Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Скульптор вера мухина биография


Вера Мухина

Вера Мухина, которая прославилась проектом скульптурной группы «Рабочий и колхозница» в 1937 году, внесла большой вклад в монументальную пропаганду. Помимо этого, женщина имеет и другие популярные работы, принесшие ей множество премий и наград.

Вера Мухина в мастерской

Вера родилась летом 1889 года в Риге, которая на тот момент находилась в составе Лифляндской губернии Российской империи. Отец девочки, Игнатий Кузьмич, был известным меценатом и коммерсантом, ее семья относилась к купеческому сословию.

Когда Вере исполнилось 2 года, ее мать умирает от туберкулеза. Отец любил дочь и опасался за ее здоровье, поэтому перевез в Феодосию, где та жила до 1904-го. Там будущий скульптор получала первые в жизни уроки живописи и рисования.

Вера Мухина в молодости

В 1904 году умирает и отец Веры, поэтому девочку с ее старшей сестрой перевозят в Курск. Там жили родственники семьи, которые и приютили двух сирот. Они тоже были людьми обеспеченными и не жалели денег, наняли сестрам гувернанток, отправляли путешествовать в Дрезден, Тироль и Берлин.

В Курске Мухина отправилась учиться в школу. С отличием окончив гимназию, она переезжает в Москву. Опекуны планировали подыскать девочке жениха, хотя в планы самой Веры это не входило. Она мечтала освоить изобразительное искусство и когда-нибудь переехать в Париж. А пока будущий скульптор приступила к изучению живописи в художественных студиях Москвы.

Скульптура и творчество

Уже позднее девушка отправилась в столицу Франции и там осознала, что призвана стать скульптором. Первым наставником в этой области стал для Мухиной Эмиль Антуан Бурдель, ученик легендарного Огюста Родена. Также она ездила в Италию, изучала работы известных художников периода Ренессанса. В 1914 году Мухина вернулась в Москву.

Скульптор Вера Мухина

После завершения Октябрьской революции Ленин разработал план по созданию городских монументов и привлекал для этого молодых специалистов. В 1918 году Мухиной поступил заказ на создание памятника Н. И. Новикову. Девушка изготовила макет из глины и отправила его на одобрение в Народный комиссариат просвещения РСФСР. Работу Веры оценили, но ей так и удалось закончить ее. Поскольку макет хранился в холодном помещении мастерской, глина вскоре растрескалась, и работа была испорчена.

Также в рамках «Ленинского плана монументальной пропаганды» Мухина создала эскизы для памятников Я. М. Свердлову, В. М. Загорскому и скульптуры «Революция» и «Освобожденный труд». В молодости характер девушки не позволял ей останавливаться на полпути, каждую свою работу Вера тщательно прорабатывала, учитывала даже мельчайшие элементы и всегда превосходила ожидания окружающих. Так в биографии женщины появились первые значимые в карьере работы.

Скульптура Веры Мухиной «Мир» в Волгограде

Творчество Веры проявлялось не только в скульптуре. В 1925 году она создала коллекцию элегантной одежды. Для пошива выбирала дешевые грубые материалы, в том числе бязь, ткацкое сукно и холст, пуговицы вытачивались из дерева, а головные уборы – из рогожи. Не обошлось и без украшений. Для декора скульптор придумала оригинальный орнамент, названный «петушиным узором». С созданной коллекцией женщина отправилась на выставку в Париж. Она представила одежду совместно с модельером Н. П. Ламановой и получила главную премию на конкурсе.

В период с 1926 по 1930 годы Мухина преподавала в Высшем художественно-техническом институте и Художественно-промышленном техникуме.

Скульптура Веры Мухиной «Крестьянка» и процесс ее создания

Значимой работой в профессиональной карьере женщины стала скульптура «Крестьянка». Работа посвящена 10-летию «Октября», даже известный художник Илья Машков положительно отзывался о ней. На выставке монумент занял 1-е место. А после перевоза «Крестьянки» на венецианскую выставку ее выкупил музей города Триеста. Сегодня это произведение дополняет коллекцию Ватиканского музея в Риме.

Немалый вклад в культуру страны внесла Вера и своим творением «Рабочий и колхозница». Фигуры мужчины и женщины в 1937 году установили в Париже на Всемирной выставке, а позднее перевезли на родину автора и установили на ВДНХ. Этот монумент стал символом новой Москвы, киностудия «Мосфильм» изображение статуи использовала как эмблему.

Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

Среди других работ Веры Мухиной – памятники М. Горькому и П. Чайковскому. Несколько лет женщина работала над созданием скульптур для Москворецкого моста, однако при жизни удалось воплотить только один проект – композицию «Хлеб». Остальные 5 монументов создали по эскизам уже после смерти Мухиной.

В послевоенные годы Вера создала музей, состоящий из скульптурных портретов. Галерею женщины пополнили изображения Г. Улановой, Н. Бурденко, Б. Юсупова и И. Хижняка. Хотя документов, подтверждающих отношение Мухиной к созданию дизайна знаменитого граненого стакана, нет, все же многие именно ей приписывают авторство этой посуды, которая в советские годы широко использовалась в столовых.

Личная жизнь

Первую любовь Вера встретила в Париже. Когда девушка училась там искусству создания скульптуры, о построении личной жизни и не думала, поскольку была сосредоточена на получении знаний. Но сердцу не прикажешь.

