Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Виктор пичугов сенатор биография


Экс-сенатор Виктор Пичугов стал киприотом

На фото: Виктор Пичугов

Источник: Открытые Медиа

12-02-2019, 13:48

2 643

0

Президента страны Никоса Анастасиадиса заподозрили в коррупции из-за выдачи паспорта бывшему акционеру Промсвязьбанка

Экс-совладелец Промсвязьбанка и некогда самый богатый сенатор России Виктор Пичугов в декабре 2018 года получил гражданство Кипра по программе для инвесторов — схеме, осуждаемой Евросозом за отсутствие прозрачности и контроля, сообщило кипрское оппозиционное издание Haravghi.

Бизнесмен стал киприотом благодаря своей жене, подавшей заявку на натурализацию по инвестиционной схеме, он имел на это право как супруг инвестора, подтвердил «Открытым медиа» знакомый Пичугова. С самим бизнесменом связаться не удалось.Схема «гражданство в обмен на инвестиции», запущенная на Кипре в 2007 году после экономического коллапса, позволила привлечь в экономику страны около €5 млрд, по большей части в строительный сектор. Заметный приток инвесторов по программе начался с 2013 года, когда она была распространена на лиц, не проживающих постоянно в стране. В 2016 году порог инвестиций для претендентов на «золотой паспорт» был снижен в два с лишним раза. Сейчас для получения гражданства Кипра необходимо вложить за три года не менее €2 млн в недвижимость и инфраструктурные проекты или кипрские компании или инвестфонды, либо во все это сразу (в последнем случае, при комбинировании инвестиций, не менее €500 тысяч должно было вложено в государственные бонды).60-летний сибиряк Виктор Пичугов в 1990-е занимался нефтяным бизнесом, а после продажи активов ушел в политику. В 2001 году он был избран депутатом думы Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в 2004—2006 годах возглавлял Нижневартовский район округа, затем стал сенатором от ХМАО. После подачи декларации о доходах он не раз оказывался самым богатым членом Совета Федерации. Даже в 2014 году, когда политики и чиновники избавлялись от зарубежных активов, Пичугов среди прочего задекларировал дом в Великобритании и недвижимость Монако.В октябре 2015 года Пичугов ушел из Совфеда по собственному желанию, а уже в декабре купил у братьев Ананьевых 10% акций Промсвязьбанка (тогда такой пакет стоил около 7,6 млрд рублей). Через кипрский офшор Marbale Universal он получил и 10% банка «Возрождение», тоже принадлежащего Ананьевым. Доли в этих банках Пичугов продал в феврале 2017 года. В декабре 2018 года, как раз тогда, когда экс-сенатор получал гражданство Кипра, выяснилось, что у российских властей есть вопросы к его сделкам с Ананьевыми.

Промсвязьбанк, перешедший под управление государства, в конце 2018 года подал рекордный иск к бывшим владельцам: он требует с Ананьевых 282,2 млрд руб за причиненные банку убытки, сообщили «Ведомости». По данным издания, одна из оспариваемых Промсвязьбанком сделок была проведена как раз с Пичуговым: ему через кипрский офшор было перечислено 450 млн рублей. Куда потом делись эти деньги, выяснить не удалось. Пичугов тогда не стал комментировать эту историю.

Оппозиционные политики заподозрили, что стать гражданином Кипра россиянин мог при помощи структур, связанных с семьей президента страны Никоса Анастасиадиса. Это вызвало политический скандал, пишет англоязычный ресурс Cyprus property news.Претензии к Анастасиадису из-за выдачи паспорта Пичугову следующие.Промсвязьбанк купил в Лимассоле четырехэтажное здание у девелоперской фирмы Imperio Properties, одним из совладельцев которой являлся Ианнис Мизирлис, зять президента Анастасиадеса. Когда Imperio Properties в 2012 году завершила строительство здания, получившего название Ino. Promsvyazbank Tower, Ианнис и его брат Антонис Мизирлис были директорами фирмы. Эта сделка, по мнению кипрских акционеров, может указывать на коррупционную составляющую в предоставлении гражданства бывшему акционеру Промсвязьбанка Пичугову.Оппозиция также требует проверить, не участвовала ли в обработке заявки Пичуговых на гражданство юридическая фирма семьи президента Кипра (в 2013 году, сразу после избрания, он передал её акции дочерям). Компания, носящая имя Анастасиадиса, оказывает подобные услуги, хотя и не часто. Она обработала 40 из 4800 заявок на гражданство, поданных за время существование программы «золотых паспортов». Через какого провайдера получал визу Пичугов, не известно.История с визой для экс-сенатора вновь привлекла внимание к бизнесу семьи Анастасиадеса, который только на прошлой неделе уверял журналистов, что не вовлечен лично в спорную программу натурализации инвесторов, пишет Cyprus property news.«Есть будут найдены хоть какие-то свидетельства моей вовлеченности, я готов предстать перед судом или даже уйти в отставку», — говорил президент. Сейчас лидеры оппозиционной партии Akel требуют проверить, не было ли в истории с предоставлением гражданства Пичугову конфликта интересов или взятничества.Imperio Properties отклоняет все обвинения, называя их политически мотивированными нападками на президента и его семью. Компания заявила, что российский банк купил у неё здание в 2008 году, когда действующая схема предоставления гражданства за инвестиции еще не работала. В то время Пичугов не был акционером банка, он приобрел акции этой финансовой организации в 2015 году, через семь лет после завершения сделки со зданиям, говорится в заявлении Imperio. Компания подчеркивает, что её основными видами деятельности с момента создания в 2003 году были строительство и продажа недвижимости иностранным инвесторам, и в момент совершения сделок она не знала, собирается ли покупатель в будущем претендовать на гражданство. «Любые усилия связать инвестора и его запрос на гражданство с Imperio будут ошибкой», — уверяют в компании.

