Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Талгат нигматулина биография национальность


Нигматулин, Талгат Кадырович - это... Что такое Нигматулин, Талгат Кадырович?

Талга́т Кады́рович Нигмату́лин[1] (тат. Təlğət Qadır uğlı Niğmətulin; 5 марта 1949, Кызыл-Кыя, Ошская область, Киргизская ССР — 11 февраля 1985, Вильнюс) — советский киноактёр.

Биография

Детские годы

Родился в узбекско-татарской[2] семье в Киргизской ССР. Его детские годы прошли трудно. Отец Талгата был шахтёром и трагически погиб, когда Талгату не было и двух лет. Талгат начал зарабатывать деньги ещё подростком, работая в различных местах: на сахарном заводе, в сапожной мастерской. Его мать была директором школы, но, несмотря на это, семья жила очень бедно. Матери сложно было воспитывать двух сыновей, поэтому Талгата определили в детский дом.

Рос он замкнутым, нелюдимым и застенчивым. Очень плохо говорил по-русски. Здоровье у мальчика было слабое, в раннем детстве он переболел рахитом. Активные игры со сверстниками обычно заканчивались слезами, синяками и шишками, а порой и более серьёзными травмами.

Однажды в пионерском лагере девочка отказалась танцевать с кривоногим сверстником. Обиженный Талгат убежал далеко в степь, чтобы никто не видел его слёз. Тогда он поклялся сделать своё тело красивым. С тех пор начались его занятия бальными танцами и лёгкой атлетикой, позже — восточными единоборствами. Талгат стал чемпионом Узбекистана по карате.

Отдушиной для нелюдимого Талгата были книги из обширной домашней библиотеки Нигматулиных. И через какое-то время все, кто его знал, стали удивляться тому, как красиво, правильно и литературно Талгат говорил по-русски. Оказывается, чтобы лучше освоить язык, он от руки переписал три раза роман «Война и мир».

Образование

Самой же большой его мечтой было — стать кинорежиссёром. Это предопределило его поступление во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

После окончания школы Талгат отправился в Москву поступать во ВГИК. Но туда его приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в училище циркового и эстрадного искусства, куда его охотно взяли. Учась в цирковом училище, Талгат серьёзно увлёкся гун-фу, познакомившись в Киргизии с мастером школы «Тигра-Дракона» Есеном Исмаиловым, Талгат четыре года обучался у него. В результате он стал обладателем чёрного пояса, чемпионом Узбекистана по карате, а также занимал шестое место в чемпионате СССР по карате.

Уже тогда Талгат обладал колоритной внешностью и несомненным талантом. Вскоре его заметили на «Мосфильме», предложив в 1967 году роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре».

Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в чёрных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что впоследствии за ним закрепилось амплуа актёра, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом…

Алишер Хамдамов

Во ВГИКе Нигматулин учился вместе с другими будущими звёздами: Николаем Ерёменко-младшим, Вадимом Спиридоновым и четырьмя Натальями — Белохвостиковой, Гвоздиковой, Аринбасаровой и Бондарчук.

Творчество

В 1971 году, окончив ВГИК, Талгат Нигматулин поехал в Ташкент и стал актёром киностудии «Узбекфильм». Тогда появились его первые роли в фильмах «Седьмая пуля» (1972), «Встречи и расставания» (1973), «Сказание о Сиявуше» (1976).

Всё свободное время актёр проводил дома и писал. В Ташкенте были опубликованы некоторые рассказы Нигматулина, и даже готовилась к изданию первая книга прозы. Кинодраматург Одельша Агишев, прочитав кое-какие вещи, посоветовал Талгату поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Госкино СССР. В тот год курс набирал легендарный Витаутас Жалакявичюс. В одном из интервью Нигматулин сказал: «Этому замечательному режиссёру я многим обязан и в жизни, и в творчестве». В 1978 году Талгат успешно окончил эти курсы.

Если первые роли Талгата Нигматулина были небольшими и незначительными, то постепенно, благодаря таланту и дружбе с Николаем Ерёменко, у него начали появляться и более значительные роли. Например, роль Салеха в первом советском боевике — «Пираты XX века». На съёмки этого фильма Талгата и Николая Ерёменко-младшего пригласил режиссёр Борис Дуров. Актёры настолько азартно взялись за дело, что даже отказались от помощи дублёров и каскадёров. Но все неудобства, связанные со съёмкой фильма, были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, многие ходили на фильм по несколько раз.

Другая грань творчества Нигматулина не так хорошо известна широкой публике — Талгат писал рассказы и стихи. Именно он является автором слов известной песни «Русские берёзы».

Личная жизнь

Ирина Шевчук

Во время учёбы во ВГИКе институте Талгат познакомился с молодой студенткой, а ныне Заслуженной артисткой Украинской ССР, Ириной Шевчук:

…У нас был большой долгий роман — практически два года неразлучно, а потом… мы встречались и расставались. Он был опытнее меня, а я, наверное, была слишком маленькая. У меня все было только в мечтах, в книжках. Окончательно разошлись ещё до окончания института. Для меня это стало тяжелым переживанием…

Ирина Шевчук

Лариса Кандалова

После окончания ВГИКа и возвращения в Ташкент Талгат женился на певице Ларисе Кандаловой, которая одно время состояла в группе «Ялла». Она познакомилась с Талгатом в гостях у общих знакомых. К тому моменту Нигматулин снялся в фильме «Седьмая пуля». Девушку покорила его внимательность: у её московской подруги в Ташкенте заболела мать, и не с кем было оставить двух собак. Талгат помог забрать женщину из больницы, а когда Лариса сдавала сессию, забрал одну собаку к себе и ухаживал за ней.

Вскоре в их семье родилась дочь Урсула.

Меня покорили его внимательность, умение дружить. Но семьянин из него не получился. Мы прожили вместе всего год. Влюбчивость и увлечения Талгата другими женщинами я воспринимала как предательство. В конце концов я забрала ребёнка и ушла от него. В тот момент он был абсолютно не готов к семейной жизни.

Лариса Кандалова

О существовании 18-летней соперницы Халимы Хасановой Лариса узнала ещё во время беременности.

В одном из интервью, уже после смерти Талгата, Лариса Кандалова так говорила о Халиме:

Эта девочка мёртвой хваткой вцепилась в моего мужа. Она приходила к нам домой, мама Талгата открывала Халиме дверь и пыталась скрыть от меня её визиты — лгала, что это почтальон или соседка. Пусть Халима простит меня за эти слова, как я простила ее за причинённую мне в те годы боль. Она очень любила Талгата, жила только для него, по-моему, и материально его поддерживала — даже работала на стройке. Это очень мягкая и мудрая женщина, но и она с Талгатом рассталась…

Лариса Кандалова

Халима Хасанова

Халима стала второй женой Талгата. Она могла выносить сложный характер Талгата. Их сожительство продлилось семь лет, и эти отношения стали самыми долгими в жизни Нигматулина. 21 октября 1980 года у них родился сын Саид.

