается сексуальной ориентации мужчины, то в наши дни мнения историков расходятся. Дело в том, что Сергей не раз говорил о своей слабости к представителям сильного пола. Но можно ли верить этому провокатору, любителю эпатажа? Если брать во внимание рассказы его друзей, то складывается двузначное представление о личной жизни Параджанова. Они говорили: на совместных посиделках он то хвастался новыми любовными победами над женским полом, то намекал, что соблазнил молодого художника. Даже товарищи до конца не видели границы между выдумкой и правдой.

Последние годы

На закате жизни в родной город приехал Сергей Параджанов. Биографии режиссёра, а именно её творческой составляющей, суждено окончиться там, где она началась – в Тбилиси. Тут он экранизировал свою последнюю работу – сказку Михаила Лермонтова «Ашик-Кериб». Притча про классовое неравенство и великую любовь стала частично автобиографической для режиссёра. После этого Параджанов переехал в Армению. Тут в Ереване, в специально построенном для него доме, он умер от рака лёгких. Случилось это 20 июля 1990 года. В то время он работал над картиной «Исповедь», которую, к сожалению, так и не успел закончить. Впоследствии оригинальный негатив стал частью фильма про жизнь режиссёра «Параджанов: последняя весна».

В наши дни дом Сергея Иосифовича стал музеем. Это одно из самых посещаемых туристами мест Еревана. Фактически Параджанов не успел в нём пожить. Несмотря на это, стены здания излучают его энергетику. Посетители осматривают его богатую коллекцию коллажей и графики, уходя из дома с полной уверенностью, что их автор – маг и волшебник, истинный талант и безумный гений.

Память про Параджанова

Им восхищались не только женщины Советского Союза, но и барышни из-за границы. Известная на весь мир звезда французского кино Катрин Денёв называла Сергея самым гениальным режиссёром всех времён и народов. Им открыто восхищалась роковая красотка, одна из самых умных леди России и Европы – Лилия Брик. Мужчины тоже отдавали дань этому таланту. Например, Андрей Тарковский, несмотря на свой тяжёлый характер, очень уважал Параджанова. Он любил проводить время в его обществе. Будучи очень гордым и упрямым, первый звонил ему, чтобы договориться об очередной встрече. Ненавидя шумные компании, терпел их ради товарища, который был без ума от вечеринок и громких посиделок.

Великий Федерико Феллини тоже очень любил режиссёра. В знак уважения он подарил ему свои наручные часы и некоторые рисунки. Сергей Параджанов хотел ответить ему, презентовав чёрный бархатный халат, но сделать этого так и не успел. В этом одеянии, предназначенном для Феллини, режиссёр и был похоронен. Такое решение принял его племянник – Георгий Параджанов. Родственник, которого великий дядя называл бездельником и тунеядцем, спустя годы снял гениальный фильм про родной город Сергея Иосифовича – Тбилиси – под символическим названием «Все ушли»…

fb.ru

Сергей Параджанов: биография, фильмография и личная жизнь

Сергей Параджанов – уникальный для советского времени режиссёр. Хотя советским его едва ли можно назвать, ведь за всю свою продолжительную карьеру он так и не создал ни одного социалистического образа, оставаясь верным до конца истинной природе человека – чувствам, эмоции, внутренней экспрессии. Искусство для этого удивительного человека было высшей ценностью в жизни, своеобразным культом, которому он безоговорочно поклонялся.

Ранние годы

В небольшом домике в столице Грузии – Тбилиси – появился на свет будущий известный режиссёр и сценарист Сергей Параджанов. Биография его начинается 9 января 1924 года, когда уставшей после длительных родовых мучений матери поднесли на руки маленький плачущий комочек. Мальчик рос и был счастлив, так как ни в чём не нуждался. Его отец был одним из самых состоятельных людей в своём городе, имел прибыльный бизнес и много влиятельных связей. В частности, он владел сетью антикварных лавок и даже умудрился открыть публичный дом под очень двусмысленным названием – «Семейный уголок». Мать активно помогала отцу во всех его делах: именно она отбирала персонал для процветающего борделя. Девушек, кстати, привозили из Франции.

