Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Вия артмане биография личная жизнь дети


Вия Артмане

Вия (Алида) Фрицевна Артмане – одна из самых знаменитых советских киноактрис, известная по «Театр», «Родная кровь», «Туманность Андромеды» и «Стрелы Робин Гуда». В 1969 году актриса получила звание народной артистки Советского Союза.

Вия родилась 21 августа 1929 года в маленьком латышском поселке Кайве Тукумского края. Родители девочки были польско-немецкими крестьянами. Отец Фрицис Артманс трагически погиб незадолго до рождения дочери, поэтому девочку воспитывала мать Анна Заборская.

Актриса Вия Артмане

Детство актрисы было сложным и безденежным. Анна вышла повторно замуж, но отчим оказался грубым, много пьющим и весьма жестоким человеком, поэтому Заборской часто доводилось скрываться от него вместе с дочерью, а девочке с 10 лет пришлось зарабатывать на хлеб, и Алида устроилась пастушкой к зажиточным соседям.

Когда Артмане исполнилось 15 лет, девушка переезжает в Ригу и поступает в столичную школу, где одноклассником Вии стал Улдис Жагата – будущий знаменитый балетмейстер. Изначально в планах девушки было стать юристом, чтобы бороться с несправедливостью, но волшебный мир рамп и кулис притягивал гораздо больше, поэтому сразу после войны девушка поступает в студию при Художественном театре имени Райниса. Сокурсниками Артмане стали Э. Павулс, Х. Лиепиньш, В. Скулме. Диплом Вия получила в 1949 году.

Вия Артмане

Тогда же начинающая актриса меняет свое настоящее имя Алида на более изысканное Вия, а вскоре впервые выходит на сцену. Актриса получала главные роли в пьесах классического репертуара, среди которых были произведения У. Шекспира, Б. Шоу, Н. Гоголя, Г. Ибсена, Т. Уильямса, Б. Брехта. Вия Артмане оставалась в составе столичного театра вплоть до 1998 года, после чего сотрудничала с Новым Рижским театром, а также возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

В середине 80-х годов занималась политикой и до распада СССР оставалась депутатом Верховного Совета Латвийской республики.

Фильмы

В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».

Вия Артмане в фильме «За лебединой стаей облаков»

В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».

Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь». На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей.

Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине. Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.

Вия Артмане в фильме «Туманность Андромеды»

В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.

В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).

В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.

Вия Артмане в фильме «Театр»

Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.

Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по союзу. По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.

Вия Артмане в фильме «Мастер»

В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.

В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век».

Вия Артмане в фильме «Золотой век»

В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.

Личная жизнь

Мужем Вии Артмане стал знаменитый латвийский актер Артур Димитерс, который был намного старше своей супруги. После смерти мужа актриса неоднократно признавалась, что была не счастлива в личной жизни. Актриса вышла замуж не по любви, и единственное хорошее, что Вии подарила семейная жизнь – это дети.

Сын Каспар Димитерс 1957 года рождения стал популярным музыкантом, автором либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь». Дочь Кристиана Димитере – художник-иллюстратор и мультипликатор, родилась в 1965 году от внебрачной связи актрисы с актером Евгением Матвеевым. Имя родного отца дочери Вия Артмане открыла сыну Каспару перед смертью.

Евгений Матвеев и Вия Артмане

Вия Артмане в разные годы выпустила три книги-воспоминания: «Vija Artmane», «Сердце на ладони» и «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». Незадолго до смерти актриса приняла православную веру и изменила имя на Елизавета.

Смерть

В 1993 году Вия Артмане в процессе латвийской реституции лишилась квартиры в Риге и была вынуждена доживать последние годы на даче, в маленьком доме в поселке Мурьяни в 40 км от столицы. Нищенское существование подорвало здоровье Вии. Сначала дала о себе знать старая болезнь ног, на которых появлялись трофические язвы, вызывавшие жуткие боли. Позднее актриса перенесла инфаркт и пару инсультов.

Могила Вии Артмане

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в клинике городка Стренчи на 80-м году жизни. Могила артистки с ее фото на обелиске находится на Покровском кладбище в Риге.