Я безумно любила Талгата, хотя в наших отношениях случалось разное. Как-то встречали Новый год, вышли из квартиры в гости, а когда вернулись, обнаружили, что дверь захлопнулась. Так вот, на второй этаж по обледенелой водосточной трубе полезла я. Талгат это делать отказался: сказал, что ему страшно. Или вот другая история: когда Саид родился, муж перекупил коляску у мужчины, жена которого ждала ребёнка только через полгода. Талгат не просто вручил ему деньги, а пригласил случайного знакомого в ресторан, чтобы отметить покупку. В этом был весь Талгат — доброжелательный, открытый, компанейский. У него никогда не было врагов…

Халима Хасанова

Венера Ибрагимова

На съёмках фильма «Провинциальный роман» режиссёра Мелиса Убукеева, где Талгат Нигматулин играл главную роль, его партнёршей по съёмочной площадке была Венера Ибрагимова. Она и стала последней настоящей любовью Талгата. Когда Венера снималась в очередном фильме, Талгат приехал к ней на старом «Москвиче», который был буквально завален цветами, и увёз её в ЗАГС. Венере было 19 лет, Талгату — 33 года.

Это была по всем меркам актёрская семья. Супруги изредка виделись в перерывах между съёмками, жили скромно, но счастливо.

Талгат преклонялся перед творчеством Брюса Ли, жену которого звали Линдой, а Венера была ярой фанаткой звёздной пары Пола и Линды Маккартни, поэтому когда в семье Талгата и Венеры 14 мая 1983 года родилась дочь, её по обоюдному согласию назвали Линдой.

Венера старалась ни в чем не отставать от Талгата. Также стала заниматься карате. Получила чёрный пояс и стала кандидатом в мастера спорта.

Гибель

В начале восьмидесятых Талгат Нигматулин вступил в секту, во главе которой стояли уроженец города Фрунзе (ныне Бишкек) учёный Абай Борубаев и народный целитель, экстрасенс Мирза Кымбатбаев. В секту входили журналисты, писатели, художники. Сектанты исповедовали учение под названием «Четвертый путь», бывшее смесью дзен-буддизма и эзотерики[3]. Для близких людей так и осталось загадкой, что искал самодостаточный человек у «духовных братьев». Вероятно, свойственное Талгату стремление к неизведанному и привело его в секту Борубаева.

В 1981 году Талгат нашёл деньги на режиссёрский дебют — десятиминутный фильм «Эхо», в котором он снял Мирзу и Абая. Фильм был холодно принят и друзьями, и начальством.

Лариса Кандалова считает, что если б она была рядом, то и близко бы эту «шушеру» к Талгату не подпустила:

Думаю, там были замешаны наркотики, потому что не только водочкой в этой секте баловались. Когда мы были вместе, никаких наркотиков у Талгата я не видела, правда, он выпивал, но этим грешили многие артисты. После общения с коллегами он часто возвращался подшофе.

Лариса Кандалова

Халима Хасанова о секте Борубаева:

Когда расставались, меня душила тоска. Не покидало чувство, что я отдаю его в ненадёжные руки. Так и не поняла, почему он связался с сектой, чего ему не хватало. Знаю только, что, когда эти мошенники увидели мою фотографию, они уговорили Талгата расстаться со мной. Я умоляла его сделать выбор, пока он не исковеркал свою жизнь, но напрасно. Я один раз видела этих сектантов. Они поразили меня своей убогостью, ущербностью. Талгат среди них был как ясное солнце…

Халима Хасанова

В начале февраля 1985 года в «школе» Мирзы и Абая произошёл раскол: несколько учеников из Вильнюса решили порвать отношения с сектой. Для выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «выколотил» деньги из непокорных, но Талгат отказался участвовать в рэкете, за что поплатился жизнью.

В ночь с 10 на 11 февраля 1985 года в центре Вильнюса, в доме № 49 по улице Ленина, в квартире художника Андрюса, пятеро «целителей» с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося чемпиона по карате до тех пор, пока к полудню 11 февраля не наступила смерть от несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов.

Тело Талгата нашли в ванной, на нём было обнаружено 119 травм. Поскольку тело было сильно изуродовано, жена Венера приняла решение его кремировать. Незадолго до смерти Талгат крестился и принял православие[3]. Процедуру кремации провели в Каунасе. Прах Талгата захоронили в Ташкенте на кладбище «Чилонзор Ота».

Суд приговорил Абая Борубаева к 14 годам, ещё одного соучастника убийства Нигматуллина — Мирзу Кымбатбаева — к 10 годам тюремного заключения, остальных участников преступления — к более коротким срокам. По одной из версий, Абай Борубаев умер во время отбывания тюремного заключения от туберкулёза [источник не указан 427 дней], однако в фильме «Талгат Нигматулин: гибель суперзвезды» утверждается, что Абай Борубаев был убит в местах лишения свободы.

Память

В 2001 году одной из улиц Кызыл-Кыя, где родился актёр, было присвоено имя Талгата Нигматулина.

Фильмография

Примечания

Wikipedia. There was an information, it was deleted. I prevented Борубаев.

Литература

  • Г. Фролов. «Талгат Нигматулин: Загадочная судьба пирата ХХ века». «Моя семья» N38, 09.2007
  • В основу повести Леонида Словина «Цапля ловит рыбу» положены события, приведшие к смерти Талгата Нигматулина

Ссылки

  Кино   Персоналии   СССР

dic.academic.ru

Как погиб Талгат Нигматуллин, каратист из «Пиратов XX века»

Все мы помним Талгата Нигматуллина по его яркой роли в кинофильме «Пираты ХХ века». Он был талантливым актером и неординарной личностью. Помимо съемок в фильмах этот человек писал рассказы, увлекался карате и восточной философией. Интерес к тайным духовным практикам привел Талгата Нигматуллина в секту, представители которой избили известного актера до смерти. Обстоятельства его гибели, случившейся более 30 лет назад, до сих пор вызывают многочисленные споры и версии.

Талгат Кадырович Нигматуллин (1949-1985 гг.) вырос в Узбекистане. Его отец был шахтером, он погиб, когда сыну не исполнилось еще и двух лет. Мать будущего актера работала директором школы в Ташкенте, она в одиночку растила двоих сыновей. Какое-то время Талгату даже пришлось провести в детском доме. Он переболел рахитом, поэтому в юности стал усиленно заниматься спортом, хотел исправить осанку и внешний вид. Парня серьезно заинтересовали восточные единоборства, в первую очередь, карате. После окончания Московского училища циркового и эстрадного искусства Нигматуллин поступил во ВГИК. Он дебютировал в кино в роли белогвардейца из фильма «Баллада о солдате» (1967 год). Если первые актерские работы Талгата не принесли ему широкой известности, то в последующие годы к нему пришла завидная популярность. Ей поспособствовали роли в фильмах: «Волчья яма», «Пираты ХХ века» и «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».

Успешный актер дружил со своим коллегой по цеху – Николаем Еременко, другими известными личностями: писателями, режиссерами, художниками, сценаристами. Казалось, все возможности для дальнейшего творческого роста открыты перед ним.