По данным правительства Кипра, большинство заявок на гражданство в 2018 года были обработаны кипрским отделением PricewaterhouseCoopers (184). На втором месте оказалась фирма Andreas Demetriades & Co LLC, (137 заявлений). На третьем месте фирма Michael Kyprianou and Co LLC (123 заявления), затем следуют Areti Charidemou & Associates LLC (119), и аудиторская фирмой KPMG с 114.

В опубликованном в январе докладе Европейская Комиссия предупредила, что программы некоторых государств ЕС, в том числе Кипра, по продаже паспортов и виз богатым иностранцам позволяют организованным преступным группам проникнуть в Евросоюз и повышают риск отмывания денег, коррупции и уклонения от уплаты налогов. Авторы доклада считают недостатком кипрской схемы недостаточно тщательную проверку происхождения капиталов у претендентов на гражданство.

Недавно ОЭСР внесла кипрские схемы по выдаче «золотых паспортов» в свой черный лист.

compromat.group

Виктор Пичугов купил бизнес-джет за $33 млн. на имя помощника

Сенатор задекларировал Bentley, Lexus и Maybach, о самолете скромно умолчал

Bentley, Lexus LX 570, Land Rover Defender, Maybach и автоприцеп — такие личные транспортные средства перечислил сенатор, член комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Виктор Пичугов в декларации о доходах за 2012 год. Совокупный доход семьи Пичуговых, по этой декларации, составил 523,56 млн рублей, с ним чиновник занял третью строчку в рейтинге самых богатых семей Совета федерации.  Правда, обнаружилось еще одно средство передвижения, которое может иметь отношение к сенатору от Ханты-Мансийского округа (ХМАО), — бизнеc-джет Gulfstream G450 стоимостью $40,5 млн. 

56-летний Пичугов представляет ХМАО в Совете Федерации с 2006 года. До этого в течение двух лет он возглавлял администрацию Нижневартовского района ХМАО, а прежде был руководителем компании «Аганнефтегазгеология», которую в 2005 году купила «Русснефть» Михаила Гуцериева. 

Недавно Пичугов упоминался в истории с так называемыми «золотыми кренделями»: в этот список чиновников, совмещающих госдеятельность с бизнесом, его включил депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Гудков. 

В распоряжении Forbes оказалась копия письма гендиректора крупнейшего финского частного авиаперевозчика Airfix Aviation Мийки Инкиляйнена от 11 апреля 2013 года, который поздравляет «господина Пичугова» с получением нового воздушного судна типа Gulfstream 450 и говорит, что компания гордится возможностью осуществления полетов на данном самолете. Gulfstream в письме называется «Вашим новым воздушным судном» и «Вашим самолетом».  Сам Пичугов заявил, что письма от Инкиляйнена с описанными поздравлениями не получал. По словам Пичугова, он владельцем G450 не является и «никаких документов о том, что участвовал в сделке по приобретению самолета, нет». 

Мы попробовали разобраться, кому же достался новый Gulfstream.