Годы «раскулачивания» не прошли бесследно для старшего Параджанова. Он лишился многих своих успешных предприятий, но антикварный бизнес, что являлся наследственным, сумел сберечь. Он искренне надеялся, что сын пойдёт по его стопам. Но Сережа решительно заявил, что планирует поступать на инженера железнодорожного транспорта.

Учёба в университете

Обладая ярко выраженным художественным талантом и не имея никаких способностей к точным дисциплинам, на инженерном факультете недолго проучился Сергей. Параджанов после трёх лет безуспешной борьбы с гранитом науки всё-таки обратился к искусству. Какое-то время он учился в консерватории в Тбилиси, но после окончания войны в 1945 году переехал в Москву. Отец пытался его переубедить, но не смог: сын твёрдо решил стать кинорежиссёром и поступить в столичный ВГИК.

Будучи студентом, Сережа полюбил молдаванку с татарскими корнями – Нигяр. Они встречались несколько месяцев, затем тайно поженились. Но этот брак оказался коротким и трагическим. Семья девушки была строгих патриархальных нравов и традиций: узнав, что женщина без согласия родных вышла замуж, они приехали к Параджанову и потребовали у него выкуп. У Сергея денег не оказалось, отец, обиженный за побег сына, не собирался ему одалживать, а Нигяр отказалась бросить мужа и вернуться в лоно семьи. Разозлённые родственники поступили с непокорной девушкой, согласно старым обычаям, – бросили её под поезд.

Начало карьеры

Сергей Параджанов, личная жизнь которого со старта не удалась, направил всю свою энергию и силы в творческое русло. В 1952 году он окончил режиссёрские курсы Игоря Савченко, известного и заслуженного деятеля искусств того времени. Его дипломом стала картина «Молдавская сказка», которую он окончил снимать годом раньше. Что касается большого кино, то тут дебютом Параджанова стал фильм «Андриеш», снятый в 1954 году на киностудии имени Довженко. Именно в стенах этого учреждения в дальнейшем были созданы главные работы режиссёра.

Познав сполна дикие татаро-молдавские традиции, Сергей решил больше не жениться на женщинах, имеющих восточные корни. Поэтому его второй женой стала обычная украинка Света Щербатюк. После трёх лет гармоничной и спокойной семейной жизни она родила ему сына – Сурена. Несмотря на то что пара выглядела счастливой, их союз распался уже в 1961 году. Женщина всегда говорила, что причиной развода стал характер Параджанова: творческий человек часто вёл себя странно, непредсказуемо и даже безумно.

Венец творчества

Им, безусловно, стал фильм «Тени забытых предков». После выхода в 1964 году на великий экран, его тотчас же назвали шедевром, а Сергей Параджанов проснулся знаменитым. Картина поражала животной чувственностью, буйством обрядов, природной первозданностью, любовным трагизмом и светлой грустью. Создание этой философской притчи, насквозь пронизанной религиозными мотивами, стало неожиданным для критиков. Ведь до появления картины Сергей уже 10 лет активно работал в сфере кино, но до сих пор его работы не сулили мужчине громкой славы и всемирного признания.

«Тени…» стали именно такими. Они вызвали шок. Лейтмотивом истории о трагической любви Ивана и Марички стала пьеса «Ромео и Джульетта». Вот только в отличие от работы Шекспира тема вражды родов тут отошла на второй план, освободив место для описания жизни гуцулов, их культуры, традиций. Необычная картина кардинально отличалась от всего снятого в СССР. Также она имела колоссальный международный успех: её по достоинству оценили на кинофестивалях в Италии, Аргентине и других государствах.