Вера Мухина

Избранником Мухиной стал беглый эсер-террорист Александр Вертепов. Однако пара недолго просуществовала, в 1914 году молодые люди расстались. Вера поехала в гости к родственникам в Россию, а Александр отправился на фронт воевать. Проживая в России, через несколько лет девушка узнала о смерти возлюбленного, а также о начале Октябрьской революции.

Со своим будущим мужем Мухина познакомилась во время Гражданской войны. Она работала санитаркой, помогала выхаживать раненых. Вместе с ней работал молодой военный врач Алексей Замков. Молодые люди полюбили друг друга и в 1918 году поженились. В Интернете даже представлены совместные фото пары. Первое время молодые не думали о детях. Вместе им пришлось пережить голодные послевоенные годы, которые только сплотили семью и показали истинные чувства мужчины и женщины.

Вера Мухина и Алексей Замков с сыном

В браке у Мухиной родился сын, которого назвали Всеволодом. В 4 года мальчик сильно заболел. После травмы ноги в ране образовалось туберкулезное воспаление. Все врачи, которых обошли родители, отказались его лечить, поскольку случай считали безнадежным. Но отец не опустил руки, когда выхода другого не осталось, он сам прооперировал ребенка у себя дома, чем и спас сыну жизнь. Когда Всеволод выздоровел, он отучился и стал физиком, а позднее подарил родителям внуков.

Карьера Замкова резко пошла вверх, когда тот создал гормональный препарат «Гравидан», ставший первым в мире промышленным лекарством. Однако разработку доктора оценили только пациенты, советских же врачей это раздражало. Примерно в тот же период комиссия перестала одобрять все новые эскизы Веры, главным мотивом служило «буржуазное происхождение автора». Нескончаемые обыски и допросы вскоре довели супруга женщины до инфаркта, поэтому семья приняла решение о побеге в Латвию.

Портрет Веры Мухиной

Еще не успев добраться до места назначения, семья была перехвачена и возвращена обратно. Беглецов допрашивают, а после ссылают в Воронеж. Спас положение пары Максим Горький. Писатель некоторое время назад лечился у мужчины и поправил здоровье благодаря «Гравидану». Литератор убедил Сталина, что страна нуждается в таком враче, после чего семью вернули в столицу и даже позволили Замкову открыть свой институт.

Смерть

Вера Мухина умерла осенью 1953 года, тогда ей было 64 года. Причиной смерти стала давно ее мучившая стенокардия.

Могила скульптора расположена на втором участке Новодевичьего кладбища.

Работы

  • Монумент «Рабочий и колхозница» в Москве
  • Скульптуры «Хлеб» и «Плодородие» в Москве
  • Скульптуры «Море» в Москве
  • Памятник Максиму Горькому в Москве
  • Надгробия на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Скульптурная композиция «Фархад и Ширин» в Волгограде
  • Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде
  • Скульптура «Мир» в Волгограде
Page 2

Кариба Хейн

Актриса, танцовщица, фотомодель, фотограф

24smi.org

Чем заплатила скульптор Вера Мухина за свою известность?

На старшую дочь, Марию, Игнатий Кузьмич надежд не возлагал. Ее больше интересовали праздники, балы и театры.

Впрочем, его покойная жена, мать девочек, Надежда Вильгельмовна, немного пела, сочиняла стихи и рисовала в своем альбоме любимых дочерей. Верочке не исполнилось и года, когда не стало матери. Она умерла в возрасте 30 лет от туберкулеза в Ницце, где лечилась. Мухин перевез дочерей в Крым, в Феодосию, опасаясь за их здоровье.

Отца девочки потеряли, окончив гимназию. После его смерти опекуны Марии и Веры, братья Игнатия Кузьмича, переехали из Курска в Москву. Вера стала учиться у известного педагога К. Юона. Кроме рисования, её привлекала скульптура, и она параллельно посещала две студии. Мечтала поехать учиться в Париж. Но дядюшки и слышать об этом не хотели. Но… вмешался случай.

Вера гостила у родственников в имении под Смоленском и, катаясь на санях с горы, разбилась и изуродовала себе нос. Доморощенные врачи кое-как «сшили» Вере лицо, на которое она боялась смотреть. Дядюшки отправили Верочку в Париж на лечение. До начала гражданской войны в России оставалось не более 2-х лет. К тому времени Вере исполнилось 23 года.

В Париже она стойко перенесла несколько операций по пластике лица. А вот характер… Он стал резким. Неслучайно впоследствии многие коллеги окрестят ее как особу «крутого нрава». Но Вера, оказавшись в Париже, с жадностью училась у скульптора Э. Бурделя в Академии искусств. В свободное время она гуляла по городу, посещала музеи.

Вера Игнатьевна могла продолжать учебу, но она торопилась в Россию. В это время ее сестра Мария выходит замуж за иностранца и переезжает в Будапешт. А Вера Игнатьевна на родине, окончив курсы для медсестер, работает в госпитале. Ей пришлось на 3 года оставить занятия скульптурой. Судьба упрямо вела Мухину навстречу к человеку, ближе которого у нее в жизни не будет.

Алексей Андреевич Замков работал врачом. Вера Мухина и Алексей Замков познакомились в 1914 году, а обвенчались только через четыре года. В 1919 году ему грозил расстрел за участие в Петроградском мятеже (1918 год). Но, к счастью, он оказался в ЧК в кабинете В. Менжинского (с 1923 года возглавил ОГПУ), которому помог в 1907 году покинуть Россию. «Эх, Алексей, — сказал ему Менжинский, — ты в 1905 году был с нами, потом ушел к белым. Тут тебе не выжить».

