Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Тамара макарова биография личная жизнь


Тамара Макарова

За красоту и талант Тамару Макарову называли российской Гретой Гарбо. И если мужа Тамары Федоровны – Сергея Герасимова – неофициально признавали главным режиссером советского кинематографа, то его талантливую супругу за глаза величали первой леди советского кино. Народная артистка Советского Союза прожила долгую и достойную жизнь.

Детство и юность

Родилась актриса в 1907 году в Северной столице в интеллигентной семье военного врача. В первые десять лет жизни девочка впитала лучшее от эпохи: благородные манеры, тонкое понимание искусства, атмосферу русского дворянства. Детство окончилось в 1917-м с гибелью отца: семья познала голод и бедность. Но девочка не бросила балетную студию, где педагоги прочили ей блестящую карьеру балерины, и учебу в школе.

Актриса Тамара Макарова

В 14 лет обожавшая театр Тамара Макарова собрала «труппу», в которую вошли ее ровесники – соседские ребята. Вскоре дворовый театр радовал зрителей любительскими спектаклями. Юные артисты показали высокий уровень мастерства, за что труппу Макаровой зарегистрировали.

Тамара Макарова в детстве

За выступления ребятам платили хлебными пайками, поощряя продолжать актерскую карьеру. После окончания трудовой школы Тамара Макарова стала студенткой театральной мастерской Форрегера. На момент поступления Макаровой (1924 год) мастерская вошла в состав ГИТИСа. Здесь учились Сергей Герасимов, Борис Барнет, Людмила Семенова.

Фильмы

Кинематографическая биография Тамары Макаровой началась в 1926 году с выходом на экраны картины «Чужой пиджак». Роль в фильме досталась 19-летней девушке случайно: ее окликнули на улице, спросив, не желает ли сняться в кино. После проб Макарову утвердили, и она дебютировала в художественной ленте в образе машинистки Дудкиной. Роль соблазнительной красотки открыла артистке дверь в кинематограф. На съемочной площадке у актрисы и Сергея Герасимова, игравшего агента Скальковского, вспыхнул роман. Через год актеры поженились.

Тамара Макарова в молодости

В том же 1927 году Тамара Макарова вернулась в Ленинград и поступила в театральный техникум, который окончила через 3 года. Став дипломированной актрисой, в 1930 году Тамара Макарова снялась в эпизоде мелодрамы. Серьезные роли достались артистке спустя 3 года в кинопроекте Всеволода Пудовкина «Дезертир» и мелодраматической ленте Ивана Пырьева «Конвейер смерти». Но главная удача – ключевая роль в картине мужа «Люблю ли тебя?».

Тамара Макарова в фильме «Конвейер смерти»

Всесоюзная слава обрушилась на Тамару Макарову в 1936-м, когда на экраны вышел приключенческий фильм Сергея Герасимова «Семеро смелых». Это картина об отважных полярниках. Съемочная бригада отправилась в экспедицию на север, где актеры снимались в реальной среде. Картина принесла успех режиссеру, сценаристу Юрию Герману и актерам. Тамара Макарова, Петр Алейников и Олег Жаков проснулись знаменитыми на всю страну.

Тамара Макарова в фильме «Семеро смелых»

В 1938-м и 1939-м молодую актрису накрыла новая волна успеха: на экраны вышли оптимистическая драма о стройке века «Комсомольск» и киноповесть «Учитель». Фильмы снял Сергей Герасимов, написав для них сценарии. Главные роли в лентах достались жене Тамаре Макаровой. За работу в «Учителе» Тамара Федоровна получила первую награду – Сталинскую премию.

Тамара Макарова в фильме «Учитель»

Макарова стала музой Сергея Герасимова, которой он доверял воплощение ключевых персонажей в своих проектах. Жена сыграла Нину в драме «Маскарад» - экранизации одноименного произведения классика. Съемки фильма окончились в ночь на 22 июня 1941 года, а утром страна узнала о начале Второй Мировой войны. В 1942 году Сергей Герасимов в творческом тандеме с Михаилом Калатозовым снял картину «Непобедимые», где Макарова появилась в образе инженера Насти Ковалевой. В следующем году супруги уехали в вынужденную эвакуацию.

Тамара Макарова в фильме «Маскарад»

В 1944-м на экраны вышла драма Герасимова «Большая земля». В фильме, посвященном подвигу людей во вражеском тылу, Тамара Макарова появилась в образе деревенской труженицы, заменившей у токарного станка ушедшего на фронт мужа. Картина имела успех, а зрители и кинокритики сошлись во мнении, что роль Анны Свиридовой – лучшая из работ Макаровой в 1940-50-е годы.

Тамара Макарова в фильме «Большая земля»

Первая послевоенная картина Тамары Макаровой – киносказка «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы актриса запомнилась миллионам юных зрителей. В 1946-м «Каменный цветок» стал лидером кинопроката: фильм посмотрело 23 миллиона человек. Киносказка получила премию жюри Каннского кинофестиваля. Утонченную и талантливую советскую артистку, приехавшую с группой на фестиваль, заметили западные продюсеры, предложив ей сняться в кинодраме «Анна Каренина». Но позволения на съемки Макаровой не дали.

Тамара Макарова в роли Хозяйки Медной горы

В 1946-м актрисе вручили вторую премию Сталина за работу в художественном фильме «Клятва». До конца 1940-х Тамара Макарова снялась в «Молодой гвардии», режиссером которой стал муж. В экранизации романа Александра Фадеева артистка сыграла маму Олега Кошевого. В 1949 году актриса Тамара Макарова получила звание Народной. В 1950-е артистка мало снималась, сосредоточив силы на преподавании во ВГИКе. В конце 1960-х она стала профессором театрального вуза. Из ярких работ этого периода – картины «Сельский врач», «Дорога правды» и «Память сердца».

Тамара Макарова в фильме «Молодая гвардия»

В 1970-80-х Тамара Макарова появлялась только в картинах Сергея Герасимова. Зрители увидели любимую артистку в фильмах «Люди и звери», «Журналист», «Дочки-матери», лентах «В начале славных дел» и «Юность Петра». Учениками Макаровой и Герасимова стали Наталья Бондарчук и Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Николай Еременко-младший, Алла Ларионова.

Тамара Макарова в фильме «Лев Толстой»

Последней совместной работой режиссера и актрисы стала драма о последних днях жизни классика «Лев Толстой», где писателя сыграл Сергей Герасимов, а его супругу – Тамара Макарова. Кинокартина получила главный приз в Карловых Варах. Фильм вышел на экраны в 1984-м, а в следующем году режиссера не стало. Больше артистка не снималась, хотя ей не раз предлагали роли. К 90-летию мужа Тамара Макарова выпустила мемуары, назвав их «Послесловие».

Личная жизнь

Супруги казались образцовой парой - знаменитый режиссер и его прекрасная муза-жена. Но лишь близкие друзья знали, что скрывается за образцово-показательной «витриной». Только ленивый не говорил за спиной супругов об изменах харизматичного и блистательного Сергея Герасимова.

Тамара Макарова и Сергей Герасимов

Герасимов, на которого с обожанием смотрели юные актрисы, не всегда мог удержаться от соблазнов, о чем Тамара Макарова была хорошо осведомлена. Но никогда гордая женщина не опускалась до мести или скандалов с соперницами. О ее сдержанности и самообладании ходили легенды.

Тамара Макарова и Артур Макаров

Брак Герасимова и Макаровой был бездетным. Тамара Федоровна выплескивала нерастраченную материнскую любовь на студентов-актеров и приемного сына – племянника Артура Макарова, которому Сергей Герасимов дал свое отчество. Макаров стал писателем и киносценаристом. В его активе популярные картины «Новые приключения Неуловимых», «Золотая мина», «Колье Шарлотты». Макаров погиб в 64 года: сценариста нашли в квартире заколотым кинжалом из коллекции Герасимова.

Смерть

Тамара Федоровна тяжело переживала смерти мужа и племянника. После кончины Герасимова Макарова замкнулась в четырех стенах, не снималась и не выходила в свет, не давала интервью. Она пережила супруга на 12 лет, а приемного сына на 2.

Великая актриса умерла в 89 лет, 20 января 1997 года. На похороны Тамары Макаровой пришли сотни ее учеников, ставших звездами советского и российского кинематографа. Причиной смерти актрисы назвали тоску о любимом муже и сыне. Похоронили народную артистку на 10-м участке Новодевичьего кладбища.

Фильмография

  • 1927 — «Чужой пиджак»
  • 1933 — «Дезертир»
  • 1934 — «Люблю ли тебя?»
  • 1936— «Семеро смелых»
  • 1938 — «Комсомольск»
  • 1939 — «Учитель»
  • 1941 — «Маскарад»
  • 1942 — «Непобедимые»
  • 1946 — «Каменный цветок»
  • 1948 — «Молодая гвардия»
  • 1948 — «Повесть о настоящем человеке»
  • 1952 — «Сельский врач»
  • 1962 — «Люди и звери»
  • 1974 — «Дочки-матери»
  • 1980 — «Юность Петра»
  • 1984 — «Лев Толстой»
Page 2

24smi.org

Тамара Федоровна Макарова

Тамара Макарова, советская актриса, педагог ВГИКа, жена режиссёра Сергея Герасимова. Родилась в 1914 году в Петербурге.