В память о великой актрисе появилось несколько документальных фильмов, наиболее известными из которых являются «Обидеть королеву. Вия Артмане» и «Вия Артмане. Королева в изгнании».

Фильмография

  • 1956 — «После шторма»
  • 1963 — «Родная кровь»
  • 1965 — «Никто не хотел умирать»
  • 1967 — «Сильные духом»
  • 1967 — «Туманность Андромеды»
  • 1969 — «Гладиатор»
  • 1972 — «Ель во ржи»
  • 1973 — «Подарок одинокой женщине»
  • 1978 — «Театр»
  • 1978 — «Емельян Пугачев»
  • 1985 — «Последняя индульгенция»
  • 1986 — «Тайна Снежной королевы»
  • 1990 — «Катафалк»
  • 2003 — «Золотой век»
Page 2

Руперт Френд

Актёр, сценарист, режиссёр, продюсер

24smi.org

Вия Артмане закончила жизнь в психушке

В Советском Союзе, пожалуй, не было актрисы загадочнее Вии Артмане. Ее фотографии раскупались мгновенно, а фильмы становились хитами. Как только не величали восторженные поклонники Артмане: царственная, божественная, королева. Даже когда актриса ушла из кино, к ней продолжали приходить письма со всех уголков страны. Но мало кто знал о драме в ее семье. Сын актрисы воровал деньги из дома, спивался, а дочь Кристиана больше тридцати лет считала отцом другого человека.

С жизненными невзгодами Алида (настоящее имя актрисы) Артмане столкнулась сразу после появления на свет. Отец умер за четыре месяца до рождения девочки – его придавило навесом. Вскоре ее мама Анна снова вышла замуж, но отчим был пьяницей и часто поколачивал молодую жену и падчерицу. Женщина долго терпела издевательства, но однажды собрала вещи, забрала дочку и ушла куда глаза глядят.

Первый рубль, а вернее, лат будущая кинозвезда получила… за работу на пастбище. Алиде поручили пасти коров, и девочка пропадала на поле с утра до поздней ночи. Именно буренки стали ее первыми зрителями.

Связать свою жизнь с театром маленькая, но настойчивая девочка решила давно. Артмане поступила в драматическую школу при Художественном театре и там придумала себе звучный псевдоним – Вия. Педагоги быстро заметили эффектную студентку, и роли посыпались как из рога изобилия: Джульетта, Офелия, королева Елизавета. Она переиграла весь классический репертуар, а хотела играть своих современниц – женщин с неустроенной судьбой, ранимых, терпеливых и любящих.

Как и любая молодая девушка, юная Вия мечтала о большой любви. Такой, чтобы на века. Она часто фантазировала, как пройдет со своим избранником, как говорится, огонь, воду и медные трубы и в конце все равно сохранит любовь. Но не получилось…

С будущим мужем, красавцем и ловеласом Артуром Димитерсом, Вия познакомилась в театре. Актриса вспоминает, что была полностью поглощена работой и поначалу не обращала внимания на известного коллегу. Димитерс, кстати, на тот момент уже был женат, но эта незначительная деталь не мешала ему караулить Вию у служебного входа после спектакля и писать записочки с признаниями в любви. Артмане долго держала оборону, но через пару месяцев сдалась и в конце концов вышла замуж за Димитерса. Но вскоре пожалела об этом…

Послесвадебная романтика длилась не больше двух недель. Потом начались будни, и молодая жена стала открывать новые черты в характере мужа. Многие ей совсем не понравились.

– Артур был очень ревнивым человеком, – говорила Вия Артмане. – Устраивал скандалы по любому пустяку! Сначала мне это нравилось, а потом надоело до смерти.

Супруги скандалили так, что дрожали стекла. Нередко в порыве ярости Димитерс называл жену «шлюхой коммунистов», за то, что в свое время Артмане состояла в коммунистической партии.

