Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Виктор ардов биография личная жизнь


Виктор Ардов

Виктор Ефимович Зигберман (писал под псевдонимом Виктор Ардов) родился в 1900 году в Воронеже в семье инженера-железнодорожника, выпускника Харьковского технологического института Е. М. Зигбермана, в ту пору члена хозяйственного правления Воронежской еврейской общины. Дед по материнской линии владел в Воронеже аптекарским магазином, дядя — Герасим Вольпян — открыл в 1912 году зубоврачебную лечебницу.

В 1918 году окончил Первую мужскую гимназию в Москве. Работал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец»; вместе с Л. В. Никулиным написал комедии «Склока» и «Статья 114-я уголовного кодекса» (обе — 1926), «Таракановщина» (1929), с В. З. Массом — комедию «Именинница» (поставлена Московским театром сатиры в 1924 году), самостоятельно — комедию «Мелкие козыри» (1937); писал юмористические монологи для эстрадных артистов (В. Я. Хенкина, Рины Зелёной, А. И. Райкина, Б. Я. Петкера и других). С 1927 годa заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, в звании майора служил в армейской печати, награждён орденом «Красной Звезды».

Виктор Ардов — автор более 40 сборников юмористической прозы (рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков), киносценариев к фильмам «Светлый путь» (1940) и «Счастливый рейс» (Машина 22—12, 1949), теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам» (1983) о В. В. Маяковском, М. А. Булгакове, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, И. А. Ильфе, Е. П. Петрове, М. А. Светлове, Ю. К. Олеше, М. Е. Кольцове, И. В. Ильинском, Ф. Г. Раневской и других (переиздана под названием «Великие и смешные» в 2005 году).

Виктор Ардов был дружен с рядом литераторов и деятелей российской культуры, которые подолгу жили в его квартире 13 в доме № 17 на Большой Ордынке. В их числе И. А. Бродский, А. И. Солженицын, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Тарковский, Ф. Г. Раневская и другие. Особенно близка с семьёй Ардовых была А. А. Ахматова, которая останавливалась в их доме во время своих визитов в Москву в 1934—66 годах. Теперь во дворе дома Ардовых в Москве установлен памятник Анне Ахматовой.

Происхождение псевдонима

Предками Виктора Зигбермана с одной стороны были немецкие евреи, с другой — сефарды. Вначале он решил взять псевдоним Сефардов, а потом первые три буквы отпали и получилось “Ардов”.

Семья

  • Вторая жена В. Е. Ардова (с 1933 года) — актриса Нина Антоновна Ольшевская (1908—1991).
  • Сыновья — актёр и режиссёр-мультипликатор Борис Викторович Ардов и литератор-мемуарист, протоиерей Михаил Викторович Ардов. Пасынок — народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов.
  • Внучка — актриса Анна Борисовна Ардова. Правнучка — актриса Соня Ардова.
  • Двоюродный брат — видный советский и израильский шахматный теоретик, шахматист и историк шахмат, заслуженный международный мастер ИКЧФ Яков Исаевич Нейштадт (род. 1923).
  • Дядя (муж сестры матери) — советский историк, ректор МГУ (1921—1925), академик Вячеслав Петрович Волгин.

people-archive.ru

«Искусству нужен Виктор Ардов, как писсуар для леопардов»

Виктор Ардов родился 8 октября 1900 года в Воронеже в семье инженера-железнодорожника, выпускника Харьковского технологического института Ефима Моисеевича Зигбермана, в ту пору члена хозяйственного правления Воронежской еврейской общины. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Гоголевском бульваре в здании, принадлежавшем Иерусалимскому подворью.

Окончив гимназию, Виктор поступил на экономический факультет Института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова. Параллельно он начал зарабатывать конферансом в кабаре «Нерыдай». Тогда он и сменил свою «неудобную» фамилию на русскую, хотя и в псевдониме можно увидеть дань корням (есть мнение, что Ардов — это сокращение от Сефардов, фамилии, которую носили его предки по материнской линии).

Однажды Александр Твардовский сказал Виктору Ефимовичу, что фамилия Ардов какая-то нескромная, цирковая.

— Может, она и цирковая, — ответил тот. — Но не тебе её критиковать, ибо она составная часть твоей фамилии. Твардовский рассмеялся: — Никогда не думал, что приютил в центре своей фамилии хохмача.