Родилась Тамара Макарова в августе 1907 года в Петербурге. Она происходила из очень милой интеллигентной семьи, ее отец всю жизнь посвятил медицине. Родилась она до революции, и первые 10 лет жизни провела, как настоящая аристократка в плане воспитания.

Она впитала в себя все лучшее от русского дворянства, а утонченные манеры, интеллигентность у неё были врождёнными. Впоследствии этот налет обаяния, скромности и интеллигентной женственности проявлялся во всех образах, создаваемых на сцене и в кино, чем привлекал особый интерес зрителей.

Однако длилось хорошее спокойное детство недолго, поскольку в 1917 году, когда девочке было всего лишь 10 лет, страна содрогнулась от революции. Отец пропал, и семья в полной мере ощутила, что означает бедность. Доподлинно неизвестно, что случилось с отцом, он пропал без вести. Сказалось его благородное прошлое, которое ему вменили в вину, так как он работал врачом в Царском селе, общался с дворянами и аристократами.

Детство и первые шаги в искусстве

Несмотря на столь непростые условия жизни, когда вся все тяготы легли на плечи матери, маленькая Тома тоже старалась внести свою лепту, заботясь о младшей сестре Люде и брате. К сожалению, ещё в раннем детстве брат умер от туберкулеза, болезни, которая подкосила многих.

Фото: Тамара Макарова в детстве

Трудности закалили характер будущей артистки, она по-прежнему оставалась женственной, нежной, сумела пронести это через всю жизнь, но внутри неё всегда был стальной стержень.

Первые шаги в искусстве можно смело отнести к тому моменту, когда девочка создала дворовый театр, который держался полностью на ее энтузиазме. Ей в то время было всего лишь 14 лет.

Семья проживала в неблагополучном районе северной столицы, многие семьи не успели оправиться после Первой мировой войны и тяжких революционных событий, в стране было много беспризорников. Пожалуй, театр стал какой-то отдушиной для ребят, которые стремились окунуться в иной мир и на миг забыть о голоде, разрухе, продолжающихся отголосков войны.

Фото: Тамара Макарова в юности

Театр был настолько удачен, что молодая Советская республика, благоволившая талантам из народа, признала это объединение. Нарождающаяся советская власть потворствовала таким занятиям, поскольку дворовые театры отвлекали подростков от бродяжничества, от совершения преступлений, образования банд. Театр был зарегистрирован официально, а всем участникам советская власть даже выдавала паёк.

Профессиональное становление

В 1924 году девушка поступила в актерскую мастерскую Николая Фоггера (Мастфор). Однако в кино ее пригласили в фильм «Чужой пиджак», не зная, что она уже учится на актрису. Девушка всегда любила модно одеваться, она знала толк в хороших вещах и несмотря на трудности всегда старалась выглядеть свежо и очаровательно.

В хороших платьях она смотрелась, как настоящая звезда. И когда она однажды прогуливалась по городу в своих лучших нарядах, то ее пригласили сниматься в кино. И конечно, когда оказалось, что девушка уже учится на актрису, то у режиссера не возникло сомнений. Роль было совсем крохотная, но Тома справилась блестяще.

Нельзя сказать, что эта работа произвела фурор в нарождающемся советском кинематографе, однако режиссёры заметили актрису. К сожалению, за ней закрепилось амплуа исполнительницы роковых красоток, шпионок. И действительно, выглядела Тамара Макарова не совсем по-советски. Скорее, она напоминала голливудскую диву, каким-то чудом оказавшуюся в Советской России.

Затем в биографии актрисы последовали и другие работы, но настоящий успех пришел к ней вместе с первым звуковым фильмом, который был снят ее мужем Сергеем Герасимовым. Эта картина называлась «Семеро смелых». Она повествовала о талантливой молодёжи, молодых ученых, которые отправились покорять арктические пространства.

Этот фильм привлёк большое внимание. Во-первых, он был звуковой, а во-вторых повествовал о советской Арктике, интерес к которой начал пробуждаться.

Это был настоящий хит. Повсюду стали печататься открытки с изображением актрисы, а картина попала на парижскую выставку, где была отмечена особой наградой.

Следующая совместная картина с Сергеем Герасимовым называлась «Комсомольск». В ней тоже прослеживалось воспевание рабочих будней молодёжи. Да, в то время можно было снимать только идеологические фильмы, прославляющие молодую советскую республику. Но Сергей Герасимов уникальный человек в плане одаренности и умения снимать жизненные картины несмотря на обязательный налёт пафоса и безмерного патриотизма.

Затем был фильм «Учитель», который тоже снял Сергей Герасимов. Эта картина была встречена на ура. Она повествовала о любви простой крестьянки с Урала к молодому учителю. И на примере этой картины Сергей Герасимов показал, как образование возвышает человека. А Тамара Макарова филигранно сыграла роль простой девушки, которая буквально из состояния полуфеодального благодаря образованию возвышается над окружающей действительностью и становится очень интеллигентной, образованной, волевой. Она понимает, зачем живёт в жизни.

Далее была совместная картина «Маскарад», где она сыграла аристократку. И вновь страна ахнула. Поскольку до этого в ролях она представала только в образе комсомолок, крестьянок, то сейчас на ней было превосходное королевское платье, и сама она сыграла утонченную леди. Такое перевоплощение не могло не удивить.

Когда началась война, то актрисе было уже34 года. Мужу было предложено покинуть Ленинград и отправиться в эвакуацию. Однако супруги отказались и выдержали в Ленинграде блокаду вместе с остальными людьми. И даже в то время ее муж продолжал съёмки, рассказывая о жизни в блокадном Ленинграде.

Было решено, что актриса, исполнявшая роли в его фильмах, не будет гримироваться. Ее лицо выглядело уставшим, с морщинками, со следами недосыпания. Но именно такой образ был наиболее реалистичен.

После блокады, когда ситуация немного стабилизировалась, она переезжает с мужем в Москву, где становится преподавателем во ВГИКе. Она продолжала сниматься, получала сталинские премии.

Несыгранная роль

Сергей Герасимов вскоре приступил к съемкам «Тихого дона» по роману Михаила Шолохова. Он задумал снять этот фильм еще в конце 30-ых годов и конечно, на главную роль Аксиньи планировал взять свою жену. Но помешала война, другие обстоятельства. Он вновь смог приступить к съемкам картины только в 50-ых. На тот момент актрисе уже было почти 50 лет.

Хотя она находилась в прекрасной форме, но никак не могла играть в молодую Аксинью. Поэтому Сергей Герасимов принял решение взять на роль Элину Быстрицкую. Несомненно, Тамара Фёдоровна сумела бы сыграть роль Аксиньи не менее виртуозно, чем Элина Быстрицкая. Жаль, но этим планам так и не суждено было сбыться. Несомненно, это могло бы стать одной из лучших ролей актрисы, ведь она идеально вписывалась в образы женственных, но сильных героинь.

Личная жизнь и последние годы

Актриса была музой и женой Сергея Герасимова. Они познакомились еще на заре своей творческой карьеры, поскольку учились вместе одном театральном заведении. Как потом вспоминал Сергей Апполинарьевич, Тома всё время стремилась проверить его на прочность. Она могла запросто сделать замечание какому-нибудь парню на улице, если ей показалось, что он на неё посмотрел как-то не так. Начинались разборки, и за неё всегда приходилось вступаться Сергею. Он считает, что актриса даже целенаправленно провоцировала уличных молодчиков, чтобы проверить, может ли ее будущий муж дать сдачи и постоять за неё или же сбежит при первой опасности. Но он прошел все испытания, и она ответила согласием. Супруги вместе преподавали во ВГИКе, и именно Сергей сделал Тамару Фёдоровну настоящей звездой СССР, первой леди кинематографа.

Фото: Тамара Макарова с мужем

К сожалению, своих детей у пары не было, но они усыновили сына сестры Тамары. Она вышла замуж за потомка немцев, который в связи с кровопролитной войной с Германией был признан неблагонадежным. Сестру репрессировали, как и ее мужа. Их сына советская власть собиралась отправить в детский дом, где воспитывались дети «врагов народа». Но Тамара Фёдоровна пришла в ужас, когда поняла, какая судьба уготована племяннику. Они с мужем подключили все связи, обошли все инстанции и добились разрешения стать официальными опекунами мальчика.

Он прожил 64 года и умер 1995 году в результате криминальных разборок. Считается, что он занялся бизнесом в начале 90-ых, как многие другие и стал жертвой преступников в одной из разборок.

В советское время он работал писателем, сочинял сценарии, и это ему удавалось весьма неплохо. Сергей Герасимов умер в 1985 году. Таким образом Тамара Макарова пережила и своего подопечного, и мужа, и многих других близких родственников. Да, умерла она в весьма преклонном возрасте в 1997 году. Она была верующим человеком и посещала церковь, особенно в последние годы своей жизни.

