Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Тарковский биография личная жизнь


Андрей Тарковский биография, фото, личная жизнь

Но что нам известно о Тарковском как о человеке? Каким был его путь к искусству и какой вклад он оставил в советском и мировом кинематографе? Разобраться в этом мы и попытаемся сегодня.

«Это было тяжелое время», - вспоминал те годы известный режиссер. – «Не хватало отца. […] Жизнь была необычайно трудной во всех смыслах. Но все же я много получил от жизни. Всем лучшим я обязан матери».

Здесь Андрей Тарковский начинает посещать среднюю школу. Однако естественные науки его практически никогда не интересовали. Намного большее усердие Тарковский проявлял, когда речь заходила о художественных дисциплинах. С раннего детства он постигал азы игры на фортепиано в районной музыкальной школе, с четырнадцати лет начал посещать еще и уроки рисования в художественной школе.

В 1952-м Тарковский вступает в геологическую партию и отправляется работать коллектором на реку Курейку. Год, проведенный в тайге, по словам самого Андрея Арсеньевича, стал лучшим в его жизни. Здесь, наедине с природой и самим собой, Тарковский окончательно укрепится в своем решении стать режиссером.

становятся ленты «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Вместе со съемками кинофильмов Тарковский работает над театральными и радиопостановками.

Весной 1985-го года Тарковский закончит работу над своим последним фильмом – «Жертвоприношение», действие которого происходит в Швеции. Данная лента получит Гран-при Каннского кинофестиваля, приз Британской киноакадемии, а также огромное количество других наград. Однако о многих из них режиссер уже не узнает.

Двадцать девятого декабря 1986 года Тарковский умирает.

От первого брака у известного автора есть сын Арсений. Первый брак Тарковского распался в 1970-м году. Как отмечают друзья режиссера, причиной тому стал его роман с молодой девушкой Ларисой Кизиловой, которая работала с ним над картиной «Андрей Рублев». Их общение было весьма странным: всю свою жизнь она называла Тарковского на «вы» и была буквально без ума от него. Когда режиссер умер, она умерла вслед за ним.

uznayvse.ru

Андрей Тарковский: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото - PopBio - Популярные биографии

Андрей Тарковский – известный советский режиссер  и сценарист, Народный Артист РСФСР. Этот великий человек прожил всего 54 года, но сделал неоценимый вклад в развитие советского кинематографа. Работы Андрея Тарковского признаны лучшими далеко за пределами Советского пространства.

Настоящий талант, самородок и уникальный человек – вот каким был Андрей Тарковский. Даже спустя многие годы, о нем помнят, восхищаются его работами, чтят память об этом талантливом режиссере. К сожалению, Андрея Тарковского унесла из жизни страшная болезнь, но его кинофильмы даже по современным меркам до сих пор являются высокопрофессиональными работами.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского

Известный советский режиссер и сценарист с самого детства казался не обычным ребенком. Его всегда тянуло к искусству, прекрасному, великому. Конечно, ему не сразу удалось добиться успеха в карьере, но со временем, он достиг желаемого. Как только мир увидел кинофильмы, над которыми работал Андрей Тарковский, все сразу заговорили о нем. Народ стремился узнать о новом творце, хотел знать о его жизни, какой у него рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского – 1932-1986.

Удивительно, но на счету режиссера около десятка работ, и все же, для славы и признания этого хватило. Можно только представить, сколько бы киношедевров увидел мир, если бы Андрей Тарковский прожил еще дольше.

Биография и личная жизнь Андрея Тарковского

Биография Андрея Тарковского тогда и сейчас приковывала внимание. Поклонникам его творчества, которых немало и сегодня, всегда не терпелось узнать, чем руководствуется этот человек, какие мысли его посещают. Это и не удивительно, людей всегда тянет к сильным и великим личностям.

Андрей Тарковский родился в небольшом поселке. Семья жила вместе с родственниками по матери. Отец работал сценаристом, а также был поэтом и переводчиком. После пополнения в семействе, Тарковские переезжают в столицу. Спустя два года после рождения Андрея, на свет появилась его младшая сестра Марина.

В 4-хлетнем возрасте Андрей Тарковский остался без поддержки отца, который бросил их ради другой семьи. И сам режиссер, и его сестра, на всю жизнь запомни тот сложный отрезок жизни, когда их мать тяжело работала, чтобы поднять двоих детей. Как бы она не старалась, частенько им приходилось оставаться без элементарных вещей и даже полноценной пищи.

Андрею Тарковскому очень не хватало отца, он скучал по нему, хотя в душе и ненавидел за то, что он их бросил.

Семью Тарковского застала Великая Отечественная война. Тогда они немалое пережили, как и все советские граждане, но все остались живы.

Позже Андрей Тарковский обучается в музыкальной школе, занимается рисованием на художественных курсах. Получив документ о среднем образовании, будущий режиссер сначала поступает в вуз на факультет востоковедения, где занимался изучением арабской культуры. Вскоре, он бросил это учебное заведение, так как посчитал, что это не его профессия.

Некоторое время молодой юноша вел беспорядочный образ жизни, связался с плохой компанией. Помочь выйти из этой ситуации смогла его мама. Она устроила его на работу, а оттуда он был направлен в командировку в тайгу. Здесь он переосмыслил все, а вернулся полным сил, энергии и с конкретной целью.

Далее Андрей Тарковский поступает и обучается режиссуре во ВГИКе. Здесь он повстречал известного Михаила Ромма, который смог рассмотреть в этом бунтарском юноше талант.

Вскоре, Андрей Тарковский выпустит свою первую короткометражную работу. После окончания вуза, режиссер снимает кинофильм «Иваново детство», сделавшим его популярным. Тогда Андрей Тарковский получил массу престижных кинопремий мирового уровня.

После этого последовали еще несколько работ, которые стали настоящими шедеврами кинематографа в СССР и многих странах.

Что касается личной жизни, тот Андрей Тарковский был дважды женат. У него есть трое родных детей и приемная дочь.

Фильмография: фильмы с участием Андрея Тарковского в главной роли

Нередко пользователи сети ищут материал по теме: «Фильмография: фильмы с участием Андрея Тарковского в главной роли». Но здесь найти ничего не светит, ведь он не снимался в кино, а снимал. Из его немногочисленных работ можно выделить самые яркие: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер».

Многие известные современные кинорежиссеры до сих пор восхищаются стилем работы Андрея Тарковского, его уникальным подходом. Кинофильмы, снятые этим известным режиссером, существенно отличаются от массы работ не менее талантливых режиссеров. Но почерк Андрея Тарковского спутать просто невозможно.

Семья и дети Андрея Тарковского

Семья и дети Андрея Тарковского интересны многим почитателям качественных шедевров советской киноиндустрии. Ведь атмосфера, в которой рос режиссер, трудности, которые ему пришлось преодолеть и сделали его таким.

Непосредственное отношение к творчеству имел отец режиссера, но более значимую роль в его жизни сыграла мать Андрея Тарковского. Именно она была опорой всей семьи, она была хорошей матерью и сильной женщиной.

Во время обучения во ВГИКе, Андрей Тарковский познакомился с девушкой. Окончив вуз, он женился на ней. В браке родился его первенец, однако, менее чем через 10 лет семья распалась.

Второй раз Андрей Тарковский женился на Ларисе Кизиловой. Он удочерил ее дочь от первого брака, а также, у них родился сын.