Поклонники творчества Талгата Нигматуллина, его друзья и коллеги до сих пор недоумевают: что подвигло успешного артиста на вступление в секту Абая Борубаева и Мирзы Кымбытбаева? Впрочем, на закате советской эпохи многие представители творческой богемы увлекались модными в то время эзотерическими практиками, основанными на философии буддизма. Известный российский журналист и биограф Федор Раззаков в своей книге «Как уходили кумиры. Память, согревающая сердца», которая была издана в Москве в 2010 году, написал, что восточные духовные практики заинтересовали Талгата Нигматуллина в конце 70-х годов. Актер, серьезно занимавшийся карате и лично делавший все трюки в картине «Пираты ХХ века», доверился шарлатанам. Абай Борубаев – основатель секты – был человеком предприимчивым, эгоистичным и обладал несомненным даром убеждения. Он родился в городе Фрунзе (современное название – Бишкек) Киргизской ССР в обеспеченной и влиятельной семье. Отец Абая долгие годы работал главным редактором республиканского издания. Получив диплом экономиста и немного поработав по комсомольской линии, будущий аферист задумался о более перспективном и выгодном занятии.

Мирза Кымбытбаев – самопровозглашенный экстрасенс и народный целитель из Каракалпакии. Он несколько раз обвинялся в тунеядстве. На жизнь зарабатывал тем, что «лечил» доверчивых граждан с помощью якобы имеющихся у него способностей к биоэнергетике.

В середине 70-х годов эти двое встретились и решили объединить усилия. 33-летний Абай Борубаев взял на себя организационные моменты и популяризацию секты, а 48-летний Мирза Кымбытбаев выступал в роли просветленного духовного учителя, обладающего мистическими знаниями и даром целителя. Свою секту они назвали «Четвертый путь» и продвигали в народ причудливую смесь эзотерики и дзен-буддизма – «новое учение». Дело пошло. К лже-экстрасенсу стали приезжать люди из других городов и республик СССР, ведь благодаря своей предприимчивости и смекалке Борубаев сумел выстроить эффективный бизнес. Он узнавал информацию о людях, прибывших за исцелением или духовным просветлением, а затем Кымбытбаев поражал людей своим «провидением».

Справедливо полагая, что большие деньги можно заработать в Москве, в начале 80-х годов Абай и Мирза отправились в столицу, чтобы привлекать новых адептов. Представителям творческой интеллигенции, находившимся в тот период в духовных поисках, аферисты умело врали. Борубаев выдавал себя за ученого, изучающего экстрасенсорные способности Кымбытбаева. На их удочку попались многие известные писатели, журналисты, художники, артисты.

Как человек эгоистичный и самовлюбленный, Абай придумал ряд ритуалов духовного очищения и просветления, унижающих достоинство учеников. Себя он называл Учителем и требовал от людей, поверивших ему, беспрекословного подчинения. Нигматуллин, как и другие члены секты, просил подаяние на улице, одевшись в рубище, поскольку Борубаев сказал ему, что это поможет личностному росту актера. Секта быстро разрослась, вскоре ее филиалы открылись по всему СССР – в Вильнюсе, Таллинне, Киеве, Риге и других крупных городах. А Талгат настолько увлекся лже-учением аферистов, что посвятил им свой режиссерский дебют – короткометражный фильм «Эхо».

Сын известного актера Саид Дашук-Нигматулин в одном из своих интервью пояснил, что секту его отец вступил, потому что находился в духовных поисках, стремился к познанию высшей истины и искал совершенства.

В начале 1985 года члены вильнюсского филиала решили отделиться от секты, перестав платить взносы «на развитие общего дела», которые шли в карман Абаю и Мирзе. Аферисты собирали деньги с адептов, обещая открыть Институт изучения человека, который якобы раздвинет границы между наукой и экстрасенсорикой. Отказ одного из филиалов мог пагубно отразиться на бизнесе, поэтому Борубаев, Кымбытбаев и несколько их последователей отправились в столицу Литвы. Они собирались наказать отступников. Позвали с собой и Нигматуллина. Абай потребовал от него, чтобы Талгат, занимавшийся карате, участвовал в рэкете. Руководители секты и несколько крепких ребят ходили по домам бывших адептов, угрожая им и требуя денег. Известный актер отказался этим заниматься. Факт неподчинения вывел лже-учителя из себя. Масла в огонь подлила и банальная зависть: за месяц до поездки в Вильнюс вышел очередной номер журнала «Советский экран», на обложке которого красовалась фотография Нигматуллина. Абай тоже хотел славы и признания, его это сильно задело. Решив преподать урок «зарвавшейся и обнаглевшей знаменитости», Борубаев приказал своим последователям избить Талгата. Произошло это вечером 10 февраля 1985 года на квартире литовского художника Андрюса Калинаускаса по адресу: Вильнюс, улица Ленина, дом 49.

По информации писателя Федора Раззакова, в избиении участвовали: сам Абай, титулованный московский тренер-каратист Владимир Пестрецов и двое его учеников. Актер не сопротивлялся, он думал, что Учитель остановит своих последователей, убедившись в его покорности. Но этого не произошло. Сектанты вошли в раж.

Обеспокоенные шумом, соседи художника А.В. Калинаускаса ночью вызвали милицию, но потерявшего сознание Талгата преступники спрятали в ванной, а хозяйка квартиры сказала сотрудникам органов, что они просто отмечают защиту диссертации ее мужа в компании друзей. Милиция уехала. А избиение актера продолжилось. Он уже не мог сопротивляться. Утром 11 февраля сектанты поняли, что перестарались. Они вызвали скорую помощь, а врачам сказали, что Нигматуллина кто-то сильно избил на улице, и он с трудом добрался до квартиры знакомых. Но медики им не поверили, ведь в подъезде не нашлось ни одной капли крови. А на теле Талгата они насчитали 119 повреждений, из которых 22 удара были нанесены в голову.

Сын покойного Саид Дашук-Нигматулин утверждает, что его отец умер в машине скорой помощи по пути в больницу.

Страшная смерть актера вызвала множество слухов, гипотез, предположений. Одни журналисты утверждали, что Абай и Мирза создали секту по указке ЦРУ, а другие думали, что в деле замешаны наркотики. Милиция быстро определила виновных. Вскоре состоялся суд над аферистами и сектантами. Борубаев получил 14 лет лишения свободы, а Кымбытбаев – 10 лет. Остальные преступники были приговорены к меньшим срокам заключения. Абай умер в 1988 году в тюрьме от туберкулеза, а Мирза отсидел свое и вышел на свободу. В 2006 году он скончался от цирроза печени.

Изувеченный труп Талгата был кремирован в Каунасе. Прах актера похоронен на ташкентском кладбище «Чилонзор Ота».

russian7.ru

Жизнь и смерть актера, пирата и просто хорошего каратиста Талгата Нигматулина

История о советском актере Талгате Нигматулине (наверняка он знаком тебе по роли Салеха-Малыша в «Пиратах XX века»), который не хотел быть как все и поплатился за это жизнью.