«Цвет граната» и другие фильмы

Но на этом творческие достижения Параджанова не заканчиваются. В 1967 году его приглашают на Ереванскую киностудию, где он берётся за картину про великого армянского поэта Саят-Новы. Называлась она «Цвет граната» и по своему новаторству обошла даже «Тени забытых предков». В ней каждый кадр несёт смысловую нагрузку, цветовая гамма становится максимально лаконичной, а неживые предметы играют наравне с актёрами. Фильм можно сравнить с поэзией, где герои разговаривают метафорами, а постановочные сцены наполнены чувствами и несут эмоциональный посыл. И если «Тени забытых предков» – венец творчества режиссёра, то «Цвет граната» – кульминация всей его жизни.

Кроме этих двух картин, ещё с десяток работ успел завершить Сергей Параджанов: фильмография режиссёра насчитывает 16 фильмов. В 50-х годах свет увидели «Молдавская сказка», «Андриеш», «Наталия Ужвий», «Золотые руки», «Думка» и «Первый парень». В 60-х Сергей работал над «Украинской рапсодией», «Цветком на камне», «Тенями забытых предков», «Киевскими фресками», «Акопом Овнатаняном», «Детьми – Комитасу» и «Цветом Граната». После десятилетнего перерыва из-за травли и тюремного заключения на экраны вышли «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани» и «Ашик-Кериб».

Преследования и арест

От природы бунтарём был Сергей Параджанов: фильмы его шли вразрез с существующей системой, поэтому отношения режиссёра и советской власти не всегда складывались хорошо. Если к этому добавить его неоднократные обращения к руководству партии и просьбы о прекращении преследований известных деятелей культуры и науки, понятно, почему он стал «неугодным» для верхушки КПСС. Последней каплей стала подпись Сергея Параджанова под письмом интеллектуалов, которые в 1968 году выступили против политических репрессий.

Из-за активной гражданской позиции режиссёр стал костью в горле для власти. В 1973 году её терпение оборвалось и Параджанова приговорили к 5 годам заключения. При этом статьи выбрали самые «грязные», сделав из их синтеза просто гремучую смесь – гомосексуализм с применением насилия. Причиной послужило заявление режиссёра для бельгийской прессы, которой он рассказал, что его расположения добивались многие партийные деятели. Понятно, что это была метафора или шутка, но для следственных органов этих слов для возбуждения дела было достаточно.

Жизнь после освобождения

Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. Из-за этого мужчине пришлось несладко на зоне. Единственным светлым лучиком в этой части его жизни стало досрочное освобождение по ходатайству многих видных деятелей культуры, которые организовали международную акцию протеста. Сам Луи Арагон, всемирно известный французский писатель, лично обратился к Брежневу с просьбой амнистировать Параджанова. В 1977 году режиссёра выпустили, при этом запретив ему жить и творить на территории Украины. Параджанов отправился на историческую родину – в Тбилиси, где продолжил работу на киностудии «Грузия-фильм». Тут он снял ещё две полнометражные картины.

Что касается сексуальной ориентации мужчины, то в наши дни мнения историков расходятся. Дело в том, что Сергей не раз говорил о своей слабости к представителям сильного пола. Но можно ли верить этому провокатору, любителю эпатажа? Если брать во внимание рассказы его друзей, то складывается двузначное представление о личной жизни Параджанова. Они говорили: на совместных посиделках он то хвастался новыми любовными победами над женским полом, то намекал, что соблазнил молодого художника. Даже товарищи до конца не видели границы между выдумкой и правдой.

Последние годы

На закате жизни в родной город приехал Сергей Параджанов. Биографии режиссёра, а именно её творческой составляющей, суждено окончиться там, где она началась – в Тбилиси. Тут он экранизировал свою последнюю работу – сказку Михаила Лермонтова «Ашик-Кериб». Притча про классовое неравенство и великую любовь стала частично автобиографической для режиссёра. После этого Параджанов переехал в Армению. Тут в Ереване, в специально построенном для него доме, он умер от рака лёгких. Случилось это 20 июля 1990 года. В то время он работал над картиной «Исповедь», которую, к сожалению, так и не успел закончить. Впоследствии оригинальный негатив стал частью фильма про жизнь режиссёра «Параджанов: последняя весна».