Сыновья Андрея Тарковского – Арсений, Андрей, Александр

Андрей Тарковский был очень влюбчивым мужчиной. Как следствие, появились на свет сыновья Андрея Тарковского – Арсений, Андрей, Александр. Все три сына от разных женщин.

Первенец – Арсен, родился в первом браке режиссера с Ирмой Рауш. Он работает врачом.

Второй сын – Андрей, родился во втором браке Андрея Тарковского с Ларисой Кизиловой. Сегодня он живет в столице Франции, являясь главой Международного Фонда им. Андрея Тарковского.

Третий сын – Александр, появился незадолго до смерти режиссера. Его мать – художник по костюмам Ингер Персон, норвежка. О существовании третьего сына Александра Андрей Тарковский так и не узнал. Александр проживает в Норвегии вместе со своей матерью.

Жены Андрея Тарковского – Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковская)

Несмотря на то, что режиссер был дважды женат, романов у него было намного больше. Жены Андрея Тарковского – Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковская) были разными женщинами. Именно союз с Ларисой Кизиловой был долгим и последним. Женщина терпеливо переносила любвеобильность мужа, закрывала на многое глаза из-за большой любви к Андрею Тарковскому.

Сам мужчина никогда не скрывал своего отношения к женщинам, которые, по его мнению, призваны ублажать мужчину и любить.

Часто во время новых работ и съемок фильма, режиссер заводил все новые романы. Некоторые женщины настолько сходили сума от Андрея Тарковского, что готовы были уйти из жизни ради него.

Причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому

Как в России, так и во многих странах и городах мира есть множество памятных вещей в честь Андрея Тарковского. Не удивительно, что причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому так привлекают к себе внимание.

Получив призвание в СССР, режиссер выехал работать в Европу, откуда не захотел возвращаться. Из-за этого, ему запретили въезд на родину. Но, узнав о страшной болезни, запрет отменили, а через несколько лет после смерти режиссера даже вручили посмертную премию Ленина.

Андрей Тарковский был болен раком легких, который очень быстро прогрессирует. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа около Парижа. Памятник Тарковскому есть у входа во ВГИК, есть и мемориальная доска на доме во Флоренции, где жил последние годы режиссер. Еще несколько памятников есть в разных городах и странах.

Википедия Андрея Тарковского

Википедия Андрея Тарковского – кладезь информации об известном советском режиссере. Здесь можно найти любые данные, начиная от учебы во ВГИКе и заканчивая работами, посвященными Тарковскому.

Тут же можно посмотреть работы режиссера, мнение коллег о его творчестве.

Википедия содержит несколько цитат Андрея Тарковского, его известные высказывания, его мировоззрение. Довольно большой объем информации Википедия содержит об иммиграции режиссера. Также на Википедии можно найти информацию, касающуюся его памяти, узнать, где и когда похоронен.

starandstar.ru

Биография Андрея Тарковскогo

 Андрей Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области. В 1951-1952 он учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения; потом, в 1952-1953 годах, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, работал в геологических партиях.

 В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражка «Каток и скрипка», на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал на киностудии «Мосфильм». Андрей Тарковский был автором и соавтором сценариев «Антарктида — далекая страна», «Один шанс из тысячи», «Гофманиана», «Берегись! Змей!», он также снялся в фильмах «Мне 20 лет», «Сергей Лазо». Во время учебы он поставил ряд короткометражных фильмов («Убийцы»). Мировую известность принесла Андрею Тарковскому уже первая его полнометражная работа — «Иваново детство», поставленная по мотивам военного рассказа В.Богомолова «Иван». Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий, в том числе и «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля.

 В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны, оказывая влияние на духовное развитие общества. Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, выпущенная в прокат в 1971 году с сокращениями под названием «Андрей Рублев», была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. Жизнь великого иконописца послужила отправной точкой для размышлений Тарковского о судьбе художника в России.

  Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов — Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер». Положив эти произведения в основу своих фильмов, Андрей Тарковский философски переосмыслил их, придав им новое звучание. А между этими фильмами он снял автобиографическую картину «Зеркало».

 Тарковский осуществил две театральные постановки: в 1972 году — спектакль по пьесе В.Шекспира «Гамлет» в московском театре имени Ленинского Комсомола, и в 1983 году — пушкинский «Борис Годунов» в Лондоне на сцене «Ковент Гарден».

 В 1982 году режиссер уехал в Италию, где поставил ленту «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли русского поэта, умершего в Италии от тоски по родине. Тема личной жертвы наибольшее развитие получила в «Жертвоприношении», последнем фильме Тарковского, поставленном режиссером в Швеции.

 Последние несколько лет жизни Андрей Тарковский провел на Западе. В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе. Он слишком дорожил своим временем, словно предчувствуя, что жить ему остается совсем немного. Между тем возможность работы в СССР представлялась тогда весьма проблематичной. Живя на Западе, режиссер еще успел снять фильм «Жертвоприношение», но это был его последний фильм.

 «Пугает ли меня смерть? — размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать».  Нет, по-другому рассуждать он не стал. — Дней за десять до смерти,— вспоминает его итальянский друг кинооператор Франко Терилли,— Андрей прислал мне из Парижа листок, на котором были нарисованы бокал и роза. Ему уже было трудно писать. За несколько дней до его смерти мне позвонили и попросили, чтобы я на другой день позвонил Андрею — он хотел сказать мне что-то очень важное. Я смог позвонить только через день. Он поднял трубку, но ничего не сказал. Я понял, что он хотел проститься со мной молчанием.  А за год до этого, кажется, в декабре 85-го он позвонил мне из Флоренции: приезжай сейчас же. Я приехал. Он лежал в постели и попросил Ларису оставить нас вдвоем. «Не бойся того, что я тебе скажу,— произнес Андрей,— сам я этого не боюсь». Он сказал мне, что накануне был звонок из Швеции — у него обнаружили рак, и что жить ему осталось совсем немного. «Я не боюсь смерти»,— Андрей говорил это так спокойно, что я был поражен.  - Все началось в Берлине, куда нас пригласила немецкая академия,— говорит о болезни Андрея Лариса Тарковская.- Он стал сильно кашлять; в детстве у него был туберкулез, он все время кашлял и потому не обращал на это внимания. Но когда в сентябре 85-го он приехал во Флоренцию работать над монтажом «Жертвоприношения», у него постоянно держалась небольшая температура, и это его уже беспокоило. Такое ощущение, как при затяжной простуде... Вот в этот момент он и заболел. Но мы еще не догадывались...  Когда пришло известие о страшном диагнозе, Тарковские находились в сложном материальном положении. Деньги за «Жертвоприношение», еще не были получены; медицинской страховки не было, а курс лечения требовал значительных денег — 40 тысяч франков. Только одно обследование сканнером стоило 16 тысяч. Деньги на это дала Марина Влади. Узнав о бедственной ситуации, она без лишних слов вынула чековую книжку и выписала чек на нужную сумму. В дальнейшем муж Марины Влади, профессор Леон Шварценберг стал лечащим врачом Андрея.  После пройденного лечения состояние Андрея заметно улучшилось, и 11 июля 1986 года он покинул клинику. Марина Влади поселила семью Тарковских у себя. На время дом Марины Влади стал домом Андрея. Тарковский продолжает работу над монтажом «Жертвоприношения», а через некоторое время уезжает из Парижа в ФРГ — чтобы пройти очередной курс лечения в модной клинике («по совету неумного друга» — комментирует Марина Влади).  К сожалению, модная клиника не спасла, хотя Андрей очень на нее надеялся. В итоге он вернулся в Париж, и здесь прошли последние месяцы его жизни. - Он верил в то, что он выздоровеет,- говорит Лариса Тарковская.— Он почему-то верил, что Бог ему поможет. Особенно воспрял он духом, когда приехал сын... Андрей работал до последнего дня, сохраняя абсолютно ясный ум. Заключительную главу книги «Запечатленное время» он закончил за девять дней до смерти! Последние дни он принимал для обезболивания морфий («Я плыву»,—говорил он), но сознание было незамутнено; какая-то внутренняя энергия помогала ему всегда быть собранным. И до последнего часа он был в полном сознании... Помню, в последний день жизни он позвонил мне по телефону; я приехала к нему. Он шутил со мной, смеялся... Боялся, что я уйду. В семь часов приходила сиделка, а мне надо было идти. Я ведь не спала перед тем три месяца — необходимо было каждые три часа давать ему лекарство...  29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер. Сотни людей пришли во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Растропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» Баха. А последним пристанищем Андрея Тарковского стало кладбище в предместье Парижа — Сент-Женевьев-де-Буа.