Она похоронена на Новодевичьем кладбище вместе со своим мужем.

Избранная фильмография

  • 1929 — Новый Вавилон
  • 1933 — Конвейер смерти
  • 1936 — Семеро смелых
  • 1941 — Маскарад
  • 1944 — Большая земля
  • 1948 — Молодая гвардия
  • 1962 — Люди и звери
  • 1974 — Дочки-матери
  • 1984 — Лев Толстой

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Тамара Макарова: фильмография и биография актрисы :

В 2017 г. исполняется 110 лет со дня рождения прекрасной советской актрисы по имени Тамара Макарова. Фильмы с ее участием были любимы не одним поколением зрителей. Кроме ошеломительной карьеры в кино, эта удивительная женщина сумела проявить себя и как отличный педагог, воспитав не одно поколение талантливых артистов. Как же простой девочке из семьи врача удалось стать королевой советского кинематографа?

Тамара Макарова: биография ранних лет

Родилась будущая актриса в 1907 г. в Санкт-Петербурге. Кроме нее, в семье было еще двое детей.

Когда грянула революция, отец десятилетней Томы - Федоров Макаров - вынужден был оставить семью и скрываться, поскольку ранее работал медиком в Царском Селе и считался неблагонадежным по меркам того мятежного времени. Больше дети и супруга его не видели, и как сложилась его дальнейшая судьба, никто не знает.

После исчезновения отца семейства забота о детях легла целиком на плечи хрупкие матери Томы, которой приходилось трудиться без выходных и праздников, чтобы обеспечить семью.

Пока смелая женщина самоотверженно пыталась заработать на жизнь, юная Тома заботилась о младшем брате и сестренке Люде. Однако вскоре брат заболел туберкулезом и умер.

Юность Тамары Макаровой

Ранние годы жизни актрисы пришлись на непростое время: после Гражданской войны в стране была разруха и голод. Но, возможно, именно благодаря трудностям, которые ей пришлось пережить в детстве, у Тамары Федоровны сформировался такой стойки и бесстрашный характер.

Жили Макаровы в довольно неблагополучном районе. Однако местные хулиганы уважали юную Тому за ее откровенность и отчаянный нрав. Она была заводилой в своем дворе и позже смогла своими силами организовать там любительский театр. Со временем он получил официальный статус, а его участники – регулярный продуктовый паек.

Учеба и первые роли

Окончив в семнадцать лет школу, Тамара Макарова поступила на учебу в актерскую мастерскую Николая Фоггера (Мастфор). Здесь она и познакомилась со своим будущим мужем, однако в то время красавица-студентка, которую осаждали толпы поклонников, не обратила на невзрачного юношу, донашивающего чужой пиджак, никакого внимания.

Первую роль в кино молодая актриса Макарова Тамара получила совсем случайно. Будучи заядлой модницей, девушка всегда стремилась одевать с шиком, несмотря на трудное время. Благо фигура у нее была отличная. А умение держать осанку, которое она приобрела, занимаясь в детстве балетом, позволяло начинающей актрисе выглядеть королевой даже в самом простом наряде. Однажды, когда она прогуливалась по улице, наряженная по последней моде того времени, ее заприметила ассистентка из ФЭКСа (Фабрика эксцентрического актера). Она пригласила красотку сыграть в кинокартине «Чужой пиджак». И хотя роль Дудкиной, которую поручили очаровательной Томе, была совсем крохотной, Макарова сыграла ее великолепно. Однако из-за этого за актрисой на несколько лет закрепилось амплуа роковой женщины, и ей поручали играть только иностранок или шпионок.

Первой серьезной работой в кино, которая досталась Тамаре Федоровне Макаровой, стала кинокартина Ивана Пырьева «Конвейер смерти», в которой актриса сыграла Анну. Однако эта лента долго лежала на полке и, утратив актуальность, прохладно была встречена зрителями. Поэтому картина особой популярности актрисе не принесла, зато помогла доказать ей, что она способна играть не только легкомысленных барышень, но и женщин с богатым внутренним миром.

Союз Тамары Макаровой и Сергея Герасимова

Настоящий прорыв в карьере актрисы произошел благодаря ее мужу - известному советскому кинорежиссеру и преподавателю Сергею Герасимову. Знакомство с ним произошло еще во время учебы, но поначалу парень ей не понравился, тем более на то время у ее уже был кавалер. Однако на Герасимова красотка Тамара Макарова произвела ошеломляющее впечатление, и он приложил все усилия, чтобы покорить ее гордое сердце.

Бытует легенда, что на одном из свиданий актриса подговорила своих знакомых хулиганов испытать ухажера на смелость. Сергей Аполлинариевич достойно прошел проверку, и в 1928 г. влюбленные поженились.

Этот союз оказал огромное влияние на советское кино, ведь, по признанию самого Герасимова, именно супруга поддержала его стремление переквалифицироваться из артиста в режиссера. В свою очередь муж Тамары Макаровой настоял, чтобы она развивала свой талант и поступила в Техникум сценических искусств.

В первые годы совместной жизни супруги практически не снимали кино вместе, каждый сосредоточился на своей карьере. Вот только настоящего успеха они смогли добиться лишь тогда, когда стали работать вместе.

Дебютной совместной работой для влюбленных стала немая кинолента «Люблю ли тебя?» В ней Герасимов впервые снял свою жену в главной роли. Однако эта лента не стала особым событием в мире советского кино и даже не сохранилась в архивах. Зато следующая совместная работа супругов прославила их на весь СССР.

Картина «Семеро смелых» - первый звуковой кинофильм Герасимова и Макаровой

В 1935 г. Сергей Герасимов и Юрий Герман написали сценарий о жизни семи обитателей арктической бухты «Радостная». Вскоре по этому сценарию была снята кинокартина «Семеро смелых». Главную женскую роль, доктора Евгении Охрименко, в ней получила актриса Макарова Тамара.

Эта кинолента стала настоящим хитом. Зрители были в восторге от нее, а Женя Охрименко, как и исполнительница этой роли, стала героиней и примером для миллионов советских зрителей. Фото Тамары Макаровой стали печататься в качестве открыток миллионными тиражами. Более того, на памятной Всемирной парижской выставке 1937 г. награды удостоилась не только знаменитая скульптура Веры Мухиной, но и кинокартина «Семеро смелых».

Через год Герасимов снял еще одну киноленту с супругой в главной роли – «Комсомольск». Как и предыдущая его работа, эта была также посвящена будням и праздникам рабочей молодежи. Несмотря на агитационный пафос, в огромном количестве присутствующий в картине, режиссеру удалось сделать ее невероятно реалистичной, тщательно проработав характер и мотивацию каждого персонажа. Однако львиная доля успеха «Комсомольска» была заслугой Тамары Макаровой, сыгравшей Наташу Соловьеву. Несмотря на очень теплый прием, данная лента немного уступала «Семерым смелым».

В этом же году актриса снялась у другого режиссера, в картине «Великое зарево». Однако до работ Сергея Герасимова этой ленте было далеко.

Кинофильм «Учитель» и первая Сталинская премия

После двух успешных проектов Герасимов и Макарова стали своеобразным брендом. Теперь зазывать зрителей в кинотеатры на фильмы с участием Тамары Макаровой не было необходимости – одно ее имя было лучшей рекламой.

Следующей совместной работой супругов стала картина «Учитель». В ней актриса сыграла уральскую селянку Аграфену Шумилину, влюбленную в приехавшего в их деревню молодого учителя. Эта роль настолько хорошо удалась Тамаре Федоровне Макаровой, что она, наравне с мужем, была награждена Сталинской премией.

Последней совместной работой супругов в предвоенном кино стала картина «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова. Несмотря на то что она не была отмечена премиями, эта кинолента стала поворотной в судьбе актрисы.

Ранее фильмография Тамары Макаровой состояла из кинокартин, посвященных событиям современности. Поэтому никто, кроме Герасимова, не верил, что актриса способна правдоподобно сыграть аристократку XIX в. Тем более что ранее Тамара Федоровна великолепно создавала на экране образы колхозниц и комсомолок. Однако в «Маскараде» перед зрителями предстала совершенно иная Макарова – мало кто мог узнать в этой истинной леди с безупречной осанкой и светскими манерами комсомолку Соловьеву или крестьянку Шумилину.

Знакомые звездной четы говорят, что чудесное преображение Тамары Макаровой произошло благодаря влиянию ее супруга. Кстати, после «Маскарада» на протяжении всей своей жизни актриса поддерживала имидж леди, который сформировался у нее при работе над этим проектом.

Военные годы

В начале Великой Отечественной войны Макаровой и Герасимову предложили уехать в эвакуацию, однако супруги отказались и оставались в Ленинграде вплоть до 1943 г., пережив в блокированном городе самые сложные времена. Помимо работы на «Ленфильме», в эти годы Тамара Макарова трудилась в госпитале и сандружине, за что впоследствии была награждена тремя медалями и Орденом Отечественной войны.