Но он чудом выжил. Однако таланту врача Замкова завидовали многие коллеги. Он не только был хирургом от бога, но еще и ученым, его увлекала эндокринология. Когда в кругу близких друзей режиссер К. Станиславский, зная обстоятельства жизни Алексея, откровенно сказал ему: «У вас прекрасная внешность, переходите ко мне в театр», — тот в ответ только улыбнулся. У Замкова были две страсти, от которых он не мог отказаться. Это медицина и… его Верочка.

В эти годы Мухина создает скульптурные проекты «Освобожденный труд», «Революция», «Крестьянка», целую серию портретов. Среди них: врач А. Замков, режиссер А. Довженко, балерина М. Семенова и другие. Вера Игнатьевна почти не жаловалась мужу на больное сердце, но он знал, как она страдает от травли, которая против него была развернута во всех газетах. Ему не давали заниматься научной работой, часами он простаивал у дверей cвоей лаборатории. Жить с ярлыком «шарлатана» стало невмоготу. И они решаются бежать за границу. Но уже в Харькове их «снимают» с поезда и везут в Москву. Веру Игнатьевну с сыном отпускают домой, а Замкова оставляют.

Через три месяца их отправили в ссылку в Воронеж. Выбрались они оттуда с помощью М. Горького. Впереди забрезжил свет. Замкову пообещали свой институт и разрешение на ведение научной работы.

В 1936 году началась подготовка к Всемирной выставке в Париже, где был представлен павильон нашей страны. Архитектор Б. Иофан предложил увенчать скульптурой поднимающееся ввысь здание. Он показал участникам этого совета рисунки, где стоят рядом девушка и юноша. Был объявлен конкурс на лучший проект среди скульпторов. Выиграла его Вера Игнатьевна. Все работы по воплощению проекта в жизнь проводил опытный завод института машиностроения и металлообработки, руководил сборкой профессор П. Львов.

Работать приходилось Вере Игнатьевне вместе со своими помощниками с утра до поздней ночи. Ведь предстояло создать 24-х метровую скульптуру из стали. Использовали метод соединения — электросварку. Подобного в те годы никто не делал в нашей стране. Чтобы укрепить статую, Мухина предложила сделать шарф, используя его, как главную опору. Не всем была по нраву распорядительность, ум и хватка Мухиной.

В одну из ночей на испытательный «полигон» неожиданно приехал И. В. Сталин. Но, обойдя строительные стропила и ничего не сказав, уехал. Как потом стало известно, этому приезду предшествовал донос директора завода С. Тамбовцева, который спешил известить высокое руководство о том, что в складках шарфа просматривается силуэт Л. Троцкого (социал-демократ, был выслан из страны в 1929-м, погиб в 1940-м). Впоследствии некоторые из инженеров, работавших с Мухиной, и комиссар советского павильона И. Межлуак были арестованы. Межлуак был расстрелян, других реабилитировали только после смерти Сталина. Но это будет чуть позже, а пока…

Чтобы доставить «Рабочего и колхозницу» в Париж, 75-тонную скульптуру разрезали на 65 частей и поместили в 28 вагонов. Когда статуя была установлена над павильоном, она имела оглушительный успех. Во Франции всюду продавали сувениры — пепельницы, табакерки, чернильницы с изображением скульптуры. А в Испании вышла марка с силуэтом статуи.

Имя Мухиной мгновенно стало известно всем миру. Несомненно, павильон утверждал мощь нового советского государства, а значит, и его вождя. И хотя в самых высоких кругах отношение к Вере Игнатьевне было неоднозначным, ей вручали ордена, награждали Сталинскими премиями, но не позволили организовать ни одной персональной выставки. По возвращении из Парижа статуя в Москве заняла свое место у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

В 30-e годы Мухина занималась преподавательской деятельностью. Позднее она перешла в экспериментальный цех стеклянного ленинградского завода. Вера Игнатьевна с увлечением работала со стеклом и фарфором. Спустя годы, сын Мухиной, Всеволод, писал в своих воспоминаниях: «Она не создала ни одного портрета членов политбюро, хотя предложений у нее было немало. В конкурсах на памятник Ленину мама участвовала, но ни один ее проект не был одобрен. Думаю, что она сама не хотела этого».

В 1938 году институт врача А. Замкова был разгромлен, его оставили без любимого дела, как и прежде, не выпускали из поля зрения работники соответствующих органов. В 1942 году Вера Игнатьевна потеряла мужа. Для нее эта была тяжелая утрата.

Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» прошла столь же драматический путь, что и ее творец. По словам внучки Веры Игнатьевны, Марфы Всеволодовны, в 2004 году статуя была отправлена не демонтаж. Но до сих пор судьба ее не решена.