В 1921 году начинающий сатирик под фамилией Ардов публикует первые рассказы в журналах «Зрелище», «Огонек» и «Красный Перец».

«Некогда они были друзьями, — начиналась, к примеру, сатирическая миниатюра Ардова „Нашелся“. — Потом расстались надолго. А когда встретились лет через двенадцать, то все связи между ними были оборваны. И разговаривать им, в сущности, было не о чем. Но и молчать — как-то неудобно... Вот они стояли друг против друга и тужились, придумывая: о чем бы потолковать?.. Один из них придумал. Он начал так: — Да, вот, значит... а скажи... хотя — нет... кхм... дааа... Да! Вот я что хотел тебя спросить: сестры-то у тебя — всё еще близнецы?»

Юмор его был простым и понятным, стиль — лёгким, не удивительно, что читатели полюбили его рассказы и в какой-то период они обходили по популярности произведения Зощенко и Ильфа с Петровым. Например, в сборнике «Советский юмористический рассказ 20–30-х годов» было опубликовано 26 рассказов Ардова, 25 произведений Зощенко с 25 рассказами, и 19 — Ильфа и Петрова.

В 1927 году ленинградский Театр сатиры поставил пьесу Ардова «А не хулиган ли вы, гражданин?» Это название доставило театральным администраторам немало хлопот. В театр часто звонили и спрашивали: — Что у вас сегодня идет? — «А не хулиган ли вы, гражданин?» — Вы почему грубите? Я хочу узнать, какой сегодня спектакль? — «А не хулиган ли вы, гражданин?» И так несколько раз, пока недоразумение не прояснялось.

Первая жена начинающего писателя — Ирина Константиновна Иванова, считалась самой красивой гимназисткой Москвы. Говорят, за ней ухаживал Осип Брик.

Второй женой писателя стала уже известная к тому времени актриса Нина Антоновна Ольшевская, пятилетний сын которой, будущий знаменитый артист Алексей Баталов, стал его пасынком. Чуть позже родятся и продолжатели знаменитого рода Ардовых: в 1937 году литератор-мемуарист Михаил Викторович Ардов, а в 1940 году актер и режиссер-мультипликатор Борис Викторович Ардов. К слову, семья и будущие поколения обладали уже врожденным талантом, поэтому помимо сыновей знаменитыми будут и его внучка — актриса Анна Борисовна Ардова, и правнуки — актеры Антон Шаврин и Соня Ардова.

Фото: Виктор Ардов (Виктор Ефимович Зигберман) с пасынком

Молодая семья первое время жила в коммуналке, затем — в первом писательском кооперативе, где их соседями стали Булгаков и Мандельштам. Здесь же Ардовы познакомились с Анной Ахматовой, которая позже станет практически членом их семьи. Наконец, в начале 30-х годов, Ардовы обосновались в легендарной квартире № 13 на Большой Ордынке, 17.

Гостеприимный дом Ардова на Ордынке знала вся эстрадная, литературная и театральная Москва. Здесь в любое время привечали всех, кто нуждался в поддержке и помощи. В этом доме подолгу жила Анна Ахматова, для неё даже всегда специально держали свободной комнату.

Сюда же после многолетнего заключения пришла и Лидия Русланова, с которой даже поздороваться на улице в те времена было опасно. Её квартира была конфискована, муж еще находился в тюрьме. Куда же идти, как не к Ардовым!

Дверь открыл сам Виктор Ефимович, просиял, обнял её и сказал, словно не было одиннадцати лет разлуки:

— Лидка! Здорово! Заходи. Слушай, какой анекдот есть...

Именно такие слова и были нужны в тот момент, чтобы показать: мы с тобой, здесь друзья и всё плохое позади.

Радушие хозяев превратило «нехорошую» квартиру 13 в любимое место встреч и задушевных бесед для Михаила Булгакова, Осипа Мандельштама, Михаила Зощенко, Ильи Ильфа, Евгения Петрова, Мате Залка, Юрия Олеши, Михаила Светлова, Фаины Раневской, Лидии Руслановой, Бориса Пастернака, Лидии Чуковской, Дмитрия Шостаковича... Список можно продолжать бесконечно долго. Все они обожали Ардова — гостеприимного балагура и остряка, у которого для каждого гостя находился кров, еда, свежий анекдот и слова поддержки.