Бизнес-джет для 30-летнего помощника

Несколько знакомых Пичугова рассказывают, что самолет был заказан в интересах сенатора еще в 2011 году. Он хотел Gulfstreаm, потому что это лучший джет в бизнес-авиации на сегодня, уточняет один из них. Судно изготавливали в Америке, окончательная сборка проходила на заводе в городе Саванна (там, в штате Джорджия, находится сборочное производство Gulfstream), рассказывает знакомый сенатора. Это первый самолет, на котором летает Пичугов, уточняет он.  У нас есть копия договора о продаже летательного аппарата — выпущенный 14 февраля 2011 года, он стоил $40 505 000, но с учетом скидки достался покупателю — компании Marbale Universal Corp. с Виргинских островов — за $32 650 000. Со стороны Gulfstream Aerospace Corporation его подписал Ричард Чаридло, со стороны Marbale — некто Василий Коколов.  Позже G450 был перерегистрирован на другой офшор с Британских Виргинских островов — компанию Avia Group Ltd («Авиа групп»), рассказывает знакомый Пичугова. Документы, описывающие комплектацию самолета, подписаны 12 июня 2012 года уже между корпорацией Gulfstream и «Авиа групп» в лице того же Коколова. Компания Gulfstream не ответила на вопросы. 

По словам знакомого Пичугова, на тот момент сенатор мог являться бенефициаром обоих оффшоров, участвовавших в сделках с самолетом. Пичугов заявил, что «сейчас никакого отношения к компаниям Marbale Universal Corp. и Avia Group Ltd не имеет». Вопрос, о том, был ли он как-то связан с этими компаниями ранее, Пичугов оставил без комментариев. По его словам, он не имеет иностранных активов «на 12 июня 2013 года». В мае 2013 года сенатор действительно сообщал, что избавился от иностранных счетов раньше срока, установленного недавно принятым законом, хотя это и доставило ему «неудобства».«Ничего страшного. Неудобно на боку спать, будем спать на спине», — заявил он (цитаты по «Коммерсанту»). 

Интересна переписка Коколова с представителями компании-посредника Capital Legal Service (CLS) и Gulfsream, в которой упоминается Пичугов как интересант в покупке самолета. В частности, Коколов договаривается о встрече между Пичуговым и сотрудниками CLS и Gulfstream для подписания договора и его оплаты, спрашивает о возможности получения скидки и обсуждает пункты договора, не устроившие Пичугова. Также есть письмо о намерениях от компании Gulfsream, направленное Пичугову для совершения сделки по покупке все того же Gulfsream G450.  Коколов фигурировал в российских СМИ как помощник сенатора Пичугова. Он — гендиректор ООО «Владение-1» (данные «СПАРК-Интерфакс»), а владелец этой компании — как раз Marbale Universal Corp. Коколов возглавляет также ООО «Джей Ви Пи Инвест», собственником которой является ООО «Инвест-Ойл», принадлежащая Пичугову (по его словам, бизнес на время сенаторства находится в доверительном управлении). 

Коколов — молод для обладателя бизнес-джета, в январе ему исполнилось 30 лет. На его странице «Вконтакте» указано, что в 2000 году он окончил школу в городе Мегионе (ХМАО), а в 2005-м — получил диплом в краснодарском филиале Российской экономической академии им. Плеханова. 

С корреспондентом Коколов общаться отказался, хотя раньше был более публичен. Он в частности, комментировал новости как представитель Пичугова и упоминался в региональной прессе.

Тем временем Gulfstream, о покупке которого договаривался Коколов, совершил несколько испытательных полетов и был отправлен в Финляндию — там владелец решил зарегистрировать джет, говорит знакомый сенатора. Компанией-оператором G450 стала финская Airfix Aviation, принадлежащая фонду Volga Resources Геннадия Тимченко (№9 в списке Forbes, $14,1 млрд). 

В Россию самолет прилетел в феврале 2013 года и базируется во Внуково-3, рассказывает знакомый Пичугова. Судно получило регистрационный номер OH-JVA, который можно расшифровать как Jacob Viktor Anna, рассказывает источник, близкий к сенатору: Яков — это сын Пичугова, Виктор — собственно сам Пичугов, Анна — его жена (кстати, например, компания Пичугова «Джей Ви Пи Инвест» (JVP) расшифровывается как Яков, Виктор Пичуговы). Использование собственных инициалов или инициалов близких людей в бортовом номере самолета — характерная черта российских бизнесменов, они задали моду на то, чтобы так указать на принадлежность судна, говорит руководитель авиационного информагентства BizavNews Дмитрий Петроченко. Так, в номере самолета Алишера Усманова зашифровано имя отца миллиардера, а у Тимченко — его инициалы. 