Как и любая женщина, актриса думала, что ребенок укрепит их брак, поэтому родила мужу сына Каспара. Но, говорят, появление наследника не произвело особого впечатления на Димитерса. Заботы о малыше Вия целиком взяла на себя. При этом она успевала играть в театре и сниматься в кино. Всесоюзную славу и популярность Артмане получила, сыграв Джулию Ламберт – актрису в возрасте, которая крутит роман с молоденьким мальчиком. После выхода фильма началось такое безумие, которое не снилось всем голливудским звездам, вместе взятым. Письма приходили ей пачками со всей страны, мужчины готовы были все бросить к ее ногам. А она, знаменитая Вия Артмане, боялась. Но не за себя, а за мужа. Актриса не знала, как на эту истерию вокруг отреагирует супруг…

Она помнила, как болезненно муж переживал успех, который обрушился на нее после фильма «Родная кровь». Ее героиня Соня пришлась по душе многим женщинам – простая, искренняя, но сумевшая сохранить веру в любовь. А что же муж? Он закатил Артмане страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Евгением Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране. О своем сумасшедшем романе с ним Вия Францевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, Артмане призналась, что Матвеев – ее настоящий отец.

– Мне было нелегко сделать этот шаг, – позже говорила Артмане. – Но я не могла больше скрывать правду от дочери. Сначала она тяжело переживала, но потом поняла меня и простила.

И если за дочь великая актриса не тревожилась, то сын Каспар доставлял ей немало хлопот. Еще в юности он начал пить, бродяжничал, водился с подозрительными личностями. Потом из дома стали пропадать деньги, драгоценности. Это было дело рук Каспара. Артмане успокаивала себя тем, что мальчик просто ищет свою дорогу в жизни. Эту самую дорогу сын кинозвезды нашел только к тридцати годам, попортив своей знаменитой матери немало крови…

С годами о Вии Артмане забыли. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы… В 90-х власти Латвии отобрали у актрисы квартиру, и она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в домике-развалюхе. Потом дала о себе знать давняя болезнь ног. У Артмане стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Актрису мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание.

Но самые большие страдания причинили ей родственники. Сын и невестка, которым она помогала всю жизнь, сдали Артмане в психиатрическую лечебницу! Как говорится, с глаз долой – из сердца вон. Потом они оправдывались, что содержать больного человека им было не по карману, но, как выяснили латвийские СМИ, с финансами у родни актрисы было все в порядке. Почему в таком случае они бросили Артмане на произвол судьбы, неясно до сих пор.

Великая актриса Вия Артмане сохраняла ясность ума до самого конца. Она много молилась (за несколько месяцев до смерти кинодива приняла православную веру и окрестилась) за своих родных. Роняя слезы, она просила Господа помочь ее непутевому сыну и отпустить ему все грехи…

Наталья Алексеева

sobesednik.ru

Вия Артмане перед смертью призналась, от кого родила дочь

9 лет назад ушла из жизни Вия Артмане. Sobesednik.ru вспоминает латвийскую и советскую актрису.

11 октября 2008 года на 80-м году жизни не стало латвийской актрисы, народной артистки СССР Вии Артмане. Про таких женщин, как она, говорят «сделала себя сама». Родилась в бедной семье, смогла стать королевой экрана, как и мечтала. Необъятную популярность ей принесли фильмы «Родная кровь», «Театр», «Никто не хотел умирать», «Туманность Андромеды». Артмане всем казалась счастливой, но мало кто знал, что ее жизнь была театром одного актера, разрывающегося между чувствами и долгом. Мы вспомнили о самом главном романе в ее жизни. 

Разрушительная ревность

Вия Артмане, как и все девушки, мечтала о большой любви и сильном мужском плече. С будущим мужем, красавцем-актером Артуром Димитерсом, она познакомилась в театре. Так как актриса была серьезно погружена в профессию, то не замечала его знаков внимания. Мало кто знал, что на тот момент Артур был женат. Но чувства к молодой Вии так завладели мужчиной, что он караулил ее у входа в театр и оставлял любовные послания. Спустя несколько месяцев Артмане все-таки сдалась. Он развелся, и она вышла за него замуж. Однако любовная идиллия продлилась всего несколько недель... 

– Артур был очень ревнивым, – признавалась Вия Фрицевна. – Устраивал скандалы по любому пустяку! Сначала мне это нравилось, а потом надоело до смерти.