В это непростое время актриса снималась в картине Герасимова о войне «Непобедимые». Эта лента стала последней совместной работой Макаровой с «Ленфильмом». После ее завершения супруги эвакуировались с Ташкент, а в Ленинград более не возвращались, переехав потом в Москву.

В столицы в 1944 г. вышла новая лента Герасимова о войне – «Большая земля». Как и в предыдущих работах режиссера, главную роль в ней сыграла его супруга.

Стоит отметить, что фильмы с Макаровой Тамарой, снятые в военные годы, были столь реалистичными еще и благодаря тому, что актриса, по совету мужа, отказалась гримироваться во время съемок. Не замаскированные под слоями грима морщинки добавляли ее героиням естественности и правдоподобности.

Еще во время пребывания в эвакуации узнала о печальной судьбе своей младшей сестры Людмилы Тамара Макарова. Личная жизнь бедной женщины сложилась не очень удачно. Муж Людмилы Федоровны по происхождению был немцем, и с началом Великой Отечественной войны он был арестован за измену родине. Его супругу, как родственницу врага народа, сослали в Сибирь на поселение.

Их сыну Артуру грозило незавидное будущее в детдоме для отпрысков врагов народа. Чтобы уберечь племянника, Макарова и Герасимов употребили все связи и оформили официальное опекунство, усыновив и вырастив мальчика как своего сына.

Впоследствии Артур стал известным писателем и сценаристом. Среди его работ - киносценарии к кинокартинам «Новые приключения неуловимых», «Золотая мина» и «Три дня вне закона».

Преподавательская деятельность

С переездом в столицу СССР первая леди советского кино попробовала себя в новой роли – преподавательницы. Вместе с супругом она стала обучать молодых артистов ВГИКа.

Поскольку своих детей у актрисы не было (о чем она впоследствии очень жалела), всю свою нерастраченную материнскую любовь женщина отдала своим студентам. Тамара Макарова не только стала для них отличным преподавателем, но и финансово поддерживала многих из них в тяжелое послевоенное время.

Все во ВГИКе знали, что счастливчики, попавшие в мастерскую Макаровой и Герасимова, будут обеспечены работой всегда. Ведь даже после окончания учебы звездные супруги заботились о карьере своих любимых учеников.

Наиболее известные ВГИКовские «дети» Тамары Макаровой и Сергея Герасимова – это Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Белохвостикова, Николай Еременко–младший и многие-многие другие. Все они с искренней теплотой и благодарностью вспоминают свою преподавательницу, которая была для них не только строгим педагогом, способным говорить всю правду в лицо, но и примером для подражания.

Другие фильмы с участием Тамары Макаровой

С окончанием войны стал угасать и «кинороман» Герасимова и его супруги. Дело в том, что Макарова старела и уже не годилась на роли молодых героинь, о которых снимал картины ее супруг. И хотя она отлично сыграла в «Каменном цветке» Александра Птушко, а за «Клятву» Михаила Чиаурели была вновь награждена Сталинской премией, в культовой киноленте Герасимова «Молодая гвардия» актрисе досталась лишь второстепенная роль матери Олега Кошевого.

Несмотря на то что супруг стал брать на главные роли других, более молодых актрис, Тамара Федоровна не отчаивалась. В картине «Три встречи» она отлично сыграла Олимпиаду Самосееву, благодаря чему супруг пригласил ее на главную роль в новой ленте «Сельский врач». После этой работы почти десятилетие Макарова и Герасимов не работали вместе на съемочной площадке.

В эти годы актриса практически не появляется на киноэкране, сосредоточившись на преподавании. А в это время ее муж снимает «Тихий Дон» с Элиной Быстрицкой в главной роли. Самое печальное, что идея экранизировать фундаментальный роман Михаила Шолохова возникла у Герасимова еще в конце тридцатых годов. В то время он планировал пригласить жену на роль роковой казачки Аксиньи. Однако война воспрепятствовала тогда осуществлению этого замысла, а в шестидесятых Макарова, несмотря на отличную форму, уже по возрасту не подходила для роли возлюбленной Григория Мелехова.

В 1962 г. Сергей Герасимов снимает довольно спорную на то время кинокартину «Люди и звери». Его жена не только сыграла в этом проекте, но и стала автором либретто к нему.

После этой картины, за исключением ленты «У озера» с Василием Шукшиным и Натальей Белохвостиковой, а также «Красного и черного» с Сергеем Еременко-младшим, во всех остальных кинофильмах Сергея Герасимова снималась Тамара Макарова.

Последней совместной работой Герасимова и Макаровой стала лента 1984 г. - «Лев Толстой», в которой они сыграли супругов Льва Николаевича и Софью Андреевну. Вскоре после этого Сергей Герасимов был госпитализирован и умер от проблем с сердцем.

Жизнь Тамары Макаровой после смерти мужа

Оставшись вдовой, Тамара Федоровна еще некоторое время преподавала во ВГИКе, но потом ушла на пенсию. Причина оказалась банальной: пожилой женщине, которой на то время исполнилось почти восемьдесят лет, было физически тяжело самой добираться на работу, а обеспечить ее служебным авто с шофером, как это происходило при Сергее Герасимове, руководство ВГИКа не посчитало целесообразным.

Несмотря на это, бывшие ученики не оставляли любимого педагога. Они часто приходили в гости и старались поддержать одинокую женщину.

Что касается работы в кино, то, несмотря на преклонный возраст, актрису часто приглашали сниматься, но она отказывалась, полагая, что со смертью супруга и ее кинокарьера закончилась.

Серьезным потрясением, которое довелось пережить Тамаре Федоровне в последние годы жизни, стало убийство ее 64-летнего племянника Артура Макарова. Виновный в этом преступлении так и не был найден.

Через два года после этого, в 1997 г., Тамары Макаровой самой не стало. Похоронена великая актриса рядом со своим мужем, на Новодевичьем кладбище.

Для современного поколения зрителей, родившихся в восьмидесятых - девяностых годах XX в., творчество Тамары Макаровой мало знакомо. Для них она - одна из многих звезд сталинской эпохи вроде Марины Ладыниной, Любови Орловой или Валентины Серовой. Несмотря на это, даже сегодня есть люди, которые помнят эту превосходную актрису и преподавательницу. Хочется верить, что поклонники таланта Тамары Федоровны будут находиться всегда, даже через несколько сотен лет.

www.syl.ru

Тамара Макарова – биография, фото, личная жизнь, фильмография | Биографии

Тамара Макарова: биография

За красоту и талант Тамару Макарову называли российской Гретой Гарбо. И если мужа Тамары Федоровны – Сергея Герасимова – неофициально признавали главным режиссером советского кинематографа, то его талантливую супругу за глаза величали первой леди советского кино. Народная артистка Советского Союза прожила долгую и достойную жизнь.

Детство и юность

Родилась актриса в 1907 году в Северной столице в интеллигентной семье военного врача. В первые десять лет жизни девочка впитала лучшее от эпохи: благородные манеры, тонкое понимание искусства, атмосферу русского дворянства. Детство окончилось в 1917-м с гибелью отца: семья познала голод и бедность. Но девочка не бросила балетную студию, где педагоги прочили ей блестящую карьеру балерины, и учебу в школе.

Актриса Тамара Макарова

В 14 лет обожавшая театр Тамара Макарова собрала «труппу», в которую вошли ее ровесники – соседские ребята. Вскоре дворовый театр радовал зрителей любительскими спектаклями. Юные артисты показали высокий уровень мастерства, за что труппу Макаровой зарегистрировали.

Тамара Макарова в детстве

За выступления ребятам платили хлебными пайками, поощряя продолжать актерскую карьеру. После окончания трудовой школы Тамара Макарова стала студенткой театральной мастерской Форрегера. На момент поступления Макаровой (1924 год) мастерская вошла в состав ГИТИСа. Здесь учились Сергей Герасимов, Борис Барнет, Людмила Семенова.

Фильмы

Кинематографическая биография Тамары Макаровой началась в 1926 году с выходом на экраны картины «Чужой пиджак». Роль в фильме досталась 19-летней девушке случайно: ее окликнули на улице, спросив, не желает ли сняться в кино. После проб Макарову утвердили, и она дебютировала в художественной ленте в образе машинистки Дудкиной. Роль соблазнительной красотки открыла артистке дверь в кинематограф. На съемочной площадке у актрисы и Сергея Герасимова, игравшего агента Скальковского, вспыхнул роман. Через год актеры поженились.

Тамара Макарова в молодости

В том же 1927 году Тамара Макарова вернулась в Ленинград и поступила в театральный техникум, который окончила через 3 года. Став дипломированной актрисой, в 1930 году Тамара Макарова снялась в эпизоде мелодрамы. Серьезные роли достались артистке спустя 3 года в кинопроекте Всеволода Пудовкина «Дезертир» и мелодраматической ленте Ивана Пырьева «Конвейер смерти». Но главная удача – ключевая роль в картине мужа «Люблю ли тебя?».