www.tarkovsky.su

Андрей Тарковский: его погубила женщина

4 апреля режиссеру Андрею Тарковскому исполнилось бы 80 лет. Он рано ушел из жизни, оставив рубец в сердце родных и друзей. Особенно в сердце сестры — Марины.

Она — уставшая милая женщина. За плечами — трудная жизнь. Война, голод, развод родителей, творческие метания брата, его отъезд из страны и смерть на чужбине… «Самое страшное, что ничего невозможно уже изменить, — с горечью говорит Марина Арсеньевна. — Остается перебирать вот бумажки и снова и снова прокручивать все назад». Марина Арсеньевна Тарковская бережно хранит семейный архив и по кусочку восстанавливает страницы жизни отца и брата. Она и книгу написала — «Осколки зеркала». Написала прежде всего для себя, чтобы понять, разобраться, как и когда на этом счастливом семейном зеркале наметились первые трещинки...

— Марина Арсеньевна, в вашем дворянско-разночинском роду есть революционеры, литераторы, юристы. Как вы считаете, вы с братом унаследовали какие-то черты от предков?

— Наш дед по отцовской линии был народовольцем. Кровью, слава Богу, он не запятнан, непосредственного участия в террористических актах не принимал, распространял листовки, вел пропаганду среди рабочих. А его старший сын Валя, когда случилась революция, убежал из дома, и больше его родные не видели. Сегодня я уже понимаю, что в стремлении Андрея вырваться из обыденности, совершить необычное, в стремлении к чему-то запретному было много наследственного. Но Андрей рос в суровое, страшное время, где любой протест карался жестоко. Брат был человеком разумным, поэтому все, что он себе позволял в юности, — это увлечение американским джазом и трофейными фильмами.

— А как же знаменитое стиляжничество? Говорят, что Андрей Тарковский, одетый в узкие брюки и белоснежный шарф, любил фланировать по Тверской...

— Никакого белого шарфа у него не было. Был скромный бумажный белый свитер. Позднее появились яркие пиджаки. Конечно, своим стиляжничеством Андрей бросал вызов серому комсомольскому сообществу. И вместе с тем в этом стремлении выделиться было и много актерского. Помню, как он купил в комиссионном магазине желтый пиджак, а я ему сшила галстук. Мачеха отдала мне американское трофейное платье, оно уже было сильно поношенное, и я себе скроила кофту, а ему — галстук.

Я не разделяла увлечения брата стиляжничеством, росла замкнутой, очень тихой. У мамы со мной проблем не было. А вот Андрей за свои прогулки по Тверской «поплатился». Мама, встревоженная его поведением, отправила его на «перевоспитание» в геологическую экспедицию на Енисей — «на поиски золота». Там Андрей быстро переоделся в телогрейку и перестал изображать избалованное столичное дитя. По свидетельствам очевидцев, там он проявил себя храбрым, выносливым, преданным в дружбе человеком.

— А правда, что ваш брат стригся исключительно в «Метрополе»?

— Просто там был хороший парикмахер. Но Андрей действительно придавал большое значение внешности. В детстве он часто вглядывался в зеркало и спрашивал меня: «Я красивый?» Андрей был аристократом по духу. И всегда выглядел элегантно, даже при той бедности, в которой он жил.

— Это, наверное, у него от отца — поэта Арсения Тарковского?

—Да, от папы. Папа любил красиво одеваться, возможностей было немного, но он всегда выглядел очень импозантно. Андрей подражал отцу во всем. Папа вообще был для Андрея образцом и мужчины, и человека, и творческой личности.

— Тем острее он пережил разрыв отцом?

— Родители развелись, когда мы были совсем маленькими: мне — 2,5 года, Андрею — 4. Дети в этом возрасте уже многое понимают, чувствуют. Но виделись мы с отцом постоянно.

— Как маме удалось сохранить отношения с вашим отцом?

— Мамины взгляды формировались в эпоху Серебряного века. В ту пору люди из литературной, музыкальной среды были лишены мещанских предрассудков. Они умели держать себя в руках, умели быть корректными и не бегали в партком с жалобами.

Мама хотела, чтобы у детей был отец. Она понимала, что сама в какой-то степени виновата в том, что семья разрушилась: она не была гибким, дипломатичным человеком. И мама сделала все, для того чтобы отец смог приходить в наш дом и не испытывать при этом дискомфорта. Мама знала отцу цену как поэту и гордилась им даже после развода.

— Ваша мама больше не вышла замуж. Она так любила вашего отца или это была смертельная разочарованность в мужчинах?

— Конечно, это была любовь. А во-вторых, у мамы после развода наступила каторжная жизнь, где не было места ничему, кроме работы, дома, быта и редких походов в консерваторию. На ее пути так и не встретился человек, который сумел бы ее завоевать. Папа ушел в 37-м, маме было тогда тридцать лет, через четыре года началась война. Тут было совсем не до романов.А после войны половина мужчин вообще была выбита. В общем, не сложилось.

— Фильм «Зеркало», который Андрей Тарковский снимет много лет спустя, выглядит в итоге как некий упрек матери, которая не смогла удержать отца. Это так?

— Нет, тут все намного сложнее. В «Зеркале» много автобиографичного, но это не есть история нашей семьи. В фильме речь идет о какой-то ссоре с матерью. Никаких ссор вообще в нашей семье никогда не происходило! Просто на момент создания картины Андрей оставил свою первую семью, шестилетнего сына. Он понимал, что совершает нечто недозволенное. Потому что сам пережил эту драму — уход отца из семьи. И он пытался разобраться — прежде всего в самом себе. Ему было неловко перед мамой, папой. Мы долго не знали, где и с кем он живет, а он целых пять лет не женился официально на новой своей избраннице, потому что понимал, что делает что-то не так. Это было очень тяжелое время и для него, и для нас. И «Зеркало» — это фильм о том, как ему плохо. Он ведь говорит в финале фильма: я почему-то чувствую себя виноватым, а ведь я просто хотел быть счастливым… Картина — это попытка оправдаться.

— Маму легко было уговорить сняться в этом фильме?

— Ее и не уговаривали. Брат просто попросил ее сняться. И она не смогла ему отказать — это же Андрей, ее любимый сын.