Gulfstream G450 рег. номер OH-JVA

Представитель Airfix Aviation сообщил, что в компании не комментируют вопросы, связанные с клиентскими отношениями. Источник, близкий к Airfix, сообщил, что самолет действительно будет эксплуатироваться в интересах российского клиента. Пичугов же утверждает, что между ним и Airfix существует только договор на приобретение более ста летных часов «на подобной марке самолета».  Первый рейс самолет совершил 16 апреля 2013 года, рассказал источник, близкий к Airfix. По словам знакомого Пичугова, с тех пор сенатор довольно активно пользуется воздушным транспортом — летает три-четыре раза в месяц, чаще всего в Лондон, поскольку, как предполагает собеседник, у него там особняк, учится сын, и семья на лето переехала туда. Данных о местопребывании семьи сенатора в открытых источниках нет, дом в Великобритании действительно задекларирован.  В России популярные направления — Челябинск, Ханты-Мансийск и Нижневартовск (туда сенатор летает, в том числе, на охоту), а отдыхать — в Ниццу. В самолете есть все и для бизнеса, и для развлечений, подтверждает источник, близкий к Airfix: «Это элитная версия судна, там просто бешеный интернет, возможность связаться с любой точкой мира, 3D-телевизор».  Кабина экипажа G450 называется Plane View, сообщается в документации этого самолета на сайте производителя. Ее технологический уровень был признан наивысшим в деловой авиации. Самолет оснащен огромными иллюминаторами, системой вентиляции, подающей приточный свежий воздух, развлекательной видео-аудио-системой с жидкокристаллическими видеомониторами, которая включается одним прикосновением, а также факсимильным аппаратом с принтером и системой спутниковой связи с беспроводными телефонными трубками. Интерьер бортовой кухни создан вручную мастерами-краснодеревщиками. 

G450 с легкостью доставит вас из Далласа в Париж, сообщает официальный сайт Gulfstream в России. Лайнер может совершить беспосадочный перелет Москва — Нью-Йорк с 8 пассажирами на борту, добавляет Петроченко. Максимальная скорость судна — 850 км/ч (для сравнения, крейсерская скорость Boeing-737 — 900 км/час). 

«Если сравнивать самолет с машинами, это примерно как тюнингованный BMW, в классе бизнес-джетов с ультрадальностью он входит в “топ пять”», — одобрительно говорит Петроченко. По его словам, в российском реестре зарегистрирован только один подобный самолет Gulfstream — G-IV-SP (более ранняя версия G450), его эксплуатирует компания «Ютэйр» в интересах «Сургутнефтегаза». 

В 2012 году Пичугов оказался на третьей строчке по уровню доходов среди членов Совета Федерации: совокупный доход его семьи составил 524,21 млн рублей, из которых почти все — 523,56 млн рублей — личный доход сенатора. В декларации Пичугов отчитался о четырех жилых домах, один из которых находится в Великобритании, четырех земельных участках площадью от 960 до 1500 квадратных метров, а также шести квартирах (одна в Монако), двух гаражах и двух лесных участках. Плюсом к автомобилям Пичугова его жене принадлежит Porsche Cayenne S, а еще квартира площадью 145,1 квадратных метров. 

О личном самолете упомянуто не было. Его стоимость со скидкой — 1,012 млрд рублей — в два раза больше официального дохода сенатора. В 2010 году, посещая Нижневартовск, сенатор раскрыл журналистам секрет своего финансового успеха (цитаты по СИА-Пресс): «Надо много работать и учиться. Работать не два, не три, не четыре месяца… Я работал 25 лет и получил 3 высших образования. Плюс немного удачи. Вот и весь секрет». 

По словам главы российского отделения Transparency International Елены Панфиловой, любая информация, указывающая на возможное расхождение задекларированных высшим должностным лицом сведений с реальностью, может стать поводом для проверки уполномоченными на это организациями — в первую очередь, президиумом совета при президенте по противодействию коррупции. Приобретение самолета помощником сенатора тоже может являться таким поводом — не факт, что помощник чиновника обладает таким доходом, который позволит купить самолет.  Пока что вопросы, направленные в комитет Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности и в президиум по противодействию коррупции остались без ответа. 

С конца прошлого года Госдуму и Совет Федерации сотрясла серия отставок депутатов и сенаторов, которые либо не захотели расставаться с иностранными активами и своей бизнес-деятельностью, либо были пойманы на владении незадекларированным имуществом. В частности, глава думского комитета по этике Владимир Пехтин сложил полномочия из-за обвинений, прозвучавших в его адрес со стороны оппозиционера Алексея Навального. Тот заявил, что у Пехтина есть незадекларированная недвижимость в США. Сам депутат подчеркнул, что претензии не обоснованы, но решил уйти, чтобы «спасти партию «Единая Россия», членом которой он является, от необоснованных нападок. В апреле Совет Федерации досрочно прекратил полномочия сенатора от Ленинградской области Андрея Молчанова, который стал пятым сенатором, досрочно сдавшим мандат с начала 2013 года. Ранее из верхней палаты парламента ушли Борис Шпигель, экс-глава «Минудобрений» Николай Ольшанский и экс-банкир Виталий Малкин. 