Тамара Макарова в фильме «Конвейер смерти»

Всесоюзная слава обрушилась на Тамару Макарову в 1936-м, когда на экраны вышел приключенческий фильм Сергея Герасимова «Семеро смелых». Это картина об отважных полярниках. Съемочная бригада отправилась в экспедицию на север, где актеры снимались в реальной среде. Картина принесла успех режиссеру, сценаристу Юрию Герману и актерам. Тамара Макарова, Петр Алейников и Олег Жаков проснулись знаменитыми на всю страну.

Тамара Макарова в фильме «Семеро смелых»

В 1938-м и 1939-м молодую актрису накрыла новая волна успеха: на экраны вышли оптимистическая драма о стройке века «Комсомольск» и киноповесть «Учитель». Фильмы снял Сергей Герасимов, написав для них сценарии. Главные роли в лентах достались жене Тамаре Макаровой. За работу в «Учителе» Тамара Федоровна получила первую награду – Сталинскую премию.

Тамара Макарова в фильме «Учитель»

Макарова стала музой Сергея Герасимова, которой он доверял воплощение ключевых персонажей в своих проектах. Жена сыграла Нину в драме «Маскарад» — экранизации одноименного произведения классика. Съемки фильма окончились в ночь на 22 июня 1941 года, а утром страна узнала о начале Второй Мировой войны. В 1942 году Сергей Герасимов в творческом тандеме с Михаилом Калатозовым снял картину «Непобедимые», где Макарова появилась в образе инженера Насти Ковалевой. В следующем году супруги уехали в вынужденную эвакуацию.

Тамара Макарова в фильме «Маскарад»

В 1944-м на экраны вышла драма Герасимова «Большая земля». В фильме, посвященном подвигу людей во вражеском тылу, Тамара Макарова появилась в образе деревенской труженицы, заменившей у токарного станка ушедшего на фронт мужа. Картина имела успех, а зрители и кинокритики сошлись во мнении, что роль Анны Свиридовой – лучшая из работ Макаровой в 1940-50-е годы.

Тамара Макарова в фильме «Большая земля»

Первая послевоенная картина Тамары Макаровой – киносказка «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы актриса запомнилась миллионам юных зрителей. В 1946-м «Каменный цветок» стал лидером кинопроката: фильм посмотрело 23 миллиона человек. Киносказка получила премию жюри Каннского кинофестиваля. Утонченную и талантливую советскую артистку, приехавшую с группой на фестиваль, заметили западные продюсеры, предложив ей сняться в кинодраме «Анна Каренина». Но позволения на съемки Макаровой не дали.

Тамара Макарова в роли Хозяйки Медной горы

В 1946-м актрисе вручили вторую премию Сталина за работу в художественном фильме «Клятва». До конца 1940-х Тамара Макарова снялась в «Молодой гвардии», режиссером которой стал муж. В экранизации романа Александра Фадеева артистка сыграла маму Олега Кошевого. В 1949 году актриса Тамара Макарова получила звание Народной. В 1950-е артистка мало снималась, сосредоточив силы на преподавании во ВГИКе. В конце 1960-х она стала профессором театрального вуза. Из ярких работ этого периода – картины «Сельский врач», «Дорога правды» и «Память сердца».

Тамара Макарова в фильме «Молодая гвардия»

В 1970-80-х Тамара Макарова появлялась только в картинах Сергея Герасимова. Зрители увидели любимую артистку в фильмах «Люди и звери», «Журналист», «Дочки-матери», лентах «В начале славных дел» и «Юность Петра». Учениками Макаровой и Герасимова стали Наталья Бондарчук и Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Николай Еременко-младший, Алла Ларионова.

Тамара Макарова в фильме «Лев Толстой»

Последней совместной работой режиссера и актрисы стала драма о последних днях жизни классика «Лев Толстой», где писателя сыграл Сергей Герасимов, а его супругу – Тамара Макарова. Кинокартина получила главный приз в Карловых Варах. Фильм вышел на экраны в 1984-м, а в следующем году режиссера не стало. Больше артистка не снималась, хотя ей не раз предлагали роли. К 90-летию мужа Тамара Макарова выпустила мемуары, назвав их «Послесловие».

Личная жизнь

Супруги казались образцовой парой — знаменитый режиссер и его прекрасная муза-жена. Но лишь близкие друзья знали, что скрывается за образцово-показательной «витриной». Только ленивый не говорил за спиной супругов об изменах харизматичного и блистательного Сергея Герасимова.

Тамара Макарова и Сергей Герасимов

Герасимов, на которого с обожанием смотрели юные актрисы, не всегда мог удержаться от соблазнов, о чем Тамара Макарова была хорошо осведомлена. Но никогда гордая женщина не опускалась до мести или скандалов с соперницами. О ее сдержанности и самообладании ходили легенды.

Тамара Макарова и Артур Макаров

Брак Герасимова и Макаровой был бездетным. Тамара Федоровна выплескивала нерастраченную материнскую любовь на студентов-актеров и приемного сына – племянника Артура Макарова, которому Сергей Герасимов дал свое отчество. Макаров стал писателем и киносценаристом. В его активе популярные картины «Новые приключения Неуловимых», «Золотая мина», «Колье Шарлотты». Макаров погиб в 64 года: сценариста нашли в квартире заколотым кинжалом из коллекции Герасимова.

Смерть

Тамара Федоровна тяжело переживала смерти мужа и племянника. После кончины Герасимова Макарова замкнулась в четырех стенах, не снималась и не выходила в свет, не давала интервью. Она пережила супруга на 12 лет, а приемного сына на 2.

Могила Тамары Макаровой и Сергея Герасимова

Великая актриса умерла в 89 лет, 20 января 1997 года. На похороны Тамары Макаровой пришли сотни ее учеников, ставших звездами советского и российского кинематографа. Причиной смерти актрисы назвали тоску о любимом муже и сыне. Похоронили народную артистку на 10-м участке Новодевичьего кладбища.

Фильмография

  • 1927 — «Чужой пиджак»
  • 1933 — «Дезертир»
  • 1934 — «Люблю ли тебя?»
  • 1936— «Семеро смелых»
  • 1938 — «Комсомольск»
  • 1939 — «Учитель»
  • 1941 — «Маскарад»
  • 1942 — «Непобедимые»
  • 1946 — «Каменный цветок»
  • 1948 — «Молодая гвардия»
  • 1948 — «Повесть о настоящем человеке»
  • 1952 — «Сельский врач»
  • 1962 — «Люди и звери»
  • 1974 — «Дочки-матери»
  • 1980 — «Юность Петра»
  • 1984 — «Лев Толстой»

Фото

biografii.net

Тамара Макарова – биография, фото, личная жизнь, фильмография

Тамара Макарова: биография

За красоту и талант Тамару Макарову называли российской Гретой Гарбо. И если мужа Тамары Федоровны – Сергея Герасимова – неофициально признавали главным режиссером советского кинематографа, то его талантливую супругу за глаза величали первой леди советского кино. Народная артистка Советского Союза прожила долгую и достойную жизнь.

Детство и юность

Родилась актриса в 1907 году в Северной столице в интеллигентной семье военного врача. В первые десять лет жизни девочка впитала лучшее от эпохи: благородные манеры, тонкое понимание искусства, атмосферу русского дворянства. Детство окончилось в 1917-м с гибелью отца: семья познала голод и бедность. Но девочка не бросила балетную студию, где педагоги прочили ей блестящую карьеру балерины, и учебу в школе.

Актриса Тамара Макарова

В 14 лет обожавшая театр Тамара Макарова собрала «труппу», в которую вошли ее ровесники – соседские ребята. Вскоре дворовый театр радовал зрителей любительскими спектаклями. Юные артисты показали высокий уровень мастерства, за что труппу Макаровой зарегистрировали.

Тамара Макарова в детстве

За выступления ребятам платили хлебными пайками, поощряя продолжать актерскую карьеру. После окончания трудовой школы Тамара Макарова стала студенткой театральной мастерской Форрегера. На момент поступления Макаровой (1924 год) мастерская вошла в состав ГИТИСа. Здесь учились Сергей Герасимов, Борис Барнет, Людмила Семенова.

Фильмы

Кинематографическая биография Тамары Макаровой началась в 1926 году с выходом на экраны картины «Чужой пиджак». Роль в фильме досталась 19-летней девушке случайно: ее окликнули на улице, спросив, не желает ли сняться в кино. После проб Макарову утвердили, и она дебютировала в художественной ленте в образе машинистки Дудкиной. Роль соблазнительной красотки открыла артистке дверь в кинематограф. На съемочной площадке у актрисы и Сергея Герасимова, игравшего агента Скальковского, вспыхнул роман. Через год актеры поженились.

Тамара Макарова в молодости

В том же 1927 году Тамара Макарова вернулась в Ленинград и поступила в театральный техникум, который окончила через 3 года. Став дипломированной актрисой, в 1930 году Тамара Макарова снялась в эпизоде мелодрамы. Серьезные роли достались артистке спустя 3 года в кинопроекте Всеволода Пудовкина «Дезертир» и мелодраматической ленте Ивана Пырьева «Конвейер смерти». Но главная удача – ключевая роль в картине мужа «Люблю ли тебя?».