— Ей-то каково было выслушивать с экрана приговор, вынесенный героиней Демидовой: «Ты — типичная Марья Тимофеевна Лебядкина, персонаж Достоевского. Вся твоя жизнь — принеси да подай… Ты пальцем шевелить не умеешь. Твой муженек спасся от тебя вовремя, но детей ты определенно сделаешь несчастными!»...

— Конечно, мама была обижена. И зря. В образе героини «Зеркала» есть какие-то черты нашей мамы, но, в общем, это другая женщина, которую создали Андрей и актриса Терехова. Поэтому смешно сравнивать ее и с героиней Достоевского, которая приказывала, распоряжалась. Мама-то не была барыней. Она работала корректором в типографии, нагружала себя самой сложной работой — иностранными сводками, потому что ее напарнице было трудно читать латинские буквы. Она теряла на этом деньги, здоровье, но это было абсолютно естественным для нее поступком. Она вообще была необыкновенным человеком.

— Говорят, когда заболел раком любимый актер Тарковского Анатолий Солоницын, тот всего два раза навестил его. И во время болезни матери он не проявлял особой активности...

-

— Да, Андрей не был добрым самаритянином. Он жил только творческой жизнью. Плюс характер, плюс влияние окружения. Понимаете, в жизни мужчины многое зависит от жены. Я на своем примере знаю, что мужчинам надо напоминать: позвони маме, купи ей фруктов… Жены Андрея не отягощали себя такими занятиями. А сам Андрей… Насколько он мог, настолько и любил всех нас. В своем дневнике он признался, что любит всех, но какой-то странной, недейственной любовью. Нельзя его за это осуждать. Все мы разные.

— А вы в детстве чувствовали плечо старшего брата?

— До определенных пор, пока он не женился. В школьные годы он частенько дрался, защищая меня, а я таскала ему любовные записочки от своих подруг, мы ведь учились в раздельных школах — мужской и женской. В Андрея многие влюблялись. В десятом классе брат вздумал жениться. Папа написал тогда ему очень нежное и мудрое письмо, в котором предостерег: «Не будь, как листок на ветру, не бросайся в любовь, как в глубокий колодец». И Андрей внял совету!

— Эту чрезвычайную любвеобильность Андрей Тарковский тоже унаследовал от отца? 

— Папа не был ловеласом. Просто, как и всякий творчески одаренный человек, он умел ценить красоту. В юности папа был влюблен в Марию Фальц. Чувство к ней пронес через всю жизнь. Может быть, потому, что она рано умерла, и они не жили вместе — быт ведь разрушает отношения, особенно такой страшный, советский быт. Потом отец полюбил мою маму, но они рано поженились. А такие браки хрупкие. Затем в жизни отца появилась Антонина Александровна — чудесная женщина. Папа победил ее своей страстью. Ей было непросто разрушить свою семью и уйти к поэту. Она была милым, добрым, глубоко порядочным человеком. Но и ее постигла участь моей мамы. Кстати, в последние годы они сдружились. А папа ушел к Татьяне Озерской. Знаю, отец страдал от того, что причиняет боль окружающим, но ничего с собой поделать не мог.

— В детстве вы голодали, брат болел туберкулезом, а отец в один из самых трудных годов купил своей жене шубу...

— Мне смешно выступать адвокатом Арсения Тарковского.И не хочется этого делать. Для себя я папину «забывчивость» объясняю особенностями его воспитания. Папа был поздним ребенком. После того как в Гражданскую войну погиб его старший брат, он и вовсе стал единственным. Он рос заласканным. Родители осознавали, что он одаренный мальчик, и всячески его баловали. И вот появился такой характер. Может быть, эгоистичный.

Знаете, сегодня я думаю так: если бы он был замечательным отцом, или если бы Андрей каждый день звонил маме и справлялся о ее здоровье, тогда, наверное, они не создали бы того, что создали. И Андрей, и Арсений Тарковские были особые люди. Их надо было не осуждать, а беречь.

— И все-таки и отец, и сын Тарковские были роковыми мужчинами. Из-за любви к вашему брату актриса Наталья Бондарчук резала себе вены. А для поэтессы Марины Цветаевой чувство к вашему отцу стало последним в ее жизни.

— Это не совсем так, дело не в роке. Что касается Андрея, то статус режиссера, несомненно, приподнимал его над обыденностью. У него была романтическая, необыкновенная профессия, и каждая актриса, наверное, видела себя Галатеей, а Андрея — Пигмалионом.

Что до отношений Арсения Тарковского и Цветаевой… Марина Ивановна на протяжении всей своей жизни нуждалась в присутствии рядом с собой друга, человека, который бы ее понимал. Это давало ей какую-то поддержку, подпитывало ее как поэта, оживляло чувства. Порой она стремилась целиком захватить человека в свой плен. И вот таким человеком на время и стал мой папа. Я не перестаю поражаться этой удивительной женщине: в тюрьме муж, дочь, на руках сын, бездомовье, безработица, она «белогвардейка», «эмигрантка», все от нее шарахаются, а она ищет общения с молодым поэтом Тарковским!

Папа был увлечен Цветаевой прежде всего как поэтом, она для него была мэтром. Он не мог ответить на ее горячую дружбу. Потому что был семейным человеком. Однажды, когда Цветаева и Тарковский с женой оказались на книжной ярмарке, он не подошел к Марине Ивановне. Ее это обидело. Так и закончились эти отношения.

— Как вы считаете, в какой степени самая горькая страница вашей семейной биографии — отъезд Андрея Тарковского из страны — связана с женщиной?

— Это сложный вопрос.

— Конечно, жена Андрея Лариса Павловна очень хотела жить на Западе, и она имела на моего брата сильное влияние. Но здесь все как-то разом совпало. И лежание фильмов на полке, и то, что Андрея не выпускали поработать в составе жюри на международных фестивалях, и отношение коллег.

Ведь кинематографическая среда не особенно поддерживала Андрея. Помню, когда была премьера «Зеркала», Андрей стоял у дверей кинозала — такой одинокий и растерянный, а мимо него проходили коллеги. Мало кто подходил и благодарил за картину. Понимаете, у Андрея уже было мировое признание, он на равных общался с Феллини, Тонино Гуэррой, Антониони, а на родине его по-прежнему не замечали. Это оскорбляло.

И все же Андрей не собирался уезжать из страны, более того, он говорил: я им (тут он показывал пальцем наверх) этого удовольствия не доставлю! А потом все-таки остался на Западе. Наверное, он просто устал.

— Вы все фильмы брата одинаково любите?

— «Жертвоприношение» и «Ностальгию» я люблю меньше. Мне кажется, в эти картины Андрей привнес свое состояние тревоги, холода, в котором он тогда оказался. Его положение за границей было довольно нестабильным. Хотя ему и предоставили квартиру во Флоренции, но тревога за будущее, за возможность работать ощущалась.

— Ваш брат считал себя великим режиссером?

— Он знал себе цену. Он знал, что обладает большим внутренним потенциалом. Ему было что сказать людям. У него было очень много планов. Он собирался снять фильм «Святой Антоний», планировал поставить «Идиота» и сам сыграть роль своего любимого героя — князя Мышкина. Осознавая собственную значимость, Андрей, конечно, страдал от непонимания коллег… На него сильное впечатление произвело и то, что на Каннском фестивале Сергей Бондарчук якобы проголосовал против того, чтобы дать картине «Ностальгия» Гран-при. Андрей поверил в этот слух, и  это стало последней каплей: он решил не возвращаться на Родину и выступил с официальным заявлением, что остается за границей.