В наши дни дом Сергея Иосифовича стал музеем. Это одно из самых посещаемых туристами мест Еревана. Фактически Параджанов не успел в нём пожить. Несмотря на это, стены здания излучают его энергетику. Посетители осматривают его богатую коллекцию коллажей и графики, уходя из дома с полной уверенностью, что их автор – маг и волшебник, истинный талант и безумный гений.

Память про Параджанова

Им восхищались не только женщины Советского Союза, но и барышни из-за границы. Известная на весь мир звезда французского кино Катрин Денёв называла Сергея самым гениальным режиссёром всех времён и народов. Им открыто восхищалась роковая красотка, одна из самых умных леди России и Европы – Лилия Брик. Мужчины тоже отдавали дань этому таланту. Например, Андрей Тарковский, несмотря на свой тяжёлый характер, очень уважал Параджанова. Он любил проводить время в его обществе. Будучи очень гордым и упрямым, первый звонил ему, чтобы договориться об очередной встрече. Ненавидя шумные компании, терпел их ради товарища, который был без ума от вечеринок и громких посиделок.

Великий Федерико Феллини тоже очень любил режиссёра. В знак уважения он подарил ему свои наручные часы и некоторые рисунки. Сергей Параджанов хотел ответить ему, презентовав чёрный бархатный халат, но сделать этого так и не успел. В этом одеянии, предназначенном для Феллини, режиссёр и был похоронен. Такое решение принял его племянник – Георгий Параджанов. Родственник, которого великий дядя называл бездельником и тунеядцем, спустя годы снял гениальный фильм про родной город Сергея Иосифовича – Тбилиси – под символическим названием «Все ушли»…

autogear.ru

Сергей Параджанов: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Сергей Параджанов – знаменитый во всём мире советский режиссёр-авангардист, прославившийся своим уникальным изобразительным языком.

Родилсяв 1924 году в столице Грузии Тифлисе (Тбилиси) в семье этнического армянина, антиквара Иосифа Параджанова. Отец Сергея до революции был одним из самых богатых людей Тифлиса, владел крупным антикварным магазином. Мать будущего режиссёра, Сиран Бежанова, была весьма артистичной женщиной, любила эксцентрично наряжаться и разыгрывать с друзьями дома театральные сценки – именно от неё Сергей унаследовал свой нестандартный склад ума и богатую фантазию.

В школе будущий великий режиссёр учился весьма посредственно, что, впрочем, не помешало ему продолжить образование: в начале 40-х годов он поступил одновременно на вокальный факультет Тбилисской консерватории и в хореографическое училище при оперном театре, а после войны перевёлся в Московскую консерваторию. В 1946 году он сдал вступительные экзамены на режиссёрский факультет ВГИКа, где сначала учился в мастерской Игоря Савченко («Гармонь», «Тарас Шевченко»), а затем – у Александра Довженко («Поэма о море», «Земля», «Щорс»), на одном курсе со знаменитыми теперь деятелями отечественного кино: Марленом Хуциевым и Юрием Озеровым. Параджанов закончил ВГИК в 1951 году, его дипломной работой была короткометражная лента «Андриеш» (названная по имени пастушка из молдавской сказки). А спустя четыре года молодой режиссёр снял на кино­студии имени А.П. Довженко полнометражный ва­риант этой картины с тем же названием.

Тему молдавского фольклора Параджанов избрал для своего дебюта в кино не случайно. Первая жена Параджанова, девушка по имени Нигяр, с которой он познакомился ещё в период учёбы во ВГИКе, была татаркой молдавского происхождения. Любовь закончилась чудовищной трагедией: родственники Нигяр, взбешённые её браком с иноверцем, приехали в Москву и потребовали с Параджанова крупный выкуп. Денег у Сергея не было, достать их было негде. Братья Нигяр потребовали, чтобы она бросила нищего мужа и вернулась с ними домой, а когда девушка ответила отказом, сбросили её под электричку… Во второй раз Параджанов женился только в середине 50-х на украинке, прожившей два года в Канаде, красавице-блондинке Светлане Щербатюк. У них родился сын, которого назвали Суреном. Впрочем, Светлана недолго смогла выдерживать причуды эксцентричного мужа, и в 1961 году ушла от него, забрав с собой ребёнка.