Алексей Караулов

8 октября 2018

Актера с мировым именем и чемпиона Узбекистана по карате избивали всю ночь. Пять человек, которых он считал своими близкими (если не ближайшими) друзьями. В квартире помимо жертвы и убийц было еще несколько безучастных наблюдателей. Но даже не эти подробности шокировали многочисленных поклонников Талгата.

Преступление, зверское само по себе, имело под собой мистическую подоплеку. И это в Советском Союзе, оплоте атеизма! Как вышло, что обладатель черного пояса не нанес ни одного ответного удара своим обидчикам? Почему все газеты, освещая убийство, не столько анализировали факты, сколько клеймили мракобесие, телепатию и даже НЛО? Что творилось в голове одного из убийц (между прочим, студента авиационного института), если он сошел с ума прямо во время следственного эксперимента? MAXIM изучил материалы дела и встретился с вдовой Талгата, чтобы ответить на эти вопросы.

СЦЕНА ПЕРВАЯ, ДУБЛЬ ПЕРВЫЙ

Талгат Нигматулин родился в 1949 году в шахтерском городке Кызыл-Кия Киргизской СССР, рано потерял отца и рос в спартанской обстановке. Детство Талгата было настолько рядовым для тех лет, что журналисты впоследствии даже старались его мифологизировать, в каждой новой статье сообщая о нем все более удивительные факты, как правило вымышленные.

Согласно одной легенде, Нигматулин был отдан собственной матерью в детдом. Согласно другой, подвергался насмешкам сверстников из-за плохого знания русского языка и даже вынужден был переписать от руки «Войну и мир».

Говорили также, что он занялся карате в пику своей первой любви (безымянной девочке из пионерлагеря), назвавшей его слабаком. Сам Талгат этих мифов не опровергал, но и не подтверждал. А о своем детстве в интервью журналу «Советский экран» говорил так: «Мне уже тогда было все интересно».

ЮНЫЙ МЕРЗАВЕЦ В ЧЕРНЫХ ПЕРЧАТКАХ

В подростковом возрасте Талгат часто менял место жительства, а с ним и увлечения. Перебравшись в город Фрунзе (ныне Бишкек), он устроился в дневную смену на завод, а вечерами занимался бальными танцами, легкой атлетикой, играл в драмкружке... Вероятно, Талгат мог бы блистать в культмассовом секторе завода, но его кипучая натура жаждала большего: он мечтал стать кинорежиссером.

В конце 60-х он отправился в Москву, где дерзнул поступить в Институт кинематографии, на тот момент едва ли не самый престижный вуз страны. Со второго раза это ему удалось, а в перерывах между попытками Талгат посещал Училище циркового и эстрадного искусства и снимался в массовке на «Мосфильме».

Первый опыт в кино был, скорее, неудачным: Талгат почти получил роль фашиста в фильме «Арена», когда один из членов съемочной группы резонно заметил, что он не похож на немца. Но, несмотря на это, в 1967 году ему предложили первую серьезную роль — белогвардейца в «Балладе о комиссаре». Образ юного мерзавца в черных перчатках (так в своих мемуарах назвал Талгата режиссер Али-шер Хамдамов) запомнился всем.

«Роль сыграла со мной дурную шутку, — говорил впоследствии Талгат газете «Стерлитамакский рабочий». — Все, даже друзья, стали говорить мне, чтобы я играл только негодяев — они у меня здорово получаются». Но Талгат хотел других ролей, к тому же мечтал снимать сам и преклонялся перед Тарковским. Поэтому, окончив ВГИК в 1971 году, он переехал на студию «Узбекфильм», в Ташкент, где мечтал обрести простор для творчества. Однако судьба распорядилась иначе.

В Ташкенте актер увлекся карате и, отдавая тренировкам по шесть часов в день, через два года стал чемпионом Узбекистана. Это в какой-то степени предопределило карьеру Талгата. Он стал первым в Союзе героем боевика. Советским Брюсом Ли. Главным пиратом XX века.

МАЛЫШ ВЫРОС

Любой человек, чье детство пришлось на конец 70-х, без труда вспомнит огромные очереди у кинотеатров. Шутка ли, на экраны вышел первый отечественный боевик. Фильм «Пираты XX века» (1979) с 87 миллионами проданных билетов стал абсолютным чемпионом советского проката.

Талгат, сыгравший пирата Салеха-Малыша, стал настоящей знаменитостью. У подъезда его дома круглосуточно дежурили поклонницы, приезжавшие в Ташкент иногда из самого Владивостока. Бюро пропаганды кино весь год возило Нигматулина по стране, чтобы тот в провинциальных кинотеатрах общался перед сеансами со зрителями. Вопросы сыпались градом. Зрителям было интересно узнать, сколько получил актер за фильм и пользовался ли он на съемках услугами дублеров.

«Но Талгат не этим хотел делиться с публикой, — говорит вдова актера, Венера Нигматулина. — Он хотел говорить о том, что его занимало: о вере в себя и поиске предназначения. Но никто не задавал ему вопросов об этом». И тогда у Талгата появились новые слушатели, которые ловили (или делали вид, что ловили) каждое его слово...

ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА

В конце 70-х на мусульманском кладбище Султан-Баба в киргизском городе Ош встретились двое. 48-летний бродяга, одетый в лохмотья, и хорошо одетый, сравнительно молодой человек с дипломатом. Бродягу звали Мирза Кымбытбаев. Он знал по-русски всего два-три слова, проповедовал суфизм и не раз привлекался в милицию за тунеядство. Молодой человек, Абай Борубаев, был сыном редактора крупного областного журнала, имел за плечами золотое детство и экономфак Киргизского университета. Он был прирожденным оратором и, как бы сказали сейчас, энэлпэшником. Мирза не умел ничего и платонически любил деньги и женщин. Абай тоже их любил, но при этом кое-что умел, а именно втираться в доверие к людям...

«Я сразу понял, что это знатный человек, и сначала испугался, — позднее описывал эту встречу Мирза. — Он позвал с собой в Москву. Я ехать не хотел — боялся милиции. Он сказал, что ученый и все уладит».

Зачем молодому ученому был нужен старый бродяга? Очень просто. В свои 30 лет Борубаев успел очень многое. После окончания университета в 1973 году он перебрался в Москву, где начал налаживать бессистемные связи. В одной компании ученых он представлялся сотрудником Бурятского филиала Сибирского отделения АН СССР и собирал автографы присутствующих. Во второй ссылался на подписи, собранные в первой, и объявлял себя ассистентом знаменитого в ту пору академика А.Г. Спиркина. В третьей и вовсе выливал себе за пазуху компот, а затем начинал разглагольствовать о бессмысленности жизни.

Закончилось все это тем, что в 1978-м Абай отправился в путешествие по союзным республикам — якобы в этнографическую экспедицию. Цель у него была одна — найти материал для сенсации. Абай тогда уже понимал, что может манипулировать сознанием чужих людей. Но сам он, увы, на роль гуру не тянул. И тут ему кстати подвернулся Мирза — молчаливый и странный человек с темным прошлым. Объявив 48-летнего бродягу целителем и пророком, Абай взял его с собой в Москву.