— Могу себе представить, как в эти годы относились к вам — родственникам опального режиссера.

— Знаете, было терпимо. Этот надутый шар Системы уже испускал дух. Дело было перед самой перестройкой. Я, конечно, побаивалась: думала, ах, меня уволят с работы… Но пронесло. Правда, сын Андрея вынужден был перейти с отделения космической медицины на лечебную — он понимал, что ему не дадут работать с «закрытыми проектами». Отца тоже никто не тронул. Самым гадким было людское злорадство. «А, ваш сын остался», — говорили папе, больному уже человеку.

— Смерть ваших отца и брата во многом оказалась схожей: оба доживали последние дни не в родных стенах — отец в доме ветеранов, сын — в Париже, на чужбине. В этом была какая-то жизненная логика?

— К сожалению, такой финал был закономерен. Последние годы жизни папа провел в доме ветеранов. Его жена Татьяна Алексеевна, человек творческий, много работала. Быт ее абсолютно не занимал. И папа очень часто жил вместе с ней в домах творчества, ее это устраивало — полный пансион. Для папы же пребывание в этих домах было мучительным. После смерти Андрея папе предложили насовсем переехать в дом ветеранов. Папа был категорически против, я готова его была поселить у себя. Но нашлись друзья, которые посчитали возможным вмешаться в семейные дела, и мое мнение во внимание не было принято. Так папа и умер. Ужасно. Но скажу жестокие слова: каждому из нас надо было сопротивляться в свое время.

— Меня поразила описанная в вашей книге процедура похорон Андрея Тарковского. Неужели никто в этот день так и не сел с бутылкой водки и не вспомнил Андрея Арсеньевича по-русски?

— Водки как раз было много — на поминках. Я не пошла туда, на квартиру, в которой жил Андрей, я лежала в гостиничном номере, мне было плохо физически. Помимо обрушившегося горя сильное впечатление произвела процедура похорон. Все происходило как-то холодно, по-европейски. В Париже после всех чумных эпидемий есть традиция не оставлять гроб открытым, и я Андрея так и не увидела. Потом эта процедура зачерпывания земли ложечкой… А в довершение всего распорядитель похорон сказал, что время работы могильщиков истекло и что они засыпят могилу завтра. Все ушли. Остались несколько человек, и мы эту могилу закопали сами, украсив венками, цветами. Я не смогла уйти от разверстой могилы. Это было бы чудовищно по отношению к Андрею...

— …И это был бы уж совсем жуткий символ жизни и смерти великого режиссера. Кстати, о символах. Марина Арсеньевна, через все творчество Андрея Тарковского проходит метафора — зеркало. Что так пытался ваш брат разглядеть в нем?

— Мне кажется, он пытался понять, что он собой представляет, для чего человек в этом мире. Ведь мы не просто так являемся на свет — мы кем-то задуманы. И на нас возлагается Творцом какая-то миссия. Разгадать ее не каждому дано. И Андрею, и Арсению Тарковским удалось разгадать свое божественное призвание. В этом и было их счастье. И их трагедия.

Беседовала Илона Егиазарова

www.vokrug.tv

Страсти по Тарковскому

4 апреля 1932 года родился Андрей Тарковский.

В 1974 г. на международном кинофестивале в Каннах был впервые вручен «Приз экуменического жюри», учрежденный Международным Евангелическим Центром. Целью этого нововведения было привлечение внимания к фильмам религиозной и нравственной тематики. С тех пор этого приза удостоились почти сорок режиссеров. Но есть один, все фильмы которого, снятые после 1974 г., получали эту награду — Андрей Тарковский.

Страсти по Тарковскому

Безотцовщина

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье, которую иначе как литературной не назвать. Отец, Арсений Тарковский, был известным советским поэтом и переводчиком с восточных языков. Мать, Мария Вишнякова, также была поэтом и прозаиком, но известность ее ограничивалась лишь литературными кругами. Позже она уничтожила все свои рукописи. В дневниках она писала, что сделала это ввиду «отсутствия таланта». И отцовское увлечение восточной культурой, и материнская самокритичность позже заметно отразятся на жизни их первенца Андрея.

Место рождения будущего кинорежиссера — небольшой город Юрьевец в Ивановской области. Там он жил вместе с матерью и младшей сестрой почти до самой войны. Отец к 1935-му году окончательно оставил семью, что стало первым сильным потрясением в жизни маленького Андрея. Тема отца и расставания с ним крайне важна для понимания всего творчества Андрея Тарковского.

В 1939 году Мария Вишнякова вместе с детьми перебирается в Москву, где Андрей идет в школу. Но уже спустя два года семья вынуждена вернуться в Юрьевец — началась война. Отец, которого так не хватает подрастающему Андрею, отправляется добровольцем на фронт, где теряет ногу. Пока Арсений Тарковский переносит одну операцию за другой, его бывшая жена Мария в одиночку поднимает двоих детей в голодной российской глубинке. Позже Тарковский напишет о тех годах: «Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери».

В 1943 году семья снова едет в Москву. Андрей возвращается в свою школу, где его одноклассником становится Андрей Вознесенский. Мать продолжает работу в типографии. И хотя жизнь начинает налаживаться, Андрей сильно скучает по родному деревянному дому в Юрьевце. Все эти мотивы позже лягут в основу кинофильма «Зеркало».

В школе к наукам Андрей особого интереса не проявляет, зато с увлечением занимается музыкой и рисованием. По окончании средней школы юноша не имеет никаких конкретных устремлений и решает пойти по стопам отца: Андрей поступает в Московский Институт Востоковедения.

Проучившись без особого энтузиазма около года и получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре, Андрей оставляет институт и, не имея определенной цели, связывается с уличной компанией молодых людей крайне сомнительного свойства.

Весьма показателен такой случай из жизни молодого Тарковского: Андрей, одетый в новенький свитер, купленный матерью, шел по двору, на котором местная шпана играла в футбол. Андрею предложили присоединиться и стать вратарем. Дабы не обидеть «друзей», Андрей согласился.

Он занял место в импровизированных воротах и начал ловить грязный кожаный мяч руками. Мяч, попадая в Андрея, оставлял огромные грязные пятна на белоснежном свитере. Но чувство собственного достоинства не позволяло прекратить игру, и Андрей терпел до тех пор, пока она не закончилась. Свитер к тому времени пришел в негодное состояние.

В будущем уже кинорежиссера Тарковского не раз будут подвергать аналогичному испытанию на различных художественных советах и цензурных комиссиях. Не раз еще ему придется терпеть унижения и доказывать свою состоятельность уже как художника.

«В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…»—так сам Тарковский вспоминает то время.

Вернувшись из годового путешествия по Сибири, набравшись жизненного опыта, увидев, что есть и другая жизнь, отличная от жизни московской уличной шпаны, летом 1954 года Тарковский подает документы на режиссерский факультет ВГИКа. Мастерскую в тот год набирал Михаил Ильич Ромм, славившийся умением разглядеть «будущих режиссеров» в еще совсем молодых ребятах и девушках. Не подвело чутье прославленного педагога и в тот год. Василий Шукшин, Александр Гордон, Андрей Тарковский, Ирма Рауш, Марика Бейку — известность многих из них позже выйдет далеко за рамки чисто профессиональных кругов.