Анна Ахматова и Виктор Ардов. Конец 1950-х годов.

Когда Ардов в 1942 году ушел добровольцем на фронт, он был уже автором около 50 книг, но после постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“ от 14 августа 1946 года» его творчество перестало быть востребованным. Конечно, это может быть и совпадением, но те, кто жил в СССР в такие совпадения не верит. Постановление яростно критиковало Зощенко и Ахматову — близких друзей Виктора Ардова. После него в квартире Виктора Ардова как по волшебству замолчал телефон — новые произведения перестали заказывать, а старые — публиковать. К тому времени его отца уже расстреляли по прямому указанию Троцкого, а родителей жены — репрессировали.

В те годы было принято переставать узнавать на улице старых знакомых, у которых обнаруживались среди родственников «враги народа». Ардов презирал и игнорировал эту традицию — он радушно встречал всех, кого считал друзьями, а в те годы для этого требовалось настоящее мужество.

Когда сменилась власть, его произведения опять начали печатать, некоторые — уже после смерти писателя в 1976 году. В книге воспоминаний «Этюды к портретам» («Великие и смешные») он расскажет о тех, с кем был дружен, — великих и общепризнанных поэтах, писателях, актерах, людях, по его собственным словам, чтобы «не исчезло из памяти многое такое, что надо оставить, хотя бы в помощь людям, изучающим их творчество».

На шутку, вынесенную в заголовок, Ардов не обижался (а может и сам её сочинил). Но теперь, спустя годы, мы понимаем, насколько на самом деле Виктор Ардов был нужен искусству. Не только как писатель, но как Человек с большой буквы. Ведь мы не знаем, какой была бы литературная Москва, если бы в ней не было в 30-40-е годы гостеприимной квартиры № 13 на Большой Ордынке, во дворе которой сейчас стоит памятник Анне Ахматовой.

izbrannoe.com

Виктор Ардов

Русский советский писатель-сатирик, драматург, сценарист, карикатурист.

Виктор Ефимович Зигберман (писал под псевдонимом Виктор Ардов) родился в 1900 году в Воронеже в семье инженера-железнодорожника, выпускника Харьковского технологического института Е. М. Зигбермана, в ту пору члена хозяйственного правления Воронежской еврейской общины. Дед по материнской линии владел в Воронеже аптекарским магазином, дядя — Герасим Вольпян — открыл в 1912 году зубоврачебную лечебницу.

В 1918 году окончил Первую мужскую гимназию в Москве. Работал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец»; вместе с Л. В. Никулиным написал комедии «Склока» и «Статья 114-я уголовного кодекса» (обе — 1926), «Таракановщина» (1929), с В. З. Массом — комедию «Именинница» (поставлена Московским театром сатиры в 1924 году), самостоятельно — комедию «Мелкие козыри» (1937); писал юмористические монологи для эстрадных артистов (В. Я. Хенкина, Рины Зелёной, А. И. Райкина, Б. Я. Петкера и других). С 1927 годa заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, в звании майора служил в армейской печати, награждён орденом «Красной Звезды».

Виктор Ардов — автор более 40 сборников юмористической прозы (рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков), киносценариев к фильмам «Светлый путь» (1940) и «Счастливый рейс» (Машина 22—12, 1949), теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам» (1983) о В. В. Маяковском, М. А. Булгакове, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, И. А. Ильфе, Е. П. Петрове, М. А. Светлове, Ю. К. Олеше, М. Е. Кольцове, И. В. Ильинском, Ф. Г. Раневской и других (переиздана под названием «Великие и смешные» в 2005 году).

Виктор Ардов был дружен с рядом литераторов и деятелей российской культуры, которые подолгу жили в его квартире 13 в доме № 17 на Большой Ордынке. В их числе И. А. Бродский, А. И. Солженицын, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Тарковский, Ф. Г. Раневская и другие. Особенно близка с семьёй Ардовых была А. А. Ахматова, которая останавливалась в их доме во время своих визитов в Москву в 1934—66 годах. Теперь во дворе дома Ардовых в Москве установлен памятник Анне Ахматовой.