«Любопытные инструкции дал Борубаев дервишу, когда повез его в столицу: меньше говорить, принимать важную осанку, Бога называть Космосом» — так пишет в своей книге «Преступления времен социализма» Федор Раззаков. Как эти слова напоминают инструкции, данные Остапом Бендером Кисе! «Молчите. Иногда для важности надувайте щеки». Впрочем, у двух киргизских авантюристов цель была поинтереснее, чем поиск каких-то бриллиантов...

КЛАДБИЩЕ ТЩЕСЛАВИЯ

В Москве Абай первым делом стал водить Мирзу по своим знакомым. В их числе оказался преподаватель авиационного института Владимир Пестрецов и его студенты. Вот как описывал встречу с Мирзой один из них, Гриша Бушмакин: «Я был в гостях у Пестрецова. Вижу, входит странный пожилой азиат. Одежда в заплатках, на шее — бусы с колокольчиками. Целовал нам руки. Вышел, бормоча с акцентом: «Хороший ребята, хороший Москва». Пестрецов тут же спросил наше мнение о нем. Каждый сказал что-то восторженное. Я, не желая отстать, тоже что-то придумал».

Бушмакин был не единственным, кто «не желал отстать». Слава Мирзы росла, а вместе с ней и слава Абая, представлявшегося переводчиком новоявленного экстрасенса. Скоро вокруг авантюристов образовался круг последователей — преподавателей столичных вузов (в основном женщин с неустроенной личной жизнью), ученых и студентов.

Сначала общение сводилось к бесконечным туманным разговорам и распитию водки, которую Абай называл «чистой энергией». Затем предприимчивая парочка стала обещать своим слушателям чудеса, которые можно увидеть на родине Мирзы, в киргизском городке Бируни.

Заинтриговав московскую публику, компаньоны вернулись в Среднюю Азию, где основали подобие дзен-буддийского монастыря. Там они вскоре начали принимать посетителей из Ташкента, Москвы, Ленинграда, Вильнюса. Экстрасенс обещал излечить своих учеников от всех болезней и раскрепостить их. И, что самое интересное, у него получалось! Методы, которыми пользовались Мирза и Абай, были, как правило, придуманы ими самими.

Приведем два свидетельства. Венера Нигматулина: «Мирза отправлял людей на рынок в Ош заниматься дервишизмом, то есть просить милостыню. Люди проходили через жуткое унижение». Елена Ивашина, лектор МГУ, на допросе после убийства Талгата: «Мирза посадил меня на пол в своем доме и кормил хлебом с рук, отламывая его по кусочку. Никто так не обращался со мной до тех пор! Потом я стала ему говорить о своей жизни, о том, как мне страшно, о судьбе. И меня осенило: я стала передатчиком его мыслей! Он внушал, а я говорила. Потом начался энергообмен». В ответ на просьбу уточнить, что имеется в виду, Ивашина уточняет: «Он овладел мной».

Практиковались и другие методы: омовение голышом в мелком арыке на глазах у всей деревни, групповой секс и даже похороны! Всех желающих раскрепоститься закапывали в гробах на кладбище Султан-Баба и оставляли на несколько часов (жертва не знала, когда ее выкопают). Для дыхания была предусмотрена трубка.

Разумеется, советским гражданам, полузадушенным моральным кодексом, это не могло не нравиться: переживая новый опыт, пусть даже негативный, они действительно раскрепощались. А после, уезжая от Мирзы, оставляли ему все деньги и ценности, имевшиеся в наличии. Абай эту практику поощрял и говорил, что деньги пойдут на открытие института изучения человека. Что могло привести в эту компанию Талгата — всенародного любимца, окруженного славой и поклонницами? Ему было просто интересно...

АЖО И ПОСЛЕ

Доктор психологических наук Б. Карвасарский из НИИ имени Бехтерева, в свое время занимавшийся феноменом Мирзы, интерес Талгата к двум мошенникам объяснил очень просто. В своем интервью «Литературной газете» он назвал Мирзу и Абая «проективными личностями». «Они были настолько лишены ярко выраженных свойств, что люди с воображением старательно дорисовывали себе их образы. А они старались общаться как раз с такими людьми».

На эту удочку попался и Талгат. Увидев Мирзу и Абая в 1979-м, он спроецировал на них собственные духовные искания. Он видел, какими просветленными уезжают люди от Мирзы. Слышал рассказы Абая о будущем институте человека, в котором будут исследоваться паранормальные способности организма. Он не одобрял многих поступков Абая и Мирзы, но надеялся, что это просто этап и скоро все наладится.

В 1981 году Талгат в очередной раз стал главным кинозлодеем страны, сыграв индейца Джо в «Приключениях Тома Сойера». Ни параллельная работа над серьезным фильмом «Волчья яма», ни сценарии мультфильмов, написанные Талгатом и поступившие в работу, не смогли поправить дела. Индеец Джо снова приступил к своим бессистемным духовным исканиям — решил снимать кино. Не обычное игровое. «Он хотел перевести кино на новый уровень, снимать так, чтобы пленка стала носителем внутренней энергии человека. И чтобы эта энергия шла в зал и снимала у зрителей агрессию» (Игорь Гамаюнов, «Литературная газета»).

Результатом этих экспериментов стала короткометражка «Эхо», снятая Талгатом по собственному сценарию. Главные роли исполняли... Абай и Мирза!

Талгат показывал это кино всем своим друзьям и спрашивал, чувствуют ли они на себе биополе Мирзы. И те, «не желая отстать», говорили, что да, что-то такое они чувствуют. Единственным человеком, который сохранял здравый рассудок в этом метафизическом угаре, была жена Талгата — Венера.

ПОХИЩЕНИЕ ВЕНЕРЫ

Линда Нигматулина, дочь актера

Нигматулин был женат трижды. Его первая жена, певица Лариса Кандалова, и вторая, актриса Халида Хасанова, отзываются о муже тепло, несмотря на то что оба брака не продлились долго и перемежались (по слухам) частыми сторонними увлечениями Талгата. С Венерой Ибрагимовой актер познакомился на съемках «Провинциального романа». Красивая девушка и талантливая актриса не испытывала недостатка в поклонниках. Поэтому, завоевав ее благосклонность, Талгат решил действовать наверняка.

Он был старше Венеры на 15 лет и пользовался на студиях авторитетом. Он часто помогал своей избраннице решать чисто бытовые проблемы — например, на съемках переселял ее из дешевых гостиниц в хорошие. И для этого часто просил у Венеры ее паспорт.

«Однажды во время съемок фильма «Чужая пятерка» Талгат, как обычно, исчез на полдня с моим паспортом,— рассказывает Венера. — А потом приехал на студию на «Москвиче», салон которого был усыпан сотнями цветов. Он сказал, что надо ехать. Я доверилась ему и, как была в съемочном платье, поехала».

