Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Ушинский биография для детей


Константин Ушинский

Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Впоследствии он отводил женщине и матери высокую и почётную роль в воспитании детей. Учился в гимназии. С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия. В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. Там он выделялся своими способностями, считался идеально хорошим товарищем среди студентов. В течение всего обучения он давал частные уроки. В 1844 году он блестяще окончил университет и был приглашён на профессорскую должность в Ярославский Демидовский лицей, где был самым популярным профессором. Его уважали ученики – Ушинский был вежлив с ними, ясно и просто объяснял трудные материалы. Но через 6 лет он прекратил работу в лицее, так как ему приходилось мелочные придирки со стороны начальства. С 1852 года Ушинский занимается литературной деятельностью, изучает иностранные языки. В 1855 году его назначили преподавателем словесности и законоведения Гатчинского института, а вскоре затем – инспектором этого института. Однажды он нашёл два больших шкафа, которые двадцать лет никто не открывал. В них было полное собрание педагогической литературы, которое собрал бывший инспектор института, ученик Песталоцци Е. Гугель. Эта библиотека изменила взгляды Ушинского на воспитание. В 1859 году Ушинский получил назначение на должность инспектора классов Смольного института. В то время образование считалось вредным для женщин. Но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город. Имя К. Д. Ушинского стало знаменитым по всей России как талантливого педагога. Ему даже поручили письменно изложить свое мнение о воспитании наследника престола. В этот период вышла в свет его книга «Детский мир».Она сразу стала использоваться в различных учебных заведениях, и в первый же год была издана трижды. Через три года преподавания Ушинского в Смольном институте он стал очень известен. Однако тогда же на него стали писать доносы с нелепыми обвинениями. Ушинский в течение нескольких суток писал ответ на эти доносы, и эти оскорбления очень повлияли на его здоровье – он сел за отписку бодрым и здоровым, а встал из-за нее поседевшим и начал харкать кровью... Вскоре Ушинский едет в Гейдельберг, где общается с известнейшим русским врачом Пироговым. Под влиянием общения с ним Ушинский восстановился и окреп духом, продолжил научную деятельность. В тот период он не занимал никакого официального положения. Весной 1870 года он почувствовал себя очень плохо, и в этой связи предпринял поездку в Крым, чтобы восстановить пошатнувшееся здоровье. Там он увидел практическое применение в школе своего учебника «Родное слово». В последние годы жизни Ушинского произошли тяжёлые события – смерть любимого сына, тяжёлая болезнь, окончательно подточившая его здоровье… В 1870 году он умер. Влияние Константина Дмитриевича Ушинского выходит далеко за пределы школы и педагогики. В ту эпоху в России в школе нередко преобладали жестокость и зубрёжка, а время учения было для многих детей тяжёлым временем. Именно благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле его именем названа улица. Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет. Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

bookinistic.narod.ru

Сообщение об Ушинском - Школьные Знания.com

Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Впоследствии он отводил женщине и матери высокую и почётную роль в воспитании детей.Учился в гимназии.С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия.В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. Там он выделялся своими способностями, считался идеально хорошим товарищем среди студентов. В течение всего обучения он давал частные уроки.В 1844 году он блестяще окончил университет и был приглашён на профессорскую должность в Ярославский Демидовский лицей, где был самым популярным профессором. Его уважали ученики – Ушинский был вежлив с ними, ясно и просто объяснял трудные материалы. Но через 6 лет он прекратил работу в лицее, так как ему приходилось мелочные придирки со стороны начальства.С 1852 года Ушинский занимается литературной деятельностью, изучает иностранные языки.В 1855 году его назначили преподавателем словесности и законоведения Гатчинского института, а вскоре затем – инспектором этого института. Однажды он нашёл два больших шкафа, которые двадцать лет никто не открывал. В них было полное собрание педагогической литературы, которое собрал бывший инспектор института, ученик Песталоцци Е. Гугель. Эта библиотека изменила взгляды Ушинского на воспитание.В 1859 году Ушинский получил назначение на должность инспектора классов Смольного института. В то время образование считалось вредным для женщин. Но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город.Имя К. Д. Ушинского стало знаменитым по всей России как талантливого педагога. Ему даже поручили письменно изложить свое мнение о воспитании наследника престола.В этот период вышла в свет его книга «Детский мир».Она сразу стала использоваться в различных учебных заведениях, и в первый же год была издана трижды.Через три года преподавания Ушинского в Смольном институте он стал очень известен. Однако тогда же на него стали писать доносы с нелепыми обвинениями. Ушинский в течение нескольких суток писал ответ на эти доносы, и эти оскорбления очень повлияли на его здоровье – он сел за отписку бодрым и здоровым, а встал из-за нее поседевшим и начал харкать кровью...Вскоре Ушинский едет в Гейдельберг, где общается с известнейшим русским врачом Пироговым. Под влиянием общения с ним Ушинский восстановился и окреп духом, продолжил научную деятельность. В тот период он не занимал никакого официального положения.Весной 1870 года он почувствовал себя очень плохо, и в этой связи предпринял поездку в Крым, чтобы восстановить пошатнувшееся здоровье. Там он увидел практическое применение в школе своего учебника «Родное слово».В последние годы жизни Ушинского произошли тяжёлые события – смерть любимого сына, тяжёлая болезнь, окончательно подточившая его здоровье… В 1870 году он умер.Влияние Константина Дмитриевича Ушинского выходит далеко за пределы школы и педагогики.В ту эпоху в России в школе нередко преобладали жестокость и зубрёжка, а время учения было для многих детей тяжёлым временем. Именно благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка.Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле его именем названа улица.Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет.Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор

znanija.com

Константин Ушинский (2 марта 1824 - 3 января 1871) , русский педагог, основоположник научной педагогики в России

Адрес страницы: https://www.calend.ru/persons/1572/

Главная страница / Персоны / Константин Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский – выдающийся русский педагог, родоначальник русской научной педагогики, родился (19 февраля) 2 марта 1824 года в Туле. Все его детство и отрочество прошло в небольшом отцовском имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета. Именно там блестящие лекции профессора философии государства и права Петра Григорьевича Редкина оказали немалое влияние на последующий выбор Ушинским педагогики. В 22 года последовало приглашение на кафедру энциклопедии законоведения Ярославского Демидовского лицея. Спустя четыре года, в 1850 году, Ушинский вынужден был покинуть лицей из-за своих демократических идей. Он уехал в Петербург, где поступил в департамент иностранных исповеданий, его начальником был граф Дмитрий Андреевич Толстой. С 1855 года Ушинский работал преподавателем географии и русской словесности в Гатчинском сиротском институте, а через короткое время стал инспектором. В 1859 году он получил назначение на должность инспектора Смольного института, но пробыл там недолго. Вскоре он вынужден был покинуть институт и поехать в командировку за границу. Вернувшись в Россию в 1867 году, Ушинский приступает к литературной деятельности. Он посвятил много времени составлению детских книг «Детский мир», «Родное слово». Учебник русского языка «Родное слово» выдержал 157 изданий! Рассказы Ушинского для детей отличаются умелым использованием русского фольклора («Васька», «Жалобы зайки»); лаконичная назидательность достигается в них скрупулёзным отбором деталей, ясностью и понятностью мысли («Лекарство», «Орел и кошка», «Детские очки»). Огромное значение имеет работа Ушинского под названием «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Это сочинение переиздавалось более 10 раз и до сих пор широко известно среди педагогов.

Скончался великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский (22 декабря 1870 года) 3 января 1871 года в Одессе.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

Персоны дня 1 октября:
  • р. 1975
  • 1881
  • 1930
  • р. 1924

Все события 1 октября

www.calend.ru

К.Д. Ушинский. Рассказы и сказки для детей. Список произведений

  Бишка Бодливая корова Васька Ворона и рак Вместе тесно, а врозь скучно Ветер и солнце Ворон и сорока В лесу летом Волк и собака Весна Грядки гвоздики Гадюка Гусь и журавль Дети в роще Два плуга Два козлика Дятел Дедушка Жалобы зайки Зима История одной яблоньки Играющие собаки Курица и утята Кукушечка Как рубашка в поле выросла Козел Козлятки и волк Коровка Ласточка Любопытство Леший Лето Лес и ручей Лошадка Лиса и гуси Лиса Патрикеевна Лиса и козел Мышки Мужик и Медведь Медведь и бревно Не ладно скроен, да крепко сшит Охотник до сказок Орел и кошка Орел Орёл и ворона Плутишка кот Петушок с семьёй Петух да собака Проказы старухи-зимы Пчелы и мухи Пчелки на разведках Птицы Поездка из столицы в деревню Паук Ручей Разные сказки Слепая лошадь Сумка почтальона Спор животных Спор деревьев Трусливый Ваня Уточки Ученый медведь Утренние лучи Умей обождать Четыре желания Чужое яичко Храбрая собака Хлеб Хавронья  

Читать все рассказы и сказки Ушинского Читать рассказы других авторов

 

Краткая биография и творчество К.Д.Ушинского

  Константин Ушинский появился на свет в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина — отставного офицера, ветерана войны 1812 года. Биография Ушинского Константина Дмитриевича указывает на то, что свое детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей. Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет.   После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием. Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля.   Однако его блестящая карьера очень быстро прервалась — в 1849 году. Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи, этому поспособствовали его прогрессивные взгляды.  

