Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Васнецов виктор михайлович биография


Виктор Васнецов биография

Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – знаменитый русский живописец. Этот незаурядный художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы.

Васнецов Виктор Михайлович родился 3 [15] мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н.Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербуржскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств, где юноша обучался у И.Н. Крамского.

Еще во время обучения в академии картины молодого художника Васнецова начали экспонироваться. Впервые они были представлены в 1869 году сначала в Академии, а позже и в других галереях благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. Уже в раннем творчестве был заметен авторский почерк художника и его склонность к стилю модерна.

С 1893 года, как гласит краткая биография Васнецова, он становится действительным членом Академии Художеств России. Также он сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, наиболее знаменитым из которых является «Книга русской скорби».

На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».

Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И.Е.Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.

Творческое наследие великого русского художника Васнецова, биография, которого обрывается 23 июля 1926 года в Москве, занимает весомое место в истории национального художественного искусства. Память о художнике сохраняется благодаря открытию и функционированию четырех музеев: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кирове и селе Рябово Кировской области. В последнем также находится памятник Виктору и Апполинарию Васнецовым – выдающимся деятелям русского художественного искусства.

Насколько хорошо вы знаете историю жизни великого художника?

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

obrazovaka.ru

Виктор Васнецов

Русский художник Виктор Васнецов, истинный патриот своей страны, стал родоначальником «русского стиля» в рамках символизма, присущего европейскому искусству конца 19 века. В его творчестве соединились исторические мотивы с поэтической атмосферой сказок, оставив в русской и мировой культуре яркий след.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Личная жизнь

Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым

Аполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.

Смерть

Завершилась биография Виктора Васнецова 23 июля 1926 года, когда тому было 78 лет. Скончался художник от инфаркта в московской мастерской. Похоронили Васнецова на Лазаревском кладбище, а когда оно было уничтожено, прах перезахоронили на Введенском кладбище.

Интересные факты

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» компании «Аэрофлот» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.
Виктор Васнецов на юбилейных монетах России
  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:
«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка...».

Произведения

  • 1876 – «С квартиры на квартиру»
  • 1879 – «Преферанс»
  • 1878 – «Витязь на распутье»
  • 1880 – «После побоища Игоря Святославича с половцами»
  • 1880 – «Ковер-самолет»
  • 1881 – «Аленушка»
  • 1881 – «Три царевны подземного царства»
  • 1889 – «Иван-Царевич на Сером Волке»
  • 1890 – «Крещение Руси»
  • 1897 – «Царь Иван Васильевич Грозный»
  • 1897 – «Баян»
  • 1897 – «Гамаюн – птица вещая»
  • 1898 – «Сирин и Алконост»
  • 1898 – «Богатыри»
  • 1899 – «Снегурочка»
  • 1899 – «Гусляры»
  • 1904 – «Страшный суд»
  • 1909 – «Варяги»
  • 1914 – «Поединок Пересвета с Челубеем»
  • 1918 – «Царевна-лягушка»
  • 1926 – «Спящая царевна»
  • 1926 – «Кощей Бессмертный»
Page 2

Наталья Громушкина

Российская актриса театра и кино, продюсер, режиссёр и певица

24smi.org

Виктор Михайлович Васнецов - биография и описание картин

   Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.    Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.    Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

   Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – И. Крамским.

   К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с Репиным, и даже одно время они жили на одной квартире.

   Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в Париж в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

   После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.    Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

   1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике «Трех богатырей».

   После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

Картины Васнецова и их описание

muzei-mira.com

Виктор Васнецов: жизнь и творчество художника

Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен.

Содержание

Биография Виктора Васнецова

Творчество Васнецова

Интересные факты из жизни художника

Картины Виктора Васнецова

Библиография

Родился Васнецов 3 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году.

По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.

Член мамонтовского кружка в Абрамцево.

В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».

В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

Творчество Васнецова

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.

На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Alyonushka Bogatyrs Ivan Tsarevich Riding the Grey Wolf

В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).

Интересные факты из жизни художника

О том, какую злую шутку может сыграть с человеком неуверенность в себе, свидетельствует один факт из биографии В.М. Васнецова.