Веры Игнатьевны Мухиной не стало 6 октября 1953 года, 55 лет назад. Ей было всего 64 года. На могиле А. Замкова и В. Мухиной на Новодевичьем кладбище стоит памятник. На нем есть надпись со словами врача Замкова: «Я сделал для людей все, что мог». Под ней выбиты слова Веры Игнатьевны: «Я тоже». Теги: скульптуры, скульптор, биографии, выставка, Россия, известность

shkolazhizni.ru

Скульптуры Веры Мухиной

Вера Игнатьевна Мухина  родилась в 1889 в городе Рига.  Вера Мухина - всемирноизвнстный советский скульптор. В 1943 году получила звание Народный художник СССР. С 1947 являлась действительным членом Академии Художеств СССР. С 1947 года по 1953 год — член Президиума Академии Художеств СССР. Вера Мухина была Лауреатом пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). Умерла в возрасте 64 лет 6 октября 1953 в Москве.

 Монумент «Рабочий и колхозница» рядом с ВВЦ.

 Скульптура «Наука» установлена у здания МГУ.

Скульптурным оформлением фасадов МГУ занималась  мастерская В. И. Мухиной.

 Скульптуры «Земля» и «Вода» (другое название - «Море») в Лужниках.

 Памятник П. И. Чайковскому у здания Московской консерватории.

 Памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала.

 Памятник Максиму Горькому у Института мировой литературы.

Годы постоянного творческого горения, исполненные вы­сокими помыслами и прекрасными свершениями, — такова необычайно благородная, честная и чистая жизнь крупней­шего скульптора советской эпохи Веры Игнатьевны Мухиной.

Созданная ею статуя «Рабочий и колхозница» — выдаю­щееся произведение советской монументальной пластики.

Колоссальное по своим размерам изображение «Рабочего и колхозницы» из листовой нержавеющей стали было в1937 году воздвигнуто на Советском павильоне Междуна­родной выставки в Париже. Здание высотой в 33 м (автор— архитектор Б. Иофан), служило грандиозным постаментом для статуи 24,5 м высоты. Смелый синтез архитектуры и скульптуры вызывал единодушное восхищение широчайших кругов зрителей, посещавших выставку.

Мухина великолепно воллотила в композиции своей статуи, представлявшей СССР перед международной общественностью, черты гражданских идеалов советского общества, как они сформировались к тридцатым годам: утверждение жизни, романтическое устремление к прекрас­ному будущему, могучая творческая воля.

Раскрытию основной идеи скульптуры способствовали динамика, пластические ритмы, выразительность силуэта фигур. С любой точки зрения статуя производит впечатле­ние стремительного полета, выраженного в движении всех масс вперед и вверх.

В 1939 году статуя «Рабочий и колхозница» установлена в Москве. Ее горделивый образ в сознании народа дав­но стал символичным. Изображение «Рабочего и колхоз­ницы» широко распространено на эмблемах различного ро­да, на марках и значках, оно знакомо всему миру.

Зрелым мастером Вера Игнатьевна Мухина стала уже в 20-х годах. Уроженка Риги, она получила первое художест­венное образование в частных школах К. Ф. Юона, И. И. Машкова, в скульптурной мастерской Синицыной (1910—1912) и завершила его в Париже, где в течение ряда лет была ученицей французского скульптора А. Бурделя.

В искусстве первых лет Советской власти Мухина зани­мает видное место как монументалист. Ей принадлежат проекты памятников Я. М. Свердлову («Пламя революции») и В. М. Загорскому. Ее «Крестьянка» (1927), показанная на выставке к 10-летию Октября была удостоена первой премии по скульптуре. В ней Мухина прославляет великие жизненные силы народа и его свободный труд.

Вклад Мухиной в развитие советского искусства не ограничился работами монументального жанра. Значение ее деятельности как портретиста огромно. Она создала гале­рею образов современников, раскрыла их связь с эпохой, от­мечая особенности их духовной жизни. В портретах архи­тектора С. Замкова (мрамор, 1934), академика А. Крылова (дерево, 1945) нет атрибутов их профессии, принадлежности к какому-либо социальному строю или общественному пос­ту. Человек во всей его индивидуальной неповторимости до­рог Мухиной как духовное явление времени.

Большой цельностью отличается серия портретов Мухи­ной, созданная в период Великой Отечественной войны. «Наша великая, суровая эпоха обязывает нас обратить на героический портрет особое внимание. Не все люди обла­дают величественной, «героической» внешностью. Перед ху­дожником, пытающимся создать «героический портрет»... стоит сложная задача превратить лицо, нередко житейски некрасивое, в лицо значительное и прекрасное, суметь, не удаляясь от конкретного портретного сходства, выразить всю глубину и возвышенность душевного мира человека». В этих словах обобщен конкретный творческий опыт Мухи­ной. Портреты полковника И. Хижняка, полковника В. Юсупова — выразительный рассказ о людях, не дрогнув­ших перед смертельной опасностью, закаливших в бою свою волю, свой характер, людях, способных на подвиг и свер­шивших его. Обобщенный образ смелой русской воительни­цы создан Мухиной в скульптуре «Партизанка» (1942).

В послевоенные годы Москва украсилась новыми мону­ментальными работами Мухиной. Возле Московской кон­серватории установлен памятник композитору П. И. Чай­ковскому. На площади Белорусского вокзала воздвигнут памятник А. М. Горькому (созданный на основе эскиза скульптора Шадра, которому смерть помешала в свое вре­мя осуществить замысел). Образ творческой личности, тес­но связанной с жизнью и чаяниями народа, раскрыт в этих памятниках глубоко и разносторонне.

Работу над памятниками Мухина осуществляла в твор­ческом содружестве со скульпторами 3. Г. Ивановой и Н. Г. Зеленской.