Тамара Макарова в фильме «Конвейер смерти»

Всесоюзная слава обрушилась на Тамару Макарову в 1936-м, когда на экраны вышел приключенческий фильм Сергея Герасимова «Семеро смелых». Это картина об отважных полярниках. Съемочная бригада отправилась в экспедицию на север, где актеры снимались в реальной среде. Картина принесла успех режиссеру, сценаристу Юрию Герману и актерам. Тамара Макарова, Петр Алейников и Олег Жаков проснулись знаменитыми на всю страну.

Тамара Макарова в фильме «Семеро смелых»

В 1938-м и 1939-м молодую актрису накрыла новая волна успеха: на экраны вышли оптимистическая драма о стройке века «Комсомольск» и киноповесть «Учитель». Фильмы снял Сергей Герасимов, написав для них сценарии. Главные роли в лентах достались жене Тамаре Макаровой. За работу в «Учителе» Тамара Федоровна получила первую награду – Сталинскую премию.

Тамара Макарова в фильме «Учитель»

Макарова стала музой Сергея Герасимова, которой он доверял воплощение ключевых персонажей в своих проектах. Жена сыграла Нину в драме «Маскарад» — экранизации одноименного произведения классика. Съемки фильма окончились в ночь на 22 июня 1941 года, а утром страна узнала о начале Второй Мировой войны. В 1942 году Сергей Герасимов в творческом тандеме с Михаилом Калатозовым снял картину «Непобедимые», где Макарова появилась в образе инженера Насти Ковалевой. В следующем году супруги уехали в вынужденную эвакуацию.

Тамара Макарова в фильме «Маскарад»

В 1944-м на экраны вышла драма Герасимова «Большая земля». В фильме, посвященном подвигу людей во вражеском тылу, Тамара Макарова появилась в образе деревенской труженицы, заменившей у токарного станка ушедшего на фронт мужа. Картина имела успех, а зрители и кинокритики сошлись во мнении, что роль Анны Свиридовой – лучшая из работ Макаровой в 1940-50-е годы.

Тамара Макарова в фильме «Большая земля»

Первая послевоенная картина Тамары Макаровой – киносказка «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы актриса запомнилась миллионам юных зрителей. В 1946-м «Каменный цветок» стал лидером кинопроката: фильм посмотрело 23 миллиона человек. Киносказка получила премию жюри Каннского кинофестиваля. Утонченную и талантливую советскую артистку, приехавшую с группой на фестиваль, заметили западные продюсеры, предложив ей сняться в кинодраме «Анна Каренина». Но позволения на съемки Макаровой не дали.

Тамара Макарова в роли Хозяйки Медной горы

В 1946-м актрисе вручили вторую премию Сталина за работу в художественном фильме «Клятва». До конца 1940-х Тамара Макарова снялась в «Молодой гвардии», режиссером которой стал муж. В экранизации романа Александра Фадеева артистка сыграла маму Олега Кошевого. В 1949 году актриса Тамара Макарова получила звание Народной. В 1950-е артистка мало снималась, сосредоточив силы на преподавании во ВГИКе. В конце 1960-х она стала профессором театрального вуза. Из ярких работ этого периода – картины «Сельский врач», «Дорога правды» и «Память сердца».

Тамара Макарова в фильме «Молодая гвардия»

В 1970-80-х Тамара Макарова появлялась только в картинах Сергея Герасимова. Зрители увидели любимую артистку в фильмах «Люди и звери», «Журналист», «Дочки-матери», лентах «В начале славных дел» и «Юность Петра». Учениками Макаровой и Герасимова стали Наталья Бондарчук и Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Николай Еременко-младший, Алла Ларионова.

Тамара Макарова в фильме «Лев Толстой»

Последней совместной работой режиссера и актрисы стала драма о последних днях жизни классика «Лев Толстой», где писателя сыграл Сергей Герасимов, а его супругу – Тамара Макарова. Кинокартина получила главный приз в Карловых Варах. Фильм вышел на экраны в 1984-м, а в следующем году режиссера не стало. Больше артистка не снималась, хотя ей не раз предлагали роли. К 90-летию мужа Тамара Макарова выпустила мемуары, назвав их «Послесловие».

Личная жизнь

Супруги казались образцовой парой — знаменитый режиссер и его прекрасная муза-жена. Но лишь близкие друзья знали, что скрывается за образцово-показательной «витриной». Только ленивый не говорил за спиной супругов об изменах харизматичного и блистательного Сергея Герасимова.

Тамара Макарова и Сергей Герасимов

Герасимов, на которого с обожанием смотрели юные актрисы, не всегда мог удержаться от соблазнов, о чем Тамара Макарова была хорошо осведомлена. Но никогда гордая женщина не опускалась до мести или скандалов с соперницами. О ее сдержанности и самообладании ходили легенды.

Тамара Макарова и Артур Макаров

Брак Герасимова и Макаровой был бездетным. Тамара Федоровна выплескивала нерастраченную материнскую любовь на студентов-актеров и приемного сына – племянника Артура Макарова, которому Сергей Герасимов дал свое отчество. Макаров стал писателем и киносценаристом. В его активе популярные картины «Новые приключения Неуловимых», «Золотая мина», «Колье Шарлотты». Макаров погиб в 64 года: сценариста нашли в квартире заколотым кинжалом из коллекции Герасимова.

Смерть

Тамара Федоровна тяжело переживала смерти мужа и племянника. После кончины Герасимова Макарова замкнулась в четырех стенах, не снималась и не выходила в свет, не давала интервью. Она пережила супруга на 12 лет, а приемного сына на 2.

Могила Тамары Макаровой и Сергея Герасимова

Великая актриса умерла в 89 лет, 20 января 1997 года. На похороны Тамары Макаровой пришли сотни ее учеников, ставших звездами советского и российского кинематографа. Причиной смерти актрисы назвали тоску о любимом муже и сыне. Похоронили народную артистку на 10-м участке Новодевичьего кладбища.

Фильмография

  • 1927 — «Чужой пиджак»
  • 1933 — «Дезертир»
  • 1934 — «Люблю ли тебя?»
  • 1936— «Семеро смелых»
  • 1938 — «Комсомольск»
  • 1939 — «Учитель»
  • 1941 — «Маскарад»
  • 1942 — «Непобедимые»
  • 1946 — «Каменный цветок»
  • 1948 — «Молодая гвардия»
  • 1948 — «Повесть о настоящем человеке»
  • 1952 — «Сельский врач»
  • 1962 — «Люди и звери»
  • 1974 — «Дочки-матери»
  • 1980 — «Юность Петра»
  • 1984 — «Лев Толстой»

Фото

udivim.net

Тамара Макарова: Последний детектив

Автор: Александр ЗИНУХОВ 01.07.2002
 
Дмитрий ЩЕГЛОВ
Фото из личного архива Николая ЛАРИНА

Тамара Макарова

Актерам не рекомендуется ложиться в гроб, даже если это требуется по ходу сцены. Считается, что снятый в гробу исполнитель вскоре окажется в нем по ходу уже совсем иного сценария. Суеверные стараются подложить вместо себя двойника.

На съемках «Льва Толстого» Сергея Герасимова уговаривали отказаться от этой сцены. Но Герасимов был создателем фильма. Он вложил в него все. И стоял на своем, считая непорядочным и по отношению к творчеству, и просто по-человечески подстраховаться двойником. И тогда, может быть, впервые в его режиссерские установки вмешалась жена.

– Умоляю, не делай этого, – сказала Тамара Макарова, – сними общий план, сделай по-другому!

Герасимов помолчал… И пошел готовиться к съемкам в гробу.

Через полгода, измотанный долгими съемками и монтажом, он вернулся с какого-то конгресса. Чувствовал себя скверно, ощущал какую-то непривычную вялость. Побаливало сердце. С усмешкой говорил: «Снаряды ложатся все ближе».

В больницу они поехали с Тамарой Макаровой. Врач пообещал выпустить Сергея Аполлинариевича на следующий день: рутинное обследование, не более.

Ночью сообщили о его смерти…

В сейфе служебного кабинета Герасимова пораженная комиссия обнаружила только партбилет и негатив фильма Аскольдова «Комиссар», запрещенного ЦК и таким образом спасенного режиссером. В соседстве двух этих вещей был даже какой-то избыточный символ судьбы и характера Сергея Герасимова.

* * *

Это был союз равных. И познакомились они как равные – начинающий режиссер, начинающая актриса.

Сказка про Золушку, к которой подошли на улице и спросили: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» – давно приелась. Но что делать, если именно так начинались многие звездные судьбы. Так случилось и у Тамары Макаровой. Ассистент режиссеров Козинцева и Трауберга на самом деле выхватила ее из толпы для роли машинистки в фильме «Чужой пиджак».