Актриса думала, что рождение ребенка все-таки сможет усмирить пыл супруга. В 1957-м она родила сына Каспара. Но и это не пробудило в муже долгожданного спокойствия. Ей пришлось самой ухаживать за малышом, играть в театре и сниматься в кино. 

Любовь на «Родной крови»

Первый громкий успех Вии Артмане в 1963 году принес фильм Михаила Ершова «Родная кровь». По сценарию она играла любовь с Евгением Матвеевым. В жизни, как и на экране, он был красивым, сильным, уверенным в себе мужчиной. Съемочная группа сразу заметила, как он заботливо относился к ней. 

Артур Димитерс обвинил актрису в романе с Матвеевым. Однако сама Артмане пыталась это скрывать ото всех, даже то, что родила от режиссера дочку. Лишь когда Кристине исполнилось тридцать лет, мать рассказала, что ее настоящий отец – Евгений Матвеев. 

– У мамы с Матвеевым получилась не только работа, но и любовь, – вспоминает в одном из интервью сын Вии Каспар. – Грешно, но так случилось. Моей жене Лиге мать призналась в этом еще 25 лет назад. Рассказала, что у них с отцом был договор: он принимает дочь и они больше никогда никому об этом не говорят. Люди продолжали шептаться. Мама гуляла с коляской по парку, а бабульки с острым языком говорили: «Девочка – вылитый Матвеев!» Потом эта история еще раз всплыла, когда мама принимала православие и исповедалась во всем священнику. Когда в 2008 году, в октябре, у мамы случился сердечный приступ и мы отвезли ее в больницу, она еще была в сознании. Перед реанимацией ее последние слова были адресованы моей жене: «Скажи Кристине, что ее отец – православный». Нам без слов было понятно, о ком идет речь. 

«Мама гуляла с коляской по парку, и бабульки говорили: «Девочка – вылитый Матвеев!»// Фото: архив редакции

Бог простит...

– Действительно, у меня с Евгением Матвеевым был бурный роман на съемочной площадке, – вспоминала Вия Фрицевна в одном из интервью. – Судите сами, как можно не влюбиться, если ты каждый день играешь любовь? Теплые, дружеские отношения мы пронесли через всю жизнь. Я запомнила нашу последнюю встречу. Женя подошел ко мне, и я обомлела, потому что была уверена, что он не сможет прийти, Евгений Семенович был тяжело болен раком. Но он пришел поздравить меня и проститься… Обнял меня, поцеловал, а сам такой худой, в глазах усталость. 

А вот что говорила об их романе дочь Евгения Матвеева Светлана:

– Папа признавался, что, когда играет любовь, ему нужна какая-то зацепка. И он играл так, что все женщины плакали. Когда снимали «Родную кровь», пошел слух, что якобы у него с Артмане роман. Отец волновался, потому что не представлял себе, как с ней играть в любовных сценах: «Она такая холодная, какая-то отстраненная, зажатая». Потом они подружились и получилась прекрасная киноистория. Уже после смерти отца родился слух о том, что у него есть дочь от Артмане. Считаю, что некорректно говорить об этом, когда двоих персонажей этой истории нет в живых и они не могут ответить. 

Похоронив мужа, на склоне лет Вия Фрицевна призналась, что не была счастлива в браке. 

– Мой муж не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит. 

sobesednik.ru

Женская тайна Вии Артмане

Православная вера трижды спасала актрису от смерти

Свой век звезда эпохи доживала в ужасающих условиях

Православная вера трижды спасала актрису от смерти

Ровно год назад, 11 октября, ушла из жизни великая актриса Вия АРТМАНЕ. На родине ее называли «Мать Латвия». Но по сути она была родной и любимой для всех жителей огромной советской державы, смотревших фильмы с ее участием. В фильмографии Артмане - около 40 ролей, она была настоящей мегазвездой. А умерла в психиатрической больнице, практически в нищете, и поддерживали актрису в ее последние годы лишь самые близкие люди.

Накануне скорбной даты наш корреспондент пообщался с невесткой Вии Фрицевны - Лигой ДИМИТЕРЕ.

- Лига, как вы стали членом этой удивительной семьи?