Собеседник в руководстве верхней палаты говорит, что до 1 июля, когда сенаторы должны будут расстаться с иностранными активами, возможны новые отставки. Он признает, что серия антикоррупционных законов привела к появлению «новой моды» среди обеспеченных избранников — регистрировать имущество и сделки на взрослых детей (их доходы и имущество не подлежат декларированию по закону) и помощников, с которыми может заключаться нотариальный договор. Меры реагирования на эту практику собеседник назвать затруднился.

Ксения Докукина 

www.rospres.org

Это успех! Cенатор от ХМАО стал самым богатым членом Совета Федерации в 2014 году

Фото: сайт Совета Федерации РФ

Одним из самых богатых сенаторов России стал представитель от законодательного органа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Виктор Пичугов. Как передает сегодня, 14 апреля, корреспондент «URA.Ru», такие выводы можно сделать, проанализировав его декларацию о доходах за прошлый год.

За 2014 год доход Виктора Пичугова составил более 363 млн 554 тыс. рублей. При этом у него четыре земельных участка (один — 960 кв.м, остальные — по 1,5 тыс. кв.м), столько же домов (площадь самого большого — 971 кв.м). При этом Пичугов владеет еще семью квартирами, одна из которых находится в Монако (самая большая из квартир — 470 кв.м.). Также сенатору принадлежат четыре машиноместа и еще одно нежилое помещение в Монако площадью — 531 кв.м.

В пользовании Виктора Пичугова находятся два лесных участка общей площадью — 13,7 кв. км. Двое его несовершеннолетних детей используют еще одну квартиру площадью 308 кв.м. Передвигается сенатор на автомобилях «Бэнтли Джи Ти Си Ви8», «Лэнд Ровер Дефендер», «Майбах 62», «Тойота Лексус LX 570», и «Порше Кайен S». Также представителю ХМАО в Совете Федерации принадлежит автоприцеп «Фенд 420».

Доходы коллеги Пичугова Николая Федоряка поскромнее. Он заработал в 2014 году 5 млн 794 тыс. рублей. В собственности — гаражный бокс площадью 18 кв.м, в пользовании — две квартиры (100 и 76 кв.м). Николай Федоряк предпочитает передвигаться пешком.

Как уже сообщало «URA.Ru», Виктор Пичугов нередко фигурирует в списках главных богачей Федерального Собрания РФ. В 2013 году сенатор собирался судиться с российским вариантом популярного издания Forbes, опубликовавшим информацию о покупке самолета бизнес-класса Gulfstream G450 ценой около 40,5 млн долларов. Издание утверждало, что самолёт якобы был куплен в 2011 году через офшорные компании и оформлен на помощника Пичугова. Позднее на пресс-конференции в Ханты-Мансийске сенатор заявил, что прилетел в Югру на арендованном лайнере, который «принадлежит конкретной компании, принадлежащей конкретному человеку», имя которого назвать он не может. Сенатор подчёркивал: самолёт находится у него в аренде, услугой он пользуется уже восемь лет.

Расскажите о новости друзьям

ura.news

Виктора Пичугова официально лишили полномочий сенатора от ХМАО

https://www.znak.com/2015-10-21/viktora_pichugova_oficialno_lishili_polnomochiy_senatora_ot_hmao

2015.10.21

Самый богатый сенатор России Виктор Пичугов сегодня, 21 октября, был официально лишен членства в Совете Федерации. Как сообщает корреспондент Znak.com, коллеги единогласно проголосовали за удовлетворение его просьбы о досрочном сложении полномочий.

Спикер СФ Валентина Матвиенко в своей речи сказала, что Виктор Пичугов провел в команде сенаторов многие годы, всегда был активным и неравнодушным. «От лица коллег хочу вручить вам нашу высшую награду – почетный знак Совета Федерации «За заслуги и развитие парламентаризма».

Сам Пичугов в ответном слове сказал: «Я должен уйти. Спасибо всем за понимание, за совместную работу». После этого они обнялись с Валентиной Матвиенко и бывший сенатор поцеловал ее в щеку. Затем он преподнес спикеру огромный букет.

«Виктор Александрович, напоминаю вам, что почетный знак дает вам право беспрепятственного входа в Совет Федерации», – заявила Матвиенко с трибуны.