Впрочем, какая уж такая случайность…

В детстве она обожала петь в граммофонную трубу, подражая Вере Паниной. Потом увлеклась пантомимой, балетом. Когда домашние спектакли стали собирать зрителей, Тамару отдали в балетную школу, откуда она вынесла пожизненную осанку, отточенность жеста. У себя во дворе она организовала театр, на один из спектаклей которого зашла молодая писательница Александра Бронштейн. По ее рекомендации Тамару вызвали в отдел народного образования и предложили новые пьесы. Теперь юные актеры все чаще стали выступать перед взрослой аудиторией и даже получать за это вознаграждение хлебным пайком.

Случилось так, что в самое тяжелое время семья осталась без отца. Тамара была старшей сестрой. А быть старшей сестрой – это и приговор, и почти профессия, и уж, во всяком случае, обреченность тянуть за собой тех, кто слабее и младше. И главные роли в спектаклях Тамара отдавала младшей сестре Людмиле.

Нина Арбенина в «Маскараде», 1941 год

А потом, после трудовой школы второй степени, было поступление в мастерскую Форегера, спектакли у которого в ту пору ставили Эйзенштейн, Юткевич, Кторов. В мастерской много времени уделяли пластике, фантазировали на темы исторических и конструктивных танцев – актеры показывали, например, различные механизмы. В эффектном сером трико Макарова изображала трансмиссию. В соответствии с теорией психофизических действий на экзамене ей было поручено воспроизвести «гордость и презрение». Видимо, она вполне справилась с этим заданием – изогнутая бровь, высокий каблук, холодная улыбка: на некоторые время за ней закрепилось прозвище «американка». Такой Тамара и попала в «Чужой пиджак».

На вокзале ей встретился остроносый лысоватый человек с острыми глазами и усиками. Она уже знала его по фильмам Козинцева и Трауберга, где он исполнял самые невероятные роли: главаря притонов, фокусников, иностранца-индуса и прочее. Он прекрасно танцевал, умел убеждать, обладал напором.

Через некоторое время Герасимов пригласил семнадцатилетнюю дебютантку в ресторан. Она распорядилась по-своему. Живя на Лиговке – самом шпанистом районе Ленинграда, – знала весь уголовный сброд. Нашла самый опасный шалман и, сговорившись с местными «авторитетами», решила устроить Герасимову своего рода проверку.

– Проверьте, только без мордобоя, – предупредила она.

Ребятишки обрадовались развлечению.

Вечером, поеживаясь от соседства всевозможной «урлаты», Сергей Аполлинариевич, старался выглядеть молодцом. Внезапно почувствовал на плече тяжелую, но отнюдь не пролетарскую руку и услышал недвусмысленный шепот: «Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал…» Фраер побледнел, но снял с плеча руку, улыбнулся своей спутнице. И остался на месте.

Спустя пару минут Макарова сама вывела его из шалмана.

А через месяц они поженились.

Так начинался полувековой союз одной из самых именитых пар советского кино.

В мастерской Форегера к тому времени наметился раскол. Герасимов уходил в режиссуру, чувствуя зыбкость актерской профессии. Макарова осталась ей верна, поступив в Ленинградский техникум сценических искусств. Много и без особого успеха снималась. Что скажут теперь названия таких фильмов: «Счастливый Кент», «Толедо», «Дезертир»?

Герасимов ставит «Двадцать два несчастья» с Жеймо и Кузьминой. В титрах фамилии Макаровой не найти. Они шли параллельными курсами, словно доказывая друг другу свою независимость. И только в четвертой, уже звуковой картине Герасимова «Люблю ли тебя?» Макарова в главной роли.

В одном из интервью он говорил о ней в тот период так: «В силу своего характера она не обнаруживала склонности к «переживаниям» ни на площадке, ни в жизни. Из нее трудно было выжать слезу. И всевозможные фантасмагории, которыми мы тогда увлекались, оставляли ее почти равнодушной – это была трезвая голова. Но именно благодаря своей трезвости она принимала мир таким, каков он есть…»

В то время, в самом конце двадцатых, на улице Бассейной, 60, в Ленинграде создалось что-то вроде коммуны – прообраз будущей школы Герасимова: актеры Жаков, Соболевский, Алейников, драматурги, операторы.

Рассказывали, что Петр Алейников без памяти был влюблен в Макарову.

В фильме «Учитель», 1939 год

– И что же, Петр Мартынович? – допытывались любопытные.

– Что, что! Не судьба, – говорил он со смесью иронии и грусти. Там же был Аполлинариевич! О Макаровой он вспоминал в не свойственных ему тонах восторженности и почтения. Тем более что вскоре она доказала свое право на звание актрисы, а не просто красивой жены оборотистого режиссера.

* * *

Настоящий успех пришел к актрисе после выхода фильма «Семеро смелых», в котором она сыграла единственную женскую роль – Женю Охрименко. «Комсомольск», «Учитель» и «Маскарад» сделали ее одной из звезд тогдашнего кино и если и не возвели в сонм великих, то, по крайней мере, приблизили к ним. В отличие от других венценосных пар (Орлова -Александров, Ладынина – Пырьев), Макарова снималась не только у мужа – достаточно вспомнить «Каменный цветок» Александра Птушко или «Первоклассницу» Ильи Фрэза – и порой с не меньшим успехом. Иногда в актерском пасьянсе Герасимова для нее вообще не находилось роли, как, например, в «Тихом Доне». Или же это была роль второго плана. В «Молодой гвардии» Макарова сыграла мать Олега Кошевого – небольшая по объему работа. Но, по воспоминаниям многих и многих, она никогда не позволяла себе никаких истерик: работа Герасимова была для нее вне обсуждений. К тому же обязывало звание педагога во ВГИКе.

Именно там начинались репетиции «Молодой гвардии». Друживший с Герасимовым Фадеев приносил на курс черновики, и те тут же шли в работу. Когда роман опубликовали, в студии киноактера уже шел спектакль со студийцами, о которых сразу заговорила Москва: Юматов, Гурзо, Тихонов, Мордюкова, Инна Макарова. Успех был оглушительный.

Инна Макарова. Марк Донской даже говорил мне, что спектакль был выше фильма. Не знаю. Помню эти репетиции. Ребята наши были в основном бедные, вечно голодные, и вот Тамара Федоровна приносила на репетицию бутерброды, горячий чай из дома. А перестали играть спектакль по моей вине. Да! Я выкобенивалась, как могла, за кулисами. Однажды сделала мостик, а Жора Юматов выжимал стойку на моем животе! Можете представить?

– С трудом!

– Вот у меня и хрупнула рука. Я, естественно, тут же заорала, что я доиграю. Подходит моя сцена в тюрьме. И актер, который играл немца, не зная о случившемся, дернул меня именно за эту руку. После спектакля Герасимов сказал: «Так тебе и надо» и… повез меня в больницу. А на меня напал нервный смех – видимо, от шока. Он закричал: «Да ты хоть не смейся, а то не поверят!» Приехали в Склифосовского – кости оказались целы. Но разрыв связок. К утру рука стала совсем черной. А ведь через месяц съемки!

Спектакли прекратились на месяц. Герасимов распорядился готовить второй состав. Но Любкой для Макаровой могла быть только ее однофамилица и любимая ученица.

Инна Макарова. На эту роль, как я знаю, рвалась одна известная артистка, которую я не хочу называть. Она была старше меня на пятнадцать лет. Мы уже уехали в Краснодон, на съемки. В это время второй состав подготовил спектакль. Пригласили министра кино Большакова. Но ничего из этой затеи не вышло, уже вовсю шли съемки. Меня Герасимов с Тамарой Федоровной от всего этого уберегли. Я узнала обо всех этих событиях после съемок. Да и не до того было. Мы ведь к самому материалу, к истории этих ребят относились с невероятным энтузиазмом и чистотой. Это же все было. Помню, как приходили люди из соседних станиц, смотрели, как снимали сцену казни. Шурф забетонировали, лететь надо было метра два. Внизу подстелили маты. Но ребят падало много, порода торчала. Кто-то голову разбил, кто-то вывихнул руку. Четыре ночи снимали. Мы все по сцене в рваных платьях, босиком. А уже осень, холодно. Я еще кричала какой-то текст: «Прощай, мама, твоя Любка уходит в сырую землю!» Но Герасимов это убрал: выжимать из людей слезы до бесконечности невозможно.

– Герасимов деспотично работал?

– Ни в коем случае! Никакого тиранства. А уж о Тамаре Федоровне и говорить нечего. Никогда не слышала от них ни одного бранного или вульгарного слова. Даже в самые эмоциональные моменты.

Когда фильм вышел на экран, Иосиф Виссарионович разглядел в нем серьезные политические недочеты: влияние коммунистов на красногвардейцев прослеживалось слабовато. Заодно перечитал и книгу, обнаружив те же политические дефекты. Досталось обоим. Около года Герасимов коверкал свой фильм. Но при всем желании так и не смог угодить Вождю народов. Мастер был в нем все же сильнее.

Когда он чувствовал, что не может справиться со страхом, то мрачнел, шевелил усами, выглядел каким-то беспомощным – это было всегда очень заметно. Депутат, орденоносец и лауреат всего мыслимого, он не мог забыть, как Сталин походя скинул его с поста замминистра кино, после того как Герасимов нерасторопно снял историческую Ялтинскую конференцию. Точнее, по наводке бериевского особиста не снял приезд вождя на железнодорожном вокзале. Съемочная группа ждала его в аэропорту, но он не доверял самолетам.