- Мой отец был дружен с мужем Вии Артуром Димитерсом. Я сама из деревни и на тот момент училась в торговом техникуме. Однажды к нам пришел дядя Артур и спросил: «Ты ведь оканчиваешь учебу в Риге. А работать и жить где будешь?» Я ответила, что работать стану в ресторане, а где жить - не знаю. Он улыбнулся и промолчал. А когда я устроилась на работу и подыскивала жилье, позвонил папа и сказал, чтобы я зашла к Димитерсам. Помню, был четверг, я пришла к ним, и Вия Фрицевна сказала: «Ты будешь жить в комнате моей мамы, она умерла год назад. Мы ее для тебя немного украсили». Я зашла в комнату и ахнула - она была увешана... апельсинами. И я осталась. На долгих 30 лет.

- Дом звезды был богатым?

- Нет, жили мы скромно. Но домой было всегда приятно возвращаться. У мамы (я называла ее так) был прекрасный вкус, она умела навести уют. Мама не терпела в доме грязи, белье, кстати, всегда стирала своими руками, сама готовила пищу. Мне даже ничего не приходилось делать. Хотя все в семье, кроме меня, были люди творческие. У мамы не было легкой жизни, да и личным счастьем она была обделена.

Невестка Лига всегда оставалась для мамы надежным тылом

- Это правда, что муж безумно ревновал Вию? - Возможно, ревность и была, но дядя Артур ее очень умело скрывал. Спорили они только о творчестве, никаких бытовых разборок в семье я не припомню.
Хотела очистить душу

- Как случилось, что Вия Артмане на склоне лет решила принять православие?

- В последние десять лет жизни мама очень сдала. Ее подломила история с выселением. (Квартира актрисы в центре Риги была отдана банку, и Вия Фрицевна вынуждена была переехать в местечко Мурьяну на дачу своих родителей. - Т. К.) Мама замкнулась в себе, много размышляла. Все хозяйство перешло ко мне, я занималась домом и ухаживала за мамой. Однажды я принесла ей православный крестик и иконку Божией Матери. И после этого она решила принять православие. Мы пригласили священника, мама с ним долго говорила, а потом объявила о своем решении. Она была по-настоящему религиозным человеком, каждые выходные мы ходили с ней в церковь, утром и вечером она обязательно читала молитвы. Вера ее спасала. Это было настоящее чудо. Ведь за два года она несколько раз была на волосок от смерти, перенесла три инсульта, у нее отнимались ноги, плохо работала рука, появились пробелы в памяти, сбивалась речь. Но она хотела очистить душу, и Бог ей эту возможность послал.

В фильме «Родная кровь» АРТМАНЕ и МАТВЕЕВУ изображать страсть не пришлось

- Почему актрису поместили в психиатрическую клинику?

- Маме становилось все хуже, и мы уже не могли самостоятельно обеспечить ей необходимый уход. Решили поместить ее в хорошую клинику. Я обзвонила несколько больниц в Риге, но ее никуда не взяли. Тогда я обратилась к знакомому врачу в клинику «Линезерс», однако и там места не нашлось. Но врач все же решил нам помочь. Он позвонил в районную больницу в Стренчи, где главврачом была его мать, и Вию Фрицевну туда приняли. В больнице ее очень любили, хорошо за ней ухаживали, за что мы очень благодарны.

Мама чувствовала, что уходит, и в одно из наших посещений попросила позвать к ней священника, чтобы исповедаться. Она умерла как истинная христианка спокойно и без боли. Ее не стало в три часа дня в субботу. Последние слова, которые она произнесла: «Такова жизнь»...

Евгений и Вия любили друг друга, но вместе им было не по судьбе

Месть за талант

Прошел год со дня ее смерти и два, как я брала у звезды интервью. Этих нескольких часов, проведенных в ее доме, не забуду никогда. Помню, вхожу к ней в комнату, а передо мной не старая женщина, а... царица! Я даже заплакала, стою, ничего не могу сказать. А она меня успокаивает: «Ну что вы, деточка, мы ведь с вами почти родные. Ваша мама лечила моих детей. Сейчас будем пить чай».