Талгат отвез Венеру в загс, где уже было составлено свидетельство о браке. «Меня спросили только, какую фамилию я хочу — свою или мужа. Я хотела оставить девичью, но Талгат стал меня умолять, говорить, что еще успею прославиться и под его фамилией, и я уступила». После свадьбы Талгата в его отношениях с Абаем и Мирзой наметился раскол.

Венера, девушка здравомыслящая, часто подмечала несоответствия между словами и делами Абая, критиковала его и отказывалась принимать участие в мероприятиях «школы сущности». Именно такими словами называл теперь Абай свое начинание. Ученикам школы запрещалось «критиковать действия Учителя даже мысленно» — это слова из исповеди Гриши Бушмакина.

Естественно, Абай попытался осадить строптивую Венеру и поссорить молодоженов. Однажды он встал у нее за спиной и рукой начертил над головой Венеры крест — как бы отсекая девушку от связи с Космосом. На многих учеников эти действия произвели эффект. Но не Талгата. Он лишь задумался над тем положением, которое заняли Абай и Мирза в его жизни. Назревал конфликт.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

К 1984 году всем знакомым Абая и Мирзы (в том числе и Талгату) стало ясно, что никакой институт человека они не откроют. Поток пожертвований иссякал, былые последователи увлеклись новыми веяниями. Тем не менее у Абая еще оставалась верная тройка учеников и по совместительству телохранителей: Пестрецов, Седов и Бушмакин. Все трое занимались карате, однако до титулованного Талгата им было далеко.

В начале 1985-го, взяв с собой эту троицу, Абай и Мирза отправились в Литву — якобы выколачивать дань из зарвавшихся учеников. Впрочем, мошенникам были больше нужны не деньги (Мирза к тому времени и так собрал астрономическую сумму в 50 тысяч рублей). Абай хотел восстановить свое влияние: у него в Литве обнаружился серьезный конкурент. Бывший ученик Абая — физик Валентас Мураускас создал прибор, якобы измеряющий силу биополя человека.

Бывшие ученики Мирзы стали частыми гостями в лаборатории физика.Уже из Литвы Абай позвонил Нигматулину, который собирался вылетать в Кишинев на съемки фильма «Сергей Лазо». Абай упросил его приехать в Вильнюс и помочь разобраться с отступниками — в последний раз.

Решающим доводом стала просьба Абая привезти фильм «Эхо». Терзаемая плохими предчувствиями, Венера Нигматулина не хотела отпускать мужа в Вильнюс. Но Талгат говорил, что едет лишь на два дня, а потом вылетает в Кишинев на съемки фильма «Сергей Лазо». И вообще, это будет его последняя встреча с Абаем. Увы, слова оказались пророческими...

В Ташкенте судьба дала актеру еще один шанс: он опоздал на свой рейс. Однако начальник аэропорта, давний поклонник творчества Нигматулина, на личной машине отвез его на взлетную полосу и буквально втиснул в самолет. Дальше события развивались стремительно. Вечером 10 февраля чемпион Узбекистана по карате Талгат Нигматулин отказался принять участие в физической расправе над Валентасом Мураускасом.

Еще один из недавних последователей Абая, театральный режиссер Игорь Николаев-Каленаускас, бывший в тот день у Валентаса, так описывал драку: «Абай и его боевики воевали уже не первый день. К тому времени, как они пришли к Валентасу, успели войти во вкус. Абаю достаточно было тихо сказать «Ериша», как Бушмакин безропотно нападал на любого. Так вышло и в этот раз. Но Талгат вмешался — повыталкивал всех, кто был, в подъезд, кроме самого Валентаса. Меня били уже на улице. Талгат и там пробовал нас разнимать».

В квартиру приятеля Абая, художника Андрюса Каленаускаса, Талгат вернулся раньше остальных карателей. И те, когда вошли, застали Талгата мирно сидящим в кресле. Разозленному Абаю нужно было сказать лишь одно слово, чтобы началась кровавая развязка. Он сказал: «Бейте».

Вот как впоследствии описывал это побоище Гриша Бушмакин в своей исповеди, составленной в следственном изоляторе: «Сначала мы думали, что это какое-то новое испытание. Я не верил, что Талгату может быть плохо. Мне казалось, стоит Мирзе взмахнуть рукой — и Талгат станет как новенький, и мы сядем и поговорим... Потом мне уже стало жалко Талгата, но со мной происходило что-то странное. Я не хотел бить, но бил, потому что били все. Я слышал команды Абая, и мне казалось, что в моем мозгу возник маленький Абай, руководящий моими движениями. В глазах был туман, я почти ничего не видел вокруг. Было такое ощущение, что в душе что-то ломается. Когда все кончилось, я буквально упал на диван и уснул».

Кончилось все, впрочем, нескоро. Талгата били в течение десяти часов, с перерывами на чай и коньяк. Избиваемый молчал. Однако шум драки и громкие возгласы убийц разбудили соседей. Посреди ночи на квартиру Каленаускаса прибыл наряд милиции. Убийцы спрятали Талгата в ванной, а служителям порядка сказали, что отмечают защиту диссертации...

Скончался Талгат утром 11 февраля. На его теле было обнаружено 119 ран, 22 из которых пришлись в область головы. Почему обладатель черного пояса до последней минуты не то что не защищался — даже не кричал? Почему с виду вменяемые люди смогли совершить зверское убийство? Пролить свет на эту тайну отчасти помогают слова индийского философа Джидду Кришнамурти, которые Абай регулярно повторял своим последователям: «С тех пор как Учитель изобьет ученика, тот становится главным учеником». Как следует из показаний Пестрецова, Седова и Бушмакина, они свято верили своему лидеру и всерьез считали, что помогают Талгату перейти на новый уровень посвящения. Актер не защищался, вероятно, из тех же соображений. Что касается Абая и Мирзы, то они свои мотивы раскрыли на суде.

...И НАКАЗАНИЕ

Суд над убийцами начался фарсом: Абай и Мирза, не сговариваясь, начали симулировать сумасшествие, надеясь уйти от ответственности. Но закончился суд трагедией: Гриша Бушмакин, студент МАИ, на следственном эксперименте сошел с ума по-настоящему — сел на пол, закатил глаза и больше не пришел в себя.

Дело получило огласку, а Мирза сознался во всем (то ли всерьез, то ли продолжая играть сумасшедшего): и в симуляции экстрасенсорных способностей, и в организации притона под видом монастыря. Также он признался, что завидовал Талгату и боялся его. «Абай сказал, что найдет нам особняк в Москве и мы будем жить там в окружении учеников, которые станут на нас работать».

Однако Абай боялся, что Талгат взбунтуется и своим влиянием воспрепятствует исполнению плана. Потому, со слов Мирзы, они и убили Талгата чужими руками — боялись его. Вот так.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Убийцы понесли наказание, получив по 12 лет в колонии. Финал истории потонул в потоке разгромных статей. Взяв убийство Талгата за отправную точку, пресса во главе с «Человеком и законом» начала планомерную травлю людей, занятых духовным поиском, а заодно и тех, кто увлекается восточными единоборствами. Секции карате объявили «оплотами японского милитаризма», Талгата и его убийц окрестили сектантами и «сеятелями ядовитых злаков антикоммунизма». Под горячую руку советских журналистов в разгар травли попали даже НЛО и вампиры!