Вера Игнатьевна Мухина была одарена творчески очень разносторонне. Она с большим увлечением работала над миниатюрными по масштабам произведениями прикладно­го искусства, над стеклянной посудой и скульптурой из стекла. Разрабатывая проекты скульптурных монументов, она занималась и декоративной пластикой: фонтанами, украшениями для общественных зданий. Бе вдохновляли не только героические образы современности, но и античная драма; так совместно с архитектором В. Гольцем она офор­мила спектакль «Электра» Софокла в театре им. Евг. Вах­тангова. Мухина много размышляла о путях развития и судьбах искусства и много ценного внесла в область теории искусства.

Tags:

  • вера мухина
  • рабочий и колхозница
  • скульптуры

www.artcontext.info

Биография и творчество советского скульптора Веры Мухиной

Вера Мухина – известный скульптор советского времени, работы которого помнят и в наши дни. Она во многом повлияла на российскую культуру. Самой известной ее работой является монумент «Рабочий и колхозница», также она прославилась созданием граненого стакана.

Личная жизнь

Вера Игнатьевна Мухина родилась в 1889 году в Риге. Ее семья принадлежала к известному купеческому роду. Отец, Игнатий Мухин, был крупным торговцем и покровителем наук и искусств. Родительский дом выдающегося деятеля искусств можно увидеть и в наши дни.

В 1891 году, в возрасте двух лет, девочка теряет мать – женщина умирает от туберкулеза. Отец начинает беспокоиться за свою дочь и ее здоровье, поэтому перевозит ее в Феодосию, где они вместе проживают до 1904 года – в этот год умирает ее отец. После этого Вера с родной сестрой переезжает в Курск к своим родственникам.

Уже в детстве Вера Мухина начинает увлеченно заниматься рисованием и понимает, что искусство вдохновляет ее. Она поступает в гимназию и оканчивает ее с отличием. После Вера переезжает в Москву. Девушка отдает все время своему увлечению: она становится ученицей таких известных скульпторов, как Константин Федорович Юон, Иван Осипович Дудин и Илья Иванович Машков.

На Рождество 1912 года Вера едет в Смоленск к своему дяде, и там с ней происходит несчастный случай. 23-летняя девушка едет на санях с горы и врезается в дерево, ветка сильно травмирует ей нос. Врачи оперативно пришивают его в смоленской больнице, в дальнейшем Вера переносит несколько пластических операций во Франции. После всех манипуляций лицо известного скульптора приобретает грубые мужские формы, это смущает девушку, и она принимает решение забыть о танцах в именитых домах, которые обожала в юности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

С 1912 года Вера активно изучает живопись, учится во Франции и Италии. Больше всего её интересует направление Ренессанса. Девушка проходит такие школы, как студия Коларосси, Академия Гранд Шомьер.

Рекомендуем: Биография Валентины Терешковой

Вера возвращается домой спустя два года, и Москва принимает ее совсем не радушно: начинается Первая мировая война. Девушка не боится тяжелых времен, быстро осваивает профессию медсестры и работает в военном госпитале. Именно в это трагичное время в жизни Веры происходит счастливое событие – она встречает своего будущего мужа Алексея Замкова, военного врача. Кстати, именно он стал для Булгакова прообразом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце». После в семье появится сын Всеволод, который станет известным физиком.

В дальнейшем до самой смерти Вера Игнатьевна занимается скульптурой и раскрытием молодых талантов. 6 октября 1953 года Вера Мухина умерла от стенокардии, которая чаще всего является следствием тяжелой физической работы и больших эмоциональных стрессов. И первого, и второго в жизни скульптора было много. Такова краткая биография известной советской женщины.

Творчество и работа

В 1918 году Вера Мухина впервые получает государственный заказ на создание памятника Николаю Ивановичу Новикову, известному публицисту и просветителю. Макет памятника был изготовлен и даже одобрен, однако он был сделан из глины и простоял некоторое время в холодной мастерской, вследствие чего растрескался, поэтому проект так и не был реализован.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Знаменитые женщины мира

В это же время Мухина Вера Игнатьевна создает эскизы следующих памятников:

  • Владимиру Михайловичу Загорскому (революционеру).
  • Якову Михайловичу Свердлову (политическому и государственному деятелю).
  • Монумент «Освобожденный труд».
  • Монумент «Революция».

В 1923 году Веру Мухину и Александру Александровну Экстер приглашают декорировать зал для газеты «Известия» на Сельскохозяйственной выставке. Женщины своей работой производят фурор: они поражают публику своим творчеством и богатой фантазией.

Однако Вера известна не только как скульптор, ей принадлежат и другие работы. В 1925 году она создала во Франции коллекцию одежды для женщин совместно с модельером Надеждой Ламановой. Особенностью данной одежды было то, что создавалась она из необычных материалов: сукна, гороха, холста, бязи, рогожки, дерева.

С 1926 года скульптор Вера Мухина начинает вносить свой вклад не только в развитие искусства, но и в просвещение, работая как педагог. Женщина преподавала в Художественном техникуме и в Высшем художественно-техническом институте. Вера Мухина дала толчок творческой судьбе многих российских скульпторов.

Рекомендуем: Биография и произведения Астрид Линдгрен

В 1927 году была создана всемирно известная скульптура «Крестьянка». После получения первого места на выставке, посвященной Октябрю, начинается путешествие монумента по миру: сначала скульптура едет в музей Триеста, а после Второй мировой «переезжает» в Ватикан.