Вторая жена В. Е. Ардова (с 1933 года) — актриса Нина Антоновна Ольшевская (1908—1991). Сыновья — актёр и режиссёр-мультипликатор Борис Викторович Ардов и литератор-мемуарист, протоиерей Михаил Викторович Ардов. Приёмный сын — народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов. Внучка — актриса Анна Борисовна Ардова (род. 1969). Двоюродный брат В. Е. Ардова — видный советский и израильский шахматный теоретик, шахматист и историк шахмат, заслуженный международный мастер ИКЧФ Яков Исаевич Нейштадт (род. 1923). Дядя (муж сестры матери) — советский историк, ректор МГУ (1921—1925), академик Вячеслав Петрович Волгин.

facecollection.ru

Виктор Ардов

Виктор Ефимович Зигберман (писал под псевдонимом Виктор Ардов) родился в 1900 году в Воронеже в семье инженера-железнодорожника, выпускника Харьковского технологического института Е. М. Зигбермана, в ту пору члена хозяйственного правления Воронежской еврейской общины. Дед по материнской линии владел в Воронеже аптекарским магазином, дядя — Герасим Вольпян — открыл в 1912 году зубоврачебную лечебницу.

В 1918 году окончил Первую мужскую гимназию в Москве. Работал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец»; вместе с Л. В. Никулиным написал комедии «Склока» и «Статья 114-я уголовного кодекса» (обе — 1926), «Таракановщина» (1929), с В. З. Массом — комедию «Именинница» (поставлена Московским театром сатиры в 1924 году), самостоятельно — комедию «Мелкие козыри» (1937); писал юмористические монологи для эстрадных артистов (В. Я. Хенкина, Рины Зелёной, А. И. Райкина, Б. Я. Петкера и других). С 1927 годa заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, в звании майора служил в армейской печати, награждён орденом «Красной Звезды».

Виктор Ардов — автор более 40 сборников юмористической прозы (рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков), киносценариев к фильмам «Светлый путь» (1940) и «Счастливый рейс» (Машина 22—12, 1949), теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам» (1983) о В. В. Маяковском, М. А. Булгакове, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, И. А. Ильфе, Е. П. Петрове, М. А. Светлове, Ю. К. Олеше, М. Е. Кольцове, И. В. Ильинском, Ф. Г. Раневской и других (переиздана под названием «Великие и смешные» в 2005 году).

Виктор Ардов был дружен с рядом литераторов и деятелей российской культуры, которые подолгу жили в его квартире 13 в доме № 17 на Большой Ордынке. В их числе И. А. Бродский, А. И. Солженицын, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Тарковский, Ф. Г. Раневская и другие. Особенно близка с семьёй Ардовых была А. А. Ахматова, которая останавливалась в их доме во время своих визитов в Москву в 1934—66 годах. Теперь во дворе дома Ардовых в Москве установлен памятник Анне Ахматовой.

Вторая жена В. Е. Ардова (с 1933 года) — актриса Нина Антоновна Ольшевская (1908—1991). Сыновья — актёр и режиссёр-мультипликатор Борис Викторович Ардов и литератор-мемуарист, протоиерей Михаил Викторович Ардов. Приёмный сын — народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов. Внучка — актриса Анна Борисовна Ардова (род. 1969). Двоюродный брат В. Е. Ардова — видный советский и израильский шахматный теоретик, шахматист и историк шахмат, заслуженный международный мастер ИКЧФ Яков Исаевич Нейштадт (род. 1923). Дядя (муж сестры матери) — советский историк, ректор МГУ (1921—1925), академик Вячеслав Петрович Волгин.

biozvezd.ru

Ардов, Виктор Ефимович - это... Что такое Ардов, Виктор Ефимович?

Ви́ктор А́рдов (настоящее имя Ви́ктор Ефи́мович Зигберма́н[1][2][3]; 8 (21) октября 1900, Воронеж, Российская империя — 26 февраля 1976, Москва, СССР) — русский советский писатель-сатирик, драматург, сценарист, карикатурист.

Биография

Виктор Ефимович Зигберман (писал под псевдонимом Виктор Ардов)[4] родился в 1900 году в Воронеже в семье инженера-железнодорожника, выпускника Харьковского технологического института Е. М. Зигбермана, в ту пору члена хозяйственного правления Воронежской еврейской общины[5][6]. Дед по материнской линии владел в Воронеже аптекарским магазином, дядя — Герасим Вольпян — открыл в 1912 году зубоврачебную лечебницу.