Масса зрителей, до тех пор любивших Талгата, разочаровалась в нем. Конечно, фамилия актера и теперь на слуху — во многом благодаря его семье. Венера Нигматулина каждый год организует в Алма-Ате кинофестиваль «Звезды Шакена». Дочь Талгата и Венеры, Линда, в прошлом году снялась в историческом блокбастере «Кочевник» (плод сотрудничества Голливуда и Казахстана). Его сын от второго брака, Саид Дашук-Нигматулин, сыграл в комедии «Даже не думай». Однако обстоятельства гибели актера стали постепенно забываться. И Талгат-человек уступил место Талгату-Малышу...

Остается надеяться, что когда ты в очередной раз будешь смотреть «Пиратов XX века», то вспомнишь, что Талгат Нигматулин не был опереточным злодеем. Он был яркой звездой своей эпохи, сгоревшей почти без остатка. Что, впрочем, свойственно звездам.

Материал был впервые опубликован в январском выпуске журнала MAXIM в 2006 году.

www.maximonline.ru

Талгат Нигматулин

Талга́т Кады́рович Нигмату́лин(тат. Тәлгать Кадыйр улы Нигъмәтулин, Təlğət Qadıyr uğlı Niğmətulin; 5 марта 1949, Кызыл-Кыя, Ошская область, Киргизская ССР — 11 февраля 1985, Вильнюс) — советский киноактёр. Биография

Детские годы

Родился в узбекско-татарской семье в Киргизской ССР. Его детские годы прошли трудно. Отец Талгата был шахтёром и трагически погиб, когда Талгату не было и двух лет. Талгат начал зарабатывать деньги ещё подростком, работая в различных местах: на сахарном заводе, в сапожной мастерской. Его мать была директором школы, но, несмотря на это, семья жила очень бедно. Матери сложно было воспитывать двух сыновей, поэтому Талгата определили в детский дом.

Рос он замкнутым, нелюдимым и застенчивым. Очень плохо говорил по-русски. Здоровье у мальчика было слабое, в раннем детстве он переболел рахитом. Активные игры со сверстниками обычно заканчивались слезами, синяками и шишками, а порой и более серьёзными травмами.

Однажды в пионерском лагере девочка отказалась танцевать с кривоногим сверстником. Обиженный Талгат убежал далеко в степь, чтобы никто не видел его слёз. Тогда он поклялся сделать своё тело красивым. С тех пор начались его занятия бальными танцами и лёгкой атлетикой, позже — восточными единоборствами. Талгат был чемпионом Узбекистана по карате.

Отдушиной для нелюдимого Талгата были книги из обширной домашней библиотеки Нигматулиных. И через какое-то время все, кто его знал, удивлялись тому, как красиво, правильно и литературно Талгат говорил по-русски. Оказывается, чтобы лучше освоить язык, он от руки переписал два тома «Войны и мира». Образование

Самой же большой его мечтой было — стать кинорежиссёром. Это предопределило его поступление во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

После окончания школы Талгат отправился в Москву поступать во ВГИК. Но туда его приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в училище циркового и эстрадного искусства, куда его охотно взяли. Учась в цирковом училище, Талгат серьёзно увлёкся кун-фу, познакомившись в Киргизии с мастером школы «Тигра-Дракона» Есеном Исмаиловым, Талгат около двух лет обучался у него. В результате он стал обладателем чёрного пояса, чемпионом Узбекистана по карате, а также занимал шестое место в чемпионате СССР по карате.

Уже тогда Талгат обладал колоритной внешностью и несомненным талантом. Вскоре его заметили на «Мосфильме», предложив в 1967 году роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре». « Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в чёрных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что впоследствии за ним закрепилось амплуа актёра, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом… Алишер Хамдамов

»

Во ВГИКе Нигматулин учился вместе с другими будущими звёздами: Николаем Ерёменко-младшим, Вадимом Спиридоновым и четырьмя Натальями — Белохвостиковой, Гвоздиковой, Аринбасаровой и Бондарчук. Творчество

В 1971 году, окончив ВГИК, Талгат Нигматулин поехал в Ташкент и стал актёром киностудии «Узбекфильм». Тогда появились его первые роли в фильмах «Седьмая пуля» (1972), «Встречи и расставания» (1973), «Сказание о Сиявуше» (1976).

Всё свободное время актёр проводил дома и писал. В Ташкенте были опубликованы некоторые рассказы Нигматулина, и даже готовилась к изданию первая книга прозы. Кинодраматург Одельша Агишев, прочитав кое-какие вещи, посоветовал Талгату поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Госкино СССР. В тот год курс набирал легендарный Витаутас Жалакявичюс. В одном из интервью Нигматулин сказал: «Этому замечательному режиссёру я многим обязан и в жизни, и в творчестве». В 1978 году Талгат успешно окончил эти курсы.

Если первые роли Талгата Нигматулина были небольшими и незначительными, то постепенно, благодаря таланту и дружбе с Николаем Ерёменко, у него начали появляться и более значительные роли. Например, роль Салеха в первом советском боевике — «Пираты XX века». На съёмки этого фильма Талгата и Николая Ерёменко-младшего пригласил режиссёр Борис Дуров. Актёры настолько азартно взялись за дело, что даже отказались от помощи дублёров и каскадёров. Но все неудобства, связанные со съёмкой фильма, были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, многие ходили на фильм по несколько раз. Личная жизнь

Ирина Шевчук

Во время учёбы во ВГИКе институте Талгат познакомился с молодой студенткой, а ныне Заслуженной артисткой Украинской ССР, Ириной Шевчук: « …У нас был большой долгий роман — практически два года неразлучно, а потом… мы встречались и расставались. Он был опытнее меня, а я, наверное, была слишком маленькая. У меня все было только в мечтах, в книжках. Окончательно разошлись ещё до окончания института. Для меня это стало тяжелым переживанием… Ирина Шевчук »

Лариса Кандалова

После окончания ВГИКа и возвращения в Ташкент Талгат женился на певице Ларисе Кандаловой, которая одно время состояла в группе «Ялла». Она познакомилась с Талгатом в гостях у общих знакомых. К тому моменту Нигматулин снялся в фильме «Седьмая пуля». Девушку покорила его внимательность: у её московской подруги в Ташкенте заболела мать, и не с кем было оставить двух собак. Талгат помог забрать женщину из больницы, а когда Лариса сдавала сессию, забрал одну собаку к себе и ухаживал за ней.