Наверное, можно сказать, что на это время приходится расцвет творчества скульптора. У многих людей существует прямая ассоциация: «Вера Мухина – «Рабочий и колхозница» – и это не случайно. Это самый известный монумент не только Мухиной, но и в принципе в России. Французы писали, что он является величайшим произведением мировой скульптуры XX века.

В высоту статуя достигает 24 метров, и в ее конструкции просчитаны определенные световые эффекты. По замыслу скульптора, солнце должно спереди освещать фигуры и создавать свечение, что визуально воспринимается, будто рабочий и колхозница парят в воздухе. В 1937 году скульптура была представлена на Всемирной выставке во Франции, а через два года вернулась на Родину, и Москва приняла монумент обратно. В настоящее время его можно увидеть на ВДНХ, а также в качестве знака киностудии «Мосфильм».

В 1945 году Вера Мухина спасает Памятник Свободы в Риге от сноса – ее мнение было одним из решающих в комиссии экспертов. В послевоенные годы Вера увлекается созданием портретов из глины и камня. Она создает целую галерею, в которую входят скульптуры военных, ученых, врачей, писателей, балерин и композиторов. С 1947 года до конца своей жизни Вера Мухина являлась членом президиума и академиком Академии художеств СССР. Автор: Екатерина Липатова

www.grc-eka.ru

Упасть вверх Скульптор Вера Мухина

Упасть вверх

Скульптор Вера Мухина

Памятник «Рабочий и колхозница», созданный самым знаменитым в мире скульптором-женщиной, давно стал визитной карточкой не только города, но и, возможно, страны, в которой творила Вера Игнатьевна Мухина.

Мухина прожила всего 64 года. За эти годы придумала много проектов, но воплотить удалось всего три: «Рабочего и колхозницу», монумент Чайковскому возле Московской консерватории и памятник Горькому, до недавнего времени стоявший напротив Белорусского вокзала…

Как и все дети, росшие в богатых купеческих семьях, Верочка Мухина получила неплохое домашнее образование. Только с музыкой отношения не сложились. Ей казалось, что отцу не нравится, как она играет. А вот занятия дочки рисованием тот, наоборот, поощрял.

Родителя не стало, когда Мухиной исполнилось 14 лет. Мать умерла задолго до этого в Ницце, Вере тогда было чуть больше года. Поэтому воспитанием девушки занялись опекуны — курские дядюшки.

Сестры Мухины — Вера была младшей — стали настоящими светскими львицами провинциального Курска. Раз в год выезжали в Москву «проветриться и накупить нарядов». В компании воспитательницы часто путешествовали за границу: Берлин, Зальцбург, Тироль. Когда решили перебраться в Москву, одна из местных газет написала: «Курский свет много потерял с отъездом барышень Мухиных».

В Москве, поселившись на Пречистенском бульваре, Вера продолжила свои занятия рисованием. И поступила в школу к Константину Юону и Илье Машкову. Хотела серьезно заниматься, просилась у опекунов отпустить ее учиться за границу. Но те ни о чем подобном и слышать не хотели. Пока не случилось несчастье.

«В конце 1911 года я поехала на Рождество к дядюшке в имение в Смоленскую губернию, — вспоминала сама Мухина об этом «обогатившем ее жизнь падении». — Там собиралось много молодежи, двоюродных братьев и сестер. Было весело. Однажды мы покатились с горы. Я полулежала в санях, приподняв лицо. Сани налетели на дерево, и я ударилась об это дерево лицом. Удар пришелся прямо по лбу. Глаза залило кровью, но боли не было и сознания я не потеряла. Мне показалось, что треснул череп. Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван.

Я тогда была очень хорошенькой. Первым ощущением стало: жить нельзя. Надо бежать, уходить от людей. Бросились к врачу. Он наложил девять швов, вставил дренаж. От удара верхняя губа защемилась между зубами».

Когда девушку наконец привезли домой, то строго-настрого запретили прислуге подавать ей зеркало. Боялись, что, увидев свое обезображенное лицо, она покончит с собой. Но находчивая Вера смотрелась в ножницы. Поначалу ужасалась и всерьез думала уйти в монастырь, а потом успокоилась.

И попросила разрешения уехать в Париж. Опекуны, считавшие, что девушку и без того обидела судьба, согласились. В ноябре 1912 года Вера Мухина уехала в столицу Франции.

В Париже она провела всего две зимы, занимаясь в художественной академии у скульптора Бурделя, ученика Родена. Позже Мухина признавалась, что эти занятия и стали ее образованием. «По сути я самоучка», — говорила Вера Игнатьевна.

По возвращении домой было не до искусства — в 1914 году началась война, и Мухина стала медсестрой в госпитале. Война с немцами плавно перетекла в Гражданскую. Вера выхаживала то белых, то красных.

Новое падение — теперь уже вселенского масштаба — снова обогатило ее жизнь. В 1917 году она встретила Алексея Замкова, своего будущего мужа.

Замков был талантливым врачом. А еще, по словам Мухиной, обладал сценической внешностью. Сам Станиславский предлагал ему: «Бросайте вы эту медицину! Я из вас актера сделаю». Но Замков был всю жизнь верен двум своим музам: Мухиной и медицине. Для жены он был любимой моделью (с него она лепила Брута для Красного стадиона) и помощником по хозяйству, а в медицине ему удалось совершить революцию.