Авторитетные источники

С началом учебы у Тарковского началась новая жизнь. Необходимо понимать, что доступ к информации в то время был крайне затруднен, а для людей, не принадлежащих к творческой элите, и вовсе невозможен. И если литературу спасал самиздат, то посмотреть классику мирового кино, кроме ВГИКа, было просто негде. Поэтому неудивительно, что Тарковский так много говорит о том, какое значение имело для него знакомство с фильмами Куросавы, Мидзогути, Довженко, Бунюэля.

Особняком в списке любимых режиссеров Тарковского стоит фигура Робера Брессона. Тарковский буквально боготворит французского мэтра. И если внимательно сопоставить творчество обоих художников, становится понятно, почему. Во-первых, Брессон — убежденный христианин, причем совсем не важно, что он — католик (почему, мы поймем чуть позже). Во-вторых, кинематограф Брессона — это крайне чистая материя, не обремененная ни актерской игрой, ни операторской работой, ни монтажом. В этом смысле кинематограф Брессона даже не столько материя, сколько дух.

Когда в 1951 году Брессон снял «Дневник сельского священника», весь кинематографический мир застыл в изумлении. От простого воссоздания обыденной действительности Брессон сделал решительный шаг к созданию действительности собственной. В «Дневнике» молчание важнее слов, неподвижность важнее действий, состояние важнее сюжета. Если мы вспомним труд великого православного богослова и ученого Павла Флоренского «Иконостас», то можем прийти к выводу, что кинофильмы Брессона имеют одну очень важную черту, схожую с православными иконами: они не отражают падающий на них свет, а словно сами его излучают. (Можно утверждать, что таким же свойством обладают «Земля» Александра Довженко и «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини.)

Именно все вышеуказанные свойства кинематографа Брессона увлекли молодого Тарковского, дали ему мощный толчок, показали, что кинематограф, мыслимый всегда как развлечение, на самом деле имеет огромный потенциал именно возвышенного, оторванного от суеты выражения.

Страсти по Тарковскому

В самом начале хрущевской «оттепели» Тарковский вместе с сокурсниками Александром Гордоном и Марикой Бейку снимают на учебной киностудии короткометражку «Убийцы» по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя. Фильм, безусловно, крайне ученический, но в силу молодого и, как следствие, нового подхода к предмету кино вообще, картина заметно выделяется на фоне того, что снимали в ту пору «большие советские режиссеры». Мастер курса, Михаил Ильич Ромм, высоко оценил проделанную студентами работу.

В 1957 году в личной жизни Тарковского происходят важные изменения: он женится на сокурснице Ирме Рауш и знакомится с первокурсником Андреем Кончаловским. С последним они вместе пишут сценарий дипломного фильма Тарковского — «Каток и скрипка». Фильм был снят в 1960 году на киностудии «Мосфильм». Так как идеологически разнообразить картину по причинам цензуры было затруднительно, Тарковский решил взять сентиментальную историю дружбы юного скрипача и водителя катка и педалировать изобразительную составляющую. Ориентировался режиссер на нашумевший в то время фильм Альбера Ламориса «Красный шар»—трогательную историю взаимоотношений маленького мальчика и красного воздушного шарика. Так же, как и во французской ленте, в короткометражке Тарковского уделяется внимание игре цветов, в чем немаловажная заслуга оператора — Вадима Юсова. «Каток и скрипка» был удостоен первого приза на кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.

Вскоре состоялся и первый полнометражный дебют Тарковского — фильм «Иваново детство», по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван». Фильм был поставлен в 1962 году на киностудии «Мосфильм». В этом же году Ирма Рауш родила Тарковскому сына Арсения. Начало работы над первым большим серьезным проектом, равно как и рождение сына, стали для Тарковского первыми большими испытаниями в его жизни. И если на первых порах и здоровье, и относительное семейное благополучие позволяли Тарковскому преодолевать эти испытания, то позже проблем становилось все больше, а сил, чтобы их решать — все меньше.

Ирма Рауш – исполнительница роли матери Ивана в фильме “Иваново Детство”, жена Андрея Тарковского

Фильм «Иваново детство» повествует о судьбе 12-летнего разведчика Ивана. Рано лишившись матери, мальчик решает уйти на фронт, чтобы сражаться с врагом, отобравшим его детство. Детство, которое возвращается к Ивану лишь во снах. Сны в этой картине являются чем-то большим, нежели просто художественным приемом. Они образуют ткань фильма, они, по сути, и есть фильм. К тому же, под сцены сна Тарковский сумел замаскировать ту художественную свободу, что никогда не была бы пропущена пресловутым худсоветом как описание обычной жизни пусть и маленького, но все же солдата Советской Армии. Именно эта неслыханная по тем временам свобода самовыражения и принесла фильму мировую известность.

Картина получила главный приз на кинофестивале в Венеции и вдохновила целый ряд режиссеров: например, Сергей Параджанов, посмотрев «Иваново детство», воскликнул: «Теперь я знаю, как снимать кино!». Также высоко оценил фильм и один из кумиров самого Тарковского — Ингмар Бергман. И если мы помним, что Брессон — католик, сам Тарковский — православный, нужно отметить, что Бергман — протестант. Но настоящие христианские ценности понимаются и принимаются людьми любых конфессий.

В 1964 году Тарковский начинает работу над масштабным проектом — «Страсти по Андрею». Цель проекта — показать всю ту внутреннюю работу, которую совершает художник при работе над своими произведениями. В качестве главного героя Тарковский не случайно выбрал великого русского иконописца Андрея Рублева. Получается, что страсти эти не только по Андрею Рублеву, но и по самому Андрею Тарковскому. Это, пожалуй, и есть начало того процесса, в ходе которого режиссер в качестве материала берет свои собственные переживания, а сюжет фильма является своего рода обрамлением. Разумеется, советская цензура в корне пресекает такого рода автобиографичность, и Тарковскому приходится переименовать фильм в «Андрей Рублев». В 1966 году фильм вышел в советский прокат очень ограниченным количеством копий и в крайне обрезанном виде. К счастью, сегодня мы имеем возможность смотреть полную версию фильма.

Фильм «Страсти по Андрею» разделен на 8 новелл, каждая из которых рассказывает о том или ином периоде в жизни Андрея Рублева. Главную роль в фильме исполнил Анатолий Солоницын. Сыграла в картине и жена Тарковского Ирма Рауш. Она исполнила роль юродивой девушки, что следовала за иконописцем по пятам. Весьма примечательна концовка фильма — после двух часов черно-белого повествования о жизни иконописца, мы видим яркие красочные произведения мастера — его иконы. Цветовые возможности кино использованы на самом высоком уровне.

На съемках фильма Тарковский знакомится с Ларисой Кизиловой, которая сыграет значительную роль в его дальнейшей жизни. В 1969 году картину удается отправить на Каннский кинофестиваль, где фильм демонстрируется вне конкурса и получает главный приз Международной Федерации Кинопрессы.

Зазеркалье

После завершения работы над «Андреем Рублевым» Тарковский берется сразу за два сценария: «Солярис» и «Исповедь». Первый, основанный на одноименном романе Станислава Лема, пишется Тарковским вместе со сценаристом Фридрихом Горенштейном. «Исповедь» же, полностью автобиографический проект, создается режиссером в одиночку (лишь много позже к работе подключится Александр Мишарин).

Вообще иметь в голове сразу несколько проектов Тарковский считал необходимым для режиссера. Так, в его дневниках мы можем прочесть, что всегда есть, по крайней мере, десять фильмов, каждый из которых он может начать снимать прямо сейчас. Среди них «Доктор Фаустус», «Игра в бисер», «Достоевский», жизнеописание Иисуса. Другое дело, что возможности, предоставляемые режиссеру государством, были куда меньше возможностей самого режиссера.