Напомним, Виктор Пичугов – самый состоятельный член российского сената, если верить официальным декларациям о доходах. За 2014 год, согласно документу, его доход составил 363,5 млн рублей. Пичугову принадлежат четыре участка земли (три по 1,5 тыс. кв. метров и один на 960 кв. метров). Он также владеет жилым домом в Великобритании, площадью 265 кв. метров и тремя домами в России (120, 971 и 160 кв. метров). В его собственности пять квартир (301, 90, 178, 124, 470 кв. метров) и одно нежилое помещение (531 кв. метров). Из них одна квартира и одно помещение находятся в Монако. Еще одна квартира в 145 кв. метров записана на его супругу.

Сенатор является владельцем машино-места в 19 кв. метров и 2/29 доли в цоколе (26 кв. метров). В пользовании политика два лесных участка (1,7 и 12 тыс. кв. метров), а также квартира площадью в 308 кв. метров (записана на двоих несовершеннолетних детей Пичугова). У Виктора Александровича внушительный автопарк: Бентли, Майбах 62, Lexus LX, Лэнд Ровер Дефендер, прицеп Фенд 420. Супруга сенатора ездит на Порше Кайене.

Свой уход сенатор объяснял Znak.com личными обстоятельствами. В дальнейшем, рассказал Пичугов, он намерен сосредоточиться на управлении бизнесом.

www.znak.com

Пичугов Виктор Александрович

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с апр. 2011 по окт. 2015. Представлял в СФ законодательный (представительный) орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

С нояб. по дек. 2011 – член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам, с дек. 2011 по окт. 2015 – член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, с апр. по нояб. 2011 – первый заместитель председателя Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению, с апр. по нояб. 2011 – член Комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности СФ.

До избрания представителем в СФ – депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры пятого созыва на непостоянной основе.

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с июля 2006 по март 2011. Представлял в СФ законодательный (представительный) орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

С июня по июль 2009 – член Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению, с июля 2009 по окт. 2010 – заместитель председателя Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению, с окт. 2010 по март 2011 – первый заместитель председателя Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению, с июля 2006 по окт. 2010 – член Комиссии СФ по естественным монополиям, с марта 2007 по июнь 2009 – член Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды, с июля 2006 по март 2007 – член Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов, с июля 2006 по март 2011 – член Комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности СФ.

До избрания представителем в СФ – глава Нижневартовского района, Тюменская область.

Родился 29 мая 1958. Образование высшее – бакалавриат, специалитет. Окончил НОУ ПО «Институт бизнеса и права», г. Санкт-Петербург. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Имеет благодарность Президента РФ. Награжден Почетной грамотой СФ ФС РФ, почетным знаком СФ ФС РФ «За заслуги в развитии парламентаризма».

council.gov.ru

Декорации о доходах: как молодой помощник сенатора покупает самолет за $40 млн

В распоряжении Forbes оказалась копия письма гендиректора крупнейшего финского частного авиаперевозчика Airfix Aviation Мийки Инкиляйнена от 11 апреля 2013 года, который поздравляет «господина Пичугова» с получением нового воздушного судна типа Gulfstream 450 и говорит, что компания гордится возможностью осуществления полетов на данном самолете. Gulfstream в письме называется «Вашим новым воздушным судном» и «Вашим самолетом».

Сам Пичугов заявил Forbes, что письма от Инкиляйнена с описанными поздравлениями не получал. По словам Пичугова, он владельцем G450 не является и «никаких документов о том, что участвовал в сделке по приобретению самолета, нет».

Forbes попробовал разобраться, кому же достался новый Gulfstream.

Бизнес-джет для 30-летнего помощника

Несколько знакомых Пичугова рассказывают, что самолет был заказан в интересах сенатора еще в 2011 году. Он хотел Gulfstreаm, потому что это лучший джет в бизнес-авиации на сегодня, уточняет один из них. Судно изготавливали в Америке, окончательная сборка проходила на заводе в городе Саванна (там, в штате Джорджия, находится сборочное производство Gulfstream), рассказывает знакомый сенатора. Это первый самолет, на котором летает Пичугов, уточняет он.

У Forbes есть копия договора о продаже летательного аппарата — выпущенный 14 февраля 2011 года, он стоил $40 505 000, но с учетом скидки достался покупателю — компании Marbale Universal Corp. с Виргинских островов — за $32 650 000. Со стороны Gulfstream Aerospace Corporation его подписал Ричард Чаридло, со стороны Marbale — некто Василий Коколов.

Позже G450 был перерегистрирован на другой офшор с Британских Виргинских островов — компанию Avia Group Ltd («Авиа групп»), рассказывает знакомый Пичугова. Документы (есть у Forbes), описывающие комплектацию самолета, подписаны 12 июня 2012 года уже между корпорацией Gulfstream и «Авиа групп» в лице того же Коколова. Компания Gulfstream не ответила на вопросы Forbes.