С 50-х по 60-е годы Параджанов жил и работал на Украине. Первые четыре картины режиссёра – «Андриеш», «Первый парень», «Украинская рапсодия», «Цветок на камне» – критиками были оценены как посредственные. Параджанов проработал в кинематографе целых десять лет, не снискав ни престижных наград, ни признания у зрителей. Никто и подумать не мог, что скоро он станет одним из самых значительных режиссёров Советского Союза. Прорыв наступил, когда в 1966 году Параджанов снял картину «Тени ушедших предков» о жизни украинских горцев – гуцулов. Фильм произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Он стал одним из самых ярких событий советского кинематографа 60-х годов, его сравнивали с такими шедеврами, как «Летят журавли»Михаила Калатозова, «Баллада о солдате»Григория Чухрая, «Иваново детство» Андрея Тарковского…

Фильм «Тени забытых предков» получил приз на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, но основное количество наград картина собрала за рубежом, где до сих пор считается одной из самых значительных советских кинолент.

Режиссёр Эмир Кустурица в одном из своих интервью назвал «Тени забытых предков» лучшим фильмом за всю историю мирового кинематографа.

Вдохновлённый успехом, Параджанов начал работу над своей следующей картиной – «Киевские фрески». К сожалению, руководители Госкино к тому моменту уже были настроены к Параджанову резко отрицательно (режиссёр был диссидентом, активно боролся за свободу слова в СССР), обвинили его в «химеризме и сюрреализме», и фильм выпустить не дали. Параджанову пришлось переехать в Ереван, где в 1968 году он снял свой главный шедевр, картину, которая за рубежом считается одним из самых значительных произведений мирового кинематографа – «Цвет граната».

Картина «Цвет граната» состоит из серии новелл, «оживших картин», раскрывающих внутренний мир армянского поэта Саят-Нова и рассказывающих о его взрослении, любви, уходе в монастырь и смерти. В этом авангардистском произведении, где нет ни диалогов, ни привычной для нас работы оператора, актриса Софико Чиаурели играет сразу пять ролей – мима, поэта в юности, возлюбленной поэта, монашки и ангела Воскресения.

Режиссёр Микеланджело Антониони: «“Цвет граната” Параджанова поражает своей совершенной, неземной красотой».

В прокат картина была выпущена только спустя пять лет, и в том же 1973 году Параджанов был арестован по сфабрикованному обвинению в гомосексуализме (в СССР за однополую любовь полагался немаленький срок). Поводом для ареста стало эпатажное интервью режиссёра датской газете, в котором он заявил, что его благосклонности якобы домогались два десятка членов ЦК КПСС. Само собой, это была шутка, но в Кремле чувство юмора режиссёра не оценили, и Сергей Параджанов был осуждён на пять лет в колонии строгого режима. Освободили его в 1977 году стараниями Лили Брик, возлюбленной Маяковского, которая обратилась за помощью к известному писателю Луи Арагону, попросив его замолвить за Параджанова слово перед генсеком Брежневым.

После освобождения режиссёр переехал в Тбилиси. Работать ему не давали. В кино он смог вернуться только в 1984 году с фильмом «Легенда о Сурамской крепости», снятом по сюжетам грузинского фольклора. Здоровье режиссёра было подорвано тюремным заключением, но до своей смерти в 1990 году он успел выпустить ещё два фильма – «Арабески на тему Пиросмани» (1986), «Ашик-Кериб» (1988). Последняя работа режиссёра, «Исповедь», так и осталась неоконченной.