В 1972 году Тарковский заканчивает работу над фантастическим фильмом «Солярис». Фильм раскрывает тему этических, нравственных и религиозных проблем человечества посредством взаимоотношений последнего с внеземными цивилизациями. В том же году Тарковский сдает фильм на худсовет. В ответ режиссер получает список замечаний, состоящий из 35(!) пунктов. Среди них: «Изъять концепцию Бога», «Изъять концепцию христианства», «Убрать сцену с матерью». Есть среди замечаний и совсем абсурдные: «Не надо, чтобы Хари становилась человеком», «Зритель ничего не поймет».

Зритель же оказался куда проницательнее чиновников, и очереди в четыре кольца окружили советские кинотеатры. Многие жители больших городов ехали смотреть «Солярис» в провинцию, поскольку там он шел в менее обрезанном виде. Большой приз Каннского кинофестиваля 1972 года стал на этом фоне ожидаемым явлением. Несмотря на это, Тарковский тяжело переживал такое отношение со стороны своего «отечества». В дневниках за 1973 год мы находим: «ты никому не нужен, ты совершенно чужд своей культуре, ты ничего не сделал для нее, ты ничтожество».

В следующем году Тарковский возвращается к работе над «Исповедью», прерванной из-за съемок «Соляриса», и подключает к работе Александра Мишарина. Рабочее название «Исповедь», уже успевшее стать и «Белым днем», и «Белым-белым днем», в итоге становится «Зеркалом», и под этим названием фильм снимается в том же году.

«Зеркало» для многих любителей кино — центральная работа Тарковского. Для такой точки зрения достаточно оснований: фильм полностью автобиографичен, сюжета как такового нет — фильм как бы «плавает» от одного образа к другому, от детства к взрослой жизни, от взрослой жизни к юности. Ярко проявляется образ отца, а точнее образ его отсутствия: стихотворения Арсения Тарковского, прочитанные самим автором, напоминают нам о том расстоянии, что еще в раннем детстве разделило главного героя (режиссера) и его отца. К этому времени Тарковский уже развелся со своей первой женой Ирмой Рауш и женился на Ларисе Кизиловой, которая родила ему сына Андрея. Таким образом, Тарковский стал для своего первого сына Арсения тем, кем стал для него в свое время его отец Арсений.

Также очень важно фактическое отсутствие самого главного героя. То есть мы видим мир его глазами, мыслим его категориями. Роль матери исполнила Маргарита Терехова, физическое сходство которой с матерью Тарковского отрицать довольно трудно.

Однако на фильм обрушилось и немало критики — как раз за его автобиографичность, за излишний символизм. Единственный аспект фильма, превосходность которого никто, кажется, не отрицает — это операторская работа Георгия Рерберга. Мы оставим все мнения и точки зрения на совести их авторов. Все, что мы можем сказать наверняка, — в этой картине полностью отражен ее автор, со всеми своими плюсами и минусами, со всеми благодарностями и обидами. И если мы хотим составить свое собственное мнение о человеке и режиссере Андрее Тарковском, необходимо смотреть в первую очередь «Зеркало».

«На восстановление нет сил»

Сталкер. Кадр из фильма

После «Зеркала» Тарковский несколько лет готовится к съемкам и снимает еще один фантастический фильм — «Сталкер». Сценарий был написан братьями Стругацкими по мотивам их же повести «Пикник на обочине».

Фильм рассказывает о путешествии Писателя и Профессора, сопровождаемых Сталкером, в Зону — место, пораженное странной катастрофой. В Зоне есть некая Комната, где исполняются любые желания. Но дойдя до Комнаты, путники понимают, что желают они на самом деле совсем не того, что задумали. Возвратившись обратно, казалось бы, с пустыми руками, они стали совсем другими людьми.

На съемках фильма, точнее, уже после съемок, с Тарковским приключилась катастрофа, масштабы которой сопоставимы разве что с масштабами катастрофы в Зоне: то ли из-за ошибки проявщика, то ли по чьему-то специальному поручению рабочий негатив был проявлен неверным образом — фильм был фактически смыт с пленки. Тарковский пережил инфаркт.

Немного оправившись, он полностью переснимает фильм. Во время монтажного периода происходит еще один приступ, во время которого Тарковский судорожно записывает в своем дневнике: «Боже! Чувствую приближение Твое. Чувствую руку Твою на затылке моем. Потому что хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их. Люблю Тебя, Господи, и ничего не хочу от Тебя больше». К счастью, приступ оказался не смертельным, и Тарковский закончил фильм. В 1980 году фильм с большим успехом был показан на Каннском кинофестивале.

“Ностальгия”. В главной роли – Олег Янковский

К этому времени Тарковский обзаводится знакомствами за рубежом, в частности, большая дружба завязывается с итальянским сценаристом Тонино Гуэрра. И в 1980 году Тарковский отправляется в Италию, где вместе с Гуэрра начинает работу над сценарием фильма «Ностальгия».

Во время путешествий по Италии, связанных с выбором натуры для «Ностальгии», Тарковский снимает документальную картину «Время путешествия». В одной из сцен этого фильма Тарковский, отвечая на письма итальянских студентов, рассказывает о своих предпочтениях в искусстве: Леонардо да Винчи, Лев Толстой, Иоганн Себастьян Бах, Робер Брессон — все они, по мнению Тарковского, достигли гениальной простоты в своих произведениях. Высоко ценит Тарковский фильмы Параджанова, Феллини, Антониони.

При просмотре «Времени путешествия» складывается ощущение, что Тарковский ищет в Италии что-то особенное, что-то, чего в Италии нет. А не Россию ли ищет в Италии Тарковский? Россию, которой в социалистической державе больше нет, которую у режиссера украли, оставив только деревянный сруб в Юрьевце? Вот и герой фильма «Ностальгия» писатель Горчаков ищет в Италии следы творчества русского крепостного композитора Сосновского. Ищет русского композитора, а находит местного сумасшедшего — блаженного Доменико.

В 1983 году Тарковский везет «Ностальгию» на кинофестиваль в Канны. Уже известно, что в Каннах со своим последним фильмом «Деньги» (по мотивам «Фальшивого купона» Толстого) будет 82-летний Робер Брессон. И вот он, исторический момент — большой приз за лучшую режиссерскую работу получают сразу два фильма: «Ностальгия» и «Деньги». На пресс-конференции Тарковский и Брессон сидели рядом, не более чем в полуметре друг от друга. Для Тарковского Брессон, конечно, находился на абсолютно недосягаемом уровне, но для всех собравшихся было ясно, что фигуры этих двух режиссеров вполне сопоставимы. И никто из них не лучше и не хуже — не в этом дело. Дело в том, что каждый из них сумел показать мир так, как видят все — и не видит никто.

В 1984 году Тарковский объявляет о своем решении не возвращаться в Советский Союз. В том же году режиссер едет в Швецию, где договаривается о съемках фильма «Жертвоприношение». Оператором на картине становится Свен Нюквист — бессменный оператор Ингмара Бергмана, фильмами которого так восхищался Тарковский.

Через год Тарковский узнает, что болен раком легких. Однако без промедлений начинает съемки «Жертвоприношения», вероятно, понимая, что это его последний фильм. Картина рассказывает о жизни семьи в преддверии конца света, связанного с атомной войной. Глава семьи, атеист Александр, вопрошает, что же ему надо сделать, какое совершить жертвоприношение, чтобы сохранить жизнь своим детям.