Доктор Замков придумал новое лекарство гравидан, дававшее поразительные результаты. Говорили, что прикованные к постели после инъекции гравидана начинали ходить, а к сумасшедшим вновь возвращался разум.

Но в «Известиях» появилась статья, в которой Замкова назвали «шарлатаном». Доктор не выдержал издевательств и решил бежать за границу. Разумеется, Мухина отправилась вместе с ним.

«Достали какие-то паспорта и поехали будто бы на юг. Хотели пробраться через персидскую границу, — вспоминала она. — В Харькове нас арестовали и повезли обратно в Москву. Привели в ГПУ. Первой допросили меня. Мужа подозревали в том, что он хотел продать за границей секрет своего изобретения. Я сказала, что все было напечатано, открыто и ни от кого не скрывалось.

Меня отпустили, и начались страдания жены, у которой арестован муж. Это продолжалось три месяца. Наконец, ко мне домой пришел следователь и сообщил, что мы высылаемся на три года с конфискацией имущества. Я заплакала».

Из Воронежа, который был назначен местом ссылки, им помог выбраться Максим Горький. Пролетарский писатель, вместе с Василием Куйбышевым и Кларой Цеткин, был одним из пациентов доктора Замкова и смог убедить Политбюро, что талантливому врачу необходима не просто свобода, но и собственный институт. Решение было принято. Правда, оборудование для института, в том числе и единственный на то время электронный микроскоп, было приобретено на средства, поступаемые от ренты за латвийское имение Веры Мухиной.

Удивительно, но ей, несмотря на многочисленные намеки-уговоры-требования, удалось сохранить свою собственность в Риге. Когда после распада СССР в Латвии был принят закон о реституции, сыну скульптора даже выплатили определенную сумму. Но все это будет позже.

А в 30-х годах научное благоденствие доктора Замкова продолжалось недолго. После смерти Горького заступиться за него стало некому и травля началась вновь. Институт был разгромлен, электронный микроскоп выброшен из окна второго этажа. Самого Замкова арестовать не посмели. Спасло имя жены, уже гремевшее по всем городам и весям необъятного Союза.

Дед Веры Игнатьевны в 1812 году вместе с Наполеоном дошел до Москвы. Внучке в 1937-м было суждено покорить Париж. Точнее, было приказано. Статуя, венчающая советский павильон на Всемирной выставке, должна была затмить павильон Германии.

Мухина приказ выполнила. Ее 75-метровые «Рабочий и колхозница» взлетели над Парижем, затмив не только павильон Третьего рейха, но и Эйфелеву башню.

По первоначальному замыслу Мухиной фигуры должны были быть обнаженными. «Нельзя их одеть?» — рекомендовало руководство. Скульптор не просто облачила своих героев в сарафан и комбинезон, она придумала шарф, словно взлетающий над статуей. Молотов просил убрать шарф, но Мухина стояла на своем — он подчеркивал движение. Затем Ворошилов, обойдя макет будущей статуи, попросил убрать «у девушки мешки под глазами».

Незадолго до сдачи работы госкомиссии в ЦК партии поступил донос, будто в складках шарфа усматривается профиль Троцкого. Сталин лично приезжал на площадку и, осмотрев сооружение, никакого профиля не заметил. Проект Мухиной был одобрен.

28 опечатанных спецвагонов отправились во Францию. В парижской «Юманите» появилась фотография мухинской статуи с подписью, что Эйфелева башня наконец нашла свое завершение. Парижане даже собирали подписи, чтобы работа Мухиной осталась во Франции. Особенно старались француженки — им хотелось иметь в Париже символ могущества женщины.

Сама Вера Игнатьевна не возражала. Но уже было принято решение установить статую возле Сельскохозяйственной выставки в Москве. Несколько раз Мухина писала письма протеста, объясняя, что на «пеньке» (так она называла невысокий — в три раза меньше парижского — постамент, на который установили 24-метровую статую) ее работа не смотрится. Предлагала установить «Рабочего и колхозницу» либо на стрелке Москвы-реки (где сегодня стоит Петр Первый работы Церетели), либо на смотровой площадке МГУ. Но ее не послушали.

Мухина считала, что установка «Рабочего и колхозницы» у ВДНХ — ее личное и едва ли не самое серьезное поражение. К своим работам она вообще относилась довольно своеобразно. «У меня несчастье, — говорила она. — Пока делаю вещи, я их люблю. А потом хоть бы их не было…»

Характер у Мухиной был непростой. Чекист А. Прокофьев, начальник строительства Дворца Советов, замечал, что боялся в своей жизни только двоих людей — Феликса Дзержинского и Веру Мухину. «Когда она смотрела на меня своими светлыми глазами, у меня было чувство, что она знает все мои самые сокровенные мысли и чувства», — признавался мужчина.

С властью Вера Игнатьевна предпочитала не спорить. Единственный случай, когда она попыталась убедить Кремль изменить свое решение, касался сноса Казанского собора, стоявшего возле Исторического музея на Красной площади. Лазарь Каганович внимательно выслушал Мухину, а потом подвел к окну кабинета, выходящему на собор Василия Блаженного, и произнес: «Будете шуметь, мы и этот курятник уберем».