Фильмография:

  • Режиссёрские работы
  • 1951 — «Молдавская сказка»
  • 1955 — «Андриеш»
  • 1957 — «Наталия Ужвий»
  • 1957 — «Золотые руки»
  • 1957 — «Думка»
  • 1958 — «Первый парень»
  • 1961 — «Украинская рапсодия»
  • 1962 — «Цветок на камне»
  • 1964 — «Тени забытых предков»
  • 1966 — «Киевские фрески»
  • 1967 — «Акоп Овнатанян»
  • 1968 — «Дети — Комитасу»
  • 1969 — «Цвет граната»
  • 1984 — «Легенда о Сурамской крепости»
  • 1986 — «Арабески на тему Пиросмани»
  • 1988 — «Ашик-кериб»
  • 1990 — «Исповедь»
  • Сценарии
  • 1964 — «Тени забытых предков»
  • 1965 — «Исповедь»
  • 1969 — «Цвет граната»
  • 1989 — «Этюды о Врубеле»
  • 1990 — «Лебединое озеро. Зона»

www.vokrug.tv

Сергей Параджанов - это... Что такое Сергей Параджанов?

Серге́й Ио́сифович Параджа́нов (Сарки́с Параджаня́н) (арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան; груз. ფარაჯანოვი სერგო იოსიფ ძე; 9 января 1924, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР — 21 июля 1990, Ереван, Армянская ССР, СССР) — советский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист Украинской ССР (1990), народный артист Армянской ССР (1990).

Биография

Сергей Иосифович Параджанов родился в Тбилиси 9 января 1924 года в армянской семье Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой. В 1942—1945 годах он учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории и на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1949 году он устроился ассистентом режиссёра на Киевскую киностудию имени Довженко, где и проработал до 1960 года; затем был режиссёром на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм».

В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где учился в мастерской И. Савченко; его дипломной работой стал фильм «Молдавская сказка». Дебютом режиссёра в кино стал фильм «Андриеш», затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин — «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки».

В 1965 году по мотивам произведений Михаила Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана. Эта картина поражает накалом народных страстей и изобразительной выразительностью. На нескольких международных кинофестивалях фильм удостоился премий, и имя Параджанова приобрело немалую известность.

Кадр из фильма «Цвет граната»

Ещё более новаторской с точки зрения изобразительного ряда стала другая работа режиссёра и сценариста — «Цвет граната». В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, он воссоздал биографию тбилисского армянского поэта Саят-Новы на колоритном историческом фоне средневекового Кавказа.

В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм «Легенда о Сурамской крепости», а в 1988 году вышла его последняя законченная картина — «Ашик-кериб», снятая по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова.

Преследование и аресты

В 1965—1968 годах Параджанов вместе с другими известными деятелями украинской науки и культуры, протестуя против массовых политических арестов в Украинской ССР, обращался в высшие партийные и государственные органы с требованием разъяснить причины преследований украинских интеллектуалов и выступал за проведение открытых судебных процессов, которое должно было бы обеспечить справедливость рассмотрения дел. В 1968 г. его подпись под Письмом 139 интеллектуалов против незаконных политических процессов стояла первой. Неоднократно высказывался за соблюдение свободы слова в печати. Испытав преследования и, пытаясь избежать ареста, был вынужден выехать в Армянскую ССР.

В 1971 году вернулся в Киев. 17 декабря 1973 года кинорежиссёр был арестован по обвинению в мужеложстве с применением насилия (статья 122 Уголовного Кодекса Украинской ССР, части 1, 2). В итоге Параджанов был приговорен к пяти годам заключения. Согласно материалам дела, сам Параджанов не скрывал своей ориентации от окружающих.[1][2]

Благодаря международной кампании протеста (обращения подписали Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони) Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года. Ввиду запрещения жить на Украине Параджанов поселился в Тбилиси. За гражданскую позицию и за преследования, которым он за неё подвергался Параджанова называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм».[3]

Из-за идеологической цензуры не вышли фильмы «Intermezzo» (по М. Коцюбинскому), «Киевские фрески», «Икар», «Исповедь».

Сергей Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей.

Скончался Сергей Параджанов от рака лёгкого 21 июля 1990 года в Ереване.

В 1992 году знаменитому документальному фильму «Параджанов: Последняя весна», в котором сохраняется оригинальный негатив последнего, незаконченного фильма Параджанова «Исповедь», была вручена премия «Ника».

Параджанов на украинской марке, 1999

Режиссёрские работы

Сценарии

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также