В 1918 году окончил Первую мужскую гимназию в Москве. Работал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец»; вместе с Л. В. Никулиным написал комедии «Склока» и «Статья 114-я уголовного кодекса» (обе — 1926), «Таракановщина» (1929), с В. З. Массом — комедию «Именинница» (поставлена Московским театром сатиры в 1924 году), самостоятельно — комедию «Мелкие козыри» (1937); писал юмористические монологи для эстрадных артистов (В. Я. Хенкина, Рины Зелёной, А. И. Райкина, Б. Я. Петкера и других). С 1927 годa заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, в звании майора служил в армейской печати, награждён орденом «Красной Звезды».

Виктор Ардов — автор более 40 сборников юмористической прозы (рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков), киносценариев к фильмам «Светлый путь» (1940) и «Счастливый рейс» (Машина 22—12, 1949), теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам» (1983) о В. В. Маяковском, М. А. Булгакове, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, И. А. Ильфе, Е. П. Петрове, М. А. Светлове, Ю. К. Олеше, М. Е. Кольцове, И. В. Ильинском, Ф. Г. Раневской и других (переиздана под названием «Великие и смешные» в 2005 году).

Виктор Ардов был дружен с рядом литераторов и деятелей российской культуры, которые подолгу жили в его квартире 13 в доме № 17 на Большой Ордынке. В их числе И. А. Бродский, А. И. Солженицын, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Тарковский, Ф. Г. Раневская и другие. Особенно близка с семьёй Ардовых была А. А. Ахматова, которая останавливалась в их доме во время своих визитов в Москву в 1934—66 годах. Теперь во дворе дома Ардовых в Москве установлен памятник Анне Ахматовой.

Происхождение псевдонима

Предками Виктора Зигбермана с одной стороны были немецкие евреи, с другой — сефарды. Вначале он решил взять псевдоним Сефардов, а потом первые три буквы отпали и получилось “Ардов”[7][8].

Семья

Примечания

  • Коварный лунатик — М.: Правда, 1945. — илл. Ю. Ганфа (сер. «Библиотека Крокодила» № 7).
  • Сахар Медович — М.: Правда, 1956. — илл. Бор. Ефимова (сер. «Библиотека Крокодила» № 135).
  • Больное место — М.: Правда, 1958. — илл. К. Ротова (сер. «Библиотека Крокодила» № 192).
  • Кошмар районного значения — М.: Правда, 1960. — илл. М. Черемных (сер. «Библиотека Крокодила» № 18).
  • Образцы красноречия — М.: Правда, 1963. — илл. автора (сер. «Библиотека Крокодила» № 24).
  • Бабушки, бабки, бабуси — М.: Правда, 1967. — илл. автора (сер. «Библиотека Крокодила» № 1).
  • Ошибка ЗАГСа — М.: Правда, 1970. — илл. М. Битного (сер. «Библиотека Крокодила» № 31).
  • Цветочки, ягодки и пр. — М.: Советский писатель, 1972.
  • Двое в одной проруби — М.: Правда, 1975. — илл. автора (сер. «Библиотека Крокодила» № 13).
  • Великие и смешные. — М.: Вагриус, 2005.
  • Смышленые дети: сборник рассказов. . — М.: ЭНАС-Книга, 2011.
  • Пуделиный язык: сборник рассказов. . — М.: ЭНАС-Книга, 2012.

dic.academic.ru

ВИКТОР АРДОВ - ПИСАТЕЛЬ И НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК

la_belagaАлексей ВикторовДруг поэтов, юмористВ 20-е годы прошлого века его рассказы не уступали по популярности произведениям Зощенко, Ильфа и Петрова. А потом его перестали печатать. И потому что еврей, и потому что дом его был всегда открыт для «опальных» литераторов. В нем подолгу в «лихие» для каждого времена жили Ахматова и Пастернак, Бродский и Солженицын. Именно так, помогая несправедливо униженным – деньгами, кровом, добрым словом или анекдотом, Виктор Ардов постепенно затмил свой образ писателя образом настоящего человека. И сегодня, спустя 115 лет со дня его рождения, самое время об этом вспомнить.