В русской и мировой педагогике имя К.Д.Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педаго­гической мысли — он справедливо считается создателем русской народной школы — чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практиче­ской педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женско­го образования (несколько лет он служил инспектором Смольно­го института для благородных девиц). В области народного образо­вания Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриали­зации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ… в более об­ширную и свободную сферу».

 

Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыс­лил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868— 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). Ушинский признавал краеугольным камнем формирования лич­ности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеж­дений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».

 

В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книги — дать ученикам младших классов по возможности полное представ­ление о мире, которое поможет развитию их мыслительных спо­собностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами сло­га лучших писателей» — как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произве­дениями современных авторов — Некрасова, Тургенева, Гонча­рова, Никитина, Майкова и др. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.

  Второй учебной книгой, созданной Константином Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир…», «Родное слово» слово сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на луч­ших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать де­тям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.  

Произведения для детей. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных кни­гах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читате­лям конкретные знания. Например, «Детский мир…» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в шко­лу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучи­ли, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать… Помни­те, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

 

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация — все располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах.

  На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, про­питанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.  

Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начина­ется словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой — свободной, разумной и бессмерт­ной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хресто­матии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать — и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

 

В «Детском мире…» в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой.

 

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

  Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?  

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел Басни и расска­зы в прозе.

 

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

 

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

 

В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».

  Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Род­ное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педаго­гические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».   Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году (по новому стилю), умер, ему было всего 47 лет. —————————————————— Рассказы и сказки Ушинского для детей. Читаем бесплатно онлайн  

Читать все рассказы и сказки Ушинского Читать рассказы других авторов

skazkibasni.com

Константин Дмитриевич Ушинский

Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняют одну из двух функций:

или они готовят счастье своей стране, или несчастье.

Константин Дмитриевич Ушинский

Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Впоследствии он отводил женщине и матери высокую и почётную роль в воспитании детей.

Учился в гимназии.С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия.

В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. Там он выделялся своими способностями, считался идеально хорошим товарищем среди студентов. В течение всего обучения он давал частные уроки.

В 1844 году он блестяще окончил университет и был приглашён на профессорскую должность в Ярославский Демидовский лицей, где был самым популярным профессором. Его уважали ученики – Ушинский был вежлив с ними, ясно и просто объяснял трудные материалы. Но через 6 лет он прекратил работу в лицее, так как ему приходилось мелочные придирки со стороны начальства.

С 1852 года Ушинский занимается литературной деятельностью, изучает иностранные языки.

В 1855 году его назначили преподавателем словесности и законоведения Гатчинского института, а вскоре затем – инспектором этого института. Однажды он нашёл два больших шкафа, которые двадцать лет никто не открывал. В них было полное собрание педагогической литературы, которое собрал бывший инспектор института, ученик Песталоцци Е. Гугель. Эта библиотека изменила взгляды Ушинского на воспитание.

В 1859 году Ушинский получил назначение на должность инспектора классов Смольного института. В то время образование считалось вредным для женщин. Но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город.

Имя К. Д. Ушинского стало знаменитым по всей России как талантливого педагога. Ему даже поручили письменно изложить свое мнение о воспитании наследника престола.

В этот период вышла в свет его книга «Детский мир».Она сразу стала использоваться в различных учебных заведениях, и в первый же год была издана трижды.

Через три года преподавания Ушинского в Смольном институте он стал очень известен. Однако тогда же на него стали писать доносы с нелепыми обвинениями. Ушинский в течение нескольких суток писал ответ на эти доносы, и эти оскорбления очень повлияли на его здоровье – он сел за отписку бодрым и здоровым, а встал из-за нее поседевшим и начал харкать кровью...

Вскоре Ушинский едет в Гейдельберг, где общается с известнейшим русским врачом Пироговым. Под влиянием общения с ним Ушинский восстановился и окреп духом, продолжил научную деятельность. В тот период он не занимал никакого официального положения.

Весной 1870 года он почувствовал себя очень плохо, и в этой связи предпринял поездку в Крым, чтобы восстановить пошатнувшееся здоровье. Там он увидел практическое применение в школе своего учебника «Родное слово».

В последние годы жизни Ушинского произошли тяжёлые события – смерть любимого сына, тяжёлая болезнь, окончательно подточившая его здоровье… В 1870 году он умер.