Приехав из далекой Сибири поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств, молодой человек очень волновался. На экзамене он нарисовал все, что было задано, и начал оглядываться по сторонам. К ужасу своему он заметил, что стоящий за соседним мольбертом абитуриент скептически разглядывает его рисунок и даже откровенно усмехается, чуть ли не смеется.

«Все — провалился!» — решил Васнецов и пришел в такое отчаяние, что даже не стал узнавать результаты экзамена. Проведя несколько дней в чужом городе, будущий художник поступил в Рисовальную школу И.Н. Крамского в надежде еще подучиться и попытать счастья на следующий год.

Каково же было его изумление, когда, снова придя подавать документы в Академию художеств, он выяснил, что поступил еще в первый раз и уже год числится на первом курсе!

Библиография

  • Кульженко С. В. Соборъ Св. Равноапостольнаго Князя Владимира въ Киеве. — Киев: Издательство С.В.Кульженко, 1898.
  • Бахревский В. А. Виктор Васнецов. — М.: Молодая гвардия, 1989. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-00367-5.
  • Бутина Н. Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. — 1994 . — № 7/8. — С. 124—125.
  • Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — 56 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
  • Кудрявцева Л. Васнецов. — М.: Белый город, 1999. — ISBN 5-7793-0163-8.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: gazeta.aif.ru, all-biography.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Виктор Васнецов: картины художника

Виктор Васнецов - все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Виктор Васнецов: жизнь и творчество художника

4.8 (96.36%) 11 голос(ов)

allpainters.ru

Виктор Михайлович Васнецов: биография, карьера и личная жизнь

Крамской Иван Николаевич. Портрет Виктора Михайловича Васнецова, 1874.

Родина Виктора Михайловича Васнецова —  Вятская губерния (современная Кировская область). Село Лопьял, в котором он появился на свет 15 (по новому стилю) мая 1848 года, известно с 1740. В старину у села имелось два названия: Лопиал — по земскому учёту и Богоявленское — по имени сельской церкви Богоявления Господня. Жизнь Виктора Васнецова оказалась тесно связана с православием.

Его отец, Михаил Васильевич, был священником, как многие его предки. Так, ещё в 1678 году есть сведения о псаломщике Трифоне, сыне Васнецове. «Весь род был духовный», — так позже напишет Михаил, третий сын Виктора Васнецова.

У родителей будущего художника родилось шестеро детей, и все сыновья. Виктор был вторым по старшенству. Мать звали Аполлинария Ивановна. В 1850 году глава семейства был переведён в село Рябово, жителями которого в те времена были только священники. Семья прожила в селе 20 лет. Здесь прошли детские годы Васнецова и здесь похоронены его родители. Сейчас в Рябово филиал музея братьев Васнецовых. В этих вятских местах и взросла любовь будущего живописца к русской старине, к вековым народным традициям. «Я всегда только Русью и жил», —  таково признание художника.

Дом Васнецовых в музее-усадьбе  братьев художников Васнецовых в селе Рябово Кировской области

Надгробия родителей художников В.М. и А.М. Васнецовых в селе Рябово Кировской области.

Виктор с 10-летнего возраста бесплатно, как сын священника, учился несколько лет в духовном училище, а затем в Вятской семинарии. Но по стопам отца не пошел, в семинарии не доучился. Победу одержало желание рисовать. По согласию с отцом он в 1867 году перебрался в Петербург, чтобы получать художественное образование.

В первый год своей петербургской жизни Виктор Васнецов учился на курсе Ивана Крамского в Рисовальной школе. После —  в Императорской Академии художеств (с 1868 по 1873 год).

Выставляться он начал ещё во время учёбы в Академии, а потом присоединился к выставкам Товарищества передвижников. На начальном этапе своей творческой жизни Васнецов писал в основном картины бытового содержания. Затем его начали увлекать сюжеты сказок, былин, исторические и религиозные темы.

Церковная тематика стала основной в его монументальной живописи. Виктор Васнецов принимал участие в оформлении нескольких крупных и известных храмов не только в России, но и за рубежом.