По словам знакомого Пичугова, на тот момент сенатор мог являться бенефициаром обоих офшоров, участвовавших в сделках с самолетом. Пичугов заявил Forbes, что «сейчас никакого отношения к компаниям Marbale Universal Corp. и Avia Group Ltd не имеет». Вопрос, о том, был ли он как-то связан с этими компаниями ранее, Пичугов оставил без комментариев. По его словам, он не имеет иностранных активов «на 12 июня 2013 года». В мае 2013 года сенатор действительно сообщал, что избавился от иностранных счетов раньше срока, установленного недавно принятым законом, хотя это и доставило ему «неудобства». «Ничего страшного. Неудобно на боку спать, будем спать на спине», — заявил он.

Интересна переписка Коколова с представителями компании-посредника Capital Legal Service (CLS) и Gulfstream (есть в распоряжении Forbes), в которой упоминается Пичугов как интересант в покупке самолета. В частности, Коколов договаривается о встрече между Пичуговым и сотрудниками CLS и Gulfstream для подписания договора и его оплаты, спрашивает о возможности получения скидки и обсуждает пункты договора, не устроившие Пичугова. Также у Forbes есть письмо о намерениях от компании Gulfstream, направленное Пичугову для совершения сделки по покупке все того же Gulfstream G450.

Коколов фигурировал в российских СМИ как помощник сенатора Пичугова. Он гендиректор ООО «Владение-1» (данные «СПАРК-Интерфакс»), а владелец этой компании — как раз Marbale Universal Corp. Коколов возглавляет также ООО «Джей Ви Пи Инвест», собственником которой является ООО «Инвест-Ойл», принадлежащая Пичугову (по его словам, бизнес на время сенаторства находится в доверительном управлении).

Коколов молод для обладателя бизнес-джета, в январе ему исполнилось 30 лет. На его странице во «Вконтакте» указано, что в 2000 году он окончил школу в городе Мегионе (ХМАО), а в 2005-м — получил диплом в краснодарском филиале Российской экономической академии им. Плеханова.

С корреспондентом Forbes Коколов общаться отказался, хотя раньше был более публичен. Он в частности, комментировал новости как представитель Пичугова и упоминался в региональной прессе.

Борт «Яков-Виктор-Анна»

Тем временем Gulfstream, о покупке которого договаривался Коколов, совершил несколько испытательных полетов и был отправлен в Финляндию — там владелец решил зарегистрировать джет, говорит знакомый сенатора. Компанией-оператором G450 стала финская Airfix Aviation, принадлежащая фонду Volga Resources Геннадия Тимченко (№9 в списке Forbes, $14,1 млрд).

В Россию самолет прилетел в феврале 2013 года и базируется во Внуково-3, рассказывает знакомый Пичугова. Судно получило регистрационный номер OH-JVA, который можно расшифровать как Jacob Viktor Anna, рассказывает источник, близкий к сенатору: Яков — это сын Пичугова, Виктор — собственно сам Пичугов, Анна — его жена (кстати, например, компания Пичугова «Джей Ви Пи Инвест» (JVP) расшифровывается как Яков, Виктор Пичуговы). Использование собственных инициалов или инициалов близких людей в бортовом номере самолета — характерная черта российских бизнесменов, они задали моду на то, чтобы так указать на принадлежность судна, говорит руководитель авиационного информагентства BizavNews Дмитрий Петроченко. Так, в номере самолета Алишера Усманова зашифровано имя отца миллиардера, а у Тимченко — его инициалы.

Представитель Airfix Aviation сообщил, что в компании не комментируют вопросы, связанные с клиентскими отношениями. Источник, близкий к Airfix, сообщил, что самолет действительно будет эксплуатироваться в интересах российского клиента. Пичугов же утверждает, что между ним и Airfix существует только договор на приобретение более ста летных часов «на подобной марке самолета».

Первый рейс самолет совершил 16 апреля 2013 года, рассказал источник, близкий к Airfix. По словам знакомого Пичугова, с тех пор сенатор довольно активно пользуется воздушным транспортом — летает три-четыре раза в месяц, чаще всего в Лондон, поскольку, как предполагает собеседник, у него там особняк, учится сын, и семья на лето переехала туда. Данных о местопребывании семьи сенатора в открытых источниках нет, дом в Великобритании действительно задекларирован.