Больше Мухина и не шумела. «К режиму она относилась нейтрально, — рассказывал мне правнук скульптора Алексей Веселовский. — Мне кажется, она вообще была вне этого процесса. Хотя после воронежской ссылки понимала, что происходит в стране. По семейной легенде, когда ее уговаривали лепить Сталина, домашним она говорила: «Я не могу лепить человека с таким узким лбом». Когда же уговоры стали более настойчивыми, она позвонила Молотову: «Я не могу лепить без натуры. Пусть Иосиф Виссарионович назначит мне время, я готова». Молотов позвонил в московский горком партии и сказал: «Не отнимайте время у занятых людей». В результате памятник сделал кто-то другой.

Сын скульптора Всеволод Замков писал в своих мемуарах: «Показательно, что она не создала ни одного прижизненного портрета членов политбюро и других членов партийного руководства. Единственным исключением является портрет наркома здравоохранения Каминского, вскоре после того арестованного и расстрелянного за отказ подписать фальшивое медицинское заключение о смерти Орджоникидзе. Естественно, она не могла избежать участия в конкурсах на памятники Ленину. В обоих случаях ее предложения были отвергнуты приемными комиссиями, отмечавшими художественные качества моделей. Интересно отметить, что портрет 1924 года был признан «жестоким и даже злобным», а в макете 1950 года (Ленин с рабочим, держащим винтовку и книгу в руках) было обращено внимание на то, что основным персонажем является рабочий, а не Ленин».

Кстати, позировать Мухиной считалось хорошим знаком. Все, кого она лепила, обязательно получали повышение. Когда Вера Игнатьевна делала бюст маршала артиллерии Воронова, то на последний сеанс он явился с ящиком шампанского. В ответ на недоуменный взгляд Веры Игнатьевны он рассказал, что среди генералов ходят слухи, будто каждый, кого она слепит, получает повышение в чине: «Выше моего, маршальского, чина в артиллерии не было, так надо же, сегодня в газете нахожу — учрежден новый чин главного маршала артиллерии, и я его получил!»

Домашние звали Веру Игнатьевну Муней. С близкими она была совсем другим человеком — мягким, заботливым, нежным. «На дачных фотографиях, — говорит Алексей Веселовский, — она такая уютная бабушка-бабушка».

На одиннадцать лет Вера Игнатьевна пережила своего мужа. До последнего дня возле портрета Алексея Андреевича на ее прикроватном столике стоял букет свежих цветов…

Самой Мухиной не стало в сентябре 1953 года. Здоровье она подорвала на работе над памятником Горькому, на открытии которого в ноябре 1952-го уже не присутствовала.

По словам правнука, «она умерла от стенокардии — болезни каменотесов».

На Новодевичьем кладбище на могиле Алексея Замкова и Веры Мухиной лежат две мраморные плиты. «Я сделал для людей все, что мог» — выбиты на одной из них слова доктора. «И я тоже» — можно прочесть на надгробии его супруги.

Следующая глава

biography.wikireading.ru

Скульптор Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953): биография кратко, годы жизни, деятельность

1 июля (н. ст.) 1889 года родилась Вера Игнатьевна Мухина, советский скульптор-монументалист, лауреат пяти Сталинских премий, наиболее известная в качестве автора монумента «Рабочий и колхозница».

Скульптура – чудо. Все совершается как в Библии.Сначала было Слово. Замысел. Потом глина. Из нее вылеплен человек.

В. И. Мухина

Лицо

Вера Мухина появилась на свет в Риге в купеческой семье. Она вспоминала, что художественные наклонности унаследовала от отца, который в молодости любил копировать картины Айвазовского, с чего начинала она и сама. Отец оценил творчество дочери и нанял для нее учителя. В рождественские каникулы 1912 года, когда Мухина каталась на санях в гостях в имении дяди в Смоленске, она врезалась в дерево и сильно повредила лицо. Последовали семь операций в течение полугода. Словно вылепленное заново врачами, лицо, пусть и походившее на мужское, открыло художнице ее истинное предназначение: отныне она думала только о скульптуре.

Любовь и война

После учебы в художественной академии в Париже в 1912–1914 годах Вера вернулась в Москву и с несколькими друзьями-художниками сняла мастерскую в Крестовоздвиженском переулке. С началом Первой мировой войны Мухина стала работать в военном госпитале, в 1918 году вышла замуж за военного врача, бывшего главного хирурга Брусиловского фронта, Алексея Замкова. Времена тогда настали тяжелые, шла Гражданская война. Мухина бралась за любую работу: выставки, обложки журналов, декор театральных костюмов, этикетки для консервов. В 1920-е годы Замкова сослали в Воронеж, супруга последовала за ним, между тем у них уже был маленький сын.

Вера Мухина и Борис Иофан

Мастер

Для международного конкурса в Париже Мухина готовила проект на даче в Абрамцево, где она любила работать. В 1937 году всем известная величественная скульптура «Рабочий и колхозница» засияла посреди Парижа. После закрытия выставки ее перевезли в Москву, а французы неоднократно хотели скульптуру выкупить. Мухина обладала незаурядным талантом скульптора, но ее способности были востребованы в куда меньшей степени, чем могло бы быть. Примерно 20 ее проектов остались нереализованными. Дело было в исключительной честности и бескомпромиссности Мухиной. Последним творением мастера стал памятник Чайковскому у входа в Московскую консерваторию, который живьем она так и не увидела, но обязательно просила в своем завещании установить его. Веры Игнатьевны не стало 6 октября 1953 года.

Пожалуйста, оцените материал:

Просмотры: 285

histrf.ru


Смотрите также