Хотя некоторые работы во Владимирском соборе Киева сделаны другим великим русским живописцем Михаилом Александровичем Врубелем, основную часть росписей сделал именно Васнецов. В центральной части алтаря им написана изумительная Богоматерь с Младенцем, образ которой искусствоведы даже называют «Васнецовской Божией Матерью». Этот лик выделяет то, что художник соединил в нём божественное начало и человеческие черты. «Я поставил свечку Богу», — так сказал Виктор Михайлович по окончании всего объёма работ в этом киевском соборе.

Виктор Васнецов. Богоматерь с Младенцем в центральной части алтаря Владимирского собора в Киеве

Васнецов выполнил живописные картоны для мозаик знаменитого храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Изображения художника использовались для набора мозаик как внутри, так и на фасадах храма. Виктор Васнецов показал своё умение соединять архитектурные объемы с композициями религиозных сюжетов.

Виктор Васнецов. Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов оформлял интерьеры церкви Святой Марии Магдалины в Дормштадте, храма Александра Невского в Софии, собора Александро-Невском в Варшаве. Однако собор в Варшаве, освящённый 20 мая 1912 года, польские власти снесли в 1926 году. Храм был уничтожен как и многие другие православные храмы в Польше. Вместе с прекрасным собором погибли огромные панно, созданные под руководством Васнецова. Удалось спасти всего лишь несколько фрагментов мозаик.

Собор Александро-Невского в Варшаве, фото 1910 года. Осколок мозаики Васнецова.

Зато относительно недавно — в 2007 году, в Москве в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне обнаружили фрески Васнецова, записанные позднейшими росписями.

Интересовала Виктора Васнецова и архитектура. Например, по его эскизам в знаменитой Мамонтовской усадьбе в Абрамцево построили храм Спаса Нерукотворного, оформили главный фасад галереи братьев Третьяковых.

Виктор Васнецов. Проект фасада Третьяковской галереи. 1900 г.

Музей-усадьба Абрамцево. Храм Спаса Нерукотворного

Васнецов нарисовал эскизы своего дома-мастерской (ныне музей), интерьеры которого разработаны в русском стиле.

Дом Виктора Васнецова в Москве

Интерьеры дома Виктора Васнецова в Москве

Виктор Михайлович прожил 49 лет со своей супругой, дочерью купца Рязанцева, Александрой Владимировной. У них с женой было одна дочь и четверо сыновей: Татьяна (1879–1961), Борис (1880–1919), Алексей (1882–1949), Михаил (1884–1972), Владимир (1889–1953).

Младший брат Виктора Михайловича, Аполлинарий Михайлович, под руководством Виктора также стал живописцем. Продолжил художественную династию Андрей Владимирович Васнецов — внук.

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Вятского художественного музея им. братьев Васнецовых, 1992 год. Объект культурного наследия, Скульптор — Ю. Г. Орехов, архитектор — С. П. Хаджибаронов

Интересно, что сын Михаил, которого назвали в честь деда, приходского священника, тоже стал служителем церкви. Правда было это не в России, а в Чехословакии.

Виктор Васнецов умер в своей мастерской 23 июля 1926 года. Сначала его похоронили на московском Лазаревском кладбище в Марьиной Роще, но после его ликвидации в 1937 году прах художника пришлось перенести на Введенское.

Надгробие Виктора Михайловича Васнецова на Введенском кладбище Москвы

Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876

Васнецов Виктор. Аленушка. 1881

Васнецов Виктор. Ковер-самолет. Конец 1870-х

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1879 –1881

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896.

Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889

Виктор Васнецов.  Три богатыря. 1881-1898

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899

Виктор Васнецов. Богатырь. 1920

Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Фреска во Владимирском соборе Киева

Виктор Васнецов. Крещение великого князя Владимира. 1885-1896

Виктор Васнецов. Саваоф, Господь-бог. 1885-1896

Виктор Васнецов. Песнь князя Олега. 1899

Виктор Васнецов. Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения (Спас-на-крови) в Петербурге. 1901

Источники:

  • Музей-заповедник Абрамцево
  • Третьяковская галерея
  • Вятский художественный музей им. братьев Виктора и Апполинария Васнецовых

www.kakprosto.ru

Виктор Васнецов - биография, картины

«Стремление к русской поэтической старине, к былинам глубоко лежало в натуре Васнецова, лежало там с детских лет, ещё на родине, в Вятке», - писал критик Стасов. Так русская народная сказка в лице Виктора Михайловича Васнецова находит своего художника. Он был одним из первых, кто проник в прошлое, воплотил это на холсте и показал людям, сделав их как бы очевидцами событий.

Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. Отец Васнецова, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии. Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил».

Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств. С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. В городе была устроена художественная лотерея, на которой разыгрывались картины Васнецова, и на вырученные от лотереи деньги он отправился в Петербург. Петербург – центр политической, литературной и художественной мысли – встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. Но будущий живописец бросил учёбу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». Самая заветная мечта преследовала Виктора Михайловича Васнецова – поведать людям красоту русского народного эпоса. В душе его зрели неведомые никому и никем не виданные и не писаные полотна - сказки, былины.

В начале творческого пути Васнецов широко охватывает различные явления жизни, создаёт произведения на бытовые темы. Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам и т. д… Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. В нём всё больше назревает потребность выражения в искусстве основных национальных черт русского народа во всей их глубине и своеобразии.

В 1876 Васнецов был в Париже. Как и многие русские художники он стремился выйти за границы канонов академического искусства и сюжетности картин передвижников.

В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше. Позже он писал: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве златоглавой, конечно. Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный[1] заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». И Васнецов окунулся в московскую жизнь. С друзьями Репиным и Поленовым всё свободное время тратили на знакомство с городом, с его достопримечательностями. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа».

Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Знакомство с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым сыграло важную роль в жизни художника. Крупный промышленник и предприниматель, Мамонтов, сумел объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. У Мамонтова был талант создавать вокруг себя творческую атмосферу поиска, заражать всех новыми идеями. Именно в этом обществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры. Дружба с семьями Третьяковых и Мамонтовых окончательно убедили художника в правильности выбранного им пути.

Васнецов стал первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, ввел зрителя в царство сказок, былин, исторических преданий; он нашел изобразиельные средства равнозначные былинно-сказочным речевым оборотам и образам. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т.д.) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Живопись Васнецова отмечена монументально-декоративными чертами и нередко тяготеет с символике, порой словно предвосхищает произведения, написанные в стиле модерн.

В картине «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) Виктор Михайлович Васнецов чудесно передал тревожность и загадочность момента. Всё, что взято художником от народа, показано просто и естественно, как в сказке. Мудрость сильного волей народа сказалась в сюжете сказки о поисках прекрасной царевны. Преодолевая хитрые и сложные препятствия, Иван достигает своей заветной цели.

Васнецов писал картину в Киеве, в период работы во Владимирском соборе. Он вспоминал свое детство, таинственную сказочность дремучего леса, любимую, такую волшебно-прекрасную русскую народную сказку. В волшебных сказках многое взято из жизни природы, в которой связана вся жизнь человека. В древности существовал культ волка, и в сказаниях он помогает герою, часто изображали его с крыльями птиц - так быстро он мог передвигаться - почитание в таких сказках связано с солнечной стихией.

Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка. «Сейчас вернулся с передвижной выставки и хочу под первым впечатлением высказать тебе то, что чувствую, - писал Васнецову Савва Мамонтов . – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Всё это моё родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». Картину купил Третьяков, и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛЁНУШКИ». Хвалу настойчивости, выносливости русских людей, гимн светлой и крепкой любви воплотил Васнецов в картине-сказке.

Картина «АЛЁНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В.М. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева. Именно здесь он уверился в давно прочувствованном, в том, что пейзаж страны, есть выразительный элемент национальной культуры. Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы. Аленушка - имя, пленившее его, он дает девушке, олицетворявшей образ едва ли не всех героинь русского фольклора. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали». На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России. Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. Вот эту изумительную связь переживаний человека с природой, эту общность образов народной поэзии чутко воспринял и тонко передал художник. Она стала лейтмотивом его картины. Образ, созданный им прост и естественен. Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время. Васнецов в картине создал глубоко поэтический, обобщённый образ, выразив средствами живописи поэзию, которая свойственна русским сказкам и песням о горькой судьбе.

Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Он искал в модели такого сходства, которое можно было выразить через позу и общее настроение. Васнецовские женские образы пленительны. Он писал только близких ему людей. Женский образ возвышается до божественного звучания, в нём переплетаются небесное и земное. Вымышленные образы героинь и портреты близких для Васнецова женщин: жена, дочери, племянницы, Вера и Елизавета Мамонтовы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа. Они – олицетворение Родины, России.

Народные поэтические мотивы были известны Васнецову с юных лет, ещё в Рябове[2] он слышал их от старухи няни и на деревне. О них Виктор Михайлович Васнецов вспоминал, как о давно ушедшем в прошлое дорогом детстве и милой юности. Эти мотивы были ему близки и памятны в последующие годы его дальнейшего художественного мастерства.

Устное народное творчество – не только источник мудрости и красоты, но и вера в богатырское величие и прекрасное будущее. И Васнецов в полотнах показывает силу народа, способность к борьбе, что сделало русских людей могучими и великими. Это мощная эпическая песнь России, её великому прошлому. Защита Родины – одна из основных тем народного творчества. Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ преданий, былин и исторических песен.

Былины – русские народные песни. Если сказку рассказывали, то былину пели. До слушателя их доносили певцы-сказители торжественным, величавым, медленным и спокойным тоном повествования, т.е. напевом. Эти песни славили богатырей, их подвиги. Они защищали Русскую землю, побеждали несметные полчища врагов, преодолевали любые препятствия. Во многих сказках и былинах герой оказывается перед выбором, по какой дороге продолжить путь. И всегда выбирает путь, ведущий через опасности. Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем.

Картина «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» возникла под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». В думах и переживаниях богатыря угадываются раздумья самого художника о выборе своего дальнейшего творческого пути. Что поддержано общим настроением картины, эпическим пейзажем.

Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого. В них изображаются сражения с врагами Русской земли. Они хранят память о прошлом нашей Родины. Это реальное. Герой былины, как уже говорилось, богатырь. Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. Победой русского воина заканчивается любая битва. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин. Примером может служить следующее живописное произведение. Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Картину приобрёл Третьяков. В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Оно и теперь там находится. Написание этой картины Васнецов воспринимал для себя как гражданский долг, обязательство перед родным народом. Расставаться с ней было очень трудно и грустно. Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце, и тянулась рука».

Богатырская застава на границе леса и поля – ни ворогу, ни зверю не пройти, птице не пролететь. Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын». Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом. С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает». Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам. Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую руку на белом мохнатом коне - Добрыня Никитич вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, переливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи Алёша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к тонкой тетиве тугого лука. У седла висят гусли-самогуды. Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою. Породистые лошади сильны, на них могучие наездники. Сколько тяжести в богатырях?! Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица. Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу. О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек». Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. Кони под стать богатырям, в этом выражается ощущение действительности прошлого, когда конь для всадника был всем: опорой, верным помощником в битве и в жизни.

Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей. Необыкновенно сильный, мужественный, смелый, огромного роста богатырь всегда выходит победителем. В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. Люди защищали рубежи родины сообща, именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин». Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин. Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отражение в русской литературе. Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д...

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве воплощена, правда о народе, выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве, о лучших качествах русского человека.

После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1883-1885 исполнил монументальное панно Каменный век в Круглом зале Исторического музея в Москве. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. В 1885-1886 расписывал Владимирский собор в Киеве, где работал так же и Нестеров, и руководил в нем художественными работами. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. (1901) и др. Он так же выполнял эскизы к мебели и другим произведениям декоративно-прикладного искусства. Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. Н.Ге увидел в его работах “синтез древнерусских и византийских черт, искусства прерафаэлитов и даже Микеланджело… но главное - это русский национальный дух”.

[1] Василий Блаженный – памятник древнерусской архитектуры. Собор, построенный по приказу Ивана Грозного в память взятия Казани.

[2] Рябово – село в Вятской губернии – в восьмидесяти километрах от губернского города. В нём провёл детство художник Васнецов.

agniart.ru


Смотрите также