После интервью я, счастливая, встретилась с очень уважаемым в Латвии человеком и рассказала ему о своей удаче. И услышала в ответ слова, повергнувшие меня в шок:

- Но ведь ее многие недолюбливали. Например некоторые актеры, врачи...

С мужем Артуром ДИМИТЕРСОМ Вия счастлива не была

- При чем тут врачи?- Но ведь она в советское время была любовницей самого Восса (1-й секретарь ЦК Компартии Латвии. - Т. К.), ездила к нему в загородный дом в Юрмале. Они ночью там веселились, а врачи дежурили под дверью. И все блага она получала в театре, а кто ей не нравился, того оттуда выживали...

Почему я вспомнила об этом разговоре? Да потому, что такие мысли нередко высказывают сплетники и завистники, умалчивающие о таланте актрисы, ее доброте. Ведь к ней обращались за помощью тысячи людей. А то, что ей благоволили сильные мира того... Так ведь тоже за талант и красоту. А сейчас те, кто ее недолюбливал, получив от новой власти высокие посты, решили мелочно отыграться на женщине, прославившей свою маленькую страну.

Из интервью с Вией Артмане за год до смерти:

- Мы оба были творческими людьми, и нам непросто быть вместе. Что губит любые отношения? Ревность. Только ревность. Я была очень востребованной актрисой. Не скрою, влюблялась в партнеров по кино и театру. Но именно этот человек (Артур Димитерс. - Т. К.) стал отцом Каспера.

- Евгений Матвеев - настоящий мужчина. Когда пришла новая власть (перестройка) и я практически не работала, стало очень трудно с деньгами. И он мне помогал. Но я обижалась на него за то, что он всегда на день позже поздравлял меня с днем рождения. У нас были чувства...

На этих ее словах, а интервью проходило в ее домике в Мурьяну, в комнату вошла дочь актрисы Кристина. Мать посмотрела на нее с нежностью и тихо прошептала: «Вот результат этих чувств».

Журналистка Татьяна КИЗИЛОВА у домика актрисы в Мурьяну

Из интервью с Вией Артмане

Я очень люблю свою Латвию, ее леса, реки, землю. Я очень люблю Россию. Спасибо вам, люди, что помните меня. Низкий вам поклон!

www.eg.ru

От всесоюзной славы до смерти в забвении: Трагическая судьба Вии Артмане

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: svp.todayВия Артмане была одной из самых известных советских актрис из Прибалтики. Зрители запомнили ее по ролям в фильмах «Театр», «Родная кровь», «Туманность Андромеды» и «Стрелы Робин Гуда». В театре ей часто доставались роли королев, и это было вполне объяснимо: выглядела и вела себя актриса и правда царственно. После распада СССР она лишилась всего и последние годы провела в полном забвении и лишениях, и только перед смертью королева советского кино решилась открыть тайны, о которых молчала всю жизнь…

Вия Артмане в фильме *За лебединой стаей облаков*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане в молодости | Фото: damy-gospoda.ru

Никто из зрителей не догадывался о том, что царственная Вия Артмане на самом деле не была голубых кровей, она родилась в крестьянской семье в деревне и в детстве была пастушкой. Ей пришлось начать работать с 10 лет, чтобы помочь матери, – отец девочки погиб за 4 месяца до ее рождения в результате несчастного случая, мать батрачила у зажиточных крестьян. Затем они перебрались в Ригу, где мать работала уборщицей, а дочь ей помогала. Конечно, девочка мечтала о другом будущем. С юности она увлекалась танцами и театром и мечтала о том, чтобы выступать на сцене. Несмотря на то, что мать не одобряла ее выбор, она поступила в драматическую студию при театре и поменяла свое имя Алида на более звучное – Вия.

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

После окончания учебы Вию приняли в труппу Художественного академического театра, в 27 лет она дебютировала в кино. Всесоюзную популярность ей принесла роль в фильме «Родная кровь», где ее партнером по съемочной площадке стал актер Евгений Матвеев. Фильм получил несколько премий на международных кинофестивалях, по результатам опроса журнала «Советский экран» Вию признали лучшей актрисой года, в Латвии она стала настоящей национальной гордостью, ее называли «Мать-Латвия». Евгения Матвеева и Вию Артмане считали одной из самых красивых пар советского кино. Только спустя годы она призналась, что парой они были не только на экране.

Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме *Родная кровь*, 1963 | Фото: damy-gospoda.ru

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме *Родная кровь*, 1963 | Фото: biography-life.ru

Новая волна популярности пришла к ней в конце 1970-х гг., когда Вия Артмане сыграла главную роль в фильме «Театр» по роману С. Моэма. О своей героине она говорила: «Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но, прежде всего Джулия - человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной».

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане | Фото: biography-life.ru

В начале 1980-х гг. актриса продолжала активно сниматься в кино и выступать на театральной сцене. А в начале 1990-х с распадом Союза в ее жизни началась черная полоса. Вия Артмане подверглась гонениям на родине из-за того, что снялась в фильме по русской прозе и одно время была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. В театре, которому она посвятила 50 лет своей жизни, больше не находилось для нее ролей, и актриса перешла в Рижский молодежный театр. Новых ролей в кино не предлагали. После принятия закона о реституции власти отняли у нее квартиру и передали потомку бывшего владельца. Актрисе пришлось переехать на дачу в 40 км от Риги. В этом маленьком одноэтажном деревянном домике королева советского кино провела последние 10 лет своей жизни.

Актриса с дочерью Кристианой | Фото: kino-teatr.ru

Помимо неурядиц в профессиональной жизни, Вии Артмане пришлось пережить еще и личные драмы. На протяжении 27 лет она была женой известного латвийского актера Артура Димитерса, но в этом браке никогда не чувствовала себя счастливой. Она признавалась: «Мой муж – мы играли с ним в одном театре – был очень ревнивым. Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да... Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит». Несколько раз она задумывалась о разводе, но решила сохранить семью ради двоих детей. После смерти мужа в 1986 г. она осталась одна. Только когда ее дочери исполнилось 30 лет, Вия Артмане раскрыла тайну, о которой знали только они с мужем: настоящий отец Кристианы – актер Евгений Матвеев, с которым у нее случился роман во время съемок в фильме «Родная кровь».

Вия Артмане в фильме *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане никогда не жаловалась на судьбу и никому не рассказывала о том, что в последние годы жизни испытывала большие финансовые трудности и оказалась на грани бедности – квартплата в два раза превышала ее пенсию. К тому же актриса тяжело болела, из-за чего должна была бросить любимое дело. Она объясняла: «Я перенесла два больших инсульта и оставила профессию. Отыграла после этого еще несколько сезонов и ушла. Это было необходимо: зритель любит здоровых актеров. Теперь я просто живу, слежу за тем, что происходит вокруг, и радуюсь за молодых».

Вия Артмане в фильме *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: peoples.ru

После третьего инсульта актриса снова оказалась в больнице. Там она и провела последние недели своей жизни. 11 октября 2008 г. 79-летняя Вия Артмане скончалась. Несмотря на все лишения, которые ей довелось пережить, она так и осталась царственной и гордой: «Я не хотела, чтоб от меня осталось грустное впечатление, что я актриса, которую нужно жалеть. Терпеть этого не могу! Перед зрителем актер должен быть всегда на высоте». Такой она и осталась в памяти зрителей.

Последняя роль Вии Артмане – императрица в фильме *Золотой век*, 2003 | Фото: kino-teatr.ru

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

После громкой всесоюзной славы исчезла с экранов и первая красавица советского кино 1950-х: Годы забвения и загадка гибели Кюнны Игнатовой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Вия Артмане: личная жизнь | ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ

Вия Артмане: личная жизнь

 Досье: 

Имя при рождении: Алида Фрицевна Артмане. 

Дата рождения: 21 августа 1929.

Место рождения: Кайве, Тукумский уезд, Латвия. 

Дата смерти: 11 октября 2008 ( 79 лет)

Профессия: актриса . 

Карьера: 1950-2003.Народная артистка Латвийской ССР (1965) Народная артистка СССР (1969) Приняла православие, взяв имя Елизавета.