Влияние Константина Дмитриевича Ушинского выходит далеко за пределы школы и педагогики.

В ту эпоху в России в школе нередко преобладали жестокость и зубрёжка, а время учения было для многих детей тяжёлым временем. Именно благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка.

Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле его именем названа улица.

Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет.

Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор

Ученик великого педагога Л.Н. Модзалевский

Основные положения

Ушинский о воспитании

Ушинский о наказаниях

Ушинский о народной школе

Ушинский об образовании

Ушинский об обучении

Ушинский о первоначальном обучении

Ушинский о родном языке

Ушинский о труде

Ушинский о человеке

Ушинский о школе

studfiles.net

Константин Ушинский: биография и педагогическая деятельность

Удивительна и трагична биография К.Д. Ушинского (1824-1870) — глубоко образованного историка, юриста и философа, основоположника русской педагогики. Большинство его выступлений в литературе и почти каждый шаг и педагогике обычно разделял окружающих на два враждебных лагеря: почитателей и ярых критиков, требующих запрещения его книг как вредных и опасных для русского народа. Возможно, причина этого в том, что в каждом своем творении Константин Ушинский опережал время, да и со школьных лет отличался абсолютной прямотой.

Родина К.Д. Ушинского — г. Тула. Закончив в 16 лет Новгород-Северскую гимназию, демократический дух и природное окружение которой оказали на него немалое влияние, Константин Дмитриевич поступает на юридический факультет Московского университета. Уже в годы студенчества Ушинский проявляет интерес как к русской, так и к зарубежной литературе, изучает историю, географию, точные науки, пишет стихи.

Свое истинное призвание — педагогику Ушинский находит в Демидовском лицее в Ярославле, где работает в качестве исполняющего обязанности профессора с 1846 г. Взгляды и деятельность самого молодого преподавателя не встретили поддержки чиновников от просвещения, и в 1849 г. он был фактически отстранен от работы.

Почти 5 лет Константин Ушинский вне педагогической деятельности, но активно занимается литературным трудом: делает обзоры зарубежной печати, пишет рецензии для известных русских журналов «Современник», «Сын Отечества», «Библиотека для чтения» и др., подрабатывает переводами. Пока он не находит свою тему — педагогическую публицистику, в которой впоследствии ему не будет равных.

В 1854 г. Ушинский стал преподавателем словесности и законоведения, а вскоре занял должность инспектора Гатчинского сиротского института. Это период яркого проявления таланта Ушинского как организатора и реформатора, становления и утверждения его педагогических воззрений. В статье «О пользе педагогической литературы», написанной в эти годы, он называет педагогику наукой и искусством, требующей глубоких специальных знаний и особого таланта.

Одновременно с педагогической деятельностью Константин Ушинский продолжает сотрудничать в литературных журналах. Выбирая произведения художественной литературы для перевода, он предпочитает те, где затрагиваются вопросы воспитания («Тяжелые времена» Ч. Диккенса и др.) Глубоко осмысливая все основные «элементы школы», Ушинский обращает внимание на необходимость создания новых учебных книг для обучения. Замыслы будущего великого научного труда «Педагогическая антропология», а также учебных книг «Детский мир и хрестоматия», «Родное слово» рождались именно здесь, в Гатчине.

Работа Ушинского на этот раз замечена, и он назначается преподавателем и инспектором классов привилегированного закрытого учебного заведения — Смольного института благородных девиц в Петербурге.

Самое передовое в русской педагогике того времени и самое отсталое вступили в борьбу. После осуществления очень серьезных и, как впоследствии оказалось, уже необратимых преобразований в жизни института, потеряв много сил и здоровья в дискуссиях с оппонентами, не чуждавшихся тайных доносов, К.Д. Ушинский покидает Смольный институт. По свидетельству Е.Н. Водовозовой, личность и деятельность Ушинского произвела переворот в сознании воспитанниц.

Дальнейший период жизни великого педагога связан с длительными заграничными командировками, где он изучает постановку образования, с болезнями и лечением, но главное — с завершением работы над двумя из трех задуманных томов «Педагогической антропологии».

В середине 60-х годов Ушинский возвращается на родину, всецело отдает себя научной и литературной работе. В 1861 г. опубликован первый том «Педагогической антропологии». Одновременно он продолжает совершенствовать от издания к изданию свои учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

К.Д. Ушинский умирает в 46 лет, так много сделав для народа и так многого не успев сделать...

Ушинскому Россия обязана становлением своей педагогической науки, созданием первоначального обучения и начальной школы, выдвижением проблемы подготовки учителя в ранг первостепенных общественных задач, становлением женского образования.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004

classlit.ru


Смотрите также