В России популярные направления — Челябинск, Ханты-Мансийск и Нижневартовск (туда сенатор летает, в частности, на охоту), а отдыхать — в Ниццу. В самолете есть все и для бизнеса, и для развлечений, подтверждает источник, близкий к Airfix: «Это элитная версия судна, там просто бешеный (по скорости. — Forbes) интернет, возможность связаться с любой точкой мира, 3D-телевизор».

Кабина экипажа G450 называется Plane View, сообщается в документации этого самолета на сайте производителя. Ее технологический уровень был признан наивысшим в деловой авиации. Самолет оснащен огромными иллюминаторами, системой вентиляции, подающей приточный свежий воздух, развлекательной видео-аудиосистемой с жидкокристаллическими видеомониторами, которая включается одним прикосновением, а также факсимильным аппаратом с принтером и системой спутниковой связи с беспроводными телефонными трубками. Интерьер бортовой кухни создан вручную мастерами-краснодеревщиками.

G450 с легкостью доставит вас из Далласа в Париж, сообщает официальный сайт Gulfstream в России. Лайнер может совершить беспосадочный перелет Москва — Нью-Йорк с 8 пассажирами на борту, добавляет Петроченко. Максимальная скорость судна — 850 км/ч (для сравнения: крейсерская скорость Boeing-737 — 900 км/час).

«Если сравнивать самолет с машинами, это примерно как тюнингованный BMW, в классе бизнес-джетов с ультрадальностью он входит в топ-пять», — одобрительно говорит Петроченко. По его словам, в российском реестре зарегистрирован только один подобный самолет Gulfstream — G-IV-SP (более ранняя версия G450), его эксплуатирует компания «Ютэйр» в интересах «Сургутнефтегаза».

Новая мода чиновников

В 2012 году Пичугов оказался на третьей строчке по уровню доходов среди членов Совета Федерации: совокупный доход его семьи составил 524,21 млн рублей, из которых почти все — 523,56 млн рублей — личный доход сенатора. В декларации Пичугов отчитался о четырех жилых домах, один из которых находится в Великобритании, четырех земельных участках площадью от 960 до 1500 кв. м, а также шести квартирах (одна в Монако), двух гаражах и двух лесных участках. Его жене принадлежит Porsche Cayenne S и квартира площадью 145,1 кв. м.

О личном самолете упомянуто не было. Его стоимость со скидкой — 1,012 млрд рублей — в два раза больше официального дохода сенатора. В 2010 году, посещая Нижневартовск, сенатор раскрыл журналистам секрет своего финансового успеха: «Надо много работать и учиться. Работать не два, не три, не четыре месяца… Я работал 25 лет и получил три высших образования. Плюс немного удачи. Вот и весь секрет».

По словам главы российского отделения Transparency International Елены Панфиловой, любая информация, указывающая на возможное расхождение задекларированных высшим должностным лицом сведений с реальностью, может стать поводом для проверки уполномоченными на это организациями — в первую очередь президиумом совета при президенте по противодействию коррупции. Приобретение самолета помощником сенатора тоже может являться таким поводом — не факт, что помощник чиновника обладает таким доходом, который позволит купить самолет.

Пока что вопросы Forbes, направленные в комитет Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности и в президиум по противодействию коррупции остались без ответа.

С конца прошлого года Госдуму и Совет Федерации потрясла серия отставок депутатов и сенаторов, которые либо не захотели расставаться с иностранными активами и своей бизнес-деятельностью, либо были пойманы на владении незадекларированным имуществом. В частности, глава думского комитета по этике Владимир Пехтин сложил полномочия из-за обвинений, прозвучавших в его адрес со стороны оппозиционера Алексея Навального. Тот заявил, что у Пехтина есть незадекларированная недвижимость в США. Сам депутат подчеркнул, что претензии не обоснованы, но решил уйти, чтобы «спасти партию «Единая Россия», членом которой он является, от необоснованных нападок. В апреле Совет Федерации досрочно прекратил полномочия сенатора от Ленинградской области Андрея Молчанова, который стал пятым сенатором, досрочно сдавшим мандат с начала 2013 года. Ранее из верхней палаты парламента ушли Борис Шпигель, экс-глава «Минудобрений» Николай Ольшанский и экс-банкир Виталий Малкин.

Собеседник в руководстве верхней палаты говорит, что до 1 июля, когда сенаторы должны будут расстаться с иностранными активами, возможны новые отставки. Он признает, что серия антикоррупционных законов привела к появлению «новой моды» среди обеспеченных избранников — регистрировать имущество и сделки на взрослых детей (их доходы и имущество не подлежат декларированию по закону) и помощников, с которыми может заключаться нотариальный договор. Меры реагирования на эту практику собеседник назвать затруднился.

www.forbes.ru


Смотрите также