Семья: Муж: Артур Димитерс (1915-1986), актёр театра.Сын: Каспар Димитерс, музыкант Дочь: Кристиана Димитере, художник

Недавно прочла биографию Вии Артмане. Слава Артмане не знала границ!  Многие факты её жизни меня шокировали! Здесь мы не будем говорить о её творчестве и фильмографии. Посмотрим как складывалась  её необыкновенная судьба …

Вия Артмане по праву считается одной из самых утонченных артисток отечественного кинематографа, особенно ей удавались   на экране как аристократические натуры, так и душевные лиричные героини. Кто знал актрису лично, говорят о её деликатности в общении. Кто бы мог подумать, что она была отнюдь не «голубых кровей».[more=]

Вия Артмане личная жизнь

Детство. Настоящее имя актрисы -Алида. Она родилась в деревне, в семье крестьян. Мать ( Анна)-полька, отец (Фриц) — из прибалтийских немцев. 19 -летний отец умер от несчастного случая  за 4 месяца до рождения дочери. Мать с грудным ребёнком-Алидой скиталась по разным углам, затем батрачила у зажиточных крестьян. В 10 лет мать отдала Алиду в пастушки, пять лет она работала пастухом. Когда Алида училась в школе, она хотела стать юристом, «Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых», но волшебство кино и театра её притягивало больше.

Начало пути

Когда Алиде  исполнилось 15 лет, они с матерью осели в Риге. Здесь мать  устроилась работать уборщицей на радио, а  Алида стала ее помощницей. Как же было трудно жить на эти гроши: покупать еду,одежду и книги. В Риге  они  жили в крохотной комнатке, похожей на чердак с низким потолком. 

Чемодан служил письменным столом. В одной из рижских школ танца Алида училась танцам. Потом её увлек театр и Алида вопреки всему поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре им.Я.Райниса (  здесь она проработает  50 лет!) Она поменяла своё имя на более звучное — Вия. И начала новую жизнь.

Семейная жизнь

Семья Вии Артмане: муж Артур Димитерс, сын и дочь

К сожалению, в отличие от театральной, семейная жизнь Артмане не была счастливой. Рассказывает Вия Фрицевна: «Мой муж — мы играли с ним в одном театре — был очень ревнивым. Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась.

Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».

Вия хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. И всё-таки с Артуром Диметерсом Вия прожила 27 лет. Как бы там ни было, без своего мужа Вия Артмане не стала бы такой великой актрисой. Когда его не стало, она сильно сдала.

Большая любовь

Кадр из фильма «Родная кровь» (1963) с Евгением Матвеевым

Артмане  дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с  Евгением Матвеевым. Муж закатил Артмане страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране.

С дочерью Кристианой

О своем сумасшедшем романе с ним Вия Фрицевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, Артмане призналась, что Матвеев – ее настоящий отец.

В то время Евгению Матвееву так же было нелегко, он хотел уйти из семьи. Но Вия и Евгений условились – рушить свои семьи они не станут, она – ради сына, а он – ради своих двоих детей. Уже в старости, когда мужа  не стало, Вия  встретила Матвеева в Москве. Он  предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Но Вия не согласилась.

Дети Вии Артмане:   сын Каспар Димитерс и дочь Кристиана Димитере

Жизнь королевы

С годами о Вии Артмане забыли. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы… В 90-х  годах власти Латвии отобрали у актрисы квартиру, и она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в домике-развалюхе.

Потом дала о себе знать давняя болезнь ног. У Артмане на ногах стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Актрису мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание.В последние годы жизни актриса испытывала большие финансовые трудности.

Но  она никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью. Квартплата в два раза превышала пенсию одной из самых популярных актрис советского кино. В 2002 году актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко «Золотой век». Это была одна из последних её работ в кино.

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в  г.Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Незадолго до смерти крестилась в православную веру под именем Елизавета. Выходит, что родилась в нищете, жила как королева, известная всему миру, и умерла снова в нищете! Память: об актрисе сняты  документальные фильмы  «Разговор с королевой»(1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).

[iflash=640,480,http://www.youtube.com/embed/FcPN3dYLyN4]

[iflash=640,480,http://www.youtube.com/embed/Ph0riVwDqQk]

Источник

maxpark.com


Смотрите также