Вскоре в их семье родилась дочь Урсула. « Меня покорили его внимательность, умение дружить. Но семьянин из него не получился. Мы прожили вместе всего год. Влюбчивость и увлечения Талгата другими женщинами я воспринимала как предательство. В конце концов я забрала ребёнка и ушла от него. В тот момент он был абсолютно не готов к семейной жизни. Лариса Кандалова

»

О существовании 18-летней соперницы Халимы Хасановой Лариса узнала ещё во время беременности. В одном из интервью, уже после смерти Талгата, Лариса Кандалова так говорила о Халиме: « Эта девочка мёртвой хваткой вцепилась в моего мужа. Она приходила к нам домой, мама Талгата открывала Халиме дверь и пыталась скрыть от меня её визиты — лгала, что это почтальон или соседка. Пусть Халима простит меня за эти слова, как я простила ее за причинённую мне в те годы боль. Она очень любила Талгата, жила только для него, по-моему, и материально его поддерживала — даже работала на стройке. Это очень мягкая и мудрая женщина, но и она с Талгатом рассталась… Лариса Кандалова »

Халима Хасанова

Халима стала второй женой Талгата. Она могла выносить сложный характер Талгата. Их сожительство продлилось семь лет, и эти отношения стали самыми долгими в жизни Нигматулина. 21 октября 1980 года у них родился сын Саид. « Я безумно любила Талгата, хотя в наших отношениях случалось разное. Как-то встречали Новый год, вышли из квартиры в гости, а когда вернулись, обнаружили, что дверь захлопнулась. Так вот, на второй этаж по обледенелой водосточной трубе полезла я. Талгат это делать отказался: сказал, что ему страшно. Или вот другая история: когда Саид родился, муж перекупил коляску у мужчины, жена которого ждала ребёнка только через полгода. Талгат не просто вручил ему деньги, а пригласил случайного знакомого в ресторан, чтобы отметить покупку. В этом был весь Талгат — доброжелательный, открытый, компанейский. У него никогда не было врагов… Халима Хасанова »

Венера Ибрагимова

На съёмках фильма «Провинциальный роман» режиссёра Мелиса Убукеева, где Талгат Нигматулин играл главную роль, его партнёршей по съёмочной площадке была Венера Ибрагимова. Она и стала последней настоящей любовью Талгата. Когда Венера снималась в очередном фильме, Талгат приехал к ней на старом «Москвиче», который был буквально завален цветами, и увёз её в ЗАГС. Венере было 19 лет, Талгату — 33 года.

Это была по всем меркам актёрская семья. Супруги изредка виделись в перерывах между съёмками, жили скромно, но счастливо.

Талгат преклонялся перед творчеством Брюса Ли, жену которого звали Линдой, а Венера была ярой фанаткой звёздной пары Пола и Линды Маккартни, поэтому когда в семье Талгата и Венеры 14 мая 1983 года родилась дочь, её по обоюдному согласию назвали Линдой.

Венера старалась ни в чем не отставать от Талгата. Также стала заниматься карате. Получила чёрный пояс и стала кандидатом в мастера спорта. Гибель

В начале восьмидесятых Талгат Нигматулин вступил в секту, во главе которой стояли уроженец города Фрунзе (ныне Бишкек) учёный Абай Борубаев и народный целитель, экстрасенс Мирза Кымбатбаев. В секту входили журналисты, писатели, художники. Сектанты исповедовали учение под названием «Четвертый путь», бывшее смесью дзен-буддизма и эзотерики. Для близких людей так и осталось загадкой, что искал самодостаточный человек у «духовных братьев». Вероятно, свойственное Талгату стремление к неизведанному и привело его в секту Борубаева.

В 1981 году Талгат нашёл деньги на режиссёрский дебют — десятиминутный фильм «Эхо», в котором он снял Мирзу и Абая. Фильм был холодно принят и друзьями, и начальством.

Лариса Кандалова считает, что если б она была рядом, то и близко бы эту «шушеру» к Талгату не подпустила: « Думаю, там были замешаны наркотики, потому что не только водочкой в этой секте баловались. Когда мы были вместе, никаких наркотиков у Талгата я не видела, правда, он выпивал, но этим грешили многие артисты. После общения с коллегами он часто возвращался подшофе. Лариса Кандалова

»

Халима Хасанова о секте Борубаева: « Когда расставались, меня душила тоска. Не покидало чувство, что я отдаю его в ненадёжные руки. Так и не поняла, почему он связался с сектой, чего ему не хватало. Знаю только, что, когда эти мошенники увидели мою фотографию, они уговорили Талгата расстаться со мной. Я умоляла его сделать выбор, пока он не исковеркал свою жизнь, но напрасно. Я один раз видела этих сектантов. Они поразили меня своей убогостью, ущербностью. Талгат среди них был как ясное солнце… Халима Хасанова

»

В начале февраля 1985 года в «школе» Мирзы и Абая произошёл раскол: несколько учеников из Вильнюса решили порвать отношения с сектой. Для выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «выколотил» деньги из непокорных, но Талгат отказался участвовать в рэкете, за что поплатился жизнью.

В ночь с 10 на 11 февраля 1985 года в центре Вильнюса, в доме № 49 по улице Ленина, в квартире художника Андрюса, пятеро «целителей» с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося чемпиона по карате до тех пор, пока к полудню 11 февраля не наступила смерть от несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов.

Тело Талгата нашли в ванной, на нём было обнаружено 119 травм. Поскольку тело было сильно изуродовано, жена Венера приняла решение его кремировать. Незадолго до смерти Талгат крестился и принял православие. Процедуру кремации провели в Каунасе. Прах Талгата захоронили в Ташкенте на кладбище «Чилонзор Ота».

Суд приговорил Абая Борубаева к 14 годам, ещё одного соучастника убийства Нигматуллина — Мирзу Кымбатбаева — к 10 годам тюремного заключения, остальных участников преступления — к более коротким срокам. Абай Борубаев умер во время отбывания тюремного заключения от туберкулёза. Память

В 2001 году одной из улиц Кызыл-Кыя, где родился актёр, было присвоено имя Талгата Нигматулина. Фильмография

1. 1967 — Баллада о комиссаре — белогвардейский офицер 2. 1969 — Её имя — Весна — Пулат Садыков 3. 1971 — Ночь на 14-й параллели — Ситонг 4. 1972 — Седьмая пуля — Исмаил 5. 1972 — В чёрных песках — Таган 6. 1973 — Встречи и расставания — Исмаил 7. 1975 — Хозяин воды — Нигмат 8. 1976 — Сказание о Сиявуше (фильм) — Тулан 9. 1977 — Вооружён и очень опасен — индеец Джо 10. 1979 — Пираты XX века — пират Салех 11. 1980 — Какие наши годы! — Толик Кучкаров 12. 1981 — Право на выстрел — капитан «Киёси» 13. 1981 — Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна — индеец Джо 14. 1982 — Государственная граница. Фильм 3-й: Восточный рубеж — «Весёлый» 15. 1982 — У кромки поля (фильм) 16. 1982 — Sonjas Rapport 17. 1982 — Приказ: перейти границу — японский смертник 18. 1983 — Волчья яма — Самат 19. 1984 — Один и без оружия — «Хан» 20. 1985 — Противостояние — Уразбаев

21. 1985 — Жизнь и бессмертие Сергея Лазо (фильм) — капитан-лейтенант Мацуми

bestactor.ru


Смотрите также