Хозяйка Медной горы, 1946 год

* * *

Все знали о необыкновенной филантропии Герасимова и Макаровой, о том, что они помогали многим студентам – деньгами в том числе, – дом всегда был открытым. Михаил Ножкин писал о них песни – при жизни.

Десять курсов. Десять выпусков. Любимыми учениками всегда оставались Бондарчук, Ларионова, Рыбников, Болотова, Вадим Спиридонов. Но заботились обо всех. Если Герасимов не мог снимать выпускников в своих фильмах, пристраивали к другим режиссерам: сватали. Вообще считалось, что если окончил мастерскую Герасимова и Макаровой, то работа будет. Они влюблялись, болели за «своих» и не скрывали, что у них были любимчики.

Последней своей работой Тамара Макарова считала вечер, посвященный 85-летнему юбилею мужа. Она долго размышляла, советовалась, как сделать это, не превращая в заунывные поминки. Выстраивала монтаж из фильмов. Выглядело это достойно. Потом представила ученика из последнего выпуска – Юрия Карру, который дебютировал на вечере с фильмом «Завтра была война».

Какое-то время Тамара Федоровна еще преподавала во ВГИКе. Но недолго. Связано это было с тем, что она больше не могла содержать личного шофера на сравнительно небольшую пенсию, а ВГИК не нашел возможности дать его. Наступали другие времена, в которых Макарова не очень разбиралась. Пришлось уйти. Это был еще один удар.

Теперь она в полной мере понимала, что ученики – пусть и самые блестящие – это не собственные дети, которых у них с Герасимовым не было. Рядом оставались только самые преданные, отобранные жизнью: Инна Макарова, Алла Ларионова, Жанна Болотова и Николай Губенко, Николай Еременко, Ольга Маркина, Аким Салбеев (пусть простят меня те, кого я не назвал, – говорю лишь о том, что знаю точно).

Когда ее соседка по дому Валентина Майорова уезжала в загс, Раневская кричала ей вслед: «Валя, хорошее дело браком не назовешь!»

Когда Майорова родила сына, Макарова одной из первых поздравила ее, сказав, что она сделала главное в своей жизни.

Теперь это «главное» давало знать о себе в полной мере.

* * *

Жизнь с обычной жестокой подчеркнутостью разделила судьбу Тамары Федоровны на две неравнозначные части – счастливую и ужасную. Вторая, к счастью, оказалась короче.

Когда-то была одна большая семья: Герасимовы, сестра Макаровой с дочерью Эммой и сыном Артуром, усыновленным Герасимовыми. Любимец, талантливый баловень, человек, что называется, «широко известный в узких кругах». В «Калине красной» у Шукшина сыграл насупленного бандита в кожаной куртке и очках. Автор двух прозаических книг, множества сценариев, он в конце восьмидесятых ушел в бизнес, смысл которого Тамара Федоровна понимала еще меньше, чем причины, по которым он им занялся.

Тут мы вынуждены коснуться такой нудной, испортившей не одно поколение материи, как квартирный вопрос… Говоря коротко, в результате серии обменов он был решен. Племянница с мужем получила отдельную квартиру в Лаврушинском переулке. К несчастью, жить в ней Эмме долго не пришлось. Через три года после смерти Сергея Аполлинариевича она умерла. Это стало еще одним ударом для актрисы. Артур с женой Людмилой жил на даче Герасимовых в Песках, где у него была собственная псарня. Знаток и коллекционер оружия, он обожал медвежью охоту – благо возможности были. Его разнообразный и не поддающийся точному определению бизнес процветал. Он постоянно и с удовольствием помогал Тамаре Федоровне. А 3 октября 1995 года Артур Макаров был заколот огромным испанским клинком из его же коллекции. Убийство произошло ночью в квартире актрисы Жанны Прохоренко, как писали тогда газеты, «гражданской жены» покойного. Оставляя без комментариев ситуацию с женами сценариста и бизнесмена (все это нагромождение компромиссов и ужасов в свое время тщательно и небрезгливо отработала пресса), скажем только, что следствие бесповоротно зашло в тупик. Где пребывает доныне и, без сомнения, будет пребывать вечно. Типичный «глухарь» середины девяностых. Мотивы убийства находились на пересечении столь многих сюжетов и тем, что это требует отдельного разговора.

Беда, однако, в том, что с потерей Артура начался новый кошмар для уже очень больной Тамары Федоровны. Начались какие-то странные, вначале вкрадчивые, затем более определенные звонки с угрозами.

С Сергеем Герасимовым, 1970 год

Инна Макарова. Об этих звонках мне сначала сообщила Мила – вдова Артура. Она же сказала мне однажды, что кто-то грозится ее убить, если она не пойдет на какие-то уступки – в связи с чем, не знаю. Видимо, все же квартирный вопрос. Я не очень разобралась в этом, но звонки шли все последнее время. Квартира, наследство – и нет наследников. Я знаю, что ее последнее время опекал их давний поклонник и друг – Николай Ларин.

Николай Ларин. Смерть Артура стала для нее страшным ударом. Она просто свалилась. После этого справиться с собой уже не могла. У них были две квартиры в доме, где гостиница «Украина», на одной площадке. У Герасимовых четырехкомнатная, а в двухкомнатной жила сестра Тамары Федоровны с сыном Артуром и дочерью Эммой. Квартиры соединили между собой. Жили большой семьей. Артура она обожала. Они с Герасимовым даже усыновили его, квартиру ему купили…

Однажды Тамара Федоровна мне позвонила, просила срочно приехать – а у меня была компания друзей. Я говорю: «Не могу». Она: «Тогда я сейчас возьму стул, сяду в прихожей и буду тебя ждать». Я поехал. Приезжаю. Оказывается, дверь, которая соединяла две квартиры, замурована. Артур переехал жить на дачу – у него плохо со здоровьем. А здесь он хочет сделать офис. Чтобы Тамару не беспокоить, перекрыли дверь.

Я все время удивлялся, почему Артур не живет в доме. Она говорила: «Ой, они живут на даче, у них две собаки». «Что ж, им собаки дороже, чем вы?» Она уходила от этой темы.

Вообще-то Артур был мне очень симпатичен. Простой парень, широкий. Он окончил Литературный институт. Две книги написал. А в перестройку занялся бизнесом. Что за бизнес – не совсем ясно. Из серебра делали гвозди для антикварной мебели. Как будто бизнес шел хорошо. Я удивлялся…

К Тамаре Федоровне он был очень внимателен, фрукты приносил, продукты, радовался: «Коля здесь – я спокоен». Ценил то, что я помогал Макаровой. А потом она попросила меня пожить у нее какое-то время. Я, естественно, согласился. И жил три месяца. С ней у меня никогда не было проблем. Тамара Федоровна мягкий, умный человек. Я ей помогал, все делал по дому, ходил по магазинам, готовил. Я отлично помню эти звонки после смерти Артура. Звонили какие-то мужики: якобы Артур должен был им деньги, и теперь они требовали его долги с Тамары Федоровны. Она сказала: «Это ваши дела, у меня никаких денег нет. Я сижу на пенсии». Продолжалось это довольно долго. Потом она все-таки написала заявление в милицию. Но никого, как всегда, не нашли. Никто ей не помог.

Однажды мне нужно было уехать, и я решился спросить: «Ну а как с домработницей, Тамара Федоровна?» Через некоторое время ей нашли женщину – добрую, такую… деревенского толка. Она очень любила Тамару Федоровну, работала за символические деньги.

Инна Макарова. Когда я вернулась из очередной гастрольной поездки, Тамара Федоровна была уже в таком состоянии, что Мила просила не приходить, – это было несколько раз. Потом разрешение прийти все-таки дали. Мне говорили, что утром Макарова была еще в сознании, но когда я пришла, она меня уже не узнала.

Николай Ларин. Я часто звонил, хотел навестить ее. Мила говорила, что она плохо себя чувствует, плохо выглядит. Я на это отвечал: «Это же вполне естественно, она больна, как еще она может выглядеть?!» Потом вдруг Мила позвонила и сказала, что я могу прийти и посмотреть, в каком она состоянии. И я увидел, что Макарова практически без сознания. Ей мешали косы – она вертела головой. Но сказать уже ничего не могла. Я попросил расплести косу, которая давила на затылок.

После этого она буквально через неделю ушла из жизни. Ушла, не повидавшись с друзьями и близкими.

Инна Макарова. Конечно, из нее выжимали наследство. Но вот что еще: уже после смерти Тамары Федоровны я узнала, что погибла и ее домработница Зоя…

* * *

В самом начале своего пути Тамара Макарова снялась в нескольких детективах с иностранным колоритом. Это было время немого кино. Могла ли она представить, в какой детектив в худших традициях отечественного жанра втянет ее жизнь перед самым финалом…

Авторы:  Александр ЗИНУХОВ

www.sovsekretno.ru


Смотрите также