Виктор Ардов родился 21 октября 1900 года в семье Ефима Моисеевича Зигбермана – члена хозяйственного правления Воронежской еврейской общины. Вскоре семья переехала из Воронежа в Москву, поселившись на Гоголевском бульваре в здании, принадлежавшем Иерусалимскому подворью. Окончив располагавшуюся неподалеку Первую мужскую гимназию, Виктор поступил на экономический факультет Института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова. Одновременно начал подрабатывать актером и конферансье в кабаре «Нерыдай», где и понял: все увиденные и подслушанные истории нужно записывать, потому что это невероятно смешно.

Для начала берет псевдоним, меняя свою «неудобную» в те времена еврейскую фамилию «Зигберман» на русскую, но отдавая при этом дань своим корням. Бытует мнение, что фамилия Ардов – это сокращение от Сефардов, коими были его предки по материнской линии. Но его сын, Михаил Ардов, в одном из интервью скажет: «Я не знаю точно, он мне никогда об этом не говорил, но до сих пор, когда отыскивают его реальную фамилию, ее всегда перевирают и вместо “Зигберман” пишут “Зильберман”. Может быть, ему это надоело, я об этом не спрашивал. Но то, что в русской печати с русской фамилией как-то удобнее было выступать, мягко выражаясь, это очевидно, конечно».Как бы то ни было, в 1921 году под фамилией Ардов молодой сатирик публикует свои первые карикатуры, а позже и юмористические рассказы в журналах «Зрелище», «Огонек», «Красный Перец». «Некогда они были друзьями, – начиналась, к примеру, сатирическая миниатюра Ардова “Нашелся”. – Потом расстались надолго. А когда встретились лет через двенадцать, то все связи между ними были оборваны. И разговаривать им, в сущности, было не о чем. Но и молчать – как-то неудобно… Вот они стояли друг против друга и тужились, придумывая: о чем бы потолковать?.. Один из них придумал. Он начал так: – Да, вот, значит… а скажи… хотя – нет… кхм… дааа… Да! Вот я что хотел тебя спросить: сестры-то у тебя – всё еще близнецы?»С таким простым, понятным каждому юмором его произведения становятся одними из самых популярных у читателей: в редакцию приходят письма с просьбами напечатать больше миниатюр этого автора, и редакторы их с удовольствием исполняют. В итоге, например, в сборнике «Советский юмористический рассказ 20–30-х годов» на первом месте стоят сочинения Виктора Ардова с его 26 рассказами, следом идет Зощенко с 25 рассказами, потом Ильф и Петров с 19 произведениями и далее по уменьшению.Но знали его не только по его литературному творчеству, но и по не менее литературному окружению. Первой женой начинающего писателя стала Ирина Константиновна Иванова, считавшаяся самой красивой гимназисткой Москвы. Говорят, за ней ухаживал Осип Брик. Известен случай, когда, находясь с ней в обществе, при отсутствии Лилии Юрьевны к Брик обратился Маяковский, находившийся там же: «Ося, от Лилечки уже ушли, сейчас ей одной страшно дома быть, поэтому кому-то из нас надо ехать домой». На что Брик на него посмотрел и сказал: «Вот ты и поезжай, Володя. А я останусь с Ириной Константиновной». Второй женой стала уже известная ко времени женитьбы в 1933 году актриса Нина Антоновна Ольшевская, пятилетний сын которой, будущий знаменитый артист Алексей Баталов, стал его пасынком. Чуть позже родятся и продолжатели знаменитого рода Ардовых: в 1937 году литератор-мемуарист Михаил Викторович Ардов, а в 1940 году актер и режиссер-мультипликатор Борис Викторович Ардов. К слову, семья и будущие поколения обладали уже врожденным талантом, поэтому помимо сыновей знаменитыми будут и его внучка – актриса Анна Борисовна Ардова, и правнуки – актеры Антон Шаврин и Соня Ардова.Первоначально молодая семья жила в одной комнате коммунальной квартиры, но стараниями Виктора Ардова вскоре они купили себе квартиру в первом писательском кооперативе. Здесь жили Булгаков и Мандельштам. Здесь же Ардовы познакомились и с Ахматовой, которая позже станет практически членом их семьи. Из этого дома, правда, Ардовы вскоре все-таки уедут, обосновавшись на Большой Ордынке, дом 17, квартира 13. Эта «нехорошая» квартира станет легендарным местом. Радушие хозяев превратило ее в любимое место отдыха и задушевных бесед для Михаила Булгакова, Осипа Мандельштама, Михаила Зощенко, Ильи Ильфа, Евгения Петрова, Мате Залка, Юрия Олеши, Михаила Светлова, Фаины Раневской, Лидии Руслановой, Бориса Пастернака, Лидии Чуковской, Дмитрия Шостаковича… Список можно продолжать бесконечно долго.