Сам Тарковский так объяснял идею фильма: «Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».

Андрей Тарковский эту жертву принес. Всего себя он вложил в свои фильмы. В мае 1986 года, будучи уже тяжело больным, Тарковский получает сразу несколько призов на кинофестивале в Каннах. Все кинематографическое сообщество помогает Тарковскому в борьбе с болезнью, но одна химиотерапия за другой лишают организм последних сил. Запись в дневнике от 15 декабря гласит: « на восстановление нет сил», и чуть ниже последняя фраза, записанная рукой Андрея Тарковского: «Негатив, разрезанный почему-то во многих случайных местах…».

Спустя две недели, 29 декабря 1986 года Андрей Тарковский скончался от рака легких в одном из парижских госпиталей. Похороны состоялись 3 января 1987 года на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от Парижа. На памятнике, выполненном Эрнстом Неизвестным, выгравирована надпись «Человеку, который увидел ангела».

Опубликовано в журнале “Виноград”, июль-август 2011 г.

Читайте также:

Два Андрея

Мария Дегтярева

один итальянец, влюбленный в Россию, заметил: «Я не знаю, чему мы – запад – можем вас учить: у вас есть Андрей Рублев и Андрей Тарковский. Что после этого еще можно делать в искусстве?»

www.pravmir.ru

Андрей Тарковский: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Андрей Тарковский – отметился в истории кинематографа своей яркой звездой. Он был как выдающимся режиссером, так и сценаристом. Он был мэтром, великим мастером кино. Его помнят и никогда не смогут забыть, сколько бы лет со дня его ухода не прошло.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского

Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского – 4 апреля 1932 – 29 декабря 1986. На момент смерти Тарковскому было всего лишь пятьдесят четыре года. Рост режиссера 1.71 сантиметр; вес 65 килограмм. Сложно найти того, кто бы ни слышал об Андрее, ведь его киноработы перевели на множество языков. Родился будущий мэтр в крохотном селе Завражье, Ивановской области.

Папа мальчика был знаменитым поэтом, в то время как мать трудилась в стенах самой обычной типографий. Отец покинул их, когда мальчик едва ли успел отметить свое трехлетие. С тех пор они с матерью жили в нужде, финансов не хватало. Позже в своих интервью Андрей будет говорить об этом период с нескрываемой досадой, ведь ему пришлось тяжело во всех смыслах этого слова. Но, он раз и навсегда осознал, что всему обязан своей матери.

Биография и личная жизнь Андрея Тарковского – обозначилась датой 4 апреля 1932 года, днем, когда в мир пришел будущий великий деятель киноиндустрии. В школьную пору мальчик любил играть на фортепиано, а став чуточку старше посещал занятия по рисованию. После двенадцати месяцев в Тайге, юноша решает связать свой жизненный путь с режиссурой. В 1954 году Андрей поступил во ВГИК. Дебютировал он с лентой «Иваново детство» в 1962 году.

Это был ошеломляющий успех, который позволил ему уже в 1964 году, трудится совместно с Кончаловским над фильмом «Страсти по Андрею», вышедшим в широкий прокат под названием «Андрей Рублев». После выхода ленты начался стремительный, звездный путь, его как сценариста. Фильмография запомнилась аудитории надолго, среди его шедевральных кинолент значатся следующие: «Сталкер», «Солярис», «Зеркало».

Семья и дети Андрея Тарковского

Семья и дети Андрея Тарковского – не сказать, что тема простая и однозначная. Однако же, можно точно заявить, что одиозная. Он был женат дважды, а еще, будучи во втором браке имел связь с любовницей. Возможно, такая хаотичная личная жизнь и невозможность выстроить её правильно, брала свои истоки из детства режиссера. Какие-то детские обиды и неполная семья, где просто нельзя было получить наглядный пример гармоничных отношений между родителями, так сильно повлияли на дальнейшие взаимоотношения с его возлюбленными. Тем более, что мать Андрея Тарковского отыграла сильную роль в его становлении, как личности. По-сути именно мама взрастила в нем внутренний стержень, который помог ему выстоять на протяжении всей жизни.

Сыновья Андрея Тарковского Арсений, Андрей, Александр

Сыновья Андрея Тарковского Арсений, Андрей, Александр его любимые дети. Доподлинно известно, что от первого брака с женщиной по имени Ирма Рауш у него родился сынишка, назвали которого в честь отца Андрея — Арсением. Мальчик родился в 30 сентября 1962 года, на данный момент ему пятьдесят четыре года. Еще один сын сценариста – Андрей явился на свет в 1970 года 7 августа, сейчас ему ровно сорок семь лет.

Внебрачный сын Андрея, от норвежской танцовщицы Берит, третий по счету по имени – Александр был рожден уже после ухода режиссера – в 1986 году. Как видим, Андрей Тарковский оставил после своего ухода замечательное наследие, и это очень важно, ибо было бы так грустно осознавать, что нет тех, кто бы продолжил путь мэтра. Да и к тому же, всегда считалось, что именно мальчики являются продолжателями любого рода.

Жены Андрея Тарковского — Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковкая)

Ирма Рауш – первая супруга Андрея, с которой он сочетался брачными узами в 1957 году и прожил вместе до 1970 года. В их совместном браке родился сын Арсений. Возможно, пара была бы вместе и дольше, если бы их распаду не способствовал роман Андрея с молоденькой девушкой – Ларисой Кизиловой. В то время они как раз трудились над киноработой «Андрей Рублев». Лариса Кизилова – стала второй официальной супругой режиссера. Их брак продлился с 1970 года по 1986 год. Лариса всю их совместную жизнь величала мужа исключительно на «вы», а когда он ушел из жизни, то и она, не выдержав разлуки, ушла вслед за ним. Вторые брачные узы были разрушены так же, как и первые – романом на стороне, в этот раз, разлучницей стала норвежка Берит, от которой был рожден третий сын сценариста – Александр. Жены Андрея Тарковского Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковкая) сыграли не маленькую роль в его жизни.

Причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому

Причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому – перед своей смертью он как раз заканчивал очередной фильм, которому, к великому сожалению, суждено было стать лебединой песнью. Название ленты «Жертвоприношение», по задумке развитие событий происходило в Швеции. Фильм взял Гран-при на Каннском кинофестивале и иные награды, о которых режиссер так и не узнал. Тарковский умер от онкозаболевания, которое, диагностировали на спаде 1985 года. Он проходил долгую терапию в Париже, но она не принесла ожидаемых результатов. Режиссер скончался 29 декабря 1986 года. Его похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. На памятнике написали следующие слова: «Человеку, который увидел ангела».

Википедия Андрея Тарковского

Википедия Андрея Тарковского – та страница, где запечатлена полностью вся информация о мэтре. Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарковский_Андрей_Арсеньевич) будет навечно хранить запечатленный след в мире знаменитого сценариста. Вся глубинная информация, все его режиссерские работы, его полноценная биография: шаг за шагом повествующая о становлении его профессиональной деятельности, его росте, его победах. Жизнь Тарковского всегда была нелегкой и непростой, но несмотря на трудности и лишения, он прожил её достойно. Да, много работ так и остались неснятыми, тем не менее, те, что нашли воплощение на пленке, уж не забудутся никем и никогда. О нем будут помнить еще многие лета, это однозначно.

globalsib.com


Смотрите также