Все они обожали Ардова, который слыл юмористом и остряком. Рассказывают, что когда в Союзе писателей он, познакомившись и договариваясь с кем-то о встрече, произнес: «Моя фамилия – Ардов», находящийся неподалеку поэт Твардовский вмешался в разговор, сказав: «Какая неприятная фамилия». Виктор Ефимович, не раздумывая, повернулся к нему и ответил: «Это потому, что она составляет ровно середину Вашей». Или был еще случай с Маяковским, который только-только привез из Парижа новенький «Рено». Поскольку он был первым поэтом в Москве, кто приобрел иностранный автомобиль, ему не терпелось похвастаться. «Ардик, – спросил Маяковский, – вы на улице не видели мой “Рено”»? «Ни хрено я там не видел», – ответил Ардов.Он писал и рассказы, и пьесы, и сценарии для кинокомедий, в том числе – «Светлый путь», «Счастливый рейс». В 1942 году ушел добровольцем на фронт. Вернувшись, продолжил писать, к тому времени уже опубликовав около 50 книг. Возможно, совпадение, но после постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград” от 14 августа 1946 года» его творчество перестало быть востребованным. В этом постановлении обрушивались с критикой на Зощенко и Ахматову, которые были близки Ардову. Анна Ахматова вообще подолгу жила в его доме. Здесь ее всегда ждала отдельная комната, которая во время ее отсутствия считалась «детской» для Алексея. Более трех десятилетий квартира была своеобразной московской резиденцией великой поэтессы. Поэтому не случайно, что памятник ей поставлен именно возле дома Ардовых на Большой Ордынке, и открывал его Алексей Баталов.Возможно, именно в этом сердечном отношении ко всем и есть причина того, что в один прекрасный момент в квартире Виктора Ардова перестает звонить телефон, перестают поступать заказы на новые произведения, не публикуются уже готовые. К тому же Виктор Ардов никогда не сидел в президиумах, не выступал на собраниях. Он вообще относился к власти, мягко сказать, сдержанно. «Политика кнута и пряника известна еще со времен Древнего Рима, но большевики и тут ввели некое новшество, – как-то сказал Ардов. – Они первыми догадались выдавать кнут за пряник». К тому времени его отца расстреляли по прямому указанию Троцкого, родителей жены репрессировали.Тем не менее даже в годы, когда стало привычным «неузнавание» при встречах на улице старых и добрых знакомых лишь потому, что они имели отношение к «врагам народа», Виктор Ардов продолжал радушно всех встречать. А его радушие в то время было сродни мужеству. Известно, что Лидия Русланова, арестованная как жена генерала Крюкова за его поддержку опального маршала Жукова, в ссылке получала посылки и деньги от Виктора Ардова. И именно к нему пришла она сразу по приезде в Москву после заключения. Говорят, Ардов встретил ее словами: «Лидка, слушай новый анекдот!» Вот так просто, но одновременно мудро, без слез и сразу с настроем показал, что всё тяжелое кончилось и жизнь продолжается. И таких примеров его человечности – огромное количество. Конечно, пройдут годы, сменятся руководители страны, его произведения начнут изредка печатать. Некоторые выйдут уже после его смерти в 1976 году. В книге воспоминаний «Этюды к портретам» («Великие и смешные») он расскажет о тех, с кем был дружен, – великих и общепризнанных поэтах, писателях, актерах, людях. Но в жизни каждого из них своеобразным островком доверия и доброго воспоминания проходит он, Виктор Ардов. Возможно, это и объясняет то, почему его произведения не так популярны. Ведь образ писателя в нем затмевается его образом настоящего человека.21.10.2015
Page 2
la_belagaМногое еще надо нам постичь...
Tags:

la-belaga.livejournal.com


Смотрите также